Храм Успения Пресвятой Богородицы в Санкт-Петербурге

Храм Успения Пресвятой Богородицы, Санкт-Петербург, Васильевский остров

Содержание:

Успенский собор — Оптинское подворье в Санкт-Петербурге

В Санкт-Петербурге, на набережной имени лейтенанта Шмидта отражается в невских водах красивый и величественный храм Успения Пресвятой Богородицы — архитектурная жемчужина Васильевского острова и всей Северной Пальмиры. Его здание огромно и монументально, но при этом производит впечатление удивительной стройности и легкости.

Храм Успения Пресвятой Богородицы на Васильевском острове Санкт-Петербурга стоит на земле, которая с древних времен являлась монастырским подворьем, сразу Псково-Печерского Успенского монастыря, а позже Киево-Печерской лавры.

Храм Успения Богородицы — великолепная церковь — украшение представительств сразу нескольких русских монастырей, с 90-х годов XX века стала гордостью и достоянием подворья Введенского ставропигиального мужского монастыря Оптина Пустынь. Счастливо пережив трудные времена, храм Успения Пресвятой Богородицы преобразился в подлинный духовный центр религиоведения и церковных искусств, православного образования, богословия и иконописи.

Сегодня в храме проходит ежедневное уставное богослужение, возрождаются давние традиции монашеской жизни, воссоздан прежний архитектурный ансамбль подворья ставропигиального монастыря Оптиной Пустыни.

Успенский храм подворья ныне — место активной просветительной, социальной и благотворительной работы, социального служения многих людей доброй воли.

Подлинная гордость храма и подворья — мужской хор «Оптина Пустынь», сопровождающий службы в традициях старинных монастырских распевов, в составе хора — профессионалы, выпускники Санкт-Петербургской государственной консерватории.

Прошлое и современность тесно переплелись в судьбе этого удивительного островка духовной жизни на большом Васильевском острове. История делается сегодня, и ее великий свидетель — храм Успения Пресвятой Богородицы.

Строительство Успенского храма на Васильевском острове

Годом основания подворья официально считается 1721 год, предшественницей же будущего Успенского храма стала небольшая деревянная домовая церковь Рождества Христова, размещавшаяся на втором этаже здания подворья.

Однако с течением времени маленькая домовая церковь подворья становится все более тесной для богослужений и нуждается в глобальной перестройке. Особенно это было заметно в дни больших церковных праздников. Поэтому с 1891 года началась работа по обновлению подворья лавры.

Важнейшим ее этапом стал конкурс 1894 года, который был организован в кругу именитых российских архитекторов для строительства целого комплекса новых зданий будущего храма, посвященного Успению Пресвятой Богородицы и преподобным Антонию и Феодосию Киево-Печерским. Было представлено немало заявок, победил в конкурсе проект гражданского инженера и известного зодчего Василия Антоновича Косякова.

Автор проектов церкви Милующей Божией Матери на Большом проспекте, Казанского храма Новодевичьего Воскресенского монастыря и грандиозного Морского собора в Кронштадте стремился развивать в отечественной архитектуре национальные черты, базирующиеся на опыте духовно близкой нам Византии, творчески и самобытно переработанном.

На сей раз перед зодчим была поставлена еще более серьезная задача: сделать порядком обветшавшее и морально устаревшее подворье достойным представительством Киево-Печерской лавры и подлинным духовным центром на берегах Невы.

Храм Успения Пресвятой Богородицы — Киево-Печерская лавра в миниатюре

В 1894 году на подворье начался демонтаж старых построек для расчистки места под будущий большой храм. Публикации в прессе подогревали и без того большой интерес к стройке, и жители Петербурга предвкушали тот день, когда на Васильевском острове можно будет посетить «лавру в миниатюре» и воочию услышать ее легендарные и традиционные хоровые распевы.

Наконец здания подворья были заново отстроены, а сам храм Успения Пресвятой Богородицы и преподобных Антония и Феодосия Киево-Печерских получился красивым и просторным. Выдержанный в канонах псевдорусского стиля, отныне он мог вместить до двух тысяч верующих. Облик нового храма имел схожие черты с известной мемориальной церковью в Борках, возведенной на месте крушения поезда Александра III.

18 декабря 1897 года, когда были подняты кресты на купола, провели освящение алтаря и хор. На следующий день освятили и боковой придел в честь Собора всех преподобных отцов Киево-Печерских. А к 1900 году строительство храма Успения Пресвятой Богородицы и всех новых зданий подворья успешно завершилось.

Отныне в храме всегда было многолюдно. В помещении сформировалась великолепная акустика, позволявшая расслышать во время службы каждое слово священника. В холодное время года эффективная система обогрева притвора не давала мерзнуть молящимся, стоявшим в последних рядах. Службы совершали монахи Киево-Печерской лавры, и послушать их приходило немало богомольцев со всех окрестностей и из других приходов.

История Храма Успения Пресвятой Богородицы

К началу XX века подворье имело храмовый комплекс построек с отдельными входами для прихожан, церковной братии и митрополита. Кроме того, с начала Первой мировой войны в подвалах Успенской церкви хранились фонды большой библиотеки митрополита Владимира (Богоявленского), утраченной в годы советской власти.

Успенский храм в советское время

Октябрьская революция разрушила привычный уклад жизни обители, ее служителей и прихожан. 1919 год стал началом выселения из обители священнослужителей.

В 1920-е годы власти уже открыто задались целью во что бы то ни стало закрыть Успенскую церковь. Начались массовые аресты братии и прихожан, которые продолжались до 1932 года. Успенский храм подворья лишили высокого статуса ставропигиального, однако богослужения продолжались здесь вплоть до конца 1933 года.

В 1934 году было принято решение о ликвидации храма и дальнейшей организации на его территории физкультурного зала. Двери церкви закрылись для прихожан на долгие годы. Из нее вывезли практически все, от икон и иконостаса до паникадила и прочей церковной утвари. Лишь кресты еще продолжали осенять осиротевший храм, покуда их не спилили перед самой войной. Почитаемую икону Успения Божией Матери, «изображение и меру» древнего лаврского образа, успели передать из разоренного подворья в Князь-Владимирский собор.

На первое время помещения церкви были переоборудованы под склад Ленинградского военного порта. Митрополичьи покои разделили, преобразовав в общежитие, а затем в коммунальные квартиры. В годы Великой Отечественной войны храмовый купол скрывал наблюдательный пункт ПВО, а в церковном подвале оборудовали бомбоубежище.

1956 году в главном здании церкви началось строительство ледового катка с искусственным покрытием. Уже в 1961 году на его льду приступили к тренировкам большинство спортивных обществ Ленинграда.

Существование в храме катка нанесло зданию огромный ущерб: в алтаре размещалось машинное отделение для холодильных установок и гардеробы, на хорах организовали буфеты и кладовые спортивного и технического инвентаря. Всю центральную часть бывшей церкви занимало обширное ледовое поле, а зрительный зал пестрел портретами Ленина и других советских партийных деятелей; на стенах были развернуты транспаранты патриотического содержания. Все эти «новшества» практически уничтожили дорогую метлахскую плитку на полах и живопись на стенах и потолке.

Лед порождал холод и сырость, от которой стены ветшали, крошились и разрушались грибком. Содержать здесь каток со временем стало попросту нерентабельно. Однако и после закрытия ледовой арены в Успенском храме некоторое время функционировали бани, а позднее были разбиты плантации для выращивания цветов на продажу, что продолжало поддерживать в здании влажность на недопустимых уровнях.

Реставрация и возрождение

Только в 1991 году здание Успенского храма по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II возвратили Русской православной церкви в качестве подворья Свято-Введенского ставропигиального мужского монастыря Оптина пустынь.

Восстановление здания потребовало больших затрат, технических и людских ресурсов, огромного напряжения сил. За дело взялись все, кто мечтал вновь увидеть Успенский храм в первозданном виде и во всем его великолепии. Восстанавливались полы и росписи на стенах, вывозились горы строительного мусора. В 1998-м главный купол здания обрел крест, а в 2005-м купол был позолочен. К 2003 году по архивным фото восстановили иконостас. И лишь спустя 10 лет завершилась реставрация настенных росписей.

15 сентября 2013 года произошло великое событие — чин великого освящения восстановленного храма Успения Пресвятой Богородицы Санкт-Петербургского подворья Оптиной пустыни на Васильевском острове.

Сегодня весь комплекс подворья — объект культурного наследия федерального значения.

18 и 19 января рядом с Оптинским подворьем будут организованы крещенские купания

Время работы крещенской купальни: 18 января с 11:00 до 24:00; 19 января с 00:00 до 5:00 и с 10:00 до 24:00.

Митрополит Варсонофий возглавил Литургию на подворье Оптиной пустыни

14 января, в праздник Обрезания Господня и день памяти свт. Василия Великого, митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий возглавил богослужение в Успенском храме. Фотоальбом

Проповедь в Неделю по Рождестве Христовом и день памяти Давида Царя, Иосифа Обручника и апостола Иакова, брата Господня

Священник Александр Назин

Из года в год праздник Рождества Христова предваряется воскресеньем, в котором вспоминаются все праотцы, и всегда в воскресенье после Рождества вспоминаются три человека.

Рождественская служба

Сердечно поздравляем со светлым праздником Рождества Христова! Вашему вниманию предлагаем фотоальбом с рождественской службы.

Рождественское послание Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла 2020 года

Вспомним и мы в этот торжественный день своих близких: навестим родителей и друзей, уделим им внимание, найдем добрые слова, поблагодарим за все, что они для нас делают. Пусть в нашем сердце, исполненном любви к Богу и ближним.

Ночное богослужение на новолетие

Желаем всем в Новый год вступить с чистым и любящим сердцем, с молитвой и всепрощением. Благодарим за совместную молитву братию, прихожан, паломников и гостей!

Утвержден акафист преподобному Севастиану Карагандинскому, исповеднику, ученику Оптинских старцев

Текст акафиста утвержден решением Священного Синода от 26 декабря 2019 года (журнал № 163).

››› 28 декабря 2019 г.

Собор 70-ти апостолов: Иакова, брата Господня, Марка и Луки евангелистов, Клеопы, Симеона, Варнавы, Иосии (Иуста), Фаддея, Анании, первомч. архидиакона Стефана, Филиппа, Прохора, Никанора, Тимона, Пармена, Тимофея, Тита, Филимона, Онисима, Епафраса, Архиппа, Силы, Силуана, Крискента, Криспа, Епенета, Андроника, Стахия, Амплия, Урвана, Наркисса, Апеллия, Аристовула, Родиона (Иродиона), Агава, Руфа, Асинкрита, Флегонта, Ерма, Патрова, Ермия, Лина, Гаия, Филолога, Лукия, Иасона, Сосипатра, Олимпа (Олимпана), Тертия, Ераста, Куарта, Евода, Онисифора, Климента, Сосфена, Аполлоса, Тихика, Епафродита, Карпа, Кодрата, Марка, Зины, Аристарха, Пуда, Трофима, Марка, Артемы, Акилы, Фортуната и Ахаика; Дионисия Ареопагита и Симеона Нигера. Прп. Феоктиста, игумена Кукума Сикелийского (800). Свт. Евстафия I, архиеп. Сербского (ок. 1285). Прп. Ахилы, диакона Печерского, в Дальних пещерах (XIV). Прмч. Зосимы и мч. Афанасия (III–IV). Сщмчч. Александра Скальского, Стефана Пономарева и Филиппа Григорьева пресвитеров (1933); сщмч. Николая Маслова пресвитера (1939); сщмч. Павла Фелицына пресвитера (1941).

январь

пн вт ср чт пт сб вс
1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30 31

Богослужения

17 января, пятница 4 января ст. ст.

Царские часы. Изобразительны. Литургии нет.

Вечернее богослужение (9-й час в 16:50).

Объявления

Набираем на курсы по иконописи

Иконописная школа при подворье приглашает желающих на подготовительные курсы по иконописи: с февраля по май 2020 года. Обучение: 2 раза в неделю (среда/четверг, вечер и суббота/воскресенье вторая половина дня) по 4 акад. часа, 4 месяца, 3 т.р. в месяц.

Телефон для справок: +7 901–304–25–33 (Геннадий Михайлович).

Новости, поздравления, репортажи, заметки и комментарии читайте в наших социальных сетях

Примем на работу

На подворье требуются пекарь в ночную смену (хлеб), а также повар, пекарь, помощник кондитера. Зарплата договорная, возможно с проживанием. Звонить: +7 (906) 263-52-71, Андрей Владимирович.

Требы на подворье

В храме совершаются Таинство Крещения, Таинство Венчания, Таинство Соборования, надгробное и заочное отпевание. Таинство Крещения проходит в купели с полным погружением (и детей, и взрослых) в специальном крестильном помещении, на 2 этаже.

Паломникам и гостям

Наша обитель открыта с начала утреннего богослужения (8:00 или 7:00 — когда есть ранняя Литургия) до завершения вечерней службы (20:00). Для всех желающих проводятся экскурсии по предварительной договоренности. Заявку на экскурсию можно направить по эл. почте gid@spb.optina.ru или позвонить по тел. +7 (981) 914–28–15. Имеется паломническая гостиница, тел. +7 (981) 880–33–00. В течение дня открыт доступ к главным святыням храма. На территории монастыря можно приобрести свежую выпечку.

Про приём мужских вещей на Подворье

Дорогие братья и сестры!

Подворье с благодарностью примет мужские вещи
в состоянии, годном к употреблению. Женские или детские вещи на подворье не принимаются.

Дежурный священник

Братья и сестры!

В нашем храме каждую среду, субботу и воскресенье с 13:00 до 17:00 находится дежурный священнослужитель.

Он ответит на вопросы (церковные, житейские) и окажет духовную поддержку в сложных жизненных ситуациях каждому человеку, обратившемуся за помощью в православный храм.

© 2015–2020 Успенское подворье Введенского ставропигиального мужского монастыря Оптина пустынь в Санкт-Петербурге Русской Православной Церкви. Официальный сайт.
При использовании материалов сайта ссылка на spb.optina.ru обязательна.

199034, г. Санкт-Петербург, Васильевский остров,
наб. Лейтенанта Шмидта, д. 27/2

Храм Успения Пресвятой Богородицы в Санкт-Петербурге

Ставропигиальный православный собор располагается на Васильевском острове, что в Санкт-Петербурге. Церковь сооружалась в течение двух лет с 1885 по 1887 год., это пятиглавое религиозное здание рассчитано на 2000 прихожан. Сегодня Успенский храм является подворьем Козельской Свято-Введенской Оптиной пустыни.

История постройки храма

В 1721 г. по указу государя Петра Первого на территории Васильевского острова началось возведение подворий для архиереев Синода. Троице-Сергиева пустынь приобрела землю у семьи Нарышкиных. Через 30 лет монастырь перенес подворье на набережную Фонтанки, оставив на берегу Невы церковь Рождества.

  • Это здание вскоре собирались продать, но покупатель так и не нашелся. Поэтому Екатерина II распорядилась передать оставшуюся одинокой церковь во владение епархии Пскова. В подворье проводились церковные заседания и проживали архиереи.
  • Вскоре Священный синод перенял правление, так как Псковской епархии недоставало средств и географической близости для рационального контролирования дел. Смена владельцев не повлияла на благоустройство, поэтому вновь встал вопрос о продаже участка с одинокой церковью. Священный синод отдал его Киево-Печерской обители за 86 тысяч рублей.
  • Участок включал, главным образом, двухъярусную, постоянно ремонтирующуюся церковь Рождества Христова. Во дворе храма располагались служебные строения и склад материалов. Рядом находился общественный туалет и яма с мусором. Митрополит Арсений предлагал осуществить полноценную перестройку, но скончался, не успев разработать и утвердить проект.
  • Бедное подворье сдавалось в аренду мирянам, с 1879 г. начались ремонтные работы, архитектор П. Шестов построил одноэтажный флигель. Старый Рождественский храм, к сожалению, уже не мог вмещать всех желающих, его состояние становилось критическим: не хватало освещения, штукатурка стен отваливалась, целостность пола и потолков была сильно нарушена. В архиерейских покоях установили чугунные колонны, чтобы избежать крушения кровли.

В конце XIX века прошел архитектурный конкурс, где рассматривались проекты нового здания. В 1884 г. на месте одного из снесенных строений воздвигли двухэтажный дом для настоятеля и митрополита. Отсюда архиереи могли выходить прямо в храм. Через несколько лет соорудили сад и 2 двора, конюшню, сарай и ограду. Подворье обрело статус закрытого комплекса с отдельными помещениями для монахов, архиереев и настоятеля. В 1915 г. здесь благоустроили богатую библиотеку, принадлежащую отцу Владимиру.

Возведение Успенского собора

Первый камень заложили в конце лета 1895 г., работами руководил архимандрит Феогност. Строители трудились с самого утра до позднего вечера, вместо кирпича для арок было решено использовать бетонную смесь. В начале осени 1896 г. внутри строящегося здания воздвигли временный собор, предназначенный для ежедневных богослужений. Через год на купола храма подняли православные кресты.

    Основной придел, освященный в честь Успения Пречистой Девы, и боковой, прославляющий святых Антония и Феодосия Печерских, освятил митрополит Иоанникий в декабре 1897 г. Летом следующего года проводились отделочные работы и золочение куполов. После ритуала освящения в соборе поставили иконостас, находившийся в старой церкви. Роспись и отделка были закончены в 1903 г.

Восстановление

В 1956 г. поступило распоряжение о том, чтобы внутри церкви соорудить крытый каток. В результате подготовительных работ уничтожили напольное покрытие, настенную живопись, а на месте алтаря организовали гардероб. Здесь поместили склад инструментов и мастерскую по заточке, стены украсили знаменами и портретами вождей.

Другие храмы в честь Успения Богородицы:

В 1967 г. каток использовали для обучения детей. Состояние здания ухудшалось, требовался полноценный ремонт. Чтобы исправить проблемы с финансированием, здесь открыли бани и цветочный магазин.

В 1991 г. Успенский храм передали Оптину монастырю, временный иконостас разместили там, где располагался каток. Началось постепенное восстановление Божьего дома: убирались не принадлежащие архитектуре церкви стены, вывозился мусор. Ежедневные богослужения начали проводить только с середины зимы 1996 г.

В 1998 г. на храм поставили крест, а к 2003 г. полностью реконструировали иконостас. В 2013 г. Успенский храм сиял новой жизнью, патриарх Кирилл освятил его традиционным ритуалом.

На заметку! В 1994 г. при храме открыли воскресную школу и богословские курсы. В 1999 г. эти заведение переквалифицировались в институт религиоведения, где изучалась христианская культурология и практиковалось миссионерство, социальная деятельность. В 2010 г. здесь организовали православную гимназию в честь святителя Амвросия.

Архитектура

Собор имеет пять глав и создан в псевдорусской манере, вмещает до 2000 человек. При возведении использовали кирпичную кладь и бетонную смесь. Нижний ярус облицевали гранитом серого цвета, а верхний — песчаником. Гладкие поверхности куполов покрыли алюминиевыми листами.

Внутреннее пространство собора образовалось за счет перекрещивания арок, поэтому зданию не требуются поддерживающие колонны. Изначально стены храма расписывали московские мастера. В восстановительных работах участвовали выпускники Академии искусств города Санкт-Петербурга.

Внутренняя роспись купола демонстрирует Христа и сонм ангелов, под барабаном располагаются композиции, рассказывающие о деяниях Спасителя. Тема алтаря, находящегося в центре, — Успение Пречистой Девы. Рядом располагается мраморный престол и позолоченный иконостас из фарфора.

Святыни храма, как добраться

Сегодня Успенский храм благополучно принимает паломников и проводит ежедневные богослужения.

При Успенском храме, расположенном на Васильевском острове, работает воскресная школа и институт религиоведения. Братия также обладает скотом и имеет возможность заниматься сельским хозяйством.

В храме паломники могут обнаружить частицу Животворящего Креста, а также фрагменты мощей святых: Иоанна Предтечи, Андрея Первозванного, Лазаря и Николая Угодника. В соборе находится икона Богородицы «Скоропослушница», написанная на Афоне в 2009 г.

Здесь же располагается рака с останками преподобного Амвросия, Оптинского чудотворца.

Успенский храм построен в Санкт-Петербурге по адресу: набережная Лейтенанта Шмидта, дом № 27/2. Строение располагается на берегу реки Невы, от ближайшего метро (станция «Василеостровская») — 15 минут ходьбы.

Для сведения! Богослужения здесь совершаются по православным канонам и проходят ежедневно. Литургия начинается в девять часов утра, а вечерняя молитва — в 17:00.

Церковь Успения Пресвятой Богородицы

Фотографии

На набережной Лейтенанта Шмидта стоит красивейшая Церковь Успения Пресвятой Богородицы. Монументальное здание поражает кажущейся легкостью и простотой. Благодаря таланту архитектора, это строение удачно вписалось в облик помпезного Невского проспекта и Васильевского острова.

Славная история Успенской Церкви

На теперешнем месте храма в 1721-ом году было заложено монастырское подворье с небольшой церквушкой и несколькими строениями. За свою историю оно несколько раз переходило от одного монастыря к ведению другому. В 1875-ом году его приобрела Киево-Печерская Лавра.

На тот момент маленькая церквушка не вмещала всех прихожан, а здания вокруг не отвечали требованиям монашеского подворья. Митрополит Киевский Иоанникий ходатайствовал о перестройке подворья. И вот в 1894-ом году был проведен конкурс среди архитекторов на постройку комплекса церковных зданий. Среди множества работ был отобран проект Косякова Василия Антоновича. В своем проекте ему удалось придать строению солидности и простоты, объединить уют домашней церкви с грандиозностью митрополичьего собора.

Здание выполнено в псевдорусском стиле. Нижняя часть постройки отделана серым гранитом. Верх выстроен из радомского песчаника и четырнадцати видов лекального кирпича. Чтобы внутреннее пространство храма было как можно просторнее, архитектор предложил оригинальное решение – пересекающиеся арки. Таким образом, ему удалось обустроить внутренне пространство церкви без колонн, и зал для ведения служб получился огромным, он мог вместить до двух тысяч прихожан.

На подворье помимо церкви были выстроены еще конюшни, жилые, бытовые и служебные помещения, был разбит уютный садик. Постройки были расположены так, чтобы оградить мирную монашескую жизнь от столичного города.

Восемнадцатого декабря 1897-го года было проведено освящение главного придела в честь Успения Пресвятой Богородицы. А уже через день освящен боковой придел, посвященный Антонию и Феодосию Печерским.

К 1900-му году строительство закончилось. До 1903-го года велась роспись внутренней части храма, которую осуществляли художники из мастерской Федора Соколова. Исследователи утверждают, что к росписи стен приложил руку и Виктор Васнецов.

Революционные и советские годы в жизни подворья

В храме ежедневно проводились службы, работала большая библиотека, монахи несли свое послушание в стенах обители. Но грянула революция 1917- года и спокойная жизнь монахов и прихожан прекратилась.

Сначала подворье обрело статус приходской церкви. В 20-е годы из храма были вынесены все ценности. Власти не раз предпринимали попытки закрыть церковь. Здание хотели передать в ведение завода «Метприбор», но передача не состоялась. Позднее было решено снести строение. Прихожане собрали больше трех тысяч подписей в защиту храма. Последовал арест оставшихся при храме монахов и ряда активистов из числа прихожан. В списке сосланных на Соловки был певчий хора Гундяев Михаил Васильевич, отец нынешнего Патриарха Кирилла.

В 1935-ом году храм закрыли и в нем устроили склад. В 1961-ом году тут обустроили каток с искусственным ледовым покрытием. Бесценные росписи на стенах были попросту закрашены. Воздействие длительного холода и влаги разрушали стены и фундамент исторического строения.

Второе рождение и возрождение храма

В июне 1990-го года храм был возвращен православной церкви. Комиссия, проводившая оценку здания, вынесла вердикт, что оно не подлежит восстановлению. Но было решено восстановить строение в первозданном виде. И уже в 1993-ем году в боковом приделе начались службы.

В 1997-ом году начались работы по восстановлению росписи стен, которые ведутся до сегодняшнего дня. Был установлен иконостас по сохранившимся фотографиям. На звоннице установлены шесть колоколов.

Одной из первых начала действовать приходская библиотека при храме. Сегодня в ее архиве более двадцати двух тысяч экземпляров.

В последний год двадцатого века при храме открылся Институт религиоведения и церковных искусств. Здесь все желающие могут освоить иконопись, вышивку, церковное пение, богословие. Позже была открыта православная Гимназия. Мужской хор является еще одним сокровищем Успенского подворья. Стройное пение хора сопровождает каждую службу.

Церковь стала островком духовной жизни в самом сердце Санкт-Петербурга. Городское месторасположение способствует ее обширной социальной и просветительской деятельности. Она проводит активную благотворительную работу.

Церковь Успения Пресвятой Богородицы

Подворье Введенского ставропигиального мужского монастыря Оптина пустынь

Место, где стоит храм, с XVIII века принадлежало монастырским подворьям: сначала – Троице-Сергиеву монастырю (ныне Лавре), потом – Псковскому Архиерейскому Дому. В 1875 году подворье приобрела Киево-Печерская лавра. Вначале храм на лаврском подворье был небольшим, с трудом вмещал молящихся. В 1894-1900 годах Киево-Печерское подворье было построено заново – с тем храмом Успения Пресвятой Богородицы, который сохранился до наших дней.

Созданием проекта и постройкой храма руководил выдающийся архитектор Василий Антонович Косяков (автор Морского собора в Кронштадте, церкви Милующей Божьей Матери на Большом проспекте и др.). Красивый, просторный храм обрёл многочисленных прихожан.

События 1917 года разрушили привычный уклад жизни. С 1919 года начинается постепенное выселение монахов из келий под предлогом «уплотнения» жилья и предоставления его нуждающимся. В ночь на 23 августа 1930 года прошел первый арест братии Подворья. Арестованных монахов обвинили в том, что они «систематически задерживали разменную серебряную монету, подрывая этим денежное обращение в СССР». Всех осудили и отправили в северные концлагеря.

Однако, до конца 1933 года богослужения в храме продолжались, существовал приход Успенской церкви, состоявший из верных прихожан. Но вскоре они также были арестованы. Среди арестованных прихожан был певчий храма Михаил Васильевич Гундяев, отец Патриарха Московского и всея Руси Кирилла.

В 1934 году храм был закрыт и превращен в склад. В 1956 году в здании церкви начали строить первый в Ленинграде крытый каток. Здесь начиналась знаменитая на весь мир Ленинградская школа фигурного катания.

В 1991 году бывшее Киево-Печерское подворье стало подворьем Введенского ставропигиального мужского монастыря Оптина Пустынь. Началось восстановление храма и всего подворского комплекса, которое продолжается до сих пор.

15 сентября 2013 года храм Успения Божией Матери был освящен Великим чином Патриархом Московским и Всея Руси Кириллом.

В храме установлена рака с сенью и частицей мощей преп. Амвросия, старца Оптинского (XIX), имеется мощевик Собора преподобных Старцев Оптинских, а также мощевик Киево-Печерских святых, в котором находятся частицы мощей 82 подвижников, в том числе таких почитаемых преподобных: Моисея Угрина (XI), Илии Муромца (XII), Нестора Летописца (XI-XII), Агапита врача безмездного (XI-XII), Иоанна Многострадального (XII), Исаии Чудотворца (XII в.) и других.

В храме пребывает образ Божией Матери «Скоропослушница», написанный на Святой Горе Афон в монастыре Дохиар. Образ является точным списком с чудотворной иконы древней афонской обители.

В алтаре храма хранится Святой Крест с Частицами Животворящего Креста Господня, Святой Голгофы, Гроба Господня и с частицами мощей разных святых: прор.Иоанна Предтечи, ап.Андрея Первозванного и ап.Иакова Зеведеева (I), прав.Лазаря Четверодневного (I), сщмчч.Игнатия Богоносца и Дионисия Ареопагита (II), свт.Николая Чудотворца (III-IV), вмч.Пантелеимона (III-IV), преп.Иоанна Дамаскина (VII-VIII) и других святых.

На Оптинском подворье основан мужской хор «Оптина Пустынь». Коллектив профессиональных певчих возрождает традиции древнего уставного монастырского пения: на богослужениях в храме исполняются знаменные песнопения, оптинские распевы, разные виды древнерусских одноголосных распевов, русского церковного многоголосия, а также греческие, сербские, болгарские и грузинские распевы.

Храм Успения Пресвятой Богородицы в Санкт-Петербурге

Василий Косяков-великий зодчий России.

Василий Косяков (1862-1921) получил общероссийскую известность как архитектор в конце XIX — начале XX вв. Он был сыном Антона Косякова, служащего графа Адленберга. Стремление к учению помогло ему преодолеть жизненные трудности и получить архитектурное образование в Институте Гражданских Инженеров. Среди самых крупных зодчих своего времени Василий Косяков выделялся разносторонней одаренностью, широкой эрудицией и необычайной энергией. Василий Косяков — архитектор, художник, инженер, ученый, педагог — занимает одно из первых мест в плеяде людей, которыми и сегодня гордится Санкт-Петербургский государственный архитектурно-строительный университет — преемник ИГИ.

Строение храмов занимало особое место в деятельности архитектора. Он проектировал в византийском и псевдорусском стиле, и развил тип однокупольного византийского храма с четырьмя апсидами (конхами). В Санкт-Петербурге по проектам Косякова сооружено около двадцати объектов, среди которых церкви, доходные дома, дома призрения, здание Благородного собрания, храм Богоявления в порту на Гутуевском острове, комплекс подворья Киево-Печерской лавры, Священный Синод и многие другие. Главное его творение — собор Николая Чудотворца в Кронштадте (Морской собор). Василий Антонович активно участвовал в конкурсах по архитектуре, проектировал и возводил различные здания и сооружения в Воронежской, Ярославской губерниях, в ряде городов России и за рубежом. В честь Василия Косякова назван теплоход, курсирующий между посёлком Рабочеостровск и Соловецкими островами.

Церковь Успения Пресвятой Богородицы при подворье Оптиной пустыни – выдающийся памятник русской церковной архитектуры. Она играет доминирующую роль в архитектурном ансамбле Васильевского острова. В современном виде церковь возникла в XIX веке. Снаружи пятиглавый храм богато украшен рельефной кирпичной кладкой, мозаиками, изразцами. Особенно необычно выглядят разновеликие купола, каждый из которых декорирован неповторимым орнаментальным рельефным узором.

Бесконечно интересно сравнивать между собой архитектурные шедевры Василия Косякова , замечать интересные элементы декора, поражаться потрясающей гармонией архитектурных композиций. Достаточно долгое время это захватывающее занятие омрачалось состоянием памятников. В основном Косяков занимался храмовым и церковным зодчеством, и советское время нанесло им жестокий урон. Сейчас многие храмы восстанавливаются и ремонтируются. Практически все творения Василия Антоновича, имеющие огромную культурную ценность, также постепенно возрождаются. И уже есть на что посмотреть и чем полюбоваться.

А начнем мы наше знакомство с шедеврами Косякова с Храма Успения Пресвятой Богородицы подворья Киево-Печерской лавры в Петербурге. Долгое время одно из основных украшений набережной Невы было укутано в строительные леса. Лишь недавно, в 2005 году был открыт для обозрения восстановленный главный купол церкви. Потрясающая красота! Мы имеем теперь возможность увидеть, как примерно должен был выглядеть центральный купол нашего Казанского собора в соответствии с проектом.

Участок на углу набережной Лейтенанта Шмидта и 15-й линии Васильевского острова с 1718 года принадлежал подворью Киево-Печерской лавры. В 1894 году состоялся архитектурный конкурс на строительство здесь нового комплекса церковных зданий. По его итогам был принят проект Василия Косякова и Бронислава Правдзика. Этот проект предусмотрел сооружение нового храма, которому придавалось значение архитектурной доминанты набережной Невы.

15 августа 1895 года состоялась торжественная закладка церкви Успения Пресвятой Богородицы. В процессе строительства (осенью 1896 года) Косяковым было принято решение выполнить перекрещивающиеся арки не из кирпича, а единым пролётом из монолитного бетона. Таким образом работа была ускорена на целый сезон. Внутри здания было создано подкупольное пространство без опор на 2000 человек. Впервые в Санкт-Петербурге при строительстве церкви гладкие части куполов были облицованы листами алюминия. Облицовочный кирпич (14 сортов, в том числе желтый митавский) поставлялся рижским заводом М. В. Нестерова. Цоколь храма облицован серым гранитом, верхняя часть — радомским песчаником (отделочный камень из Польши).

Новаторство автора проявилось в применении пересекающихся арок пролетом в 21 метр для поддержки главного барабана, что позволило обойтись без установки пилонов и создать обширное внутреннее пространство. Такая же конструкция была использована и при строительстве храма в Данилове. Роспись интерьеров храма в 1902-1903 гг. исполнили московские мастера Снегирев, Струнников и Яковлев под руководством академика Ф. А. Соколова. Предполагается, что в создании эскизов настенной росписи участвовал Виктор Михайлович Васнецов. Московская ювелирно-ремесленная фирма ярославских купцов Оловянишниковых изготовила печи из красной меди со сквозной резьбой; мастерская Фролова — наружные мозаики. Храм славился иконами старинного письма, переданными из Киево-Печерской лавры.

Главный купол храма украшен рельефным орнаментальным узором сусального золота. Кокошники фасадов декорированы яркими цветными изразцами и майоликой. Стройный пятиглавый храм, высоко поднявшийся над соседними домами, играет важную роль в панораме не только Васильевского острова, но и всего устья Невы.

В январе 1935 года подворье Киево-Печёрской лавры было закрыто, монахи арестованы. Храм был закрыт и передан Ленвоенпорту под склад. В 1956 году в храме установили холодильное оборудование и устроили первый в Ленинграде каток с искусственным льдом. Именно с этим событием связан расцвет ленинградской школы фигурного катания. Все фрески на стенах сначала побелили, а затем закрасили масляной краской. Один из монахов вспоминает, что когда случалось еще в миру смотреть передачи о наших прославленных фигуристах, видел, как машины, заливающие лед, утыкаются в какие-то колонны. «Откуда на тренировочном катке колонны, зачем?»

Храм вновь был передан Русской Православной церкви в 1991 году. Ныне здесь располагается подворье Свято-Введенской Оптиной пустыни. Восстановление здания потребовало огромных затрат. В конце 1993 года в церкви возобновились богослужения, еще через три года начались работы по восстановлению наружного облика здания и реставрация интерьеров. В январе 1998 года на главном куполе здания был установлен крест. В 2003 г. завершилось восстановление иконостаса. В настоящее время художники-реставраторы под руководством Ярослава Штыренберга по сохранившимся кусочкам живописи, используя сложные технологии, скрупулезно восстанавливают фрески.

4 апреля 2009 года Патриарх Кирилл посетил подворье Оптиной пустыни. По словам Его Святейшества, этот храм также имеет для него особое значение — здесь пела на левом клиросе его мать, в этом храме она встретилась со своим будущем супругом Михаилом Гундяевым. Накануне свадьбы отец был арестован только по одной причине: он пел в храме подворья, будучи студентом и занимая инженерную должность на военном заводе. И поэтому свадьба была отложена. Отец освободился из заключения накануне 1937 года, и в самый страшный год гонений родители смогли пожениться.

Подворье Киево-Печерской Лавры . Церковь Успения Богоматери —
Подворье Козельской Свято-Введенской Оптиной пустыни

Архитекторы: Косяков Вас. А.
Правдзик Б. К.
Год постройки: 1894-1900
Стиль: Неорусский

Фото — laryan1 , ? 2014

Подворье Киево-Печерской Лавры. Церковь Успения Богоматери русский стиль

Подворье Козельской Свято-Введенской Оптиной пустыни. Церковь во имя Успения Пресвятой Богородицы

наб. Л ейтенанта Шмидта ., 27 — 15-я линия ВО, 2

1894-1900-е , арх. Косяков Василий Антонович, инж. Правдзик Бронислав-Юлий Казимирович

Склад (1935-1956)

Каток с искусственным льдом (1956-..)

Подворье Оптиной пустыни (1991-)

Фото — 17 ноября 1903 г.

Николаевская набережная
1907 г.
Добавил — Ладада .

Николаевская набережная.
1909 г.
Добавил — Ладада .

В 1718 г. для подворья Троице-Сергиевской лавры отвели участок. Затем были куплены 4 соседних участка.

В 1756-1765 гг. участок арендовала Академия наук.

В 1766 г. подворье передали Псковской епархии.

В 1874 г. здесь разместилось подворье Киево-Печерской лавры.

Торжественная закладка храма состоялась 15 августа 1895 г. Из-за необходимости быстрого строительства арх. Василием Косяковым было принято решение выполнить перекрещивающиеся арки не из кирпича, а единым пролётом из бетона. Внутри здания было создано подкупольное пространство без опор на 2000 человек.

Впервые в Санкт-Петербурге при строительстве церкви гладкие части куполов были облицованы листами алюминия.

14 сортов облицовочного кирпича поставлялись рижским заводом М. В. Нестерова.

Освящение церкви Успения Пресвятой Богородицы состоялось 18 декабря 1897 г. В 1900 г. возведение храма было завершено, начались отделочные работы. Через три года была полностью создана церковная роспись. Предполагается, что в этом принимал участие известный живописец Виктор Михайлович Васнецов. Иконы же были написаны сёстрами Московского Новодевичьего монастыря.

В 1935 г. подворье Киево-Печёрской лавры было закрыто, а монахи арестованы. Долгие годы здание церкви использовалось в качестве склада.

В 1956 г. в храме устроили первый в Ленинграде каток с искусственным льдом. Именно тогда фрески на стенах побелили, а позже закрасили масляной краской. В 1991 г. здание храма было возвращено церкви, передано подворью Введенской Козельской Оптиной мужской пустыни. С этого времени здесь ведётся комплексная реставрация.

Санкт-Петербург. Церковь Успения Пресвятой Богородицы на подворье Оптиной пустыни.

Бывшее подворье Киево-Печерской Лавры

На этом месте ранее находилось подворье Псково-Печерского Успенского монастыря. В конце 1880-х годов оно было куплено Киево-Печерским монастырем, в здании подворья была устроена домовая церковь. В 1894 году дом был разобран и на его месте в 1895 – 1897 годах по проекту гражданского инженера Василия Косякова при участии инженера Бронислава Правдзика построен нынешний храм Успения Пресвятой Богородицы с приделом во имя Всех Печерских Преподобных. Освящение главного алтаря и придела состоялось в декабре 1897 года. Весь комплекс подворья, включающий также и жилой дом, был закончен в 1900 году.

При всей богатой и тщательно выполненной отделке (зодчий применил излюбленный им желтый кирпич, 14 сортов лекального кирпича, изразцы и мозаику), главным для него было достижение «солидности и простоты». Новаторство автора проявилось в применении пересекающихся арок для поддержки главного барабана, что позволило обойтись без установки пилонов и создать обширное внутреннее пространство. Предполагается, что в создании настенной росписи (ныне на реставрации) участвовал В. М. Васнецов. Храм славился иконами старинного письма, переданными из Киево-Печерской лавры.

Главный купол храма украшен рельефным орнаментальным узором, облицованным лепными гирляндами. Кокошники фасадов декорированы цветными изразцами. Стройный пятиглавый храм, высоко поднявшийся над соседними домами, играет важную роль в панораме не только Васильевского острова, но и всего устья Невы.

В январе 1935 года храм был закрыт. В 1956 году в нем был оборудован первый в городе крытый каток с искусственным льдом, с которого начался расцвет ленинградской школы фигурного катания. Все фрески в интерьере храма сначала побелили, а потом закрасили масляной краской.

Храм вновь передан Русской Православной церкви в 1991 году. Восстановление здания потребовало огромных затрат. Ныне здесь располагается подворье Свято-Введенской Оптиной пустыни. Художники-реставраторы под руководством Ярослава Штеренберга по сохранившимся кусочкам живописи, используя сложные технологии, восстанавливают росписи.

На этом месте ранее находилось подворье Псково-Печерского Успенского монастыря. В конце 1880-х годов оно было куплено Киево-Печерским монастырем, в здании подворья была устроена домовая церковь.

В 1894 году дом был разобран и на его месте в 1895 – 1897 годах по проекту гражданского инженера Василия Косякова при участии инженера Бронислава Правдзика построен нынешний храм Успения Пресвятой Богородицы с приделом во имя Всех Печерских Преподобных.

Освящение главного алтаря и придела состоялось в декабре 1897 года. Весь комплекс подворья, включающий также и жилой дом, был закончен в 1900 году. Пятиглавый храм был рассчитан на две тысячи человек.

Своим внешним видом храм, выдержанный в русском стиле. Нижняя часть здания облицована серым гранитом, верхняя — радомским песчаником и особым кирпичом. В отделке были использованы 14 сортов лекального кирпича, изразцы и мозаика.

Новаторство автора проекта проявилось в применении пересекающихся арок, пролетом в 10 саженей, для поддержки главного барабана, что позволило обойтись без установки пилонов и создать обширное внутреннее пространство.

Роспись интерьеров храма в 1902-1903 годах исполнили московские мастера Снегирев, Струнников и Яковлев под руководством академика Ф.А. Соколова. Есть мнение, что в создании настенной росписи участвовал В.М. Васнецов. В храме пребывали иконы старинного письма, переданные из Киево-Печерской лавры.

Главный купол храма украшен рельефным орнаментальным узором, облицованным лепными гирляндами. Кокошники фасадов декорированы цветными изразцами. Храм играет значительную роль в панораме не только Васильевского острова, но и всего устья Невы. После революции Успенский храм стал приходским . С июля 1919 года, до июля 1923 года храм относился к обновленческой церкви; с 11 июля 1923 по 1927 год — к Патриаршей Церкви ; в 1928 году стал иосифлянским, с 1929 по январь 1935 год церковь относилась к Патриаршей Церкви.

25 августа 1934 года президиум Леноблисполкома вынес решение о ликвидации храма и использовании его помещения под спортивный зал. 23 января 1935 года Успенская церковь была закрыта. Помещение сначала было приспособлено под склад Ленинградским военным портом.

В 1956 году в нем был оборудован крытый каток с искусственным льдом. Все фрески в интерьере храма были забелены и закрашены масляной краской. Храмовую икону «Успение Божией Матери» передали в Князь-Владимирский собор.

В июне 1991 года по благословению Святейшего патриарха Московского и всея Руси Алексия II храм Успения Богородицы (бывшее подворье Киево-Печерской лавры) был передан ставропигиальному мужскому монастырю Введенская Оптина Пустынь (Святейший Патриарх Алексий являлся священноархимандритом обители). В 1992 году богослужения шли в небольшом помещении, в котором соорудили временный храм. Прошло два года, прежде чем появилась возможность совершать литургию в южном приделе.

В январе 1998 года на главном куполе здания был установлен крест. В 2003 году завершилось восстановление иконостаса. Восстановление закрашенных масляной краской фресок продолжается по сей день.

Подворье Оптиной Пустыни, храм Успения Пресвятой Богородицы. Санкт-Петербург, июль 2011 — Православные храмы края, страны и мира — ЖЖ

дек. 4, 2012

09:02 am — Подворье Оптиной Пустыни, храм Успения Пресвятой Богородицы. Санкт-Петербург, июль 2011

Подворье Свято-Введенского мужского монастыря Оптина Пустынь было основано в июне 1991 года на месте, которое исторически всегда принадлежало монастырским подворьям. С 1721 по 1766 годы здесь находилось подворье Троице-Сергиева монастыря (ныне Лавра), с 1766 по 1875 годы – Псковского Архиерейского дома, с 1875 по 1933 годы – Киево-Печерской Лавры.
Киево-Печерское подворье было построено по проекту выдающегося архитектора Василия Антоновича Косякова. В 1885 году был заложен храм во имя Пресвятой Богородицы, в память чудесного Её Успения, и святых преподобных Антония и Феодосия Печерских.

Строительные работы были завершены в 1900 году. На берегах Невы было выстроено единое сооружение из четырёх сомкнутых квадратом зданий, над которыми доминировала Успенская церковь. Её окружали двухэтажные здания Митрополичьих покоев и флигелей, в которых находились кельи монахов, а также служебные и хозяйственные помещения.

В ночь с 22 на 23 августа 1930 года прошёл первый арест братии. К 1932 году Киево-Печерское подворье перестало существовать, превратившись в приход Успенской церкви. Приход составили верные прихожане храма, 43 человека из которых были арестованы в 1933 году. Среди арестованных прихожан был певчий храма Михаил Васильевич Гундяев, отец будущего патриарха Московского и всея Руси Кирилла.
В январе 1935 года Успенский храм был закрыт и превращён в склад.

В 1961 году в церкви состоялось торжественное открытие первого в Ленинграде катка с искусственным льдом, который арендовали все спортивные общества того времени. Здесь начиналась знаменитая на весь мир Ленинградская школа фигурного катания. На льду в Успенской церкви тренировались фигуристы Л. Белоусова и О. Протопопов, впоследствии олимпийские чемпионы и неоднократные призёры чемпионатов Европы и мира.

Показательные выступления Л. Белоусовой и О. Протопопова на открытии катка, 1961 год:

Каток действовал до 1991 года, хотя со временем стал приходить в упадок и требовать всё больших вложений в ремонт здания, которое постепенно ветшало. От постоянной сырости стены повреждались грибком и разрушались.

В октябре 1993 года в южном приделе храма во имя святых преподобных Антония и Феодосия и прочих чудотворцев Печерских стали совершаться богослужения. Была сформирована архитектурно-реставрационная группа, возглавляемая выпускниками Санкт-Петербургской Академии Художеств Ярославом Штеренбергом и Геннадием Журавлёвым. Сегодня эта группа насчитывает до 80 специалистов, трудящихся над восстановлением живописи храма. Реставраторы укрепляли и расчищали красочный слой, восполняли утраты живописи и позолоты. Были выполнены работы в центральном алтаре, в куполе храма, в архитектурном пространстве под барабаном, на парусах восстановлены образы четырёх Евангелистов. Восстановлены и отреставрированы боковые алтари – северный и южный.

В мастерской Л.С. Солодкова, заслуженного художника России, изготовлен позолоченный иконостас из фарфора, установка которого началась в июне 2011 года. Одновременно с реставрацией храма идёт восстановление помещений подворья. Коммунальные квартиры выкупаются и расселяются. После перепланировки и ремонта они используются под кельи, аудитории института, мастерские, служебные помещения.
Деятельность Успенского подворья направлена на сохранение традиций русской культуры и расширения православного образования. На подворье созданы: православный институт религиоведения и церковных искусств, воскресная школа для детей и взрослых, общедоступная церковная библиотека, мужской церковный хор, золотошвейные и швейная мастерские, книжный магазин с широким ассортиментом духовной литературы.
Источник информации и изображения 1961 года.

9 июля 2011 года, суббота.

Панорамный вид на подворье и Успенский храм с Английской набережной.

Русская Православная Церковь

Официальный сайт Московского Патриархата

Главные новости

Святейший Патриарх Кирилл призвал объединить усилия в поддержку идеалов семейной жизни

Святейший Патриарх Кирилл присутствовал на выступлении Президента России В.В. Путина, обратившегося с Посланием к Федеральному Собранию

В праздник Собора Пресвятой Богородицы Святейший Патриарх Кирилл совершил Литургию в Успенском соборе Московского Кремля

В праздник Рождества Христова Предстоятель Русской Церкви совершил великую вечерню в Храме Христа Спасителя

В праздник Рождества Христова состоялся телемост Святейшего Патриарха Кирилла с членами экипажа Международной космической станции

Храм Успения Пресвятой Богородицы Санкт-Петербургского подворья Оптиной пустыни

Место, где стоит Успенская церковь, с XVIII века принадлежало монастырским подворьям. В 1721 году Троице-Сергиева лавра, следуя указам Петра I, начала обустраивать на Васильевском острове свое подворье. На нем был выстроен небольшой деревянный храм.

Но через 35 лет, в 1756 году, монастырь, столкнувшись с очень большими материальными трудностями, вынужден был переехать. Дом Императорским указом велено было передать «к епархии Псковской в подворье». Псковский архиерейский дом почти сто лет владел этим подворьем. Здесь по указанию Синода обыкновенно размещались иногородние архиереи, приезжавшие в Санкт-Петербург для присутствия в Синоде. Здесь останавливался и святитель Филарет (Амфитеатров; †1857), в ту пору — епископ Рязанский, который по воспоминаниям казначея владыки архимандрита Павла молитвой остановил затопление подворья во время наводнения 1827 года.

В 1854 году временно управляющий Псковской епархией Рижский архиепископ Платон представляет Синоду объяснение сложных подворских обстоятельств и просит передать подворье в ведение Синода. Но через 20 лет и Синоду пришлось задуматься о его продаже. В этот самый момент от митрополита Киевского и Галицкого Арсения (Москвина) поступает в хозяйственное управление Синода предложение о приобретении данного места Киево-Печерской лаврой.

К сожалению, вскоре после приобретения зданий подворья в 1875 году митрополит Арсений умер (†1876) и задуманное им благоустройство подворья отодвинулось на много лет. Все здания подворья, в том числе и церковь Рождества Христова, обветшали и вследствие многократных перестроек и переделок производили впечатление архитектурного хаоса. Митрополит Иоанникий (Руднев), для которого подворье было местом его постоянного пребывания, был крайне нетребователен в отношении личного комфорта и мирился с перекосившимися полами и подпорками к потолкам жилых покоев, но был озабочен необходимостью перестроить церковь, не вмещавшую богомольцев.

Начиная с 1886 года, владыка Иоанникий был первенствующим членом Святейшего Синода. А с 1891 года до самой своей кончины в 1900 году занимал Киевскую и Галицкую кафедру, и, стало быть, являлся настоятелем Киево-Печерской лавры вместе с ее Санкт-Петербургским подворьем. Известны постническое воздержание святителя, его широкая благотворительность, скромность жизни, справедливость, простота и прямота в общении, и наконец, живое и искреннее благочестие.

Митрополит Иоанникий хорошо знал архитектора Косякова, строившего в Галерной гавани Петербурга храм Милующей Божией Матери. Ему было вверено преобразовать захудалое подворье в великолепный церковный комплекс, способный стать настоящим духовным центром, связующим Петербург и Киев, имперскую столицу и Печерскую лавру.

В 1894-1900 годах здания подворья было построены заново, включая храм Успения Пресвятой Богородицы. Образы киевских святых и теперь украшают его своды. 15 августа 1895 года состоялась закладка храма, а уже 18 декабря 1897 года владыка Иоанникий произвел освящение главного алтаря с хорами. В храме был временно установлен иконостас из прежней подворской церкви. Весь комплекс подворья, включающий также и жилой дом, был закончен в 1900 году. Пятиглавый храм был рассчитан на две тысячи человек.

Храм выдержан в псевдорусском стиле. Нижняя часть здания облицована серым гранитом, верхняя — радомским песчаником и особым кирпичом. В отделке были использованы 14 сортов лекального кирпича, изразцы и мозаика. Новаторство автора проекта проявилось в применении пересекающихся арок для поддержки главного барабана, что позволило обойтись без установки пилонов и создать обширное внутреннее пространство. Фирма Оловянишникова изготовила печи из красной меди со сквозной резьбой, мастерская Фролова — наружные мозаики храма. Роспись интерьеров храма в 1902-1903 годах исполнили московские мастера под руководством академика Федора Соколова. Есть мнение, что в создании настенной росписи участвовал Виктор Васнецов.

Главный купол храма украшен рельефным орнаментальным узором, облицованным лепными гирляндами. Кокошники фасадов декорированы цветными изразцами. Храм играет значительную роль в панораме не только Васильевского острова, но и всего устья Невы.

После революции Успенский храм стал приходским; настоятелем храма был в это время архимандрит Феогност (Пашков).

С 1919 года монахов выселяли из келий под предлогом «уплотнения» жилья, а с 1930 по 1933 год все насельники подворья и активные прихожане храма были арестованы и приговорены к отправке в ссылки и лагеря. Среди арестованных членов общины был певчий храма Михаил Васильевич Гундяев, отец Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла.

В 1934 году Успенская церковь была закрыта и превращена в склад Ленинградского военного порта, а в 1961 году в ней уже открылся крытый каток. На его льду проводили занятия спортивные общества того времени. Все фрески в интерьере храма были забелены и закрашены масляной краской. Храмовую икону Успения Божией Матери передали в Князь-Владимирский собор. Со временем каток пришел в упадок, требовалось все большие вложения в ремонт здания.

В монастыре Оптина пустынь вопрос о создании своего подворья в Петербурге рассматривался еще до революции. Но только в 1991 году при участии Святейшего Патриарха Алексия II город передал в безвозмездное и бессрочное пользование бывшее подворье Киево-Печерской лавры вновь образованному подворью ставропигиального мужского монастыря Свято-Введенской Оптиной пустыни. Казалось, восстановить храм практически невозможно: стены были испорчены сыростью и грибком, росписи скрыты под слоями штукатурки. В 1992 году богослужения шли в небольшом помещении, в котором соорудили временный храм. Прошло два года, прежде чем появилась возможность совершать Литургию в южном приделе. Регулярные богослужения в храме смогли проводить только с 1993 года.

В 1995 году новый настоятель подворья иеромонах (ныне игумен) Ростислав (Якубовский) пригласил к сотрудничеству выпускников Санкт-Петербургской Академии художеств Ярослава Штеренберга и Геннадия Журавлева, создавших бригаду реставраторов, приступивших к восстановлению наружного облика здания и реставрации интерьеров. Средства на возрождение обители собирали всем миром; основным спонсором выступил Вадим Новинский. В январе 1998 года на главном куполе здания был установлен крест. В 2003 году завершилось восстановление иконостаса. Только в 2013 году завершилось воссоздание интерьера и настенных росписей.

15 сентября 2013 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил чин великого освящения восстановленного храма Успения Пресвятой Богородицы Санкт-Петербургского подворья Оптиной пустыни.

Пресс-служба Санкт-Петербургской епархии/Патриархия.ru

Ссылка на основную публикацию