Брак с представителями другой веры у православных

Брак с представителями другой веры у православных

Господь создал семью как благословенный союз двух людей. Церковь с радостью благословляет венчающиеся пары, тем более людей, которые часто посещают храм, оба придерживаются принципов христианской жизни и любят друг друга. Но как уживаются разные религии в браке? Когда женщина воспитана в мусульманской вере, а муж в православной или наоборот? Сегодня вероисповедание — это последняя причина, почему брак может не состояться.

Сейчас совсем неважно для молодых людей посещают ли их избранники церковь или синагогу. Но возможен ли счастливый союз двух людей при их приверженности другой религии?

Важна ли для брака вера

Некоторые могут поднять на смех важность этого вопроса. И правда, разве в наше технологическое время важны разные религии в браке? Это же просто пережитки прошлого, но для человека истинно верующего, православного этот вопрос остается одним из самых главных. Да и те, которые высмеивают, позже поймут важность единомыслия с супругом во всех отношениях.

О других религиях:

Вера — это необходимость для человека, каждый рано или поздно начинается задавать различными вопросами о существовании Бога и небес. Многие люди уже выросли в какой-либо вере и ценят ее не только как свое мировоззрение, но и почтение своему роду и предкам.

Рассмотрим ситуацию. Православная девушка выходит замуж за мусульманина, надеясь, что преткновений у них не случится. Но, рано или поздно, станут появляться вопросы о том, в какой вере воспитывать детей, можно ли жене одной посещать богослужения, почему она не может участвовать в мусульманских обрядах. И жена должна будет полностью подчиниться мужу, поскольку так заповедал Господь.

Рано или поздно такой брак либо разрушиться, либо жена перейдет в мусульманскую веру. Конечно, может быть муж обратиться в православие, но статистика неумолима и говорит, что такой исход дела вероятен лишь в 20%.

Совет! Встречаться с представителем другой веры даже не стоит, ведь если целью не стоит благословенный Церковью Союз, зачем тратить свое время? Вера станет вопросом преткновения между супругами после свадьбы. Поэтому если человек истинно православный, то вопрос вероисповедания его избранника крайне важен.

Следует понимать, что Церковные заповеди созданы для облегчения жизни христианам, а не для усложнения. Ведь если на почве религиозных разногласий воевал целый мир (и продолжает сегодня), как смогут удержать свою семью в мире двое людей?

Возможен ли брак православного с иноверцем

Иноверец означает, согласно современной богословской терминологии, представителя другой религии, никоим образом не касающейся Христа и Святой Троицы. Существует также понятие инославный — он применяется к христианам иных конфессий. Какой же брак венчает Церковь?

Внимание! По Церковному уставу запрещено благословлять священнику союз православного христианина с иноверным, поскольку Таинство Венчания подразумевает единение супругов во Христе.

О семейной жизни:

Принадлежность одного супруга совершенной иной вере делает Таинство бессмысленным. Данная установка содержится в древних церковных правилах и канонических нормах. Поскольку сегодня брак регистрирует государство, то многие православные не обращают внимание на установленные церковные законы. Если брак заключили двое людей различных религий, то Церковь признает этот брак законным, но не освящает его Таинством Венчания.

Таким образом, четко понятно, что православный христианин не может венчаться и быть благословлен на брак с иноверцем.

Что касательно брака с инославным. Конечно, здесь все немного проще. Муж и жена будут одинаковы привержены Христу и у них не будет возникать серьезных конфликтов, ведь оба они стремятся быть похожими на Христа и выполнять Его заповеди.

Но скорее всего, произойдет другая ситуация: у супругов начнутся доктринальные разногласия. Межконфессиональная семья редко может найти баланс между уставом Православной Церкви и уставом иной церкви. Будут возникать конфликты из-за обрядов и традиций, из-за разделения финансов, по поводу воспитания детей, из-за проведения воскресенья, ведь каждый захочет, чтобы супруг посещал его храм вместе с ним.

Разногласия о доктрине могут возникать даже у представителей одного направления, что же говорить о совершенно разных.

Важно! Православная Церковь благословляет брак с инославным, но предупреждает, что супруги могут просто не выдержать разделений и разногласий в семье.

Мнение священников

Каждый священник имеет свой личный опыт в этом вопросе.

Протоиерей Максим Козлов считает, что брак христианки с мусульманином заранее обречен, поскольку для девушки останется лишь один выход — подчиниться супругу во всех вопросах, в том числе и в религиозном. Единомыслия иным путем достичь с горячим приверженцем Аллаха, Будды или Иеговы не получится.

Совет! Поэтому лучше избегать даже мимолетных отношений с приверженцами других религий или же молиться за возлюбленного, чтобы он перешел в Православие до заключения союза.

В противном случае, лучшим решением будет избежать этого союза вовсе. Если чувства не позволяют забыть парня, следует подумать о будущем с ним, как будет тяжело принять то, что дети воспитываются в ереси и проведут вечность не с Господом?

Если же семейный союз заключается с человеком религиозно индифферентным, т.е. равнодушным к своей вере, тут есть надежда, что он обратится в Православие. Можно также молиться за него Господу, чтобы Тот обратил человека к Себе, ведь всякая ложная вера есть нечестие перед Единым Творцом.

В случае же принадлежности единой православной вере, нет никаких препятствия для заключения семейного союза.

Если муж и жена посещают храм, становятся участниками Святых Таинств, то они все смогут преодолеть вместе, совместным подвигом и усилием, все разногласия и испытания будут пройдены успешно.

Причем не важен ни цвет кожи, ни национальность супругов. Православная вера транснациональна!

Брак с представителями другой веры у православных

Если браки с иноверцами однозначно запрещены, то как же тогда факты браков православных с лютеранами (пример — Вел. кн. Елизавета Федоровна, преподомномученица, принявшая православие уже будучи некоторое время в законном браке, освященном церковью — у нас есть ее письма, повествующие о ее обращении и роли православного мужа в ее обращении), англиканами и пр. Что Вы скажете о чине венчания христианина с нехристианкой (или наоборот), о котором мне сообщил православный священник? Также приходилось читать, что Православная церковь благословляет браки с иноверцами, если есть намерение воспитывать детей в Православии (см., кроме того, ответы на вопросы м. Антония Сурожского в книге «О духовничестве»).

Отвечает священник Афанасий Гумеров, насельник Сретенского монастыря:

Согласно словоупотреблению, принятому еще в XIX веке, иноверными называют представителей нехристианских религий. Сюда же надо отнести различные псевдохристианские секты. Иное значение имеет понятие «инославный». К ним относятся католики, протестанты, армяно-григориане и некоторые др. До Петра I браки православных с неправослаными не разрешались. В 1720-м году по соображениям государственным последовало разрешение вступать в брак с католиками и лютеранами, т.е. инославными, а не иноверцами. Закон этот сохранял силу в течение всего синодального периода. Согласно этому закону, дети, рожденные в таких браках, обязательно должны были воспитываться в православии.

Чин таинства брака только один. Тот, который находится в православных Требниках. Принадлежащий к нехристианской конфессии крещенным быть не может. Поэтому он не может участвовать в православном таинстве, каким является венчание.

Наверно, ни одно каноническое правило не кажется столь «трудным», как данное. Во все века христианства в любой стране население было конфессионально неоднородным. Всегда могло возникнуть взаимное влечение между молодыми людьми, разделенными различной верой. Святые отцы, принявшие на нескольких Соборах правило, запрещающее христианам соединяться в браке с иноверными, имели больше нас искренней и нелицемерной любви к людям, лучше нас знали жизнь. Чем руководствовались они? Заботой о спасении пасомых. Своим богопросвещенным умом они ясно видели пути к спасению и все таящиеся духовные опасности. Святые отцы имели высокое понимание христианской семьи как единого духовного организма. Семье усвоен образ малой церкви. Здание не может строиться на двух разнокачественных основаниях. Иногда говорят, что жизнь наша сильно отличается от жизни людей IV-го или V-го века. Несомненно. Однако законы духовной жизни остались прежними. Не могли измениться и начала христианской семейной жизни. Один из самых авторитетных канонистов, умерший в XX столетии и хорошо знавший проблемы нашего века, епископ Никодим (Милош) писал: «Браки православных с лицами, не исповедующими православной веры, правила вообще запрещают всем верным» (Правила Православной Церкви с толкованиями…, М.,2001, с. 366). Заметим, что этот комментарий к соборным деяниям, сделан человеком, который в своих изъяснениях далек от какого-либо ригоризма и жесткости.

Возникает вопрос, могут ли быть исключения? В церковном праве есть понятие диспенсация – отступление от неукоснительного исполнения правила. В особых случаях может быть сделано исключение и в отношении конфессионально-смешанных браков. Благословение на это может дать только правящий архиерей.

Межконфессиональный брак

>

Страницы: 1 2 3 4 5 . . 16 17 18 19 20 21 [ >>>>>> ]
Модератор: Konstantin Ivanov

liliana

Ставрополье
Сообщений: 3065
Регистрация: 2007
Рейтинг: 4759

Сообщений: 545
Регистрация: 2009
Рейтинг: 86

Насколько я помню — разрешение на брак и давалось для того, чтобы дети были православными. Для распространения православия.Так что венчание должно быть в церкви, а не в костеле. http://www.pravoslavie.ru/answers/6279.htm
Сейчас уже и так, и так. Поскольку другие конфесии тоже разрешили смешанные браки.
http://www.taday.ru/vopros/20162/137905.html
— это ответ, современная позиция .

Ставрополье
Сообщений: 3065
Регистрация: 2007
Рейтинг: 4759

Спасибо, что ответили. Но вопросы остались. По ссылке
Отвечает священник Афанасий Гумеров, насельник Сретенского монастыря:

«Согласно словоупотреблению, принятому еще в XIX веке, иноверными называют представителей нехристианских религий. Сюда же надо отнести различные псевдохристианские секты. Иное значение имеет понятие «инославный». К ним относятся католики, протестанты, армяно-григориане и некоторые др. До Петра I браки православных с неправослаными не разрешались. В 1720-м году по соображениям государственным последовало разрешение вступать в брак с католиками и лютеранами, т.е. инославными, а не иноверцами. Закон этот сохранял силу в течение всего синодального периода. Согласно этому закону, дети, рожденные в таких браках, обязательно должны были воспитываться в православии.

Чин таинства брака только один. Тот, который находится в православных Требниках. Принадлежащий к нехристианской конфессии крещенным быть не может. Поэтому он не может участвовать в православном таинстве, каким является венчание. «

Мне так и не ясно — где венчались в середине 19 и начале 20 века «инославные» — католик и православная — представители христианской конфессии?
Только ли в православном храме?
Я писала о подписках, которые давали лица Р-К исповедания, вступая в брак с православными.

Подписка.
Нижеподписавшийся поручик 26-й Артиллерийской бригады Ричард Ярославович Осмольский римско-католического исповедания сим удостоверяю, что вступая в брак с девицей . православного вероисповедания в воспитании детей обоего пола от сего брака буду поступать согласно с законами Государства Российского, т.е., буду крестить и воспитывать в православной Вере. —
1904 года . дня Поручик Ричард Ярославович Осмольский. — подписку отбирали Глубокской церкви Священник Иосиф Куницкий
Псаломщик Николай Кузьмич
Псаломщик Василий Новицкий
Свидетелями при сем были крестьяне деревни Бершт Матвей Русилко, а за него неграматного по его личной просьбе расписался Александр Поведайко.

Сохранена орфография подлинника.

Когда же писалась эта расписка — при венчании? Т.е., могу ли я предположить, что брак был заключен в дни подписания этого документа?

Рига, Латвия
Сообщений: 11
Регистрация: 2010
Рейтинг: 4

У меня два вопроса по двум вариантам межконфессиональных браков:
1) лютеранка вышла замуж за еврея, венчались в лютеранской церкви. Жених записан в немецком варианте имени-фамилии, о том, что еврей и как его зовут соответственно еврейскому варианту узнали лишь из домовой книги. После свадьбы состоял при еврейском обществе, т.е., видимо, веру не менял. Непонятно, иудеи при вступлении в брак с представителями других конфессий меняли веру или нет? Мужчина, именно. Может он был не ортодоксальным евреем или есть еще какие-то варианты?
2) лютеране (опять-таки девушки), ступая в брак с православным предоставляли некое оглашение от своей церкви и их записывали как перешедших в православие. Как это происходило? Как этот документ называется с лютеранской точки зрения?

В общем, имею факты, но совершенно не понимаю с религиозной точки зрения как было дело, как для какой стороны менялось положение вещей, кто меняет веру при бракосочетании и т.п.
Буду благодарная за любые разъяснения.

Израиль
Сообщений: 1136
Регистрация: 2008
Рейтинг: 256

Сообщений: 608
Регистрация: 2009
Рейтинг: 252


С уважением, Алла.
Все мои и моих предков данные размещены на сайте добровольно и с целью поиска родственников.

Зыбины, Херсонские, Бухвостовы, Лебедевы, Кубацкие.

Латвия Рига
Сообщений: 9338
Регистрация: 2008
Рейтинг: 3199

Латвия Рига
Сообщений: 9338
Регистрация: 2008
Рейтинг: 3199

Сообщений: 608
Регистрация: 2009
Рейтинг: 252


С уважением, Алла.
Все мои и моих предков данные размещены на сайте добровольно и с целью поиска родственников.

Зыбины, Херсонские, Бухвостовы, Лебедевы, Кубацкие.

Москва
Сообщений: 729
Регистрация: 2009
Рейтинг: 189

С кем не могут обвенчаться православные

С древних времен, согласно каноническим правилам, православным было запрещено венчаться с еретиками и иноверцами. Это было обосновано необходимостью защиты Церкви от ересей, способных поколебать её единство. Подобное запрещение отражено и в нынешних документах, принятых по итогам недавнего Архиерейского собора.

Кого считают еретиками

Слово «ересь» в переводе с греческого означает «выбор», «учение», «направление». В истории Церкви этим словом определялось учение, искажающее основы христианства. Ереси появились практически в первые века, и уже апостолы были вынуждены выступать против них, предостерегая своих учеников от следования заблуждениям.

Еретические учения явились во множестве и имели разную степень уклонения от православной догматики, что требовало особого подхода при рассмотрении каждой из них. Святитель Василий Великий условно разделил все еретические сообщества на три категории: еретики, раскольники и «составляющие самочинные сборища».

Еретиками он назвал тех, кто исказил догматы и отступил от чистоты православной веры. Раскольниками — тех, кто имеет разногласия по второстепенным вопросам учения или устройства церковной жизни, не касаясь при этом догматики. Те, кого святитель называет «самочинные сборища» — «собрания, составляемые непокорными пресвитерами или епископами и не наученным народом», то есть своеобразные нарушители церковной дисциплины.

Эти критерии легли в основу правил, по которым представители того или иного течения могут присоединиться к Православной церкви. Присоединяют их по трём чинам.

Например, члены инославных церквей принимаются так: католики, имеющие миропомазание, представители Армянской церкви и старообрядцы-поповцы присоединяются по третьему чину (только через покаяние).

Англикане, старокатолики, протестанты и старообрядцы-беспоповцы — по второму (через миропомазание).

Сектанты же — адвентисты, мормоны, иеговисты и другие – присоединяются по первому чину (через крещение). Вопрос квалификации того или иного религиозного сообщества – тема сложная и всегда требующая особого рассмотрения. В истории Церкви известны примеры, когда практика присоединения к православию менялась в отношении разных конфессий.

Браки с еретиками

Церковный брак, в отличие от гражданского, предполагает общность религиозных взглядов и духовных устремлений. Это Таинство, в котором на супругов возлагается обязательство исполнять данные Богу обеты, стремиться духовно расти и умножать любовь друг к другу.

Если супруги имеют расхождения или принципиальные несогласия в этой области, могут возникнуть сложности. Согласно постановлениям Архиерейского собора, венчание не может быть совершено над тем, кто отрицает основополагающие истины христианства.

Однако Собор подтвердил действующие правила о возможности венчания с инославными. В этом случае действует принцип икономии. Икономия (от греческого «ойкономия» — устроение дома, дел) — принцип снисхождения в решении церковных вопросов.

Например, отказ от применения канона или правила в том случае, если упорное следование ему может спровоцировать грех. Согласно Основам социальной концепции РПЦ, благословение брака православных с католиками, протестантами, старообрядцами, представителями христианских Восточных Церквей возможно, но при условии венчания в Православной церкви и воспитания детей в православии.

В РПЦ не венчаются браки между православными и иноверцами. Это связано с тем, что отсутствие общей веры у супругов является серьезным препятствием к созданию «домашней Церкви» и угрожает прочности союза.

В то же время, Церковь призывает следовать закону христианской любви и в данном случае, по слову апостола Павла: «Если какой брат имеет жену неверующую, и она согласна жить с ним, то он не должен оставлять ее; и жена, которая имеет мужа неверующего, и он согласен жить с нею, не должна оставлять его. Ибо неверующий муж освящается женою верующею, и жена неверующая освящается мужем верующим».

Особенности и проблемы межконфессиональных браков в современном мире

Конфессия — особенность вероисповедания в пределах определенного религиозного учения. Это объединение верующих людей, которые придерживаются данного вероисповедания.

Может ли верующий человек создать семью с представителем другой конфессии? Этот вопрос волнует многих христиан.

Им нужно знать, может ли межконфессиональная пара рассчитывать на венчание в церкви и благословение. В этом вопросе есть свои тонкости. Не нужно забывать, что каждая религия имеет характерные особенности. Это нужно учитывать при выборе партнера.

Межконфессиональные браки: что это такое?

Межконфессиональный брак — союз, заключаемый между мужчиной и женщиной, которые принадлежат к разным конфессиям. Такие взаимоотношения невозможны, если помимо телесной гармонии у них нет духовного единства.

Общность в духовном плане приводит к особой близости между влюбленными. Она не стареет, а только укрепляется с годами.

Если ее основой считается приверженность обоих супругов Исламу, то это помогает мужу и жене значительно быстрее преодолевать все возникающие разногласия по тем или иным важным вопросам.

Мусульманская религия — руководство, к которому необходимо обращаться во всех ситуациях повседневной жизни. Согласно Корану, вера превосходит социальное происхождение человека. Это касается и вопросов брачных союзов.

Примечательно, но Ислам не выступает против так называемых смешанных браков. То есть тех союзов, которые заключаются между представителями разных социальных слоев или национальностей. Тем не менее, относительно брачных отношений между людьми, принадлежащими к разным религиям, существуют определенные правила.

Следует обратить внимание на брак мусульманина с иудейкой или христианкой. Он возможен только при определенных условиях. Мужчинам, исповедующим Ислам, позволено вступать в брак только с целомудренными женщинами, принадлежащими к таким религиям, как Иудаизм и Христианство.

А вот мусульманкам категорически запрещено вступать в официальные отношения с представителями других конфессий.

Возможна ли гармония в межрелигиозном браке?

Большинство граждан РФ не смущает разница в возрасте, образовании и доходах при выборе партнера. Разную этническую принадлежность не одобряет треть всех опрошенных людей. Примерно половина всех лиц, принявших участие в опросе, не верит в благополучие пары и будущей семьи, в которой муж и жена придерживаются совершенно противоположных религиозных взглядов.

Респонденты достаточно нейтрально относятся к несовпадению образовательного уровня супругов (55%). Аналогичная ситуация обстоит с тем, что один из будущих супругов ранее состоял в законном браке (50% не против этого). А вот 30% всех опрошенных негативно относится к разведенным мужчинам и женщинам.

Половина респондентов совершенно спокойно относится к тому, что у возлюбленного есть дети от предыдущих отношений. А вот 32% не вступят в брак с таким человеком. Что касается людей, которые родом из другой страны, то половину опрошенных это не смущает, а 30% видит в этом серьезную проблему.

В России примерно половина населения считает, что неважно, откуда человек, какое у него образование, есть ли дети — главное, чувства влюбленных людей. Если мужчина и женщина искренне любят друг друга и хотят оформить отношения официально, то не стоит им препятствовать.

Разные вероисповедание и национальная принадлежность никогда не были препятствием настоящим чувствам. Тем не менее, многих людей смущает принадлежность возлюбленного (возлюбленной) к другой конфессии.

У истинно верующих людей убеждения очень последовательны. Если возникнут разногласия относительно исповедуемой религии, то в будущем возможны серьезные трения. Вероятнее всего, неодобрение межконфессиональных браков у большинства респондентов связано с личным жизненным опытом.

Межконфессиональный брак — личный выбор конкретного человека. Никто не имеет права запретить ему оформить отношения с лицом, принадлежащим к другой конфессии. Истинно верующего человека его религия сопровождает на протяжении всей жизни.

Именно поэтому он старается создать семью с тем, кто разделяет его взгляды. Мужчина (женщина), исповедующий ту или иную религию, понимает, что если вторая половинка будет принадлежать к другой конфессии, то это негативно скажется на взаимоотношениях в семье.

Постоянно будут возникать серьезные разногласия. Это касается не только общения с родственниками и близкими членами семьи, но и воспитания детей.

В нашем государстве приблизительно 80% людей относят себя к православной вере. Причем, из них только единицы постоянно ходят в храмы и живут истинно православной жизнью. В каждом конкретном случае нужен индивидуальный подход.

Важно обратить внимание, что венчаются не так уж и много пар. Согласно статистике, церковный брак распадается чаще, чем когда верующие супруги предпочитают связывать себя законным браком. В последнем случае возлюбленные живут вместе на протяжении долгих лет.

Чем опасно супружество между людьми с разными религиозными взглядами?

Люди, принадлежащие к разным вероисповеданиям, могут столкнуться с проблемами ведения хозяйства, воспитания детей. Им придется мириться с привычками друг друга. Как правило, в большинстве случаев, такие союзы распадаются.

Представители разных конфессий не могут смириться с противоположными взглядами партнера. Если девушка, исповедующая православие, выходит замуж за мусульманина, то рано или поздно появятся вопросы, касающиеся воспитания детей.

На этой почве могут возникать конфликты. Вступая в брак, женщина должна понимать, что мусульманин будет растить собственных детей с требованиями своей веры. Супруга не должна препятствовать мужу в выполнении данной обязанности.

Добиться этого будет непросто, так как, вероятнее всего, в вопросах вероисповедания дети пожелают следовать примеру матери, а не отца. Жена человека, исповедующего Ислам, должна знать, какие требования к внешнему виду предъявляет данная религия. Она обязательно должна уважать их.

Супруге мусульманина следует одеваться очень скромно. Здесь снова возникает проблема с детьми: вполне логично, что девочка захочет подражать своей матери и одеваться аналогично. Об этом нельзя забывать.

Это для верующего человека совершенно неприемлемо. На данный момент христиане используют свинину и другие запрещенные для мусульман продукты питания для приготовления пищи. Как правило, в доме приготовлением пищи занимается супруга.

Она должна знать и следовать основным правилам Ислама в данной сфере. Общение с родственниками супруги может стать серьезной проблемой для мужа. Они будут приглашать новоиспеченную семью на застолья, где подается запрещенная еда и спиртные напитки.

И если, к примеру, супруга ест свинину и дети тоже захотят ее попробовать, то будет очень непросто отговорить их от этого. Такие мелочи рано или поздно приведут к разводу.

+7 (499) 288-73-46;
8 (800) 600-36-19

Это быстро и бесплатно!

Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа или звоните по телефону:

+7 (499) 288-73-46;
8 (800) 600-36-19

Это быстро и бесплатно!

Отношение церкви

Межконфессиональная семья не сможет найти баланс между двумя совершенно противоположными религиями.

Регулярно будут назревать конфликты из-за обрядов, традиций, разделения обязанностей и финансов, касательно воспитания детей и проведения воскресенья.

Серьезные разногласия могут возникать даже у представителей одного направления, не говоря уже о разных.

В каждой церкви, независимо от религии, существует свой порядок. Если влюбленные парень и девушка, принадлежащие к разным конфессиям, решили заключить брак, то они должны сообщить о данном решении своим родителям.

После получения благословения необходимо поговорить со своим пастором. Далее необходимо определиться, к какой церкви будут принадлежать будущие супруги. Обычно жена идет за мужем, но нередко бывают исключения.

+7 (499) 288-73-46 , Санкт-Петербург +7 (812) 317-70-86 или задайте вопрос юристу через форму обратной связи, расположенную ниже.

Православная Жизнь

«Нельзя! Но если очень хочется, то можно», считает протоиерей Владимир Ровинский

– В современной богословской терминологии принято использовать два термина для обозначения религиозных людей, не исповедующих православие. Если речь идет о христианах иных конфессий, но верующих во Святую Троицу и Иисуса Христа как Сына Божия, их называют «инославными». А если же мы говорим о представителях другой религии, другой веры (мусульмане, иудеи, буддисты и т. д.) – к ним чаще применяется термин «иноверный».

Так вот: венчать православного с иноверным Церковь не может, исходя из понимания Таинства Венчания как единения мужа и жены во Христе. Эта мысль отражена в древних церковных правилах и канонических нормах, которые однозначно возбраняют заключение браков между православными и последователями иных религий.
В наших реалиях регистрацию браков взяло на себя государство. И брак, заключенный между супругами, которые являются членами Православной Церкви и одной из нехристианских религий, признается Церковью как законный, но не освящается совершением Таинства Венчания.

– А можно ли совершать Таинство Венчания мужа и жены, если оба веруют во Христа, но один из них принадлежит, например, к Католической Церкви, а другой – к Православной?

– Отвечу известной шуткой: «Нельзя! Но если очень хочется, то можно». И в этом ответе нет ни капли цинизма, скорее – наоборот. Молодые люди, создавая такую межконфессиональную семью, очень оптимистично и самоуверенно смотрят на свое будущее. Но проходит немного времени, и они познают суть церковного разделения на примере собственной семьи. Ведь Православная Церковь благословляет не только плотское единение супругов, но и заповедует иметь духовное – которое должно строиться по образу единения Христа и Церкви.

Заверения молодоженов, что они будут искренне уважать религиозные убеждения друг друга, в лучшем случае уважением и ограничатся. О каком духовном единении может идти речь, если супруги будут молиться и причащаться в разных храмах? Как их объединит разное понимание необходимости соблюдения поста? Как в семье проявится пасхальная радость, если один из супругов в это время переживает услышанное в храме «Христос Воскресе!», а другой «Боже Мой, Боже Мой, вскую Мя еси оставил?»
Еще больше вопросов появится перед супругами, когда родятся их дети. Кто будет заниматься их религиозным воспитанием? В каком храме крестить? Кто будут крестными родителями, отвечающими перед Богом за воспитание в вере и умножении ее в ребенке?

Все эти вопросы на практике приводят семью или к отсутствию действенной духовно-религиозной жизни, или к ее распаду.

В древние времена совместная жизнь христианских супругов начиналась с совместного участия в Евхаристии. Те, кто вступал в брак, приходили на евхаристическое собрание и с молитвенного благословения епископа вместе, как говорится, «едиными усты, и единым сердцем», причащались Святых Христовых Таин. И все присутствующие на богослужении знали, что в этот день эта пара начинала семейную жизнь у Чаши Христовой. Ведь именно отсюда проистекает благодатный дар единства и любви, который, соединяя на земле, ведет к единению в вечности.

Смысл супружеской жизни во Христе состоит в возможности такого онтологического единения мужа и жены в одно целое, которое дает полноту жизни, гармонию, совершенствование, преображение и вселение в Царство Божие. Недооценивая такую возможность или пренебрегая ею, супруги фактически недооценивают и пренебрегают семьей как средством к спасению.

Ведь и сейчас, во время совершения Таинства Венчания, мужу и жене предлагают испить совместно чашу благословенного вина как напоминание о необходимости совместного причащения Тела и Крови Христовых, для совершенства супружеского единения и наследования жизни вечной.

Поэтому Православная Церковь издревле и до сегодняшнего дня настойчиво рекомендует до совершения Таинства Венчания инославному супругу принять православие для полноты семейной жизни во Христе, для создания семьи по образу малой, или домашней, как говорят святые отцы, Церкви.

– Что делать, если инославный супруг не желает принимать православие?

– Реальная жизнь не всегда способствует идеальному с духовной точки зрения браку. Сегодня многие девушки и женщины, отправляясь на работу за рубеж, сознательно ищут замужества за инославным иностранцем. Да и наше многоконфессиональное общество подталкивает к созданию многих семей, где вопросы веры не могут играть роль объединяющего фактора.

С другой стороны, и Православная Церковь не вправе, ссылаясь на древние каноны, полностью отстраняться от участия в жизни таких семей. На Руси еще со времен петровских реформ по евроинтеграции Церковь откликнулась на просьбы плененных шведов, разрешив им венчаться с православными женщинами. При этом мужчина давал подписку о том, что не будет склонять православную невесту в свое вероисповедание и упрекать за исповедание православия, а также о том, что он будет крестить и воспитывать детей в правилах православной веры. Несколько позже, во времена раздела Речи Посполитой, подобное разрешение было дано и жителям Подольской, Могилевской, Минской, Полоцкой и Волынской губерний в случае создания «смешанных» семей. Тогда же не обошлось и без курьеза – согласно указу, «дети, рождающиеся от родителей разной веры, должны были воспитываться: сыновья в отцовой, а дочери – в матерней вере».

Примером смешанных браков были многие династические бракосочетания, при совершении которых переход неправославной стороны в православие не являлся обязательным.
«Исходя из соображений пастырской икономии, Украинская Православная Церковь как в прошлом, так и сегодня находит возможным совершение браков православных христиан с католиками, членами Древних Восточных Церквей и протестантами, исповедующими веру в Триединого Бога, при условии благословения брака в Православной Церкви и воспитания детей в православной вере. Такой же практики на протяжении последних столетий придерживаются в большинстве Православных Церквей» – говорится в официальном документе УПЦ «Основы социальной концепции».

На практике супругам необходимо через приходского священника обратиться к правящему архиерею епархии с письменным прошением о благословении на Таинство Венчания в Православной Церкви, указав свою конфессиональную принадлежность. В этом же прошении мужу и жене следует засвидельствовать свое согласие о воспитании детей, рожденных от брака, в православной вере.

Брак с представителями другой веры у православных

Давайте мы сегодня поразмышляем на эту тему. Я не буду давать рекомендации из плодов своих умозаключений. А свои выводы буду делать на основании первоисточника всего – Библии.

Стоит ли мне заключать брак с иноверцем?

Вы наверняка слышали такое высказывание: «Ну и что, что они разные по вере. Главное – это любовь и уважение. И тогда всё будет хорошо». Но как показывает практика, такие слова всего лишь являются красивым лозунгом, а на деле далеко всё происходит не так. Хотя, мы можем видеть и редкие, хорошие примеры, когда муж и жена, прожившие много лет вместе, сохранили свою любовь, не смотря на различия в религиозных взглядах. Но это уже получается, как игра в рулетку: « А вдруг повезёт?».

Я думаю для людей, не чтущих волю Бога, этот вопрос не будет стоять препятствием для создания такого брака. Потому, что на первое место они ставят свои желания и стремления, нежели волю Бога.

Но для влюблённых в первую очередь в Бога людей, это решение будет даваться не просто. Иногда воля Бога-Отца не совпадает с нашей, и вот тогда наступает момент истины. Насколько мы верны Тому, Кто дал нам жизнь. Или доверили ли мы свою жизнь в Его руки, а не являемся хозяевами своего счастья.

А что же Бог говорит по этому поводу?

В Библии и в Коране чётко пишется, что нам нужно создавать семью со своими по вере. Да, и многие об этом знают. Но часто молодые люди не хотят прислушиваться, аргументируя тем, что их любовь безгранична и они не могут жить друг без друга.

Помолвка – это хороший период, когда желающие вступить в брак могут лучше узнать друг друга. Поскольку у человека есть дух, душа и тело, важно как можно лучше узнать духовный уровень своего избранника. Ведь вы не хотите иметь спутником жизни хамелеона, который для всех посвящённый приверженец своей религии, а дома – хуже неверного, независимо к какой вере он относится.

Знакомство на духовном уровне чрезвычайно важно, потому что Бог хочет, чтоб у мужа и жены было единство в духе, единство мыслей и целей. И если религиозные ценности пары расходятся, будущее этой семьи будет незащищено от «лаконичных войн».

Если я иду против воли Бога…

Ну что ж, тогда и ответ нужно будет держать за себя самому и не ждать помощи у Бога. Насколько бы не любили люди друг друга, через время эта любовь будет испытана всем. И если ваши духовные взгляды расходятся, трудно сохранить мир, потому что каждый убеждён в правильности своего суждения, которое воспитали в нас родители.

А самое главное, идти против воли Бога – это грех. И сам грех вводит нас в зону проклятия. Смешно ожидать в таком случае лёгких поворотов судьбы. Жизнь человека становится постоянной борьбой. И даже тогда, когда приходит примирение, и чувства оживают, невидимой стеной стоит между людьми религиозная стена…

Что делать, если я создал семью раньше, чем познал волю Бога?

Если люди неверующие как с одной стороны, так и с другой стороны, тогда всё намного проще. Религиозные взгляды и убеждения просто не всплывают в обиходе такой семьи. Или как-то более или менее поверхностно.

Но уже, если вы создали семью не с христианином раньше, нежели пережили встречу с Богом, тогда придётся явить своему супругу всю любовь, которой учит нас Бог. Не следует категорично отрицать взгляд вашего супруга(и). Ваша половина унаследовала религиозные приоритеты своих родителей. И их нужно уважать.

Наоборот, поинтересуйтесь, выслушайте и тогда и вы в ответ сможете объяснить позицию Христа. Нам, как христианам, нужно научиться уважать традиции других народов. И это не значит, что мы предаём Христа. Наоборот, мы являем им любящего и верного Бога.

Расскажу вам реальную историю одной пары. Когда жена по-настоящему встретилась с Иисусом, её муж был в бешенстве. Он всячески запрещал ей ходить в церковь. Более того, были моменты, что он не сдерживался и во время агрессии бил свою жену.

В один из дней, он поставил ей ультиматум, когда она собиралась на вечернюю службу. Он сказал, что если она уйдёт в церковь, он не впустит её обратно домой. Так и произошло. Эта женщина осталась ночевать на пороге своего дома в холодную ноябрьскую ночь.

Но когда муж утром открыл дверь, чтоб выйти из дома на работу, он увидел свою жену. На её лице не было ни тени недовольства, а только настоящая любовь. Она сказала: « Милый, может тебе кофе приготовить?». После этих слов муж упал на колени и покаялся перед великим Богом. После этого он стал великим служителем, и Бог его использовал в служении людям.

Дорогие мои, нет ни чего невозможно для Бога. И даже наши ошибки и неудачи Он способен превратить в победу. Только будьте к этому готовы. Дарите свою любовь своим ближним и тогда все преграды будут удалены.

Брак с представителями другой веры у православных

О браках с неверующими и неверными

Здравствуйте, Батюшка!
Извините, что называю Вас так, но мне очень нравится это русское слово, применяемое к служителю церкви. Тем более, что у меня нет родителей и живу я, как вы могли видеть по моему адресу, не в России.
Мой вопрос такой: Можно ли венчаться православным с католиками? И как нам быть, если брак уже есть и основан он на любви? Не будет ли значить, со стороны православной церкви, что брак между католиком и православной – обречён?!
Мне бы очень хотелось повенчаться в церкви, дабы получить Благословение Божье, и тем самым укрепить наш брак. Как нам быть? Может тогда лучше не венчаться, а жить в простом браке (не люблю это слово)? Пожалуйста, Батюшка, помогите мне. Я не знаю как мне быть. Я очень люблю своего мужа. Муж достаточно взрослый, ему 45 лет и менять принадлежность к другой церкви трудно, да и не поймут его здесь в стране католиков, хотя он всегда бывает со мной и моей дочерью в православной церкви на протяжении всей службы.

Ответ отца Олега Моленко:

Твой вопрос имеет две стороны: формальную и духовно-практическую. В формальной части я сошлюсь на положение, существовавшее в Российской православной кафолической церкви (до революции 1917г.). Цитирую с переменой орфографии на современную по «Настольной книге для священно-церковно-служителя» С.В.Булгакова, изд.1913г.

«Действующие у нас (т.е. в императорской России) постановления дозволяют браки русских подданных мужского и женского пола православного исповедания с католиками, лютеранами, реформаторами и с другими лицами христианских исповеданий, как состоящими, так и не состоящими в русском подданстве.

Браки православных лиц с указанными неправославными лицами, если к тому нет законных препятствий, приходской священник имеет право совершать, не испрашивая разрешения епархиального Архиерея; если же священник встретит сомнение, то, не приступая к совершению брака, обязан донести Преосвященному с изложением причин сомнения; по рассмотрении этих причин, Преосвященный разрешает дело лично сам от себя, или, когда потребуется формальное производство, предписывает Консистории; при совершении браков православных лиц с неправославными должны быть исполнены и соблюдены все постановления относительно оглашения, совершеннолетия, родства, взаимного согласия брачующихся, согласия на брак их родителей, представления брачующимися всех необходимых для брачного обыска документов, словом, все те правила и предосторожности, которые постановлены для браков между православными лицами; кроме того, требуется, чтобы везде, кроме Финляндии (для коренных жителей которой постановлено в статье 68-й изъятие), лица других христианских исповеданий, вступающие в брак с лицами православными, дали священнику пред совершением брака подписку в том, что не будут ни поносить своих супругов за православие, ни склонять их чрез прельщение, угрозы или иным образом к принятию своей веры и что рожденные в этом браке дети крещены и воспитаны будут в правилах православного исповедания; подписка эта берется священником пред совершением брака по установленной для нее форме, и, по совершении брака, она представляется епархиальному Архиерею (Св. Зак. Х т. 1 ч., 67 стр. Ук. Св. Син.7 авг. 1885г., № 7).

Венчание православных с неправославными непременно должно быть совершено православным священником в православной церкви, по правилам и обрядам православной веры; просьбы совершать обряд бракосочетания по правилам одной лишь иностранной церкви принимать запрещается (там же). Брак православного лица с иноверным не признается действительным, доколе не совершится в православной церкви православным священником (Уст. Д.К., 26), и в частности – браки лиц православного исповедания, совершенные одними римо-католическими священниками, почитаются недействительными, доколе тот же брак не обвенчан православным священником (Св. Зак. Х т., 1 ч. 72 стр.)».

Как видишь, формально у тебя нет никаких препятствий, и, если какой-то невежественный священник будет отказывать, то принеси ему эту выписку с указанием страниц 1206-1208 этой книги.

В наши отступнические дни проблема может возникнуть совсем с другой стороны. Препятствием к браку является то обстоятельство, если один из брачующихся принадлежит к отступнической церковной структуре, например, «Московской патриархии», которая ложно продолжает называть и считать себя церковью Христовой и правопрееменицей дореволюционной Греко-Российской церкви. Сошлюсь на стр. 1207 (сноска 4) цитируемой мной книги: «Вопрос о допустимости браков лиц православных с отступниками от православия на Предсоборном Присутствии подавляющим большинством голосов был решен отрицательно (см. Прилож. к Ц. Вед. 1907, 11)».

Первым такие браки запретил святой Апостол Павел, утверждая:

2 Кор.6:
14 Не преклоняйтесь под чужое ярмо с неверными, ибо какое общение праведности с беззаконием? Что общего у света с тьмою?
15 Какое согласие между Христом и Велиаром? Или какое соучастие верного с неверным?

В отношении же неверующих (а иные исповедания с православной точки зрения можно вполне отнести к неверующим – неверующим истинно и правильно) Апостол Павел не запрещал брак:

1 Кор.7:
12 Прочим же я говорю, а не Господь: если какой брат имеет жену неверующую, и она согласна жить с ним, то он не должен оставлять ее;
13 и жена, которая имеет мужа неверующего, и он согласен жить с нею, не должна оставлять его.
14 Ибо неверующий муж освящается женою верующею, и жена неверующая освящается мужем верующим. Иначе дети ваши были бы нечисты, а теперь святы.
15 Если же неверующий хочет развестись, пусть разводится; брат или сестра в таких случаях не связаны; к миру призвал нас Господь.
16 Почему ты знаешь, жена, не спасешь ли мужа? Или ты, муж, почему знаешь, не спасешь ли жены?

Из сопоставления слов Апостола «неверующий» и «неверный» явно выходит, что последнее относится к отступникам от веры, нечестивцам и явным врагам истинной веры, а первое – к заблуждающимся в вере, например, к тем же простым католикам или вовсе неверующим во Христа людям.

Я не знаю, в какую церковь ходишь ты, но если принадлежащую МП или ОСА или РПЦЗ(Л), т.е. возглавляемую Лавром Шкурлой, то они все отступнические и члены их – отступники и предатели Христа. Тогда по церковным правилам с тобой нельзя венчаться, пока не выйдешь из отступнической структуры и не покаешься за пребывание в ней (по неведению).

Допустим, вы повенчаетесь и все у вас сложится хорошо. Могут возникнуть опасности в будущем с духовно-практической стороны, как по отношению к вашему браку, так и по отношению к вашим детям. Перемена обстоятельств или воздействие врага спасения могут повлечь за собой то, что твой муж (а люди со временем могут сильно изменяться, ибо кто со Христом не собирает, тот обязательно расточает) станет противоречить твоей вере или склонять детей к своей. Тогда-то может произойти трагедия: или ты уступишь из плотской любви и потеряешь Христа и спасение, или ваш брак распадется по предмету веры, или ты будешь наблюдать своими глазами погибель детей по заблуждению. Ведь их любимый и добрый папа – католик, почему же им нельзя принять его веру? Чем ты возразишь на это? В общем, будь готова к подобным искушениям и проблемам. Лучше всего попытаться ненавязчиво и постепенно раскрыть ему всю красоту и истинность православной святоотеческой веры и тем обратить его в нее.

Мне же более всего жалко детей твоих и любых других, которые попадают в неблагоприятные для воспитания в истинной вере условия.

Помоги тебе Господь в твоем нелегком положении!

Брак с представителями другой веры у православных

Существует мнение, что русский народ настолько гостеприимен и хлебосолен, что испокон веков наши предки женились на представителях других народов и отдавали замуж за них своих дочерей. Но это не так: результаты исследования ученых-генетиков (американский журнал «Генетика человека») говорят о том, что русские — весьма однородны по генетическому составу, при этом татаро-монгольское иго практически не оставило следов в генетическом коде русского народа, а исследования советских антропологов , проведенные в Сибири (Татьяна Алексеева, статья «Антропологический облик русского народа») выявили, что даже во второй половине XX века количество смешанных браков было невелико, и русские, живущие в Сибири, сумели сохранить присущий им внешний вид — то есть по большей части были светлоглазы и светловолосы. Что означало лишь одно: да, браки русских с инородцами случались, но на общем фоне количество их было незначительно и не могло повлиять на генотип народа.

На Руси с «погаными» не роднились

Со времен принятия Русью христианства были запрещены браки между православными и «погаными» – то есть иностранцами и иноверцами. Русские никогда не роднились с кочевниками, совершавшими набеги на их селения, исключение составляли половцы, но браки заключались, в основном, между семьями князей и ханов, бывали редки и должны были укрепить союз либо сделку между народами. Например, Юрий Долгорукий был женат на дочери половецкого хана Аепы Осеневича и прижил с ней восемь детей, самый известный из которых – князь Андрей Боголюбский.

За бритье бороды – в еретики

В XVI веке во времена Ивана Грозного было строго запрещено даже общаться с иностранцами, которые зачастили на Русь со всевозможными миссиями, царь боялся шпионажа, а духовные лица — тлетворного влияния на нравы приходов, – так было написано в «Сборнике решений Стоглавого собора» (Стоглаве), который прошел в 1551 году; решением собора строжайше запрещалось брить бороды и стричь усы — такие люди становились похожими на чужеземцев и приравнивались к вероотступникам и еретикам: «Кто брад бриет, и преставится таковой, недостоит над ним служити ни сорокоустия пети, ни просвиры, ни свещи по нем в Церковь, с неверным да причтется, от еретик бо се навыкоша».

Кроме того, гладко выбритые иностранцы считались садомитами, то есть людьми падшими и развращенными, с которыми не то что породниться, а и за стол садиться противно. Там же, в Стоглаве, осуждалось и ношение инородческой одежды, а именно — тюбетеек.

Русские в некоторых местах жили по соседству с иноверцами, например, с татарами или с «чухонцами», но вера становилась непреодолимой преградой для брака. Ведь брак заключался в церкви, для чего нужно было, чтобы оба были православными, следовало заручиться благословением родителей с обоих сторон, после чего следовало получить благословение монаха или священника, который не желал получить нарекания от церковного начальства. Браки с иудеями вообще были невозможны и абсолютно исключены: Иван Грозный даже запретил въезд в государство еврейских купцов, так как они русских людей «от христианства отводили, и отравные зелья в наши земли привозили» – так писал царь королю Польши Сигизмунду.

Светский брак — не брак

Только в 1796 году брачное законодательство в Российской империи стало допускать браки православных с лицами других вероисповеданий: католиков, протестантов, иудеев и мусульман. До венчания дело не доходило — браки с иноверцами и браки раскольников фиксировались в церковных книгах гражданского состояния, то есть были светскими, по сути, такой брак оставался «грехом». Изменение затрагивало знать и аристократов, основная масса русских дворян блюла веру и от подобных союзов воздерживалась. Надо заметить, что иногда дворяне женились на цыганках, на черкешенках, на польках, но это было редкостью и общей картины не меняло.

Купцы роднились только «со своими»

Историк Нина Обнорская отследила браки купцов в Ярославской губернии (статья «Cемейные связи купечества XVIII – начале XX века», журнал «Вестник ЯрГУ») и оказалось, что браки на протяжении более чем двухсот лет заключались внутри сословия: с купцами, затем с крестьянами, и уже в XVII веке считалось честью породниться в дворянами, то есть семейные узы связывали членов одного сословия и тянулись к другим сословиями.

И в Сибири русский оставался русским

Но может ли статься, что такие нравы царили только в центральной России, а на окраинах империи смешанные браки были делом обычным?

И там они были редкостью, так как русские на новых землях жили замкнуто даже по отношению к другим этногруппам русских, что уж тут говорить об инородцах. Например, староверы в Сибири века жили замкнутыми общинами, до сих пор сохранив облик русских людей. Этнограф Елена Фурсова в статье «Брачные связи сибирских крестьян как механизм сохранения этнокультуры» сообщает, что выбор невест и женихов у старожил Сибири происходил по принципу землячества, а у староверов — по принципу вероисповедания; постой народ был ориентирован «на своих». Возможно, связи с коренными народами и случались, но это было редкостью, «грехом» и к бракам приводило редко.

Исключение составляли казачьи общины, жившие на Кавказе, где бывали случаи, когда среди казаков селились горцы, бежавшие от земляков, но в этом случае казачье сообщество старалось ассимилировать их, растворить в своей среде.

Не были в России распространены и браки с представителями дальних стран — Китая, Индии, Ближнего Востока в силу разницы менталитетов и экзотичности верований. Но и здесь бывали исключения: так, в начале XX века русская дворянка Екатерина Десницина по большой любви вышла замуж за сына сиамского принца Чакропонга и уехала с ним в далекую Азию, однако брак распался после того, как принц взял в жены вторую, «младшую» жену. Екатерине официально дали развод, при этом ее сын остался жить в королевском дворце, а бывшая жена принца была вынуждена доживать свой век в предместьях Парижа.

Осуждаются ли браки между людьми разных религий?

3.20. Наталья Седеф (adnansedef@. com) пишет: «Меня зовут Наталья, мне очень нравиться эта рассылка и в частности Ваши уроки Василий. У меня к вам есть такой вопрос, дело в том, что так уж случилось, что я вышла замуж за гражданина Турции. У нас разные культуры и разная вера но мы очень хорошо понимаем друг друга, любим друг друга, относимся с уважением друг к другу и к вере. Он мусульманин, а я християнка, перед тем как пожениться мы договорились, что каждый останется при своей вере. Хотелось бы спросить, что вы думаете об этом и считается ли грехом то что я замужем за мусульманином. Дело в том,что я никогда не слышала и не читала что в нашей вере это осуждается и преследуется. В конечном итоге, даже если это грех, это ничто не изменит, потому что я люблю своего мужа, но просто хотелось бы знать, что написано и как объяснено это в Библии.»

Священное Писание осуждает браки между разными религиями. Полагаю, что и по Корану ваш брак не является вполне позволительным, хотя я и не большой знаток ислама. В Библии мы находим слова, прямо относящтеся к подобным бракам: «Не преклоняйтесь под чужое ярмо с неверными» (2Кор 6:14). Но подобным установлениям имеется вполне закономерное объяснение. Когда Господь установил институт семьи, Он сказал, что двое станут одной плотью (Быт 2:24; Мф 19:6). Семья в Библии используется еще и как символ единства человека с Богом. О каком же единстве может идти речь, если вы договорились быть в чем-то различными? Поверьте мне, что вы не сможете оставаться так как есть длительное время. Либо вы объедините свои взгляды на религию, то есть оба станете мусульманами или оба христианами, а то и вовсе оба станете атеистами, либо ваша семья, если не разрушится, то будет существовать номинально. Почему? Я уже упоминал в другом ответе, что есть две области, в которых люди не могут мирно сосуществовать — это религия и политика. Вы можете различаться во всем остальном и оставаться близкими друзьями. Но различия в политических и религиозных убеждениях способны разлучить даже самых близких людей. Я это говорю не ради осуждения, а из опыта. Вы договорились не мешать друг другу в вопросах веры. А как вы будете воспитывать детей? Мусульмано-христианами? Или первый — мой, а второй — твой? Даже если вы и согласитесь на какой-то метод воспитания детей, то вскоре дети сами скажут вам: вы сначала между собой договоритесь, а потом нас воспитывайте! И тогда вы полностью потеряете контроль над своими детьми. Мое личное мнение, не основанное на Библии или чем-либо еще: для вашей семьи будет лучше, если вы уравняете свои религиозные воззрения, причем, как можно скорее.

А Библия не позволяла смешанные браки исключительно ради чистоты религии. Не говоря о том, чья религия истинна, а чья ложна, я только хочу предложить следующую иллюстрацию для размышления: один стоит на столе, а другой под столом; каждый пытается перетянуть другого на свою сторону. Кто из них победит? Когда говорят: «с кем поведешься, от того и наберешься», имеют в виду «наберешься хорошего» или «наберешься плохого»?

Но лично для Вас, Наталья, желаю процитировать еще одно место из Писания: «неверующий муж освящается женою верующею. Почему ты знаешь, жена, не спасешь ли мужа?» (1Кор 7:12-16). Господь да благословит Ваш брак и да приведет Вашего мужа и детей ко спасению, чтобы вы не только здесь, но и в вечности были счастливы вместе!

Читайте еще по теме «Дом и семья, брак»:

Ссылка на основную публикацию