Церковь Усекновения главы Иоанна Предтечи в Толчкове, Ярославль

Незабытые страницы Ярославля

Каждый человек хотя бы раз держал в руках 1000 рублевую купюру, посвященную Ярославлю. Так вот на одной из сторон изображена Церковь Иоанна Предтече в Толчкове. Такой церкви нет нигде больше. Она уникальна.

Ансамбль состоит из основного здания храма, колокольни и Святых ворот. Это самая красивая, самая живописная, самая художественная ярославская церковь, которая находится под охраной ЮНЕСКО.

Само место получило название Толчков, по просто причине, что здесь толкли кору для выделки и окраски кожи. Уже в XVI веке княжество стало центром крупного производства кожи.

Самое раннее свидетельство о церкви в Толчкове содержится в грамоте ростовского митрополита на возведение и освящение храма с Казанским приделом от 1644 года Это была деревянная церковь, а слободе нужен теплый храм, и в 1658 году прихожане получили грамоту на строительство теплой церкви Вознесения.

Но тут случилось несчастье. Деревянная церковь в честь праздника Усекновения Главы Иоанна Предтечи, сохранившаяся от пожара 1658 года, сгорела в 1659 году в день Святой Пасхи 3 апреля.

И тогда решили прихожане сгоревшей церкви по инициативе Захария и Гурия Даниловых построить на новом месте церковь и посвятить ее Николаю Чудотворцу. Уже 22 мая небольшая деревянная церковь была построена. Но жители слободы хотели иметь в своем приходе что-то более грандиозное. Они решили построить храм, какого еще не было в Ярославле. Средства собирали не только у жителей слободы, но и далеко за ее пределами: дьякон Родион ездил даже в Казань, откуда привез щедрые приношения. Книга по учету пожертвований воскрешает полную картину: кто приносит слиток серебра, кто кружева на 32 рубля, а кто огородную землю с постройками. Отдавали и торговые лавки, и дома, кто-то отдал заводик, а казанские жертвователи – царские врата, которые долгие годы украшали придел Казанских святителей.

Строительство длилось 16 лет, с 1671 по 1687 года. Результат всех усилий был просто великолепен. Храм удался на славу.

Храм представляет собой кубическую четырехстолпную пятиглавую церковь со световыми барабанами, окруженную широкими одноэтажными галереями с трех сторон. С восточной стороны храм имеет два симметричных придела.

Все стены изукрашены изразцами и узорами фигурного кирпича так, что гладкого места на них практически невозможно найти. Кажется, что церковь обернули в роскошный персидский ковер. Стены галереи не отстают от основного объема по своему убранству – их украшают такие же изразцы и узоры из профилированного кирпича. Построена церковь из красного кирпича, которые изготавливали на двух заводах, построенных специально для возведения церкви.

Внутри церковь не менее великолепна, чем снаружи. В свое время это был самый роскошный по отделки храм. Ее расписывали в 1694-1695 годах самые лучшие мастера Ярославля. Слобожане не поскупились на украшение своего главного храма. Это целая энциклопедия евангельских и библейских сюжетов. В интерьере храма восхищает искусство резчиков по дереву.

Особую ценность представляли царские врата придела Казанских святителей Гурия и Варсонофия. Они были пожертвованы казанскими благотворителями уже в готовом виде.

Едва ли не большую ценность представляли иконы храма, многие из которых были намного древнее самого храма, так как были пожертвованы благочестивыми ярославцами. Наиболее известной была храмовая икона Усекновения главы Иоанна Предтечи. Богато осыпанная драгоценностями: жемчугом, гранатами и другими драгоценными камнями, древнего греческого письма, она почиталась как чудотворная. Замечательна икона Вознесения Господня, очень интересна икона «Символ веры» и много других редких икон.

На рубеже XVII-XVIII веков рядом с храмом была сооружена столпообразная шестиярусная колокольня в стиле “барокко”. Ее четыре верхних яруса прорезаны арками звона. Высота колокольни 45 метров. И церковь, и колокольня — самые высокие в Ярославле.

Уникальна церковь своими 15 куполами. Издавна повелось, что определенное количество куполов что-то значит, но 15 нигде не встречаются. Разгадка кроется в двух приделала. Они выполнены на одной высоте с основным зданием, поэтому кажется, что на церкви куполов 15, хотя а самом деле на самой церкви их 5 и на каждом придела по 5.

До революции к храму, этой жемчужине русского зодчества, относились с большим вниманием: в 1830 году были возобновлены некоторые фрески, а в 1855 году вызолочен иконостас. Кирпичный пол храма был заменен на чугунный. В 1894 году храм посетил министр финансов С.Ю. Витте и отметил, что храм требует капитального ремонта. Реставрационные работы начались в 1903 году. К 1906 году церковь Иоанна Предтечи в Ярославле была восстановлена во всем древнем великолепии.

Сейчас церковь находиться в плачевном состояние. Рядом с ней расположен лакокрасочный завод, который пренебрежительно относиться к культурному достоянию. Вокруг церкви страшный забор, проход в святых воротах заложен камнями, поскольку сразу же за воротами начинается территория завода. Однажды, ЮНЕСКО пришлось устраивать скандал, по причине хранения в храме мешком с химикатами. Невозможно даже сделать красивый снимок. Везде становиться видно черные клубы дыма, поднимающиеся над землей. В невероятном количестве он поступает из труб и растворяется в атмосфере. Кроме того, на памятник искусства совершили покушение неизвестные вандалы. Все изразцы, до которых только можно дотянуться, разбиты вдребезги. Казалось, кто-то хотел забрать с собой красивую плитку, но у него не получилось, и в гневе он уничтожил все, которые достал.

Даже колокольня не осталась в стороне. Как оказалось, здесь проживали бездомные, а залезали сюда через пролом в стене.

К нашему счастью, сейчас церковь взята под опеку Ярославского музея-заповедника. Сегодня в ней активно ведутся реставрационные работы, но уже сейчас в летнее время можно посетить храм.

Этот шедевр русского церковного зодчества является архитектурным памятником жителям Толчковской слободы, ибо он был воздвигнут при их участии на их кровные, заработанные нелегким трудом деньги, и на протяжении столетий являлся духовным центром слободы, где любовь к Богу и ближнему воплощалась в конкретные дела, память о которых жива и по сей день.

Вид на деревянные резные царские ворота в приделе церкви Иоанна Предтечи в Толчкове:

Вид северо-западного фасада церкви Иоанна Предтечи в Толчкове:

Вид южного входа в церковь Иоанна Предтечи в Толчкове:

Деталь царских врат в церкви Иоанна Предтечи в Толчкове:

Шедевр архитектуры — церковь Иоанна Предтечи в Толчкове

В Ярославле есть уникальный храм, аналогов которому, пожалуй, нет нигде. Словно игрушечный, он сразу приковывает взгляд: так и хочется подойти ближе и повнимательнее разглядеть эту красоту. Церковь Усекновения Главы Иоанна Предтечи в Толчкове, похожая на старинную расписную шкатулку – настоящий шедевр русского зодчества. Неслучайно ее изображение можно увидеть даже на 1000-рублевой банкноте наряду с другими достопримечательностями Ярославля.

В XVII веке в Ярославле процветали самые разные ремесла, и очень важное место среди них занимало кожевенное дело. Изделия местных мастеров охотно покупали не только в России, но и за границей, а слобода кожевников в пригороде была самой населенной. Название Толчково слобода получила в связи с особым способом выделки кожи – дубильные вещества мастера получали с помощью измельчения (толчения) коры в ступе.

Помогали – кто чем мог

Церковь возводили всем миром. Жители города жертвовали на ее постройку все, что у них было – не только деньги, но и товары (например, ткани и кружева) и даже земли (например, огороды). А казанские верующие прислали для церкви шикарные Царские врата, покрытые резьбой с вкраплением позолоты, которые впоследствии украсили один из пределов нового храма – выстроенный в честь Казанских святых.

Многие ярославцы принимали непосредственное участие в строительстве. Видимо, именно потому, что церковь возводили с такой всенародной любовью, она и получилась невероятно красивой.

Просто шедевр

Информация о главном архитекторе церкви, увы, до наших дней не дошла. Некоторые исследователи предполагают, что одним из авторов проекта мог быть местный митрополит Иона, который, помимо своего служения Богу, серьезно увлекался храмостроением. Он же и стал автором первого официального упоминания о будущей церкви, издав грамоту, в которой благословлял горожан на возведение храма с пределом в честь Казанских святых.

Сама постройка очень необычна, и даже среди православных храмов сложно найти нечто подобное. Например, куполов у храма 15, что в древнерусском церковном зодчестве до этого практически не практиковалось. Пять самых больших глав венчают главный предел, а еще десять возвышаются над двумя пристроенными к нему пределами, имеющими ту же высоту. Барабаны всех пятнадцати куполов не гладкие, а узорчатые, и если смотреть на постройку сверху, она напоминает букет цветов.

А еще здание окружено галереями, к каждой из которых ведет высокое крыльцо.

Красота снаружи

Не менее примечательна выстроенная рядом с церковью колокольня, которая появилась здесь чуть позже – на рубеже XVII-XVIII веков. У нее шесть ярусов, поверхность которых тоже насыщена декоративными элементами, но здесь уже больше просматривается западноевропейский стиль. В деталях оформления одновременно можно увидеть и признаки барокко, и традиции древнерусского зодчества, что в сочетании дало невероятно оригинальный результат.

Весь архитектурный комплекс строился около 20 лет, после чего местные мастера взялись за роспись внутренней части церкви Иоанна Предтечи.

Красота внутри

Все последующие годы, до самой революции, местные жители очень бережно относились к этому архитектурному шедевру, а сам храм открыл на своей территории воскресную школу, общество трезвости с читальным залом, школу по обучению девочек для работы на фабрике. Здесь же располагалось и общество помощи вдовам и сиротам.

В начале прошлого века храм был отремонтирован (говорят, по указанию самого С. Витте, посетившего церковь во время приезда в Ярославль) и стал еще краше. Рабочие полностью заменили фундамент, пол уложили плиткой, а все старинные иконы были отреставрированы.

Упадок и возрождение

Увы, революция с последующим поруганием церквей свела всю проделанную работу на нет. В 1936 году территорию церкви отдали предприятию «Победа рабочих», которое производило лаки и сыпучие краски. Сам храм Иоанна предтечи чудом уцелел (в нем хранили зерно и химикаты), а вот расположенную рядом теплую церковь Вознесения вообще снесли, отстроив на ее месте завод. В колокольне же заработала кузница. Из-за неправильного использования просел фундамент, здание дало крен, и в 1950-е годы колокольню пришлось выпрямлять.

Храм Иоанна Предтечи быстро пришел в упадок, на что даже обратили внимание за рубежом. К счастью, несмотря на все эти перипетии, церкви удалось уцелеть до наших дней. Теперь она стала частью Ярославского музея-заповедника.

Церковь Усекновения главы Иоанна Предтечи в Толчкове, Ярославль

Церковь Иоанна Предтечи считается несравненным памятником русского зодчества и вершиной мастерства ярославской школы XVII столетия. Самое крупное и знаменитое религиозное строение города редко замечается местными жителями, несмотря на то, что оно часто воспроизводилось в иностранной литературе, представлялось на выставках, а в дореволюционное время его чертежи входили во все руководства по архитектуре.

Состояние храма в наши дни

Строительство церкви Иоанна Предтечи проходило в конце XVII столетия, и сегодня здание считается памятником истории и культуры.

Сегодня собор считается частью музея-заповедника. Стены строения расписывались в 1694 г., резной иконостас из золота создан в 1701 г. Уникальные декорации и части здания находятся в плохом состоянии: изразцы выбиты, на колокольне разрастается дерево, на чугунной ограде, некогда удивляющей красотой, разбросаны мусорные отходы.

Реставрация галереи проводится за счет энтузиазма городских мастеров-художников. Однако для работы требуется как финансовая, так и моральная помощь со стороны властей или обеспеченных людей.

Другие православные храмы Ярославля:

Ярославский пожар 1648 г. уничтожил множество городских построек. После стихийного бедствия произошло стремительное восстановление домов и храмов. Идея создания Толчковской церкви возникла у жителей пригорода именно в этот период, так как район остался вообще без храма после разорений и пожаров.

Народ начал собирать средства: некоторые люди жертвовали деньги, другие — серебро, кто-то — торговые лавки или огороды. Царские врата и красивейшие иконы были подарены собору казанскими верующими. Любой вклад радостно принимался и служил благой цели, поэтому новая церковь воздвигалась «целым миром». Идея строительства возникла на почве соперничества между богатыми слободами, находящимися рядом с Ярославлем.

На заметку! В 1888 г. известный художник В. Верещагин перенес внешний облик великолепного храма на полотно. Изображение собора находится на обратной стороне российской купюры в 1000 рублей, созданной и выпущенной в 1997 г.

Архитектура новоиспеченной обители

Разрешение на строительство, растянувшееся на долгие пятнадцать лет, пришло от царя Алексея Михайловича. Продолжительные работы состояли в кропотливом выполнении сложных планов, отделок и росписей на стенах. Мастера с огромной любовью и трепетом относились к каждому фрагменту.

Большой храм Усекновения честной главы преподобного Иоанна Предтечи был закончен в 1687 г.

    В строительстве применяли лекальные кирпичи, которые служат для декоративной отделки зданий. Создатели искусно соединяли большие части с мелкими фрагментами, придавая структуре разнообразный орнамент. Кирпичные стены сообщали внешнему виду сходство с великолепным ковровым покрытием, потерявшим цвет, но приобретшим гармоничности.

Ярославские земли стремительно развивались в XVII столетии, население культивировало различные ремесла. Одна треть всех мастеров была кожевниками (рабочими, занимающимися выделкой кожи). Местные ремесленники создавали высококачественные изделия, охотно скупаемые за границей. Название слободы Толчково произошло от этого промысла, так как для выделки кожи использовали дубильные вещества, которые получали посредством толчения коры.

Внутреннее убранство первых лет существования

Интерьер ни в чем не уступал изумительному внешнему виду церкви. Росписью занимались 16 мастеров-иконописцев во главе с Д. Плехановым и Ф. Игнатьевым. Подрядчиком и руководителем работ являлся известный мастер Д. Григорьев. Последний принимал непосредственное участие в росписях церквей Ростова, Ярославля, Вологды и Москвы.

  • Все художники имели богословское образование и хорошо понимали суть предложенных задач. За счет таких познаний они сумели воспроизвести сюжеты Ветхого и Нового Заветов, житие многих святых, картины богослужений, а также историю Русской Православной Церкви. Мастера в свободной манере воплощали религиозные и художественные идеи, требующие от создателей особенной разборчивости.
  • Интерьер Иоанно-Предтеченской церкви являлся полноценной энциклопедией библейских мотивов. Единицы религиозных построек на русской земле могли похвастать подобным набором религиозной иконографии.
  • В структуре алтаря мастера внедрили колоссальный цикл «Толкование литургии», состоящий из 18 композиций. Эта работа получилась наиболее полноценной и значимой для православной традиции. В цикле демонстрируются картины церковных торжеств и события, которые происходили при земной жизни Спасителя Христа. Некоторые сюжеты заимствованы из византийской культуры.
  • Стены расписывались уникальными фрагментами, заполняющими девять ярусов. Пять нижних демонстрировали святцы, где последовательно изображались христианские торжества. Выше показаны сюжеты из бытия Иоанна Предтечи, вещий сон царя Ирода и др. Собор не имеет равных по количеству подобных сюжетов, которые написаны на внутренней стороне стен.
  • Некоторые иконы, представленные внутри Божьего дома, были чрезвычайно древними. Самым известным списком являлся образ Усекновения честной главы Иоанна Крестителя. Икона выделялась щедрыми инкрустациями богатых камней, древнегреческими письменами. Церковнослужители и прихожане расценивали её в качестве чудотворной.
  • Царские врата, привезенные из придела казанских святителей, представляли для Иоанно-Предтеченского храма особенную ценность. Резьба из дерева с вкраплениями позолоты, а также разноцветная подложка придавали реликвии неописуемого изящества.

Художники выступили в качестве интригующих рассказчиков, обладающих богатством языка и удивительной фантазией для изображения многочисленных сюжетных линий. На росписях прихожане видят назидательные новеллы, сложные, но поучительные аллегории, пояснительные текста и некоторую долю легкого юмора.

Исторический период XIX — XX вв.

В 1879 г. прихожане проявили интерес к тому, чтобы открыть в церкви приходское попечительство. Миссия этой организации заключалась в раздаче денег малоимущим гражданам, по большей части — одиноким вдовам и сиротам. Через пять лет здесь устроили воскресную школу, которую вскоре расширили до двух женских классов. При учреждении создали приют, прачечную и швейную мастерскую. Через время на этом месте основали более вместительный двухэтажный дом.

  • В 1891 г. при храме образовали благотворительный кружок для женщин, который открыл особую школу, где обучались девочки для работы на фабрике. В мае 1892 г. при соборе создали общество трезвости с читальным залом, трапезной и библиотекой.
  • В 1898 г. в Толчковской церкви начинает издаваться журнал «Приходская жизнь». В 1894 г. церковь посетил С. Витте и отметил, что постройка нуждается в ремонт.
  • После анализа 1903 г. началась работа по восстановлению уникального храма. Полностью заменили фундамент, так как из-за неравномерности плит и кирпича под собором стали появляться трещины. Реставраторы отмывали и восстанавливали иконы, настенные росписи. К 1906 г. облик чудо-храма приблизили к первоначальному.

Большой традицией для храма становились крестные ходы, вдохновлявшие прихожан на служение Богу. Благословенная грамота на совершение двух ежегодных шествий (на праздники Усекновения и Рождества Крестителя) выдалась епископом Иоанном еще в 1667 г. За счет этого прихожане были в постоянных трудах, а жертвенники находили средства для поддержки начинаний.

Как добраться

Иоанно-Предтеченский собор расположен на улице Закоторольская набережная, д. 69. Со стороны столицы к храму ведет трасса М8, в городе она называется Московским проспектом. Проехав через железную дорогу, нужно повернуть на ул. Большая Федоровская, не доезжая до реки Которосль. Преодолев 1 км, следует ехать направо, где идет проспект Толбухина. Иоанно-Предтеченская церковь стоит слева, перед мостом. Ближайшей остановкой городского транспорта является «ул. Карабулина».

Иоанно-Предтеченский собор считается крупнейшим в городе Ярославле. Несмотря на колоссальную знаменитость, потрясающую архитектуру и кропотливую работу над отделкой, храм практически забыт местным горожанами и российскими верующими.

Для сведения! Богослужений в храме-памятнике не проводят, но любой желающий может рассмотреть внутреннее убранство с десяти утра до пяти вечера.

Обладая огромным наследием, Предтеченский ярославский собор является частью музейного комплекса и находится под охраной в качестве достояния истории и культуры.

Ярославль: церковь Иоанна Предтечи в Толчкове.

У непосвященных может возникнуть вопрос: «Что за Толчково такое, если речь идет о Ярославле?» Толчковская слобода сложилась на правом берегу реки Которосль на рубеже XV-XVI веков. Её населяли кожевники, которым для обработки кож требовались дубильные вещества. Последние получали толчением древесной коры. Отсюда и пошло название слободы. Промысел был достаточно прибыльным, чтобы слобожане смогли собрать средства для строительства великолепного храма.
2. Путник, спустившийся с моста через Которосль, видит церковь такой.

Полное название храма — церковь Усекновения Главы Иоанна Предтечи в Толчкове. Строительство заняло 16 лет — с 1671 по 1687 г. Кирпича требовалось столь много, что поблизости пришлось построить 2 кирпичных завода. Результат оправдал все ожидания. Ансамбль состоит из основной церкви, колокольни (более поздней постройки) и Святых ворот.
3. Вид с востока .Апсидная часть храма.

4. Великолепная кирпичная кладка и декор из поливных изразцов. Искусствоведы отмечают, что » в кирпиче настолько тонко воспроизведены всевозможные мотивы деревянной резьбы, что создается впечатление будто материалом был не камень, а дерево».

6. На апсидах местами сохранилась первоначальная раскраска под так называемый бриллиантовый руст, что придавало храму еще больше декоративности.

7. Основной объем церкви венчает уникальная композиция из 15 глав. Барабаны куполов также богато декорированы.

11. Одна из характерных особенностей ярославского культового зодчества — пристройка к храму с двух или трех сторон широких галерей. Вид на южный придел, южную галерею и крыльцо.

12. И здесь декор великолепен.

13. Южное крыльцо.

15. Изразцы крупным планом.

19. Главы южного придела (справа) и основной церкви.

20. Вид с юго-запада. Слева — западное крыльцо, справа — южное.

21. Западные крыльцо и галерея.

22. Еще несколько изразцов.

24. Западное крыльцо с характерной для русского зодчества гирькой.

25. Прежде, чем войти в храм взглянем на другие постройки. Шестиярусная колокольня сооружена на рубеже XVII-XVIII веков рядом с храмом.

26. Высота этого сооружения в стиле «московского барокко» достигает 45 м.

27. Вновь обратимся к мнению искусствоведов: «Колокольня изящна по своему силуэту, но формы её несколько чужды ярославской архитектуре, особенно второй и третий ярусы, предельно насыщенные декоративными элементами западноевропейского происхождения (пилястры-консоли, русты и прочее.)». Стоит отметить, что в 1950-е годы были проведены серьезные работы по устранению крена колокольни, достигавшего в верхней отметке почти 1 метра.

28. Святые ворота были построены в одно время с церковью и устновлены по центральной оси храма.

29. Северные галерея и крыльцо.

30. Настало время осмотреть интерьер храма. Вид на северную (слева) и западную галереи. Роспись галерей выполнена в начале 1700-х гг.

31. Южная галерея в направлении на восток.

32. Южная галерея в направлении на запад. Как видно, росписи покрывают все стены. своды, оконные и дверные откосы.

33. Фрагмент росписи южной стены храма.

34. Грандиозные стенописи храма выполнены в 1694-1695 гг. шестнадцатью ярославскими мастерами во главе с Дмитрием Григорьевым Плехановым и Федором игнатьевым — выдающимися русскими художниками конца 17-го века. Созданные в необычайно короткий срок (около 5 мес.) росписи замечательны не только количеством изображенного, но и высокой техникой работы. Рисунок тонок и изящен. Бесконечные композиции со множеством фигур сменяют одна другую. Колорит стенописей выдержан в холодной зеленоватой гамме. По количеству стенописных сюжетов (а их здесь более полутора тысяч!) церкви Ионна Предтечи нет равных ни в Ярославле, ни в каком другом городе страны.
Росписи северной и западной (слева) стен.

35. Росписи свода и южной стены (справа).

37. Мастерство резчиков по дереву демонстрирует великолепный 6-ярусный иконостас.

38. Фрагмент иконостаса.

Если воочию церковью восторгались немногие, то её изображение видели практически все. Она изображена на купюре достоинством 1000 рублей. Вот только обратили ли внимание?
Храм входит в состав Ярославского музея-заповедника. Закрыт в понедельник, вторник и дождливые дни.
Использованы материалы книги: Ярославль: Путеводитель/ П.И.Козлов, А.И.Суслов, С.С.Чураков. — Ярославль: Верх.- Волж. кн. изд., 1980.
Съёмка 18 сентября 2015 г.

Ярославль. Церковь Иоанна Предтечи в Толчкове

Церковь Усекновения Главы Иоанна Предтечи в Толчкове – один из лучших храмов Ярославля. Он был построен в 1671-1687 годах в Толчковской слободе, которую населяли кожевники, богатые люди, решившие в своей слободе возвести храм, ни в чем не уступающий центральным, а то и превосходящий их. В строительстве участвовала вся Толчковская слобода − если не деньгами, то собственным трудом.
Это самая большая приходская церковь в Ярославле и признанный выдающийся памятник ярославской архитектуры, ее высшая точка. При ее строительстве были использованы многие приемы ярославского храмового зодчества, за образец взяты самые лучшие городские храмы, но не скопированы, а реализованы по-новому. В плане храм похож на церковь Иоанна Златоуста в Коровниках, но по размерам он гораздо больше − и по высоте, и по площади. Самое существенное отличие Иоанновской церкви − это форма завершения приделов. Если разобраться, то в целом храм венчают целых пятнадцать глав − пять крупных, на основном объеме, и по пять небольших, очень тесно поставленных главок-луковиц на симметричных приделах. Такого завершения приделов в Ярославле еще не встречалось, да и позже практически не применялось. Кроме того, сами приделы – той же высоты, что и основной объем; это тоже было новшеством. С трех сторон церковь опоясана одноэтажными галереями, которые создают ощущение еще бóльшей высоты основного объема. На галереи ведут три крыльца с домообразным верхом и с необычным оформлением входов: полукруглые порталы снаружи украшены арками с «гирьками».

Все стены изукрашены изразцами и узорами из лекального (фигурного) кирпича так, что гладкого места на них практически невозможно найти. Кажется, что церковь обернули в роскошный персидский ковер. Стены галереи не отстают от основного объема по своему убранству – их украшают такие же изразцы и узоры из профилированного кирпича.
Внутри церковь не менее великолепна, чем снаружи. Ее расписывали в 1694-1695 годах самые лучшие мастера Ярославля − слобожане не поскупились на украшение своего главного храма. Руководил артелью мастеров известный знаменщик Дмитрий Григорьев Плеханов, также ярославец, работавший и в Троице-Сергиевой Лавре, и в Ростове Великом, и в Вологде, и, конечно, в Ярославле. Позднее, в начале 1700-х годов, те же художники расписали и галереи с приделами. Помогал ему молодой, но тоже известный мастер Федор Игнатьев. Сюжеты, изображенные на стенах, многочисленны и разнообразны: здесь и практически полная иллюстрация библейских книг, от сотворения мира, и евангельские сюжеты.
В 1708 году в соборе случился пожар, выгорела деревянная кровля. После этого кровлю сделали более крутой, четырехскатной, и переложили закомары, сделав их крупнее и выше. Новая кровля скрыла нижнюю часть барабанов, также украшенную изразцами. Также в XVIII веке заменили центральную главу, придав ей причудливую форму в стиле барокко. В остальном же мы видим самый большой храм Ярославля в том облике, в котором его видели те, кто его построил.

Рядом с храмом на рубеже XVII-XVIII веков возвели великолепную отдельную колокольню 45 метров высотой. Это высокий столп с двумя глухими ярусами и четырьмя открытыми, украшенными резными аркадами. Колокольня выполнена в новом для Ярославля стиле барокко, но при этом удивительно органично сочетается с храмом, за счет того, что членение на ярусы у обоих зданий совпадает.

В ансамбль церкви Иоанна Златоуста в Толчкове входят также Святые ворота, в стиле барокко, построенные приблизительно в конце XVII века. Это скромное, в особенности по сравнению с остальными частями ансамбля, сооружение, очень сходное с аналогичными Святыми воротами в Коровниках. Храмы были окружены невысокой стеной, ныне разобранной.

Рядом с Иоанновским храмом, с юга от него, стояла небольшая зимняя церковь Вознесения Господня, построенная в 1686 году. Это была скромно украшенная церковь с одной главкой и трапезной. Часть его можно увидеть на старинной сохранившейся фотографии С.М.Прокудина-Горского. В советское время она была закрыта и передана под столовую расположенного рядом лакокрасочного завода. В 1950-х храм был снесен.
Остальной ансамбль был отреставрирован и как памятник архитектуры поставлен на государственную охрану. С 1950-х годов в нем проводились реставрационные работы; особенно сложной была работа по устранению крена колокольни, которая грозила обрушиться. Сейчас в храме продолжаются исследовательские и реставрационные работы под руководством Е.А.Чижова. Сам храм входит в состав Ярославского музея-заповедника.

Фотографии интерьеров Церкв и усекновения главы Иоанна Предтечи в Толчкове , представленные на этой страницы, выполнены, С.М. Прокудин ым- Горск им , 1911г .
Еще одна фотография С.М.Прокудина-Горского дает представление о том, как выглядел снаружи ансамбль церкви в 1911г.:

Адрес: Ярославль, 2-я Закоторосльная наб., 69
Телефон: (4852) 30-3869 (музей)
Сайт: http://www.yarmp.yar.ru (музей)

Оставьте свой отзыв о посещенном месте (поля обязательны все, e-mail не публикуется и служит только для обратной связи и уточнений). ВНИМАНИЕ! Эта форма не предназначена для заказа мероприятий, экскурсий и т.п.

Церковь Иоанна Предтечи в Толчкове

Церковь Иоанна Предтечи в Толчкове невозможно спутать ни с одним храмом Ярославля. Это самая большая церковь в городе, но, кроме размеров, она выделяется необычной архитектурой, фасадами, словно покрытыми кружевом и богатством росписей внутри храма. Церковь Иоанна Предтечи в Толчкове можно назвать цветком в камне. Это самый красивый храм в Ярославле, который надо обязательно посетить. Архитектурный ансамбль расположен в западной части города, на правом берегу Которосли, в бывшей Толчковой слободе.

Режим работы церкви Иоанна Предтечи в 2019 г.

  • В летний период (с 1 мая по 1 октября)
    • С 10:00 до 17:00
    • Выходные дни — понедельник и вторник
    • Церковь может быть закрыта в дождливую погоду по рекомендациям реставраторов для сохранности фресок
  • В зимний период (с октября по апрель) закрыта для посещения

Стоимость билетов в Церковь Иоанна Предтечи в 2019 г.

  • Для взрослых — 100 рублей
  • Для детей старше 16 лет, студентов и пенсионеров РФ — 50 рублей
  • Для детей 7-16 лет — 50 рублей

Из истории

Место расположения храма – бывшая Толчковская слобода, где в XVII веке производили кожу (чтобы кожа стала мягкой, ее обрабатывали танином, который получали толчением коры ивы). Отсюда и произошло название «Толчковая слобода».

Кожевники, решили в своей слободе построить особенный храм, поэтому средства на его сооружение собирали по всему Ярославлю и за его пределами. Помогали, кто чем мог – у кого не было денег, приносил ткань и кружева, кто побогаче жертвовали огород или даже завод. Так, например, из Казани были присланы Царские ворота, украсившие один из приделов храма – Казанских святителей. Кроме того, многие жители оказывали посильную помощь в строительстве храма.

Рядом был возведен теплый храм в честь Вознесения господня. Весь комплекс строений сооружен из красного кирпича, Архитектурный ансамбль создавался 17 лет с 1671 по 1687 год, а роспись внутри храма была выполнена в конце XVII века.

Весь дореволюционный период власти оказывали должное внимание состоянию храма. После ремонта, проходившего в 1903 — 1906 года он выглядел просто восхитительно.

Самые тяжелые времена начались с 1936 года, когда храм оказался на территории ОАО «Победа рабочих», производящего лаки и краски. В начале 50-х годов зимняя церковь была снесена, а ее место также было занято заводом.

Церковь Иоанна Предтечи – описание

До нашего времени сохранились церковь Иоанна Предтечи, Колокольня и ограда со Святыми воротами.

Церковь Иоанна Предтечи

Строение удивляет своими размерами и необычным обликом. Это единственный не только в Ярославской, но и во всей древнерусской архитектуре пятнадцатиглавый храм. Его пять самых больших куполов возвышаются над главным приделом, но особенностью храма является то, что к нему симметрично пристроены два таких же по высоте боковых придела, также имеющие по пять глав меньшего размера. Издалека строение кажется расцветающим букетом.

С трех сторон строение окружено галереями, на которые можно подняться по высоким крыльцам. Больше всего изумляют фасады, на них практически нет гладкой поверхности, все они, словно, покрыты персидским ковром, созданным с помощью фигурного кирпича и изразцов (керамических плиток).

Грандиозная роспись внутри храма была выполнена в конце XVII столетия Дмитрием Григорьевым вместе с Федором Игнатьевым и 13-ю и ярославскими мастерами.

Стены и своды храма полностью заполнены росписью. Фрески, расположенные в девять ярусов и представляющие несколько сотен сюжетов, свидетельствуют об усилении светского начала в церковном искусстве.

Иконостас создавался поэтапно а течение 14 лет, с 1687 по 1791 год. В настоящее время он разобран, а его иконы хранятся в запасниках Ярославского музея-заповедника.

Многие иконы в церкви Иоанна Предтечи были старше, чем сам храм, особую ценность представляла считавшаяся чудотворной икона Усекновения главы Иоанна Предтечи, усыпанная драгоценными камнями.

Колокольня

Высота колокольни составляет 45 метров, она имеет шесть ярусов, это самая высокая звонница Ярославля. В XX веке колокольня стала сильно крениться, ее наклон составлял около одного метра, поэтому в 50-х годах были выполнены работы по устранению наклона.

Церковь Иоанна Предтечи изображена на одной из сторон 1000-рублевой купюры. Также на этой банкноте (на другой стороне) Вы увидите такие достопримечательности Ярославля, как памятник основателю города Ярославу Мудрому, Спасо-Преображенский монастырь, часовню в честь ополчения Минина и Пожарского и герб города.

В настоящее время Церковь Иоанна Предтечи входит в состав Ярославского музея-заповедника. Вместе с тем, храм находится в запустении и нуждается в реставрации. Но даже, находясь в таком запущенном состоянии, строение изумляет своей красотой. По сути, это памятник самим жителями Толчковой слободы, которые вложили в него не только свои средства, но весь свой талант и душу.

Церковь Иоанна Предтечи в Толчкове — храм с самым большим количеством фресок в православном мире

ТЕКСТ: АНТОН ШИХАНОВ

Когда-то здесь текла жизнь: под этими, расписанными старыми фресками сводами крестили младенцев, венчали молодых, провожали в последний путь стариков. На большие праздники сквозь окованные массивные двери в храм шел народ. Трещали свечи, горели лампады. Мощный бас дьякона возвышался над голосами певчих.

Сегодня здесь тихо и темно. Как будто бы дается возможность подумать над прошлым, задуматься над будущим и попытаться заглянуть в вечность.

Корреспондент Maxanto в храме, который считается самым крупным по количеству фресок в православном мире.

Итак. Город Ярославль. Район Красного Перекопа. Церковь Иоанна Предтечи.

Не восхититься храмом нельзя. Его замечаешь как-то случайно, съезжая вниз по мосту над Которослью, и вначале даже не понимаешь, как к нему свернуть: вокруг раскинулась громада завода «Русских красок». Объятый со всех сторон промышленным пейзажем, храм резко контрастирует с ним: другая эпоха, иное измерение!

Но вот, наконец, выбран верный поворот, съезд на неприметную улочку и, проехав немного вдоль берега реки, среди деревьев, открывается взгляду это архитектурное чудо из бурого кирпича. Впрочем, самое интересное ждало внутри. Однако, обо всём по порядку.

Во-первых, сразу же заинтриговала табличка, вывешенная ярославским музеем-заповедником. Так, обозначено, что храм не работает в понедельник, вторник и… дождливые дни. Кроме того, на английском языке храм почему-то отнесен к 7 веку, когда еще и Ярославля-то не было. Тем не менее, не смотря на такие нестыковки, об этом сразу же забываешь, когда смотришь на церковь, которую принято считать памятником высшего расцвета ярославской архитектурной и живописной школы конца 17 столетия.

Когда-то здесь находилась Толчковская слобода, место проживания достаточно зажиточных крестьян. Недаром именно в этих местах в 1767 году прошел один из самых крупных ярославских пожаров 18 столетия.

Храм строили «всем миром» в течение 16 лет (1671-1687гг.). К делу подходили серьезно: чтобы выпускать кирпич, неподалеку был возведен специальный завод. Стоит отметить, что в церкви вы не найдете двух абсолютно одинаковых лекальных фигурных кирпичей. Дополнительно использовали поливные изразцы и живопись.

В настоящее время купола зеленого цвета гармонируют с темным, впитавшим в себя пыль времени кирпичом. Но когда-то, как написано в хрониках, купола были крыты золотом, и от их блеска резало глаза…

Налюбовавшись на строгие архитектурные формы, на расположенные со всех сторон входы, которые, кажется, напоминают расписной русский терем, идем в храм, вслед за музейными работниками.

Сегодня церковь находится на реставрации, попасть внутрь можно, купив билеты.

Внутри начинается самое интересное. Такое количество фресок в одном храме практически не встретить. Здесь есть изображения большинства библейских сюжетов, а также событий, отраженных в Житиях святых, «Печерском патерике», и «сказании об иконе Толгской Богоматери». Как жаль, что я не владею церковнославянским! На стенах встречаются текста, смысл которых современному человеку понять крайне сложно.

Как гласит история, роспись центрального храма проводилась в 1694-1695 годах артелью ярославских живописцев во главе с Дмитрием Плехановым и Федором Игнатьевым. Боковые галереи расписывались пять лет спустя.

В центральной части храма иконостас отсутствует. Мы можем судить о нем, только опираясь на старые фотографии.

В церкви Иоанна Предтечи, что в Толчкове, не так много людей. Сюда попадают лишь те, кто точно знает, что хочет прийти именно в этот храм. Поэтому, здесь тихо. Ничто не отвлекает от мыслей, с которыми можно остаться наедине, не боясь, что ты будешь потревожен. Можно присесть на скамьи для прихожан. И снова изумиться. Ведь даже они представляют собой произведение искусства! В их отделке так же использован лекальный кирпич и роспись.

Потом можно еще немного побродить по храму: таинственный полумрак, сквозь покрытые решетками окна в приделах слабо пробивается дневной свет.

И снова выйти наружу. Над куполами – проплывают облака, чуть в стороне высится громада колокольни.

Быть может, словами не передать того, что видишь глазами, чувствуешь сердцем. Наверное, именно это и называется душой. А состояние – верой.

alienordis

Зарисовки с натуры

С веками люди не меняются. Меняется только антураж.

Церковь Иоанна Крестителя в Толчкове (Ярославль)

Храм Иоанна Крестителя в Толчкове — один из самых ярких памятников ярославской архитектуры. Эта летняя церковь была построена в 1687 году рядом с теплым Вознесенским храмом (освященным в 1665 и взорванным в 1950-х гг.).

Внешний вид церкви Иоанна Крестителя в Толчкове.

Для храма характерно разнообразие декоративных форм. В оформлении богато использованы поливные изразцы, живопись и лекальный фигурный кирпич, который является здесь главным декоративным материалом.

Крыльцо собора, отделанное лекальным кирпичом, украшено поливными изразцами и живописью.

Зодчие, строившие церковь Иоанна Предтечи, допустили некоторые отклонения от старых канонов: приделы по высоте уравнены с основным храмом и увенчаны декоративными пятиглавиями вместо шатров, что создает впечатление пятнадцатиглавого храма.

Пятнадцать куполов храма.

В убранстве храма поражает искусство резчиков по дереву. Высокий шестиярусный иконостас сооружался на протяжении нескольких лет.

Сейчас (июль 2012) иконостас реставрируется.

Грандиозные работы по росписи центрального храма велись в летние месяцы 1694-1695 гг.

Галерея расписывалась в 1700 году теми же мастерами. Масштабы паперти дали возможность разместить больше сюжетов чем обычно.

По числу стенописных сюжетов храм Иоанна Предтечи — первый в христианском мире.

Интересны на паперти порталы, ведущие в основной храм и приделы, они выполнены из лекального кирпича и раскрашены.

Портал, ведущий в один из приделов.

На рубеже XVII-XVIII веков рядом с храмом была сооружена шестиярусная колокольня в стиле «московского барокко». Высота ее 45 метров, соразмерна высоте центральной главы храма. И церковь, и колокольня — самые высокие в Ярославле.

Колокольня храма Иоанна Крестителя.

В ходе реставрации 1901-1903 гг. были расписаны двери, ставни и наружные откосы окон.

На откосах окон видны следы росписи

Церковь Иоанна Предтечи в Толчкове

Фото и описание

В Ярославле находится храм Усекновения Главы Иоанна Предтечи, который относится к числу самых интересных храмов во всем городе. Возведение храма пришлось на период между 1671 и 1687 годами. Он был построен на территории Толчковской слободы. Известно, что в то время в слободе проживали богатые слои населения, кожевники, которые решили, что в здешней местности не хватает храма. В процессе строительства принимало все население слободы, которое помогало деньгами или трудом.

Храм Иоанна Предтечи считается самым большим приходским храмом в Ярославле, а также является выдающимся памятником ярославской архитектуры. Во время строительства храма использовались самые передовые приемы церковного зодчества; за образец были взяты лучшие соборы города.

Храм особенно походит на храм Иоанна Златоуста в Коровниках, хотя его размеры гораздо больше не только по высоте, но и по общей площади. Венчание храма осуществлено в виде цельных пятнадцати главок, пять из которых – самые крупные, пять – небольших, а остальные маленькие. Первый раз был осуществлен проект, когда насчитывалось столь большое количество глав, впрочем, и после подобного рода проекты не осуществлялись. Важно отметить, что приделы были такой же высоты, что и главный объем – это было совершенно не новым. По периметру с трех сторон храм опоясывался одноэтажными галереями, создающими полноценное ощущение еще большей величественности главного объема. В пространство галереи ведут несколько крылец, оснащенных домообразным верхом с необычайным оформлением входных проемов, представленных полукруглыми порталами, которые украшены арками.

Украшение стен храма Иоанна Предтечи выполнено в виде узоров и изразцов фигурного кирпича, поэтому на стене практически не найти гладкого места. Создается впечатление, что храм обернули в персидский ковер. Стеновые поверхности галереи ничуть не отстают от главного объема, ведь они украшены узорами и изразцами, выполненными из профилированного кирпича.

Роспись храма проводилась в период между 1694 и 1695 годами. Жители слободы не пожалели денежных средств на роспись, в результате чего она получилась просто великолепной. Руководителем артели мастеров стал Дмитрий Плеханов, который славился своим добрым именем знаменщика. В первые десятилетия 1700-х годов эта же артель расписывала приделы и галереи. В это время новым помощником стал талантливый мастер по имени Федор Игнатьев. Важно отметить, что изображенные на стенах сюжеты особенно разнообразны, ведь можно увидеть полномасштабную иллюстрацию библейских книг, начиная от сотворения мира.

В конце 1708 года в храме Иоанна Предтечи случился пожар, в результате которого полностью сгорела деревянная крыша. Вскоре кровлю заменили, сделав еще более крутой и четырехскатной: закомары были переложены и стали несколько выше. В итоге, новая кровля полностью скрыла нижнюю поверхность барабана, которая украшалась изразцами.

В 18 столетии подлежала замене центральная главка, после чего она приобрела причудливую форму в барочном стиле. С этого момента храм не перестраивался и дошел до сегодняшнего времени без внешних изменений.

На рубеже 17-18 столетий рядом с храмом была выстроена колокольня, высота которой составила 45 метров. Она представляет собой мощный столп, оснащенный парой глухих ярусов и несколькими открытыми и украшенными изящными аркадами. Звонница выполнена в стиле барокко, который стал новшеством для Ярославля, но который отлично подошел к храму за счет того, что у обоих зданий ярусы членятся одинаково.

Ярославский ансамбль на сегодняшний день представлен храмом Иоанна Златоуста, Святыми воротами, выстроенными в барочном стиле в конце 17 столетия. Святые ворота очень высокие и похожи на аналогичные ворота только в Коровниках. Ансамбль полностью отреставрирован и находится под государственной охраной в качестве архитектурного памятника. Здание храма Иоанна Предтечи входит в состав Ярославского музея-заповедника.

В Ярославле начали реставрировать церковь Иоанна Предтечи в Толчкове

В Ярославле начались реставрационные работы на объекте культурного наследия федерального значения «Церковь Иоанна Предтечи в Толчкове». Восстановление идет по поручению губернатора Дмитрия Миронова. Археологи уже провели раскопки и обнаружили ряд интересных находок. Какая судьба ждет один из самых знаменитых храмов Ярославля?

Мы едем по Толбухинскому мосту. Справа промышленная зона, и вдруг среди заводских труб появляется букет куполов — Церковь Иоанна Предтечи в Толчкове, памятник федерального значения.

На самом деле мы, ярославцы, как и жители других регионов России, видим изображение этого храма каждый день. Например, когда расплачиваемся в магазине. Ведь именно он изображен на 1000-рублевой купюре. К сожалению, в реальности храм выглядит не совсем так, как на картинке.

Изразцы, которые украшали стены, в большинстве своем разбиты. Колокольня и святые врата законсервированы. От исторической ограды остались руины. Икон на иконостасе нет с 70-х годов прошлого века. А ведь в веке XVII церковь строили на пожертвования. «Слиток серебра, 69 зернят жемчуга, места в торговых рядах и даже двор с землей» — это лишь часть того, что отдавали для народной стройки. В 1687 году работы были завершены. Еще несколько лет понадобилось, чтобы расписать интерьеры. По количеству изображенных сюжетов этому храму нет равных в православном мире. Точное их число до сих пор не определено. Примерно от 2,5 до трех тысяч.

— На западной и южной стенах расположены святцы. На одной стене 6 месяцев и на другой 6 месяцев. Это пример миниатюры в храме, и это настоящий подвиг художников, — рассказывает Елена Федорычева, сотрудник Ярославского музея-заповедника.

Каменная, 15-тиглавая. По своим габаритам церковь превосходит все ярославские памятники. «Вершина ярославского зодчества», «самый роскошный», «самый красивый», — так говорят и пишут о храме Иоанна Предтечи. И, возможно, скоро его ждет новая жизнь. Восстановление решили начать с азов. Археологи провели разведку земельного участка, выявили культурный слой XVII века, а еще нашли фрагменты фундаментов, благодаря которым можно установить, где располагалась утраченная ограда вдоль берега Которосли. В перспективе — реставрация самой церкви и других объектов, входящих в храмовый комплекс.

— Будет проведено обследование живописи, будет создан проект по восстановлению утраченной живописи, будет проведено обследование несущих конструкций, инженерных систем, — говорит Александр Филяев, директор департамента охраны объектов культурного наследия Ярославской области.

И, возможно, через несколько лет ансамбль вновь обретет тот завершенный вид, который все мы привыкли видеть на той самой тысячерублевой купюре.

Ссылка на основную публикацию