Храм Богоявления Господня бывшего Богоявленского монастыря на площади Революции города Москва

Храм Богоявления Господня бывшего Богоявленского монастыря на площади Революции города Москва

В годы гонений община монастыря была снята с юридической регистрации, а монастырь закрыт в 1919 году, но богослужения в храме продолжались.

В 1929 году храм был закрыт для богослужений и передан в народное хозяйство.

В 1990 году был образован приход храма Богоявления бывшего Богоявленского монастыря. В том же году приходу было передано бывшее здание храма.

Главный престол верхнего храма освящен в честь Богоявления, боковой – апостола Андрея Первозванного. Главный престол нижнего храма освящен в честь Казанской иконы Божией Матери, боковой – святителя Алексия Московского.

14 января 1998 года Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Алексием II было совершено Великое освящение главного престола верхнего храма в честь Богоявления Господня.

Крест с частью Древа Креста Господня. Крест-мощевик с соборной иконой и мощами многих святых Вселенской Церкви. Касперовская икона Божией Матери с мощами многих святых. Иконы с мощами многих святых Вселенской Церкви. Икона равноапостольной Нины, просветительницы Грузии с частью Креста равноапостольной Нины.

Среда, пятница — воскресенье — Часы и Божественная Литургия в 8.30.
Вторник, четверг и пятница — вечернее Богослужение в 18.00.
По средам молебное пение с акафистом пред иконой Божией Матери Казанской и Молебное пение об умножении любви — попеременно в 17.00.
В субботу Всенощное бдение в 18.00.
Накануне церковных праздников в 18.00 — Всенощное бдение, в самый день праздников в 8.30 — Божественная Литургия.
Исповедь — 8.00

Протоиерей Андрей Геннадьевич НЕФЁДОВ.
Родился 14 декабря 1974 года.
Образование: Государственное музыкальное училище им. Гнесиных, Московская Духовная Семинария и Академия, кандидат богословия.
4 ноября 2001 года рукоположен в сан диакона.
27 сентября 2002 года рукоположен в сан пресвитера.
12 мая 2017 года назначен исполняющим обязанности настоятеля храма.
Протоиерей Антоний Александрович МАЛОВ.
Родился 22 ноября 1951 года.
Образование: Мордовский Государственный Университет им. Огарева, Московская Духовная Семинария.
11 декабря 1987 года рукоположен в сан диакона.
23 апреля 1989 года рукоположен в сан пресвитера.
Протоиерей Андрей Вячеславович ПРИВАЛОВ.
Родился 13 января 1966 года.
Образование: Московский инжинерно-физический институт, Московская Духовная Семинария.
15 февраля 1995 года рукоположен в сан диакона.
22 декабря 1995 года рукоположен в сан пресвитера.
Священник Георгий Кириллович КАМЕНЕВ.
Родился 16 марта 1960 года.
Образование: Московский физико-технический институт, Московская Духовная Семинария.
7 февраля 2002 года рукоположен в сан диакона.
5 июля 2005 года года рукоположен в сан пресвитера.
Священник Николай Геннадиевич НЕФЁДОВ.
Родился 15 апреля 1976 года.
Образование: Московская Духовная Семинария и Академия кандидат богословия.
19 января 2004 года рукоположен в сан диакона
26 января 2014 года года рукоположен в сан пресвитера.

ПРИ ХРАМЕ ДЕЙСТВУЮТ

Воскресная школа для детей и взрослых, студии хорового пения и рисования (Запись в Воскресную школу проводится по воскресным дням в сентябре);

Лекторий на темы, посвященные духовной жизни, основам христианской нравственности и принципам построения отношений в православной семье (проводит — протоиерей Геннадий Нефедов) — по средам в 19.00.

Вечерние певческо-регентские курсы (одногодичное образование по специальности певчий церковного богослужебного хора) и любительский хор (обучение навыкам церковного хорового пения всех желающих, запись в сентябре каждого года по результатам собеседования);

Иконописная студия (3-х годичное обучение желающих основам иконописи; набор по результатам собеседования, проверки профессиональных навыков и просмотра работ — 1 раз в 3 года).

Храм Богоявления Господня, бывшего Богоявленского монастыря, в Китай-городе находится недалеко от Московского Кремля, между улицами Ильинка и Никольская.

От станции метро «ПЛОЩАДЬ РЕВОЛЮЦИИ» (Арбатско-Покровская линия): Выхода со станции два. Вам нужен выход, обозначенный следующей вывеской: «ВЫХОД В ГОРОД: К КРАСНОЙ ПЛОЩАДИ, УЛИЦАМ НИКОЛЬСКАЯ, ИЛЬИНКА, КАМЕРНОМУ МУЗЫКАЛЬНОМУ ТЕАТРУ, МАГАЗИНАМ: ГУМ, «ДЕТСКИЙ МИР», «ГОСТИНЫЙ ДВОР»». Поднимаетесь на эскалаторе, выходите из метро — и прямо перед Вами высокий, красивый храм.

От станции метро «КИТАЙ-ГОРОД» (Калужско-Рижская или Таганско-Краснопресненская линии): На этой станции сходятся две разные линии. Вне зависимости от того, по какой линии Вы приехали, нужно повернуть к выходу с лестницей (в отличие от противоположного выхода с эскалатором) под вывеской: «ВЫХОД В ГОРОД: К НОВОЙ ПЛОЩАДИ, УЛИЦАМ: ИЛЬИНКА, МАРОСЕЙКА, ПОЛИТЕХНИЧЕСКОМУ МУЗЕЮ, ГОСТИНОМУ ДВОРУ». Поднимаетесь по лестнице, поворачиваете налево и идете к эскалатору. Поднявшись на эскалаторе и выйдя со станции, Вы оказываетесь в длинном переходе — Вам нужно повернуть налево и идти до конца, затем подняться по правому выходу на улицу. Прямо возле выхода из метро начинается улица Ильинка. Вам нужно идти по ней до Богоявленского переулка. Он будет вторым по правой стороне. Ориентиры: Биржевая площадь, Гостиный двор (угловое большое голубое здание), здание Торгово-промышленной палаты РФ абрикосового цвета. Повернув направо в Богоявленский переулок, Вы сразу увидите золотую главу храма.

От станции метро «ЛУБЯНКА» (Сокольническая линия): Приехав на станцию, идите к выходу, обозначенному вывеской: «ВЫХОД В ГОРОД: НА ПЛОЩАДИ: ЛУБЯНСКАЯ, НОВАЯ, К ТЕАТРАЛЬНОМУ ПРОЕЗДУ, К УЛИЦАМ: ПУШЕЧНАЯ, РОЖДЕСТВЕНКА, НИКОЛЬСКАЯ, Б. И М. ЧЕРКАССКИМ ПЕРЕУЛКАМ, КАМЕРНОМУ МУЗЫКАЛЬНОМУ ТЕАТРУ, МУЗЕЮ ИСТОРИИ МОСКВЫ, ПОЛИТЕХНИЧЕСКОМУ МУЗЕЮ, АВИАКАССАМ, АПТЕКЕ № 1, УНИВЕРМАГУ «ДЕТСКИЙ МИР»». Поднявшись на эскалаторе, поверните налево и идите до выхода на улицу. Выйдя на улицу, Вы увидите перед собой Лубянскую площадь. Снова поверните налево на Никольскую улицу, которая начинается сразу около метро, и идите по ней до Богоявленского переулка (второй поворот налево). Вскоре Вы увидите храм Богоявления.

2012 © Центральное Викариатство города Москвы

Храм Богоявления Господня бывшего Богоявленского монастыря на площади Революции города Москва

Храм в честь Богоявления Господня единственное сооружение, которое осталось от древнейшего монастыря Москвы, основанного еще в 1296 году. Храм, расположенный в центре столицы, и сейчас привлекает множество верующих и туристов.

Богоявленский монастырь был основан в Китай-городе еще при князе Данииле Московском. Младший сын благоверного князя Александра Невского, получив в свое владение Москву, старался украсить её храмами и монастырями, одним из которых стала Богоявленская обитель.

В этом монастыре, расположенном в настоящее время на площади Революции, главным был храм Богоявления Господня. Первоначально деревянный, после пожаров 1340 года он был возведен в камне и стал одним из первых каменных сооружений, возведенных за пределами Кремля.

По преданию, первым настоятелем монастыря был брат преподобного Сергия Радонежского — игумен Стефан. С храмом также связано и имя очень почитаемого в России святителя Алексия Московского, который принял здесь постриг и проводил монашескую жизнь.

Храм Богоявления несколько раз был сильно поврежден, но восстанавливался:

  • в 1451 году во время нашествия татарского царевича Мазовши большей частью выгорел, но был восстановлен вскоре;
  • после Великого московского пожара 1547 г. и нашествия Девлет-Гирея 1571 г. монастырь и храм снова пришлось отстраивать заново;
  • после Смутного времени вся обитель сильно пострадала, и центральный монастырь Москвы новым русским государям пришлось отстраивать вновь.

После всех событий Богоявленский храм был построен с нуля в 1624 году. Став главным храмом Москвы и усыпальницей представителей рода Романовых, он претерпел полную перестройку в стиле «нарышкинского барокко» в период с 1686 по 1694 года. Именно тогда он приобрел тот вид, который имеет в настоящее время.

Другие православные храмы в честь Богоявления:

При монастыре размещался большой некрополь, где были погребены представители таких знатных фамилий, как Шереметьевы, Голицыны, Меньшиковы, Репнины. Среди захоронений была могила отца святителя Алексия Московского Фёдора Бяконта. К сожалению, все надгробия над этими захоронениями были утрачены в советский период.

Современное состояние

Закрытие храма в честь Богоявления Господня пришлось на 1919 год. С этого времени началось его разрушение. В 1941 году недалеко от храма упал сбитый немецкий бомбардировщик. Взрывной волной была разрушена верхняя часть храма. Но в 1980 годах началась реставрация храма, она надолго затянулась.

Только после передачи храма Русской православной церкви в 1991 г. реставрационные работы ускорились. Вскоре храм Богоявления Господня в Богоявленском переулке был полностью восстановлен, в том числе и Алексеевский придел в своем изначальном виде.

В настоящее время в храме совершаются регулярные богослужения.

Внимание! Расписание богослужений храма Богоявления Господня на площади Революции следующие:

  • утреня и литургия совершается ежедневно в 8.30 за исключением понедельника и вторника;
  • вечерня или Всенощное Бдение перед праздниками начинается в 17.00;
  • по праздникам и воскресеньям начало Божественной литургии в 9.30.

В каждой церкви есть свои святыни, особо почитаемые иконы, мощи или же реликвии, связанные с тем или иным святынями.

Ещё интересные статьи о православии:

В храме Богоявления главной святыней является Иверская часовня, где находится почитаемая икона Богородицы «Иверская». Эта часовня расположена в пределах бывшего монастыря.

Престольные праздники

В жизни каждого храма особое место занимают праздники, связанные с престолами, освященными в честь тех или иных святых, Богородицы или Господских великих праздников, которых в течение года всего двенадцать.

В Богоявленском храме есть следующие праздники:

  • Богоявления Господня, память 19 января;
  • св. апостола Андрея Первозванного, память 13 декабря;
  • священномученика Владимира, митрополита Киевского, память 25 февраля;
  • Казанской иконы Божией Матери, память 21 июля и 4 ноября;
  • святителя Алексия Московского, память 12 февраля.

Как добраться

Добраться до храма очень просто: надо на метро доехать до станции «Площадь Революции», при выходе из метро обратить внимание на вывеску «Выход в город». Выйти в ту сторону, где указана Красная площадь, улица Ильинка, Никольская, Камерный музыкальный театр.

Выйдя в этом направлении, сразу попадаем к Богоявленскому храму.

Собор Богоявленского монастыря

Огромный Богоявленский собор не утратил своего значения в современной Москве. Уже нет как такового монастыря, рядом возникли новые здания, но он по-прежнему возвышается среди окружения, претендуя на центральное значение в Китай-городе. Его мощный купол отлично виден из Замоскворечья и способен конкурировать даже с Покровским собором на Красной площади.

Богоявленский монастырь по праву считается одним из древнейших в Москве: он был основан первым московским князем Даниилом Александровичем в 1296 году – старше него только Данилов монастырь. Поначалу все здания обители были деревянными, но в 1342 году на пожертвования боярина Протасия возводится первый каменный собор Богоявления. В дальнейшем все перестройки велись на основе этого здания: в 1571 году после нашествия крымского хана Девлет‑гирея, потом в 1624 году по окончании Смутного времени. Наконец, в 1693‑1695 годах на фундаментах старого собора было возведено существующее здание. Впоследствии оно несколько раз обновлялось, но структура более не менялась.

Выстроенный в стилистике нарышкинского барокко, Богоявленский собор ориентирован по вертикали: на четверик поставлен восьмерик, который в свою очередь увенчан вытянутым барабаном с восьмигранной главой. Фасады щедро декорированы белокаменной резьбой, особенно пышно смотрятся крупные наличники окон с фигурными колонками и гребнями. Грани восьмерика также увенчаны гребнями, а углы четверика украшены стилизованными вазами. Верхняя половина четверика прорезана с севера и с юга двойными окнами, окна подклета меньше по размеру и декорированы скромнее, но тоже элементами нарышкинского барокко. Трапезная и четверик соединены между собой широкой галереей, на которых позднее появились дополнительны приделы. Над западным входом построена колокольня, увенчанная шпилем. В интерьере внимание привлекают крупные скульптурные композиции «Коронование Богоматери», «Рождество» и «Крещение».

В нижнем храме, освященном во имя Казанской иконы Божией Матери, ранее находился обширный некрополь: здесь располагались усыпальницы самых знатных родов России – Голицыных, Шереметевых, Долгоруковых, Салтыковых и многих других. Собор сильно пострадал во время пожара 1812 года: от взрыва, произошедшего в Кремле, в здании лопнули железные связи, вылетели стекла и рамы, крест на колокольне согнуло пополам. В течение следующих нескольких лет здание было приведено в порядок.

Богоявленский монастырь был еще и одним из центров просвещения в России XVII веке. В 1685 году в нем поселились ученые-монахи из Греции – братья Софроний и Иоанникий Лихуды. Здесь же они основали свою школу, в которой преподавали греческий язык, грамматику, пиитику, риторику, логику и другие науки. Через два года, в 1687 году, школа переехала в соседний Заиконоспасский монастырь и преобразовалась в Славяно-греко-латинскую академию – это было первое высшее учебное заведение в России.

Помимо собора в монастыре существовало еще две надвратных церкви: первая, во имя Рождества Иоанна Предтечи была разобрана в 1905 году (несмотря на протесты Московского археологического общества) для строительства доходного дома на Никольской улице; а вторая, Спаса Нерукотворного Образа, утрачена в начале 1920‑х годов после закрытия монастыря.

Богослужения в соборе прекратились после революции, его убранство сильно пострадало, а сам он последовательно использовался в качестве общежития, производственных помещений и репетиционного зала. Некоторые надгробные памятники из нижнего храма и подклета были перенесены в Донской монастырь, который тогда принадлежал Музею архитектуры.

Во время Великой Отечественной войны собор едва не был утрачен: в непосредственной близости от него, на углу Никольской и Богоявленского переулка, упал немецкий бомбардировщик. Стоявшие на этом месте здания были полностью разрушены, а сам собор лишился главы с барабаном – их снес самолет во время падения. После войны территория была расчищена и застроена массивным зданием в стиле сталинского ампира.

С 1991 года начался постепенный процесс возрождения Богоявленского собора. Монастырская жизнь не была восстановлена, поэтому собор действует в качестве приходской церкви. В 2007 году перед алтарем собора в Богоявленском переулке был установлен памятник братьям Лихудам.

Храм Богоявления Господня в Китай- городе Москва

Храм Богоявления Господня величественно возвышается над застройками Китай-города, притягивая внимание своей нарядной архитектурой с колонками, балясинами и карнизами. Центральная апсида и восьмерик украшены крупными иконами. Святыня была построена как часть бывшего Богоявленского монастыря.

Старейшая мужская обитель Москвы была основана, согласно монастырским актам, в 1296 году. Тогда были воздвигнуты кельи и первый храм из бревен в честь Богоявления Господня с приделом в честь Благовещения Девы Марии. Первым зданием монастыря из белого камня стал Богоявленский собор, построенный в 14-15 веках. В 1451 году на Московский посад пришла орда царевича Мазовши, которая сожгла большую часть построек, сильно пострадал и собор.

Уже восстановленный при Василии Втором, разросшийся при Иване Третьем, монастырь вновь пострадал от великого московского пожара в 1547 году. После похода крымского хана Давлет-Гирея на Москву, обитель была вновь отстроена уже Иваном Грозным. Особенно большие потери монастырь понес в Смутное время, поэтому, сразу с восхождением царя Михаила Федоровича на престол, приступают к восстановлению и обустройству обители. В 1624 году строится и новое каменное здание храма Богоявления.

Пожар, который случился в 1686 году, вновь уничтожил обитель. И вновь она была полностью восстановлена. На этот раз, архитектурный ансамбль монастыря был построен в стиле русского барокко. После того, как были добавлены новые кельи, с благословения владыки Адриана в 1692 году началось сооружение новой церкви. Среди тех, кто финансировал восстановление монастырского комплекса и храма, значатся члены семей князей Голицына и Долгорукова, и сама царица Наталья Кирилловна.

Нижняя церковь Богоявленского собора во имя иконы Казанской Богоматери освящалась зимой 1693 года, верхняя церковь — три года спустя в честь Богоявления Господня. Предел освятили в 1697 году в честь владыки Московского Алексия. Через 40 лет монастырские постройки были вновь повреждены в городском пожаре.

Восстанавливали обитель уже при игумене Герасиме, благодаря которому в 40-х годах 18 века, над воротами была построена церковь Бориса и Глеба со звонницей. Монастырскому комплексу все также покровительствовали князья Долгоруковы и Голицыны.

Через пять лет храм получил северный предел во имя Георгия Победоносца, а через семь лет — южный во имя Сподвижника Иакова. Кроме того, была добавлена звонница. В 1782 году церковные интерьеры были отреставрированы и украшена настенными росписями, новые части декорировали лепниной.

Особый расцвет для монастыря начался, когда с Афонского монастыря привезли мощи мученика Трифона, Пантелеимона и других святых, а также икона Божьей Матери. Ларь с мощами был установлен в соборном храме.

Судьба храма в эпоху советской власти

В период 1905-1906 годах власти монастыря разобрали надвратную церковь Иоанна Предтечи семнадцатого века, чтобы соорудить на том месте доходный дом. С приходом советской власти монастырский комплекс был закрыт, усыпальница дворян — разграблена, Разобрана башня монастырской ограды семнадцатого века, колокольня, Алексеевский предел и остальные постройки.

В свое время многие организации и объединения использовали помещения храма под собственные нужды. Так, например, здесь находилось государственное общество «Союзхлеб», исторический музей и Московская книжная палата. В верхнем храме даже устраивали общежитие для учащихся академии горного дела, а в нижнем храме располагались лабораторные помещения Научно-исследовательского института.

Ни одна из них не заботилась о сохранности святыни, они меняли и перестраивали внутреннее пространство по своему желанию — в 30-е годы сняли главу, установили межэтажные перекрытия. Во время Великой отечественной немецкий бомбардировщик упал рядом с храмом, сам он не пострадал, но была разрушена одна из монастырских построек. На ее месте было возведено здание Министерства безопасности, которое заняло кельи и корпус настоятелей. В это время в нижнем храме устроили котельную.

В 80-х годах Богоявленский храм передали академическому русскому хору, которым руководил А. В. Свешников. Дирекция хора обратилась к мастерам архитектурно-реставрационной мастерской, которой руководил в то время Н. И. Даниленко, для подготовки проекта восстановления храма. Именно по проекту Даниленко восстановление собора проводится по сей день.

Помимо архитектурных исследований, в храме работали археологи, открывшие уникальные слои, начиная с 13 века. В них прекрасно сохранились остатки столпов и стен собора 14 века, а также более поздних пристроек, захоронения 13-18 веков.

Храм в наши дни

До наших дней сохранился сам храм, а также пару корпусов. Храм весной 1991 года передали Московской патриархии, а уже зимой в нем вновь начали проводить богослужения. После многолетних реставрационных работ, ему был возращен прежний облик. Алексеевский предел, который в 19 веке был изменен до неузнаваемости, а затем и вовсе разрушен, воссоздали в том виде, в котором он был изначально, по мнению специалистов.

Рядом с храмом Богоявления был установлен скульптурный комплекс из бронзы монахам братьям Лихудам, основавшим в конце семнадцатого века в монастыре школу. Изготовление памятника финансировало греческое правительство.

Как добраться до храма Богоявления Господня

Собор расположен в центре Москвы, недалеко от Кремля. Добраться сюда удобней на метро:

  • От станции «Площадь революции».

У станции два выхода, чтобы попасть к собору, необходим выход к Красной площади, улицам Ильинка, Никольская, магазину Детский мир, Гостиный Двор. Дальше подняться на эскалаторе.

Над выходом с лестницей расположена вывеска «Выход в город»: к улице Маросейка и Ильинка, Новой площади, Гостиному Двору, Политехническому музею. Поднявшись по лестнице, затем на эскалаторе, выходите в длинный переход, повернув налево, идете до конца. Выход из метро расположен в начале улицы Ильинка, по которой надо пройти до Богоявленского переулка, где и расположен храм.

Контактные данные

Собор расположен по адресу: Москва, Богоявленский переулок, дом 2/6 строение 4. Телефон: (495) 698-38-25, (495) 698-37-71. Кроме того, для связи с прихожанами у храма есть электронный адрес, который можно узнать на официальном ресурсе святыни.

Расписание богослужения

Расписание всех богослужений можно уточнить по телефону или на официальном сайте храма. Перечень всех служб публикуется на сайте на 2 ближайших месяца.

Богослужения начинаются ежедневно с 8-9 часов, заканчиваются в 18.00 вечера.

Исповеди проводит протоирей Андрей в 9 утра и в 19.30.

Danchik-1 › Блог › Богоявленский храм, ГУМ и Манежная площадь.Москва.

Всем привет!
Вышли из метро, Площадь Революции).Ещё немного и мы на Красной площади.А пока по пути, не спеша, идём и любуемся домами, улицами.Я делаю снимки и сейчас они дополнены информацией с соц.сетей для точности.Хотя порой, так хочется копнуть по глубже историю и сравнить с настоящим…

По пути в Богоявленском переулоке попадается храм с одноимённым названием.Чем то оно меня зацепило.Давайте посмотрим.

Никольская улица всегда была одной из самых популярных среди жителей Москвы.
Еще в 12 веке неподалеку проходили дороги в московский Кремль из Ростова, Суздаля и Владимира.
Неудивительно, что место облюбовали торговцы, а вдоль улицы появилось несколько монастырей и храмовых сооружений, одно из которых — Собор Богоявления Господня при Богоявленском монастыре на Никольской, называемый в обиходе местом «за Торгом».
Начальная история святыни загадочна.
Известно то, что монастырь сначала был возведен из дерева, а когда постройка сгорела, в 1340 году появилось сооружение (первое за пределами Кремля), сделанное из камня.
В Смутное время Собор Богоявления с монастырем на Никольской сильно пострадал: он оказался в самом центре военных действий. Поэтому Романовым пришлось восстанавливать сооружение с нуля.

Значение новый монастырь имел огромное.
Его игумены и архимандриты всегда принимали активное участие в жизни государства и правителей. Здесь же была открыта и высшая школа, первая в России.
При Романовых монастырь не только возродился, но и был дополнен новыми постройками, выполненными в стиле московского барокко.
При царе Петре Собор Богоявления Господня продолжил свой расцвет, однако имела место и первая секуляризация. А во времена правления Екатерины II храм жил только благодаря тому, что здесь покоились представители знатных фамилий России.
В войну 1812 года святыня выстояла, хотя во время взрыва в Кремле монастырь также изрядно пострадал.
В целом, судьба была благосклонна к Собору Богоявления на Никольской.

Лишь с 1919 года начались, по истине, сложные времена для храма: он был разграблен и закрыт (что-то из реликвий отдано музеям, что-то разрушено и осквернено).
В 1941 году стены Собора Богоявления пострадали вновь: немецкий бомбардировщик упал недалеко от сооружения и взрывной волной была разрушена верхняя часть постройки.
Реставрация началась лишь в 80-х годах. Постепенно восстанавливалось даже то, что было разрушено еще французами.
Сегодня Собор Богоявления на Никольской открыт для богослужений, при нем действуют воскресная школа, братство, музыкальный лицей. К 2014 г. планируется завершить реставрационные работы.
Второй после Даниловского по своей древности монастырь, конечно, должен жить в веках.

Собор Богоявления Господня Богоявленского монастыря на Никольской

Собор Богоявления Господня Богоявленского монастыря на Никольской. Улица всегда была одной из самых популярных среди жителей Москвы.

Еще в 12 веке неподалеку проходили дороги в московский Кремль из Ростова, Суздаля и Владимира.

Неудивительно, что место облюбовали торговцы, а вдоль улицы появилось несколько монастырей и храмовых сооружений, одно из которых — Собор Богоявления Господня при Богоявленском монастыре на Никольской, называемый в обиходе местом «за Торгом».

Краткая история собора Богоявления в Москве

Начальная история святыни загадочна.

Известно то, что монастырь сначала был возведен из дерева, а когда постройка сгорела, в 1340 году появилось сооружение (первое за пределами Кремля), сделанное из камня.

В Смутное время Собор Богоявления с монастырем на Никольской сильно пострадал: он оказался в самом центре военных действий. Поэтому Романовым пришлось восстанавливать сооружение с нуля.

Значение новый монастырь имел огромное.

Его игумены и архимандриты всегда принимали активное участие в жизни государства и правителей. Здесь же была открыта и высшая школа, первая в России.

При Романовых монастырь не только возродился, но и был дополнен новыми постройками, выполненными в стиле московского барокко.

При царе Петре Собор Богоявления Господня продолжил свой расцвет, однако имела место и первая секуляризация. А во времена правления Екатерины II храм жил только благодаря тому, что здесь покоились представители знатных фамилий России.

В войну 1812 года святыня выстояла, хотя во время взрыва в Кремле монастырь также изрядно пострадал.

В целом, судьба была благосклонна к Собору Богоявления на Никольской.

Собор при Советах и сегодня

Лишь с 1919 года начались, по истине, сложные времена для храма: он был разграблен и закрыт (что-то из реликвий отдано музеям, что-то разрушено и осквернено).

В 1941 году стены Собора Богоявления пострадали вновь: немецкий бомбардировщик упал недалеко от сооружения и взрывной волной была разрушена верхняя часть постройки.

Реставрация началась лишь в 80-х годах. Постепенно восстанавливалось даже то, что было разрушено еще французами.

Сегодня Собор Богоявления на Никольской открыт для богослужений, при нем действуют воскресная школа, братство, музыкальный лицей. К 2014 г. планируется завершить реставрационные работы.

Второй после Даниловского по своей древности монастырь, конечно, должен жить в веках.

Богоявленский храм на Никольской расположен по адресу: Москва, Богоявленский переулок, 2 (станция метро — Площадь Революции).

Москва. Собор Богоявления Господня бывшего Богоявленского монастыря.

Богоявленский мужской монастырь основан в 1296 г. сыном благоверного великого князя Александра Невского первым московским князем св. Даниилом. Это один из древнейших из существовавших московских монастырей. Одним из его первых игуменов был Стефан, старший родной брат преподобного Сергия Радонежского.

Храм Богоявления был построен в 1342 г. ,заменив первоначальный деревянный при великом князе Иване Калите. В 1624 г. храм начали перестраивать. Он состоит из двух ярусов. Церковь нижнего яруса самая древняя и датируется 1624 годом с главным престолом в честь Казанской Божией Матери. Верхняя церковь в честь Богоявления господне и Спаса Нерукотворного Образа выстроена в 1693 году. В 1782 году храм Богоявления поновлена снаружи верху до низу с папертью и лестницей, расписана и украшена лепниной. В 1747 году с северной стороны сооружен придел в честь Св.вмч Георгия Победоносца.

В советское время в соборе находилось общежитие. В начале 1980-х годов начинаются реставрационные работы. Богослужение возобновились в начале 1990-х годов.

Богоявленский монастырь находится в Богоявленском переулке, выходит на Никольскую улицу, основан в 1296 г. св. князем Даниилом. Это второй по древности из существующих в Москве монастырей.

Церковь Богоявления сначала была деревянной, каменная построена в 1342 г. тысяцким Протасием. Вместо нее в 1693-96 гг. воздвигнут нынешний величественный двухэтажный храм. Он построен в том стиле «барокко», который имеет западное происхождение, но, применяясь к каменным храмам в Москве с 1676 г., значительно здесь видоизменился сообразно русским вкусам и церковным требованиям. Богоявленский храм отличается обилием наружных архитектурных украшений: карнизов, колонок, щитов, «сухариков», «сережек» и т. п.; украшения эти сделаны из белого камня и кирпича.

В нижнем этаже храма устроена церковь Казанской Божией Матери с северным приделом Алексия митрополита. В 1747 г. пристроен северо-западный придел вмч. Георгия. В 1754 г. устроен южный придел, названный сначала «Иакова Алфеева», потом упраздненный, служивший ризницею, а около 1900 г. освященный во имя Феодосия Черниговского. В верхнем этаже сохранился старый семиярусный иконостас главного Богоявленского алтаря. Лепные работы по стенам сделаны при общем обновлении храма в 1782 г.

В трапезной устроены приделы Тихвинской Божией Матери и вмч. Пантелеимона. Галерея сначала была совсем открытой террасой, «гульбищем», как говорили в XVII в.; сделана железная крыша и вставлены рамы со стеклами уже в XVIII в. В северо-восточной части галереи в 1905 г. устроен придел Рождества Иоанна Предтечи, заменивший собою разобранный тогда же храм этого имени, который был построен около 1672 г. и находился на самой линии Никольской улицы впереди нынешней колокольни.

«Указатель церквей и часовен Китай-города». Москва, «Русская Печатня», Б. Садовая, д. № 14, 1916 г.

Храм Богоявления (бывшего Богоявленского монастыря)

тел.: +7 (495) 698 37 71

настоятель: протоиерей Геннадий Нефедоров

Храм Богоявления Господня — бывший главный собор древнего Богоявленского монастыря, роскошный бело-розовый храм в стиле нарышкинского барокко в центре города.

Монастырь был основан князем Даниилом Александровичем в 1299 году. Незадолго до своей смерти в 1340 году князь Иван Калита заложил каменный собор в честь Богоявления. Строительство собора было получено тысяцкому Протасию Вельяминову, который осуществил также постройку Успенского собора Кремля. Сохранившееся до нашего времени здание было построено в 1693—1696 году на средства царицы Натальи Кирилловны Нарышкиной и по благословению патриарха Адриана. После Троицкого пожара 1737 года Богоявленский собор был перестроен: в его нижнем помещении устроили большую усыпальницу для представителей знатных фамилий.

В 1929 году монастырь был закрыт, его помещения переданы частично Государственному историческому музею, частично — «Союзхлебу», общежитию Горной академии. Во время войны рядом с собором упал фашистский бомбардировщик, но собор остался цел, пострадал только купол. После войны в нижнем храме была устроена котельная. В 1982 году началась масштабная реставрация собора. Спустя 9 лет, в 1991 году храм был передан верующим. Ныне при храме действуют воскресная школа, еженедельные лектории, иконописная студия и вечерние певческо-регентские курсы.

Храм Богоявления Господня

При преподобном Корнилии в Лукиановой пустыни в 1658 году был воздвигнут второй храм – в честь Богоявления Господня. Этот храм был тёплым в отличие от первого холодного в честь Рождества Богородицы. Богоявленский храм простоял десять лет, после чего преподобный Корнилий испросил благословения у Патриарха разобрать его и построить заново. Была построена «… церковь тёплая деревянная ж Богоявления Господня… Против тёплой церкви колокольня шатровая, на ней семь колоколов, часы железные приведены к тем же колоколам» (писцовая книга за 1675 год).

В 1680 году деревянный храм за ветхостью был разобран, и прп. Корнилий просил благословение у патриарха Иоакима на построение новой каменной церкви. Новый храм был окончен строительством в 1684 году, уже при его приемнике, строителе Евагрии и 30 августа этого же года освящен.

Интерьер придела вмч. Феодора

Устроением в нем придела святого великомученика Феодора Стратилата, небесного покровителя царя Феодора Алексеевича, преподобный Корнилий достойно почтил вечной молитвенной памятью царя-благодетеля, во все свое шестилетнее царствование жаловавшего Лукианову пустынь, как своими личными посещениями, так и вкладами. Царь любил совершать богомольные выезды в Залесье и неоднократно посещал Лукианову пустынь в тех случаях, когда путь его проходил в этой стороне. Он почитал чудотворный Лукиановский образ Рождества Богородицы, чтил память основателя пустыни преподобного Лукиана, пользовался советами и наставлениями преподобного Корнилия. И, как следствие своего благоволения, щедро одарял Лукианову пустынь землями и угодьями. В ризнице монастыря до революции сохранялись подлинные его грамоты 1677, 1678, 1680 и 1681 гг. на владение жалованными землями, ставшими основной статьей благосостояния обители. В монастыре хранили память о каждом личном посещениях царя. Это было 19 сентября 1677 года, когда он из Москвы ходил в Александрову слободу и после этого посетил Лукианову пустынь, 21 сентября 1678 года, при тех же обстоятельствах, 15 сентября 1679 года на пути в Переславль Залесский, пробыв в пустыни два дня.

Этот замечательный храм, существующий в обители с небольшими поновлениями до сих пор, является ярким примером мастерства русских зодчих того времени. Две главы его были покрыты деревянной чешуёй, крест белым железом, а крыша тёсом. Внутри храма всё было просто, чуждо вычурности, всё располагало к молитве, стены не были расписаны вплоть до XX века. Иконы в иконостасах двух приделов – Богоявления Господня и великомученика Феодора Стратилата – были больших размеров, не покрытые ризами. Их украшали чеканные серебряные венцы позолоченные с каменьями, а также ожерельца из жемчуга. В четырехъярусном иконостасе главного придела справа от царских врат помещались храмовая икона Богоявления Господня, а слева от них – Иверская икона Божией Матери. Это был один из ранних списков с иконы, принесенной с Афона в Москву в царствование Алексея Михайловича. Так Вратарница Горы Афонской с конца XVII века охраняла Лукианову обитель.

В трапезной части храма на первом столпе висел образ Рождества Пресвятой Богородицы, а вокруг образа, представлявшего собой средник, были написаны Господские и Богородичные праздники; они находились под золоченым серебряным окладом.

На колокольне было пятнадцать колоколов: один большой, один повседневный весом в 21 пуд 28 фунтов, семь малых и ещё шесть малых.

Под храмом были сделаны «полатки» для хранения монастырского имущества и хозяйственных припасов.

В особом помещении находилась ризница обители, в которой хранились два древних Евангелия московской печати (одно 1677 года, а другое 1685 года), богато украшенные, два сребропозолоченных креста с частицами мощей – вклады почитателей Лукиановой обители, церковные сосуды – вклад Великой княгини Натальи Алексеевны. Здесь хранились четыре грамоты царя Феодора Алексеевича и другие монастырские документы.

Храмовые иконостасы были двухъярусные. К большому сожалению, они не сохранились. Можно предположить, что некоторые иконы писались известными живописцами, скорее всего это были иконы местного ряда. В синодике Лукиановой пустыни записаны имена живописцев: государев Симон Ушаков, патриарший Феодор Елизаров, живописцев Оружейной палаты Карп Иванов, государев Феодор Евстифеев. Можно почти с уверенностью сказать, что храмовая икона, которая находилась в иконостасе придела Феодора Стратилата. написана кем-то из этих живописцев.

В 1892 г. перед колокольней выстроили шатровое крыльцо.

В 1911 г. храм расписали.

В советский период были утрачены главы, растесаны окна второго этажа и трапезной, частично утрачен декор фасадов, четверик был покрыт кровлей на четыре ската под шифер, верх полностью утрачен, приделан дополнительный вход к алтарной части. Широкий арочный проем, соединявший основной объем с приделом, был частично заложен. Перед передачей монастыря Церкви в храме располагалась столовая.

После открытия обители Богоявленская церковь начала реставрироваться самой первой. С помощью Божией были восстановлены все исторические архитектурные формы.

Храм находится в центральной части монастырского ансамбля. Это тип трехчастного бесстолпного храма в 2 света. Высокий бесстолпный четверик объединяет основной объем самого храма и северный придел. Двуглавый объем храма достаточно редок для архитектуры 17 столетия, как и вытянутая по продольной оси двустолпная трапезная часть. Храм и трапезная образуют единый, вытянутый в продольном направлении двухэтажный объем, завершающийся с востока двумя гранеными апсидами: более крупной – с юга и меньшей, придельной – с севера. Над восточной частью общего объема возвышается общий для основного и придельного храмов четверик, вытянутый в поперечном направлении и завершающийся двумя главками на круглых глухих барабанчиках. С запада высится шатровая колокольня с восьмигранным ярусом звона на квадратном в плане основании и с двумя ярусами слухов в шатре. Перед колокольней стоит крыльцо с четырехгранным шатром на четырех столбах.

В достаточно сдержанном декоре фасадов использованы лопатки и уступчатые карнизы, а также кокошники по верху четверика. Окна с лучковыми перемычками украшены наличниками, в нижнем ярусе – рамочными с килевидными завершениями, а в верхнем – с колонками по сторонам и разнообразными завершениями, от треугольных до приплюснутых. Колокольня украшена панно из ширинок и уступчатыми архивольтами – в ярусе звона, а также гуртами и наличниками слухов – в шатре. Суховатый эклектический декор позднего шатрового крыльца с висячими гирьками подражает образцам 17 в.

Теплая, зимняя трапезная и теплые храмовые помещения располагались в первом этаже, а летние – во втором. Трапезные залы в обоих этажах перекрыты системой коробовых сводов на распалубках, опирающихся на два квадратных в сечении столба. Помещения храма Богоявления в обоих этажах более крупные, тогда как придел Феодора Стратилата имеет совсем небольшой размер и маленькую апсиду. И храм, и его апсида, и придел перекрыты коробовыми сводами, тогда как апсида придела – граненой конхой. Помещения по сторонам колокольни имеют лотковые своды.

Храм Богоявления Господня бывшего Богоявленского монастыря на площади Революции города Москва

Братья и сестры!

Приглашаю всех желающих познакомиться в реальной жизни и возрастать духовно на общую встречу азбуковчан Москвы,Подмосковья и гостей столицы на 1,5 часовую экскурсию «Заиконоспасский монастырь и храм Богоявления Господня бывшего Богоявленского монастыря».

В план экскурсии входит знакомство с Заиконоспасским ставропигиальным мужским монастырем на ул. Никольская, храмом Богоявления Господня бывшего Богоявленского монастыря в Богоявленском переулке, а также знакомство с историей первого высшего учебного заведения в Москве – Славяно-греко-латинской Академией, просуществовавшей в стенах Заиконоспасского монастыря почти 130 лет.

В ходе экскурсии вы сможете подняться на колокольню Заиконоспасского монастыря и обозреть с нее окрестности Китай-Города, а при посещении храма Богоявления Господня вас проведут в его древнюю подземную часть, где проводились археологические раскопки.

Кстати,в Заиконоспасском монастыре обычно по воскресеньям 2 литургии :в 6:30 ч и в 8:30 ч , поэтому,кто боится не успеть доехать из своего храма,может приехать на литургию в монастырь(время все же заранее уточните -не у меня,а на их сайте)

Встреча в 11:35-11:45 м.Площадь революции, Богоявленский переулок,д 6. Ориентир- у памятника братьям Лихудам.

НЕ ОПАЗДЫВАТЬ! Начало экскурсии в 12 ч. За пожертвование( дети и инвалиды-бесплатно).До 25 человек.

В 14 ч Елена Радова и ее сын Иван приглашают продолжить культурную программу экскурсией в Зарядье. Так что особо стойким можно записываться сразу на обе экскурсии.

Потом посидим в кафе,пообщаемся,познакомимся. м. Новокузнецкая/Третьяковская( а мы от Зарядья пройдем пешком мин 15), ул. Пятницкая,д 27. Обычно «заседаем» на третьем этаже поближе к кулеру с кипятком, но как получится- главное,чтобы разместились всей группой,которая останется на посиделки.

P.S. Напоминаю, что туда хорошо бы взять свой пакетированный чай,можно плюшки к чаю. Для новичков- цены очень демократичные! В крайнем случае есть чай.

P.S. Без обид, моя цель как женщины и добровольного организатора- создать семью самой и помочь другим людям в создании благоприятных условий для того же самого.

Поэтому убедительная просьба все же записываться вначале тем,кто хочет после экскурсии общаться-знакомиться для создания семьи. У кого нет таких целей, дам Вам все контакты- собирайтесь отдельной группой,сходите со своим приходом и тд. Простите меня,грешную!

Для новеньких мой телефон как всегда 8(906)715-33-99 Маретта/Мария в крещении (на экскурсии номер будет выключен).

Записываться в дневнике обязательно-большая группа создаст неудобства.

Ссылка на основную публикацию