Икона Ангел «Златые власы»

Икона Ангел «Златые власы»

Об и коне «Архангел Гавриил» из деисусного чина («Ангел Златые власы»), около 1200 года, инв. No. ДРЖ-2115, дерево, левкас, темпера, 49 х 38,8.

Образ архангела, получивший только в XX в. название «Ангел Златые Власы», – является шедевром домонгольской иконописи, одной из древнейших русских икон, которых сохранилось в мире не более двух десятков. Памятник искусства мирового художественного уровня, одно из величайших произведений в ряду национальных государственных сокровищ.

Первоначальное происхождение иконы не известно. Скорее всего, была создана новгородцами, поскольку художественный стиль ее очень близок манере одного из мастеров фресковой росписи церкви Спаса Преображения на Нередице (1198/1199). Написана редким приемом бессанкирного личного письма, отличающегося прозрачной карнацией, обнажающей подробно оттушеванный рисунок. Стиль живописи позволяет рассматривать икону в кругу позднекомниновских византийских памятников, которые не утратили классической ясности, величия образа, и отнести ее к одному из направлений позднего XII века, сохранявшему объемную моделировку антикизирующих форм. Весомая пластическая моделировка в них соединялась с отвлеченно-идеализированным типом одухотворенного лика. Вместе с тем, заметная утрированность рисунка, преувеличенные глаза, изогнутый нос позволяет связывать ее с умеренно-экспрессивным вариантом новгородской живописи около 1200 года. Историческая ситуация в Новгороде на рубеже веков, сильное влияние искусства Византии объясняют появление в местной культуре памятника, отразившего ведущие течения и художественные вкусы, сложившиеся в столице в эту эпоху.

В древности входила в комплекс оглавного деисусного чина, украшавшего высокую алтарную преграду, т.е. находилась на значительной высоте (около 4-х м.) и никогда не являлась самостоятельным моленным образом. Будучи лишь фрагментом Деисуса, состоявшего как минимум из 5–7 икон, развернутый в 34 архангел (Гавриил ?), как и другие участники чина, был ходатаем и молитвенным предстателем за род человеческий перед Вседержителем, центральный образ которого был единственным прямоличным (моленным) изображением. Более гипотетичными представляются другие варианты – комплекс из двух оглавных ангелов с Эммануилом в центре, или изображение трех ангельских голов, символизирующих Троицу. В последнем случае выделение одного ангела в качестве моленного образа противоречит всем православным канонам.

В XVI в. во время разграбления города Иваном Грозным, видимо, была вывезена вместе с другими ценностями в Москву и входила в убранство Успенского (?) собора Кремля.

Икона была обнаружена в 1864 г. при разборке «рухлядной кладовой» в «палатке» на Ивановской колокольне в Кремле, где были сложены «ветхие и негодные к употреблению» памятники, предназначенные к уничтожению. Тогда же поступила в Публичный и Румянцевский музей, где считалась «работой мастера круга Симона Ушакова», что было обусловлено поздней записью иконы, последний раз осуществленной в XVII в. Таким образом, произведение оказалось в государственном музее не в порядке советской экспроприации церковных имуществ, а еще в XIX в., причем спасено от неминуемой гибели в «рухлядной» лишь благодаря верному глазу историка искусств и хранителя Г.Д. Филимонова (1928–1898). В составе собрания христианских древностей была передана в 1920-е гг. в Исторический музей, где раскрыта из под поздних записей Е.И. Брягиным. В силу плохой сохранности авторской живописи, реставратор был вынужден сохранить на иконе значительные остатки XVII в. (зеленый фон, одежды, прописи на волосах, золотой ассист). В 1930 г. при перераспределении собрания оказалась в фондах Третьяковской галереи. В 1934 г. была передана в Русский музей в связи с необходимостью улучшить качество экспозиции домонгольской живописи.

Таким образом, «Ангел Златые власы» уже более 150 лет находится в составе музейного фонда, а с 1934 –открывает экспозицию древнерусского искусства крупнейшего в мире музея русского искусства, являясь его древнейшим, главным и самым известным памятником живописи. С этой уникальной иконы, равной которой нет во всем мировом наследии, ставшей символом русской иконописи, своеобразной визитной карточкой Русского музея, начинается знакомство посетителей музея с историей византийского и русского искусства. «Ангел Златые власы» исторически находится в первом зале постоянной экспозиции и всегда доступна для обозрения. Это центральный экспонат любой экскурсии, проводимой для миллионов отечественных и зарубежных посетителей, занятий с детьми, школьниками и студентами, людьми с ограниченными возможностями. Ради этой иконы туристы приезжают со всего света, порой, чтобы познакомиться именно с ней.

Выставки, на которых экспонировалась икона:

1. Выставка памятников древнерусской живописи. ГИМ. Москва, 1926;

2. Живопись древнего Новгорода и его земель XII–XVII вв. ГРМ, Ленинград. 1971 / 1972;

3. Живопись домонгольской Руси. Москва, ГТГ. 1974;

4. «Слава Византии». США. Нью-Иорк, Метрополитен, 1997;

5. Россия–Италия, Италия – Россия. Рим, 2004;

6. Россия–Италия. От Джотто до Малевича. ГМИИ им. А.Пушкина, 2005.

Краткая библиография, посвященная иконе:

Анисимов А.И. Домонгольский период древнерусской живописи // Вопросы реставрации. II. М., 1928. С. 122, 125, 178. Табл. на С. 113

Дмитриев Ю.Н. Государственный Русский музей. Путеводитель. Древнерусское искусство. Л.-М., 1940. С. 8, 11;

Лазарев В.Н. Живопись и скульптура Новгорода // История русского искусства. Т. II. М., 1954. С.116, 120, 122, 124. Илл. при С. 120;

Шалина И.А. Икона «Ангел Златые власы» и ее место в художественной культуре Руси около 1200 года // Древнерусское искусство. 800 лет Дмитриевскому собору во Владимире. М., 1997. C. 188-219. Там же вся предыд.библ.

Сарабьянов В.Д. Фрески Георгиевской церкви и новгородское искусство конца XII века // Церковь св. Георгия в Старой Ладоге. М., 2002. С. 277.

Что нового? | Реставрационные отделы I Реставрация произведений искусства | Технологические исследования | История Службы | Контакты | Видео | Интересные ссылки о нас I English Version

Copyright © 1997-2017 Государственный Русский музей
Вопросы ? Комментарии ? Отправьте нам сообщение.

Икона Ангел «Златые власы»

Характерной особенностью этой иконографии являются волосы ангела, выполненные в технике «асиста» сусальным золотом, отчего эта иконография и получила такое название. Вдоль волос проложены тонкие золотые полоски. Золото символизирует на иконе неземное, божественное начало.

История создания святого лика

Доподлинно не известно, каково имя живописца, создавшего эту икону. Исследователям удалось установить, что иконописное изображение принадлежит новгородской школе, посему было сделано предположение, что написана она рукою монаха Новгородского монастыря, чье имя, к большому сожалению, не сохранилось.

Икона «Ангел златые власы» в Русском музее Санкт-Петербурга

Икона «Златые власы» когда-то была частью деисусного чина — композиции, состоящей из трех до семи икон и более, главное правило — количество икон должно быть нечетным.

Интересно! Деисусный чин пришел из Византии и само слово «деисус» означало моление, однако, на русской почве такое слово не вполне было понятно, потому вскоре было заменено именем Христа.

Изображение архангела Гавриила традиционно располагалось рядом с Иисусом Христом, с левой стороны.

Значение иконы «Ангел Златые власы»

Это единственное изображение архангела Гавриила, лик которого крупно изображён на всей поверхности иконы. Архангел традиционно на иконах представляется или во весь рост, или по пояс с атрибутами ангельского служения. Архангел Гавриил сообщил Деве Марии благую весть о её предназначении и рождении ею сына Божия Иисуса Христа — спасителя всего мира.

Большие глаза архангела Гавриила на иконе Ангел Златые власы притягиваю взгляд как магнит, и хранят тихую печаль. На плечах ангела красиво уложены густые волосы. Каждый ангельский волос выложен золотой сусальной нитью и выполнен по специальной технике. Значение золотых нитей символизирует Божественную силу, свет вечной жизни и неземное ангельское происхождение Архангела Гавриила. Его лик одухотворён и совершенен. В образе Архангела чувствуется сострадание к падшему человеку, смирение и покой.

В чём помогает икона «Ангел златые власы»

Архангел Гавриил — ангел добрых, хороших, спасительных вестей. Помогает обрести радость и умиротворение.

По преданию Архангел Гавриил являлся с такими вестями матери Иоанна Крестителя — святой праведной Елизавете о скором зачатии сына, хотя святая была бесплодна и на момент зачатия была уже в глубоко преклонных годах, и Деве Марии — о её Божественном предназначении и рождении Господа нашего Иисусу Христа. Поэтому чистосердечная горячая молитва от всего сердца перед иконой Ангел Златые власы помогает:

  • в исцелении бесплодия;
  • благополучном течении беременности и родах;
  • если хотите усыновить ребёнка.

Ангел Златые власы — это икона, покровительствующая людям творческих и наставнических профессий. Она станет прекрасным подарком и помощницей для музыкантов, поэтов, педагогов, всех кто любит создавать тёплую доверительную атмосферу, дарить радость и счастье людям. Представителей этих профессий икона Ангела золотые волоса будет вдохновлять на создание и реализацию новых творческих идей.

Сегодня икона хранится в Русском музее в специальной капсуле и доступна для посетителей. Новейшая история образа омрачена скандалом, когда иконой «Ангел Золотые волоса» заинтересовались представители некоего благотворительного фонда, ранее уже сотрудничавшего с Русским музеем. Известный предприниматель и его жена, являющаяся руководителем благотворительного фонда, обратились к руководству музея с пожеланием взять уникальную икону для якобы перенесения ее в Михайловскую церковь. Руководству музея пришлось прибегнуть к огласке сложившейся ситуации через средства массовой информации. Было принято решение отказать представителям фонда в выдаче святыни, которой около 800 лет в связи с недобросовестным выполнением своих обязательств и невозвращением выданных ранее ценных экспонатов.

Литература

  • Колпакова Г. С. Искусство Древней Руси: Домонгольский период. — М.: Азбука, 2007. — С. 451—452. — 600 с. — (Новая история искусства). — ISBN 978-5-352-02088-3.
  • Шалина И. А. Икона «Ангел Златые власы» и её место в художественной культуре Руси около 1200 года // Древнерусское искусство. 800 лет Дмитриевскому собору во Владимире. — М., 1997. — С. 188—219.

Видео «Молитвы к архангелу Гавриилу»

В этом видеосюжете представлены молитвенные обращения к ангелу.

Значение и описание святыни

На иконе, которая входила в состав оглавного деисусного чина, изображен Архангел Гавриил. Деисус мог состоять из нескольких икон, главное требование – нечетное число. Голова архангела обычно располагалась слева от изображения Иисуса, смиренно склоненная перед Спасителем.

Гавриил, или светлый вестник, объяснял людям видения, которые носили пророческий характер, разъяснял смысл различных событий. Именно он принес Деве Марии радостную весть о рождении младенца Иисуса, возвестил родителям Иоанна Предтечи о рождении сына.

Название иконы выбрано не случайно. Золотые волосы архангела, выполненные в стиле «ассиста» из сусального золота символизируют божественное начало, свет вечной жизни.

Сам архангел Гавриил изображен в византийском стиле, о чем свидетельствует греческий тип лика, мягкая совершенная моделировка. Но есть и индивидуальные черты: отсутствие суховатой суровости и аскетической отвлеченности. В иконе присутствует задушевность, выраженная в одухотворенном лике архангела с затаившейся в глазах печалью. В глазах кроется сочувствие к человеку.

Создать воздушное и неземное пространство в иконе помогла техника многослойного вохрения с санкирной подосновой. Легкости лику придали и белильные оживки с тонкой подрумянкой губ и щек. Цветовая гамма тщательно подобрана и рафинирована.

Цветовая гармония, единство тона, соразмерность форм и ритм округлых линий свидетельствуют в пользу изысканно-усложненной византийской манеры.

В чем помогает икона «Ангел Златые Власы»

Архангел всегда приносил добрые вести. Поэтому и обращение к нему помогает вернуть умиротворение и одолеть уныние. Кроме того, Гавриил приносил вести о рождении. Именно поэтому часто к молитве перед иконой прибегают люди, которые хотят, но не могут завести детей: молятся об исцелении от бесплодия, о благополучном вынашивании ребенка и родах.

Обращаются к архангелу и в случаях сомнений, когда хотят усыновить ребенка, но не решаются.

Также считается, что молитва к архангелу помогает творческим людям, которые просят о развитии таланта и о самореализации. Это могут быть не только художники, музыканты и поэты, но и учителя, исследователи.

Молитва архангелу Гавриилу

Существует немало вариантов теста молитвы к архангелу Гавриилу. Самый полный и распространенный выглядит так:

Иконы – не просто живописные полотна для верующих. В них сосредоточена духовная сила и надежда человека на помощь свыше. В каждом полотне своя мощь и свое предназначение, поэтому изучение истории икон будет не только не лишним, но и занимательным.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

«Ангелу „Златые власы“» уготовят новую участь

Уникальная икона XII века может переместиться из постоянной экспозиции Русского музея в церковь Михайловского замка

«Архангел Гавриил» («Ангел „Златые власы“»). Конец XII в. 48,8х38,8 см. ГРМ. Инв. ДРЖ 2115. Происходит из Румянцевского музея, где считалась произведением Симона Ушакова. Фон иконы, нижняя часть хитона архангела, коричневая опись его головы и «слухи» — живопись XVII в., лежащая на новом грунте

О том, что одна из самых ценных икон конца XII века, написанная, по разным мнениям, византийскими или киевскими, а возможно, новгородскими мастерами, хранящаяся в Государственном Русском музее, может покинуть его постоянную экспозицию, TANR рассказала ведущий научный сотрудник отдела древнерусского искусства Русского музея, эксперт по культурным ценностям Министерства культуры РФ Ирина Шалина. Она, в частности, сообщила, что бизнесмен Сергей Шмаков направил на имя директора ГРМ Владимира Гусева уже не одно письмо, в которых сообщает, что для иконы «Ангел „Златые власы“» сделан специальный киот для переноса из музейных залов в пока закрытую церковь Михайловского замка.

Михайловский замок, построенный для императора Павла I, с 1991 года входит в состав Русского музея. Чтобы открыть церковь Михаила Архангела для богослужений, господин Шмаков предлагает отреставрировать ее за счет средств Группы компаний «Сапсан» (один из крупнейших девелоперов загородного рынка Московской области), владельцем и президентом которой он является.

История взаимоотношений Сергея Шмакова и Русского музея насчитывает уже почти десять лет. По просьбе Русской православной церкви и по разрешению Министерства культуры России в конце 2009 года музей передал на временное экспонирование в церковь в подмосковном поселке Княжье Озеро, застройщиком которого является ГК «Сапсан», икону Торопецкой Богоматери XIV века. В оговоренные сроки икона в музей не вернулась, а еще через два года специальным распоряжением Минкультуры была, по документам, изъята из фондов ГРМ и передана на постоянное хранение во Всероссийский художественный научно-реставрационный центр им. И.Э.Грабаря. Физически икона остается в подмосковной церкви, а юридически находится на балансе «грабарей».

По словам Ирины Шалиной, неделю назад в ГРМ приезжал министр культуры Владимир Мединский, который попросил показать ему, в каких условиях «Ангел „Златые власы“» представлен в экспозиции. По словам сотрудников музея, условия экспонирования вполне удовлетворили министра.

Как рассказала Ирина Шалина, икона «Ангел „Златые власы“» никогда не была молельным образом, она является частью крупной композиции бывшего деисусного чина, в которой играла свою роль — роль посредника между просящими и образом Спасителя. Делать из нее молельный образ — значит присвоить этой иконе роль, на которую она никогда не предназначалась.

«В своих письмах Сергей Шмаков пишет, что, когда икона будет выставлена в церкви Михайловского замка, со всей России туда пойдут паломники поклоняться этому образу, — говорит Ирина Шалина. — Но почему? Что в этом образе такого, что отличает его от других изображений архангелов, от действительно намоленных русских икон, кроме того, что это шедевр искусства XII века? Это художественный памятник, у нас в стране нет больше ни одной иконы такого типа, и ее надо не только беречь особым образом, но и сделать всеобщим достоянием, чего в пространстве церкви достичь невозможно».

Как сказал в коротком разговоре с корреспондентом TANR Владимир Гусев, директор Русского музея, шум вокруг этой темы поднят напрасно. «Нет предмета для разговора, — сообщил Гусев. — Никто ничего не изымает, это просто волна истерики, неуместных разговоров». Официальную позицию музейного руководства по этому вопросу обещают объявить на будущей неделе.

Левон Нерсесян, специалист по древнерусскому искусству, старший научный сотрудник Государственной Третьяковской галереи, считает, что эту ситуацию спровоцировала позиция руководства ГРМ. «Шмаков здесь ни при чем, на его месте мог быть кто угодно. За все отвечает дирекция музея, — высказал свое мнение Нерсесян. — Наша галерея чуть ли не ежедневно отвечает на такие запросы, мы постоянно объясняем, почему не можем даже на временное хранение передавать куда-то свои экспонаты. И если бы несколько лет назад петербургский музей занял бы твердую, профессиональную позицию, сегодня не пришлось бы снова говорить о защите экспонатов Русского музея».

В Третьяковской галерее была похожая история в конце 1990-х годов. Тогда Церковь просила передать ей икону Владимирской Богоматери для совершения богослужений. Музейные сотрудники настояли на том, чтобы икона из-за ветхого состояния осталась в музее, но одновременно верующим была предоставлена возможность молиться на чудотворный образ. Для этого входящую в комплекс Третьяковской галереи в Лаврушинском переулке церковь Святителя Николая оборудовали музейным климат-контролем и перенесли туда в специальном киоте икону. Туда же по большим праздникам выносят из постоянной экспозиции «Троицу» Андрея Рублева — эту икону РПЦ около десяти лет назад также хотела получить для поклонения верующих в Троице-Сергиевой Лавре, что вызвало серьезное общественное противостояние.

Напомним, что в настоящее время вопросы перемещения религиозных предметов из музеев, а также недвижимости регулируются принятым в 2010 году законом «О возвращении имущества религиозного назначения религиозным организациям».

К моменту публикации материала официальный комментарий ГК «Сапсан» получить не удалось; по словам пресс-секретаря Сергея Шмакова, официальное заявление для прессы пока не готово.

Гипотеза: на иконе «Ангел Златые Власы» изображена женщина

На иконе «Ангел Златые Власы» изображена женщина. Такую гипотезу выдвинул кандидат искусствоведения Михаил Золотоносов, изучив эту работу XII века из коллекции Русского музея, вокруг которого сейчас поднят такой шум.

Уникальная икона домонгольского периода «Ангел Златые Власы» — один из символов Русского музея. Нет единого мнения, кем эта икона написана, — византийскими, киевскими или новгородскими художниками. До 1920-х годов история иконы вообще неизвестна. Она была обнаружена в отделении древностей Румянцевского музея в Москве. В 1925-м ее передали в Исторический музея, затем в Третьяковскую галерею. В 1934 икону передали в коллекцию Русского музея.

В центре внимания «Ангел» оказался сейчас — после того, как стало известно, что православный бизнесмен Сергей Шмаков предложил Русскому музею перенести икону в церковь в Михайловского замка, где ее смогут увидеть паломники. В 2009 году Шмакову — при поддержке минкульта и патриарха — удалось забрать из Русского музея икону Богоматери Одигитрии Торопецкой, теперь она находится в церкви коттеджного поселка «Княжье озеро». Сотрудники Русского музея оапасаются, что могут в итоге лишиться и «Ангела Златые Власы».

Процесс борьбы за икону заставил искусствоведа Михаила Золотоносова внимательно изучить это произведение искусства. И он пришел к неожиданным выводам.

«Изучив и задумавшись над этим «Ангелом», я понял, что это не молельный образ, а древний, XII века, портрет женщины с волосами то ли рыжими, то ли выкрашенными золотой краской. У этой женщины типичные еврейские черты: огромные черные глаза, характерный нос со слегка загнутым книзу кончиком. Попутно нельзя не отметить неотенические черты: глаза очень большие, а рот маленький. Это портрет рыжеволосой женщины или брюнетки, которая покрасила волосы золотой краской.

Последнее обстоятельство, кстати, напоминает о том, что в Древнем Риме был закон, обязывавший римских «жриц любви» красить волосы в светлый цвет или в рыжий, чтобы таким образом отличать их от «порядочных брюнеток».

Я уверен, что это в точном смысле византийская живопись конца эпохи Комнинов. Это светская живопись, застигнутая в тот момент, когда она рождается из иконописи, сохраняя многие ее черты, но в то же время и прощаясь с нею, в точном смысле in statu nascendi.

А в библейском контексте (Евангелие от Луки) этот объект воспринимается как портрет грешницы, которой отпустили грехи: «А потому сказываю тебе: прощаются грехи ее многие за то, что она возлюбила много, а кому мало прощается, тот мало любит. Ей же сказал: прощаются тебе грехи», — объясняет Михаил Золотоносов.

Может ли открытие искусствоведа отразится на планах бизнесмена Шмакова, — пока неизвестно.

Древнейшая икона в коллекции Русского музея «Ангел Златые Власы»

Сохранение памятников искусства Древней Руси – одна из сложнейших искусствоведческих задач не только в силу естественных причин (возраста произведений, условий их хранения, которые не всегда возможно было сделать оптимальными), но и богоборческой деятельности властей в XX веке.

Так, после 1917 года основные труды по сохранению икон, церковной утвари и книг выпали на долю энтузиастов музейного дела. Достояние закрытых и уничтоженных храмов и монастырей стекалось сюда. Позднее (в 1960-е годы) благодаря экспедициям, которые организовывал музей, были сохранены шедевры иконописи и более позднего времени (вплоть до XIX века).

Самой древней иконой Русского музея является икона «Ангел Златые Власы», созданная, по мнению специалистов, не позднее XIII века. Существует предание, согласно которому в 1197 году эту икону из города Фессалоники привез князь Всеволод Большое Гнездо. По другим версиям эта икона создана иконописцами новгородской школы. В середине XIX века ее обнаружил на колокольне Ивана Великого историк Георгий Дмитриевич Филимонов. Икона в тот момент по легенде находилась на чердаке среди ветхих, подлежащих сожжению по причине невостребованности икон.

В Русском музее икона находится с 1934 года. Вообще же, с момента обнаружения шедевр древнего искусства хранился поочередно в Румянцевском музее, Государственном историческом музее, Третьяковской галерее. На небольшой по размеру деревянной доске (49х38,8 см) яичной темперой нанесен лик ангела, глаза которого широко раскрыты, а волосы писаны с использованием асиста – специального состава, позволяющего наклеивать на изображение листовое золото.

Искусствоведы считают, что в иконе прослеживаются эллинистические и более поздние византийские традиции. В пользу этого утверждения говорит как применение золота для придания изображению величественного, возвышенного вида, так и лик ангела, писанный в восточной традиции. На иконе изображен архангел Гавриил, которого чаще изображают на иконах в полный рост и в полном облачении архангела. Архангел Гавриил читается в христианстве Божим вестником: именно он возвестил Богородице о грядущем рождении от нее Иисуса Христа.

Сейчас икона, которая на изображениях в интернете выглядит потрясающе светлой, яркой и сверкающей, посетителю музея может показаться не столь впечатляющей. Всему виной приглушенный рассеянный свет, драпировки на окнах и бликующее защитное стекло кассеты, в которую икона помещена. Такие меры – единственный способ сохранить великую художественную ценность: самый древний памятник домонгольской живописи. По мнению экспертов-искусствоведов, некоторые особенности изготовления этой иконы, ее крепления в местах предыдущего хранения, а также многочисленные реставрационные поновления, выполненные в разное время, могут представлять угрозу для ее сохранности.

Для передвижных выставок икона в настоящее время недоступна: двадцать лет назад ее экспонировали в Соединенных Штатах Америки, что негативно сказалось на ее состоянии.

Ссылка на основную публикацию