Церковь Покрова Божией Матери в Нижней Ореанде, Ялта

Храм Покрова Пресвятой Богородицы
в Нижней Ореанде

Храм Покрова Пресвятой Богородицы был построен по заказу Великого князя Константина Николаевича Романова в 1885 году. Выполнен он в грузинско-византийском стиле по проекту академика архитектуры А. А. Авдеева. Храм был богато украшен мозаичными образами и орнаментами работы итальянского мозаичиста Антонио Сальвиати. В украшении храма также принимали участие такие знаменитые живописцы и орнаменталисты как князь Г. Г. Гагарин, бывший Вице-президент Императорской Академии художеств в Санкт-Петербурге, академики Д. И. Гримм, М. В. Васильев.

В конце XIX — начале XX вв. храм считался одним из красивейших на Южном берегу Крыма. В этом благодатном месте служил святой праведный Иоанн Кронштадтский, здесь говела и причащалась вмц. Великая княгиня Елизавета Федоровна. Начиная с Александра III, сюда приходила молиться вся царская фамилия, все Великие князья и княгини, когда они отдыхали на, Южнобережье.

Здесь бывал А. П. Чехов. «В Ореанде сидели на скамье, недалеко от церкви… Гуров думал о том, как в сущности, если вдуматься, все прекрасно на этом свете, все, кроме того, что мы сами мыслим и делаем, когда забываем о высших целях бытия, о своем человеческом достоинстве». Это строки одного из лучших рассказов Антона Павловича Чехова «Дама с собачкой». Именно в это благодатное, располагающее к философским размышлениям место А. П. Чехов помещает своих героев Анну Сергеевну и Дмитрия Дмитриевича Гурова.

В 1924 году храм был закрыт и передан в ведение ОХРИСа (организация по охране памятников), чтобы использовать его как памятник архитектуры, имеющий уникальную мозаику. Впоследствии в 1928 году, храм предполагали снести. В послевоенный период храм использовался под механические мастерские, строительный и овощной склады.

В 1992 году храм вернули Церкви. И теперь мы снова можем видеть редкое изображение Спасителя в отроческом возрасте, двенадцать апостолов, полный образ иконы Покрова Пресвятой Богородицы и частично сохранившиеся лики святых. Здесь совершаются богослужения, и идет частичная реставрация.

Фотографии

Он и решил выстроить церковь – когда сгорел дворец в Ореанде, унаследованный им от матери. Князь счел это знаком и употребил оставшийся после пожара строительный камень на сооружение храма. Праздник Покрова принадлежал к списку его любимых – обычно он праздновал его в Крыму. Вот он и выбрал такое посвящение.

Проект разработал архитектор Н.Н. Авдеев. Князь не хотел срезать вековые дубы, росшие на Крестовой горе, выбранной местом для строительства, пойдя на небольшое нарушение ориентации сакрального объекта по сторонам света. В ряду художников, выполнявших внутреннее оформление, был Григорий Григорьевич Гагарин. Он же разработал эскизы для мозаик, выполненных затем итальянским мастером А. Сальвиати.

У наследников дом выкупил Николай II (в ту пору еще цесаревичем) в 1894 г. Затем церковь Покрова Богородицы в Нижней Ореанде была местом молитв царской семьи. Революция национализировала строение, но высоко оценила его художественные достоинства. Его сохранением занималась служба охраны памятников: храм посещали, как и прочие достопримечательности, экскурсанты с образовательными целями. Так было до 1927 г., когда оно сильно пострадало во время землетрясения.

Заниматься реставрацией в то время не стали, сооружение планировалось под снос, затем в нем размещались мастерские. В 1992 г. его вновь передали церкви, в помещении начались церковные службы. Епархия и прихожане укрепили здание, начали реставрационные работы. Но одновременно на территории памятника начали новое строительство, соорудив звонницу. К счастью, Константин педантично документировал разные этапы стройки на фото, так что у реставраторов оказалось достаточно материала для надлежащего выполнения поставленных задач.

Необычные мозаики в храме Пресвятой Богородицы

Покровский собор имеет в своей архитектуре черты византийского и грузинского стилей. Он невелик, с одним купольным элементом, в плане имеет вид креста. Кроме местного камня (того, что сохранился после пожара дворца), при возведении использовался каррарский мрамор из Италии. Проделанные в барабане под куполом окна были закрыты желтыми стеклами, что придавало особый тон освещению.

Самую интересную деталь отделки увидеть почти невозможно. Князь Константин решил возродить в церковном интерьере вышедшее из моды мозаичное искусство, ранее довольно распространенное на Руси. Г.Г. Гагарин, выполнявший для них эскизы, являлся и хорошим художником, и специалистом в теории храмовой живописи. Иконостас был шедевром резьбы по дереву – для него использовались несколько ценных пород. Но он и почти все изображения утрачены за те годы, когда церковь использовалась под мастерские.

Мозаики в ней есть и сейчас, но это уже результат работы современных реставраторов. Они, впрочем, сохранили важнейшую деталь, свойственную оформлению Покровского храма. На его куполе имелось изображение Христа, не совпадающее с каноническим – он был представлен очень молодым и бритым (классический вариант подразумевает наличие бороды). Роспись восстановлена именно в таком виде.

Рядом с церковью все еще растут несколько старых дубов – из числа тех, что не хотел рубить князь. В 2001 г. в звоннице (новострое возле храма) появился необычный колокол. Его изготовили в Донецке, причем мастера плавили металл не на угле, а на дровах. Существуют старинные записи, в которых утверждается, что так принято было у колокольных дел мастеров. Вес его превышает 600 кг.

Русские православные нередко организовывают паломничество в Церковь Покрова Пресвятой Богородицы. Но это связано не с ее архитектурными и художественными достоинствами. Просто здесь как-то отслужил литургию Иоанн Кронштадтский и молился Николай II, причисленные к лику святых. В Нижней Ореанде это действительно одна из наиболее значимых достопримечательностей.

Как добраться (доехать)?

Чтобы попасть в церковь, вам потребуется остановка «Верхняя Ореанда». От Ялтинского автовокзала сюда идут маршрутки №102 и №115, от Вещевого рынка — №122. Выйдя с автобуса, следуйте на восток – минуя ЖК «Ореанда-Плаза» и полуротонду на Царской тропе.

На машине самостоятельно доехать до церквушки вы сможете таким образом:

Туристу на заметку

  • Адрес: Севастопольское ш., Нижняя Ореанда, Ялта, Крым, Россия.
  • Координаты GPS: 44.459285, 34.142509.
  • Официальный сайт: https://www.facebook.com/oreandachurch/

В Крыму много интересных культовых строений, Покровская церковь в Ореанде — тоже привлекательна. Православные верующие Ялты почитают ее как пристанище святых. А представителям иных конфессий и атеистам церковь интересна своей историей, архитектурой и попыткой возрождения искусства мозаики.

Церковь Покрова Божией Матери в Нижней Ореанде

Собираясь посетить Ялту, найдите минутку, и загляните в Нижнюю Ореанду, которая раскинулась чуть южнее Ливадии. Дорога к этому чудному месту имеет интересное название – Солнечная тропа, проложена она еще в далеком 1861 году и местные звали ее Царской.

p, blockquote 1,0,0,0,0 —>

Прогулка по столь чудным местам приведет к окрестностям бывшего княжеского имения. Чудесный вид скалистых пейзажей завораживает! Окинув взглядом необычно красивое место, часами можно любоваться Мачтовой скалой, горой Белоголовая и ее соседкой горой Ай-Никола! Не останется без внимания скала под названием Крестовая, ведь именно около нее, практически у самого края стоит небольшое христианское строение – церквушка, с гордым и величественным названием «Храм Покрова Пресвятой Богородицы в Нижнем Ореанде».

p, blockquote 2,0,0,0,0 —>

Вдохновители создания храма

Красоту и величие этих мест впервые по-настоящему оценили Александр I со своей женой Елизаветой (начало XVIII века). Влюбленный император мечтал построить в этих краях огромный дворец, выражая тем самым свои чувства больной жене, которой по состоянию здоровья был необходим южный воздух. Неожиданная кончина императора, сделала мечту несбыточной и как только имение перешло во власть Николая I, тот, как и его предшественник решил незамедлительно подарить земли Ореанды Александре Федоровне, своей любимой жене…

p, blockquote 3,0,1,0,0 —>

Воочию увидеть красоту скалистых побережий царской семье удалось лишь в 1837 году, на семейных советах было принято решение воссоздать в этих краях значимое сооружение, которое позволит подчеркнуть и приукрасить природное величие здешней красоты!

p, blockquote 4,0,0,0,0 —>

Римский стиль сооружения соответствовал вкусам и моде тех лет, в знак начала большого строительства императрица поднялась на великую гору и с помощью графа Воронцова установила там деревянный крест. Несколько позже, крест заменят чугунным крестом, в котором прорежут отверстия для иллюминаций. Собственно, отсюда и возьмет название гора, теперь ее будут величать не Урьянда, а Крестовая!

p, blockquote 5,0,0,0,0 —>

Действительно, в 1843, благодаря архитектору К.И. Эшлиману, строительство началось и завершилось лишь спустя девять лет! Окрестности дворца благоустроили великолепным роскошным парком, но на строительство храма у Николая I просто не хватило времени.

p, blockquote 6,0,0,0,0 —>

Наследник Николая I, сын – Константин, искренне полюбит местную природу и каждую свободную минуту на протяжении тридцати лет будет стараться провести в Ореанде. В 1882 году, случится беда – дворец подвергнется сильнейшему пожару и практически все сооружение уничтожит огонь! Великий князь не был столь богат, чтобы все восстановить и было принято решение, чтобы хоть как-то сохранить память о великом императорском поместье, из того что осталось, воздвигнуть церковь.

p, blockquote 7,1,0,0,0 —>

Константин Николаевич выбирал место для храма лично, родное место, его практическое уничтожение отражалось болью в его сердце… Заложив фундамент, в его основании была помещена памятная дощечка, на которой были написаны великие слова, и дата начала строения церкви – 31 апреля, 1884 года.

p, blockquote 8,0,0,0,0 —>

Князь дал имя своему детищу, было принято решение посвятить храм Покрову Пресвятой Богородицы. Этому были свои причины. Константин свято чтил православные традиции и лишь на этот праздник, ему удавалось отрываться от дел и приезжать в родное место.

p, blockquote 9,0,0,0,0 —>

Архитектура храма Покрова Пресвятой Богородицы

Образование Константина Николаевича, его хорошие вкусы и знания архитектуры, позволили ему лично определится со стилем будущего строения. Учитывая то, где предполагалось воздвигнуть храм – суровую грозную скалу, князь решил выбрать и соответствующий стиль – грузинско-византийский! Строгость, красота и величие данного стиля нежно переплетаются с простотой и нежностью…

p, blockquote 10,0,0,0,0 —>

Проект застройки решено было отдать в руки известного по тем временам архитектора – А. А. Авдеева. Все работы проводились под четким контролем князя, который, кстати говоря при строении старался максимально сберечь красоту родных мест и даже запретил портить первозданный природный вид. Так, чтобы построить алтарь, его пришлось немного поворачивать на юго-восток, чтобы не задеть рядом растущие деревья. Колокольню при этом поместили прямо на одном из вековых дубов.

p, blockquote 11,0,0,1,0 —>

Князь не просто контролировал работу специалистов, он старался сохранить что-то для истории и благодаря этому до наших времен дошло несколько фотографий в разные периоды строения храма.

p, blockquote 12,0,0,0,0 —>

История храма и его посетители

Слух о столь чудном месте разлетелся далеко за пределы Крыма и церквушку посещали многие великие люди. А. П. Чехов, например, взял здесь немало идей, для своих громких работ. Лишь в 1992 году удастся восстановить практически погибшее от оползней и особенностей местного климата сооружение, и здесь появится первый после стольких лет настоятель протоиерей Н. Доненко, а уже в 2002 году отец Николай освятит храм.

p, blockquote 13,0,0,0,0 —>

Сегодня основная масса туристов, по-прежнему старается посетить столь чудное место и воочию увидеть грациозное, великое сооружение, дошедшее к нам из далекого прошлого…

p, blockquote 14,0,0,0,0 —> p, blockquote 15,0,0,0,1 —>

Адрес: Крым, Ялта, Севастопольское шоссе, пгт.Нижняя Ореанда

Церковь Покрова Божией Матери в Нижней Ореанде, Ялта

Крым долгое время был местом для отдыха российской аристократии, семей царей и других высокопоставленных чинов. Ялта была привлекательна для всех, в том числе и для семьи Романовых. Церковь Покрова Святой Богородицы была построена в честь памяти этой семьи в Нижней Ореанде. Сам князь Константин участвовал в постройке здания.

Сейчас парк Нижняя Ореанда является парком-памятником и входит в состав природного заповедного фонда Крымской земли.

История создания храма

Строительство храма началось в 1884 году, место под постройку здания было определено князем Константином Николаевичем.

Во время торжественной закладки церкви в фундамент была заложена дощечка с надписью:

«Во имя Отца и Сына и Святаго Духа: усѣрдием и ревностью владѣльца Орiанды Его Императорского Высочества государя Великого Князя Константина Николаевича сооружаѣтся храмъ сей въ память Праздника Покрова Пресвятые Богородицы. Апрель, 31 дня 1884 года въ лѣто III РХ. Аминь»

Спустя один год было сделано первое фото строительства церкви, и каждый месяц процесс возведения здания запечатлелось для истории на фотографии. В июле 1885 года были поставлены арки и центральные своды, спустя несколько месяцев, в сентябре уже освятили колокола.

Название церкви также выбирал Константин Николаевич. Первая версия постройки храма была в честь Святой Троицы. Но озадачившись несовпадением его визитов в Крым и днем чтения Пресвятой Троицы, он решил назвать храм в честь Покрова Пресвятой Богородицы.

Для стен Покровской церкви использовали тот же камень, что при строительстве княжеского имения. Внутри храм был украшен художественной росписью известных в то время художников Васильева и Гриммаю. К сожалению, до наших дней росписи не дожили.

О других святых местах Крыма:

В 1885 году церковь была освящена в честь Покрова Пресвятой Богородицы.

Внутри храм был выложен мозаикой, что стало новым витком развития данного вида искусства в России. Князь возродил украшение интерьера мозаикой в стране.

В послереволюционные годы, тяжелые времена не обошли стороной Покровский храм, он пережил много и почти погиб. В какое-то время храм был открыт для просмотра исторических мозаики и фресок.

В 1925 году здание передали Ливадийскому дворцу, но местные власти решили закрыть храм совсем.

В 1927 году всем известное землетрясение нарушило целостность стен храма, в них появилась большая трещина, внутри потрескалась живопись и мозаичный рисунок. Власти отправили документы в Крым ЦИК, с сообщением о том, что здание пришло в негодность и его невозможно восстановить и нужно срочно сносить.

Интересно! Господь не попустил совершиться кощунству, он не дал людям совершить свой замысел по уничтожению храма, построенного с такой любовью. Воинствующие атеисты пытались сбросить с купола церкви крест, однако сорвать его не смогли — он сломался у основания. Часть этого креста и сейчас можно посмотреть, он находится на хранении в здании прихода и имеет статус драгоценной реликвии.

Здание храма оставалось закрытым до конца Великой Отечественной войны. Спустя 5 лет после победы, на месте княжества выросла всероссийская здравница «Нижняя Ореанда». Старая церковь не вписывалась в общий ансамбль корпусов, поэтому в 1960 году ее решили снести. Вступились многие: краеведы, люди, неравнодушные к своей земле и ее истории, прихожане храма, просто верующие люди.

Совместные силы позволили добиться победы в борьбе, и здание церкви имени Пресвятой Богородицы было переведено в статус памятника архитектуры. Более тридцати лет здание использовали под бытовые нужды государства: здесь хранили ядохимикаты, а во дворе устроили целую автобазу.

В 1992 году к празднику почтения Покрова Пресвятой Богородицы прихожане самостоятельно убрались в церкви, привели ее в порядок. На праздник Святой Троицы, за последние 70 лет впервые произошло богослужение.

Настоятелем храма стал протоиерей Николай Доненко. Приход начали восстанавливать и реставрировать совместными силами, в 2001 году рядом возвели колокольню.

Сейчас приход действует и ждет всех прихожан на службы.

Описание архитектуры

Здание возведено в византийско-грузинском стиле из того же камня, что и был построен дворец в Нижней Ореанде. Белоснежный храм построен в форме креста, небольшого размера, однокупольный с позолоченным бронзовым крестом, который венчает барабан с узкими оконными прорезями. На кресте находится редкое изображение Иисуса Христа без бороды. По обеим сторонам входов в храм расположены арки.

Здание Покровской церкви строили рядом с Адмиральским домом великого князя, вокруг растут мощные дубы. Для сохранения красивых деревьев алтарь храма пришлось немного повернуть на Юго-Восток.

Интересно! Колокольней служил большой и крепкий дуб, который находился рядом с приходом, на нем висело пять тяжелых колоколов. На дереве расположили две палки для того, чтобы на них стоял звонарь.

В 2001 году рядом с церковью построили звонницу с колоколом весом 603 килограмма. В день памяти великомученицы Екатерины, 7 декабря колокол был укреплен на звоннице. А 4 января 2002 года протоиерей Николай Доненко освятил колокол и звонницу.

Внутри здания богатое убранство, многие элементы выполнены из каррарского мрамора белого цвета. Оконные стекла выполнены из оранжевых стекол, которые создают уютный свет внутри храма.

Иконостас сделан из нескольких видов дерева: ореха, дуба, кипариса, можжевельника по проекту знаменитого мастера Кубышко.

Престольный праздник отмечается 14 октября — Покров Пресвятой Богородицы.

В настоящее время настоятелем прихода является протоиерей Николай Доненко.

Месторасположение и контакты

Храм Покрова Богородицы находится по адресу: РФ, Крым, город Ялта, парк Нижняя Ореанда, Севастопольское шоссе.

Официальный сайт: https://www.facebook.com/oreandachurch, здесь можно посмотреть актуальное расписание богослужений.

Добраться до Покровской церкви можно с Ялтинского вокзала на автобусе № 122 и № 102 до остановки «Верхняя Ореанда». Потом нужно пройтись пешком мимо ЖК «Ореанда-Плаза».

Покровская церковь

Бывшее великокняжеское имение Ореанда располагается недалеко от Ялты, южнее Ливадии, откуда в Ореадну проложена Солнечная тропа, появившаяся в 1861 году, и называвшаяся Царской. С Солнечной тропы открывается чудесный вид на окрестности. Ореанда отличается скалистыми пейзажами: у самого моря высится Мачтовая скала, недалеко от нее Крестовая, а над ними гордо подняли свои головы горы Ай-Никола, Белоголовая и дикий утес Хачла-Каясы. Отвесные скалы, глубокие овраги, лазурное море создали неповторимую красоту этих мест.

Когда-то на месте Ореанды существовало греческое поселение. На горе Крестовой сохранились остатки средневекового феодального замка и небольшого христианского храма у самого края скалы.

В 1852 году в Ореанде было закончено строительство роскошной царской резиденции Николая I, по проекту А. И. Штакеншнайдера, окруженной прекрасным парком. После смерти царя дворец достался по наследству его второму сыну Константину Николаевичу, который очень любил эти места. Но в 1882 году дворец сгорел, как было установлено следствием «из-за неосторожного обращения с папиросами детей дворовых служащих.

Великий князь сам выбрал место для будущего храма. Во время торжественной закладки церкви в основание ее фундамента поместили дощечку с текстом: «Во имя Отца и Сына и Святого Духа: усердием и ревностью владельца Орианды Его императорского Высочества государя Великого Князя Константина Николаевича сооружается храм сей в память Праздника Покрова Пресвятой Богородицы. Апрель 31 дня 1884 года в лето III РХ. Аминь». Название храма Великий князь тоже выбрал сам, в честь своего любимого праздника.

Константин Николаевич был всесторонне образованным человеком, хорошо разбирался в архитектуре. Храм он задумал построить в грузинско-византийском стиле, который, по его мнению, более всего подходил к суровой, скалистой местности Ореанды.

Проект разработал известный архитектор А. А. Авдеев. Церковь решили строить недалеко от Адмиральского домика, вокруг которого росли большие дубы. Чтобы сориентировать апсиду храма строго на восток, надо было срубить несколько деревьев. Но Великий князь пожелал сохранить могучих великанов, поэтому алтарь храма повернут немного на юго-восток.

Для строительства использовали камни, из которых был сложен дворец. Храм получился небольшим, крестообразной формы, с одним куполом, в световом барабане которого узкие арочные оконные проемы. Венчал купол византийский, ажурный, бронзово-позолоченный крест. С трех сторон храм обрамляет арочная галерея. Наружные стены украшают большие кресты, изготовленные в Ливорно из белого каррарского мрамора. У храма не было колокольни. Своеобразную звонницу устроили из растущего рядом дуба, где устроили деревянную лестницу, площадку из двух досок и повесели пять колоколов, самый большой из которых весил 160 килограммов, а самый маленький – 3 килограмма.

Покровская церковь отличалась богатым убранством. Часть храма была расписана известными художниками: Д. И. Гриммом, академиком М. В. Васильевым, вице-президентом Императорской Академии художеств князем Г. Г. Гагариным, по рисункам которого итальянский мастер Антонио Сальвиати создал две мозаичные иконы Спасителя и Покрова Пресвятой Богородицы, размещенные над папертью и горнем местом храма соответственно.

Мозаикой, также, были украшены стены, купол и паруса храма. Резной иконостас сделал из ореха, дуба, кипариса и можжевельника мастер Кубышко. Желто-оранжевые стекла наполняли храм мягким солнечным светом.

Торжественное освещение храма Покрова Пресвятой Богородицы состоялось в 1885 году. Эта церковь стала любимым детищем князя Константина Николаевича.

Новый император Николай II с семьёй приходил в Покровский храм на церковные праздники, любил гулять по здешнему парку, любоваться красотой скал, размышлять на берегу моря.

Храм в Ореанде посещал А. П. Чехов. Герои его рассказа «Дама с собачкой» — Гуров и Анна Сергеевна – здесь размышляли о вечности и о жизни.

После революции храм пережил немало трудных дней и едва не был разрушен. Церковь закрыли в 1924 году. Её передали в ведение ОХРИС (комитета по делам музеев и охраны памятников искусства, старины, народного быта и природы), а затем Управлению Ливадийским дворцом. На замечательнгые мозаичные фрески приходили смотреть экскурсанты. В 1927 году здание церкви немного пострадало от землетрясения, в алтарной части образовалась трещина, но его никто не ремонтировал. С церкви пытались сбросить крест, но не смогли его сорвать, он сломался у основания. Часть этого креста ныне хранится в храме как драгоценная реликвия.

После войны в Ореанде началось строительство санатория. Очевидно, маленькая церквушка, по мнению архитекторов, не вписывалась в современный облик Ореанды. Поэтому в начале 60-х годов её решили снести. Однако, за храм втсупились краеведы. Они добились того, что храм был признан памятником архитектуры. Более 30-ти лет здесь хранили ядохимикаты, а в церковном дворе размещалась автобаза.

Здание сильно пострадало от оползней и требовало реставрации, которая началась в 1992 году после возвращения храма Православной Церкви в 1992 году к Празднику Благовещения Пресвятой Богородицы. Прихожане привели храм в порядок, и в праздник Святой Троицы, впервые за долгие годы, в нем отслужили Божественную литургию.

В 2001 году рядом с церковью построили звонницу. В Донецке на ООО «Корнер-М» отлили прекрасный колокол весом 603 килограмма. Чтобы голос колокола звучал красиво, при его изготовлении использовали печь, огонь в которой поддерживали дровами. Колокол украшают четыре клейма, на которых изображены Господь Всежержитель, Покров Пресвятой Богородицы, святой Николай Чудотворец и великомученник и целитель Пантелеимон. На крыше звонницы установили ажурный крест, выполненный киевским художником Олегом Радзевичем. Большую помощь в создании креста оказал ялтинский благотворительный фонд «Надежда».

пешая прогулка не только укрепит Ваше здоровья, но и подарит незабываемые впечатления от окружающих пейзажей.

Церковь Покрова Божией Матери в Новой Ореанде (Church of the Intercession of the Mother of God in the New Oreanda)

  • Фото
  • Фото: главная
  • Самые популярные фото
  • Новые фото
  • Фото недели
  • Лидеры недели
  • Фотоподборки
  • Фотографы
  • Фото от топ-фотографов
  • Рейтинг фотографов
  • Информация
  • Описание места
  • Фото
  • Проживание и ночлег
  • Экскурсии и гиды
  • Полезное
  • Отзывы и Оценки
  • Вопросы и советы
  • Заметки и статьи
  • Посетили место

Чтобы добавить место в путеводитель необходимо авторизоваться

Общая информация

Адрес Нижняя Ореанда, Ялта, Крым
Категория Архитектура, памятники > Святыни и храмы

Фотографии

Описание места

Церковь Покрова Божией Матери в Новой Ореанде была создана как память о роскошном царском дворце, сгоревшем в пожаре 1882 года. Для строительства храма были использованы камни дворцового здания.

В конце XIX века владельцем усадьбы Нижняя Ореанда был Великий князь Константин Николаевич. Он пригласил для работы над проектом церкви архитектора А.А Авдеева. Когда началось строительство, оказалось, что для ориентации алтаря строго на восток придется срубить несколько вековых дубов. Князь приказал деревья не трогать, поэтому сегодня алтарная часть повернута к юго-востоку.

Церковь построена в форме креста с одним куполом. Ее особенностью было большое количество мозаик на религиозные сюжеты. Их выполнил итальянский мастер А.Сальвиати. Сегодня сохранилось лишь несколько мозаичных панно на куполе и парусах, два сюжета и византийский орнамент на западной стене.

Церковь покрова Божьей Матери в Нижней Ореанде

Южнее Ливадии расположилась Ореанда, бывшее великокняжеское имение. Пройти в Ореанду из Ливадии можно по Солнечной тропе, которая была проложена в 1861 году и называлась Царской.

Ореанда отличается от своей соседки Ливадии скалистыми пейзажами: у самого моря высится Мачтовая скала немного правее беседки — Крестовая, а над ними гордо подняли свои головы горы Ай-Никола, Белоголовая и дикий утес Хачла-Каясы. Отвесные скалы, глубокие овраги, лазурное море создали неповторимую красоту этих мест.

Когда-то на месте Ореанды существовало греческое поселение. На горе Крестовой сохранились остатки средневекового феодального замка и небольшого христианского храма у самого края скалы.

История церкви Покрова Пресвятой Богородицы началась задолго до ее появления. В 1818 и 1825 годах на Южном берегу Крыма побывал русский император Александр I. Ему понравились земли Ореанды, здесь он хотел отдыхать от трудного бремени власти и собирался возвести дворец для своей жены Елизаветы Алексеевны, которая часто болела и зиму вынуждена была проводить на юге. Но, простудившись, Александр I неожиданно скончался. Ореанда стала имением нового императора Николая I, который подарил ее своей супруге императрице Александре Федоровне. Царская семья впервые посетила Ореанду в сентябре 1837 года, тогда же решено было построить здесь дворец в стиле римских вилл. 30 сентября, перед отъездом из Крыма, императрица Александра Федоровна вместе с графом М. С. Воронцовым поднялась на гору, которую татары называли Урьянда, и установила на вершине деревянный крест. Позже крест заменили чугунным с отверстиями для иллюминации. Название же горы изменилось, ее стали называть Крестовой.

Проект разработал профессор Санкт-Петербургской Академии художеств, архитектор Андрей Иванович Штакеншнейдер (1802-1865). Дворец заложили в 1843 году, строительство велось при активном участии архитектора К. И. Эшлимана (1808-1893), и было закончено в 1852 году. Роскошный дворец окружил прекрасный парк. Знаменитые садоводы Делингер и Кебах, используя экзотические и местные виды растений, воссоздали ландшафты разных стран света. Парк украшали фонтаны, один из которых был устроен прямо в дупле огромного дуба, водопады и бассейны, повторяющие контуры южных морей России: Черного, Азовского, Каспийского и Аральского. Пожалуй, единственно чего здесь не хватало — это храма, поэтому на богослужения ездили по Царской тропе в Ливадийскую Крестовоздвиженскую церковь.

После смерти императора Николая I имение перешло в наследство его второму сыну Великому князю Константину Николаевичу (1827-1892). Великий князь очень любил эти места. Но участие в государственных делах не позволяло часто бывать в крымском имении. Его жена и дети с удовольствием проводили здесь летние месяцы. Трагическая гибель императора Александра II в 1881 году отразилась и на карьере Константина Николаевича: верно служа двум императорам — отцу и брату, — Великий князь оказался не у дел при новом монархе. Казалось бы, вот прекрасная возможность осуществить давнее желание: поселиться в Ореанде. Но в 1882 году дворец сгорел, как было установлено, «из-за неосторожного обращения с папиросами детей дворовых служащих». На восстановление дворца требовалась большая сумма денег, которой Великий князь не располагал. Грустью веет от его строк: «От Матушки я получил прекрасный дворец, его более нет, восстанавливать его я никогда не буду в состоянии. Пусть же из остатков его созиждется храм Божий». Великий князь сам выбрал место для будущего храма. Название для будущего храма Великий князь тоже выбрал сам. Он решил назвать его в честь своего любимого праздника — Покрова Пресвятой Богородицы.

Этот праздник был установлен в воспоминание, видения святым Андреем Богоматери во Влахернском храме в Константинополе. В 910 году на Византию напали турки и осадили столицу империи. Народ собрался в храме, где хранилась риза Богоматери с омофором и частью пояса. Среди молящихся был блаженный Андрей Христа ради юродивый вместе со своим учеником Епифанием.

Помощь Божией Матери не замедлила последовать — враги отступили от города. В честь этого события на Руси в XII веке князем Андреем Боголюбским установлен праздник. А в 1165 году он построил храм Покрова на Нерли. В Москве тоже есть собор Покрова Пресвятой Богородицы, но нам он больше известен как храм Василия Блаженного. На Руси сложилось своеобразное отношение к Богоматери, как к Заступнице, Которая всегда защищала и миловала и людей и всю страну, прошедшую сквозь тяжкие испытания.

Храм Великий князь задумал построить в грузинско-византийском стиле, который, по его мнению, более всего подходил к суровой, скалистой местности Ореанды. К возведению храма он пригласил лучших специалистов. Проект разработал известный архитектор А. А. Авдеев. Церковь решили строить недалеко от Адмиральского домика, вокруг которого росли большие дубы. Чтобы сориентировать апсиду храма строго на восток, надо было срубить несколько деревьев. Но Великий князь пожелал сохранить могучих великанов, поэтому алтарь храма в Ореанде немного повернут на юго-восток.

Для строительства церкви использовали камни, из которых был сложен дворец. Храм получился небольшим, крестообразной формы, с одним куполом. Чудесный звон колоколов с удовольствием слушали императоры Александр III и Николай II.

Торжественное освящение храма Покрова Пресвятой Богородицы состоялось в 1885 году. Эта церковь стала любимым детищем Великого князя Константина Николаевича, в ее создание он вложил частицу своей души и по праву гордился своим творением.

Церковь в Ореанде отличалась обилием мозаики, украсившей стены, купол и паруса храма.

К сожалению, большинство мозаик Покровской церкви и Ореанде не сохранились до наших дней. Почти полностью уничтожен образ Покрова Богородицы и еще девять икон. Чудом сохранилось изображение Спасителя, восьми апостолов, восьми ангелов, четырех евангелистов, расположенных в куполе и парусах храма, византийский орнамент и два панно «Рождество» и «Воскресение Христово», украшающие западную стену.

После смерти Константина Николаевича Ореанда перешла к его сыновьям. В 1894 году Ореанда стала императорским имением, его купили у Великого князя Дмитрия Константиновича для наследника престола цесаревича Николая Александровича. Новый император Николай II с семьей приходил в Покровский храм на церковные праздники, он любил гулять по парку, любоваться красотой скал, размышлять на берегу моря.

Храм в Ореанде посещал А. П. Чехов. Герои его рассказа «Дама с собачкой» — Гуров и Анна Сергеевна — здесь размышляли о вечности и о жизни.

После революции храм пережил немало трудных дней и едва не погиб. Церковь закрыли в 1924 году. Ее передали в ведение ОХРИС (комитета по делам музеев и охраны памятников искусства, старины, народного быта и природы), а затем Управлению Ливадийским дворцом. На замечательные мозаичные фрески приходили посмотреть экскурсанты, вход стоил всего 10 копеек. В 1927 году здание немного пострадало от землетрясения, в алтарной части образовалась трещина, но, конечно же, его никто не ремонтировал. С церкви пытались сбросить крест, но не смогли его сорвать, он сломался у основания. Часть этого креста ныне хранится в храме как драгоценная реликвия.

После войны в Ореанде начинается строительство санатория, один за другим возводятся новые корпуса. Очевидно, маленькая церквушка, по мнению архитекторов, не вписывалась в современный облик Ореанды. Поэтому в начале 60-х годов ее решили снести. Храм, с такой любовью когда-то построенный и украшенный, был на волосок от гибели. Вступились краеведы, люди, не равнодушные к своей земле и ее истории. Они добились того, что храм Покрова Пресвятой Богородицы был признан памятником архитектуры, о чем было написано в охранном письме. Более тридцати лет здесь хранили ядохимикаты, а в церковном дворе размещалась автобаза.

Здание сильно пострадало от оползней и требовало реставрации. Она началась после возвращения храма Православной Церкви. Это произошло в 1992 году к празднику Благовещения Пресвятой Богородицы. Прихожане привели храм в порядок, и к празднику Святой Троицы, впервые за 70 лет, в нем отслужили Божественную литургию.

А в 2001 году рядом с церковью построили звонницу. В Донецке на ООО «Корнер-М» отлили прекрасный колокол весом 603 килограмма. Над его изготовлением пришлось потрудиться специалистам. Чтобы голос колокола звучал красиво, вспомнили о старых, дедовских методах, для этого использовали печь, огонь в которой поддерживали дровами. На верхней части колокола написано: «Сей колокол принесен в дар рабами Божиими Александром и Анатолием в лето 2001 от Рождества Христова в храм Покрова Божией Матери в Ореанде». Колокол украшают четыре клейма, на которых изображены Господь Вседержитель, Покров Пресвятой Богородицы, святой Николай Чудотворец и великомученик целитель Пантелеймон.

В день памяти великомученицы Екатерины, 7 декабря колокол был укреплен на звоннице. А 4 января 2002 года протоиерей отец Николай Доненко освятил колокол и звонницу. Несколько дней спустя на ее крыше установили красивый ажурный крест, выполненный киевским художником Олегом Радзевичем. Большую помощь в этом деле оказал ялтинский благотворительный фонд «Надежда».

Так, благодаря традициям, живущим в народной памяти, и людям, сохраняющим их, в Ореанде вновь зазвучал голос колокола.

Церковь Покрова Божией Матери (Нижняя Ореанда)

Церковь
Церковь Покрова Божьей Матери
44°27′33,46″ с. ш. 34°08′33,4″ в. д.HGЯO
Страна
  • Украина
Поселок Россия, Ореанда, 12ж, литер «А»
Конфессия УПЦ
Епархия Симферопольская епархия
Тип здания Церковь
Автор проекта А.А. Авдеев
Архитектор Авдеев, Алексей Александрович
Основатель В.Кн. К.Н. Романов
Дата основания 1885 год
Церковь Покрова Божией Матери на Викискладе

Церковь Покрова Божией Матери — церковь Симферопольской епархии Украинской православной церкви (Московского Патриархата) в Ливадии. Построена по заказу Великого Князя Константина Николаевича Романова в 1885 году. Построена в грузинско-византийском стиле по проекту академика А. А. Авдеева. Храм украшен мозаиками итальянца Антонио Сальвиати. В строительстве принимали участие художник Кн. Г. Г. Гагарина, академики М. Гримм и В. Васильев.

В конце XIX — начале XX века храм считался одним из наилучших на ЮБК. В нём служил Иоанн Кронштадтский, причащалась княгиня Елизавета Федоровна. Начиная с Александра III, в церкви молились все члены императорской фамилии [1] .

Содержание

Великий князь сам выбрал место и название будущего храма. Во время торжественной закладки церкви в фундамент была заложена дощечка С надписью: «Во имя Отца и Сына и Святаго Духа: усѣрдием и ревностью владѣльца Орiанды Его Императорского Высочества государя Великого Князя Константина Николаевича сооружаѣтся храмъ сей въ память Праздника Покрова Пресвятые Богородицы. Апрель, 31 дня 1884 года въ лѣто III РХ. Аминь» [2] .

2 мая 1885 по распоряжению Константина Николаевича была сделана первая фотография строительства, затем каждый месяц делались новые снимки. До 8 июня стены были выгнаны до высоты карнизов и установлены шесть внешних крестов. До 14 июля возведены арки и своды центральной части. Колокола освятили 21 сентября 1885.

В Ореанде сидели на скамье, недалеко от церкви, смотрели вниз на море и молчали. Ялта была едва видна сквозь утренний туман, на вершинах гор неподвижно стояли белые облака. Листва не шевелилась на деревьях, кричали цикады, и однообразный, глухой шум моря, доносившийся снизу, говорил о покое, о вечном сне, какой ожидает нас. Так шумело внизу, когда еще тут не было ни Ялты, ни Ореанды, теперь шумит и будет шуметь так же равнодушно и глухо, когда нас не будет. И в этом постоянстве, в полном равнодушии к жизни и смерти каждого из нас кроется, быть может, залог нашего вечного спасения, непрерывного движения жизни на земле, непрерывного совершенства.

В 1924 году храм был закрыт [3] и предан организации по охране памятников. В 1927 году здание пострадало от землетрясения. Церковь планировалось снести, пытались сбросить крест, но он сломался у основания. Храм переоборудовали под механические мастерские, строительный и овощной склады. В 1992 году храм вернули верующим. В нём проводятся богослужения и идет частичная реставрация. В 2001 году рядом с церковью построили колокольню. В Донецке отлили колокол весом 603 кг. [4] .

Архитектура

Храм построен в грузино-византийском стиле. Для строительство использовался камень, из которого возводили дворец в Ореанде. Строение небольшое, крестообразной формы, с одним куполом. В барабане узкие арочные оконных прорези, в которых расположены по четыре круглых окна. Купол венчает четырёхконечный византийский бронзовый золоченый ажурный крест. Его украшает очень редкое в иконографии изображение Христа без бороды [5] . Северная, западная и южная стороны храма обрамлены арочной галереей.

Церковь решили строить недалеко от Адмиральского домика Вел. князя, возле которого росли большие дубы. Вел. князь пожелал их сохранить, поэтому алтарь немного повернули на юго-восток. В качестве колокольни использовался растущий рядом дуб. Колоколов было пять: от 3 до 160 кг.

Покровская церковь отличалась богатым убранством. Оконные рамы в барабане большие кресты, украшающие внешние стены, изготовили в Ливорно из белого каррарского мрамора. Желто-оранжевые оконные стекла наполняли храм мягким солнечным светом. Резной иконостас был сделан мастером Кубышко из ореха, дуба, кипариса и можжевельника. Храм украшен мозаикой, большей частью до наших дней не дошедшей. Почти полностью уничтожены образ Покрова Богородицы и ещё девять икон.

Церковь Покрова Божией Матери (Нижняя Ореанда)

Wikipedia open wikipedia design.

Церковь
Церковь Покрова Божьей Матери
Страна
  • Россия
Поселок Россия, Ореанда, 12ж, литер «А»
Конфессия Украинская православная церковь (Московского патриархата)
Епархия Симферопольская епархия
Тип здания Церковь
Автор проекта Алексей Авдеев
Архитектор Авдеев, Алексей Александрович
Основатель Великий князь Константин Николаевич Романов
Дата основания 1884 год
Медиафайлы на Викискладе

Церковь Покрова Божией Матери — церковь Симферопольской епархии Украинской православной церкви (Московского патриархата) в Ливадии. Построена по заказу великого князя Константина Николаевича Романова в 1885 году. Построена в грузинско-византийском стиле по проекту академика Алексея Авдеева. Храм украшен мозаиками Антонио Сальвиати. В строительстве принимали участие художник князь Григорий Гагарин, академики Давид Гримм и Михаил Васильев.

В конце XIX — начале XX века храм считался одним из наилучших на ЮБК. В нём служил Иоанн Кронштадтский, причащалась княгиня Елизавета Федоровна. Начиная с Александра III, в церкви молились все члены императорской фамилии [1] .

Содержание

История [ править | править код ]

Великий князь сам выбрал место и название будущего храма. Во время торжественной закладки церкви в фундамент была заложена дощечка С надписью: «Во имя Отца и Сына и Святаго Духа: усѣрдием и ревностью владѣльца Оріанды Его Императорского Высочества государя Великого Князя Константина Николаевича сооружаѣтся храмъ сей въ память Праздника Покрова Пресвятые Богородицы. Апрель, 31 дня 1884 года въ лѣто III РХ. Аминь» [2] .

2 мая 1885 года по распоряжению Константина Николаевича была сделана первая фотография строительства, затем каждый месяц делались новые снимки. До 8 июня стены были выгнаны до высоты карнизов и установлены шесть внешних крестов. До 14 июля возведены арки и своды центральной части. Колокола освятили 21 сентября 1885 года.

В 1924 году храм был закрыт [3] и передан организации по охране памятников. В 1927 году здание пострадало от землетрясения. Церковь планировалось снести, пытались сбросить крест, но он сломался у основания. Храм переоборудовали под механические мастерские, строительный и овощной склады.

В 1992 году храм вернули верующим. В нём проводятся богослужения и идёт частичная реставрация. В 2001 году рядом с церковью построили колокольню. В Донецке отлили колокол весом 603 кг [4] .

Архитектура [ править | править код ]

Храм построен в грузинско-византийском стиле. Для строительство использовался камень, из которого возводили дворец в Ореанде. Строение небольшое, крестообразной формы, с одним куполом. В барабане узкие арочные оконных прорези, в которых расположены по четыре круглых окна. Купол венчает четырёхконечный византийский бронзовый золоченый ажурный крест. Его украшает очень редкое в иконографии изображение Христа без бороды [5] . Северная, западная и южная стороны храма обрамлены арочной галереей.

Церковь решили строить недалеко от Адмиральского домика Вел. князя, возле которого росли большие дубы. Вел. князь пожелал их сохранить, поэтому алтарь немного повернули на юго-восток. В качестве колокольни использовался растущий рядом дуб. Колоколов было пять: от 3 до 160 кг.

Покровская церковь отличалась богатым убранством. Оконные рамы в барабане большие кресты, украшающие внешние стены, изготовили в Ливорно из белого каррарского мрамора. Желто-оранжевые оконные стекла наполняли храм мягким солнечным светом. Резной иконостас был сделан мастером Кубышко из ореха, дуба, кипариса и можжевельника. Храм украшен мозаикой, большей частью до наших дней не дошедшей. Почти полностью уничтожены образ Покрова Богородицы и ещё девять икон.

Примечания [ править | править код ]

  1. ↑Храм Покрова Пресвятой Богородицы в Нижней Ореанде
  2. ↑Церковь Покрова Божией Матери в Нижней Ореанде
  3. ↑ На основании протокола № 16 от 8 мая 1924 года.
  4. ↑Журнал Крым
  5. ↑Усадьба ОРЕАНДА (Нижняя Ореанда), Крым, Большая Ялта (часть 1)

Литература [ править | править код ]

В Википедии есть портал «Крым»
  • В Википедии есть портал «Православие»
    • Крым: православные святыни: путеводитель. — Сост. Е. М. Литвинова.- Симферополь: «РуБин», 2003.
    • Лозбень Н., Пальчикова А. Ливадия. Очерк-путеводитель. — Симферополь: СОНАТ, 2007.
    • Дворцы. Усадьбы. Имения. Путеводитель. — Симферополь: Бизнес-Информ, 2008.
    • Тарасенко Д. Н. Южный берег Крыма. — Симферополь: Бизнес-Информ, 2008.

    This page is based on a Wikipedia article written by contributors (read/edit).
    Text is available under the CC BY-SA 4.0 license; additional terms may apply.
    Images, videos and audio are available under their respective licenses.

    Церковь Покрова Божией Матери в Нижней Ореанде, Ялта

    Храм Покрова Пресвятой Богородицы в Ореанде

    Недалеко от Ливадии расположился поселок Ореанда. В былые времена это — великокняжеское имение. Красивейшие скалистые пейзажи, уникальный климат, неповторимый воздух — все это привлекало сюда сильных мира сего. Побывавший здесь в начале XIX века русский император Александр I собирался воздвигнуть здесь дворец для своей жены. Внезапная смерть прервала его планы. Ореанда стала имением нового императора Николая I, который подарил ее своей супруге — императрице Александре Федоровне. В 1837 году царская семья посетила Ореанду. Тогда же было принято решение построить здесь дворец, который заложили в 1843 году. А в 1852 году строительство было закончено.

    После смерти Николая I имение в Ореанде перешло в наследство его второму сыну Великому князю Константину Николаевичу. После смерти императора Александра II, в 1881 году, Великий князь отошел от дел. А на следующий год, в 1882 году, дворец сгорел «из-за неосторожного обращения с папиросами дворцовых служащих». На восстановление его требовалась большая сумма денег, которых у Великого князя не было. Тогда было принято решение построить из камней сгоревшего дворца церковь. Сам Великий князь выбрал место для будущего храма. Он же решил назвать его в честь своего любимого праздника — Покрова Пресвятой Богородицы.

    Храм был построен в грузинско-византийском стиле. По мнению Великого князя такой стиль более всего соответствовал окружающему скалистому пейзажу. Строительство начали возле Адмиральского домика. Чтобы алтарь храма сориентировать на восток, нужно было срубить большие дубы, которые росли здесь. Однако Великий князь воспротивился этому и, поэтому, алтарь храма повернут немного на юго-восток.

    Торжественное освящение храма состоялось в 1885 году. Храм отличался большим количеством мозаики. К сожалению, к настоящему времени большая часть ее безвозвратно утрачена.

    После смерти Константина Николаевича имение перешло к его сыновьям. В 1884 оно стало императорским имением. Его купили у Великого князя Дмитрия Константиновича для наследника престола цесаревича Николая Александровича.

    Будучи уже императором Николай II любил прогуливаться в окрестностях Ореанды. Любил посещать здесь Покровский храм.

    Бывал здесь и А.П. Чехов. В его знаменитом рассказе «Дама с собачкой» Гуров и Анна Сергеевна размышляют здесь о смысле жизни, о вечности. «В Ореанде сидели на скамье, недалеко от церкви. Гуров думал о том, как в сущности, если вдуматься, всё прекрасно на этом свете, всё, кроме того, что мы сами мыслим и делаем, когда забываем о высших целях бытия, о своем человеческом достоинстве».

    Вид со скамеечки возле храма. Возможно здесь сидел Чехов.

    В 1924 году храм закрыли. На замечательные фрески приходили смотреть экскурсанты. Во время крымского землетрясения 1927 года храм немного пострадал: в алтарной части образовалась трещина. Ремонтировать его, конечно, никто не собирался. После войны вокруг храма строятся новые корпуса санаториев. Церковь не вписывалась, по мнению местных властей, в новую архитектуру поселка и ее было решено снести. Вступились местные краеведы. Зданию удалось присвоить статус памятника архитектуры. Более тридцати лет здесь хранились ядохимикаты, а двор храма использовался как автобаза.

    В 1992 году храм передали обратно в собственность Православной церкви. Это произошло к празднику Благовещения. Прихожане привели церковь в порядок, вывезли мусор, расчистили церковный двор. И на Троицу здесь была отслужена первая Литургия.

    Храм Пресвятой Богородицы в Ореанде — единственный храм на территории бывшего СССР, где имеется изображение Христа в отроческом возрасте, т.н. Безбородый Христос.

    Храм в свое время посещал святой Иоанн Крондштадский. Здесь он служил Литургию. В память об этом событии у входа в церковь установлен бюст святого.

    Несмотря на политические потрясения XX века храм выстоял. И звон его колоколов теперь постоянно звучит в Нижней Ореанде.

  • Ссылка на основную публикацию