Храм Ильи Пророка в Ярославле

Храм Ильи Пророка в Ярославле

Ярославская церковь Ильи Пророка — это ярчайший образец зодчества XVII века, который дошел до нас в практически неизменном виде. Нарядный храм стоит в самом центре города и является одним из его главных сооружений.

История постройки

Из летописных сведений известно, что первая церковь святого Ильи появилась в Ярославле благодаря стараниям князя Ярослава Мудрого. Он заложил ее одновременно с городом в память о своей победе над медведем, которая произошла как раз в день почитания Ильи Пророка. Сейчас на том месте, по предположениям исследователей, стоит Ильинско-Тихвинская церковь.

Современный Ильинский храм строился на средства богатых братьев-купцов по фамилии Скрипины. Строительство продолжалось с 1647 года по 1650 год. Ранее, на территории нынешнего здания стояло две деревянных церкви. Одна называлась в честь Ильи Пророка, а вторая — Покрова Богоматери.

Интересно! Упоминание об Ильинской деревянной церкви есть в повести о чуде прозрения, которое произошло во время крестного хода с иконой Спаса мимо храма. Слепой во время шествия у церкви начал видеть.

Находился храм, построенный по инициативе братьев Скрипиных, на территории их собственного подворья. Когда проводилась реконструкция в Ярославле в 1778 году, церковь оказалась в центре административной площади. С этой поры она получила статус одной из главных построек города.

Архитектура

Следует отметить, что купцы не жалели средств на облагораживание храма. Сюда привезли самые красивые иконы. Из своей личной коллекции, собранной для домашней молельни, братья отдали также несколько образов. Оклады святынь украшены драгоценными камнями и жемчугом.

Другие православные храмы Ярославля:

Для богослужений использовалась золотая и серебряная утварь. Все в храме было прекрасно. В колокольню подняли пять новых стопудовых колоколов. Еще пять перенесли со старой колокольни.

По периметру церкви возвели каменную ограду. Рядом построили дома для священника и диакона, причетники жили в деревянной постройке.

Поскольку у Скрипиных не было наследников, они завещали свои торговые места и земельные угодья храму. Но в XVIII веке эти владения отошли городу. В течение всего XIX века здание не ремонтировалось. Фрагментарно обновлялась роспись, но не более того. Поэтому к концу столетия церковь очень обветшала. Но благодаря попечительству местного мецената Ивана Александровича Вахромеева, ценный памятник архитектурного искусства был восстановлен и вновь предстал во всей своей красе и величии.

Советский период

После свержения царя и прихода к власти коммунистов Ильинский храм передали в ведение научно-исторического общества города Ярославля.

В 1922 году произошло изъятие церковных ценностей с последующей их передачей в экспозицию музея. Практически до тридцатых годов в церковь могли приходить посетители. Здесь проходили выставки старинного шитья, икон древнего письма и редких предметов для богослужения. Потом ее закрыли и использовали преимущественно для хозяйственных целей, как склад.

Как раз в это время активно разрасталась деятельность Союза воинствующих безбожников. Представители сообщества решили, что на площади не место храму и его необходимо снести. В поддержку этого собрали около тысячи подписей, но в высших инстанциях такой инициативе не дали претвориться в жизнь. В защиту уникального памятника русского зодчества выступили сотрудники сектора архитектуры и ярославского музея. Благодаря их усилиям храм удалось спасти от сноса.

С начала пятидесятых и до 1983 года в церкви Ильи Пророка периодически проводились реставрационные работы. В 1989 году провели чин освящения главного престола, после чего в теплое время года в храме стали регулярно проводиться службы.

Архитектура церкви Ильи Пророка

Традиции древнерусского зодчества просматриваются в каждой детали церкви. Она представляет собой соборный тип храма с тремя алтарными апсидами с восточной стороны. Высокая двухъярусная галерея опоясывает здание с трех сторон. На западе и севере обустроено два крыльца. Западное служит парадным входом с улицы. Несмотря на то что снаружи храма не так много украшений, он все равно выглядит очень светло и празднично. Окна оставили без наличников, а стены просто разделены на три части лопатками.

В то же время убранство галерей и приделов демонстрирует богатую фантазию мастера, который их декорировал. Здесь можно увидеть белокаменные резные вставки, бусины, изображения зверей и птиц. У каждого фасада свой индивидуальный облик, при этом восточный и северный отличаются большей строгостью от остальных.

Описание

Ярославский храм Ильи Пророка представляет собой массивный четверик с пятью куполами на крыше. Внизу расположен высокий подклет. Световые барабаны обрамлены узорчатыми поясами и декорированы нарядными кокошниками. Зеленые главки увенчаны коваными позолоченными крестами, центральный из которых был выкован мастерами XVII века.

Интересно! Здание довольно асимметрично, если рассматривать церковь с разных сторон, то она каждый раз будет выглядеть совершенно иначе.

Многоярусная колокольня пристроена к храму с северо-запада. В ее шатре сделаны специальные прорези, которые призваны улучшить акустику во время звона колоколов. Все фасады сооружения украшены дополнительным декором.

Интерьер: как Скрипины украсили церковь

Внутреннее убранство поражает своей масштабностью и красотой. До наших дней сохранился резной иконостас, выполненный в лучших традициях «московского барокко». В нем можно увидеть иконы, написанные царским изографом Федором Зубовым.

Всего в составе центрального иконостаса 100 икон.

Пожалуй, главное украшение Ильинского храма — это фрески. На стенах церкви нет ни одного пустого места. Многообразие сюжетов впечатляет. Росписью занимались знаменитые художники из Костромы — Гурий Никитин и Сила Савин. На это ушло два летних сезона в 1680-1681 годах. Особенностью ярославской школы живописи было то, что библейские сцены воплощались в образах существующей русской действительности. Например, Каин и Авель облачены в русские рубахи.

Нижняя часть стен расписана орнаментами. Два яруса, находящихся наверху, а также своды иллюстрируют евангельские сюжеты. Следующий ярус посвящен деяниям апостолов. Затем идет пояс росписей с изображением жизни пророка Ильи. Ризоположенский придел и галерейные стены расписали ярославские мастера уже в 1682 году. Здесь преобладает тематика обретения частицы ризы Господа царем Михаилом Федоровичем.

Интересно! Все работы были выполнены на высочайшем уровне, поэтому сохранили яркость красок до сегодняшнего дня.

Старинные иконы и пышно украшенные иконостасы добавляют очарования интерьеру Ильинского храма. Уникальные образцы резьбы демонстрируют талантливость русских мастеров.

Современное состояние и деятельность прихода

Сегодня храм принадлежит мужской Кирилло-Афанасиевской обители Ярославля. Церковь имеет несколько самостоятельных приделов с купольной и шатровой архитектурой. Она обстроена галереями, объединенными с колокольней. Весь интерьер украшен росписью с бытовыми и евангельскими сценами.

Особый интерес вызывает композиция «Распятие», которая регулярно обновляется во время ремонтных мероприятий.

На заметку! В настоящее время церковь действующая, но богослужения в ней проводятся только в летний период и по большим религиозным праздникам.

С мая по октябрь Ильинский храм работает, как подразделение Ярославского музея-заповедника. Сюда можно попасть с 8:30 до 19:30. Среда — выходной день.

Святыни и престольные праздники

В стенах храма хранится частица ризы Господней и почитаемая икона Богородицы «Ярославская».

  • 15 июля — Положение Честной ризы Пресвятой Богородицы во Влахерне;
  • 2 августа — день памяти Илья Фесвитянина, пророка;
  • 14 октября — Покров Пресвятой Богородицы;
  • 15 ноября — чтится память эфесских мучеников Самона, Гурия и Авива.

Как добраться

Храм Ильи Пророка находится в городе Ярославле по адресу: площадь Советская, дом 7. Доехать к церкви можно на общественном транспорте, который следует через Красную, Волковскую и Богоявленскую площади. От Красной площади нужно пройти пешком по улице Советской. Если идти от Торгового переулка, необходимо идти по улице Кирова в направлении Советской площади.

Если добираться из Москвы на своем автомобиле, то следует выехать на федеральную трассу М8. В пределах города ее называют Московским проспектом. По нему переезжают реку Которосль и поворачивают направо на улицу Нахимсона. Эта улица как раз выведет к зданию церкви.

Также из столицы курсируют в направлении Ярославля скоростные экспрессы, которые доставят в город в среднем за три часа. На обычном поезде поездка растянется на пять часов. От железнодорожного вокзала в Ярославле до Ильинского храма можно дойти пешком в течение часа при спокойном темпе или воспользоваться услугами маршрутного такси.

Ныне церковь Ильи Пророка — это визитная карточка Ярославля. Великолепный памятник художественного искусства вызывает светлый трепет в сердцах людей, пришедших в его стены. Вероятно, искренняя любовь к православию и горячее желание создать нечто светлое и приближенное к Создателю помогли в свое время купцам Скрипиным построить действительно Божий храм, во всей полноте смысла этих слов.

Церковь Ильи Пророка

Нарядная церковь Ильи Пророка в центре Ярославля видна издалека. На площади, посреди которой она расположена, замыкается сразу несколько улиц, так что храм становится во главе радиально-кольцевого градостроительного плана. Редчайший памятник русского искусства, Ильинская церковь стала выдающимся образцом ярославской школы архитектуры и живописи, ярким свидетельством самобытности и красоты провинциальных городов 17 века. Уникальность её заключается ещё и в том, что церковь сохранилась до нашего времени в первозданном виде, практически без изменений. Храм был построен в 1647—1650 гг. по заказу влиятельных купцов братьев Скрипиных на их личном подворье. Он представляет собой сложный гармоничный ансамбль из основного пятиглавого четверика с пятью луковичными куполами тёмно-зелёного цвета, крытого галерей по его сторонам, восьмигранной колокольни и Ризоположенского придела.

Внешнее убранство церкви просто роскошно: каждый фасад имеет своё художественное решение, углублённые окна обрамлены наличниками, фактурность придают арки и профилированные ширинки, барабаны украшены поясами и окружены кокошниками, привлекают внимание нарядные изразцы. С трёх сторон, кроме алтарной, по периметру храма идёт двухъярусная галерея. С севера и запада входами на галерею служат два крыльца, украшенные декором и узорами. Фронтон западного крыльца, открытого на площадь, дополнительно украшен фреской «Распятие».

Зайдя внутрь, попадаешь в настоящую сокровищницу древнерусского искусства, над внутренним и внешним убранством которой работали лучшие мастера своего времени — живописцы, кузнецы, резчики по дереву. Росписи на стенах конца 17 века, выполненные артелью костромских художников в сотрудничестве с ярославцами, сохранились почти без повреждений. Не надо быть сведущим в тонкостях библейских сюжетов, чтобы оценить мастерство художников, восхититься сочностью и красочностью фресок.

Помимо росписей в храме сохранился резной алтарный иконостас в барочном стиле конца 17 века, царские врата 16 века, надпрестольная сень ажурной работы и уникальные старинные иконы.

История церкви в 20 веке

К концу 19 века из-за бедности прихода церковь Ильи Пророка долгое время не ремонтировалась, пока, наконец, окончательно не обветшала. Второе рождение она обрела на рубеже веков, после масштабной, очень тщательной и качественной реставрации. В 1904 г. церковь вновь заблистала своей былой красотой и была открыта для богослужений вплоть до 1920 г., после чего преобразована в музей.

С началом 1930-х над храмом нависла угроза сноса. От рвения Союза воинствующих безбожников святыню спасли работники культуры, в частности, директор музея Н. Кузнецов. В 1938 г. в Ильинской церкви открылся антирелигиозный музей, который просуществовал всего три года до начала войны. В послевоенные годы церковь ещё какое-то время функционировала как склад для музейных экспонатов, только в 1955 г. было решено вернуть её верующим. После длительной и тщательной реконструкции церковь Ильи Пророка открылась вновь. В 1989 г. её снова освятили, и с тех пор в храме проходят службы по большим православным праздникам, а в тёплый период года посетителей принимает музей.

Полезная информация

Адрес: Ярославль, пл. Советская, д. 7.

Время работы: понедельник — воскресенье: 8:30 — 19:30, среда: выходной.

Обратите внимание, что в холодную и дождливую погоду музей не работает (из-за риска повредить фрески).

Как добраться: на всех видах общественного транспорта, которые следуют через Красную, Волковскую и Богоявленскую площади. От Красной площади идти пешком по Советской улице, от Торгового переулка — по улице Кирова в направлении Советской площади.

Храм Ильи Пророка в Ярославле

Церковь Илии Пророка стоит на просторной площади в самом центре города. Согласно планировке XVIII века, от масштабного и эффектного архитектурного ансамбля лучами расходятся ярославские улицы.

Пятиглавое здание соборного типа возводилось в 1647-1650 годах на месте деревянных Ильинской и Покровской церквей. В те времена они располагались вблизи усадебного комплекса именитых купцов Скрипиных — Иоаникия Ивановича (ок. 1596-1660 г.) и Вонифатия Ивановича (ок. 1594-1661 гг.), торговавших жемчугом и пушниной. На их средства и началось строительство нового храма, затмившего по своим красоте и величию все прежние культовые сооружения города.

Купеческая семья была очень религиозной, при этом образованной и хорошо разбиравшейся в искусстве. Супруга Вонифатия Ивановича, имевшая не менее оригинальное, чем у мужа имя Иулита Макаровна, для росписи Ильинского храма пригласила мастера фресковой живописи, иконописи и миниатюры Гурия Никитина (1620/1625-1691 гг.). По просьбе Скрипиных в работе над внутренним убранством принял участие выдающийся иконописец, представитель стиля барокко Фёдор Зубов (1610/1615-1689 гг.), написавший значительную часть иконостаса ярославской церкви.

Илья Пророк, в честь которого освятили новую церковь, особо почитался в Ярославле. Это связано с тем, что, по преданиям, город был основан в день его памяти — 2 августа (20 июля по старому стилю). В православии Илью считали очень строгим, но справедливым, щедрым и всемогущим святым. К нему обращались за помощью в охоте, врачевании и любви. При этом верили, что отвечает он на просьбы людей только с чистой душой.

Особенно необычным в судьбе этого святого, рожденного в IX веке до нашей эры, является то, что он был призван Богом к себе ещё живым. За ним прислали огненную колесницу, которая и унесла Илью Пророка на небеса.

Северный вход в храм.

Ильинская церковь имеет богатый внешний декор — резной кирпич, изразцы, полихромную роспись на стенах.

Роспись интерьерной части выполнялась артелью художников по главе с Гурием Никитиным.

Среди живописцев, работавших над внутренним убранством, также значатся костромской икононописец Сила Савин (ум. 1657/1689), ярославский иконописец-знаменщик Дмитрий Семенов (ум. 1679/1693 гг.), иконописец, затем игумен Антониево-Сийского монастыря Федор Игнатьев (1614-1687 гг.) и ряд других мастеров XVII-XVIII веков.

Фрески в интерьере создавались в 1680 году. Галереи церкви были расписаны в 1716 году.

Живопись Ильинской церкви сочетает в себе две традиции — исконно русскую, складывавшуюся на протяжении долгих столетий под влиянием Византийского искусства, и новой, сформировавшейся к XVII веку.

В ту эпоху в России активно шел процесс обмирщения культуры, самое яркое отражение нашедший в живописи.

Роспись ярославской церкви содержит множество бытовых сцен.

Фрески выполнены в соответствии с принципами декоративно-повествовательного стиля — они заполняют всё пространство и отличаются яркостью и цветовым многообразием.

Кроме росписей интерьер украшен архитектурными деталями, которые можно увидеть на входах, окнах и нижних ярусах стен. В декоре можно заметить восточные мотивы, которые русские художники изучали по заморским тканям.

Особое внимание привлекает изразцовый орнамент.

В цветовом спектре основными являются коричнево-красные, желто-золотистые, малиново-розовые, охристые и голубые оттенки. Сочетание этих тонов создают атмосферу праздничности.

Значительное место в интерьере отведено иллюстрациям жития пророка Илии и его ученика пророка Елисея, которые также получили характер жанровых картин. Эти фрески занимают четвертый и пятый ярусы главного храма.

Фреска «Род царствия благословится» на своде северного крыльца. Это собственная версия живописца Федора Игнатьева гравюры из книги политического и литературного деятеля, архиепископа Черниговского и Новгород-Северского Лазаря (1616-1693 гг.) «Меч духовный» (1666/1668 гг.), созданной по образцу родословной Иисуса Христа.

В Ингатьевском видении генеалогическое древо династии Романовых разрастается из фигуры князя Владимира Святославовича (ок. 960-1015 гг.). Особое место отведено взошедшему в тот период на русский престол Петру Первому (1672-1725 гг.). Над головами всех представителей царской фамилии нарисованы нимбы, что в духе времени подчеркивает обмирщение священного.

Гурий Никитин, под руководством которого велась роспись Ильинской церкви, получил аттестацию иконописца первой статьи в Оружейной палате в 1660 году. После этого он встал во главе иконописной школы в Костроме.

Имея славу одного из лучших монументалистов своего времени, живописец не раз призывался в столицу, где ему поручались значительные проекты. Среди них роспись Архангельского и Успенского соборов Московского кремля.

Творчество Никитина и его артели отличают величие и эмоциональность образов.

Церковь Ильи Пророка в Ярославле

Ярославль: полезная информация

  • Информация о городе
  • Карта Ярославля
  • Куда сходить
    • Достопримечательности (47)
    • Парки развлечений (14)
    • Музеи (20)
    • Храмы, соборы, мечети (13)
    • Речные вокзалы (1)
    • Зоопарки (1)
    • Парки (5)
    • ЖД вокзалы (2)
    • Автовокзалы (1)
    • Рестораны и кафе (4)
    • Театры (4)
    • Фестивали, праздники, шоу (6)
    • Аэропорты (1)
    • Магазины и ТРЦ (1)
    • Горнолыжные курорты (1)
    • Клубы, концертные площадки (2)
    • Галереи (1)
  • Забронировать отель в Ярославле
  • Поиск и бронирование дешевых авиабилетов
  • Отзывы туристов
  • Фотографии Ярославля
  • Советы о Ярославле

Автобус ост. «Красная площадь», № 1, 5, 6

Если Ярославль — важнейшее звено в ожерелье «Золотого кольца», то ярославская церковь Ильи Пророка — жемчужина в архитектурном, историческом и церковном наследии города. Уникальность церкви в том, что она сохранилась практически неизменной с XVII века. Особенно ценны фрески, которые украшают стены от пола до потолка, и 6-ти ярусные иконостасы. Уникальна и архитектура церкви — практически сразу после постройки колокольни храма, церковные власти запретили строительство колоколен в шатровом стиле — как несоответствующих канонам.

Самая первая православная церковь Ярославля была воздвигнута Ярославом Мудрым также в честь Ильи Пророка. Дело в том, что знаменитая битва князя с медведем (нашедшая отражение в гербе Ярославля и 1000-рублевой купюре) состоялась в день Ильи Пророка. Но та церковь до наших дней и не сохранилась, да и располагалась немного дальше.

Братья Иоанникий и Вонифатий Скрипины стали создателями современной Ильинской церкви. Они были крупнейшими торговцами пушниной и драгоценными камнями. Скрипины поставляли товары даже к царскому и патриаршим дворам. Семья Скрипины была очень религиозна, поэтому, переехав из Новгорода в Ярославль и наладив дела, братья решили построить новый храм. Место было определено на хозяйственном подворье их усадьбы в центре Ярославля. Ранее здесь располагались две небольшие деревянные церкви.

Строительство началось в 1647 году. По моде и требованиям того времени деревянные здания заменялись каменными и кирпичными. Именно это спасло церковь в дальнейшем, когда спустя 10 лет в городе случился пожар, опустошивший половину деревянного Ярославля. Но здание храма лишь немного обгорело снаружи.

Церковь, над возведением которой работали местные зодчие, была достроена в 1650 году. Изначально планировалось построить пятиглавый храм Ильи Пророка, окруженный двухъярусной галереей только с двумя приделами, но, когда церковь была практически готова, патриарх Иосиф подарил купцам частицу ризы Христа. Получить подобный дар считалось огромной честью. Для хранения частицы ризы был воздвигнут третий Ризоположенческий придел. За три месяца церковь была расписана ярославскими мастерами. На внешним стенах были нанесены яркие сложные узоры, которые не сохранились. На внешних стенах сохранилась лишь побелка, да и то частично.

Скрипины не оставили потомков, поэтому после их смерти церковь отошла городским властям. В конце XVIII века Ярославль перестраивался согласно новому городскому плану, поэтому дома вокруг церкви снесли, а сама она оказалась в центре Ильинской (ныне Советской) площади. На рубеже XIX—XX вв. церковь отремонтировали, фрески очистили. Краски их совсем не потускнели за прошедшее время.

В Советское время церковь была признана памятником архитектуры, частицу ризы и церковную утварь передали в музей. В 30х гг. здесь располагался антирелигиозный музей, а под куполом даже висел маятник Фуко. После войны церковь была отреставрирована, а в 1989 году — заново освящена.

Архитектура

Церковь возведена по классическим византийским образцам, в плане имеет крест. Внутри расположены столбы, соединенные арками. Столбы делят храм на нефы, над пересечениями которых располагаются купола. Здесь купола выстроены в форме луковок. Всего их пять — самый высокий в центре и четыре поменьше по бокам. Зеленый цвет луковок говорит о том, что храм посвящен Святой Троице. Галереи окружают храм с трех сторон, вход с западной стороны — центральный.

Колокольня, примыкающая к храму, выстроена в шатровом стиле, который был запрещен уже после строительства церкви. В плане она представляет собой восьмерик. На втором ярусе расположены специальные небольшие окошки для лучшего резонанса звона. Композиция храма асимметрична, поэтому стоит лишь взглянуть с другого ракурса и вы увидите другую архитектуру. Особенно стоит отметить легкий, ажурный, но вместе с тем, величественный, Ризоположенческий придел, построенный в форме восьмерика, поставленного на четырехугольное основание.

Посмотрим на церковь снаружи с помощью Google-панорам

Внутреннее убранство и фрески

Но основная красота ярославской Церкви Ильи Пророка спрятана внутри. Великолепно сохранившиеся фрески радуют глазах яркими красками. В центральном зале фрески исполнены в 6-ти ярусах, на каждом из которых рассказывается о житии святых, а также самого Ильи Пророка. Фрески создавались в течении десятилетий и были закончены к 1716 году.

Кроме того, внутренний интерьер дополняет деревянная резьба. Резьбой украшены и многоярусные иконостасы. Центральный содержит более 100 икон и выполнен в стиле московского барокко. К созданию икон здесь приложил руку знаменитый мастер-живописец Федор Зубов.

Церковь Ильи Пророка в Ярославле

Церковь Ильи Пророка – это выдающийся памятник архитектуры и истории, который можно смело отнести к наиболее выразительным и совершенным ансамблям XVII столетия. Храм является одной из главных достопримечательностей Ярославля, а уникальность его состоит в том, что он сохранился до нашего времени практически без изменений. По своей величине он уступает только Успенскому собору в Ярославле и церкви Иоанна Предтечи в Толчкове.

Гуляя по центру Ярославлю, Вы, конечно, еще издалека увидите это белокаменное строение, расположенное на просторной площади города — Советской, где сходится сразу несколько улиц. Внешнее и внутреннее убранство храма вызывает восхищение. Только самые талантливые мастера – зодчие и художники, кузнецы и резчики по дереву, плиточники и рабочие по серебрению, могли создать эту настоящую сокровищницу древнерусского искусства.

Режим работы Церкви Ильи Пророка в 2019 г.

  • В летний период (с 1 мая по 1 октября) ежедневно с 8:30 до 19:30. Вход закрывается в 19:00. Церковь может быть закрыта в дождливую погоду по рекомендациям реставраторов для сохранности фресок
  • В зимний период (с октября по апрель) закрыта

Стоимость билетов в Церковь Ильи Пророка в 2019 г.

  • Для взрослых — 120 рублей
  • Для детей старше 16 лет, студентов и пенсионеров РФ — 60 рублей
  • Для детей 7-16 лет — 60 рублей

Из истории

Когда-то на месте этой нарядной церкви стояли два деревянных храма – летний — в честь Ильи Пророка и теплый зимний – во имя Пресвятой Богородицы. Всего за три года с 1747 по 1750 год на месте старых построек ярославские мастера создали великолепный архитектурный ансамбль. На белокаменной плите справа от входа в храм Вы увидите надпись об этом историческом событии.

Работы по созданию храма выполнялись на средства братьев Вонифатия и Иоанникия Скрипиных, богатых ярославских купцов. Церковь находилась на их подворье и прекрасно вписывалась в единый архитектурный ансамбль. В конце XVIII века Ярославль, как и многие российские города, был перестроен по регулярному плану. Церковь Ильи Пророка оказалась в центре площади, названной Ильинской, позже переименованной в Советскую.

После смерти братьев Скрипиных (Вонифатия в 1660 и Иоанникия в 1661 годах) храм почти не обновлялся и через два столетия сильно обветшал. Только благодаря помощи предпринимателя Ивана Махромеева, в начале XX века были выполнены уникальные работы по реставрации здания и церковь Ильи Пророка удалось сохранить.

В советское время строение использовалась как склад, был период, когда храм хотели снести. В 50-х годах началось его восстановление и в 1969 году обновленный храм был освящен. Сейчас он совместно используется православной церковью и музеем. В дни праздников здесь проходят службы, а в теплое время года храм работает как музей.

Церковь Ильи Пророка – описание

Церковь Ильи Пророка – пятиглавый храм, его барабаны украшены кокошниками и аркатурой (аркатура – это ряд декоративных ложных арок). Для придания выразительности на фасадах храма выполнены квадратные углубления — ширинки, в которых помещены изразцы и белокаменные вставки.

Росписи внутри храма отличаются яркостью красок, они созданы костромскими художниками. Особой ценностью является резной иконостас. Многие иконы храма написаны одним из лучших придворных иконописцев Федором Зубовым. В храме находились иконы, украшенные жемчугом и драгоценными камнями.

Всего в церкви Ильи Пророка пять приделов, главный из которых — в честь Ильи Пророка, а самый большой – Покровский, это боковой придел. Также имеется придел во имя Варлаама Хутынского и придел, посвященный святым исповедникам Гурию, Самону и Авиве, выполнявший роль домовой церкви купцов Скрипиных.

Ризоположеский придел

Пятый Ризоположенский придел церкви Ильи Пророка необычен — он выглядит особо торжественно благодаря своей пирамидальной форме. Эта часть храма была возведена позже основного здания и была предназначена для хранения святыни – частицы Ризы Господней. Святая реликвия была подарена церкви патриархом всея Руси Иосифом в честь окончания ее строительства.

Ярославль был основан в XI веке в Ильин день — 2 августа. С тех пор история города и храма, носящего имя этого Святого, тесно связаны друг с другом. Поэтому неудивительно, что церковь Ильи Пророка является символом города на Волге, входящего в Золотое кольцо России.

alienordis

Зарисовки с натуры

С веками люди не меняются. Меняется только антураж.

Церковь Ильи-Пророка (Ярославль)

Ильинский храм по своим архитектурным формам, настенной живописи, составу икон принадлежит к наиболее выразительным и совершенным художественным ансамблям XVII столетия, он является одним из наиболее полно и хорошо сохранившихся памятников Ярославля.

Внешний вид церкви Ильи-Пророка.

Изначально церковь Ильи Пророка (1647-1650) была построена на территории усадьбы храмоздателей – богатых купцов (гостей) Скрипининых. Центром архитектурного ансамбля одной из центральных площадей города она стала только в 18 веке.

Церковь Ильи Пророка в общей панораме города.

Первоначально церковь Ильи Пророка осталась небеленой, с красными стенами, швы между кирпичами были чуть притушены тонким слоем красной охры. Декоративные элементы всех частей храма — кокошники барабанов, ширинки, наличники окон были окрашены темперными красками охристого, зеленого и синего цветов. Вокруг церкви Ильи Пророка была построена ими каменная ограда, к которой примыкали два каменных дома для священника и дьякона, и деревянный дом для причетников, «все это составляло вид монастыря».

Художественные работы в церкви Ильи Пророка велись на протяжении второй половины XVII — начала XVIII вв. В конце XVII века были сооружены резные новые иконостасы в стиле московского барокко.

Иконостас церкви Ильи-Пророка.

В 1697 году были выполнены росписи теплого Покровского придела артелью местных мастеров.

Росписи теплого придела.

В начале XVIII столетия украшены стенным письмом галерея и приделы — Ризоположенский и Гурия, Самона и Авива.

Вход в основной храм из галереи

Архитектурный облик церкви Ильи Пророка сохранился без больших изменений. Первые перестройки коснулись завершения центрального храма. Церковь Ильи Пророка, подобно другим ранним ярославским храмам, имела позакомарное покрытие, оно было декоративным, а не конструктивным. В конце XVII — первой половине XVIII вв. эту форму заменили четырехскатной тесовой кровлей. Цетральная глава была покрыта по каркасу белым железом, а боковые и главы придельных храмов и колокольни — зеленой поливной черепицей, в 1857 году все главы четверика перекрыты железом и окрашены в зеленый цвет.

На фото под крышей видны полукруглые закомары – архитектурные элементы, повторяющие форму сводов.

Небольшие перестройки коснулись северного придела Гурия, Самона и Авива: в XIX столетии заменены кокошники на четырехскатную кровлю.

Северный придел храма

Более значительные переделки были проведены в южном Покровском приделе: в 1807 году растесаны и увеличены по высоте окна, крыша перекрыта железом, при этом ее форма изенена на более крутую, разобраны две кирпичные стенки с фронтонами и кирпичная глава.

Южный (Покровский) придел

Интерьер Ильинского храма тоже сохранился практически без изменений.

Интерьер Ильинского Храма

Подновления живописи происходили преимущественно в теплом Покровском приделе.

Интерьер Покровского придела.

Система отопления там неоднократно менялась, нарушался температурно-влажностный режим, что приводило к разрушению живописи. В 1830 году свод и стены предела были прописаны темперными красками, а декоративный пояс — масляными. Первоначальная штукатурка с живописью в местах отставания от кирпичной кладки была сбита и заменена новой. На протяжении XIX столетия несколько раз покровские росписи подвергались тем или иным подновлениям.

На фото хорошо виден декоративный пояс (внизу).

Церковь Ильи Пророка к концу XIX века находилась в запущенном состоянии. В начале ХХ столетия в ней были проведены большие реставрационные и ремонтные работы. В ходе реставрации деревянные рамы в окнах заменили железными,

Окна церкви Ильи-Пророка.

деревянную площадку у входа в церковь заменили мраморной,

Крыльцо церкви.

наружные деревянные двери заменили железными решетчатыми со вставными стеклами.

Двери церкви.

Все полы (и деревянные, и чугунный в летней церкви) были заменены полами из огнеупорного кирпича.

На фото видны кирпичные полы.

Одно из главных сокровищ храма Ильи-Пророка – так называемые моленные места. Это своеобразные соединения надпрестольной сени и трона. Они были выполнены ярославскими резчиками для церкви Николы Мокрого в 1650-х годах, по преданию, для царя Алексея Михайловича и патриарха Никона.

Молельные места.

В Ильинский храм они были перенесены в 1938 году к открытию антирелигиозного музея. Непосредственным образцом для создания моленных мест послужило царское место Ивана Грозного 1551 года в Успенском соборе Московского Кремля.

Реконструкция царского места Ивана Грозного в Историческом Музее.

Места состоят из двух частей — квадратного в плане, огороженного с двух сторон невысокими резными стенками помоста, и шатрового завершения на четырех столбиках.

Молельное место

Архитектурная форма шатров как бы растворяется в безмерном разнообразии кокошников , башенок и херувимов .

Шатер молельного места.

Фото: Alienordis, кроме фотографий отмеченных дополнительно.

Фрески в храме Ильи Пророка в Ярославле

В XVII веке знаменитый иконописец Гурий Никитин оставил послание на одной из стен храма: «Всем же изографное изображение в духовное наслаждение на вечные века, аминь». Сквозь века мы продолжаем удивляться красоте и той духовной силе, которая проникает в нас благодаря древним фрескам. Место, в котором раскрывается подлинное искусство фрески, находится в Ярославле — это храм Ильи Пророка.

В середине XVII века в Ярославле было 44 церкви и 2 монастыря. В 1650 году купцы Вонифатий и Иоанникий Скрипины построили в Ярославле храм Ильи Пророка, который первоначально располагался на территории их усадьбы. Скрипины были влиятельными людьми того времени, они занимались торговлей жемчугом, пушниной и церковной утварью, ежегодно ими уплачивался налог в тысячу рублей в пользу государственной казны, что говорило о их состоятельности. В знак особого расположения, по завершении строительства, патриарх Иосиф и царь Алексей подарили им часть Ризы Господней, которая хранилась в Успенском соборе Московского Кремля. Для хранения святыни был построен шатровый Ризоположенский придел.

На строительство и убранство храма купцы не жалелили денег, помня о том, что храм был единственным общественным местом города: здесь мог восседать царь, разглашались указы, на паперти проходили праздники. Для росписи храма был привлечен известный изограф Гурий Никитин и четыре неизвестных мастера, в середине XVII века иконописцы считались посадским тягловым населением. Потому приказы царя соблюдались неукоснительно.

Техника нанесения фресок считается уникальной и, если угодно, долговременной. Это связано с тем, как готовилась известь и краски. “Фрески писались по сырой штукатурке вскоре после ее схватывания. Первый слой краски наносился обычным пигментом, разведенным на воде; по высыхании штукатурного слоя поверхность его покрывалась прочной кальцийной пленкой, надежно предохраняющей живопись от воздействия влаги. Окончательная проработка живописи производилась красками, разведенными на растительном (пшеничном) клею или на яйце, иногда добавлялись растительные масла или олифа”.* Применялись только те краски, которые не меняли своего цвета при соприкосновении с известью — охра, кобальт, пигменты — киноварь и голубец и др.

В те времена стенопись называлась “книгой для неграмотных”, так как люди, приходящие в храм, могли читать фрагменты священной и земной истории по фрескам. Это были общеизвестные сюжеты, которые передавала народная память и история церкви. В качестве композиции фресок в храме, искусствоведы говорят о таком порядке их расположения:

Бог обитает в небесах — поэтому он изображен под куполом. Ангелы — ярусом ниже. В барабане центральной главы представлены ученики и пророки — апостолы.

На сводах — главные христианские праздники: миф о непорочном зачатии, жертвенной смерти Христа, Вознесние и другие. На стенах — христологический или богородичный циклы о земной жизни Христа и Богоматери. В нижних ярусах росписи, обычно, расположены земные деяния того святого, кому посвящен храм.

Фрески Ильи Пророка было решено расположить крупными широкими поясами в четыре яруса. В закомарах изображены деяния Христа после его воскресения (Пасхальная неделя). Первый ряд сверху — картины евангельской истории. Второй ярус представлен деяниями апостолов. Третий ярус (второй снизу) рассказывает о жизни и чудесах пророка Ильи, нижний ярус посвящен деяниям его ученика — Елисея.

В XVII веке многие живописцы придерживались иконографической традиции, но фрески Ильи Пророка показывают трансформацию мировоззрения человека того времени. Помимо святых на фресках появляются детально прорисованные фигуры животных и растительные орнаменты:

Теперь в картину миру включены интерьерные подробности посадского убранства и архитектурные формы:

Яркие и самобытные фрески повествуют о деяниях Елисея, в одной из них сюжет передан художником в нехарактерной для того времени манере — художник усложняет движения фигур. Это хорошо заметно во фрагменте, где роженица наблюдает за тем, как служанки обмывают ее только что рожденного сына, дарованного ей через молитвы к Елисею.

Большую известность получила композиция “Жатва”, которая как нельзя лучше передает повседневную жизнь рабочего люда того времени:

К сожалению, в истории храма были и тяжелые моменты. В 1920-30-е годы храм используется как складское помещение. В 30-е годы в Ильинском храме открывается областной антирелигиозный музей. Только в 1960-е годы помещение начинают приводить в порядок, начинается реставрация фресок.

В храме вы можете увидеть множество сюжетов, плотное полотно из фресок буквально переполняет его, для внимательного и пытливого исследователя посещение Ильи Пророка может занять несколько часов. Но это место, намоленное веками, лишает вас не только ощущения времени, но и возвращают к истокам традиций, которые мы обретаем, находясь рядом с вечным.

Обычно храм Ильи Пророка, который имеет статус музея, открыт только несколько месяцев в году, с мая по сентябрь, в дождливые дни храм закрыт.

Храм святого пророка Илии в Ярославле

Х рам во имя пророка Илии был первым храмом города, согласно «Сказанию о построении града Ярославля» он был заложен Киевским великим князем Ярославом Владимировичем Мудрым одновременно с самим городом. Современный каменный храм построен в 1647-1650 гг. на месте двух деревянных храмов — старого холодного храма Ильи Пророка и тёплого храма Покрова Пресвятой Богородицы на средства богатейших купцов гостиной сотни братьев Иоанникия и Вонифатия Скрипиных.

На освящение храма Патриарх Московский и всея Руси Иосиф даровал ему частицу Ризы Господней, которая хранилась в Успенском соборе Московского Кремля. Для хранения обретённой святыни в храме был сооружён шатровый Ризоположенский придел. Во время городского пожара 1658 г. храм, хотя и обгорел снаружи, но внутри, в отличие от большинства других, не пострадал.

Ильинский храм был расписан знаменитыми костромскими художниками Гурием Никитиным и Силой Савиным вместе с ярославскими мастерами в 1680 г. (артель из 15 мастеров работала неполных три месяца). Все главы были крыты зелёной черепицей, ярко сверкающей на солнце. В XVIII в. черепицу сменило изобретённое в Ярославле чешуйчатое покрытие.

Когда Ярославль в 1778 г. получил регулярный план застройки, храм Илии Пророка стал центром радиально-кольцевой планировки городского посада, вокруг него была создана Ильинская площадь (ныне Советская), на которой разместился ряд административных учреждений. Ограда вокруг храма была выполнена в 1896 г. по рисунку академика А.М. Павлинова.

Храм ремонтировался в 1898-1904 гг. на средства городского головы И.А. Вахрамеева. В 1920 г. здание передали Ярославскому музею-заповеднику. В 1930-х гг. работникам музея удалось уберечь его от сноса. В 1938-1941 гг. в храме, куда перенесли мощи ярославских чудотворцев свв. благоверных князей Феодора, Давида и Константина, Союз воинствующих безбожников устроил антирелигиозный музей. Реставрация проводилась в 1955-1956, 1960, 1983 гг.

В 1989 г. главный престол храма Ильи Пророка был вновь освящён, и с тех пор в летнее время в храме проводятся церковные службы. Музей открыт для посещения с мая по октябрь.

Храм находится в историческом центре Ярославля, который является объектом из списка Всемирного наследия ЮНЕСКО № 1170.

filaretuos

Реалии нашей жизни

Друзья и враги

Церковь Ильи пророка в Ярославле.

Церковь в честь пророка Ильи была первой церковью города Ярославл я, согласно «Сказанию о построении града Ярославля» она была заложена князем Ярославом Мудрым одновременно с самим городом — в честь того, что легендарная победа князя над медведем произошла в день этого святого. Располагалась она, как предполагается, на месте современной Ильинско-Тихоновской церкви.

Церковь Ильи Пророка в Ярославле была построена в 1647-1650 гг. на средства богатейших ярославских купцов братьев Вонифатия и Иоанникия Скрипиных.

Братья Иоанникий Иванович и Вонифатий Иванович Скрипины — богатые именитые ярославские купцы. Скрипины были выходцами из Новгорода, переселившимися в Ярославль после захвата города Иваном Грозным. В Ярославле XVII века для предприимчивых купцов были все возможности для успешной торговли. Скрипины торговали жемчугом, мехами, церковной утварью. Они являлись поставщиками товаров для царского и патриаршего двора. Свои товары продавали не только в Москве, но смогли наладить торговлю и с Западной Европой. Скрипины были крупнейшими скупщиками сибирской пушнины, получая от ее продажи огромные прибыли. Несметные богатства Скрипиных вынуждали считаться с ними даже царя и патриарха.
Семья Скрипиных была очень религиозна. Об этом свидетельствует сам факт строительства храма. Также известно, что брат их был иноком, а сестра схимонахиней.
На своей усадьбе Скрипины строят великолепную церковь Ильи Пророка, которая стала жемчужиной ярославской архитектуры. К завершению строительства Скрипины получили в дар от патриарха Иосифа и царя Алексея часть Ризы Господней. В честь получения святыни они пристроили отдельную церковь – придел Ризоположения.
Род Скрипиных рано угас. Нет никаких упоминаний о наследниках богатейших ярославских купцов. Из детей Скрипиных известна только рано умершая дочь Вонифатия. Нет их детей и в фамильном склепе под северным приделом храма.

На месте, где стоит храм Ильи Пророка в Ярославле, ранее стояли две деревянные церкви — холодная во имя Пророка Ильи и теплая Покрова Богоматери. Когда были основаны эти церкви — неизвестно, но об Ильинской церкви упоминается в повести о чуде от иконы Спаса в 1612 году. В повести говорится, что когда несли святую икону, напротив церкви пророка Ильи некий слепой прозрел «обеими очами яко никогда же сея болезни имев».

Нынешняя большая каменная церковь Ильи Пророка, как свидетельствует церковная летопись и вставленная в стену запись, сделанная славянской вязью на белокаменной плите справа от входа в храм « начата созидатися « в лето 7155 (1647), месяца мая в 9 день; совершена же сия церковь и освящена в 7158 (1650) году, июня в шестнадцатый день, при державе Государя Царя и Великого Князя Алексея Михайловича всея Руси, при святешем Иосифе Патриархе Московском и всея Руси, при митрополите Варлааме Ростовском и Ярославском».

Первоначально церковь Ильи Пророка стояла на территории усадьбы Скрипиных и вместе с ее постройками составляла единый ансамбль. По плану реконструкции Ярославля 1778 года Ильинская церковь оказалась в центре административной площади, и, замыкая перспективу нескольких улиц, стала одним из главных архитектурных сооружений города.

Эта церковь не только одна из самых красивых, но и третья по величине среди церквей Ярославля: больше нее только Успенский собор и храм Иоанна Предтечи в Толчкове. В настоящее время храм Ильи Пророка в Ярославле является одним из наиболее полно и хорошо сохранившихся памятников.

Скрипины не пожалели средств на украшение церкви. Были приобретены и заказаны прекрасные иконы, сюда же братья передали и свои иконы. Все они небольшого размера, любовно собирались Скрипиными для домашней молельни. Иконы Ильинской церкви были богато украшены жемчугом и драгоценными камнями.

Не менее роскошными были и золотая и серебряная церковная утварь, златотканые облачения священников, покровы и пелены из атласа и бархата. Для освещения центрального храма служило большое медное паникадило весом в 10 пудов и три паникадила меньших, весом по 5 пудов каждый.

На колокольне поставлены были 5 колоколов от 106 пудов до 25 и 5 колоколов были перенесены со старой колокольни. Вокруг церкви Ильи Пророка Скрипины построили каменную ограду, к которой примыкали два каменных дома для священника и дьякона, и деревянный дом для причетников.

Для содержания храма Скрипины «дали по душах своих и по душах родителей своих в вечный поминок в Ярославле пол семь лавок да 13 палат больших». Братья умерли, не оставив после себя наследников — Иоанникий в 1660 году, Вонифатий — в 1661. В подклете придела Гурия, Самона и Авив, в родовой усыпальнице, и были похоронены люди, подарившие Ярославлю такую жемчужину — церковь Ильи Пророка.

Завещанные Скрипиными на содержание церкви торговые места и земли в XVIII веке отошли к городу, таким образом, из-за бедности и малочисленности прихода церковь Ильи Пророка в Ярославле долгое время вообще не ремонтировалась и не поновлялась. На протяжении XIX столетия несколько раз (в 1839, 1843, 1846, 1853, 1871 годах) росписи Ильинской церкви подвергались тем или иным поновлениям, в целом, не значительным. К концу XIX века церковь обветшала очень сильно.

Вот как описывает ее вид священник Николай Николаевич Пятницкий : « Храм производит грустное впечатление своим обветшанием, голуби, во всякое время года покрывавшие кровли храма, вившие бесчисленное множество гнезд на сводах и окнах и врывавшиеся в самый храм, грозили сделаться полными его обладателями ».

Эта яркая достопримечательность Ярославля могла бы не сохраниться, если бы не действия ярославского предпринимателя и мецената Ивана Александровича Вахромеева.

И.А.Вахромеев родился в купеческой семье. Получил в наследство от отца торговое предприятие «Торговый дом хлебных товаров И. А. Вахрамеева с сыновьями». С избранием в 1881 году гласным губернского собрания, начал свою общественную деятельность. В период с 1889 — по 1908 гг. являлся последовательно основателем, казначеем и председателем Ярославской губернской ученой архивной комиссии ЯГУАК). Спонсировал издание ею научных трудов. Занимался коллекционированием и археографией; имел нумизматическую коллекцию. Неоднократно вносил средства на реставрацию архитектурных памятников.

Иван Александрович считал, что «в ряду всех прочих церквей Ярославля Ильинская несомненно принадлежит к числу самых замечательных», и этот храм стал памятником знаний, высокого художественного вкуса и особой любви Ивана Александровича.

После революции в 1920 году церковь Ильи Пророка была закрыта и передана Ярославскому научно-историческому обществу под музей. В мае 1922 года храм был взят на учет в губернском историческом музее, ему была присвоена высшая категория. В этом же году проводилось изъятие церковных ценностей.

До начала 1930-х годов церковь Ильи Пророка в Ярославле была открыта для посетителей. Затем она стала использоваться, в основном, как складское помещение. В 1920—1930-е годы в городе необычайно активизировалась деятельность Союза воинствующих безбожников, и наиболее активные его члены начали кампанию за снос церкви Ильи Пророка . Собрав несколько тысяч подписей, организация воинствующих безбожников обратилась в городскую администрацию с требованием убрать с центральной площади советского областного центра неподходящий храм. На его месте планировали поставить памятник борцам революции. Однако сносу храма активно воспротивились сотрудники сектора архитектуры Главнауки П. Д. Барановский и Н. Н. Померанцев, и сотрудники ярославского музея ( в особенности исполняющий в то время обязанности директора музея Н. В. Кузнецов). Благодаря их усилиям, храм был спасен.

Храм стоит на высоком подклете. Первоначально он был перекрыт по закомарам. Зелёные главы увенчаны золотыми крестами, из которых особенного внимания заслуживает крест центральной главы. Вместе с нарядным подзором из позолоченного железа, идущим по всему карнизу, этот крест — выдающееся произведение ярославских ковалей XVII века. Храм весь обстроен галереями и приделами. Особенно интересная галерея, соединяющая колокольню от придела Положения риз и включающая в себя западное крыло, сейчас — единственный вход в здание. Главки колокольни и приделов покрыты черепицей, изготовленной по старинным образцам и рецептам в мастерской ярославского керамиста-реставратора А. А. Егорова.

Всего приделов в храме три: Ризоположенский ( в честь хранившейся там реликвии — частицы Ризы Господней ), Покровский (в честь православного праздника Покрова) и Гурия, Самона и Авива (эфесских мучеников, считавшихся покровителями семейного очага).

Принадлежит Кирилло-Афанасиевскому мужскому монастырю г. Ярославля.

Церковь Ильи Пророка (Ярославль)

Православный храм
Церковь Ильи Пророка
Страна Россия
Город Ярославль
Конфессия православие
Епархия Ярославская и Ростовская
Строитель Вонифатий и Иоанникий Скрипины
Дата основания 1650
Строительство 1647—1650 годы
Приделы Ризоположенский; Покровский; Гурия, Самона и Авива
Статус Объект культурного наследия № 7610065000 № 7610065000
Состояние действующая, музей
Сайт мужской-кирилло-афанасиевский-монастырь.рф
Медиафайлы на Викискладе

Це́рковь Ильи́ Проро́ка — храм в центре Ярославля на Советской площади, выдающийся памятник архитектуры ярославской школы зодчества XVII века. Находится в ведении Ярославской и Ростовской епархии и Ярославского музея-заповедника.

Содержание

Церковь в честь пророка Ильи была первой церковью города, согласно «Сказанию о построении града Ярославля» она была заложена князем Ярославом Мудрым одновременно с самим городом — в честь того, что легендарная победа князя над медведем произошла в день этого святого. Располагалась она, как предполагается, на месте современной Ильинско-Тихоновской церкви.

Современный каменный храм построен в 1647—1650 годах на месте двух деревянных храмов — старой холодной церкви Ильи Пророка и тёплой церкви Покрова Богоматери на средства богатейших купцов гостиной сотни братьев Иоанникия и Вонифатия Скрипиных. Вела строительство артель местных мастеров, имена которых неизвестны. К завершению строительства Скрипины были одарены патриархом Иосифом частицей ризы Христа, которая хранилась в Успенском соборе Московского кремля. Изредка от неё отделяли частицы и посылали в дар в знак особого расположения, пока это не было запрещено. В честь получения святыни был сооружён шатровый Ризоположенский придел.

Во время городского пожара 1658 года церковь хотя и обгорела снаружи, но внутри, в отличие от большинства других, не пострадала. Расписана она знаменитыми костромскими художниками Гурием Никитиным и Силой Савиным вместе с ярославскими мастерами в 1680 году (артель из 15 мастеров работала неполных три месяца) при наследнице Скрипиных — вдове Вонифатия, Иулите Макаровне. Первоначально храм стоял на подворье Скрипиных, рядом с их жилыми и хозяйственными постройками (девять представителей этого семейства были похоронены у церкви [1] ) и примыкал к торговым улицам Пробойной и Соколовской только западным и северным фасадами.

Гладкие, скупые фасады церкви были расписаны крупными цветами, т. н. травами. Сейчас эта роспись утрачена, и восстановлена лишь старинная побелка. Все главы были крыты зелёной черепицей, ярко сверкающей на солнце. В XVIII веке черепицу сменило изобретённое в Ярославле чешуйчатое покрытие.

Когда Ярославль в 1778 году получил регулярный план застройки, церковь Ильи Пророка стала центром радиально-кольцевой планировки городского посада, вокруг неё была создана Ильинская площадь (ныне Советская), на которой разместился ряд административных учреждений.

Ограда вокруг церкви была выполнена в 1896 году по рисунку академика А. М. Павлинова. Церковь ремонтировалась в 1898—1904 годах на средства городского головы И. А. Вахрамеева.

В 1920 году здание передали Ярославскому музею-заповеднику. В 1930-х годах работникам музея удалось уберечь его от сноса. В 1938—1941 годах в церкви, куда перенесли мощи ярославских чудотворцев, Союз воинствующих безбожников устроил антирелигиозный музей; под куполом был подвешен маятник Фуко.

Реставрация проводилась в 1955—1956, 1960, 1983 годах. В 1989 году главный престол церкви Ильи Пророка был вновь освящён, и с тех пор в летнее время в храме проводятся церковные службы. Музей открыт для посещения с мая по октябрь [2] .

Ссылка на основную публикацию