Богоявленский собор в Иркутске

Богоявленский собор в Иркутске

Живописный православный храм, расположившийся буквально в сердце города, стал одним из самых любимых мест для горожан и туристов. Но немногие знают, сколько потрясений пришлось пережить зданию за всё время своего существования.

История постройки

Иркутский собор Богоявления Господня относится к одной из самых старых религиозных построек восточной Сибири и Дальнего Востока. Храм строился практически вместе с городом, поэтому годом его основания принято считать 1693. Церковь была деревянной и называлась Петропавловской, в честь известных апостолов. Но пожар 1716 года уничтожил строение.

Прошло два года, прежде чем жители города решили построить новый собор, но уже с каменными стенами. Однако, в связи с царским указом, запрещающим строить каменные здания, пришлось отложить мероприятие до лучших времён. На пожертвования прихожан в течение шести лет строился придел во имя апостолов Петра и Павла. Судя по записям из церковной приходно-расходной книги, в 1727 году работы ещё продолжались.

Новый придел в честь мученика Иоанна Воина освятили в 1729 году. Тогда же закончилось возведение колокольни собора.

Землетрясения

Неожиданное стихийное бедствие в виде мощного землетрясения 27 июня 1742 года привело к серьезным разрушениям. С одного из куполов храма упал крест, а на колокольне повредило шатер. Вместо него в дальнейшем построили купол, облицованный деревом, со шпилем наверху.

Читайте также похожие статьи:

Обряд освящения собора Богоявления после указанных событий провели только в 1746 году в сентябре.

В течение XVIII века вокруг церкви сделали каменную ограду, а к зданию храма пристроили ещё три придела — в честь Казанской иконы Богоматери, Иоанна Предтечи и всех святых. Весеннее землетрясение 1804 года вновь привело к падению креста с пятого купола собора. Его в конечном счёте убрали вовсе. Ещё одну колокольню принялись возводить в 1812 году. 12-тонный колокол, который отлили гораздо раньше, в 1797 году, подняли на колокольню через три года, когда работы были завершены.

В 1861 году в ночь с 30 на 31 декабря новые подземные толчки вновь повредили церковное сооружение.

Но, несмотря на это, во второй половине XIX века на территории собора появились новые постройки: архиерейские покои, помещения административного назначения. Позже здесь организовали библиотеку, перенесли Духовную консисторию, а также построили отдельное здание для духовного училища. Для архиереев возвели усыпальницу.

Интересный факт! В 1879 году в результате пожара сильно пострадал Спасский храм. Зато перед воротами Богоявленского собора пламя остановилось, и здание чудом осталось невредимым.

Потеря кафедрального статуса

Богоявленский собор потерял свой статус кафедрального после того, как кафедру Иркутской епархии перевели в новый Казанский собор. Впрочем, с приходом Октябрьской революции это уже не имело бы большого значения.

В стране начались масштабные преобразования. Богоборческие власти закрыли приход. В помещении храма организовали производственный цех хлебозавода. В начале шестидесятых собор по решению властей подлежал сносу. Для подписания соответствующей документации из столицы приехала Г. Оранская, являющаяся архитектором. Но поворот событий всех удивил. Оранской настолько понравилось храмовое здание, что она отдала приказ его отреставрировать. Процесс затянулся на многие годы, работа шла медленно. Реставрация закончилась только в 1986 году.

После капитального ремонта собор передали краеведческому музею. В здании разместилась экспозиция, там часто проводили лекции, посвящённые возрождению отечественной культуры, и различные концертные мероприятия.

В связи с распадом Советского Союза, собор вернули епархии. Его наружную часть и весь интерьер искусно расписали сюжетами из христианской истории. На изображениях можно увидеть много святых, мучеников и подвижников. Конечно, нынешний вид храма разительно отличается от облика прошлых веков, но он стал ещё наряднее и украшает центр города, привлекая туристов.

Описание архитектуры

Стиль, в котором отстроен собор, можно назвать русским классицизмом с элементами сибирского барокко. Горожане часто сравнивают храм по внешнему виду со сказочным пряничным теремком. И с этим трудно не согласиться, есть в здании что-то из народных сказок. В наружной отделке собора применялась керамическая плитка.

Ещё интересные статьи о православии:

Стены расписаны лубочными картинками, а окна оформлены красивыми карнизами и наличниками. Шатровая башня колокольни хорошо гармонирует с многоярусным храмом. Именно в Богоявленском соборе ежегодно начинается открытие фестиваля русской культуры и духовности.

Территория вокруг очень ухожена. В тёплое время года здесь много цветов и зелени. В парковой зоне приятно посидеть на скамье, любуясь фонтанами. Зимой по периметру всего двора стоят ледяные скульптуры. Здесь царит особая атмосфера уюта и красоты.

Современное состояние и деятельность прихода

Сегодня Богоявленский собор в Иркутске является архитектурным памятником не только республиканского, но и федерального значения.

Святыни

До наших дней, к сожалению, не дошло сведений о том, что в храме когда-либо хранились ценные православные реликвии. Учитывая тот факт, что в советское время из него было вынесено всё церковное имущество, чтобы освободить место под хлебный цех, вряд ли приходится надеяться на сохранность каких-то святынь.

Сегодня же в соборе верующие могут помолиться у икон, написанных современными мастерами в период ведения реставрации.

Престольные праздники

К престольным датам собора относятся 19 января — Крещение Господне и 12 июля — день памяти апостолов Петра и Павла.

Расписание богослужений

В соборе совершаются ежедневные богослужения для прихожан и гостей города. На Литургию можно попасть с 8:30. Вечерние службы начинаются с 17:00.

Как добраться

Найти Богоявленский собор в Иркутске не составит особого труда, так как храм находится в центре города. Адрес церкви: улица Сухэ-Батора, д. 1а. Собор приковывает к себе взгляд ещё издалека, поэтому пройти мимо просто не получится.

К тому же удобное положение позволяет доехать к месту назначения как на своём авто, так и на общественном транспорте.

Богоявленский собор в Иркутске — рассказываем все нюансы

Живописный православный храм, расположившийся буквально в сердце города, стал одним из самых любимых мест для горожан и туристов. Но немногие знают, сколько потрясений пришлось пережить зданию за всё время своего существования.

История постройки

Иркутский собор Богоявления Господня относится к одной из самых старых религиозных построек восточной Сибири и Дальнего Востока. Храм строился практически вместе с городом, поэтому годом его основания принято считать 1693. Церковь была деревянной и называлась Петропавловской, в честь известных апостолов. Но пожар 1716 года уничтожил строение.

Богоявленский собор в Иркутске

Прошло два года, прежде чем жители города решили построить новый собор, но уже с каменными стенами. Однако, в связи с царским указом, запрещающим строить каменные здания, пришлось отложить мероприятие до лучших времён. На пожертвования прихожан в течение шести лет строился придел во имя апостолов Петра и Павла. Судя по записям из церковной приходно-расходной книги, в 1727 году работы ещё продолжались.

Новый придел в честь Иоанна Воина освятили в 1729 году. Тогда же закончилось возведение колокольни собора.

Землетрясения

Неожиданное стихийное бедствие в виде мощного землетрясения 27 июня 1742 года привело к серьезным разрушениям. С одного из куполов храма упал крест, а на колокольне повредило шатер. Вместо него в дальнейшем построили купол, облицованный деревом, со шпилем наверху.

Обряд освящения собора Богоявления после указанных событий провели только в 1746 году в сентябре.

В течение XVIII века вокруг церкви сделали каменную ограду, а к зданию храма пристроили ещё три придела — в честь Казанской иконы Богоматери, Иоанна Предтечи и Всех святых. Весеннее землетрясение 1804 года вновь привело к падению креста с пятого купола собора. Его в конечном счёте убрали вовсе. Ещё одну колокольню принялись возводить в 1812 году. 12-тонный колокол, который отлили гораздо раньше, в 1797 году, подняли на колокольню через три года, когда работы были завершены.

Роспись Богоявленского собора

В 1861 году в ночь с 30 на 31 декабря новые подземные толчки вновь повредили церковное сооружение.

Но, несмотря на это, во второй половине XIX века на территории собора появились новые постройки: архиерейские покои, помещения административного назначения. Позже здесь организовали библиотеку, перенесли Духовную консисторию, а также построили отдельное здание для духовного училища. Для архиереев возвели усыпальницу.

Интересный факт! В 1879 году в результате пожара сильно пострадал Спасский храм. Зато перед воротами Богоявленского собора пламя остановилось, и здание чудом осталось невредимым.

Потеря кафедрального статуса

Богоявленский собор потерял свой статус кафедрального после того, как кафедру Иркутской епархии перевели в новый Казанский собор. Впрочем, с приходом Октябрьской революции это уже не имело бы большого значения.

В стране начались масштабные преобразования. Богоборческие власти закрыли приход. В помещении храма организовали производственный цех хлебозавода. В начале шестидесятых собор по решению властей подлежал сносу. Для подписания соответствующей документации из столицы приехала Г. Оранская, являющаяся архитектором. Но поворот событий всех удивил. Оранской настолько понравилось храмовое здание, что она отдала приказ его отреставрировать. Процесс затянулся на многие годы, работа шла медленно. Реставрация закончилась только в 1986 году.

После капитального ремонта собор передали краеведческому музею. В здании разместилась экспозиция, там часто проводили лекции, посвящённые возрождению отечественной культуры, и различные концертные мероприятия.

Богослужение в соборе Богоявления Господня

В связи с распадом Советского Союза, собор вернули епархии. Его наружную часть и весь интерьер искусно расписали сюжетами из христианской истории. На изображениях можно увидеть много святых, мучеников и подвижников. Конечно, нынешний вид храма разительно отличается от облика прошлых веков, но он стал ещё наряднее и украшает центр города, привлекая туристов.

информация о храме:

Полное название: Богоявленский собор — Собор Богоявления Господня, Иркутск

Обиходное название: Богоявленский собор

Адрес: г. Иркутск, ул. Сухэ-Батора, 1

Адрес на 1917 год: г. Иркутск, угол ул. Набережная и ул. Тихвинская

Координаты: 52.292285°N 104.282484°E

Первое упоминание 1693

Расписние служб уточняйте непосредственно в храме. Расписание висит на дверях храма.

Если вы являетесь настоятелем или официальным представителем этого храма, здесь вы можете найти дополнительную информацию и связаться с администрацией сайта Святцы.Орг.

Общий вид с пешеходного мостика

Вид церкви с пешеходного мостика

Описание архитектуры

Стиль, в котором отстроен собор, можно назвать русским классицизмом с элементами сибирского барокко. Горожане часто сравнивают храм по внешнему виду со сказочным пряничным теремком. И с этим трудно не согласиться, есть в здании что-то из народных сказок. В наружной отделке собора применялась керамическая плитка.

Стены расписаны лубочными картинками, а окна оформлены красивыми карнизами и наличниками. Шатровая башня колокольни хорошо гармонирует с многоярусным храмом. Именно в Богоявленском соборе ежегодно начинается открытие фестиваля русской культуры и духовности.

Собор Богоявления Господня

Территория вокруг очень ухожена. В тёплое время года здесь много цветов и зелени. В парковой зоне приятно посидеть на скамье, любуясь фонтанами. Зимой по периметру всего двора стоят ледяные скульптуры. Здесь царит особая атмосфера уюта и красоты.

Интересные факты

  • Собор Богоявления (наряду со Спасской церковью и собором в Нерчинске) является одним из старейших каменных зданий Восточной Сибири и Дальнего Востока.
  • В отличие от Спасской церкви, пожар 1879 года не стал угрозой для Собора Богоявления: пламя остановилось прямо у ворот.
  • Храм неоднократно подвергался различным повреждениям из-за природных катаклизмов: землетрясений и бурь.
  • Собор Богоявления — традиционное место открытия фестиваля «Сияние России» в Иркутске

Как проходят богослужения

  • вт, ср, пт, сб, вс в 8:00 в часовне Иверской иконы Божией Матери;
  • ср, вс в 18:00, придел Казанской иконы Божией Матери (нижний).

Молебен — это совместная молитва верующих о здоровье живых, укреплении веры, чистоте помыслов. Можно заказать записку «О здравии».

  • ср, чт, сб в 8:00 в приделе апостола Андрея Первозванного;
  • сб, пн в 19:30 в верхнем храме Богоявления;
  • вс в 9:00 в приделе Казанской иконы Божией Матери (нижнем).

На исповеди можно признать грехи, покаяться, получить отпущение.

  • ср, чт, сб в 8:30 в приделе апостола Андрея Первозванного на северной галерее;
  • вс в 9:30.

Для Таинства Причастия приходить надо натощак.

  • вт в 18:00 в приделе святителя Алексия Московского;
  • чт в 18:00 в приделе апостола Андрея Первозванного на северной галерее.

Вечерней и утреней называют совершение совместной молитвы.

Все службы проводят:

  • протоиерей Антоний;
  • протоиерей Андрей;
  • иерей Николай.

Литература

  • Полунина Н. М. У истоков каменного града. — Иркутск: Вост.-Сиб. кн. изд-во, 1979. — 128 с. — Тираж 30 000 экз.
  • Дулов А. В. Исторические памятники древнейшей части Иркутска. — Иркутск: Вост.-Сиб. кн. изд-во, 1983.
  • Калинина И. В. Православные храмы Иркутской епархии XVII — начало XX века: Научно-справочное издание. — М.: Галарт, 2000. — 496 с. — Тираж 5 000 экз. — ISBN 5-269-00993-3 (ошибоч.). — С. 28—33, 108—110.

Видео о храме

Блог «Квартирки»

Блог сервиса краткосрочной аренды жилья «Квартирка»

Собор Богоявления в Иркутске

Собор Богоявления (Богоявленский Собор, Собор явления Господня) — православный храм в Иркутске, расположен в историческом центре города на пересечении улиц Сухэ-Батора и Нижней набережной Ангары.

Является одним из старейших каменных зданий Иркутска и Сибири.

Первый деревянный Богоявленский собор был построен жителями Иркутского острога в 1693 году. После того, как в 1716 году он был уничтожен пожаром, на его месте было начато строительство каменного храма, которое продолжалось 30 лет.

В архитектуре собора заметно влияние вариаций древнерусских мотивов и барокко, характерных для архитектуры Русского Севера и традиций соликамского храмового зодчества. К ним можно отнести украшение декора храма изразцами.

Для отделки собора было выполнено около трёхсот изразцов. Здесь встречаются изразцы-розетки с незатейливыми рельефами: лепестки цветов, концентрические круги.

Особое внимание приковывают изразцы, сюжеты которых навеяны полузабытыми древнерусскими преданиями и образами: вот птица Сирин, здесь единоборство льва с единорогом, здесь и вещий Китоврас.

В Сибири известно пока только три архитектурных памятника, украшенных изразцами — Собор Богоявления в Иркутске, Троицкая церковь в Енисейске и Тюменский Благовещенский собор.

Богоявленский собор — это трёхчастная структура объёмов, с колокольней, расположенной на одной оси с четвериком и трапезной. Отделка фасадов включает нарядные наличники окон и порталов, карнизы сложного профиля, пояски арок, кронштейны, кокошники.

В 1797 году под руководством талантливого молодого мастера Алексея Унжакова был отлит колокол весом 12 тонн. Это был самый большой колокол в городе. Столь примечательная отливка, своего рода сибирский царь-колокол, получила имя — Большой колокол. Решено было специально для него выстроить колокольню.

В 1815 году рядом с собором была построена колокольня в стиле классицизма.

Колокольня имеет четыре яруса: нижние два составляют квадратный четверик, два верхних выполнены в виде ротонды, облегчённой широкими арочными проёмами.

Богоявленский храм был кафедральным собором Иркутской Епархии до освящения в 1894 году Казанского собора. В нем находились усыпальница ряда иркутских архиереев — здесь были погребены св. Сафроний, Михаил Миткевич, Вениамин Багрянский, Михаил Бурдуков.

После Октябрьской революции богослужения в соборе были прекращены, и долгое время он использовался для хозяйственных нужд — в качестве цехов хлебозавода.
В 1968 году печи хлебозавода были ликвидированы, в 1967 — 1985 годах Богоявленский собор был отреставрирован. После чего храм был передан в распоряжение Краеведческому музею.

В 1990-е годы Богоявленский собор был возвращен Русской православной церкви. А в 2003 художники-иконописцы завершили роспись фасада. Собор получил новый облик.

Расписаны своды трапезной (300 квадратных метров), главный придел храма и алтарь.

В основе художественного решения — сцены Богоявления и Рождества Христова, тема тысячелетия Руси: святые, герои, пророки и новомученики.

Собор Богоявления — традиционное место открытия фестиваля Дней русской духовности и культуры «Сияние России».

Ансамбль Богоявленского собора

Оглавление

  • 1. История
  • 2. Читайте в Иркипедии:
  • 3. Примечания
  • 4. Ссылки

«Ансамбль Богоявленского. » в энциклопедии:

Собор во имя Богоявления Господня

Собор во имя Богоявления Господня (также Богоявленский собор, собор Богоявления, собор Явления Господня) — православный храм (в XVIII—XIX вв. — кафедральный собор) в Иркутске. Является вторым старейшим каменным зданием Иркутска. Объект культурного наследия РФ. Расположен в историческом центре города на пересечении улиц Сухэ-Батора и Нижней набережной Ангары.

От деревянного до каменного здания

Собор был основан в 1693. Он расположился за восточной стеной Иркутского кремля. В XVIII веке его собирались расширить, но не успели — во время пожара 3-го августа 1716 он полностью сгорел [1] .

Спустя два года было решено восстановить собор из кирпича, но царский указ 1714 временно запрещал возведение каменных построек: строительство новой столицы на берегу Невы требовало слишком много затрат, материалов и мастеровых. В 1718 указ был частично отменен, и в том же году, расчистив пепелище, в Иркутске заложили Богоявленский собор, которому суждено было стать третьим по счету каменным городским зданием. Его строили пять лет. Пожертвования на его строительство делали горожане и гости Иркутска, принося деньги и драгоценности [2] . Через шесть лет после закладки строительства, было открыто первое сооружение собора — придел святых апостолов Петра и Павла (Петропавловский придел).

В 1727, когда Иркутская епархия полностью отделилась от Тобольской, строительство собора продолжилось, о чём свидетельствует запись из Приходо-расходной книги храма:

В 1727 г. подрядчиками Петром Пахаевым, Насильем да Иваном Кирпишниковыми, посадским человеком Иваном Корюкиным да служилым Иваном Поповым поставлено кирпичей, первым 30 тысяч, вторым 20 тысяч и последними 20 тысяч, по 3 рубля за тысячу. В следующем 1728 г. плачено за возку кирпичей с заводов на место постройки Павлу Кучумову за 50 тысяч и Федору Максимову за 40 тыс. по 24 коп. с тысячи. Декабря 3 числа 1730 г. посадский человек Петр Пахаев взял на себя подряд сделать на своем заводе для церковного строения 55 тыс кирпичу доброго на сроки к 20 числу июля будущего 1731 г. 30 тыс., а остальные 25 тыс. к 15 числу августа. Цены рядили с каждой тысячи по два рубля с полтиною. В случае же непоставки к сроку кирпичей подрядчик обязывался сделать их вдвое. 12 числа же месяца принял на себя подряд поставить такое же количество кирпича и на тех же условиях иркутский служилый Василий Гилишев. 23 декабря на тех же условиях взял подряд на 12 тыс. кирпичей иркутский служилый человек каменщик Афанасий Курносов. 17 числа января 1731 г. посадский человек Семен Ефимов Ракин подрядился сделать к Ильину дню 20 тыс. кирпичу доброго красного по той же цене, по 2 руб. 50 коп, за тысячу. 20 числа января посадские люди Иван Михайлов Мальцев и Леонтий Данилов Ярыгин подрядились на тот же срок и по той же цене доставить 10 тыс. кирпичу. Апреля 7 числа 1731 г. вышеупомянутый Павел Кучумов подрядился возить кирпич из-за полисаду от кирпичных сараев Пахаева уже не по 24 коп., как прежде, а по две гривны с тысячи. Последним сроком было 1-е число октября 1731 года [3] .

В 1729 была завершена колокольня, а 22 июля был освящён придел во имя Иоанна Воина, который существовал до 1818.

В 1755 было начато строительство каменной ограды вокруг храма, в 1760-е к трёхпристольному собору были пристроены еще три придела: во имя Казанской Божией Матери с южной стороны, и с северной — во имя Иоанна Предтечи и во имя Всех святых.

XIX век

В ночь с 23 на 24 апреля 1804 произошло землетрясение. В результате слетел крест собора и был повреждён пятый купол, который позже был убран.

В сентябре 1812 были выкопаны рвы для второй соборной колокольни. Сам колокол вылили в 1797 году, он весил более 12 тонн. Это был самый большой колокол в городе, поэтому получил соответствующее название — Большой. С 1797 года он висел на столбах. 30 марта 1815 года колокол был поднят на новую колокольню в стиле русского классицизма, которая 10 июня окончательно была покрыта железом и увенчана крестом.

Первая реставрация

Значительно пострадал Богоявленский собор 30-31 декабря 1861. Тогда произошло сильнейшее землетрясение, в результате которого были повреждены практически все своды, на них появились трещины, во многих местах над окнами и дверьми лопнули арки, из окон фонарика холодного храма выпали рамы, сдвинулись с места две колонны в Петропавловском иконостасе. Собор пришлось ремонтировать.

Вскоре рядом с собором первоначально из дерева, а потом из камня был построен Архиерейский дом. В нем располагались жилые покои и административные помещения иркутского архиерея, сюда же была переведена Духовная консистория, ведающая всеми делами Иркутской епархии. Позднее было построено здание для духовного училища, в котором обучали священнослужителей. Здесь появилась богатая библиотека периодической православной литературы. Таким образом, на протяжении XVIII-XIX веков кафедральный собор Богоявления был средоточием духовной жизни Иркутского края. В конце XIX века недалеко от него был построен новый храм во имя Казанской Божией Матери. Освящен он был в 1894 году. Ему были переданы функции кафедрального собора.

30—31 декабря 1861 года в Иркутске случаются сильные землетрясения. Собор вновь получает серьёзные увечья: повреждены своды, некоторые арки лопнули, выпали рамы, а в Петропавловском иконостасе с места сдвинулись две колонны. Во второй половине XIX века рядом с собором было построено Архиерейское подворье, где расположились покои архиерея и административные помещения. Со временем сюда перевели духовную консисторию, появилась библиотека православной периодики, построили здание для духовного училища. Также была усыпальница нескольких иркутских архиереев.

В 1894 завершается строительство Казанского кафедрального собора, в который была перенесена кафедра Иркутской епархии, что означает потерю Богоявленским собором статуса Кафедрального собора [4] .

Вторая реставрация

В советский период Богоявленский собор счастливо избежал судьбы кафедрального Казанского собора, хотя и пережил тяжёлые годы. После Октябрьской революции Собор Богоявления был закрыт для верующих. В его здании разместился кондитерский цех хлебозавода. Храм неоднократно подвергался изменениям под производственные нужды завода. Теперь только глубокий знаток архитектуры смог бы увидеть в нагромождении хозяйственных построек шедевр древнего русского зодчества. Четверик соборного здания был разделён на несколько этажей под общежитие [1] . В 1968 печи хлебозавода были ликвидированы, началась реставрация собора, которая продлилась 18 лет [1] . После чего храм был передан в распоряжение Краеведческому музею. В 1960 Богоявленский Собор и Спасскую церковь хотели снести. Специально для подписания соответствующих бумаг приехала Галина Оранская, архитектор из Москвы. Но вместо того, чтобы дать приказ о сносе, она взялась за реконструкцию культовых сооружений [5] . Тогда же храм получил статус республиканского значения.

Реставрация Богоявленского собора велась с 1967 по 1985, после чего он был передан Иркутскому областному художественному музею. В помещении несколько лет работал лекторий Общества возрождения русской духовности и культуры, постоянно проводились концерты духовной музыки. Передача в 1994 году собора Иркутской епархии стала абсолютно логичным шагом. Собор был освящён епископом Вадимом в 1995 году, на праздник Пасхи. А в 2003 собор получил новый облик — художники иконописной мастерской, работающей при епархиальном управлении, завершили роспись фасада. Расписаны и своды трапезной — без малого 300 квадратных метров, главный придел храма. В основе художественного решения — сцены Богоявления и Рождества Христова, тема тысячелетия Руси: святые, герои, пророки и новомученики.

Современный период

В 1994 Собор Богоявления был передан Иркутской епархии, которая вскоре начала проводить богослужения в бывшем приделе Петра и Павла.

В 2002 была завершена роспись алтаря [6] .

Нынешний облик Богоявленского собора сильно отличается от его прежнего исторического облика.

Богоявленский собор (Иркутск)

Собо́р Богоявле́ния Госпо́дня (Богоявле́нский собо́р) — православный храм в Иркутске, расположенный в историческом центре города на пересечении улиц Сухэ-Батора и Нижней набережной Ангары. Является вторым старейшим каменным зданием Иркутска. В XVIII—XIX веках — кафедральный собор Иркутской епархии.

Содержание

Собор Богоявления был основан в 1693 году за восточной стеной Иркутского кремля. Первоначально храм был деревянным и носил название Петропавловская церковь. Её имя носила одна из башен кремля. Все постройки этого храма сгорели во время пожара 1716 года.

Спустя два года было решено восстановить собор, но уже из кирпича. Пожертвования на его строительство делали горожане и гости Иркутска. Через шесть лет после закладки первого камня был построен Петропавловский придел во имя святых апостолов Петра и Павла.

В 1727 году, когда Иркутская епархия полностью отделилась от Тобольской, строительство собора продолжилось, о чём свидетельствует запись из Приходо-расходной книги храма:

В 1729 году была завершена колокольня, а 22 июля того года был освящён придел во имя Иоанна Воина, который существовал до 1818 года.

Во время Большого Южно-Байкальского землетрясения 27 июня 1742 года сломался крест на одной из малых глав собора и обрушился каменный шатёр колокольни, вместо которого был сделан деревянный купол со шпилем.

Торжественное освящение Богоявленского собора состоялось 25 сентября 1746 года.

В 1755 году было начато строительство каменной ограды вокруг храма. В 1760-е годы к трёхпрестольному собору были пристроены ещё три придела: один с южной стороны — во имя Казанской иконы Божией Матери, и два с северной — во имя Иоанна Предтечи и во имя Всех святых.

В 1771 году в соборе был похоронен святитель Софроний Иркутский.

В ночь с 23 на 24 апреля 1804 года произошло землетрясение, в результате которого слетел крест собора и повреждён пятый купол, который позже был убран.

В сентябре 1812 года началось строительство второй соборной колокольни. Колокол был отлит ещё в 1797 году весом более 12 тонн и висел на столбах. Это был самый большой колокол в городе, поэтому получил соответствующее название — Большой. 30 марта 1815 года колокол был поднят на новую колокольню в стиле русского классицизма, которая 10 июня окончательно была покрыта железом и увенчана крестом.

30—31 декабря 1861 года во время землетрясения на Байкале собор вновь получает серьёзные повреждения: треснули своды, некоторые арки лопнули, выпали рамы, а в Петропавловском иконостасе с места сдвинулись две колонны.

Во второй половине XIX века рядом с собором было построено Архиерейское подворье, где расположились покои архиерея и административные помещения. Со временем сюда перевели Духовную консисторию, появилась библиотека православной периодики, построили здание для духовного училища. Также была усыпальница нескольких иркутских архиереев.

В 1894 году завершилось строительство Казанского собора, в который была перенесена кафедра Иркутской епархии, что означало потерю Богоявленским собором статуса кафедрального собора.

После Октябрьской революции 1917 года Собор Богоявления был закрыт для верующих. В его здании разместился кондитерский цех хлебозавода. Храм неоднократно подвергался изменениям под производственные нужды завода. Четверик соборного здания был разделён на несколько этажей под общежитие.

В 1960 году Богоявленский собор и Спасскую церковь хотели снести. Специально для подписания соответствующих бумаг приехала Галина Оранская, архитектор из Москвы. Но вместо того, чтобы дать приказ о сносе, она взялась за реконструкцию культовых сооружений. Тогда же храм получил статус памятника архитектуры республиканского значения. При этом в предполагаемом первоначальном виде была восстановлена шатровая колокольня, разрушенная землетрясением в XVIII веке; проект на основании сохранившихся в Подмосковье аналогов составила сама Оранская.

В 1968 году печи хлебозавода были ликвидированы, началась реставрация собора, которая продлилась 18 лет. После реставрации храм был передан Областному краеведческому музею.

В 1994 году Собор Богоявления был передан Иркутской епархии, которая вскоре начала проводить богослужения в Петропавловском приделе.

В 2002 году была завершена роспись алтаря.

Престольные праздники

Как добраться

Адрес: Россия, г. Иркутск, ул. Сухэ-Батора, 1а

Богоявленский собор в Иркутске

Собор Богоявления был основан в 1693 году. Он расположился за восточной стеной Иркутского кремля. Первоначально храм был деревянным и назывался Петропавловская церковь. Её имя носила одна из башен кремля. Все постройки этого храма сгорели во время первого пожара 1716 года [1] .

Спустя два года было решено восстановить собор, но на этот раз здание должно быть из кирпича. Пожертвования на его строительство делали горожане и гости Иркутска, принося деньги и драгоценности [2] . Через шесть лет после закладки строительства, было открыто первое сооружение собора — придел святых апостолов Петра и Павла (Петропавловский придел).

В 1727 году, когда Иркутская епархия полностью отделилась от Тобольской, строительство собора продолжилось, о чём свидетельствует запись из Приходо-расходной книги храма:

«В 1727 г. подрядчиками Петром Пахаевым, Насильем да Иваном Кирпишниковыми, посадским человеком Иваном Корюкиным да служилым Иваном Поповым поставлено кирпичей, первым 30 тысяч, вторым 20 тысяч и последними 20 тысяч, по 3 рубля за тысячу. В следующем 1728 г. плачено за возку кирпичей с заводов на место постройки Павлу Кучумову за 50 тысяч и Федору Максимову за 40 тыс. по 24 коп. с тысячи. Декабря 3 числа 1730 г. посадский человек Петр Пахаев взял на себя подряд сделать на своем заводе для церковного строения 55 тыс кирпичу доброго на сроки к 20 числу июля будущего 1731 г. 30 тыс., а остальные 25 тыс. к 15 числу августа. Цены рядили с каждой тысячи по два рубля с полтиною. В случае же непоставки к сроку кирпичей подрядчик обязывался сделать их вдвое. 12 числа же месяца принял на себя подряд поставить такое же количество кирпича и на тех же условиях иркутский служилый Василий Гилишев. 23 декабря на тех же условиях взял подряд на 12 тыс. кирпичей иркутский служилый человек каменщик Афанасий Курно сов. 17 числа января 1731 г. посадский человек Семен Ефимов Ракин подрядился сделать к Ильину дню 20 тыс. кирпичу доброго красного по той же цене, по 2 руб. 50 коп, за тысячу. 20 числа января посадские люди Иван Михайлов Мальцев и Леонтий Данилов Ярыгин подрядились на тот же срок и по той же цене доставить 10 тыс. кирпичу. Апреля 7 числа 1731 г. вышеупомянутый Павел Кучумов подрядился возить кирпич из-за полисаду от кирпичных сараев Пахаева уже не по 24 коп., как прежде, а по две гривны с тысячи. Последним сроком было 1-е число октября 1731 года» [3] .

В 1729 году была завершена колокольня, а 22 июля был освящён придел во имя Иоанна Воина, который существовал до 1818 года.

В 1755 году было начато строительство каменной ограды вокруг храма, в 60-е годы XVIII века к трёхпристольному собору были пристроены ещё три придела: во имя Казанской Божией Матери с южной стороны, и с северной — во имя Иоанна Предтечи и во имя Всех святых.

В ночь с 23 на 24 апреля 1804 года произошло землетрясение. В результате: слетел крест собора и повреждён пятый купол, который позже был убран.

В сентябре 1812 года были выкопаны рвы для второй соборной колокольни. Сам колокол вылили в 1797 году и весил он более 12 тонн. Это был самый большой колокол в городе, поэтому получил соответствующее название — Большой. С 1797 года он висел на столбах. 30 марта 1815 года колокол был поднят на новую колокольню в стиле русского классицизма, которая 10 июня окончательно была покрыта железом и увенчана крестом.

30—31 декабря 1861 года в Иркутске случаются сильные землетрясения. Собор вновь получает серьёзные увечья: повреждены своды, некоторые арки лопнули, выпали рамы, а в Петропавловском иконостасе с места сдвинулись две колонны.

Во второй половине XIX века рядом с собором было построено Архиерейское подворье, где расположились покои архиерея и административные помещения. Со временем сюда перевели духовную консисторию, появилась библиотека православной периодики, построили здание для духовного училища. Также была усыпальница нескольких иркутских архиереев.

В 1894 году завершается строительство Казанского кафедрального собора, в который была перенесена кафедра Иркутской епархии, что означает потерю Богоявленским собором статуса Кафедрального собора [4] .

Советское время

После Октябрьской революции Собор Богоявления был закрыт для верующих. В его здании разместился кондитерский цех хлебозавода. Храм неоднократно подвергался изменениям под производственные нужды завода. Четверик соборного здания был разделён на несколько этажей под общежитие [1] .

В 1960 году Богоявленский Собор и Спасскую церковь хотели снести. Специально для подписания соответствующих бумаг приехала Галина Оранская, архитектор из Москвы. Но вместо того, чтобы дать приказ о сносе, она взялась за реконструкцию культовых сооружений [5] . Тогда же храм получил статус республиканского значения. При этом в первоначальном виде была восстановлена шатровая колокольня, разрушенная землетрясением в XVIII веке.

В 1968 году печи хлебозавода были ликвидированы, началась реставрация собора, которая продлилась 18 лет [1] . После чего храм был передан в распоряжение Краеведческому музею.

Современный период

В 1994 году Собор Богоявления был передан Иркутской епархии, которая вскоре начала проводить богослужения в бывшем приделе Петра и Павла.

В 2002 году была завершена роспись алтаря [6] .

Богоявленский собор

Иркутск: полезная информация

  • Информация о городе
  • Карта Иркутска
  • Куда сходить
    • ЖД вокзалы (1)
    • Достопримечательности (42)
    • Музеи (9)
    • Аэропорты (1)
    • Озера (1)
    • Зоопарки (2)
    • Парки развлечений (2)
    • Храмы, соборы, мечети (15)
    • Автовокзалы (1)
    • Горнолыжные курорты (1)
    • Пляжи (2)
    • Театры (4)
    • Рестораны и кафе (3)
    • Национальные парки (1)
    • Спортивные сооружения (1)
    • Площади (1)
    • Галереи (1)
  • Забронировать отель в Иркутске
  • Поиск и бронирование дешевых авиабилетов
  • Отзывы туристов
  • Фотографии Иркутска
  • Советы об Иркутске
  • Вопрос-ответ

Троллейбус № 3 остановка «ул. Некрасова»

Собор Богоявления (Иркутск): фото и отзывы

Собор Богоявления

Собор Богоявления: фото и описание

Является архитектурным памятником федерального значения.

Второе по древности сложенное из камня здание Иркутска является православным храмом, возводимым с 1718 по 1746 годы, на рубеже 18-19 столетий выступал в качестве кафедрального собора города.

Основали собор еще в 1693 году, для строительства выбрали место за восточной стеной кремля Иркутска. Априори церковь была выполнена деревом и звалась Петропавловской, это имя носила одна из кремлевских башен. Пожар 1716 года уничтожил деревянную версию храма полностью.

Через два года собор решили поднять из пепла и применить в строительстве кирпич. Средства на возведение собирали с жителей и гостей города, которые жертвовали как деньги, так и драгоценности. Спустя 6 лет после закладки первого камня открыли первое строение собора – придел святых апостолов Павла и Петра или Петропавловский придел.

В 1727 году Тобольская и Иркутская епархии отделились друг от друга, а стройка возобновилась. Через два года была готова колокольня, в июле 1729-ого освятили еще один придел, названный в честь Иоанна Воина, простоявшего 1818 года. В 1755 году храм стали обносить каменной оградой, в 60-х 18-ого столетия к трепристольной церкви присоединили еще 3 придела: Казанской Божией Матери (с южной стороны), Иоанна Предтечи и Всех святых (с северной). В начале 70-х того же века в соборе погребли святителя Софрония Иркутского.

На заре 19-ого столетия случилось землетрясение, повлекшее за собой повреждение пятого купола и обрушение креста. Купол впоследствии убрали насовсем. Осенью 1812 года вырыли рвы для еще одной колокольни, колокол к которой отлили еще в конце 18-ого века, вес его составил более 12 тонн – назвали его Большим, что было заслужено, больше этого колокола в Иркутске не было. Сначала висел он на столбах, а весной 1815-ого его подняли на новую колокольню, являющую собой образец русского классицизма – летом ее покрыли железом и установили на ней крест.

Накануне нового 1862-ого года в Иркутске вновь случились землетрясения – собору опять досталось: своды, арки, рамы, колонны…

Во второй половине 19 века подле собора возвели Архиерейское подворье, в котором базировались покои архиерея и административные комнаты, после сюда перенесли духовную консисторию, организовали библиотеку православной периодики и отстроили здание для училища духовенства.

К 1894 году завершаются работы над Казанским кафедральным собором, куда переносят кафедру Иркутской епархии, что повлекло лишение Богоявленского собора кафедрального статуса.

В постреволюционный период собор для верующих закрыли, внутри разместили кондитерский цех. Собор кроили и переделывали под нужды производства не единожды. Четверик церкви поделили на этажи, переделав в общежитие.

В начале 60-х прошлого века и собор, и Спасскую церковь собирались сносить, для подписание документов явилась московский архитектор Оранская, а вместо «жирной точки» и сноса взяла за реконструкцию обреченных зданий. Храму присвоили республиканское значение, к концу 60-х убрали хлебозаводские печи, принялись за восстановление культового сооружения, длившееся почти 20 лет. После храм отдали в ведомство Краеведческого музея.

В 1994 году храм переходит Иркутской епархии, возобновились богослужения в бывшем Петропавловском приделе. В начале нового тысячелетия расписывают алтарь. В итоге: современное обличье собора весьма и весьма отличается от априорного.

Иркутск, собор Богоявления: история, адрес, описание и фото

Россия славится своими памятниками архитектурного значения, одним из них является храм Явления Господня (Иркутск). Собор Богоявления в этом городе находится в пределах его исторического центра и считается подлинным украшением этого места. Он совершенно не похож на классическую православную церковь, так как имеет необычный внешний вид. Данное сооружение пережило на своём веку множество землетрясений и пожаров, поэтому не раз было реконструировано.

История возникновения

Итак, в каком году был построен этот собор? Оказывается, история данного храма начинается практически с самого основания города, так как его возводили сами жители Иркутска ещё в 1693 году. Первоначально здание было деревянным, и называлось оно Петропавловской церковью. В восемнадцатом столетии его собирались расширять, но не успели этого сделать, так как храм полностью сгорел во время пожара, случившегося в августе 1716 года.

В 1718 году были вновь разрешены кирпичные здания, поэтому в тот же год началось строительство нового храма Явления Господня (Иркутск). Собор Богоявления в этот раз возводился целых пять лет на пожертвования местных жителей и гостей города.

В 1729 году в церкви появилась колокольня, а в 1755 вокруг здания соорудили большой забор из камня. Через пять лет были пристроены ещё три придела. Для Иркутского тогда ещё небольшого острога это было поистине грандиозное архитектурное сооружение, требовавшее огромных затрат и творческих усилий множества мастеров.

Дальнейшее строительство

В таком виде Богоявленский собор простоял до 1804 года, пока не случилось сильное землетрясение. В результате этого стихийного бедствия церковь потеряла свой крест и пятый купол.

Спустя десять лет после этого события были выкопаны новые большие рвы для второй колокольни. Сам колокол, вес которого составил около двенадцати тонн, был вылит ещё в 1797 году и получил название Большой. В 1815 он был установлен на новое церковное здание, построенное в стиле классицизма и полностью покрытое железом.

Реконструкция

В конце декабря 1862 году город Иркутск вновь содрогнулся от сильного землетрясения. Храм в результате этих событий также сильно пострадал. В этом сооружение были уничтожены практически все своды, стены покрылись многочисленными трещинами, а также во многих местах полопались арки, у окон выпали рамы, сдвинулись со своего места колонны. Поэтому было принято решение горожанами, что православный храм в Иркутске нужно реставрировать.

Во второй половине девятнадцатого столетия рядом со зданием собора был возведён архиерейский дом. В его комнатах находись покои архиерея, а также различные административные помещения и духовная консистория. Со временем здесь ещё появилась библиотечная комната, где находилось большое собрание православных книг и пристройка, в которой расположилось училище.

Таким образом, на протяжении двух веков вся духовная жизнь города была сосредоточена в этом кафедральном храме Явления Господня (Иркутск). Собор Богоявления потерял данный статус только в 1893 году, когда возвели Казанское храмовое сооружение, в которое была перенесена существующая кафедра епархии.

Второе рождение здания

В первой половине двадцатого века храм переживал свои тяжёлые времена. Эта церковь в Иркутске была закрыта для богослужений и прихожан, а в её здании разместился хлебобулочный завод. В данный период времени собор не один раз изменялся, чтоб соответствовать производственным помещениям цеха. Вся его архитектура прошлых лет подверглась полному уничтожению. В соборном здании ещё к тому же размещалось общежитие сотрудников цеха, что привело к полному упадку сооружения.

В 1961 году было принято решение о том, что нужно сносить церковь Явления Господня (Иркутск). Собор Богоявления, к большой радости горожан, смог избежать этой трагической участи благодаря столичному архитектору и инженеру Г. Оранской, приехавшей сюда специально, чтобы подписать бумаги о его полной ликвидации. Женщине настолько понравилось сооружение, что она, вместо его сноса, отдала приказ о его реконструкции. Таким образом, хлебозавод был выселен из здания, начался капитальный ремонт всех его помещений.

Он длился целых восемнадцать лет и закончился только лишь в 1986 году. Затем, после завершения реставрационных работ, храм был передан во владение краеведческому музею областного значения, который развернул там свою экспозицию. В его помещениях несколько лет читались публичные лекции, посвященные русской культуре и её возрождению, а также часто проводились разнообразные концертные мероприятия.

Новый этап истории

В 1993 году храм был вновь передан его законному владельцу — епархии — и освящён епископом на праздник Великой Пасхи. Этот день ознаменовал начало нового периода в духовной жизни города. Десять лет спустя город Иркутск и его жители увидели новый облик собора с красиво расписанным фасадом, над которым трудились художники-иконописцы. Кроме этого, были ещё обновлены все своды его трапезной, общая площадь которых равна 300 квадратным метрам.

В основе картин лежат различные сцены явления Господня, а также рождения Христа. Также на росписях можно увидеть всевозможных пророков, новомучеников, святых и других православных героев. Современный внешний вид этого храма сильно отличается от его первоначального облика и нарядно смотрится из любой точки города.

В нынешнее время церковь украшена настоящими произведениями искусств, где изображено множество святых и чудотворцев во весь рост. Помимо этого, храм красиво отделан разнообразными уникальными образцами керамической плитки, а его стены оригинально раскрашены всевозможными лубочными картинками. В отделку фасадов включены нарядные наличники окон, которые ещё украшают великолепные, сложно профилированные карнизы.

В архитектуре храмового сооружения прослеживаются различные вариации древнерусского стиля и барокко, которые в основном встречаются в северной части России. Основа композиции представляет собой сочетание двух вертикалей – ярусного храма и шатровой колокольни, играющей ведущую роль в общем силуэте сооружения. Изумительная красота собора впечатляет всех гостей города, поэтому он был выбран местом, где происходит ежегодное открытие фестиваля, посвящённого русской культуре и духовности.

Отзывы и впечатление прихожан

Люди, когда попадают внутрь этого сооружения, ощущают особую атмосферу живописного православного храма. Местные жители и туристы, посещающие экскурсии в Иркутске, считают данный собор самым красивым и ярким зданием города. Особенно его внешний вид преобразился после последней реставрации, когда открылись новые и великолепные детали фасадов.

Церковь Явления Господня, по мнению многих горожан, чем-то отдалённо напоминает сказочный пряничный домик. Она красива не только снаружи, но и внутри. В помещении храма находятся чудесные иконы. Прилегающая к собору территория также вызывает восторг у многих туристов. На каждом сантиметре площади в летний период размещено какое-либо интересное цветущее растение, а зимой по всему периметру возвышаются превосходные ледяные скульптуры. Кроме этого, в парковой зоне установлено большое количество лавочек и несколько фонтанов.

Красивая роспись стен и золотые купола этого сооружения заставляют обратить внимание на храм ещё издалека. Местные жители и туристы любят посещать эту церковь не только из-за её красоты, но и благодаря удобной транспортной развязке, так как она находится в самом сердце города.

Полезная информация

Храм Богоявления расположен по следующему адресу: г. Иркутск, Нижняя набережная, а его юридические координаты — улица Сухэ-Батора, дом 1а.

Богослужение в его здании проходят каждый день. В 08:30 утра проводится Божественная литургия, а в 17:00 – вечерняя служба.

Интересные факты

Оказывается, данный храм считается старейшим каменным зданием не только в своём родном городе, но и на территории Восточной Сибири и Дальнего Востока. Эта церковь неоднократно подвергалась повреждениям из-за различных природных катаклизмов, включая бури, землетрясения и пожары. Только однажды этому зданию удалось избежать пламени, которое в 1879 году сильно повредило Спасский храм, но остановилось у ворот данного сооружения.

Этот собор, миновав годы своего запустения, воистину возродился и в настоящее время притягивает к себе величавой и святой красотой умы и души людей. Данная российская церковь имеет весьма торжественный и умиротворённый вид, благодаря которому все прихожане после её посещения обретают некое спокойствие и приятную лёгкость. Это сооружение можно считать достойным памятником архитектуры и настоящим украшением города Иркутска.

Собор Богоявления (Иркутск)

Православный храм
Собор явления Господня
Собор Богоявления

Общий вид Богоявленского собора
52°17′31″ с. ш. 104°16′57″ в. д. H G Я O L
Страна Россия
Город Иркутск, Нижняя набережная
Конфессия Православие
Епархия Иркутская и Ангарская
Тип здания Собор
Архитектурный стиль Сибирское барокко, Русская архитектура, Русский классицизм
Первое упоминание 1693
Дата основания 1718
Строительство 1718—1746 годы
Статус Объект культурного наследия № 3810041000 № 3810041000
Состояние Хорошее
Медиафайлы на Викискладе

памятник архитектуры (федеральный)

Собо́р Богоявле́ния Госпо́дня (Богоявле́нский собо́р) — православный храм в Иркутске, расположенный в историческом центре города на пересечении улиц Сухэ-Батора и Нижней набережной Ангары. Является вторым старейшим каменным зданием Иркутска. В XVIII—XIX веках — кафедральный собор Иркутской епархии.

Содержание

XVII—XVIII века

Собор Богоявления был основан в 1693 году за восточной стеной Иркутского кремля. Первоначально храм был деревянным и носил название Петропавловская церковь. Её имя носила одна из башен кремля. Все постройки этого храма сгорели во время пожара 1716 года [1] .

Спустя два года было решено восстановить собор, но уже из кирпича. Пожертвования на его строительство делали горожане и гости Иркутска [2] . Через шесть лет после закладки первого камня был построен Петропавловский придел во имя святых апостолов Петра и Павла.

В 1727 году, когда Иркутская епархия полностью отделилась от Тобольской, строительство собора продолжилось, о чём свидетельствует запись из Приходо-расходной книги храма:

«В 1727 г. подрядчиками Петром Пахаевым, Насильем да Иваном Кирпишниковыми, посадским человеком Иваном Корюкиным да служилым Иваном Поповым поставлено кирпичей, первым 30 тысяч, вторым 20 тысяч и последними 20 тысяч, по 3 рубля за тысячу. В следующем 1728 г. плачено за возку кирпичей с заводов на место постройки Павлу Кучумову за 50 тысяч и Федору Максимову за 40 тыс. по 24 коп. с тысячи. Декабря 3 числа 1730 г. посадский человек Петр Пахаев взял на себя подряд сделать на своем заводе для церковного строения 55 тыс кирпичу доброго на сроки к 20 числу июля будущего 1731 г. 30 тыс., а остальные 25 тыс. к 15 числу августа. Цены рядили с каждой тысячи по два рубля с полтиною. В случае же непоставки к сроку кирпичей подрядчик обязывался сделать их вдвое. 12 числа же месяца принял на себя подряд поставить такое же количество кирпича и на тех же условиях иркутский служилый Василий Гилишев. 23 декабря на тех же условиях взял подряд на 12 тыс. кирпичей иркутский служилый человек каменщик Афанасий Курно сов. 17 числа января 1731 г. посадский человек Семен Ефимов Ракин подрядился сделать к Ильину дню 20 тыс. кирпичу доброго красного по той же цене, по 2 руб. 50 коп, за тысячу. 20 числа января посадские люди Иван Михайлов Мальцев и Леонтий Данилов Ярыгин подрядились на тот же срок и по той же цене доставить 10 тыс. кирпичу. Апреля 7 числа 1731 г. вышеупомянутый Павел Кучумов подрядился возить кирпич из-за полисаду от кирпичных сараев Пахаева уже не по 24 коп., как прежде, а по две гривны с тысячи. Последним сроком было 1-е число октября 1731 года» [3] .

В 1729 году была завершена колокольня, а 22 июля того года был освящён придел во имя Иоанна Воина, который существовал до 1818 года.

Во время Большого Южно-Байкальского землетрясения 27 июня 1742 года сломался крест на одной из малых глав собора и обрушился каменный шатёр колокольни, вместо которого был сделан деревянный купол со шпилем.

Торжественное освящение Богоявленского собора состоялось 25 сентября 1746 года.

В 1755 году было начато строительство каменной ограды вокруг храма. В 1760-е годы к трёхпрестольному собору были пристроены ещё три придела: один с южной стороны — во имя Казанской иконы Божией Матери, и два с северной — во имя Иоанна Предтечи и во имя Всех святых.

В 1771 году в соборе был похоронен святитель Софроний Иркутский.

В ночь с 23 на 24 апреля 1804 года произошло землетрясение, в результате которого слетел крест собора и повреждён пятый купол, который позже был убран.

В сентябре 1812 года началось строительство второй соборной колокольни. Колокол был отлит ещё в 1797 году весом более 12 тонн и висел на столбах. Это был самый большой колокол в городе, поэтому получил соответствующее название — Большой. 30 марта 1815 года колокол был поднят на новую колокольню в стиле русского классицизма, которая 10 июня окончательно была покрыта железом и увенчана крестом.

30—31 декабря 1861 года во время землетрясения на Байкале собор вновь получает серьёзные повреждения: треснули своды, некоторые арки лопнули, выпали рамы, а в Петропавловском иконостасе с места сдвинулись две колонны.

Во второй половине XIX века рядом с собором было построено Архиерейское подворье, где расположились покои архиерея и административные помещения. Со временем сюда перевели Духовную консисторию, появилась библиотека православной периодики, построили здание для духовного училища. Также была усыпальница нескольких иркутских архиереев.

В 1894 году завершилось строительство Казанского собора, в который была перенесена кафедра Иркутской епархии, что означало потерю Богоявленским собором статуса кафедрального собора [4] .

Советское время

После Октябрьской революции 1917 года Собор Богоявления был закрыт для верующих. В его здании разместился кондитерский цех хлебозавода. Храм неоднократно подвергался изменениям под производственные нужды завода. Четверик соборного здания был разделён на несколько этажей под общежитие [1] .

В 1960 году Богоявленский собор и Спасскую церковь хотели снести. Специально для подписания соответствующих бумаг приехала Галина Оранская, архитектор из Москвы. Но вместо того, чтобы дать приказ о сносе, она взялась за реконструкцию культовых сооружений [5] . Тогда же храм получил статус памятника архитектуры республиканского значения. При этом в предполагаемом первоначальном виде была восстановлена шатровая колокольня, разрушенная землетрясением в XVIII веке; проект на основании сохранившихся в Подмосковье аналогов составила сама Оранская.

В 1968 году печи хлебозавода были ликвидированы, началась реставрация собора, которая продлилась 18 лет [1] . После реставрации храм был передан Областному краеведческому музею.

Современный период

В 1994 году Собор Богоявления был передан Иркутской епархии, которая вскоре начала проводить богослужения в Петропавловском приделе.

В 2002 году была завершена роспись алтаря [6] .

Ссылка на основную публикацию