Благодать Божия в православии

Благодать Божия в православии

«Благодать», так часто говорят люди, попадая в лес, наслаждаясь теплым морем или гуляя по цветочному полю. Даже когда пробуя вкусную еду, фрукты, любимые ягоды, люди испытывают блаженство.

Это все относится к душе и телесным удовольствиям, а что такое благодать Божья в христианстве? Кому это доступно, и почему апостолы говорят о даре Божьем?

Что такое Божья благодать

Греки под добровольным незаслуженным покровительством принимали карис, харизму, апостолы позаимствовали это слово для обозначения дара от Творца, выражая им незаслуженную милость от Господа. Карис нельзя заслужить своими хорошими делами, это Божий подарок, дарованный христианам по великой милости Творца.

Если глубоко вдуматься, то проявление Господнего присутствия в жизни христиан, допуск до Таинств, защита и покровительство Всевышнего и есть тот благодатный подарок, для принятия которого надо так мало и так невероятно много, нужна вера.

Многие люди, не понимая самой сути благодати Бога, стараются всю жизнь работать, пытаясь заработать то, что уже им дано, но не умеют взять великое обетование по своему неверию или незнанию.

Апостол Павел в послании Римлянам 11:6 говорит о том, благодать не будет харизмой, если она дарована по делам. Каждый христианин, не понимающий великой милости Творца, пытается делами заработать право вечной жизни, хотя это дано Богом от самого начала бесплатно, безвозмездно!

Иисус сказал, что Он есть путь, истина и жизнь (Иоан. 14:6), и принимающий это автоматически, принимает подарок спасение, ибо это есть дар. Что надо для получения подарка? Ничего, кроме признания Того, Кто этот дар дает. В послании Ефесянам 2:8-9 Павел разъясняет, что достаточно только веры, чтобы получить благодать даром, ибо, если бы мы могли это заработать или заслужить, тогда наградой могли бы хвалиться, а так получили дар.

Благодатное прикосновение Господнее можно сравнить с невидимой силой, направляемой Творцом на христианина. Дьявол расставил повсеместно свои силки страха, неверия, неуверенности, пороков, а Господь накрывает верующих своей защитой, покровом безопасности, силой противостоять греху. Когда сторонники истинного вероисповедания попадают в жизненные проблемы, они ощущают харизму присутствия Творца и Спасителя через веяние Святого Духа, в их души приходит мир и покой.

Важно! Христианин, принимающий благой дар от Господа, наполняется Его силой, но при этом остается человеком, наполненным благодатью, но не Богом.

Сила благодати

Каждый верующий может проверить, есть на нем сила харизмы, проанализировав свою жизнь, поведение, отношение с другими людьми по плодам.

Если у человека нет веры и благодатного дара, он будет постоянно пребывать в стрессе и нервозности, а значит, в этом случае открыта дверь болезням и семейным неурядицам. Идти одному против ураганного ветра нынешнего мира невозможно, но все меняется, когда тебя за руку берет Спаситель.

Иисус никогда не сделает это насильно, каждый человек должен позволить Богу касаться его души, наполняя ее миром, любовью, прощением и терпением, это также плоды.

Когда христианин наполнен харизмой, он оставляет грехи, ибо около святого Учителя невозможно оставаться грязным, Его чистота вливается в доверчивую, открытую христианскую душу.

У человека, наполненного благодатным даром, не возникает вопросов по поводу курения, обмана, гнева, гражданского брака, аборта и чего-то нечистого, совесть проведет покрытого Божьего любовью христианина мимо всего этого к познанию воли Господа.

Безусловно, любой человек может упасть, впасть в искушение, но христианина, познавшего благодатное прикосновение Творца, будет мучить совесть, ощущение прикосновения к грязи. Он пойдет на исповедь, покается, примет причастие и будет дальше идти по дороге чистоты под покровом благодатной силы Всевышнего.

Важно! Одним из благодатных плодов является нежность, которая никогда не опустится до осуждения и превозношения, ибо понимает, что вся чистота дарована Творцом.

На кого сходит Божья благодать

В послании Римлянам, глава 3, апостол Павел подчеркивает, что перед Всевышним нет таковых, на ком нет греха. Все грешат, и ни на ком нет славы Божьей, но великий Отец так возлюбил людей, что послал Своего Сына, чтобы каждый верующий в Него был искуплен по благодати, даром!

Для получения великого подарка нужно исполнить одно условие, стать дитем Господним, иметь веру во Христа. Тогда перестает действовать закон, для соблюдения которого надо было прилагать усилия, вступает в силу харизма, дарующая спасение и жизнь вечную даром.

Соблюдая все заповеди закона, проводя дни в постах и молитвах, без веры в спасительную Кровь Христа невозможно стать праведником перед Творцом.

Христиане живут праведной жизнью перед Господом, ибо Иисус есть ориентиром, путеводителем через Духа Святого, Его присутствие в жизни праведников — дар. Источник нашего спасения — Творец, Всевышний Господь, и в нем нет человеческой заслуги, это дарование с Небес.

Что происходит, когда на человека сходит Божественная энергия и Дух Святой

При сближении с Творцом, посредством Его касания сердца, души, духа христианина, тот наполняется совершенством в человеческом понимании. У человека меняются жизненные ценности, характер, восприятие неприятности и реакция на проявление агрессии и несправедливости.

Чем ближе верующий человек ощущает себя к Божьему престолу, тем ярче в нем горит Господний огонь, тем светлее мысли, в этом спасительном процессе происходит преобразование единения человека с Творцом. Стяжание благодатного дара может осуществляться в присутствии икон или святых мощей, но при этом акцент делается не на самом предмете, а на вере, которой наполнен человек, в зависимости от внутреннего состояния зависит сила Божьего помазания.

Важно! Присутствие икон или мощей помогает молитвеннику настроиться на Божье присутствие, сосредоточившись на видимом образе. При схождении Господней харизмы в жизни христианина все меняется, молитва вызывает умиление и прилив сил, присутствие в сердце Бога заряжает энергией любви.

Многие верующие часто задают вопрос о том, что если мы под благодатью, тогда нам не надо выполнять закон и 10 заповедей. Ответ однозначный, находясь под Божьей харизмой, тебе и в голову не придет нарушить хотя бы одну из заповедей, чтобы не огорчить Творца, Сына и Святого Духа.

О Заповедях Божиих:

Иисус — единственный путь к получению благодати

Христиане, старающиеся угодить Богу своей самоправедностью, без признания спасающей силы Крови Христа, потерпят крах.

В Первом послании Коринфянам 1:30 сказано, что христиане принадлежат Богу только по одной причине, они пребывают всей своей жизнью во Христе. При этом не имеет значения ни достижения, способности или достоинства, главное:

Как я могу хвалиться великим даром, если в этом нет моей заслуги, хвалимся Господом, Его милостью и благодатью даровать мир и покой в сердца, уверенность в завтрашнем дне и вечном присутствии Духа Святого в христианской жизни.

Важно! Все добрые дела не во имя Христова и не по Его любви не приведут к спасению души, если нет веры.

Когда Бог дарует Свою харизму? В тот момент, когда человек уверует в Спасителя, он одевается в праведность, искупление и святость.

Бог не говорит нам молиться, поститься, заниматься добродетельностью для того, чтобы обрести спасение. Наоборот, когда приходит вера в Иисуса Христа, как в Спасителя, тогда в сердца Богом по благодати поселяется любовь, желание молиться, поститься и творить добрые дела, чтобы быть ближе к Творцу, Иисусу, Духу Святому, ибо только так можно испытывать настоящее блаженство.

Важно! Чистое сердце, наполненное добротой, умение прощать и терпеть, это не наши добрые дела, а плоды отношения с Ним, и вся благодарность не человеку, а Богу, ибо это Его заслуга.

О Божьей благодати: суть и сила милости Всевышнего

Что такое Божья благодать

Ветхий Завет называет божественную милость необычным словом хэн, означающим благосклонность, приязненность, доброжелательство. Новозаветное Евангелие использует термин харис, который трактуется аналогично. Ранние христиане объясняли такую благость, как Святой Дар Господа, данный через Сына Божьего. Получив его, люди становятся на путь истинный, обращающий их в праведников. Таким образом великая сила приводит верующих христиан к спасению.

Определение Благодати в религиозных представлениях

Православие называет благодатью явление Всевышнего грешнику. Божественная милость, которая снизошла на падшего мирянина, помогает побороть духовные страсти, обращая человека к Богу, даруя ему желанное избавление. Понятие благости часто связывают со святыми, через которых она действует. Такая сила призвана освящать и освобождать грешную душу.

Богословы связывают Божью милость с церковными таинствами, святынями, раскаянием и спасением. Будучи ключевой концепцией сотериологии, ее делят на несколько видов:

  • предшествующая – побуждает к исповеди;
  • действующая – помогает вступить в диалог с Христом;
  • содействующая – оказывает божественное содействие.

Видео «Определение Божьей благодати»

В этом видеоролике представлено определение божественной милости.

Главная цель жизни христианина – это, по определению преподобного Серафима Саровского, стяжание благодати Духа Святаго. Что такое – стяжание благодати Духа Святаго?

Мы должны учиться сохранять благодать, полученную в таинствах Церкви

Духом Святым совершаются все таинства Церкви. Значит, смысл жизни христианина – в том, чтобы полученное в Церкви через святые таинства оберегать в себе самом. Как в книге Притч сказано: «Пусть не разливаются источники твои по улице, потоки вод – по площадям» (Притч. 5: 16). И христианин должен очень ответственно относиться к той благодати, которую он имеет, получает в таинствах Крещения, Святого Причастия, Исповеди, которая есть таинство примирения.

У нас есть много книг, где говорится о том, как готовиться к таинствам, например, как готовиться к таинству Святого Причастия. Но, к сожалению, почти нет книг о том, как сохранять это состояние, как его не терять. Настоящая жизнь христианина – это жизнь от Причастия до Причастия. И мы должны иметь даже некое вожделение сохранять это состояние, не омрачать его, не терять в себе самом. Наши предки настолько серьезно относились к стяжанию благодати Духа Святаго, что в день Причастия старались не вкушать пищу до вечера и не разговаривать в этот день на пустые темы.

Собственно говоря, то, что мы называем святостью, человек переживает в Святом Причастии, которое предлагается верующим как Святая Святых. Но в чем тогда наше отличие от подлинных святых? – Мы не можем, не умеем долго сохранять это состояние. Мы быстро его теряем. Мы не успеваем выйти из церкви, как начинаем терять это состояние, и это очень серьезная проблема. Мы должны иметь навык сохранять это состояние как можно дольше. Мария Египетская 40 лет сохраняла состояние, которое она пережила в таинстве Святого Причастия. Но и ей потребовалось, чтобы к ней прибыл старец Божий, напутствовал ее Святыми Дарами перед смертью.

Другая очень важная задача, стоящая перед нами, – свидетельствовать о той благодати, которую мы имеем в таинствах Церкви, другим людям. Давайте посмотрим, что пишет апостол Павел в своем Послании к Римлянам. Он пишет об «Иисусе Христе, Господе нашем, через Которого мы получили благодать и апостольство, чтобы во имя Его покорять вере все народы, между которыми находитесь и вы, призванные Иисусом Христом» (ср.: Рим. 1: 5-6). Оказывается, благодать нам дана не только для нас самих, но и для того, чтобы с ее помощью мы покоряли вере другие народы, то есть делились этой евангельской радостью Божиего прощения – Исповеди, Божиего освящения – Евхаристии. Делились с другими людьми!

Нужно свидетельствовать другим о тех переменах, которые произошли в нашей жизни благодаря таинствам Церкви

И Христос, покидая этот мир, дал апостолам наставление, чтобы они шли и проповедовали Святое Евангелие (см.: Мф. 28: 19-20). Евангелие – это благая весть о том, что в Иисусе Христе есть разрешение всех проблем. Но здесь надо понять, что в Православии спасение – это восстановление человека в том достоинстве, в каком он был до грехопадения – то есть каким был первый человек Адам в раю. Поэтому, когда мы говорим о спасении, мы вспоминаем и о том, кем или чем человек был до грехопадения. Так вот, во Христе, как во Втором Адаме, мы восстанавливаем в себе самом это состояние через таинства Церкви, которые совершаются Божией благодатью. И мы должны свидетельствовать другим людям о тех переменах, которые произошли в нашей жизни благодаря таинствам Церкви, чтобы ввести и других людей в эту благодатную жизнь в Церкви Божией как в царстве Духа Святаго. Ибо благодать царствует в таинствах.

Христос сказал о таинстве Святой Евхаристии: «Сие творите в Мое воспоминание… пока Я не приду» (ср.: Лк. 22: 19; 1 Кор. 11: 26), и в этом смысле Православие провозглашается как евхаристическая истина: природа нашей Церкви евхаристична. Мы все соборно причащаемся Тела и Крови Иисуса Христа – и духовенство, и миряне. И когда мы несем свидетельство миру, это свидетельство о том, что в Святых Дарах Христос не покинул этот мир, а, напротив, Он пошел к Отцу в день Вознесения, умолил Отца, и Отец послал Духа Святаго, стяжая Который через таинства Церкви, мы имеем надежду на вечную жизнь – а она, начавшись на земле, не прекратится и в вечности.

В чем проявляется Благодать Божия?

В то же время нельзя получить Божью Благодать насильно так сказать, или через соблюдение формальной стороны церковных обрядов, например! Если человек думает, что придя в храм, на пять минуток забежав туда и поставив свечку получит тонны благодати, то он глубоко заблуждается! Честно говоря, ставить свечки в храме — есть далеко не главное! Ради получения Благодати Господней нужно прикладывать определенные усилия, стараться, искать и обретать ее у Господа!

Тернист и нелегок путь в Царствие Небесное! Но с начальных мгновений постановки и решимости пройти по нему, Господь приходит к нам на помощь, дает Благодать Свою. Конечно же нужно смиряться, уподобляясь Господу Иисусу Христу: ведь Бог гордым противится, а смиренным даёт благодать. (1Петр.5,5) Эта вершина смирением через Господа и благодатную Милость Его, собственно говоря, и может быть достигнута! Возможно нам надо было достигнуть высоты на 10 ступенек, а сил — только на одну, максимум на две. Но человек несмотря на трудности узкого и тернистого пути смело идет к Царствию Небесному к Богу. Так вот, на остальные 8-9 ступенек из 10 человека поднимет помощь Божия в виде благодати Его!

Вообще, строго говоря, без промысла Божия, помощи, поддержки может ли человек творить добрые дела? Думается, что вряд ли это возможно. Достаточно ведь одной мельчайшей капли благодати величиной с мельчайшее зернышко, когда Господь касается сердца человеческого. И тогда человек ощущает настоящую радость, счастье, мир и тепло в своей душе, приходит любовь к Богу, ближнему своему во исполнение десяти заповедей, человек стремится к совершению отнюдь не греховных, но добрых и благочестивых дел!

Монахам, великим молитвенникам, по сути являющимся святыми при жизни своей Бог дает еще больший объем Благодати Своей и милости — в душе у них неизреченная радость и неземной свет. А бывает, что и тело пребывает в Благодати Духа Святаго! Стоит заметить, что источник благодати — лишь Господь Бог, который, как учит нас святая церковь Един в Трех лицах. Подает ее нам грешным Сам Бог Отец. В имени же Иисуса Христа Сына Божия заложена эта Благодать. Благодать Господа нашего Иисуса Христа со всеми вами. (Отк. 22,21) Наполняет души людские Благодатью Святой Дух — неизменный и вечный сосуд Благодати Божией, Милости Его.

Святой Дух наполняет души и сердца истинно верующих и ищущих людей благодатью, сподвигает в благочестивой, христианской жизни, укрепляет и направляет на дело благое и спасительное не лишь для себя, но и окружающих людей, ближних наших! Стоит еще заметить, что Благодать Господня — сосуд, который все могут использовать, все люди живущие на земле. однако, не всем он дается. Мы можем приблизить магнит ко всякому земному материалу, однако лишь некоторые металлы, например, железо будут притягиваться к нему. Так и Бог посредством Благодати Духа Святаго призывает и стремиться, чтобы мы все были ближе к нему. Однако много званых, но мало избранных (Мф. 22) Избранные будут лишь те, только тех коснется частичка Благодати Божией, кто сам действительно захочет и встанет на путь Божий, путь правды и истины! У Бога благодати и милости хватит на всех — было бы желание и стремление у самих людей!

Помогает ли Бог человеку встать на путь истинный? Да — помогает и направляет на это каждого человека, живущего на земле нашей. Но не стоит забывать и том, что кроме человеческого естества и способностей наших Господь дал еще нам и свободную волю. Мы сами выбираем с кем нам быть: с Богом, или диаволом, жить по заповедям Божиим, или же нет. У Бога много путей. И Он своей неизреченной премудростью стремится каждого человека наставить на подлинный, истинный путь, не затрагивая, не касаясь свободной человеческой воли. Весьма легко определить человека, который имеет внутреннюю Благодать Господню. Подобно тому, как мы сразу определим хороший парфюм в транспорте, так и человек, носитель Господней Благодати отличается истинным смирением, благочестивыми поступками и делами!

Что такое Благодать. Просто о сложном

Эта Неделя Великого Поста отведена Церковью учению Григория Паламы. Учение это можно свести следующему богословскому определению: Бог в своей Сущности не […]

Эта Неделя Великого Поста отведена Церковью учению Григория Паламы. Учение это можно свести следующему богословскому определению: Бог в своей Сущности не постижим, но постигаем в своих Нетварных (несозданных) Энергиях, которые являются Богом, вне своей Сущности. В этой фразе спрятана вся суть человеческой жизни, ее тайный смысл. Он выражен преподобным Серафимом Саровским в простой, на первый взгляд, формуле: «Смысл жизни человека, в стяжании Духа Святаго». Давайте попробуем разобраться что стоит за этой фразой, и за богословской формулой.

Весь созданный Богом мир имеет в себе некую потенцию бытия. Дух Божий, как мы читаем в первых строках Библии (1:2), «насиживал» Землю, куда входили все виды и формы существования материи во Вселенной. Именно насиживал, а не «носился», как это некорректно передано в Синодальном переводе. Самое действие Святого Духа уподобляется здесь действию птицы, сидящей в гнезде на яйцах, и согревающей их своей теплотой для пробуждения в них жизни (Втор.32:11).

Благодаря этому энергийному заряду Духа Божия, мир «работает» как часовой механизм. Планеты и галактики крутятся, звезды светят, трава растет, плоды зреют, дети рождаются. В этом «заряде» Духа, каждая молекула творения имеет свою часть, и выполняет свою функцию до тех пор, пока длится этот заряд для жизни во времени. Но время проходит, заряд заканчивается, жизнь прекращается. Приходит смерть. Энергия, данная этому элементу, переходит в другие формы и виды. Но то, что пользовалось, питалось, жило, благодаря этой энергии, умирает. Такой закон жизни Земли. Все, что получило бытие во времени, получит в нем же и свою смерть.

Но Бог сотворил не только Землю, но и Небо. Представим себе сосуд в который обычно используют в качестве песочных часов. Песок мы выбросим, и получим некую колбу состоящую из двух сферических половинок, соединенных между собой маленьким отверстием. Это отверстие – есть периферия верхней и нижней сферы. Если верхняя сфера – это Небо, то нижняя – это Земля. Точкой соединения нижней и верхней сферы был Адам. Своим богоподобием он был соединён с Небом, а своей животной частью – с Землей. Адам был тем инструментом, через который мир Земли должен был соединиться с миром Неба и получить доступ к обожению и бессмертию.

Сам Адам был в Раю еще не смертным, и ни бессмертным, но, как пишут святые Отцы, способным и к тому, и к другому. Сначала Адаму надлежало самому соединиться с нетварной энергией благодати Божией, а затем и приобщить к ней весь мир Земли. Это и есть задача «возделывания Рая», которую перед ним поставил Бог. В Раю смерти не было, и там росло Древо Жизни, которое давало возможность Адаму не умирать, но за пределами рая смерть была. Динозавры пожирали друг друга, листочки падали с деревьев и погибали, а еще дальше, за пределами всего этого, в затылок Творению дышала «тьма над бездною», с ее жаждой превратить в тьму весь тварный мир. Мы не знаем, как удалось лазутчику этого мира тьмы пробраться в Райский Сад, но библейским фактом является то, что Адам сам, вместо того что бы стать проводником благодати, стал жертвой мира тьмы над бездной.

На смену Первому Адаму, павшему жертвой борьбы сатаны с Богом, пришел Второй Адам – Христос. Пришел не снизу, как это было с Ветхим Адамом, а Сверху. Тьма смерти поглотила и Его также, как и Первого Адама, но подавилась этим глотком. Второй Адам был уже ей «не по зубам». Соединив в себе «человеческую землю» и Небо, Иисус Христос открыл нам возможность доступа к утраченному бессмертию, через приобщение к нетварной благодати Божией.

Образно выражаясь, за краткий период земной жизни нам нужно успеть энергийно «переключиться» от временного и ограниченного ресурса питания, к вневременному и бесконечному, которым является Сам Бог, вне своей Сущности. Это и есть то, о чем пишет апостол Петр, говоря что «нам нужно стать причастниками Божественного естества» 2Петр 1:4. Структурой, которая обеспечивает это «переключение», есть Церковь, которая собственно и является Телом Христовым. (Кол. 1, 13), (Ефес. 1, 22).

В Ней, в ее Таинствах, в ее Теле, нам дается все необходимое для обожения. Именно поэтому все силы зла борются именно с той Церковью, в которой пребывает Благодать Божия, а не с какой-то другой.

Как узнать о том, что нам удалось приобщится к Нетварной Благодати Божией? Так же, как мы определяем, прижился ли посаженый черенок дерева или нет. Если он прижился, то сначала на нем появляються зеленые листочки, потом цветочки, а через некоторое время и плоды. Так же и в нашей душе, если мы приобщены к Благодати, должны созревать плоды Духа Святаго. Сначала в виде тихих, еле слышных, духовных чувств и переживаний, потом все более и более явственно, а далее уже в виде плодов духа: любови, радости, мира, долготерпения, благости, милосердия, веры, кротости, воздержания (Гал. 5:22-23).

Ссылка на основную публикацию