Богослужение на Рождества Христово

Богослужение Рождества

Богослужение Рождества вовсе не ограничивается Литургией в ночь с 6 на 7 января, хотя она, безусловно, находится в центре церковной жизни этого периода. Первый день Предпразднества Рождества – 2 января . «Готовься, Вифлеем!» – поётся в тропаре в этот день, и вся Церковь готовится к встрече с Великой Тайной, и наконец, в Сочельник, 6 января , подходит вплотную к ней.

Утром накануне Рождества совершаются Царские Часы . Трижды в год (в сочельники Рождества и Крещения и в Страстную пятницу) эта служба, входящая в суточный богослужебный круг, проходит с особой торжественностью: посреди храма перед лежащим на аналое Евангелием и открытыми Царским вратами читаются псалмы и Священное Писание, поются тропари. Вероятно, Царскими часы в эти дни стали называться потому, что в Византии на них всегда присутствовали императоры, а позднее в России члены царской семьи также старались не пропускать это богослужение перед Рождеством.

После Часов на Вечерне , наполненной радостью о Христовом воплощении, уже начинается празднование. Пост ещё не окончен, но после следующей за вечерней Литургии Василия Великого (которая совершается лишь десять раз в году) на середину храма будет вынесена свеча , символ загоревшейся в небе Вифлеемской звезды, и все собравшиеся в церкви запоют: « Рождество Твое, Христе Боже наш, Возсия мирови свет разума…»

После этого до самого вечера день у большинства прихожан будет заполнен последними предпраздничными заботами. Всенощное бдение в некоторых храмах бывает в привычное время и затем повторяется ночью, в других – начинается ближе к полуночи. Во время него пришедший в мир Младенец Христос прославляется в Рождественском каноне, а после – начинается Литургия Иоанна Златоуста . Во многих храмах она повторяется утром, чтобы и те, кто по той или иной причине не смог оказаться в храме ночью, в этот Великий Праздник не остались без приобщения Святых Христовых Тайн.

Пост окончился, началось время радости и веселья. Шесть дней длится Попразднество Рождества , и первый из них, 8 января – Собор Пресвятой Богородицы , праздник, посвящённый Той, благодаря Которой стало возможно явление в мир Бога человеком. И до самого Отдания праздника (13 января) звучат на богослужениях рождественские песнопения, вслушиваясь в которые мы вновь и вновь восхищаемся, как велика и удивительна Любовь Божья.

Богослужение на Рождества Христово

Таже оба лика: Слава, и ныне: Молитвами Богородицы, Спасе, спаси нас.

Слава, и ныне: По молитвам Богородицы, Спаситель, спаси нас.

Антифон 2-й, псалом 111, глас 2:

Антифон 2, глас 2

Стих 1: Блажен муж, бояйся Господа, / в заповедех Его восхощет зело.

Стих 1: Блажен муж, боящийся Господа, / заповеди Его он возлюбит крепко. Пс 111:1

Припев: Спаси ны, Сыне Божий, рождейся от Девы, поющия Ти: аллилуия.

Спаси нас, Сын Божий, рожденный от Девы, поющих Тебе: аллилуиа.

Стих 2: Сильно на земли будет семя Его, / род правых благословится.

Стих 2: Сильным на земле будет семя его, / род правых благословится. Пс 111:2

Припев: Спаси ны, Сыне Божий:

Спаси нас, Сын Божий:

Стих 3: Слава и богатство в дому Его, / и правда Его пребывает в век века.

Стих 3: Слава и богатство в доме его, / и правда его пребывает во век века. Пс 111:3

Припев: Спаси ны, Сыне Божий:

Спаси нас, Сын Божий:

Стих 4: Возсия во тьме свет правым, / милостив и щедр, и праведен.

Стих 4: Взошёл во тьме свет правым: / он милостив, и щедр, и праведен. Пс 111:4

Припев: Спаси ны, Сыне Божий:

Спаси нас, Сын Божий:

Таже оба лика вкупе: Слава, и ныне: Единородный Сыне:

Слава, и ныне: Единородный Сын:

Антифон 3, псалом 109, глас 4:

Антифон 3, глас 4

Стих 1: Рече Господь Господеви моему: / седи одесную Мене.

Стих 1: Сказал Господь Господу моему: / «Сиди справа от Меня». Пс 109:1А

Тропарь, глас 4:

Рождество Твое, Христе Боже наш, / возсия мирови свет разума, / в нем бо звездам служащии / звездою учахуся / Тебе кланятися, Солнцу Правды, / и Тебе ведети с высоты востока. / Господи, слава Тебе.

Тропарь, глас 4

Рождество Твое, Христе Боже наш, / озарило мир светом знания, / ибо чрез него звездам служащие / звездою были научаемы / Тебе поклоняться, Солнцу правды, / и знать Тебя, с высоты Восходящее Светило. / Господи, слава Тебе!

Стих 2: Дондеже положу враги Твоя / подножие ног Твоих.

Стих 2: Доколе не положу врагов Твоих / подножием ног Твоих. Пс 109:1Б

Тропарь: Рождество Твое, Христе Боже наш:

Тропарь: Рождество Твое, Христе Боже наш:

Стих 3: Жезл силы послет Ти Господь от Сиона, / и господствуй посреде врагов Твоих.

Стих 3: Жезл силы пошлёт Тебе Господь с Сиона, – / и господствуй среди врагов Твоих! Пс 109:2А

Тропарь: Рождество Твое, Христе Боже наш:

Тропарь: Рождество Твое, Христе Боже наш:

Стих 4: С Тобою начало в день силы Твоея, / во светлостех святых Твоих.

Стих 4: С Тобою власть в день силы Твоей, / в блистанияхсвятых Твоих. Пс 109:3А

Тропарь: Рождество Твое, Христе Боже наш:

Тропарь: Рождество Твое, Христе Боже наш:

Из чрева прежде денницы родих Тя, / клятся Господь и не раскается: / Ты Иерей во век по чину Мелхиседекову.

«Из чрева прежде утренней звезды Я родил Тебя», – клялся Господь, и не раскается: «Ты – священник вовек, по чину Мелхиседека». Пс 109:3В – 4

Тропарь высочайшим гласом: Рождество Твое, Христе Боже наш:

Тропарь: Рождество Твое, Христе Боже наш:

Кондак, глас 3:

Д ева днесь Пресущественнаго раждает, / и земля вертеп Неприступному приносит. / Ангели с пастырьми славословят, / волсви же со звездою путешествуют: / нас бо ради родися / Oтроча Младо, Превечный Бог.

Кондак, глас 3

Д ева в сей день Сверхсущественного рождает, / и земля пещеру Неприступному приносит; / Ангелы с пастухами славословят, / волхвы же за звездою путешествуют, / ибо ради нас родилось / Дитя младое, предвечный Бог!

Вместо Трисвятаго: Елицы во Христа крестистеся, / во Христа облекостеся. Аллилуия.

Вместо Трисвятого: Сколько вас во Христа ни крестилось, / во Христа вы все облеклись. Аллилуиа. (3)

Прокимен, глас 8:

Вся земля да поклонится Тебе и поет Тебе, / да поет же Имени Твоему Вышний. Стих: Воскликните Господеви, вся земля, пойте же Имени Его, дадите славу хвале Его.

Прокимен, глас 8

Вся земля да поклонится Тебе и да поёт Тебе, / да поёт же имени Твоему, Всевышний. Стих: Воскликните Господу, вся земля, воспойте же имени Его, воздайте славу хвалою Ему. Пс 65:4, 1Б – 2

Апостол к Галатом, зачало 209:

Послание к Галатам, зачало 209

Братие, егда прииде кончина лета, посла Бог Сына Своего Eдинороднаго, раждаемаго от жены, бываема под законом, да подзаконныя искупит, да всыновление восприимем. Да яко eсте сынове, посла Бог Духа Сына Своего в сердца ваша, вопиюща: Авва, Oтче. Темже уже неси раб, но сын: аще ли же сын, и наследник Божий Иисус Христом.

Братья, когда пришла полнота времени, послал Бог Сына Своего (Единородного), родившегося от жены, подчинившегося Закону, чтобы искупить тех, кто под Законом, чтобы нам получить усыновление. А так как вы – сыны, то послал Бог Духа Сына Своего в сердца наши, взывающего: «Авва, Отче!». Так что ты уже не раб, но сын; если же сын, то и наследник Божий через (Иисуса) Христа. Гал 4:4–7

Аллилуиа, глас 1:

Небеса поведают славу Божию, творение же руку Его возвещает твердь. Стих: День дни отрыгает глагол, и нощь нощи возвещает разум.

Аллилуиа, глас 1

Стих: Небеса проповедуют славу Божию, о творении же рук Его возвещает твердь. Стих: День дню изливает речь и ночь ночи возвещает знание. Пс 18:2, 3

Евангелие Матфея, зачало 3:

Евангелие от Матфея, зачало 3

Иисусу рождшуся в Вифлееме Иудейстем во дни Ирода царя, се волсви от восток приидоша во Иерусалим, глаголюще: где есть рождейся Царь Иудейский? Видехом бо звезду Его на востоце и приидохом поклонитися Ему. Слышав же, Ирод царь смутися, и весь Иерусалим с ним. И собрав вся первосвященники и книжники людския, вопрошаше от них: где Христос раждается? Они же рекоша ему: в Вифлееме Иудейстем; тако бо писано есть пророком: и ты, Вифлееме, земле Иудова, ничимже меньши еси во владыках Иудовых, из тебе бо изыдет Вождь, иже упасет люди Моя Израиля. Тогда Ирод тай призва волхвы и испытоваше от них время явльшияся звезды. И, послав их в Вифлеем, рече: шедше, испытайте известно о Отрочати; егда же обрящете, возвестите ми, яко да и аз, шед, поклонюся Ему. Они же, послушавше царя, идоша. И се звезда, юже видеша на востоце, идяше пред ними, дондеже, пришедше, ста верху, идеже бе Отроча. Видевше же звезду, возрадовашася радостию велиею зело. И, пришедше в храмину, видеша Отроча с Мариею, Материю Его, и, падше, поклонишася Ему, и, отверзше сокровища своя, принесоша Ему дары, злато, и ливан, и смирну. И, весть приемше во сне, не возвратитися ко Ироду, иным путем отыдоша во страну свою.

Когда Иисус родился в Вифлееме Иудейском во дни Ирода царя, вот, волхвы от восточных стран прибыли в Иерусалим и говорят: «Где родившийся Царь Иудейский? Ибо мы видели звезду Его на востоке и пришли поклониться Ему». Услышав же это, царь Ирод встревожился, и весь Иерусалим с ним. И собрав всех первосвященников и книжников народных, спрашивал у них: «Где родится Христос?» Они же сказали ему: в Вифлееме Иудейском, ибо так написано чрез пророка: «И ты, Вифлеем, земля Иудина, ничуть не меньший среди правителей Иудиных; ибо из тебя произойдет Вождь, Который будет пасти народ Мой, Израиля». Тогда Ирод, тайно призвав волхвов, точно выведал от них время появления звезды. И послав их в Вифлеем, сказал: «Пойдите, точно разведайте о Младенце, а когда найдете, возвестите мне, чтобы и я пришел поклониться Ему». Они же, выслушав царя, пошли. И вот, звезда, которую видели они на востоке, шла перед ними, пока не пришла и не стала над местом, где был Младенец. Увидев же звезду, они возрадовались радостью весьма великою. И войдя в дом, увидели Младенца с Марией, Матерью Его, и пав ниц, поклонились Ему; и открыв сокровища свои, принесли Ему дары: золото, ладан и смирну. И получив во сне откровение не возвращаться к Ироду, иным путем удалились в страну свою. Мф 2:1–12

Вместо Достойно:

Величай, душе моя, / Честнейшую и Славнейшую Горних воинств, Деву Пречистую, Богородицу.

Вместо «Достойно»

Величай, душа моя, / честью и славой высшую Небесных Воинств Деву Пречистую Богородицу.

И ирмос: Любити убо нам, яко безбедное страхом / удобее молчание, / любовию же, Дево, / песни ткати, спротяженно сложенныя, неудобно есть; / но и, Мати, силу, елико есть произволение, даждь.

Ирмос, глас 1: По страху нам легче бы хранить молчание, / как дело безопасное, / по любви же, Дева, / ткать песнопения, с усердием составленные, трудно; / но Ты, Матерь, и силу подавай / по мере природного призвания.

Поем же это до отдания.

Избавление посла Господь людем Своим. Аллилуия, трижды.

Избавление послал Господь народу Своему. Аллилуиа. (3) Пс 110:9А

На трапезе бывает утешение братии великое, и чтем слово Златоустаго, емуже начало: Древле убо патриарх:

Аще праздник Рождества Христова случится быти в среду и пяток, разрешаем убо миряне – на мясо, монаси же – на сыр и яица; и ядим убо от Рождества Христова по вся дни до навечерия Святаго Богоявления, мирстии убо – мясо, монаси же – сыр и яица.

Православная Жизнь

Рождественский пост

Празднование Рождества Христова 7 января начинается с подготовительного периода. За сорок дней до празднования события рождения нашего Господа мы начинаем Рождественский пост, очищая душу и тело для того, чтобы должным образом войти в праздник и участвовать в великой духовной реальности Христова пришествия. Период Рождественского поста отражается в церковной жизни рядом литургических особенностей, которые указывают на грядущий праздник.

Канун Рождества

В канун 6 января во всех православных храмах проходит Вечерня, которая обычно следует за часами, непосредственно начинает празднование, потому что, как мы знаем, литургический день начинается с вечера. Тон праздника задается пятью стихирами на «Господи воззвах…» Они – поистине взрыв радости о даре Христова воплощения, которое совершилось ныне. Восемь библейских чтений показывают, что Христос явился исполнением всех пророчеств, что Его Царство – Царство «всех веков», что вся человеческая история обретает в Нем свой смысл, а центром Его прихода в мир была вся вселенная.

Сочельник — кульминация сорокадневного Рождественского поста. День самого строгого поста. Верующие не вкушают пищу до первой звезды, появившейся на небе, которая напоминает нам о пришествии в мир Спасителя.

В этот момент в православных храмах совершается Вечерня, после которой служится Всенощное бдение и Литургия Василия Великого. Священнослужители читают отрывки из Ветхого Завета, указывая особо о пришествии Господа нашего Иисуса Христа на землю, как нашего Спасителя. После проведения службы в центр храма вносится символическое изображение Вифлеемской звезды, взошедшей на небо во время рождения Сына Божьего.

Всенощное бдение состоит из Великого Повечерия и Утрени. Первая часть длится более 60 минут и делится на 3 части. На службе поются песнопения особенные, праздничные. Затем бдение плавно переходит в Утреню.

Всенощное бдение и Литургия

Поскольку праздничная Вечерня уже была отслужена, Всенощное бдение начинается с Великого повечерия и радостного возгласа пророка Исаии: «С нами Бог!» Утреня совершается по чину великих праздников. На ней впервые полностью поется канон «Христос рождается…» – один из самых красивых канонов в православном богослужении. Во время пения канона верующие прикладываются к иконе Рождества Христова. Далее следуют стихиры на Хвалитех, в которых радостно соединяется вся праздничная тематика:

Веселитеся, праведнии,
Небеса, радуйтеся,
Взыграйте, горы, Христу рождшуся!
Дева сидит, херувимом подобящися,
Носящи в недрех Бога Слова воплощенна;
Пастырие Рожденному дивятся,
Волсви Владыце дары приносят,
Ангели воспевающе глаголют:
Непостижиме Господи, слава Тебе!

Заключает празднование Рождества Христова непосредственно Литургия дня с ее праздничными антифонами, которые возвещают:

Жезл силы послет Ти Господь от Сиона, и господствуй посреде врагов Твоих. С Тобою начало в день силы Твоея во светлостех святых Твоих.

Попразднество

На следующий день совершается празднование Собора Пресвятой Богородицы. Соединяя рождественские гимны с песнопениями, прославляющими Матерь Божию, Церковь указывает на Марию как на того человека, благодаря которому стало возможным Боговоплощение. Человечество Христа – конкретно и исторически – есть то человечество, которое Он воспринял от Марии. Его Тело – это прежде всего Ее тело, Его жизнь – это Ее жизнь. Праздник Собора Пресвятой Богородицы, вероятно, является в христианской традиции наиболее древним праздником в честь Девы Марии, началом Ее церковного почитания.

Шесть дней попразднества продолжаются до 13 января и завершают рождественский период. В течение этих дней на богослужениях Церковь повторяет гимны и песнопения, прославляющие воплощение Христа, напоминая, что источник и основание нашего спасения можно отыскать только в Том, Кто, будучи предвечным Богом, ради нас пришел в мир и родился как маленький Младенец.

Присутствие в храме в ночь с 6 на 7 января — дело индивидуальное. Некоторые семьи приходят в храм вместе с маленькими детьми, испытывая особый трепет и уважение к великому празднику. Кто–то, в силу своего здоровья просто не может посетить службу и наблюдает за всем происходящим по телевизору. Благо, в наши дни не запрещены трансляции из храмов, которые идут в прямом эфире. Поэтому если есть желание принять участие в службе, но нет возможности посетить храм, то это можно осуществить заочно, используя телевизионную трансляцию.

Богослужение на Рождества Христово

Идет пост, но время новогодних праздненств как никакое другое способствует рассеянности. У взрослых — корпоративы на работе, походы друг к другу в гости, у детей — утренники, елки, новогодние каникулы… Можно ли христианину в этом участвовать?

Вы знаете, я слышу это столько, сколько нахожусь в Церкви. И меня всегда удивляет вот что: когда вроде бы совершенно нормальные, абсолютно добропорядочные люди говорят о новогоднем времени, создается такое впечатление, что подразумевается какой-то неистовый разгул. И я всегда хочу спросить: «А вы как проводите Новый год? Неужели действительно «до положения риз» или все-таки поспокойнее?».

Нет ничего страшного в том, чтобы сходить к кому-то в гости, сводить детей на елку. Нет совершенно ничего плохого в неукорительном проведении этого праздника, ставшего у нас традиционным. Да, мы, христиане, понимаем, что Новый год — это замена, некий двойник Рождества, создававшийся в сознании советского человека. Но праздник прижился, и я не вижу ничего страшного в том, что люди его отмечают нормально, по-человечески. Даже если вы пришли в гости к своим родным, неужели сегодня за хорошим праздничным столом человек не найдет себе чего-то, что он может съесть в постное время? Конечно, найдет: и салаты, и овощи, и рыбу, и какие-то морепродукты. Можно выпить бокал вина, шампанского. Ничего преступного в этом совершенно не будет, если при этом человек помнит, что идет пост, знает, для чего этот пост, какие требования надо к себе предъявлять.

Более того, я считаю, что зимнее каникулярное время, которое мы имеем сейчас, — большое благо для верующих людей. Каникулы как раз дают людям возможность ходить в храм, посещать богослужения, поговеть в полном смысле этого слова и тем самым нормально подготовиться к Рождеству. Поэтому я не отдал бы никому эту неделю перед Рождеством, которую разница в календарях так счастливо помогает нам провести по-христиански.

Как относиться к тому, что во многих храмах сейчас служат в новогоднюю ночь? Будут ли в этом году в Саратове такие богослужения?

Да. Как и в предыдущие годы, целый ряд храмов Саратова будет открыт в новогоднюю ночь, и в них будут совершаться богослужения. Это Троицкий собор, Казанский, Георгиевский храм, может быть, ряд других.

Служить в новогоднюю ночь — это новая традиция, возникшая в последние годы, и я думаю, что она оправданна. Хоть мы и говорим о том, что в праздновании Нового года нет ничего преступного, но все-таки для очень многих верующих, церковных людей более привычно праздники встречать в церкви. Эта традиция зародилась в Москве, на моих собственных глазах. Кстати, ее «автором» был архимандрит Тихон (Шевкунов) (ныне Митрополит Псковский и Порховский). В Сретенском монастыре впервые начали совершать богослужение в новогоднюю ночь, потом и в других московских храмах. И когда я приехал в Саратов, здесь это нашло поддержку.

Не скажу, что храмы в эту ночь ломятся от народа, но основной костяк прихожан в это время с большим удовольствием присутствует на службе. Далеко не всем интересны новогодние телепередачи, не у всех есть возможность пойти к кому-то, потому что очень много людей одиноких. И практически ни у кого из живущих в городе нет возможности в эту ночь заснуть нормально из-за того, что творится на улицах. Видите, сколько причин для того, чтобы в новогоднюю ночь пойти в храм и встретить там Новый год с близкими людьми.

Какие службы проводятся в храме в преддверии Рождества Христова и в сам день Рождества?

Службы Рождественского поста, в отличие от служб поста Великого, структурно не отличаются от обычных богослужений, которые совершаются в течение всего церковного года. Но при этом в богослужебных текстах, предваряющих праздник, есть очень интересная особенность: в дни предпразднства (со второго по шестое января по новому стилю) богослужение вводит человека в пространство тех событий, которые предваряют Рождество Христово. И мы буквально шаг за шагом следуем за святым семейством, за волхвами, вместе с Матерью Божией и праведным Иосифом Обручником оказываемся в вертепе, в котором предстоит родиться Христу. Та же особенность есть и у богослужения в Страстную неделю, она производит очень сильное впечатление.

В эти дни читаются умилительные каноны на повечерии. Я лично их очень люблю и всегда стараюсь читать сам. Повечерие — это служба монастырская, и на обычных приходах она, как правило, опускается. Но я всегда благословляю в дни предпразднства служить повечерие в наших храмах ради этих трогательных, очень глубоких по своему смыслу и содержанию канонов.

6 января — навечерие Рождества Христова. Этот день отмечен особым постом, который, по древней традиции, должен длиться весь световой день — «до первой звезды». Почему так? Пост, который мы сегодня знаем как воздержание от тех или иных видов пищи, в Древней Церкви имел и временное измерение: пост держался до захода солнца. И вот поэтому Литургия дня навечерия должна служиться вечером — так, чтобы она заканчивалась к моменту захода солнца. Литургия Преждеосвященных Даров в Великий пост тоже изначально совершалась только вечером, по той же причине. Сейчас мы совершаем эти богослужения в первой половине дня — так легче для прихожан, но это неправильно по смыслу службы. Сейчас все больше приходов в разных епархиях возвращаются к практике вечернего совершения Литургии Преждеосвященных Даров, как это полагается по Уставу. Возможно, когда-нибудь и богослужения навечерия Рождества и Богоявления вновь будут совершаться в наших храмах вечером.

В этот день принято разговляться так называемым сочивом, то есть пшеницей, разваренной с медом и сухофруктами. Поэтому день навечерия называется также Сочельником.

Часто задают вопрос: сколько должен длиться пост до Причастия для тех, кто собирается причаститься ночью? Если человек может поститься по Уставу, то в этот день он вкушает пищу один раз после захода солнца. Сегодня у нас темнеет рано — значит, в районе 16–17 часов. Если человек немощен, пожалуйста, он может поесть и позже, но не менее чем за пять-шесть часов до Причастия. Надо исходить из того, что ночная Литургия заканчивается в 2–3 часа ночи.

Само богослужение Рождества состоит из всенощного бдения и Божественной литургии. Оно совершенно обычное по своей структуре, но, конечно же, всё, что читается и поется на службе, посвящено событию и значению Рождества Христова. Одно из главных рождественских песнопений — ангельская песнь «Слава в вышних Богу, и на земли мир, в человецех благоволение». Она неоднократно звучит во время службы. Неким музыкальным и текстовым символом праздника является также песнопение «С нами Бог» — оно содержит пророчества из ветхозаветной Книги пророка Исаии о Христе Спасителе.

Когда меня спрашивают: «А как часто нужно ходить в Церковь в эти предпраздничные дни?», «Нужно ли быть обязательно вот на этой или на этой службе?» — я оказываюсь в затруднении. Как ответить? Представьте себе, что два человека любят друг друга. И покажется смешным, если молодой человек или девушка будут раздумывать: «Вот мы сегодня виделись. А надо ли нам видеться завтра? А может, только через пару деньков?»… Если человек влюблен, то он все время хочет быть с тем, кого любит. Вот так и здесь: если человек любит Бога, если для него Церковь — это жизнь, такой вопрос просто не возникает. Есть возможность — человек идет в храм.

Обычно каждый год в декабре в Интернете вновь оживляются дискуссии о том, как хорошо было бы Церкви перейти на новый стиль, чтобы Новый год отмечался после Рождества, уже по окончании поста. Но я считаю, что зимнее каникулярное время, которое мы имеем сейчас, — большое благо для верующих людей. В нашей стране это выходные, поэтому даже те, кто работает и обычно не имеет возможности ходить на службу в будни, могут пойти в храм. Кстати, это заметно: в предрождественские дни храмы наполняются людьми. Новогодние «каникулы» дают им возможность посещать богослужения, поговеть в полном смысле этого слова и тем самым духовно подготовиться к Рождеству. Поэтому я не отдал бы никому эту неделю перед Рождеством, которую разница в календарях помогает нам провести по-христиански.

Расписание богослужений в Рождественские праздники

С 6 по 19 января в храмах Московской духовной академии пройдут богослужения в честь Рождества и Крещения Господа Иисуса Христа. Предлагаем ознакомиться с расписанием служб.

5 января. Воскресенье

8:20 — утренние молитвы, часы, Божественная литургия.

13:00 — общая исповедь в Покровском академическом храме.

17:00 — вечернее богослужение.

6 января. Рождественский сочельник

7:30 — утренние молитвы, Царские часы, вечерня с Литургией свт. Василия Великого.

17:00 — всенощное бдение (великое повечерие, праздничная утреня, 1-й час).

7 января. Рождество Христово

00:00 — часы, Божественная литургия свт. Иоанна Златоуста.

11:00 — славление в Троицком соборе.

17:00 — всенощное бдение.

8 января. Среда

8:20 — утренние молитвы, часы, Божественная литургия.

17:00 — всенощное бдение.

9 января. Четверг

8:20 — утренние молитвы, часы, Божественная литургия.

17:00 — вечернее богослужение.

Расписание богослужений в седмичные дни

7:30 — часы, Божественная литургия.

17:00 — вечернее богослужение.

Расписание богослужений в выходные и праздничные дни

8:20 — утренние молитвы, часы, Божественная литургия.

17:00 — вечернее богослужение.

17 января. Пятница

8:00 — утренние молитвы, Царские часы.

17:00 — вечернее богослужение.

18 января. Крещенский сочельник

8:00 — утренние молитвы, часы, Божественная литургия свт. Иоанна Златоуста, великая вечерня, великое освящение воды.

17:00 — всенощное бдение (великое повечерие, праздничная утреня, 1-й час).

19 января. Крещение Господне

8:20 — утренние молитвы, часы, Божественная литургия свт. Василия Великого, великое освящение воды.

17:00 — вечернее богослужение.

Пресс-служба МДА

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

В праздник Рождества Христова епископ Парамон совершил торжественные богослужения

Рождество Христово – самый долгожданный праздник для людей. В этот день исполнились все ветхозаветные пророчества о рождении Спасителя: о семени жены, которое сокрушит главу змия; Исаии – о рождении от Девы, о положении Богомладенца в ясли и о поклонении волхвов-царей; Михея – о рождении в Вифлееме; Даниила – о сверхъестественном рождении Спасителя.

Рождество Христово явило всему миру долгожданное спасение от ада и смерти и даровало всем христианам Самого Христа – в Его Святых Теле и Крови. Поэтому как два тысячелетия назад в лице волхвов, так и ныне весь христианский мир не перестает славить родившегося Бога.

«Рождество Твое, Христе Боже наш, возсия мирови свет разума: в нем бо звездам служащии, звездою учахуся, Тебе кланятися Солнцу Правды, и Тебе ведети с высоты Востока: Господи, слава Тебе».

7 января, в день Рождества Христова, епископ Сергиево-Посадский Парамон совершил праздничную ночную Литургию в Успенском соборе Лавры в сослужении братии обители в священном сане. Накануне епископ Парамон совершил в Успенском соборе всенощное бдение (праздничные великое повечение и утреню).

Во время причащения духовенства епископ Парамон прочитал Рождественское послание Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла.

После причащения мирян наместник в сослужении братии обители в священном сане совершил пение тропаря и кондака перед иконой праздника, а затем обратился с архипастырским словом ко всем присутствующим:

«Наше сердце, словно пещера, не всегда бывает готово и убрано, чтобы в него вошел Спаситель. Но что же происходит тогда, когда наша пещера бывает открыта для Христа? Она становится центром жизни, как стала центром христианской жизни та Вифлеемская пещера, в которой родился Спаситель. Так и душа каждого человека, которая открыта для Бога, когда ее посещает Господь – становится центром внимания всех сил души и всей природы человеческой. И тогда человеку бывает радостно. Тогда человеку бывает покойно. Тогда человеку бывает надежно. Почему? Потому что с ним Бог. И когда с нами Бог – нам ничего не страшно.

Мы можем преодолеть все трудности жизни, лишь бы Господь никогда, ни в один из моментов нашей жизни не оставлял нас. Поэтому всем в эту светлую и радостную Рождественскую ночь желаю, чтобы Господь всегда пребывал с вами, чтобы Он укреплял ваши силы, чтобы Он просвещал ваши души, умы и сердца. Чтобы вы служили Богу. И если мы все будем с Богом, то тогда ничего не устрашит нас ни в этой жизни, ни в будущей, а будет такая радость, какую верующие сердца людей переживают сегодня.

С праздником, с Рождеством Христовым!»

На праздничной Литургии в благодарность за помощь Свято-Троицкой Сергиевой Лавре и в связи с 70-тилетием со дня рождения от лица Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла епископ Парамон вручил орден Русской Православной Церкви преподобного Сергия Радонежского 2-й степени А.С. Фадееву, заместителю генерального директора ФГУП «ЦЭНКИ» Росавиакосмос.

Всенощное бдение в Успенском соборе Лавры совершил епископ Сергиево-Посадский Парамон в сослужении братии обители в священном сане.

На всенощном бдении пели два состава братского хора под управлением архимандрита Глеба (Кожевникова) (правый хор) и под управлением Сергея Сухарева (левый хор).

Ночную Литургию в Успенском соборе Лавры совершил епископ Парамон.

На богослужении пели смешанный хор Лавры под управлением архимандрита Глеба (Кожевникова) и братский хор Лавры под управлением Сергея Сухарева.

Богослужение на Рождества Христово

Служба Рождеству Христову (Великое повечерие, утреня и Литургия) составляет ночное праздничное богослужение. Начинается в храмах, как правило, в 23.00 и длится от 3 до 5 часов.

Предлагаемые тексты службы содержат параллельный перевод и изъяснения (издание переработанное и дополненное).

Гос­подь наш Ии­сус Хри­стос, Спа­си­тель мі­ра, ро­дил­ся от Пре­свя­той Де­вы Ма­рии в цар­ст­во­ва­ние им­пе­ра­то­ра Ав­гу­ста (Ок­та­вия) в го­ро­де Виф­ле­е­ме. Ав­густ по­ве­лел сде­лать все­на­род­ную пе­ре­пись во всей сво­ей им­пе­рии, к ко­то­рой от­но­си­лась то­г­да и Па­ле­сти­на. У ев­ре­ев был обы­чай ве­с­ти на­род­ные пе­ре­пи­си по ко­ле­нам, пле­ме­нам и ро­дам, вся­кое ко­ле­но и род име­ли свои оп­ре­де­лён­ные го­ро­да и пра­оте­че­с­кие ме­с­та, по­то­му Пре­бла­го­сло­вен­ная Де­ва и пра­вед­ный Ио­сиф, как про­ис­хо­див­шие от ро­да Да­ви­до­ва, дол­ж­ны бы­ли ид­ти в Виф­ле­ем (го­род Да­ви­да), что­бы вне­сти и свои име­на в спи­сок под­дан­ных ке­са­ря.

В Виф­ле­е­ме они не на­шли уже ни од­но­го сво­бод­но­го ме­с­та в го­род­ских гос­ти­ни­цах. В из­ве­ст­ня­ко­вой пе­ще­ре, пред­на­зна­чен­ной для стой­ла, сре­ди се­на и со­ло­мы, раз­бро­сан­ных для кор­ма и под­стил­ки ско­ту, да­ле­ко от по­сто­ян­н­о­го ме­с­то­жи­тель­ст­ва, сре­ди чу­жих лю­дей, в хо­лод­ную зим­нюю ночь, в об­ста­нов­ке, ли­шён­ной не толь­ко зем­но­го ве­ли­чия, но да­же обы­к­но­вен­н­о­го удоб­ст­ва – ро­дил­ся Бо­го­че­ло­век, Спа­си­тель мі­ра. «Та­ин­ст­во стран­ное ви­ж­ду и пре­слав­ное, – с уди­в­ле­ни­ем вос­пе­ва­ет Свя­тая Цер­ковь: – Не­бо – вер­теп; Пре­стол Хе­ру­вим­ский – Де­ву; яс­ли – вме­сти­ли­ще, в них же воз­ле­же не­вме­сти­мый Хри­стос Бог» (ир­мос 9-й пе­с­ни ка­но­на). Без­бо­лез­нен­но ро­див­шая Бо­го­мла­ден­ца Пре­свя­тая Де­ва, Са­ма, без по­сто­рон­ней по­мо­щи, «по­вит Его и по­ло­жи в яс­лех» (Лк 2).

Но сре­ди пол­но­ч­ной ти­ши­ны, ко­г­да всё че­ло­ве­че­ст­во объ­я­то бы­ло глу­бо­чай­шим гре­хов­ным сном, весть о Ро­ж­де­ст­ве Спа­си­те­ля міра ус­лы­ша­ли па­с­ту­хи, быв­шие на но­ч­ной стра­же у сво­его ста­да. Им пред­стал Ан­гел Гос­по­день и ска­зал: «Не бой­те­ся: се бо бла­го­ве­ст­вую вам ра­дость ве­лию, яже бу­дет всем лю­дем, яко ро­ди­ся вам днесь Спа­си­тель, Иже есть Хри­стос Гос­подь, во гра­де Да­ви­до­ве», и сми­рен­ные па­с­ты­ри пер­вые удо­сто­и­лись по­кло­нит­ь­ся ра­ди спа­се­ния лю­дей Снис­шед­ше­му до «ра­бия зра­ка». Кро­ме ан­гель­ско­го бла­го­ве­с­тия виф­ле­ем­ским па­с­ты­рям, Ро­ж­де­ст­во Хри­сто­во чу­де­с­ною зве­з­дою воз­ве­ще­но бы­ло вол­хвам-»зве­з­до­слов­цам», и в ли­це вос­то­ч­ных му­д­ре­цов весь язы­че­с­кий мір, не­зри­мо для не­го са­мо­го, пре­кло­нил свои ко­ле­на пред ис­тин­ным Спа­си­те­лем міра, Бо­го­че­ло­ве­ком. Вой­дя в хра­ми­ну, где был Мла­де­нец, вол­хвы «пад­ше по­кло­ни­ша­ся Ему, и от­вер­з­ше со­кро­ви­ща своя, прин­есо­ша Ему да­ры: зла­то и ли­ван и смир­ну» (Мф 2:11).

День Ро­ж­де­ст­ва Хри­сто­ва из­дре­в­ле при­чи­с­лен Цер­ко­вью к ве­ли­ким дву­на­де­с­я­тым празд­ни­кам, со­г­ла­с­но с Бо­же­ст­вен­ным сви­де­тель­ст­вом Еван­ге­лия, изо­б­ра­жа­ю­ще­го празд­ну­е­мое со­бы­тие ве­ли­чай­шим, все­ра­до­ст­ней­шим и чу­де­с­ным. «Се бла­го­ве­ст­вую вам, – ска­зал Ан­гел виф­ле­ем­ским па­с­ты­рям, – ра­дость ве­лию, яже бу­дет всем лю­дем. Яко ро­ди­ся вам Спас, Иже

есть Хри­стос Гос­подь, во гра­де Да­ви­до­ве. И се вам зна­ме­ние: об­ря­ще­те Мла­ден­ца по­ви­та, ле­жа­ща в яс­лех. То­г­да же вне­за­пу бысть со Ан­ге­лом мно­же­ст­во вой не­бес­ных, хва­ля­щих Бо­га и гла­го­лю­щих: сла­ва в выш­них Бо­гу, и на зе­м­ли мир, в че­ло­ве­цех бла­го­во­ле­ние. Вси слы­шав­шии ди­ви­ша­ся о гла­го­лан­ных от па­с­ты­рей о рож­д­шем­ся Спа­си­те­ле, и са­ми па­с­ты­ри воз­вра­ти­ша­ся, сла­вя­ще и хва­ля­ще Бо­га о всех, яже слы­ша­ша и ви­де­ша» (Лк 2:10-20). Так Ро­ж­де­ст­во Хри­сто­во, как со­бы­тие вы­со­чай­шее и чрез­вы­чай­ное, со­про­во­ж­да­лось див­ной ве­стью па­с­ты­рям и вол­хвам о все­мір­ной ра­до­сти для всех лю­дей, «яко ро­ди­ся Спас», Ан­гель­ским сла­во­сло­в­и­ем ро­див­ше­му­ся Спа­су, по­кло­не­ни­ем Ему па­с­ты­рей и вол­хвов, бла­го­го­вей­ным уди­в­ле­ни­ем мно­гих, слы­шав­ших сло­ва па­с­ты­рей о ро­див­шем­ся От­ро­ча­ти, сла­вою и хва­лою Его от па­с­ты­рей.

Со­г­ла­с­но с Бо­же­ст­вен­ным сви­де­тель­ст­вом Еван­ге­лия, от­цы Цер­к­ви в сво­их Бо­го­му­д­рых пи­са­ни­ях изо­б­ра­жа­ют празд­ник Ро­ж­де­ст­ва Хри­сто­ва ве­ли­чай­шим, все­мир­ным и ра­до­ст­ней­шим, таким, ко­то­рый слу­жит на­ча­лом и ос­но­ва­н­и­ем для про­чих празд­ни­ков.

Перед началом Великого повечерия торжественно читается иже во святых отца нашего Иоанна, архиепископа Константинопольскаго, Златоустаго, слово огласительное, во святый день преславнаго и спасительнаго Христа Бога нашего Рождества по плоти

Я возвещаю вам великую радость: сегодня — Рождество Господа нашего Иисуса Христа во плоти. Возвещайте и вы по всей земле: произросла Ветвь из корня Иессеева, родился Князь міра, Царству Которого не будет конца.

Это — день Рождества Спасителя нашего, предначертанный Промыслом Всевышнего прежде всех веков, Духом Святым предуготовленный. Это — рождение вечного Света во времени, предзнаменованное праотцами, обещанное пророками, ожидавшееся избранным народом, вожделенное для всех творений.

Ныне от Девы-Матери Марии Христос Иисус родился во времени, чтобы нас привести к Отцу вечному. Бог стал человеком, чтобы человек стал Богом. Ныне

воссиял день нового спасения, день, издревле предуготовлявшийся, день блаженства вечного.

Ныне ликуют на небе ангелы, содрогается в преисподней враг рода человеческого, на земле воскресают падшие люди, радуясь о надежде спасения. Посему да ликует святой, ибо приблизился к славе; да радуется грешник, ибо приглашён снискать прощение; да воодушевится язычник, ибо призван к жизни.

Мы празднуем Рождество Христово, начало нашего искупления, возрадуемся все и, присоединяясь к ангельским ликам, воспоём песнь славословия.

Боже, Отче всемогущий, как фимиам возносится к Тебе наша хвала, ибо в Предвечном Слове — Сыне Твоём — Ты возлюбил нас прежде создания міра и Духом Твоим Святым животворишь нас, приобщая нас жизни вечной.

Величаем Тебя, Отче жизни, ибо тайной милосердия Твоего, которую мы исповедуем и празднуем верою, нам даровано спасение; мы обрели закваску нового, искуплённого человечества и семя нескончаемой жизни.

Сидящему на престоле и Агнцу благословение, и честь, и слава, и держава во веки веков.

Текст составлен для Киевского Троицкого Ионинского монастыря, но содержит все песнопения и последования праздничной службы. Приводится на церковнославянском языке с параллельным переводом на русский и объяснениями. Печатается по благословению наместника Ионинского монастыря епископа Обуховского Ионы. Подготовлено обществом им. М.Н.Скабаллановича

Как проходит православное богослужение на Рождество Христово

  • Как проходит православное богослужение на Рождество Христово
  • Как праздновать Рождественский сочельник
  • Как следует проводить вечер накануне Рождества

Служба на праздник Рождества Христова начинается поздно вечером 6-го января. Обычно в 11 часов после полуночи во всех православных храмах совершается особое праздничное богослужение, которое длится приблизительно до 3 — 4 часов утра.

На праздник Рождества Христова в ночь события служится всенощное бдение, часы и божественная литургия Иоанна Златоуста. Всенощное бдение начинается не обычной вечерней, а последованием повечерья. Большая часть богослужебных текстов этой службы вычитывается. Однако, на рождественском повечерьи есть главное торжественное праздничное песнопение. Оно включает в себя пение хором стихов из пророческой книги Исаии о том, что ныне с людьми присутствует сам Бог, который является великим и крепким. Господь именуется в этом песнопении Отцом будущего века. Это песнопение начинается словами «С нами Бог, разумейте языцы и покаряйтеся, яко с нами Бог». Само праздничное песнопение именуется кратко по первым словам пророчества Исаии — «С нами Бог».

К великому повечерью присоединяется праздничная рождественская вечерня. Она начинается литией. Лития это часть богослужения, на которой освящаются хлеб, растительное масло (елей), пшеница и вино.

По окончании вечерни в православных храмах отправляется богослужение праздничной утрени, на которой хор исполняет многие торжественные песнопения. Например, полиелей, великое славословие. На утрени читается отрывок из евангелия, повествующий о событии Рождества Христова.

К утрени присоединяется первый час (краткое богослужение, состоящее из чтения трех псалмов и некоторых молитв). Так заканчивается праздничное всенощное бдение. Далее следует последование третьего и шестого часа и божественной литургии.

Литургия на Рождество Христово служится приблизительно около полутора- двух часов. На этой службе читается отрывок из евангелия о Рождестве Иисуса Христа, после чего священник возглашает поздравительное слово патриарха Московского в честь торжества праздника. Еще одно послание (правящего архиерея епархии) возвещается верующим уже после праздничного богослужения.

Некоторые православные христиане имеют обычай причащаться на праздничной литургии. Эта традиция древняя, она считается очень благочестивой.

Навечерие Рождества Христова: Рождественский сочельник 6 января 2020 года

6 января верующие начнут готовиться к встрече одного из главных православных праздников — Рождества Христова. Есть много традиций Рождественского сочельника, которые необходимо соблюдать, чтобы весь год прошел благополучно.

Рождественский сочельник — это день накануне Рождества, который называют также навечерием. В это время царит особое праздничное настроение, ведь остается совсем немного времени до светлого торжества, завершается длительный строгий пост, люди начинают обмениваться поздравлениями и теплыми пожеланиями. 6 января очень важно правильно подготовиться к Рождеству, чтобы встретить этот праздник с чистой душой и добрыми помыслами. О том, какие обычаи принято соблюдать в сочельник, рассказывают эксперты сайта dailyhoro.ru.

Главная традиция сочельника — посещение церкви. 6 января 2020 года во всех храмах пройдут торжественные службы, на которые соберется множество верующих. Как правило, вечернее богослужение начинается в 17:00, а праздничная служба — в 23:00. В это время можно исповедаться и причаститься, чтобы встретить Рождество обновленными и радостными.

Посещение всенощной службы — это лучший способ встретить праздник, однако священнослужители напоминают о том, что необходимо объективно оценивать свои силы, ведь бдение обычно длится до двух часов ночи. Тем, кто чувствует недомогание и усталость, можно ограничиться посещением вечернего богослужения или почитать молитвы дома.

По традиции верующие 6 января воздерживаются от пищи до первой звезды. Это связано с преданием о том, что, когда Спаситель появился на свет, на небе зажглась Вифлеемская звезда. Многие истолковывают обычай поститься до этого момента буквально, но на самом деле пост заканчивается после вечерни, когда в храме ставится специальная свеча, перед которой возносят песнопения в честь Рождества. Эта свеча символизирует Вифлеемскую звезду, поэтому именно момент ее появления считается официальным завершением поста. Необходимо учитывать, что строгий пост противопоказан тем, чье здоровье ослаблено, а также женщинам в положении и детям.

После того, как пост завершится, можно накрыть стол из традиционных для Рождественского сочельника угощений. Одним из таких является сочиво — есть даже мнение, что слово «сочельник» произошло от называния этого блюда. Это каша из нескольких видов круп, заправленная медом и украшенная орехами. Также на стол принято ставить кутью, блюда из капусты, рыбу, вареники. Выход из поста должен быть постепенным: не стоит сразу налегать на мясные блюда и переедать.

Как и в любой церковный праздник, в навечерие Рождества Христова необходимо совершать как можно больше хороших поступков, чаще молиться, читать Евангелие, помогать людям. Важно избегать конфликтов, не ссориться с родными и близкими.

Еще один важный обычай сочельника является народным. Издревле 6 января было принято гадать. Церковь не одобряет это, однако в народе в сочельник всегда пытались узнать, что ждет в ближайшем будущем, когда суждено выйти замуж, каким будет суженый. Многие соблюдают эту традицию и сейчас.

Совсем скоро наступит светлый праздник Рождества Христова. Чтобы правильно отметить его, важно узнать о традициях и обычаях, которые принято соблюдать 7 января. Желаем вам счастья и благополучия, и не забывайте нажимать на кнопки и

Во сколько праздничная служба на Рождество 2020 года

FTIMES — Подпишитесь на самое интересное в

Приближается большой православный праздник — Рождество Христово. Этот большой праздник завершает рождественский пост, который длится сорок дней.

Близится один из самых главных и значимых христианских праздников – Рождество Христово, который православные традиционно отмечают 7 января. В 2020 году этот день приходится на вторник. Церковные богослужения начнутся в канун торжества Рождественский Сочельник, который начинается вечером 6 января.

Во сколько начнется праздничная служба

Рождество Христово — древнейший христианский праздник, установленный во времена учеников Иисуса Христа — апостолов. 7 января — день праздника великого, всеторжественного, «матери всех праздников», по словам святого Иоанна Златоуста.

В ночь с 6 на 7 января Русская Православная Церковь встретит Рождество, и практически во всех храмах столицы будут проходить праздничные богослужения. Побывать на богослужении в харме – это главное, что мы можем сделать в день рождения Спасителя. В главном соборе страны, Храме Христа Спасителя, ночную службу возглавит Патриарх Московский и всея Руси Кирилл – трансляция будет идти по центральным телеканалам.

В большинстве столичных храмов Всенощное бдение совершается вечером 6 января, но повторяется еще раз ночью, непосредственно перед Божественной Литургией, которая заканчивается глубоко за полночь.

Где пройдет рождественская служба в Москве

Ночное Рождественское богослужение начнется в 23.00 6 января в Храме Христа Спасителя, его возглавит Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл.

7 января, в праздник Рождества Христова, он проведет служение великой вечерни в московском кафедральном соборном Храме Христа Спасителя, начало богослужения в 16.00.

Рождественский подарок для верующих в Храме Христа Спасителя

В этом году православные москвичи получат настоящий Рождественский подарок — с 7 по 13 января в храме Христа Спасителя будет находиться священная реликвия Афона — Дары волхвов. Святыню впервые привозят в столицу из Греции- монастыря св.Павла.

Поклониться реликвии, по предварительным данным, могут прийти около 200 тысяч верующих. Поэтому префектура Центрального административного округа, управа района Хамовники, окружные коммунальные службы, МЧС и правоохранительные органы с всей ответственностью подошли к рождественской службе: на прилегающей к Всехсвятскому проезду территории демонтируют информационные щиты и восстановят ограждения, около храма будет действовать окружной оперативный штаб, уборка будет проводится в круглосуточном режиме.

Ссылка на основную публикацию