Церковь Лазаря и Рождества Богородицы на Сенях, Москва

Церкви Святого Лазаря и Рождества Пресвятой Богородицы (Москва)

Церковь Рождества Богородицы на Сенях — древнейший из дошедших до наших дней памятников архитектуры Московского Кремля.

Церковь была построена в 1393—94 гг. по заказу княгини Евдокии, вдовы Дмитрия Донского. Церковь заняла место деревянной церкви Воскрешения Лазаря и находилась при женской половине княжеского дворца в качестве домового храма великой княгини. Старое здание сохранилось до половины высоты стен (до хор) с главным порталом и частью окон. Это была четырёхстолпная трёхапсидная церковь, построенная из белого камня. Круглые в плане западные столбы несут сводчатое перекрытие хор. Архитектура храма сочетает в себе черты владимиро-суздальской (круглые столбы, обрамление портала, лопатки) и раннемосковской (килевидные завершения портала и ниш, окна-розетки) архитектурных школ. В 1395 г. храм расписывали Феофан Грек и Даниил Чёрный с учениками.

В 1479 г., вероятно, по причине пожара, верх здания обрушился, но вскоре церковь была восстановлена. В 1514—18 гг. архитектор Алевиз Новый надстроил храм на уровне жилого яруса дворца новым объёмом, в котором разместился главный престол Рождества Богородицы. Нижнюю часть древнего храма зодчий сохранил в качестве подклета, в котором был устроен придел Лазаря, ранее, видимо, располагавшийся в алтаре. Об облике алевизовского храма мы можем судить только по чертежу «Кремленаград» нач. 1600-х гг., где он показан трёхглавым с тремя апсидами и двумя приделами (вероятно, появившимися не ранее 2-й пол. XVI в.)

При царе Фёдоре Алексеевиче в 1681—84 гг. здание было перестроено и превратилось в одноглавую церковь с прямоугольным алтарем и трапезной с западной стороны. Лазаревский придел при этом был упразднён. В XVIII в. подклет превратился в складское помещение. При начале строительства Большого Кремлёвского дворца в 1838 году архитектор Тон включил церковь в новый дворец, обстроив её со всех сторон помещениями и новыми стенами, а в древнем подклете была вновь устроена придельная церковь Воскрешения Лазаря.
Интерьеры церквей были созданы заново, в подражание стилю XVII века. От прежнего декоративного убранства на фасадах церкви сохранился только западный перспективный портал с килевидным завершением, обнаруженный архитектором И. В. Рыльским в 1924 г.

В 1923-1928 гг. и в 1949-1952 гг. была осуществлена фундаментальная реставрация сохранившегося в уровне подклета древнейшего памятника Кремля и Москвы.
В настоящее время храм не действует, музейных экспозиций в нём нет, доступ в него закрыт.

Москва. Кремль. Церковь Рождества Пресвятой Богородицы, что на Сенях.

Церковь Рождества Пресвятой Богородицы, что на Сенях (Воскрешения Лазаря) — древнейший (если не считать подклета Благовещенского собора Кремля) из частично дошедших до наших дней памятников архитектуры Москвы. Расположена в Московском кремле, входит в состав комплекса Большого Кремлёвского дворца. Была построена на территории Кремля в 1393-1394 годах на месте древней деревянной церкви Воскрешения Лазаря праведного. Основательницей церкви стала княгиня Евдокия Дмитриевна, вдова Дмитрия Донского.

Новая церковь была освящена в честь праздника Рождества Пресвятой Богородицы. После того как храм был достроен, в 1395 году его стены расписали знаменитые живописцы Феофан Грек и Даниил Черный с учениками. Рождественская церковь находилась на женской половине Кремля и являлась домовой церковью великих княгинь. Во время пожара 1479 года верх церкви обрушился, его пришлось восстанавливать. Когда в 1514 году архитектор Алевиз Фрязин строил в Кремле новый каменный дворец для великого князя, то заодно была перестроена и церковь Рождества Богородицы на Сенях. Старое здание было использовано как подклет с приделом св. Лазаря, а над ним надстроили главный престол. Дворец и церковь соединяли переходы с сенями, поэтому храм именовали «что у Государя на сенях» или «Богородицы на сенях». В конце 17 века при царе Феодоре Иоанновиче храм опять перестраивали. К нему добавили трапезную над проездом с Кормового на Сытный дворец. Как выглядела Рождественская церковь, построенная Алевизом Фрязиным, точно неизвестно. Более-менее отчетливое ее изображение сохранилось только на чертеже, выполненном в начале 17 века. На нем церковь представлена с тремя главами и апсидами, а также с двумя приделами.

Во время правления царя Федора Алексеевича, в 1681-1684 годах церковь Рождества Богородицы на Сенях снова была практически полностью перестроена. Новая церковь была одноглавой, с запада располагалась трапезная. Лазаревский придел упразднили, и в 18 веке его стали использовать в качестве склада. Лишь в 1832 году, когда на территории Кремля начали строить Большой Кремлевский дворец, в подклете вновь был освящен придел во имя св. Лазаря. В последующем церковь Рождества Богородицы на Сенях реставрировали в 1923-1928 годах и в 1949-1952 годах. До нашего времени сохранилось древнее белокаменное четырехапсидное здание с главным порталом, а также достроенные позже элементы храма. Архитектурная композиция храма гармонично сочетает черты владимиро-суздальской и раннемосковской школ. В настоящее время храм не действует, музейных экспозиций в нем нет, доступ в него отсутствует.

Воскрешения праведного Лазаря в Теремном дворце церковь (Кремль).

Построена в 1393–1394 гг. Различные источники связывают ее строительство с именем великой княгини Евдокии Дмитриевны, вдовы Дмитрия Донского. Первоначально ее освятили в честь Рождества Пресвятой Богородицы, которое празднуется 8 сентября по старому стилю. Такое посвящение позволяет предполагать, что княгиня Евдокия строила церковь в память о Куликовской битве, произошедшей именно 8 сентября. В 1395 г. храм украсили росписями Феофан Грек и Даниил Черный с учениками. В 1514 г. над ним итальянский зодчий Алевиз построил новый храм, получивший название Рождества Богородицы на Сенях, сохранив древнюю часть в качестве подклета. Нижняя церковь, в память об одноименном деревянном храме, ранее стоявшем на этом месте, освятили в память Воскрешения Лазаря. В 1681–1684 гг. при перестройке Алевизовского храма Лазаревский придел упразднили, а в XVIII веке подклет стал складским помещение.

Как сообщает путеводитель «По Москве», вышедший в 1917 г., церковь «преподобного Лазаря… с XVII века была замуравлена и вновь открыта лишь случайно при постройке Большого дворца». Во время строительства лестницы была проломлена одна из стен, и за ней оказались белокаменные своды, поддерживаемые двумя столпами, алтарь с тремя узкими окнами и сделанные из кирпича престол и жертвенник. Император Николай I распорядился восстановить храм. Архитектор П.А. Герасимов и художник Ф.Г. Солнцев воссоздали его первоначальный облик. Четырехстолпная белокаменная церковь – самое древнее сохранившееся сооружение Московского Кремля. В XX веке храм реставрировали дважды: 1923–1928 и 1949–1952 гг. В настоящее время церковь входит в комплекс правительственных зданий Московского Кремля, и доступ в нее закрыт.

Церковь Рождества Богородицы на Сенях в Кремле

Церковь Рождества Богородицы на Сенях в Кремле. На месте, которое сегодня занято частью Теремного дворца, еще в 14 веке стояла церквушка в честь Воскрешения Лазаря. Точно неизвестно, когда ее возвели, однако понятно, что построена она была одновременно с хором Калиты.

В 1393 году вдова Дмитрия Донского княгиня Евдокия устроила на месте деревянной церкви каменный храм Рождества, имеющий один придел в честь Воскрешения Лазаря, другой, главный, во имя Рождества Богородицы. Изначально храм выполнял роль домовой обители женской части дворца.

Как полагают некоторые исследователи, посвящено строительство было Куликовской битве, поскольку дата Рождества Богородицы совпадает с датой начала Куликовской битвы. В то же время ученые отмечают, что вряд ли храм заложили в честь «несчастливой» 13-й годовщины важной битвы.

Церковь была выполнена из белого камня. В 1395 году ее расписали Семен Черный, Феофан Грек и их ученики.

Возрождение Рождественского храма в Кремле

В 1514 году, когда храм изрядно обветшал, обновление его было поручено известному в то время мастеру — Алевизу Новому.

Архитектор старое здание превращает в подклет, над которым выкладывает своды, ставшие основой для кирпичного храмового здания. Превращенное в подклет помещение выполняло роль придела Воскрешения. Храм соединялся с дворцом переходом с сенями, поэтому святыню стали называть «что на сенях Государя».

В архитектуре здания церкви Рождества Богородицы на Сенях сочетались черты владимиро-суздальской школы, а также раннемосковской. Яркое подтверждение тому — окна-розетки и килевидные порталы.

На протяжении 16-17 веков храм был многоглавым. Три главы имел четверик, по одной главке насчитывалось на каждом приделе, число которых уже равнялось трем.

В 1681 году Рождественский храм что на Сенях в Кремле подвергают кардинальным изменениям.

Надстройка, выполненная Алевизом, была разобрана, главы сняты. Придел Воскрешения со временем убрали, помещение стали использовать под склад. Позже, уже при Николае I, забытый придел был обнаружен и обустроен заново.

Церковь после революции

После революции все святыни Кремля оказались закрытыми. В 30-е годы храм Рождества Богородицы в Сенях досконально изучают и реставрируют. В 1949-52 годы проводится капитальная реставрация святыни.

В целом, архитекторам удалось восстановить прежний облик древнего памятника. Православной Церкви храм Рождества Богородицы на Сенях так и не был возвращен.

Церковь Лазаря и Рождества Богородицы на Сенях, Москва

Церковь Рождества Богородицы на Сенях — древнейших храм XIV столетия, поныне ожидает своей очереди на тщательное изучение историками, архитекторами и теологами, ныне закрытый для богослужений, но бывает временно открыт для экскурсий.

Большой Кремлевский дворец является хранителем старинной постройки с золотым куполом во главе.

Исторические сведения о храме

В конце XIV века вдова Дмитрия Донского, княгиня Евдокия велела заложить новый храм в честь победы во время Куликовской битвы.

Княжеский дворец располагался на территории московского кремля и находился под его защитой. Будущий храм решено было построить над деревянной святыней Воскрешения Лазаря и использовать его в качестве домовой церкви. По плану строительства церковь, соединяющаяся с дворцом сенным переходом, была названа на Сенях.

Читайте также похожие статьи:

Первой иконой новопостроенной святыни является образ ангела, написанный самой княгиней после посещения ее во сне посланником Божьим.

На заметку! Сохранившиеся росписи сводов и стен принадлежат кисти знаменитых художников Феофана Грека и Симеона Черного.

Пожар 1479 года привел к обвалу верха здания, но разрушения вскоре восстановили. В начале XVI века, в 1514 году архитектором Алевизом Новым было начато строительство нового яруса, который впоследствии стал главным престолом храма Рождества Божьей Матери. Церковь Воскрешения Лазаря оказалась в подклете.

В то время еще не было Вознесенской женской обители в Кремле, и женщины царского рода хоронились в приделе Воскрешения Лазаря, где хранилась и казна храма.

О существовании трех глав и двух приделов можно узнать только по сохранившимся чертежам 1600 года.

Царь Федор Алексеевич в конце XVII века в 1681 году приказал перестроить святыню, упразднив Лазаревский придел, и возвести собор Святого Духа, который простоял совсем немного, на его месте была возведена одноглавое здание, и придел Лазаря замуровали.

Строительство Большого Кремлевского комплекса подарило новую жизнь храму Богородицы на Сенях и приделу Воскрешения Лазаря, украсившему древний подклет.

Другие храмы в честь Рождества Богородицы:

Церковь Рождества Богородицы на Сенях Московского Кремля реставрировали, провели электричество, при этом уничтожив многие древние росписи.

На протяжении многих столетий в беломраморном здании молились царицы и великие княгини. Царь Николай Второй с царицей Александрой и детьми в 1903 году приобщался в древней святыне Святых таинств.

В церкви Воскрешения Лазаря богослужение проводилось раз в год, на Лазареву субботу.

После Гражданской войны христианские кремлевские святыни закрыли.

Храм Богородицы на Сенях восстановили и отреставрировали. Но только в 2012 году патриарх Кирилл провел первое богослужение в стенах святыни, установив на ее стене памятную доску в честь памяти Евфросинии Московской, основательницы храма.

Святыни и престольные праздники

Престольные праздники древнейшей святыни — 21 сентября — Рождество Божьей Матери, последняя суббота перед Пасхой — Лазарева суббота.

Чудотворную Феодоровскую икону Богородицы, перед которой юный боярин Михаил Романов был наречен царем, принесла в святыню мать императора Михаила Федоровича.

Костромской Успенский собор ныне является хранителем чудного Феодоровского образа Божьей Матери.

Левая сторона царских ворот украшалась писком Владимирской иконы Богородицы, украшенной серебряным киотом.

Золотая риза с 2555 бриллиантами украшала список образа Спаса Нерукотворного.

Современное состояние храма

Современное здание Рождества Богородицы на Сенях Московского Кремля полностью восстановлено.

Орнаменты и сцены из жизни святых украшают своды небольших ее внутренних пространств.

Через решетчатые отверстия в куполе церковь освещается слабым светом. В дворцовые коридоры свет попадает через цветные стеклянные мозаики.

Ещё интересные статьи:

Реставрация XIX века не коснулась Царских ворот и серебряного храмового иконостаса, изготовленного по заказу императора Николая II.

Современная святыня хранит список Феодоровской иконы Богородицы, фамильного Божьего лика семьи Романовых, и список Владимирского образа Божьей Матери.

Информация для паломников

На данный момент одна из древнейших святынь России закрыта для богослужений и массового посещения, о проведении экскурсий в святыню следует уточнить в бюро экскурсий Кремля.

Экскурсии по храмам Кремля проводятся ежедневно, кроме четверга. С 10 утра до 6 часов вечера.

Церковь Рождества Богородицы на Сенях

Церковь Рождества Богородицы на Сенях — древнейший из дошедших до наших дней памятников архитектуры Кремля. Она была построена в 1393-1394 гг. по заказу вдовы Дмитрия Донского княгини Евдокии, предположительно, в память Куликовской битвы. Об этом говорит посвящение храма Рождеству Богородицы, которое по христианскому календарю совпадает с датой Куликовской битвы. Новая церковь заняла место деревянной церкви Воскрешения Лазаря и находилась при женской половине княжеского дворца в качестве домового храма.

Выстроенная из белого камня четырехстолпная трехапсидная церковь сохранилась до половины высоты стен с главным порталом и частью окон. Круглые в плане западные столбы несут сводчатое перекрытие хор, наличие которых подтверждается внутристенной лестницей, расположенной в северо-западном углу. Архитектура храма сочетает в себе черты владимиро-суздальской (круглые столбы, обрамление портала, лопатки) и раннемосковской архитектурных школ. О принадлежности к последней говорят килевидные завершения портала и ниш и окна-розетки.

В 1395 г. храм расписали Феофан Грек и Даниил Черный с учениками. В 1479 г., вероятно по причине пожара, верх здания обвалился, но вскоре церковь была восстановлена. В связи со строительством нового каменного великокняжеского дворца возводивший его Алевиз Новый перестроил в 1514 г. и церковь Рождества Богородицы. Сохранив древний храм в качестве подклета, архитектор надстроил его в уровне жилого яруса дворца новым обьемом, в котором разместился главный престол. Подклет был отведен приделу Лазаря, ранее располагавшемуся при алтаре. Об облике алевизовского храма сведений практически нет. Наиболее четкое его изображение мы имеем на чертеже “Кремленаград” начала 1600-х годов, где он показан трехглавым с тремя апсидами и двумя приделами, появившимися вероятнее всего не ранее второй половины ХVI в.

Кардинальной перестройке сооружение подверглось в 1681-1684 гг. при Федоре Алексеевиче, когда Алевизовский храм заменяется одноглавой церковью с прямоугольным алтарем и трапезной палатой с западной стороны. Лазаревский придел при этом упраздняется, а в ХVIII в. подклет превращается в складское помещение. При начале строительства Большого Кремлевского дворца в 1838 г. придельная церковь Лазаря в древнем подклете восстановливается, а в архитектурное оформление храма привносятся эклектические детали в стиле ХVII в.

В 1923-1928 гг. и в 1949-1952 гг. была осуществлена фундаментальная реставрация сохранившегося в уровне подклета древнейшего памятника Кремля и Москвы.

Церковь Рождества Богородицы на Сенях Московского Кремля

Адрес: Россия, Москва, Московский Кремль
Начало строительства: 1393 год
Окончание строительства: 1394 год
Координаты: 55°44’59.5″N 37°36’55.8″E

Небольшая золотоглавая средневековая церковь находится в дальней, западной части Теремного дворца. Это древнейший из сохранившихся храмов на территории Московского Кремля. Сегодня он скрыт от посторонних глаз, как много веков была скрыта от людского взора частная жизнь живущих в кремлевских покоях цариц и царевен.

История строительства церкви Рождества Богородицы на Сенях

Великая княгиня Евдокия Дмитриевна (Преподобная Ефросинья Московская), вдова Дмитрия Донского, повелела выстроить каменную церковь в тринадцатую годовщину Куликовской битвы, случившейся в 1380 году в празднование Рождества Богоматери. Четырехстолпный храм из белого камня, отстроенный в 1393-94 гг. заменил стоявшую здесь и обветшавшую от времени деревянную церковь Святого Лазаря. А в память о старом храме в новой церкви устроили Лазаревский придел.

Новый храм был освящен митрополитом московским Киприаном. А роспись его внутренних помещений была поручена настоящим мастерам кисти Феофану Греку и Симеону (Даниилу) Черному. Храм построили обособленным зданием и соединили с сенными помещениями дворца переходом. Из-за этого он и получил свое название «у Государя на сенях» или «что у Богородицы на сенях». Храм использовался великими княгинями и княжнами в качестве домовой церкви.

В начале XVI века над реконструкцией здания работал итальянский зодчий Алевиз Фрязин (Новый). Настоящее его имя было Алоиз Ламберти да Монтиньяна. Он был приглашен на русскую службу послами царя Ивана III. Этот архитектор сделал церковь двухэтажной, построив над основанием XIV века новое завершение. По окончании работ, в 1516 году провели освящение возведенного храма.

На первом этаже разместили церковь Воскрешения Лазаря, а вверху – престол Рождества Богородицы. Здесь, в притворе второго этажа, через верхнее окно царицы слушали церковную службу все 40 дней после родов, в течение которых женщинам не положено было присутствовать в храме. В нижнем храме Воскрешения Лазаря до строительства Вознесенского женского монастыря в Кремле погребались женщины великокняжеского рода, и хранилась казна.

История храма в XVII-XIX веках

К сожалению, эта церковь не раз страдала от сильных пожаров, и поэтому претерпела несколько восстановлений и перестроек. Свой современный вид храм приобрел в 1681-1684 годах, при государе Федоре Алексеевиче. Здание, возведенное Алевизом Новым, заменили на новое, а стены храма выровняли заподлицо со стенами Теремного дворца. Строительными работами по обновлению верхнего храма руководил зодчий Федор Тихонов.

Нижний храм Воскрешения Лазаря в XVII века был упразднен, а его помещение стали использовать как склад. Чуть позже о нем просто позабыли. И только в 1838 году, когда строили новый Кремлевский дворец и разбирали нижний этаж старых теремов, обнаружили алтарь и древние своды заброшенного храма. После чего император Николай I повелел восстановить церковь и вновь освятить ее в честь Воскрешения Лазаря.

Все необходимые строительные работы были проведены под руководством архитекторов Ф.Г. Солнцева и П.А. Герасимова. В время реставрационных работ в архитектурное оформление здания привнесли эклектическую отделку в стиле XVII века, полностью уничтожили остатки древней росписи, вход в храм оформили порталом, а в трапезной пробили свод и сделали фонарь.

Отстроенную церковь причислили к дворцовым храмам и стали проводить в ней службы – один раз в год, на Лазареву субботу перед Вербным воскресеньем. В конце XIX и самом начале XX века церковные службы проходили по воскресеньям и праздникам. И на них приходили высшие служащие дворца. Перед Пасхальной заутренней обычно крестный ход совершали по извилистым переходам коридоров дворца вокруг помещений церкви.

Храм этот примечателен тем, что в нем в 1862 году венчались Лев Николаевич Толстой и Софья Андреевна Берс, которая была дочерью придворного врача императора Александра II.

Архитектурные особенности и внутреннее убранство церкви Рождества Богородицы на Сенях

Церковь Рождества Богородицы на Сенях относится к периоду раннемосковского зодчества (1320-1430 годы). Это одна из первых городских белокаменных построек. И одно из немногих московских зданий тех времен, сохранившихся до наших дней.

Старый белокаменный храм XIV века был трехабсидный. Его построили под влиянием сразу нескольких архитектурных школ. Черты владимиро-суздальской архитектуры видны в четырех массивных круглых столпах, сложенных из белокаменных блоков, обрамлении портала и лопатках. А раннемосковские архитектурные традиции проявляются в килевидных завершениях портала, а также в восьмилепестковых окнах-розетках.

Ранняя церковь была многоглавой. А современный храм, перестроенный в XVII веке, стал одноглавым. Он имеет трапезную с западной стороны и прямоугольное алтарное помещение. От надстройки, сделанной Алевизом, практически ничего не осталось. С XVII века сохранилось декоративное оформление барабана – характерный колончатый пояс и килевидные кокошники у основания, внутристенные тайники, лестница на хоры, а также фигурные ниши и слуховые окошки.

Внутреннее пространство этой церкви довольно небольшое. Стены и своды в ней сплошь покрыты орнаментом и изображениями святых. Через купол и решетчатые окна с древним орнаментом в храм проникает слабый свет. А в нижний ярус окон, которые выходят в дворцовый коридор, вставлены цветные стекла.

Серебряный храмовый иконостас, сохранившийся до наших дней, был сделан при императоре Николае I по проекту архитектора Константина Тона. Иконы для него написаны в академической манере конца XIX века. А лепной декор храма и изразцовые печи выполнены в старинном русском стиле. В церкви также прекрасно сохранились Царские врата, которых не коснулись переделки XIX века.

Среди храмовых икон выделяется список, сделанный с Федоровской иконы Богоматери – фамильной иконы дома Романовых. Оригинал этой старинной иконы сегодня хранится в Богоявленском монастыре в Костроме. Именно перед ней в марте 1613 года в Костромском Ипатьевском монастыре Михаил Федорович Романов был наречен на царство. Слева от Царских врат стоит список с Владимирской иконы Божией Матери. А особо почитаемый образ Спаса Нерукотворного расположен третьим справа от Царских врат.

Большие реставрационные работы в древнейшей церкви Кремля проводили в 1923-1928 (под руководством Д.П. Сухова и Н.Н. Померанцева), в 1949-1952 и в 1990-х годах. Сегодня церковь не имеет музейных коллекций, и доступ в нее закрыт. Ее золоченая глава на фоне Большого Кремлевского дворца хорошо видна со стороны Оружейной палаты и с Моховой улицы. Этот памятник архитектуры еще до конца не изучен. Первая подробная научная публикация о нем увидела свет лишь в 2011 году.

Церковь Рождества Богородицы на Сенях

Адрес:
Россия, Москва, ул. Дворцовая

Время работы:
Недействующий храм.
Музейных экспозиций в храме нет.
Доступ для посещений закрыт.

Общая информация

Церковь Рождества Богородицы на Сенях — древнейший архитектурный памятник, дошедший до наших дней. За долгие годы своего существования церковь не раз перестраивалась. Изначально она была выстроена на месте старой деревянной церквушки Воскрешения Лазаря в 1933-94 гг. Церковь, является одной из составляющих комплекса Большого Кремлевского дворца. Идея построения принадлежит вдове Дмитрия Донского – княгине Евдокии. Церковь находилась в женской половине дворца и являлась домовым храмом. Белокаменные стены дошли до наших дней практически без изменений.

Это интересно
Есть предположения, что храм был возведен в память о Куликовской битве, так как даты битвы и праздника Рождества Пресвятой Богородицы совпадают.

В архитектуре храма сочетаются разные стили. В круглых массивных столпах, лопатках и обрамлении портала прослеживается владимиро-суздальский стиль, а в килевидных довершениях портала и окнах-розетках — раннемосковский. После построения здания росписью стен занимались искусные мастера-иконописцы – Феофан Грек и Симеон Черный.

Здание храма было соединено с княжеским дворцом переходами. Отсюда добавилось название «на Сенях». В память о старой церквушке был выстроен Лазаревский придел.

В XVI веке церковь пострадала от пожара, по причине которого произошла реконструкция здания и внешний вид сильно поменялся. Теперь она была надстроена с другим объемом, где размещался главный престол Рождества Богородицы. Здесь знатные женщины в течение 40 дней после родов слушали через окно церковные службы

В 1681-84 гг. при царе Федоре здание снова было перестроено под руководством Алевиза Нового. С западной стороны выделялись трапезная и прямоугольный алтарь. Об измененном виде можно предполагать, ссылаясь на чертеж «Кремленаграда», где сооружение изображено трехглавым с двумя приделами и тремя апсидами.

В XVIII веке подклет временно использовался как складское помещение. Одновременно с возведением Большого Кремлевского дворца, церковь опять была реконструирована и в древнем подклете вновь расположилась придельная церковь Воскресшего Лазаря. В начале XX века в храме была проведена глобальная реконструкция. Древние росписи не дошли до наших дней.

Это интересно
Раз в год, на Лазареву субботу, в храме проводились церковные службы.

Белокаменое златоглавое здание хорошо просматривается с других улиц.

Стоимость билетов и экскурсионное обслуживание

В настоящее время музейных достопримечательностей в храме нет, а сам храм находится в бездействии.

Церковь Рождества Богородицы на Сенях

Золотая глава венчает эту древнюю церковь, находящуюся в дальней, западной части Теремного дворца. Бывшая домовая церковь великих княгинь и цариц сегодня скрыта от посторонних глаз, как была в средние века скрыта жизнь русских цариц. Ее возвела в камне в 1393-1394 годах великая княгиня Евдокия, жена Дмитрия Донского, на месте древней деревянной церкви св. Лазаря. При этом в новом храме устроили Лазаревский придел. Храм был построен в память Куликовской битвы, которая произошла в праздник Рождества Богоматери в 1380 году. В начале XVI века зодчий Алевиз возвел над основанием XIV века новое завершение. Таким образом храм стал двухэтажным. В нижнем этаже разместили церковь Воскрешения Лазаря, а в верхнем — престол Рождества Богородицы.

Убранство трапезной в церкви Рождества Богородицы

Церковь не раз подвергалась пожарам. Нынешний вид она приобрела в 1681-1684 годах, когда постройку Алевиза заменили новым верхним храмом, который возвел зодчий Федор Тихонов. Через купол и решетчатые окна с древним орнаментом проникает в храм слабый свет. В нижнем ярусе окон, выходящих в дворцовый коридор, вставлены разноцветные стекла. Стены и своды церкви сплошь покрыты орнаментом и изображениями святых. Иконостас церкви сделан при императоре Николае I из серебра (архитектор Константин Тон). Иконы выполнены в академической манере конца XIX века, а лепной декор и две изразцовые печи — в старинном русском стиле. Царские врата относятся к немногим остаткам старины, сохранившимся в храме после переделок XIX века.

Среди икон храма замечателен список с Феодоровской иконы Богоматери, фамильной иконы дома Романовых. Оригинал иконы ныне находится в Богоявленском монастыре в Костроме. Перед этой иконой в марте 1б13 года в Костромском Ипатьевском монастыре состоялось наречение на царство Михаила Федоровича Романова. Слева от Царских врат стоит список с Владимирской иконы Божией Матери. Чтимый образ Спаса Нерукотворного — третий справа от Царских врат. В притворе через церковное окно царицы в ХVI-ХVII веках слушали службу все 40 дней после родов, в течение которых женщшим не положено было присутствовать в храме.

В XIX — начале XX века службы в церкви совершались по воскресеньям и праздникам и посещались высшими служащими дворца. В 1862 году здесь венчались граф Лев Толстой с Софьей Андреевной Берс, дочерью придворного врача императора Александра II. Перед Пасхальной заутреней традиционный крестный ход совершали, следуя извилистыми переходами вокруг помещения церкви по коридорам дворца.

Церковь Воскрешения Лазаря, под церковью Рождества Богородицы

Этот храм XIV века — древнейший в Кремле и расположен в нижнем этаже под церковью Рождества Богородицы. До того как был построен Вознесенский девичий монастырь, в церкви погребались женщины великокняжеского семейства и хранилась казна.
В XVII веке церковь была упразднена, и на 200 с лишним лет о ней забыли. В 1842 году при постройке нового Кремлевского дворца, разбирая нижний этаж теремов, обнаружили древние своды и алтарь заброшенного храма. Император Николай I приказал восстановить храм в прежнем виде и освятить в честь Воскрешения Лазаря. Храм был причислен к дворцовым церквам, и служба в нем совершалась раз в году — на Лазареву субботу.

Церковь Лазаря и Рождества Богородицы в Кремле (Москва)

ЦЕРКОВЬ ЛАЗАРЯ И РОЖДЕСТВА БОГОРОДИЦЫ

В архитектурном комплексе Большого Кремлевского дворца с западной стороны Теремов сохраняется один из самых древних памятников Кремля и Москвы — церковь Лазаря, относящаяся к концу XIV в.

Первоначально церковь Лазаря была деревянной и примыкала к княжескому дворцу как домовая церковь. В 1392— 1393 гг. рядом с ней была построена белокаменная церковь во имя Рождества Богородицы, и церковь Лазаря стала ее приделом. В 1395 г., как свидетельствует Воскресенская летопись, церковь Рождества Богородицы была расписана художниками Феофаном Греком и Семионом Черным. После того, как в 1514 г. зодчий Алевиз построил над ней новую кирпичную церковь, нижняя стала называться церковью Лазаря, а новая — Рождества Богородицы. В XVII в. церковь Рождества была вновь перестроена и в таком виде сохранилась до наших дней.

Эти церкви снаружи увенчаны одним куполом, который хорошо виден со стороны Оружейной палаты.

Церковь Лазаря представляет собой небольшой квадратный в плане храм с тремя апсидами, выложенный из крупных, хорошо отесанных белокаменных блоков, что свидетельствует о высокой строительной технике в Москве XIV в. Своды его поддерживаются четырьмя столбами, Два из которых круглые и напоминают столбы собора XII в. в Боголюбове. В юго-восточном столбе сделано княжеское место, а в западной стене — ниша для КНЯГИНИ.

В XVIII и XIX вв. церковь Лазаря была застроена и забыта. Только при постройке Большого Кремлевского дворца в 1838—1849 гг. ее обнаружили и включили в комплекс дворцовых построек. С фасада церковь была закрыта вновь пристроенными галереями дворца. От прежнего декоративного убранства на фасадах церкви сохранился только западный перспективный портал с килевидным завершением, обнаруженный архитектором И. В. Рыльским в 1924 г.

Украшения портала состоят из колонок и бусин, которые вытесаны из белого камня. Подобная обработка западного портала говорит о связях московского зодчества того времени с владимиро-суздальской архитектурой XII—XIII вв.

Древней росписи внутри церкви не сохранилось. В церкви Рождества Богородицы, расположенной выше, имеется настенная роспись, относящаяся к XVIII—XIX вв., иконы датируются XVII—XIX вв.

Церковь Рождества Богородицы на Сенях

Православный храм
Церковь Рождества Богородицы на Сенях

Княгиня Евдокия устанавливает в свежепостроенном храме икону ангела, написанную по её описанию после явления ей ангела
55°45′02″ с. ш. 37°36′58″ в. д. H G Я O
Страна Россия Россия
Город Москва
Конфессия Православие
Тип здания Крестово-купольный храм
Основатель Евдокия Дмитриевна
Дата основания 1393 год
Строительство 1393—1394 годы
Статус ОКН № 7732864042 № 7732864042
Сайт kreml.ru/ru/kremlin/buil…
Церковь Рождества Богородицы на Сенях на Викискладе

Це́рковь Рождества́ Богоро́дицы на Сеня́х (Воскреше́ния Ла́заря) — древнейший (если не считать подклета Благовещенского собора Кремля) из частично дошедших до наших дней памятников архитектуры Москвы. Расположена в Московском кремле, входит в состав комплекса Большого Кремлёвского дворца.

Содержание

История храма

Церковь была построена в 1393—1394 гг. по заказу княгини Евдокии, вдовы Дмитрия Донского.

Н. Н. Воронин полагал, что храм был заложен в память Куликовской битвы, так как посвящён празднику Рождества Пресвятой Богородицы, который по церковному календарю совпадал с датой Куликовской битвы [1] . Однако С. В. Заграевский показывал низкую вероятность заложения храма в честь 13-й («несчастливой») годовщины битвы [2] .

Церковь заняла место деревянной церкви Воскрешения Лазаря и находилась при женской половине княжеского дворца в качестве домового храма великой княгини.

Церковь 1393—1394 годов сохранилась до половины высоты стен (до хор) с главным порталом и частью окон. Это была четырёхстолпная трёхапсидная церковь, построенная из белого камня. Круглые в плане западные столбы несут сводчатое перекрытие хор.

Архитектура храма сочетает в себе черты владимиро-суздальской (круглые столбы, обрамление портала, лопатки) и раннемосковской (килевидные завершения портала и ниш, окна-розетки) архитектурных школ.

В 1395 году храм расписывали Феофан Грек и Симеон Чёрный с учениками [3] .

В 1479 году, вероятно, по причине пожара, верх здания обрушился, но вскоре церковь была восстановлена. В 1514—1518 годах архитектор Алевиз Новый надстроил храм на уровне жилого яруса дворца новым объёмом, в котором разместился главный престол Рождества Богородицы. Нижнюю часть древнего храма зодчий сохранил в качестве подклета, в котором был устроен придел Лазаря, ранее, видимо, располагавшийся в алтаре.

Об облике алевизовского храма мы можем судить только по чертежу «Кремленаград» начала 1600-х годов, где он показан трёхглавым с тремя апсидами и двумя приделами (вероятно, появившимися не ранее второй половины XVI в.)

При царе Фёдоре Алексеевиче в 1681—1684 гг. здание было перестроено и превратилось в одноглавую церковь с прямоугольным алтарем и трапезной с западной стороны. Лазаревский придел при этом был упразднён. В XVIII в. подклет превратился в складское помещение. При начале строительства Большого Кремлёвского дворца верхняя часть была вновь перестроена, а в древнем подклете была вновь устроена придельная церковь Воскрешения Лазаря.

Современное состояние

В настоящее время храм не действует, музейных экспозиций в нём нет, доступ в него перекрыт.

Ссылка на основную публикацию