Храм Рождества Христова в Измайлово, Москва

Храм Рождества Христова в Измайлово, Москва













часть 1 часть 2 часть 3

Х рам, центр церковной жизни, соединяет в себе земной и небесный миры. Здесь все — иконы, утварь, пение, чтение — свидетельствует об этом единстве. Мы можем осознать себя «согражданами святым и своими Богу», участвуя в богослужениях, приобщаясь Тела и Крови Иисуса Христа, Являющегося «краеугольным камнем, на котором все здание, слагаясь стройно, возрастает в святой Храм в Господе» (Еф. 2:21). История Храма не сводится к рассказу о его архитектуре и иконах. Его прошлое состоит из событий приходской, семейной и частной жизни. Веками это ощущение сохранялось благодаря семейной преемственности прихода: люди, стоявшие рядом на церковной службе, выросли в Храме, который был свидетелем жизни их предков. Приход представлял собой семью с общей судьбой, особенно в сельских Храмах, к каким относился до 1935 года Христорождественский Храм в Измайлове. Потрясения XX века нарушили эту естественную семейственность церковного прихода: некоторые роды прекратили свое существование, какие-то семьи вынуждены были покинуть малую родину, кто-то оставил веру своих предков.

В стремительно меняющемся мире остро осознается необходимость восстановления связей с прошлым Храма как живого организма, членами которого являемся мы. Данная книга создана с этим сознанием. Ее издание будет оправдано, если она поможет нам вновь ощутить своим домом Храм Рождества Христова, его прошлое — своей историей, а церковный приход — своей семьей.

Освоение территории современного Измайловского района проходило в конце XIV века. По крайней мере, к концу первой половины XV века село Измайлово уже существовало. Оно располагалось на территории современного Серебряного острова, к северо-востоку от Покровского собора. Первыми владельцами села, вероятно, были московские великие князья. Царь Иван Грозный в 1550—1560-х годах пожаловал Измайлово боярину Никите Романовичу Захарьину-Юрьеву, брату царицы Анастасии Романовой. С тех пор село находилось в вотчинном владении семьи Романовых.

Последний потомственный владелец села Никита Иванович Романов умер бездетным, поэтому село перешло его племяннику царю Алексею Михайловичу. В 1663 году он решил создать здесь крупное дворцовое хозяйство: сады, государеву пашню и пасеку, конюшни, скотские дворы и птичники, пруды для разведения рыбы, стекольный и кирпичный заводы, винокурню. Эта усадьба должна была служить не только местом отдыха царской семьи, но и хозяйственным нуждам царского двора.

Для воплощения царских замыслов в Измайлово были переселены крестьяне из Костромского, Валдайского, Переяславского, Алаторского и других уездов. Их дворы разместились на пустоши Хоругово и образовали Новую слободу села Измайлова. Эта слобода располагалась в районе современных улиц Никитинской, 3-й Прядильной и Измайловского проезда. Для жителей слободы и была выстроена церковь в честь Рождества Христова с приделами Казанской иконы Божией Матери и святителя Николая.

Образцом для Измайловской усадьбы послужила Александрова слобода, одна из любимейших усадеб Ивана Грозного. Алексей Михайлович стремился подражать своему грозному предшественнику особенно в начале своего царствования и поэтому в новой усадьбе воспроизвел посвящения престолов. Покровский собор первоначально строился «против образца соборные церкви что в Оликсандрове слободе. », а церковь Рождества с Никольским приделом, видимо, соотносилась с древнейшими посадскими Храмами Александровской слободы Рождества Христова и святителя Николая чудотворца. Посвящение третьего престола измайловской церкви Казанской иконе Божией Матери характерно для Храмов дворцовых сел, поскольку государи из дома Романовых и особенно царь Алексей Михайлович глубоко чтили Казанскую икону Божией Матери, явившей Свое заступничество в Смутное время и способствовавшей утверждению новой династии. Именно поэтому строившийся тогда же дворцовый Храм в Коломенском был посвящен Казанской иконе Богородицы.

Точно неизвестно, когда было начато и окончено строительство деревянной церкви. Вероятно, она была завершена к 1664 году, так как первые сведения о совершении богослужения в ней относятся к лету этого года. Нельзя ничего сказать об архитектуре и внутреннем убранстве деревянного Храма. Известно лишь, что часть Храмовых икон в 1665 году писали костромские мастера Сергей Васильев Рошков, Петр Аверкиев Дунаев, Дмитрий Емельянов Пушкарев и Фрол Леонтьев. Ими были написаны образы Рождества Пресвятой Богородицы, святого великомученика Никиты и Всемилостивого Спаса с припадающими святыми преподобными Сергием Радонежским и Варлаамом Хутынским. Последняя икона сохранилась и стоит справа от царских врат в центральном Храме. К этому кругу принадлежат и другие образы современного центрального иконостаса: Храмовая икона Рождества Христова на правом клиросе, икона Введения Пресвятой Богородицы на левом клиросе и святых мучеников Флора и Лавра.

Первыми в церкви Рождества Христова служили священники Василий и Димитрий, на смену которым пришли священники Александр и Феодор, прослужившие в Храме до конца XVII века.

Храм Рождества Христова в Измайлово Москва

Содержание:

Храм Рождества Христова в Измайлове пережил все трудности XX века. Его не пришлось восстанавливать, как это происходило с большинством отечественных церквей, — в современность он вошел плавно, не нарушая крепкой связи со своей стариной. Он относится к тем немногим православным храмам Москвы, которые не закрывались даже в советскую эпоху, нанесшую страшный урон Русской Церкви. Это, впрочем, не избавило его от «изъятия церковных ценностей», однако оно все же не достигало таких масштабов, как в других местах, и поэтому убранство храма сейчас поражает нас первозданным великолепием. Многие древние иконы находятся здесь до сих пор. Все три иконостаса отличаются богатством исполнения и позволяют наглядно представить, как выглядели храмы русских царей в старину.

После того, как имение Измайлово перешло к царю Алексею Михайловичу Романову, он задумал устроить здесь, на берегу реки Серебрянки, загородную резиденцию.

Храм Рождества Христова в Измайлове изначально не планировался как главный в новом поместье зарождающейся Династии Романовых. В качестве такового строился Покровский собор на Серебряном острове, где и располагалась сама царская резиденция. Позже рядом с ним вырос храм Иоасафа, царевича Индийского. Рождественский же храм предназначался для переселенных сюда из других мест крестьян.

Строительство Храма Рождества Христова в Измайлове

Строительство каменного храма Рождества Христова, который стоит и поныне, началось вскоре после смерти Алексея Михайловича в 1676 году. Его сын Федор любил строить каменные церкви, и при нем были завершены все три измайловских храма, из который до нашего времени дошло два.

Каменный храм возводился с тремя престолами, бывшими и в деревянной церкви. Боковые приделы освятили во имя святителя Николая Чудотворца и в честь Казанской иконы Божией Матери, помогшей Романовым в Смутное время, ей посвящались храмы во всех царских резиденциях.

Зодчий, выстроивший храм, известен; им был крестьянин Спиридон Харламов с артелью из села Рождественного. Строительство шло быстро, и летом 1677 года церковь уже стояла. На колокольню средств, видимо, не хватило, и вместо нее устроили простую деревянную звонницу под навесом.

Еще через год завершили внутреннюю отделку церкви, включая три новых иконостаса. В конце 1678 года Патриарх Московский и всея Руси Иоаким освятил ее.

История Храма Рождества Христова в Измайлове

Первые годы существования Храма Рождества Христова стали самыми блестящими в ее истории. Однако вскоре она лишилась царского внимания и вместе со страной вступила в новую эпоху. С течением времени испытаний на ее долю выпадало все больше.

История Храма Рождества Христова в Измайлове

Измайлово недолго числилось среди любимых царских резиденций. Петр I перенес царский двор в Санкт-Петербург. Измайлово постепенно пустело, местные крестьяне переселялись в Москву. В этих условиях поддерживать церковь в цветущем состоянии небольшому причту становилось все труднее.

Взошедшая на престол Елизавета Петровна, обратила внимание на полузабытые подмосковные владения двора, жизнь Храма Рождества Христова стала немного легче. В 1761 году вместо разрушавшейся на глазах старой деревянной звонницы вплотную к трапезной возвели изящную каменную колокольню.

В 1812 году Москву заняли французы. Несмотря на то, что Измайлово лежало к востоку от первопрестольной, оккупанты — в поисках драгоценностей и провизии — добрались и до него. Но священник Иоанн Постников заблаговременно спрятал церковные ценности в надежном месте.

В XIX веке число прихожан Рождественской церкви росло; многие стали зажиточными крестьянами и даже переходили в купечество. Разумеется, это способствовало благоустроению храма. К этому времени церковь Рождества Христова стала главной в Измайлове.

К концу XIX века Измайлово превратилось в крупное промышленное село, в нем жило около 3 тысяч человек. Благодаря многочисленному приходу храм продолжал украшаться и благоустраиваться.

В начале XX столетия иконописец Василий Гурьянов расписал церковь. В качестве образца он выбрал работы В. Васнецова в киевском Владимирском соборе, о которых тогда много говорили, причем оценки высказывались самые противоречивые. Гурьяновские труды тоже не всем понравились, но эти росписи сохранились, и сейчас их принято считать замечательным памятником культуры.

История в советское время

Поначалу революция не слишком затронула Храм Рождества Христова в Измайлове. Однако к 1922 году большевики вывезли из церкви 196 церковных предметов, но храм тогда не закрыли, а самую необходимую утварь прихожанам вскоре удалось приобрести — конечно, в гораздо более скромном исполнении.

В 1920-е годы богослужебная жизнь в церкви продолжалась, даже проводились крестные ходы с чудотворными иконами, однако обстановка вокруг храма накалялась. В 1935 году Измайлово вошло в состав Москвы, и тут же начались репрессии духовенства, но богослужения в Рождественской церкви не прекращались, ее чудесным образом так и не закрыли. Храм пережил самые страшные тридцатые годы.

С началом Великой Отечественной войны число прихожан Храма Рождества Христова в Измайлово стало быстро расти. Несмотря на все запреты, люди шли в церковь, пытаясь обрести в ней успокоение среди ужасов и лишений войны и надежду на спасение. И обретали.

Храм Рождества Христова в Измайлово, Москва

Православный храм находится в подчинении Московской епархии, считается памятником архитектуры. Собор пережил суровые времена советской власти, но, в отличие от большинства церквей на территории государства, никогда не закрывал свои врата перед верующими. Рождественский храм в Измайлово также не пришлось восстанавливать, он плавно пережил богоборческие времена, а его структура не нарушила тесной связи с древностью.

Статьи о Рождестве Христовом:

Свое название собор получил в честь важнейшего религиозного праздника — Рождества Спасителя.

История основания храма

Царь Алексей Романов решил построить загородную резиденцию в имении Измайлово после того, как оно перешло под его управление. В качестве главного собора планировалась Покровская церковь, расположенная на Серебряном острове. Деревянный храм Рождества Христова изначально предназначался для проживания здесь крестьян из других имений.

  • Каменный же собор начали воздвигать после кончины царя Алексея, его заложили в 1676 г. Строительство проводилось под тщательным наблюдением Федора Алексеевича, чрезвычайно почитающего религиозные постройки.
  • Как и в деревянной церкви, в каменном соборе Рождества имелось три престола. Два дополнительных (боковых) придела освятили в честь святого Николая Угодника и во славу Казанского образа Пречистой Богоматери, который прославился великой помощью роду Романовых в Смутное время.
  • Главным архитектором Христорождественского храма являлся С. Харламов, ему помогали рабочие близлежащего села, добровольно прибывшие для свершения великого дела. Общими усилиями праведных верующих новоявленная церковь увидела свет уже в июле 1677 г. Вместо колокольни решили поставить простую шатровую звонницу.

В 1678 г. мастера завершили внутреннюю отделку, соорудили три иконостаса. В этом же году патриарх Иоаким торжественно освятил Рождественский собор.

История становления

Первые годы существования стали для Христорождественского собора самыми знаковыми. Однако после вступления государства в новую эпоху, он лишился внимания царей, оказывавших великое благодеяние.

  • Во времена Петра Первого главная правительственная резиденция переехала из Измайлова в Санкт-Петербург. Поселение постепенно пустело, так как народ переезжал в Северную столицу. В условиях оттока людей церковь Рождества перестали поддерживать, оно растеряло свое цветущее состояние.
  • Вскоре на полузабытые московские подворья обратила внимание императрица Елизавета. Она напутствовала строителям заменить обветшалую деревянную звонницу великолепной колокольней из камня.
  • В 1812 г. в Измайлово зашла армия французских оккупантов. Однако драгоценностей украсть им не удалось, так как один из священников благоразумно спрятал их в потайном месте, о существовании которого знал только он один.
  • В начале XIX столетия прослеживался экономический и духовный подъем Христорождественского собора. Увеличилось число прихожан, многие крестьяне становились зажиточными, они вносили большие пожертвование для церковного становления. Вскоре храм Рождества стал самым значимым на территории Измайлова.
  • В начале XX в. внешние стены здания были расписаны мастером иконописи В. Гурьяновым, который в своей работе опирался на труд тех, кто украшал Владимирскую церковь в Киеве. Несмотря на противоречивые оценки, росписи дошли до наших дней, и считаются достоянием культуры и истории.
  • В 1922 г. советские власти вывезли из храма две сотни церковных реликвий. Однако собор не закрыли, а прихожанам удалось приобрести самую необходимую утварь для проведения богослужений. Обстановка накалялась, в 1935 г. начались репрессии местного духовенства, но Христорождественская церковь не прекратила даже крестные ходы, и большевикам так и не удалось помешать её деятельности.
  • В период ВОВ число прихожан собора значительно возросло. Люди шли молиться за свой народ, они находили здесь успокоение в тяжелый период, несмотря на всевозможные запреты властей.

Архитектура храма

Собор украшен в стиле узорочья, типичном для русского зодчества середины XVII столетия. Подобная декоративная манера, предшествовавшая отечественному барокко, отличается большим количеством элементов. Поэтому Христорождественский собор в Измайлово создает впечатление монументальности, купола иллюзорно уменьшаются, а приделы берут на себя основную роль во внешнем облике.

  • Изначально строение имело с боковых сторон две симметричные пристройки и трапезную, это придавало всей структуре своеобразную приземистость. Приделы венчались главками, детали их декора совпадали с украшением центральной части.
  • Алтарный выступ, состоящий из трёх частей, значительно выделяется за пределы основного здания, но сглаживает видимость за счет невысоких габаритов.
  • Колокольня создана в стилистике барокко, для её декорирования использовали пилястры. За счет удачных пропорций все пристройки образуют гармоничное целое.
  • Внутреннее убранство радует глаз своим великолепием. Старина, которую чудесным образом удалось сохранить в тяжелые времена, подчеркивается атмосферным полумраком и низкой посадкой сводов.
  • Помещения собора соединены арочными проходами. На стенах прихожане наблюдают габаритные иконы, заботливо обрамленные в золотые ризы. Драгоценные материалы использовались здесь для украшения не только святынь, но и стен, углов.

Как добраться

Рождественская церковь находится в Москве, по адресу: Измайловский проезд, строение № 28.

Другие храмы в честь Рождества Христова:

Чтобы добраться сюда, следует от станции «Преображенская площадь» сесть на автобус № 239 и доехать до остановки, которая называется «Школа». Если двигаться от метро «Щелковская» на троллейбусах № 32, № 41, необходимо выйти на «Зоомагазине», церковь расположена недалеко.

Святыни и богослужения

В стенах Измайловского храма прихожане имеют возможность молиться перед чудотворными иконами «Иерусалимской» и «Владимирской» Богоматери. Здесь хранится образ «Благодатное Небо», прославляющий Пречистую Деву, список «Спаса Нерукотворного» — прижизненного изображения Христа, а также икона девяти мучеников Кизических.

Храм работает ежедневно, богослужения совершаются с 9:00 до 17:00. В праздники и воскресенье здесь проходят ранние литургии в семь и десять часов утра.

Христорождественский храм в Измайлово сохранил всю прелесть изначальной архитектуры, и сегодня ежедневно принимает мирян, желающих приобщиться к Божиим тайнам. В стенах собора верующие найдут образцы чудотворных икон и частицы мощей святых угодников. Центральная церковь района Измайлово считается великим памятником русского зодчества и отечественной культуры.

Храм Рождества Христова в Имайлове

Каталог православных сайтов

Восточное викариатство

Адрес храма

Храм Рождества Христова в Измайлове

Деревянный шатровый храм в Новой слободе Измайлова был построен царскими стрельцами летом 1664 г., каменный храм в стиле «русского узорочья» воздвигнут артелью костромских зодчих (подрядчик Спиридон Харламов) взамен деревянного попечением царей Алексея Михайловича и Федора Алексеевича Романовых, освящен Великим чином в 1676 г. Патриархом Иоакимом. Главный бесстолпный четверик снаружи увенчан тремя ярусами кокошников и пятью главами. Западная (трапезная) часть храма построена как двухстолпная палата в конце ХVII в.; в начале ХVIII в. пристроена паперть с колокольней в стиле раннего барокко.

Первые иконы трех иконостасов храма написаны костромским иконописцем Сергием Рожковым и датированы 1678 г. В 1735 г. по распоряжению императрицы Анны Иоанновны было осуществлено первое поновление икон ХVII в. и написаны новые образа цеховым иконописцем Петром Пискулиным. В сер. ХIХ в. все три иконостаса и пристенные киоты в трапезной части храма были украшены резьбой.

В храме находится (с 1804 по 1854 гг., а затем с 1927 г. постоянно) чудотворная Иерусалимская икона Божией Матери, написанная в 1649 г. в Оружейной палате Кремля при царе Алексее Михайловиче Романове для дворцового усадебного храма царевича Иоасафа Индийского (храм разрушен молнией в 1780 г., затем восстановлен в первой половине XIX в. , а впоследствии окончательно уничтожен в конце 1920-х гг. ). Образ прославился многими исцелениями во время моровых поветрий в 1771 и 1866 гг. В ХIХ в. икона была украшена уникальным чеканным окладом работы знаменитой фирмы Сазиковых.

В храме Рождества Христова 25 октября 1945 г., в праздник Иерусалимской иконы Божией Матери, был рукоположен в сан иерея и начал свое священническое служение архим. Иоанн (Крестьянкин).

Храм не закрывался.

Престолы

Главный — Рождества Христова; приделы — Казанской иконы Божией Матери (южный), свт. Николая (северный), Иерусалимской иконы Божией Матери (приставной).

Святыни

Чудотворные иконы Божией Матери Иерусалимская и Владимирская (с частицей мощей ап. Фомы) ; чтимые храмовые святыни: иконы «Благодатное Небо», «Спас Нерукотворный», «Спас Смоленский», вмч. Пантелеимон (афонского письма, совершается второе в году, храмовое празднование — в одно из воскресений пасхального цикла), икона ХVII в. свв. прпп. Алексия,человека Божия и Марии Египетской, икона Девяти свв. мчч. Кизических (XIX в.), икона свт. Иоасафа Белгородского с частицей мощей, икона мч. Трифона с частицами мощей.

Расписание богослужений:

В воскресные и праздничные дни две Литургии в 7:00 и в 10:00.

В будни одна Литургия в 9:00 и Вечерня в 17:00.

Вечерня с акафистом:

в воскресение — Иерусалимской иконе Божией Матери;

во вторник — поочерёдно иконам Божией Матери Казанской и «Неупиваемая чаша»;

Храм Рождества Христова в Измайлово

Храм Рождества Христова в Измайлово

В 1654 году Измайлово стало загородной усадьбой Романовых, и царь Алексей Михайлович пожелал устроить тут резиденцию. К 1665 году государевы стрельцы построили здесь деревянный храм Рождества Христова. Он был с двумя боковыми приделами (Никольским и Казанской иконы Богоматери) и семью куполами. На строительство, как говорят документы, ушло леса на сто рублей.

А в 1676 году (уже при Фёдоре Алексеевиче), руководствуясь благословенной грамотой патриарха Иоакима, возвели каменный храм Рождества Христова с теми же приделами, что были у деревянной церкви. Строительство выполнялось под руководством Спиридона Харламова артелью костромских зодчих.

Обитель построена типичным «кораблём» (главные элементы конструкции находятся на одной оси), в стиле русского узорочья. Основной объём храма имеет три яруса кокошников и увенчан 5-ю главами. С севера и с юга к нему примыкают кубические приделы, на каждом из которых красуется небольшая главка, с востока — три апсиды. В конце XVII ст. к храму пристроили трапезную, а в начале XVIII ст. — колокольню и паперть. Последняя гармонично вписалась в экстерьер, а вот выполненная в стиле барокко колокольня (до этого при церкви стояла деревянная звонница) смотрится несколько грузно.

В целом храм выглядит очень нарядно – русское узорочье предполагает обилие декора: аркатурно-колончатый пояс на глухих барабанах, полуколонны, пилястры, ширинки на стенах, резные узоры на обрамлениях окон.

В 1678 году костромским мастером С. Рожковым были созданы три иконостаса, в 1735 году иконы обновил Ф. Пискулин.

Особо почитаемой иконой храма Рождества Христова в Измайлово является образ Иерусалимской Божией Матери — это одна из копий иконы, написанной евангелистом Лукой.

Но вернёмся к истории Рождественской обители… С момента, как Пётр І перенёс императорский двор в Санкт-Петербург, Измайлово начинает пустеть, и поддерживать церковь в цветущем состоянии становится всё сложнее. При Елизавете Петровне стало чуть легче, но не на много.

В 1812 году французы ворвались в храм в поисках наживы, но настоятель заблаговременно спрятал все ценности. Само здание тоже не пострадало.

На протяжении XIX ст. Измайлово превращалось в зажиточное промышленное село с населением порядка 3000 человек. Крестьяне богатели и даже переходили в купечество. Вместе с тем рос и приход, да и сама обитель благоустраивалась.

Церковь Рождества Христова в Измайлове

Храм Рождества Христова в Измайлово – один из немногих, который не закрывался в советское время. Разумеется, изъятия ценностей избежать не удалось. Из церкви было вывезено 196 предметов утвари. Рядом с обителью находится Измайловское кладбище, где хоронили многих священников (больше захоронения не совершаются). Также при храме работают воскресная школа и хор.

Храм Рождества Христова в Измайлове

Измайловский проезд, 28

Храм расположен в районе Измайлово Восточного административного округа города Москвы, назван в честь Рождества Христова – одного из главных христианских праздников. Церковь освящена в 1676 году патриархом Иоакимом, являлась храмом царской резиденции Измайлово.

Территорию сегодняшнего Измайловского района, где расположен храм Рождества Христова, начали осваивать в 14 веке. Известно, что в 15 веке село Измайлово уже было. Первыми его владельцами стали московские князья. Позже, село являлось собственностью семьи Романовых.

В 1663 году один из владельцев Измайлова начинает здесь строительство большого дворцового хозяйства. Для воплощения грандиозного замысла в село переселяют крестьян из соседних уездов. Скоро появилась необходимость в строительстве местной обители. Так в Измайлове появилась первая деревянная церквушка.

Первые упоминания о богослужениях в новой церкви относятся к летописи от 1664 года. Вероятно, в это время строительство было завершено.

В 1676 году выдается грамота на возведение каменного Рождественского храма.

По новому проекту приделы не должны были соединяться с основным зданием — предполагалось вывести их за трапезную часть. Однако, в ходе строительства многое в проекте поменяли. Так, в результате приделы соединили и с основным храмом, и с трапезной.

Над приделами установили главы, над четвериком — пятиглавие. На деревянной колокольне, поставленной к западу от храма, повесили 9 колоколов. Над возведением святыни трудились костромские зодчие. Иконостасы создавались также ими.

После возведения обители в честь Рождества Христова в Измайлове внутренние работы еще продолжались примерно год: создавались иконостасы, писались иконы. Вся утварь из прежнего деревянного храма была бережно перенесена в новую церковь.

В 1761 году вместо старой колокольню возвели каменную трехъярусную, для которой отлили новые колокола. В середине 18 века в обветшавшем храме провели восстановительные работы.

В 1812 году настоятель храма спрятал материальные ценности и церковную утварь. Когда французские мародеры вошли в Измайлово в поисках провианта, в Рождественском храме они нашли лишь самое необходимое для богослужений, что было незамедлительно ими вывезено или уничтожено.

После революции храм в Измайловском проезде был действующим, хотя трагические события не прошли стороной: одного из служителей церкви в 1937 году расстреляли, еще одного — архимандрита Иоанна — арестовали в 1950 году.

Сегодня Рождественская святыня в Измайлове по-прежнему открыта. При ней есть детский хор и воскресная школа. Рядом с храмом сохранилось кладбище, где похоронены служившие в разные годы священники. Церковь носит статус памятника истории и очень почитается в Москве.
Храм является памятником архитектуры. Архитектурный стиль – русское узорочье, барокко

Храм Рождества Христова в Измайлове

Построен в 1676 году. Престолы: главный — Рождества Христова, приделы — Казанской иконы Божией Матери, свт. Николая Чудотворца; приставной — Иерусалимской иконы Божией Матери.

Церковь построена в дворцовом селе в 1676 — 1678 гг. на средства царей Алексея Михайловича Романова и Федора Алексеевича Романова. Крупный двусветный четверик завершен широким аттиком с поясом кокошников, над которым возвышаются цилиндрические барабаны пятиглавия. Западная часть храма построена в конце XVII в. как двухстолпная трапезная палата. В начале XVIII в. к храму в стиле раннего барокко пристроены паперть и колокольня. Первые иконы написаны костромским иконописцем Сергеем Рожковым и датированы 1678 г. По распоряжению имп. Анны Иоанновны в 1735 г. все иконы были поновлены иконописцем Петром Пискулиным, им же написаны и новые. В середине XIX в. все три иконостаса и пристенные киоты в трапезной были украшены резьбой. С 1928 г. в храме находится чудотворная Иерусалимская икона Божией Матери (1649 г.), написанная в Оружейной палате Кремля и хранившаяся прежде в Покровском соборе усадьбы Измайлово. Икона прославилась массовыми исцелениями от моровых поветрий в 1771 и 1866 гг. В XIX в. икону украсили уникальным чеканным окладом работы знаменитой фирмы Садиковых. В храме начинал свое священническое служение архимандрит Иоанн (Крестьянкин). Церковь не закрывалась, ныне здесь действуют воскресная школа для детей и взрослых, детский хор, работает приходская библиотека.

Святыни: чудотворные иконы Божией Матери «Иерусалимская» и «Владимирская» с частицей мощей апостола Фомы; иконы вмч. Пантелеймона; прп. Алексия, человека Божия; прп. Марии Египетской; мч. Трифона с частицей мощей (все иконы XVII — XVIII вв.); икона с частицей св. мощей Иоасафа Белгородского, икона Девяти мчч. Кизических (XIX в.); храмовые иконы — «Благодатное Небо», «Спас Нерукотворный», «Спас Смоленский» и другие святыни. День памяти: 25 декабря/7 января. Богослужение: ежедневно -Литургия в 9 часов, вечернее в 17 часов, во вторник — с акаф. иконам Божией Матери «Казанская» и «Неупиваемая Чаша» (поочередно); в четверг — с акаф. свт. Николаю, в пятницу — с акаф. Спасителю, в воскресенье — с акаф. Иерусалимской иконе Божией Матери; по воскресеньям и праздникам — Литургия в 7 и 10 часов, накануне — всенощное бдение в 17 часов. Проезд: м. «Измайловская», авт. 34; м. «Преображенская площадъ», авт. 230, ост. «Школа».

Храм Рождества Христова в Измайлове (Москва)

Построен в 1676 году (главный престол — Рождества Христова) на средства царей Алексия Михайловича и Федора Алексеевича.

Трапезная конца XVII в. Паперть с колокольней пристроен в начале XVIII в. Приделы — Казанской иконы Божией Матери (южный), святителя Николая Чудотворца (северный). В 1678 году написаны костромским иконописцем С. Рожковым первые иконы трёх иконостасов. В 1735 г. по распоряжению императрицы Анны Иоанновны иконы XVII в. поновлены и цеховым иконописцем П. Пискулиным написаны новые.

В середине XIX века 3 иконостаса и пристенные киоты в трапезной были украшены резьбой. Храм никогда не закрывался. Сооружен стиле «русское узорочье». Четырехугольный в плане, бесстолпный; увенчан тремя ярусами кокошников, пятиглавый. Трапезная (к западу от основного престола) двухстолпная. Паперть с трехъярусной колокольней (нижний ярус — вход) в стиле раннего барокко петровского времени.

В правом приделе Казанской иконы Божией Матери находится чудотворный Иерусалимский образ Божией Матери — список, сделанный в 1649 году мастерами кремлёвской Оружейной палаты для царского дворцового храма Покрова Пресвятой Богородицы и перенесенный в 1928 году в храм Рождества Христова. По бокам образа — изображения апостолов, внизу — великомучеников Меркурия, Георгия и Прокопия. Особенность — Божия Матерь держит Младенца в правой руке. Её глава наклонена вправо.

В 1771 и 1866 гг. икону носили с крестным ходом в места, эпидемии холеры. Прославилась исцелениями. Другие святыни — чудотворная икона великомученика. Пантелеймона, иконы XVII века: преподобного Алексия, человека Божия, преподобной Марии Египетской; частица мощей святителя Иоасафа Белгородского, иконы мученика Трифона с частицей мощей, Нерукотворного Спаса.
Храм в годы советской власти не закрывался.

При храме — воскресная школа для детей и взрослых, детский хор, библиотека.

Объект культурного наследия федерального значения.

Храм Рождества Христова в Измайлове

К оглавлению — храмы Москвы

Адрес храма: 105122, Москва, Измайловский пр., 28 (м. «Измайловская», авт. 34; м. «Преображенская площадъ», авт. 230, ост. «Школа»).
Телефон храма: (495) 164-28-77

История: церковь построена в дворцовом селе в 1676 — 1678 гг. на средства царей Алексея Михайловича Романова и Федора Алексеевича Романова. Крупный двусветный четверик завершен широким аттиком с поясом кокошников, над которым возвышаются цилиндрические барабаны пятиглавия.

Западная часть храма построена в конце XVII в. как двухстолпная трапезная палата.

В начале XVIII в. к храму в стиле раннего барокко пристроены паперть и колокольня. Первые иконы написаны костромским иконописцем Сергеем Рожковым и датированы 1678 г.

По распоряжению имп. Анны Иоанновны в 1735 г. все иконы были поновлены иконописцем Петром Пискулиным, им же написаны и новые.

В середине XIX в. все три иконостаса и пристенные киоты в трапезной были украшены резьбой.

С 1928 г. в храме находится чудотворная Иерусалимская икона Божией Матери (1649 г.), написанная в Оружейной палате Кремля и хранившаяся прежде в Покровском соборе усадьбы Измайлово. Икона прославилась массовыми исцелениями от моровых поветрий в 1771 и 1866 гг.

В XIX в. икону украсили уникальным чеканным окладом работы знаменитой фирмы Садиковых.

В храме начинал свое священническое служение архимандрит Иоанн (Крестьянкин).

Церковь не закрывалась, ныне здесь действуют воскресная школа для детей и взрослых, детский хор, работает приходская библиотека.

Святыни: чудотворные иконы Божией Матери «Иерусалимская» и «Владимирская» с частицей мощей апостола Фомы; иконы вмч. Пантелеймона; прп. Алексия, человека Божия; прп. Марии Египетской; мч. Трифона с частицей мощей (все иконы XVII — XVIII вв.); икона с частицей св. мощей Иоасафа Белгородского, икона Девяти мчч. Кизических (XIX в.); храмовые иконы — «Благодатное Небо», «Спас Нерукотворный», «Спас Смоленский» и другие святыни.

День памяти: 25 декабря/7 января

Богослужение: ежедневно -Литургия в 9 час, вечернее в 17 час, во вторник — с акаф. иконам Божией Матери «Казанская» и «Неупиваемая Чаша» (поочередно); в четверг — с акаф. свт. Николаю, в пятницу — с акаф. Спасителю, в воскресенье — с акаф. Иерусалимской иконе Божией Матери; по воскресеньям и праздникам — Литургия в 7 и 10 час, накануне — всенощное бдение в 17 час.

Храм Рождества Христова в Измайлове

Территорию сегодняшнего Измайловского района, где расположен храм Рождества Христова, начали осваивать в 14 веке. Известно, что в 15 веке село Измайлово уже было. Первыми его владельцами стали московские князья. Позже, село являлось собственностью семьи Романовых.

В 1663 году один из владельцев Измайлова начинает здесь строительство большого дворцового хозяйства.

Для воплощения грандиозного замысла в село переселяют крестьян из соседних уездов. Скоро появилась необходимость в строительстве местной обители. Так в Измайлове появилась первая деревянная церквушка.

Из истории церкви в Измайловском проезде

Первые упоминания о богослужениях в новой церкви относятся к летописи от 1664 года. Вероятно, в это время строительство было завершено.

В 1676 году выдается грамота на возведение каменного Рождественского храма.

По новому проекту приделы не должны были соединяться с основным зданием — предполагалось вывести их за трапезную часть. Однако, в ходе строительства многое в проекте поменяли. Так, в результате приделы соединили и с основным храмом, и с трапезной.

Над приделами установили главы, над четвериком — пятиглавие. На деревянной колокольне, поставленной к западу от храма, повесили 9 колоколов. Над возведением святыни трудились костромские зодчие. Иконостасы создавались также ими.

После возведения обители в честь Рождества Христова в Измайлове внутренние работы еще продолжались примерно год: создавались иконостасы, писались иконы. Вся утварь из прежнего деревянного храма была бережно перенесена в новую церковь.

В 1761 году вместо старой колокольню возвели каменную трехъярусную, для которой отлили новые колокола. В середине 18 века в обветшавшем храме провели восстановительные работы.

В 1812 году настоятель храма спрятал материальные ценности и церковную утварь. Когда французские мародеры вошли в Измайлово в поисках провианта, в Рождественском храме они нашли лишь самое необходимое для богослужений, что было незамедлительно ими вывезено или уничтожено.

Рождественский храм в Измайлове после революции и сегодня

После революции храм в Измайловском проезде был действующим, хотя трагические события не прошли стороной: одного из служителей церкви в 1937 году расстреляли, еще одного — архимандрита Иоанна — арестовали в 1950 году.

Сегодня Рождественская святыня в Измайлове по-прежнему открыта. При ней есть детский хор и воскресная школа. Рядом с храмом сохранилось кладбище, где похоронены служившие в разные годы священники. Церковь носит статус памятника истории и очень почитается в Москве.

Храм Рождества Христова в Измайлове находится по адресу: Москва, Измайловский проезд, 28, стр.3 (станция метрополитена Черкизовская).

Ссылка на основную публикацию