Храм Архангела Михаила в Смоленске

Церковь Архангела Михаила (Свирская)

Церковь Архангела Михаила (Свирская) находится в Смоленске на улице Парковой и является одной из трех церквей домонгольского периода, сохранившихся в городе. Она гордо возвышается на холме, у подножия которого в далеком прошлом в Днепр впадала речка Смядынь.

[_value]

Храм был построен в 1191-94 годах при дворе смоленского князя Давида Ростиславича, поставившего своей целью затмить масштабами и красотой все церкви в округе. В летописях того времени встречаются восхищенные отзывы о Свирской церкви, поражавшей современников смелостью архитектурных решений, богатством внутреннего убранства и особенно выигрышно смотревшейся на фоне приземистых деревянных строений.

Распространенное в народе название церкви Свирская, историки связывают с тем, что она стояла на пересечении торговых путей из Северских или Свирских земель.

Во время осады Смоленска польско-литовскими войсками короля Сигизмунда III в 1609-11 годах, враги использовали церковь Архангела Михаила как крепость, а после падения города, ее превратили в костел, являвшийся до 1627 года, когда был построен новый костел, основным местом богослужений для всех католиков.

После возвращения Смоленска под власть Российского государства в 1654 году, церковь была переосвящена, и в ней продолжились православные богослужения для верующих местного прихода.

В 1812 году храм снова пострадал от завоевателей. Его разграбили солдаты Наполеона, разобравшие все деревянные элементы на дрова. После изгнания неприятеля церковь Архангела Михаила была восстановлена благодаря личному вмешательству российского императора Александра I. Со второй половины XIX века храм, в дополнение к приходскому, выполняет еще функции арестантского и полкового. Это стало возможным, во многом, благодаря купцу Василию Хлебникову, отреставрировавшему Свирскую церковь на свои средства, обнесшему ее каменной оградой с надвратной колокольней и открывшему при храме первое в Смоленске училище для бедных и беспризорных детей.

В 1930-м году богослужения в Свирской церкви прекратились и в ней организовали военный склад.

Во время Великой Отечественной войны храм удивительным образом почти не пострадал, но все же нуждался в серьезной реставрации, которую и провели в 1963-м году по проекту архитектора Барановского. Вторую в ХХ веке реставрацию церковь Архангела Михаила пережила в 1978 году, когда во многом был восстановлен ее первоначальный облик и удалены множественные наслоения предыдущих веков.

В 1990-м году Церковь Архангела Михаила была возвращена Смоленской епархии, а в 1994-м ее освятил Митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл.

По совокупности архитектурных решений Свирская церковь является четырехстолпным крестово-купольным храмом с тремя уровнями света, тремя двухъярусными притворами и высокой полукруглой апсидой. На вторых ярусах размещались хоры, частично сохранившиеся и сейчас.

Храм сложен из плиточного кирпича – плинфы, скрепленного известковым раствором.

Почти все внутренние стены и своды имели роспись, дошедшую до наших дней лишь в небольших фрагментах. Полы были покрыты поливными керамическими плитами.

Наружными и внутренними декоративными украшениями служат пояски, уступчатые ниши, рельефные кресты и бровки из поребрика.

Внешнее восприятие церкви Архангела Михаила характеризуется вертикально устремленным динамизмом со своеобразным нарастанием архитектурных масс, образовывающих оригинальную башнеобразную композицию.

Местность, называемая по одноименной речке Смядынью, у которой расположен этот храм, интересно еще и тем, что здесь в 1015 году по приказу князя Святополка, прозванного впоследствии Окаянным, был убит его брат князь Глеб, ставший со своим братом Борисом первыми русскими святыми.

Недалеко от места преступления сейчас стоит памятный знак, построена небольшая часовня, а из земли бьет святой источник.

Храм Архангела Михаила (Смоленск)

Церковь Михаила Архангела (Свирская) — каменный столпообразный храм XII века в честь Архангела Михаила. Памятник архитектуры.

Содержание

Храм был построен в 1191-94 годах при дворе смоленского князя Давида Ростиславича, поставившего своей целью затмить масштабами и красотой все церкви в округе. В летописях того времени встречаются восхищенные отзывы о Свирской церкви, поражавшей современников смелостью архитектурных решений, богатством внутреннего убранства и особенно выигрышно смотревшейся на фоне приземистых деревянных строений.

Распространенное в народе название церкви Свирская, историки связывают с тем, что она стояла на пересечении торговых путей из Северских или Свирских земель.

Во время осады Смоленска польско-литовскими войсками короля Сигизмунда III в 1609-11 годах, враги использовали церковь Архангела Михаила как крепость, а после падения города, ее превратили в костел, являвшийся до 1627 года, когда был построен новый костел, основным местом богослужений для всех католиков.

После возвращения Смоленска под власть Российского государства в 1654 году, церковь была переосвящена, и в ней продолжились православные богослужения для верующих местного прихода.

В 1812 году храм снова пострадал от завоевателей. Его разграбили солдаты Наполеона, разобравшие все деревянные элементы на дрова. После изгнания неприятеля церковь Архангела Михаила была восстановлена благодаря личному вмешательству российского императора Александра I. Со второй половины XIX века храм, в дополнение к приходскому, выполняет еще функции арестантского и полкового. Это стало возможным, во многом, благодаря купцу Василию Хлебникову, отреставрировавшему Свирскую церковь на свои средства, обнесшему ее каменной оградой с надвратной колокольней и открывшему при храме первое в Смоленске училище для бедных и беспризорных детей.

В 1930-м году богослужения в Свирской церкви прекратились и в ней организовали военный склад.

Во время Великой Отечественной войны храм удивительным образом почти не пострадал, но все же нуждался в серьезной реставрации, которую и провели в 1963-м году по проекту архитектора Барановского. Вторую в ХХ веке реставрацию церковь Архангела Михаила пережила в 1978 году, когда во многом был восстановлен ее первоначальный облик и удалены множественные наслоения предыдущих веков.

В 1990-м году Церковь Архангела Михаила была возвращена Смоленской епархии, а в 1994-м ее освятил Митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл. По совокупности архитектурных решений Свирская церковь является четырехстолпным крестово-купольным храмом с тремя уровнями света, тремя двухъярусными притворами и высокой полукруглой апсидой. На вторых ярусах размещались хоры, частично сохранившиеся и сейчас.

Храм сложен из плиточного кирпича – плинфы, скрепленного известковым раствором.

Почти все внутренние стены и своды имели роспись, дошедшую до наших дней лишь в небольших фрагментах. Полы были покрыты поливными керамическими плитами.

Наружными и внутренними декоративными украшениями служат пояски, уступчатые ниши, рельефные кресты и бровки из поребрика.

Внешнее восприятие церкви Архангела Михаила характеризуется вертикально устремленным динамизмом со своеобразным нарастанием архитектурных масс, образовывающих оригинальную башнеобразную композицию.

Местность, называемая по одноименной речке Смядынью, у которой расположен этот храм, интересно еще и тем, что здесь в 1015 году по приказу князя Святополка, прозванного впоследствии Окаянным, был убит его брат князь Глеб, ставший со своим братом Борисом первыми русскими святыми.

Современное состояние

В 1963 году при устройстве кровель храма (проект П. Д. Барановского) были удалены некоторые архитектурные детали XIX века. По проекту С. С. Подъяпольского и Т. Е. Каменевой в 1976—1982 годах была проведена реставрация фасадов, с восстановлением некоторых архитектурных форм XII века (узкие высокие окна храма, окна барабана, киот над южным порталом и др.) и реставрацией отдельных деталей XVIII века (восьмигранные окна на южном и северном фасадах, карнизы и др.).

В 1990 году храм передан Смоленской и Вяземской епархии. Начата реставрация интерьера, который, согласно проекту, обретёт облик интерьера XII века (восстановление хоров в северном и южном приделах, разборка закладки в западной стене, которая сейчас отделяет хоры этой части храма от его центрального пространства).

Богослужение возобновлено в 1991 году. Ведутся реставрационные работы. Белокаменный резной иконостас и престол храма митрополит Кирилл освятил 21 ноября 1999 года.

При храме действует Воскресная школа.

Престольные праздники

Как добраться

Адрес: Россия, Смоленская область,г.Смоленск, ул. Парковая 4а

Телефон: +7 (4812) 38-08-65

Храм Архангела Михаила в Смоленске

Здание считается древнейшим на территории Руси и чрезвычайно интригующим в плане архитектуры. Церковь построена в самом конце XII столетия, когда княжил Давид, сын Ростислава, который всегда мечтал воздвигнуть что-то, поражающе людское воображение. Богатое убранство собора многие годы восхищало гостей города и местных жителей.

История постройки

Религиозное здание воздвигли по настоянию князя Давида, управлявшего Смоленском в период с 1180 по 1197 год. Новосозданный храм считался одним из самых изящных и роскошных соборов севера Руси. Иконы, хранившиеся здесь, декорировались серебром, золотом, жемчугами и другими драгоценными каменьями.

В истории храма Архистратига Михаила отразилась суровая и жестокая судьба самого Смоленска.

  • В период с 1609 по 1611 город осаждал Сигизмунд III, король Польши и князь Литвы. Его войска захватили Свирский храм и использовали его в качестве оборонительного редута, а когда Смоленск пал, церковь преобразовали в католический костел. В память о подобной модификации было решено оставить место, где стоял орган, а также отверстия в стенах, призванные улучшать качество акустики.
  • В середине XVII столетия, при царе Алексее, церкви Архистратига Михаила вернули первоначальный православный облик, строители перекладывали своды и верхние участки стен. В конце XVII века вокруг собора воздвигли невысокую изгородь из кирпича. В северо-восточной части ограды поставили надвратную колокольню.
  • В 1812 г. Свирская церковь вторично пострадала от действия агрессоров, французская армия цинично разграбила церковную утварь и пустила на дрова деревянные фрагменты постройки. Восстановление храма состоялось после изгнания Наполеона с территории Российской империи, Александр I проявил большое участие в деле реконструкции.
  • В 1833 г. сюда перенесли гробницу с останками князя Давида, обнаруженную в руинах Борисоглебской обители. Храм Архистратига Михаила официально закрыли сразу после революции 1917 г. В период ВОВ церковь серьезно не пострадала, но ей требовался полноценный ремонт, который провели лишь в 1963 г. В результате переделок удалили некоторые архитектурные элементы XIX столетия. В период с 1976 по 1982 гг. производилась большая реставрация фасадов, а также восстановление узких окон, киота, карнизов.

В 1990 г. произошла торжественная передача церкви Смоленской епархии, богослужения возобновились в 1991 г. В это же время начались работы по возвращению интерьеру его первоначального облика. Церковный престол и иконостас, созданный из белого камня, освятили в 1999 г.

Архитектура

Церковь Архистратига Михаила — шестистопное здание внушительных размеров, его подкупольная площадь образована столбами, находящимися в западной части. Апсида, расположенная в центре строения, имеет большой размер и полукруглую форму, боковые апсиды, расположенные снаружи, прямолинейные.

Читайте также похожие статьи:

К трем порталам собора вплотную примыкают традиционные пристройки. Эти притворы, стоящие с севера и юга, ранее также обладали апсидами, — это доказали археологические экспертизы. Столбы церкви имели крестчатую форму.

  • Размер основного объема строения без притворов составляет: в длину — 23,5 м, в ширину — 16,3 м. Диаметр подкупольного пространства — чуть более 5 метров. Композиция собора тяготеет к центру, в структуре преобладает башнеобразно-ступенчатый мотив. Средняя апсида выше боковых выступов, а те, что находятся в пристройках — самые низкие. Общая высота строения составляет 33 метра.
  • На рубеже XVII-XVIII вв. проводились работы по полноценному переложению сводов. Мастера сумели сохранить древние арки, которые предназначались для разделения подкупольного пространства. Своды перекрывали угловые членения и находили опору на стенах с южной и северной стороны. Отсюда выходило то, что фасады здания завершались кривыми трехлопастными линиями. Подобную же форму имел расположенный ниже барабана постамент.
  • Пристройки изначально разделялись на два яруса при помощи сводов, их двери вели напрямую в центральное помещение церкви. Второй этаж притворов использовался в качестве хоров (балконов), которые сообщались проходами в стенах. На верхний ярус вела лестница, не сохранившаяся в настоящем.
  • Кладку здания делали из кирпичей: основание стен создавалось типичной для смоленской школы равнослойной техникой, выше использовался скрытый ряд, а после — вновь равные слои. Между столбами и в толще стен находились деревянные связи, которые предназначались для укрепления строения. В основе фундамента — валуны небольшого размера, уложенные без вяжущих веществ.
  • Фасады собора Архистратига Михаила великолепно украсили. Лопатки (выступы стен) выглядели как пилястры (колонны) со сложной формой. Окна располагались в три этажа, они визуально расширялись внутрь и наружу, что получалось за счет кладки с использованием трапециевидных кирпичей. Окна, расположенные на барабанах, запоминались уступчатыми нишами, выше которых образовывалась аркатура (ложная арка).
  • На фасадной поверхности сегодня обнаруживаются следы штукатурки и росписи.
  • Напольное покрытие укладывали на слой подсыпки, уцелели только фрагменты плиток из керамики. Интерьер церкви расписывался, но сохранились лишь небольшие участки фресок.

На заметку! Архангел Михаил, в честь которого названа церковь, в Писании именуется истинным вождем Господнего воинства. Он изображается в качестве героя в борьбе против дьявола и всех его козней. Михаил являлся Иисусу Навину и пророку Даниилу, иногда Архистратиг отождествляется с силами природы, искореняющими неправду. На святых иконах он чаще изображается с копьем или мечом, пылающим огненной силой.

Храм является первым религиозным строением башенного типа, в архитектуре которого отчасти повторяется стилистика южного зодчества. Его толстые стены, небольшие окна, разнообразные апсиды и криволинейная кровля олицетворяют крепость и могущество.

Как добраться

Церковь арх. Михаила (Свирская) находится в Смоленске, на улице Парковая, строение 4А.

Чтобы приехать из Москвы до храма на автомобиле, нужно двигаться по Минскому шоссе; на поезде или автобусе необходимо добраться до станции «Смоленск-Центральный», а далее на маршрутном такси до остановки «Мебельная фабрика».

Настоятелем служит протоиерей Павел, ему помогают священники Александр и Владимир. Богослужения проводятся здесь каждый день с 9:00 до 17:00., ритуалы крещения совершаются в выходные дни.

Храм архангела Михаила, Смоленск: история, описание

Храм Архангела Михаила, или Свирская церковь — одна из древнейших культовых построек в Смоленске. Это единственный точно датированный и хорошо сохранившийся памятник православной культуры подобного архитектурного направления. Святыня находится в числе первых православных сооружений на Руси, возведенных по типу каменного столпообразного зодчества.

Храм Архангела Михаила (Смоленск) был сооружен в 1194 году. Заказчиком выступил сам князь Смоленский Давид Ростиславич, потратив на возведение церкви немалые средства. Его целью было затмить масштабами нового сооружения все близлежащие храмы.

В сохранившихся летописях того времени имеются восхищенные отзывы о Смоленском храме Архангела Михаила, который на фоне деревянных построек поражал своей монументальностью и богатством интерьера.

Во время нападения на Смоленск польско-литовских войск в 1609 году Михайловский храм был захвачен врагами и использован в качестве крепости. В 1611 году церковь была переоборудована в костел и здесь был организован католический приход, просуществовавший до 1627 года.

Во власть Российского государства Смоленск был возвращен в 1654 году. Тогда же храм Архангела Михаила был переосвящен и открыт для православных богослужений.

В 1733 году к церкви пристроили придел (ныне не существующий), освященный во имя Александра Свирского. Позднее старостой храма Архангела Михаила в Смоленске был назначен купец А. Хлебников. При его попечительстве в период с 1775 по 1785 годы была построена каменная колокольня, ограда и одноэтажный дом, в котором на собственные средства Хлебникова обучались мальчики из бедного сословия.

Во время войны 1812 года Михайловский храм был разграблен и разрушен французами. После изгнания неприятеля церковь была восстановлена на деньги купца Хлебникова при личном вмешательстве императора Александра I.

В 1833 году сюда привезли белокаменную усыпальницу с останками князя Давида, найденную в разрушенном Борисоглебском монастыре. После закрытия храма гробница была вывезена и помещена в исторический музей. В 1950 году саркофаг был разбит. Чудом сохранившаяся часть усыпальницы Давида сейчас хранится в Смоленском музее-заповеднике.

С XIX века церковь становится не только приходской, но еще арестантской и полковой.

Советский период

В 1930 году храм Архангела Михаила в Смоленске был закрыт. Все церковное имущество конфисковано, а здание использовано под военный склад.

В Великую Отечественную войну церковь существенно не пострадала, но тем не менее после нее нуждалась в реставрационных работах. В здание не было кровли и местами отлетела штукатурка. В таком состоянии храм простоял два десятилетия, постепенно разрушаясь.

В 1963 году благодаря реставрационным работам, был отчасти восстановлен первоначальный облик храма, утраченный при обновлениях в XVIII веке и разрушениях XX века. Правда, это коснулось только внешнего вида храма. Внутри церковь стояла пустой и неустроенной.

Следующий цикл реконструкционных работ был начат в 1978 году силами Смоленской научно-реставрационной мастерской. Восстановление проводилось с небольшими перерывами до 1990 года и осталось незавершенным. Главной причиной этого послужило отсутствие должного финансирования и дефицит необходимой для работы плинфы.

В 1982 году на фасаде здания была восстановлена часть архитектурных элементов XII века: маленькие окна, барабан, карнизы, киот над южным порталом. Можно сказать, что реставрация имела ограниченный характер и не ставила своей целью полное воссоздание оригинального облика.

Одним из основных моментов реконструкции было восстановление оконных проемов. Их форма была значительно изменена при перестройке в XIII веке, что сильно исказило внешний облик святыни.

Архитектура

Храм Архангела Михаила в Смоленске является выдающимся памятником древнерусского каменного зодчества. Возведенный на вершине большого холма, он отлично виден с большого расстояния и гармонично вписывается в приднепровский пейзаж.

Строение имеет нетипичную для православных храмов XII века архитектуру. В отличие от большинства церквей того времени, Михайловский храм выглядит строго и величаво.

На плане церковь представляет собой четырехстолпный крестовокупольный храм, перекрытие которого образовано западными столбами, поскольку восточная пара столбов является опорой для стены здания.

Большая центральная апсида имеет полукруглую форму. К трем порталам прилегают притворы, ранее имеющие собственные апсиды, сейчас уже не существующие, но обнаруженные ранее при раскопках.

Размер храма, без притворов — 23,6 метра в длину и 16,3 в ширину. Высота здания составляет 33 метра. Своды церкви были полностью переложены в XIII веке, но разделяющие их арки, уцелели. В неизменном виде также сохранился постамент под барабан и основная часть самого барабана.

Кладка выполнена из плинфы — тонкого обожженного кирпича, чередованием привычной равнослойной техники с полосами скрытых (утопленных) рядов. Местами встречается и лекальный кирпич. Фундамент выполнен с помощью валунов, уложенных всухую.

Архитектурная композиция Михайловской церкви производит невероятно целостное впечатление. Силуэт здания устремлен вверх не только благодаря поднятому на пьедестале шлемовидному куполу, но и благодаря последовательности разных по высоте частей здания, которые зрительно создают эффект ступенчатых нарастающих объемов.

Фасады имели богатый декор, особенно выделялись притворы. На поверхностях стен были наложены непрерывные ряды аркатурных поясов и поребрика, декоративные кресты, ниши и бровки над окнами.

Внутреннее убранство

Внутри Михайловская церковь была также богато украшена и расписана, но сохранились только отдельные фрагменты фресковой и темперной живописи.

Как и во многих древних храмах, в решении внутреннего пространства этой церкви важную роль играло освещение. Центральная часть здания хорошо освещена благодаря большим окнам в простенках длинного барабана и дополнительным окнам.

Можно предположить, что в те времена, когда храм был расписан, это обилие света, яркость пышного убранства и устремленность вверх производили на прихожан незабываемое впечатление.

Храм Архангела Михаила в Смоленске (фото см. в обзоре) — блестящий образец мастерства древнерусских зодчих. Дальнейшее формирование этого архитектурного направления было прервано татаро-монгольским нашествием, которое надолго приостановило монументальное строительство на русской земле.

Возрождение

В 1990 году храм Архангела Михаила (Смоленск) был возращен Смоленской епархии. Тогда же были начаты реставрационные работы, по окончании которых культовое здание должно приобрести первоначальный облик XII века.

Частично средства на восстановительные работы выделило государство, но основные работы проводились самостоятельно, под руководством прихода. Важной проблемой реставрации был выбор фактуры и цвета наружных поверхностей.

В 1991 году вновь стали проводиться регулярные богослужения. В 1999 году в храме был установлен новый резной иконостас, выполненный по образцу иконостаса церкви Святого Пимена в Новых Воротниках.

Современное состояние

Сегодня храм Архангела Михаила в Смоленске является действующим, хотя реставрационные работы еще не завершены. При церкви работает воскресная школа и библиотека духовной литературы.

Настоятелем храма Архангела Михаила (Смоленск) является протоиерей Павел Петровский.

Расписание служб

Храм Архангела Михаила в Смоленске, расписание богослужений в котором можно в случае необходимости найти на сайте, открыт для прихожан ежедневно с 8:30 до 19:00 часов.

Утренняя служба начинается в 9:00. Вечерняя литургия совершается в 17:00.

В праздничные и воскресные дни режим работы храма может меняться. Подробное расписания богослужений на каждый день можно увидеть на официальном сайте Смоленской епархии.

Расположен храм Архангела Михаила в Смоленске по адресу: ул. Парковая, дом 4а.

Как добраться

Михайловский храм находится в шаговой доступности от ж/д или автовокзала. Следует пройти по мосту через Днепр и свернуть направо на улицу Б. Краснофлотскую. Время в пути — около 30 минут.

Храм Михаила Архангела в Смоленске (Свирский храм, Архангельский храм, Михаило-Архангельский храм, Михайловский храм)

Х рам Архангела Михаила является одним из архитектурных памятников XII века. Его возвели в 1191–1194 годах при князе Давиде Ростиславиче. Смоленские мастера построили церковь в традициях полоцких храмов, добавив некоторые свои элементы.

Архитектура храма

Михайловский храм возвели из плиточного кирпича, который в то время применяли при строительстве церквей. Здание храма представляет собой четырехгранную башню с тремя высокими пристройками. Снаружи его украшали ниши разных размеров, рельефные кресты и декоративные арки над окнами и дверьми.

Михайловский храм входил в комплекс загородного княжеского двора. По деревянным переходам князь и его приближенные могли выходить из палат на балкон внутри церкви, откуда открывался вид на внутреннее убранство. Стены, своды, оконные откосы внутри были расписаны фресками, на полу была поливная керамическая плитка.

В Ипатьевской летописи 1197 года говорится, что церковь Михаила Архангела была самым богато украшенным храмом на Руси: «несть в полунощной стране, и всем приходящим к ней дивитися зело изрядной красоте ея, иконе златом и серебром, и жемчугом, и камениям драгим украшены».

От внутреннего убранства Михаило-Архангельского храма сейчас почти ничего не осталось. Археологическая экспедиция в 60-х годах XX века нашла небольшие фрагменты росписи, часть которой выполнена в темперной технике, а другая — во фресковой. Историки обнаружили расписные орнаменты и снаружи церкви.

История храма

В 1609–1611 годах во время осады Смоленска польско-литовские захватчики использовали церковь Архангела Михаила как крепость, а после падения города в 1611 году — как католический костел. Православные богослужения в храме возобновились в 1654 году, когда Россия возвратила Смоленск в свой состав.

В начале XVIII века церковь значительно перестроили: верхние части стен и своды переложили, изменили отделку фасадов, в стенах пристроек пробили большие окна. В 1775–1785 годы храм побелили, вокруг возвели невысокую кирпичную ограду и колокольню с луковичной главкой.

В 1812 году храм разграбили солдаты Наполеона, а все деревянные элементы разобрали на дрова. Церковь Архангела Михаила восстановили после Отечественной войны благодаря личному контролю российского императора Александра I.

В 1930 году в Михайловском храме прекратились богослужения, а в здании разместили военный склад. Во время Великой Отечественной войны здание не пострадало, но нуждалось в основательной реставрации. Ее провели в 1963 году смоленские реставраторы во главе с архитектором Петром Барановским. Они восстановили кровлю храма и удалили архитектурные наслоения XIX века.

Во второй раз храм отреставрировали Сергей Подъяпольский и Татьяна Каменева в 1976–1982 годах. Они восстановили фасады, окна храма и барабана, киот портала XII века, а также восьмигранные окна и карнизы XVIII века.

В 1991 году реставраторы начали восстанавливать интерьер храма, которому они стремятся придать первоначальный облик XII века. В этом же году в храме возобновились богослужения.

Тайна церкви Михаила Архангела

Как известно, смысл поста заключается не только в воздержании в еде, так что в это время читателям будет интересно узнать об истории древних смоленских церквей, которые можно назвать молитвами из камня. Сегодня мы расскажем о церкви Михаила Архангела. Совсем скоро появится новый уникальный туристический маршрут «Славянское кольцо». Планируется, что маршрут будет пролегать по Смоленской и Брянской областям России , Могилевской и Гомельской Белоруссии , а также Сумской и Черниговской Украины . Мне кажется, что, прежде чем принимать гостей, нам, смолянам , требуется самим осознать красоту и величие родного города. Археологические экспедиции 60-70-х годов прошлого века подтвердили существование 79 более или менее сохранившихся памятников древнерусского зодчества XII-XIII веков на территории Смоленска и близлежащих районов. А мы ездим поглазеть на древнее зодчество в Белоруссию, Санкт- Петербург , по городам Золотого кольца, в то время как примеры оного находятся у нас под носом.

Неизвестный зодчий Церковь Архангела Михаила, также известная как Свирская , – один из самых известных памятников древнерусского зодчества Смоленска. Она была воздвигнута по велению великого князя Давида Ростиславовича артелью смоленских мастеров в 1180-1190 годах. В отличие от своего предшественника – кроткого, пацифистки настроенного князя Романа – Давид Ростиславович был правителем крутого нрава. Он довольно жестоко подавил бунт настроенной против него городской верхушки почти в самом начале правления. В 1186 году Смоленский князь во главе союзной рати нескольких русских княжеств отправился завоёвывать соседний Полоцк . Полочане, узнав о приближении крупной военной силы, решили не вступать в борьбу, а закончить все миром. Они выслали делегацию с богатыми дарами навстречу Давиду и его армии, которая и заключила со Смоленским князем мирный договор. На некоторое время Полоцк оказывается в подчинении у Смоленска. В этот период некоторые полочане перебираются в Смоленск. Возможно, среди них был и зодчий, приглашенный князем для строительства нового храма. В Полоцке к этому времени уже сложилась своя оригинальная традиция архитектурного оформления храмов, совершенно отличная от южнорусской. Вот эта традиция и была взята за основу зодчим при строительстве церкви Михаила Архангела в Смоленске. Ей присущи основные черты, отличающие постройки полоцкой архитектурной школы. Но это было не простое воспроизведение полоцких традиций на смоленской почве, а их дальнейшее творческое развитие. Так, боковые притворы в храме полностью открываются внутрь и не отделяются от него перемычками-порталами, как в полоцких церквях. Большим разнообразием и сложностью отличается и оформление внешних стен. Это позволяет говорить о формировании в Смоленске на рубеже 1180—1190-х годов самостоятельного архитектурного направления. Имя зодчего история, к сожалению, не сохранила, но его творение радует глаз по сей день.

На перекрёстке Свирских путей Храм был построен на западной окраине Смоленска, неподалёку от речки Смядыни. В то время это было бойкое место, перекрёсток торговых и военных путей из Северных (Свирских) земель. Возможно, отсюда и пошло второе название церкви. По другой гипотезе один из приделов в XVI веке был посвящён святому преподобному Александру Свирскому. Церковь Михаила Архангела находилась в непосредственной близи от княжеского двора, так как летописец в похвале князю Давиду Ростиславовичу пишет: «Сам бо сяков обычай имееть — по вся дни ходя ко церкви святого архистратига Божия Михаила, юже бе сам создал во княжении своем. » Архангел Михаил в Писании именуется «князем», «вождем воинства Господня» и изображается, как главный борец против диавола и всякого беззакония среди людей. Отсюда его церковное именование «архистратиг», т. е. старший воин, вождь. Великий князь Ростислав – основатель династии Смоленских князей, при крещении был наречён Михаилом. Вполне вероятно, что Давид Ростиславович посвятил храм своему отцу.

Каменная феерия Что касается архитектуры, церковь Архангела Михаила представляет собой первый на Смоленщине храм башнеобразного типа. Всё здание устремлялось в высоту, благодаря тому, что барабан купола был приподнят на специальном пьедестале. Михаило-архангельская церковь была, безусловно, выдающимся архитектурным произведением. Её композиция на редкость проникнута цельностью основной идеи — создания центрального сооружения-башни, составленного из ступенчатых нарастающих объёмов: апсид, притворов. Последовательность градации разных по высоте частей здания заставляла острее почувствовать его масштаб, позволяя его соотнести с размерами человека. Повторение плавных арочных и трёхлопастных линий усиливало впечатление стремительного движения вверх. С большим художественным тактом мастер насытил мелкими декоративными формами — рядами уступчатых ниш и выступающих крестов — более низкие объёмы притворов, оттенив строгий и величественный характер архитектуры. В не меньшей степени отмечено цельностью замысла и решение внутреннего пространства церкви. Можно представить себе, что благодаря необычным размерам окон барабана храм был прямо-таки наводнён льющимся сверху светом. Это обилие света и многокрасочность пышного убранства должны были создавать ощущение феерического великолепия. В той же похвале князю летописец так описывает внутреннее убранство церкви: «. такое же несть в полунощной стране, и всим приходящим к ней дивитися изрядней красоте ея, иконы златом и сребром, и жемчугом и камением драгим украшены, и всею благодатью исполнена». От богатого декоративного убранства интерьера Михаило-архангельского храма сейчас почти ничего не осталось. Археологической экспедицией в 60-х годах прошлого века были обнаружены незначительные фрагменты росписи, выполненные частично в темперной, частично во фресковой технике. Любопытно то, что роспись церкви не ограничивалась только интерьером. Неожиданной находкой при исследованиях было раскрытие орнаментальной росписи на наружных откосах освобождённого от закладки оконного проёма. Это был ряд крупных цветов, вписанных в круги, выполненных в ярких тонах, что вносило дополнительный элемент праздничности во внешний облик здания.

Исчезнувшая реликвия История церкви Михаила Архангела тесно связана с ныне несуществующим Борисо-Глебским монастырём. Обитель эта была построена на месте гибели св. мученика Глеба. Князь Давид до Смоленска княжил в Вышгороде , где хранились мощи первых русских святых. Со временем он перевёз в Борисо-Глебский монастырь на Смядыне «ветхие раки» святых. В одной из них, по преданию, и похоронили князя Давида Ростиславовича, принявшего перед смертью монашеский постриг. В 1833 году Смоленский губернатор разрешил разбирать развалины древних монастырских построек для добычи каменного бута, необходимого при строительстве шоссе Смоленск — Москва . И при разрушении руин Борисоглебского собора была обнаружена гробница из белого известняка. Впоследствии ее перенесли в храм Архангела Михаила, где она и пребывала до закрытия храма в XX веке. О нынешней судьбе реликвии ничего неизвестно. Большинство ведущих смоленских исследователей-краеведов вполне обоснованно высказывали мнение о том, что в этой гробнице был захоронен князь Давид. Это мнение господствует и до сего дня.

Еще больше материалов по теме: «Рождественский пост в Смоленске»

Смоленск. Церковь архангела Михаила

В некрологе смоленскому князю Давиду Ростиславичу, скончавшемуся в 1197 г., отмечено, что этот князь имел обычай «.. .по вся дни ходя ко церкви святаго архистратига божия Михаила, юже бе сам создал во княженьи своем, такое же несть в полунощной стране, и всим приходящим к ней дивитися изрядней красоте ея» [HJI 6705]. Учитывая, что при жизни Давида церковь была не только достроена, но расписана и украшена утварью, а летописец говорил о сложившейся привычке этого князя ходить в построенную им церковь, закладку здания можно ограничить 1180 и 1190 гг. Точное название храма — церковь Чуда архангела Михаила. В более позднее время церковь получила наименование Свирской. В XVII—XIX вв. в церкви происходили значительные перестройки. Изучение памятника началось с 1923 г.; детальное исследование проведено в 1961 —1963 и 1975 гг. под руководством С. С. Подъяпольского (рис. 23).

Рис. 23. Смоленск. Церковь архангела Михаила. Западный фасад. Реконструкция С. С. Подъяпольского.

Церковь представляет собой большой шестистолпный храм, подкупольное пространство которого образовано не восточными, а западными столбами (табл. 13). Однако в объемной композиции здание является не шестистолпным, а четырехстолпным, поскольку восточная пара столбов в действительности служит опорой восточной стены храма. Центральная апсида большая, полукруглая; боковые снаружи прямолинейные. Ко всем трем порталам храма примыкают притворы, причем северный и южный имели самостоятельные апсиды, ныне не существующие, но вскрытые раскопками. Столбы церкви крестчатые. Общий размер храма без притворов: длина 23.6 м, ширина 16.3 м, азимут 77°. Подкупольное пространство вдоль храма равно 5.5 м, поперек — 5.2. Объемная композиция здания центрична, с отчетливо выраженным ступенчато-башнеобразным характером. Средняя апсида высокая. Притворы и боковые апсиды значительно ниже, а апсиды притворов еще ниже. Высота средней закомары фасадов над первоначальным уровнем земли около 21.2 м. Общая высота здания до вершины купола приблизительно 33 м.

Своды храма полностью переложены в XVII—XVIII вв., но сохранились почти все древние арки, разделяющие своды, в том числе и подпружные под барабаном. Уцелели также постамент под барабаном и значительная часть самого барабана. Исследование памятника показало, что угловые членения были перекрыты сводами в четверть окружности, опирающимися пятами на южную и северную стены. Фасады здания поэтому завершались трехлопастными кривыми. По-видимому, трехлопастное очертание имел и постамент, расположенный под барабаном. Диаметр барабана несколько меньше подкупольного пространства, что достигнуто сужением верха парусного кольца.

Притворы полностью открыты внутрь храма и первоначально были разделены сводами на 2 яруса; в настоящее время такой свод сохранился только в западном притворе. Второй ярус притворов, очевидно, служил княжескими хорами, причем помещения хор в притворах сообщались между собой проходами в толще стены. Местоположение лестницы, ведшей на хоры, пока не установлено. В храме имеются аркосольные ниши.

Кладка исполнена из кирпичей размером 3.5—4X20—20.5X27—28 см. Встречаются также лекальные кирпичи. Нижняя часть стен на высоту от 2.5 до 4 м сложена в обычной для Смоленска равнослойной технике, затем идет полоса кладки со скрытым рядом, имеющая ширину 1—2 м, а выше — опять равнослойная. Здание было укреплено несколькими поясами деревянных связей, проходивших как в толще стен, так и между столбами. В нижнем ярусе связи размещались только внутри стен. Фундамент храма состоит из небольших валунов, уложенных насухо. Над фундаментом — вымостка из 2—3 рядов кирпичей.

Фасады церкви были богато декорированы, особенно стены притворов. Лопатки храма представляли собой сложнопрофилированные пучковые пилястры с тонкой полуколонкой на оси каждой из них. Фасады украшали пояса аркатуры и поребрика, двухуступчатые пиши, большие ниши-кпоты над порталами, декоративные кресты, бровки над окнами. Окна на фасадах расположены в 3 яруса. Большинство оконных проемов несколько расширяется наружу и внутрь; для кладки таких окон использовались специальные трапециевидные кирпичи. В средних пряслах западной, северной и южной стен выше примыкания притворов находились тройные оконные проемы, в которых среднее окно завершалось циркульной аркой, а боковые — полуарками. Окна барабана имели снаружи уступчатые ниши, а бровки над ними объединялись в аркатуру. На поверхности фасадов, особенно в шипах, сохранились остатки штукатурки со следами росписи. Пол храма лежал на слое подсыпки и был несколько поднят выше уровня окружающей земли. От убранства самого пола уцелели лишь фрагменты поливных керамических плиток. Храм был внутри расписан, но на месте найдены только незначительные фрагменты фресковой живописи.

Подъяпольский С. С. Церковь архангела Михаила. — В кн.: Воронин И. Н., Раппопорт П. А. Зодчество Смоленска…, с. 163—195; Брюсова В. Г. Вновь открытые фрески церкви архангела Михаила в Смоленске. — В кн.: Культура и искусство Древней Руси. «П., 1967, с. 82—89; Воронин Н. Н. Смоленская живопись…, с. 132—135.

Церковь Архангела Михаила в Смоленске

Смоленск: полезная информация

  • Информация о городе
  • Карта Смоленска
  • Куда сходить
    • Достопримечательности (39)
    • Музеи (16)
    • Храмы, соборы, мечети (6)
    • Парки (6)
    • Национальные парки (1)
    • ЖД вокзалы (1)
    • Автовокзалы (1)
    • Магазины и ТРЦ (2)
    • Зоопарки (1)
    • Театры (2)
    • Аэропорты (2)
    • Фестивали, праздники, шоу (1)
    • Рестораны и кафе (2)
  • Забронировать отель в Смоленске
  • Поиск и бронирование дешевых авиабилетов
  • Отзывы туристов
  • Фотографии Смоленска
  • Советы о Смоленске
  • Экскурсии в Смоленске

Автобус Ост. «Мебельная фабрика», № 8
Маршрутное такси Ост. «Мебельная фабрика», № 4

Эпоху XII — начала XIII века часто называют «золотым веком» Смоленского края. Не то чтобы тогда не было богатых и бедных, болезней и смертей, а кругом царили гармония и всеобщее счастье. Бурное развитие культуры, образования, степень влияния смоленских князей на политику молодого государства и даже великокняжеский престол — все вместе это и определяло процветание Смоленской земли.Рассказ о сохранившихся памятниках домонгольского зодчества Смоленска. На этот раз речь пойдет о храме Петра и Павла и церкви Архангела Михаила.

Храм Петра и Павла

Точная дата постройки храма Петра и Павла, расположенного на правом берегу Днепра, неизвестна, как и его судьба на протяжении первых пяти столетий. В XVII веке, в польскую эпоху в нем находилась резиденция униатского архиепископа Льва Кревза-Ржевусского. Сам храм был превращен в костел, а с запада от него — пристроены двухэтажные палаты.

После 1654 года в храме вновь стали проходить православные службы. К палатам была пристроена шатровая колокольня. Столетие спустя над дворцом выстроили третий этаж, в котором разместилась придельная церковь Святой Варвары. «Так замечательный памятник XII века, храм Петра и Павла, включился в чуждый ему архитектурный комплекс, в котором он занял явно подчиненное место — он был ниже и меньше дворцового корпуса», — пишут исследователи. Перестройка коснулась и самой церкви — значительно был поднят пол над древним уровнем, вместо древних окон появились новые, широкие. В конце XVIII столетия с северной стороны к храму пристроили придел Нила Столбенского. Он просуществовал недолго и был разобран из-за намокавшей северной стены. В начале XIX века у храма разобрали древнюю главу, в конце того же столетия были окрашены стены церкви, что объединило его с более поздними постройками. Церковь окончательно вписалась в окружавшую ее архитектуру и именно поэтому долго не привлекала внимания ученых.

Только в предвоенные годы начались научные исследования этого памятника. А при подготовке к празднованию 1100-летия Смоленска (в 1962–1963 годах) прошли реставрационные работы под руководством выдающегося ученого Петра Барановского. Тогда был удален третий этаж палат, отделен от них храм, а ему возвращен первоначальный облик. Исследования показали, что время постройки церкви относится к середине XII века, времени княжения Ростислава. Проводившиеся же позднее раскопки позволили выяснить, что уже на последнем этапе строительства в XII веке вокруг храма возвели несколько пристроек. Возможно, к моменту окончания возведения приделов и галереи храм выглядел именно так, как на одном из вариантов реконструкции.

Церковь Михаила Архангела

Церковь Архангела Михаила расположена в так называемой «княжеской местности» — на западной окраине современного города близ улицы Большой Краснофлотской. Первое летописное упоминание о данном храме относится к 1197 году. На основании этого упоминания хронологические рамки возведения церкви относятся к историческому периоду между 1180 и 1197 годами.

Это был княжеский храм, возведенный князем Давидом Ростиславовичем. Собственно, первое летописное упоминание храма связано с его смертью. Храм был поврежден во время осады Смоленска 1634 года, после чего в середине XVII века церковь перестроили. В 1713 году состоялось ее переосвящение, ремонтные работы и перестройка неоднократно проводились в конце XVIII века и трижды — в XVIII столетии.

Архитектурные детали XIX века были удалены в 1963 году, когда по проекту Петра Барановского началась реконструкция храма. В 1976–1982 годах была проведена реставрация фасадов, с восстановлением некоторых архитектурных форм XII века и реставрацией отдельных деталей XVIII века.

* При подготовке материала использована информация из книги Н. Воронина, П. Раппопорта «Зодчество Смоленска XII—XIII вв.»

Автор: Владислав Кононов в журнале «О чём говорит Смоленск»

Церковь Михаила Архангела в Смоленске

Церковь Михаила Архангела (Свирская) — каменный столпообразный храм XII века в честь Архангела Михаила. Находится в Смоленске.

Церковь построена по указанию Давыда Ростиславича, князя Смоленского во время его правления в 1180—1197 годы. Входила в архитектурный комплекс загородного княжеского двора. Летопись сообщает о её богатом внутреннем убранстве: «всим приходящим к ней дивитися изрядной красоте ея, иконы златом и сребром, и жемчугом, и камением драгим украшены, и всею благодатью исполнена». До закрытия в первой половине XX века в церкви находилась белокаменная гробница князя Давида. Некоторое время при церкви существовал монастырь. В 1611 году православный приход был обращён в католический. Для православного богослужения восстановлен в первом десятилетии XVIII века при митрополите Сильвестре (Крайском).

В 1733 году к церкви был пристроен теплый придел. В конце XIX века внутри имелось четыре престола: главный — в честь Архангела Михаила; придельные: во имя Алексия, человека Божия, благоверного князя Александра Невского (переименованный в память императора Александра I из придела преподобного Александра Свирского) и мучеников Бориса и Глеба. Ежегодно 24 июля к месту убиения князя Глеба (на Смядынь) совершался крестный ход.

Во второй половине XVIII века старостой храма был назначен купец Василий Григорьевич Хлебников. При Хлебникове, по благословению епископа Парфения, в 1775—1785 годах были построены каменные: колокольня, ограда и, в юго-западном углу церковного участка, одноэтажный дом. В последнем, на средства Хлебникова, обучались бедные и бесприютные мальчики.

Современное состояние

В 1963 году при устройстве кровель храма (проект П. Д. Барановского) были удалены некоторые архитектурные детали XIX века. По проекту С. С. Подъяпольского и Т. Е. Каменевой в 1976—1982 годах была проведена реставрация фасадов, с восстановлением некоторых архитектурных форм XII века (узкие высокие окна храма, окна барабана, киот над южным порталом и др.) и реставрацией отдельных деталей XVIII века (восьмигранные окна на южном и северном фасадах, карнизы и др.).

В 1990 году храм передан Смоленской и Вяземской епархии. Начата реставрация интерьера, который, согласно проекту, обретёт облик интерьера XII века (восстановление хоров в северном и южном приделах, разборка закладки в западной стене, которая сейчас отделяет хоры этой части храма от его центрального пространства).

Богослужение возобновлено в 1991 году. Ведутся реставрационные работы. Белокаменный резной иконостас и престол храма митрополит Кирилл освятил 21 ноября 1999 года.

Ссылка на основную публикацию