Горицкий Успенский женский монастырь в Переславле-Залесском

Горицкий Успенский мужской монастырь

Успенский Горицкий женский монастырь — православный монастырь в городе Переславле-Залесском, упразднённый в 1744 году. На территории монастыря расположен Переславль-Залесский государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник. В настоящее время Переславль-Залесский Историко Архитектурный и Художественный музей-заповедник и Горицкое архиерейское монастырское подворье ведут совместную работу по передаче храмов монастырю.

Содержание

Монастырь основан, вероятно, в начале XIV века при Иване Калите.

В средние века монастырь владел многочисленными сёлами, в числе которых Большие Сокольники, Веслево, Веськово, Воскресенское, Дубнево, Ермово, Ильинское, Кружково, Маурино, Нила, Перцево, Родионцево, Славитино, Соломидино, Чашницы, Ченцы, Черницкое на Оселке, Черницкое на Шахе, Яропольцы и другие (подробнее см. здесь).

12 июня 1722 года в пожаре погиб монастырский архив.

К сожалению, исторические сведения об этом монастыре весьма кратки, отрывочны и неясны, так как архив монастыря не сохранился, и все сведения о нем получаются из разных побочных источников. Вот те сведения, какие имеются о монастыре: время основания Успенского Горицкого Богородицкого мужского монастыря относится к 1362 году. Ошибочно считается,что в Горицком монастыре принял постриг преподобный Дмитрий Прилуцкий. Но этого не могло быть,т.к. ко времени основания обители он уже был игуменом основанного им Никольского монастыря в том же Переславле.

В XV веке в нем жил и был игуменом (с 1470 до 1500 год) святой Даниил, основавший, тут же в Переславле, Троицкий Данилов монастырь (в 1508 году), куда и перешел из Горицкого монастыря. Дальнейшая судьба последнего в XVI и XVII столетиях неизвестна. В 1744 г. он упразднен и отдан для помещения архиерейского дома вновь учрежденной Переславской епархии, которая была упразднена в 1788 году.

За время пребывания в нем архиереев известны следующие постройки: Собор Успения Пресвятой Богородицы и Гефсимания, между 1753—1761 годом; колокольня с церковью Богоявления 1768—1777 г.; в это же время (вместо древних) построена часть ограды и башни вновь; эти позднейшие части начинаются от колокольни, затем идут по северной стороне и частью по западной; архитектура их ясно отличается от древних, как видно в натуре.

В 1744 году переславский Успенский Горицкий монастырь был закрыт и превращён в усадьбу переславского епископа. Современники хорошо понимали это состояние бывшего монастыря. В 1802 году переславский чиновник Пётр Плишкин пишет, что «Горицким монастырём именовался до 1744 года, то есть до учреждения Переславской епархии».

В 1788 году Переславская епархия закрыта и архиерейский дом упразднён.

В «Описании монастырей, в Российской Империи находящихся» (1817) упомянут «Горицкий Успенский, уничтоженный, близ города Переславля-Залесского». А двадцать лет спустя этого монастыря уже не было в книге (издание 1834 года).

В 1904 году внутренность монастыря представляла грустную картину запустения: громадное пространство, обнесенное стенами, представляет пустырь, поросший травою, с грудами мусора и заросшим прудом; в одной стороне стоят две церкви и несколько незначительных новых построек, затерявшихся среди громадного пустыря; ограда, ворота и башни ветхи и полуразрушены.

Древнейшими постройками монастыря, несомненно существовавшими в XVII веке, остаются только двое ворот, из коих одни «Святые»; южная ограда с одной башней и, можно прибавить, еще церковь Всех Святых (почти утратившая древний вид вследствие позднейших пристроек). «Святые Ворота» с церковью святого Николая представляют один из выдающихся образцов древнерусской архитектуры и потому неоднократно изображались и описывались в различных изданиях; из них наиболее ценными представляются чертежи, помещенные в издании Ф. Рихтера, где можно видеть все подробности обработки. Год построения «Ворот» неизвестен, но указывается многими исследователями в периоде XVII века.

После революции в 1919 году в монастырь переведён Переславский музей-заповедник.

Современное состояние

По Благословению Высокопреосвященнейшего Митрополита Ярославского и Ростовского Пантелеимона в Переславле-Залесском ведётся восстановление Монастыря с многовековой историей. По мнению специалистов, он существовал уже в начале XIV века. Находится монастырь у южного берега Плещеева озера.

В 2012 году Правительство Ярославской области приняло решение о передаче храмов монастыря Ярославской епархии Русской Православной Церкви. В настоящее время Переславль-Залесский Историко Архитектурный и Художественный музей-заповедник и Горицкое архиерейское монастырское подворье ведут совместную работу по передаче храмов.

В надвратной церкви святого Николая Чудотворца в Горицком Успенском ​монастыре возобновились богослужения. За время перерыва храм преобразился, были обретены святыни, иконы, приобретена церковная утварь.​

Даровница с башмачком с мощей святителя Спиридона Тримифунтского, привезенного матушкой Евфросиньей из г. Керкира на о. Корфу в Греции, подаренный матушке Святейшим Патриархом Константинопольским.

Даровница с частицами мощей святых, мучеников и убиенных младенцев.

В настоящее время в Успенском храме Горицкого монастыря мироточат несколько икон:

— Икона Образ Матери Божей «Иверская»

— Икона Святитекля Луки, исповедника, архипископа Крымского

— Икона Святой блаженной старицы Матроны Московской, а также лик Христа начертанный на некогда обыкновенной дощечке и другие.

Престольные праздники

Как добраться

Адрес: Ярославская обл., г. Переславль-Залесский, Музейный пер., 4

Телефоны: +7(926)509-11-32; +7(499)408-30-98

Матушка Евфросинья приглашает всех желающих посетить необыкновенно красивый духовно и исторически богатый Горицкий Успенский Монастырь. Можно приехать потрудиться во Славу Божию, ночлег есть (предварительно позвонить матушке).



Горицкий Успенский женский монастырь в Переславле-Залесском

Первоначальная история Успенского монастыря известна мало. Основан он был, вероятно, в начале XIV столетия при Иване Калите. В 1382 году монастырь был разорен отрядами татарского хана Тохтамыша, а затем восстановлен при содействии жены Дмитрия Донского великой княгини Евдокии.
Среди настоятелей и монахов Успенской обители были известные церковные деятели. Один из них Инок Даниил, основавший недалеко от Гориц Троицко-Даниилов монастырь, был приглашен Василием III в крестные отцы своего сына Ивана — будущего царя Ивана Васильевича Грозного. Великие князья и цари не раз посещали Успенский-Горицкий монастырь, стоящий у дороги при подъезде к Переславлю. Приезды царствующих особ ознаменовывались дарами в монастырскую ризницу.

Переславская епархия была образована в 1744 году. В нее вошли многие села и города, больше шестисот церквей и двадцать пять монастырей. Границы епархии протянулись далеко от Переславля на запад и юго-запад и захватили Дмитров, Волоколамск, Можайск, Рузу и другие города. Успенский-Горицкий монастырь начал именоваться кафедральным и должен был стать местом пребывания архиепископа — архиерейским домом. Задумав создать роскошную резиденцию, первые руководители епархии начали разрушать древнейшие сооружения для того, чтобы на их месте или рядом возвести более высокие и более пышные здания, которые соответствовали бы изменившимся вкусам века. Так, в первые годы существования епархии были разобраны трехглавый храм, звонница и другие строения, о которых сохранилось лишь упоминание в старых монастырских описях.
Обширные строительные работы развернулись в Горицах лишь в середине пятидесятых годов. Начал претворяться в жизнь грандиозный по замыслу проект, который предусматривал возведение нового большого собора с примыкающим к нему с запада зданием, называемым Гефсиманией, перестройку трапезного корпуса и других строений. К сожалению, пока не удалось выяснить, кто автор мастерски сделанного проекта. В бумагах того времени упоминаются имена архитекторов, которые составляли сметы на строительные работы и вели за ними надзор — это Иван Жуков, Карл Бланк, Иван Яковлев и гезель-архитектор Метлин. Известно, что они работали с выдающимся зодчим XVIII века Дмитрием Ухтомским, возглавлявшим в Москве архитектурную «команду», где, возможно, и был выполнен проект перестройки Горицкого монастыря. Заметную роль в сооружении и украшении новых зданий сыграл Амвросий Зертис-Каменский, возглавлявший Переславскую епархию с 1753 по 1761 год. Амвросий был широко образованным человеком, писателем, переводчиком, хорошо разбирался в архитектуре; он пригласил в Переславль опытных мастеров, работавших по украшению интерьеров Ново-Иерусалимского собора и возведению над ним нового перекрытия, проект которого был выполнен знаменитым Б.Ф. Растрелли. Сооружение таких больших зданий, как Успенский собор и Гефсимания, требовало много мастеров и времени, и, чтобы ускорить возведение главного храма, работы вели даже ночью при свечах. Со второй половины шестидесятых годов, после известных церковных реформ, темп строительных работ в Горицах заметно снижается. Но все же продолжают строить новую колокольню, стены, башни и другие сооружения. Оставалось уже совсем немного сделать, чтобы завершить грандиозный по замыслу проект перестройки ансамбля, но этому не суждено было сбыться.

В 1788 году Высочайшим указом Переславскую епархию упраздняют. Прекращаются строительные работы, разъезжаются из Гориц церковные сановники, пустеют палаты и храмы, часть колоколов увозят в Петербург на колокольню Петропавловской крепости, а богатую ризницу отправляют в Москву. Чтобы поддержать угасающую жизнь в Горицах, городские власти размещают в опустевших зданиях различные учреждения — суд, казначейство, магистрат, а на редкость богато убранный Успенский храм превращают в городской собор. Но переславцы недовольны — из города до Гориц не близко, дорога неважная, да еще и в горку подниматься надо. Они обращаются с жалобами и просьбами перевести главный храм обратно в город. После неоднократных напоминаний просьбу горожан удовлетворили. В Успенском соборе служба проходила только летом по церковным праздникам. Постепенно покидали Горицы и городские управления. С каждым годом все больше и больше приходили в запустение и ветшали строения бывшего монастыря. Их практически не использовали и не ремонтировали. Не нашлось даже применения такому обширному и удобному по планировке зданию, как трапезная палата с примыкающей к ней Всехсвятской церковью и жилыми покоями. В пустующих помещениях разобрали печи, украшенные фигурными кафелями, выломали полы, и в еще недавно богато убранном, а теперь полуразрушенном здании, по словам очевидца: «вверху образовались жилища филинов, вранов, галок и голубей, а внизу происходили свидания людей для свершения темных и скверных дел». Около столетия пребывали Горицы в небрежении.

Только в 1881 году было принято решение разместить в пустующих зданиях бывшей обители духовное училище. Как и при начале епархии, первыми деяниями были разрушения. На сей раз пощадили древнейшие сооружения, но разобрали Гефсиманию, так и оставшуюся недостроенной и сильно обветшавшую к тому времени Кирпич и белый камень разобранного здания пошел на строительство нового жилого корпуса для смотрителя и его помощников, который примкнул с западной стороны к бывшей трапезной, где разместились классы и жилые комнаты учащихся. Эти здания находились под присмотром, временами подновлялись и ремонтировались, остальным же строения продолжали пустовать и разрушаться.

Патриоты Переславля, историки архитекторы в XIX и начале XX столетия не раз высказывали беспокойство о состоянии старинных сооружений Горицкого монастыря, некоторые из которых по праву считались выдающимися памятниками русского зодчества. В статьях и книгах они грустью описывали печальную картину запустения, какую являли собою Горицы, еще недавно «краса и светоч Переславля»: «Громадное пространство, обнесенное стенами, представляет пустырь, поросший травою, с грудами мусора и заросшим прудом… ограда, ворота и башни ветхи и полуразрушены». Призывы обратить внимание на древние строения и спасти их от разрушения не находили отклика, и постепенно терялась вера в то, что положение изменится, -«время неустанно делает свое дело, суля в будущем полную гибель этим памятникам нашего старинного искусства».

К счастью, печальным предположениям не суждено было сбыться. В мае 1919 года в зданиях бывшего Успенского монастыря и духовного училища был открыт Переславль-Залесский краеведческий музей — один из первых музеев, созданных в молодом Советском государстве.

Горицкий Успенский женский монастырь в Переславле-Залесском

Этот церковный комплекс, основанный в начале XIV столетия, нередко и ошибочно называют кремлем, потому что невысокие стены и небольшие башни придают ему вид крепости. За счет своего расположения на возвышенности монастырь является главным архитектурным памятником в городе Переславль-Залесском.

Сегодня в церковном комплексе ведутся богослужения, а его исторические и художественные коллекции представляют большой интерес для посетителей.

История постройки

Сегодня церковный комплекс практически полностью отдан в распоряжение музея. Монахини проживают здесь на небольшом участке, а памятники может свободно посетить каждый турист. Успенский монастырь является самым знаменитым и древним в Переславле-Залесском. Постройки, находящиеся на его территории, создавались в XVII—XIX вв. Самые старинные из них нуждаются в восстановительных работах, но выглядят хорошо.

Читайте также похожие статьи:

Точная дата основания исчезла в истории вместе с монастырскими архивами, которые погибли при пожаре 1722 г. Большинство специалистов сходятся во мнении, что церковный комплекс действовал уже в XIV столетии. Своё название он получил от факта расположения на возвышенности («горице»), рядом с озером.

  • Когда монастырь создавался, его достопримечательности были построены из обыкновенного дерева. В 1382 г. войска татаро-монголов полностью разорили город и, соответственно, Горицкий церковный комплекс.
  • Причиной восстановления послужил случай чудесного спасения супруги Дмитрия Донского во время нашествия. Княгиня Евдокия сумела скрыться от преследования на плоту. В честь этого события русский князь пообещал восстановить монастырь за свои деньги и сдержал слово государя.
  • Однако здания, построенные в эпоху Донского, так и не дожили до сегодняшних дней. В память о событии освобождения города сегодня существует традиция крестного хода, который проходит в шестое воскресенье после торжества Пасхи. Братия никогда не покидала монастырь, подвергавшийся набегам, пожарам и ветхости, постоянно отстраивая поврежденные постройки.

Архитектура комплекса

Монастырь обнесен невысокой каменной стеной и красноречиво возвышается над Переславлем. Большинство построек, видимые сегодня, создавались в период с XVI по XVII вв. Туристы могут наблюдать здесь стену из белого камня с бойницами и переходами, которые выступали в качестве защитного редута. Особенного внимания заслуживают три невысокие башни и ворота, а также несколько церквей, палаты привратника и трапезные.

  • Величественным образцом древнерусского зодчества являются Святые врата и Никольский собор. Многие специалисты, оценивая их в различных литературных изданиях, отмечают в этих постройках соединение двух популярных в то время стилей — узорочья и московского барокко.
  • Еще одним архитектурным шедевром, находящимся на территории Горицкого монастыря, считают Проездные врата. Они установлены на восточной стороне белокаменной стены и изначально служили для бытовых нужд братии. Проездные врата обрамлены с помощью массивных арок, выше которых монтированы фигурки коней, вставших на дыбы (эта надстройка создавалась в конце XIX столетия).
  • Главным храмом Горицкого монастыря является Успенский собор, возведенный в середине XVIII столетия. Автором проекта стал архитектор И. Яковлев. Однако церковь не смогли достроить, потому что Переславская епархия была упразднена и финансирование закончилось.
  • В композиционном плане Успенский храм представлен в виде пирамиды, этот замысел лучше всего виден с восточной стороны здания. Несмотря на скупой внешний вид, церковь удивляет пышным внутренним убранством, выполненном в стиле барокко. В интерьере выделяются роскошные центральные люстры (паникадила), живописные панно и белоснежная лепнина, придающая разнообразия. В создании Успенского храма и его иконостаса трудились лучшие архитекторы и живописцы.
  • Богоявленская церковь с четырехъярусной колокольней является самым высоким зданием на территории Горицкого церковного комплекса. Если подняться на верхний ярус, открывается живописный вид на весь Переславль-Залесский. Богоявленская церковь, как и Успенский храм, создавалась в XVIII столетии, но не была достроена.

Художественное наследие церковного комплекса

Успенский монастырь вызывает неподдельный интерес со стороны не только православных верующих, но и простых туристов. Большое количество живописных находок и архитектурных изысков придают месту небывалого изящества.

Каждое из зданий церковного комплекса является своеобразным домом того или иного экспоната. Паломники и обыкновенные туристы наслаждаются картинами и святыми ликами, скульптурами, древнейшими книгами и уникальными дарами, которые принесли сюда посетители разных эпох.

  • На территории находится древняя, колоссальных размеров библиотека, которая хранит большие издания русской литературы и местных летописей.
  • В картинной галерее выставлены прекрасные работы знаменитых художников. В монастырскую коллекцию входят шедевры Коровина, Шишкина и многих других.
  • Большое разнообразие святых икон дает посетителям ясное представление о колоссальной истории церковного комплекса. Пристального внимания достойны церковные фрески, которые украшают каждую постройку.

Если рассматривать территорию в качестве музея, исследователи сходятся во мнении, что он — один из самых крупных в России. Богатые коллекции сформировались в основном за счет усилий основателя музея, историка и исследователя земель Переславля М. И. Смирнова. Многочисленные экспонаты можно лицезреть практически каждодневно. На территории разрешено делать фотографии и снимать видео.

Святыни и адрес монастыря

Музей, занимающий большую часть площади, гордится коллекциями икон, картин, резной скульптуры, а также экспозициями естественно-исторического отделения. Здесь хранятся редкие экземпляры эпохи Петра Первого и уникальные произведения различных мастеров по работе с металлами.

Сегодня в монастыре проходит обычная православная программа богослужений. В пятницу — вечерня, а утром субботнего и воскресного дня начинается Божественная литургия, которая переходит во Всенощное бдение. Настоятелем Горицкого подворья является епископ Феодор (Казанов), которому дали высший чин в 2015 году.

Адрес монастыря: Музейный переулок, дом № 4.

При въезде в Переславль-Залесский со стороны Москвы постройка красуется слева от дороги. До места довозит автобус № 1, остановка называется «Музей».

Переславский Горицкий монастырь привлекает посетителей собственной архитектурой и изящным наполнением внутри построек. Прихожане обязательно оценят его в качестве большого музея с интересными экспонатами, визуально демонстрирующими забытые века расцвета.

Церковный комплекс неизменно впадал в запустение после некоторого периода религиозного служения. Однако сначала братия, а после и монахини не теряли энтузиазма и постоянно стремились восстановить этот памятник христианской культуры в Переславле-Залесском.

Горицкий Успенский женский монастырь в Переславле-Залесском

Успенский монастырь был основан в первой половине XIV века, при владимирском князе Иване Даниловиче Калите (ок.1283—1340 или 1341 гг.). Построили обитель на возвышенности – «горице», что и дало название Горицкий.

Поначалу здания были из дерева. Разумеется, ни одно их них не дошло до наших дней — пожары и войны в старину не щадили деревянное зодчество. Первое разорение монастырю принес в 1382 году золотоордынский хан Тохтамыш (умер в 1406 г.). И с этим драматическим событием связано предание о чудесном спасении супруги Дмитрия Донского Евдокии. Накануне нападения татарского войска княгиня прибыла в Горицкую обитель на богомолье. По счастью, женщину успели увезти на плоту в центр Плещеева озера, где ее надежно скрыл плотный туман.

В 1392 году в благодарность за сохранение жизни Евдокия сделала щедрое пожертвование на восстановление Переславского монастыря. Кроме того, она ввела традицию каждое шестое воскресенье после Пасхи устраивать крестный ход на лодках от Успенской обители к середине озера, которое так заботливо уберегло великую княгиню от безжалостного врага.

В дальнейшем обитель пребывала в благополучии и богатстве. В XVI веке на территории стали возводить каменные сооружения. Во второй половине XVII столетия ее обнесли каменной оградой с башнями, Святыми и Проездными вратами, а также палатой привратника. В тот период монастырь владел обширными землями и пятью тысячами душ крестьян.

Святые врата с надвратной Никольской церковью возводились в XVIII веке, и сочетают в своей архитектуре узорочье и московское барокко. В середине столетия был построен щедро декорированный фигурным кирпичом нижний ярус с проездной аркой. Верхнюю часть с храмом сооружали ближе к концу века. Два маленьких убывающих восьмерика с небольшой главкой стоят на массивном четверике с четырехскатной кровлей. По бокам церкви устроена галерея.

Нарядные Проездные ворота восточной стены относят к шедеврам русского зодчества XVII. На более ранних фото в овальной нише верхней части ворот, сооруженной во второй половине XIX века, можно увидеть хорошо сохранившуюся фреску. Очень жаль, что теперь она исчезла. Видимо, роспись закрыли перед реставрацией.

Проходим через ворота, чтобы попасть на территорию обители, точнее музея-заповедника. Монастырь упразднили еще в 1744 году.

Время было ранее, около 10 утра, поэтому нас встречали только разомлевшие местные собаки. Посетителей почти не наблюдалось. В стенах обители царили тишина и покой.

Недалеко от Проездных ворот можно увидеть часовню из деревни Фонинское. Такие образцы строились «всеми миром», то есть на собранные верующими средства. Возводили их всего за один день местные крестьяне или заезжие плотники.

Направляемся по центральной дорожке к Успенскому собору.

Вдоль тропинки замечаем несколько интересных объектов. Дерево желаний.

Трогательная скорбная скульптура на надгробии.

Веселая парочка, устроившаяся на бревнах в тени пышной растительности.

Слева от центральной дорожки монастыря установлен памятник Юрию Долгорукому.

Бюст великого князя и основателя Переславля передали музею в 1963 году.

За памятником находится искусственный пруд, выкопанный в середине XVIII столетия на всякий пожарный случай. В 1925 году вокруг него посадили деревья. Сейчас они значительно подросли.

Заполняли пруд по трубам из водоема у монастырских стен. Берега укреплены бревнами.

Справа от центральной дорожки расположена впечатляющая размерами четырехъярусная колокольня с маленькой Богоявленской церковью на нижнем ярусе. Купол венчает главка на узорчатом барабане. Сооружение возводилось, с перерывами, в 1760-1780-х годах.

Трапезная палата с пятиглавой церковью Всех святых была построена, предположительно, в последние десятилетия XVII века. Под карнизом сделан фриз с ложными закомарами. Окна украшены фигурными наличниками. В XVIII -XIX веках сооружение подвергли существенной реконструкции, чем лишили нас возможности увидеть первоначальный облик храма.

Здание духовного училища с квартирами для преподавателей пристроили к западной части Трапезной палаты на излете XIX столетия. В 1918 году помещение занял музей, а в настоящее время в нем действует картинная галерея.

Рядом с бывшим духовным училищем установили две старинные пушки — трофеи, отбитые переяславцами во время осады их родного города польской армией.

Наконец, мы дошли до главного здания монастыря — Успенского собора. Строительство масштабного пятиглавого храма началось в 1750-х годах.

В нише церкви установлен массивный колокол.

К сожалению, внутрь собора мы не попали, он почему-то был закрыт. Говорят, несмотря на то, что в помещении летнего храма за долгие годы от холодов сильно пострадали лепнина и росписи в стиле барокко, убранство по-прежнему впечатляет. Многоярусный золоченый иконостас, декорированный барочными колоннами, фигурами и растительным орнаментом, создавался под руководством талантливого московского мастера Якова Жукова. Образы для него писали иконописцы из Нового Иерусалима.

После упразднения Переславской епархии в 1788 году Горицкий монастырь был закрыт, а Успенская церковь на некоторое время стала центральным собором города. Но затем этот статус передали более удобному для горожан, с точки зрения расположения, храму. Сейчас Успенский собор — музейная ценность.

В целях сохранения внутреннего убранства летняя церковь в зимний сезон закрыта для осмотра.

Стены монастыря, уже не имевшие оборонительного значения, достраивались в XVIII веке. Их сделали невысокими, а бойницы и вовсе несли лишь декоративную функцию.

Башни, возведенные с северной стороны монастырской стены, тоже скорее были украшением, нежели служили фортификации.

Непременно стоит забраться на звонницу, сооруженную в северной стене в XIX веке.

В 1887 году значительный урон стоящему на холме монастырю принес сильный ураган. Реставрационные работы башен прошли в 1950-1960 годах.

Из часовни открываются живописные виды на русские просторы.

Горицкий монастырь уже давно является не действующим. На его территории сейчас Переславль-Залесский государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник.

В Успенской обители был рукоположен преподобный Даниил, основатель Переславского Свято-Троицкого Данилов монастыря, который мы тоже посетили в рамках нашего маршрута по Золотому кольцу России. Здесь он прожил с 1495 по 1525 годы.

Чудо возрождения монастыря

Оно еще не свершилось. Однако на него надеются, в него верят, о нем молятся многие люди. Молятся насельницы Горицкого архиерейского монастырского подворья, летом совершавшие службы в неотапливаемом Успенском соборе, который без малого сто лет находился в управлении Переславль-Залесского государственного историко-архитектурного и художественного музея-заповедника, но после подписания договора о совместном использовании здесь, в южном приделе собора, 20 июля прошлого года состоялась первая Божественная литургия. (Зимою сестры и прихожане перебрались в Никольскую надвратную церковь). Молятся о ниспослании милости Божией в монастырях Ярославской епархии, где чудо возрождения уже произошло, и сегодня эти обители, любимые тысячами паломников, являют собой ярчайший пример того, как непрестанная молитва и жертвенное служение помогли восстановить разрушенные святыни, укрепить в вере человеческие души, направив их на путь спасения. Особенно усердно молятся о возрождении этой дивной святыни в Свято-Введенском Толгском женском монастыре, в котором, монахиня Евфросиния (Студентова), исполняющая обязанности настоятельницы Горицкого монастырского архиерейского подворья, подвизалась почти девять лет, а также – в Свято-Никольском женском монастыре в Переславле-Залесском, на время приютившем монашествующих, призванных начать дело возрождения древнего Успенского Горицкого монастыря.

Мы беседуем со старшей сестрой Горицкого архиерейского монастырского подворья монахиней Евфросинией (Студентовой).

– Мать Евфросиния, почувствовали ли Вы действие Промысла Божия, когда митрополит Ярославский и Ростовский Пантелеимон направил Вас в монастырь, который восстановила на свои средства Ваша небесная покровительница преподобная Евфросиния Московская после разорения отрядами хана Тохтамыша (в то время еще Великая княгиня Евдокия – супруга Великого князя Димитрия Донского)?

– Человек не сразу понимает, что многие его передвижения – как в географическом плане, так и в духовном – совершаются по Промыслу Божию. На Толге я занималась паломнической службой, а также решала вопросы, связанные со строительными работами по восстановлению обители, к которой за это время прикипела душой. Когда встал вопрос о возрождении монашеской жизни в древнем монастыре в Переславле-Залесском, занятом музейными экспозициями, то наша игумения матушка Варвара вдруг назвала мое имя. Только я не согласилась с этой идеей – я стала отказываться, ссылаясь на возраст. Все-таки 77 лет – многовато. Но назначение состоялось, и теперь чувствую, что столько всего хочется сделать!

Вдохновила меня и встреча со Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Кириллом. Она состоялась минувшим летом, когда Его Святейшество прибыл на торжества по случаю празднования 700-летия Свято-Введенской Толгской женской обители. Услышав про Успенский Горицкий монастырь в Переславле-Залесском, он произнес: «Какой красивый монастырь!» Так что, надеюсь, с Божией помощью, молитвами Первосвятителя нашей Церкви и многих верующих людей монастырь обретет вторую жизнь, и его основой, его крепким стержнем станет молитвенный подвиг сестер и служение ближним.

– Отношения музейных работников, в советское время обосновавшихся в стенах православных обителей, зачастую непросто складываются с монашествующими. Передача обжитых зданий Церкви – этот процесс протекает порой крайне болезненно. Как это происходит у вас?

– К счастью, с директором музея Галиной Михайловной Петровниной мы нашли общий язык, у нас возникло взаимопонимание. Удалось быстро разрешить проблему с прихожанами. Ведь чтобы пройти в музей, нужно купить билет. У входа сидит смотритель, проверяет. Но если человек пришел на богослужение, неужели он должен платить за это? Галина Михайловна согласилась с нашими доводами, пошла нам навстречу. Прихожане беспрепятственно проходят в храм. Мы тоже стараемся делать, что можем. Теперь бы нам дождаться переезда музея в новые помещения. И тогда я смело смогу обратиться к благотворителям, призвав их принять непосредственное участие в возрождении древней обители, по некоторым сведениям, основанной в начале XIV века при Иоанне Калите. Правда, установить точную дату основания трудно: в 1722 году во время пожара сгорел монастырский архив.

– На сайте Успенского Горицкого монастыря в разделе «Новости» я прочитала, что в Успенском соборе, где вы проводили службы в теплое время года, замироточили иконы.

– Сейчас мы перенесли эти иконы в Никольский храм, и прихожане, паломники могут к ним с благоговением приложиться. Когда начались известные события в Крыму, первой у нас замироточила икона святителя Луки (Войно-Ясенецкого). Не древняя – современная икона, приобретенная в Софрино. Затем миро появилось на Иверской иконе Божией Матери. Мира было очень много! А икона Божией Матери «Знамение» мироточит по сей день. Мироточила и икона блаженной старицы Матроны Московской. Мы радовались, для нас это было утешением: чувствовали тогда и сегодня явно чувствуем, что святые нам помогают. Господь помогает, Пресвятая Богородица, святитель Николай Чудотворец, святитель Спиридон Тримифунтский. Все помогают! Службы у нас совершаются по пятницам, субботам, воскресеньям и в праздничные дни. В будни читаем акафисты: Успению Божией Матери, святителю Николаю Чудотворцу, святителю Спиридону Тримифунтскому. Читаем Псалтирь.

– Никольский храм небольшой, но в нем так много икон! Поклонившись святым образам, чувствуешь, что встретился здесь с особо почитаемыми русским народом угодниками Божиими, по ходатайству которых к Господу и Его Пречистой Матери приходит к нам помощь. Наверное, каждая икона в вашем храме имеет свою историю?

– По крайней мере, многие. Начну с иконы святителя Спиридона Тримифунтского. Ее я получила на греческом острове Корфу из рук Святейшего Патриарха Константинопольского Варфоломея. Получилось так: я приехала в Грецию на два дня. И вот в храме в честь Святителя Спиридона Тримифунтского, где почивают чудотворные мощи святого (город Керкира – столица острова Корфу), я, практически, два дня и просидела. Ни есть, ни пить не ходила – слезно молилась, перебирая четки: просила дивного угодника Божия о помощи в вопросах, связанных с возрождением Успенского Горицкого монастыря. У меня была с собой картинка: общий вид нашей обители – очень красивый. Через старосту храма я передала ее Патриарху Варфоломею. На мое счастье, в тот момент рядом оказалась переводчица, у кого-то гостившая. Узнав мою историю, она сообщила старосте, что меня только что поставили возрождать монастырь, вслед за чем последовало много искушений. И что я приехала к святителю Спиридону, чтобы великий святой меня защитил, чтобы он мне помог. Староста рассказал об этом высокому гостю. И вдруг Патриарх Константинопольский передает икону святителя Спиридона Тримифунтского в дар русскому монастырю! Теперь наш любимый святой здесь, в небольшом монастырском храме в честь Святителя Николая Мирликийского.

Из святынь у нас есть частицы мощей святителя Николая Чудотворца, святой преподобномученицы Елисаветы Феодоровны и мученицы Варвары (Великая княгиня Елисавета Феодоровна когда-то посещала этот монастырь). Когда приведем Никольский храм в надлежащий вид, то повесим на стенах три старинные иконы: икону XVI века с образами трех святителей Вселенских: Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста; икону того же века с образом святителя Николая Чудотворца и золоченую, в серебре, икону Иверской Божией Матери – это уже XVII век.

– Мать Евфросиния, снова хочу вернуться к сайту монастыря. Сестер в монастыре немного, и они немолоды. Но сайт, требующий немалых трудов и, конечно же, знания современных технологий, создавался, чувствуется, с воодушевлением. Вероятно, еще в мирской жизни Вы освоили интернет, оценили его потенциал и возможности и сегодня, получив благословение правящего архиерея митрополита Пантелеимона, употребляете их во славу Божию?

– В мирской жизни я была лазерщиком – занималась огранкой бриллиантов. Занималась также патентоведением – регистрацией, хранением патентов. Но не в этом дело. Мне очень дорога память о нашем роде. Бабушка и дедушка по материнской линии – золотошвейка и врач-травник, ставший сапожником и тачавший сапоги для священников, – дожили до 33 лет и в этом молодом возрасте умерли в один день. Родители моего отца, погибшего на фронте в годы Великой Отечественной войны, дожили до 120 лет. За всех сродников я молюсь.

И как мне дорога память о своем роде, так должна быть дорога память русским людям о святынях родной земли и подвижниках духа и благочестия, их создававших. Поэтому мы надеемся, что с помощью материалов на монастырском сайте об Успенском Горицком монастыре, о первых шагах по его возрождению узнает много верующих. Кто-то за нас помолится. Кто-то сюда приедет в паломничество. А кто-то, быть может, стремясь избежать соблазнов сего мира и взойти на лествицу добродетелей, пополнит ряды насельниц.

Горицкий монастырь

Непременно стоит посетить самый знаменитый переславский монастырь — Горицкий. Почти все сохранившиеся сооружения относятся к 17—19 вв. Главный храм монастыря — нарядный собор Успения Богородицы. Его великолепный многоярусный иконостас создавался в 1750-х гг. Через дорогу от Горицкого, почти на выезде из города в сторону Москвы стоит Федоровский монастырь. Самое древнее его сооружение — Федоровский собор (1562), поставленный в честь рождения у Ивана Грозного сына, названного Федором.

Горицкий Успенский мужской монастырь был основан в первой половине XIV века при Иване Калите. Свое наиболее известное название он получил от расположения на возвышенности — «горице». От древних деревянных построек не сохранилось ничего. В 1382 г. войско Тохтамыша разрушило Переяславль-Залесский, а вместе с ним и Горицкий монастырь. Незадолго перед разорением сюда на богомолье приехала великая княгиня Евдокия, жена Дмитрия Донского. Она и еще несколько человек чудом спаслись от татар, уплыв на плоту на середину Плещеева озера и скрывшись за густым туманом.

В память о своем чудесном спасении Евдокия в 1392 г. восстановила на свои средства монастырь, а в Переславле установилась традиция в шестое воскресенье после Пасхи устраивать крестный ход на лодках от Горицкого монастыря и устья Трубежа к середине озера.

Архитектура монастыря

Проездные ворота

Восточные, или Проездные, ворота (середина или вторая половина XVII века) невелики по своим размерам, но благодаря насыщенному декору и богатой игре света и тени, они выделяются на фоне спокойной глади стен, почти лишенной убранства. В нижней части ворот низкие круглые столбы — по паре с каждой стороны от проезжей части. Столбы поддерживают стену, сплошь украшенную разнообразными архитектурными деталями и скульптурным изображением скачущих коней в верхних углублениях — ширинках. Хорошо сохранился лишь один из коньков — правый, другой был восстановлен по оставшимся следам во время реставрационных работ.

Палата привратника

К югу от проездных ворот расположено небольшое здание, которое обычно в старых описях называется палатой или палаткой привратника. Палата привратника, несмотря на свое скромное назначение, имеет два парадных, очень пышных по убранству фасада, которые не уступают по нарядности многим митрополичьим, архиерейским и княжеским теремам того времени. Сложные по очертаниям наличники, повторяющиеся поребрики, балясины, полуколонки и другие архитектурные детали украшают большую часть стен.

Трапезная палата

Лишь западный фасад дает некоторое представление о прошлом облике здания. После снятия толстого слоя поздней штукатурки обнаружились следы сбитых оконных наличников. Внутренняя планировка и сводчатые конструкции трапезной и примыкающих к ней помещений хотя и претерпели некоторые изменения, представляют несомненный интерес. Различные по форме своды с распалубками над дверными оконными проемами весьма вырзительны. Особенно большое впечатление производит сама трапезная палата, от которой и получило название все здание. В центре обширного помещения, расположенного на втором этаже, стоит восьмигранный столп, на него опираются высоко поднятые своды.

Духовное училище

Это двухэтажное здание было построено в конце XIX века для наставников церковного училища.

Небольшая звонница зрительно делит северную стену монастыря на две части. В настоящее время служит смотровой площадкой, отсюда открывается изумительный вид на старый город и озеро Плещеево.

В Горицком монастыре размещен Переславль-Залесский историко-архитектурный и художественный музей с шикарной коллекцией икон, церковной утвари, мебели; полотнами Шишкина, Бенуа; библиотекой и собранием деревянной скульптуры.

Полезная информация

Зимой Успенский собор закрыт для осмотра в целях сохранности интерьеров; нет в зимнее время входа и на колокольню.

Адрес: Переславль-Залесский, Музейный пер, д. 4.

Горицкий монастырь Переславля-Залесского. Храм Николая Угодника и часы Ивана Грозного

Итак, Горицкий монастырь Переславля-Залесского.

Главные ворота Горицкого монастыря. Фото Нины Неугодовой

Название монастыря происходит от слова «горица». Так называют переславцы гору, на которой и выстроен монастырь.

Заходим на территорию, неуверенно оглядываемся по сторонам. С чего начать?

Справа от нас невзрачная от облупившейся краски маленькая будочка с таким же маленьким оконцем. Из глубины доносится призывный голос. Подходим.

Выясняем, что тут как в сказке: направо пойдёшь — в музей-заповедник попадёшь, налево — в храм Николая Угодника. Раздумывали недолго. В храм! Правда вокруг чувствовалось некоторое запустение, вход в храм был, мягко говоря, странным: по довольно крутой лестнице высоко вверх.

Храм Николая Угодника. Фото Нины Неугодовой

Поприветствовала нас низким мягким голосом дородная женщина немолодых лет в чёрном одеянии. Но по тому, как повязан плат, видно: не монашка.

Фото Нины Неугодовой

А в душе смятение: туда ли мы попали? Уж больно не похоже на то, что видели раньше в других монастырях. Робко входим в храм. Боже! Неожиданно нашему взору предстало такое сияющее благолепие! Вздох восхищения, благоговения, и мы непроизвольно низко склоняем головы.

Храм Николая Угодника внутри. Фото Нины Неугодовой

С позволения матушки Зинаиды (так она назвалась чуть позже) делаем два фотоснимка: иконостаса и часов, подаренных Иваном Грозным. И немножко про часы.

Часы, подаренные Иваном Грозным. Фото Нины Неугодовой

По рассказу матушки Зинаиды, их подарил монастырю Иван Грозный в 1497 году. И они, якобы, идут! Без механического завода и без батареек!

Сравнили со своими, которые в телефоне. Точно! Было 12 часов 10 минут пополудни. Матушка нас не ждала, влезть туда без лестницы, чтобы подвести «мертвые» стрелки, невозможно. Оставалось поверить, но сомнение в душе умять не удавалось: уж больно много времени самим часам — более 500 лет!

Огляделись. Все сверкает новизной: иконы, церковная утварь, убранство, мебель. А стены неровные и без привычных глазу росписей, просто чисто беленые.

В храме никого, кроме нас и матушки. Разговорились, и вот что она нам поведала. Далее почти дословно привожу её рассказ.

Четыре года назад маленький храм Николы Угодника был передан в ведение монастыря. Вопрос о передаче Горицкого монастыря епархии решен давно, но дела идут медленно.

Хозяином всей территории монастыря все ещё числится музей. Храм был в полном запустении. Грязный, набитый распотрошенными чучелами.
Настоятелем прислали матушку Ефросинью. Когда она вошла в храм, от увиденного упала на колени. В отчаянии обратилась к Богу: «Господи, ну что же мне делать, с чего начинать?! Ничего же нет. Ни икон, ни святынь. Подскажи, Господи!»
И услышала она Голос, который ей прямо в ухо тихо так говорит: «Подготовь небольшую по объёму, но ёмкую по содержанию требу. С неё всё и начнётся».

И Матушка Ефросинья на небольшом листочке бумаги эту требу изготовила, расположила изображение Николая Угодника — храм-то его имя носит! — с тремя небольшими молитвами о помощи в человеческих нуждах: при материальном затруднении, размене или покупке квартиры, о путешествующих, о здравии…

Изображений Святого, Николая Угодника-то есть, много, Матушка же взяла самое древнее, IV века.
Старинные источники говорят, что это наиболее близкий к реальному лик Святого.
Так и пошло. Вот был такой случай, при мне уже. Сама-то я просто помогаю монастырю, а живу в городе.

Заходит в храм мужчина средних лет. Осмотрелся, помолился и поворачивается к выходу. Я и спрашиваю у него: «Что же вы, Батюшка, и свечку не поставите в храме?»
Вижу, неудобно ему стало. Говорит, с деньгами у него плохо. Рассказал свою непростую историю, что едет разрешить свои финансовые проблемы, но очень не уверен, что все закончится хорошо.
И я предложила ему матушкину требу. «Читайте, — говорю, — молитву, и все сбудется».
У нас уже внесено в список приобретших требу двадцать с лишним имён, и каждое утро мы в храме читаем молитвы с упоминанием этих имён. И во время служб тоже читаем.

Взял он требу, и мы расстались. Прошло немного времени, и этот мужчина вновь появился в храме. Радостный.
Вернул, говорит, совсем было потерянные деньги. И в благодарность положил передо мной пятитысячную купюру.

Зинаида Сергеевна обладает притягательной силой. От её рассказа трудно оторваться. Выговор её — окающий, с четким произнесением буквы «е» в безударном положении, сильным редуцированием предударных гласных — для меня, сибирячки, где говорят в основном на литературном языке, был непривычным, но очень приятным.

Да и интонационно он более напоминал речь южан центральной России. По-моему, мы понравились друг другу. Она приглашала нас и наших знакомых в Переславль, мы обменялись телефонами, взяли её почтовый адрес.

К слову, у неё свой большой дом, и она готова принять любого, кто хочет приложиться к святыням Горицкого монастыря. Однако продолжу рассказ матушки Зинаиды.

А вот здесь наши святыни. Матушка Зинаида подводит нас к иконам Спиридона Тримифунтского и Николая Чудотворца.

На маленьком столике под ними стояли позолоченные шкатулочки с тапочком Святого Спиридона и кусочком дерева от колесницы Николая Угодника (шкатулочки Матушка Зинаида называла умилительным словом «ковчежки»).

Спиридон же, продолжает свой рассказ Зинаида, пас скотину до того момента, пока не возвели его в сан епископа. И по сию пору он ходит по земле. И тапочки постоянно снашивает.

И вот Матушка Ефросинья, когда у неё вот храм-то был пустым, она поехала на остров Корфу, туда, где родился Спиридон.

И там два дня и две ночи, без еды и питья просидела в храме и проплакала. И просила у Господа, чтобы ей дали хоть одну святыньку во вновь открывающийся храм. Ведь с чего-то надо было начинать.
Просит со слезами, а никто по-русски не понимает.

Всполошились вокруг, нашли переводчицу, русскую девушку. Она спрашивает: «О чём вы плачете, Матушка?»
Матушка Ефросинья рассказывает о голых стенах храма, говорит, что хочет привезти икону Спиридона Тримифунтского.

В этот момент в храм вошёл епископ и, когда узнал о просьбе русской монашки, приказал отдать ей, кроме иконы, и тапочек. Так и оказался он в нашем храме.

А вот здесь ещё одна святынька — кусочек с колесницы, на которой Илия Пророк при жизни Николая Чудотворца увёз его на небо.
Вот такая у нас Матушка. Сейчас ей 81-ый, а десять лет она жила в Москве и была летчиком-испытателем.

Далее Матушка Зинаида подробно расписала воздушные подвиги Ефросиньи.

Мне показалось история игуменьи монастыря неправдоподобной. Уже дома посмотрела в интернете. Так и есть. В миру она была огранщицей бриллиантов.

Но её родословная весьма необычна. По материнской линии её бабушка и дедушка дожили до 33-лет и умерли в один день. Зато дед по отцовской линии прожил 120 лет.

Думаю, надо простить Зинаиде «лётные подвиги» игуменьи Ефросиньи. Видно, очень любит она свою настоятельницу, вот и решила таким образом приукрасить её образ.

Мы тепло простились с Зинаидой Сергеевной и прошлись вдоль монастырских стен внутри, а потом снаружи.

Монастырь внутри. Фото Нины Неугодовой Монастырь снаружи. Фото Нины Неугодовой

С горицы открывался прекрасный вид на город. Купола храмов виднелись тут и там. Жаль, что все они были далеко от нас, и фотоаппарат не смог передать то, что видел наш глаз.

Вид с горицы. Фото Нины Неугодовой

Горицкий монастырь на карте города обозначен как музей-заповедник. Нам показалось, что это даст бОльшие знания, чем просто монастырь.

Но музей-заповедник произвел на нас удручающее впечатление. Мы видели, что монастыри женский Феодоровский и мужской Никитский, где мы уже побывали, трудно, медленно, но восстанавливаются, облагораживаются, благоустраиваются.

Там входит в русло монашеская жизнь, в монастырских действующих храмах (есть еще и недействующие) регулярно проходят службы.

Но в Горицком монастыре есть то, что отличает его от других, является его особенной достопримечательностью. Прямо на входе установлен памятник Юрию Долгорукому, который и заложил город Переславль-Залесский.

Памятник Юрию Долгорукому. Фото Нины Неугодовой

Горицкий монастырь в Переславле-Залесском

На территории монастыря расположен Переславль-Залесский государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник

Успенский Горицкий монастырь — бывший православный монастырь в городе Переславле-Залесском, упразднённый в 1744 году. На территории монастыря расположен Переславль-Залесский государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник.

История монастыря

Монастырь основан, вероятно, в начале XIV века при Иване Калите.

В средние века монастырь владел многочисленными сёлами, в числе которых Большие Сокольники, Веслево, Веськово, Воскресенское, Дубнево, Ермово, Ильинское, Кружково, Маурино, Нила, Перцево, Родионцево, Славитино, Соломидино, Чашницы, Ченцы, Черницкое на Оселке, Черницкое на Шахе, Яропольцы и другие (подробнее см. здесь).

12 июня 1722 года в пожаре погиб монастырский архив.

К сожалению, исторические сведения об этом монастыре весьма кратки, отрывочны и неясны, так как архив монастыря не сохранился, и все сведения о нем получаются из разных побочных источников. Вот те сведения, какие имеются о монастыре:

Время основания Успенского Горицкого Богородицкого мужского монастыря относится к 1362 году. Вскоре в нем был пострижен святой Дмитрий Прилуцкий, оставивший монастырь в 1371 году. В XV веке в нем жил и был игуменом (с 1470 до 1500 год) святой Даниил, основавший, тут же в Переславле, Троицкий Данилов монастырь (в 1508 году), куда и перешел из Горицкого монастыря. Дальнейшая судьба последнего в XVI и XVII столетиях неизвестна. В 1744 г. он упразднен и отдан для помещения архиерейского дома вновь учрежденной Переславской епархии, которая была упразднена в 1788 году.

За время пребывания в нем архиереев известны следующие постройки: Собор Успения Пресвятой Богородицы и Гефсимания, между 1753—1761 годом; колокольня с церковью Богоявления 1768—1777 г.; в это же время (вместо древних) построена часть ограды и башни вновь; эти позднейшие части начинаются от колокольни, затем идут по северной стороне и частью по западной; архитектура их ясно отличается от древних, как видно в натуре.

Закрытие и упразднение монастыря

В 1744 году переславский Успенский Горицкий монастырь был закрыт и превращён в усадьбу переславского епископа. Современники хорошо понимали это состояние бывшего монастыря. В 1802 году переславский чиновник Пётр Плишкин пишет, что «Горицким монастырём именовался до 1744 года, то есть до учреждения Переславской епархии».

В 1788 году Переславская епархия закрыта и архиерейский дом упразднён.

В «Описании монастырей, в Российской Империи находящихся» (1817) упомянут «Горицкий Успенский, уничтоженный, близ города Переславля-Залесского». А двадцать лет спустя этого монастыря уже не было в книге (издание 1834 года).

В 1904 году внутренность монастыря представляла грустную картину запустения: громадное пространство, обнесенное стенами, представляет пустырь, поросший травою, с грудами мусора и заросшим прудом; в одной стороне стоят две церкви и несколько незначительных новых построек, затерявшихся среди громадного пустыря; ограда, ворота и башни ветхи и полуразрушены.

Древнейшими постройками монастыря, несомненно существовавшими в XVII веке, остаются только двое ворот, из коих одни «Святые»; южная ограда с одной башней и, можно прибавить, еще церковь Всех Святых (почти утратившая древний вид вследствие позднейших пристроек). «Святые Ворота» с церковью святого Николая представляют один из выдающихся образцов древнерусской архитектуры и потому неоднократно изображались и описывались в различных изданиях; из них наиболее ценными представляются чертежи, помещенные в издании Ф. Рихтера, где можно видеть все подробности обработки. Год построения «Ворот» неизвестен, но указывается многими исследователями в периоде XVII века.

После революции в 1919 году в монастырь переведён Переславский музей-заповедник.

Переславль-Залесский

56° 44.5267 ′N , 38° 51.8735 ′E
56.74211N, 38.86456E
56°44′31.60″N, 38°51′52.41″E

171 материал по 73 объектам, 1 897 фотографий

  • Карта
  • Заметки 83
  • Фотографии 1 897

Ссылки от бывалых

Вы можете следить за всеми новыми публикациями по любой стране или городу с помощью лент материалов в своей личной странице, а также с помощью RSS-подписки.
Подробнее

  • в Моих лентах

Воспользуйтесь этим кодом, чтобы вставить ссылку на это направление в текст путевой заметки, совета, записи блога или сообщения форума на Турбине.
Подробнее

В этот список попадают авторы, набравшие наибольший рейтинг за материалы о Переславле-Залесском.

Музей-заповедник Переславль-Залесский

56° 42.9435 ′N , 38° 49.2609 ′E
56.71573N, 38.82101E
56°42′56.61″N, 38°49′15.65″E

Ошибка в координатах?

    Скрыть пустые объекты

Воспользуйтесь этим кодом, чтобы вставить ссылку на этот объект в текст путевой заметки, совета, записи блога или сообщения форума на Турбине.
Подробнее

Советы — это отзывы пользователей об опыте посещения отелей, ресторанов, магазинов и достопримечательностей. Вы тоже можете внести свой вклад, поделившись впечатлениями из поездки или написав об интересных местах своего города.

Добавьте пользователя в друзья, если вы хотите следить за его новыми материалами, статусами и сообщениями на форумах. Если же вы просто хотите сохранить данные пользователя, чтобы не искать его заново в будущем — добавьте его в свои контакты.

Бывший Успенско-Горицкий монастырь

На холме над пересечением улиц Московской и Подгорной, вправо от Московской улицы, если идти по ней от автовокзала.

Комплекс церквей, обнесённых белой крепостной стеной с башнями, надвратной церковью и красной колокольней.

Монастырь не действующий, на его территории находится Переславский музей-заповедник.

Монастырь был основан в первой половине XIV века при Иване Калите. Название получил по возвышенности («горице»), на которой расположен. Древние деревянные постройки были уничтожены в 1382 году войском хана Тохтамыша. Незадолго до прихода захватчиков сюда приехала на богомолье жена Дминтрия Донского Евдокия. Ей чудом удалось спастись на плоту, на котором она и ещё несколько человек уплыли на середину Плещеева озера и скрылись от татар за стеной тумана. В память об этом она спустя 10 лет на свои деньги восстановила монастырь. С XVI века в обители начали появляться каменные постройки. С 1495 по 1525 год здесь жил преподобный Даниил, основавший соседний Троице-Данилов монастырь и бывший крестным отцом Ивана Грозного.

Туристы попадают на территорию бывшего монастыря через проездные врата XVII века. По левую руку – закрытые святые врата с Никольской надвратной церковью и домом привратника. В доме привратника располагаются экскурсионный отдел музея, где можно заказать экскурсии по музею и городу, и экспозиция «Удивительный мир природы Залесского края». Напротив ворот – деревянная часовня из деревни Старово (XIX век), покрашенная в серый цвет, с тремя маковками. В часовне расположена касса музея. Правее часовни – памятник Юрию Долгорукому. Дальше за памятником – монастырский пруд, окружённый деревьями. Мимо памятника дорожка ведёт к красной звоннице (XIX век). На её верхнем ярусе есть смотровая площадка, с которой открывается вид на город и территорию монастыря. Дальше, мимо звонницы, дорожка приводит к красно-белому, с зелёными куполами Успенскому собору XVIII века. Внутри сохранилась очень красивая роспись. Слева от собора, если стоять к нему лицом, расположена белая церковь Всех Святых с примыкающей трапезной палатой (XVII век).

Между Успенским собором и церковью Всех Святых можно пройти к невысокой белой звоннице XIX века, являющейся частью крепостной стены. На звоннице есть смотровая площадка, вход свободный. Вид, может быть, не столь впечатляющий, как со звонницы, расположенной ближе к воротам, но тоже достойный. Рядом открыт проход на часть крепостной стены.

Внутри церкви Всех Святых экспозиции «Венок усадьбам», «Русское декоративно-прикладное искусство XVI–XIX в.в.» и «Переславль. 100 лет назад». В трапезной палате выставки «Искусство русской деревни», «Грани войны» и «Деревянная скульптура и декоративная резьба XVII–XIX в.в.». К трапезной слева примыкает красное здание духовного училища (XIX век). В училище размещены экспозиции «Русское искусство XVIII–XX в.в.» и «Иконопись XV–XVIII в.в.». Напротив трапезной палаты – деревянная часовня из деревни Фонинское (конец XIX века).
Музей открыт май – октябрь 10:00–18:00, ноябрь – апрель 9:00–17:00, в последний понедельник месяца до 14:00. Художественные экспозиции закрыты по вт. Вход на территорию монастыря – 10 рублей, единый билет на все объекты и экспозиции – 150 рублей, подъём на колокольню – 20 рублей (или по единому билету). Входной билет на территорию продает сотрудник музея, стоящий у ворот, остальные билеты и разрешения на фото- и видеосъемку – в кассе, расположенной в деревянной часовне напротив входа в музей.

В Успенский собор и на звонницу пускают только летом.

Можно прогуляться вокруг монастыря по тропинкам, ведущим вдоль стен и насладиться открывающейся с холма панорамой города.

От монастырских ворот можно вернуться на улицу Московскую и пройти к Сретенской церкви и Троице-Данилову монастырю.

В конце улицы Московской влево уходит улица Подгорная, ведущая к селу Веськово, где расположены музей чайника и Ботик Петра, эта же дорога дальше ведёт в посёлок Купанский, откуда можно попасть в музей паровозов. В начале улицы Подгорной расположена площадка, где ловят попутки в этом направлении.

👁 Отель как всегда бронируем на букинге? На свете не только Букинг существует (🙈 за конский процент с отелей — платим мы!) я давно практикую Румгуру, реально выгодней 💰💰 Букинга.

👁 Знаешь Трипстер ? 🐒 это эволюция городских экскурсий. Вип-гид — горожанин, покажет самые необычные места и расскажет городские легенды, пробовал, это огонь 🚀! Цены от 600 р. — точно порадуют 🤑

👁 Луший поисковик Рунета Яндекс ❤ начал продавать авиа авиа-билеты! 🤷

от автовокзала, Феодоровского монастыря в сторону центра города, затем по указатедю «Музей» налево. Или автобусом № 1 до остановки «Музей».

Горицкий монастырь (Переславль-Залесский)

Ансамбль бывшего Горицкого монастыря в Переславле-Залесском Страна Россия Город Переславль-Залесский Конфессия Православие Епархия Переславская Дата основания начало XIV века Дата упразднения 1744 год Статус Упразднённый монастырь, превращён в музей Состояние Сохранился архитектурный ансамбль Горицкий монастырь на Викискладе

Ошибка скрипта

История монастыря Править

Монастырь основан, вероятно, в начале XIV века при Иване Калите.

В средние века монастырь владел многочисленными сёлами, в числе которых Большие Сокольники, Веслево, Веськово, Воскресенское, Дубнево, Ермово, Ильинское, Кружково, Маурино, Нила, Перцево, Родионцево, Славитино, Соломидино, Чашницы, Ченцы, Черницкое на Оселке, Черницкое на Шахе, Яропольцы и другие (подробнее см. здесь).

12 июня 1722 года в пожаре погиб монастырский архив. [1]

В 1744 году монастырь упразднён и превращён в Переславский архиерейский дом. [2] В 1788 году Переславская епархия закрыта и архиерейский дом упразднён. [1] В 1883 году в здания бывшего монастыря переведено духовное училище. [1]

Ссылка на основную публикацию