Храм Воздвижения Креста Господня в Алтуфьеве города Москвы

Храм Воздвижения Креста Господня в Алтуфьеве города Москвы

Церковь считается значимым памятником архитектурного стиля позднего барокко. Православное строение находится в усадьбе Алтуфьево, что на севере столицы, и ярко выделяется собственным убранством. Храм Воздвижения относится к Московской епархии, настоятелем храма является протоиерей Анатолий.

История возведения храма

Самое первое документальное упоминание об усадьбе Алтуфьево приходится на 1585 г., период правления государя Феодора Иоанновича. В это время поселение принадлежало ключнику по фамилии Мякишев. Деревянную церковь, построенную на реке Самотышке в 1564 г., через 120 лет переделали в каменную.

Усадьба Алтуфьево безмятежно процветала, пока не наступили Смутные времена, до глубины потрясшие Отечество. К XVII столетию поселение пришло в упадок и совершенно опустело. Хозяевами стали называть братьев Акинфовых, род которых благоприятно повлиял на становление деревни.

  • В 1687 г. их потомок, Никита Акинфов, спланировал возведение каменного собора. Божий дом воздвигли в короткие сроки, назвав его сначала Крестным, а через некоторое время Воздвиженским.
  • В середине XVIII века семья Акинфовых решила продать усадьбу, очередным владельцем стал И. Вельяминов. Хозяин первым делом занялся постройкой новой церкви, потому что устаревшее здание стало абсолютно непригодным для проведения богослужений.
  • Возведение собора Воздвижения продолжалось четыре года, он красовался внешней отделкой, выполненной в архитектурном стиле позднего барокко. Крестовоздвиженский Храм получил необходимую колокольню над западной частью, но здесь не было трапезной комнаты.
  • В 1766 г. И. Вельяминов решился продать собственное имение, которое в последующие годы несколько раз сменило владельцев. Через два десятка лет село приобрел богатый помещик С. Куракин, происходивший из знатного древнего рода. Он принялся модернизировать не только усадьбу, но и Крестовоздвиженский собор, форму которого в некоторых частях изменили. Наконец, храм обзавелся собственной трапезной, а над сводом здания воздвигли новую колокольню, настелили гладкий и ровный пол.

На заметку! Во время наступления французской армии на Москву в 1812 г. селение Алтуфьево было полностью разграблено. Церковь Воздвижения потеряла свое имущество: неприятели украли ризницы, свечи, некоторые иконы и финансовые запасы братии.

История до наших дней

Во время ВОВ Крестовоздвиженский храм ненадолго закрывался. До 1960-х он причислялся к разряду сельского прихода Московской епархии и обладал небольшими размерами. Когда селение Алтуфьево вошло в черты столицы, началась динамичная застройка северных областей города. Рядом с собором Воздвижения появился жилой комплекс, который назвали Лианозово.

Другие храмы в честь Воздвижения Креста:

Усадьба, сады вокруг церковного строения, пруд и собственно храм с этого момента стали охраняться государством и приобрели статус национального памятника. Граждане с большой любовью отнеслись к старинному комплексу и проявили отеческую заботу о его сохранении.

  • В 1986 г. церковь удостоилась расширения прихода, мастера соорудили дополнительную каменную пристройку вместо деревянной. Однако даже этого не хватило, чтобы вместить всех верующих, к тому же она в некотором роде исказила исторический облик архитектурного памятника. С 1987 г. Крестовоздвиженскую церковь обслуживали три священника, на сегодняшний момент их уже шесть. В 1989 г. воздвигли двуярусный дом, в котором расположился крестильный храм.
  • С 1991 г. настоятелем церкви становится архимандрит Иона (Карпухин), который с первых же дней получения должности стремился облагородить строение. Святитель распорядился заменить старые маковицы на новые с позолоченным крестом. Вскоре был сооружен новый барабан на куполе, украшенном иконами Московских святых.
  • В период с 1992 по 1995 г. архимандрит Иона получил благословение от патриарха Алексия II на реконструкцию, в результате которой модернизировалась практически каждая часть, кроме той, что находится под куполом.
  • В 1993 г. в соборе Воздвижения появилась просторная трапезная, пришедшая на смену небольшой, а также новая колокольня. Площадь сооружения выросла вдвое, но изначальные пропорции кардинально изменились, а господский дом совершенно скрылся из виду. Мастера произвели полноценную отделку интерьера, фасад и внутренние стены украсили мозаикой высокого качества. Пространство храма обнесли современным забором, в углах которого располагались барочные башенки.

На заметку! Реконструкция, проводимая с 1992 г., грубо исказила первоначальный план архитекторов. Колокольня превратилась в световой барабан.

Для этой цели строителям пришлось пробить старинный свод собора, срезать балки, держащие колокола, а также застеклить проёмы. Многие исследователи называют эту перестройку недопустимой, так как пострадало историко-архитектурное наследие памятника. Во время правления царей за такими инициативами строго следила Археологическая комиссия.

Современное состояние

Крестовоздвиженская церковь построена в стиле, который имеет название «под звоном». Этот архитектурный тип был широко распространен в русском зодчестве начала XVI столетия. Такие оригинальные сооружения воздвигались только на территории Древней Руси, в западных странах не существует подобных аналогов. В большинстве своем проекты «под звоном» предстают в качестве небольших столпообразных церквей, но дают большой простор для фантазии зодчего.

    Восьмигранный ярус звона располагается прямо над помещением собора. Основной объем круглой формы имеет диаметр 12 метров. К световому барабану храма пристроены три апсиды. Окна второго яруса создавались в стиле московского барокко.

Святыни и престольные праздники

В храме Воздвижения 27 сентября проходит главный престольный праздник, 7 августа священнослужители и прихожане вспоминают имя святителя Макария Желтоводского, житие которого было наполнено чудесными явлениями. Крестовоздвиженский собор восхваляет митрополита Иону 13 апреля, а мученика Трифона — 14 февраля.

В церкви находятся знаменитые иконы и частицы мощей святых, к которым каждый прихожанин имеет право прикоснуться и попросить о желанном:

  • высоко почитаемый образ Казанской Богородицы;
  • чудотворная икона святителя Макария Желтоводского;
  • реликвии с ликами Матроны Московской, Тихона и Сергия Радонежского.

На заметку! В соборе Воздвижения в январе 2017 г. прошли богослужения в память священномученика Сергия, который являлся пресвитером этого храма и исповедовал христианскую веру до самой смерти. Церемонию проводил епископ Иоанн, получивший в дар икону алтуфьевских Новомучеников.

Текущая деятельность храма

Сегодня при храме работает православная детская школа, богословские курсы для взрослых, разнообразные творческие кружки и церковный хор. Здесь же действует два молодежных общества («Моё отечество» и «Алтуфьево»), а также прихожанская библиотека, где проходят религиозные концерты.

Церковнослужители создали группу милосердия, которая постоянно посещает социальные приюты для сирот и неблагополучных детей. Каждый месяц организация проводит благотворительную выдачу одежды, оказывают помощь пожилым и одиноким прихожанам. Группа милосердия приезжает в дома престарелых и проводит особые ярмарки.

Церковь Воздвижения располагается в городе Москве по адресу: Алтуфьевское шоссе, дом № 147. До станции метро Алтуфьево идет автобус № 685, а также троллейбусы № 80 и № 73.

Богослужения в соборе проводятся ежедневно: в девять часов утра начинается Божественная литургия, а в 17:00 совершается вечерня.

Для сведения! На вопросы прихожан в любое время отвечают дежурные священники и работники церкви.

Приход храма Воздвижения Креста Господня в Алтуфьеве г. Москвы

Московская епархия Русской Православной Церкви. Сергиевское благочиние, http://s-blago.ru/

  • Празднование Дня Народного Единства и Казанской иконы Божией Матери в Господском доме Усадьбы Свиблово Храма Троицы Живоначальной.
  • 18 Ноябрь 2019

17 ноября 2019 года учащиеся Воскресной Школы приняли участие в мероприятии посвященном Дню Народного Единства и празднованию Казанской иконы Божией Матери в Господском доме Усадьбы Свиблово Храма Троицы Живоначальной.

По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла с 12 — 14 ноября в Москве проходил IX Общецерковный съезд по социальным вопросам, организуемый Русской Православной Церковью. В нем принимает участие более 1,5 тысяч человек из России и других стран.

Объявления

  • «День милосердия и сострадания ко всем во узах и темницах находящимся».
  • 17 Декабрь 2019

Братья и Сестры!

По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси КИРИЛЛА в день праздника святителя Николая, архиепископа Мирликийского, Чудотворца 19 декабря 2019 года, в Московской городской епархии по традиции будет проводиться благотворительная акция Русской Православной Церкви «День милосердия и сострадания ко всем во узах и темницах находящимся».

ДОРОГИЕ БРАТЬЯ И СЕСТРЫ!

Приглашаем Всех принять участие в уборке Храма к Празднику Рождества Христова

Дорогие братья и сестры,

добро пожаловать на сайт нашего прихода.

Таинство Крещения в нашем храме проводится после обязательного посещения

ДВУХ огласительных бесед .

1-ая огласительная беседа перед таинством Крещения в нашем храме проводится:

  • По средам, четвергам, пятницам в 18-30
  • По субботам в 13-00

2-ая огласительная беседа проводится непосредственно перед таинством Крещения священником, совершающим таинство Крещения.

Записаться на таинство Крещения можно ежедневно в день Крещения не позднее 11-30 часов при наличии справки о прохождении 1 огласительной беседы.

при храме Воздвижения Креста Господня в Алтуфьеве работает

Воскресная школа для детей, молодежи и взрослых.

При Воскресной школе работает молодежный клуб, военно-патриотический клуб «Страж», кружок вышивания, кружок церковного пения, кружок иконописи. Прводятся встречи со священником.

Все занятия в Воскресной школе и кружках проводятся бесплатно .

Священномученики Сергий Лебедев, Николай Толгский, Василий Смирнов, пресвитеры Алтуфьевские

Жизнеописание священномучеников пресвитеров Алтуфьевских можно прочитать на нашем сайте в разделе «Святыни»

КРЕСТОВОЗДВИЖЕНИЕ

О престольном празднике храма

Римские императоры-язычники пытались полностью уничтожить в человечестве воспоминания о священных местах, где пострадал за людей и воскрес Господь наш Иисус Христос. Император Адриан (117 — 138) приказал засыпать землей Голгофу и Гроб Господень и на искусственном холме поставить капище языческой богини Венеры и статую Юпитера. На это место собирались язычники и совершали идольские жертвоприношения. Однако через 300 лет Промыслом Божиим великие христианские святыни — Гроб Господень и Животворящий Крест были вновь обретены христианами и открыты для поклонения. Это произошло при равноапостольном императоре Константине Великом (память 21 мая), первом из римских императоров, прекратившем гонения на христиан. Святой равноапостольный Константин Великий (306 — 337) после победы в 312 году над Максентием, правителем Западной части Римской империи, и над Ликинием, правителем Восточной ее части, в 323 году сделался единодержавным правителем огромной Римской империи. В 313 году он издал так называемый Миланский эдикт, по которому была узаконена христианская религия и гонения на христиан в Западной половине империи прекратились. Правитель Ликиний, хотя и подписал в угоду Константину Миланский эдикт, однако фактически продолжал гонения на христиан. Только после его окончательного поражения и на Восточную часть империи распространился указ 313 года о веротерпимости. Равноапостольный император Константин, содействием Божиим одержавший в трех войнах победу над врагами, видел на небе Божие знамение — Крест с надписью «Сим победиши». Горячо желая отыскать Крест, на котором был распят Господь наш Иисус Христос, равноапостольный Константин направил в Иерусалим свою мать, благочестивую царицу Елену (память 21 мая), снабдив ее письмом к Патриарху Иерусалимскому Макарию. Хотя святая царица Елена к этому времени была уже в преклонных годах, она с воодушевлением взялась за исполнение поручения. Языческие капища и идольские статуи, наполнявшие Иерусалим, царица повелела уничтожить. Разыскивая Животворящий Крест, она расспрашивала христиан и иудеев, но долгое время ее поиски оставались безуспешными. Наконец, ей указали на одного старого еврея по имени Иуда, который сообщил, что Крест зарыт там, где стоит капище Венеры. Капище разрушили и, совершив молитву, начали копать землю. Вскоре были обнаружены Гроб Господень и неподалеку от него три креста, дощечка с надписью, сделанной по приказанию Пилата, и четыре гвоздя, пронзившие Тело Господа. Чтобы узнать, на котором из трех крестов был распят Спаситель, Патриарх Макарий поочередно возложил кресты на покойника. Когда был возложен Крест Господень, мертвец ожил. Увидев воскресшего, все убедились, что найден Животворящий Крест. Христиане, в бесчисленном множестве пришедшие поклониться Святому Кресту, просили святителя Макария поднять, воздвигнуть Крест, чтобы все могли, хотя издали, благоговейно созерцать Его. Тогда Патриарх и другие духовные лица начали высоко поднимать Святой Крест, а народ, взывая: «Господи, помилуй», благоговейно поклонялся Честному Древу. Это торжественное событие произошло в 326 году. При обретении Животворящего Креста совершилось и другое чудо: тяжело больная женщина, при осенении ее Святым Крестом, сразу исцелилась. Старец Иуда и другие иудеи уверовали во Христа и приняли святое Крещение. Иуда получил имя Кириак и впоследствии был рукоположен во епископа Иерусалимского. В царствование Юлиана Отступника (361 — 363) он принял мученическую смерть за Христа (память священномученика Кириака 28 октября). Святая царица Елена ознаменовала места, связанные с земной жизнью Спасителя, основанием более 80 храмов, воздвигнутых в Вифлееме — месте Рождества Христова, на горе Елеонской, откуда Господь вознесся на небо, в Гефсимании, где Спаситель молился перед Своими страданиями и где была погребена Божия Матерь после успения. В Константинополь святая Елена привезла с собой часть Животворящего Древа и гвозди. Равноапостольный император Константин повелел воздвигнуть в Иерусалиме величественный и обширный храм в честь Воскресения Христова, включавший в себя и Гроб Господень, и Голгофу. Храм строился около 10 лет. Святая Елена не дожила до освящения храма; она скончалась в 327 году. Храм был освящен 13 сентября 335 года. На следующий день, 14 сентября (27 сентября по н.ст.) , установлено было праздновать Воздвижение Честного и Животворящего Креста.

В этот день вспоминается еще одно событие, связанное с Крестом Господним, — его возвращение из Персии после 14-летнего плена обратно в Иерусалим. В царствование Византийского императора Фоки (602 — 610) персидский царь Хозрой II в войне против греков разбил греческое войско, разграбил Иерусалим и увез в плен Животворящий Крест Господень и Святого Патриарха Захарию (609 — 633). Крест пробыл в Персии 14 лет и лишь при императоре Ираклии (610 — 641), который с помощью Божией победил Хозроя и заключил мир с сыном последнего, Сироесом, христианам была возвращена их святыня — Крест Господень. С великим торжеством Животворящий Крест был принесен в Иерусалим. Император Ираклий в царском венце и порфире понес Крест Христов в храм Воскресения. Рядом с царем шел Патриарх Захария. У ворот, которыми восходили на Голгофу, император внезапно остановился и не мог двинуться дальше. Святой Патриарх объяснил царю, что ему преграждает путь Ангел Господень, ибо Тот, Кто нес на Голгофу Крест для искупления мира от грехов, совершил свой Крестный путь в уничиженном виде. Тогда Ираклий, сняв венец и порфиру, надел простую одежду и беспрепятственно внес Крест Христов в храм.

В слове на Воздвижение Креста святой Андрей Критский (память 4 июля) говорит: «Крест воздвигается, и все верные стекаются, Крест воздвигается, и град торжествует, и народы совершают празднество».

Выражаем благодарность всем нашим посетителям за конструктивные предложения, дополнения и замечания.

В оформлении сайта использованы фотоработы Леонида Валдаева, Димитрия Кашкина, Анны Морозовой, Ольги Лен, Наталии Романовой, Виктора Скуратова, Александра Охапкина и ребят из молодежного клуба.

Храм Воздвижения Креста Господня
в Алтуфьеве


Святыни:
Чтимая икона Казанской Божией Матери
Чтимая икона прп. Макария Желтоводского

Расписание:
ежедн. (кр. понед.). Утреня и Литургия в 7 и 10 ч., накануне всенощное бдение в 17 ч.

Храм построен в 1759—63 в селе Алтуфьеве, на реке Самотышке, на средства и в усадьбе И. В. Вельяминова, с колокольней над зап. пристройкой, без трапезной, на месте каменного храма 1687 (его предшественник известен с 1564). В конце XVIII в. перестроена (внутри устроен гладкий потолок, отделивший свод от нижнего пространства, над сводом храма поставлена новая колокольня («иже под колоколы»). Coopужена трапезная. Внутреннее убранство, глава и крест — XIX век. в стиле барокко. Над храмом — колокольня (ярус-звонница открытый).

Храм закрывался только на короткое время в годы Великой Отечественной войны.
Перестроен в 1986 (деревянная зап. паперть-пристройка заменена на кирпичную с каменным сводом и четырьмя окнами на сев. и юг, пол покрыт мрамором, coopужено крыльцо и металлические фигурные навесы над каждым из трех входов).
В 1989— 90 построено («Союзтрансэкспо») новое здание крестильни, стилизованное под барокко, с арочными окнами, полукруглым алтарным выступом, в 1992 расширена трапезная (освещена вместе с колокольней в 1995).

Главный престол — Воздвижения Креста Господня,
приделы — преподобного Макария Желтоводского и Унженского (левый); святителя Ионы, митрополита Московского (правый), приставной (осв. в 1980 для того, чтобы по праздникам и воскресеньям можно было служить по 2 обедни) — святого мученика Трифона.

Святыни:
особо чтимые иконы — список с Казанского образа Божией Матери и преподобного Макария Желтоводского (чудесно явилась у колодца сохранившегося источника на границе сёл Алтуфьева, Бибирева и Медведкова).
При храме — детская воскресная школа.

Приписаны часовни: у источника — преподобного Макария Желтоводского (около храма) и блаженной Ксении Петербургской на Лианозовском кладбище.

Воздвижение Честного и Животворящего Креста Господня

Римские императоры-язычники пытались полностью уничтожить в человечестве воспоминания о священных местах, где пострадал за людей и воскрес Господь наш Иисус Христос. Император Адриан (117 — 138) приказал засыпать землей Голгофу и Гроб Господень и на искусственном холме поставить капище языческой богини Венеры и статую Юпитера. На это место собирались язычники и совершали идольские жертвоприношения.

Однако через 300 лет Промыслом Божиим великие христианские святыни — Гроб Господень и Животворящий Крест были вновь обретены христианами и открыты для поклонения. Это произошло при равноапостольном императоре Константине Великом (память 21 мая), первом из римских императоров, прекратившем гонения на христиан.

Кокда капище Венеры разрушили и начали копать землю, были обнаружены Гроб Господень и неподалеку от него три креста и четыре гвоздя, пронзившие Тело Господа. Чтобы узнать, на котором из трех крестов был распят Спаситель, Патриарх Иерусалимский Макарий поочередно возложил кресты на покойника.

Когда был возложен Крест Господень, мертвец ожил. Увидев воскресшего, все убедились, что найден Животворящий Крест, который был поднят и воздвигнут. Это торжественное событие произошло в 326 году.

Равноапостольный император Константин повелел воздвигнуть в Иерусалиме величественный и обширный храм в честь Воскресения Христова, включавший в себя и Гроб Господень, и Голгофу. Храм строился около 10 лет. Храм был освящен 13 сентября 335 года. На следующий день, 14 сентября, установлено было праздновать Воздвижение Честного и Животворящего Креста.

Крестовоздвиженский храм в Алтуфьево Москва

В 1760 году начинается строительство каменного Крестовоздвиженского храма в Алтуфьево. Строили храм почти четыре года, а финансировал проект некий поручик Иван Иванович Вельяминов, прикупивший местечко Алтуфьево в 1759 году у правнука Федора Акинфова — Юрия Николаевича.

Благословение на начало строительства Крестовоздвиженского храма Вельяминов получил у самого митрополита Московского и Калужского Тимофея. Некоторые краеведы утверждают, что митрополит самолично и освятил храм в честь Воздвижения Креста Господня в Алтуфьево во время церемонии 30 октября 1763 года.

Но что было здесь до этих событий? Точного ответа нет. По одной из версий, прежде чем построить новую церковь, Иван Вельяминов приказал разобрать старую, построенную Акинфовыми и простоявшую около ста лет — с 70-х годов XVII столетия, в 1687 году его освятили во имя святой Софии и дочерей ее Веры, Надежды и Любови. По другой версии, старая церковь просто сгорела во время пожара.

Новый храм в Алтуфьево, построенный поручиком Вельяминовым в 1763 году, освятили в честь Воздвижения Креста Господня. Кто начертал для Вельяминова проект храма, кто клал стены и расписывал стены, история умалчивает. Однако искусствоведы назвали архитектурный стиль, который применили строители, так: «иже под колоколы».

После революции

Жестокие годы революции пощадили Крестовоздвиженский храм, он был закрыт лишь начале Великой Отечественной войны, но в 1943 году службы возобновились.

В 1986 году в связи с увеличением числа прихожан к основному объему была сделана пристройка, выполняющая роль трапезной. Но и она не смогла вместить всех верующих, особенно по большим праздникам. Поэтому в 1993 году началось строительство новой трапезной и колокольни (старую колокольню переделали в световой барабан, пробив свод четверика). Площадь храма увеличилась вдвое, появились два новых придела — Преподобного Макария Желтоводского и Унженского и Святителя Ионы, митрополита Московского. Кроме того, восточная апсида, в которой сейчас находится центральный алтарь, также была увеличена.

В 1990-м году рядом выстроили крестильный храм.

В настоящее время архитектурный ансамбль Крестовоздвиженского храма состоит из трехъярусной колокольни, увенчанной высоким шпилем, просторной трапезной, основного объема со световым барабаном и миниатюрной главкой. Апсида квадратная в плане, со скругленными углами, на ее восьмигранном куполе находится миниатюрная главка на глухом барабане. Фасады апсиды и трапезной украшают мозаичные панно с изображением икон.

На территории храма находятся две часовни — Святого Мученика Уара, где происходит отпевание усопших, и церковная лавка. Кроме того, возведена часовня и над источником преподобного Макария Желтоводского, бьющего недалеко от храма. В 1998 году на первом этаже дома причта был освящен в честь святых мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии крестильный храм.

Крестовоздвиженский храм внутри

После реконструкции 1991-1995 годов в Крестовоздвиженском храме стало гораздо просторнее и светлее. В куполе «старой» церкви пробили отверстие, соединившее световой барабан с основным объемом, своды расписали сценами на евангельские темы.

В ходе реконструкции был заменен и иконостас. Нынешний иконостас четырехрядный, с позолоченными колоннами, украшенный резьбой. От солеи его отделяет очень красивая резная металлическая решетка.

В той же стилистике сделаны иконостасы в трапезной, а также в крестильном храме и часовне Мученика Уара.

В проходе, ведущем из трапезной в предалтарное пространство, стены и полукруглая арка покрыты мозаичными фресками.

В новой просторной трапезной были устроены приделы Преподобного Макария Желтоводского и Унженского (слева) и Святителя Ионы, митрополита Московского Чудотворца (справа). Имеется также приставной престол Святого мученика Трифона, освященный в 1980 году для того, чтобы по праздникам и воскресеньям можно было служить две литургии.

В приделе Святителя Ионы находятся ковчег с частицами его мощей, а также мощи свт. Митрофания Воронежского, прп. Макария Желтоводского и Унженского Чудотворца, свт. Феофана Затворника и Киево-Печерских святых.

В приделе Преподобного Макария находится главная святыня храма — икона преподобного с частицей его мощей.

Богослужения в Крестовоздвиженском храме

Богослужения в Крестовоздвиженском храме совершаются ежедневно.

  • В 9:00 — Божественная литургия. После литургии служатся заказные молебны.
  • В 17:00 — вечерня.

В воскресные и праздничные дни совершаются две Божественные литургии: ранняя — в 7:00, поздняя — в 10:00. Заказные молебны по воскресеньям служатся после окончания ранней литургии.

В течение дня храм открыт для посещения. Здесь всегда находятся дежурный священник и его помощницы из числа прихожан. Они всегда готовы ответить на все вопросы.

  • Адрес: 127572, Москва, Алтуфьевское шоссе, Д. 147
  • Телефон: 8 (499) 209-54-22
  • Сайт: http://www.hramaltuf.prihod.ru
  • Молодежная группа храма в социальной сети «В Контакте»: http://vkontakte.ru/club23221512

Как добраться самостоятельно

Проезд до станции метро «Алтуфьево», далее в сторону кольцевой автодороги можно проехать две остановки на автобусе № 685 или на троллейбусе №№ 80 и 73. Можно пройтись пешком, прогулка займет 10-15 минут.

Храм Воздвижения Креста Господня в Алтуфьеве

Троицкое благочиние Москвы
(Северо-Восточный округ)

Деревянный храм в древней усадьбе существовал с 1564 г. В 1759-1763 г. И. Вельяминовым выстроен ныне существующий храм в стиле барокко. Храм не закрывался.

  • Чтимая икона Казанской Божией Матери
  • Чтимая икона прп. Макария Желтоводского

Адрес, телефоны и схема проезда

Схема проезда с сайта накарте.ру:

Расписание : ежедн. (кр. понед.). Утреня и Литургия в 7 и 10 ч., накануне всенощное бдение в 17 ч.

Адрес : Алтуфьевское шоссе, 147

Проезд : авт. 601, тролл. 80.

Почетный настоятель — епископ Астраханский и Енотаевский Иона (Карпухин), и. о. настоятеля — иерей Анатолий Алефиров, иерей Николай Аникеев, иерей Андрей Горячев.

Внимание! Сведения о составе духовенства и расписании служб могут быть устаревшими.
Если Вы располагаете дополнительными сведениями о составе духовенства храма, об изменениях в расписании служб, об истории храма, о предстоящих и прошедших событиях на приходе, о святынях и иконах храма, о вариантах проезда к храму, и пр. — сообщите их в разделе комментариев.

Комментарии читателей:

Часовня мч. Уара

Здравствуйте! Я прихожанка храма Воздвижения Креста Господня в Алтуфьево и хочу сообщить радостную новость: у нас на территории храма открылась часовня. Часовня мч. Уара действует каждое воскресенье с 9.00 до 17.00

Храм иконы Божией Матери «Знамение» в Ховрине

Взято с Web-страницы храма http://ZnamenieVH.narod.ru по благословению настоятеля.

19/7/2005 Евгений Захаров

08.06.2005. на отдание праздника св.Пасхи, Божественную литургию возглавляет почетный настоятель, архиепископ Астраханский и Енотаевский Иона. Начало в 9.00, встреча архиерея без пятнадцати 9.00.

Храм перешёл на летний режим — воскресная литургия теперь начинается в 10.00, молебен в 9.00.

Изменения состава духовенства!

20.06.05г. диакон Александр Майстер рукоположен в сан священника, Высокопреосвященным Архиепископом Истринским Арсением и по благословению Его Святейшества,оставлен для служения в нашем храме.

Алтуфьево — Храм Воздвижения Креста Господня

Храм Воздвижения Креста Господня в Алтуфьево. Первое упоминание о деревне приходится на 1585 год. Тогда ее владельцем был ключник Мякишев.

Поселение, располагавшееся на берегу маленькой речки Самотышки, процветало и радовало глаз и лишь в начале 17 века стало постепенно приходить в упадок. На тот момент хозяевами села были братья Акинфовы.

В 1687 году один из продолжателей рода Акинфовых возводит в деревне храм во имя Воздвижения Креста Господня. Село Алтуфьево в этой связи переименовывается в Крестное. Называют его также и Воздвиженским.

Крестовоздвиженский храм в Алтуфьево

В 1759 году владелец деревни, последний из рода Акинфовых, продает свое имение поручику Вельяминову.

На тот момент Крестовоздвиженский храм в Алтуфьево изрядно обветшал, поэтому новый его владелец первым делом отстраивает святыню заново.

В 1763 году на месте старой церкви появляется храм в стиле русского барокко с прекрасной внешней отделкой.

В 1766 году Вельяминов продает имение. В разные годы Алтуфьево принадлежало графу Апраксину, Андрею Риднеру, Степану Куракину — князю и статскому советнику.

В 1812 году храм Воздвижения Креста Господня был разграблен и многие святыни исчезли безвозвратно (поэтому, вся церковная утварь впоследствии датировалась уже 19 веком, т.е. периодом послевоенным).

История храма при Советах и сегодня

В 1960 году Алтуфьево стало частью Москвы. Вскоре на этом месте появился новый микрорайон. Напоминанием о том, что некогда здесь располагалось процветающее имение, служил разве что Крестовоздвиженский храм, к которому с трепетом и любовью относились местные жители.

До войны церковь закрывалась всего раз и ненадолго. При советской власти она оставалась почти единственным в районе культовым сооружением, которое не было закрыто и разграблено в то время. Прихожан в церкви было немного, сама постройка размеры имела довольно скромные.

В 1986 году к храму у метро Алтуфьево делают пристройку, поэтому количество прихожан заметно возросло. Но даже в таком виде святыня не могла вместить всех желающих, особенно во время крупных религиозных праздников.

В 1991 году новый настоятель архимандрит Иона принимает решение расширить храм. Составленный проект благословил патриарх Алексий II. К 1995 году все задуманное было осуществлено, кроме того, при храме появилась колокольня, приобретены новые колокола.

Как полагают искусствоведы, в результате расширения историческая ценность постройки значительно уменьшилась.

Храм Воздвижения Креста Господня в Алтуфьево расположен по адресу: Москва, Алтуфьевское шоссе, 147 (станция метро Алтуфьево).

Храм Воздвижения Креста Господня в Алтуфьеве: история и современность

Храм Воздвижения Креста Господня в Алтуфьеве расположен в чрезвычайно живописной местности на окраине Москвы. Эта святыня имеет богатейшую историю, о которой и будет рассказано в статье.

Возникновение

Первое упоминание о подмосковной деревне Алтуфьево относится ко времени правления царя Федора Иоанновича, а точнее к 1585 году. В ту пору это поселение принадлежало Неупокою Дмитриевичу Мякишеву, который служил ключником Хлебенного дворца. Деревня располагалась на берегу небольшой речушки Самотышки.

Алтуфьево процветало до тех пор, пока не наступили Смутные времена. К XVII веку село постепенно пришло в упадок, а вскоре и вовсе опустело. В то время хозяевами деревни были два брата – Иван и Архип Акинфовы. Именно с этим родом и будет связана дальнейшая жизнь поселения в ближайшие сто лет.

В 1687 году потомок братьев Акинфовых, Никита Иванович, который являлся думным дворянином, начал строительство каменной церкви. Храм Воздвижения Креста Господня в Алтуфьеве построили в кратчайшие сроки. После его возведения село стало называться сначала Крестным, а затем и Воздвиженским.

Новый храм

В начале XVIII столетия в церкви случился пожар, после которого ее стали называть Софийской. В 1759 году Акинфовы продали село. Новым его владельцем стал поручик Иван Вельяминов. Он сразу же занялся возведением нового храма, так как прежний пришел в абсолютную негодность. Через 4 года церковь была отстроена. Она имела красивую внешнюю отделку в стиле русского позднего барокко. Чуть позже ей вернули прежнее название, и она вновь стала Крестовоздвиженской. Храм Воздвижения Креста Господня в Алтуфьеве имел в то время свою колокольню, находившуюся над западной пристройкой, однако в нем не было трапезной.

В 1766 году Иван Вельяминов продал свое имение. В течение последующих лет оно несколько раз меняло своих хозяев. Ими в разные годы становились граф Апраксин, Андрей Риднер и графиня Брюс. Наконец, в 1786 году село Алтуфьево приобрел потомок известного старинного княжеского рода, богатый землевладелец Степан Куракин. В конце XVIII века храм Воздвижения Креста Господня в Алтуфьеве был несколько перестроен: над сводом церкви была возведена новая колокольня и устроена трапезная.

Советский период

Крестовоздвиженская церковь закрывалась только один раз в годы войны с немецкими оккупантами, да и то на малое время. По своим размерам храм считался небольшим, и до 60-х годов минувшего столетия числился сельским приходом, входившим в состав Московской епархии.

Затем село Алтуфьево вошло в черту столицы. Тогда же началась интенсивная застройка северной части города, и рядом с церковью и старинной усадьбой вырос новый жилой микрорайон Лианозово. Несмотря на это, храм Воздвижения Креста Господня в Алтуфьеве (Москва, Алтуфьевское ш., д. 147), сад, усадьба и пруд не исчезли, а наоборот, стали считаться памятниками старины, охраняемыми государством. Как видим, новый микрорайон не помешал сохранить для потомков эту страницу своей истории.

В связи со значительным расширением прихода в 1986 году, когда в храме служил отец Михаил Олейников, к церкви была сделана пристройка, однако и она не смогла вместить всех прихожан. Через три года был возведен еще и причтовый двухэтажный дом, который имел крестильный храм.

До 1980 г. приход был одноштатным, а с 1987 года – уже трехштатным. Сейчас почетным настоятелем Крестовоздвиженской церкви считается архиепископ Енотаевский и Астраханский Иона. В данный момент в штате храма состоят шесть священнослужителей.

Очередные преобразования

Можно с уверенностью сказать, что буквально с первых дней своего служения в церкви архимандрит Иона начал заботиться о ее состоянии. Первым делом были сделаны новые маковица с вызолоченным крестом и барабан на куполе храма, украшенный с четырех боков вставленными в него иконами с изображениями святителей Московских.

В 1992 году архимандрит Иона решил расширить храм Воздвижения Креста Господня в Алтуфьеве (фото). С этой целью был составлен проект. Спустя три года все работы по расширению центрального алтаря и самой церкви были завершены. Кроме того, была выстроена колокольня и закуплены новые колокола.

В конце того же года архимандрита Иону призвали к епископскому служению, однако должность почетного настоятеля Крестовоздвиженской церкви осталась за ним. До настоящего времени архиепископ Иона не забывает о своем родном храме: он часто приезжает сюда для совершения архиерейских богослужений. Храм Воздвижения Креста Господня в Алтуфьеве (адрес: Алтуфьевское шоссе, 147) ждет своих прихожан на ежедневные Литургии, которые начинаются в 9 часов утра. В течение всего дня двери церкви открыты для верующих. В храме всегда находится дежурный священник, который готов ответить на все вопросы прихожан.

Церковь Воздвижения Креста Господня. Алтуфьево.

Церковь Воздвижения Креста Господня — интересный памятник позднего барокко, видимый ещё на подходе к усадьбе по Алтуфьевскому шоссе. Это здание — редкий для середины XVIII в. тип храма «иже под колоколы». Его основной объём — четверик с сильно скруглёнными углами и выступающими за его пределы ризалитами, один из которых служит алтарём, а остальные — входами. Такого оригинального плана в настоящее время не имеет ни один московский храм. Стены обработаны рустом, филёнками и нишами, наличники окон с гнутыми сандриками; на втором ярусе окна-обманки, т.е. ложные.

Церковь сооружена на средства И.И. Вельяминова в 1760—1763 гг., т.к. существовавшая ранее в усадьбе «издавна построенная каменная церковь во имя Софии и дочерей её Веры, Надежды и Любови, которая пришла в совершенную ветхость, вся расселась». Форма главы церкви Воздвижения более поздняя, она относится к концу XVII—началу XIX в., т.е. к эпохе, когда Алтуфьевым владели Куракины.

В советское время церковь всё время оставалась действующей (за исключением небольшого перерыва в 1941 г.). От некогда большого кладбища, окружавшего её, сохранилось несколько старых надгробий, среди которых уже упоминавшиеся нами плиты над могилами Лачиновых.

Храм был в 1986 году. Деревянную западная паперть-пристройку заменили на кирпичную с каменным сводом и четырьмя окнами на север и юг. Пол покрыли мрамором. Выстроили крыльцо и металлические фигурные навесы над каждым из трех входов В 1989-1990 годах построено новое здание крестильни стилизованное под барокко, с арочными окнами, полукруглым алтарным выступом, в 1992 расширена трапезная (освещена вместе с колокольней в 1995).
Вроде бы надо радоваться, но..
После их сооружения площадь храма увеличилась более чем вдвое, но он не только лишился своих пропорций, но и скрыл находящийся северо-западнее церкви господский дом усадьбы. Одновременно была выполнена заново вся отделка интерьеров. Фасады и внутренний вид храма украсили мозаичные панно очень высокого качества, но не вписывающиеся в стилистику здания. В ходе реконструкции была совершена варварская переделка, грубо исказившая первоначальный замысел зодчих: старая колокольня оказалась превращена в световой барабан. Для этого пробили старинный свод храма, срезали перекладины, на которых висели колокола, проёмы колокольни застеклили, а её свод, ставший сводом храма, расписали граффити. Так этот интереснейший объект утратил большую часть своей ценности при попустительстве государственных органов охраны памятников. Со стороны Алтуфьевского пруда церковь обнесли современным решётчатым забором со стилизованными под барокко двумя башнеобразными объёмами по углам (в одном из них находится часовня, в другой — церковная лавка) и диссонирующими с ними эклектичными воротами в центре.

Особо чтимые святыни — список с иконы Казанского образа Божией Матери и преподобного Макария Желтоводского, которая чудесно появилась у колодца источника на границе сёл Алтуфьево, Бибирево и Медведково.

При храме действует детская воскресная школа.

Расписание богослужений: ежедн. (кр. понед.). Утреня и Литургия в 7 и 10 ч., накануне всенощное бдение в 17 ч.

Москва, Алтуфьевское ш., 147, стр. 1

автобус 273, 685, троллейбус 73, 80 до остановки «6-й микрорайон Бибирева»; пешком от метро «Алтуфьево» около 1 км..

Храм в алтуфьево

Храм Воздвижения Креста Господня в АлтуфьевеСтраница приходаРусская Православная Церковь, Московская епархия (городская), Северо-Восточное викариатство, Сергиевское благочиние

  • Статус:действующий
  • Язык богослужений:церковнославянский
  • Настоятель:протоиерей Анатолий Алефиров
  • Расписание богослужений (общее кратко):Богослужения в Крестовоздвиженском храме совершаются ежедневно.
    Вечером в 17 часов — вечерня, утреня.
    Утром в 9 часов — Божественная Литургия.
    После Литургии служатся заказные молебны.
    В воскресные и праздничные дни совершаются две Божественные Литургии: ранняя — в 7 часов, поздняя — в 10 часов. Заказные молебны по воскресеньям служатся после окончания ранней Литургии.
    В течение дня храм открыт для посещения, и все это время дежурный священник находится в храме, а также дежурный работник по храму, который отвечает на вопросы прихожан.
  • Престольные праздники:
    • Воздвижения Креста Господня — Сентябрь 27
  • Святыни:особо чтимая икона — список с Казанского образа Божией Матери ;
    образ преподобного Макария Желтоводского и Унженского Чудотворца
    частица мощей святителя Ионы, митрополита Московского и всея России, чудотворца;
    частицы мощей святых Киево-Печерских старцев.
  • Деятельность:При храме работает детская воскресная школа и занятия для взрослых, творческие кружки и секции, детский хор церковного пения, Центр Православной Культуры «Мое Отечество», Молодежный клуб «Алтуфьево», библиотека для прихожан, в течение года проводится цикл концертов.
  • Краткая историческая справка:Старая церковь была сооружена на средства И.И. Вельяминова в 1760-1763 гг., т.к. существовавшая ранее на этом месте «…издавна построенная каменная церковь во имя Софии и дочерей её Веры, Надежды и Любови пришла в совершенную ветхость, — и от этой ветхости вся разселась…».
    Построена она в селе Алтуфьеве, на реке Самотышке, с колокольней над западной пристройкой, без трапезной, на месте каменного храма 1687г. (ее предшественница известна с 1564 г.). В конце XVIII в. перестроена (внутри укреплен гладкий потолок, отделивший свод от нижнего пространства, над сводом храма поставлена новая колокольня («иже под колоколы»). Coopужена трапезная. Внутреннее убранство, глава и крест — XIX в.
    Храм закрывался только на короткое время в годы Великой Отечественной войны. Перестроен в 1986 г. (деревянная зап. паперть-пристройка заменена на кирпичную с каменным сводом и четырьмя окнами на сев. и юг, пол покрыт мрамором, coopужено крыльцо и металлические фигурные навесы над каждым из трех входов). В 1989— 90 гг.

    построено новое здание крестильного храма, освященного в честь мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии, стилизованное под барокко, с арочными окнами, полукруглым алтарным выступом, в 1992 расширена трапезная (освящена вместе с колокольней в 1995 г.).
    Главный престол освящен в честь Воздвижения Креста Господня. Приделы освящены в честь преподобного Макария Желтоводского и Унженского (левый); святителя Ионы, митрополита Московского (правый), приставной престол (освящен в 1980 г. для того, чтобы по праздникам и воскресеньям можно было служить две литургии) — святого мученика Трифона.
    Святыни храма — особо чтимые иконы: список с Казанского образа Божией Матери и преподобного Макария Желтоводского (чудесно явилась у колодца сохранившегося источника на границе сёл Алтуфьева, Бибирева и Медведкова).

    Храм Воздвижения Креста Господня
    в Алтуфьеве


    Святыни:
    Чтимая икона Казанской Божией Матери
    Чтимая икона прп. Макария Желтоводского
    Расписание:
    ежедн. (кр. понед.). Утреня и Литургия в 7 и 10 ч., накануне всенощное бдение в 17 ч.

    Храм построен в 1759—63 в селе Алтуфьеве, на реке Самотышке, на средства и в усадьбе И. В. Вельяминова, с колокольней над зап. пристройкой, без трапезной, на месте каменного храма 1687 (его предшественник известен с 1564). В конце XVIII в. перестроена (внутри устроен гладкий потолок, отделивший свод от нижнего пространства, над сводом храма поставлена новая колокольня («иже под колоколы»). Coopужена трапезная. Внутреннее убранство, глава и крест — XIX век. в стиле барокко. Над храмом — колокольня (ярус-звонница открытый).
    Храм закрывался только на короткое время в годы Великой Отечественной войны.
    Перестроен в 1986 (деревянная зап. паперть-пристройка заменена на кирпичную с каменным сводом и четырьмя окнами на сев. и юг, пол покрыт мрамором, coopужено крыльцо и металлические фигурные навесы над каждым из трех входов).
    В 1989— 90 построено («Союзтрансэкспо») новое здание крестильни, стилизованное под барокко, с арочными окнами, полукруглым алтарным выступом, в 1992 расширена трапезная (освещена вместе с колокольней в 1995).
    Главный престол — Воздвижения Креста Господня,
    приделы — преподобного Макария Желтоводского и Унженского (левый); святителя Ионы, митрополита Московского (правый), приставной (осв. в 1980 для того, чтобы по праздникам и воскресеньям можно было служить по 2 обедни) — святого мученика Трифона.

    Святыни:
    особо чтимые иконы — список с Казанского образа Божией Матери и преподобного Макария Желтоводского (чудесно явилась у колодца сохранившегося источника на границе сёл Алтуфьева, Бибирева и Медведкова).
    При храме — детская воскресная школа.

    Приписаны часовни: у источника — преподобного Макария Желтоводского (около храма) и блаженной Ксении Петербургской на Лианозовском кладбище.

    Воздвижение Честного и Животворящего Креста Господня

    Римские императоры-язычники пытались полностью уничтожить в человечестве воспоминания о священных местах, где пострадал за людей и воскрес Господь наш Иисус Христос. Император Адриан (117 — 138) приказал засыпать землей Голгофу и Гроб Господень и на искусственном холме поставить капище языческой богини Венеры и статую Юпитера. На это место собирались язычники и совершали идольские жертвоприношения.
    Однако через 300 лет Промыслом Божиим великие христианские святыни — Гроб Господень и Животворящий Крест были вновь обретены христианами и открыты для поклонения. Это произошло при равноапостольном императоре Константине Великом (память 21 мая), первом из римских императоров, прекратившем гонения на христиан. Кокда капище Венеры разрушили и начали копать землю, были обнаружены Гроб Господень и неподалеку от него три креста и четыре гвоздя, пронзившие Тело Господа.

    Чтобы узнать, на котором из трех крестов был распят Спаситель, Патриарх Иерусалимский Макарий поочередно возложил кресты на покойника.
    Когда был возложен Крест Господень, мертвец ожил. Увидев воскресшего, все убедились, что найден Животворящий Крест, который был поднят и воздвигнут. Это торжественное событие произошло в 326 году. Равноапостольный император Константин повелел воздвигнуть в Иерусалиме величественный и обширный храм в честь Воскресения Христова, включавший в себя и Гроб Господень, и Голгофу. Храм строился около 10 лет. Храм был освящен 13 сентября 335 года. На следующий день, 14 сентября, установлено было праздновать Воздвижение Честного и Животворящего Креста.

    Храм Воздвижения Креста Господня в Алтуфьеве

    Храм Воздвижения Креста Господня в Алтуфьеве (Крестовоздвиженская церковь, Воздвиженская церковь) — православный храм в усадьбе Алтуфьево, комплексе памятников усадебной архитектуры XVIII—XIX веков.

    Располагается на севере Москвы, в районе Лианозово, непосредственно к юго-западу от пересечения МКАД и Алтуфьевского шоссе, в парке площадью 10,3 га на берегу Алтуфьевского пруда.

    Относится к Сергеевскому благочинию Московской городской епархии. Почетный настоятель храма — владыка Иона, митрополит Астраханский и Камызякский [1] .

    Содержание

    Первая церковь в селе Алтуфьево, на реке Самотышке, известна с 1564 года, в 1687 году упоминается уже каменный храм.

    Новая церковь была сооружена на средства И. И. Вельяминова в 1760—1763 гг., так как существовавшая ранее на этом месте «…издавна построенная каменная церковь во имя Софии и дочерей её Веры, Надежды и Любови пришла в совершенную ветхость, — и от этой ветхости вся разселась…».

    В конце XVIII в. церковь была перестроена (внутри устроен гладкий потолок, отделивший свод от нижнего пространства, над сводом храма поставлена новая колокольня («иже под колоколы»). Coopужена трапезная. Внутреннее убранство, глава и крест датировались XIX веком.

    Во время Отечественной войны 1812 года имение было разорено, церковь разграблена: «Ограблено неприятелем часть церковной утвари и ризницы, свечи, денег на 15 рублей…» [2]

    Храм оставался действующим (за исключением небольшого перерыва в 1941 году).

    В 1960 году Алтуфьево вошло в черту Москвы, и здесь началось массовое жилое строительство. Храм дворянской усадьбы мог вместить лишь малую долю своих новых прихожан. Поскольку об открытии храмов в Москве до 1988 года не могло быть и речи, первоначально удалось добиться разрешения пристроить к храму деревянную паперть. В начале перестройки, в 1986 году, приход получил возможность вместо деревянной паперти пристроить к храму с запада относительно большой каменный объём. Это в известной степени решало проблему тесноты, но сильно искажало исторический облик редкого памятника архитектуры середины XVIII века.

    В 1989—1990 годах построено новое здание крестильного храма.

    В 1992—1995 годах по инициативе настоятеля храма архимандрита Ионы (Карпухина) и по благословению Патриарха Алексия II была осуществлена недопустимая с точки зрения охраны архитектурного наследия реконструкция храма, в результате которой нетронутой осталась лишь его подкупольная часть. В царское время подобные «инициативы» строго пресекала Императорская Археологическая комиссия.

    По мнению искусствоведов, перестройка храма исказила его первоначальный облик и уменьшила историческую ценность здания [3] .

    Архитектура и убранство [ | ]

    Церковь принадлежит к редкому в XVIII веке типу «иже под колоколы». Круглый основной объём диаметром около 12 м (внутреннее пространство — крестообразное в плане) увенчан восьмигранным верхним ярусом. С севера, юга и востока к барабану примыкают три апсиды. Окна главного барабана типичны для московского барокко — над вытянутыми в высоту окнами первого света расположены небольшие, вытянутые в длину ложные окна второго света (на их месте, возможно, были настоящие окна, позднее заложенные).

    В 1993—1995 гг. церковь получила новую трапезную, заменившую небольшую трапезную 1986 г. и новую колокольню. После их сооружения площадь храма увеличилась более чем вдвое, но он не только лишился своих пропорций, но и скрыл находящийся северо-западнее церкви господский дом усадьбы.

    Одновременно была выполнена заново вся отделка интерьеров. Фасады и внутренний вид храма украсили мозаичные панно очень высокого качества, но не вписывающиеся в стилистику здания.

    Со стороны Алтуфьевского пруда церковь обнесена современным решётчатым забором со стилизованными под барокко двумя башнеобразными объёмами по углам (в одном из них находится часовня, в другой — церковная лавка) и диссонирующими с ними эклектичными воротами в центре.

    Ссылка на основную публикацию
    Православный храм
    Храм Воздвижения Креста Господня
    в Алтуфьеве
    Страна Россия
    Местоположение Москва, Алтуфьевское шоссе, вл. 147
    Конфессия Православие
    Епархия Московская епархия
    Благочиние Сергеевское благочиние
    Архитектурный стиль барокко
    Основатель И. И. Вельяминов
    Первое упоминание 1564 год
    Строительство 1760—1763 годы
    Состояние действует
    Сайт hramaltuf.prihod.ru