Храмы Курска

Топ-10: уникальные храмы города Курска

В Курске более 40 православных храмов и часовен. Каждый из них – со своей историей и архитектурой, двух одинаковых точно не найти. Но даже один факт может сделать каждый из них по-настоящему уникальным. Будь то имена погибших солдат вместо фресок на стенах или детская площадка во внутреннем дворике. А еще из подборки Sekunda.media вы узнаете, в какой церкви раньше была баня, и где служит самый медийный настоятель.

1. Знаменский собор

Этот храм является визитной карточкой города. Едва ли можно назвать святыню, встречающуюся на открытках, магнитах и прочей памятной полиграфии чаще. Сюда ежегодно привозят для поклонения главную святыню региона — Курскую Коренную икону Божией Матери «Знамение». С 1957 года она находится в США, а у нас «гостит» только во время традиционного крестного хода. Знаменскому собору около 200 лет, он является памятником архитектуры федерального значения.

2. Сергиево-Казанский собор

Еще один архитектурный памятник федерального значения в Курске – Сергиево-Казанский собор. Именно здесь в конце XVIII века люди впервые увидели чудо, каких немало потом будет в жизни преподобного Серафима Саровского. Тогда он еще был еще 7-летним мальчиком Прохором Мошниным. Вместе с матерью, следящей за строительством храма, он поднялся на самый верх колокольни и упал оттуда. И выжил, не получив даже серьезных травм. Сейчас на этом месте – памятник с изображением преподобного.

3. Вознесенский храм

Храм, расположенный в районе улицы Запольной – единственный в Курске, который фактически не закрывался с момента освящения (конец XIX века) и до настоящего времени. Ведь все мы знаем, какая участь постигла церковные здания после революции: одни помещения использовали не по назначению, а прочие и вовсе разрушали. В 1940 году, узнав, что Вознесенский храм хотят закрыть, местное население с вилами в руках окружило его, не дав это сделать.

4. Храм Ахтырской иконы Божией Матери

Другим церковным зданиям повезло меньше. В советское время во многих из них размещались склады и конюшни, в других располагались школы и дома культуры. А в храме, что находится в Ахтырском переулке Курска, соорудили … баню. В подвальном помещении церкви, предположительно, 1760 года строения, были оборудованы парилка и бассейн. Вода сливалась под полы — не удивительно, что в результате сырости образовался грибок на стенах. Поэтому, когда в 1997 году здание передали Курской епархии, вид его был удручающим. Сейчас реставрационные работы в нем продолжаются.

5. Воскресенско-Ильинский храм

Примерно такого же возраста (около 250 лет) – церковь, расположенная в самом центре города. Советские годы лишили ее части помещений за счет строительства Дома книги, из-за внушительных габаритов которого храм с улицы Ленина практически не видно. Но вот в 1995 году рядом построили здание банка со стеклянными фасадами, в которых теперь, как в зеркале, отражается храм-красавец. Отчего его хорошо видно со всех сторон. Эта «картинка в картинке» уже успела стать визитной карточкой не только кредитной организации, но и города.

6. Всехсвятский храм,

Храм святых великомучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии

В самом начале улицы Энгельса располагается церковь, построенная в 1819 году в честь Всех Святых. Несмотря на почтенный возраст, церковь, можно сказать, идет в ногу со временем. Ведь на ее территории расположена детская площадка. Похожую можно увидеть и во внутреннем дворе относительно нового храма в Северо-западном микрорайоне Курска. И это гениально! Пока взрослые приобщаются к Богу, утомленные долгими службами дети могут покачаться на качелях и покататься с горки.

7. Храм святых Царственных Страстотерпцев

А бывает так, что храм делает уникальным не его архитектура и интересная история, а человек, который в нем служит. Храм святых Царственных Страстотерпцев достаточно молодой, как и его настоятель Олег Чебанов. Многодетный отец, обладатель многочисленных званий и наград и просто любимец курских журналистов, отец Олег всегда доступно, а иногда и с юмором, рассказывает о тонкостях жизни православного человека. Пример тому – детская телепрограмма «Купелька», которую он ведет на телеканале «Союз». О том, что протоиерей Чебанов – личность медийная, говорят и его многочисленные интервью и выступления в СМИ.

8. Храм святых равноапостольных Кирилла и Мефодия

Кстати, в начале своего пути служения богу отец Олег работал клириком храма при Курском государственном университете. По сути это была специально оборудованная комната в главном корпусе. Со временем КГУ обзавелся собственным храмом, который был назван в честь равноапостольных Мефодия и Кирилла. В Курске вы не найдете другой вуз с собственной церковью во внутреннем дворе. Эскиз храма принадлежит руке известного скульптора Вячеслава Клыкова, который, к сожалению, не дожил до освещения строения в 2008 году.

9. Храм великомученика Георгия Победоносца

В том же году архиепископ Герман осветил еще один храм, ставший частью мемориального комплекса «Курская дуга». Поэтому не случайно на стенах церкви высечены имена 7000 воинов, павших в Курской битве. Приход получил имя святого великомученика Георгия Победоносца. Несмотря на военно-патриотическое оформление храма, службы, венчания, крестины и другие православные церемонии здесь проходят, как и везде, согласно традициям.

10. Часовня в честь иконы Божией Матери «Неупиваемая чаша»

И завершает наш список уникальных храмов Курска вовсе и не храм, а часовня. Но, несмотря на свои малые размеры и достаточно молодой возраст (ей всего семнадцатый год), она не менее почитаемая курянами, чем выше названные соборы. Вот уж куда, действительно, не зарастет народная тропа. Потому что икона, в честь которой построена часовня, помогает людям избавиться от алкоголизма и наркомании. Поговаривают, что регулярные визиты в часовню уже многим помогли избавиться от пагубной привычки.

Древнейшие храмы Курской области

За благословением младенца на земную жизнь, молодых – на создание семьи, за очищением души – все идут в храмы. Сюда же несут на отпевание умерших. По документам приходских священников можно отслеживать судьбы целых родов. Ведь церковь – это история страны в целом, хранящая память о наших предках.

Самым древним в Курске является храм женского Свято-троицкого монастыря

Поехав в тот или иной город, его облик мы оцениваем в том числе и по церквям. Что такое храм в жизни народа? Издревле это центр жизни в населенных пунктах, дававший им некий статус. Например, деревню от села отличает именно наличие церкви. Храм божий – это еще и храм науки. Долгое время церковно-приходские школы содействовали распространению грамотности на Руси. А священник в старину – это одновременно и общественный деятель, и представитель власти. Он не ограничивался одними лишь богослужениями. Курские батюшки создавали и общества трезвости, и даже ясли, куда селяне отдавали детей на время полевых работ.

Пещерные монастыри под Курском

По некоторым свидетельствам, Посемье, к которому относился и наш город «Куреск», приняло христианство вслед за Киевом. В истории нашей епархии, к примеру, называется точная дата крещения курян – 990 год, то есть через два года после крещения князем Владимиром столицы Древней Руси.

Какими были раннехристианские храмы наших предков, можно лишь предполагать. О них почти не осталось свидетельств. Монголо-татарское нашествие стерло храмы с лица земли – деревянные постройки полыхали в пожарищах. К середине XIII века Курск был полностью уничтожен, на его месте осталось пепелище. С полным правом можно утверждать, что из пепла город возродила обретенная икона Божьей Матери «Знамение» Курская Коренная. Молва о ее чудесах в XVI веке достигла столицы. Царь Федор Иоаннович повелел в 1597 году принести образ для поклонения в Москву. Тогда же он наряду с указом об устроении монастыря там, где была обретена икона – в Коренной пустыни, повелевает возобновить и древний город Курск. Между тем, городская крепость начала устраиваться за год до этого указа. Первая деревянная же церковь Рождества Богородицы в Коренной пустыни была освящена уже в 1618 году.

Как раньше выглядели монастыри, которыми постепенно обрастала курская земля? До начала XVII века в основном все они были деревянными, огорожены простым плетнем, крыты соломой или дранкой. Это были центры привлечения населения для обживания «московских окраин». Таким образом монастыри вырастали в «диком поле», а многочисленные льготы по платежам собирали вокруг них новые поселения. Это было что-то вроде натурального хозяйства. Почти все курские монастыри XVI–XVII веков пекли свой хлеб, жили рыбной ловлей, охотой, пчеловодством и скотоводством.

Были в окрестностях Курска и пещерные монастыри. Краеведы еще более ста лет назад находили их следы, до нас дошли некоторые описания. Так, памятный календарь Курской губернии за 1888 год сообщает: «. в двух верстах от села Шмарного в Старооскольском уезде в 40 саженях от проселочной дороги в меловой горе пещера с очень неудачным входом. От него идет спуск до коридора, длиной 3 аршина, затем коридор делится на три прохода с арками, разделенными колоннами, и высеченными по бокам углублениями разной формы, в которых свободно может поместиться человек. Высечены по стенам кресты и углем написаны разные изречения. В восточной стороне (по проходу) нечто вроде церкви; потолок куполообразный, в центре как бы иконостас с царскими дверями, от которых уцелела правая колонна и нижняя часть левой. Все это высечено из мела. Длина переходов до 15 саженей».

Историк Николай Златоверховников, главный организатор краеведческой работы в Курской губернии в начале XX века, описывает пещеру под названием «Синайка», в двух верстах от Рыльска: «В расположенной крестообразно пещере со входом в виде арки на стенах имеются священные изображения, пострадавшие от времени». По одной из версий, пещерные монастыри служили еще и укрытиями в условиях постоянных войн с кочевниками.

Курскому костелу более ста лет

Самая старая церковь региона

По нашим сведениям, самой древней из сохранившихся является Троицкая церковь Курского женского монастыря, расположенная на улице Максима Горького. Как сообщает справочник «Из истории храмов Курской епархии», изданный областным архивом, она была построена в 1631 году. Однако то здание своими глазами нам видеть не дано. Из сохранившихся построек – главный храм, заложенный в 1695 году. Первыми насельницами монастыря стали вдовы и бедные женщины. Селясь рядом с обителью, они постепенно переходили в послушницы.

С тех пор женский монастырь претерпел множество перемен, несколько раз перестраивался. После закрытия в советские годы здесь располагался лагерь принудительных работ. Помещения в разное время передавались под архив, краеведческий музей, художественные мастерские и даже театр «Эй», в котором ставился спектакль по пьесе скандально известного писателя Владимира Сорокина.

По архивным данным, в 1700 году построена Троицкая церковь, что на площади Добролюбова. Из других ранних храмов – Ахтырский, расположенный за медуниверситетом. Он, безусловно, перестраивался, но годом возведения указывается 1760-й. Есть предположение, что именно здесь была захоронена мать Серафима Саровского – Агафья Мошнина. Подтвердить эти сведения, к сожалению, нечем. Церковное кладбище было уничтожено, могильные плиты не сохранились. В годы индустриализации страны надгробные камни шли в утильсырье. К 1762 году относят Вознесенскую (ныне – Михайловская) церковь на улице Карла Либкнехта. В ней был крещен будущий командир миноносца «Стерегущий» Александр Сергеев. Современое здание Воскресенско-Ильинской церкви построено в 1768 году, родители Серафима Саровского венчались не в нем, а в деревянном храме – предшественнике нынешнего.

Старинный храм сохранился и в Обояни. Долгое время Смоленская церковь 1790 года постройки оставалась самой вместительной в городе. Именно поэтому ее выбрали для помещения на ночь праха Александра I в 1825 году. Прихожане очень заботились об этом храме, некогда сюда была доставлена икона Спасителя из Иерусалима, освященная на Гробе Господнем.

В Обоянском районе сохранилось много старинных деревянных храмов. Правда, относятся они не к XVII или XVIII векам. К сожалению, в большинстве случаев уцелели лишь те здания, которые появлялись на месте прежних позднее. Так, деревянное строение храма Покрова Пресвятой Богородицы в селе Каменки возведено в 1893 году, Георгиевский деревянный храм в селе Долженково – в 1900-м, Васильевский храм в селе Белое в 1908-м, годом позже выросло новое здание Космодемьянского храма в селе Косиново.

Большинство курских храмов появилось в XIX веке, многие из них строились после победы над войсками Наполеона. По одному из предположений, в честь победы в Отечественной войне был, к примеру, возведен и Знаменский собор в центре Курска. Однако большинство краеведов так не считают. Здания церквей, которые были расположены на территории Знаменского монастыря с середины XVIII века, требовали перемен. Есть свидетельства от 1815 года, что во время службы на пол осыпалась штукатурка. Здание нового кафедрального собора возводили десятилетие – с 1816 по 1826 годы.

Не стоит забывать, что Курск оставался многоконфессиональным поселением. В конце XIX века здесь был отстроен костел, примерно в это же время выросла лютеранская кирха (ныне – здание облпрокуратуры), в еврейском квартале в районе Центрального рынка – в начале XX века было построено две синагоги.

Это интересно: Особая благодать, как считается среди православных, в тех церквях, которые не закрывались и не были осквернены советской властью. Здесь информация разнится. Говоря о том, сколько церквей действовало в области в те тяжелые времена, называют разные цифры – 2–3. Причем есть расхождения и в том, что это были за храмы. По одним данным, все они расположены в областном центре, по другой – некоторые и за его чертой. Достоверно, что одной из таких была Вознесенская церковь в районе улицы Запольной. Узнав о том, что приход собираются закрывать, коренное местное население – казаки – с вилами в руках окружили храм, не дав этого сделать. Есть сведения, что не позволили закрыть Никольскую церковь и жители Стрелецкой слободы. Так что, предположительно, она оставалась второй действующей церковью в Курске в советский период. Некоторые священнослужители утверждают, что не закрывался и Сергиевский собор на улице Максима Горького. Но краеведы здесь непреклонны – храм не действовал, одно время в нем размещалась картинная галерея. Во времена немецкой оккупации церкви, напротив, открывались. Это был тактический ход захватчиков, чтобы получить расположение русских. Немцы давали нам религиозную свободу.

Храмы Курска

Храм Успения Божией Матери и Великомученика Никиты

Храм Успения Божией Матери и Великомученика Никиты в Курске находится на пересечении улиц Карла Маркса и Красного Октября. Раньше здесь находилось московское кладбище и небольшая деревянная церковь-часовня. Храм был построен 1846 году по проекту архитектора К.А. Тона. Это одноглавый храм с трехъярусной шатровой колокольней, которая соединена с основным зданием небольшой трапезной. С восточной стороны к храму примыкают две полукруглые апсиды. Храм выполнен к традиционном русско-византийском стиле.

От оригинального убранства храма почти ничего не осталось. В советское время он был разграблен и частично разрушен. Сохранился четырехрядный иконостас с оригинальной масляной росписью по трафарету, которая была характерна для начала XX века.

Координаты: 51.75537500,36.18860700

Храм Успения Богородицы

Храм Успения Богородицы — главный католический храм в Курске. Он был построен по просьбе курской католической общины в 1859 году. В то время община уже состояла из нескольких тысяч человек, которые вынуждены были ходить на службу в скромный молитвенный дом. Не смотря на это разрешение на строительство долгое время не могли получить из-за отсутствия подходящего участка земли. Сегодня храм расположен на улице Антокольского.

Храм Успения Пресвятой Богородицы построен в неоготическом стиле. Его венчают две классические башни-шпили с 27 позолоченными крестами. Изначально храм был богато украшен мозаикой, но сегодня от нее почти ничего не осталось во время советских притеснений. Храм на некоторое время был закрыт в 1938 году после ареста настоятеля. Во время войны в одну из башен попала бомба и практически весь восточный фасад был разрушен. Реставрация продолжалась до начала 90-х годов, когда храм был возвращен католической общине.

В 2006 году был торжественно отмечен 110-летний юбилей храма Успения Богородицы. В качестве подарка был создан проект, согласно которому на западном фасаде храма будут размещены большие часы. Внутри храма установлен орган и организованы регулярные концерты.

Координаты: 51.73222200,36.18773300

Храм Троицы Живоначальной

Храм Троицы Живоначальной в Курске был построен на месте ранее существовавшего мужского Троицкого монастыря, основанного Борисом Годуновым в 1597 году. Когда монастырь был разорен и сожжен литовцами, на его месте была восстановлена только небольшая деревянная монастырская церковь. Современный облик храма имеет много общего с ней, хотя и построен гораздо позднее в камне. Самые ранние части храма Троицы Живоначальной датируют 1733-40 годами. Северный и южный придел были построены уже в XX веке.

Храм выполнен в соответствии с традициями русской архитектуры. Он представляет собой кирпичный двухэтажный одноглавый храм. Снаружи храм украшен очень скромно. Декоративной резьбой обрамлены только окна в подкупольном барабане. Престолы посвящены Святой Троице, Преподобному Амвросию Оптинскому и благоверным князьям Борису и Глебу. На первом этаже находится зимний храм, на втором — летний. В летнем храме расположены престолы Святого Духа и Святителя Николая Чудотворца.

При храме Троицы Живоначальной действует Иконописная школа во имя преподобного Андрея Рублёва.

Координаты: 51.72061700,36.18681100

Храмы Курска

Это православный храм в городе Курск, здание которого является памятником архитектуры республиканского значения. Храм выполнен из кирпича с одним куполом, в котором находится колокольня. Основное здание храма прямоугольное и достаточно низкое. Все проёмы фасадов расположены через одинаковое расстояние по всему периметру, которые объединены рустом. Портик, который был со стороны западного фасада позднее был переделан в притвор. Круглая колокольня увенчана шпилем. Сегодня храм располагает приделами Митрофана Воронежского и иконами «Державной» Божьей Матери. Кроме того здесь есть престол во имя праведного воина Фёдора Ушакова.

Храм Всех Святых, который располагается у окраины Херсонского кладбища был заложен в 1813 году и считается памятником архитектуры города. Он был заложен в честь Святой Екатерины на недавно основанном здесь кладбище. Интересно, что здание строилось на деньги только одного человека — купца С.А. Александрова. Стройка завершилась через 6 лет после начала. Однако, по неизвестным сейчас причинам, освящение храма произошло лишь в 1836 году и в честь Всех Святых, а не Екатерины, как было запланировано изначально. За время своего существования храм не раз перестраивали и достраивали. Первоначально он был кирпичным и одноглавым, построен в классическом стиле.

На территории Курского Государственного Университета стоит православный храм Курской епархии. В 1998 году от студентов и преподавателей университета поступило предложение о создании на территории ВУЗа общины во имя равноапостольных Кирилла и Мефодия. В то же время община решила, что на территории внутреннего дворика Университета скоро начнётся строительство храма в честь Святых. Одним из главных инициаторов такого действия стал народный художник страны Вячеслав Клыков, который составил эскиз и план будущей церкви. В том же году Курский архиепископ совершил закладку краеугольного камня на выбранном месте.

Памятником архитектуры в Курске является здание, где некогда располагалась лютеранская церковь, освящённая во имя апостолов Петра и Павла. Здание построили в 1895 году. В настоящее время здесь расположена городская прокуратура. Здание было построено на пожертвования евангелическо-лютеранской общины, образовавшейся в 1825 году в Курске. После того, как здание было полностью готово, горожане стали называть его немецкой кирхой. Церковь строили из красного кирпича в готическом стиле, присущем большинству церквей протестантов и католиков.

Храмы Курска

В «Календаре знаменательных и памятных дат Курской области на 2012 год» говорится, что Михайловской церкви, расположенной на ул. К. Либкнехта, исполняется 250 лет. Однако архивный поиск материалов позволил несколько уточнить дату основания храма. Новая датировка основания храма основывается на более раннем источнике.
Михайловский храм. Фото А. И. Наседкина. 1960 г.

Одной из достопримечательностей г. Курска в его части, граничащей с Казацкой слободой, является Михайловская церковь. До революции главный престол этого храма был посвящен празднику Вознесения Господня, отчего он назывался Вознесенско-Михайловским.

Строилась церковь иждивением приходских людей Казацкой слободы и однодворцев. Согласно архивным данным, она была заложена 30 октября 1767 г. вместо ветхой деревянной. В 1773 г. велено было заложить и построить в трапезе придел в честь архистратига Михаила. Однако строительство почему-то растянулось. В документе за 1786 г. сообщается, что храм уже сооружен, побелен изнутри и снаружи, готов к освящению, но не имеет колокольни. Ее функции исполняла временная звонница близ церкви, покрытая тесом, в которой на деревянных столбах были устроены четыре колокола. Размеры самой Вознесенско-Михайловской церкви были небольшие и примерно составляли 20?6,5 м.

В первой половине XIX столетия в жизни храма произошло несколько знаменательных событий. Так, в 1830 г. на его колокольне был установлен колокол с завода купца Самгина весом в 211 пудов.

В 1836 г. церковь была расширена приделами: с северной стороны — в честь святителя Митрофана Воронежского, с южной — во имя Архистратига Михаила. Несколько позднее они были освящены.

Заметные изменения коснулись и внутреннего убранства. «Курские губернские ведомости» сообщали в 1845 г., что по случаю приготовления нового иконостаса прежний был передан резных дел мастеру из Старого Оскола Киприану Махиневу, который в это время работал в Курске. Желающим приобрести его за умеренную цену следовало обращаться к церковному старосте мещанину И.С. Рязанову, живущему в Казацкой слободе.

Судя по всему, забота об иконостасе для прихожан была одной из важных. 31 июля 1883 г. состоялось освящение вновь устроенного главного иконостаса храма работы московского мастера Борисова.

Начало ХХ столетия для Вознесенско-Михайловской церкви было ознаменовано новыми событиями. 6 апреля 1905 г. при храме открылось церковно-приходское попечительство под председательством настоятеля священника Иоанна Устрецкого.

В приходе имелись две церковноприходские школы (мужская и женская), учрежденные в 1897 и 1909 годах. Последняя носила имя крупного жертвователя – инженера Н.П. Конопатова. Первый попечитель ее – Н.П. Городенский — пожертвовал 100 руб. с тем, чтобы на процент с этого вклада выдавались книгами награды лучшим выпускницам с надписью: «В память Никанора Петровича Конопатова».

Наличие двух школ позволило в одной из них в годы Первой мировой войны устроить общежитие для беженцев на 25 человек.

При храме имелась небольшая библиотека из 50 книг для чтения.

В собственности были также 6 десятин усадебной земли и 60 десятин хлебопашенной при с. Касиново Курского уезда.

Этого недвижимого имущества, равно как и прочих средств к существованию, Вознесенско-Михайловская церковь лишилась после революции. Как приход она действовала до 1940 г., пока не была закрыта. Во время оккупации богослужение возобновилось.

Очередное закрытие храма произошло в 1961 г. Здесь какое-то время работала ремонтная мастерская «кинопроката», затем складские помещения имел ЦУМ. По воспоминаниям местных жителей, в бывшей маленькой сторожке, что на углу Михайловского переулка и ул. К. Либкнехта, в 1960-1970-е гг. проживало несколько старых монахинь…

Михайловский храм.
Слева — 1960-е гг. Фото А. И. Наседкина.
Справа — 2012 г. Фото Ю.В. Озерова.

После трех десятков лет забвения, в 1990 г., в церкви снова зазвучала молитва. Поскольку в Курске к тому времени уже действовала Вознесенская церковь бывшей Казацкой слободы, то главный престол решено было посвятить Михаилу Архангелу, а правый – иконе Державной Божией Матери.

При владыке Ювеналии Михайловская церковь получила статус «морского» храма. Перед входом в него был поставлен мемориальный камень с якорем в память курян, членов экипажа линкора «Новороссийск», трагически погибших при взрыве 29 октября 1955 г. В притворе храма на мраморных досках высечены имена курян-моряков, в разные годы героически защищавших Отечество. Особое место среди икон занял образ святого праведного воина Феодора Ушакова с частицей мощей.

Считается, что в этом храме был крещен в 1863 г. Александр Сергеев, командир эсминца «Стерегущий», погибший в неравном бою с японцами 26 февраля 1904 г. у Порт-Артура. Однако данный факт не имеет документального подтверждения. Более того, по исповедным книгам за 1863 г. среди прихожан этой церкви семья Сергеевых не значится.

Михайловский храм своей архитектурой в стиле классицизма с круглой колокольней, увенчанной высоким шпилем напоминает корабль, ведущий ко спасению верующих…

(Опубликовано: Открытый музей. Курский альманах истории и культуры №1, 2012 г.)

Семинарский храм св. ап. и ев. Иоанна Богослова

Семинарский храм святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова расположен на втором этаже учебного корпуса семинарии в урочище Знаменская роща, которое с 1722 года принадлежало Знаменскому Курскому монастырю. Это здание было построено в 1834-1835 гг. при епископе Илиодоре (Чистякове) в качестве архиерейского дома с домовым храмом. Проект здания разработан архитектором Г. В. Гавриловым. Храм был освящен 16 июня 1835 г.

В 1913 г. в архиерейском доме открылся приют «тяжких хронических больных, бедных всех сословий». Во время Первой мировой войны здесь был устроен лазарет для раненых русских воинов.

После Октябрьской революции храм был закрыт, и в здании архиерейского дома расположился губернский отдел социального обеспечения. В конце двадцатых годов здесь размещалась опытная сельскохозяйственная станция имени Октябрьской революции, а позже – плодово-ягодный техникум. С образованием в 1934 году Курской области на территории Знаменской рощи были расположены дачи областного начальства. В 50-60-х гг. в здании архиерейского дома было несколько жилых квартир. Некоторое время в нём работал детский санаторий. В 1990 году Знаменская роща была объявлена заповедным парком, а с мая 1991 по лето 2000 года здесь обосновался санаторий матери и ребёнка «Знаменская роща». 1

В октябре 2001 года Знаменская роща была возвращена Русской Православной Церкви. Курские епархиальные ведомости писали, что к этому времени в зданиях рощи были расхищены двери, оконные рамы, батареи, трубы, линолеум. В дачных домиках в холодные дни ютились бездомные. Заботами митрополита Ювеналия (Тарасова), трудами рабочих, семинаристов и добровольцев были отремонтированы несколько зданий, в том числе и здание бывшего приюта с храмом. 2

1 сентября 2002 г. богослужение в храме святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова было возобновлено. К этому времени в рощу переехали для жительства и помощи в ремонте семинаристы 4-го и 5-го курсов. Богослужение совершали монахи Знаменского монастыря. К 1-му сентября 2003 г. Курская духовная семинария (пастырские классы) полностью переехала в Знаменскую рощу. Храм стал семинарским. В 2006 г. мастерами православной артели г. Щигры в храме был поставлен новый деревянный резной иконостас. Иконы для него были написаны Курскими мастерами иконописной школы.

В храме находятся частицы святых мощей: св. бл. кн. Олега Брянского, свт. Луки, архиеп. Крымского исп., прпп. старцев Оптинских, свт. Иннокентия, митр. Московского, св. бл. Матроны Московской, прп. Кукши Одесского, прмц. Евдокии и мцц. Дарьи, Дарьи и Марии Пузовских, прп. Алексия Голосеевского, свт. Игнатия Ставропольского, свт. Иоасафа Белгородского, прп. Амвросия Оптинского, прпмцц. Зверинецких, прмц. в. кн. Елизаветы, прмц. ин. Варвары, прп. Лаврентия Черниговского, свт. Иннокентия, митр. Московского, свт. Афанасия, еп. Ковровского исп., прп. Илии Муромца, свт. Петра, митр. Киевского (Московского).

1 Степанов В. Знаменская роща. – http://old-kursk.ru/book/stepanov/ptv3-21.html
2 Знаменскую рощу облюбовали бездомные // Курские епархиальные ведомости. – № 8 август 2001; Николина Л. Знаменская роща возвращена // Курские епархиальные ведомости. – № 10 октябрь 2001; В Знаменской роще запоют колокола // Курские епархиальные ведомости. – № 1 январь 2002; Васин С. Знаменская роща преображается // Курские епархиальные ведомости. – № 3 март 2003.

абитуриенту

фотоальбом

Публикации

Сегодняшний форум выходит далеко за рамки узкопрофессионального обсуждения богословских проблем. В центре внимания его участников будет не столько внутрицерковная проблематика, сколько, на первый взгляд, внешние по отношению к жизни Церкви вопросы. По сути дела, это попытка посмотреть через призму православного богословия на состояние современного общества и шире – человеческой цивилизации, развитие которой, очевидно, все дальше уходит от богозаповеданных идеалов.

10 ноября 2019 года мы — учащиеся Воскресной школы при храме Преображения Господня посетили Курскую духовную семинарию. В процессе экскурсии мы узнали историю Знаменской рощи, возникновения семинарии, этапы ее развитии и планы на будущее.

Глава Саратовской митрополии — о том, почему взял под опеку международный православный хоровой проект, с какими чувствами вспоминает 1990-е годы и при каких условиях на месте стадиона «Динамо» можно воссоздать кафедральный собор.

Храмы Курска

Русская Православная Церковь, Курская митрополия, Курская епархия, Медвенский благочиннический округ, Храм Успения Пресвятой Богородицы

Храм открыт ежедневно с 8:00 до 14:00

Богослужение в нашем храме совершаются в Воскресные и Праздничные дни
Суббота 17:00 Всенощное бдение
Воскресение 8:00 Литургия
Каждую Субботу в 8:00 Совершается водосвятный молебен с акафистом перед иконой Божией Матери Всецарица

Информация для желающих принять Таинство Крещения:

Огласительные беседы
Основы Православия

Зачем ходить в Церковь?!

Кому Церковь не мать, тому Бог не Отец — святой Киприан Карфагенский

Существует две категории людей: первая-это те, кто считает себя православными и живут по вере, участвуют в церковной жизни, регулярно присутствую на богослужении, и пользуются теми дарами, которые раздает нам Господь наш Иисус Христос; вторая категория людей — это те, кто считает себя православными, но хождение в Церковь не считают обязательным и в лучшем случае пару раз в году зайдут в храм, чтобы освятить пасху или набрать святой воды, тем самым пренебрегая прямыми заповедями Бога, которые дают вечную жизнь человеку. К какой категории относишься ты?

Церковь-это не организация, которую создали люди для контроля над обществом и финансовой наживы, как думают скептики. Церковь не утратила своей истинности, и историчности как думают те, кто ищет себе оправданий в ненужности церковной жизни.

Церковь-это Богом созданный некий ковчег, войдя в который можно спастись от грядущего потопа. Иными словами, Церковь-это живой организм, который состоит из каждого православного человека, и как организм, он должен жить, развиваться и правильно питаться, чтобы не зачахнуть, и не погибнуть. Жизнь и питание – это то, что оставил нам Христос — Евангелие и те Таинства, которые дают жизнь каждому члену этого организма — Человеку.

Этот организм живет благодаря животворящему Божьему Духу. По слову Господа — Церковь будет существовать всегда и ничто её не разрушит (Матф.16:18).

Если человек верит в Бога, знает, что Он есть, тогда почему такой человек не исполняет то, что Бог ему оставил, те правила, с помощью которых можно обрести спасение и доплыть на ковчеге в новую землю, где вечные блага, нет болезней и скорбей? Как без этого руководства можно исполнить свое предназначение, если мы им пренебрегаем, думая, что все это не нужно? Ведь Храм-это ещё и особое место присутствия Бога, войдя куда, начинаешь ощущать незримое действие Божие, где человек остается один на один со своей совестью и Любящим Создателем, Который ждет нас!

Господь наш Иисус Христос для созданной им Церкви, оставил свое Слово (Евангелие) — то руководство, с помощью которого можно обрести жизнь вечную, и те дары, с помощью которых можно исполнить всё то, что содержится в Евангелии. Вот те условия Бога, человеку, что бы обрести жизнь вечную:

1. Крещение и дары Духа Святого, которые даются в этом таинстве, для того чтобы вступить в народ Божий, и получить божественные дары с помощью которых мы можем преодолеть этот жизненный путь и подготовить себя к совершенно новой, вечной жизни, без которого не возможно спастись (Иоан.3:5).

2. Правильная вера, без которой так же нет спасения (Гал.5:20,21). Этой вере мы научаемся в церкви, где священник её растолковывает, беря за основы священное писание и святоотеческое наследие, которое идёт от апостолов.

3. Собственные грехи, которые так же препятствуют соединиться нам с Богом, Который «есть Свет и нет в Нём никакой тьмы» (1Иоанн 1.5). Эти грехи, Бог прощает через своих свидетелей — священников в таинстве Исповеди (Иоанн.20:23).- Это то таинство, которое очищает человека от того груза, который придавливает его к земле и не дает подниматься и идти дальше к своему спасению — к Богу.

4. Причастие, то таинство, в котором присутствует сам Господь наш Иисус Христос, без которого так же нет спасения (Иоанн.6:53). Причащаясь, человек соединяется со Христом, и получает те силы, с помощью которых можно преодолеть всякий тернистый и каменистый путь какой-бы он ни был, это то таинство, которое заменяет человеку пищу, без которой человек погибает, если её не вкушать.

Вот то, что необходимо человеку, который называет себя христианином и считает, что верит в Бога. Это не просто слова, а те дела, которые от нас требует Бог. Если мы будем говорить своим знакомым, что любим такого-то человека и никаких действий не проявлять по отношению к нему, не оказывать никаких знаков внимания, не предпринимать ничего для того, что бы мы были вместе, неужели такой человек поверит в нашу “любовь”? Так же и Бог, Он требует от нас не просто слов, но и действий наших по отношению к Нему.

В свою очередь, Бог, как любящий Отец, хочет спасения всех людей (1Тим.2.4) и идёт на встречу к каждому человеку, предлагает Себя, протягивает нам руку помощи. От нас лишь требуется откликнуться на голос Божий и идти на встречу к твоему Создателю, стать Его сыном и принять те дары, которые Он нам предлагает. Все эти дары имеются в Его Церкви, и каждый желающий может их получить, требуется лишь одно — Прийти и взять!

священник Андрей Барабаш

Вопрос-ответ

последние вопросы

Алевтина Павловна 2019-11-22 01:10:20

Подскажите пожалуйста ответ на такой вопрос Может ли священник служить вечерню и утреню в одном храме . А на следующий день Литургию в другом храме. В литературе не могу найти А как на практике бывает такое?

Здравствуйте, Конечно может, Может служить и дома и в любом другом месте,где есть антиминс.

Храм Великомученика Георгия Победоносца Курск

Решение о строительстве Храма Великомученика Георгия Победоносца было принято в 1998 году, в честь 55 годовщины одного из самых кровопролитных и жестоких сражений Великой отечественной — Курской битвы. Церковь входит в композицию мемориального комплекса «Курская дуга».

История храма

В 1998 году было выбрано место строительства и заложен новый Храм, который было решено освятить в честь Георгия Победоносца – покровителя воинов. Церковь решили построить в память о погибших в битве за Курск во время Великой Отечественной войны.

В 2002 году по инициативе Митрополита Курского Ювеналия был организован приход Святого Георгия Победоносца, был назначен Священник и утвержден состав приходского совета.

Но возведение Храма затянулось на десять лет. Только в 2008, в 65 годовщину Великой Курской битвы, строительство было завершено, Церковь освятили и провели первое Богослужение.

Сейчас в новой обители ведется активная приходская жизнь: есть молодежное объединение, по воскресеньям работает церковно-приходская школа для самых маленьких, проводятся библейские чтения. Для прихожан организовываются экскурсии и поездки по Святым местам.

Архитектура и убранство

Храм выполнен в формате церкви — колокольни высотой чуть менее 50 метров. Для возведения использовали монолитные железобетонные блоки, в качестве декоративных элементов служат выступающие портики и колонны. Венчает церковь золотой купол, выполненный в виде короны. На звоннице Храма Георгия Победоносца разметили девять колоколов из бронзы. Здание выглядит красивым и «воздушным», Храм будто бы стремиться ввысь.

Внутри церкви размещены памятные доски с именами офицеров и рядовых, сражавшихся и мужественно встретивших смерть в бою под Курской Дугой. Эти имена взяты из Книги Памяти. Свод церкви украшен изображением Небесного Воинства.

В Храме также располагается многоярусный иконостас и позолоченный Престол.

Расписание богослужений

Храм Георгия Победоносца ежедневно открыт с 8 утра до 20 вечера.

Богослужения в будни и в воскресенье проходят по единому расписанию:

Как добраться до Храма Великомученика Георгия Победоносца

Церковь находится в центре города, в Мемориальном парке «Курская дуга». Доехать до места можно на автобусах или маршрутных такси № 4, 49, 48, 88,72, 91. Остановка «Гарнизонная поликлиника».

Контактные данные

Точный адрес Храма Георгия Победоносца: город Курск, улица Карла Маркса, дом 76Б. Церковь расположена рядом с Триумфальной аркой.

Телефон: 8 910 315 04 79

Фотографии

Храм Великомученика Георгия Победоносца – совсем новая церковь. Но фотографии этого строения можно найти и в интернете, и в новых путеводителях по городу Курску, а также на сайтах, посвященных битве при Курской и строительству памятного мемориального комплекса.

Воскресенско-Ильинский храм

Курск: полезная информация

  • Информация о городе
  • Карта Курска
  • Куда сходить
    • Парки развлечений (1)
    • Достопримечательности (44)
    • Аэропорты (1)
    • Пляжи (2)
    • Храмы, соборы, мечети (23)
    • Автовокзалы (1)
    • Музеи (6)
    • Театры (2)
    • Озера (1)
    • ЖД вокзалы (2)
    • Магазины и ТРЦ (1)
    • Галереи (1)
  • Забронировать отель в Курске
  • Поиск и бронирование дешевых авиабилетов
  • Отзывы туристов
  • Фотографии Курска
  • Советы о Курске

Автобус № 7, 13, 15, 22, 41, 46, 50, 53, 58А, 71А, 89А, 94 остановка «Дом книги»

Поделиться с друзьями:
Поделиться
Отправить
Класснуть
Ссылка на основную публикацию