Церковь Николая Казацкого в Путивле

Церковь Николая Казацкого в Путивле

Церковь Николая Казацкого является самым большим храмом в Путивле. Кирпичное строение, выполненное в стиле украинского барокко, не поразит вас богатым убранством, однако, каждый прихожанин ощущает здесь присутствие благодати Божьей.

Исторические сведения

Названная в честь иконы Николая Угодника Великорецкого церковь до настоящего времени привлекает тысячи паломников величием постройки как самого храма, так и колокольни.

Святой образ Николы Великорецкого был явлен в XIV веке на реке Большая, протекающей в Вятском районе. Первоначально храм назывался церковью Николая Великорецкого.

В 1737 году она записана, как храм Николая Каменного, а Казацкой ее стали называть с 1960 года по историческим исследованиям украинского искусствоведа Георгия Логвина, исходя из того, что строительство велось на средства казаков.

Другие православные храмы Путивля:

В 1735-1737 годах на средства горожан был возведен храм святителя Николая. Этот храм продержался дольше всех в опальные тридцатые годы прошлого столетия. В нем совершали служения священники из закрытых советской властью церквей.

В военные и послевоенные годы в Никольской церкви устроили музей, театр и даже зернохранилище.

Возрождение святыни

Восстановление христианской святыни началось в 1960 году, она была полностью отреставрирована в 1988, в этот год Путивль отметил 1000-летие.

С 1992 года Церковь Николая Казацкого была передана под руководство Молченского монастыря, в этом статусе находится и теперь.

Важно! В настоящее время храм Николы Казацкого является выдающимся памятником архитектуры украинского барокко и классицизма.

Узнать исторический памятник легко издалека, его силуэт с двумя башнями напоминает большой корабль. Николаевская церковь — памятник монументализма и величия одновременно.

На первом этаже великолепного здания находится икона Николая Великорецкого, это храм Николы Казацкого, который считается теплым. На втором этаже идут богослужения в честь Введения Богородицы в храм после рождения Иисуса Христа.

Посетить богослужения в исторической святыне можно ежедневно с 10.00 до 18.00 по адресу: ул. Первомайская, д. 102. Путивль. Сумская область, Украина.

Каталог достопримечательностей Vide Novum

Церковь Николы Казацкого

N 51.335371 E 33.858165

Адрес: ул. Первомайская, 102

Подобные достопримечательности

Краткая информация

Церковь Николы Казацкого известна также под названиями «Николая Великорецкого» и «Николы Каменного». Храм построен в 1735-1737 годах на средства мещан, по большей части казаков, живших в Путивле. В 1770 г. с западной стороны к церкви была пристроена пятиярусная колокольня.

Особенность церкви – это разделение ее внутреннего объема на два полноценных этажа. На первом этаже находилась так называемая теплая церковь Святого Николая, на втором — холодная церковь Введения во храм Божией Матери.

Самый большой храм Путивля. Без прикрас, но выглядит великолепно. Довольно оригинально пристроена колокольня; даже не припомню, чтоб где-нибудь видел нечто подобное.

Очень сожалею, что не смог попасть вовнутрь. Приехал я в Путивль вечером, и к тому времени церковь была уже закрыта.

Дата посещения: сентябрь 2011 г.

Добавьте свой отзыв

Ваш отзыв отправлен модератору сайта и будет опубликован в самое ближайшее время. Добавляйте свои отзывы и по другим достопримечательностям; мнение посетителей полезнее любой информации из путеводителя. Спасибо за участие в проекте!

Путивль. Церковь Николая Чудотворца.

Церковь Николы Каменного, Церковь Николая Великорецкого

В литературе известна также под названиями Николы Каменного, или Николаевская. Выполнена в стиле украинского барокко, кирпичная, оштукатуренная, трехмастная, двухэтажная, одноглавая. План состоит из пятигранной алтарной части, прямоугольного нефа, квадратного притвора и прямоугольной колокольни, построенной в 1770 г. Нижний этаж перекрыт полуциркульными сводами с распалубками, а верхний неф — восьмигранным верхом с тремя заломами, с шатровым покрытием с перехватом, завершенным миниатюрной главкой, алтарная часть — сомкнутым сводом с распалубками, а притвор — полуциркульным. Переход от четверика основного объема к восьмерику осуществляется при помощи двухступенчатых тромпов, редко встречающихся в украинской архитектуре.

Колокольня четырехъярусная, завершена восьмигранным световым фонарем с покрытием, как у верха церкви. Притвор покрыт двускатной крышей, алтарная часть — криволинейной, с завершением типа бочки с декоративной главой, широкий антаблемент разделяет фасады на два этажа. Углы здания закреплены лопатками, раскрепованными по антаблементам. Оконные проемы лучковой формы в нижнем этаже обрамлены наличниками, в верхнем и в колокольне под каждым оконным проемом — неглубокая ниша. Северный вход украшен барочным порталом. Интерьер нижнего этажа очень скромен и малоосвещен, а верхнего — благодаря верху с тремя заломами имеет высотно раскрытое пространство и очень светлый. В памятнике сохранилась орнаментальная роспись. Подобное пространственное решение культового сооружения, выполненного в камне, очень редкое явление в архитектурном наследии Украины.

Из книги «Памятники градостроительства и архитектуры Украинской ССР», XVII, том 4, стр. 24, издательство «Будивэльнык», 1983-1986 год

Храм двухярусный, в первом ярусе — действующий престол в честь иконы святителя Николая, именуемой «Великорецкая», а в верхнем ярусе — Введенский придел, пока не восстановлен.

Никольская церковь «продержалась» дольше всех и была закрыта осенью 1937 года. До закрытия храма здесь совершали богослужения священники из закрытых путивльских церквей. Здесь, в 1926 году последний настоятель Путивльского Молченского монастыря архим.Анастасий (Тверитинов) постриг в монашество священника Григория Кокотова с именем Серафим (впоследствии епископ Томский, расстрелян в 1937 году). У алтаря храма имеется две могилы — архим. Анастасия (Тверитинова) и схимонаха Кирилла. Последний настоятель — о.Симеон Ильинский, умер в глуховском ДОПРе. В храме разместили краеведческий музей (1-й ярус) и районный театр (2-й ярус). Во время войны здание было повреждено. В 1945-1946 гг. прихожане безуспешно пытались возобновить в храме богослужения. Здание было засыпано зерном зернофонда, потом здесь разместилась областная весовая мастерская.

В 1960-х гг. храм был отреставрирован, однако вместо крестов купола венчали простые шпили. К 1000-летнему юбилею Путивля (1988) здание вновь было отреставрировано, была подготовлена документация по устройству в нём музея «Слова о полку Игороеве». В 1992 году здание было передано Путивльскому Молченскому монастырю и до сих пор является подворьем обители.

18 век обогатил Путивль несколькими первоклассными храмами. Среди них особое место принадлежит Церкви Николы Казацкого, построенной на средства жителей Путивля — казаков. Ее стройный двухбашенный силуэт виден издалека, со многих окрестных улиц. Но только подойдя ближе, начинаешь понимать величие замысла древнего зодчего.

Первоначально храм был построен 1735-1737 гг. трехчастным и одноверхим, а значительно позже, в 1770 г., к церкви с запада пристроили многоярусную колокольню, нарушив уравновешенность силуэта храма. Здание церкви — двухэтажное. В первом этаже, называемом подклетом, размещалась теплая церковь, где происходили церковные службы зимой. Перекрывающие ее низкие своды с распалубками при обилии света создают атмосферу почти домашнего тепла и уюта. По контрасту с этим решена верхняя, так называемая холодная церковь, где проходили службы в летнее время. Через арку открывается вид на высокий центральный верх, грани которого, сужаясь в перспективе, создают иллюзию фантастической, недосягаемой высоты.

Храм построен русским зодчим, о чем неопровержимо свидетельствует его конструктивное решение. Но поскольку заказчиком храма являлась украинская казацкая община Путивля, то в качестве образца мастеру был указан излюбленный тип украинского деревянного одноглавого храма. Зодчий не только мастерски справился с общим заданием — создал здание великолепных пропорций и выразительного силуэта, подчеркнув порыв ввысь, но и очень тонко учел особенности зрительного восприятия архитектуры: окна первого яруса, расположенные на уровне глаз стоящего на земле человека, украшены изысканными, тонко профилированными наличниками с фигурными разорванными фронтончиками. Все остальные окна, расположенные выше уровня человеческого роста, не имеют никаких украшений.

Церковь Николы Казацкого — выдающийся памятник архитектуры украинского барокко, свидетельствующий о том, что профессиональное зодчество развивалось под определяющим влиянием народных традиций, вкусов и представлений. До недавнего времени в храме располагалась экспозиция музея «Слово о полку Игореве».

Из книги-фотопутеводителя: Вечерский В.В., Луговской А.В. Путивль. Изд-во «Мистецство», г. Киев, 1992 г.

Церковь Святого Николая Казацкого в Путивле

История возникновения Церкви Святого Николая Казацкого в Путивле

Из истории создания церкви Святого Николая Казацкого до наших дней сохранилось немного сведений. Считается, что церковь, которая в литературных источниках называемая Николай Казацкий, Николай Великорицкий и Николай Каменный, в 1735 основали за свой счет местные жители, среди которых было немало отставных казаков, а уже через два года освятили. Название храм получил в честь копии чудотворной иконы Святого Николая Чудотворца Великорицкого (ее список хранился в храме до бурного 1917), что явилась в XIV веке на реке Большая в Вятском районе.

Архитектура Церкви Святого Николая Казацкого в Путивле

Первоначально восставший на западной окраине Путивля храм Николая Великорицкого (Казачьего) был трехчастным, с прямоугольными притвором и навой и граненым алтарем. Вскоре, в 1770, церковь ремонтировали и к парадному западному притвору пристроили стильную, прямоугольную в плане пятиярусную колокольню. После трансформации церковь приобрела почти совершенных пропорций (длиной и высотой до креста имела 27 м) и была заново освящена — на нижнем этаже двухэтажного церкви с тех пор находился теплый храм в честь Святого Николая Чудотворца, а на верхнем — холодная церковь в честь праздника Введения в храм Пресвятой Богородицы.

В течение XIX века храм пережил лишь один значительный ремонт в 1838, что, впрочем, не повлияло на его внешний вид. Специалисты отмечают уникальность решения экстерьера храма именно через психофизические особенности восприятия архитектурной формы: ярусность основного объема, колокольни и верхушек, подчеркнутых массивными многообломными карнизами. Все храмовые окна нижнего яруса увенчаны фигурными разорванными сандриками и имеют лучковые перемычки, фланкированы выпуклыми полуколоннами, а расположенные выше оконные проемы лишены окаймлений.

РЕСТАВРАЦИЯ ЦЕРКВИ СВЯТОГО НИКОЛАЯ КАЗАЦКОГО В ПУТИВЛЕ

В послевоенные годы (в конце 1950-х годов) и под конец советской эпохи (1984-1988) церковь Святого Николая Казацкого реставрировали, планируя разместить в культовой достопримечательности экспозицию музея «Слова о полку Игореве» — будущий филиал основанного в 1986 Государственного историко-культурного заповидника города Путивль. Но не тут-то было, — в начале 1990-х храм передали возрожденной Молченской обителе. Медленно возникали из руин монастырские сооружения, и в конце 2000-х годов монахини и прихожане всем миром смогли восстановить церковь Николая Великорицкого (Казачьего), ныне подчиненную Молченском женском монастырю Празднику-Рождества Богородицы Конотопской епархии Украинской православной церкви.

КАК ДОБРАТЬСЯ ДО ЦЕРКВИ СВЯТОГО НИКОЛАЯ КАЗАЦКОГО В ПУТИВЛЕ

От улицы Баумана, 40 (Автовокзал «Сумы») регулярно отправляются маршрутные такси в направлении г. Путивль (стоимость проезда 50 грн)
Так же Вы можете добраться до г. Путивль и на собственном автомобиле . Рассчитать маршрут Вы можете здесь

Дорогие посетители наш онлайн путеводитель по Украине желает Вам приятного отдыха.

Церковь Николы Казацкого | Церква Ніколи Козацького Путивль, ул. Первомайская

Церковь Николы Казацкого

«Церковь Николы Казацкого» адрес и контакты:

Адрес: Полное название: Церковь Николы Казацкого Еще названия: Церква Ніколи Козацького Категории:
  • Достопримечательности Путивля
  • Интересные места Путивля
  • Церкви & Храмы Путивля

    Церковь Николы Казацкого

    Церковь Николая Казацкого хорошо известна и путивлянам, и гостям города. Есть у нее и другие названия: Николаевская Великорецкая и Каменный Николай. Общеизвестно, что построена церковь в XVIII веке: в 1735-1737 годах сам храм, и в 1770 году – колокольня.

    Церковь в честь Святителя Николая построена в 1735-1737 гг. (колокольня пристроена в 1770 г.) на средства украинских казаков, проживавших в Путивле. Сооружен храм по традиционному трехчастному плану в стиле украинского барокко с элементами классицизма, издалека его силуэт напоминает корабль. Храм красив своей монументальностью и является одной из жемчужин Путивля.

    В 1770 г. с западной стороны к бабинцу была пристроена квадратная в плане колокольня. Архитектурно-пластическое решение храма сдержанное, но выразительное, характерное для раннего периода украинского барокко.

    Что касается названия, то происходит оно оттого, что строился храм на средства проживавших в Путивле украинских казаков. Но, как свидетельствуют документы, храм с таким названием существовал в Путивле задолго до этого.

    В образе церкви Святого Николая Казацкого удивительно переплелись традиции украинской народной архитектуры и русского культового зодчества.

    Особенность церкви – это разделение ее внутреннего объема на два полноценных этажа. На первом этаже находилась так называемая теплая церковь Святого Николая, на втором — холодная церковь Введения во храм Божией Матери.

    Церковь Николы Казацкого – один из примечательных памятников украинского барокко, свидетельствующий о том, что профессиональное зодчество развивалось под определенным влиянием народных традиций, вкусов и представлений.
    Интересно отметить, что недавно завершена реставрация памятника. Сейчас в нем создается экспозиций музея «Слова о полку Игореве».

    «Церковь Николы Казацкого» находится по адресу: Путивль, ул. Первомайская. На этой странице Вы можете посмотреть контакты (телефон) компании «Церковь Николы Казацкого», оставить свой отзыв, посмотреть карту проезда к улице «Путивль, ул. Первомайская»! Если Вам нравится «Церковь Николы Казацкого» Вы можете поделиться ссылкой с друзьями, а также добавить в свой справочник!

    Путивль. Город плачущей Ярославны

    Путивль встречает гостей непонятно широким бульваром и банальными одноэтажками. Неужели это и есть тот знаменитый Путивль-град, в котором так горько плакала Ярославна? Неизвестно вернулся к ней князь Игорь с половецкого плена, но в современный Путивль он наверняка не вернулся бы, князю просто не было бы где остановиться, ведь здесь просто нет гостиницы (2008 г.). В городе с огромным количеством уникальных памятников истории и культуры (Украины и России).

    Я рославна — головний символ Путивля

    Памятником № 1 в Путивле является Молчанский монастырь. Его основали выходцы из Софрониевськой пустыни (известного монастыря расположенного недалеко от Путивля) в 1591 году. Сначала это была мощная крепость (от нее сейчас сохранились лишь остатки стен и несколько перестроенных башен). В начале 17 века здесь размещалась резиденция Лжедмитрия ІІ. Этот известный в истории персонаж, который некоторое время был царем Московского государства, до восшествия на трон некоторое время жил в одной из башен Моочанского монастыря. Сейчас эта башня перестроена в монастырскую колокольню.

    Сначала культовые монастырские сооружения были деревянными. Строительство первых каменных церквей относится к началу 17 века. Именно тогда был построен главный храм обители — собор Рождества Богородицы.

    Г оловна пам’ятка Путивля — Мовчанський монастир (1591 р.)

    С начала 17 века Путивль находился в составе Московского государства (граница между Московией и Польшей проходила по реке Сейм). Молчанский монастырь в те времена был важным для юга Московии форпостом, ведь стоял на татарском пути. Здесь был большой склад пороха и арсенал. Лишь в 19 веке обитель превратилась в исключительно культовый объект.

    Монастырь является большим культовым комплексом. Некоторые из его зданий находятся в плохом (даже плачевном) состоянии, но большинство сохранились очень неплохо. Сейчас идет реставрация обители.

    Молчанский монастырь расположен на высоком холме над долиной реки Сейм. Отсюда открываются прекрасные виды. На другом холме над долиной расположено городище летописного Путивль-града. Рядом с ним стоят живописные руины древней хозяйственной постройки с водонапорной башней (кон. 19 — нач .. 20 в.). В рамках городища, в парке, возвышается памятник Ярославне. Той самой о которой писали:

    В Путивлі-граді, вранці-рано,

    Співає плаче Ярославна.

    Як та зозуленька кує,

    Словами жалю додає.

    Тарас Шевченко «Плач Ярославны» (отрывок)

    Установили памятник в 80-е годы прошлого века. Это один из главных символов города. За относительно короткую историю он уже успел обрасти легендами. Одна из них гласит: «Если молодым коснуться Ярославны — брак будет долгим и крепким».

    В одонапірна башта (ХІХ ст.)

    Т оргові ряди (ХІХ ст.)

    Письменные источники впервые упоминают Путивль под 1146 годом. Хотя на одном из домов в центре города мы заметили табличку, которая указывает на то, что Путивлю 989 лет (согласно ей город должны были основать в первой половине 11 века). Какой информацией пользовались авторы таблички — нам не известно. Хотя мы знаем, что некоторые историки предполагает что Путивль основал князь Владимир в 988 году (тогда снова выходит математическая ошибка, вот посчитайте).

    В 1239 году летописный Путивль-град разрушили монголо-татары. После того город восстанавливался очень длительное время. С 16 века (с перерывами) Путивль находился в составе Московского государства. В 19 веке город стал значительным центром торговли. С тех времен здесь сохранился значительный памятник торговой архитектуры — Торговые ряды.

    В Путивле есть еще один монастырь — Святодуховский. Это оригинальный культовый комплекс, состоящий из Спасо-Преображенского собора, возведенного в 1617 году, и надвратной церкви-колокольни (1697-1707 гг.) В свое время это был девичий монастырь. В конце 17 века в одной из его келий держали заключенную после стрелецкого бунта московскую царевну Софью.

    С вятодухівський монастир (1617 р.)

    Здания Святодуховского монастыря, как и здания Молчанской обители построенны в традиционных для России архитектурных формах. Но есть в Путивле здание, которое можно считать шедевром украинской архитектуры, в частности украинского барокко. Это церковь Николы Казацкого, построенная в 1737 году на средства жителей города. Интересно что возвели казацкую церковь в украинских архитектурных формах в тот период, когда Путивль был фактически русским городом. Хотя значительную часть населения в городе составляли украинские казаки.

    Церковь Николая Казацкого является одним из главных памятников украинского барокко в пределах Восточной Украины. Местные жители очень почитают этот храм. Говорят что его открывали для богослужений даже в советские времена.

    Ц ерква Миколи Козацького (1737 р.)

    Еще одной интересной Путивльском достопримечательностью следует считать дом ремесленного училища, построенный в 1886 году на средства богатого городского жителя Маклакова. Сейчас в этом красивом модерновом здании разместился один из корпусов сельскохозяйственного техникума.

    Вообще Путивль нравится туристам: и масса памятников архитектуры, исторические памятники, интересная живописная природа (особенно долина реки Сейм). Но почему же столь бедной является туристическая инфраструктура города? Нет даже гостиницы.

    Текст Романа Маленкова, фото Олега Годыны

    Церковь Николая Казацкого в Путивле

    Лишь малые дети от присущей им непосредственности часто несдержанны. Они выражают себя открыто, не умея подстраиваться под окружение. Взрослые могут скрыть возбуждение, хотя внутри в это время бушуют страсти, а окружающие ошибочно считают их скромными и добродушными.

    Кротость — это сочетание добродушия с твердостью духа, качество, тесно связанное по смыслу со смирением и скромностью. Только она может помочь справиться с гордыней, источником которой является эго. Именно с гордыни начинается вхождение в греховную жизнь.

    Церковь Николая Казацкого является самым большим храмом в Путивле. Кирпичное строение, выполненное в стиле украинского барокко, не поразит вас богатым убранством, однако, каждый прихожанин ощущает здесь присутствие благодати Божьей.

    Библейская история непорочного зачатия Девы Марии почитается римо-католиками возведением храмов и религиозным праздником. Среди нескольких соборов России, возведенных в честь знаменательного события безгрешного зачатия Иисуса Христа, заслуживает внимания старейший католический костел Смоленска.

    В Евангелии рассказывается, что Иисуса Христа приговорили к смерти в пятницу рано утром. Затем, около 9 часов утра началось распятие Христа на кресте. А в полдень этого же дня произошло нечто неожиданное: вдруг наступила тьма, продолжавшаяся около трех часов. Было ли это солнечное затмение или просто плотно сгустившиеся тучи закрыли солнце — неизвестно. Но это явление произвело сильное впечатление на присутствовавших там людей.

    Аллилуйя! Это слово многие люди произносят, даже не задумываясь над его смыслом. Действительно, что значит «аллилуйя»? Так говорят, когда хотят подчеркнуть благодарность Богу за благополучный выход из сложившейся проблемы, будь то кризис или болезнь, проблемы в семье или на работе.

    Которое навсегда делает человека христианином. Даже если он когда-нибудь переменить веру, благодать крещения все равно остается с ним всю жизнь. Уже с древних времен, сложилась традиция проводить это таинство с участием восприемников, которые несут ответственность за воцерковление и праведность всей дальнейшей жизни новообращенного.

    В связи с этим у православных возникает вопрос: сколько раз можно крестить ребенка одному человеку?

    Крещение ребёнка в церкви

    Смерть человека — это настоящая трагедия для его родных и близких. Многие думают, что покойному уже никак нельзя помочь, возможно лишь организовать достойные похороны, поминальный обед, установить дорогое надгробие. Но все обстоит не так. С древних времен христиане говорили о необходимости моления за усопшего.

    Чернигов, Новгород Северский, Глухов, Путивль (35 стр.)

    147. Ворота дома на улице Кирова

    Надвратная церковь с колокольней, решенная в украинских формах, вместе с собором, сооруженным в традициях русской архитектуры, ограда с воротами и калитками образуют неповторимый по оригинальности ансамбль. Он как бы символизирует братское содружество русского и украинского народов на протяжении многих веков их славной истории.

    На запад от Спасо-Преображенского собора расположена церковь Николая Казацкого (ил. 145). Она построена в 1735–1737 гг. на средства путивльских мещан, которых тогда называли казаками. Храм весьма оригинален: он двухъярусный, а в западной части имеет неглубокий прямоугольный притвор-бабинец, над которым поставлена трехъярусная колокольня, сооруженная, возможно, позже, в 1770-х гг.

    Обычно в украинской архитектуре колокольни ставятся отдельно от собственно церкви, и только у карпатских жителей Украины, лемков и бойков, звонница возводится над бабинцем-притвором. В плане церковь Николая Казацкого трехчастная. К среднему, более широкому нефу, как уже говорилось, с запада примыкает притвор-бабинец с колокольней, а с востока — граненая апсида. Неодинаковые по форме и размеру помещения предопределили расчлененность масс здания. В первом ярусе церкви находится нижняя, или теплая, церковь, во втором — холодная. Нижняя перекрыта полуциркульным сводом с большими распалубками, ее апсидная часть — сомкнутым сводом. Верхний храм также перекрыт сводами: притвор — полуциркульным, апсида — сомкнутым с распалубками, а центральный неф — куполом с тремя заломами.

    Для архитектуры церкви Николая Казацкого очень характерна четко выраженная ярусность. Первый этаж отмечен карнизом на уровне сводов нижней церкви. Высота второго проходит на уровне карниза притвора и апсиды, а ярусы верха главного помещения образуют три восьмерика на восьмерике. Эти крупные горизонтали зрительно создают ощущение, будто объемы здания идут вверх пятью сужающимися уступами. В то же время ясные вертикальные членения (грани восьмериков и пилястры, которыми декорированы фасады) не теряются в ритме горизонтальных линий и имеют свою логику: с силой устремляясь вверх, они их пересекают, изгибаясь в заломах и выпрямляясь в гранях восьмериков, они снова устремляются вверх. Выразительный облик храма чарует монументальностью и могучим порывом ввысь своих масс. В нем все игра и контраст, все пронизано движением. Освещенные выступающие части (пилястры и наличники) контрастируют с темными пятнами оконных проемов, вертикальные линии пилястр- с горизонтальными карнизами; неподвижности крупного объема нижней части здания противостоит движение его расчлененных частей, и особенно купола-бани; монолиту стены противопоставлены проемы окон и пояс ниш под карнизом второго яруса; белым тягам карнизов, наличникам, колонкам и пилястрам — интенсивный оранжевый цвет стен.

    148. Крыльцо дома на улице Воровского

    Нижняя церковь благодаря низким сводам и небольшим окнам производит впечатление жилого помещения, теплого и уютного. Но если по лестнице подняться на второй этаж и войти в невысокий притвор, то через его широкую арку откроется вид на светлый неф холодной церкви, уходящий ввысь тремя уступами-ярусами. Высокий четверик переходит при помощи плоских парусов в восьмерик основания купола-бани с тремя заломами. Вертикальные линии граней четверика и восьмерика создают непередаваемое ощущение красоты высотно раскрытого пространства, иллюзию движения и необыкновенную возвышенность образа.

    Политическая и экономическая разрозненность отдельных частей Украины в XVI–XVIII вв., казалось бы, должна была привести к дроблению ее искусства на ряд местных изолированных очагов и школ, к его стилистической пестроте.

    Какая же сила спасла целостность ее художественной культуры?

    Главным препятствием дроблению украинского искусства служило все возрастающее народное национальное самосознание, эстетические идеалы масс. Народное творчество оплодотворяло все сферы духовной деятельности. Единым был, несмотря на все диалектные различия, богатый и своеобразный украинский язык. Народное искусство, народное зодчество и фольклор были едины. Именно этим был обусловлен рост стилистической общности искусства, уходящего своими корнями в творчество трудовых масс. Различия областных художественных школ обогащали украинское искусство отдельными нюансами.

    Влияние деревянной архитектуры на каменную, влияние деревянной резьбы на скульптуру, проникновение народных идеалов прекрасного в живопись, в декоративную резьбу по дереву, устных форм речи в литературу в конечном счете вели к формированию единой, подлинной национальной культуры.

    Подобную асимметричную композицию масс, как в церкви Николая Казацкого, имели и деревянный Вознесенский храм 1771 г. и Воскресенский храм, сооруженный в 1758 г., ныне не существующие, находившиеся на центральной площади Путивля.

    149, Памятник дважды Герою Советского Союза С. А. Ковпаку. 1971. Скульпторы М. Лысенко, В. Сухенко

    Застройка Путивля в XIX и начале XX в. была одноэтажной, деревянной и изредка каменной. Примером могут служить дом № 7 и ворота на улице Кирова (ил. 147). Их архитектура наивна и непритязательна, наделена определенным лиризмом и прелестью. В других зданиях кирпичный декор создает выразительную светотеневую игру. Но главное очарование города- в его местоположении, в своеобразном рельефе и обилии зелени садов и рощ.

    Закончив обзор памятников древнего Путивля, необходимо отметить, что, хотя город и не играл первенствующей роли в истории северской земли ни в древности, ни в последующие века, тем не менее и его мастера внесли достойный вклад в сокровищницу украинской культуры. Как в домонгольскую эпоху искусство Путивля имело стилистическую общность с художественной школой Чернигова, так и в XVII–XVIII вв. оно было близко ей. В то же время его памятникам нельзя отказать в оригинальности и самобытности. Связь с русским искусством воплотилась в памятниках Путивля наиболее рельефно.

    Местные мастера очень хорошо умели соотносить свои произведения с ландшафтом. Их творения не подавляют размерами, не противостоят, но тонко и гармонично сливаются с природой.

    150. Монумент партизанской славы в Спадщанском лесу. 1966. Скульптор Б. Никончук

    Вместо заключения

    Итак, мы закончили наше путешествие по древним городам Украины, городам земли древних северян. Главное место среди виденных памятников принадлежит двум эпохам: XI–XIII вв. и XVI–XIX вв.

    Созданное в IX в. могучее феодальное государство — Древняя Русь, объединявшая в своем лоне восточнославянские и неславянские племена, — сыграло громадную историческую роль. Оно раскинулось от Волги на востоке до Немана на западе, от Белого моря на севере до Черного на юге. В его недрах созрели условия для образования и России, и Украины, и Белоруссии. Великое государство, созданное «трудом и хоробрством» наших предков, входило равноправным членом в семью цивилизованных народов. Оно приобщалось к передовой культуре Византии, архитектурно-художественные идеи которой здесь по-новому были переосмыслены. В нем зародилось летописание, возникла отечественная литература. В этом нашли выражение жизнеспособность и творческая сила народа. Созданные великие произведения искусства, поражавшие красотой современников, волнуют и восхищают нас.

    Но уже в конце XI в. обнаружились тенденции расчленения, феодального дробления единой державы. Некогда мощный поток культуры Древней Руси распадается на ряд местных течений. В отдельных феодальных княжествах возникают свои областные культурные центры, создается местное летописание, складываются литературные и архитектурно-художественные традиции, которые потом лягут в основу культуры русского, украинского и белорусского народов.

    Развитие искусства в XII–XIII вв. идет под знаком усиления народных влияний. Все ощутимее виден отход от старых византийских образцов, которые теперь более смело перерабатываются и видоизменяются. Это развитие шло не только по пути преодоления византийских норм в искусстве, но и в борьбе нового со старым. В этой борьбе брали верх народные начала. Именно торжество народных идеалов, их высокохудожественное выражение и обусловили чарующую прелесть, красоту и непреходящую художественную ценность рассмотренных памятников. Народные идеалы прекрасного воплощены и в спокойной ясности образа Елецкой церкви и в патетической возвышенности Пятницкой церкви в Чернигове.

    Народ сознавал не только пагубные последствия дробления Древней Руси, но и смертельную опасность нашествия кочевников, поэтому в «Слове о полку Игореве» зазвучал призыв «постеречи руськыя земли», призыв к единству.

    Блестящее развитие культуры Древней Руси было трагически прервано татаро-монгольским нашествием. В огне пожаров погибли бесценные сокровища искусства. Немногочисленные уцелевшие каменные постройки, возвышавшиеся среди пожарищ, были бережно сохранены и восстановлены. Ими дорожили как наследием, они связывали настоящее с героическим прошлым, возбуждали патриотическую гордость за свою Родину, были символом бессмертия народного гения.

    Церковь Николая Казацкого в Путивле

    Воскресенье третьей недели Великого поста в Православной Церкви носит название Крестопоклонной недели. Так, 01 апреля 2016 года в субботу вечером на всенощном бдении в центр Никольского храма был торжественно вынесен Животрорящий Крест Господень, как напоминание о приближающейся Страстной Седмице и Пасхе Христовой. А 02 апреля настоятелем храма иереем Стефаном была совершена Божественная литургия недели Крестопоклонной. При троекратном поклонении Кресту священник и миряне поют: «Кресту Твоему покланяемся, Владыко, и святое воскресение Твое славим».

    После завершения праздничной литургии отец Стефан обратился к прихожанам с трогательной проповедью о глубоком смысле совершаемого праздника. Дабы подбодрить и укрепить нашу волю и дух к дальнейшему пощению, Церковь дает нам духовное утешение, вынося для всеобщего торжественного поклонения Крест Господень. Ведь Крест Господень — это и знамя, и оружие непобедимое, и райское древо жизни. Животворящий Крест напоминает нам, что, если мы со Христом страждем, то с Ним и прославимся — если с Ним умираем, то с Ним и воскреснем.

    В этот же день отцом Стефаном было совершено таинство Евхаристии для всех подготовившихся и желающих принять Святых Тела и Крови Христовых.

    Пользуясь случаем, для посетителей нашего сайте проведем небольшой экскурс в историю Никольского храма. Никольский храм является подворьем Молченского Печерского женского монастыря Рождества Пресвятой Богородицы и именуется Свято-Никольским. Территориально подворье расположено на улице Первомайской города Путивля. Согласно Устава православной церкви монастырское подворье – это «община православних христиан, состоящая в ведении монастиря и находящаяся за его пределами».

    На подворье Молченского монастыря расположен храм, который в народе называют храмом Николы Казацкого, Николаевской Великорецкой церковью, церковью Каменного Николая. Его стройный двухбашенный силует виден издалека, со многих окрестных улиц.

    Храм построен в 1735-1737 гг. на средства жителей Путивля — малороссийских мещан, которых в этой местности называли казаками. Поэтично подмечено, что этот храм напоминает двухмачтовый бриг. Подобная форма храма означает, что Церковь, подобна кораблю, по образу Ноевого ковчега, ведет нас по морю жизни к тихой пристани в Царстве Небесном.

    Изначально храм был трехчастным одноверхим, а в 1770 г. ему достроили еще и многоярусную колокольню. Церковь двухэтажная, имеется «теплый» и «летний» храмы на двух полноценных этажах (ярусах). На первом этаже, подклете, размещается теплая церковь иконы святителя Николая «Великорецкой», где происходят церковные службы. Перекрывающие ее низкие своды с распалубками при обилии света создают атмосферу почти домашнего тепла и уюта. По контрасту с этим решена верхняя, так называемая холодная церковь Введения во храм Божией Матери, где должны проходить службы в летнее время. Через арку открывается вид на высокий центральный верх, грани которого, сужаясь в перспективе, создают иллюзию фантастической, недосягаемой высоты. На сегодняшний день верхняя церковь нуждается в проведении восстановительных работ.

    Храм построен русским зодчим, о чем неопровержимо свидетельствует его конструктивное решение. Но поскольку заказчиком храма являлась малоросская община Путивля, то в качестве образца мастеру был указан излюбленный тип украинского одноглавого храма. Зодчий не только создал здание великолепных пропорций и выразительного силуэта, но и очень тонко учел особенности зрительного восприятия архитектуры: окна первого яруса, расположенные на уровне глаз, стоящего на земле человека, украшены изысканными, тонко профилированными наличниками с фигурными разорванными фронтонами. Все остальные окна, расположенные выше уровня человеческого роста, не имеют никаких украшений.

    Преимущества стиля украинское барокко проявились в исключительно сильных по художественной выразительности принципах создания архитектурных ансамблях ы удивительном умении органично вписывать архитектуру в окружающую природу. Главное в этом – поразить воображение человека необычным, повлиять на его чувства.

    Церковь Николы Казацкого – один из примечательных памятников украинского барокко, свидетельствующий о том, что профессиональное зодчество развивалось под определенным влиянием народных традиций, вкусов и представлений. Этот храм является одним из главных памятников украинского барокко в пределах Восточной Украины. Местные жители очень почитают этот храм. Говорят, что его открывали для богослужений даже в советское время.

    Престольные праздники подворья установлены 22 мая в день перенесения мощей святителя и чудотворца Николая Мирликийского, 11 августа в день Рождества святителя Николая, 19 декабря в день блаженного успения святого. Главная святыня храма – список иконы Николая угодника, именуемой «Великорецкой».

    Церковь Николая Казацкого в Путивле

    Григорий Никонович Логвин

    Чернигов, Новгород-Северский, Глухов, Путивль

    Григорий Никонович Логвин

    Чернигов Новгород-Северский Глухов Путивль

    Редактор Е. Галкина.

    Художественный редактор Е. Смирнов.

    Технический редактор Н. Морозова.

    Корректор В. Акулинина

    По древним городам северской земли — Чернигову, Новгороду-Северскому, Глухову, Путивлю.

    Издание второе, дополненное

    Чернигов, Новгород-Северский, Глухов, Путивль — древнейшие города нашей Родины в земле северян, о которых на заре нашей истории летописец говорил, что они «седоша на Десне и по Семи и по Суле».

    С Черниговом связана овеянная героическими легендами, воспетая сказаниями и былинами древняя пора Киевского государства (IX–XI вв.), пора небывалого расцвета монументальной архитектуры, литературы, ремесел, торговли. Произведения черниговских мастеров и сейчас восхищают нас, служат неисчерпаемым источником познания и эстетического наслаждения.

    В пору феодальной раздробленности (в XII–XIV вв.) стольными городами, где правила младшая ветвь династии черниговских князей, становятся города Новгород-Северский и Путивль. После татаро-монгольского нашествия эти города продолжали играть важную историческую и культурную роль в жизни украинского народа, в формировании его национальной культуры.

    Описывая отдельные художественные памятники древних городов Северской земли, как исчезнувшие, так и сохранившиеся, хотелось в какой-то мере помочь читателю уяснить их художественную ценность и историческую взаимообусловленность, увидеть за конкретными явлениями общий процесс развития украинского искусства, его связь с русской культурой.

    Помимо памятников Чернигова, Новгорода-Северского и Путивля в книге рассмотрены также ансамбли или отдельные сооружения небольших населенных пунктов, лежащих на пути следования, ибо они тесно связаны с исторической судьбой упомянутых древних городов.

    Созданная на протяжении веков нашими предками высокая культура влияла на формирование последующих поколений. Выработанные в прошлом художественные приемы и формы, поэтические образы, живущие в народной памяти имена и подвиги героев — все это служило сохранению культурных ценностей и продолжает служить делу строительства новой культуры коммунистического общества.

    Произведения архитектуры даны в книге не в исторической последовательности, но в порядке наиболее удобного их осмотра. Предлагая книгу читателю, автор хотел бы обратить его внимание не только на архитектурные памятники города или на самые живописные места, но и передать ему мысли, чувства и поэтические впечатления, которые вызывают эти произведения, возбудить у него стремление самому увидеть чарующую красоту этих городов, полюбить их замечательные творения искусства.

    Древняя Северская земля сыграла важную роль в становлении Советской власти на Украине в 1917–1919 гг. Победу Октября на Украине готовили видные черниговские революционеры- Н. Подвойский, В. Антонов-Овсеенко, И. Товстуха, Ю. Коцюбинский, В. Примаков.

    В 1941–1943 гг. чернигово-северские земли стали полем самых тяжелых боев. Советские народы выстояли в небывалых по размаху и ожесточению боях под Волгоградом и Курском и в других битвах, сломали гитлеровскую военную машину и одержали великую победу.

    Еще шли бои за Правобережную Украину, а на освобожденных землях народ уже приступал к восстановлению разрушенных войной городов и сел. И сейчас, через тридцать с лишним лет, нигде не найти следов войны и только памятники и могилы героев напоминают о ней и о том, сколь дорогой ценой далась нашим народам эта победа.

    За годы, прошедшие после первого издания этой книги, в Чернигове, Седневе, Новгороде-Северском, Глухове и Путивле проведены обширные научно-исследовательские и реставрационные работы памятников архитектуры, построено много новых зданий и монументов.

    Автор приносит искреннюю благодарность за помощь и содействие в изучении этих новых памятников сотрудникам местных музеев и работникам городских управлений по делам строительства и архитектуры и реставраторам. Особую благодарность за любезное предоставление своих материалов автор приносит П. Барановскому, А, Карнабиду и Н. Холостенко.

    Чернигов стоит на правом, возвышенном берегу реки Десны, где она круто поворачивает на юго-запад. Приняв в себя воды Снова и Сейма, она здесь становится полноводной, крупной рекой. Местоположение этого древнего города в далекие времена было очень выгодно и во многом напоминало ситуацию Киева. Располагаясь в северной части Левобережной Украины, Чернигов находился в то же время как бы на границе с лесостепью. Этот край со своими многочисленными реками и неисчерпаемыми природными ресурсами способствовал развитию экономики города. Его непроходимые дремучие леса изобиловали диким пушным зверем, промысел которого был важной статьей дохода. Но самым главным источником благосостояния населения были земледелие и скотоводство. Благоприятные природные условия содействовали заселению края еще в глубокой древности, в эпоху палеолита. Самые древние славянские поселения на территории современного Чернигова появляются в первых веках нашей эры. Подобно Киеву и другим древним городам Руси, Чернигов образовался на базе отдельных родовых поселений, вероятно, укрепленных. Археологами на территории города обнаружено несколько древнейших славянских городищ — одно из них в Ялощине за Стрижнем, другое — против Троицкого леса, третье — в углу детинца, где позднее располагалась цитадель. О заселении Чернигова в IX–X вв. свидетельствуют курганы: Болдины горы (ул. Толстого), Олегово поле (ул. Щорса и Старобелорусская), Стриженская группа (ул. Гоголя и Котляревского), курганы в урочище Березки (ул. Курганная, Первомайская, Киевская), Ялощинская группа, Бобровицкая группа (ул. Шевченко, Красноармейская, Петровского).

    Благодаря археологическим находкам теперь известно, как высоко стояли ремесла северян накануне образования древнерусского государства в X в. Древние насельники Чернигова умели изготовлять, а также изысканно украшать орнаментом или сюжетными рисунками различные предметы из бронзы, серебра и золота — серьги, медальоны, колты и посуду. Оружие, обнаруженное при раскопках, — стрелы, копья, мечи, сабли, щиты и шлемы — выполнено из металла очень высокого качества и имеет прекрасную форму.

    Чернигов как крупное поселение возник не в 907 г., когда он впервые упоминается в договоре Олега с греками, а значительно раньше. Из письменных источников известно, что политическое господство чернигово-северских князей в XI–XII вв. распространялось вплоть до Тмутаракани на Азовском море, верхнего течения Сейма и Десны и даже до бассейна Оки.

    В IX в. северские племена входят в орбиту политического влияния киевских князей. Летопись под 884 годом рассказывает, что «Олег иде на сиверяне и победи сиверяне и возложи на нь дань легку и не дасть им козарам дани платити». Собрав под своим началом в 907 году «множество варяг и словен, и чюдь и кривичи, и мерю, и деревляны, и радмичи, и поляны, и сиверо, и вятичи, и хорваты, и дулебы, и тиверцы. . и с сими со всеми поиде Олег на конях и на корабле» на Византию. Победив ее, Олег в Царьграде «повеси щит свой на вратах, показуя победу». Византия вынуждена была подписать выгодный для Руси мир и «даяти всем на две тысячи корабль по 12 гривен на ключ и потом даяты уклады на Руськия грады: первое на Киев, та же Чернигов. . на Любеч и на прочая грады по тем бо городам седяху велиции внязи под Ольгом суще». Заняв Киев и подчинив себе Новгород, Олег тем самым положил начало объединению восточнославянских и неславянских племен в единое могущественное государство — Киевскую Русь. Игорь, Ольга и Святослав продолжали дело, начатое Олегом, а завершил его Владимир Святославич. Он предпринял меры по укреплению границ государства «и нача ставити города по Десне, и по Остри, и по Трубешови, и по Сули, и по Стугни».

  • Ссылка на основную публикацию