Дивногорский Успенский мужской монастырь в Воронежской области

Свято-Успенский Дивногорский мужской монастырь Епархиальный мужской монастырь

Дивногорский Свято-Успенский монастырь находится вблизи от села Селявное Воронежской области, в километре от слияния рек Тихая Сосна и Дон. Географическое название монастыря происходит от его расположения на гористой местности, которая во времена раннего средневековья была рубежом между землей вятичей и хазарским каганатом. Граница между ними пролегала при впадении Тихой Сосны в Дон и проходила по территории древнейшей Маяцкой крепости, что находится в Больших Дивах недалеко от храма, высеченного в скале. Местность и в те былинные времена хранила тайну своих уникальных природных меловых столбов с историческим названием — Дивы.

Предание связывает зарождение монашеской жизни в монастыре с двумя иноками-сицилийцами Ксенофонтом и Иосафом и относит его к ХII веку. Письменным свидетельством об официальном основании монастыря является жалованная грамота игумену Гурию в 1653 г.

Первым игуменом монастыря был ученый монах Гурий, тот самый, что оставил нам историческое описание монастыря, да еще и написал отчетное письмо царю Алексею Михайловичу, где поведал монарху, что монахами построены две Церкви, кельи, ограды. Эти события относятся к 1653 году, который и является формальной исторической датой рождения монастыря.

К концу XVII столетия Дивногорская обитель становится духовным центром Черноземного края и имеет значительные имущественные и земельные владения. Монастырю пришлось пережить и военные действия: во время крестьянской войны 1670-1671 годов в обители даже были установлены пушки для самообороны, так как у стен монастыря разыгралось решающее сражение между силами Фрола Разина и правительственными войсками. В 1699 году монастырь был выведен из штата Белгородской митрополии и стал частью Воронежской епархии. Жизнь обители до середины XVIII века можно считать благополучной. Хотя монастырь и лишился в 1714 году некоторой части имущества, но в обители велось строительство двух кирпичных церквей, в Острогожске было построено подворье, основана духовная семинария, которая действовала с 1742 по 1745 год. В 1764 году по указу Екатерины II Дивногорский монастырь был лишён всех своих владений и подлежал упразднению. Согласно указа 1786 года монастырь был упразднён, а монахи в 1788 году переведены в Коротоякский Вознесенский монастырь. С 1813 года местные жители и духовенство начали ходатайствовать перед верховными властями о восстановлении Дивногорского монастыря. В 1828 году последовал указ об открытии обители, Коротоякский мужской монастырь стал подворьем Дивногорского.

Период с 1828 по 1860 год отличался тем, что в монастыре часто менялись настоятели, были разногласия между братией, жили бедно. В 1860 году, когда игуменом стал инок Анфим, ссоры и нестроения прекратились. Игумен Анфим руководил обителью 20 лет.

В списке Дивногорских настоятелей два человека занимают особое место – иеромонах Меркурий (Кротков) и архимандрит Флорентий (Рышков). Так же отметим основателя и воспитателя школы русского афонского старчества Иеросхимонаха Иеронима (Соломенцова), который до своего ухода на святую гору Афон был послушником Дивногорского монастыря.

Жизнь обители была прервана революцией и гражданской войной. В 1924 году обитель была закрыта, на её месте возник Дом отдыха, а позже — санаторий. Во время Великой Отечественной войны здесь располагались советские эвакуационные госпитали. В послевоенное время здания монастыря снова использовали под санаторий.

В 1997 году здания монастыря снова переданы Русской Православной Церкви. 25 декабря того же года решением Священного Синода Русской Православной Церкви в монастыре возобновилась монашеская жизнь.

Вскоре начались богослужения, а затем — большие восстановительные работы, было обустроено хозяйство монастыря под руководством архимандрита Парфения (Шалатонова). В 2009-2015 гг. настоятелем обители был игумен Максим (Лапыгин), который собрал немногочисленную братию и установил суточный круг богослужения.

В настоящее время настоятелем обители является иеромонах Алексий (Сукачев), который продолжает развивать и поддерживать добрые традиции и монашеские уставы.

В настоящее время богослужения совершаются ежедневно, ведутся восстановительно-реставрационные работы, развивается подсобное хозяйство, а именно: скотоводство, птицеводство, сельское хозяйство (огород, виноградники), пасека, имеется мини-пекарня, просфорня. Для помощи паломникам работает паломническая служба.

О правилах монастыря распорядок жизни, советы будущим насельника.

  1. Новоначальный, прежде всего, должен внимательно прочитать и усвоить монастырский Устав, чтобы при первых же шагах своего пребывания в обители не нарушить заведенного в нем порядка и дисциплины.
  2. Новоначальный дает подписку в том, что он обязуется свято выполнять все, изложенное в настоящем Уставе; в случае же нарушения упомянутого Устава, он подлежит соответствующему взысканию со стороны администрации монастыря в целях вразумления и покаяния, а при упорном непослушании может быть удален из обители.
  3. Новоначальный должен всемерно стремиться к духовной жизни, как первой цели своего звания, оставляя светские привычки, помня наставление св. Василия Великого начинающим инокам: «Походку иметь скромную, не говорить громогласно, соблюдать в беседе благочиние, употреблять пищу и питие благоговейно, хранить молчание при старейших, быть внимательным к мудрым, послушным и начальствующим, иметь к равным и меньшим нелицемерную любовь, удаляться от злых, мало говорить, тщательно собирать познания, не многословить, не быть скорым на смех, украшаться скромностью».
  4. По отношению к Наместнику и насельникам монастыря новоначальный должен оказывать смиренную почтительность.
  5. Новоначальному при встрече с Наместником, а также с братиями в священном сане следует брать благословение; прочим насельникам приветствие можно выражать поясным поклоном.
  6. Входить в чужую келию следует с молитвой Иисусовой и только тогда, когда будет получен ответ: «Аминь».
  7. После вечернего правила всякие праздные разговоры и прогулки воспрещаются, братия в безмолвии расходится по своим келиям и готовится ко сну, разрешается до 23.00 чтение духовной литературы, а также рукоделие.
  8. Не разрешается братии самостоятельно устанавливать для себя келейное правило, а также творить его в ночное время.
  9. Подобает беспрекословно повиноваться Наместнику, начальствующим монастыря, помня, что и Сам Христос сказал о Себе: «Ибо Я сошел с Небес не для того, чтобы творить волю Мою, но волю пославшего Меня Отца» (Ин. 6, 38).
  10. Усердное и прилежное послушание для новоначальных — залог их будущего духовного возрастания и спасения.
  11. Избегать своеволия: ничего не делать без благословения вышестоящих, даже пусть будто похвального, дабы не впасть в соблазн, гордость и прелесть.
  12. Распоряжения Наместника по монастырю не принято монашествующими обсуждать, критиковать, но, напротив, с молитвою и смирением, выполнять.
  13. Если какой-то брат не согласен с распоряжениями начальствующих, он с кротостью и наедине вполне может высказать свое мнение давшему это распоряжение на его дальнейшее усмотрение.
  14. Новоначальный и монашествующий должен находиться в постоянном мире и любви со всею братиею обители, стараясь быть со всеми приветливым и услужливым.
  15. Никто не должен без благословения старших брать себе в келию какую- либо вещь, даже самую необходимую, помня, что всякое такое приобретение без благословения — есть кража.
  16. Монашествующим не должно заводить в келии лишних вещей, впадать в грех мшелоимства. Лучшим украшением иноческой келии служат святые иконы и книги Священного Писания, а также творения святых отцов. Келия монаха содержит крайний минимум всего, без чего нельзя обойтись в ней. Келия должна быть красной не вещами, а духом веры и молитвы живущего в ней инока. Светские и чисто мирские вещи и принадлежности не должны иметь место в келии.
  17. Монашествующим и послушникам без благословения запрещается чаепитие и трапеза в келии, а также приношение съестных продуктов в келию.
  18. Братии запрещается иметь в келиях магнитофоны, фотоаппараты, холодильники, музыкальные инструменты.
  19. Неприлично монашествующим или послушникам громко разговаривать, смеяться и держать себя вольно.
  20. Целомудрие или чистота души состоит не только в хранении себя от порочных дел и поступков, но и от нечистых помыслов как первых поводов ко греху.
  21. Везде и всегда прилично монаху воздерживаться от празднословия, помня слова Господа: «Говорю же вам, что за всякое праздное слово, какое скажут люди, дадут они ответ в день Суда: ибо от слов своих оправдаешься, и от слов своих осудишься» (Мф.12, 36).
  22. Курение, употребление спиртных напитков и сквернословие в монастыре не должно даже именоваться в нем, т. е. категорически воспрещается, и нарушение сего древнего правила влечет за собой серьезное наказание, вплоть до исключения из обители.

Свято-Успенскому Дивногорскому мужскому монастырю необходима помощь по следующим направлениям

восстановление пещерного храма в честь Рождества св. пророка Иоанна Предтечи,

восстановление братского корпуса,

ремонт тракторов и автомобилей,

ремонт и приобретение богослужебной церковной утвари,

Дивногорский монастырь

Лиски: полезная информация

Автострада По трассе М4 «Дон» до поворота на Лиски, затем по указателю на Острогожск, до села Ковалево и села Селявное-1
Поезд Поезд Москва — Лиски, затем электричка Лиски — Острогожск или Лиски — Алексеевка до станции Дивногорская

Дивногорский Успенский монастырь

Свято-Успенский Дивногорский мужской монастырь

Дивногорский Успенский монастырь — пещерная обитель в Воронежской области, расположенная на территории Малых Див в северной части музея-заповедника «Дивногорье». Старинный мужской монастырь является местом паломничества и популярной туристической достопримечательностью, сюда каждый день приезжает много путешественников.

Обитель в меловых скалах появилась в середине XVII века. Год за годом, расширяя старые кельи и обустраивая новые подземные помещения, монахи создавали уникальный пещерный комплекс. В наши дни Дивногорский Успенский монастырь действующий. Богослужения в его храмах проходят ежедневно в 7.15 и 16.00. Экскурсии по монастырскому комплексу проводят сами послушники.

Для тех, кто хочет остаться в обители на несколько дней, открыта монастырская гостиница. Туристов также принимает гостиница музея-заповедника «Дивногорье», расположенная в поселке Дивногорское в 3 км от монастыря, на улице Подгорной, 48. Кроме того, путешественники могут переночевать в палатке на территории кемпинга, который обустроен рядом с усадьбой музея-заповедника.

Сэкономь на путешествии!

Видео: Дивногорский Успенский монастырь

История Дивногорского Успенского монастыря

По преданию, обитель была основана в 1640 году двумя греческими схимонахами, пришедшими в Придонье из Киево-Печерской лавры. Иоасаф и Ксенофонт искали место для молитвенного уединения и вырубили в меловых скалах кельи и небольшой храм. В 1653 году, когда Русское государство, спасаясь от набегов татар, строило Белгородскую оборонительную линию, в монастырь прислали строителей. Они обнесли территорию обители деревянной стеной, возвели кельи и храм Николая Чудотворца.

Первым настоятелем Дивногорского Успенского монастыря стал игумен Гурий. В 1658 году деревянная церковь сгорела, и вместо нее в обители появился храм в честь Успения Богоматери. Тогда же произошло освящение пещерного храма Иоанна Предтечи.

Малые Дивы находились недалеко от дороги, ведущей в Россию из Крымского ханства, и поэтому неоднократно подвергались набегам татар. Жизнь насельников была сложной. Для защиты от «воровских людей» они устанавливали на колокольню пушки и пищали, а в моменты опасности прятались в подземных кельях.

Дивногорский Успенский монастырь обладал хорошей библиотекой и играл роль культурного центра для окрестных земель. В 1699 году здесь побывал Петр I. Монастырь приписали к Воронежской епархии и пожаловали ему большие пахотные земли. Процветание обители длилось до 1788 года. Потом по церковной реформе, которую инициировала Екатерина II, монастырь лишили земель и крестьян, а затем закрыли.

Возрождение утраченной обители началось в середине XIX века. С приходом советской власти Дивногорский монастырь вновь упразднили. Жившие здесь насельники были уничтожены, а книги из монастырской библиотеки утопили в водах Дона. В годы Великой Отечественной войны на территории обители размещался немецкий военный госпиталь, а в послевоенное время – туберкулезный санаторий. Церковные службы в монастыре стали проводиться в начале 1990-х годов.

Что можно увидеть в обители в наши дни

Комплекс Дивногорского Успенского монастыря включает надземные и пещерные храмы. Подъем на меловые столбы Малых Див запрещен. Надземные здания и храмы полностью отреставрированы, а в подземных продолжаются восстановительные работы.

Туристы и паломники могут побывать в пещерном храме Иоанна Предтечи и пещерной церкви Сицилийской иконы Божией Матери. Следует иметь в виду, что внутри пещер даже в жаркие дни довольно прохладно. Температура воздуха там держится в пределах +9. +12 °С.

Как добраться

Дивногорский Успенский монастырь находится возле села Селявное, в 1 км от места впадения в Дон ее правого притока – реки Тихая Сосна. Через расположенную возле монастыря платформу «Дивногорская» трижды в день проходят электропоезда из города Лиски. Время в пути – около получаса. Летом по выходным дням до «Дивногорской» назначают поезда-экспрессы из Воронежа. На них до монастыря можно добраться за два с небольшим часа. Из Лисок до обители дважды в день ходит рейсовый автобус. Дорога на нем занимает 1 час 15 минут.

Те, кто хочет добраться до Малых Див на автомобиле, должны ориентироваться на указатели «Дивногорье». Расстояние от Лисок до монастыря составляет 40 км, а от города Острогожск – 50 км. К обители ведет асфальтированная дорога, проложенная через село Селявное. Автомобилистам советуют парковаться не на официальной парковке, расположенной на вершине холма, а возле шлагбаума обители.

Дивногорский Успенский мужской монастырь в Воронежской области

Россия богата на святые места, куда могут направить свои пути паломники. Одно из удивительнейших мест находится в Воронежской области на правом берегу Дона — это Свято-Успенский Дивногорский мужской монастырь, который представляет собой большую ценность для каждого христианина.

История основания обители

Дивногорский пещерный монастырь был основан в 1653 году монахами во главе которых был игумен Гурий — этому есть письменные подтверждения. Предание гласит, что основали монастырь два греческих иноки, которые бежали от гонений — Ксенофонту и Иоасафу, которые и принесли в эту местность икону Богоматери Сицилийской.

Позже сюда пришли украинские монахи вслед за казаками и выбили в скалах церковь Успения, а затем создали уникальные пещерные переходы и подземные хода, которые и стали вскоре пещерным монастырем.

На заметку! Название же его произошло от удивительных меловых столбов, которые располагаются по всему побережью Дона в этом районе — в старину их называли Дивы.

К концу XVII века Дивногорская обитель стала крупным духовным центром. За счет большого количества земель монахам удалось пережить крестьянские войны 1670-х гг., а позже присоединиться к Воронежской епархии. До середины XVIII века она процветала, а в 1764 году по указу Екатерины II была лишена всего имущества. А в 1786 ее вовсе упразднили. После восстановления в правах в 1813 году обитель существовала без происшествий, за исключением обретения в 1831 году иконы Сицилийской Божией Матери.

Читайте также похожие статьи:

С приходом советской власти, как и все христианские церкви, Дивногорье также было закрыто, а на месте монастыря открыли Дом отдыха, а потом и санаторий. В период 1941-1945 гг. тут был эвакуационный госпиталь, а после войны — вновь открыли санаторий. Только после распада СССР в 1997 году земельные угодья вернули в Лоно Православной Церкви и 25 декабря 1997 года в пещерных храмах впервые за почти 80 лет прошла первая служба.

С 1997 года тут регулярно проходят реставрационные работы, поскольку пещеры требуют постоянного ухода. С 2009 года в обители проходят суточные круги богослужения — эту практику ввел игумен Максим (Лапыгин). В настоящее время подворье могут посетить все желающие и принять участие в богослужениях.

Описание постройки

Сама обитель располагается на территории природного заповедника, в котором представлены уникальные меловые столбы и горы. На территории самого монастыря находятся три храма, каждый из которых представляет собой особую историческую ценность.

В Свято-Успенском Соборном храме хранится главная святыня обители — икона Сицилийской или Дивногорской Божьей Матери, считающаяся чудотворной. Дева Мария изображена на ней, сидящей на троне с Младенцем Христом, в греко-византийском стиле. Сама церковь небольшая, выполнена в строгом стиле с одним куполом и небольшой колокольней. Белый цвет стен здания прекрасно подходит для окружающих его меловых гор.

Храм Сицилийской иконы является пещерным, т.е. был вырублен монахами прямо в меловой горе в XVII веке. Он имеет два яруса, подземный ход, обводную галерею и алтарь. По сути, это большая пещера, которая была создана искусственным путем в основании горы и несколькими горницами на втором этаже. Со второго яруса можно подняться по лестнице на вершину горы — тут устроена смотровая площадка.

Ещё интересные статьи о православии:

До обретения на этом месте иконы Сицилийской Богоматери, гора служила пристанищем для кочевых народов, поскольку у ее подножия и в пещерах всегда была одинаковая температура (12-15 градусов) и можно было укрыться от пронзительных степных ветров. В 1831 году на столбе (горе-останце) была обретена икона и именно после этого монахи вырубили большой храм. Сегодня икона спускается сюда в дни торжественных богослужений и праздников, поскольку условия для ее сохранения тут не самые лучшие. Помещение неоднократно реставрировалось и восстанавливалось (особенно после распада СССР).

Церковь Иоанна Предтечи также является пещерной и располагается в меловых отложениях Малых Див. По преданию, основателями ее были монахи из Греции — Ксенофонт и Иоасаф, которые устроили храм на этом месте в середине XVII века. Они просто вырубили несколько помещений и колокольню прямо в меловом столбе-останце. Сегодня их прах покоится у входа.

Снаружи церковь выглядит как облицованная меловыми блоками скала, а внутри нее располагаются галерея и алтарь, которые выполнены в псевдоготическом стиле. Престол, клиросы и горнее место — все это выполнено из камня.

На заметку! Кроме этих храмов, в Дивногорье также имеются пещеры, которые можно посетить в составе регулярных экскурсий. Наиболее известны 6 среди них, которые вырублены в правом берегу реки Дон и ее притока — Тихой Сосны.

Деятельность прихода

В настоящее время приход возглавляет иеромонах Алексий (с 2015 года) и он отвечает за деятельность прихода и богослужения, которые проводятся на его территории каждый день. Расписание богослужений такое:

  1. Братский молебен или Полунощница, совершаемый каждое утро в 6 часов.
  2. Божественная литургия в 7 часов утра.
  3. Всенощное бдение в 4 часа вечера.

Кроме этого, каждое воскресенье летом в пещерном храме служиться вторая поздняя вечерняя литургия.

Основной деятельностью монастыря на сегодняшний день является сохранение исторических памятников Церкви и предоставление экскурсий паломникам для ознакомления с церквями и святынями, которые хранятся на территории храма. Для этого при обители экскурсионно-паломнический центр, который собирает заявки на предоставление экскурсий, ночлега и питания для паломников. Приезжие туристы могут принять участие в богослужениях на территории трех храмов, посетить уникальную пещерную церковь, насладиться природными пейзажами и меловыми горами, которые окружают обитель.

Кроме этого, монастырь проводит просветительскую работу среди местного населения, восстановительно-реставрационные работы храмов, монахи трудятся в подсобном хозяйстве (пасека, скотоводство и пр.)

Сама обитель и ее храмы являются важным историческим памятником Русской Православной Церкви. Кроме того, на территории церквей монастыря хранятся несколько святых ковчегов, в которых находятся мощи святых. Всего Дивногорье хранит 3 ковчега, по одному в каждом храме прихода.

Хранится тут образ Матери Божией Дивногорская — он был чудным образом явлен местным монахам три века назад и с тех пор неоднократно исцелял местных жителей. Самая известная история чудесного исцеления произошла в 1830 году, когда местные жители взяли образ и внесли его в город Коротояк для прекращения эпидемии холеры.

Престольные праздники

В монастыре регулярно празднуют три престольных праздника. Это Успение Пресвятой Богородицы, которое отмечается 28 августа торжественными богослужениями с исполнением праздничных молебнов. А также празднование в честь иконы Девы Марии Дивногорской, которое отмечается два раза в год:

  • 5 (18 по старому стилю) февраля;
  • 1 (14 по старому стилю) июля.

А 7 июля отмечается Рождество Иоанна Предтечи и в одноименном храме на территории обители служатся торжественные молебны.

На заметку! Любой паломник может спланировать свое путешествие так, чтобы присутствовать на торжественном богослужении в монастыре. Монахи готовы предоставить ночлег и пищу для тех христиан, которые желают посетить ночные и утренние богослужения.

Также есть возможность заказать экскурсию по территории монастыря, оставив заявку на его сайте.

Как добраться

Свято-Успенский Дивногорский мужской монастырь относится к епархии города Воронеж и находится в Лискинском районе одноименной области в селе Дивногорье. Ближайший населенный пункт к нему — это город Острогожск в 26 км. Монастырь очень удобно посещать, поскольку он расположен близко к железнодорожной станции «Дивногорье» и добраться до него можно на электричке. Маршрут будет следующий:

  1. На станции «Воронеж — 1» сесть в электричку до станции «Лиски».
  2. На этой станции сесть в электричку, которая едет до станции «Острогожск» или «Алексеевка» и выйти на платформе «Дивногорье».

До обители можно добраться и другими путями, например, на личном автомобиле. Для этого необходимо ехать по трассе М-4 «Дон» по направлению Москва-Воронеж. Необходимо проехать Воронеж и через 60 км повернуть с трассы направо к городу Лиски, где, переехав через Дон по мосту, надо будет ехать к селу Пухова. По дороге надо внимательно следить за железной дорогой — ее надо будет пересечь на втором съезде. После пересечения железнодорожных путей надо ехать по направлению к селу Селявному и следить за указателями — по ним можно выехать на музей «Дивногорье». На территории заповедника есть автостоянка.

Существует еще один способ добраться до обители — на автобусе, который следует по маршруту Воронеж-Лиски-Дивногорье. Он отправляется с главного автовокзала Воронежа и следует прямо до музея. Цена проезда — 153 рубля, а время в пути около 3 часов. Можно доехать и с города Лиски — с привокзальной площади регулярно отправляется автобус на Дивногорье, билет на который стоит 130 рублей, а время в пути около 1,5 часов.

Успенский Дивногорский мужской монастырь

Успенский Дивногорский мужской монастырь

Адрес Успенского Дивногорского мужского монастыря: 397771, Воронежская область, Лискинский район, с. Дивногорье.
Телефон Успенского Дивногорского мужского монастыря: (473391) 5-91-83.
Как проехать к Успенскому Дивногорскому мужскому монастырю.
Электропоездом с ж/д вокзала Воронеж-1 до станции Лиски, далее электропоездом «Лиски-Острогожск (или Алексеевка)» — до платформы «Дивногорье».

Несомненно, самым известным из пещерных обителей Воронежской Епархии является Успенский Дивногорский мужской монастырь.

О нем сохранилось наибольшее число письменных свидетельств, а изучением его истории краеведы занимались наиболее подробно и основательно.

Первое письменное упоминание о Дивногорье мы встречаем в Никоновской летописи, где говорится о путешествии в 1389 году Московского митрополита Пимена в Царьград. Проезжая по Среднему Дону, его спутник диакон Игнатий Смольянин отмечал чрезвычайную безлюдность и опустошенность этих мест. Только лишь белые столпы, стоящие «дивно ж и красно, яко стози малы» над рекою Тихая Сосна, порадовали взор путников.

Множество белых столпов самой причудливой формы, с давних времен именуемых дивами, и дали название этой местности. До сего дня различают Большие и Малые Дивы, под основанием которых находятся пещерные храмы и извилистые ходы вокруг них. На вершине горы, расположенной у Больших Див, сохранились остатки Маяцкой крепости, жили канувшие в Лету племена аланов. Данный исторический факт свидетельствует о том, что места эти не всегда были пусты и безлюдны. В свое время (VIII-Х века) они входили в состав довольно обширного Хазарского ханства, в котором была православная епархия со своим епископом. Следовательно, предположение некоторых исследователей о возникновении пещерных христианских храмов в этот период вполне вероятно.

Устное предание говорит о том, что основателями обители были греческие монахи Ксенофонт и Иоасаф, принесшие с собой икону Божией Матери, именуемую «Сицилийская», впоследствии прославившуюся как чудотворная. Нов этом предании нет никаких указаний на то, когда и откуда пришли упомянутые иноки в донские края.

Согласно документам время основания Дивногорского мужского монастыря датируется 1653 годом. Именно в этом году игумен Гурий пишет грамоту царю Алексею Михайловичу, в которой говорится о том, что «построили они в Дивных горах монастырь вновь, и церкви поставили, и кельи и ограду около монастыря учинили своими трудами». Этими строителями были иноки-малороссы, которые вместе с приднепровскими казаками бежали из родных краев от преследования польской шляхты в свободные донские степи.

Краевед Никольский предполагал, что монахи нашли готовые пещеры, «расширили и приспособили их не только для церкви, но и для братских келий». Игуменом Гурием упоминаются две церкви: одна, Успенская, «выбита в камни в столбе у горы, а на берегу реки Дона — церковь великого Чудотворца Николы». Пещерный храм в честь Успения Божией Матери дал название всей обители.

В XVII веке жизнь монастыря была беспокойной. Его расположение близ Калмиусской сакмы («сакма» — вытоптанная лошадьми дорога) делало обитель легкой добычей для крымских и ногайских татар, которые чинили ей «разорение беспрестанное». Это привело к тому, что часть иноков ушла из монастыря.

Постоянная опасность от татар и прочих «воровских людей» заставляла братию монастыря прибегать к доступным оборонительным средствам. В пещерах было несколько укрепленных входов-выходов, а на монастырской колокольне находились пушки. В мае 1699 года Дивногорскую обитель посетил Петр I. Его спутник вице-адмирал Крюйс отметил постническое и благоговейное житие иноков.

К началу XVIII века положение монастыря улучшилось. С ростом благосостояния у него появилась возможность создать довольно большое подворье в Острогожске. Митрополит Евгений Болховитинов описывал в своих краеведческих трудах это подворье как весьма благолепное и благоустроенное. Он особо отмечал, что в зданиях подворья располагалось духовное училище, смотрителями которого довольно часто были настоятели обители.

В царствование Екатерины II произошли значительные перемены в положении русских монастырей. По ее распоряжению значительная часть монастырских земель была отобрана в казну. Это привело к тому, что многие монастыри за недостатком средств не могли далее существовать. Подобная участь постигла и Дивногорскую обитель. В 1788 году монастырь был закрыт.

Только в 1828 году по ходатайству преосвященного Антония (Смирницкого) в нем была возобновлена монашеская жизнь.

В 1831 году прославилась как чудотворная Сицилийская икона Божией Матери, находившаяся в обители с давних времен. Это прославление было связано с избавлением от холеры, свирепствовавшей в Воронежской губернии. Болезнь прекратилась после молебна, совершенного у иконы. У жителей Коротояка и Острогожска появилась традиция ежегодно с июля по октябрь принимать у себя Сицилийскую икону для поклонения. В 1863 году в келейном корпусе был устроен трапезный храм во имя этой чудотворной иконы Божией Матери.

В 1886 году была построена главная соборная церковь обители в честь Успения Пресвятой Богородицы. Особо любимым у иноков и прихожан был древний Иоанно-Предтеченский пещерный храм, высеченный в толще меловой горы.

Тихое пустынное житие дивногорских иноков прервала революция 1917 года. Монастырь неоднократно подвергался разграблениям, а в 1924 году был закрыт.

Последний настоятель архимандрит Флорентий с оставшейся братией был расстрелян в скиту у Больших див.

На территории древней обители разместился дом отдыха, ставший впоследствии санаторием и просуществовавший несколько десятков лет. В конце 8о-х годов XX столетия музей-заповедник «Дивногорье» организовали работы по расчистке пещерных храмов обители. А в 1997 году монастырский комплекс в Малых дивах был передан в распоряжение Церкви. В настоящее время Дивногорская обитель практически восстановлена, возобновляется в ней и монашеская жизнь.

Само место, много столетий назад избранное по Божиему благословению древними подвижниками, освященное их молитвами и окропленное покаянными слезами, весьма благоприятно для глубокого и внимательного иноческого делания. И, как прежде, оно влечет к себе своей благодатной красотою и духовной силой множество людей, утомленных суетою мятущегося в страстях мира и обретающих здесь истинное утешение в Боге.

Источник материала: книга «Пещерные монастыри Дона», издание Воронежской и Борисоглебской епархии.

Достопримечательность Воронежа: Дивногорский Успенский монастырь

Принято считать, что Дивногорский Успенский мужской монастырь в Воронежской области был основан монахами, пришедшими в эти места с территории современной Украины в середине XVII века, однако, по другим данным, отшельники поселились в этих местах гораздо раньше. Легенда упоминает о греческих иноках, спасавшихся от гонений католиков и создавших знаменитые пещеры.

Свято-Успенский Дивногорский мужской монастырь

По официальной версии, монастырь появился в 1653 году как оборонный пункт для защиты этих земель от татарских набегов. В это время была построена первая деревянная церковь, а уже в 1658 году появляется пещерный храм Иоанна Предтечи.

В последующие годы монастырю приходилось нелегко: на него постоянно совершались набеги кочевниками из Крымского ханства, а в 1670 году под его стенами шли бои с восставшим войском Степана Разина. В то же время Дивногорский монастырь получал немалые средства от царя и был освобожден от ряда налогов, а потому вскоре стал крупным духовным центром.

Церковь в Свято-Успенском Дивногорском монастыре

Во времена Екатерины Второй обитель, как и многие другие малочисленные монастыри, была закрыта, монахов перевели в другие места. После смерти императрицы верующие неоднократно пытались возродить обитель, но осуществлено это было лишь в 1828 году, когда было решено перенести на это место Коротоякский монастырь.

Обитель восстановили, начали возводиться новые постройки, в 1831 году алтарь пещерной церкви был освящен в честь новоявленной чудотворной Сицилийской иконы Божией Матери, а в 1854 году к монастырю приписали пещеры соседнего Шатрищенского монастыря.

После революции в 1924 году монастырь был разорен и прекратил существование, большинство монахов были утоплены в Доне, а успевшие укрыться в скиту через несколько лет расстреляны. На территории монастыря появился дом отдыха, а затем — туберкулезный диспансер. Пещеры приходили в упадок и разрушались.

Свято-Успенский Дивногорский мужской монастырь

Только в 1988 году было принято решение открыть в Дивногорье сначала филиал Воронежского краеведческого музея, а потом, в 1991 году — Государственный природный архитектурно-археологический музей-заповедник «Дивногорье». Началась охрана и реставрация комплекса. В том же 1991 году начинается возрождение монастыря, и в пещерной церкви проходит первая служба. В 1997 году монастырь официально возвращен церкви.

Сейчас в монастырь приезжает множество паломников со всей России, монахи сами проводят экскурсии. Визит в обитель удобно совместить с посещением музея-заповедника.

Как добраться: из Воронежа, как и из Москвы, можно доехать на поезде до станции Лиски, потом там пересесть на электричку в сторону Алексеевки и выйти на станции «143-й километр».

На личном автомобиле из Воронежа нужно ехать по трассе М4 «Дон», после через Лиски и далее следовать по трассе Лиски — Острогожск. Достигнув железнодорожного переезда в Пухове, свернуть на развилке направо.

Адрес: Воронежская область, село Дивногорье.

Свято-Успенский Дивногорский монастырь

Пещерные монастыри — явление довольно необычное для Центральной России, и в этом смысле Воронежская область сильно отличилась: только действующих культовых сооружений здесь целых три.

На страже южных окраин

Свято-Успенский Дивногорский мужской монастырь, основанный в середине 17 века, входит в число удивительных меловых пещерных сооружений Придонья. По мнению краеведов, первые иноки переселились сюда вместе с украинскими казаками, которым было велено охранять располагавшуюся неподалеку крепость Острогожск. Иосаф и Ксенофонт — так звали иноков и создателей первых пещер, которые они вырыли на высоком берегу Дона, в одном из меловых столбов. Церковь вскоре освятили, и монастырь получил название Успенского, в честь Успения Божией Матери. Позднее здесь появились и наземные постройки, а рядом с пещерной церковью в другом меловом столпе умельцы вырубили колокольню.

Великий расцвет

Более ста лет со дня основания монастырь процветал за счет ведения обширного хозяйства. На его территории были пасеки, ветряные мельницы, братия занималась земледелием и скотоводством, значительную прибыль приносила беспошлинная торговля вином. В начале 18 века Дивногорский монастырь стал и вовсе самым богатым во всей губернии. Но по настоящему знаменитым и почитаемым, причем не только на уровне провинции, но и по всей империи, монастырь сделала чудотворная икона Сицилийской Божией Матери. По преданию, икона, обретенная на одном из меловых столпов в нескольких километрах от монастыря, спасла от эпидемии холеры жителей ближайших городов Коротояка и Острогожска.

Советский курорт

После революции, как водится, монастырь упразднили, уничтожив почти всех монахов и утопив в Дону собиравшуюся более 250 лет библиотеку. Во время Великой Отечественной войны в пещерах монастыря расположились немцы, превратив его в военный госпиталь. А в послевоенное время бывшая святыня и вовсе стала туберкулезным санаторием. Вторая жизнь Дивногорского монастыря началась лишь в начале 1990-х годов.

Экскурсии и паломничество

Свято-Успенский Дивногорский монастырь активно принимает паломников и туристов, экскурсии проводят сами послушники. Посещение его пещерных храмов можно совместить с экскурсией по территории музея-заповедника «Дивногорье», в которую, в том числе, входит осмотр церкви той самой чудотворной Сицилийской иконы Божией матери.

Желающие задержаться на территории Дивных гор подольше могут остановиться в монастырской гостинице для паломников или в гостинице на территории хутора Дивногорье, всего в нескольких километрах от монастыря.

Администрация музея-заповедника работает с 9-30 до 18-00. Телефон: (47391) 2-1217, 5-9111. Адрес: Воронежская область, Лискинский р-н, поселок Дивногорье. Добраться туда на своем авто можно из Воронежа по трассе Дон, далее через Лиски по трассе Лиски — Острогожск. Проезжаете до железнодорожного переезда в Пухове, и на развилке — направо. Тем, кто едет по трассе Воронеж — Острогожск — Россошь, то проезжаете до поворота на Лиски, затем до железнодорожного переезда и поворот налево.

Из Москвы можно сесть на поезд до Лиски, из Воронежа до этого пункта ходят электрички. Далее на электричке Лиски — Алексеевка и сойти на остановке 143 километр или электричкой до Острогожска.

История Дивногорского монастыря

Дивногорский монастырь – обитель, расположенная в Воронежской области, в Лискинском районе. Она основана в середине XVII века монахами из Гетманщины и малороссийскими казаками. Есть версия, что на месте Дивногорского монастыря существовала обитель еще в XII столетии.

Предыстория

По легенде, там, где сегодня расположен Дивногорский мужской монастырь, в XII столетии была обитель, основанная греческий скимонахами Иоасафом и Ксенофонтом, которые прибыли на русскую землю из Сицилии в результате католических гонений. Монахи якобы обустроили пещеру там, где сегодня находится Дивногорский монастырь.

Однако никаких письменных подтверждений этой версии нет. Более того, в те времена здесь постоянно происходили столкновения русских войск с татарами, что исключало существование обители. Скорее всего, монахи, прибывшие из Сицилии, построили здесь скит, но монастырь появился позже.

Основание обители

Свято-успенский Дивногорский монастырь – таково официальное название главной достопримечательности поселка Тубсанатория «Дивногорье». В пятидесятые годы XVII столетия здесь началось строительство укреплений и наземных сооружений, которые должны были спасти русские поселения от татарских набегов. Территорию обнесли деревянной стеной, соорудили кельи. Затем здесь появилась церковь Николая Чудотворца. Годом основания Дивногорского Успенского мужского монастыря принято считать 1653-й.

Первое время здесь находилось не более 15 послушников. Настоятелем стал игумен Гурий. Церковь Николая Чудотворца сгорела уже спустя пять лет после завершения строительства. На ее месте вскоре возвели новую. Примерно в это же время построили и осветили церковь Иоанна Предтечи.

Дивногорский монастырь — пещерная обитель. В гроте, пропитанном известью, жить было тяжело. Монахи выстроили рядом кельи, вокруг монастыря возвели высокую ограду. Это был тогда единственный пещерный монастырь на берегу Дона.

Населенные пункты, расположенные вблизи обители, появились относительно недавно. В XVII веке, когда был основан Дивногорский монастырь, здесь практически не было поселений. Монахам приходилось непросто. Настоятель обращался не раз за помощью в Москву, и, наконец, ему выделили сумму из казны и мельницу.

На пути татарского нашествия

Выбор места монастыря, учитывая обстановку конца XVII столетия, нельзя было назвать удачным. Обитель нередко подвергалась нападениям татар. При игумене Тихоне монастырь покинула часть братии. Они отправились в более спокойные места — к западу от реки Дона. Там, над рекой Псел, беглецы основали монастырь, до которого уже не могли дотянуться незваные гости из Золотой Орды.

Летом 1770 года монахи Дивногорской обители стали свидетелями сражений между казаками под руководством Степана Разина и царскими войсками. Здесь разворачивались главные события Крестьянской войны. Повстанцам был нанесен сильный удар. Они покинули берег Дона. Но спокойствие послушникам Дивногорского монастыря уход повстанцев не принес.

Монахам, которые остались в обители несмотря на опасность со стороны татар, пришлось научиться основам самообороны. На колокольне они установили железные и медные трубки. В случае опасности поспешно укрывались в пещере, которая имела несколько выходов. В 1677 году на монастырь снова напали татары, после чего иноки долго восстанавливали свои сооружения.

Становление

К концу XVII века монастырь стал центром просвещения и борьбы с расколом. Здесь была неплохая по тем временам библиотека. В 1686 году настоятель стал архимандритом. Один из иноков отправился в Черкасск, где проповедовал в течение двух лет. Правда, местные жители не встретили его радушно, и монаху пришлось вернуться в родную обитель несолоно хлебавши.

Спустя несколько десятилетий после основания обители эти места уже не были столь пустынны. Сюда устремились жители Малороссии, которые обосновались и оказали влияние на местную культуру. Поселенцы принимали участие в расширении монастыря.

Некий генерал, проплывавший в 1696 году из Воронежа в Азов, увидел издали обитель и оставил о ней восторженные записи в своем дневнике. Его поразило небольшое сооружение, оснащенные пушками, пищалями и имевшее укрепления, которые, казалось бы, не сможет преодолеть ни один враг.

Петровские времена

Великий реформатор побывал в этом монастыре в 1699 году. К приезду Петра число монахов увеличено было до сорока человек — царь считал обитателей святых мест народом праздным, а потому небольшие обители закрывал. Согласно воспоминаниям вице-адмирала К. Крюйса, Петр отобедал с монахами. Правда, иноки потчевали гостя исключительно рыбой, потому как в их аскетичном меню ничего другого не было. После обеда царь изволил пострелять из пушек. Каждый раз, когда монахи слышали выстрел, они затыкали уши и удалялись.

При Екатерине II

Во второй половине XVIII столетия многие монастыри были лишены земельных владений. В Дивногорской обители служило всего семь иноков. В 1788 году монастырь был закрыт. Братия перевелась в другие обители Воронежской епархии. Восстановление монастыря началось в первой половине XIX века.

В 1903 году монастырь отметил свое 250-летие. Однако уже через 15 лет был разграблен красноармейцами. В 1924 году монастырь закрыли, а монахов утопили в реке. Туда же представители новой власти отправили и библиотеку.

На территории монастыря в советские годы был Дом отдыха, а годы ВОВ оккупанты устроили военный госпиталь. В 1960 году на здесь открыли туберкулезный санаторий.

Возрождение Дивногорского Успенского монастыря началось в девяностые. Богослужения совершаются каждый день. На территории обители все еще ведутся восстановительные работы.

Свято-Успенский Дивногорский мужской монастырь

В Лискинском районе, на правом берегу Дона выше впадения в него реки Тихой Сосны расположен Дивногорский Успенский монастырь. Красоту и своеобразие местности придают находящиеся здесь на береговом кряже две группы меловых столбов, которые называют Малыми и Большими Дивами.

Этот монастырь был основан в середине ХYII века. Историк Воронежского края Е.Болховитинов относил появление здесь первых отшельников к 1640 г. Историк-краевед В.Н.Тевяшов называл наиболее вероятным временем возникновения монастыря 1651-1652 гг. По его мнению, первые иноки пришли сюда с отрядом украинских казаков полковника И.Н.Дзиньковского, получившего разрешение на поселение в крепости Острогожске в целях охраны и колонизации края.
История сохранила имена первых жителей пещер — иноков Ксенофонта и Иоасафа, которые, поселившись на уступе кряжа на высоте, не затопляемой полыми водами Дона, начали рыть в одном из столбов Малых Дивов первую пещерную церковь. Церковь освятили во имя Успения Божией Матери. Она и дала впоследствии название монастырю. Могилы иеромонахов Ксенофонта и Иоасафа находились рядом с пещерной церковью направо от входа. Вплоть до 1917 г. они сохранялись и показывались паломникам.

Официальной датой основания монастыря считают 1652 г. Первым его настоятелем был игумен Гурий, под началом которого находилось 15 иноков, не считая «бельцов».
Ровно 350 лет назад, в 1653 г. сюда было послано более 80 человек из Коротояка и Острогожска для строительства наземных сооружений монастыря и укреплений от набегов татар. Территория была обнесена деревянной стеной, сооружены кельи и первая наземная деревянная церковь Николая Чудотворца. После пожара, уничтожившего ее, в 1658 г. на этом месте выстроили новую церковь, которую освятили во имя Успения Божией Матери. В 1690 г. в меловом столпе, к юго-востоку от пещерной церкви была вырублена колокольня. Пещерную же Успенскую церковь реконструировали и вновь освятили в 1693 г. во имя Иоанна Предтечи.
К концу ХYII — началу ХYIII веков расширилось и укрепилось хозяйство монастыря. Он имел пожалованные ему правительством земельные угодья (пашни, луга, леса), четыре водяные мельницы и четыре пасеки, занимался торговлей хлебом и скотом. Прибыль приносила ему и привилегия беспошлинного производства и торговли вином. К началу ХYIII в. Дивногорский Успенский монастырь стал самым богатым и процветающим в Воронежском крае. В 1751 г. строится новая каменная церковь Успения Божией Матери, в 1758 году – каменная трапезная церковь иконы Владимирской Божией Матери. В 1780 г. были выстроены надвратная колокольня с корпусом монашеских келий, а также флигель для келий.

В царствование Екатерины II при проведении секуляризации церковных земель в 1764 г. Дивногорский монастырь предназначался к упразднению. Однако была принята во внимание история происхождения монастыря, и его причислили к малороссийским обителям, что дало возможность монастырю просуществовать еще более 20 лет. В 1786 г. Дивногорский монастырь был закрыт, его братия переведена в другие обители. В 1828 г. последовал указ Синода о переходе братии Коротоякского монастыря в Дивы с восстановлением Дивногорского Успенского монастыря. Появление в монастыре во время эпидемий холеры 1831 г. иконы Сицилийской Божией Матери, объявленной чудотворной, способствовало известности монастыря по всей России.

Рост известности, увеличение богомольцев, пожертвований и вкладов укрепили материальное положение монастыря. В 1860г. здесь строится новая трапезная церковь, освященная во имя иконы Сицилийской Божией Матери. В 1880-1886гг. на месте обветшавшей Успенской церкви был выстроен новый храм по образцу греческой церкви Св. Дмитрия Солунского в Санкт-Петербурге. В эти годы были построены также двухэтажный гостиничный корпус, несколько корпусов келий, хозяйственные здания. Трапезная церковь Сицилийской Божией Матери была соединена переходом с западным корпусом келий, в результате чего в конце Х1Х в. образовался единый Г-образный корпус, ограничивший монастырь с запада и севера.
В середине Х1Х века реконструируется и благоустраивается и пещерная церковь И.Предтечи. Над входом, на выступающей меловой скале была установлена шаровидная главка с крестом. Фасад пещерной церкви был облицован меловыми блоками, прорезанными в два яруса широкими арочными проемами правильной формы.

В конце Х1Х — начале ХХ в., в период наивысшего расцвета и известности монастыря, его территория представляла собой треугольную площадь, ограниченную с севера кирпичной оградой. Основная композиционная ось, имеющая четкую ориентацию север-юг, начиналась от железнодорожной станции Дивногорье. На этой оси располагались главные композиционные акценты комплекса: надвратная колокольня, церковь Успения Божией Матери, пещерная церковь Иоанна Предтечи. Эта же ось объединяла три основные зоны монастыря: западную, центральную и восточную. Западную зону (у парадного въезда в монастырь) ограничивали служебные корпуса, протяженный двухэтажный гостиничный корпус и небольшой монастырский сад, из которого открывался вид на окружающий ландшафт.

Средняя зона — собственно монастырский двор — была прямоугольной в плане, с северо-запада ограничена Г-образным корпусом келий. С запада возвышалась 32-х метровая двухъярусная колокольня с высоким шпилем. С северо-востока, над двухэтажным корпусом поднимался небольшой четверик с купольной кровлей и главкой, акцентируя расположенную здесь церковь иконы Сицилийской Божией Матери. В южной части двора стояло несколько двухэтажных корпусов келий. В центре, на главной оси, располагалась соборная церковь Успения Божией Матери, крестообразная в плане с полукруглыми апсидой и притворами. Замыкали парадный двор деревянные корпуса кладовой и флигеля церковно-приходской школы.
В восточной зоне размещался хозяйственный двор. Он имел форму неправильного четырехугольника и был ограничен несколькими одно- и двухэтажными служебными постройками. После революции монастырь не был официально упразднен, но жизнь в нем замерла. Позже в его помещениях разместился туберкулезный санаторий, просуществовавший здесь до 1997г., когда монастырь официально был передан Епархии. Сегодня здесь — мужской монастырь, идут восстановительные работы.

В двух километрах от Дивногорского Успенского монастыря, на правом берегу р. Тихая Сосна, при ее впадении в р. Дон, расположены Большие Дивы, в меловом столпе которых находится пещерная церковь Сицилийской иконы Божией Матери. Церковь в Больших Дивах имеет много общего в композиции с комплексом при храме Иоанна Предтечи в Малых Дивах, однако специалисты считают, что сооружена она была несколько позднее. В отличие от церкви Иоанна Предтечи фасад церкви Сицилийской Божией Матери декорирован гораздо выразительнее: вертикальная ось завершалась крестом на вершине столба, над входной аркой было лежачее окно с фигурной решеткой и киотом в барочном оформлении. С 1856 г. пещеры Больших Дивов были переданы Дивногорскому монастырю. Церковь была реконструирована и открыта для богослужения и посещения паломниками.
В советское время храм был закрыт и многие годы не использовался. В конце 1980-х годов в пещерной церкви была проведена научная реставрация. Сегодня этот храм действующий, он также является одним из основных объектов осмотра многочисленных экскурсий, проводимых Дивногорским музеем-заповедником.

Дивногорский монастырь

С вято-Успен­ский Див­но­гор­ский мона­стырь нахо­дит­ся непо­да­ле­ку от при­род­но­го архи­тек­тур­но-архео­ло­ги­че­ско­го музея-запо­вед­ни­ка « Див­но­го­рье», все­го в одном кило­мет­ре от места сли­я­ния рек Тихая Сос­на и Дон. Это место нахо­дит­ся в Лис­кин­ском рай­оне Воро­неж­ской обла­сти к югу от горо­да Воро­не­жа.

В эпо­ху ран­не­го сред­не­ве­ко­вья здесь по этим рекам про­хо­ди­ла гра­ни­ца меж­ду зем­ля­ми вяти­чей и зем­ля­ми Хазар­ско­го кага­на­та. Спу­стя сто­ле­тия здесь же столк­ну­лись инте­ре­сы рас­ши­ря­ю­ще­го­ся на юг Рос­сий­ско­го госу­дар­ства и Крым­ско­го хан­ства. Да и, вооб­ще гово­ря, несмот­ря на то, что в те вре­ме­на эта мест­ность назы­ва­лась Диким полем и на сот­ни верст вокруг не было ни одно­го посто­ян­но­го посе­ле­ния, заску­чать здесь прак­ти­че­ски нико­му не уда­ва­лось. Узнать боль­ше об исто­рии осво­е­ния это­го реги­о­на вы може­те в исто­ри­че­ском раз­де­ле на стра­ни­це Див­но­го­рье.

Харак­тер­ной осо­бен­но­стью Див­но­гор­ско­го мона­сты­ря явля­ет­ся раз­ветв­лен­ная систе­ма под­зем­ных пещер, име­ю­щих искус­ствен­ное про­ис­хож­де­ние, выруб­лен­ных мона­ха­ми в мело­вой поро­де, выхо­дя­щей здесь на поверх­ность из-под зем­ли. Мело­вая поро­да сла­га­ет то самое пла­то, у под­но­жия кото­ро­го нахо­дит­ся мона­стырь и про­хо­дит желез­ная доро­га. Пла­то издав­на при­вле­ка­ло вни­ма­ние спе­ци­а­ли­стов, при­над­ле­жа­щих к самым раз­лич­ным направ­ле­ни­ям гума­ни­тар­но­го и есте­ствен­но-науч­но­го про­фи­ля (исто­ри­кам, архео­ло­гам, био­ло­гам, гео­ло­гам…), что в резуль­та­те и при­ве­ло к созда­нию в этом рай­оне музея-запо­вед­ни­ка под откры­тым небом «Див­но­го­рье».

Дивногорский монастырь: история

Леген­дар­ны­ми осно­ва­те­ля­ми мона­сты­ря счи­та­ют­ся некие ино­ки Ксе­но­фонт и Иоасаф. Пред­по­ло­жи­тель­но это наши сооте­че­ствен­ни­ки, кото­рые вер­ну­лись из южной Ита­лии на Роди­ну в тот пери­од, когда там нача­лись гоне­ния на пра­во­слав­ную веру. С собой они при­нес­ли ико­ну Божи­ей Мате­ри, име­ну­е­мой Сици­лий­ской (в про­сто­на­ро­дье потом пере­ина­чи­ли это назва­ние на «Исци­лий­ская»). В видео рас­по­ло­жен­ном ниже эта тема рас­кры­та более подроб­но. К сожа­ле­нию, мы не зна­ем точ­но, когда имен­но эти мона­хи реши­ли обос­но­вать­ся в этих местах и вести уеди­нен­ный образ жиз­ни, выру­бив не толь­ко самые пер­вые ходы в горе, но так­же и Пещер­ный храм в честь Успе­ния Божи­ей Мате­ри (ниже на фото), дав­ший впо­след­ствии назва­ние всей оби­те­ли.

Совре­мен­ная исто­рия Див­но­гор­ско­го мона­сты­ря начи­на­ет­ся в 1653 году, когда здесь посе­ля­ют­ся пра­во­слав­ные мона­хи, бежав­шие с тер­ри­то­рии нынеш­ней Укра­и­ны, где они были гони­мы за веру. Мона­хи при­шли вме­сте с каза­ка­ми, кото­рые, в свою оче­редь, бежа­ли от поля­ков, опа­са­ясь репрес­сий в резуль­та­те неудач­но­го вос­ста­ния и при­сяг­ну­ли на вер­ность рос­сий­ско­му царю. Эти каза­ки под пред­во­ди­тель­ством каза­чье­го пол­ков­ни­ка Ива­на Дзинь­ков­ско­го осно­ва­ли в это же самое вре­мя город Остро­гожск.

Пер­вый игу­мен Див­но­гор­ско­го мона­сты­ря — уче­ный монах Гурий оста­вил нам исто­ри­че­ское опи­са­ние мона­сты­ря. Об Успен­ской церк­ви он напи­сал, что она «выби­та в кам­ни в стол­бе у горы», а о церк­ви во имя «вели­ко­го чудо­твор­ца Нико­лы», что была она «на бере­гу Дона». Кро­ме того, до нас дошло пись­мо, кото­рое Гурий отправ­лял царю Алек­сею Михай­ло­ви­чу. В пись­ме он пове­дал об успе­хах бра­тии в деле построй­ки двух церк­вей, мно­гих келий и мона­стыр­ской огра­ды.

Дела пошли на лад и уже в послед­ней чет­вер­ти XVII-го века Див­но­гор­ский мона­стырь ста­но­вит­ся цен­тром духов­ной жиз­ни все­го Чер­но­зе­мья. Мона­сты­рю при­над­ле­жат зна­чи­тель­ные земель­ные наде­лы и иму­ще­ство.

Неза­дол­го до того Див­но­гор­ско­му мона­сты­рю неволь­но при­шлось поучаст­во­вать в бое­вых дей­стви­ях во вре­мя кре­стьян­ской вой­ны 1670–1671 гг. Гене­раль­ное сра­же­ние той вой­ны меж­ду пра­ви­тель­ствен­ны­ми вой­ска­ми и отря­да­ми Фро­ла Рази­на (бра­та Сте­па­на Рази­на) состо­я­лось бук­валь­но за сте­на­ми мона­сты­ря (на кото­рых даже были уста­нов­ле­ны пуш­ки).

В 1699 году Див­но­гор­ский мона­стырь посе­щал сам царь Петр I. На бере­гах Дона он стро­ил пер­вые кораб­ли азов­ской фло­ти­лии, сна­ря­жав­ши­е­ся здесь же в мона­сты­ре и спус­кав­ши­е­ся затем по Дону в Азов­ское море. Царь Петр был обла­да­те­лем кра­си­во­го голо­са и, как утвер­жда­ют мона­хи, пел в церк­ви Див­но­гор­ско­го мона­сты­ря на кли­ро­се.

Вплоть до сере­ди­ны XVIII века Див­но­гор­ский мона­стырь успеш­но раз­ви­вал­ся: на его тер­ри­то­рии воз­во­ди­лись камен­ные церк­ви, было постро­е­но подво­рье в сосед­нем горо­де Остро­гож­с­ке и осно­ва­на духов­ная семи­на­рия заня­тия в кото­рой велись с 1742 по 1745 год.

В 1764 году пове­ле­ни­ем импе­ра­три­цы Ека­те­ри­ны II Див­но­гор­ский мона­стырь лишил­ся всех сво­их вла­де­ний и под­ле­жал упразд­не­нию. В послед­ний момент импе­ра­три­ца пере­ду­ма­ла и оста­ви­ла его в роли заштат­но­го мона­сты­ря, кото­рый более не мог пре­тен­до­вать на роль цен­тра духов­ной жиз­ни Чер­но­зе­мья.

Далее после­до­ва­ла дол­гая чере­да собы­тий так или ина­че свя­зан­ная или с попыт­ка­ми совсем закрыть мона­стырь или воз­ро­дить его былую сла­ву. Мы созна­тель­но опус­ка­ем эту часть наше­го повест­во­ва­ния, так как жела­ю­щие могут все это посмот­реть в при­ла­га­е­мом к ста­тье видео­ро­ли­ке.

Все уста­ка­ни­лось толь­ко в 1860 году, когда насто­я­те­лем мона­сты­ря стал инок Анфим. В 1903 году оби­тель тор­же­ствен­но отпразд­но­ва­ла свое 250-летие.

В оче­ред­ной раз Див­но­гор­ский мона­стырь был закрыт уже при совет­ской вла­сти в 1924 году. Здесь раз­ме­стил­ся дом отды­ха, а после него тубер­ку­лез­ный сана­то­рий.

В 1997 году зда­ние было пере­да­но Рус­ской Пра­во­слав­ной Церк­ви и с тех пор идет неустан­ная рабо­та по воз­вра­ще­нию мона­сты­рю преж­не­го исто­ри­че­ско­го, архи­тек­тур­но­го и духов­но­го обли­ка.

Официальный сайт Дивногорского монастыря: паломникам о посещении

Офи­ци­аль­ный сайт Див­но­гор­ско­го мона­сты­ря рас­по­ло­жен по адре­су: www.дивногорский-монастырь.рф

Подроб­ную инфор­ма­цию о посе­ще­нии мона­сты­ря палом­ни­ка­ми для молитв и зна­ком­ства с бытом мона­хов, о рабо­те экс­кур­си­он­ной служ­бы мона­сты­ря, о раз­ме­ще­нии на постой и т.д. и т.п. мож­но полу­чить на стра­ни­це мона­стыр­ско­го сай­та: www.дивногорский-монастырь.рф/questions.html

Там так­же име­ет­ся фор­ма заяв­ки, в кото­рой вы може­те ука­зать в чем имен­но вы нуж­да­е­тесь — в экс­кур­си­он­ном обслу­жи­ва­нии, в раз­ме­ще­нии и т.д.

Видео: Свято-Успенский Дивногорский мужской монастырь

Ссылка на основную публикацию