Богоявленский собор в Иркутске

Блог «Квартирки»

Блог сервиса краткосрочной аренды жилья «Квартирка»

Собор Богоявления в Иркутске

Собор Богоявления (Богоявленский Собор, Собор явления Господня) — православный храм в Иркутске, расположен в историческом центре города на пересечении улиц Сухэ-Батора и Нижней набережной Ангары.

Является одним из старейших каменных зданий Иркутска и Сибири.

Первый деревянный Богоявленский собор был построен жителями Иркутского острога в 1693 году. После того, как в 1716 году он был уничтожен пожаром, на его месте было начато строительство каменного храма, которое продолжалось 30 лет.

В архитектуре собора заметно влияние вариаций древнерусских мотивов и барокко, характерных для архитектуры Русского Севера и традиций соликамского храмового зодчества. К ним можно отнести украшение декора храма изразцами.

Для отделки собора было выполнено около трёхсот изразцов. Здесь встречаются изразцы-розетки с незатейливыми рельефами: лепестки цветов, концентрические круги.

Особое внимание приковывают изразцы, сюжеты которых навеяны полузабытыми древнерусскими преданиями и образами: вот птица Сирин, здесь единоборство льва с единорогом, здесь и вещий Китоврас.

В Сибири известно пока только три архитектурных памятника, украшенных изразцами — Собор Богоявления в Иркутске, Троицкая церковь в Енисейске и Тюменский Благовещенский собор.

Богоявленский собор — это трёхчастная структура объёмов, с колокольней, расположенной на одной оси с четвериком и трапезной. Отделка фасадов включает нарядные наличники окон и порталов, карнизы сложного профиля, пояски арок, кронштейны, кокошники.

В 1797 году под руководством талантливого молодого мастера Алексея Унжакова был отлит колокол весом 12 тонн. Это был самый большой колокол в городе. Столь примечательная отливка, своего рода сибирский царь-колокол, получила имя — Большой колокол. Решено было специально для него выстроить колокольню.

В 1815 году рядом с собором была построена колокольня в стиле классицизма.

Колокольня имеет четыре яруса: нижние два составляют квадратный четверик, два верхних выполнены в виде ротонды, облегчённой широкими арочными проёмами.

Богоявленский храм был кафедральным собором Иркутской Епархии до освящения в 1894 году Казанского собора. В нем находились усыпальница ряда иркутских архиереев — здесь были погребены св. Сафроний, Михаил Миткевич, Вениамин Багрянский, Михаил Бурдуков.

После Октябрьской революции богослужения в соборе были прекращены, и долгое время он использовался для хозяйственных нужд — в качестве цехов хлебозавода.
В 1968 году печи хлебозавода были ликвидированы, в 1967 — 1985 годах Богоявленский собор был отреставрирован. После чего храм был передан в распоряжение Краеведческому музею.

В 1990-е годы Богоявленский собор был возвращен Русской православной церкви. А в 2003 художники-иконописцы завершили роспись фасада. Собор получил новый облик.

Расписаны своды трапезной (300 квадратных метров), главный придел храма и алтарь.

В основе художественного решения — сцены Богоявления и Рождества Христова, тема тысячелетия Руси: святые, герои, пророки и новомученики.

Собор Богоявления — традиционное место открытия фестиваля Дней русской духовности и культуры «Сияние России».

Богоявленский собор в Иркутске — рассказываем все нюансы

Живописный православный храм, расположившийся буквально в сердце города, стал одним из самых любимых мест для горожан и туристов. Но немногие знают, сколько потрясений пришлось пережить зданию за всё время своего существования.

История постройки

Иркутский собор Богоявления Господня относится к одной из самых старых религиозных построек восточной Сибири и Дальнего Востока. Храм строился практически вместе с городом, поэтому годом его основания принято считать 1693. Церковь была деревянной и называлась Петропавловской, в честь известных апостолов. Но пожар 1716 года уничтожил строение.

Богоявленский собор в Иркутске

Прошло два года, прежде чем жители города решили построить новый собор, но уже с каменными стенами. Однако, в связи с царским указом, запрещающим строить каменные здания, пришлось отложить мероприятие до лучших времён. На пожертвования прихожан в течение шести лет строился придел во имя апостолов Петра и Павла. Судя по записям из церковной приходно-расходной книги, в 1727 году работы ещё продолжались.

Новый придел в честь Иоанна Воина освятили в 1729 году. Тогда же закончилось возведение колокольни собора.

Землетрясения

Неожиданное стихийное бедствие в виде мощного землетрясения 27 июня 1742 года привело к серьезным разрушениям. С одного из куполов храма упал крест, а на колокольне повредило шатер. Вместо него в дальнейшем построили купол, облицованный деревом, со шпилем наверху.

Обряд освящения собора Богоявления после указанных событий провели только в 1746 году в сентябре.

В течение XVIII века вокруг церкви сделали каменную ограду, а к зданию храма пристроили ещё три придела — в честь Казанской иконы Богоматери, Иоанна Предтечи и Всех святых. Весеннее землетрясение 1804 года вновь привело к падению креста с пятого купола собора. Его в конечном счёте убрали вовсе. Ещё одну колокольню принялись возводить в 1812 году. 12-тонный колокол, который отлили гораздо раньше, в 1797 году, подняли на колокольню через три года, когда работы были завершены.

Роспись Богоявленского собора

В 1861 году в ночь с 30 на 31 декабря новые подземные толчки вновь повредили церковное сооружение.

Но, несмотря на это, во второй половине XIX века на территории собора появились новые постройки: архиерейские покои, помещения административного назначения. Позже здесь организовали библиотеку, перенесли Духовную консисторию, а также построили отдельное здание для духовного училища. Для архиереев возвели усыпальницу.

Интересный факт! В 1879 году в результате пожара сильно пострадал Спасский храм. Зато перед воротами Богоявленского собора пламя остановилось, и здание чудом осталось невредимым.

Потеря кафедрального статуса

Богоявленский собор потерял свой статус кафедрального после того, как кафедру Иркутской епархии перевели в новый Казанский собор. Впрочем, с приходом Октябрьской революции это уже не имело бы большого значения.

В стране начались масштабные преобразования. Богоборческие власти закрыли приход. В помещении храма организовали производственный цех хлебозавода. В начале шестидесятых собор по решению властей подлежал сносу. Для подписания соответствующей документации из столицы приехала Г. Оранская, являющаяся архитектором. Но поворот событий всех удивил. Оранской настолько понравилось храмовое здание, что она отдала приказ его отреставрировать. Процесс затянулся на многие годы, работа шла медленно. Реставрация закончилась только в 1986 году.

После капитального ремонта собор передали краеведческому музею. В здании разместилась экспозиция, там часто проводили лекции, посвящённые возрождению отечественной культуры, и различные концертные мероприятия.

Богослужение в соборе Богоявления Господня

В связи с распадом Советского Союза, собор вернули епархии. Его наружную часть и весь интерьер искусно расписали сюжетами из христианской истории. На изображениях можно увидеть много святых, мучеников и подвижников. Конечно, нынешний вид храма разительно отличается от облика прошлых веков, но он стал ещё наряднее и украшает центр города, привлекая туристов.

информация о храме:

Полное название: Богоявленский собор — Собор Богоявления Господня, Иркутск

Обиходное название: Богоявленский собор

Адрес: г. Иркутск, ул. Сухэ-Батора, 1

Адрес на 1917 год: г. Иркутск, угол ул. Набережная и ул. Тихвинская

Координаты: 52.292285°N 104.282484°E

Первое упоминание 1693

Расписние служб уточняйте непосредственно в храме. Расписание висит на дверях храма.

Если вы являетесь настоятелем или официальным представителем этого храма, здесь вы можете найти дополнительную информацию и связаться с администрацией сайта Святцы.Орг.

Общий вид с пешеходного мостика

Вид церкви с пешеходного мостика

Описание архитектуры

Стиль, в котором отстроен собор, можно назвать русским классицизмом с элементами сибирского барокко. Горожане часто сравнивают храм по внешнему виду со сказочным пряничным теремком. И с этим трудно не согласиться, есть в здании что-то из народных сказок. В наружной отделке собора применялась керамическая плитка.

Стены расписаны лубочными картинками, а окна оформлены красивыми карнизами и наличниками. Шатровая башня колокольни хорошо гармонирует с многоярусным храмом. Именно в Богоявленском соборе ежегодно начинается открытие фестиваля русской культуры и духовности.

Собор Богоявления Господня

Территория вокруг очень ухожена. В тёплое время года здесь много цветов и зелени. В парковой зоне приятно посидеть на скамье, любуясь фонтанами. Зимой по периметру всего двора стоят ледяные скульптуры. Здесь царит особая атмосфера уюта и красоты.

Интересные факты

  • Собор Богоявления (наряду со Спасской церковью и собором в Нерчинске) является одним из старейших каменных зданий Восточной Сибири и Дальнего Востока.
  • В отличие от Спасской церкви, пожар 1879 года не стал угрозой для Собора Богоявления: пламя остановилось прямо у ворот.
  • Храм неоднократно подвергался различным повреждениям из-за природных катаклизмов: землетрясений и бурь.
  • Собор Богоявления — традиционное место открытия фестиваля «Сияние России» в Иркутске

Как проходят богослужения

  • вт, ср, пт, сб, вс в 8:00 в часовне Иверской иконы Божией Матери;
  • ср, вс в 18:00, придел Казанской иконы Божией Матери (нижний).

Молебен — это совместная молитва верующих о здоровье живых, укреплении веры, чистоте помыслов. Можно заказать записку «О здравии».

  • ср, чт, сб в 8:00 в приделе апостола Андрея Первозванного;
  • сб, пн в 19:30 в верхнем храме Богоявления;
  • вс в 9:00 в приделе Казанской иконы Божией Матери (нижнем).

На исповеди можно признать грехи, покаяться, получить отпущение.

  • ср, чт, сб в 8:30 в приделе апостола Андрея Первозванного на северной галерее;
  • вс в 9:30.

Для Таинства Причастия приходить надо натощак.

  • вт в 18:00 в приделе святителя Алексия Московского;
  • чт в 18:00 в приделе апостола Андрея Первозванного на северной галерее.

Вечерней и утреней называют совершение совместной молитвы.

Все службы проводят:

  • протоиерей Антоний;
  • протоиерей Андрей;
  • иерей Николай.

Литература

  • Полунина Н. М. У истоков каменного града. — Иркутск: Вост.-Сиб. кн. изд-во, 1979. — 128 с. — Тираж 30 000 экз.
  • Дулов А. В. Исторические памятники древнейшей части Иркутска. — Иркутск: Вост.-Сиб. кн. изд-во, 1983.
  • Калинина И. В. Православные храмы Иркутской епархии XVII — начало XX века: Научно-справочное издание. — М.: Галарт, 2000. — 496 с. — Тираж 5 000 экз. — ISBN 5-269-00993-3 (ошибоч.). — С. 28—33, 108—110.

Видео о храме

Богоявленский собор в Иркутске

Собор Богоявления был основан в 1693 году. Он расположился за восточной стеной Иркутского кремля. Первоначально храм был деревянным и назывался Петропавловская церковь. Её имя носила одна из башен кремля. Все постройки этого храма сгорели во время первого пожара 1716 года [1] .

Спустя два года было решено восстановить собор, но на этот раз здание должно быть из кирпича. Пожертвования на его строительство делали горожане и гости Иркутска, принося деньги и драгоценности [2] . Через шесть лет после закладки строительства, было открыто первое сооружение собора — придел святых апостолов Петра и Павла (Петропавловский придел).

В 1727 году, когда Иркутская епархия полностью отделилась от Тобольской, строительство собора продолжилось, о чём свидетельствует запись из Приходо-расходной книги храма:

«В 1727 г. подрядчиками Петром Пахаевым, Насильем да Иваном Кирпишниковыми, посадским человеком Иваном Корюкиным да служилым Иваном Поповым поставлено кирпичей, первым 30 тысяч, вторым 20 тысяч и последними 20 тысяч, по 3 рубля за тысячу. В следующем 1728 г. плачено за возку кирпичей с заводов на место постройки Павлу Кучумову за 50 тысяч и Федору Максимову за 40 тыс. по 24 коп. с тысячи. Декабря 3 числа 1730 г. посадский человек Петр Пахаев взял на себя подряд сделать на своем заводе для церковного строения 55 тыс кирпичу доброго на сроки к 20 числу июля будущего 1731 г. 30 тыс., а остальные 25 тыс. к 15 числу августа. Цены рядили с каждой тысячи по два рубля с полтиною. В случае же непоставки к сроку кирпичей подрядчик обязывался сделать их вдвое. 12 числа же месяца принял на себя подряд поставить такое же количество кирпича и на тех же условиях иркутский служилый Василий Гилишев. 23 декабря на тех же условиях взял подряд на 12 тыс. кирпичей иркутский служилый человек каменщик Афанасий Курно сов. 17 числа января 1731 г. посадский человек Семен Ефимов Ракин подрядился сделать к Ильину дню 20 тыс. кирпичу доброго красного по той же цене, по 2 руб. 50 коп, за тысячу. 20 числа января посадские люди Иван Михайлов Мальцев и Леонтий Данилов Ярыгин подрядились на тот же срок и по той же цене доставить 10 тыс. кирпичу. Апреля 7 числа 1731 г. вышеупомянутый Павел Кучумов подрядился возить кирпич из-за полисаду от кирпичных сараев Пахаева уже не по 24 коп., как прежде, а по две гривны с тысячи. Последним сроком было 1-е число октября 1731 года» [3] .

В 1729 году была завершена колокольня, а 22 июля был освящён придел во имя Иоанна Воина, который существовал до 1818 года.

В 1755 году было начато строительство каменной ограды вокруг храма, в 60-е годы XVIII века к трёхпристольному собору были пристроены ещё три придела: во имя Казанской Божией Матери с южной стороны, и с северной — во имя Иоанна Предтечи и во имя Всех святых.

В ночь с 23 на 24 апреля 1804 года произошло землетрясение. В результате: слетел крест собора и повреждён пятый купол, который позже был убран.

В сентябре 1812 года были выкопаны рвы для второй соборной колокольни. Сам колокол вылили в 1797 году и весил он более 12 тонн. Это был самый большой колокол в городе, поэтому получил соответствующее название — Большой. С 1797 года он висел на столбах. 30 марта 1815 года колокол был поднят на новую колокольню в стиле русского классицизма, которая 10 июня окончательно была покрыта железом и увенчана крестом.

30—31 декабря 1861 года в Иркутске случаются сильные землетрясения. Собор вновь получает серьёзные увечья: повреждены своды, некоторые арки лопнули, выпали рамы, а в Петропавловском иконостасе с места сдвинулись две колонны.

Во второй половине XIX века рядом с собором было построено Архиерейское подворье, где расположились покои архиерея и административные помещения. Со временем сюда перевели духовную консисторию, появилась библиотека православной периодики, построили здание для духовного училища. Также была усыпальница нескольких иркутских архиереев.

В 1894 году завершается строительство Казанского кафедрального собора, в который была перенесена кафедра Иркутской епархии, что означает потерю Богоявленским собором статуса Кафедрального собора [4] .

Советское время

После Октябрьской революции Собор Богоявления был закрыт для верующих. В его здании разместился кондитерский цех хлебозавода. Храм неоднократно подвергался изменениям под производственные нужды завода. Четверик соборного здания был разделён на несколько этажей под общежитие [1] .

В 1960 году Богоявленский Собор и Спасскую церковь хотели снести. Специально для подписания соответствующих бумаг приехала Галина Оранская, архитектор из Москвы. Но вместо того, чтобы дать приказ о сносе, она взялась за реконструкцию культовых сооружений [5] . Тогда же храм получил статус республиканского значения. При этом в первоначальном виде была восстановлена шатровая колокольня, разрушенная землетрясением в XVIII веке.

В 1968 году печи хлебозавода были ликвидированы, началась реставрация собора, которая продлилась 18 лет [1] . После чего храм был передан в распоряжение Краеведческому музею.

Современный период

В 1994 году Собор Богоявления был передан Иркутской епархии, которая вскоре начала проводить богослужения в бывшем приделе Петра и Павла.

В 2002 году была завершена роспись алтаря [6] .

Богоявленский собор

Иркутск: полезная информация

  • Информация о городе
  • Карта Иркутска
  • Куда сходить
    • ЖД вокзалы (1)
    • Достопримечательности (42)
    • Музеи (9)
    • Аэропорты (1)
    • Озера (1)
    • Зоопарки (2)
    • Парки развлечений (2)
    • Храмы, соборы, мечети (15)
    • Автовокзалы (1)
    • Горнолыжные курорты (1)
    • Пляжи (2)
    • Театры (4)
    • Рестораны и кафе (3)
    • Национальные парки (1)
    • Спортивные сооружения (1)
    • Площади (1)
    • Галереи (1)
  • Забронировать отель в Иркутске
  • Поиск и бронирование дешевых авиабилетов
  • Отзывы туристов
  • Фотографии Иркутска
  • Советы об Иркутске
  • Вопрос-ответ

Троллейбус № 3 остановка «ул. Некрасова»

Богоявленский собор (Иркутск)

Собо́р Богоявле́ния Госпо́дня (Богоявле́нский собо́р) — православный храм в Иркутске, расположенный в историческом центре города на пересечении улиц Сухэ-Батора и Нижней набережной Ангары. Является вторым старейшим каменным зданием Иркутска. В XVIII—XIX веках — кафедральный собор Иркутской епархии.

Содержание

Собор Богоявления был основан в 1693 году за восточной стеной Иркутского кремля. Первоначально храм был деревянным и носил название Петропавловская церковь. Её имя носила одна из башен кремля. Все постройки этого храма сгорели во время пожара 1716 года.

Спустя два года было решено восстановить собор, но уже из кирпича. Пожертвования на его строительство делали горожане и гости Иркутска. Через шесть лет после закладки первого камня был построен Петропавловский придел во имя святых апостолов Петра и Павла.

В 1727 году, когда Иркутская епархия полностью отделилась от Тобольской, строительство собора продолжилось, о чём свидетельствует запись из Приходо-расходной книги храма:

В 1729 году была завершена колокольня, а 22 июля того года был освящён придел во имя Иоанна Воина, который существовал до 1818 года.

Во время Большого Южно-Байкальского землетрясения 27 июня 1742 года сломался крест на одной из малых глав собора и обрушился каменный шатёр колокольни, вместо которого был сделан деревянный купол со шпилем.

Торжественное освящение Богоявленского собора состоялось 25 сентября 1746 года.

В 1755 году было начато строительство каменной ограды вокруг храма. В 1760-е годы к трёхпрестольному собору были пристроены ещё три придела: один с южной стороны — во имя Казанской иконы Божией Матери, и два с северной — во имя Иоанна Предтечи и во имя Всех святых.

В 1771 году в соборе был похоронен святитель Софроний Иркутский.

В ночь с 23 на 24 апреля 1804 года произошло землетрясение, в результате которого слетел крест собора и повреждён пятый купол, который позже был убран.

В сентябре 1812 года началось строительство второй соборной колокольни. Колокол был отлит ещё в 1797 году весом более 12 тонн и висел на столбах. Это был самый большой колокол в городе, поэтому получил соответствующее название — Большой. 30 марта 1815 года колокол был поднят на новую колокольню в стиле русского классицизма, которая 10 июня окончательно была покрыта железом и увенчана крестом.

30—31 декабря 1861 года во время землетрясения на Байкале собор вновь получает серьёзные повреждения: треснули своды, некоторые арки лопнули, выпали рамы, а в Петропавловском иконостасе с места сдвинулись две колонны.

Во второй половине XIX века рядом с собором было построено Архиерейское подворье, где расположились покои архиерея и административные помещения. Со временем сюда перевели Духовную консисторию, появилась библиотека православной периодики, построили здание для духовного училища. Также была усыпальница нескольких иркутских архиереев.

В 1894 году завершилось строительство Казанского собора, в который была перенесена кафедра Иркутской епархии, что означало потерю Богоявленским собором статуса кафедрального собора.

После Октябрьской революции 1917 года Собор Богоявления был закрыт для верующих. В его здании разместился кондитерский цех хлебозавода. Храм неоднократно подвергался изменениям под производственные нужды завода. Четверик соборного здания был разделён на несколько этажей под общежитие.

В 1960 году Богоявленский собор и Спасскую церковь хотели снести. Специально для подписания соответствующих бумаг приехала Галина Оранская, архитектор из Москвы. Но вместо того, чтобы дать приказ о сносе, она взялась за реконструкцию культовых сооружений. Тогда же храм получил статус памятника архитектуры республиканского значения. При этом в предполагаемом первоначальном виде была восстановлена шатровая колокольня, разрушенная землетрясением в XVIII веке; проект на основании сохранившихся в Подмосковье аналогов составила сама Оранская.

В 1968 году печи хлебозавода были ликвидированы, началась реставрация собора, которая продлилась 18 лет. После реставрации храм был передан Областному краеведческому музею.

В 1994 году Собор Богоявления был передан Иркутской епархии, которая вскоре начала проводить богослужения в Петропавловском приделе.

В 2002 году была завершена роспись алтаря.

Престольные праздники

Как добраться

Адрес: Россия, г. Иркутск, ул. Сухэ-Батора, 1а

Богоявленский собор в Иркутске

Первый деревянный собор построили еще в 1693-1695, но пожар 3 августа 1716 года уничтожил это строение вместе с частью острожной стены и множеством посадских домов. Фундамент нового, каменного собора заложили в июле 1718 года, в мае 1719 года приступили к кладке стен. К строительству приступили, когда был частично отменен царский указ от 9 октября 1714 года о запрете каменного строительства: возведение новой столицы на берегу Невы требовало слишком много затрат, материалов и мастеровых. 299 сибирских каменщиков смогли откупиться 10 рублями от царского указа и Богоявленский собор стали строить в нарушение всех указов и норм, как говорили тогда в Сибири: «До бога — высоко, а до царя — далеко».

К 1723 году окончили теплый северный Петропавловский придел и, не ожидая завершения строительства, освятили его 12 мая 1724 года и стали проводить в нем богослужение. Колокольню «шатром» с пределом во имя Иоанна Воина под ней освятил 22 июля 1729 Иннокентий Кульчицкий, первый иркутский епископ и святой, а главный холодный Богоявленский придел был закончен лишь 25 сентября 1746 года. Собор вмещал 2 тысячи человек и был главенствующим над церквями города.

Хотя основные работы были завершены в 1731 году, отделка интерьера растянулась еще на годы: особенно долго готовились иконы для главного иконостаса. Иеродиакон Никон Красовский закончил работу над ними лишь в 1745 году. (Первоначальный иконостас в 1868 году был заменен новым, выполненным Б.В. Поповым, и дальнейшие следы его затерялись.) К окончанию строительства собор понес некоторые существенные утраты: в 1742 году во время землетрясения рухнуло шатровое завершение колокольни и вместо него устроили деревянный купол со шпилем. (В наши дни в ходе реставрации шатер восстановили.)

В 1764 к собору Богоявления пристроили приделы во имя Богоматери Казанской, освященный 6 июля 1766 и 30 марта 1871, Иоанна Предтечи (упразднен в 1870) и Всех Святых, освященный в 1764 и 18 октября 1827 (разобран в процессе реставрации). В 1868 году под руководством архитектора Владислава Андреевича Кудельского произвели некоторые перестройки в интерьере: выбрали своды в теплом храме, объединили придел и теплый храм, увеличили окна. В 1918, на месте упраздненного ранее Предтеченского придела, освятили новый — во имя святого Софрония Кристалевского, епископа Иркутского.
Долгие годы имя строителя Богоявленского собора оставалось неизвестным. Совсем недавно высказано предположение, что им был подмастерье каменных дел Василий Гаряев». В приходно-расходных книгах Богоявленского собора среди множества имен посадских и служивых, бравших подряды на строительные работы, встретилось только одно имя уставщика. К сожалению, книги сохранились не полностью, а имя мастера встречается в записях за 1728 и 1731 годы, когда собственно строительные работы шли к концу. Это обстоятельство не позволяет окончательно считать Гаряева автором Богоявленского собора. Правда, в пользу мастера есть еще один аргумент: Гаряев работал на строительстве Троицкого собора в Верхотурье, что лежит на полпути из Московии в Сибирь. И именно этот храм был взят в качестве прообраза для иркутского Богоявленского собора.

Подле собора в 1797 году задумали возвести вторую колокольню. Две звонницы при одном храме — явление довольно редкое в церковном зодчестве. С чем это было связано?

С середины XVIII столетия в Иркутске бурно развиваются ремесла. Ремесленники составляли почти половину городского населения. По численности мастеровых Иркутск занимал 17 место в России. Среди мастеров в городе были и колокольных дел специалисты, был и колокольный завод, на котором в течение ста лет было создано немало замечательных по своим техническим и художественным достоинствам отливок. В 1797 году под руководством 23-летнего мастера Алексея Унжакова был отлит колокол весом в 761 пуд (12465 кг), превосходящий все прошлые отливки. Столь примечательную отливку, своего рода иркутский, а может быть и сибирский, царь-колокол, нарекли собственным именем — Большой колокол — и решили специально для него выстроить колокольню.

Строительство колокольни, однако, затянулось. Только в сентябре 1812 года были выкопаны рвы и заложен фундамент. Через два года закончили кладку стен, а 30 марта 1816 года наконец водрузили на звоннице и сам колокол, стоявший до того времени рядом на специальном помосте. На мощных бревенчатых перекладинах и крепких железных серьгах под самым куполом здания застыл он в царственном одиночестве. Новая колокольня встала в одну линию со старой соборной. Ее объем был согласован с рядом стоящим памятником, хотя общая композиция и декоративные элементы навеяны русским классицизмом. Колокольня имеет четыре яруса: нижние два составляют квадратный четверик, два верхних выполнены в виде ротонды, облегченной широкими арочными проемами. Строгая симметрия, равновесие всех деталей делают колокольню спокойной, уверенной, как и положено ей, вознесшей к небу гордость иркутских граждан — слышимый на десятки верст окрест Большой колокол. До наших дней он, увы, не сохранился.

После революции в 1925 году Иркутский губисполком включил собор Богоявления в списки памятников искусства и старины, рекомендованных к сохранению, но это не помешало ВСКИКу в 1934 вынести решение о закрытии собора и размещении в нем пекарни. В 1948 постановлением СМ РСФСР здание бывшего собора принято под государственную охрану. В 1960 собор и его строения (ограда, сторожка, колокольня) отнесены к памятникам культуры федерального значения.

Богоявленский собор был отреставрирован в 1967 — 1985 годах по проекту Галины Григорьевны Оранской. Когда в ходе работ были ликвидированы пристройки и различные позднейшие наслоения, открылись причудливые узоры украшений окон, дверей и карнизов из тесаного кирпича, а также редчайших для Сибири поливных изразцов. Вплоть до 1967 года в главном здании собора стояли печи-сушилки Иркутского хлебозавода. В старейшем Петропавловском пределе были обустроены душевые, до сих пор не удается просушить стены.

К сожалению, изразцы сохранились не все. Но по сохранившимся образцам преподаватель художественного отделния Иркутского училища искусств Штанько освоил технологию изготовления новых изразцов, не отличающихся по своему виду и качеству от древних. Сейчас изразцовое убранство собора полностью восстановлено.

Почти 20 лет реставрации вернули собору первоначальную форму и силуэт, за исключение пятиглавия. Об этой особенности Богоявленского собора сохранилось слишком мало сведений. Реставрационные работы в соборе Богоявления были закончены в 1986 году. Они действительно были очень сложными, потому что за время своей истории собор не один раз перестраивался, и мастерам с помощью корундовой пластинки приходилось убирать поздние наслоения. Нарушен рельеф, на котором находится собор, когда-то он, как и Спасская церковь, стоял на возвышенности. Кроме того, утрачены подвалы, в которых еще в первой половине XVIII века иркутские купцы хранили товары до постройки Гостиного двора. В 1985 году в Богоявленском соборе был размещен филиал Иркутского художественного музея — отдел декоративно-прикладного искусства.

В 1994 собор возвращен Иркутской епархии, и в 1995 году освящен иркутским епископом Вадимом. Стены алтаря и трапезной были заново расписаны иконописцами С.Н. Фроловым, Б.М. Лутенко, Е.А. Алешиной, И.И. Горбуновой. Выполнен новый иконостас (столяр А. Арзамасов, скульптор А. Пермяков, позолотчик А. Карпов).

Как оказалось, Богоявленский собор обладает поразительной акустикой, время реверберации (по формуле Сэбина, затухание звука до порога слышимости в секундах) составляет 7 секунд. Такими показателями обладают немногие здания сегодня, например, в Московском камерном хоре этот показатель составляет 5 секунд.

С Богоявленским собором также связано множество событий. связанных с историей ни только Иркутска, но и России вцелом. Отсюда в 1812 году ушли ратники на войну с французами, здесь же в 1814 году иркутяне совершали торжественный молебен в честь победы над Наполеоном. И позже, в 1854 году, здесь отпраздновали победу над англо-французской эскадрой, пытавшейся атаковать Петропавловск на Камчатке. Привезли плененные знамена и 6 ноября в 10 часов утра в кафедральном соборе забил Большой колокол, потом прибыл генерал-губернатор Николай Муравьев. Самые важные указы и манифесты читались с паперти именно этого собора.

В Кафедральном Богоявленском соборе была устроена усыпальница иркутских архиереев, здесь погребены святой Софроний Кристалевский, Михаил Миткевич, Вениамин Багрянский, Михаил Бурдуков, Иоанн Смирнов.

Богоявленский собор в Иркутске

Живописный православный храм, расположившийся буквально в сердце города, стал одним из самых любимых мест для горожан и туристов. Но немногие знают, сколько потрясений пришлось пережить зданию за всё время своего существования.

История постройки

Иркутский собор Богоявления Господня относится к одной из самых старых религиозных построек восточной Сибири и Дальнего Востока. Храм строился практически вместе с городом, поэтому годом его основания принято считать 1693. Церковь была деревянной и называлась Петропавловской, в честь известных апостолов. Но пожар 1716 года уничтожил строение.

Прошло два года, прежде чем жители города решили построить новый собор, но уже с каменными стенами. Однако, в связи с царским указом, запрещающим строить каменные здания, пришлось отложить мероприятие до лучших времён. На пожертвования прихожан в течение шести лет строился придел во имя апостолов Петра и Павла. Судя по записям из церковной приходно-расходной книги, в 1727 году работы ещё продолжались.

Новый придел в честь мученика Иоанна Воина освятили в 1729 году. Тогда же закончилось возведение колокольни собора.

Землетрясения

Неожиданное стихийное бедствие в виде мощного землетрясения 27 июня 1742 года привело к серьезным разрушениям. С одного из куполов храма упал крест, а на колокольне повредило шатер. Вместо него в дальнейшем построили купол, облицованный деревом, со шпилем наверху.

Читайте также похожие статьи:

Обряд освящения собора Богоявления после указанных событий провели только в 1746 году в сентябре.

В течение XVIII века вокруг церкви сделали каменную ограду, а к зданию храма пристроили ещё три придела — в честь Казанской иконы Богоматери, Иоанна Предтечи и всех святых. Весеннее землетрясение 1804 года вновь привело к падению креста с пятого купола собора. Его в конечном счёте убрали вовсе. Ещё одну колокольню принялись возводить в 1812 году. 12-тонный колокол, который отлили гораздо раньше, в 1797 году, подняли на колокольню через три года, когда работы были завершены.

В 1861 году в ночь с 30 на 31 декабря новые подземные толчки вновь повредили церковное сооружение.

Но, несмотря на это, во второй половине XIX века на территории собора появились новые постройки: архиерейские покои, помещения административного назначения. Позже здесь организовали библиотеку, перенесли Духовную консисторию, а также построили отдельное здание для духовного училища. Для архиереев возвели усыпальницу.

Интересный факт! В 1879 году в результате пожара сильно пострадал Спасский храм. Зато перед воротами Богоявленского собора пламя остановилось, и здание чудом осталось невредимым.

Потеря кафедрального статуса

Богоявленский собор потерял свой статус кафедрального после того, как кафедру Иркутской епархии перевели в новый Казанский собор. Впрочем, с приходом Октябрьской революции это уже не имело бы большого значения.

В стране начались масштабные преобразования. Богоборческие власти закрыли приход. В помещении храма организовали производственный цех хлебозавода. В начале шестидесятых собор по решению властей подлежал сносу. Для подписания соответствующей документации из столицы приехала Г. Оранская, являющаяся архитектором. Но поворот событий всех удивил. Оранской настолько понравилось храмовое здание, что она отдала приказ его отреставрировать. Процесс затянулся на многие годы, работа шла медленно. Реставрация закончилась только в 1986 году.

После капитального ремонта собор передали краеведческому музею. В здании разместилась экспозиция, там часто проводили лекции, посвящённые возрождению отечественной культуры, и различные концертные мероприятия.

В связи с распадом Советского Союза, собор вернули епархии. Его наружную часть и весь интерьер искусно расписали сюжетами из христианской истории. На изображениях можно увидеть много святых, мучеников и подвижников. Конечно, нынешний вид храма разительно отличается от облика прошлых веков, но он стал ещё наряднее и украшает центр города, привлекая туристов.

Описание архитектуры

Стиль, в котором отстроен собор, можно назвать русским классицизмом с элементами сибирского барокко. Горожане часто сравнивают храм по внешнему виду со сказочным пряничным теремком. И с этим трудно не согласиться, есть в здании что-то из народных сказок. В наружной отделке собора применялась керамическая плитка.

Ещё интересные статьи о православии:

Стены расписаны лубочными картинками, а окна оформлены красивыми карнизами и наличниками. Шатровая башня колокольни хорошо гармонирует с многоярусным храмом. Именно в Богоявленском соборе ежегодно начинается открытие фестиваля русской культуры и духовности.

Территория вокруг очень ухожена. В тёплое время года здесь много цветов и зелени. В парковой зоне приятно посидеть на скамье, любуясь фонтанами. Зимой по периметру всего двора стоят ледяные скульптуры. Здесь царит особая атмосфера уюта и красоты.

Современное состояние и деятельность прихода

Сегодня Богоявленский собор в Иркутске является архитектурным памятником не только республиканского, но и федерального значения.

Святыни

До наших дней, к сожалению, не дошло сведений о том, что в храме когда-либо хранились ценные православные реликвии. Учитывая тот факт, что в советское время из него было вынесено всё церковное имущество, чтобы освободить место под хлебный цех, вряд ли приходится надеяться на сохранность каких-то святынь.

Сегодня же в соборе верующие могут помолиться у икон, написанных современными мастерами в период ведения реставрации.

Престольные праздники

К престольным датам собора относятся 19 января — Крещение Господне и 12 июля — день памяти апостолов Петра и Павла.

Расписание богослужений

В соборе совершаются ежедневные богослужения для прихожан и гостей города. На Литургию можно попасть с 8:30. Вечерние службы начинаются с 17:00.

Как добраться

Найти Богоявленский собор в Иркутске не составит особого труда, так как храм находится в центре города. Адрес церкви: улица Сухэ-Батора, д. 1а. Собор приковывает к себе взгляд ещё издалека, поэтому пройти мимо просто не получится.

К тому же удобное положение позволяет доехать к месту назначения как на своём авто, так и на общественном транспорте.

Собор Богоявления (Иркутск): фото и отзывы

Собор Богоявления

Собор Богоявления: фото и описание

Является архитектурным памятником федерального значения.

Второе по древности сложенное из камня здание Иркутска является православным храмом, возводимым с 1718 по 1746 годы, на рубеже 18-19 столетий выступал в качестве кафедрального собора города.

Основали собор еще в 1693 году, для строительства выбрали место за восточной стеной кремля Иркутска. Априори церковь была выполнена деревом и звалась Петропавловской, это имя носила одна из кремлевских башен. Пожар 1716 года уничтожил деревянную версию храма полностью.

Через два года собор решили поднять из пепла и применить в строительстве кирпич. Средства на возведение собирали с жителей и гостей города, которые жертвовали как деньги, так и драгоценности. Спустя 6 лет после закладки первого камня открыли первое строение собора – придел святых апостолов Павла и Петра или Петропавловский придел.

В 1727 году Тобольская и Иркутская епархии отделились друг от друга, а стройка возобновилась. Через два года была готова колокольня, в июле 1729-ого освятили еще один придел, названный в честь Иоанна Воина, простоявшего 1818 года. В 1755 году храм стали обносить каменной оградой, в 60-х 18-ого столетия к трепристольной церкви присоединили еще 3 придела: Казанской Божией Матери (с южной стороны), Иоанна Предтечи и Всех святых (с северной). В начале 70-х того же века в соборе погребли святителя Софрония Иркутского.

На заре 19-ого столетия случилось землетрясение, повлекшее за собой повреждение пятого купола и обрушение креста. Купол впоследствии убрали насовсем. Осенью 1812 года вырыли рвы для еще одной колокольни, колокол к которой отлили еще в конце 18-ого века, вес его составил более 12 тонн – назвали его Большим, что было заслужено, больше этого колокола в Иркутске не было. Сначала висел он на столбах, а весной 1815-ого его подняли на новую колокольню, являющую собой образец русского классицизма – летом ее покрыли железом и установили на ней крест.

Накануне нового 1862-ого года в Иркутске вновь случились землетрясения – собору опять досталось: своды, арки, рамы, колонны…

Во второй половине 19 века подле собора возвели Архиерейское подворье, в котором базировались покои архиерея и административные комнаты, после сюда перенесли духовную консисторию, организовали библиотеку православной периодики и отстроили здание для училища духовенства.

К 1894 году завершаются работы над Казанским кафедральным собором, куда переносят кафедру Иркутской епархии, что повлекло лишение Богоявленского собора кафедрального статуса.

В постреволюционный период собор для верующих закрыли, внутри разместили кондитерский цех. Собор кроили и переделывали под нужды производства не единожды. Четверик церкви поделили на этажи, переделав в общежитие.

В начале 60-х прошлого века и собор, и Спасскую церковь собирались сносить, для подписание документов явилась московский архитектор Оранская, а вместо «жирной точки» и сноса взяла за реконструкцию обреченных зданий. Храму присвоили республиканское значение, к концу 60-х убрали хлебозаводские печи, принялись за восстановление культового сооружения, длившееся почти 20 лет. После храм отдали в ведомство Краеведческого музея.

В 1994 году храм переходит Иркутской епархии, возобновились богослужения в бывшем Петропавловском приделе. В начале нового тысячелетия расписывают алтарь. В итоге: современное обличье собора весьма и весьма отличается от априорного.

Собор Богоявления

Богоявленский собор поражает своей величественной сияющей красотой. Это самое старое каменное здание Иркутска. Собор был основан еще в XVII веке.

Красота и величие

Тогда церковь представляла собой деревянную постройку. Пожар полностью уничтожил соборные строения. В начале XVIII века на деньги прихожан было начато строительство кирпичного храма.

Строительство длилось два десятка лет. Дольше всего изготавливали иконы для центрального иконостаса. Колокольня была возведена только через сто лет после начала строительства храма. Для нее был отлит колокол, названный Большим. Его звон был слышен на десятки верст. Сегодня, к сожалению, сибирского царь-колокола уже нет на прежнем месте.

Неоднократно бури и землетрясения повреждали святыню. Советские власти и вовсе расположили здесь цех хлебозавода. Только в конце 60-х годов XX века пищевое предприятие убрали и начали реставрацию святыни.

Ярусная композиция здания венчается шатровой колокольней. Убранство собора невероятно пышно, причудливо, необычно. Изящность и выразительность храма достигнута благодаря сочетанию древнерусского декора, элементов барокко и мотивов, заимствованных у исконных сибирских народов.

Декор фасада собора Богоявления состоит из нарядных оконных и дверных наличников, карнизов, арок, кокошников и других ярких деталей архитектурной отделки. Рисунок из камня, которым убран дверной проем, поражает своей красотой. Мастера отделали ее тысячами бусинок разной формы и огранки.

Внутреннее убранство храма

Великолепные изразцы работы местных мастеров украшают храм. На одном из них изображен бабр с соболем в зубах – символ города с давних времен. Изразцы умели делать на Руси еще в XIV веке, ими украшали русские печи. На поверхность наносился рисунок с рельефом, заливался эмалью и глазурью и обжигался.

Трудная, кропотливая работа мастеров-изразечников высоко ценилась во все времена. Для Богоявленского собора в Иркутске было изготовлено более 300 изразцов! Какие-то из них украшены незатейливыми кругами, лепестками, другие же представляют собой шедевры ремесленного искусства.

Дворик вокруг храма обустроен фонтанами. Каждый квадратный метр территории облагорожен: всюду цветущие растения, скамейки. Летом здесь разбивается пруд и альпийские горки, зимой – ледяные скульптуры. Ночью храм красиво подсвечен.

Для гостей города организуются паломнические экскурсии в кафедральный собор Богоявления. Собор изображают на сувенирной продукции. Так туристы могут взять с собой память о великолепном храме Иркутска.

Вид на храм с реки Ангары поражает своим великолепием. Он похож на древнерусский терем. Иркутяне сравнивают его с красотой пряничного, сказочного домика. Под стать красоте фасадов Богоявленского собора и его внутреннее убранство. Здесь нет свободного от икон или изразцов места. Любоваться рельефными рисунками изразцов можно очень долго, отыскивая на них новые мотивы и элементы.

Богоявленский собор

Рядом со Спасской церковью стоит Богоявленский собор (ул. Нижняя Набережная, 2). Когда-то их разделяла крепостная стена. Деревянный клетский собор на посаде был срублен в 1693 году, но вскоре, 3 августа 1716 года, сгорел вместе с частью острожной стены и множеством посадских домов. Фундамент нового каменного собора заложили в июле 1718 года, в мае 1719 года приступили к кладке стен. К 1723 году окончили Петропавловский предел и, не ожидая завершения строительства, освятили и стали проводить в нем богослужение. Колокольню «шатром» закончили к 1729 году, а главный Богоявленский предел был освящен 25 сентября 1746 года. Хотя основные работы были завершены в 1731 году, отделка интерьера растянулась еще на годы: особенно долго готовились иконы для главного иконостаса. Иеродиакон Никон Красовский закончил работу над ними лишь в 1745 году. Первоначальный иконостас в середине XIX века был заменен на новый, и дальнейшие следы его затерялись. К окончанию строительства собор понес некоторые существенные утраты: в 1742 году во время землетрясения рухнуло шатровое завершение колокольни и вместо него было поставлено ярусное. В наши дни в ходе реставрации шатер восстановили.

Долгие годы имя строителя Богоявленского собора оставалось неизвестным. Совсем недавно высказано предположение, что им был Василий Гаряев. В приходно-расходных книгах Богоявленского собора среди множества имен посадских и служивых, бравших подряды на строительные работы, встретилось только одно имя уставщика. К сожалению, книги сохранились не полностью, а имя мастера встречается в записях за 1728 и 1731 годы, когда собственно строительные работы шли к концу. Это обстоятельство не позволяет окончательно считать Гаряева автором Богоявленского собора. Правда в пользу мастера есть еще один аргумент: Гаряев работал на строительстве Троицкого собора в Верхотурье, что лежит на полпути из Московии в Сибирь. И именно этот храм был взят в качестве прообраза для иркутского Богоявленского собора.

Иметь прообраз, «строить по образцу» в представлении того времени не означало механически копировать. Выбранный заказчиком образец определял лишь общий характер объемов, завершений и силуэта. Он не сковывал свободного творчества зодчего, и иного местоположения — особенностей рельефа, ландшафта и характера исторически сложившейся застройки будущего окружения здания. Хотя строительство по образцам было повсеместно распространено, древнерусская архитектура не знала однообразной унылости типовых проектов. Кстати, верхотурский собор высоко оценили не только иркутяне. Взяли его за образец для церкви Спасского монастыря и жители Енисейска. Сравнение же трех зданий подчеркивает лишний раз глубину их индивидуальности и самобытности.

Чутье древних мастеров сказывалось и в выборе самого образца. Троицкий собор Верхотурья принадлежит к произведениям строгановской школы, давшей немало шедевров русской архитектуры. Детали декора, впервые найденные строгановскими мастерами в Троицком соборе, позднее использовались в ряде других построек, и, по мнению специалистов, верхотурский шедевр оказался одним из родников, питавших русское зодчество.

Для Иркутска выбор такого образца имел особенно глубокие последствия. Ведь орнамент, рожденный фантазией мастера на фасадах Богоявленского собора, окажет влияние на последующие культовые постройки города и сообщит черты неповторимости архитектурным памятникам XVIII века, среди которых и Крестовоздвиженская церковь, не знающая себе равных не только на иркутской земле, но и вообще в Сибири.

Однако вернемся к Богоявленскому собору. Между возведением Спасской церкви и Богоявленского собора лежит небольшой промежуток времени, но в архитектуре памятников различия явственно ощутимы. Богоявленский собор также воспримет черты посадского храма, но уже окончательно сформировавшегося — с трехчастной структурой объемов, с колокольней, расположенной на одной оси с четвериком и трапезной. Под влиянием барокко формы, характерные для культового зодчества XVII века, приобретают в Богоявленском соборе иное решение. На традиционное кубическое основание — четверик — поставлен восьмерик, увенчанный пятиглавием. В подобном построении прослеживается прототип ярусной композиции. Такое завершение основного объема как нельзя лучше соответствовало высокой столпообразной шатровой колокольне. Новые веяния сильнее всего сказались в декоре памятника. Убранство собора удивительно пышно, причудливо и своеобычно. Не потому ли столь выразителен наряд памятника, что в нем слились воедино древнерусские узоры, барочные мотивы и элементы орнаментации, заимствованные из национальной сокровищницы коренных сибирских народов? Отделка фасадов включает нарядные наличники окон и порталов, карнизы сложного профиля, пояски арок, кронштейны, кокошники. Полуколокольни, примененные и в декоре Спасской церкви, получили здесь ордерное завершение. Мелкая, щедро рассыпанная по всем деталям порезка усиливает переливы светотени на фасаде старинного сооружения.

Зрелые линии барокко пронизывают убранство памятника. Но мастерам еще дороги особенности древнерусского декора. Смело оступив от канонического решения ордера, они украсили один из порталов фигурной кладкой в старинном вкусе. Декоративная ткань, сотканная из множества точеных бусинок, бутылочек, дынек, наподобие жгутов обвивает проем, рождая неистощимую игру светотени. Зодчий, уверенно и мастерски набрасывает рисунок портала шатровой колокольни, именно колокольни, формы которой восходят к истокам национальной архитектуры. Органично присущи древнерусскому зодчеству и многоцветные поливные изразцы, ярко подчеркнувшие самобытный убор собора.

Изразечник, выполнявший заказ для собора, по-видимому был выходцем из Соликамска: форма румпы иркутских изразцов с высокими краями встречается только в изделиях тамошнего производства. Для отделки собора было выполнено около трехсот изразцов. Здесь встречаются изразцы-розетки с незатейливыми рельефами: лепестки цветов, концентрические круги. Особое внимание приковывают изразцы, сюжеты которых навеяны полузабытыми языческими преданиями и образами: вот птица Сирин, здесь единоборство льва с единорогом, здесь и вещий Китоврас. В Сибири известно пока только три архитектурных памятника, украшенных изразцами.

Подле собора в 1797 году задумали возвести вторую колокольню. Две звонницы при одном храме — явление довольно редкое в церковном зодчестве. С чем это было связано?

С середины XVIII столетия в Иркутске бурно развиваются ремесла. Ремесленники составляли почти половину городского населения. По численности мастеровых Иркутск занимал семнадцатое место в России. Среди мастеров в городе были и колокольных дел специалисты, был и колокольный завод, на котором в течение ста лет было создано немало замечательных по своим техническим и художественным достоинствам отливок. В 1797 году под руководством двадцатитрехлетнего мастера Алексея Унжакова был отлит колокол весом в 761 пуд, превосходящий все прошлые отливки. Столь примечательную отливку, своего рода иркутский, а может и сибирский, царь-колокол, нарекли собственным именем — Большой колокол — и решили специально для него выстроить колокольню.

Строительство колокольни, однако, затянулось. Только в сентябре 1812 года были выкопаны рвы и заложен фундамент. Через два года закончили кладку стен, а 30 марта 1815 года наконец водрузили на звоннице и сам колокол, стоявший до того времени на специальном помосте. На мощных бревенчатых перекладинах и крепких железных серьгах под самым куполом здания застыл он в царственном одиночестве. Новая колокольня встала в одну линию со старой соборной. Ее объем был согласован с рядом стоящим памятником, хотя общая композиция и декоративные элементы навеяны русским классицизмом. Колокольня имеет четыре яруса: нижние два составляют квадратный четверик, два верхних выполнены в виде ротонды, облегченной широкими арочными проемами. Строгая симметрия, равновесие всех деталей делают колокольню спокойной, уверенной, как и положено ей, вознесшей к небу гордость иркутских граждан — слышимый на десятки верст окрест Большой колокол. До наших дней он, увы, не сохранился.

В соборе была усыпальница иркутских архиереев, здесь были погребены св. Сафроний, Михаил Миткевич, Вениамин Багрянский, Михаил Бурдуков.

После Октябрьской революции собор Богоявления был закрыт для верующих. В его здании разместился кондитерский цех хлебозавода. Храм неоднократно подвергался изменениям под производственные нужды завода.

В 1968 году печи хлебозавода были ликвидированы, в 1967 — 1985 годах Богоявленский собор был отреставрирован по проекту Галины Григорьевны Оранской. После чего храм был передан в распоряжение Краеведческому музею.

По материалам книги «Живая старина Приангарья»

Ссылка на основную публикацию