Церковь преподобного Сергия Радонежского в Крапивниках

Церковь преподобного Сергия Радонежского в Крапивниках

Храм Сергия Радонежского в Крапивниках один из старейших в Москве. Он расположен напротив Высоко-Петровского монастыря, основанном в XIV веке. Район, где находился храм, имел в течение времени несколько названий — Старые Серебряки, потому что жили здесь работники монетного двора, Новые Сторожа, так как жили здесь представители дворцовой стражи. Но в современности закрепилось за этим районом название Крапивники.

История постройки

Храм преподобного Сергия Радонежского в Крапивниках был основан еще в 1591 году. Тогда он был деревянный и приходским для многочисленного населения слободы, которое в основном были или ремесленниками или служилыми людьми.

В дальнейшем история храма развивалась в таким образом:

  • после пожара 1677 года началось строительство новой каменной церкви, которая была возведена к 1678 году;
  • участие в строительстве и благоукрашении храма принимали активно князья Ухтомские, здесь была их семейная усыпальница и до сих пор сохранились могильные плиты с именами представителей этого княжеского рода;
  • в начале XVIII века было построено два придела — Никольский и в честь пророка Иоанна Предтечи, а в середине этого же столетия под руководством архитектора Д. В. Ухтомского церковь Сергия Радонежского в Крапивниках была значительно перестроена и обрела тот вид, который имеет сейчас, именно в это время возвели колокольню.

В XVIII веке в истории храма началась черная полоса. В 1771 году Москву постигла эпидемия чумы. В Крапивниках население практически вымерло, осталось только шесть дворов, причт храма полностью погиб от болезни. После этого церковь приписали к Знаменскому храму.

Интересный факт! Новое бедствие постигло храм Сергия Радонежского в Крапивниках в Москве в 1812 году, когда он был основательно разорен французами и на долгие годы его приписали к одному из московских храмов, т. е. он опять не имел своего самостоятельно причта.

В 1820-х годах встал вопрос о том, чтобы его разобрать, но этому решительно воспротивился митрополит Московский Филарет (Дроздов).

О других храмах Москвы:

Благодаря святителю Филарету храм сохранился. Но самостоятельного прихода в нем не открывали. Монахи Пантелеимонова Русского монастыря на Афоне просили отдать им Сергиевский храм под подворья, но тот же святитель Филарет был против такой идеи, так как считал, что не место монахам-безмолвникам жить посреди шумного города. В 1870 году на храм претендовали сербы, также желавшие открыть здесь подворье своей поместной церкви.

Однако российское правительство не смогло отказать патриарху Константинопольскому Иоакиму III, который пользовался большим уважением среди православных народов, как искренний поборник веры. Поэтому храм прп. Сергия Радонежского в Крапивниках в 1883 году был передан под подворье Константинопольского патриархата и на территории его были построены новые здания для размещения персонала.

Период разрушений

С таким статусом храм вошел в XX век. В его судьбе произошли решительные перемены с приходом к власти безбожного правительства:

  • колокольню в 1920 году почти разрушили, разобрав два яруса;
  • сам храм был закрыт в 1938 году;
  • в 1960 — 70-х годах здесь размещались цеха завода по производству лезвий для коньков и креплений для лыж, а в оставшемся ярусе колокольни разместили трансформаторную будку.

Восстановление

Церковь преподобного Сергия Радонежского в Крапивниках вернули верующим в 1991 году, тогда же сам патриарх Алексий II освятил главный престол храма в честь прп. Сергия Радонежского и с этого времени возобновилось в нем регулярные богослужения.

После того как храм был открыт в его истории произошло еще несколько знаковых событий.

  1. Восстановлена колокольня в 2001 году.
  2. Пристроено два придела в честь Всех Святых Русских и прп. Серафима Саровского (в 2010 и 2013 годах).
  3. Серафимовский придел церкви Сергия Радонежского в Крапивниках города Москвы расписан иконописцами.

В настоящее время храм является Патриаршим подворьем, т. е. непосредственно подчиняется Патриарху Московскому и всея Руси.

Интересный факт! Сейчас несколько плит с погребений князей Ухтомских находятся рядом с Серафимовским приделом, всего их там четыре, датируются они XVII веком.

В истории храма были разные периоды, но окончательно облик его сформировался во второй половине XVIII века и в архитектурном плане церковь представляла из себя следующее сооружение:

  • первый ярус храма изначально был размещен на четверике, у которого срезаны углы;
  • в основные грани вставлены окна;
  • в промежуточных нишах граней находятся арочные окна;
  • первый ярус колокольни, это кубический объем с рустовкой;
  • второй ярус представляет из себя равногранный восьмерик .

То есть Сергиевская церковь вполне сформирована в архитектурном стиле барокко, с некоторыми элементами современного видения внешнего устроения храма.

Деятельность прихода

За десятилетия после открытия храма здесь сформировалась община, которая развила активную деятельность по катехизации местного населения и привлечения людей к текущим задачам, которые стоят перед общиной Сергиевского храма.

  1. Существует воскресная школа как для детей, так и для взрослых.
  2. Организована паломническая группа, которая осуществляет поездки по всем святым местам России.
  3. Существует волонтерский отряд, который занимается социальной деятельностью.

Все это говорит о том, что община развивает довольно активную деятельность в подведомственной ей территории.

Среди святынь храма Сергия Радонежского в Крапивниках находится исключительно редкая реликвия, которая каким-то чудом сохранилась только в этом обиталище Бога Всевышнего. Это Кийский крест, изготовленный в 1656 году по повелению патриарха Никона, в самом кресте помещены:

  • сотни частиц святых Православной Церкви;
  • десятки частиц камней, связанных с различными местами Палестины и священными местами, упоминаемыми в Библии

Сам крест украшен небольшими крестами с частицами мощей неизвестных святых. Эти небольшие кресты были изготовлены на горе Афон.

Интересно! История самого креста связана с именем патриарха Никона, с того момента, когда он, по гордости своей, бежал от своего наставника и едва не погиб в пучине, но его лодку прибило к острову. Никон водрузил крест, который по названию острова назвали Кийским.

Еще одна святыня — это список XVIII века с Федоровской иконы Божией Матери. Подлинник с этой святыни единственная реликвия советского времени, которая не хранилась в музеях.

Также в храме пребывает икона преподобного Сергия Радонежского, относящаяся ко второй половине XVII века, в ней частица мощей преподобного. Все эти святыни в настоящее время для приходских храмов большая редкость. Большая часть православных реликвий погибло.

Престольные праздники и богослужения

Все престолы связаны со святыми:

  • прп. Сергию Радонежскому празднуют 8 октября;
  • прп. Серафиму Саровскому 15 января;
  • Всем Русским Святым празднуется на вторую неделю после Св. Троицы.

Утренние службы по будним дням начинаются в 8.00, в праздники и воскресные дни служится вторая литургия в 10.00 часов утра. Вечерня служба начинается в 17.00.

Службы совершаются ежедневно.

Как добраться

Храм расположен по адресу г. Москва, Крапивенский переулок, д. 4, строение 2. Надо доехать до станции метро «Трубная» отсюда, выйдя из станции, следует идти в сторону магазина «Музыка», а затем по Петровскому бульвару.

Церковь преподобного Сергия Радонежского является объектом культурного наследия и находится под охраной государства. На сайте Департамента культурного наследия города Москвы размещено соответствующее распоряжение.

Храм Сергия Радонежского в Крапивниках Москва

Содержание:

Судьба храма Сергия Радонежского в Крапивниках складывалась подчас драматично. Во время эпидемии 1771 года он лишился и священника, и значительной части прихожан, после разорения 1812 года церковь, бесприходную, приписали к другому храму, а в 1883 году отдали Константинопольскому Патриархату под устройство подворья. Важно при этом заметить, что церковь была уникальной в своем роде. Других приходских храмов с главным престолом во имя преподобного Сергия Радонежского в Москве той поры не обреталось.

По документам храм преподобного Сергия Радонежского в Крапивниках (или же «в Крапивках») известен с 1625 года, в первые десятилетия своего существования он был деревянным. В 1677 году старая церковь сгорела, расчистив, таким образом, место под постройку каменного храма, который и начали возводить в 1678 году скромным четвериком с позакомарным покрытием и одной луковичной главкой.

Каменная церковь преподобного Сергия, выстроенная в конце 1670-х годов, была изначально очень мала, так что здание потребовалось расширить, вследствие работ середины XVIII века Сергиевский храм приобрел вид, близкий к современному: с севера он прирос приделом, посвященным святителю Николаю, над главным четвериком возвысился второй ярус. В это же время появилась и возрожденная ныне колокольня.

После революции Церковь преподобного Сергия оставалась действующей. В 1922 году из нее изъяли ценности. Закрыт он был только в 1938 году, едва ли не последним из московских храмов, обреченных закрытию. После этого его, как водится, обезобразили — обезглавили и наполовину разобрали колокольню. В здании церкви разместился цех №2 Первого московского завода коньков, производившего собственно коньки и лыжные крепления.

Архитектура храма преподобного Сергия Радонежского в Крапивниках

Основной объем храма преподобного Сергия Радонежского в Крапивниках возводился накануне эпохи нарышкинского барокко. Строители его не гнались за изысканностью, а имели в виду лишь добротность. Спустя некоторое время к храму пристроили трапезную и южный придел в честь Усекновения главы Иоанна Предтечи. По оси «восток — запад» придел оказался короче основного четверика, что должно было сообщать зданию известную неуклюжесть.

В середине XVIII века храм существенно видоизменился, приобретя черты, знакомые нам по сегодняшним фотографиям. Придел святителя Николая, устроенный с севера, несколько уравновесил общую композицию, а восьмерик (иногда его называют четвериком со скошенными углами, что даже более справедливо), поставленный над основным объемом, придал ей определенное сродство с малыми храмами Высоко-Петровского монастыря — Пахомиевским и Толгским. Причем с храмом Толгской иконы Божией Матери Сергиевскую церковь в большей степени роднит некая камерность, а с Пахомиевским — именно решение второго яруса, хотя и здесь о разительном сходстве говорить не приходится: Пахомиевский храм увенчан «равномерным» восьмериком, каждая грань которого изначально имела окно.

Имени архитектора, производившего перестройку церкви прп. Сергия, мы не знаем, однако можно предположить, что к ней приложил руку зодчий из круга Д.В. Ухтомского, в ту пору — главного архитектора Москвы, Д.В. Ухтомский известен как мастер елизаветинского барокко. Сергиевская церковь, конечно, не имеет в своем оформлении достаточно черт, позволяющих с первого взгляда определить ее как «елизаветинскую», но это говорит скорее о том, что архитектор, перестраивавший ее, сумел проявить и такт, и чувство меры. А барочные черты ее «четверик со скошенными углами», несомненно, несет.

Храм Сергия Радонежского внутри

К сожалению, до закрытия храма Сергия Радонежского никому не пришло в голову сфотографировать или зарисовать интерьеры. Поэтому «лучше один раз увидеть» в данном случае не получится. Да и «сто раз услышать» — тоже. Описания тогдашнего храмового убранства довольно скупы. Например, архимандрит Серафим, автор брошюры «Церковь преподобного и богоносного отца нашего Сергия, игумена Радонежского, чудотворца» (1884), сообщает, что в главном приделе иконостас был пятиярусный, с четырьмя иконами в местном ряду, одетыми медными посеребренными ризами. В приделах были двухъярусные иконостасы, в переходе между главным храмом и Никольским приделами помещалась старинная икона Явления Божией Матери преподобному Сергию «в сребропозлащенной ризе», а в трапезной висели пять больших древних икон — Николая Чудотворца, Спаса Нерукотворного, Божией Матери «Утоли моя печали», Казанская и Балыкинская.

Оформлять интерьеры после возвращения храма Церкви пришлось заново. Лидия Владимировна Каледа так вспоминала о том, как выглядел храм внутри в 1991 году: «Иконостаса толком не было, и все собирали по крошечкам. Отец Глеб Каледа нес туда из дома все, что можно, так что все те полотенца, которыми обустраивался наш храм, были отнесены туда». Полотенца и пикейные одеяла с прикрепленными к ним иконами заменяли алтарную преграду.

Естественно, в подобных условиях заботились о том, чтобы храм внутри выглядел хоть сколько-нибудь пристойно. Не до жиру, быть бы живу. Поэтому к церковному искусству в подлинном смысле слова принадлежит лишь убранство бывшего Никольского, а ныне Серафимовского придела, относящееся уже к самому недавнему времени. Росписи алтарной части придела выполнены Ириной Зарон, алтарная преграда — Сергеем Антоновым. Чета мастеров, известная своими работами для храмов, создала по-настоящему достойный, благородный ансамбль, в котором фресковая живопись, укорененная в древнерусской традиции (как тут не вспомнить о росписях Дионисия в Богородице-Рождественском соборе Ферапонтова монастыря, тем более что и там присутствует композиция «О Тебе радуется», помещенная Ириной Зарон в конхе алтарной апсиды Серафимовского придела), органично сочетается с резными иконами, отсылающими к творениям старых мастеров-кресторезов. Преграда в достаточной степени «прозрачна» и пропускает взгляд рядового, не вхожего в алтарь богомольца к росписям.

Храм Сергия Радонежского в Крапивниках расписание богослужений контакты как добраться расположение на карте

Храм преподобного Сергия является подворьем Патриарха Московского и всея Руси.

Расписание богослужений:

В воскресные дни литургия совершается в 9:30 (исповедь — в 8:30), накануне всенощное бдение в 17:00.

  • Адрес: 127051, Россия, Москва, Крапивенский пер., д. 4, стр. 2
  • Телефон: +7 (495) 623-47-80
  • Сайт храма: www.krapivniki.ru

Как добраться самостоятельно:

От станции метро «Чеховская» — пешком по Страстному, затем по Петровскому бульвару. Можно воспользоваться также троллейбусами №№15 и 31 (остановка — «Трубная площадь»). От станции «Цветной бульвар» — по Цветному бульвару до Трубной площади (на ней, кстати, тоже есть выход одноименной станции метрополитена), перейти Петровский бульвар, повернуть направо. Первый переулок, отходящий от бульвара, — и есть Крапивенский.

Церковь Сергия, что в Крапивниках

Церковь преподобного Сергия в Крапивниках известна с конца XVI столетия. Она изображена на «Петровом чертеже» Москвы, и это пока единственное свидетельство существования одноглавого храма в то время. Первое письменное подтверждение существования церкви относится к 1625 году, тогда она была деревянной.

Название церкви «в Крапивниках» однозначного объяснения не имеет. По одной из версий, так могли называть местность малонаселённую, заросшую бурьяном и крапивой. Согласно другой точке зрения, переулок, в котором церковь стоит, получил название по имени хозяина одного из дворов.

В самом деле, в 1752 году одно из владений рядом с храмом принадлежало коллежскому асессору Алексею Крапивину. В прошлом были и другие названия церкви: «в Старых Серебряниках», «у Трубы», то есть близ Трубной площади, «в Сторожах».

В дореволюционное время церковь в Крапивниках была единственным храмом центра столицы, главный престол в котором был освящен в честь преподобного Сергия Радонежского.

Сергиевская церковь невелика, она стоит под углом к Крапивенскому переулку и далеко выдаётся на проезжую часть своей колокольней. Такое расположение говорит нам о древности храма. Самая старая часть церкви – небольшой по площади четверик, построенный в камне в 1678 году. С севера, юга и запада он окружён более поздними пристройками. Только восточная стена его не была ничем застроена. Здесь мы можем увидеть алтарную апсиду, наличники окон, старый карниз. Каким было первоначальное завершение кубического здания, точно не известно. Скорее всего, церковь была одноглавой.

Южный придел во имя Усекновения Главы Иоанна Предтечи был пристроен к храму в 1702 году. Он объединён с трапезной единым пространством. В 1885-1886 годах придел Иоанна Предтечи был увеличен. Заново была построена абсида, отодвинутая на восток. Она стала вровень с двумя другими алтарями храма. Предтеченский придел стал больше по площади, чем древний четверик и северный придел. Ныне этот придел посвящен Всем святым, в земле Русской просиявшим.

В 1749 году церковь перестроили, и она стала почти такой, какой мы видим её сегодня. Над старым четвериком появилось новое завершение в виде прямоугольного объёма со срезанными углами. На коротких сторонах его были устроены арочные ниши с замковыми камнями. Все углы надстройки украсили пилястры. Новое завершение храма покрыто высоким восьмигранным куполом и увенчано простым, без украшений, гладким барабаном с маленькой главой и ажурным кованым крестом. Одновременно к храму был пристроен северный Никольский придел (в 1998 году он освящён во имя Серафима Саровского). Церковь получила черты стиля барокко. Не исключено, что перестройка храма велась по проекту мастера школы князя Д.В. Ухтомского — главного архитектора Москвы середины XVIII столетия.

В Сергиевском храме был крещен известный русский философ, общественный деятель, писатель и музыкальный критик В.Ф. Одоевский (1804-1869). В 1812 году, во время пребывания в Москве наполеоновской армии, церковь сильно пострадала. После ухода французов она была приписана к соседнему храму Иоанна Богослова (не сохранился, стоял в Петровском переулке). Богослужения возобновились только в 1875 году.

15 ноября 1883 года Сергиевская церковь, не имевшая своего прихода, была передана Константинопольскому Патриархату под устройство собственного подворья (представительства в Российской империи).

В 1920 году храм преподобного Сергия в Крапивниках во многом разделил судьбу всей Русской Православной Церкви. В нем насильственно были изъяты ценности (богослужебные сосуды, старинные ризы на иконах и сами иконы). Известно, что изъятие ценностей сопровождалось волнениями прихожан. В 1934 году умирает последний греческий настоятель храма. Благодаря тому, что с формальной точки зрения Константинопольское подворье не принадлежало Русской Церкви, его еще несколько лет не закрывали. Храм был закрыт одним из последних в Москве – в 1938 году. В конце 1930-х годов у закрытой уже церкви разобрали ярус звона колокольни и барабан над основным объёмом. Внутри было устроено кустарное производство по заточке коньков, что объясняется близостью любимого москвичами катка “Динамо”. В таком виде храм сохранялся до 30 августа 1991 года, когда он был освящён Патриархом Алексием II. Сейчас храм — Патриаршее подворье.

В 2001 году была восстановлена разобранная большевиками колокольня, а в 2010 году освящен придел в честь Всех святых, в земле Русской просиявшим. В 2013 году открыта роспись Серафимовского придела, выполненная иконописцем Ириной Зарон.

На наружной северной стене храма укреплены доски с надписями красивой вязью, рассказывающие о погребённых рядом с ними прихожанах. Здесь похоронено несколько представителей княжеского рода Ухтомских. Они жили в Сергиевском приходе в XVI- XVIII веках. Здесь же были могилы княгини Е.М. Дашковой (1711 год), стольника М.Б. Челищева и его супруги и других. До нашего времени под юго-западным углом трапезной сохраняется усыпальница князей Ухтомских. Некрополь Сергиевского храма – один из самых известных в Москве

В церкви Сергия с 1991 года находится выдающееся произведение искусства и почитаемая святыня – Кийский Крест, один из самых значительных реликвариев в истории христианства. Крест, повторяющий размеры Креста Христова, был изготовлен по приказу Патриарха Никона и освящён 1 августа 1656 года в Москве. Он предназначался для основанного Никоном Крестного монастыря на Кий-острове в Белом море. Патриарх Никон поместил в Крест частицы мощей 104 святых и 16 камней из различных святых мест Палестины. Крест находился на своём месте, в соборе Крестного монастыря, до 1923 года. Затем его перевезли в антирелигиозный музей на Соловках, а в 1930 году в Государственный исторический музей в Москве. Среди других почитаемых святынь этого древнего храма – чудотворные иконы: образ Божией Матери Феодоровская и образ преподобного Сергия Радонежского.

Храм прп. Сергия Радонежского в Крапивниках

К оглавлению — храмы Москвы

Адрес храма: 103051, Москва, Крапивинский пер., 4 (м. «Чеховская», «Пушкинская», трол. 15, 31, ост. «Трубная пл.»).
Телефон храма: (495) 623-47-80

Престолы: главный — прп. Сергия Радонежского,
приделы — прп. Серафима Саровского,
Всех Святых, в земле Российской просиявших.

История: Церковь построена как усыпальница бояр Ухтомских в 1678 г., сменив деревянный храм XVI в.

В 1702 г. освящен северный Никольский придел, в 1722 г. — южный придел Усекновения главы Иоанна Предтечи, в 1749 г. водрузили колокольню.

В 1887 г. церковь вместе с участком была передана во владение Константинопольского патриаршего подворья.

Корпуса подворья, выстроенные в 1880 — 1890-х гг., образуют двор вокруг церкви.

Церковь была закрыта с 1930-х по 1991 гг.

Богослужения возобновлены с августа 1991 г.

Святыни: «Кийский Крест» из кипариса с частицами мощей более 300 святых, заказанный в 1650-х гг. Патриархом Никоном в Иерусалиме для Крестного монастыря на Кий-острове, недалеко от Архангельска (изготовлен в размер Креста Господня). В 1930-х гг. Крест находился в антирелигиозном музее в Соловецком лагере, затем был перевезен в Москву и хранился в запасниках Государственного Исторического музея. В 1991 г. Кийский Крест Патриарха Никона передан в храм прп. Сергия Радонежского.

Дни памяти: 5/18 июля, 25 сентября/8 ноября

Богослужение: по средам — утреня и Литургия в 8 час; по вторникам — вечерня с акаф. Честному и Животворящему Кресту в 18 час; по воскресеньям и праздникам — Литургия в 9 час, накануне всенощное бдение в 18 час.
Храм открыт ежедневно с 9 до 19 час. Ежедневная книжная торговля.

Храм преподобного Сергия Радонежского в Крапивниках — январь 2010 года.


Храм преподобного Сергия Радонежского в Крапивниках.

Церковь преподобного Сергия Радонежского, что в Крапивниках.

В храме находится Кийский крест с частицами мощей более чем 300 святых, сделанный по благословлению патриарха Никона в память избавления от бури (изготовлен в размер Креста Господня из кипариса, привезенного из Иерусалима). Был установлен на Кий-острове, в Крестном монастыре.
Церковь преподобного Сергия Радонежского в Крапивниках.

Неподалеку от храма преподобного Сергия Радонежского в Крапивниках, на пересечении Бульварного кольца и Цветного бульвара, расположена многометровая стела со скульптурой Георгия Победоносца — «Памятник погибшим милиционерам».

Надпись на стеле: «Благодарная Россия солдатам правопорядка, погибшим при исполнении служебного долга».

Москва, стела со скульптурой Георгия Победоносца.

Церковь Сергия в Крапивниках

Кийский крест

Крапивенский переулок известен с начала XVII века, но он долго был проулком на задворках Высоко-Петровского монастыря. А здесь есть своя жемчужина — церковь Сергия Радонежского, что в Старых Серебренниках или в Сторожах. По храму переулок называли Сергиевским или Старым Серебреницким. Но в начале XIX века его переименовали в Крапивенский, и у церкви тоже появилось новое имя.

По одной версии, здесь была глухая местность с крапивой, по другой, название Крапивенскому переулку дали по фамилии домовладельца Алексея Крапивина.

Также здесь могла располагаться слобода крапивников, которые занимались заготовкой крапивы. В старину ее мелко рубили, смешивали с мукой и кормили лошадей и свиней. А из молодой крапивы варили щи.

В 1625 году в Крапивниках появилась церковь Сергия Радонежского. В 1678 на месте сгоревшего деревянного храма построили бесстолпное здание, а в 1749 его перестроили, добавили второй ярус и возвели колокольню. Примерно в это же время появились трапезная и придел Иоанна Предтечи. Проект перестройки храма, предположительно, подготовил архитектор из команды Д.В. Ухтомского.

В 1883 году не имевшую собственного прихода церковь Сергия Радонежского в Крапивниках передали Константинопольскому патриаршему подворью, и рядом с ней вырос комплекс трехэтажных зданий по проекту С.К. Родионова. Фасад украсили византийские, древнерусские и мусульманские орнаменты. Так архитектор хотел показать, что древняя Патриархия находится в мусульманской стране, но подворье стоит на Русской земле. Долгое время храм был также усыпальницей Ухтомских.

В 1938 году церковь в Крапивниках и подворье закрыли, а колокольню частично разобрали. Внутри устроили производство коньков, так как рядом был Петровский каток.

В 1991 году храм вернули РПЦ. Сейчас его самая известная святыня — Кийский крест с мощами 400 святых, хотя часть из них утрачена. Его сделали для Кийского монастыря в память о чудесном спасении патриарха Никона от бури на Белом море. Специально для этого креста из Иерусалима привезли кипарис. Размер святыни точно повторяет крест, на котором распяли Иисуса Христа. Крест обложили серебряными листами, а внутрь вложили частицы креста Господня, части ризы Христа. Украсили его 15 позолоченных звезд с частицами гроба Господня, частями камня Вертепа и частичками гроба Богородицы. На лицевой стороне креста мощи 97 святых с подписями, а на тыльной — мощи еще 300 святых уже без подписей.

В 1930-х годах Кийский крест находился в антирелигиозном музее на Соловках, затем хранился в запасниках Государственного Исторического музея. В 1991 году святыню передали в церковь Сергия Радонежского в Крапивниках.

Церковь преподобного Сергия Радонежского в Крапивниках

Патриаршее подворье.
Адрес: 127051, Москва, Крапивенский пер., 4, стр. 2.
Телефон: (495) 623-47-80.
Сайт: www.krapivniki.ru.

Схема проезда
Станция метро «Трубная», далее перейти Бульварное кольцо в сторону Театра современной пьесы, повернуть направо, идти прямо по Петровскому бульвару, первый поворот налево — Крапивенский пер., идти по нему, с левой стороны будет храм.

Богослужения
В субботу Божественная Литургия в 8:00. В воскресные дни, а также в дни двунадесятых и великих праздников Божественная Литургия в 9:30, накануне Всенощное бдение в 17:00.
В пятницу в 17:00 акафист у Чудотворного Кийского Креста (кроме дней Великого Поста и Всенощных бдений праздников). Пассии и все службы Кресту совершаются у Чудотворного Кийского Креста.
В дни особо чтимых святых и икон Божией Матери – утреня и Божественная литургия в 8:00.

Престолы
Святого преподобного Сергия Радонежского (главный престол); Всех святых, в земле Российской просиявших; святого преподобного Серафима Саровского.

Престольные праздники:
Дни памяти святого преподобного Сергия Радонежского — 18 июля, 8 октября;
Неделя всех святых, в земле Российской просиявших;
Дни памяти святого преподобного Серафима Саровского — 15 января, 1 августа.

История

Храм святого преподобного Сергия Радонежского в Крапивниках известен с 1597 года. Неоднократно перестраивался в 1625 – 1889 гг. Памятник истории и культуры.
Современный облик здание трехпрестольного храма приобрело в середине XVIII века при участии архитектора школы Д.В. Ухтомского, усыпальница рода которого находится в северном приделе.
Главный престол освящён в честь преподобного Сергия Радонежского (единственный в Москве до революции), боковые приделы — в честь преподобного Серафима Саровского и Всех святых в земле Российской просиявших.
В 20-е годы ХХ века храм был закрыт и переоборудован в цех по заточке коньков.

В 1991 году приход был возрожден, а 30 августа 1991 года Святейший Патриарх Алексий II участвовал в малом освящении Сергиевского придела.
В настоящее время в здании храма ведутся ремонтно-восстановительные работы в преддверии празднования 700-летия со дня рождения прп. Сергия Радонежского.

Святыни
Чудотворный Кийский Крест Патриарха Никона с частицами мощей более 300 святых угодников Божиих.


Чтимые иконы Божией Матери Феодоровская и Владимирская.
Иконы с частицами мощей святого преподобного Сергия Радонежского и святого преподобного Серафима Саровского.
На территории храма находится погост с захоронениями священнослужителей XVII-XVIII вв. и рода Ухтомских.

Храм Преподобного Сергия Радонежского в Крапивниках

Храм Преподобного Сергия Радонежского расположен напротив юго-восточной стены Высокопетровского монастыря. Когда был построен храм, точно неизвестно. Предположительно исследователи называют 1591 г. Церковь не случайно располагается так близко от монастыря. Дело в том, что в обители трудились не только иноки, но и селившиеся рядом миряне. Как известно, в монастыре нельзя ни крестить, ни венчать. Для этих нужд окрестных жителей и был построен храм во имя Преподобного Сергия.

Часто к его названию добавляли «что в Старых Серебряниках», «на Петровке у Трубы», «в Крапивниках». Все три определения объяснимы.

Раньше в этом районе находилась старая Серебряная слобода, где проживали серебряники. «На Петровке у Трубы» указывает на расположение между Петровкой и Трубной площадью. (Сама площадь, кстати, называется так оттого, что «Трубой» назывался водосток реки Неглинной под стеной Белого города. В XVII в. внизу нынешнего Петровского бульвара был Лубяной торг: продавали бревна, доски, двери и т. п. В следующем столетии на этом месте устроили площадь, которая стала называться Трубной.)

Что касается определения «в Крапивниках» (или «в Крапивках»), есть два мнения. Либо на месте, где была построена церковь, росло много крапивы, либо название переулка Крапивенский произошло от фамилии владельца участка земли в этом районе.

Главная святыня храма — Крест, в котором помещены 300 частиц мощей святых. Среди них есть мощи пророка Даниила, св. Иоанна Предтечи, евангелистов Матфея, Марка и Луки, апостолов Павла, Фомы и брата Господня Иакова, равноапостольного царя Константина, святителей Василия Великого и Иоанна Златоуста.

А еще частицы таких святынь, как Камни Гроба Господня и Гроба Пресвятой Богородицы и даже Камень с того места, где Авраам устроил трапезу для Святой Троицы.

Вряд ли где-то есть что-то подобное этому Кресту. Интересна его история.

Этот Крест-мощевик был главной святыней Крестного монастыря на острове Кий. Он был привезен на Русь из Палестины по повелению патриарха Никона, поэтому и называется Никоновским.

В 1639 г. Никону пришлось плыть по Белому морю «в малом кораблеце с неким христианином». Разыгралась буря, и путешественникам грозила неминуемая гибель, но они заметили небольшой остров и пристали к нему. Остров (по сути, каменная скала) был совершенно необитаем и непригоден для жизни.

— Кий сей остров? — спросил Никон у своего спутника, желая знать название острова. Но тот этого не знал.

— Пусть же сей остров зовется Кий, — решил Никон.

Чтобы отблагодарить Господа за спасение, он поставил на берегу поклонный Крест, на котором сам написал образ Распятого Христа.

В 1652 г. Никон (тогда митрополит Новгородский) по повелению царя отправился в Соловецкий монастырь за мощами митрополита Филиппа. По пути он пристал к уже знакомому его Кию-острову и с радостью увидел, что поставленный им Крест цел и невредим. Стоя перед ним с мощами митрополита Филиппа, он обещал поставить на острове церковь и монастырь, о чем через четыре года бил челом Государю Алексею Михайловичу.

Монастырь было решено назвать Крестным.

Примерно в 1656 г. из Палестины по просьбе Никона (он был уже патриархом) в Москву привезли два кипарисных креста, размеры которых соответствовали размеру Креста, на котором был распят Иисус Христос. Один предназначался для Голгофского придела храма Воскресения Христова в Ново-Иерусалимском монастыре, другой — для Крестного монастыря на острове Кий.

Из Москвы Крест повезли к Белому морю. И на всем пути при остановках на ночлег изготовлялись его копии. Одна из них сохранилась в кладбищенской церкви Влскрешения Лазаря в г. Онеге (данные на 1997 г.).

Крест пребывал на Кий-острове до закрытия монастыря в 1923 г. За время существования обители его вывозили только один раз — в 1854 г. из-за нашествия англичан. При этом были утеряны некоторые мощи.

С 1923 по 1930 г. Крест находился в антирелигиозном музее в Соловецком лагере. Потом его привезли в Москву, где он хранился в запасниках Исторического музея.

В храм Преподобного Сергия Радонежского в Крапивниках Крест был передан в августе 1991 г. Интересно, что вторичное освящение главного придела храма было совершено 30 августа 1991 г., в день памяти Святейшего Патриарха Никона, спустя 310 лет со дня его кончины.

Из истории этой небольшой церкви известно очень немногое. Как и многие московские храмы, сначала он был деревянным, потом построили каменное здание.

В XVI-XVIII вв. храм служил усыпальницей князей Ухтомских. На северной стене придела Преподобного Сергия до сих пор можно видеть четыре каменные плиты и на самой левой разобрать фамилию княгини Ухтомской. В конце XVIII в. в Москве свирепствовала моровая язва. Священник, который служил в Сергиевской церкви, умер, а в храме осталось так мало прихожан, что их перевели в одну из ближайших церквей — «приписали» к ней (подобные «приписные» храмы существовали в Москве до конца XIX в.).

Город оправился от эпидемии, и у храма вновь появились прихожане, однако его постигло новое несчастье. В 1812 г., во время нашествия французов, здание пострадало так сильно, что его даже вычеркнули из списка московских церквей, а прихожан снова «приписали» к другой церкви. Туда же забрали оставшуюся утварь и имущество. Только чудотворную икону Преподобного Сергия передали в церковь села Бородина.

Вскоре вышло требование гражданского начальства, чтобы все дома в Белом городе были каменные. Поскольку Сергиевский храм пустовал, предприимчивые горожане решили использовать его как каменоломню, но митрополит Филарет не дал уничтожить церковь. Храм был восстановлен, и в нем возобновились службы.

Официально он по-прежнему считался «приписным» и бесприходным, ведь прихожане перешли в другую церковь. Фактически храм не был нужен местным жителям, поэтому его решили использовать для устройства Константинопольского патриаршего подворья (что-то вроде светского посольства). При этом храм поступал во владение Вселенской Патриархии, а рядом с ним были построены дома для работников подворья.

Эти здания до сих пор являются прекрасным украшением города. Кажется, что этот уголок Москвы ничуть не изменился с того времени. А еще создается впечатление, что находишься не в России, а в Византии: настолько непривычно пестрыми выглядят эти здания на фоне остальных. Снаружи стены украшены красно-белым цветочным узором, который был характерен даже не столько для Греции, сколько для мусульманского Востока. Издалека они напоминают сказочный пряничный домик.

В 20-е гг. храм еще был действующим. Но уже в следующем десятилетии его закрыли и приспособили здание под учреждение. В колокольне располагалась районная трансформаторная подстанция.

В начале 90-х церковь была возобновлена как Патриаршее подворье.

Храм преподобного Сергия Радонежского в Крапивниках в Москве

Храм Сергия Радонежского что в Крапивниках находится рядом с Высоко-Петровским монастырем. И это не случайно.

Известно, что в монастыре трудилось немало мирян. А поскольку в стенах обители нельзя ни венчать, ни крестить, — был возведен рядом храм, освященный позже в честь преподобного Сергия Радонежского.

За храмом закрепилось немало названий, каждое из которых объяснимо.

Так, церковью «в Старых Серебряниках» святыню назвали потому, что на этом месте раньше проживали серебряники.

«У Трубы на Петровке» — поскольку расположен храм между Трубной площадью и улицей Петровкой.

Что касается названия «в Крапивниках», то здесь версий несколько: либо на месте возведения храма росло немало крапивы, либо Крапивенский переулок, давший позже название святыне, принадлежал человеку, имевшую созвучную фамилию.

История церкви Сергия Радонежского в Крапивенском переулке

Об истории Сергиевского храма известно немного.

Так, летописи рассказывают нам о том, что изначально храм Сергия Радонежского в Крапивенском переулке был деревянным, затем перестроен в камне.

В 16-18 веках являлся усыпальницей знатных князей Ухтомских (и сегодня на северной стене храма можно видеть 4 каменные плиты, на одной из которых выбита фамилия Ухтомских).

Когда в 18 веке в Москву пришла моровая язва, умирает священник, служивший в храме. Постепенно уменьшается и приход. В итоге прихожан останется так мало, что их приписывают к близлежащей церкви.

Эпидемия оказалась позади и приход церкви в Крапивниках вновь начал разрастаться, но случилось новое несчастье — война 1812 года.

Здание после разрушительных действий французов не подлежало восстановлению (его даже убрали из списка церквей Москвы), и прихожан опять перевели в другой храм. Все церковное имущество и материальные ценности были изъяты из храма и переданы другим церквям.

Когда появился указ градоначальника о том, что в Белом городе все дома должны быть из камня, Сергиевский храм решили применить с пользой: в стенах святого здания планировалось устроить каменоломню. Однако митрополит Филарет не позволил уничтожить церковь во имя Сергия Радонежского. Святыню восстановили, и в скором времени здесь начались богослужения.

Официально Сергиевский храм оставался без прихода. Оказалось, что местным жителям он был фактически не нужен. Поэтому скоро здание стали использовать в качестве светского посольства. Право владеть святыней перешло Вселенской Патриархии, а территория возле храма быстро обустраивается домами для работающих на подворье.

Церковь после революции

После революции храм довольно быстро закрыли и разместили в нем одно из госучреждений. В колокольне находилась трансформаторная подстанция.

Храм вновь вернулся к своей прежней функции, став Патриаршим подворьем, в 90-х годах.

Храм преподобного Сергия Радонежского в Крапивниках расположен по адресу: Москва, Крапивенский переулок, 4, стр. 2 (станция метрополитена Трубная).

Храм Преподобного Сергия Радонежского в Крапивниках

Дело в том, что в обители трудились не только иноки, но и селившиеся рядом миряне. Как известно, в монастыре нельзя ни крестить, ни венчать. Для этих нужд окрестных жителей и был построен храм во имя преподобного Сергия.

Часто к его названию добавляли «что в Старых Серебряниках», «на Петровке у Трубы», «в Крапивниках». Все три определения объяснимы.

Раньше в этом районе находилась старая Серебряная слобода, где проживали серебряники. «На Петровке у Трубы» указывает на расположение между Петровкой и Трубной площадью. (Сама площадь, кстати, называется так оттого, что «Трубой» назывался водосток реки Неглинной под стеной Белого города. В XVII в. внизу нынешнего Петровского бульвара был Лубяной торг: продавали бревна, доски, двери и т. п. В следующем столетии на этом месте устроили площадь, которая стала называться Трубной.)
Что касается определения «в Крапивниках» (или «в Крапивках»), есть два мнения. Либо на месте, где была построена церковь, росло много крапивы, либо название переулка Крапивенский произошло от фамилии владельца участка земли в этом районе.

Главная святыня храма — Крест, в котором помещены 300 частиц мощей святых. Среди них есть мощи пророка Даниила, св. Иоанна Предтечи, евангелистов Матфея, Марка и Луки, апостолов Павла, Фомы и брата Господня Иакова, равноапостольного царя Константина, святителей Василия Великого и Иоанна Златоуста.
А еще частицы таких святынь, как Камни Гроба Господня и Гроба Пресвятой Богородицы и даже Камень с того места, где Авраам устроил трапезу для Святой Троицы.

Вряд ли где-то есть что-то подобное этому Кресту. Интересна его история.
Этот Крест-мощевик был главной святыней Крестного монастыря на острове Кий. Он был привезен на Русь из Палестины по повелению патриарха Никона, поэтому и называется Никоновским.
В 1639 г. Никону пришлось плыть по Белому морю «в малом кораблеце с неким христианином». Разыгралась буря, и путешественникам грозила неминуемая гибель, но они заметили небольшой остров и пристали к нему. Остров (по сути, каменная скала) был совершенно необитаем и непригоден для жизни.

— Кий сей остров? — спросил Никон у своего спутника, желая знать название острова. Но тот этого не знал.
— Пусть же сей остров зовется Кий, — решил Никон.
Чтобы отблагодарить Господа за спасение, он поставил на берегу поклонный Крест, на котором сам написал образ Распятого Христа.

В 1652 г. Никон (тогда митрополит Новгородский) по повелению царя отправился в Соловецкий монастырь за мощами митрополита Филиппа. По пути он пристал к уже знакомому его Кию-острову и с радостью увидел, что поставленный им Крест цел и невредим. Стоя перед ним с мощами митрополита Филиппа, он обещал поставить на острове церковь и монастырь, о чем через четыре года бил челом Государю Алексею Михайловичу.

Монастырь было решено назвать Крестным.

Примерно в 1656 г. из Палестины по просьбе Никона (он был уже патриархом) в Москву привезли два кипарисных креста, размеры которых соответствовали размеру Креста, на котором был распят Иисус Христос. Один предназначался для Голгофского придела храма Воскресения Христова в Ново-Иерусалимском монастыре, другой — для Крестного монастыря на острове Кий.
Из Москвы Крест повезли к Белому морю. И на всем пути при остановках на ночлег изготовлялись его копии. Одна из них сохранилась в кладбищенской церкви Влскрешения Лазаря в г. Онеге (данные на 1997 г.).

Крест пребывал на Кий-острове до закрытия монастыря в 1923 г. За время существования обители его вывозили только один раз — в 1854 г. из-за нашествия англичан. При этом были утеряны некоторые мощи.

С 1923 по 1930 г. Крест находился в антирелигиозном музее в Соловецком лагере. Потом его привезли в Москву, где он хранился в запасниках Исторического музея.

В храм Преподобного Сергия Радонежского в Крапивниках Крест был передан в августе 1991 г. Интересно, что вторичное освящение главного придела храма было совершено 30 августа 1991 г., в день памяти Святейшего Патриарха Никона, спустя 310 лет со дня его кончины.

Из истории этой небольшой церкви известно очень немногое. Как и многие московские храмы, сначала он был деревянным, потом построили каменное здание.
В XVI-XVIII вв. храм служил усыпальницей князей Ухтомских. На северной стене придела Преподобного Сергия до сих пор можно видеть четыре каменные плиты и на самой левой разобрать фамилию княгини Ухтомской. В конце XVIII в. в Москве свирепствовала моровая язва. Священник, который служил в Сергиевской церкви, умер, а в храме осталось так мало прихожан, что их перевели в одну из ближайших церквей — «приписали» к ней (подобные «приписные» храмы существовали в Москве до конца XIX в.).

Город оправился от эпидемии, и у храма вновь появились прихожане, однако его постигло новое несчастье. В 1812 г., во время нашествия французов, здание пострадало так сильно, что его даже вычеркнули из списка московских церквей, а прихожан снова «приписали» к другой церкви. Туда же забрали оставшуюся утварь и имущество. Только чудотворную икону Преподобного Сергия передали в церковь села Бородина.

Вскоре вышло требование гражданского начальства, чтобы все дома в Белом городе были каменные. Поскольку Сергиевский храм пустовал, предприимчивые горожане решили использовать его как каменоломню, но митрополит Филарет не дал уничтожить церковь. Храм был восстановлен, и в нем возобновились службы.

Официально он по-прежнему считался «приписным» и бесприходным, ведь прихожане перешли в другую церковь. Фактически храм не был нужен местным жителям, поэтому его решили использовать для устройства Константинопольского патриаршего подворья (что-то вроде светского посольства). При этом храм поступал во владение Вселенской Патриархии, а рядом с ним были построены дома для работников подворья.

Эти здания до сих пор являются прекрасным украшением города. Кажется, что этот уголок Москвы ничуть не изменился с того времени. А еще создается впечатление, что находишься не в России, а в Византии: настолько непривычно пестрыми выглядят эти здания на фоне остальных. Снаружи стены украшены красно-белым цветочным узором, который был характерен даже не столько для Греции, сколько для мусульманского Востока. Издалека они напоминают сказочный пряничный домик.

В 20-е гг. храм еще был действующим. Но уже в следующем десятилетии его закрыли и приспособили здание под учреждение. В колокольне располагалась районная трансформаторная подстанция.

В начале 90-х церковь была возобновлена как Патриаршее подворье.

uchenitsa_iya

ВЕК ЖИВИ, ВЕК УЧИСЬ.


Изуродованый алтарь в старинной церкви преп.Сергия Радонежского в Крапивниках *.
Центральный аналой и подсвечники теперь в стиле — «лофт». (а ля промышленный интерьер). Храм прп. Сергия Радонежского в Крапивниках — Патриарше подворье, настоятель прот. Александр Абрамов.

Надругательство было совершено над пределом преп. Серафима Саровского. Сначала митр. АЛФЕЕВ Иларион частицу мощей батюшки Серафима латинянам передал, а теперь (не сего ли благословения?) и придел святого облатинили.

Облатинился и священник (справа, с лысым иезуитским лицом).
————————
* О ЖЕМЧУЖИНЕ, НА КОТОРУЮ БРЫЗНУЛИ КИСЛОТОЙ.

Храм преп. Сергия в Крапивниках или Чудом сохранившееся жемчужина православной архитектуры. Он совсем не большой и взгляд человека, интересующегося историей родного города, сразу же останавливается на нем, а в душе появляется ощущение тепла и тихой радости. …

Здесь воистину возможно ощутить дух Старой Москвы, что несет их личные чувства и переживания. Храм во имя преп. Сергия Радонежского, что в Крапивниках, « в Старых Серебряниках», «в Старых Сторожах», «на Трубе», является самым первым храмом во имя преп. Сергия в пределах Белого города. Известен он с 1591 г. …

Во время нашествия французов в 1812 г. церковь была разграблена и сильно пострадала. Указом Святейшего Синода от 09.04.1813. ее как бесприходную приписали к ц.Григория Богослова, что близ Дмитровки. По упразднении Сергиевского прихода дома священнослужителей разобрали, а в 1828 г. староста и прихожане ц. Григория обратились к митр. Московскому Филарету (Дроздову) с прошением о позволении разобрать ветхую Сергиевскую церковь, а материал пустить на постройку домов для священнослужителей.

Митрополит не одобрил этой инициативы, пожелав сохранить в целости святой храм…В 1883 г. указом Александра III от 15 ноября храм преп.Сергия передали Константинопольскому Патриархату для устройства подворья,и церковь перешла во владение подворья вместе с прилегавшим земельным участком.

На фасаде, обращенном к северной стене храма, сохранились каменные памятные доски с надписями по-гречески и по-русски: «В царствование Александра III было открыто подворье при Вселенском Патриархе Иоакиме III, в лето 1883 года. Здания сего Константинопольского подворья воздвигались в Патриаршество Дионисия V, при первом настоятеле его архим. Серафиме, в 1887–1892».

В 1920-е годы XX века Сергиевская церковь как памятник старины состояла на учете в Музейном отделе Наркомпроса. Будучи подворьем Константинопольского Патриархата, храм оставался действующим довольно долго. В 1920–1930-е годы его настоятелем являлся архимандрит Василий (Димопуло). В 1922 году из храма преподобного Сергия изъяли ценности, причем изъятие сопровождалось беспорядками. …

05.02.1938. Мособлисполком постановил церковь закрыть. После закрытия верхний ярус колокольни разрушили, в стенах пробили новые окна, в центральной апсиде — дверь. В здании храма разместился цех 1-ого московского завода коньков.

Ссылка на основную публикацию