Церковь Мартина Исповедника на Таганке

Храм Мартина Исповедника на Таганке Москва

Содержание:

Храм Мартина Исповедника, что стоит на Таганке, в самом центре современной Москвы, выглядит не таким уж и древним. Но история его, тем не менее, уходит в глубину столетий, ко временам правления Василия III.

Храм Мартина Исповедника находится в самом центре исторической московской застройки, в Заяузье, которое ныне именуется Таганкой.

В храме Святителя Мартина Исповедника на Таганке можно поклониться частицам мощей святого Мартина Исповедника. В храме каждый день совершаются молебные пения перед мощами блаженной старицы Матроны Московской, а каждую субботу проводятся беседы с желающими принять Таинство Крещения.

Полное название — Храм Святителя Мартина Исповедника Папы Римского (Вознесения Господня) в Алексеевской Новой слободе, Москва.

Первые упоминания о московском храме Мартина Исповедника относятся к 1625 году, но в источнике не указана дата строительства. Сведений о том, каким было первоначальное строение храма — каменное или деревянное, на сегодняшний день не имеется. Первые документальные упоминания о каменной церкви относятся лишь к 1708 году. По другим сведениям, церковь была каменной уже в 1657 году

Таганка храм Мартина Исповедника возведение

Достоверно известно, что храм Мартина Исповедника появился на главной дороге из Кремля к Спасо-Андроникову монастырю в марте-сентябре 1492 года, с момента своего возникновения был православным, главный престол которого освятили в честь Вознесения Господня.

Уже после венчания на царство Василия III в день памяти святого Мартина он стал называться храмом Мартина Исповедника (Вознесения Господня) в Новой Алексеевской слободе. Алексеевской слобода звалась по имени одного из местных храмов, освященного во имя святителя Алексия Митрополита Московского «что за Яузой».

Новый храм Мартина Исповедника

В конце XVIII века богатый московский купец Василий Жигарёв решил отдать все свои средства на строительство нового храма Мартина Исповедника. Разрабатывал проект и осуществлял строительство архитектор Родион Казаков.

Строительство новой церкви Мартина Исповедника на Таганке началось в 1792 году и продолжились до 1806 года, то есть через 14 лет грандиозная стройка завершилась — огромный храм в стиле классицизма стал архитектурной доминантой всего Заяузья. Как во времена своего появления, так и теперь церковь выделяется своей оригинальностью среди соседствующих построек, стоящая на высоком берегу Яузы, на самой вершине Таганского холма.

Новое здание храма стали сравнивать с известными мировыми святынями: собором Св. Петра в Риме и храмом Св. Павла в Лондоне. Расписывал новый храм итальянский мастер-живописец Антонио Клаудо. Приделы храма освящались постепенно. В октябре 1800 года — Мартиновский и Грузинский (1 и 8 октября, соответственно). Главный престол в честь Вознесения Господня был освящен в 1806 году.

История Храма Святителя Мартина Исповедника на Таганке в Москве

В судьбе храма Святителя Мартина Исповедника сказались все перипетии русской истории. Он пережил и нашествие Наполеона, и пожар 1812 года, и мирные годы, и разграбление после революции 1917 года. Но пришло время его возвращения в лоно Православной Церкви, и ныне он открыт для своих прихожан.

В 1806 году новый московский храм Святителя Мартина Исповедника был освящен самим митрополитом Платоном (Левшиным).

Наполеоновское нашествие

Прошло совсем немного времени со дня освящения нового храма, как грянула Отечественная война 1812 года. Когда Москва была оккупирована наполеоновскими войсками, то внешний вид храма — такой европейский — спас его от разорения. Маршал Мюрат, расквартировавший свои войска неподалеку, не только приказал не трогать эту церковь, но и поставил для ее охраны взвод солдат под командованием офицера.

Однако большой московский пожар 1812 года, нанесший городу серьезный урон, храма не пощадил, и здание пострадало довольно сильно, что не помешало в том же году провести здесь первое благодарственное богослужение в честь бегства французов из Москвы. Более десяти лет — до 1823 года — продолжалась реставрация церкви, а особенно — пострадавшей облицовки храма.

После Октября

В 1922 году по Декрету об изъятии церковных ценностей храм был лишен части своего имущества. По описи, с 21 марта по 5 апреля было изъято 14 пудов 4 фунта и 91 золотник серебра.

В 1924 году храм Мартина Исповедника был вовсе разграблен. Главный иконостас храма был передан на хранение в Донской монастырь, святые врата — в музей архитектуры, иконостасы боковых приделов просто разобрали. В 1931 году в осиротевшем храме разместили «Востоккино» — киностудию документальных фильмов.

После 1934 года в храме разместилась Всесоюзная книжная палата, которая просуществовала в здании храма до 1996 года. В здании церкви Мартина Исповедника палата хранила книжные фонды. Вероятно, именно то, что владельцем церкви стала книжная палата, спасло храмовые росписи начала XIX века от гибели, хотя в основном объеме были устроены перекрытия, образовывавшие четыре дополнительных этажа. Надпись на фронтоне «Храм святаго Мартина Исповедника» также сохранилась. Вокруг церкви была установлена ограда.

В 1980 году обветшавшее к тому времени здание храма было взято государством под охрану.

Возрождение

В конце 1989 года в районе Таганки существовала лишь одна действующая церковь — Успения Пресвятой Богородицы в Гончарах. Именно здесь была создана первая община обновленного храма Мартина Исповедника, было принято решение начать хлопоты о возвращении храма Святителя Мартина Исповедника Православной Церкви. И с 1990 года храм постепенно начали возвращать верующим.

19 апреля 1991 года один из престолов храма был освящен во имя преподобного Серафима Саровского. Поначалу службы велись в притворе, в нижнем ярусе колокольни. А затем постепенно в храм стали возвращаться святыни.

Но только в 1996-м из здания окончательно были вынесены фонды книжной палаты. Несколько этажей перекрытий и перегородок были разобраны, произведен капитальный ремонт: заменены система отопления, полы, кровля, оконные рамы, отреставрирована настенная живопись. На свое место из Донского монастыря вернулся иконостас главного престола. 28 мая 1998 года совершили великое освящение храма.

Внутри храма Мартина Исповедника на Таганке в Москве

Внутри храма Мартина Исповедника все говорит о стиле ампир, очень модном в то время. Этот имперский стиль сохранился до наших дней практически без поновлений.

Особое внимание привлекает купол храма — это та самая ротонда, особенность архитектурного стиля Родиона Казакова. Свет льется в храм сквозь многочисленные окна (люкарны), расположенные в ротонде.

Росписью храма занимался итальянский живописец Антонио Клаудо. Стиль его работы характерен для конца XVIII — начала XIX века, его невозможно спутать ни с чем другим. Здесь нет, пожалуй, той строгости и духовной сосредоточенности, которая была присуща иконописцам допетровской Руси и которая встречает нас в храмах, построенных до XVIII века.

Под барабаном храма на парусах расположены весьма любопытные сюжеты: тут и пророк Моисей со скрижалями в окружении своего народа, и апостол Петр. При возвращении храма верующим была открыта фреска «Вход Господень в Иерусалим» работы того же Клаудо. Она украшает апсиду храма с внутренней стороны. В 1930-х годах она была спрятана за листами фанеры и таким образом сохранилась до наших дней.

Клаудо выполнил и большие овальные иконы главного иконостаса. Этот иконостас в советское время был вынесен из церкви и много лет пролежал в запасниках Музея архитектуры им. А. В. Щусева, но в 1994 году его вернули в храм. Позолоченная алтарная преграда в нем выполнена в форме триумфальной арки. Согласно архивным сведениям, эта триумфальная арка зафиксирована по документам на 1809 год, то есть она была еще до Отечественной войны 1812 года.

Боковые приделы выглядят чуть скромнее главного, их форма более традиционна для православных храмов. С правой, южной, стороны расположена трапезная, которая соединяется с колокольней длинным притвором.

Основной объем храма освящен в честь Вознесения Господня. Южный придел — во имя святителя Мартина, а северный — в честь Грузинской иконы Божией Матери. Крестильня храма находится ниже нынешнего уровня земли. Она расположена в подклете первоначального храма и освящена во имя преподобного Михаила Клопского. В 1999 году в левом предалтарии был также освящен придел в честь преподобного Александра Монаха, первоначальника обители «Неусыпающих».

К сожалению, историческая обстановка сохранилась в храме не полностью и утраты несомненны, слишком они бросаются в глаза в сравнении с тем, что удалось сохранить. Но все же церковь Мартина Исповедника одна из тех, которым максимально удалось сохранить свое наследие при том, что в советское время она была закрыта и отдана в эксплуатацию светской организации.

Храм святителя Мартина Исповедника Папы Римского (Вознесения Господня) в Алексеевской Новой Слободе

Дорогие братья и сестры! Каждый день в 14-00 в нашем храме совершаются молебные пения перед мощами блж. старицы Матроны. Для тех, кто хочет принять Таинство Крещения, у нас проходят вероучительные беседы каждую субботу в 16-00.

РОЖДЕСТВЕНСКОЕ ПОСЛАНИЕ Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

Рождественское послание Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла архипастырям, пастырям, диаконам, монашествующим и всем верным чадам Русской Православной Церкви.

Возлюбленные о Господе архипастыри, всечестные пресвитеры и диаконы, боголюбивые иноки и инокини, дорогие братья и сестры! Читать далее «РОЖДЕСТВЕНСКОЕ ПОСЛАНИЕ Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла»

Поделиться:

17 ноября 2019 года по благословению настоятеля храма прот. А. Абрамова ученики нашей Воскресной школы побывали в стенах Сретенского монастыря г. Москвы, ознакомились с историей этого удивительного памятника культуры. Студенты Сретенской семинарии любезно показали своё учебное заведение, а в завершении экскурсии был праздничный обед.

Поделиться:

Епископ Воскресенский Дионисий совершил Божественную литургию в храме Мартина Исповедника в Алексеевской Новой Слободе

Богослужение состоялось 30 сентября 2019 года, в день памяти святых мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии.

Поделиться:

Детский Гимнастический Клуб при храме Свт. Мартина Исповедника

Поделиться:

Экскурсия для Воскресной школы

Последнее занятие в этом году для учащихся Воскресной школе было посвящено экскурсии по местным святыням Таганского района.

Поделиться:

Христос Воскресе!

Благословен Бог и Отец

Господа нашего Иисуса Христа,
по великой Своей милости возродивший нас
воскресением Иисуса Христа из мертвых.
(1 Пет. 1:3)

Преосвященные архипастыри, досточтимые отцы, всечестные иноки и инокини, дорогие братья и сестры!

В этот дивный и высокоторжественный день, наполненный особой радостью о восставшем из гроба Господе Иисусе, сердечно поздравляю всех вас с великим и мироспасительным праздником Пасхи и обращаю к вам древнее жизнеутверждающее приветствие:

ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ!

Ныне полнота Единой, Святой, Соборной и Апостольской Церкви величает пеньми и песньми духовными воскресение из мертвых Сына Божия и Сына Человеческого Господа нашего Иисуса Христа, разрушившего власть смерти и отверзшего нам вход в Свое Нетленное Царство. Поистине сегодня все наполнилось светом: и небо, и земля, и преисподняя; все творение празднует восстание Христа, в Котором оно утверждается (Канон Святой Пасхи).

Подобно евангельским женам-мироносицам и иным ученикам Спасителя, которые стали первыми свидетелями воскресения, мы призваны возвещать сию великую радость людям — тем, кто нам близок и дорог, тем, кто нас окружает, тем, кого мы знаем. Мы говорим им: Христос воскрес! И как тогда, многие столетия назад, одни из них, веруя, тотчас отвечают: воистину воскрес! Другие, как апостол Фома, сомневаются и говорят: пока не увижу Его сам, пока не прикоснусь к Нему, не поверю (Ин. 20:25). Иные же и вовсе отвергают эту весть.

Вера в воскресение Господа Иисуса является тем незыблемым основанием, тем непоколебимым столпом, на котором зиждется христианство. «Если Христос, умерев, не смог воскреснуть, — говорит святитель Иоанн Златоуст, — то и грех не истреблен, и смерть не побеждена, и не мы только тщетно проповедовали, но и вы тщетно уверовали» (Беседа 39 на 1-е послание к Коринфянам).

Своим искупительным подвигом Спаситель соединил Небесное и земное, Вечное и временное, Творца и творение, Бога и человека. Он преодолел ту пропасть, которая на заре истории отделила первых людей от их Создателя. Через нарушение данной им заповеди, через их непослушание Творцу в мире стали господствовать грех и смерть. Когда же, по слову апостола Павла, пришла полнота времени, Бог ради нашего спасения послал Своего Единородного Сына, чтобы нам получить усыновление (Гал. 4:4-5).

Христос, как непорочный и чистый Агнец Божий, берет на Себя грех мира (1 Пет. 1:19; Ин. 1:29). Являя послушание Небесному Отцу даже до смерти, и смерти крестной (Флп. 2:8), Он приводит человечество к его Создателю, примиряет его с Ним. Будучи Сыном Божиим по природе, Он соделывает нас сынами Божиими по благодати. Господь открывает нам путь нравственного преображения и духовного восхождения к вечной и блаженной жизни с Богом в невечернем дни Царствия Его (Канон Святой Пасхи).

Освободив нас от рабства греху, сокрушив власть мироправителей тьмы века сего — духов злобы поднебесных (Еф. 6:12), Господь возносится на небо, где восседает в неприступной славе одесную Превечного Отца. Одновременно Он не оставляет нас здесь, на земле, и неотлучно находится со Своими учениками, которые вместе образуют Его Тело — Единую, Святую, Соборную и Апостольскую Церковь. Христос, Ее Глава, ведет этот корабль спасения сквозь бурные воды житейского моря в тихую небесную гавань, где будет Бог все во всем (1 Кор. 15:28).

Составляя Святую Церковь, мы, христиане, являемся продолжателями Его славной миссии в мире. Как многое множество бывших прежде нас братьев и сестер по вере — апостолов, жен-мироносиц, мучеников, святителей, преподобных и праведных, мы призваны провозглашать имя Господа, возвещать в народах дела Его (1 Пар. 16:8). Мы призваны проповедовать о Сыне Божием и Сыне Человеческом, Который по неизреченной любви к нам пролил за нас на Кресте Свою пречистую Кровь. Мы призваны и словами, и делами, всей своей жизнью свидетельствовать людям о Том, Кто был изъязвлен и мучим за беззакония наши (Ис. 53:5) и воскрес для оправдания нашего (Рим. 4:25).

Дорогие братья и сестры! Хотел бы вновь и вновь от всего сердца поздравить вас со светлым праздником праздников и торжеством из торжеств — с Пасхой Божией спасительной (Канон Святой Пасхи). Как наставляет нас святой апостол Иоанн, будем любить друг друга, потому что любовь от Бога, Который возлюбил нас и послал Сына Своего в умилостивление за грехи наши. Если так возлюбил нас Бог, то и мы должны любить друг друга (1 Ин. 4:7-11). Пусть эти дивные слова неизменно будут для нас руководством на всех путях жизни, пусть они вдохновляют нас на совершение добрых дел, на служение нашим ближним и дальним. Аминь.

Сей день, егоже сотвори Господь, возрадуемся и возвеселимся в онь, ибо

ВОИСТИНУ ВОСКРЕСЕ ХРИСТОС!

+КИРИЛЛ, ПАТРИАРХ МОСКОВСКИЙ И ВСЕЯ РУСИ

Пасха Христова, 2019 год

Церковь Мартина Исповедника на Таганке

В историческом центре Москвы, именуемом сегодня Таганкой, а некогда — Заяузьем, находится храм Святителя Мартина Исповедника Папы Римского. Несмотря на то, что вид у церкви довольно современный, история храма началась еще во времена Василия III — в 15-16 веках.

История постройки

Если довольно подробно изучить историю московского храма Святителя Мартина Исповедника, то можно проследить основные вехи русской истории. Так стены церкви помнят времена нашествия Наполеона, пожар во время Отечественной войны 1812 года, период революции 1917 года — все эти события наложили свой отпечаток на судьбу этого храма.

О том, в какое время появился на Таганке храм Святителя Мартина, существует два предположения.

  • Согласно одному из них, по мнению Ивана Михайловича Снегирева — русского историка и археолога, церковь была построена предположительно в 1492 году.
  • Другая же дата — 1625 год, связана с первым упоминанием храма Святого Мартина в архивах города Москвы.

Интересно! Доподлинно известно, что изначально храм Мартина Исповедника именовался иначе. Когда в 1492 году был он возведен близ дороги ведущей от Кремля к Спасо-Андрониковой обители, главный престол храма был освящен в честь Вознесения Господа. В день, когда был венчан на царственный престол Василий III, по церковному календарю — день памяти святого Мартина, церковь получила новое название, оставшееся и до наших времен.

Считается, что во время посещения столицы в 1780 году австрийским императором Иосифом II зародилась идея о том, чтобы рядом со зданием храма Святителя Мартина заложить новый храм. Все это благодаря тому, что экскурсоводом по Москве для императора был избран не кто иной, как митрополит Платон. Однако строительство было начато лишь в 1791 году.

Другие православные храмы Москвы:

Промедление в начале стройки возникло по причине того, что только спустя 10 лет появились деньги на постройку новой церкви. Выделил их один из богатейших московских чаеторговцев — Василий Яковлевич Жигарев, ставший в дальнейшем главой города.

Архитектором проекта стал Родион Казаков, спроектировавший такие известные храмы, как:

  • церковь великомученицы Варвары;
  • один из соборов Зачатьевского монастыря;
  • церковь Симеона Столпника;
  • колокольня Андроникова монастыря и другие важные для культуры православия объекты.

В начале 1792 года состоялось благословение митрополитом Платоном начала строительства, а уже в 1806 году им же был освящен престол нового храма.

Первая служба состоялась в храме в 1812 году, и она была посвящена освобождению Москвы от французов. Случившийся в этом же году городской пожар не обошел стороной и церковь, после чего реставрация храма Святителя Мартина продолжалась до 1821 года.

Следует знать, что до начала 20 века храм считался летним, т.к. в нем полностью отсутствовало паровое отопление, которое появилось только в 1904 году, благодаря средствам, пожертвованным московским купцом Сергеем Андреевичем Александровым.

Советская власть внесла свои коррективы в судьбу храма — лишившись большей части церковной утвари в 1931 году храм был закрыт. В разное время в здании существовал архив студии «Востоккино», книжное хранилище, вычислительный центр одного из институтов Москвы.

Лишь в начале 90-х годов было принято решение вернуть помещению статус церкви, на что ушло целых 6 лет, а 28 мая 1998 года патриархом Московским и Всея Руси Алексием II было проведено освящение храма.

Современное состояние

Сегодня храм Мартина Исповедника — один из красивейших храмов столицы, отличающийся, в первую очередь, нетипичной для русского православия архитектурой. Эту церковь часто сравнивают с собором Святого Павла, находящимся в Лондоне, а также с римским собором Святого Петра.

К слову сказать, храм святителя Мартина построен в таком месте, где здания старой Москвы лишь подчеркивают самобытность храма, отлично дополняя его в этом историческом месте города.

Архитектура и убранство сооружения

Храм святителя Мартина на Таганке — образец архитектуры эпохи классицизма, его главная часть представляет собой крест, по обе стороны от которого расположены порталы с колоннами. Основной купол храма представляет по форме ротонду, с четырех сторон от которой расположены небольшие купола. С одной из сторон к храму примыкает колокольня, выстроенная в 3 яруса.

Интересно! Внутреннее убранство храма выполнено в стиле ампир, к этому стилю относятся и росписи, выполненные живописцем из Италии — Антонио Клаудио.

Деятельность прихода

Многие годы священники храма занимаются как духовной деятельностью (при храме имеется воскресная школа), так и социальной (при участии прихожан и волонтеров организуются мероприятия для детей сирот).

Святыни и престольные праздники

К основным святыням храма относят:

  • список с Грузинской иконы Божией матери, творящий чудеса;
  • святые мощи Мартина Исповедника, святителя Тихона, преподобного Никодима и многих других известных православных святых;
  • частица святых мощей и погребальная рубашка матушки Матроны Московской.

Один из главных престольных праздников храма связан с почитанием Грузинской иконы Богоматери, проходящий ежегодно 4 сентября.

Время работы

Храм Мартина Исповедника на Таганке открыт для прихожан ежедневно с 7.30 утра и до 19.30. Ежедневно проходят службы — в 8 утра и в 17.00 вечером. По выходным — в 10.00 и в 17.00.

Как добраться

В Москве добраться до храма довольно просто, достаточно ориентироваться на станции метро, ближайшие к храму: «Авиамоторная», «Марксистская», «Перово», «Шоссе Энтузиастов».

Достопримечательности

Посетив храм на Таганке, можно, кроме того, познакомиться и с такими достопримечательностями города, как:

Храм святителя Мартина Исповедника (Вознесения Господня) в Алексеевской новой слободе

Покровское благочиние Москвы
(Округ Центральный, Китайгородское и Таганское управления)

Первый деревянный храм на этом месте был выстроен в 1492 г., а ныне существующий величественный храм в стиле классицизма (арх. Р. Казаков) построен в 1793-1806 г. на средства В. Жихарева. Храм был закрыт после 1917 г. Богослужения возобновлены в 1991 г.

  • Чудотворная Грузинская икона Божией Матери
  • Частица мощей свт. Мартина Исповедника
  • Частица мощей свт. Филиппа, митр. Московского
  • Частица мощей прп. Серафима Саровского
  • Частицы мощей Киево-Печерских угодников
  • Погребальная рубашка блж. старицы Матроны Московской

Адрес, телефоны и схема проезда

Схема проезда с сайта накарте.ру:

Расписание : По субб., воскр. и праздн. Литургия в 9 ч., накануне всенощное бдение в 16 ч.

Адрес : ул. Б. Коммунистическая, 15

Проезд : М. «Таганская» (кольцевая), м. «Марксистская».

  • Метро «Таганская»
  • Метро «Марксистская»

Настоятель — иерей Александр Абрамов.

Внимание! Сведения о составе духовенства и расписании служб могут быть устаревшими.
Если Вы располагаете дополнительными сведениями о составе духовенства храма, об изменениях в расписании служб, об истории храма, о предстоящих и прошедших событиях на приходе, о святынях и иконах храма, о вариантах проезда к храму, и пр. — сообщите их в разделе комментариев.

Комментарии читателей:

Уточните информацию о храме Святителя Мартина Исповедника

Службы совершаются ежедневно. Утром — в 8, вечером — в 17 ч. На приходе всегда дежурит священник в течение дня.
В праздничные дни, если накануне совершалось всенощное бдение, то утром — в 9 ч.
В воскресные дни и двунадесятые празники — две божественные литургии — ранняя в 7, поздняя — в 10 ч.
В воскресенье вечером совершается акафист Святителю Мартину Исповеднику.
В пятницу — акафист Грузинской иконе Божией Матери.
Духовенство: настоятель прот. Александр Абрамов, священник Сергий Точёный, Священник Владимир Родионов, священник Алексий Есипов, диакон Константин Чернов, диакон Андрей Бондаренко, заштатный диакон Владинир Дмитриев

16/1/2006 Священник Алексий Есипов

Разрабатывается сайт храма по адресу http://martin.sbn.bz/

16/1/2006 Священник Алексий Есипов

Телефон храма 911-75-40

16/1/2006 Священник Алексий Есипов

Священник Владимир Родионов выбыл из числа служащих в храме. Диакон Андрей Бондаренко рукоположен в иереи и в данный момент служит в храме

Храм Мартина Исповедника

Восхищение Мюрата

В России лишь 2 придела посвящено святому Мартину Исповеднику: один в Москве, в бывшей Алексеевской слободе, а второй в Архангельске.

Летопись связывает основание храма с благословением на великое княжение Василия III. Оно состоялось в день памяти святителя Мартина 14 апреля 1502 года.

Первое упоминание о церкви Святого Мартина относится к 1625 году. Тогда здесь находилась Алексеевская слобода, названная по церкви святителя Алексия в память о посещении Спасо-Андроникова монастыря. Жили в слободе ремесленники и торговцы. Много было булочников и торговцев хлебом, поэтому церковь святителя Мартина называли также «в Хлебниках».

В 1791 году богатый московский купец-чаеторговец Василий Жигарев заказал Родиону Казакову постройку новой церкви Мартина Исповедника. В 1798 она была готова. Огромная ротонда с куполом и бельведером, колонные портики, изящная колокольня — все это напоминает лондонский собор святого Павла. Но сходства немного: общая композиция купола и пучки колонн как декоративный прием.

А в 1800-1801 годах Антонио Клаудо расписал церковь в итальянском стиле. Эти нетрадиционные для православного храма росписи (пророк Моисей, апостол Петр в окружении множества фигур) сохранились.

В 1812 году храм пострадал от пожара. Восстановительные работы шли 9 лет.

В 1922 году из храма Мартина Исповедника изъяли все ценное. В 1931 церковь закрыли, а здание передали киностудии документальных фильмов «Востоккино».

Следующим владельцем храма стала Всесоюзная книжная палата, занявшая его под свои книжные фонды. Идея возвращения храма святителя Мартина Исповедника РПЦ родилась в 1989 году среди прихожан церкви Успения Божией Матери в Гончарах. На протяжении многих лет она была единственным действующим православным храмом в районе Таганки. И вот в 1990 году храм Мартина Исповедника освятили. Тогда же из Музея Архитектуры вернули оригинальный иконостас.

Сейчас в храме святителя Мартина хранятся мощи и рубашка святой Матроны, как и в Покровском монастыре.

Храм свт. Мартина Исповедника, Папы Римского, (Вознесения Господня) в Алексеевской Новой слободе

К оглавлению — храмы Москвы

Архитектор: Казаков Р. Р.
Построен: 1791-1806

Адрес храма: 109004, Москва, ул. Александра Солженицына (бывшая Б. Коммунистическая), д. 15 (м. «Марксистская», «Таганская»).
Телефон храма: (495) 911-75-40

Престолы: Вознесения Господня
Грузинской иконы Божией Матери
Свт. Мартина Исповедника
При. Серафима Саровского
При. Михаила Клопского (Новгородского)

История: Первый деревянный храм на этом месте известен с 1492 г., тогда эти земли принадлежали Андроникову монастырю.

Существующая церковь построена в 1791 — 1806 гг. по проекту архитектора Р. Р. Казакова на средства надворного советника В. Я. Жигарева.

Здание поставлено на высокий подклет и выдержано в стиле классицизма.

Храм завершен купольной световой ротондой и небольшими глухими барабанами, трехъярусная колокольня соединяется с основным зданием коротким переходом.

В интерьере сохранились настенные росписи начала XIX в. Церковь была закрыта с 1931 по 1991 гг.

В настоящее время богослужения совершаются регулярно, действует воскресная школа. Община храма окормляет Научный центр хирургии РАМН, где сооружен больничный домовой храм вмч. Пантелеймона.

Святыни: Грузинская икона Божией Матери
Икона Божией Матери «Всецарица» и мощевик в северной части храма
В мощевике хранятся: Частица Животворящего Креста Гоподня; Частицы мощей: Святителя Мартина Исповедника (в центре мощевика); Святителя Тихона; Блаженной Матроны; Преподобных: Никодима, Дамиана, Лонгина, Анатолия, Серафима, Григория Киево-Печерских подвижников.
Икона «Всех святых» и мощевик в южной части храма.
В мощевике хранятся частицы мощей: Митрополитов Московских Святителей Филиппа, Иннокентия, Филарета; Святого праведного старца Алексия Мечёва; Святой равноапостольной Нины, просветительницы Грузии; Святых младенцев, Иродом убиенных; Преподобного Саввы Сторожевского.
После открытия мощей блаженной старицы Матроны Московской, в храм святителя Мартина Исповедника были переданы для поклонения частица мощей и рубашечка (срачица), в которой она была похоронена.

День памяти: 14/27 апреля

Богослужение: ежедневно — Литургия в 8 час, вечернее Богослужение: — в 17 час, в воскресные и праздничные дни — Литургия — в 7 и 10 час, в среду в 17 час. — акаф. прп. Алексию и прп. Серафиму Саровскому (попеременно), в пятницу в 17 час -вечерня и утреня с акаф. Грузинской иконе Божией Матери, в воскресенье в 17 час. — акаф. свт. Мартину Исповеднику.

Храм св. Мартина Исповедника, Папы Римского (Москва)

Построена в 1782–93 гг. архитектором Р.Р. Казаковым на средства московского городского головы В.Я. Жигарева. По одной из городских легенд образцом для архитектуры храма послужил собор св. Павла в Лондоне. Его предшественник — деревянный храм сoopужённый в 1492 г. в память вступления на великое княжение Василия III, сына Великого князя Ивана III. В этом районе располагалась Алексеевская слобода, с XVIII в. заселявшаяся московскими купцами.

Главный престол — Вознесения Господня, приделы — Грузинской иконы Божией Матери и свт. Мартина Исповедника). Приставной престол — преп. Серафима Саровского, придел в крестильном храме — преп. Михаила Клопского (Новгородского). Основное здание в стиле классицизма, двухъярусное, в виде ротонды, пятикупольное. Украшено колоннами коринфского ордера. Внутри сохранилась роспись начала XIX в. Колокольня — трехъярусная.

В 1922 г. власти изъяли свыше 14 пудов серебряных ценностей и церковной утвари. В 1931 г. закрыт. В храме размещались различные учреждения, в 1980—90-х гг. — хранилище Всесоюзной книжной палаты. Ремонтировался в начале 1950-х гг.

Святыни — чудотворная Грузинская икона Божией Матери, частицы мощей свт. Мартина Исповедника, свт. Филиппа, митрополита Московского, преп. Серафима Саровского, свв. Киево-Печерских угодников, погребальная рубашка блаженной старицы Матроны Московской.

В 1991 возобновлены богослужения. Работает воскресная школа.

Объект культурного наследия федерального значения.

Храм Мартина Исповедника в Алексеевской Новой Слободе

В истории Московских церквей особое место занимает храм Мартина Исповедника в Алексеевской Новой Слободе. Судьба его полна величия, впрочем, как и архитектура. Всякий, взглянувший на него, сразу же подумает о неком сходстве с Собором святого Петра в Риме. Сходство усиливается, стоит лишь узнать, что Мартин Исповедник – Папа Римский. Стиль и название храма часто вводят в заблуждение малосведущих в истории Церкви людей, которые принимают его за католический. На самом же деле храм православный, поскольку Мартин I (Исповедник) был римским патриархом еще до разделения церквей, а поэтому почитается как католиками, так и православными. В России мало церквей, освященных в честь святителя Мартина, борца с монофелитской ересью. Этот храм – в Алексеевской Слободе – удостоился подобной чести в связи с благословением Василия III на великое княжение в 1502 г., как раз в день памяти святого Мартина.

Естественно, тогда храм был скромный – деревянный, впервые упоминается в документальных источниках лишь в 1625 г. Во второй половине XVII столетия в слободе проживали хлеботорговцы и булочники, так что, какое-то время храм называли Мартиновский в Хлебниках. Сейчас это район Таганки.

Нынешний вид храм приобрел в конце XVIII – начале XIX вв. Благодаря пожертвованию московского купца, торговавшего чаем и ставшего впоследствии городским головой, Василия Жигарева, в 1791 г. известному московскому архитектору Родиону Казакову был заказан проект каменной церкви. Тот соединил в этой постройке две школы классицизма: петербуржскую (монументализм и величественность), и московскую (система двусветного освещения, филенки, люкарны), не забыв и о своей любимой архитектурной форме – ротонде.

Строительство завершилось в 1798 г. Первыми (1800) освятили приделы: южный – в честь Папы Римского Мартина Исповедника и северный – в честь Грузинской иконы Богородицы, и лишь в 1806 г. – главный престол – Вознесения Господня. Огромный пятикупольный (что было редкостью по тем временам) храм на вершине холма возвышался над всем Заяузьем и так поражал зрителя, что в 1812 г. маршал наполеоновской армии Мюрат, впечатленный его видом, даже не позволил мародерам похозяйничать в храме, и это – несмотря на то, что пожар все же успел нанести некоторый урон. После изгнания французов и до 1821 г. храм реставрировали и приводили в порядок, а в 1904 г. на пожертвование старосты, купца Сергея Александрова, здесь даже сделали паровое отопление.

В 1917 г. разразилась революция. И снова храму, можно сказать, посчастливилось. Несмотря на изъятие церковных ценностей и закрытие в 1931 г., здание все же не сильно пострадало, поскольку было отдано под хранилище документальных фильмов. Сохранились даже уникальные внутренние росписи итальянского мастера Антонио Клаудо, не характерные для православия вообще. Сейчас они отреставрированы.

После того, как передали храм Мартина Исповедника в Алексеевской Новой Слободе верующим в 1990 г., здесь не только велись восстановительные работы, но даже был возвращен иконостас центрального алтаря. 28 мая 1998 г. сам Патриарх Алексий II совершил новое великое освящение храма.

Сейчас храм по-прежнему является гордостью Москвы и главным украшением Таганки. И хотя улица, на которой он располагается, носит сегодня имя Солженицына, но табличка на стене указывает дореволюционное название – «Большая Алексеевская».

Храм святителя Мартина Исповедника в Москве

Церковь Мартина Исповедника в Москве. У него нехарактерная для столичных храмов архитектура. Церковь построена в конце XVIII века, но, кажется, очень напоминает соборы, которые возводились при Петре I — например, в Санкт-Петербурге.

«Необычный» храм. Но почему?

Некоторое время назад мы сделали текст, в котором рассказали про три «архитектурных слоя», которые формируют исторический облик Москвы.

  • Доходные дома конца XIX-начала XX века — ими «усеяны» множество улочек внутри и возле Садового кольца.
  • Сталинская архитектура, которая определила собой контуры современного города. Колоссальные здания вдоль проспектов, набережных. Высотки и т. д.
  • Дореволюционные церкви.

Возможно, историки архитектуры и специалисты не согласятся, но кажется, что у московских церквей есть какой-то свой собственный «московский» стиль. Чаще всего, они не впечатляют размерами, в очертаниях большинства нет тяги к какому-то эпическому масштабу — хочется, даже сказать, что они вроде как «сельские». И без них московские улицы в центре (и не только) не были бы собой.

Вот, например, храм Воскресения Словущего недалеко от Тверской:

Или храм Введения во храм Пресвятой Богородицы в Барашах:

Или Троицкий храм Московского Подворья Свято-Троицкой Сергиевой Лавры:

Или храм Живоначальной Троицы в Хохловском переулке:

Или церковь на Смоленской:

Конечно, не все столичные церкви такие. Во-первых, в Москве есть самый высокий в мире православный храм — Храм Христа Спасителя. Кстати говоря, когда он был построен, очень многие считали, что таких размеров собор не совсем уместен в Москве — Москва «другая».

Во-вторых — храмы, которые возводятся на улицах Москвы сейчас — многие из них тоже очень большие.

Но и из старых — «приходских» — построек можно встретить церкви, которые вроде как и не из Москвы. Такие они и по архитектуре необычные, и по размерам. Например, вот этот храм Мартина Исповедника на Таганской:

Храм Мартина Исповедника на Таганской

Храм Мартина Исповедника находится в 10 минутах ходьбы от станций метро «Таганская» и «Марксистская», недалеко от Садового кольца.

Его архитектурой принято восхищаться. И с точки зрения именно архитектуры — это безусловный шедевр. Настоящий классицизм. Собор и сейчас смотрится роскошно, а представляете, как он возвышался когда-то «тогда» — когда не было ни машин, ни высоких построек?

Это один из немногих храмов, который освящен в честь святого Западной Церкви. Святитель Мартин Исповедник был римским папой (еще до раскола Церкви на православие и католичество). Его помнят, как принципиального борца с ересями за чистоту веры. За это он и пострадал.

Храм возвёл в конце XVIII века архитектор Родион Казаков. Церковь Мартина Исповедника, как и почти любая в Москве (да и на Руси), строилась на деньги меценатов — в данном случае купца Василия Жигарева, который позже стал главой Москвы. Росписывал храм итальянский художник Антонио Клаудо.

По стилю архитектуры, храм Мартина Исповедника, скорее, напоминает питерский. Та же тяга к колоннам и «латинским» мотивам. Хотя, дело не в колоннах, а в общем ощущении масштабности. Этот храм построен в веяниях своего конкретного времени, но не в русских традициях. Это неплохо, конечно же — просто вопрос вкуса и отношения к традициям.

В советское время храм Мартина Исповедника был закрыт. В нем размещались и архив студии документального кино, и — в 80-х — вычислительный центр НИИ.

Храм Мартина Исповедника был возвращен Церкви в 1996 году. Вот так он выглядел за пару лет до этого:

Храм Мартина Исповедника — расписание богослужений, как добраться

Богослужения в храме святителя Мартина проходят ежедневно:

  • Начало литургии — в 8:00 (в воскресенье) — в 10:00
  • Начало вечерних служб — в 17:00

На официальном сайте храма всегда размещено актуальное расписание.

Адрес церкви Мартина Исповедника — ул. Александра Солженицына, 15/2.

Этот и другие посты читайте в нашей группе во ВКонтакте

Храм святителя Мартина Исповедника (Вознесения Господня), г.Москва

Одной из наиболее древних церквей в Росси можно назвать Храм Святителя Мартина Исповедника, Папы Римского. Он сумел пройти закалку временем и свидетельствует о старинной эпохе, когда преподобные пользовались особым авторитетом и уважением. Летописцы в своих работах утверждают, что постройка церкви Мартина Исповедника тесно связана с благословением на утверждение власти князя Василия Иоанновича ІІІ, который после этого правил Московским и Владимирским княжеством. Благословили Василия в день памяти святейшего Мартина, это случилось в 1502 году, 14 апреля. Храм Мартина Исповедника был впервые зафиксирован в древних архивах лишь в 1625 году.

Стоит отметить, что Алексеевскую чёрную слободу, которую назвали новой, обособили в 17 веке за пределами Земляного города, идущего по основной дороге той местности. Широкая и людная тропинка сумела соединить городские Таганные ворота с монастырём Спаса-Андрониковским. Именно на этой дороге, которая через много лет станет Алексеевской улицей, находилась величественная Мартиновская церковь. К постройке храма святейшего Мартина Исповедника приступили только после напутствия и благословляющей молитвы Митрополита Московского Платона – это случилось в 1792 году. Спустя десяток лет, в 1801 году, храм расписал Антонио Клаудо, который использовал итальянский нетрадиционный стиль. Полюбоваться росписями талантливого художника и скульптора можно и сейчас. Также в храме можно увидеть разнообразие больших овальных икон для центрального иконостаса. Почему роспись не была традиционной? Потому что там были изображены сюжеты, которые несвойственны для правоверных церквей. Среди них: сюжет пророка Моисея, изображение апостола Петра, который окружен большим количеством разнообразных фигур и так далее. К 1806 году было запланировано большое освящение новой церкви, которое провел Митрополит Московский Высокопреосвященный Платон. После войны с французами 1812 года пострадавшая в пожаре церковь долгие годы реконструировалась.

По завершению 1917-х годов церковь Святителя Мартина Исповедника ожидала не самая благоприятная судьба, впрочем, как и многие московские святыни того времени. В конце 1922 года у храма отобрали большую часть собственных ризниц, а в 1924 году и вовсе разграбили. В начале 1931 года её и вовсе закрыли, а само здание передали «Востоккино». Это была довольно популярная киностудия, которая занималась съёмкой документального кино. С «наполнением» обошлись еще хуже – иконостасы уничтожили, а весь интерьер разграбили. Оно и не странно, в то время разрушили практически все церкви, передав иконы иностранным святыням.

В день празднования Грузинской иконы Божией Матери, 1 сентября 1991 года – в отреставрированный храм крестным шествием перенесли чудотворную икону Грузинской Богоматери, которая до государственных революционных действий находилась сначала в храме Покрова, а потом в церквях Петра и Павла на Яузских воротах. Память чудотворной иконы отмечают 4 сентября – её считают благословением для женщин, у которых диагностировано бесплодие.

Святыни храма: Чудотворная икона Божией Матери Грузинская, мощевики с частицами Животворящего Креста Гоподня; мощей: Святителя Мартина Исповедника (в центре мощевика); Святителя Тихона; частица мощей и погребальная рубашечка (срачница) Матроны Московской, в которой она была похоронена; Преподобных: Никодима, Дамиана, Лонгина, Анатолия, Серафима, Григория Киево-Печерских подвижников, Митрополитов Московских Святителей Филиппа, Иннокентия, Филарета; Святого праведного старца Алексия Мечёва; Святой равноапостольной Нины, просветительницы Грузии; Святых младенцев, Иродом убиенных; Преподобного Саввы Сторожевского, частица мощей и рубашечка (срачица) св. Матроны Московской.

Ссылка на основную публикацию