Автокефалия в православной церкви

Автокефалия

Автокефа́лия – (греч. авто – сама, кефали – голова: «самовозглавление») – административная независимость Поместной церкви, право избирать своих епископов.

Православная церковь существует в виде самостоятельных Поместных церквей, эта самостоятельность исключительно административная, внешняя, никак не нарушающая единства веры, священнодействий, духовного опыта. Приверженность Православия автокефальному принципу церковного устроения отражает его глубоко жизненную связь с культурно-историческим бытием различных народов.

Право на автокефалию признается Вселенской Церковью за каждым православным народом, способным к церковному самоуправлению. Начало автокефалии Русской Православной Церкви было положено в 1448г. избранием митрополита Московского и всея Руси (Ионы) русскими архиереями по бла­го­сло­ве­нию Кон­стан­ти­но­поль­ско­го пат­ри­ар­ха Гри­го­рия III . Учреждение в России патриаршества (1589г.) утвердило самостоятельность Русской Православной Церкви.

Все автокефальные Церкви имеют самостоятельную цепь апостольского преемства и их епископы, включая предстоятеля, поставляются архиереями этих же Церквей

В настоящее время насчитывается 15 автокефальных Церквей:

  1. Константинопольская,
  2. Александрийская (Египет и некоторые страны Африки),
  3. Антиохийская (Сирия и Ливан),
  4. Иерусалимская,
  5. Русская,
  6. Грузинская,
  7. Сербская,
  8. Румынская,
  9. Болгарская,
  10. Кипрская,
  11. Элладская (Греческая),
  12. Албанская,
  13. Польская,
  14. Чехословацкая,
  15. Американская.

Поместные церкви по единству веры и основным началам устройства и управления пребывают во взаимном общении. Во главе управления Автокефальной церковью может стоять единоличная (патриарх, митрополит) или коллегиальная (синод) власть.

Автономная церковь (от греч. — «самозаконие») — статус поместной церкви, дающий право на самостоятельность в вопросах внутрицерковного управления от той или иной автокефальной церкви, в которую автономная церковь ранее входила в качестве экзархата или епархии. Автокефальная церковь, к которой относится автономия, в данном случае называется кириархальной церковью. Она утверждает устав автономии и предоставляет ей миро (см. ниже). Глава кириархальной церкви назначает главу автономной церкви. Имя последнего поминается во всех храмах после имени предстоятеля кириархальной церкви. Глава автономной церкви подсуден судебным инстанциям кириархальной церкви.

Почему автокефалия — это не всегда благо

Спасибо что зашли на наш сайт, перед тем как начать чтение вы можете подписаться на интересную православную mail рассылку, для этого вам необходимо кликнуть по этой ссылке «Подписаться»

Содержание страницы

Что такое автокефалия

«Крещение Руси» ‒ фреска художника В.М.Васнецова во Владимирском соборе в Киеве, 1896 г.

Что плохого в желании Украины иметь у себя автокефальную церковь, и почему РПЦ этому так категорично противится? Чтобы понять позицию Московского Патриархата, необходимо знать некоторые реалии, которые сложились во взаимоотношениях поместных автокефальных Церквей.

Сама по себе автокефалия — это территориальная и административная независимость той или иной Поместной Церкви. Такая Церковь может самостоятельно выбирать своего предстоятеля, собственно это и обозначает сам термин в переводе с греческого: «авто» — самостоятельно, «Кефали» — голова. Согласно церковным канонам:

Прочитав такое «железобетонное» определение, можно подумать, это понятие есть нечто весьма положительное. Ведь на нас такие слова, как «независимость» или «свобода» обычно оказывают почти магическое воздействие: нам кажется, что это нечто само по себе хорошее. При этом мы, как правило, не задаемся вопросом: а от чего, собственно, эта независимость?! Ведь если она от чего-то доброго или это «свобода от праведности» (ср.Рим.6: 20) — то сие очень плохо!

В качестве наглядной иллюстрации сказанного, внимательно взглянем на нижеприведённую таблицу. Можно заметить, что в некоторых автокефальных Церквях прихожан меньше, чем в средней епархии РПЦ. Отсюда понятно, что такое положение вещей создает серьезные материальные проблемы в этих формально «независимых» Церквях. Необходимо ставя их в финансовую зависимость от тех или иных сил, иногда явно нецерковных или даже антихристианских.

Полезные материалы

Другая серьезная проблема – это влияние тех или иных политических факторов на церковную жизнь. К сожалению, достаточно стандартной бывает ситуация, когда руководителям новообразовавшихся «незалежных» государств почему-то очень хочется, чтобы независимыми были и их Церкви. Причем, мнение последних по этому вопросу политиков мало интересует.

А это ведь нехорошо как для сих политиканов, так и для верующих.

Но, вернемся к статистике, которая говорит, что на сегодняшний день существует 15 автокефальных Церквей, одна из которых, Американская, признана не всеми. Вот их список и примерная численность:

  1. Константинопольская (более 2 млн чел.);
  2. Александрийская (более 6,5 млн. чел.);
  3. Антиохийская православная (1 млн 370 тыс. чел.);
  4. Иерусалимская православная (130 тыс. чел.);
  5. Русская (крупнейшая по численности верующих, около 130 млн чел.);
  6. Грузинская (4 млн чел.);
  7. Сербская (10 млн чел.);
  8. Румынская (16 млн чел.);
  9. Болгарская (около 8 млн чел.);
  10. Кипрская (420 тыс. чел.);
  11. Элладская (около 8 млн чел.);
  12. Албанская (около 700 тыс. чел.)
  13. Польская (500 тыс. чел.);
  14. Чешских земель и Словакии (более 150 тыс. чел.);
  15. Православная церковь в Америке (около 1 млн чел.).

Помимо автокефальных церквей, существуют еще и автономные православные церкви, находящиеся в подчинении у какой-либо автокефальной церкви (например, Синайская церковь зависима от Иерусалимской).

Но территориальная и административная независимость Церквей не означает их изолированности, они находятся в евхаристическом общении друг с другом. А сама основа, суть жизни этих Церквей — вероучение — остается общим и неизменным, и является залогом принадлежности той или иной Церкви к Вселенскому Православию.

Существует также достаточно много других религиозных объединений относительно православного вероисповедания, которые самостоятельно объявили себя независимыми. Но это, как правило, раскольнические или полу раскольнические объединения.

Об автокефалии Русской Православной Церкви

Русская Православная Церковь собором епископов провозгласила свою автокефалию в 1448 году из-за Флорентийской унии Константинопольской патриархии с римо-католичеством. Но окончательно этот вопрос считается урегулированным лишь в 1589 году, когда самостоятельность РПЦ признали и в Константинополе.

Разумеется, нынешний интерес к тем древним деяниям связан с событиями на Украине. Где на сегодня существует каноническая Украинская Православная Церковь Московского Патриархата, а также две неканонические, самопровозглашенные УПЦ КП и УАПЦ.

Автономия Украинской Православной Церкви

В 1686 году соборной грамотой Константинопольского Патриарха Киевская митрополия была передана в состав РПЦ. Которая поэтому является единственно правомочной совершать те или иные канонические действия на украинской земле. Впрочем, это право фактически было передано УПЦ МП, коя, будучи формально автономной, практически обладает почти полной самостоятельностью.

Нарушение канонов Патриархом Варфоломеем

Но Константинопольский Патриарх Варфоломей самовольно отменил грамоту 1686 года, объявив Украину «своей канонической территорий», и начал там произвольно «хозяйничать». Хотя согласно православным канонам срок возможной отмены такого документа не более 30 лет, а на самом деле прошло уже более 300.

Да и с точки зрения здравого рассудка очевидна нелепость такой отмены. Представим себе, что кто-то продал кому-то участок земли. Который этот покупатель и его потомки за 300 с лишним лет преумножили, докупив другие земли; они создали на этом участке многие полезные предприятия, облагородили его разными парками и озерами и т.д… И вдруг какие-то третьеразрядные наследники первого продавца непонятно с какого «бодуна» через эти 3 века произвольно объявили, что «все сие принадлежит им».

Впрочем, «бодун» тут вполне понятен. Первый и главный – это американский Госдеп, которому в значительной степени подчиняется Варфоломей и нынешние украинские власти. Ведь еще в 90-е годы один из самых лютых и влиятельных русофобов З.Бжезинский заявил что «после краха СССР у США на постсоветском пространстве остался лишь один противник – Русская Православная Церковь». Кою американцы и пытаются ослабить, инспирируя нынешнюю церковную смуту на Украине; параллельно в рамках гибридной войны пытаясь ослабить этим Россию.

Политические мотивы

К православным канонам вся эта весьма грязная политика никакого отношения не имеет. Поэтому грубые действия Варфоломея по вторжению на чужую каноническую территорию можно квалифицировать лишь такими евангельскими словами. Он отменяет анафемы раскольникам, которые отменить не может, ибо сделать это имеет каноническое право лишь Мать-Церковь – РПЦ.

Тем более, только она может вернуть отколовшихся от нее, при их покаянии, в свое лоно. Так что будет томас об автокефалии от Варфоломея или не будет, раскольники все равно останутся раскольниками, а анафематствованные будут под анафемой.

Возможные последствия автокефалии

Чем это чревато для Украины и ее народа? Представим себе сценарий наиболее желательный для Госдепа, Варфоломея и украинских властей. Сими тремя УПЦ КП и УАПЦ, после их объединения, признаны «настоящей автокефальной украинской церковью». Вот только Христос их таковой по вышеуказанным каноническим причинам не признает, поэтому раскольники так и останутся раскольниками.

Если же при этом и каноническая УПЦ МП усилиями упомянутых трех политических фигур, где подкупом, где насилием и репрессиями, будет уничтожена, то это будет духовной катастрофой для народа Украины, который останется без истинной Церкви, но с одними лишь «ряженными под попов».

А это значит, что все совершаемые ими Таинства и требы церковные, начиная от крещений и заканчивая отпеваниями, будут недействительны. Что очень быстро почувствуют на себе все люди. Собственно, это уже и происходит в тех областях «самостийной», где особенно велико засилье раскольников.

К счастью, такой «убойный» сценарий дальнейших украинских церковных событий слишком фантастичен. Скорее всего, в той или иной степени будут реализованы два варианта.

Во-первых, надо сказать, что автокефалии добивались почти все президенты Украины, начиная с Л.Кравчука. И всегда до нынешнего дня все их усилия заканчивались ничем. Отчего же?! Очевидно, что это дело неугодно Господу и Божией Матери (ср.Деян.5: 38-39). Вполне возможно, что и нынешние потуги трех упомянутых политических сил закончатся ничем, и «гора опять родит мышь».

Ведь раскольникам из УПЦ КП и УАПЦ для получения вожделенного томаса сначала надо объединиться. Что они никак не могут сделать уже 26 лет, ибо сему препятствует непомерное властолюбие Михаила Денисенко (бывший митрополит Филарет). Поэтому отнюдь неочевидно, что они сделают это в ближайшие дни.

Но если это (уже второй вариант) все-таки это произойдет, томас будет получен, то сие неминуемо закончится репрессиями против канонической Украинской Православной Церкви Московского Патриархата. Которая в лице своего Предстоятеля, Митрополита Онуфрия, полностью отказавшегося участвовать в политических играх патриарха Варфоломея, заняла позицию исповедничества. Ибо за Пастырем пойдут и верные овцы, такие же исповедники, а, возможно, и мученики!

Во что это все на самом деле выльется, станет известно потом. Но уже сейчас ясно, что даже при самом худшем на человеческий взгляд развитии дальнейших событий, вопреки ожиданиям Госдепа, Церковь не ослабеет, а, наоборот, станет сильнее. Ибо созидается она на костях мучеников, «кровь которых – это семя христианства»!

Автокефалия Русской православной церкви: этапы истории

Сложная и поэтапная автокефалия Русской православной церкви была неминуемой и своевременной. Автокефалия – это обретение независимости, а также возможность избрания собственных епископов. «Кефали» с греческого переводится как «голова», а «авто» – как слово «сама». Русская церковь всегда стремилась к независимости от Константинопольского патриархата. И в итоге эту независимость Церковь получила.

Причины православной независимости

У всего в мире есть причина и следствие. Это утверждение применимо и к Флорентийской унии, из-за которой начался процесс отделения Русской церкви.

Знаменитая уния была утверждена 6 июля 1439 года. Согласно ее постулатам был избран новый Киевский митрополит и его легат. Папский легат Исидор после подписания унии отправился в Москву, но противники этого документа прибыли раньше него. И провозгласили новый акт «предательством», которое совершили греки. Тогда Византии было выгодно сотрудничать с Римом. Греки постоянно терпели нападки со стороны Турции, а также активно готовились к войне. И уния, подписанная с Римом, имела политическую подоплеку.

Само «предательство» заключалось в том, что Константинопольский патриархат без согласия Русской церкви назначил Исидора Московским Митрополитом. Его полномочия должны были распространяться на следующие земли:

Но не только на Руси такое назначение получило несогласие. Митрополита отказались признавать в Литве и Польше. Вместо него Русская церковь назначила своего митрополита Иону Рязанского.

Когда Исидор все же попал в храм на торжественное богослужение в Успенском соборе, ему позволили отслужить службу, а затем изгнали из церкви. После изгнания по приказу великого князя Василия Исидора заключили под арест. А затем, по одной из версий, позволили ему бежать в Литву.

После этих событий князь Василий составил послание Константинопольскому патриархату. В нем князь указал на различия в вере, отверг унию, а также отказался признавать право Папы быть учителем церкви христианской. Вслед этому посланию в Константинополь был отправлен более мягкий вариант письма.

Митрополит Иона и его избрание

Когда волнения вокруг унии улеглись, в стране наступила смута. И место Русского митрополита долго оставалось свободным. Князь Василий боролся за власть с Дмитрием Шемякой, а в 1445 году хан Улу-Мухаммед пришел с войной на русские территории.

В 1446 году Шемяка захватил власть в Москве и избрал митрополитом Иону Рязанского, чтобы заручиться поддержкой церкви. В 1447 году князь Василий вернул себе власть, но предпочел согласиться с кандидатурой Ионы, и на соборе его вновь провозгласили митрополитом.

Сначала Иона Рязанский был выбран на должность митрополита собором Северо-Восточной Руси. В те времена существовала реальная опасность, что епископы Литвы не поддержат его назначение. Но смуты не произошло. Так как во время своего нахождения в Литве легат Исидор пытался отделить западные епархии от Руси, но король Казимир Четвертый к тому времени уже отказался от поддержки Рима. И планы Исидора провалились.

В Польше также поддержали кандидатуру Ионы из-за несогласия с текстом унии. Великий князь Василий неоднократно составлял письма для Константинополя, где излагал свои взгляды на институт Московского патриархата. Но одно письмо так и не было отправлено, а судьба второго послания остается неизвестной и сегодня.

Мягкий конфликт отделения

Русская православная церковь никогда открыто не конфликтовала с Константинопольским патриархатом. Причины своего отделения Московский патриархат объяснял политической необходимостью. На Руси признавали главенство Греческой церкви и надеялись на понимание со стороны Константинопольских епископов. Поэтому автокефалия Русской православной церкви заняла столько времени.

В 1454 году, после избрания первого на греческой земле православного патриарха Геннадия Схолария, отношения между Константинополем и Москвой были восстановлены. Об этом историческом процессе известно крайне мало. И никаких документов о том времени не сохранилось.

Патриархи и ставленники: разделение митрополий

После Ионы его пост занял патриарх Николай, а затем на смену ему пришел Каликста Третий. Король Казимир не согласился с данным назначением. И признал в качестве Киевского митрополита Григория Болгарина, являвшегося римским ставленником.

Так произошло разделение Киевской и Московской епархий. Эти события датируются 1459 годом. Затем в церковной истории был длительный период сотрудничества с Иерусалимской епархией. Но и связи с греческими священниками, несмотря на разногласия, все же сохранялись.

Вселенская патриархия и отношения с ней

В 15-м веке церковь утратила значительную долю поддержки от государства. Но на строительство храмов и бытовые нужды требовались деньги, поэтому обращения к Константинополю были частыми, но неофициальными.

Русские монахи регулярно посещали Афон, Палестину, Синай и Константинополь. В 1557 году в Константинополь была отправлена делегация для подтверждения царского статуса Ивана Грозного. Официальное подтверждение было получено. В 1586 году Москву посетил патриарх Иоаким. Через три года Московскому патриархату нанес визит Константинопольский патриарх Иеремия Второй. С ним были проведены переговоры о признании Московского патриархата. И в 1589 году законность автокефалии на Руси была признана западным сообществом. А затем и всем остальным миром.

Отношение к автокефалии сегодня

Во времена отделения Русь политически никак не зависела от Византии. Только церковная власть тесно сотрудничала с Константинополем. Длительный период без собственного патриарха на Руси объясняется тем, что тогда русские земли подвергались набегам татар, да и борьба за власть во внутренних политических кругах давала о себе знать.

В 1453 году Константинополь был захвачен турками, а такой державы, как Византия, не стало. Поэтому отделение Русской церкви приобрело еще и политические выгоды. Ведь в тот период Русь была единственной православной страной, которая сохраняла свою неизменную духовную целостность.

В отличие от Киевского патриархата, в котором отделение произошло самовольно и без должной преемственности, Русская православная церковь делала попытки по урегулированию вопросов автокефалии с Константинополем неоднократно. Но ни на одно письмо об автокефалии не было получено ответа. А затем Флорентийская уния и вовсе перестала быть действующим документом. И можно считать, что отделение Русской церкви было вынужденной мерой.

Православное вероучение определяет автокефалию, как нечто естественное. Ведь главное, чтобы церковь была органически едина и основывалась на благодатном общении в таинствах. При этом административное устройство церкви может быть любым.

Длительная автокефалия Русской Православной церкви священнослужителями признается вполне обоснованной и необходимой. Во время ее проведения не было цели разрыва связей с Византией. А обособленность являлась экономически и территориально выгодным решением. И это решение далось Русской церкви совсем не просто.

Автокефалия Русской Православной Церкви. А томос?

Томос (греч. — «кусок»; «том» от «резать», «делить») — указ предстоятеля поместной православной церкви по некоторому важному вопросу церковного устройства. В частности, путём издания томоса некоторой части «материнской» церкви предоставляется автономия в управлении или автокефалия. В томосах используется более торжественная и полная подпись, чем в других патриарших указах, Есть томосы относительно вероучения и томосы относительно церковного устройства. (Википедия)

Томос — документ, предоставляющий автокефалию. А нужен ли Русской Православной Церкви томос, если автокефалия предоставлена на основании иных документов почти 600 лет назад и утверждена всеми Патриархами, в том числе Константинопольским?

На основании вложенной грамоты за подписью Патриарха Константинопольского и с согласия всех Патриархов была официально установлена автокефалия Поместной Церкви на Руси в 1589 году и был учрежден Московской Патриархией Патриарший престол. Хотя начало автокефалии и самостоятельного управления Русской Православной Церковью положено в 1448 году, когда были разорваны отношения с Константинопольским Патриархатом из-за его вхождения в унию с Римско-католической Церковью, то есть в связи с отпадением Константинопольского Патриархата от Православия (1439г.).

Чего стоит томос и нужен ли он, если его можно давать, не давать и отменять, когда захочется? А решает стамбульский патриарх, у которого в Стамбуле паствы меньше, чем священников.
В 1686 году патриархом Константинопольским Дионисием IV предоставлен томос о присоединении Киевской митрополии к Московской патриархии . А Синод Константинопольского патриарха 11 октября 2018 года под давлением заокеанских спонсоров «очень сильно захотел» и отменил принятое почти 350 лет назад решение. То есть, томос, даваемый и отбираемый в угоду определённым политическим кругам, далёким от православия и, более того, враждебных ему, вообще потерял какую-либо обязательную ценность.

1. Статья (с сокращениями) в Инете телеканала Царьград. 15 Сентября 2018 05:57 / Религия
Вселенскому Патриархату напомнили об уникальности автокефалии Русской Православной Церкви

Архиепископ Тельмиский Иов заявил, что кроме Вселенского Патриархата, в истории Православной Церкви ни одна другая Поместная Церковь не провозглашала автокефалии. По его словам, каждая предоставляемая автокефалия приурочивалась к определенного рода политическим факторам, в частности из-за обретения государственной независимости. Он также подчеркнул, что «никогда не было дано Православной Церкви в России томоса об автокефалии». Владыка Иов добавил, что Русская Православная Церковь не имеет права предоставлять автокефалию украинской, как и любой иной Церкви, поскольку это — прерогатива Константинопольского Патриархата.

Протоиерей, профессор Московской духовной академии Владислав Цыпин в комментарии Царьграду заявил, что в данном утверждении архиепископа Тельмиского Иова есть ряд неточностей.
«Большая часть Церквей, кроме восточных Патриархатов, Кипрской Церкви учреждались действительно на основании томосов, издаваемых в Константинополе. Но просто потому, что балканские Церкви, которые объединяют значительное большинство православных, не принадлежащих Русской Православной Церкви, находились на территории некогда Византийской империи, потом Османской империи. Будучи христианами в пределах Османской империи, они были в ведении Константинопольского Патриархата, а затем, вслед за обретением независимости, эти государства получали от него, не сразу и не без сопротивления, томос об автокефалии», — разъяснил он.

Касаемо автокефалии Русской Православной Церкви, то эксперт отметил, что ее автокефалия возникла в связи с отпадением Константинополя на флорентийской унии. Русской Церкви, в ту пору входившей в состав Константинопольского Патриархата, невозможно было оставаться в ведении Патриарха, отпавшего от Православия. Поэтому Русская Церковь стала управляться самостоятельно, то есть фактически обрела автокефалию, уточнил профессор Московской духовной академии.
Естественно, к отпавшему от Православия Патриарху православные Церкви ни за томосом, ни по другим вопросам, не обращались.

Впоследствии в Константинопольском Патриархате православие было восстановлено . Но к тому времени Русская Православная Церковь уже существовала автокефально. Окончательно вопрос был решён и оформлен актом от 1589 года, когда был учрежден Московской Патриархией Патриарший престол на основании вложенной грамоты за подписью Патриарха Константинопольского. Остальные Патриархи выразили свое согласие об автокефалии Поместной Церкви на Руси.

Фактическое же начало нашей автокефалии было на сто с лишним лет раньше, как известно, в 1448 году. Однако в Константинополе именно акт от 1589 года обыкновенно и считают датой дарования автокефалии. Никогда и никем не ставилась под сомнение законность автокефалии Русской Церкви.

Профессор также опроверг слова владыки Иова о том, что ни одна Поместная Церковь не провозглашала автокефалии. В частности, указал протоиерей, Польская Православная Церковь получила каноническую автокефалию от Московского Патриархата в 1948 году. Американская Православная Церковь и Церковь Чешских земель и Словакии пошли по тому же пути. Уже потом, уточняет эксперт, представители Церкви Чешских земель и Словакии обращались в Константинополь за признанием своей автокефалии, но Константинополь это признание оформил иначе — как дарование автокефалии, но автокефалия в действительности уже существовала.

2. Отрывок с сокращениями из статьи с сайта «Колокола России»: «Второе предательство Константинополя» (Иван Таляронок)

Падением Константинополя (Второго Рима) явилось подписание в 1439 году Ферраро-Флорентийской унии, то есть отказ Константинопольской патриархии от правоты православия и признание верховенства римского папы. Последовавшее вскоре покорение Константинополя турками воспринималось народом уже как следствие унии, как Божий бич для отступников.

В отличие Константинополя, Москва категорически отказалась склониться перед католиками и с позором выгнала митрополита Исидора, подписавшего унию. Вот благодаря этому, как утверждали верующие, Русь заслужила небесную благосклонность и освободилась от монголо-татарского ига.

Само существование современного Православия, включая существование Константинопольского патриархата — результат той самой русской стойкости. Не прояви Русь верность на роковом перекрёстке истории, и всё,- были бы мы давно уже католиками, если были бы вообще. Не существовало бы никакого православного мира, и никаких православных патриархатов, включая константинопольский. Спасибо, что русские пятнадцатого века не посмотрели на авторитет Вселенского патриарха, хоть он и увещевал их из самого Царьграда, и не капитулировали вслед за ним. А глядя на русских, поднялись все остальные православные народы, избавив свои церкви от изменников и выдвинув новых духовных лидеров.

Современная ситуация очень напоминает ту, шестивековой давности. В столкновении цивилизаций константинопольский первосвященник снова перебежал на сторону противника. Действия Константинополя снова направлены на разрушение Православного мира и на подчинение православных народов Западу. Вместо поддержки, которую любой искренний православный христианин должен оказывать Русской церкви, как мировому оплоту правой веры, константинопольские иерархи откровенно выступили на стороне западных агрессоров — даже не католиков уже, а откровенных безбожников.

Как же наследники великого Царьграда опустились до такой незавидной роли?
Многое объясняется положением Константинопольского патриархата. Эта церковь со столь великим прошлым и столь же убогим настоящим — крошечный островок посреди мусульманского Стамбула. Всё, что сохранилось от прежнего Царьграда — православный квартал Фанар. Его современное состояние довольно точно описывается саркастической формулой: «сто архиепископов на десять прихожан». Все стамбульские священники носят пышные титулы, унаследованные от древних святителей и великих отцов Вселенской церкви — но доходов от их епархий не хватает даже на самое жалкое содержание.

Из уважения к славному византийскому прошлому остальные православные церкви почитают Константинополь первым среди равных. Но само существование Константинопольской церкви критически зависит от финансовых потоков из Австралии и США. А если учесть, что именно эти две страны, наряду с Великобританией, являются глобальными эпицентрами русофобии, становится ясно — кто и зачем может использовать такую зависимость. Злые языки утверждают, что константинопольский первосвященник — всего лишь марионетка ЦРУ, и без отмашки этой спецслужбы на Фанаре не принимают ни одного знакового решения. (Это подтверждается и наградами, которые «Вселенский», ныне стамбульский патриарх раздаёт сотрудникам ЦРУ (С.Л.)) Отныне Вселенский патриарх открыто борется против православного Востока на стороне безбожного Запада.

Глубина этого падения Константинопольской церкви так же велика, как и при подписании Ферраро-Флорентийской унии. Думается, расплата за это падение будет столь же горькой, как в 1453 году.

А Москве, как в пятнадцатом веке, следует не обращать внимания на высокие «титулы» предателей, не принимать во внимание заслуги их давным-давно почивших предшественников, а высоко нести знамя Третьего Рима, единственной живой столицы мирового Православия, собирающей всех, кому дорога наша древняя вера и наш образ жизни.

Два Рима пали навеки, Третий (Москва) стоит непоколебимо, а четвёртому не быть никогда…

Автокефалия в православной церкви

В настоящее время существуют 14 общепризнанных и 15 признаваемых некоторыми автокефальных церквей, которые, согласно диптиху, принятому в Русской церкви, расположены в следующей иерархии чести:

Существуют также автономные православные церкви, находящиеся в подчинении у какой-либо автокефальной церкви (например, Синайская церковь зависима от Иерусалимской). Все мировое православие организовано в эти 15 автокефальных и 6 автономных церквей, что является особенностью именно православия. [уточнить]

Статус автономии отличается от автокефалии тем, что предстоятель автономной Церкви после избрания должен быть утвержден патриархом одной из автокефальных Церквей.

Самочинные автокефалии

  • 1448 год — самочинное провозглашение автокефалии Московской Церкви от Константинопольской церкви.
  • В 1872 годуКонстантинопольский патриарх объявил филетизм ересью в связи с болгарской схизмой — самопровозглашением болгарским духовенством автокефалии.
  • В 1918 годуПольша вновь стала самостоятельным католическим государством, а Православная Церковь выделилась в самочинную автокефалию. ТомосомГригория VII, патриарха Константинопольского, от 13 ноября 1924 года получила признание в своём статусе.
  • В 5 июня1948 года в городе Констанце был проведён собор, объявивший о создании Белорусской автокефальной православной церкви и избравший её архиепископом Сергея (Охотенко).
  • В 1967 годуМакедония отъединилась в самочинную автокефалию (под главенством архиепископа Охридского и Македонского).
  • В 1990 году собирается в Киеве «Всеукраинский собор УАПЦ», проходивший 5—-6 июня. Собор выработал и утвердил новый устав УАПЦ. На Соборе была самочинно провозглашена автокефалия, избран «патриарх Киевский». Им стал престарелый Мстислав (Скрипник).

Другие самостоятельные православные церкви

Кроме 15 автокефальных канонических православных церквей, перечисленных выше, существуют другие де-факто независимые церкви, возникшие в XVII-XXI веках.

Многие из них не признаются 15 каноническими православными церквями.

Примечания

  1. Russia (International Religious Freedom Report 2007) (англ.)
  2. The Orthodox Church of Albania
  3. Не признается как автокефальная Константинопольским Патриархатом
  • протоиерей Цыпин Владислав. Церковное право: Глава 27. ЦЕРКОВЬ И ТЕРРИТОРИЯ. ЦЕРКОВНАЯ ДИАСПОРА. АВТОКЕФАЛЬНЫЕ И АВТОНОМНЫЕ ЦЕРКВИ
  • Автокефальные церкви (Азы православия)
  • Автокефальные церкви — Статистическая таблица на 1980 год.
  • Автокефальная церковь // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: В 86 томах (82 т. и 4 доп.). — СПб. , 1890—1907.
Православные церкви
Автокефальные Албанская • Александрийская • Американская • Антиохийская • Болгарская • Грузинская • Иерусалимская • Кипрская • Константинопольская • Польская • Румынская • Русская • Сербская • Чехии и Словакии • Элладская
Автономные Синайская • Финляндская • Китайская • Эстонская (КП) • Японская • Критская(полуавтономная)
Самоуправляемые
в составе РПЦ
РПЦЗ • Латвийская • Молдавская • Украинская (МП)(с правами широкой автономии) • Эстонская (МП) • Белорусская(де-факто)
Самоуправляемые
в составе КПЦ
Западноевропейский экзархат русских приходов • Украинская ПЦ в Канаде • Украинская ПЦ в США
Прочие Бессарабская (Румынская ПЦ) • Охридская (Сербская ПЦ)
Неканонические
юрисдикции
Абхазская ПЦ • Апостольская ПЦ • Белорусская АПЦ • Катакомбники • Македонская ПЦ • Российская ПАЦ • Российская ПЦ • РПЦЗ (А) • РПЦЗ(В) • Старообрядцы • Украинская Реформаторская ПЦ • Старостильные церкви (Болгарская •Греческие • Румынская ) • Истинно-Православные церкви (Молдавская • Сербская •Русская • Русская катакомбная ЦИПХ ) • Турецкая ПЦ • Украинская ПЦ КП • Украинская АПЦ • Украинская АПЦ (о) • Украинская АПЦ К • Черногорская ПЦ

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое «Автокефальная церковь» в других словарях:

АВТОКЕФАЛЬНАЯ ЦЕРКОВЬ — (от авто. и kephale голова), в православии административно самостоятельная (поместная) церковь. В начале 1990 х гг. было 15 автокефальных церквей, которые согласно русскому диптиху чести и древности расположены таким образом:… … Современная энциклопедия

Автокефальная церковь — (от авто. и kephale голова), в православии административно самостоятельная (поместная) церковь. В начале 1990 х гг. было 15 автокефальных церквей, которые согласно русскому диптиху чести и древности расположены таким образом:… … Иллюстрированный энциклопедический словарь

Автокефальная церковь — в православии полностью самостоятельная церковь. В настоящее время автокефальность имеют 15 церквей: Константинопольская (Вселенская), Александрийская, Антиохийская, Иерусалимская, Русская, Грузинская, Сербская, Румынская, Болгарская, Кипрская,… … Исторический словарь

АВТОКЕФАЛЬНАЯ ЦЕРКОВЬ — (от авто. и греч. kephale голова) в православии административно самостоятельная церковь … Большой Энциклопедический словарь

автокефальная церковь — (от авто. и греч. kephalē голова), самоуправляющаяся, административно независимая православная церковь. Первые автокефальные церкви возникли в процессе обособления патриархатов и митрополий провинций Византии. Существуют 15 автокефальных… … Энциклопедический словарь

Автокефальная церковь — (греч. αύτός сам и κεφαλή голова) самоглавенствующая поместная православная церковь. Исторически первой национальной А. церковью является доростольский патриархат (см. Болгарская церковь). А. церковь образуется с согласия государственной власти и … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

АВТОКЕФАЛЬНАЯ ЦЕРКОВЬ — (от греч. aytos сам и kepaln голова) самостоят. церковь, организационно независимая от высшего органа православной церкви Вселенского собора, состоящего из представителей всех А. ц. (см. Православная церковь) … Советская историческая энциклопедия

Автокефальная церковь — – самоглавенствующая (от греч. слов ΑΥΤΌΣ – сам и ΚΕΦΑΛΉ – голова) церковь. Образование такой церкви, называемой иначе поместною, совершается с согласия государственной власти, и самостоятельность ее канонически устанавливается… … Полный православный богословский энциклопедический словарь

автокефальная церковь — в православии полностью самостоятельная церковь. В настоящее время автокефальность имеют 15 церквей: Константинопольская (), Александрийская, Антиохийская, Иерусалимская, Русская, Грузинская, Сербская, Румынская, Болгарская, Кипрская, Элладская… … Энциклопедический словарь «Всемирная история»

Автокефальная церковь — (от Авто. и греческого kephalē голова) в православии самостоятельная церковь, административно независимая от других церквей. В число А. ц. входят (1968): Албанская, Александрийская, Антиохийская, Болгарская, Элладская (Греция),… … Большая советская энциклопедия

Автокефальная церковь — это Автокефальная православная церковь

В этой статье мы разберем вопрос: «Автокефальная церковь — это что такое, в чем ее отличие от обычной?» Еще рассмотрим признанные и непризнанные церкви, а также те, которые входят в состав автокефальных и называются автономными.

Определение автокефальной церкви

Автокефальная церковь — это полностью самостоятельная организация, которая не зависит от Вселенского собора и может самостоятельно принимать решения, которые касаются ее распорядка, а также работы. Во Вселенском соборе, к слову сказать, руководство состоит из представителей всех автокефальных церквей.

Если рассматривать вопрос о том, чем отличается автокефальная церковь, то можно сказать, что во главе каждой стоит епископ, который имеет сан митрополита, патриарха или архиепископа. Его выбор осуществляется внутри самой организации. Еще одним отличием является то, что автокефальная церковь совершает мироварение без помощи других.

Возникновение Русской автокефалии

Годом, когда была образована русская автокефальная церковь, можно считать 1448-й. Откол от Константинопольской церкви произошел по многим причинам. Одной из главных было слишком далекое расстояние между двумя государствами, а также их полная независимость друг от друга. Русская церковь имела большое количество епископов, даже превышающее число, необходимое по канонам для отделения.

На момент приобретения Русской церковью статуса автокефальной уже две ей подобные были отсоединены. Это Сербская и Болгарская. На Руси тоже зрела эта необходимость, и толчком стало следующее событие. Последний греческий митрополит Исидор принял унию совместно с Римской церковью. Помимо этого, на собрании по выбору нового митрополита русский епископ в очередной раз не был избран.

Конечно, Исидора низложили, но все духовенство Константинополя приняло обязательства Флорентийского собора. Это и привело к тому, что в 1448 году впервые был избран митрополитом русский преемник Иона Рязанский. Это событие и является началом возникновения русской автокефалии.

Конечно, Русская и Греческая церкви не потеряли связь друг с другом. Это проявлялось в письмах, регулярных приездах в Москву. Такие отношения были по вкусу обеим сторонам.

Другие православные автокефальные церкви

Помимо того, что существует Русская православная автокефальная церковь, есть еще и другие, которые считаются признанными. Их всего пятнадцать:

  • Константинопольская;
  • Александрийская;
  • Антиохийская;
  • Грузинская;
  • Иерусалимская;
  • Сербская;
  • Румынская;
  • Кипрская;
  • Болгарская;
  • Элладская;
  • Польская;
  • Албанская;
  • Церковь в Америке;
  • В Чехии и Словакии.

Несмотря на то, что церквей немало, самой многочисленной является именно Русская. В ней около сотни миллионов прихожан. Однако самой старшей считается Константинопольская, так как именно от нее произошли (откололись) все остальные автокефалии, а позже и автономии. Этот патриархат еще носит название «вселенский», поскольку в древности так называлась Римская империя, куда входил в то время Константинополь.

Непризнанные самостоятельные церкви

Итак, теперь понятно, что автокефальная церковь — это независимая от всех организация. Однако этот статус еще должны были признать уже действующие подобные церкви. На сегодняшний день, помимо признанных, существуют те, статус которых не совсем однозначен (некоторые так и вовсе не принимаются). Несколько из них будет перечислено ниже:

  • Македонская церковь;
  • Черногорская;
  • Украинская автокефальная церковь.

Помимо действующих православных и непризнанных церквей, существуют и другие, которые не подчиняются принятым уставам православия. Это, к примеру, старообрядческие течения, такие как федосеевцы, нетовцы, спасовцы, Русская православная старообрядческая церковь и другие.

Следует упомянуть и о тех сектах, которые сформировались под влиянием неправильного понимания Священного Писания. Неверное толкование Библии и других трактатов привело к тому, что в свое время стали образовываться некие формирования, которые впоследствии назвали сектами. Суть каждой из них в том, что они, найдя в Священном Писании то, что кажется им очень важным и правильным, следуют этому указанию, забывая обо всем остальном. Причем чаще всего и выделенное указание понимается превратно.

В заключение нужно сказать, что каждое направление имеет свои отличия, свою причину не подчиняться уставу, власти Православной церкви, но это не значит, что оно является истинным.

Понятие автономной церкви

Итак, выше мы разобрались в том, что автокефальная церковь — это полностью независимая от других организация. Однако существуют еще и зависимые (поместные) автономные церкви. Они также обладают самостоятельностью, однако не такой широкой.

В отличие от автокефальной, в автономную церковь епископ назначается из кириархальной церкви. Также и устав автономии ей соответствует, и миро тоже присылается из нее. Расходы таких церквей строятся таким образом, чтобы некую долю отсылать на содержание высшего руководства.

Считается, что автономией может быть:

К примеру, на Афоне часто случалось такое, что некоторые монастыри пользовались практически полной самостоятельностью, находясь в составе центрального Афонского управления.

Перечислим, какие существуют в православной церкви автономии:

  • японская;
  • китайская;
  • латвийская;
  • молдавская;
  • эстонская;
  • украинская;
  • синайская;
  • финляндская;
  • заграничная русская.

Статус униатских церквей

Также следует сказать и о существовании униатских церквей. Автокефальная православная церковь считает их наличие проблемой, так как, по мнению некоторых богословов, они, скорее, разделяют церкви Востока и Запада, чем объединяют. Это происходит потому, что в их приходах службы проходят по православной форме богослужения, но учение — католическое. Равно как и подчинение униатских церквей тоже католическое.

К ним относятся следующие церкви:

Заключение

Итак, мы разобрались, что значит автокефальная церковь, каковы ее отличия от других ей подобных. Также рассмотрели и иные направления, которые присутствуют в православии, различные непризнанные церкви, старообрядческие и некоторые секты. Из всего этого можно сделать вывод, что на самом деле существует множество направлений православного верования, которые образовались от нежелания подчиняться или вследствие богословских разногласий. Как бы там ни было, все это привело к тому, что множество верующих — не в лоне первоначальной Православной церкви.

Что такое автокефалия?

Киевский патриарх Филарет, который является основателем Украинской православной церкви (УПЦ) Киевского патриархата, непризнанной мировым православием, 1 декабря проведет пресс-конференцию и расскажет о диалоге с Русской православной церковью (РПЦ) по поводу признания украинской автокефалии.

Что случилось?

16 ноября Филарет написал Патриарху Московскому Кириллу и епископату РПЦ письмо, которое может стать основанием для неправильных выводов, уверены в Киевском патриархате.

По мнению представителей Украинской церкви, члены Архиерейского собора РПЦ восприняли послание Филарета как свидетельство готовности начать переговоры о преодолении раскола и создали для этого специальную комиссию. В УПЦ КП заявили, что Филарет не просил о воссоединении церквей, а призывал адресатов признать недействительными ранее принятые решения и признать автокефалию Украинской церкви. Также там заявили, что Филарет не намерен каяться в расколе церкви на Украине, так как не считает себя виновным.

Священный Синод УПЦ КП на ближайшем заседании рассмотрит желание РПЦ вести диалог и примет решение, заявили там.

Что такое автокефалия?

Слово «автокефалия» происходит от двух греческих слов «сам» и «голова» и переводится дословно, как «самовозглавление», то есть «самоуправление», «независимость».

Что дает автокефалия?

В церкви автокефалией называют статус поместной (то есть расположенной на территории отдельной провинции или государства) церкви. Этот статус предполагает, что данная церковь является административно независимой от других поместных церквей.

С точки зрения Русской православной церкви, у автокефальной церкви есть исключительное право самостоятельно совершать мироварение, то есть изготавливать миро. В христианской традиции это специально приготовленное и освященное ароматическое масло. Оно используется в таинстве миропомазания для помазания тела человека, а в православии еще и при освящении нового храма, для помазания антиминса, престола и стен.

— Самостоятельность в выборе главы

Автокефальная церковь имеет самостоятельный источник власти. Она возглавляется патриархом, архиепископом или митрополитом. Глава избирается епископами данной церкви, а не назначается главой Церкви-матери.

— Уставы и вопросы управления

Автокефальная церковь также имеет право самостоятельно издавать собственные уставы и решать все вопросы, связанные с устройством и управлением церкви, внутренним порядком.

Когда возможна автокефалия?

Факторами, дающими основание для учреждения новой автокефальной церкви, могут быть политическая самостоятельность территории, на которой предполагается образовать автокефальную церковь, ее географическая отдаленность, этническое отличие региона от основной территории кириархальной Церкви (Церковью-матерью). Главным условием учреждения автокефалии является стремление к автокефалии церковного народа, духовенства и епископата соответствующей церковной области, причем значительного большинства на всех этих уровнях.

Кто решает, давать автокефалию или нет?

Решение о даровании автокефалии принимается высшей властью кириархальной Церкви.

Самостоятельность автокефальных Церквей носит ограниченный характер, проявляясь только относительно других поместных Церквей, но не Вселенской Церкви, частью которой они являются.

Сколько автокефальных церквей?

Список (диптих), признаваемый РПЦ, включает 15 автокефальных церквей: Патриархаты Константинопольский, Александрийский, Антиохийский, Иерусалимский, Московский, Грузинский, Сербский, Румынский, Болгарский, а также Церкви Кипрская, Элладская, Албанская, Польская, Чешских земель и Словакии, Православная Церковь в Америке.

Автокефальная церковь Украины. Жизнь после Филарета

В мае-июне конфликт между «почетным патриархом» Филаретом (Денисенко) и митрополитом Епифанием (Думенко), предстоятелем автокефальной Православной церкви Украины (ПЦУ), резко обострился. Власть в ПЦУ постепенно концентрировалась в руках молодого Епифания, и Филарет переживал это крайне болезненно. В итоге он объявил, что неканонический Киевский патриархат продолжает свое существование, и тем самым попытался расколоть ПЦУ. Как закончится эта борьба за власть и как это скажется на репутации новой автокефальной церкви?

25 июня 2019 17:42

До последнего времени и удачи, и неудачи ПЦУ были связаны с именем «патриарха» Филарета. Он энергичный, опытный, хитрый. Он неудобный, вздорный, себе на уме.

Филарет (Денисенко) прожил долгую жизнь и в январе 2019 года отметил свое 90-летие. Он мог бы стать патриархом Московским и всея Руси, но понадеялся на поддержку советской власти и проиграл. Он мог бы стать патриархом Киевским и всей Руси-Украины, но вступил в конфликт с митрополитом Епифанием и синодом ПЦУ и оказался в изоляции.

Заявления и действия Филарета в последние месяцы были направлены только на то, чтобы удержать власть в автокефальной церкви в своих руках. Но формирование новых церковных структур было сосредоточено в руках митрополита Епифания, и Филарет никак не мог повлиять на принятие решений.

В итоге Филарет вспылил, обвинил Епифания в несоблюдении устных договоренностей, отказался признавать томос об автокефалии и объявил, что его главное детище — Киевский патриархат продолжает существовать.

«Патриарх» Филарет останется яркой фигурой в советской и постсоветской истории Православной церкви. В его судьбе отражается глубочайшая трагедия церковной власти, добровольно подчинившейся советским спецслужбам

Однако все эти действия практически не получили поддержки — после трудного процесса восстановления канонического статуса никто не захотел уходить в новый раскол вместе с Филаретом. И, скорее всего, свои дни он закончит в одиночестве. Титул «почетный патриарх Руси-Украины» будет свидетельствовать лишь о его былых амбициях и восприниматься с кислой улыбкой даже горячими сторонниками украинской автокефалии.

И тем не менее «патриарх» Филарет останется яркой фигурой в советской и постсоветской истории Православной церкви. В его судьбе отражается глубочайшая трагедия церковной власти, добровольно подчинившейся советским спецслужбам.

Желание сделать карьеру в Русской православной церкви привело его к тесному сотрудничеству с КГБ и Советом по делам религий СССР еще в 1950-е годы. После трех десятилетий такого сотрудничества он достиг желаемого: уже к середине 1960-х годов он стал постоянным членом Священного синода, в 1980-е стал главным и, как тогда казалось, безальтернативным кандидатом на московский патриарший престол, которого поддерживала и продвигала советская власть и КГБ.

Однако после смерти патриарха Пимена (Извекова) в 1990 году заговор митрополитов привел к власти не Филарета, а Алексия (Ридигера) и ослабевшая к тому времени советская власть решила не вмешиваться в борьбу внутри РПЦ. Выборы на Поместном соборе 1990 года вряд ли можно назвать честными, но местоблюститель Патриаршего престола митрополит Киевский Филарет (Денисенко) проиграл.

Следуя византийским традициям, уже через несколько лет патриарх Алексий II решил расправиться со своими былыми соперниками. И главными среди них были митрополит Питирим (Нечаев), близкий друг семьи Горбачевых, архиепископ Алексий (Кутепов) и, конечно, митрополит Филарет (Денисенко).

Почётный патриарх Православной церкви Украины Филарет (Денисенко) Фото: УПЦ КП/Facebook

Историю о том, как Филарет в итоге оказался в неканоническом Киевском патриархате, в последнее время рассказывали не раз, не буду повторятся.

Но все 27 лет после того, как Филарет ушел из Московского патриархата, он сохранял огромный политический потенциал, подкрепленный церковной кассой, которую Филарет всегда держал в своих руках. И после аннексии Крыма в 2014 году его роль стремительно росла.

Однако в автокефальном проекте президента Петра Порошенко и Вселенского патриарха Варфоломея Филарет оказался на вторых ролях. Он был обижен, но свою обиду затаил. Уступая давлению, Филарет дал подписку, что не будет выставлять свою кандидатуру на пост предстоятеля новой церкви. Но он сумел отпугнуть епископов канонической УПЦ МП от участия в Объединительном соборе и благодаря этому уверенно поставил главой ПЦУ своего кандидата — Епифания (Думенко).

Тем не менее резкое, если не сказать вздорное, поведение «патриарха» Филарета в отношении митрополита Епифания и Синода ПЦУ после получения томоса было предсказуемо.

Филарет хотел и не мог принять новую ситуацию, новый расклад сил. Епифаний больше не его тень, не его ученик, а самостоятельная фигура. Более того, в отличие от самого Филарета, Епифаний представляет легитимную, канонически правильно избранную церковную власть. Решение о его избрании закреплено в документах Объединительного собора, на котором присутствовало несколько десятков епископов, и признано Вселенским патриархатом.

Находясь в слабой позиции по отношению к Филарету, Епифаний выбрал единственно возможную тактику: молчать и не отвечать ни на какие провокации и обвинения Филарета.

Тактика Епифания оказалась успешной. Он исходил из представления, что Автокефальная церковь — это «длинный» проект, и резкие властные решения ему только повредят. Не удивительно, что практически весь епископат и весь клир встали на сторону Епифания.

Как только «кураторы» исчезают, Филарет превращается в самодура, непредсказуемого и инфантильного

В итоге Филарет оказался капризным одиночкой. И все его действия: неожиданный отказ признать томос патриарха Варфоломея, попытка реанимировать Киевский патриархат, самовольное рукоположение новых епископов — это уже агония.

Филарет так и не смог научиться жить свободно. Его естественное состояние — это жизнь в состоянии давления. Над ним должны находиться «кураторы», которые будут постоянно подсказывать, что делать и что не делать. Как только «кураторы» исчезают, Филарет превращается в самодура, непредсказуемого и инфантильного. И в старости эти черты уже совсем непереносимы.

24 июня состоялось заседание Синода ПЦУ, который отказался от обострения конфликта с Филаретом и принял два решения, которые непосредственно касаются Филарета и определяют его дальнейшую судьбу. Во-первых, Синод вывел все киевские монастыри и приходы из-под управления Филарета. Во-вторых, лишил его права управления. Де-факто это означает, что Филарет отправлен на пенсию, и как бы экстравагантно он себя ни вел, это будет восприниматься как чудачества пенсионера. Не более того.

Но к разводу Синода ПЦУ с «патриархом» Филаретом стоит внимательно присмотреться. Этот конфликт показал, что ПЦУ мыслит себя как нечто большее, чем националистический и одновременно прогреческий и антироссийский проект. Робкие слова о том, что украинская автокефалия — это попытка избавиться от наследия и традиций советского православия, вновь становятся актуальными.

Наконец, Филарет был главной преградой для диалога ПЦУ с другими поместными церквами и прежде всего Русской. Я не исключаю, что новая ситуация позволит начать поиски приемлемой для всех сторон конфигурации диалога.

Словом, история украинской автокефалии продолжается и можно говорить о ее новом этапе.

Польская Церковь – Фанару: Автокефалия не может даваться раскольникам

Архиерейский Собор Польской Православной Церкви опубликовал официальное заявление по «украинскому церковному вопросу».

29 октября 2019 года Архиерейский Собор Польской Православной Церкви принял официальное заявление по «украинскому церковному вопросу», в котором Собор подчеркнул невозможность предоставления автокефалии раскольникам. С полным текстом заявления можно ознакомиться на официальном сайте Польской Автокефальной Православной Церкви.

В работе Собора приняли участие все архиепископы и епископы, которые изучили также ранее опубликованную переписку Предстоятелей ряда Поместных Православных Церквей с Константинопольским патриархом Варфоломеем.

«Святой Архиерейский Собор ознакомился с содержанием писем Сербского Патриарха, Архиепископа Албании и Митрополита Варшавского, адресованных Его Святейшеству Константинопольскому Патриарху Варфоломею, и принял следующее решение: Сохранять свою позицию в отношении автокефалии Украинской Церкви, содержащейся в Резолюциях Синода № 340 от 9 мая 2018 года, № 341 от 15 ноября 2018 года и № 342 от 2 апреля 2019 года.

Польская Автокефальная Православная Церковь не против предоставления автокефалии Церкви в Украине на основе догматических и канонических норм для всей Церкви, а не для группы отступников-раскольников. Отклонения от учения Святой Церкви не могут представлять здоровый церковный организм. Это нарушает евхаристическое единство всего Православия», – подчеркнули в заявлении Собора.

Напомним, Священный Синод Польской Церкви 9 мая 2018 года принял следующее решение:

«Мы выражаем четкую позицию Польской Автокефальной Церкви, а именно, что церковная жизнь канонической Православной Церкви должна основываться на принципах догматики и на святых канонах Православной Церкви. Нарушение этого принципа приводит к хаосу в жизни Церкви. В Украине есть определенные раскольнические группы, которые должны, прежде всего, покаяться и вернуться в каноническую Церковь. Только тогда мы сможем обсудить вопрос о предоставлении автокефалии».

15 ноября 2018 года Архиерейский Собор Польской Церкви постановил:

«Святейший Архиерейский Собор запрещает священникам Польской Православной Церкви вступать в литургические и молитвенные контакты с «духовенством» так называемого Киевского патриархата и так называемой «Автокефальной православной церкви», которые в прошлом совершили много зла».

2 апреля 2019 года Архиерейский Собор Польской Церкви опубликовал следующее Заявление:

«Автокефалия Церкви в Украине должна основываться на догматических и канонических нормах всей Церкви, а не группы раскольников. Отступившие от Церкви и при этом лишенные священнического рукоположения не могут представлять собой здоровый церковный организм. Это неканоническое действие, нарушающее евхаристическое и межправославное единство».

Ранее иерарх Польской Церкви, епископ Гайновский Павел (Токаюк) заявил, что в Украине есть только одна благодатная Церковь – УПЦ. Комментируя отношение Польской Православной Церкви к украинской «автокефалии», владыка Павел отметил, что позиция его Церкви остается неизменной, «потому что наука о Церкви не меняется».

Список православных церквей

Автокефальные и автономные православные церкви
Автокефальные церкви
Четыре древних православных церкви: Царьград | Александрия | Антиохия | Иерусалим
Русь | Грузия | Сербия | Румыния | Болгария | Кипр | Греция | Польша | Албания | Чехия и словакия | США и Канада*
Автономные церкви
Синай | Финляндия | Эстония* | Япония* | Китай* | Украина* | Македония *
* — статус церкви не признан какими-либо независимыми православными церквями.

Канонические церкви подразделяются на два вида: автокефальные и автономные церкви. Такие церкви имеет собственное самоуправление, отличие же состоит в том, что предстоятели автономных церквей утверждаются управляющим органом матери-церкви.

Такие церкви существуют в полном каноническом согласии с другими церквами при отсутствии явного письменного соглашения, какие из церквей признавать автономными, а какие автокефальными. Однако, есть церкви, канонический статус которых был признаны не всеми независимыми церквами, в частности, большинство из дочерних к РПЦ церквей не были признаны некоторыми древними церквами. У всех церквей существует так называемый список поминовения, в который заносятся предстоятели признанных ею церквей.

Содержание

Автокефальные церкви

  • Вселенский Константинопольский патриархат
  • Александрийский патриархат
  • Антиохийский патриархат
  • Иерусалимский патриархат
  • Московский патриархат
  • Сербский патриархат
  • Румынский патриархат
  • Болгарский патриархат
  • Грузинский патриархат
  • Кипрская православная церковь
  • Греческая православная церковь
  • Польская православная церковь
  • Албанская православная церковь
  • Чехословацкая православная церковь
  • Православная церковь Америки (автокефалия признали только РПЦ, БПЦ, ГПЦ, ППЦ, ЧПЦ)

Автономные церкви

  • Синайская православная церковь ИП
  • Финская православная церковь КП
  • Эстонская православная церковь КП (автономию признала только КПЦ)
  • Японская православная церковь МП (автономию признала только РПЦ)
  • Китайская православная церковь МП (автономию признала только РПЦ)
  • Украинская православная церковь МП (автономию признала только РПЦ)
  • Охридская архиепископия СП (автономию признала только СПЦ)

Ранее независимые церкви

Сии церкви ранее были либо автокефальными, либо автономными, но в настоящее время исчезли или стали неправославными.

Непризнанные независимые церкви

Следующие церкви непризнаны основными церквами в качестве независимых или канонических.

Следует заметить, что в диптихах РПЦ и других дочерних церквей, ранжир четырёх, следующих за Московским патриархом, церквей отличается. За московский патриархом следует грузинский, затем сербский, румынский и, наконец, болгарский.

Ссылка на основную публикацию