Апостол Павел о любви, женщинах и браке

Апостолы о любви

Слово «любовь» в наше время мы слышим постоянно. Одни люди называют этим понятием телесную близость, другие – пылкую страсть, для христиан же важно знать, что говорили апостолы о любви, и насколько их понимание этой добродетели отличается от распространенного сейчас.

Самый известный текст, в котором апостолы говорят о любви – это 13 глава 1 послания к Коринфянам апостола Павла. Знаменитый «гимн любви» — 13 стихов, где перечислены признаки настоящей любви как высшей христианской добродетели: стремление к Истине, противление неправде, долготерпение, милосердие, надежда, способность простить и перенести любые трудности, отсутствие гордости и желания зла и раздражения.

Апостол Павел говорит, что любовь – это главное, к чему должен стремиться христианин:

Если я говорю языками человеческими и ангельскими, а любви не имею, то я — медь звенящая или кимвал звучащий.

Если имею дар пророчества, и знаю все тайны, и имею всякое познание и всю веру, так что могу и горы переставлять, а не имею любви, — то я ничто.

И если я раздам все имение мое и отдам тело мое на сожжение, а любви не имею, нет мне в том никакой пользы.(1Кор.13:1-3).

Заметим, что апостольское представление о любви не совпадает с тем, как многие понимают любовь в современном мире. Для нас «любить» человека часто означает его использовать, «лакомиться им как клубникой со сливками», как говорил митрополит Антоний Сурожский. После такого «съедения» человек обязательно выбрасывается – отношения рушатся, семьи распадаются, и вместо любви и счастья получаются одни страдания.

Апостол Петр в двух посланиях предлагает рецепт настоящей любви, в которой нет места ссорам и обидам: Более же всего имейте усердную любовь друг ко другу, потому что любовь покрывает множество грехов. (1Пет.4:8)

Любовь, по мысли апостола Петра, — это не способ получить удовольствие от другого человека, не механизм для его использования, а возможность для прощения обид, помощи ближнему и преодолению конфликтов.

При этом, апостольское понимание любви совсем не похоже на скучные нравоучения о том, «как важно быть хорошим». Любовь это цель, а не средство для достижения чего-либо.

Любовь – это лучший способ богопознания и возможность почувствовать себя «детьми Божьими – апостол Иоанн в Первом послании много говорит о том, что христиане не просто обязаны любить ближнего, а по сути не могут этого не делать. Отсутствие любви – греховное искажение человеческой природы, которое можно преодолеть с помощью Христа: Бога никто никогда не видел. Если мы любим друг друга, то Бог в нас пребывает, и любовь Его совершенна есть в нас. (1Иоан.4:12)

Для апостола Иоанна смысл любви еще и в том, чтобы поступать по заповедям.

Как видим, говоря о любви, апостолы почти не упоминают об интимных отношениях. Эта тема в Новом Завете упоминается либо в связи с браком и отношениями между супругами, либо при разговоре о грехах. В Священном Писании телесная близость не является чем-то самоценным – в браке она становится одним из очень значимых выражений любви, углубляющим и расширяющим любовь между мужчиной и женщиной. В случае «клубники со сливками» телесная близость становится тем, что эту любовь окончательно разрушает, измельчает и суживает.

Любовь как христианская добродетель, по мысли апостолов, понятие гораздо более широкое и важное, чем любая близость между людьми.

Эта традиция сохранилась и впоследствии. Одну из самых известных притч о христианском понимании любви рассказывает авва Дорофей: «Представьте себе круг, начертанный на земле, средина которого называется центром, а прямые линии, идущие от центра к окружности, называются радиусами. Теперь вникните: предположите, что круг сей есть мир, а самый центр круга – Бог; радиусы же, т.е. прямые линии, идущие от окружности к центру суть пути жизни человеческой.

Итак, насколько святые входят внутрь круга, желая приблизиться к Богу, на столько, по мере вхождения, они становятся ближе и к Богу, и друг к другу; и сколько приближаются к Богу, столько приближаются и друг к другу; и сколько приближаются друг к другу, столько приближаются и к Богу.

Так разумейте и об удалении. Когда удаляются от Бога и возвращаются ко внешнему, то очевидно, что в той мере, как они исходят от средоточия и удаляются от Бога, в той же мере удаляются друг от друга; и сколько удаляются друг от друга, столько удаляются и от Бога.

Таково естество любви: насколько мы находимся вне и не любим Бога, настолько каждый удален и от ближнего. Если же возлюбим Бога, то сколько приближаемся к Богу любовью к Нему, столько соединяемся любовью и с близкими; и сколько соединяемся с ближним, столько соединяемся с Богом».

Апостол Павел о любви, женщинах и браке

Христианство, как религия любви, учит каждого человека с добром относиться ко всем окружающим. В Библии есть много текстов, призывающих к этому, но самым известным местом можно назвать 13 главу послания апостола Павла к Коринфянам.

Эти строки принято называть «гимном любви», ведь именно в них раскрывается вся суть и смысл христианского понимания этого высокого чувства. Что же имел в виду апостол Павел, рассуждая о любви? Чем отличается христианское понимание этого чувства от обычного, мирского? Попробуем разобраться.

Пояснение к 13 главе послания апостола Павла к Коринфянам

Открыв Библию в нужном месте, мы увидим слова апостола о том, какая должна быть настоящая любовь в христианском значении. Примечательно, что апостол Павел в юности был ярым и страстным гонителем Христа, всячески опровергал Его учение. После Божественного откровения ему, он уверовал в истинного Бога и с таким же дерзновением стал служить.

Именно этот служитель Господа собрал воедино и записал главные 16 характеристик любви, перечень которых мы и видим в его послании к Коринфянам. Согласно христианскому вероучению, любовь:

  • Долготерпит.Очень часто долготерпение трактуют неверно, подразумевая под ним безропотное терпение унижений, оскорблений и прочих недопустимых вещей в отношениях. С христианской добродетелью такие отношения, как правило, не имеют ничего общего, а являются на самом деле только лишь слабостью и созависимостью, с которыми нужно бороться. Долготерпение — это умение ждать покаяния, выздоровления души. Если человек долготерпит, это означает, что он верит в исправление греха и относится к любимому так, как будто тот уже совершенен.
  • Милосердствует.Милосердный человек никого не осуждает, видит чужие беды и пытается оказать помощь, сочувствует. Милосердие можно назвать сутью любви к ближнему, как к самому себе — именно так апостол Павел определяет сущность любви. Муж любит жену, как самого себя, и уже не существует понятия «я» и «ты», но только лишь понятие «мы».
  • Не завидует. Каждый, кто хотя бы раз переживал чувство яркой влюбленности, хорошо знает, что своим счастьем хочется поделиться со всем миром. Человек настолько наполнен своими радостными переживаниями, что они буквально льются через край. В таком состоянии совершенно невозможно завидовать, желать чего-либо, что есть другого. Напротив, человек готов отдать всего себя, настолько наполнен он своим чувством.

Молитвы о даровании любви:

  • Молитва о мире и любви в семье
  • Молитва об умножении любви и искоренении ненависти
  • Молитвы святым Петру и Февронии о любви в семье
  • Не превозносится. Истинная духовная связь между людьми предполагает естественное возвышение своего ближнего. Это совершенно не означает, что себя самих мы должны унижать и всячески приносить в жертву любимому. Настоящая связь всегда взаимна и обоюдна, и вполне естественно желать для близкого человека больших благ. В тесных отношениях не может быть духа соревновательности — каждый из партнеров всегда готов уступить, лишь бы не разрушить близкий контакт.

    Христианская любовь в браке и семейной жизни

    Что же означают слова апостола на практике? Возможно ли в обычной мирской жизни построить такие отношения, которые будут соответствовать всем высоким библейским характеристикам? Православие говорит, что да, это возможно. И инструмент взращивания таких отношений — это семья.

    В семейной жизни верующий человек учится и терпеть, и милосердствовать, и доверять, и надеяться. Именно семейная жизнь может и должна стать эффективным инструментом возвышения и роста духовного в человеке. Невозможно представить себе жизнь в браке без ежедневного самопожертвования каждого из супругов, однако это самопожертвование должно быть добровольным, естественным и обоюдным.

    Читайте о семье и браке:

    По словам того же апостола Павла, муж так сильно должен любить жену, как Господь возлюбил Церковь. Конечно же, греховной человеческой природе невозможно постичь величие и силу Божественной любви, но стремиться к этим высотам необходимо.

    Нужно ли говорить, что с таким отношением мужа к жене вполне естественно в жизнь входят понятия милосердия, долготерпения, возвышения ближнего. И уж никак такие высокие супружеские отношения не могут соединяться с гордыней, завистью, раздражительностью, памятозлобием.

    Совет! Нужно помнить, что глубокая настоящая супружеская любовь — это не сиюминутный дар, но результат долгого и упорного труда над отношениями. Невозможно познать истинное чувство быстро, в самом начале отношений, но его можно вырастить спустя долгие годы верной и честной совместной жизни.

    Апостолы о браке

    «Любовь – удивительное чувство, но оно не только чувство, оно – состояние всего существа. Любовь начинается в тот момент, когда я вижу перед собой человека и прозреваю его глубины, когда вдруг я вижу его сущность. Конечно, когда я говорю: “Я вижу”, я не хочу сказать “постигаю умом” или “вижу глазами”, но – “постигаю всем своим существом”. Если можно дать сравнение, то так же я постигаю красоту, например, красоту музыки, красоту природы, красоту произведения искусства, когда стою перед ним в изумлении, в безмолвии, только воспринимая то, что передо мной находится, не будучи в состоянии выразить это никаким словом, кроме как восклицанием: “Боже мой! До чего это прекрасно. ” Тайна любви к человеку начинается в тот момент, когда мы на него смотрим без желания им обладать, без желания над ним властвовать, без желания каким бы то ни было образом воспользоваться его дарами или его личностью, – только глядим и изумляемся той красоте, что нам открылась».

    Материал по теме

    Апостолы о любви

    Слово «любовь» в наше время мы слышим постоянно. Одни люди называют этим понятием телесную близость, другие – пылкую страсть, для христиан же важно знать, что говорили апостолы о любви, и насколько их понимание этой добродетели отличается от распространенного сейчас.

    В посланиях апостола Павла можно найти мысль о том, что брак – это всего лишь лекарство от блуда:

    Итак, я желаю, чтобы молодые вдовы вступали в брак, рождали детей, управляли домом и не подавали противнику никакого повода к злоречию; (1Тим.5:14)

    Здесь нужно сказать пару слов о нравах Римской империи времен Октавиана Августа и более поздних императоров. Женщина в Древнем Риме была более свободна, чем у греков. Она имела право распоряжаться своим имуществом, вступать в брак и получать наследство. А вот нравы были достаточно свободными. Интимные связи были очень распространены. Поэтому апостол Павел и призывает молодых вдов вступать во второй брак. Во-первых, чтобы иметь защиту со стороны мужа, а во-вторых, чтобы не впасть в сильное искушение и не искушать других.

    Особенностями римского общества можно объяснить и другую знаменитую цитату этого апостола:

    Прочим же я говорю, а не Господь: если какой брат имеет жену неверующую, и она согласна жить с ним, то он не должен оставлять ее;

    и жена, которая имеет мужа неверующего, и он согласен жить с нею, не должна оставлять его.

    Ибо неверующий муж освящается женою верующею, и жена неверующая освящается мужем верующим. Иначе дети ваши были бы нечисты, а теперь святы.

    Если же неверующий хочет развестись, пусть разводится; брат или сестра в таких случаях не связаны; к миру призвал нас Господь. (1Кор.7:12-15)

    Христиане в Римской империи жили в окружении людей, которые не были последователями новой религии, так что данное повеление позволяло разрешить проблемы тех людей, которые вступили в брак до обращения ко Христу (проблема возникающая иногда и в наши дни).

    Если же обратиться к нравственным аспектам, то апостолы говорили о браке как абсолютной ценности. Развод – недопустим и только в случае измены, когда брак исчерпал себя объективным образом, супруг может оставить изменившего ему, но уже больше никогда не жениться или не выходить замуж второй раз. В нормальной ситуации человек должен прожить всю жизнь с одной женой или мужем.

    Отрывок из послания к Ефесянам, который читается во время таинства Венчания, говорит о значении брака уже совсем с других позиций – не утилитарных или практических. Этот отрывок говорит о мистическом значении брака и возводит его на такую высоту, которая, как кажется, не может быть достигнута человеком:

    Так должны мужья любить своих жен, как свои тела: любящий свою жену любит самого себя. Ибо никто никогда не имел ненависти к своей плоти, но питает и греет ее, как и Господь Церковь, потому что мы члены тела Его, от плоти Его и от костей Его. Посему оставит человек отца своего и мать и прилепится к жене своей, и будут двое одна плоть. Тайна сия велика; я говорю по отношению ко Христу и к Церкви. Так каждый из вас да любит свою жену, как самого себя; а жена да боится своего мужа. (Еф. 5, 28-33)

    Здесь образом брака мужчины и женщины становится единство Христа и Церкви. Апостол прямо повелевает мужчине любить жену, как Христос возлюбил Церковь. Мера этой любви нам хорошо известна из Евангелия – это готовность в любой момент отдать жизнь за свою семью.

    Часто вызывает вопросы последняя строка про необходимость бояться своего мужа. Речь здесь идет, конечно, не о страхе перед силой или наказанием, а о страхе обидеть самого близкого человека, огорчить его.

    Апостол не дает каких-то практических советов или правил семейной жизни. Есть только одна тема семейной жизни, с которой связано четкое формальное правило. Одно единственное правило семейной жизни данное в Священном Писании связано с телесной близостью между супругами. Апостол Павел подчеркивает, что тело мужа принадлежит уже не ему, а жене и наоборот. Поэтому супруги должны хранить себя друг для друга и при этом не отказывать друг другу в физической близости без обоюдного согласия:

    Муж оказывай жене должное благорасположение; подобно и жена мужу. Жена не властна над своим телом, но муж; равно и муж не властен над своим телом, но жена. Не уклоняйтесь друг от друга, разве по согласию, на время, для упражнения в посте и молитве, а потом опять будьте вместе, чтобы не искушал вас сатана невоздержанием вашим. (1Кор.7:3-5)

    Именно христиане с самого начала бытия Церкви всегда отстаивали красоту, ценность и значимость брака в жизни человека. Раннехристианский апологет Тертуллиан автор II века так говорит о значении брака в жизни христианина в “Послании к жене”:

    «Как изобразить счастье супружества, которое заключает сама Церковь, которое утверждает молитва, запечатлевает благословение, объявляют Ангелы и окончательно утверждает Отец. Как приятно иго двух сердец, соединенных одною надеждою, одним учением, одним законом. Они как дети одного Отца, как рабы одного Господа; нет между ними никакого раздора ни в душе, ни в теле. Они два в одной плоти. Где плоть одна, там и дух один. Они вместе молятся, вместе преклоняют колена, вместе постятся, взаимно наставляют и увещевают друг друга. Они вместе присутствуют в церкви и на трапезе Господней, вместе терпят гонения, вместе наслаждаются и спокойствием. Они ничего не таят друг от друга, не бывают в тягость один другому. Свободно посещают больных, без стеснения раздают милостыню, без развлечения стоят в молитвенных собраниях; вместе поют псалмы и гимны и взаимно возбуждают друг друга к прославлению Господа».

    О христианском отношении к браку читайте в рубрике “Венчание”

    LiveInternetLiveInternet

    Метки

    Рубрики

    • Психология (411)
    • Взаимоотношения (81)
    • Женщины (43)
    • Полезные советы (38)
    • Практика (32)
    • Мужчины (31)
    • Тесты (21)
    • Эмоции. (20)
    • Успех (20)
    • Правила жизни (19)
    • Самосовершенствование (19)
    • Счастье (19)
    • Правила общения. (15)
    • Любовь (14)
    • Семья (12)
    • Законы (10)
    • Арт-терапия (8)
    • СВТ. Системно -векторная терапия. (7)
    • Чувства (7)
    • Принципы жизни (6)
    • Психосоматика (6)
    • Мысли (5)
    • Цитаты (4)
    • Тайм-мененджмент (4)
    • Целеполагание (4)
    • Депрессия (4)
    • Умные мысли. (3)
    • Влюбленность (3)
    • Зрелость (3)
    • Психотехники (3)
    • Способности (3)
    • Аффирмации (3)
    • Психотипы. (2)
    • Полезная информация (2)
    • Личностные границы. (2)
    • Желания (2)
    • Бизнес (2)
    • Речь (2)
    • Медитация (1)
    • Интересные факты. (1)
    • Мечты (1)
    • Комфорт (1)
    • Друг. (1)
    • Уверенность (1)
    • Мотивация (1)
    • Воля. (1)
    • Психика. (1)
    • Значение слов (1)
    • Психиатрия. (1)
    • Фильмы (1)
    • Стратегия (1)
    • Профессия (1)
    • Цвета (1)
    • Кулинария (308)
    • Выпечка (57)
    • Горячее (52)
    • Сладкое (32)
    • Салаты (23)
    • Закуски (13)
    • Десерты (10)
    • Супы (9)
    • Напитки (8)
    • Пирог (7)
    • Торт (7)
    • Рыба (6)
    • Каши (5)
    • Мультиварка (4)
    • Майонез (2)
    • Котлеты (2)
    • Соусы (2)
    • Микроволновка. (1)
    • Варенье (1)
    • Дети. (1)
    • Специи (1)
    • Здоровье (235)
    • Полезные советы (39)
    • Упражнения (24)
    • Еда (20)
    • Полезная информация (12)
    • Стройная фигура (9)
    • Сон (9)
    • Цигун (7)
    • Очищение (4)
    • Специи (4)
    • Массаж. (3)
    • Витамины (2)
    • Эмоции. (1)
    • Зубы (1)
    • Китайская медицина (1)
    • Напитки (1)
    • Травы (1)
    • Питьевой режим (1)
    • Дети (212)
    • Воспитание (57)
    • Полезные советы. (13)
    • Развивающие занятия (7)
    • СВТ. Системно -векторная терапия. (4)
    • Сон (4)
    • Подростки (3)
    • Обучение (3)
    • Наказание. (2)
    • Практика. (1)
    • Православие (1)
    • Зависимости. (1)
    • Эмоции. (1)
    • Панические атаки. (1)
    • Тревога. (1)
    • Развитие. (1)
    • Страхи (1)
    • Ответственность. (1)
    • Личностные границы. (1)
    • Чувства. (1)
    • Привязанность (1)
    • Музыка (1)
    • Привычки (1)
    • Игры (1)
    • Книги (1)
    • Прививки (1)
    • Поэзия (156)
    • Для меня (5)
    • Умные мысли (138)
    • Полезные советы (117)
    • Пятна (2)
    • Насекомые (2)
    • Стирка (1)
    • Женщина (116)
    • Здоровье (8)
    • Поэзия (3)
    • Красота (3)
    • Упражнения (2)
    • Гимнастика (2)
    • Питание (1)
    • Одежда (1)
    • Фигура (1)
    • Косметика (1)
    • Православие (114)
    • Цитаты (26)
    • Поэзия (4)
    • Молитвы. (1)
    • Полезные советы. (1)
    • Видео (1)
    • Воспитание (84)
    • Взаимоотношения (71)
    • Интересно (70)
    • Фото (55)
    • Тесты (53)
    • Любовь (39)
    • Мужчина (38)
    • Самосовершенствование (37)
    • Эзотерика (7)
    • Чакры (2)
    • Энергетика (2)
    • Практики. (1)
    • Аюрведа. (1)
    • Работа (1)
    • Дизайн (30)
    • Кухня (1)
    • Полезные советы (1)
    • Ремонт (1)
    • Цитаты (30)
    • Диеты (26)
    • Развивающие занятия (25)
    • Видео (24)
    • Оформление дневника (19)
    • Красота. (18)
    • Музыка (18)
    • Уют (17)
    • Развлечения (17)
    • Цветы (17)
    • Притчи. (14)
    • Живопись (13)
    • Животные (13)
    • Природа (13)
    • Города (11)
    • Петербург (3)
    • Болезни (10)
    • Лечение (2)
    • Ожирение (1)
    • Жизнь (10)
    • Анимация (9)
    • Фотошоп (9)
    • Афоризмы (8)
    • Характер (8)
    • Обучение (7)
    • Счастье. (6)
    • Компьютер (5)
    • Фен-шуй (4)
    • Книги (3)
    • Хиромантия (3)
    • Семья. (3)
    • Дача (3)
    • Вязание (3)
    • Архитектура (3)
    • Мультфильмы (3)
    • Рамочки (3)
    • Страны (3)
    • Открытки (3)
    • Тайна (3)
    • Рисование (3)
    • Гадания (2)
    • Мода (2)
    • Полезные советы (1)
    • Законы Вселенной (2)
    • Закон притяжения (1)
    • Дружба (2)
    • Выкройки (2)
    • Птицы (2)
    • Английский (2)
    • Клипарт (2)
    • Сила духа (2)
    • Путешествия (2)
    • Комнатные растения (1)
    • Рукоделие (1)
    • соционика (1)
    • Огород (1)
    • История (1)
    • Бабочки (1)
    • Целеполагание (0)

    Музыка

    Подписка по e-mail

    Поиск по дневнику

    Интересы

    Постоянные читатели

    Сообщества

    Статистика

    О взаимоотношениях мужа и жены в браке . (Святой апостол Павел)

    Среда, 12 Июля 2017 г. 12:34 + в цитатник

    О взаимоотношениях мужа и жены в браке святой апостол Павел сказал великие слова: Жены, повинуйтесь своим мужьям, как Господу, потому что муж есть глава жены, как и Христос Глава Церкви. Но как Церковь повинуется Христу, так и жены своим мужьям во всем. Мужья, любите своих жен, как и Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее.

    Так должны мужья любить своих жен, как свои тела: любящий свою жену, любит самого себя. Ибо никто никогда не имел ненависти к своей плоти, но питает и греет ее, как и Господь Церковь, потому что мы члены тела Его, от плоти Его и от костей Его. Посему оставит человек отца своего и мать и прилепится к жене своей, и будут двое одна плоть. Тайна сия велика; я говорю по отношению ко Христу и к Церкви. Так каждый из вас да любит свою жену, как самого себя; а жена да боится своего мужа (Еф. 5, 22-25, 28-32).

    Как возвеличивает апостол Павел брачный союз! Может ли быть более высокое уподобление брака, чем уподобление его союзу Христа и Церкви? Это вознесение на недосягаемую высоту святости брачных уз между мужчиной и женщиной. Господь возглавляет Церковь, как голова венчает наше тело, ибо в ней находится мозг, важнейший из всех органов нашего тела. От Христа, как от корня, питаются святыми Божественными соками все члены Церкви, – в Нем жизнь наша, потому и свята Церковь. И в браке от мужа, как от главы, исходит все лучшее, необходимое для процветания семьи.

    Виды любви различны: есть любовь мужа к жене, жены к мужу, любовь родителей к детям, любовь детей к родителям. Есть и более высокая форма любви – ко всем людям, ведь во всяком человеке мы должны видеть образ Божий. Есть самая совершенная степень любви, самая высокая и самая святая – любовь к Богу.

    Во всяком деле надо постепенно восходить от простого к высшему. Посему брак да послужит нам в целях обучения любви. Любовь супружеская легка, ибо она поддерживается сильным непрестанным стремлением одной плоти к другой, она укрепляется неразрывной телесной связью. Тела мужчины и женщины взаимно дополняют друг друга, и через это происходит зарождение нового человека в мир. Но не плотская любовь должна быть целью брака. В нем мы должны научиться высшей любви: свою жену нужно любить не за плоть, а за ее чистую душу и доброе сердце. У жены есть то, чего нет у мужа; она духовно дополняет его, и наоборот. Потому в отношениях между супругами с огромной силой должны проявляться те особенности духа, ума и сердца, которые свойственны только мужчине и только женщине.

    В браке мужчина находит великое восполнение своей сущности, сокровищ духа своего из сокровищ души своей жены. Грубость мужского сердца восполняется нежностью и чистотой сердца жены, ибо сердце женщины гораздо тоньше, способнее к духовной любви.

    А жена должна помнить, что Бог дал вначале мужчине силы телесные большие, чем ей, силы ума в большинстве случаев далеко превосходящие силы женского ума. При общении с мужем она должна восполнить свой недостаток силы, глубины ума его знаниями, его крепкой волей. Мужчина и женщина должны стать в браке одним телом и одной душой. Из их союза должно родиться нечто высшее, соединив все доброе и великое, что есть в каждом из них. Это ли не обогащение?! Это ли не благодать Божия?! Не в этом ли вся тайна брака, глубочайшее значение брачного союза?

    Православная Жизнь

    Учение о браке, по сравнению с другими Таинствами, в православии, вероятно, наименее богословски разработано, считает преподаватель Киевской духовной академии протоиерей Владимир Долгих.

    По большому счету таинством являются весь мир, сотворение человека, его жизнь, смерть и воскресение в том смысле, что существуют только благодаря благодати Божией. В формальном академическом смысле под Таинством мы подразумеваем особое действие благодати Святого Духа в Новозаветной Церкви, которое рождает в новую жизнь, соединяет с Богом, наполняет новой благодатной силой, дает новое качество жизни, направляет ее к спасительной цели. Брак сам по себе во многом удовлетворяет описанному пониманию Таинства и уже в раю явился даром Божиим Адаму. В этом падшем мире каждым неиспорченным человеком брак воспринимается как благодатный дар любви и полноты жизни.

    Трудами апостола Павла было основано много христианских общин, требовавших пастырской опеки, потому в своих Посланиях он не раз поднимал проблему взаимоотношений супругов в семье.

    Ни в каком другом новозаветном тексте мы не найдем такого развитого и глубокого богословского обоснования взаимных отношений супругов, как в пятой главе Послания святого апостола Павла христианам Эфеса. Апостол Павел развивает учение Христа, разрабатывая восприятие брака, которого не встретишь ни у одного из церковных писателей, живших до или после него. Чтобы правильно понять наставления апостола, нужно учесть, что он всегда руководствовался конкретными целями достижения добра и наставления на путь спасения. В тех случаях, когда возникала необходимость давать практические советы – будь то относительно взаимоотношений между членами семьи или между начальствующими и подчиненными – апостол Павел старался лишь облагородить и нравственно возвысить эти взаимоотношения, дабы устранить жестокость и злоупотребление.

    Важно отметить, что главной идеей апостола Павла является утверждение, что человек имеет одно призвание, независимо от того, находится он в браке или безбрачии, и это призвание заключается во всецелом служении Богу.

    Из стиха «Потому что муж есть глава жены, как и Христос глава церкви, и Он же Спаситель тела» (Еф. 5:23) видно, что жена должна повиноваться мужу, как Церковь Своему Главе – Христу. Святитель Иоанн Златоуст комментирует эти слова следующим образом: «Для жены идеалом ея отношений к мужу служат отношения церкви к Христу. Муж – глава жены, является для нея представителем Христа, главы Церкви. Он первый и главный член семьи, руководитель ея, отвечающий за ея благосостояние и благоустройство». Нужно также обратить внимание на ценность слов прп. Симеона Нового Богослова, ведь он был великим мистиком и, рассуждая о таинстве Церкви как единения главы и тела, приводит пример брака: «Действительно, потому что такое общение и единство, близость и родство имеет жена к мужу и муж к жене, такое боголепно и свыше всякой мысли и слова имеет Владыка и Творец всего со всей Церковью как с одной женщиной, соединяясь с ней непорочно и сверхнеизреченно, и неотторжимо, и нераздельно пребывал и сопребывал с ней, как любимой и возлюбленной им. Так и Церковь, соединенная возлюбленному Богу, прилеплена как все тело к собственной главе Его. Потому что как не может тело без связанной с ним головы вообще жить».

    Любовь, которая наличествует между супругами, не является абстрактным чувством, а есть дар Всемилостивого Бога, который освящает сам супружеский союз. «Следовательно, – пишет епископ Аверкий (Таушев), – супружеская любовь должна быть, прежде всего, духовной любовью, а не плотскою, и иметь нравственную цель ‟чтобы освятить ее”».

    Посмотрим на дальнейшие наставления апостола Павла: «Мужья, любите своих жен, как и Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее, чтобы освятить ее, очистив банею водною посредством слова» (Еф. 5:25, 26). Западный проповедник Дерек Принс, обращая внимание на этот текст, пишет, что изображение Иисуса Христа в качестве жениха подчеркивает учительский аспект Его служения: «Учение Божьего Слова должно сделать Церковь чистой и святой, годной к роли Христовой невесты. Вот еще один способ представления Иисуса вашей жене и семье, обеспечьте их таким библейским учением, которое подготовит их к тому, чтобы быть частью Его Невесты».

    Очень доходчиво и просто истолковывает приведенную выше цитату митрополит Антоний Сурожский: «Христос пришел на землю спасти человечество, Бог стал человеком, и спасение это Он совершает ценою Своей жизни и смерти. И это первое, о чем должны думать мужья, когда они вступают в брак; им вручается Богом хрупкое существо, которому они сказали: ‟Я тебя люблю”, – и эта любовь должна быть такова, что муж готов всем пожертвовать, всей своей жизнью, из-за любви к жене и к своим детям».

    Когда в сердце человека появляется искра любви к другому человеку, то она разгорается еще с большей и большей силой и всё второстепенное уходит на задний план. Человек всецело погружается в созерцание любимого существа, у него возникает желание быть с любимым, делить с ним все заботы и радости, даже желание жить только для него. И эта любовь меняет самого человека, возвышает и одухотворяет его, движет к добрым и благородным поступкам. Душа наша потому и ищет любовь, чтобы в любимом человеке найти точку опоры и обрести смысл своего существования.

    Идем далее по апостольскому тексту: «Чтобы представить ее Себе Славною Церковью, не имеющую пятна, или порока, или чего-либо подобного, но дабы она была свята и непорочна» (Еф. 5:27). Здесь мы снова обратимся к словам святителя Иоанна Златоуста, который пишет: «‟Не имеющую пятна, или порока, или чего-либо подобного”. Итак, будем и мы искать этой красоты, и мы можем стать ее творцами. Не требуй от жены того, чего у нее нет. Видим, что Церковь все получила от Владыки. Через Него она сделалась славною, через Него беспорочною. Не отвращайся же и ты от жены из-за ее непривлекательности. Она, т. е. жена – Божие создание: не ее ты порицаешь, но Того, Кто создал ее. Чем виновата жена?».

    Затем апостол Павел объясняет, как и почему мужья должны любить своих жен: «Так должны мужья любить своих жен, как свои тела: любящий свою жену любит самого себя. Ибо никто никогда не имел ненависти к своей плоти, но питает и греет ее, как Господь Церковь…» (Еф. 5:28, 29). Русский православный церковный писатель и богослов Александр Лопухин в Толковой Библии пишет: «Жены составляют собою собственные тела, своих мужей образуют, по своему происхождению, так сказать, составную часть их собственной личности. Но если это так, то жена может быть названа ‟плотью” своего мужа, а ‟плоть” свою всякому любить естественно и необходимо: никто не станет причинять вред своему организму, лишая его необходимых забот (питает и греет). Так и Христос питает Церковь, как хлеб жизни (Ин. 6:48), и греет ее, как пастырь добрый овечку».

    Если в Послании к Ефесянам раскрывается основа учения о браке, то в Первом Послании к Коринфянам апостол Павел затрагивает практическую сторону взаимоотношений супругов. Так, он предостерегает от плотских связей до брака: «Блудники. Царства Божия не наследуют» (1 Кор. 6:9,10) и далее: «Или не знаете, что совокупляющийся с блудницею становится одно тело с нею? ибо сказано: ‟два будут одна плоть”» (1 Кор. 6:16). Что же касается телесной близости в самом браке, то и тут апостол проявляет пастырскую заботу и дает необходимые советы: «Не уклоняйтесь друг от друга, разве по согласию, на время, для упражнения в посте и молитве, а потом опять будьте вместе, чтобы не искушал вас сатана невоздержанием вашим» (1 Кор. 7:5). Чтобы устранить в жене стремление к преобладанию над мужем, апостол указывает основание, на котором жена должна слушать мужа: «Хочу также, чтобы вы знали, что всякому мужу глава – Христос, жене глава – муж, а Христу глава – Бог. Ибо не муж от жены, но жена от мужа; и не муж создан для жены, но жена для мужа» (1 Кор. 11:3; 7–9).

    Жизнь в браке имеет в себе три стороны: духовную, биологическую и социальную. Только при нормальном развитии всех этих сторон возможно целостное единство. «Тайна сия велика есть» (Еф. 5:32), – говорит апостол Павел, и только там эта «тайна» существует, где все эти стороны находятся в единстве, подобно тому, как таинственен и нерасторжим союз Христа с Церковью. Но где выступает только одна сторона, там нет «великой тайны» брака, а даже искажается его смысл, извращается нормальный жизненный путь человека.

    Обобщая все вышеописанное, нужно сказать, что святой апостол Павел, обращаясь к общинам в греческих городах Эфес и Коринф, раскрывает догматическую сторону учения о браке как великой тайне, которую можно только сравнить с тайной Христа и Церкви. Он это делает в связи с тем, что у греков было достаточно легкомысленное отношение к браку. В брачных отношениях часто возникали кризисы, что приводило к разводам. Те нравы, которые были нормой для эллинов, давали соблазн новообращенным христианам. Исходя из этого, апостол Павел показывает высокий нравственный идеал брака.

    Протоиерей Владимир Долгих

    Апостол Павел о любви и браке

    Апостол Павел о любви

    Апостол Павел не входил в число Двенадцати апостолов. Так случилось, что человек, который в юности участвовал в преследовании христиан, стал одним из величайших учителей Христианства.

    Как известно из книги Деяний, на пути в Дамаск он неожиданно услышал голос: «Савл! Савл! Что ты гонишь меня?» и на три дня ослеп. Его привели в Дамаск, и там он был исцелен христианином Ананием и крестился.

    Павлом были созданы многочисленные христианские общины на территории Малой Азии и Балканского полуострова. Послания апостола Павла составляют значительную часть Нового Завета и являются одними из главных текстов христианского богословия.

    Павел – еврей средиземноморской диаспоры, родился в Тарсе, главном городе Киликии. Год рождения 5 – 10. Еврейское имя Павла – Савл.

    Отец Павла был фарисеем, и сам Павел был воспитан в традициях фарисейского благочестия. Павел обладал статусом римского гражданина, что говорит о высоком статусе его семьи. Он изучал Тору.

    За распространение веры Христовой апостол Павел перенес много страданий и был как гражданин не распят, а обезглавлен в Риме при Нероне в 64 году (по другой версии в 67 – 68 гг.). На месте его погребения ученики оставили памятный знак, который позволил императору Константину разыскать это место и построить там церковь Сан‑Паоло‑фуори‑ле‑Мура.

    Все слышали слова о любви, которая не превозносится, не ищет своего, все терпит… Это слова о любви как о христианской добродетели. Они написаны апостолом Павлом в 1‑м Послании к Коринфянам, глава 13:

    1. Если я говорю языками человеческими и ангельскими, а любви не имею, то я – медь звенящая, или кимвал звучащий.

    2. Если имею дар пророчества, и знаю все тайны, и имею всякое познание и всю веру, так что могу и горы переставлять, а не имею любви, – то я ничто.

    3. И если я раздам все имение мое и отдам тело мое на сожжение, а любви не имею, – нет мне в том никакой пользы.

    4. Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится,

    5. Не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла,

    6. Не радуется неправде, а сорадуется истине;

    7. Все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит.

    8. Любовь никогда не перестает, хотя и пророчества прекратятся, и языки умолкнут, и знание упразднится.

    9. Ибо мы отчасти знаем и отчасти пророчествуем;

    10. Когда же настанет совершенное, тогда то, что отчасти, прекратится.

    11. Когда я был младенцем, то по‑младенчески говорил, по‑младенчески мыслил, по‑младенчески рассуждал; а как стал мужем, то оставил младенческое.

    12. Теперь мы видим как бы сквозь тусклое стекло, гадательно, тогда же лицем к лицу; теперь знаю я отчасти, а тогда познаю, подобно как я познан.

    13. А теперь пребывают сии три: вера, надежда, любовь; но любовь из них больше.

    Уверена, что многие слышали о том, что в Библии написано, что мужья должны любить своих жен как часть своего тела. Об этом написано апостолом Павлом в 5 главе Послания к Ефесянам:

    22. Жены повинуйтесь своим мужьям, как Господу,

    23. Потому что муж есть глава жены, как и Христос глава Церкви, и Он же спаситель тела;

    24. Но как Церковь повинуется Христу, так и жены своим мужьям во всем.

    25.Мужья, любите своих жен, как и Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее,

    26. Чтобы освятить ее, очистив банею водною, посредством слова;

    27. Чтобы представить ее Себе славною Церковью, не имеющею пятна, или порока, или чего‑либо подобного, но дабы она была свята и непорочна.

    28. Так должны мужья любить своих жен, как свои тела: любящий свою жену любит самого себя.

    Апостол Павел о любви, женщинах и браке

    «Тайна сия велика есть» (Еф.5,32)

    Апостол Павел, лично для себя избравший девство и призывавший подражать ему в этом (1 Кор. 7. 8), тем не менее, осуждает «лицемерие лжесловесников, сожженных в совести своей, запрещающих вступать в брак» (1 Тим. 4. 2-3).

    51-е Апостольское правило говорит, что если кто удаляется от брака не ради подвига воздержания, но по причине гнушения, забыв, что Бог, создавая человека, мужа и жену сотворил их, и таким образом, хуля, клевещет на создание, – или да исправится, или да будет извержен из священного чина и отвержен от Церкви.

    Когда в сердце человека появляется искра любви к другому человеку, то она разгорается всё с большей и большей силой и всё второстепенное уходит на задний план. Человек всецело погружается в созерцание любимого существа, у него возникает желание быть с любимым, делить с ним все заботы и радости, и даже желание жить только для него. И эта любовь меняет самого человека, возвышает и одухотворяет его, движет к добрым и благородным поступкам. И не удивительно, что у такой влюблённой молодой душе начинает «играть» пол.

    Душа испытывает потребность выйти за пределы своей личности, с той целью, чтобы достигнуть ближайшего соединения с любимым человеком. Душа наша потому и ищет любовь, чтобы в любимом человеке найти точку опоры и обрести смысл своего существования. Но только в браке, только в семейной жизни можно найти нормальное разрешение всех проблем связанных у нас с полом, вне брака не может быть здоровой половой жизни: здесь всё уже будет уклонением, и даже больше, нарушением здоровья и извращением, расстраивающим сами основы нашей личности.

    Учение святого апостола Павла о браке

    Жизнь в браке имеет в себе три стороны: духовную, биологическую и социальную. Только при нормальном развитии всех этих сторон возможно целостное единство. «Тайна сия велика есть» (Еф.5,32), – говорит апостол Павел, и только там эта «тайна» существует, где все эти стороны находятся в единстве, подобно тому, как таинственен и нерасторжим союз Христа с Церковью. Но где выступает только одна сторона (чаще всего это сексуальность, т.е. биологическая), там нет «великой тайны» брака, а даже искажается его смысл, извращается нормальный жизненный путь человека.

    Кто вступает в брак целомудренным, тот постигает тайну телесного единства, он благоговейно относится к телу другого, для него оно становится священным и святым. И никакой внебрачной половой жизни не может и не должно быть, но в современном обществе мало кто согласится с таким мнением. А ведь нарушение супружеской верности само собой несёт разлад в семье. И с этим большинство согласится, но на счёт до брачных связей взгляды другие: дескать, лучше сначала попробовать, чем потом разводиться. Но «блудники… Царства Божия не наследуют» (1Кор.6,9 – 10), – пишет апостол Павел.

    Внебрачная половая жизнь может принести только временное удовлетворение, притом тень добрачных связей уже не сможет быть снята, и помимо воли человека будет нести отпечаток этой жизни. И это, уже не говоря о тех болезнях, которые могут возникнуть… Даже наукой признаётся, что духовный мир существует, а апостол пишет: «Или не знаете, что совокупляющийся с блудницею становится одно тело с нею? ибо сказано: два будут одна плоть» (1Кор. 6, 16). Следовательно, между ними возникает некое духовное единство, которое обнаруживается и в мире физическом. И эти черты сходства не исчезают, и могут впоследствии отобразиться на последующих половых отношениях и даже в браке.

    Да и как вообще выглядит брак методом «проб», разве не рассматривается будущий супруг в таком положении, как средство для удовлетворения своих страстей. И почему с господствующим в наше время таким мнением количество разводов не уменьшается.

    Что же касается половой близости между мужчиной и женщиной, состоящих в благословенном Богом браке, «необходимо памятовать слова апостола Павла, обращенные к христианским супругам: «Не уклоняйтесь друг от друга, разве по согласию, на время, для упражнения в посте и молитве, а потом опять будьте вместе, чтобы не искушал вас сатана невоздержанием вашим» (1 Кор. 7. 5). Очевидно, что решения в этой области супруги должны принимать по обоюдному согласию, прибегая к совету духовника.

    Последнему же надлежит с пастырской осмотрительностью принимать во внимание конкретные условия жизни супружеской пары, их возраст, здоровье, степень духовной зрелости и многие другие обстоятельства, различая тех, кто может «вместить» высокие требования воздержания, от тех, кому это не «дано» (Мф. 19. 11), и заботясь прежде всего о сохранении и укреплении семьи»

    .
    В наше время для многих женщин непонятны слова апостола Павла: «Жены, повинуйтесь своим мужьям, как Господу, потому что муж есть глава жены, как и Христос глава Церкви, и Он же Спаситель тела» (Еф. 5, 22 – 23). А проблема в том, что главенство «понимается» как подавление другого, господство одного над другим. Но апостол Павел для того и сравнивает союз мужа и жены с союзом Христа с Церковью, чтобы показать, что главенство мужа нужно понимать только как первенство мужа, на котором должна лежать главная тяжесть семейных обязанностей, которых не может понести жена по своей природе и слабости физических сил.

    Чтобы устранить в жене стремление к преобладанию над мужем, апостол указывает основание, на котором жена должна подчиняться мужу: «Хочу также, чтобы вы знали, что всякому мужу глава – Христос, жене глава – муж, а Христу глава – Бог... Ибо не муж от жены, но жена от мужа; и не муж создан для жены, но жена для мужа» (1Кор.11,3;7 – 9). Или в другом месте: « а учить жене не позволяю, ни властвовать над мужем, но быть в безмолвии»(1Тим.2,12). Но апостол Павел предупреждает мужей избегать деспотической власти над жёнами: «Мужья, любите своих жен, как и Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее, чтобы освятить ее, очистив банею водною посредством слова; чтобы представить ее Себе славною Церковью, не имеющею пятна, или порока, или чего-либо подобного, но дабы она была свята и непорочна. Так должны мужья любить своих жен, как свои тела: любящий свою жену любит самого себя» (Еф.5,25 -28). Святитель Феофан Затворник по этому поводу замечает: «Сия власть должна быть не деспотическая, а любовная. Имей жену подругой и сильной любовию заставляй её быть себе покорной. Во всех делах должен считать её первой, вернейшей и искреннейшей советницей, первой поверенной тайн».

    Апостол Павел: гимн Любви божественной, рассуждения о любви и о браке

    Апостол Павел считается признанным авторитетом в области христианского понимания Любви. Интересно, что бывший гонитель христиан не встречался, в отличие от других апостолов, с Иисусом лично. Еще удивительнее, что его мнение часто кажется не слишком совпадающим со словами других апостолов. Но именно Павла, еще с эпохи раннего Средневековья, когда его позиции примирили с позициями других спутников Христа (таких, как, например, суровый апостол Петр) выдающиеся мастера логики и риторики святой Ириней Лионский и блаженный Августин, принято считать наиболее выдающимся и последовательным вестником учения Христа.

    Апостол Павел о любви божественной и мирской

    В двух посланиях к Коринфянам и в третьей и седьмой главах послания к Римлянам учитель новой христианской морали и этики создает не только настоящий «гимн любви апостола Павла» (как принято называть его страстные строки в 13 главе первого послания коринфянам), но и разъясняет этические законы христианского брака.

    Апостол Павел против языческой толерантности к противоестественным сексуальным отношениям

    С первых глав послания апостола к Римлянам, Павел резко выступает против обыденной и привлекательной для язычников моды на гомосексуальные отношения.

    ─ «Заменившие истину божию ложью, служат твари вместо Творца… предал Бог их сердца нечистоте и постыдным страстям… дабы оскверняли они свои тела: женщины их заменили естественное употребление противоестественным; подобно и мужчины, оставив естественное употребление женского пола, разжигались похотью друг на друга, мужчины на мужчинах делая срам и получая… должное возмездие» (к Римлянам, 1 глава).

    Действительно, обычай иметь «конкубин» и наложников любого пола на Западе или «бачи» (лиц собственного пола для сексуальных услуг, обычно из числа подчиненных) на Востоке был так укоренен перед началом проповедей учеников Христа, что даже вельможи, которым полагалось по рангу быть женатыми, часто заводили «вторых и третьих» жен, наложниц. А то и вовсе предпочитали связи на стороне (с гетерами или куртизанками) связям законным, дома.

    Конечно, этим «передовым», чаще всего, к тому же находившимся у вершин власти людям, пусть и две почти уже тысячи лет назад было дико слушать бредни какого-то «гомофоба» из средиземноморской еврейской диаспоры ─ с далекой окраины цивилизованного мира.

    Апостол Павел о браке

    К тому же Павел посягнул в своих письмах-проповедях и на еще один, не менее важный устой языческого общества. Дело в том, что разводы у большинства народов считались чем-то вполне обычным. Некоторое сложности испытывали лишь римляне, вступающие в брак по еще более древним законам «Доброй Матери» — как звалась одна из богинь языческого пантеона, ─ и по причинам необходимости при разводе делить имущество.

    И в эту-то среду приходили послания апостола Павла о браке с тезисами «вступившим в брак не я повелеваю, но Господь: если соединен с женой, не ищи развода!». Или: «женатый заботится, как угодить жене, а неженатый — о том, как угодить Богу». То есть и само таинство брака апостол считал отвлекающим христианина от духовного пути. Хотя и признавал: «если женишься, то не согрешишь, и девица не согрешит, выйдя замуж» и «лучше уж вступить в брак, чем распаляться плотью».

    Понятно, что очень немногие в современном апостолу мире могли понять или принять эти его высказывания. Особенно, между «власть имущих» читателей, среди «мудрых» и богатых.

    И тогда, наверное, у апостола Павла и вырвалось знаменитое: «если я говорю разными языками, если я раздам всё состояние своё, если знаю многие тайны и мудрость имею… а любви не имею, то я ─ ничто и нет во мне никакой пользы». Подобными словами начинается самая мудрая и поэтичная заповедь апостола о любви в 1 послании к жителям греческого Коринфа.

    Таким образом, по Павлу, брак не являлся обязательным условием для праведного христианина. Но лишь при условии, что тот сможет отказаться от плотских мирских «разжигающих похоть» страстей. Но апостол понимал, что требовать от всех людей подобного ─ несбыточно и немудро, физическое воздержание желательно для идущего по пути духовному человека, но необязательно.

    Тем, кто не может смирить собственных мыслей о телесной, мирской любви апостол прямо советовал вступать в брак, так как в самом браке нет греха.

    Апостол Павел о разводах

    Грех есть в оставлении живой жены или живого мужа ради нового брака, в этом вопросе апостол категоричен.

    Любопытный факт: католическая церковь вплоть до последнего времени и начиная с раннего Средневековья очень часто — вопреки писаниям апостола! — разводила живых супругов. При этом западные церковники пользовались (и пользуются)… прецедентами, точнее «уловками» из так называемого «римского (языческого!) права».

    Одной из судебных хитростей, ─ не с тех ли пор тема «судебной драмы» так популярна в западной литературе, а затем и кинематографе, ─ например, католики признавали уже заключенный в церкви брак (хотя сами же декларировали что «брак заключается на небесах») «заключенным не из христианских побуждений». Эта уловка используется успехом и до сих пор. С большим успехом в Средневековье, когда было необходимо, отыскивали и «ранее неизвестные» родственные связи между супругами.

    Гимн любви

    В тринадцатой главе того же послания грекам и другим жителям Коринфа, апостол переход на пророческий, поэтический тон:

    «Любовь долготерпит, милосердствует, не завидует, не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а радуется истине: всё покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит. Любовь никогда не перестает… Есть вера, надежда, любовь, но любовь из них больше».

    Из этого гениального высказывания, явно вырвавшегося у апостола в момент высочайшего вдохновения (как сказали бы литераторы) или в миг Божественного просветления (так думают верующие), богословы за две почти тысячи лет выделили шестнадцать свойств христианской любви, снабдив каждое бесчисленными толкованиями, касающимися любви мирской и любви божественной. Понятно, что все эти толкования, даже «официальные», привести в небольшой статье не представляется возможным, ибо начало им положено еще первыми переводчиками Евангелия во втором веке, но можно и нужно указать литературу, которую христианам будет полезно почитать по этой теме.

    • «Доказательство апостольской проповеди», Св. Ириней.
    • «Латинская патрология».
    • «Беседы на послания Павла», архимандрит Ианнуарий.
    • «Опровержение тезиса…», Швейцер и Мень.
    • «Гимн Любви», протоиерей А. Лоргус.

    Но если кратко, то основные признаки христианской любви по апостолу Павлу таковы:

    • Терпение. Уметь дождаться, когда найдешь свою вторую половину, иметь терпение проверить собственные чувства.
    • Милосердие. Какой бы ни была любовь, случается порой, что её объект чем-то вас раздражает, может возникнуть конфликт, в которой одна из сторон явно неправа. Милосердие любви заключается в том, чтоб ни в коем случае не гневаться, не осуждать, предоставить тому, кто неправ время на осознание или же самому из любви признать собственную неправоту.
    • Не завидовать. Самое простое и самое сложное: если у вас с вашей «половинкой» действительно Любовь, то вам и в голову не придет сравнивать ваше чувство с чьей-либо еще любовью, вашу жизнь в браке ─ с соседской. А значит, при настоящей любви нет места зависти.
    • Не гордиться. Гордость, это очень личное чувство. Испытывая это чувство, человек разрушает пару, общие чувства.
    • Не бесчинствовать.
    • Не искать своего. ─ если с предыдущим пунктом все ясно, то в этом «искать своё» означает надеяться получить от любви какую-то личную выгоду, что также неприемлемо для христианской любви.
    • Не раздражаться. Если все идеально, откуда предпосылки для раздражения, нужно лишь понять, что при «терпении» (пункт 1) накапливающееся раздражение непременно исчезнет.
    • Не мыслить зла. ─ В самом деле, как можно подозревать в чем-то того, к кому испытываешь истинную любовь?
    • Кроме того, истинная христианская любовь
    • верит,
    • надеется,
    • всё переносит.

    ─ толкование этих признаков всё же лучше всего прочитать в упомянутой выше литературе, у признанных богословов. Потому что пытаться объяснять их «в двух словах» грозит профанацией мудрых заветов апостола.

    Живите с любовью! Читайте апостольские Послания и их толкования!

    Апостол Павел про любовь

    Многим знакома глава, в которой говорит апостол Павел про любовь. И этот текст часто цитируют как некое возвышенное учение о смысле любви. В последнее время среди христиан появилось даже учение делать наколки на теле со стихами из Библии и текст из 13 главы, стал, очень даже, модным текстом, который наносят методом тату на тело. Так как текст большой по объему, его накалывают на пояснице ближе у тазу.

    Мода, свойственна людям, которые не имеют свободы выбора и подчиняются ее веянию. Не удивительно, что и в христианстве, тесты из Библии в виде тату, стали очередным показанием рабов плоти. Не разумея того, что, по сути, говорит Павел с еврейской точки зрения, люди хвалятся этим. Говорить цитаты и при этом совершенно не понимать их смысл, показатель безграмотности.

    Что говорит апостол Павел про любовь в 13 главе

    1 Если я говорю языками человеческими и ангельскими, а любви не имею, то я — медь звенящая или кимвал звучащий.

    2 Если имею [дар] пророчества, и знаю все тайны, и имею всякое познание и всю веру, так что [могу] и горы переставлять, а не имею любви, — то я ничто.

    3 И если я раздам все имение мое и отдам тело мое на сожжение, а любви не имею, нет мне в том никакой пользы.

    4 Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится,

    5 не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла,

    6 не радуется неправде, а сорадуется истине;

    7 все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит.

    8 Любовь никогда не перестает, хотя и пророчества прекратятся, и языки умолкнут, и знание упразднится.

    9 Ибо мы отчасти знаем, и отчасти пророчествуем;

    10 когда же настанет совершенное, тогда то, что отчасти, прекратится.

    11 Когда я был младенцем, то по-младенчески говорил, по-младенчески мыслил, по-младенчески рассуждал; а как стал мужем, то оставил младенческое.

    12 Теперь мы видим как бы сквозь [тусклое] стекло, гадательно, тогда же лицем к лицу; теперь знаю я отчасти, а тогда познаю, подобно как я познан.

    13 А теперь пребывают сии три: вера, надежда, любовь; но любовь из них больше.

    Во-первых, данный текст, хотя и принадлежит конкретной главе, все же он не является автономным в этом послании. Он является продолжением мысли, которая начинается с 12 главы о дарах духовных и продолжается в 14 главе.

    Суть обращения в этих главах – это, ставить любовь выше своего служения. Дары ничто, если нет любви.

    Почему любовь больше даров? Любовь – это исполнение Закона:

    8 Не оставайтесь должными никому ничем, кроме взаимной любви; ибо любящий другого исполнил закон.

    9 Ибо заповеди: не прелюбодействуй, не убивай, не кради, не лжесвидетельствуй, не пожелай [чужого] и все другие заключаются в сем слове: люби ближнего твоего, как самого себя.

    10 Любовь не делает ближнему зла; итак любовь есть исполнение закона.

    11 Так [поступайте], зная время, что наступил уже час пробудиться нам от сна. Ибо ныне ближе к нам спасение, нежели когда мы уверовали.

    Для многих закон либо не писан, если писан, то не понят, если понят, то не так. Закон – это отображение законодателя. Если, например, в стране разрешено на государственном уровне вовлекать в половые отношения малолетних, заключать однополые браки, то можно с уверенностью на сто процентов заявлять, что законодатели в этой стране — педофилы и гомосексуалисты.

    Когда Всевышний открылся народу Израиля в своем Законе, или точнее, через Свой Закон, то по этому закону можно судить о Законодателе – каков Он, какова Его сущность. Мы можем взять несколько выдержек из Библии, что увидеть каков Законодатель, который отображается через Свой Закон.

    5 И сошел Йеhова в облаке, и стал там близ него, и провозгласил имя Йеhовы.

    6 И прошел Йеhова пред лицом его, и возгласил Йеhова: Йеhова Элоhим жалостливый и милосердный, долготерпеливый и великий в благодеянии и истине,

    7 Сохраняющий милость для тысяч (родов), прощающий вину и преступление, и грех; но не оставляющий без наказания; взыскивающий за вину отцов и с детей и с внуков до третьего и до четвертого поколения, (если и они грешат).

    Мы видим, что смысл имени Всевышнего – это любовь. Поэтому, Иоанн в своем послании говорит:

    7 Возлюбленные друзья, давайте любить друг друга, поскольку любовь от Йеhовы. Всякий, кто любит, знает Йеhову, и Йеhова является ему Отцом.

    8 Те же, кто не любят, не знают Йеhову, так как Йеhова – это любовь.
    (1 Иоханна 4)

    Если Сам Законодатель, является в своей сущности наивысшим отображением любви, то какой Закон Он может издать? Закон, несущий людям благо, Закон, основанный на взаимной любви, которая бывает между человеком и Богом и между человеками.

    Псалмопевец воспевает Закон Творца:

    8 Тора Йеhовы совершенна, оживляет душу, свидетельство Йеhовы верно, умудряет простака.

    9 Повеления Йеhовы справедливы, веселят сердце, заповедь Йеhовы чиста, освещает очи.

    10 Страх (пред) Йеhовой чист, пребывает вовек, законы Йеhовы истинны, все справедливы,

    11 Вожделенней золота они и множества чистого золота, и слаще меда и сотового меда.

    12 И раб Твой осторожен (в исполнении) их, в соблюдении их – великая награда.

    Совершенный Закон (Тора) дает жизнь, несовершенной душе человека. Он наполняет сердце человека любовью к Творцу и ближнему. Все заповеди говорят о любви.

    Совершенный Закон Любви мог издать только Совершенный Законодатель, обладающий совершенной Любовью.

    96 Я видел предел всякого совершенства, [но] Твоя заповедь безмерно обширна.

    97 Как люблю я закон Твой! весь день размышляю о нем.

    98 Заповедью Твоею Ты соделал меня мудрее врагов моих, ибо она всегда со мною.

    99 Я стал разумнее всех учителей моих, ибо размышляю об откровениях Твоих.

    100 Я сведущ более старцев, ибо повеления Твои храню.

    101 От всякого злого пути удерживаю ноги мои, чтобы хранить слово Твое;

    102 от судов Твоих не уклоняюсь, ибо Ты научаешь меня.

    103 Как сладки гортани моей слова Твои! лучше меда устам моим.

    104 Повелениями Твоими я вразумлен; потому ненавижу всякий путь лжи.

    105 Слово Твое — светильник ноге моей и свет стезе моей.

    Итак, главная суть любви, о которой говорил апостол Павел – это исполнение закона. Там где есть исполнение закона, там царит мир и порядок. Там где его нет, где он не соблюдается, там царит хаос и беззаконие. И по этой причине, Павел укоряет коринфян в том, что они служение дарами, поставили выше Торы (Закона Божьего). Дары – это всего лишь инструмент для совершенствования людей, чтобы научить их исполнять заповеди Творца:

    11 И Он поставил одних Апостолами, других пророками, иных Евангелистами, иных пастырями и учителями,

    12 к совершению святых, на дело служения, для созидания Тела Христова,

    Для многих служителей и исполненных дарами духовными, цель их служения остается не ясной и они не понимают своего предназначения. И даже некоторые думают, что через служение дарами они зарабатывают себе спасение. Дары ничто — все в исполнении заповедей.

    Апостол Павел о любви

    П Е Р В О Е П О С Л А Н И Е К К О Р И Н Ф Я Н А М

    с в я т о г о а п о с т о л а П а в л а

    Если я говорю языками человеческими и ангельскими, а любви не имею, то я — медь звенящая, или кимвал звучащий.
    Если имею дар пророчества, и знаю все тайны, и имею всякое познание и всю веру,так — что могу и горы переставлять, а не имею любви, — то я ничто.
    И если я раздам все имение мое и отдам тело мое на сожжение, а любви не имею, — нет мне в том никакой пользы.
    Любовь долготерпит, милосердствует,любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится,
    Не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла,
    Не радуется неправде, а сорадуется истине,
    Все покрывает, всему верит, всего надеется, всё переносит,
    Любовь никогда не перестает, хотя и пророчества прекратятся, и языки умолкнут, и знание упразднится,
    Ибо мы отчасти знаем и отчасти пророчествуем.
    . А теперь пребывают сии три: вера, надежда, любовь; но любовь из них больше.

    Книга ПЕСНИ ПЕСНЕЙ Соломона
    Глава 8

    Положи меня, как печать, на сердце твое, как перстень, на руку твою: ибо крепка,как смерть, любовь; люта, как преисподняя, ревность; стрелы ее — стрелы огненные; она пламень весьма сильный.
    Большие воды не могут потушить любви, и реки не зальют ее. Если бы кто давал все богатства дома своего за любовь, то он он был бы отвергнут с презрением.

    Хочу любовь высокой меркой мерить.
    О ней Апостол нам глаголет строго.
    Никак не можем мы ему не верить —
    Он был на Третьем Небе, рядом с Богом.

    Так говорит: «Любовь все долготерпит».
    Ложь, холодность, злопамятность, обиды.
    Завистник с высоты её не свергнет,
    Корысти ради на нее имея виды.

    Она всегда помилосердствует в печали,
    Всему поверит, понадеется, покроет
    Ошибки тех, кто ей любим, венчая
    Венцом Надежды, Веры и Любови.

    Она всегда надеется на чудо
    И на Всевышнего в молитве
    уповает.
    А если ей коварно сделать худо,
    Любовь стыдливо, тихо умолкает.

    Но внешне лишь, она, не раздражаясь
    И не ища лишь своего, находит
    В душе прибежище. И наконец,
    смиряясь,
    В глубины сердца до поры отходит.

    Еще любовь все смело переносит.
    И нам исполнить это так непросто:
    Ведь каждый в гордости себя лишь
    превозносит.
    Обид коснется, сразу мыслим косно:

    Враг озвереет — око мы за око.
    (Что-что, а мстить-то хорошо умеем).
    Глядишь, любовь от нас уже далече —
    Нам мерою, какою сами мерим.

    Апостол Павел нас предупреждает:
    Любовь не мыслит зла,
    вот это важно.
    Не будет злобы и душа оттает,
    Коль борется со злом в себе отважно.

    Еще велит он нам не раздражаться.
    Да-а, эта планка — ну уж очень высока.
    Ведь это значит, каждый раз
    смиряться
    Даже когда твой враг намнёт бока,

    Когда словами брат под дых ударит,
    Когда яд лжи и лести щедро льет,
    Ты — благодарности не ожидая —
    К любви возвышенной стремись вперёд.

    Ещё любви чужда людская зависть.
    Она все добродетели крушит,
    Коль пожелал в душе ты даже малость
    Того, что брату твоему принадлежит.

    А ты порадуйся его успеху,
    С ним вместе Жизнедавцу улыбнись.
    Тебе на жизненном пути он —
    не помеха.
    Всем по трудам дается жизнь.

    Еще любви бесчинства чужды.
    Мы их не пустим даже на порог.
    Сдержать эмоции и страсти нужно.
    «Пятерка» всем, себя кто превозмог,

    Высокая любовь в ком пламенеет,
    Кто в жертву ближнему себя несёт.
    В ком мира злобный князь
    не обнаглеет,
    В ком образ Божий красотой цветёт.

    Душа моя, не радуйся неправде.
    Всех нечестивых судит пусть Господь.
    А нам же будет тем отрадней,
    Чем ближе к нам Спаситель Бог.

    Апостол верит, что где Истина —
    там радость.
    Сорадоваться вместе мы должны.
    Единство с Богом — это сладость
    Больной и немощной души.

    И царь Давид,и Соломон
    все знали,
    Как крепок человек в такой любови.
    Они пример своею жизнью дали,
    С греховной сущностью борясь
    до боли.

    Молвит любимая царю: «На сердце
    Ты положи меня печатью крепкой»
    (Всю глубину не смогут иноверцы
    Постичь божественной любови верных).

    «Крепка как смерть любовь»-
    царь утверждает.
    С ней Соломон, наверно,не расстался.
    И в мире грешный человек мечтает,
    Чтоб и ему дар царственный достался.

    Но. Больше любим мы любовью
    плотской,
    Карабкаясь к душевности и Духу.
    Пусть пальцы в кровь — но прочь
    от жизни скотской,
    От слов лукавых, столь приятных слуху.

    Прочь от предательства, измены, лести
    Душа пусть наша к ним не прикоснется.
    К Божественной любви стремимся вместе.
    И сердце чистое в груди забьется.

    Ну а пока. грехами мы б о л е е м.
    По нашей жизни — путь нам
    в преисподню.
    Но все ж, попасть мечтать мы смеем
    Хоть тощим колосом, но
    в житницу
    Господню.

Ссылка на основную публикацию