Армянская апостольская церковь

Русская Православная Церковь

Официальный сайт Московского Патриархата

Главные новости

Святейший Патриарх Кирилл призвал объединить усилия в поддержку идеалов семейной жизни

Святейший Патриарх Кирилл присутствовал на выступлении Президента России В.В. Путина, обратившегося с Посланием к Федеральному Собранию

В праздник Собора Пресвятой Богородицы Святейший Патриарх Кирилл совершил Литургию в Успенском соборе Московского Кремля

В праздник Рождества Христова Предстоятель Русской Церкви совершил великую вечерню в Храме Христа Спасителя

В праздник Рождества Христова состоялся телемост Святейшего Патриарха Кирилла с членами экипажа Международной космической станции

Армянская Апостольская Церковь

Армянская Апостольская Церковь (полное название Армянская Святая Апостольская Православная Церковь) — одна из древнейших Церквей мира, к которой принадлежит подавляющее большинство жителей Республики Армения, непризнанной Нагорно-Карабахской Республики, а также большинство армян, проживающих в диаспоре во многих странах мира. Принадлежит к семье Древних Восточных дохалкидонских Церквей.

Епархии и приходы Армянской Церкви рассеяны по пяти континентам мира и объединяют, по разным оценкам, от 7 до 9 млн. верующих.

Высшим органом Армянской Церкви является Церковно-Национальный Собор, состоящий из духовных и светских лиц. На Соборе происходит избрание высшего духовного Предстоятеля Армянской Апостольской Церкви, которым является Святейший Верховный Патриарх и Католикос всех армян.

Верховный Духовный Совет при Католикосе в настоящее время состоит из 2 Патриархов, 10 архиепископов, 4 епископов и 5 мирян.

Духовный центр Армянской Апостольской Церкви — Первопрестольный Святой Эчмиадзин.

Армянская Апостольская Церковь объединяет два административно независимых Католикосата — Эчмиадзинский и Киликийский, и два Патриархата — Иерусалимский и Константинопольский, не имеющих подчиненных кафедр и пребывающих в духовной зависимости от Верховного Патриарха и Католикоса всех армян.

Католикосы Армянской Церкви имеют исключительное право освящать святое миро (торжество мироварения совершается раз в семь лет) и рукополагать епископов. Рукоположение во епископа совершает Верховный Патриарх и Католикос всех армян или Католикос Великого Дома Киликии в сослужении двух епископов. Епископ, возводимый в сан Католикоса, миропомазуется несколькими (от 3 до 12) епископами. В компетенцию Католикосов входит благословение новых церковных законов, установление новых праздников, учреждение новых епархий и другие вопросы церковного управления.

Эчмиадзинский Католикосат

В юрисдикции Эчмиадзинского престола находятся епархии в Армении, Нагорном Карабахе, Грузии, Азербайджане (в настоящее время не замещена), России, Украине, Ираке, Иране, Египте, Болгарии, Великобритании, Греции, Румынии, США, Канаде, Аргентине, Бразилии, Уругвае, Австралии и Новой Зеландии, а также армянские общины в странах Западной Европы, Африке и Индии.

Киликийский Католикосат

Престол Святейшего Католикоса Великого Дома Киликии (с 1995 года — Арам I Кешишьян) расположен в г. Антильяс близ Бейрута (Ливан). В его юрисдикции находятся епархии: в Ливане, Сирии, на Кипре и викариатство в Кувейте.

Иерусалимский Патриархат

Под управлением Блаженнейшего Патриарха Иерусалимского, Предстоятеля Апостольского престола святого Иакова (с 1990 года — Торком II Манукян), находятся армянские общины в Израиле, Иордании и Палестине. Патриарх осуществляет попечение о принадлежащих Армянской Церкви святых местах в Палестине. В его подчинении находятся 2 викариатства (Амман и Хайфа) и 2 ректорства (Яффа и Рамла).

Константинопольский Патриархат

Роль Константинопольского престола значительно уменьшилась после геноцида 1915 г. Ныне паству Константинопольского Патриархата составляют несколько десятков тысяч армян, проживающих в Турции. Под управлением Блаженнейшего Армянского Патриарха Константинопольского и всей Турции находится Патриаршая область — Турция, включающая также викариатства: Румелихисары, Кайсери, Диярбакыр, Искендерун. Действует более 30 церквей.

В связи с болезнью Константинопольского Патриарха (с 1998 года — Месроб II Мутафьян) его обязанности исполняет архиепископ Арам Атешян.

Главные святыни Армянской Церкви хранятся в Эчмиадзине:

  • Святое копие (Гегард), пронзившее ребро Иисуса Христа, — по преданию, принесено в Армению апостолом Фаддеем;
  • Десница святого Григория Просветителя — символ власти Верховного Патриарха и Католикоса всех армян. Во время мироварения Католикос освящает миро Святым копием и Десницей святого Григория;
  • частица древа Ноева ковчега, остановившегося «на горах Араратских» (Быт 8:4) — была обретена в начале IV в. епископом Иаковом Нисибинским.

Богослужение Армянской Церкви ведется на древнеармянском языке (грабаре). С 1 января 1924 года состоялся переход на новый календарный стиль, однако епархии в пределах Грузии, России и Украины, а также Иерусалимский Патриархат продолжают использовать старый стиль (юлианский календарь).

Среди особенностей армянского богослужения и церковного календаря:

  • 6 января отмечается праздник Богоявления, объединяющий Рождество Христово и Крещение;
  • в Таинстве Евхаристии используется пресный хлеб и неразбавленное вино;
  • при пении Трисвятого после слов «Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Бессмертный» прибавляются слова «Распныйся за ны» или др.;
  • крестятся армяне тремя перстами, касаясь ими чела, ниже груди, левой, а затем правой стороны груди, и в конце прикладывают ладонь к груди;
  • отмечается так называемый Передовой пост (Араджаворац), наступающий за три недели до Великого поста;
  • в дни больших праздников совершается заклание животных (матах), имеющее благотворительный характер.

Подробнее об Армянской Апостольской Церкви (статьи из «Православной энциклопедии»):

Армянская церковь. В чем разница между православием и армянским христианством?

Армянская Церковь

Армянская церковь — одна из древнейших христианских общин. В 301 году Армения стала первой страной, принявшей христианство в качестве государственной религии. Уже много веков между нами нет церковного единства, но это не мешает существованию добрососедских отношений. На прошедшей 12 марта встрече с послом Республики Армения в России О.Е. Есаяном, Святейший Патриарх Кирилл отметил: «Наши отношения уходят вглубь веков… Близость наших духовных идеалов, единая нравственная и духовная система ценностей, в которой живут наши народы, являются фундаментальной составляющей наших отношений».

Читатели нашего портала часто задают вопрос: «В чем различие между православием и армянским христианством»?

Протоиерей Олег Давыденков, доктор богословия, заведующий кафедрой восточно-христианской филологии и восточных Церквей Православного Свято-Тихоновского Богословского Университета отвечает на вопросы портала «Православие и мир» о дохалкидонских церквях, одной из которых и является Армянская церковь.

В чем различие между православием и армянским христианством

— Отец Олег, прежде чем говорить об армянском направлении монофизитства, расскажите о том, что такое монофизитство и как оно возникло?

— Монофизитство — это христологическое учение, сущность которого состоит в том, что в Господе Иисусе Христе только одна природа, а не две, как учит Православная Церковь. Исторически оно появилось как крайняя реакция на ересь несторианства и имело не только догматические, но и политические причины.

Православная Церковь исповедует во Христе одно лицо (ипостась) и две природы – божественную и человеческую. Несторианство учит о двух лицах, двух ипостасях и двух природах. Монофизиты же впали в противоположную крайность: во Христе они признают одно лицо, одну ипостась и одну природу. С канонической точки зрения различие между Православной Церковью и монофизитскими церквами заключается в том, что последние не признают Вселенские Соборы, начиная с IV-го Халкидонского, который принял вероопределение (орос) о двух природах во Христе, которые сходятся в одно лицо и в одну ипостась.

Армянская Церковь. Монофизиты

Название «монофизиты» было дано православными христианами противникам Халкидона (сами себя они называют православными). Систематически монофизитская христологическая доктрина сформировалась в VI в., благодаря прежде всего трудам Севира Антиохийского(+ 538 г.).

Современные нехалкидониты стараются модифицировать свое учение, утверждают, что их отцов обвиняют в монофизитстве несправедливо, поскольку те анафематствовали Евтиха 1 , но это изменение стилистики, не затрагивающее сути монофизитского вероучения. Работы их современных богословов свидетельствуют о том, что принципиальных изменений их доктрины не происходит, существенных различий между монофизитской христологией VI в. и современной нет. Еще в VI в. появляется учение о «единой сложной природе Христа», составившейся из божества и человечества и обладающей свойствами обоих естеств. Однако этим не предполагается признание во Христе двух совершенных природ – природы божественной и природы человеческой. Кроме того, монофизитство почти всегда сопровождается монофилитской и моноэнергистской позицией, т.е. учением о том, что во Христе только одна воля и одно действие, один источник активности, которым является божество, а человечество оказывается его пассивным орудием.

— Отличается ли армянское направление монофизитства от других его видов?

— Да, отличается. В настоящее время существует шесть нехалкидонских церквей (или семь, если Армянский Эчмиадзинский и Киликийский католикосаты рассматривать, как две, де-факто автокефальных церкви). Древние Восточные церкви можно разделить на три группы:

1) Сиро-яковиты, копты и малабарцы (Маланкарская церковь Индии). Это монофизитство севирианской традиции, в основе которой лежит богословие Севира Антиохийского.

2) Армяне (Эчмиадзинский и Киликийский католикасаты).

3) Эфиопы (Эфиопская и Эритрейская церкви).

Армянская церковь в прошлом отличалась от остальных нехалкидонских церквей, даже сам Севир Антиохийский был анафематствован армянами в VI в. на одном из Двинских соборов как недостаточно последовательный монофизит. На богословие Армянской церкви значительное влияние оказывал афтартодокетизм (учение о нетленности тела Иисуса Христа с момента Воплощения). Появление этого радикального монофизитского учения связано с именем Юлиана Галикарнасского, одного из основных оппонентов Севира внутри монофизитского лагеря.

В настоящее время все монофизиты, как показывает богословский диалог, выступают с более-менее одинаковых догматических позиций: это христология, близкая к христологии Севира.

Говоря об армянах, следует отметить, что сознание современной Армянской церкви характеризуется выраженным адогматизмом. Если другие нехалкидониты церкви проявляют немалый интерес к своему богословскому наследию и открыты для христологической дискуссии, то армяне, напротив, мало интересуются собственной христологической традицией. В настоящее время интерес к истории армянской христологической мысли проявляют скорее некоторые армяне, сознательно перешедшие из Армяно-Григорианской церкви в Православие, причем, как в самой Армении, так и в России.

Армянская Церковь. Диалог

Ведется ли сейчас богословский диалог с Дохалкидонскими церквами?

— Ведется с переменным успехом. Итогом такого диалога между Православными христианами и Древневосточными (Дохалкидонскими) церквами стали так называемые Шамбезийские соглашения. Одним из основных документов является Шамбезийское соглашение от 1993 года, которое содержит согласованный текст христологического учения, а также содержит механизм восстановления общения между «двумя семьями» Церквей через ратификацию соглашений синодами этих Церквей.

Христологическое учение этих соглашений имеет целью найти компромисс между Православными и Древневосточными церквами на основе богословской позиции, которую можно было бы охарактеризовать как «умеренное монофизитство». В них содержатся двусмысленные богословские формулы, которые допускают монофизитское толкование. Поэтому реакция в православном мире на них не однозначна: четыре Православные Церкви их приняли, некоторые приняли с оговорками, а некоторые принципиально против этих соглашений.

Русская Православная Церковь также признала, что эти соглашения недостаточны для восстановления евхаристического общения, поскольку в них содержатся неясности в христологическом учении. Требуется продолжение работы по устранению неясных толкований. Например, учение Соглашений о волях и действиях во Христе можно понять и дифизитски (православно) и монофизитски. Все зависит от того, как читающий понимает соотношение воли и ипостаси. Рассматривается ли воля, как принадлежность природы, как в православном богословии, или она усвояется ипостаси, что характерно монофизитству. Второе Согласованное заявление от 1990 года, которое лежит в основе Шамбезийских соглашений 1993 года, не дает ответа на этот вопрос.

С армянами же сегодня вряд ли вообще возможен догматический диалог, по причине отсутствия с их стороны интереса к проблемам догматического характера. После того, как в середине 90-х гг. стало понятно, что диалог с нехалкидонитами зашел в тупик, Русская Православная Церковь начала двухсторонние диалоги – не со всеми нехалкидонскими Церквями вместе, а с каждой в отдельности. В результате определилось три направления для двусторонних диалогов: 1) с сиро-яковитами, коптами и армянским Киликийским католикосатом, согласившимися вести диалог только в таком составе; 2) Эчмиадзинским католикосатом и 3) с Эфиопской церковью (это направление не получило развития). Диалог с Эчмиадзинским католикосатом не затрагивал вопросов догматических. Армянская сторона готова обсуждать вопросы социального служения, пастырской практики, различные проблемы общественной и церковной жизни, но к обсуждению догматических вопросов интереса не обнаруживает.

— Как монофизиты сегодня принимаются в Православную Церковь?

— Через покаяние. Священнослужители принимаются в сущем сане. Это древняя практика, так принимали нехалкидонитов и в эпоху Вселенских Соборов.

С протоиереем Олегом Давыденковым беседовал Александр Филиппов.

Читайте также:

Христианство в Армении

Христианство на территорию Армении начало проникать очень рано. Существует древнее благочестивое предание, изложенное подробнее в «Церковной истории» Евсевия Памфила и «Истории Армении» Мовсеса Хоренаци, что еще во время земной жизни Господа армянский царь из династии Арксаидов по имени Авгарь, будучи болен, узнал о чудесах, совершаемых Спасителем в Палестине и направил к Нему приглашение в свою столицу, Эдессу

Армянская апостольская церковь

Религия и Церковь Армении считаются первоапостольскими, то есть — непосредственно полученными от святых апостолов, учеников Иисуса Христа. Церковь иногда называют Армяно-григорианской, но среди духовенства самой Апостольской Церкви это название не используется.

Становление христианства в Армении

До принятия христианства, народ, населявший нынешнюю территорию Армении, придерживался язычества. О тех временах осталось мало сведений, ведь армянский алфавит был создан только в V веке. Информация передавалась из уст в уста, поэтому многие факты о дохристианских временах дошли до нас искаженными.

После принятия христианства на месте языческих капищ были построены храмы, поэтому фактические свидетельства о периоде политеизма также были утрачены. Первыми людьми, принесшими новую веру на территорию Армении, были ученики Христа — апостолы Фаддей и Варфоломей. Апостол Фаддей был казнен вместе со своими последователями.

Апостол Варфоломей также принял мученическую смерть по приказу армянского царя. Но гонения не смогли остановить распространение христианства. После подвижничества апостолов в Армении появилось много верующих. Христиане молились тайно, у них не было храмов или других мест для богослужений.

Позже новая религия получила широкую популярность в соседних странах, с которыми Армению связывали торговля, культура и общее прошлое. Это подготовило хорошую почву для распространения христианства на территории Армении.

Ситуация изменилась в 314 году, когда царь Тиридат III принял крещение и отдал указ о строительстве первого христианского храма. Этот год стал официальной датой принятия христианства народом Армении.

Интересно знать! Собор Эчмиадзин, основанный Тиридатом III, до сих пор считается религиозным центром для всех армян. Это главное местопребывание верховного Патриарха и Католикоса.

Разрыв Армянской Церкви с Православием произошел в V веке из-за неточного перевода некоторых решений, принятых Вселенским Халкидонским Собором.

В последующие периоды Армянская Церковь неоднократно искала точки соприкосновения с Католицизмом. В 1198 году была подписана уния между Католической и Армянской Апостольской Церковью, но это привело к расколу и образованию Армянской Католической Церкви. В итоге, Апостольская Церковь осталась отдельной независимой конфессией.

Таинства Армянской Апостольской Церкви

  1. Крещение — самое первое Таинство. Не приняв его, человек не может участвовать в других. Во время проведения Таинства Крещения детей трижды окунают в освященную воду, взрослым омывают лицо или изливают воду на голову. Одновременно с крещением совершается Таинство миропомазания и причащения.

Особенности богослужений

В Армянской Церкви службы разделены на утреннюю, дневную, вечернюю и ночную. Утренняя служба объединяется с ночной и проводится на рассвете. Она посвящена восхвалению подвигов Сына Божьего и символизирует воскресение Христа.

Вечерняя служба проводится на закате. Во время богослужения вспоминают погребение Христа, окончание его земного пути. Верующие просят Бога даровать им добрую ночь и покой в душе.

Главное богослужение в Армянской Апостольской Церкви — Божественная Литургия. Она проводится на армянском языке, дополняется особыми ритуалами и песнопениями. По завершению богослужения верующие причащаются.

Важно! Если человек по каким-то причинам не может причаститься, он все равно может находиться на Литургии. Во время богослужения такие прихожане слушают главы из Священного Писания, молятся и восхваляют Господа Иисуса Христа.

Церковная организация и иерархия

Высшую ступень церковной иерархической лестницы в Армении занимает Католикос. Он обладает такой же централизованной властью, как Папа Римский в Католицизме. В Православии же Патриарх — почетный титул, не наделяющий его носителя особыми полномочиями.

Высший церковный сан после Католикоса — епископ. Епископы стоят во главе епархий, обязаны принять монашеский постриг и иметь ученую степень.

Основное звено церковной жизни — священники. Они отвечают за духовное воспитание верующих, осуществление Таинств и совершение богослужений. Помогают священникам дьяконы и чтецы.

Расхождения с Православием

Несмотря на достаточно теплые отношения Русской Православной и Армянской Апостольской Церквей, между ними существует много разногласий в отношении Евхаристии.

Священники не могут проводить совместные богослужения, в частности — Литургию. Верующие одной из Церквей не могут причащаться или принимать крещение в другой.

Догматические различия

Одним из вопросов, вызывающим наиболее жаркие споры в кругу богословов, является вопрос о божественности плоти Иисуса Христа.

Армянская Церковь считает, что плоть Иисуса была божественной. Он не мог испытывать человеческих чувств, следовательно, его страдания на кресте были символическими. Православие же придерживается учения о двух природах Христа. Будучи Богом, он при рождении принял человеческое тело и испытывал все физические и духовные терзания, свойственные простому человеку.

В те дни, когда эта тема поднималась на Вселенском Соборе, Армения находилась в состоянии кровопролитной борьбы с Персией. Епископы не смогли принять участие в обсуждении и не приняли решение Собора, после чего началось многовековое разделение с Православием.

Важно! В настоящее время между представителями Русской и Армянской Церквей ведутся диалоги о природе Христа. Если им удастся преодолеть противоречия, полное общение между конфессиями будет восстановлено.

Обрядовые особенности

У Армянской Апостольской и Русской Православной Церквей есть небольшие различия в обрядах, но они не могут быть препятствием для общения между верующими.

  • Во главе Армянской Церкви стоит Католикос, обладающий всеобъемлющей законодательной властью;
  • Армянская Церковь признает решения только трех Вселенских Соборов из семи;
  • В армянских храмах мало икон, а дома верующие молятся перед распятием;
  • Русская Православная Церковь ведет летоисчисление по юлианскому календарю, а армянская — по григорианскому. Соответственно, Пасху, Рождество Христово и другие праздники верующие отмечают в разные дни;
  • Верующие в Армении причащаются пресным хлебом и неразбавленным вином. В Православии применяется дрожжевой хлеб, а вино разбавляют водой;
  • Крестное знамение армяне совершают слева направо, а Православные — справа налево;
  • Согласно древним традициям, праздник Рождества и Крещения армяне отмечают в один день;
  • Алтарь в храмах Армении не отделяется иконами, при богослужениях используется органная музыка;
  • Священникам-вдовцам в Армении разрешается жениться во второй раз;
  • Верующие Армении могут венчаться в субботние и воскресные дни Великого Поста;
  • У армянских верующих есть обряд, который называют «матах». Для проведения обряда христианин накрывает стол для бедных, не приглашая за него родных и обеспеченных людей;
  • Армянские христиане соблюдают особый пост — арачаворк. Он продолжается неделю и начинается за 70 дней до Пасхи.

Важно! Несмотря на различия в вероучениях, при переходе из Армянской Апостольской Церкви в Православие, человеку не нужно снова креститься. Над человеком проводится чин присоединения, в ходе которого он отрекается от ошибочного учения монофизитов. После этого христианин может участвовать в Таинствах Православной Церкви.

Епархии Армянской Апостольской Церкви

Армянская диаспора в мире считается многочисленной. В местах постоянного проживания верующие стремятся основать храм, чтобы собираться там для молитвы и во время праздников.

Епархии Армянской Апостольской Церкви располагаются на всех континентах, их количество в других странах зависит от числа верующих. Так, на территории Африки Апостольская Церковь представлена всего одной епархией, а в Европе их больше 10. В России располагаются Ново-Нахичеванская и Епархия Юга России.

Наиболее многочисленными епархиями считаются:

  • Араратская;
  • Армавирская;
  • Грузинская;
  • Украинская;
  • Греческая;
  • Гугаркская;
  • Шведская.

Армянская Апостольская Церковь в России

На территории России храмы Армянской Апостольской Церкви можно увидеть в столице, Ростове-на-Дону, Краснодаре и многих других городах. В Москве есть два храма, принадлежащих Армянской Церкви — Преображенский и Воскресенский соборы.

Интересно знать! Многие армянские храмы называют в честь Георгия Победоносца, так как он — один из наиболее почитаемых Святых среди христиан Кавказа.

Другие наиболее известные храмы Армянской Церкви в России:

  • Церковь святой великомученицы Екатерины в Санкт-Петербурге;
  • Церковь Святого Стефана в Калининграде;
  • Церковь Святого Карапета в Екатеринбурге;
  • Церковь Христа Всеспасителя в Кирове.

Армения стала первой страной, принявшей христианство на официальном уровне, в качестве государственной религии. Уже много веков между нами нет церковного единства, но это не разрушает близость наших духовных идеалов и общую систему ценностей.

АРМЯНСКАЯ АПОСТОЛЬСКАЯ ЦЕРКОВЬ (ААЦ) (Армянская святая апостольская православная церковь)

Национальная Церковь армянского народа.

Центр — монастырь Св. Эчмиадзин в городе Вагаршапате Республики Армения. Главой ААЦ является верховный духовный руководитель — католикос (верховный патриарх и католикос всех армян). Католикосство всех армян является верховной духовной и иерархиче­ской властью Церкви. Согласно традиции, уже при жизни Христа к его учению проявил интерес армянский царь Абгар V и апостол Фаддей вел проповедь христианства в Великой Армении. В ряду со многими крещенными была дочь армянского царя Санатрука I Сандухт. К Фаддею присоединился апостол Варфоломей. Апостольской проповедью св. Фаддеем и св. Варфоломеем в Армении была основана ААЦ (I в.). Св. Фаддей принял мученическую смерть в Шаваршане, в гаваре Артаз, а св. Варфоломей в Аребаносе. В Малой Армении также были распространены христианские общины. Первым армянским католикосом стал св. Григор Лусаворич (302—326). В 301 св. Григор у подножия горы Нпат, вблизи Багавана, в водах Арацани совершил обряд крещения царя Трдата, его окружения, армянского войска, всего народа армян­ского. Христианство впервые в мире было провозглашено государственной религией в Армении. На месте языческих святынь начали подниматься христианские храмы, ставшие шедеврами армянского средневекового зодчества. Под фундаментом церкви Cв. Эчмиадзин, основанной св. Григором в 303, при археологических раскопках были обнаружены следы армянского языческого храма. Многие бывшие жрецы армянских храмов и их сыновья принимали сан христианских церковнослужителей. Древнеязыческие праздники преобразились в христианские. Cв. Эчмиадзин стал духовным центром армян и местопребыванием верховного патриарха и католикоса всех армян. Престол католикоса неоднократно перемещался: с 484 — в Двин, с 992 — в Ани, с 1057 — в Малую Армению, с 1147 — в Ромклу (Киликия), с 1282 — в Сис (Киликия), а с 1441 был вновь возвращен в Вагаршапат (Эчмиадзин) и по нынешний день остается резиденцией главы ААЦ. Под покровительством армянского царя Врамшапуха и католикоса Саака Партева Месроп Маштоц создал армянские письмена, и первым переводом на древнеармянский язык стала Библия, которая считается «царицей переводов». Наряду с переводной литературой армянские историки и философы создали ценные произведения оригинальной армянской научной, историографической, философской, церковной литературы. V в. считается золотым веком армянской культуры и литературы. В вероисповедании и христианском учении ААЦ основывается на постановлениях трех первых Вселенских соборов и исходящих из них канонах, утвержденных армянскими церковными соборами и Отцами Церкви. ААЦ в IV Вселенском соборе (Халкидонском) не участвовала, а затем не приняла его постановлений, исходящих из церковной политики Византийской империи, ставшей частью ее завоевательной политики. На Двинском соборе 554 ААЦ окончательно отмежевалась от догматики Византийской церкви, развиваясь самостоятельным путем. В 608 Грузинская церковь отделилась от ААЦ. На Двинском соборе 720 была принята «Книга армянских канонов» в качестве свода церковно-правовых норм. В 961 с провозглашением Ани столицей царства армянских Багратидов (885—1045) престол католикоса всех армян был перенесен в Ани. С конца XI в. с переносом центра тяжести политической жизни в армянскую Киликию здесь также развивается церковная жизнь. В этот тяжелый период, когда Великая Армения подвергалась нашествиям кочевых племен сельджуков, а затем татаро-монголов, а Киликийское армянское государство (с 1080 княжество, а в 1198—1375 царство) противостояло агрессии Византийской империи, Иконийского султаната, египетских мамлюков и др., ААЦ смогла сохранить чистоту вероисповедания и способствовать развитию армянской культуры. На протяжении веков ААЦ была покровительницей и защитницей армянского народа, способствовавшей сохранению и дальнейшему развитию армянской культуры. Были построены тысячи церквей и монастырских комплексов, ставших центрами культуры и образования. Из них многие являются выдающимися шедеврами армянской и мировой архитектуры (церкви Рипсиме, Звартноц, Св. Креста на о. Ахтамар, Кафедральный собор в Ани, монастыри и церкви Татева, Нораванка, Гандзасара и многие другие). В лоне ААЦ развивались искусство миниатюры, создания хачкаров (камней-крестов), а также образование (монастырские и церковные школы, Гладзорский и Татевский университеты). ААЦ играла важную роль в армянской освободительной борьбе XVII—XVIII вв., ее католикосы участвовали вместе с армянскими общественными деятелями в составлении освободительных программ и в переговорах с европейскими государственными и церковными деятелями по освобождению Армении от турецких и персидских завоевателей. С включением Вост. Армении в состав Российской империи (1828) царское правительство приняло специальное Положение (1836), регулируя свои отношения с ААЦ и вместе с тем создавая механизмы влияния на католикоса всех армян. В тяжелейшем положении оказались армян­ские епархии в Зап. Армении и других частях Османской империи, которые находились под руководством Константинопольского патриархата ААЦ и Киликйского католикосата в лоне ААЦ. Католикосы (Мкртич Хримян, Георг V, а также архиепископ Хорен Мурадбекян) наряду с армянскими общественными деятелями предприняли огромные усилия по спасению западных армян, однако вследствие геноцида, совершенного в Османской империи, все епархии ААЦ были уничтожены, тысячи церквей (вместе с рукописями и церковными принадлежностями) разрушены. Сейчас сохранились лишь Иерусалимский и Константинопольский патриархаты ААЦ и католикосат Великого дома Киликийского с центром (с 1930) в Антелиасе (Ливан). С провозглашением Республики Армения (1918—1920) ААЦ всеми средствами (до этого принимала активное участие в создании добровольческих отрядов, организации помощи чудом спасшимся от геноцида армянам) поддерживала ее правительство, содействуя становлению армянской государственности. После установления советской власти в Вост. Армении (29 ноября 1920) с провозглашением атеизма как идеологического оружия против Церкви многие церковнослужители подверглись преследованиям и репрессиям. Самым тяжелым временем для ААЦ был период патриаршества католикоса всех армян Хорена I Мурадбекяна (1932—1938), когда ААЦ в Советской Армении была ограничена пределами Эчмиадзинского монастыря, а сам католикос был убит. В 1937 более 70 церковнослужителей были репрессированы, расстреляны, многие сосланы. Лишь в годы Второй мировой войны отношение властей к Церкви претерпело некоторые изменения. Начало частичного восстановления прав ААЦ происходит с 1944. Издается журнал «Эчмиадзин» во вновь открытой типографии, новоизбранный католикос Геворг VI предпринимает решительные шаги по восстановлению церковных прав (была вновь открыта духовная семинария), однако они встречали препятствия, чинимые властями. При католикосе Вазгене I (1955—1994) ААЦ переживает период восстановления как внутри страны, так и вне ее пределов. 1989 был ознаменован восстановлением Арцахской епархии во главе с епископом Паргевом Мартиросяном. С провозглашением Третьей Республики Армения продолжилось и успешно завершилось восстановление прав ААЦ. Католикос Великого дома Киликийского Гарегин II в 1995 был избран католикосом всех армян как Гарегин I. В 1999 католикосом стал Гарегин II. В Республике Армения действуют 8 епархий ААЦ (Айрарата, Ширака, Армавира, Гегаркуника, Сюника, Арагацотна, Гугарка, Котайка), и одна в Нагорно-Карабахской Республике (Арцахская епархия), чем было обусловлено оживление церковной жизни. Есть также множество епархий по всему миру (Эчмиадзинскому католикосату подчиняются в духовном отношении Киликийский католикосат (Антилиас), Иерусалимское и Константинопольское патриархат­­ства и епархиальные управления: в России, Грузии, США, Южн. Америке, Зап. Европе, на Ближнем и Среднем Востоке, на Балканах и др).

filaretuos

Реалии нашей жизни

Друзья и враги

Почему Армянскую Церковь именуют Апостольской и Григорианской?

Армянская Апостольская Церковь является одной из древнейших христианских Церквей.

Христианство появилось в Армении во II-III в. , став в начале IV в. (301 г. ) государственной религией.

Армянская Церковь именуется Апостольской потому, что два апостола из 12 учеников Христовых принесли в Армению Христову веру. По преданию, еще в I в. Апостолы Фаддей и Варфоломей прибыли в Армению и проповедовали там христианство. Тогда же в Армении зародились и первые христианские общины, которые распространились во II-III вв.

Апостола Варфоломея распяли вниз головой, но он продолжал свою проповедь, тогда его сняли с креста, сняли кожу, а затем обезглавили. Это произошло на территории нынешней столицы Азербайджана, город Баку, на месте Девичей Башни. Ранее на месте Башни стояла христианская Церковь.

Сейчас небольшой ковчег с мощами апостола Варфоломея находится в Кафедральном Православном соборе Святых жён Мироносец в Баку . Но оснавная часть мощей покоится в Итальянском городе Беневенто.
Мощи святого апостола Фаддея покоятся в главном соборе Армении в Армянской Церкви.

Христиане часто подвергались гонениям, так как армяне в те времена исповедовали преимущественно многобожие, тяготеющее в какой-то степени к эллино-римскому политеизму.

Григорианской Церковь называется благодаря проповедям святителя Григория Просветителя (302-326) — по имени которого Армянская Апостольская Церковь часто именуется Армяно-Григорианской v армянский царь Тиридат III (287-330) принимает со своей семьей крещение. В 301 г. христианство провозглашается официальной государственной религией.

Григорий Просветитель армянами признаётся за первого Патриарха Армении.

Предание повествует о том, что св. Григорию было видение: Христос в нимбе нисходит с небес и золотым молотом указывает место, где должна быть воздвигнута первая армянская церковь .

Именно поэтому построенный здесь храм, ставший кафедральным, был назван Эчмиадзином, что на армянском языке означает «Сошел Единородный«, то есть Иисус Христос .

На этом же месте, где построен собор, Григорий Просветитель несколько лет находился хаключённым пленником в яме.

Честно говоря в Армении три Эчмиадзина: уже знакомый нам город, кафедральный собор и сложившийся вокруг него монастырь. На территории последнего находится резиденция Католикоса — главы Армянской церкви . Для армян Эчмиадзин — центр притяжения, если не мироздания. Побывать здесь обязан каждый армянин, как бы далеко от родины он ни жил, где бы ни родился. Католикос Всех Армян Гарегин II: » Святой Эчмиадзин не только армянская, но и всемирная святыня. Мы рады отметить, что главы братских церквей регулярно посещают святой Эчмиадзин, и совместно мы возносим молитву Господу нашему, прося мир для мира и братства для народов. Чада других Церквей посещают первопрестольный град для того, чтобы приобщиться к нашей истории, церкви и традициям «.

Впечатление паломника: —
Очень красивое, просто потрясающее место. Такое тихое, умиротворенное. Стоит попасть на службу — там очень красивое мужское хоровое пение. Внутри достаточно интересный музей — реликвии, кусочек нового ковчега, копье. Много хачкаров. Территория с какой-то потрясающей атмосферой. Ехать, кстати, не очень далеко от Еревана

Армянская церковь — близка к православной, но влияние католицизма в ней очень заметно . Например, стены в армянских храмах украшают не иконы, а картины. Службу сопровождает орган. Заимствованы у католиков и некоторые элементы церковного облачения. Одежду для священников шьют в мастерской при Эчмиадзине. Конические клобуки характерны только Армянской Церкви.

Женщины как правило в храмах могут пребывать голой головой. Крестятся армяне слева направо, как католики, но тремя перстами, как православные. Потом прикладывают руку к груди — так больше не делает никто. Армянская церковь наряду с коптской, эфиопской и сирийской относится к числу древневосточных ортодоксальных церквей. Поэтому порядок служения в них ближе к православному.

Католикос Всех Армян, Гарегин II: » С 1962 г. Армянская Церковь состоит во Всемирном Совете Церквей и поддерживает связи с другими братскими церквями. Однако более близкие отношения у нас с Русской Православной церковью. Отношения эти отражают теплые отношения между нашими народами и государствами. В смысле богословия наша Церковь, как восточная ортодоксальная, гораздо ближе к семье православных церквей «.

При всей схожести между Армянской апостольской и Русской Православной церквями имеются существенные отличия. Они касаются догматики, особенностей богослужения и обрядов. Армяне, например, по большим праздникам приносят в жертву бычка, барана или петуха . Многие таинства в этих двух церквях совершаются по-разному.

Обряд Крещения младенца совершается троекратным погружением в освященную воду, а когда холодно, омовением лица и частей тела. Все это сопровождается словами: » Сей раб Божий , пришедший от младенчества к крещению, крестится во имя Отца и Сына и Святого Духа… » У армян есть только крестные отцы, крестных матерей нет. Одновременно с крещением совершается миропомазание, по-армянски «дрошм», «печать». Для каждой части тела — своя молитва. К примеру, помазание ног сопровождается такими словами: » Печать сия Божественная да исправит шествие твое в Жизнь Вечную «. В Армянской Церкви Крещение всегда совершается только над одним ребёнком, а не массово и каждому крещаемому уделяется примерно час время.

В Армянской церкви еще со времен Георгия Просветителя практикуются жертвоприношения , матах. Обычно в жертву приносят животных. Родился ребенок — обязательно сходи в церковь и попроси священника провести обряд. Если кто-либо из родственников умирает, то матах совершают за упокой души. В Эчмиадзине при церкви Святой Гаянэ имеется специальное помещение, где мясник закалывает жертвенных баранов и бычков. Другие христианские церкви считают матах пережитком язычества. Армяне с этим не согласны. Ведь мясо достается бедным, а кто как не Христос заповедовал любить ближнего.

Участие в обряде священнослужителя ограничено исключительно освящением соли, с которой приготовляется матах. Животное приводить в церковь запрещено, а потому оно режется жертвователем дома ..

Венчаться по армянским законам можно, если невесте исполнилось 16, а жениху -18 .

Армения не раз теряла государственность. Поэтому церковь для армян — символ единения. Причем не только духовного. В храм приходят чтобы помолиться, поставить свечку, а заодно пообщаться с друзьями . В позапрошлом году в Эчмиадзин съехались тысячи людей со всей страны, сотни представителей армянской диаспоры.

Раз в семь лет тут проводится обряд мироосвящения . Миро — особенный состав из благовонных веществ для священного помазания. В Армении его делают из оливкового масла, к которому добавляют специальный бальзам и 40 видов различных ароматических смесей. Компоненты варят отдельно, затем смешивают и освящают. В церемонии кроме Католикоса участвуют 12 армянских епископов. Приезжают представители Апостольской церкви из Константинополя, Иерусалима и Бейрута. Они по очереди заливают в котел ингредиенты и обязательно старое миро, оставшееся от прошлой церемонии. Считается, что в нем осталось немного масла, освященного еще самим Христом. Затем Католикос погружает в котел копье, якобы то самое, которым римский сотник Лонгин пронзил грудь Спасителя и прекратил Его страдания. Мешают миро Дланью Георгия Просветителя. Так называют раку, в которой хранятся мощи (рука) первого Католикоса Армении .

В 2001 г. Папа Римский Иоанн Павел II привез в Армению мощи первого армянского Католикоса. Пятьсот лет мощи Святого Григория Просветителя хранились в Неаполе, а сейчас находятся в кафедральном соборе Эчмиадзина . Помимо Святого копья и мощей в Эчмиадзине хранится много других святынь, почитаемых во всем христианском мире. Многие из них вывезены из Турции после резни 1915 г.

Самые драгоценные: фрагмент Ноева Ковчега — коленная чашечка Иоанна Крестителя, частица Древа Креста, на котором был распят Иисус, наконец, фрагмент тернового венца Спасителя .

В домашней молитве чаще использовался Крест. Это связано с тем, что икона должна быть непременно освящена рукою епископа святым миром , а потому она является скорее храмовой святыней, нежели непременным атрибутом домашней молитвы.

Трисвятое в Армянской Церкви каждый праздник разное. Так по воскресным дням поют: « Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Бессмертный, Воскрес из мертвых, помилуй нас », в Вознесения вместо «Воскрес из мертвых» добавляют «. Что вознёсся во славе ко Отцу, Помилуй нас «.

Проскомидию разрешено делать как на квасном, так и на пресном хлебе. В вино воду не добавляют . Освящённый евхаристический хлеб (Тело) погружается священником в Чашу с освящённым вином (Кровью) и, преломлённый пальцами на части, подаётся причащающимся .

Православная ли Армянская Апостольская Церковь?

Представления о том, что в действительности нет большой разницы и, в конце концов, все Церкви говорят об одном и том же, мягко говоря, далеки от истины. В действительности Армянская Апостольская Церковь имеет серьезные основания утверждать, что сохранила особую верность апостольской традиции. Каждая Церковь взяла себе особое имя, Армянская называет себя Апостольской. На самом деле название каждой из Церквей гораздо длиннее, чем просто Католическая, Православная, Апостольская. Наша Церковь называется Армянская Апостольская Православная Святая Церковь (Православная – в смысле истинности веры). Посмотрите, сколько определений, но мы чаще всего употребляем одно, самое близкое и родное нам и самое характерное.

Веками нашей Церкви приходилось отстаивать чистоту догматов веры. В 451 году не только Армянская Церковь, но и другие Восточные Православные Церкви — Коптская, Сирийская, Эфиопская — не приняли решения Халкидонского собора, имея на то существенные догматические причины. Были серьезные основания для опасений, что Халкидон восстанавливает подвергнутое осуждению на Третьем Вселенском Эфесеком Соборе — в первую очередь ересь Нестория.

Главная причина разногласий в том, что армяне предпочли остаться верными богословской традиции александрийской школы, основанной великим подвигом в первую очередь Свв. Афанасия Великого и Кирилла Александрийского. Только после смерти последнего удалось провести в жизнь решения, принятые Халкидонским собором. Собором руководили не священнослужители, а сам император Маркиан и императрица Пульхерия. Надо признать, что Халкидон лишь подтвердил уже существующие богословские противоречия между александрийской и антиохийской школами. Эти расхождения имели корни в разных духовно-культурных пластах, они возникли в результате столкновения целостного религиозного созерцания Востока и дифференциального эллинистического мышления, единства и дуализма исповедания Спасителя, конкретного и обобщенного восприятия человеческой реальности Христа.

Армяне остались верными постановлениям трех Вселенских Соборов, которые без искажений определили веру, идущую из апостольского периода. Мы не имели империи, даже не имели времени на передышку, вынужденные постоянно вести борьбу за существование. Мы не пытались приспособить христологию к имперским амбициям, к служению империи. Христианство было для нас главным, ради него мы готовы были отдать то, что имели — таким имуществом главным образом была жизнь. Что касается церквей, с которыми, к сожалению, мы не имеем евхаристического общения, надо брать у них все лучшее. Хорошего там много, особенно в русской духовной литературе, в удивительных свидетельствах духовной жизни. С русским народом у нас особая духовная близость. Мы постоянно молимся для восстановления евхаристического единства Церкви Христа. Но пока этого не произошло, каждый должен быть в своей духовной реальности. Это не означает, что мы запрещаем нашим верующим ходить в русско-православные храмы. Слава Богу, нам не присущ такой фанатизм. Можно войти, поставить свечку, помолиться. Но во время воскресной литургии надо быть в своей Церкви.

Иногда возникает спор, когда армяне сами могут доказывать, что они не православные. Это создает абсурдную ситуацию – человек фактически сам утверждает, что его вера не истинна. Православные в России не считают армян православными. То же самое отражено в нашей богословской традиции — мы признаем православие только пяти восточных церквей — нашей, Коптской, Эфиопской, Сирийской, Индийско-Малабарской. Халкидонские Церкви, с точки зрения вероучения ААЦ, не считаются православными. В нашей богословской литературе они именуются просто Греческая Церковь, Римская Церковь, Русская Церковь и Т.п. Правда, и нашу Церковь мы можем тоже коротко называть Армянской.

Конечно, Церкви имеют свое официальное название, и в официальных взаимоотношениях мы их называем так, как они сами себя именуют. Но, сознавая все различия между нами и православными-халкидонитами, нельзя уклоняться от утверждений о том, что у нас православная, иначе говоря, правильная, истинная вера.

Отец Месроп (Арамян).

Из интервью журналу «Анив»

Также см. по теме: «Различие и родство Церквей» /А. Меружанян.

The Armenian Church

Հետեւեք Սուրբ Էջմիածնում տեղի ունեցող իրադարձություններին:

Հայ Եկեղեցու կենտրոն Մայր Աթոռ Ս. Էջմիածնի հետ կապ հաստատելու համար:

Catholicosate of
All Armenians
Mother See of
Holy Etchmiadzin
1101 VAGHARSHAPAT REPUBLIC OF ARMENIA

Հեռ. (374-10) 517-110

Ֆաքս. (374-10) 517-301

Մայր Աթոռ Ս. Էջմիածնի աշխատանքային ժամերը

Մայր Աթոռի դռները բաց են այցելուների առաջ ամեն օր.

Ռուբեն Սևակի անվան թանգարան 10:30-17:00

Գանձատուն 10:30-17:00

Մկրտարան 10:00-18:00

Գրատուն 10:15-19:00

«Վաչե և Թամար Մանուկյան» մատենադարան 09:00-17:30

Թեմատիկ Տեսանյութ

Հունվարի վեցի առավոտյան Հայ Առաքելական Եկեղեցիներում Ս․ Ծննդյան և Աստվածահայտնության տոնական Պատարագ էր: Երևանի Ս․ Գրիգոր Լուսավորիչ մայր եկեղեցում պատարագ մատուցեց Գարեգին Բ Ամենայն Հայոց Կաթողիկոսը: Հայրապետական պատարագին ներկա էին վարչապետ Նիկոլ Փաշինյանը՝ տիկնոջ հետ, ԱԺ նախագահը, բազմաթիվ պետական այրեր, մտավորականներ, հավատացյալներ և ուխտավորներ:

Նոր տեսանյութեր

Հունվար 2020
ԲՇ ԳՇ ԴՇ ԵՇ Ուր ՇԲ Կիր
1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30 31

Սրբոց հայրապետացն Իգնատիոսի, Ադդէի եւ Մարութայի եպիսկոպոսին:

Սողոմոնի Իմաստություն 5.1-8
Երեմիա 6.16-21
Ա Կորնթացիներին 4.9-16
Մարկոս 9.32-36

Армянская апостольская церковь: отличие от православной. Основные аспекты

Одной из самых древних христианских общин считается армянская церковь. Её истоки начинаются еще в 4-м веке. Именно Армения является первой страной, где христианство было признано государством. Но шли тысячелетия, и сейчас уже видны те противоречия и различия, которые имеют русская и армянская апостольская церковь. Отличие от православной церкви стало проявляться в 6-м веке.

Отделение апостольской армянской церкви произошло по следующим обстоятельствам. В христианстве неожиданно возникла новая ветвь, которую отнесли к еретичеству, — монофизитство. Сторонники этого течения считали Иисуса Христа Богом. Они отрицали сочетание в нем божественного и человеческого. Но на 4-м Халкидонском Соборе монофизитство признали ложным течением. С той поры апостольская армянская церковь оказалась в одиночестве, так как она до сих пор смотрит на происхождение Христа не так, как обычные православные христиане.

Основные различия

Русская православная церковь с почтением относится к армянской апостольской, но не допускает многих ее аспектов.

  1. Признание соборов. Так как из-за военных действий армяне не могли попасть на Халкидонский Собор, они полностью проигнорировали и не поддержали христианские постулаты, которые там принимались. В итоге армянская церковь признает только 3 собора (всего их 7).
  2. ААЦ считает Христа этаким эфирным, нетленным существом, которое не нуждается в еде, питье и выполнении других потребностей. А РПЦ основывается на том, что Иисус имел такое же тело, как и простые люди.
  3. Святые образа. Если посетить армянскую церковь, можно увидеть практически полное отсутствие икон. Лишь в уголке в некоторых храмах стоит небольшой иконостас с образами. Бытует мнение, что раньше армянское православие выступало на стороне иконоборцев. Так это или нет, точно не известно. Но правильно одно — армянские христиане не молятся перед иконами. В частных домах верующие обращаются с молитвой к распятию.
  4. Календарное различие. Русские православные традиционно отмечают все основные христианские даты по юлианскому численнику, а армянские — по григорианскому. Соответственно, Пасха или Рождество наступают у всех в разные дни.
  5. Наложение креста. Армяне осеняют себя крестным знамением, так же как и русские, тремя перстами, но отличие состоит в том, что крест накладывается слева направо, а не наоборот.
  6. Духовные степени и саны. В армянской апостольской церкви 5 ступеней. Высшая — это католикос, далее идут по степени значимости — епископ, священник, дьякон и чтец. А в русской церкви всего 3 главных сана — епископы, пресвитеры и дьяконы.
  7. Матах. Этот обряд совершается только в армянской церкви. Дословно он означает «поднести соль». Согласно этому обычаю, любой желающий может дать матах, то есть накрыть стол для всех нуждающихся: бедных, больных и пр. Запрещено приглашать за этот стол родных и богатых людей.
  8. Арачаворк. Это пост у армян, который начинается за 70 дней до Пасхи и продолжается 5 дней.
  9. В песнях и молитвенных словах армянской апостольской церкви превозносится только одно из лиц триединого Бога, а русская православная церковь славит всю Божественную Троицу.
  10. В четыредесятницу в Великий пост армянам не возбраняется по воскресеньям пробовать сыр и яйца.

Взаимоотношения церквей

Русская православная церковь считает армянскую конфессией, поэтому людей этой веры нельзя хоронить по православным обычаям, совершать все таинства, которые проводит русское христианское православие, нельзя просто поминать и молиться за них. Если вдруг православный человек посетит службу в армянском апостольском храме — это повод для его отлучения от русской христианской церкви.

Некоторые армяне посещают храмы по очереди. Сегодня апостольский армянский, на другой день христианский. Этого делать нельзя, следует определиться в своей вере и придерживаться лишь одного учения.

Несмотря на противоречия, армянская церковь формирует в своих учениках веру и сплоченность, с терпением и почтением относится к другим религиозным течениям. Вот такие аспекты имеет армянская апостольская церковь. Отличие от православной ее видимое и ощутимое. Но каждый человек сам вправе выбирать, за кого ему молиться и какой веры придерживаться.

К какой конфессии относится Армянская Церковь?

grigor_yan

Вопрос читательницы и мой ответ на одном из сайтов:

Здравствуйте. Известно, что в христианстве существует три конфессии — Православие, Католицизм и Протестантизм. К какой же из этих конфессий относится Армянская Апостольская Церковь? Армяне не протестанты, это точно, но и не православные. Русские говорят, что ААЦ не православная. Может быть мы католики? Ведь у нас есть католикос.

Елена, деление христианства на три конфессии весьма условно. Денаминационных течений в христианстве гораздо больше и их количество прямо зависит от того, что и как считать. К примеру, существует множество неопротестантских или псевдопротестантских сект, которые сами себя относят к Протестантизму, что на самом деле не так. Протестантские Церкви — это вполне себе традиционные, национально-государственные Церкви, сформировавшиеся в эпоху Реформации с отделением от Римо-католической Церкви. К этим Церквям относятся Лютеранская, Англиканская и Реформатская Церкви. А нео и псевдопротестантские секты, начиная от баптистов и заканчивая харизматами, лишь мимикрируют под Протестантизм, что отвергается прежде всего самими настоящими Протестантскими Церквями. Тем не менее, по известной Вам трехчастной схеме все они скопом относятся к Протестантизму.

И если придерживаться именно этой трехчастной схемы, то Армянская Церковь, безусловно, относится к Православным Церквям. Однако, следует учитывать, что среди русских Православием почитается только их, полученная от Византии греческая церковная традиция. Именно поэтому греко-православные не считают Православными Церквями поместные Церкви других древних восточных традиций. А между тем существуют поместные Православные Церкви древних восточных народов, которые имеют каждый свою уникальную церковную традицию. К этой группе Церквей относятся Сирийская, Индо-малабарская, Коптская, Эфиопская, Эритрейская Православные Церкви, а также и Армянская Апостольская Церковь. Армянская Церковь единственная в этой группе, которая не использует слово Православная в своем официальном самоназвании, тем не менее, она именно Православная. Таким образом, если условно объединить все эти Церкви в одну конфессию, то окажется, что Православие в трехчастной схеме само делится на две группы — Православные Церкви византийской традиции (к которым относится Русская Церковь) и Православные Церкви древних восточных традиций (к которым относится Армянская Церковь). При этом, важно помнить, что все эти Церкви самобытны и имеют свой обряд и свое богословие, а потому объединение их в одну группу также условно. Их вполне можно было бы отнести каждую к отдельной конфессии, как, например, представляет собой отдельную Католическую конфессию Римская Церковь.

Что касается слова католикос, то оно, будучи однокоренным слову Католичество, не имеет никакого отношения к самому этому понятию. Это греческое слово обозначает «всеобщий», и указывает на духовную степень верховного патриарха всей поместной Церкви. Духовная степень католикоса есть практически во всех восточных Церквях, а не только в Армянской. Название же Католическая Церковь происходит от того, что Римская Церковь объединив в себе множество народов, претендует на статус «Всеобщей», т.е. «Единой Вселенской» Церкви, от которой все остальные «отделились». Именно такая претензия создает католическое учение о том, что папа римский является главой всех христиан в мире и наместником Бога на земле. Естественно, такая претензия римо-католиков отвергается всеми другими историческими Церквями. К той же Католической Церкви под управлением папы римского, относятся и формально автономные, т.н. «Восточно-католические церкви», представляющие собой общины восточных народов, некогда отделившиеся от поместных восточных Православных Церквей. Общины отделившиеся от Греко-православных Церквей, именуются «Греко-католическими Церквями», и среди таковых нам более всего известна Украинская греко-католическая Церковь. Но есть и Сиро-католическая Церковь, Копто-католическая и т.д. Не избежали католического прозелитизма и армяне. В 18-ом веке на основе некоторого количества принявших Католицизм армян, была создана т.н. Армяно-католическая Церковь, которая присутствует по всему Ближнему Востоку и даже в Армении, и по своему обряду и традициям практически ничем не отличается от настоящей Армянской Апостольской Церкви. Но это лишь мимикрия. Отличаются армяно-католики от верующих ААЦ тем, что подчиняются не католикосу всех армян, а папе римскому, и, соответственно, исповедуют учение Католической Церкви.

Армянская Апостольская Церковь Святого Григория-Просветителя

История создания

Священномученик Григорий Просветитель, первый епископ Армении и самый почитаемый армянским народом исторический деятель, как ни странно, не был армянином. Он родился в 257 году, происходил из знатного парфянского рода и был воспитан в Римской империи, где получил классическое античное образование. Григорий Просветитель – основатель Армянской церкви – широко почитается не только в Армении, но и всей Вселенской Православной церковью. Десница св. Григория Просветителя хранится в Эчмиадзине и является символом власти Верховного Патриарха-Католикоса всех армян и одной из главных святынь Армянской церкви.

Храм стоит на правом берегу Терека у Чугунного (Ольгинского) моста. От церкви на террасы правого берега Терека поднимается Армянская улица. А напротив церкви сохранился дом семьи известного театрального режиссера Евгения Вахтангова. На здании есть мемориальная доска, а в 2013 году в сквере возле Армянской церкви рядом с домом был установлен памятник режиссеру.

История создания церкви неотрывно связана с историей армянской общины, проживавшей в этом месте. Первые армяне – купцы и мастеровые – пришли сюда сразу, как только на Тереке в первой половине XIX века возникла крепость, поставленная на южных рубежах Российской империи для охраны Военно-Грузинской дороги. В 1839 году армянская община тогда еще крепости Владикавказ (статус города будет дарован только в 1860 году) выразила желание иметь свою церковь. И уже несколькими годами позже, в 1843 году, была построена и освящена небольшая деревянная армяно-григорианская церковь, которая просуществовала около двадцати лет.

Число армян во Владикавказе стремительно росло, вскоре деревянная церковь не смогла вместить всех желающих, особенно во время праздников. Уже к 1851 году тут жило уже около 100 армянских семей.

В 1862 году Астраханская армяно-григорианская консистория направила командующему войсками Терской области проект и смету на постройку церкви. Община выбрала для строительства пустырь на старом бульваре, потому что почти все ее члены жили рядом.

Было принято решение «до возведения новой церкви не снимать деревянную церковь, а строить каменную на углу улицы, сняв для этого ветхий церковный флигель».

Новая церковь

В 1864 году по инициативе Астраханской армяно-григорианской епархиальной консистории началось строительство нового каменного здания на месте старого. Оно возводилось под руководством архитектора Симсона и при участии начальника Терской области Михаила Лорис-Меликова, а расписывали храм художники из Италии. Официальной датой окончания работ считается 1868 год.

Почти через 30 лет, в 1897 году, Астраханская армяно-григорианская епархиальная консистория вновь обратилась к начальнику Терской области с просьбой утвердить план расширения и перестройки церкви. План одобрили, и было дано разрешение «возвести два новых боковых входа с колокольней». Была проведена частичная реконструкция, в которой принимали участие строители из армянского Эчмиадзина.

А средства на постройку были выделены Астраханской армяно-григорианской епархиальной консисторией и местными прихожанами.

18 августа 1902 года состоялось торжественное освящение обновленной церкви, получившей колокольню.

Уже в наше время, когда шли реставрационные работы в Армянской Апостольской церкви святого Григория Просветителя и была отремонтирована предалтарная часть храма и сам алтарь, реставраторы обнаружили алтарь старой деревянной церкви первой половины XIX века, стоявшей на этом месте прежде. Его сохранили для потомков, «одев» в новый алтарь из мрамора так, чтобы стенками они не касались друг друга.

Церковь не закрывалась даже в советское время, хотя в начале 1930-х ее чудом удалось спасти от сноса. В 1960 году Постановлением Совета Министров РСФСР храму был дан статус памятника, охраняемого государством.

Ссылка на основную публикацию