Храм Рождества Христова в Ярославле

Церковь Рождества Христова в Ярославле

Храм Рождества Христова – воздвигнутый на волжском берегу памятник истории и архитектуры XVII в. – вторая из сохранившихся на Ярославском посаде построек религиозно-культового назначения. Его строительство было долгим и продолжалось с 1635 по 1644 г. г. Ранее здесь размещалось целиком выполненное из дерева здание Христорожественской церкови, в которой с 1609 г. хранилась икона Казанской Божией Матери – святыня, считающаяся чудотворной и особо почитаемая ярославцами.

Возведение новой церкви, которую решено было сделать полностью каменной, началось по инициативе и на личные средства участников ополчения Минина и Пожарского, местных именитых купцов братьев Назарьевых – Гурия и Анкидина, храбреца, прозванного в народе Дружиной. За доблесть, проявленную в войне против польско-литовских захватчиков, царем Михаилом Романовым братья Назарьевы были удостоены почетного звания «Государевых людей» с вручением жалованной грамоты, дающей право на целый ряд привилегий. Назарьевы являлись весьма состоятельными горожанами, но, все же, у них не хватило средств на воплощение масштабного архитектурного проекта храма. Завершить строительство удалось лишь в 1644 г., на совместные денежные вложения, повзрослевшим сыновьям Гурия Назарьева Андрею, Ивану и Михаилу. Братья Гурьевы, которым сопутствовала удача в коммерческих начинаниях, приступили к делу с поистине купеческим размахом, существенно видоизменив изначальный замысел проекта и сделав его еще более впечатляющим.

Экстерьер храма получился действительно оригинальным. Образующий его ансамбль каменных построек вкупе с расположенными вдоль набережной другими храмовыми сооружениями способствовал приданию изысканных очертаний городской части берега. В его состав включены как непосредственно здание церкви, так и отдельно расположенная прекрасная шатровая звонница, выполняющая также функцию Святых врат в ограде архитектурного комплекса. Архитектурный комплекс имеет много общего с Николо-Надеинским храмом: та же пятикупольная конструкция с высоким подклетом, три стороны которого обнесены галереей в два яруса, а западный фасад украшен крыльцом с двухскатной крышей, ведущим во второй этаж галереи.

Однако колокольня храма рождества Христова не составляет единого целого с галереей, как в Николо-Надеинской церкви, а, в отличие от нее, расположен отдельно. В храм ведет крытый арочный переход, пристроенный братьями Гурьевыми в 1644 г. Тем же годом датируется сооружение юго-западного Казанского придела, сделавшего галерею более широкой. В XVIII столетии купол придела был увенчан новым крестом, сияющим щедрой позолотой.

Первоначально состоялось освящение придела с северной стороны, воздвигнутого в честь св. Николая Чудотворца, покровительствующего торговому и странствующему люду, к числу которого причисляли себя и постоянно разъезжающие по России братья Гурьевы.

В течение многих лет храм не подвергался росписи. Лишь в 1683 г. местные художники изукрасили внутренними фресками стены и своды центральной части здания. В исторических анналах имена мастеров не упоминаются, хотя, по мнению исследователей, роспись могла быть выполнена ярославскими живописцами Д. Семеновым и Ф. Игнатьевым. Все прочие изображения созданы в гораздо более поздние годы и представляют собой образцы различных техник. В частности, многие интерьеры отделаны затейливыми узорами, выложенными из разноцветных глазурованных изразцов. Глазурованными черепичными плитками в желто-зеленой оттеночной гамме украшены также все пять куполов основного здания храма. Внимание историков и посетителей традиционно привлекает храмозданная мозаичная надпись, извещающая всех и каждого о том, что основали храм купцы Анкидин и Гурий Назаровы, а завершили его сыновья Гурия Михаил, Алексей и Иван. Надпись интересна тем, что дерзко нарушает сложившийся на то время порядок вещей: решиться запечатлеть в святом месте свои мирские имена могли позволить себе разве что родовитые бояре, но никак не купцы, официально причисляемые к сословию простолюдинов.

Великолепна колокольня храма, не имеющая аналогов в российской архитектуре и являющая собой не просто столп со звонничным ярусом и шатровидным куполом, а многофункциональное сооружение сложной геометрической конфигурации. Постройка объединила в себе не только непосредственно колокольню, но также арочные Святые Врата с расположенной над ними прямоугольной в сечении небольшой компактной надвратной церковью «под колоколы», обнесенной открытой галереей.

Вихрь событий, пронесшихся над многострадальной Россией за предыдущее столетие, не пощадил храм, сильно исказив его первоначальный облик. Не сохранились четыре венчающих основное здание малые главы, исчезла ведущая к колокольне аркада…

В 20-х годах минувшего века храм подвергли частичной реставрации, но на протяжении всего советского периода истории России он был закрыт для посещения прихожанами и паломниками, являясь лишь одной из составляющих музея-заповедника в Ярославле. Однако скудного бюджета музейного комплекса постоянно не хватало на то, чтобы содержать архитектурный комплекс храма в полном порядке. Средства на его генеральную реставрацию были выделены лишь в начале 2000-х, в связи с угрозой обрушения обветшавшей колокольни. Сегодня храм обрел «вторую молодость»: он открыт для посещения туристов, а иногда здесь даже проводятся богослужения.

Адрес: г. Ярославль, ул. Кедрова, 1.

Похожие публикации:

Спасо-Преображенский собор
При пожаре 1502 г. многие постройки Свято-Преображенской монастырской обители были уничтожены огнем. Не устояло против огненной стихии и здание Спасо-Преображенского собора, которое было полностью демонтировано. Сохранился лишь фундамент – на нем в.

Церковь Спаса на Городу в Ярославле
Церковь Спаса на Городу — древнейшее и одно из самых красивых культовых сооружений Ярославля. Посмотреть на каменную красоту — изменчивую с каждой стороны (композиция церкви несимметрична), построенную сложно, но поразительно гармонично, с изыском .

Церковь Михаила Архангела
Ярославская церковь Михаила Архангела — старейшая среди городских храмов. Нарядный красно-кирпичный храм — обрамлённый белыми пилястрами, с пятиглавием зелёных луковичных куполов на высоких барабанах, с весёлым кружевом белых кокошников под кровлей.

Церковь Николая Чудотворца (Николы Надеина) в Ярославле
Этот храм уникален даже для Ярославля — города-музея русской архитектуры, и культовой, и гражданской; города, отмеченного ЮНЕСКО как всеобщее, всечеловеческое наследие. Храм этот — во многом первый или единственный. Он первым в Ярославле оказался .

Часовня Казанской Богоматери в Ярославле
Часовня украшает набережную р. Которосль и размещается в центральной части города, перед главными (Святыми) воротами Спасо-Преображенского монастыря. Здание, воздвигнутое по проекту зодчего Г. Л. Дайнова, вобрало в себя традиции православной и совр.

Мы в социальных сетях:

Храм Рождества Христова в Ярославле

Церковь Рождества Христова
Адрес: г. Ярославль, ул. Кедрова, 1А
(57°37’49.8″N 39°53’40.1″E)

На красивой Волжской набережной Ярославля стоит храм, построенный в 1640-е годы. Ранее он входил в состав усадьбы и был обнесен стеной, соединявшей Святые ворота, надвратную церковь и колокольню. Сложная архитектурная композиция храма, его удивительный по красоте декор, а также выразительные детали делают это культовое здание и примыкающую к нему колокольню уникальными памятниками древнерусского зодчества.

История

Издавна на берегу Волги стояла деревянная Рождественская церковь. Память о ней сохранилась в истории города как о месте, где ярославцы скрывали в Смутные времена (1609 г.) чудотворный образ Казанской Богоматери, спасенный из Рождественского монастыря.

Первой церковью ярославского посада был храм Николы Надеина. После него долгое время не приступали к строительству других посадских храмов. Исследователи считают, что причиной этого была занятость ярославских каменщиков на возведении Спасского собора. Однако, в 1636 году на посаде решено было построить второй каменный храм.

Деньги на новую дорогую стройку выделила богатая купеческая семья Назарьевых. Примечательно, что оба брата Назарьевы – Гурий и Анкидин, носивший прозвище Дружина, были участниками ярославского народного ополчения, сформированного из жителей города и окружающих его поселений в 1612 году. Купцы были известны при царском дворе и за заслуги перед Россией во время войны с польско-литовскими войсками получили государеву жалованную грамоту.

Архитектурный замысел новой церкви был так грандиозен, что у ктиторов не хватило средств до конца реализовать его. И стройка была растянута до 1644 года. Завершить ее помогли разбогатевшие сыновья Гурия – Михаил, Иван и Андрей. Они внесли значительные коррективы в изначальный проект, существенно расширив и усложнив его.

Храм имел пять приделов. Первым из них теплый придел расположенный в подклете, в северной части галереи. Он был посвящен Святителю Николаю. Купеческие дела семьи распространялись далеко за пределы Ярославля, и Назарьевы много ездили по другим городам. Они торговали в Сибири, Казани, Новгороде и Астрахани. А Николай Чудотворец считался покровителем всех путешествующих.

В этом приделе для обогрева установили печь, украшенную изразцами зеленого цвета. До наших дней она не сохранилась, но несколько «муравленых» изразцов находятся сегодня в фондах ярославского музея. Выше Никольского был построен также теплый придел, посвященный апостолам Петру и Павлу.

Великолепный архитектурный ансамбль, выросший на волжском берегу, получился уникальным. Он имел очень необычное и сложное объемно-пространственное построение и ассиметричную планировку. Поэтому с любой стороны эта церковь выглядела чрезвычайно живописно. Она была гордостью всего посада, ведь ее выстроили не на деньги царя или богатой монастырской казны, как тогда было принято. А на средства жителей посада. Поэтому Рождественская церковь позднее стала служить образцом для других посадских храмов.

В 1683 году центральную часть церкви расписали ярославские изографы, имена которых остались неизвестны. Однако, по мнению искусствоведов, композиция фресок и манера живописного письма говорят о том, что они могли быть сделаны известными ярославскими мастерами Федором Игнатьевым и Дмитрием Семеновым.

В документах 1861 года указано, что при храме числилось 295 прихожан. А местная икона «Рождества Христова» особо почиталась, как приносящая удачу беременным женщинам.

В советские годы православную церковь закрыли (1921 г.) и затем отреставрировали. В 1930-е годы вокруг нее построили современные здания, которые во многом исказили пространственное восприятие древнего архитектурного ансамбля.

Колокольня церкви Рождества Христова

Долгие годы храм принадлежит городскому музею-заповеднику. Музейных денег на реставрационные работы всегда не хватало, поэтому они выполнялись эпизодически. В 1989 году в церкви случилось крупное воровство – из иконостаса похитили древние иконы. Как выяснилось, злоумышленники продали их на заграничном аукционе. Однако, в 1995 году эти иконы были выкуплены саратовским коллекционером Владимиром Рощиным. А он, узнав судьбу старинных образов, вернул их в музейную коллекцию для реставрации и передаче обратно в церковь.

Архитектура и внутреннее убранство церкви Рождества Христова

Храм состоит их основного объема с пятью главами и отдельно расположенной колокольни, которая играла роль Святых ворот в ограде всего комплекса. Сама церковь имеет высокий подклет и окружена с трех сторон двухярусной галереей. На нее можно подняться с запада, через нарядное домообразное крыльцо с двухскатной крышей. Северная и южная части галереи обустроены храмовыми приделами.

Интересно, что многие архитектурные приемы, примененные при строительстве этой церкви, не использовались более нигде. Храм живописно выглядит со всех сторон, но особенной красотой выделяется его западный фасад. Здесь опоры высокого подклета сделаны в виде выразительных восьмигранных столбов. Отлично смотрится также широкий карниз, который отделяет закомары, и лаконичные аркатурные пояса на барабанах церковных глав. Некоторые особенности здания выдают работу мастеров на начальном этапе ярославского зодчества. В те времена строители не пользовались лекалами, поэтому арки на галереях церкви еще не имеют четкого рисунка.

Декор храма считается уникальным прежде всего тем, что в нем впервые зодчие Ярославля применили полихромные поливные изразцы. На фасадах колокольни, галерей и крыльца использована керамика разной формы – ленты, затейливые четырехугольники и розетки. А яркая цветная черепица покрывала церковные главы.

Из керамических изразцов составлена также примечательная храмозданная надпись, которая сохранилась до наших дней. Она опоясывает основной объем церкви по фасадам и находится под основанием закомар. Считается, что эта надпись обошлась купцам в немалые деньги, так как каждый ее слог требовал от мастеров изготовления отдельного клише. Здесь увековечены имена государя Михаила Федоровича, ростовского митрополита Варлаама, а также имена всех ктиторов – Гурия и Дружины Назарьевых и трех наследников Гурия, трудами которых было завершено строительство. Это, пожалуй, первый случай в истории, когда в храмозданную надпись включались имена неродовитых по тем временам людей купеческого сословия. Позже, чтобы буквы были более заметны и ярче выделялись на белом фоне, их не раз прописывали масляными красками.

Церковь несколько раз капитально перестраивалась. И сегодня она дошла до нас без четырех боковых глав на основном объеме и без крутой аркады, которая некогда соединяла здание колокольни с четвериком. К тому же, изначальное подзакомарное покрытие по традиции переделали на более практичное четырехскатное. Храмовый иконостас тоже меняли несколько раз, однако несколько самых первых икон удалось сберечь. Поэтому сегодня Рождественская церковь является единственным иконописным храмовым ансамблем, сохранившимся в городе с первой половины XVII века.

Очень примечательна столпообразная церковная колокольня, у которой нет аналогов в древнерусском зодчестве. Она имеет прямоугольное основание, богато декорированный ярус звона и шатровый верх, общая высота которых превышает 38 м. Это культовое здание играло сразу несколько ролей – звонницы, въездных ворот, небольшого храма «под колоколы», а также башни с часами. Внутри колокольни была устроена сложная система лестничных переходов.

С обеих сторон от центрального шатра на колокольне установлены две изящных башенки, также увенчанных небольшими шатрами. Такая композиция подчеркивает устремленность всей постройки ввысь. В шатре колокольни прорезаны слуховые окна – люкарны, которые обрамлены красивыми объемными наличниками. Особо интересным, нигде больше не встречающимся элементом декора, являются расположенные на западном фасаде парные столбики, которые похожи на небольшие минареты.

Сохранились сведения, что в начале XX века на звоннице находились 8 колоколов. Самые старые из них были отлиты голландскими мастерами еще в середине XVII века. А самый большой колокол весил порядка 100 пудов. Однако, во время борьбы советской власти с религией эти колокола сняли и переплавили.

Автопутешествие по золотому кольцу России

Церковь Рождества Христова в Ярославле

Церковь Рождества Христова, воздвигнутая в Ярославле на берегу Волги, — уникальный архитектурный, исторический и религиозный памятник 17 века. Она открыта для свободного посещения туристами, но в основном сюда приходят, конечно, верующие люди. Поток христиан не иссякает никогда, ведь здесь хранилась чудотворная икона Казанской Божией Матери, особо почитаемая прихожанами.

Немного истории

До постройки храма на его месте находилась Христорождественская церковь, но в 1635 г. было решено возвести новую, и началось строительство, инициированное и профинансированное купцами Гурием и Анкидином Назарьевыми, знаменитыми своим участием в ополчении Минина и Пожарского. Работы продолжались 9 лет, и в итоге был построен настоящий храмовый комплекс.

Храмовый ансамбль состоял из нескольких построек, придававших городской части берега изысканные очертания, а сама церковь имела 5 куполов и высокий подклет, обнесенный галереей.

На протяжении долгих лет храм абсолютно не был украшен росписью, и только в 1683 г. начали расписывать стены и своды здания внутренними фресками. За несколько столетий существования комплекс стал требовать реставрации, начавшейся в начале 20 века, но так и не закончившейся. В советский период он был закрыт, и восстановили его лишь в начале 2000-х гг.

Церковь сегодня

Сегодня храм выглядит совершенно иначе, чем при первой постройке. Помимо того, что изменились некоторые его архитектурные особенности, осталась только одна глава и исчезла аркада между церковью и колокольней. Но сохранился крытый переход арочного типа, пристроенный еще в старые времена.

Колокольня храма уникальна в своем роде — подобных ей нет ни в одном городе России. Она представляет собой многофункциональную постройку сложнейшей геометрической конфигурации. Верующие называют ее Святыми Вратами в церковь.

Что касается интерьеров, то их отличает отделка в виде узоров, выложенных глазурованными изразцами разных цветов. Нельзя не упомянуть и о мозаичной надписи, извещающей прихожан о том, кто основал церковь. Посетить ее может любой желающий, а по особым датам в ней проводят богослужения.

Практическая информация

Адрес: Ярославль, ул. Кедрова, 1А.

Режим работы: понедельник и вторник — выходные дни, со среды по воскресенье — с 10:20 до 17:00.

Церковь Рождества Христова

Временем небывалого взлета ярославского зодчества стал XVII век. Особый стиль, возникший в это столетие, получил название ярославской и ростовской школ. Сегодня уникальные памятники ярославской храмовой архитектуры XVII века – ансамбль Спасо-Преображенского монастыря, церкви Ильи Пророка, Иоанна Предтечи, Николы Надеина, Рождества Христова, Богоявления – находятся в ведении Ярославского музея-заповедника.

В год своего 150-летия музей предлагает цикл авторских экскурсий в рамках абонемента «Школа храмового зодчества Ярославля XVII века». Каждый месяц до сентября включительно специалисты музея-заповедника непосредственно в храме рассказывают об его истории и архитектурных особенностях.

Автор третьей экскурсии – специалист по сохранности объектов культурного наследия Ярославского музея-заповедника Елена Федорычева – представила церковь Рождества Христова. Уникальная звонница, не имеющая аналогов в древнерусской архитектуре, и сам храмовый ансамбль считаются образцом сложения ярославского стиля.

Церковь Рождества Христова построена в середине XVII века. Освящена в 1644 году. Этот парадный, соборного типа храм в составе сложного монументального сооружения, объединявшего Святые ворота, надвратный храм и колокольню, был возведен на средства известных в городе купцов Назарьевых-Гурьевых.

Купцы Назарьевы торговали с Сибирью, Астраханью, Казанью. Главным источником дохода для них служил речной флот. На устье реки Яик (современный Урал) Гурий Назарьев решил наладить промысел красной рыбы и черной икры, для чего построил у реки деревянный острог. На острог часто нападали живущие по соседству калмыки и казаки. Не нравился новый конкурент и астраханцам, предпринимались даже попытки убить сыновей Гурия Назарьева. Поэтому его сын, Михаил Гурьев, попросил у царя грамоту на право постройки каменной крепости. Укрепленный городок появился на Яике в 1662 году, очень скоро он стал называться Гурьевым, и это имя сохранялось до 1992 года (в составе Республики Казахстан город был переименован в Атерау).

Каменные стены не спасли купцов Гурьевых – город постоянно грабили и разрушали казаки, среди захватчиков был и Степан Разин. В итоге семья разорилась, потеряв все свои рыбные промыслы. Но до своего разорения Гурьевы успели построить и церковь Рождества Христова в Ярославле, и колокольню при ней.

Имена зодчих, построивших весь храмовый комплекс, к сожалению, не сохранились историей.

Церковь возводилась в два этапа. Начинали строительство два брата – Дружина и Гурий Назарьевы. Дружина Назарьев во время Смуты вместе с другими купцами поддерживал ополчение Минина и Пожарского. Назарьевы входили в число государевых гостей – самой привилегированной купеческой корпорации: государевы гости имели право покупать и передавать по наследству землю, свободно ездить за границу по торговым делам, получать льготы при уплате пошлин и многое другое. Назарьевы-Гурьевы многое сделали для государства. Ими в частности составлялись первые географические карты и отчеты о морских путешествиях. Семья активно участвовала и в жизни Ярославля.

На стенах церкви Рождества Христова ее основатели поместили храмозданную летопись, которая идет по периметру всего храма. Надпись обошлась в копеечку, поскольку для нее использовались не тиражированные изразцы – каждая плитка, на которой одна-две буквы или слог, делалась в единственном экземпляре.

Летопись сообщает, что церковь построена во время царствования Михаила Романова, при ростовском митрополите Варлааме. А кроме того, в ней называются и Акиндин (крещеное имя Дружины Назарьева), и Гурий Назарьев, и три сына Гурия, завершивших строительство церкви. Вынести свои имена на всеобщее обозрение было безусловной дерзостью! Но, переживая экономический подъем и обладая высоким статусом, Назарьевы-Гурьевы, видимо, могли себе это позволить.

Церковь Рождества Христова – самый многопрестольный из ярославских храмов. Главный ее престол освящен в честь Рождества Христова. В алтаре расположен придел Иоакима и Анны. В подклете храма – придел в честь Николая Чудотворца, а над ним – теплый придел Петра и Павла. В уже возведенную церковь был встроен Казанский придел – в память о том, что именно здесь прихожане прятали Казанскую икону Богоматери. Галерея церкви заканчивается приделом в честь персидских мучеников, среди них был Акиндин – соименный святой одного из храмоздателей (Дружины Назарьева). Наконец, во втором ярусе колокольни располагается церковь Гурия, Самона и Авива, покровителей семейного очага.

Казанский придел венчает кованый крест – образец ярославского кузнечного искусства XVII века.

Декор церкви Рождества Христова примечателен тем, что здесь впервые в истории ярославской архитектуры применены поливные изразцы. Во времена строительства храма в Ярославле еще не было собственного производства изразцов, и их привозили из Владимира, Москвы, Пскова. В оформлении церкви Рождества Христова использованы муравленые изразцы. Мурава – древнерусское название глазури, преимущественно зеленого цвета.

Колокольня церкви Рождества Христова уникальна своей сложной конструкцией и композицией, а также декором с необычными деталями. Это образец надвратной шатровой колокольни с церковью внутри и часозвонницей. Аналогов ей не существует не только в ярославской, но и во всей древнерусской архитектуре.

Колокольня была соединена с храмом каменной оградой, и попасть на территорию усадьбы можно было только через Святые ворота. В воротах есть и проездная арка, и вход для идущих пешком. Фасад, который открывался взгляду прихожан, очень богато украшен. А стена, обращенная во двор, почти совсем лишена декоративных элементов. «Для себя» делали чуть скромнее, чем для других.

Иконостас церкви Рождества Христова неоднократно перестраивался и менялся, но иконы, созданные в 1-й половине XVII века, здесь сохранились до сих пор.

В XVIII веке представители четвертого поколения Назарьевых-Гурьевых возвели модный для своего времени барочный иконостас. До наших дней от него почти ничего не осталось, в 1860-е иконостас вновь кардинально перестроили. Но, скорее всего, с XVIII века сохранились резные фигуры в сцене сошествия Святого Духа. Особое внимание здесь привлекают лики Богоматери и апостолов – они явно обладают портретным сходством с обычными посадскими горожанами…

Храм расписан неизвестными ярославскими мастерами в 1683 году, с небольшими доработками в 1684-м. Тремя годами ранее расписывалась церковь Ильи Пророка. Стилистический анализ позволяет предполагать, что над церковью Рождества Христова работала артель под руководством Дмитрия Семенова – одного из трех знаменщиков, участвовавших в росписи церкви Ильи Пророка.

Ряд фресок церкви Рождества Христова создан по мотивам очень популярной в то время книги архимандрита Иоанникия (Голятовского) «Небо новое, с новыми звездами сотворенное…». Сборники этого схоласта, писателя, полемиста и очень образованного человека служили основой для составления проповедей в XVII веке. А его книги, выходившие на Украине, переводились на русский язык и были очень популярны, в том числе у иконописцев. В основе новелл Голятовского лежали религиозные сюжеты и из Священного писания, и из апокрифов, и из западноевропейских хроник. Так что росписи церкви Рождества Христова, созданные по мотивам книги архимандрита, очень любопытны по своему содержанию…

Храм Рождества Христова в Ярославле

Адрес: город Ярославль, улица Кедрова, дом 1А

Район города: Ярославль, Кировский район

Церковь Рождества Христова — особенная достопримечательность Ярославля. Её уникальность состоит в необычной истории создания и оригинальных архитектурных решениях. Храм строился около десяти лет разными поколениями одной семьи. В его оформлении впервые были применены ранее не использовавшиеся виды декора. А некоторые элементы архитектурного ансамбля и вовсе не имеют аналогов среди произведений русского церковного зодчества. Собор сохранился до наших дней в первозданном виде. Поэтому сейчас каждый ценитель прекрасного может им полюбоваться.

Строительные работы начались в 1636 году на месте, где раньше располагался деревянный храм. Согласно летописным источникам, в нём ярославцы в начале XVII столетия прятали от литовских завоевателей икону Казанской Божьей матери. Стены собора уберегли реликвию от интервентов. Потом здание обветшало, и местные купцы Назарьевы решили возвести на его месте дивный собор. По их замыслу храм должен был получиться не хуже, чем церковь Николы Надеина, отстроенная купцами Светешниковыми. Назарьевы были очень богатыми и влиятельными людьми. За заслуги перед государством царь Михаил Романов даровал им «особую милость». Благодаря ей купцы стали называться «государевыми гостями». Этот статус позволял Назарьевым заключать сделки с иностранцами, пользоваться торговыми льготами, бывать при царском дворе.

Но капиталов Гурия Назарьева хватило лишь на то, чтобы выстроить центральный храм. Он получился простым и одновременно нарядным. Каменный куб на подклете был увенчан пятью главами. В его основе лежал крестово-купольный план, традиционный для ярославских церквей XIII-XVII веков. Однако создатели собора в эту простую композицию сумели привнести новое звучание. Стены церкви Рождества Христова были украшены каменным декором. По ним шли горизонтальные полосы ширинок с квадратным орнаментом. На апсидах была сделана изящная лепнина. Окружность барабанов украшал аркатурно-колончатый пояс.

Но самым необычным декоративным элементом стали муравленые изразцы. Тогда ни один из ярославских соборов не мог похвастаться таким удивительным украшением. Современники говорили, что Гурий привёз изразцы с востока. Их керамическую основу поливали специальным покрытием, отчего они становились блестящими и сияющими. К слову, заморская придумка очень понравилась ярославцам. С тех пор многие местные храмы украшались таким способом.

Продолжили дело отца его сыновья. У святыни появились приделы и новые галереи, а над центральными воротами комплекса отстроена шатровая колокольня. Она выдавалась не только своей высотой (38,34 м), но и уникальной архитектурой. В её основе лежал массивный четверик, а выше располагались галереи и стройный шатёр с миниатюрной главкой. Во втором ярусе колокольни была устроена церковь Гурия, Самона и Авива. По красоте и изяществу этому архитектурному сооружению нет равных. По заказу братьев Гурьевых ярославские мастера расписали интерьеры церкви.

Со временем храм Рождества Христова претерпел существенные изменения. Позакомарные покрытия в XVIII веке заменили на четырёхскатную крышу, а в XIX веке основной собор лишили четырёх глав, оставив лишь центральный купол. После установления советской власти уникальную церковь и вовсе закрыли. В конце 1920-х годов её передали в ведение музея-заповедника. Научные сотрудники приложили немало сил, чтобы восстановить бесценный памятник церковного зодчества. Им даже удалось вернуть похищенные из храма иконы. Один из российских коллекционеров выкупил их на европейском аукционе и возвратил собору.

На сегодняшний день церковь Рождества Христова находится в хорошем состоянии и готов принять всех желающих.

Храм Рождества Христова в Ярославле

Церковь Рождества Христова мы целенаправленно искали, чтобы взглянуть на декор стен, при создании которого впервые в ярославском зодчестве использовались изразцовые вставки. Интересна она и тем, что это второй храм, после церкви Николы Надеина, выстроенный в Ярославле из камня.

Изразцами были украшены фасады крыльца и галерей, а также парапеты надвратной церкви, устроенной на втором ярусе колокольни.

Несмотря на свою древность и определенную обветшалость, цветные изразцы на белом фоне по-прежнему прекрасны.

Церковь начали возводить в 1636 году местные купцы братья Акиндин и Гурий Назарьевых. После их кончины дело продолжили сыновья последнего — Михаил, Андрей и Иван Гурьевы, внесшие в проект изменения в сторону его масштабности. Строительство завершилось в 1644 году.

Изначально за образец был взят величественный, возвышавшийся над всем ярославским посадом храм Николы Надеина, воздвигнутый в 1622 году. Сооружение в своей архитектуре повторило крупный четверик на подклете, опоясанный двухъярусной галереей. Его венчали пять глав, которые были покрыты глазурованной черепицей различных оттенков зеленого и желтого цветов.

Особым и редким для того времени украшением стала изразцовая надпись из поливных керамических плит, тянущаяся по четверику храма. Этот был очень дорогостоящий декор, так как создавался с помощью отдельного клише для каждого слога, а их потребовалось немало. Затем изразцы покрывались масляными красками, чтобы обеспечить буквам большую читабельность. В тексте увековечены имена светских и духовных правителей, при которых строилась и освещалась церковь Рождества Христова. Кроме этого, по повелению Гурьевых, в него вписали имена всех пяти членов семьи, имевших отношение к созданию архитектурного комплекса.

Надвратная шатровая колокольня с часозвонницей и храмом в честь священномучеников, покровителей семейного очага и защитников от семейных неурядиц Гурия, Самона и Авива была возведена в середине XVII столетия.

Сооружение высотой 38,34 метров выстроили над воротами ограды, выходившими на одну из центральных улиц Ярославского посада. Прямоугольное в плане здание высится на крупном четверике, на котором стоит восьмерик с проемами для колоколов. Второй ярус занимает церковь, обрамленная открытой галереей. Небольшой храм был построен в память о первом представителе семьи Гурьевых купце Гурии Назарьеве и не использовался для регулярных служб.

Колокольню украшает высокий шатер, по обеим сторонам от которого пристроены две маленькие башенки, ранее имевшие практическое значение. В одной находился часовой механизм, в другой была устроена лестница, ведущая к восьми колоколам, крупнейший из которых весил около ста пудов. Некоторые из них были отлиты в Голландии в первой половине XVII столетия. К сожалению, ни один из колоколов не сохранился. В советские времена все они были сняты и ушли на переплавку.

Слева на фото — нарядный западный фасад уникальной колокольни. Есть мнение, что некоторые декоративные элементы, были навеяны заказчикам Гурьевым их путешествиями в восточные страны. Конкретно речь идет об округлых резных завершениях, украшающих парные столбики, и по форме напоминающих минареты мечетей.

Восточный фасад был выполнен в менее пышных формах, поскольку во времена его оформления выходил к земляному валу, тянувшемуся вдоль набережной Волги, и, соответственно, был не на виду.

За свою долгую историю облик архитектурного ансамбля менялся. И, увы, не в лучшую сторону. Например, были снесены четыре малые главы на основном объеме храма. В советские времена церковь была закрыта и после реставрации передана Ярославскому музею-заповеднику. Говорят, в настоящее время здесь иногда проводятся службы.

Церковь Рождества Христова в Ярославле

Церковь Рождества Христова в Ярославле строилась на месте древнего деревянного храма на средства купеческой династии Назаревых-Гурьевых. Это второй каменный храм на посаде. Освящен в 1644 г. В 50-е гг. XVII века над воротами церковной ограды возвели шатровую колокольню-церковь, уникальный памятник русской архитектуры этого типа. Колокольня соединялась арочным переходом с церковью Рождества и составляла с ней один из самых живописных ансамблей в городе. В церкви уцелели уникальные росписи XVII века. Сегодня здание находится в ведении музея.

В ярославской церкви Рождества Христова пять приделов. Первым, по преданию, был освящен северный придел, посвященный Николаю Чудотворцу. Этот придел, располагавшийся в подклете, — явление для Ярославля ХУII века довольно редкое, — был теплым, в нем стояла большая печь, облицованная зелеными «муравленными» изразцами (часть их сохранилась и находится в фондах Ярославского музея — заповедника).

Над Никольским приделом находится придел Петра и Павла. Сохранились фрагменты интересной системы отопления: горячий воздух поднимался из печи подклета по вертикальному внутреннему каналу и обогревал верхний придел. На южном окончании галереи был установлен придел в честь пяти персидских мучеников, среди которых есть покровитель одного из основателей церкви — Акиндина, Пегасия, Афония, Елпидифора, Анемподиста. В дъяконнике церкви находится придел Иоакима и Анны. К юго-западному углу храма примыкает Казанский придел, который был устроен в память о событиях польско-литовской интервенции.

Церковь Рождества Христова связана с событиями в Ярославле в Смутное время, в 1609 г. ярославцы спасали здесь чудотворную икону Казанской Богоматери, которая позднее дала начало женскому Казанскому монастырю в центральной части Ярославля.

Церковь Рождества сложена из большемерного красного кирпича, в качестве связующего использован известковый раствор, при строительстве для декорировки как самого храма, так и колокольни использованы белый камень, изразцы, тесаный кирпич.

По своей конструкции церковь принадлежит к традиционному, пришедшему из Византии, соборному типу храма, который устойчиво держался в Ярославле на протяжения всего XVII столетия. Это кубический храм на подклете (подклет использовался для хранения товаров) с четырьмя внутренними столбами, увенчанный первоначально пятью световыми барабанами. Соборный храм окружают с трех сторон галереи, которые завершаются на восточных окончаниях приделами, Казанский придел находится у юго-западного угла ансамбля, на западную галерею ведет большое домообразное крыльцо.

В 50-е годы XVII века над воротами церковной ограды возвели шатровую колокольню-церковь, уникальный памятник русской архитектуры этого типа. К сожалению, ограда не сохранилась. Колокольня соединялась арочным переходом с церковью Рождества и составляла с ней один из самых живописных ансамблей в городе. Рождественская колокольня является одной из главных достопримечательностей культового зодчества Ярославля и не имеет в русской архитектуре аналогий. Высота колокольни — 38,34 метрв.

На протяжении XVII-XIX веков представители семьи Гурьевых оставались щедрыми жертвователями Рождественской церкви. Центральный храм был расписан в 1683-1684 годах по заказу Ивана Гурьева и его сыновей. Имена мастеров, выполнявших стенописи, неизвестны. Возможно участие известных ярославских художников Дмитрия Семенова и Федора Игнатьева.

Общая система росписи традиционна: в алтаре — сюжеты на литургические темы, в куполе — евангельские сюжеты, на столпах — монументальные фигуры святых, из которых нижние — члены семьи Назарьевых-Гурьевых, начиная с основателей рода Назария и Гурия.

Южная и северная стены храма разбиты на 6 ярусов. Два верхних рассказывают о земной жизни Христа. В третьем ярусе помещены «Стасти Христовы» — первый в ярославской монументальной живописи развернутый цикл композиций о страданиях Христа, позже ставший традиционным. Большинство сюжетов следующего, Богородичного, яруса ранее не встречаются в ярославских фресках. Здесь художник иллюстрирует новеллы из книги Иоанникия Галятовского «Новое небо с новыми звездами или повествование о чудесах Богородицы» (1667 г.).

В пятом ярусе южной стены дана оригинальная трактовка «Деяний апостолов»: художник представил только проповеди и мученические кончины тринадцати апостолов. Начинается апостольский ярус с монументальной фигуры Христа с крестом и евангелием в руках — своеобразным прологом, предвосхищением мученических кончин апостолов за Христову веру. На северной стене в этом же ярусе впервые даны композиции, ставшие в последующих работах ярославских мастеров очень популярными: иллюстрации «Отче Наш», «Символа Веры», «Семи Таинств».

На западной стене, кроме традиционной сцены «Страшного Суда», размещены часто встречающиеся в иконописи, но редкие для настенных росписей композиции: «Богоматерь — живоносный источник» и «Всякое дыхание да хвалит Господа». Последняя является одной из самых примечательных композиций ярославских стенописей XVII века. Нижний ярус — орнаментальный. По яркой золотистой охре мастерски написаны зеленые стебли и листья с крупными красно- коричневыми цветами.

Стенописи церкви Рождества Христова являются первым живописным ансамблем, выполненным ярославскими мастерами без привлечения иногородних художников. Ансамбль отмечен большой иконографической свободой, использованием обширного круга новых тем, сюжетов, литературных источников. Он дает яркое представление о начальном периоде декоративно-повествовательного стиля ярославской школы монументальной живописи XVII столетия.

Иконы пятиярусного резного иконостаса представляют собой один из немногих сохранившихся образцов целостного ансамбля икон первой половины XVII века. Первоначальный тябловый иконостас в начале XVIII века был заменен барочным. Царские врата являют собой мастерски выполненную скульптурную композицию «Сошествие Святого Духа на апостолов», боковые входы в алтарь украшены выразительными фигурами ангелов в рост.

Ярославль. Церковь Рождества Христова

Церковь Рождества Христова построена в 1635-1644 годах на берегу Волги. Прежде на этом месте стояла деревянная Христорожественская церковь, в которой в 1609 году ярославцы сохранили чудотворную икону Казанской Божией Матери. Строительство нового каменного храма было начато ярославскими купцами, братьями Анкидином (по прозвищу Дружина) и Гурием Назарьевыми, участниками ополчения 1612 года. За заслуги во время войны с литовцами Назарьевы получили от Михаила Романова жалованную грамоту и звание «государевых гостей» со всеми привилегиями. Замысел храма Рождества Христова был грандиозным, и у братьев Назарьевых не хватило средств на окончание строительства, поэтому окончено оно было только в 1644 году на деньги разбогатевших сыновей Гурия Назарьева, Михаила, Андрея и Ивана Гурьевых, которые внесли свои изменения в первоначальный проект.
Ансамбль церкви Рождества Христова, стоящий на берегу Волги и создающий, наряду с другими храмами набережной, неповторимый силуэт берега, получился и в самом деле уникальным. Он состоит из самой церкви и стоящей отдельно великолепной шатровой колокольни, служащей также и Святыми воротами в ограде храмового комплекса.
Храм Рождества Христова в основном своем объеме сходен с Николо-Надеинской церковью − пятиглавый храм на высоком подклете, окруженный двухъярусной галереей с трех сторон, и с домообразным крыльцом с западного фасада, ведущим на верхний ярус галереи. С севера и юга в галереях были устроены приделы. Но, в отличие от церкви Николы Надеина, в углу галереи не было колокольни, она стояла отдельно и прежде соединялась с храмом крытым арочным проходом, который в 1644 году пристроили сыновья Гурия Назарьева. Тогда же они добавили к храму Казанский придел с юго-западной стороны, тем самым значительно расширив галерею. В XVIII веке над куполом придела засиял новый ажурный крест, сохранившийся до наших дней.
Первым в храме был освящен северный придел в нижней церкви, в честь Николая Чудотворца, издревле считавшегося на Руси покровителем торговых людей и путешественников. Это было неспроста: Назарьевы не только вели большую торговлю, но и немало ездили по стране, так как их интересы простирались далеко от Ярославля.
Храм достаточно долго стоял нерасписанным; только в 1683 году ярославскими мастерами были выполнены фрески в центральной части. Заказчиками работ были все те же Гурьевы − Иван Гурьев и его сыновья. Имена мастеров остались неизвестны, но исследователи полагают, что в работе могли участвовать известные ярославские художники Дмитрий Семенов и Федор Игнатьев. Все остальные росписи храма − позднейшие.
Рождественский храм богато украшен поливными изразцами разнообразной формы: тут и розетки, и ленты, и четырехугольники. Все пять глав на основном объеме были покрыты желтой и зеленой глазурованной черепицей различных оттенков. В декоре храма особенно интересна храмозданная надпись, выполненная в изразцах. Интересно то, что купцы (в XVII веке считавшиеся все же простыми людьми, неродовитыми, незнатными, несмотря даже на данные царем привилегии) решились на такой дерзкий шаг − вывести свои имена на фасаде храма. Обычно такой чести удостаивались только князья и бояре. Надпись гласит: «Воздвигли сию церковь Анкидин а по прозванию Дружина да Гурий Назарьевы… а совершили церковь сию после отца своего Гурья Назарьева дети его Михайло да Андрей да Иван…»
Отдельного внимания заслуживает колокольня. Это не простая колокольня, столп с ярусом звона и шатровым завершением. Это − сложная многофункциональная постройка, совмещающая в себе колокольню, двойные ворота, небольшую церковь «под колоколы» и башню с часами. Колокольня − прямоугольная в плане, и по бокам центрального шатра поставлены две небольших шатровых башенки, подчеркивающие устремленность всего здания ввысь. Во втором ярусе была расположена небольшая церковь Гурия, Самона и Авива, окруженная открытой галереей. Шатер колокольни украшен рядами люкарн, украшенных разнообразными наличниками.
Облик храма был сильно искажен временем. Исчезли четыре малые главы на основном объеме, была разобрана аркада, ведущая к колокольне… В советское время храм был закрыт, в 1920-х годах его отреставрировали. До сих пор памятник принадлежит Ярославскому музею-заповеднику. В 1989 году произошло несчастье − из иконостаса храма были похищены уникальные иконы. Иконы были вывезены за границу и проданы на аукционе, где в 1995 году их купил коллекционер из Саратова Владимир Рощин. Узнав об истории своего приобретения, он принял решение возвратить иконы музею, с тем, чтобы их отреставрировали и поставили туда, где им и должно быть.
Музейных средств на поддержание уникального памятника долгое время не хватало. В конце 1990-х начала рушиться обветшавшая стена колокольни, и храм был надолго закрыт на реставрацию. Только под угрозой обрушения колокольни удалось найти средства на восстановление памятника. Сейчас колокольня приведена в порядок, а вместе с ней – и сам храм. В нем время от времени проводятся службы.

Адрес: Ярославль, Малая Февральская улица (ул. Кедрова), 1
Телефон: (4852) 30-3869 (музей)
Сайт: http://www.yarmp.yar.ru (музей)

Оставьте свой отзыв о посещенном месте (поля обязательны все, e-mail не публикуется и служит только для обратной связи и уточнений). ВНИМАНИЕ! Эта форма не предназначена для заказа мероприятий, экскурсий и т.п.

Церковь Рождества Христова

Фото и описание

В период между 1635 и 1644 годами на одном из берегов Волги была выстроена церковь, освященная во имя Рождества Христова. Ранее на этом месте находилась выстроенная из дерева Христорождественская церковь, в здании которой в 1609 году жители Ярославля смогли сохранить чудотворную икону, изображающую Казанскую Богоматерь.Возведение нового, только уже каменного храма, было запланировано ярославскими купцами, а также братьями Гурием и Анкидином Назарьевыми, ставшими участниками народного ополчения в 1612 году. Братья получили от Михаила Романова ценную грамоту за заслуги и удостоились звания «государевых гостей». План строительства храма был поистине грандиозным, по причине чего братьям даже не хватило денежных средств на его окончание – завершилось строительство только в 1644 году на выделенные средства уже сыновей известных братьев.

Ансамбль Рождественской церкви стоит на самом берегу Волги и создает невероятный его силуэт, в котором принимают участие и другие церкви. Данный ансамбль состоит из здания церкви и расположенной рядом шатровой колокольни, поражающей при взгляде на нее. Кроме того, колокольня служит еще и Святыми воротами, расположенными в ограде комплекса.

Что касается основного объема храма Рождества Христова, то он особенно похож на храм Николы Надеина, пятиглавый и стоит на высоком подклете. Храм окружен двухъярусной галереей с трех сторон, а также домообразным крыльцом, расположенным со стороны западного фасада и ведущим прямо на самый высокий ярус галереи. С южной и северной сторон в галереях были обустроены приделы. Важным отличием Рождественской церкви от храма Николы Надеина является то, что в углу галереи не наблюдалось колокольни, ведь она располагалась совершенно отдельно и соединялась с церковью при помощи крытого арочного прохода, пристроенного в 1644 году сыновьями Назарьева Гурия. К тому же, были еще изменения, которые не предполагались в первоначальном плане строительства – со стороны юго-запада к церкви был добавлен Казанский придел, что значительно расширило галерею. В середине 18 столетия над куполом был выставлен новый крест, который сохранился до сегодняшнего дня.

Изначально в храме Рождества Христова был освящен лишь северный придел, находящейся в нижнем храме; его освятили в честь Николая Чудотворца, который с давних времен считался истинным покровителем путешественников и торговцев. Если подумать, то становится понятным, что это было сделано не просто так, ведь купцы Назарьевы вели обширную торговлю, много путешествовали по стране и за ее пределами.

На протяжении долгого времени храм стоял не расписанным, но в 1683 году артель ярославских мастеров сделала фрески, расположенные в центральной части. Все работы были заказаны Иваном Гурьевым и его сыновьями. До сих пор не сохранилось никаких сведений о мастерах, хотя ученые полагают, что в процессе могли принимать участие именитые ярославские мастера – Семенов Дмитрий, Игнатьев Федор.

В вопросе украшения Рождественского храма важно отметить, что он роскошно украшен при помощи поливных изразцов самой различной формы: четырехугольники, ленты и розетки. Пятиглавие храма было покрыто зеленой и желтой глазурованной черепицей самых разных оттенков. Декоративное оформление храма выделяется по причине наличия необычной храмозданной надписи, которая полностью выполнена в изразцах.

Стоящая при храме колокольня в силу своей изящности заслуживает особенного внимания. Она представлена столпом с шатровым завершением и ярусом звона. Колокольня не просто выстроена для своей непосредственной цели, но и является универсальной постройкой, в состав которой входит звонница, двойные ворота, башня, оснащенная часами и небольшая церквушка. В плане колокольня – прямоугольная, а по ее углам расположены две небольшого размера шатровые башни, которые подчеркивают стремление ввысь главного объема.

На протяжении времени облик церкви Рождества Христова сильно изменился, ведь четыре главки храма исчезли, а ведущая к колокольне аркада была разобрана. В советские годы храм был закрыт, хотя в 1920-е годы состоялась его реставрация. Сейчас церковь принадлежит Ярославскому музею-заповеднику.

Удобный шаблон Joomla! —>

Поиск, обзор и навигация

Путешествия по России

Необыкновенные путешествия

Церковь Рождества Христова

Мы подошли к этому замечательному памятнику – церкви Рождества Христова в Ярославле. Она тоже была построена на средства ярославских купцов. Первыми ее заказчиками были Акиндин и Гурий Назарьевы. Начали строить храм Рождества Христова в 1636 году. За образец они взяли так всех восхищавшую церковь Николы Надеина.

Начинали строить четырехстолпный пятиглавый храм на подклете с галереями с трех сторон и одним приделом. Но довести до конца это достаточно дорогостоящее строительство братья Назарьевы не успели. После их смерти строительство храма продолжили сыновья Гурия Назарьева — Михаил, Андрей и Иван Гурьевы, которые и закончили его в 1644 году.

Братья Гурьевы были богаты. Они успешно вели торговлю по всему Русскому государству. Еще отец Гурьевых наладил промысел ценной рыбы в устье реки Яик (ныне Урал). Для защиты этого прибыльного промысла Гурьевы построили каменную крепость. Вокруг крепости позднее вырос город, который до недавнего времени носил имя ярославских купцов – город Гурьев. И только в 1992 году, уже в составе республики Казахстан, был переименован в Атерау.

У Гурьевых было достаточно средств для того, чтобы построить еще более богатый храм. Они внесли в первоначальный замысел существенные изменения. Размеры сооружения были значительно увеличены. К юго-западному углу церкви был пристроен Казанский придел, из-за этого западная галерея была удвоена. Придел завершается ажурным крестом, являющимся прекрасным образцом искусства ярославских кузнецов и медников.

Казанский придел нисколько не испортил внешний облик всего храма. Квадратный в плане башнеобразный придел, покрытый четырехскатной кровлей, усложнил композицию храма. Он сделал церковный ансамбль более свободным и живописным. Колокольня была отнесена в отдельное здание и соединена с западной галереей переходом.

На северо-западном углу храма опоры арочных пролетов подклета были тогда оформлены в виде великолепной пары мощных восьмигранных столбов. А с юго-западной стороны появились миниатюрные столбики галереи Казанского придела.

Получилось асимметричное, очень выразительное и интересное сооружение. Первоначально возведенное позакомарное покрытие еще более усиливало это впечатление. Отличает храм Рождества Христова от всех остальных ярославских церквей храмозданная надпись из поливных изразцов в верхней части четверика.

Это был дерзкий поступок! На фасадах храма помимо обычных в таких случаях упоминаний имен светских и духовных правителей купцы Гурьевы запечатлели свои имена. И это купцы, которые в XVII веке считались все же простыми, незнатными людьми. Обычно такой чести удостаивались только князья и бояре. Надпись гласит: «Воздвигли сию церковь Анкидин а по прозванию Дружина да Гурий Назарьевы… а совершили церковь сию после отца своего Гурья Назарьева дети его Михайло да Андрей да Иван…»

Особенно интересна в этом ансамбле колокольня. Она стояла над воротами ограды, окружавшей раньше церковь Рождества Христова в Ярославле. При этом колокольня устроена на четверике небольшой церкви Гурия, Самона и Авива, окруженном открытой галереей. Далее возвышается восьмерик колокольни, прорезанный большими «звонами» — проемами для колоколов. А над всем этим возносится ажурный, устремленный ввысь шатер.

Получилась надвратная церковь-колокольня – уникальный памятник, не имеющий аналогов в русской архитектуре. Колокольня при этом очень красива. Она вся как будто покрыта каменным кружевом. Особенно пышно оформлены «слухи» — проемы, сделанные в шатре для того, чтобы звон колоколов разносился как можно дальше.

Обратите внимание на башенки с низкими четырехгранными шатрами с восточной, алтарной стороны надвратной церкви. Они украшены наличниками, имитирующими «слухи».

С западной стороны по углам расположены парные столбики с округлыми резными завершениями. Эти странные завершения напоминают минареты мечетей. Возможно, Гурьевы, не раз бывавшие на Востоке, видели там минареты и предложили зодчим использовать этот мотив. Во всяком случае, ни в одной другой церкви такого украшения не встречается.

Храм расписан в 1680-е гг. артелью мастеров, одним из руководителей которой был, предположительно, — Дмитрий Семенов, участвовавший до этого в создании фресок церкви Ильи Пророка.

Облик церкви Рождества Христова в Ярославле сильно искажен временем. Были разобраны четыре малые главы на основном объеме, аркада, ведущая к колокольне и т.д.

Вот описание церкви, сделанное краеведом XIX века И. Барщевским:

Церковь во имя Рождества Христова

Год основания церкви неизвестен, но о ней упоминается в 1609 году при описании осады Ярославля поляками, когда икона Казанской Божией Матери находилась в Христорождественской церкви.

Существующий храм выстроен, как значится в его летописи, в 1644 году государевыми гостями Гурьевыми. Церковь ярославского типа, подобна Ильинской и Николо-Надеинской, пятиглавая на палатках, с папертями и приделами, но уже претерпевшая многие изменения: четыре главы ее сняты, с северной стороны сделана теплая церковь, с запада пристроен новый портал и так далее.

Внутренний ее вид гораздо более сохранился: стенопись, хотя и поновленная, не утратила своей характерности. Иконостас работы прошлого столетия. Много древних икон с узорными венцами и цатами работы ярославских мастеров. По преданию, в церкви был сделан пол из яшмы, который по приказанию царя Алексея Михайловича был взят в московский Благовещенский собор, а здесь осталась только небольшая его часть, сохранившаяся и до сих пор между престолом и Царскими вратами.

Престолы в ней: главный — во имя Рождества Христова, придел в диаконнике — во имя Богоотец Иоакима и Анны, на паперти — во имя мучеников Акиндина, Пахомия, Афония, Ельпидифора и Анемпадиста. В особо пристроенном к юго-западному углу паперти приделе — престол во имя Казанской Божией Матери. Здесь достоин внимания старинный иконостас XVII столетия, тябла его обложены свинцовым узором на разноцветной земле. Основание иконостаса имеет также весьма интересный рисунок, заимствованный с восточных тканей. Резьба Царских врат XVII века, вызолочена на голубой земле.

С северной стороны — теплая церковь во имя святого Николая Чудотворца.

Отдельно стоящая колокольня вначале служила воротами, пролеты ее в настоящее время заделаны и превращены в палатки, на этих палатках стоит небольшая церковь, с трех сторон имевшая галерею, своды которой опирались на кубышкообразные столбы. Теперь промежутки между ними забраны стенками, с окнами в них. У восточной стены с южной и северной стороны церкви примыкают башенки: в одной из них лестница на колокольню, в другой, видимо, были часы. Над церковью стоит колокольня с высоким шатром со слухами.

По материалам сборника «Исторический очерк города Ярославля, составленный действительным членом Ярославской ученой архивной комиссии И. Барщевским», изданного в Ростове в 1900 году.

В советское время храм был закрыт. Памятник принадлежит Ярославскому музею-заповеднику. Вокруг церкви построены современные здания, она «потерялась» в этом окружении, и уже не производит того впечатления.

А раньше храм Рождества Христова с оградой, с колокольней над воротами, выходившими на одну из центральных улиц посада, смотрелся очень величественно. Восточный фасад был решен скромнее, ведь он тогда был обращен к земляному валу, проходившему вдоль берега Волги.

Мы тоже сейчас пройдем вдоль его линии до того места, где вал делал поворот от Волги в сторону Которосли.

Ссылка на основную публикацию