Иоанно-Предтеченский женский монастырь в Москве

Иоанно-Предтеченский женский монастырь в Москве

Адрес: 109028, Москва, Малый Ивановский переулок, д. 2

Телефон:(495) 624-01-50, 624-54-91 (корпус), 624-75-21 (часовня), 624-92-09 (канцелярия)

Факс:(495) 624-92-09 (канцелярия)

ТУ Росимущества в городе Москве было издано распоряжение от 21.04.2016 №361 о передаче здания в составе объекта культурного наследия федерального значения «Ансамбль Ивановского монастыря, XVII-XIX вв., 1860-1879 гг., арх. Быковский М.Д.», расположенного по адресу: г. Москва, Малый Ивановский пер., д. 2/4, стр. 4 (игуменский корпус), в собственность Русской Православной Церкви.

Часть бывших монастырских зданий до сих пор принадлежит МВД. Там расположен один из корпусов Московского университета МВД России. В подмосковном селе Остров, в бывшей дворянской усадьбе, строится богадельня — подворье Иоанно-Предтеченского монастыря.

История

В начале XV века на местности к северу от современной Солянки была выстроена великокняжеская усадьба с Владимирской церковью (угол современных Хохловского, Старосадского и Малого Ивановского переулков). В завещании Василия I (1423) это место именовалось «новый двор за городом у св. Владимира». К концу XV века усадьба опустела, а непосредственно к югу от Владимирской церкви был учрежден женский Ивановский монастырь.

В 1812 году, в Отечественную войну, монастырь оказался в центре пожара и сгорел дотла. После пожара был упразднен и долгое время не восстанавливался; были возведены древний собор и корпус келий по западной границе участка.

По благословению святителя Филарета (Дроздова) заново отстроен в 1860—1879 годах (с использованием подклетов старых зданий) в стиле неоренессанс по проекту московского зодчего Михаила Доримедонтовича Быковского (1801—1885) и стал вершиной творчества архитектора.

Крупный капитал в 600 тысяч рублей на возрождение в Москве Ивановского монастыря завещала подполковница Елизавета Алексеевна Мазурина, по мужу Макарова-Зубачева (дочь Алексея Алексеевича Мазурина, московского городского головы в 1828—1831). 31 марта 1858 года Елизавета Алексеевна умерла и была похоронена на Ваганьковском кладбище. Чин погребения совершил митрополит Московский и Коломенский святитель Филарет (Дроздов) (1783—1867), а душеприказчицей и устроительницей монастыря стала невестка, жена ее покойного брата Николая Алексеевича — Мария Александровна Мазурина (ум. 21 октября 1878). Благодаря ее трудам Москва получила уникальный архитектурный ансамбль: стены, башни, величественный собор, напоминающий кафедральный собор Санта-Мария-дель-Фьоре во Флоренции.

Внутренняя планировка монастыря отличается тем, что стоящий в центре собор соединен с корпусами по периметру участка четырьмя галереями (аркадами), которые рассекают внутреннее пространство на небольшие дворики.

Советское время

В 1918 монастырь был закрыт; на его территории с августа 1919-го располагался Ивановский концентрационный лагерь, один из 12 московских городских концлагерей, позже преобразованный в лагерь особого назначения. С 1923 года именовался лагерем принудительных работ; с 1927-го — «экспериментально-пенитенциарное отделение государственного института по изучению преступности и преступника». В 1930-м Ивановский лагерь вошел в состав 1-го отделения 7-й фабрично-трудовой колонии Москвы при ГУМЗ.

43 монахини и послушницы переселились на подмосковный хутор, но в 1929 хозяйство было национализировано, а общину обложили непосильным налогом, для выплаты которого пришлось распродать имущество. Следующие два года община жила случайными заработками и милостыней, а в 1931 власти решили «изолировать монашек от общества как членов антисоветской группировки». В начале мая их в числе 31 человека лишили избирательных прав, 20 мая заключили в Бутырскую тюрьму. Постановлением тройки при Полномочном представительстве ОГПУ по Московской области все они были отправлены по этапу в Казахстан.

Возобновление монастыря

В 2002 году монастырь был возобновлен как ставропигиальный.

В 2012 году в монастыре были открыты курсы дополнительного образования для насельниц женских монастырей, включенные в образовательную систему Русской Православной Церкви под патронажем Центра образования духовенства Москвы при Новоспасском ставропигиальном мужском монастыре. Первые два года обучения были, в основном, посвящены изучению Священного Писания Ветхого и Нового Завета, параллельно сестры достаточно подробно изучали катехизис, историю Церкви, богослужения и церковного искусства. Третий год обучения дал возможность углубиться в изучение трудов святых Отцов Церкви и познакомиться с монашеской жизнью Востока и Запада. Четвертый год отведен для лекций по восточной и латинской агиографии, где изучаются жития святых по древним текстам, а также для занятий по патрологии и истории развития монашества на Востоке.

Авторские программы составлены специально для данных курсов. Все преподаватели — ведущие специалисты по истории Церкви, библеистике, Литургике, церковному искусству; сотрудники МДА, ПСТГУ, московских вузов.

Храмы

Главный собор в честь Усекновения главы Иоанна Предтечи с приделами Казанской иконы Божией Матери и святителя Николая Чудотворца (1879 г., арх. М.Д. Быковский) восстановлен в 2010 году.

Домовый храм преподобной Елисаветы Чудотворицы, игумении Константинопольской (1879 г.) восстановлен 28 апреля 1995 года.

Часовня Иоанна Предтечи (1879 г.) открыта в 1991 году.

Святыни

Частица Животворящего Креста Господня (в алтаре), чудотворная икона святого Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна с частицей мощей (середина XVI в.), чтимый список образа святого Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна с частицей мощей и чудотворным обручем (в монастырской часовне), чтимый образ преподобной Елисаветы Чудотворицы, игумении Константинопольской (к. ХIХ в.), чтимая мироточивая икона Божией Матери «Смоленская» (в Елисаветинском храме).

Частицы мощей: св. ап. и евангелиста Матфея (в алтаре), свт. Николая Чудотворца, архиеп. Мир Ликийских, свт. Василия Великого, свт. Филарета (Дроздова), митр. Московского, сщмч. Илариона (Троицкого), архиеп. Верейского, свт. Луки (Войно-Ясенецкого), архиеп. Симферопольского, исповедника (в Елисаветинском храме), вмч. и целителя Пантелеимона, вмц. Анастасии Узорешительницы, прп. Сергия, игумена Радонежского, прп. Серафима Саровского, прп. Пимена Угрешского, прп. Амфилохия Почаевского (в алтаре), прп. Кукши Одесского (в алтаре), прп. Алексия, человека Божия, прпп. Амвросия, Исаакия, Моисея, Анатолия, Нектария, старцев Оптинских, прпп. жен Дивеевских: Александры, Марфы, Елены (в алтаре), блаженных Параскевы, Пелагии, Марии, Христа ради юродивых, Дивеевских.

Частицы гроба: прпмц. вел. княгини Елисаветы (в алтаре), блж. Матроны Московской.

Гробница (ранее почивали св. мощи) блж. схимонахини Марфы Московской, Христа ради юродивой, подвижницы Иоанно-Предтеченского женского монастыря.

Чтимая икона священномученика Алексия Скворцова — пресвитера Иоанно-Предтеченской обители (прославлен в лике святых в декабре 2004 г.).

Иоанно-Предтеченский монастырь

  • Иоанно-Предтеченский (Ивановский) женский ставропигиальный монастырь находится на этом месте с XVI в.
  • Монастырь располагается в одном из самых живописных исторических районов города – Ивановской Горке.
  • Главный собор монастыря построен в XIX веке по образцу итальянских базилик.
  • В 1918 г. Монастырь был закрыт, в нем разместился концентрационный лагерь «классовых врагов Советской республики».
  • Деятельность монастыря возобновилась лишь в 2000 г., здесь ведутся реставрационные работы.
  • По предварительной записи в монастыре проводятся экскурсии на русском языке.

Один из древнейших в столице — Иоанно-Предтеченский (Ивановский) женский ставропигиальный монастырь. Иоанн Предтеча, или Иоанн Креститель, – пророк, предсказавший пришествие Христа и крестивший Его в водах реки Иордан. Обитель дала название и самой местности – Ивановской горке, ныне – одному из самых живописных исторических районов города. Этот же монастырь на протяжении веков известен как тюрьма для государственных преступников.

Главный собор монастыря — храм Усекновения главы Иоанна Предтечи – обладает очень необычной для православных церквей архитектурой. Он был построен в XIX веке по образцу итальянских базилик, в частности, флорентийского собора Санта-Мария-дель-Фьоре.

Обитель царей и преступников

Монастырь расположен в самом центре Москвы, неподалеку от Кремля. Здесь он находится с 30-х гг. XVI в., когда у великого князя Василия III родился долгожданный наследник – Иоанн, будущий великий правитель России Иван IV (Грозный). До этого Иоанно-Предтеченский монастырь стоял на противоположном берегу Москвы-реки и был изначально мужским. На новом месте по решению князя он стал женским, сохранив старое посвящение. В XVI-XVII вв. монастырь был местом царских богомолий и содержался за государев счет.

В XVIII веке на территории монастыря появилась тюрьма, в которую стали заключать опасных государственных преступников. Одна из них – Дарья Николаевна Салтыкова (известная в народе «Салтычиха») ‒ была отправлена в монастырскую тюрьму за убийство своих крепостных. Ее посадили в подземную келью, «чтоб она ни откуда в ней свету не имела». Пищу ей подавали со свечой, которую гасили, когда она заканчивала есть. В монастыре Дарья Николаева (дворянскую фамилию «Салтыкова» у нее отняли на суде) провела более 30 лет. Другая знаменитая насельница монастыря – монахиня Досифея, «русская железная маска», дочь императрицы Елизаветы Петровны от брака с Алексеем Разумовским. По указу императрицы Екатерины II, опасавшейся других претендентов на престол, девушку отправили в Ивановский монастырь, где та жила затворницей до своей смерти в 1810 г.

В ходе захвата Москвы французами в 1812 г. монастырь горел, однако главный Иоанно-Предтеченский храм не пострадал. Тем не менее, в середине XIX в. старый храм разобрали и возвели на его месте новый – по проекту известного московского архитектора М. Быковского. Новый храм Усекновения главы Иоанна Предтечи был построен по образцу итальянских базилик, в частности, флорентийского собора Санта-Мария-дель-Фьоре, из-за чего его и сегодня называют «Московской Флоренцией». Однако в архитектуре Иоанно-Предтеченского собора присутствуют и русские черты – прежде всего, это небольшая луковичная главка, венчающая граненый купол храма.

Крах и возрождение

В XX веке для монастыря наступили тяжелые времена. Он был закрыт в 1918 г. – одним из первых в Москве. В нем разместился концентрационный лагерь «классовых врагов Советской республики»: дворяне и священники сидели там вместе с уголовниками, спекулянтами и шпионами. Имущество монастыря перешло государству, а верующим оставили только два храма. В 1927 г. в уже бывшем монастыре разместилось экспериментальное отделение института по изучению преступности и преступника. В том же году верующих из монастыря выгнали, а в 1931 г. все монахини и послушницы бывшего Ивановского монастыря были арестованы.

Позднее в зданиях монастыря размещались учреждения МВД, областной архив, службы теплосети. По окончании эпохи СССР Иоанно-Предтеченский собор вернули верующим, в 2000 г. монастырь был возобновлен. С этого времени идет реставрация монастырских зданий. При монастыре работает трапезная, где можно подкрепиться вкусной монастырской кашей, а также пирожками и булочками из монастырской пекарни.

Иоанно-Предтеченский женский монастырь

Возвращаемся к метро, едем до станции «Китай город», выход на Солянский переулок, поднимаемся по переулку в горку и за поворотом увидим толстые стены Иоанно-Предтеченского(Ивановского) женского монастыря,адрес Малый Ивановский переулок, 2, метро «Китай-город». Здесь оказывается речка Рачка была, сейчас в трубах она. Монастырь очень красив внутри,после реставрации,прямо Санкт-Петербург и еще выпечка в монастыре вкуснейшая,икона чудотворная исцеляющая головные боли с обручем,народу не много,побывать стоит, прямо в сказку попадаете,в древнюю Москву.
Иоанно-Предтеченский женский монастырь расположен на «Ивановской горке»,которой дал своё название.Так называли возвышенность в верховьях речки Рачки, представляющую собой бровку высотой до 150 метров, обращенную к Москве-реке. Иоанно Предтеченский монастырь считается одним из древнейших в Москве. Первоначально он был мужским и существовал с начала XV века на другом берегу Москвы реки — в Замоскворечье, в районе Пятницкой улицы. Первое известие о Московском Ивановском монастыре содержится влетописях под 1415 годом при описании чуда, сопровождавшего рождение великого князя Василия II Темного. В 1530-е годы после рождения у Василия III наследника — будущего царя .Иоанна Васильевича Грозного, монастырь был перенесен на Кулишки. Здесь, на новом месте, сохранив посвящение Иоанну Предтече, монастырь стал женским.
Сюда при царях Михаиле Феодоровиче, Алексее Михайловиче 29 августа в день Усекновения главы Иоанна Предтечи совершались праздничные выходы царя. В монастыре подвизалась блаженная схимонахиня Марфа. В миру — девица Дария. Схимонахиня Марфа, почитаемая ещё при жизни как духовная старица, была прославлена после кончины как местночтимая святая, известная особой помощью роженицам, заключённым, как молитвенница за Дом Романовых. Иоанно-Предтеченский монастырь служил местом заточения женщин царского рода. В первой половине XVII века здесь пребывали в заточении: царица Марья Петровна — супруга царя Василия Шуйского, Пелагея Михайловна — вторая супруга старшего сына Иоанна Грозного царевича Иоанна.
Комплекс Ивановского монастыря включает в себя: собор Усекновения Главы Иоанна Предтечи, с приделами Казанской иконы Божией Матери и святителя Николая (1861 г., архитектор М. Д. Быковский),западный корпус келий (1760-1830 гг., архитектор М. Д. Быковский),больничный корпус (восточный) (1860-е гг., архитектор М. Д. Быковский),домовой храм преподобной Елизаветы Чудотворицы, игумении Константинопольской при больничном корпусе (1879 год, архитектор М. Д. Быковский; восстановлен в 1995 г.), северный корпус келий (1860-х гг., архитектор М. Д. Быковский), ограду с двумя башнями-колокольнями и порталом Святых ворот междуними (1860-х гг., архитектор М. Д. Быковский).

В царствование Екатерины Великой, в 1785 году в монастырь по Императорскому указу поступила монахиня Досифея (княжна АвгустаТараканова), бывшая дочерью императрицы Елизаветы Петровны от тайного брака с Алексеем Григорьевичем Разумовским. По распоряжению императрицы Екатерины княжна была хитростью привезена из Италии и заточена в Ивановском монастыре, где было приказано содержать её в тайне, никого к ней не подпуская. Местом её заточения стали две тесные низкие комнаты келий с окнами во двор. Её время было наполнено молитвою, рукоделием и чтением духовных книг. Деньги, которые выручала она за рукоделие своё, продаваемое через келейницу, она тут же через келейницу раздавала бедным». С кончиной Екатерины II затвор монахини Досифеи стал менее строг. Её никуда не выпускали, но она получила разрешение принимать у себя. Народ узнал о благочестивой жизни, и стал ходить к старице, бывали у неё и знатные лица. Затворница Досифея, пробыв 25 лет в Ивановском монастыре, скончалась в 64 года в 1808 году, и была похоронена с большими почестями в Новоспасском монастыре подле колокольни.
С 1768 года в склепе под соборным храмом, а затем в особом застенкепод крепким караулом в Ивановском монастыре содержалась помещица Дарья Николаевна Салтыкова, известная под именем Салтычихи. После пожара 1812 года Ивановский монастырь было решено упразднить.
Монастырь был возобновлён в 1859 году. Возобновительницей Ивановского монастыря стала богатая вдова полковника Елизавета Алексеевна Макарова-Зубачёва. В феврале 1859 года митрополиту Филарету был представлен проект обновлённого комплекса зданий Ивановского монастыря.Этот проект был заказан известному московскому зодчему того времени Михаилу Доримедонтовичу Быковскому (1801—1885 гг.), который в 1861-1878 гг. заново отстроил Ивановский монастырь в духе итальянского ренессансного зодчества.3 сентября 1860 года была совершена торжественная закладка собора Усекновения главы Иоанна Предтечи с больничным храмом Елизаветы Чудотворицы. Началась русско-турецкая война, и городские власти обратились к М. А. Мазуриной с просьбой предоставить уже отделанные корпуса под госпиталь, который и открылся здесь 7 июня 1877 года. После вселения монахинь в обитель в монастыре начала действовать больница, предназначенная для монашествующих всех женских обителей Москвы.
После революции Ивановский монастырь был закрыт одним из первых в Москве. В 1995 году в монастыре сложилась небольшая община из десяти сестер. Малое освящение и первое богослужение в Елисаветинской церкви состоялось 28 апреля 1995 года в пятницу Светлой седмицы.11 августа 2000 года по решению Синода, состоявшегося в канун прославления Собора новомучеников и исповедников Российских, был вновь открыт Иоанно-Предтеченский женский монастырь. Летом 2001 года к празднику Рождества Иоанна Предтечи храм соборный Иоанна был полностью освобожден от занимавшего его архива и передан верующим. 9 ноября 2002 года на куполе собора был установлен крест.
Главная святыня монастыря, древний, чудотворный образ Иоанна Предтечи, ныне возвращен на свое историческое место в соборе, а в монастырской часовне находится его чтимый список, к которому и прикреплен обруч. Обе иконы содержат частицы святых мощей Иоанна Крестителя. Иконостас и местный храмовый образ Иоанна Предтечи были написаны в 1550-1560-е г. Эта приблизительная датировка по стилю иконописания, архитектуре и другим источникам сочетается с историческим преданием об основателях монастыря, по которому он был основан или великим князем Иоанном III, ведшим масштабное каменное строительство в Москве, или матерью Иоанна IV Грозного великой княгиней Еленой Глинской, или самим Грозным, родившимся и праздновавшим день своего тезоименитства в день Усекновения главы св. Пророка Иоанна. В XVII веке обитель усердно посещали в храмовый праздник первые цари из династии Романовых: Михаил Федорович и Алексей Михайлович.
На иконе святой Пророк Иоанн Предтеча изображен в полный рост во всю высоту иконы. Образ написан на доске в коричнево-зеленых темных тонах. Иоанн Креститель стоит босыми ногами на земле прямо и смотрит строго и сосредоточенно вперед. Волосы на иконе Пророк имеет длинные, светло-каштановые, спускающиеся волнистыми космами по плечам, бороду недлинную, расходящуюся завивающимися прядями. У ног его в правом нижнем углу изображено ветвистое раскидистое зеленеющее дерево, у корней которого через разветвляющийся ствол перекинута секира. Правая рука Предтечи поднята к персям и остановилась в благословляющем жесте; левая опущенная — держит блюдо-чашу с усеченной главой св. Пророка и развернутый свиток со словами проповеди покаяния: «Покайтеся, приближибося Царствие Небесное. Уже бо секира при корени» Вверху иконы надпись: слева-«Агиос Иоанн»; справа — «Предтеча»
К киоту иконы Пророка справа на металлической цепочке присоединен медный обруч размером с объем головы человека, мера головы Иоанна Крестителя, который легко надевается на голову. На обруче полустертая, но различимая надпись — краткая молитва ко св. Иоанну Предтече: «Святый Великий Предтече и Крестителю Спасов Иоанне моли Бога о нас». С определенностью можно утверждать, что этот обруч известен со II половины XIX века. Сохранились два документальных свидетельства начала XX века о том, что обруч находился в часовне Иоанно-Предтеченского монастыря, был прикреплен к иконе Усекновения главы св. Иоанна Предтечи и. почитался как святыня. Есть свидетельства исцеления тяжело больных с помощью этого обруча.

Комментарий, о пользе кольца из медной проволоки , надетого на голову для предотвращения влияния электромагнитного поля. «Металлический предмет кольцевой формы (лучше из меди), надеваемый на голову, значительно ослабляет действие электромагнитного поля на мозг, а значит, будет способствовать предотвращению не только мигреней, но и эпилептических приступов. Надо взять кусок медной проволоки длиной около 1 метра и диаметром 1-2 мм. Проволоку можно добыть из обычного электропровода, сняв с него изоляцию. Затем из проволоки делается кольцо размером, соответствующим диаметру головы. Чтоб кольцо не распрямлялось, его концы следует зафиксировать лейкопластырем или канцелярским скотчем, обруч действительно помогает от головных болей, и не только во время магнитных бурь, но и в периоды усталости».
Я подхожу к иконе Иоанна, надеваю медный обруч на голову и читаю приложенную к образу молитву, потом покупаю платок, освящен монахинями на этом обруче, для мамы. Моя мама утверждает, что если ухо продует или голова болит, то платок с медного обруча ее исцеляет. Иду в трапезную, ем монастырский хлеб и пью квас.Очень позитивный монастырь!

Иоанно-Предтеченский женский монастырь в Москве

В Москве, на Ивановской горе, расположилась Иоанно-Предтеченская женская обитель — один из древних монастырей столицы. И хотя история монастыря много старше, чем сами здания, входящие в монастырский комплекс и восстановленные в разные времена, сегодня молва о чудесах, происходящих по молитвам прихожан, идет по всей России, что и привлекает в эти места паломников.

История становления обители

Иоанно-Предтеченская обитель сегодня практически полностью восстановлена и внешний ее вид архитекторы и реставраторы постарались максимально приблизить к тому, какой она была в древности.

За время существования женского монастыря на Солянке — улице, что огибает Ивановскую гору, многие беды и напасти обрушивались и на служителей, и на святые стены, но и через такие поистине страшные годы монастырь прошел, выстоял, ведь неслучайно он носит имя Иоанна Предтечи — первого пророка, предсказавшего рождение Спасителя и крестившего Иисуса Христа.

Строительство

Предтеченский женский монастырь — одно из древнейших архитектурных сооружений Москвы, с ним очень тесно связана история этого города, хотя достоверных источников относительно того, в какое время была возведена обитель, до сих пор не найдено. Историки при установлении даты появления монастыря опираются на летопись 1415 года, где впервые упоминается обитель.

Интересно! Первоначально Иоанно-Предтеченская обитель была мужской и лишь в 30-х годах XVI века, после перенесения ее в другое место произошло посвящение ее посвящение в женскую.

Монастырь был часто посещаем царями, особенно в праздник Иоанна Предтечи и на Пасху Господню. Стоит заметить, что в это время, благодаря помощи царей и власть имущих, монастырская территория разрасталась, но волею судьбы, также часто обитель разрушалась.

Другие монастыри в Москве:

При Петре I в архитектуре монастыря, равно как и в его жизненном укладе произошли значительные изменения. Именно в то время все деревянные монашьи кельи были заменены на каменные, также изменения коснулись и самих монахинь — отныне основной их состав являли представители купеческой и духовной среды Москвы.

Характерно, что благодаря материальной поддержке перечисленных выше чинов, монастырь удалось восстановить даже после того, как сегодняшняя столица нашей страны была сожжена.

Советский период

Один из самых тяжелых периодов существования монастыря — советские годы, когда священнослужители подвергались гонениям и жестоким преследованиям со стороны государства. Советская власть приняла решение разместить в зданиях монастыря концентрационные лагеря, поэтому Иоанно-Предтеченский монастырь был одним из первых закрыт в Москве.

Все имущество служителей и вся церковная утварь были конфискованы, кроме того, был закрыт даже лазарет, находившийся на монастырской территории. Служители монастыря и монахини в большинстве своем подверглись аресту за антисоветскую агитацию и были сосланы в Казахстан. К началу 80-х годов, таким образом, вся территория обители была занята муниципалитетом.

Статьи о святом пророке Иоанне:

Довольно большая часть территории была отдана МВД, вместе с баней и бассейном. Кроме того, здесь находились государственный архив, типография и тир.

В годы, когда произошел развал СССР, территория Иоанно-Предтеченской женской обители, наконец, стала возвращаться к своему первоначальному назначению. По мере восстановления основных строений архитектурного монастырского комплекса жизнь в обители вернулась в свое русло, и сюда вновь вернулись как служители, так и прихожане.

Иоанно-Предтеченский женский монастырь расположился в самом центре Москвы. Внешний вид монастыря сегодня, конечно, отличается от того, каким он был создан в XVI веке, однако, частично восстановленный по первозданному образцу архитектурный комплекс все же может дать представление о том, какой была обитель в царское время.

Центр монастыря представлен главным его собором с удивительным, огромным граненым куполом. Вся прилегающая к женской обители территория ограждена старинной стеной из камня. У главных ворот расположены две колокольни, на территории нашел свое место также и хоспис с небольшой церковью. Стоит заметить, что совершенно все сооружения соединены между собой галереями и аркадами.

К сожалению, часть территории с трапезным корпусом, расположившаяся в северо-западной части монастыря, все еще является собственностью МВД и по недосмотру за состоянием строений приходит в плохое состояние.

Деятельность прихода

Начиная с 2008 года, в обители действует музей монастыря, в котором хранится закладной камень самой первой постройки, найденный в процессе восстановления обители. Также при монастыре открыты мастерские — швейная, иконописная и реставрационная. С недавнего времени в обители открыты курсы для женщин, желающих принять монашество, на которых они изучают Священное Писание, житийную литературу, историю монашества, церковное искусство и другие области знаний.

Имеется у монастыря и богадельня, или Дом престарелых, а в одном из подмосковных сел создано большое монастырское подворье.

Богослужение в монастыре

Сегодня, как и в первые годы существования монастыря, богослужения в монастыре проходят ежедневно в двух храмах:

  • церкви Усекновения главы Святого Пророка, Предтечи и Крестителя Господа Иоанна;
  • домовом храме Преподобной Елизаветы Чудотворицы.

Каждодневная утренняя литургия начинается в 7.30, а в праздничные дни — в 7.30 проходит исповедь, а после, в 8.30 — богослужение. Вечерняя служба по будним и выходным дням совершается в 17.00.

Кроме того, по понедельникам в 17.00 проходит Молебен Иоанну Предтече.

Святыни и престольные праздники

Как уже говорилось, множество чудес сопровождают жизнь обители и это, конечно, отчасти благодаря тем святыням, которые бережно хранятся в монастырских стенах. Помимо редких чудотворных икон, в обители хранятся части святых мощей Иоанна Предтечи, апостола Матфея, святого Николая Чудотворца и некоторых других святых.

Один из главных престольных праздников отмечается ежегодно 11 сентября — в день, когда была усечена голова Пророка и Предтечи, Крестителя Господа — Иоанна.

Также торжественные богослужения проходят по праздникам.

Как добраться

Иоанно-Предтеченский монастырь отыскать в Москве просто. Находится он по адресу Малый Ивановский переулок, д. 2. От станции метро «Китай-город» это примерно 5-10 минут пешего хода.

Москва. Иоанно-Предтеченский женский монастырь.

Ивановский монастырь

Храмы и часовни монастыря:

Другие постройки монастыря:

5. Кельи с трапезной (XIX в.)
6. Кельи (XIX в.)
7. Дома причта (XIX в.)
8. Галереи (XIX в.)
9. Ограда монастыря (XIX в.)
10. Ворота
11. Монастырская постройка.

Ивановский монастырь, 2 класса, общежительный, в Москве, близ улицы Солянки. Когда был учрежден монастырь, с точностью неизвестно. Одни полагают, что он был основан великим князем Иоанном III, другие — великой княгиней Еленой Глинской. Несомненно только, что существовал он в XVI веке. В 1812 году был разорен; в 1859 году восстановлен. Здесь находится древняя чудотворная икона святителя Иоанны Предтечи. При монастыре иконописная школа.

Из книги С.В. Булгакова «Русские монастыри в 1913 году»

Основан в XV веке. Считается одним из древнейших монастырей Москвы. Первоначально существовал как мужской и находился в Замоскворечье. Перенесён на Кулишки в середине XVI века. На этом месте монастырь стал женским с сохранением старого посвящения — Иоанно-Предтеченский девичий монастырь. Перестроен в 1859-1879 гг. по проекту Михаила Дормидонтовича Быковского (1801-1885гг). В монастыре действовал строгий монастырский Устав. В 1927 году монастырь закрывают. Его территорию занимали различные организации: НКВД-МВД, ЦГАМО, швейная фабрика имени Советской Армии. Монастырь возвращён РПЦ в 1992 году.

Первое известие о московском Ивановском монастыре содержится в летописях 1415 года. Однако тогда монастырь существовал в другом месте — в Черниговском переулке, где и сейчас стоит храм Усекновения главы Иоанна Предтечи под Бором. На Кулишках же монастырь существовал уже в начале XVI века. Монастырь был весьма почитаем царями и царицами — здесь молились и царь Иоанн Васильевич, и Михаил Федорович Романов, и царица Евдокия Лукьяновна. Монастырь расстраивался на государственные средства и получал богатые дары и поддержку со стороны государей. Помимо царской заботы, монастырь был и родовой обителью многих известных московских семейств — вкладчиками были князья Лобановы, Хованские, Волконские, Голицыны, Мещерские и многие другие.

Одной из интересных страниц истории монастыря является пребывание здесь с 1785 года монахини Досифеи, бывшей, как полагают историки, дочерью императрицы Елизаветы Петровны, которая вела в монастыре затворнический образ жизни, а высота ее духовной жизни была хорошо известна в Москве. Одним из наставленных ей на путь монашества был Тимофей Путилов, который впоследствии был пострижен в монашество с именем Моисей и ставший известным оптинским старцем и архимандритом. Расцвет монастыря приходится на вторую половину XIX века, и связан он был с именем святителя Филарета, митрополита Московского, поддержавшего восстановление монастыря по общежительному уставу. Однако в силу разных причин строительство монастырского комплекса было завершено только в 1879 году.

Главные святыни монастыря — иконы святого Иоанна Предтечи с обручем и прп. Елизаветы Чудотворицы — святой игумении, жившей в Константинополе в V веке. Икона св. Иоанна Предтечи с обручем уникальна. Перед этим образом молились русские цари и ходили за ним крестным ходом. Ныне древний образ помещен на историческое место в Соборе, а точная копия с частицей святых мощей Иоанна Предтечи находится в монастырской часовне. К киоту иконы св. Пророка справа на металлической цепочке присоединен медный обруч. На нем полустертая, но различимая надпись: «Святый Великий Предтече и Крестителю Спасов Иоанне моли Бога о нас». Этот обруч, надеваемый с верой и молитвой ко св. Иоанну Предтече паломниками на голову, известен со второй половины XIX века.

По материалам книги «Московский Иоанно-Предтеченский женский монастырь. Страницы истории.» М. 2005

Святыни Иоанно-Предтеченского монастыря:

Ивановский монастырь

Имя монастыря перешло на всю окружающую местность — по нему один из семи московских холмов зовется «Ивановской горкой».

Согласно с одной из версий первоначально монастырь был основан в XIV–XV в. в Замоскворечье, рядом с Пятницкой улицей — об этом напоминает храм в Черниговском переулке во имя Усекновения Главы Иоанна Предтечи. В 1530-х гг. мать будущего царя Ивана IV Грозного, княгиня Елена Глинская, перенесла обитель на другую сторону реки, на сегодняшнее место. Тогда же был построен каменный собор во имя Иоанна Предтечи: бесстолпный одноглавый храм с тремя алтарными апсидами и тремя притворами. Особое внимание к монастырю проявлял Иван Грозный, жертвовали сюда и первые цари из династии Романовых. Помимо собора существовала также надвратная церковь Происхождения честных древ Животворящего Креста Господня. Однако до наших дней эти здания не сохранились.

Отечественная война 1812 г. сказалась на состоянии Ивановского монастыря: после ухода французов он был признан разоренным и упразднен, кельи стали квартирами для служащих Синодальной типографии, а церкви — приходскими. Однако в 1859 г. последовало разрешение восстановить монастырь на средства подполковницы Елизаветы Макаровой-Зубачевой. Вскоре почти все монастырские постройки, включая храмы, были разобраны, а на их месте по проекту архитектора М.Д. Быковского в 1860–1879 гг. построен новый комплекс, сохранившийся до настоящего времени. Новый собор создавался в стиле неоренессанс, по мотивам церкви Санта-Мария-дель-Фьоре во Флоренции, с некоторыми русскими деталями. Мощный граненый купол собора прорезан двойными окнами и увенчан русской «луковичной» главой, вокруг расположены небольшие пирамидки, увенчанные крестами. Северный вход в монастырь отмечен двумя парными башнями-колокольнями, что больше характерно для католицизма. В то же время обе колокольни увенчаны шатрами — это уже русский мотив. Тем самым М.Д. Быковский сочетал различные стили в монастырском комплексе. В этом же духе выдержаны здания келий с церковью праведной Елисаветы.

Ивановский монастырь действовал не только как монашеская обитель, но и в качестве тюрьмы. Два самых известных эпизода ее истории связаны с женщинами. В первую очередь с помещицей Дарьей Салтыковой, получившей прозвище «Салтычиха» за неслыханную жестокость и массовые убийства собственных крестьян. Лишенная дворянства и всего имущества, она была заключена в монастырскую темницу и некоторое время выставлялась москвичам напоказ в клетке как «урод рода человеческого». Вторую же известную заключенную, напротив, прятали от любопытных глаз — речь идет о легендарной инокине Досифее, тайной дочери императрицы Елизаветы Петровны и графа Алексея Разумовского. Несмотря на то, что она прожила в Ивановском монастыре почти 25 лет, ее похоронили в 1810 г. в Новоспасском монастыря, рядом с усыпальницей бояр Романовых, что косвенно подтверждает ее родство с императорской династией.

После революции монастырь перестал действовать как монашеская обитель: в 1918 г. на его территории был открыт один из 11 московских концентрационных лагерей, превращенный позднее в Исправительно-трудовой дом на 350 заключенных. Ему на смену в 1924 г. пришла Московская фабрично-трудовая колония, находившаяся в ведении НКВД. Позже монастырский собор был переоборудован в архивохранилище, а в корпусах келий разместилась Высшая юридическая заочная школа МВД СССР. Лишь в 2000 г. были возобновлены богослужения, восстановлен статус монастыря, на всей территории проведены широкомасштабные реставрационные работы, воссоздан утраченный мраморный иконостас собора и росписи. Со стороны Малого Ивановского переулка построена часовня во имя Иоанна Предтечи — здесь находится древняя монастырская икона, пережившая революцию. Сегодня монастырь официально именуется иначе, нежели до революции: не Ивановский, а Иоанно-Предтеченский, что более правильно с канонической точки зрения, но не совсем верно с точки зрения исторической.

Иоанно-Предтеченский ставропигиальный женский монастырь в Москве

И стория монастыря рассказывает о подвижницах обители: св. блж. схимонахине Марфе, Христа ради юродивой, и затворнице монахине Досифее (княжне Таракановой). Духовная старица схимонахиня Марфа почила 1/14 марта 1638 г. и была погребена в древнем соборе монастыря. Монахиня Досифея подвизалась 25 лет в строжайшем затворе, почила 4/17 февраля 1810г.

В Отечественную войну 1812 г. монастырь был разорен и упразднен. Восстановлена обитель по благословению свт. Филарета (Дроздова). В 1918 г. монастырь превращен в концлагерь, в 1927 г. окончательно закрыт.

В 1992 г. монастырь передан Церкви и приписан к храму св. равноап. кн. Владимира в Старых Садех.

11 августа 2000 г. обитель вновь открыта, в 2002 г. монастырь возглавила игумения Афанасия (Грошева) из Пюхтицкой обители.

В настоящее время часть зданий и территории монастыря занимает Московский университет МВД РФ. В архитектурный ансамбль монастыря входят храмы: главный собор в честь Усекновения главы св. Иоанна Предтечи с приделами Казанской иконы Божией Матери и свт. Николая Чудотворца (1879 г., арх. М.Д. Быковский) восстановлен в 2010 г.; домовый храм прп. Елисаветы Чудотворицы, игумении Константинопольской (1879 г., восст. 28 апреля 1995 г.); часовня св. Ионна Предтечи (1879 г., открыта в 1991 г.).

В монастыре имеются святыни: частица Животворящего Креста Господня (в алтаре), чудотворная икона св. Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна с частицей мощей (середина XVI в.), чтимый список образа св. Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна с частицей мощей и чудотворным обручем (в монастырской часовне), чтимый образ прп. Елисаветы Чудотворицы, игумении Константинопольской (к. ХIХ в.), чтимая мироточивая икона Божией Матери «Смоленская» (в Елисаветинском храме), частицы мощей: св. ап. и евангелиста Матфея (в алтаре), свт. Николая Чудотворца, архиеп. Мир Ликийских, свт. Василия Великого, свт. Филарета (Дроздова), митр. Московского, сщмч. Илариона (Троицкого), архиеп. Верейского, свт. Луки (Войно-Ясенецкого), архиеп. Симферопольского, исповедника (в Елисаветинском храме), вмч. и целителя Пантелеимона, вмц. Анастасии Узорешительницы, прп. Сергия, игумена Радонежского, прп. Серафима Саровского, прп. Пимена Угрешского, прп. Амфилохия Почаевского (в алтаре), прп. Кукши Одесского (в алтаре), прп. Алексия, человека Божия, прпп. Амвросия, Исаакия, Моисея, Анатолия, Нектария, старцев Оптинских, прпп. жен Дивеевских: Александры, Марфы, Елены (в алтаре), блаженных Параскевы, Пелагии, Марии, Христа ради юродивых, Дивеевских; частицы гроба: прпмц. вел. княгини Елисаветы (в алтаре), блж. Матроны Московской; гробница (ранее почивали св. мощи) блж. схимонахини Марфы Московской, Христа ради юродивой, подвижницы Иоанно-Предтеченского женского монастыря; чтимая икона священномученика Алексия Скворцова — пресвитера Иоанно-Предтеченской обители (прославлен в лике святых в декабре 2004 г.).

Настоятельница монастыря — игумения Афанасия (Грошева).

Иоанно-Предтеченский монастырь в Москве

Москва: полезная информация

  • Информация о городе
  • Карта Москвы
  • Куда сходить
    • Достопримечательности (920)
    • Музеи (266)
    • Парки (68)
    • Автовокзалы (13)
    • ЖД вокзалы (17)
    • Парки развлечений (52)
    • Магазины и ТРЦ (440)
    • Храмы, соборы, мечети (420)
    • Фестивали, праздники, шоу (20)
    • Зоопарки (12)
    • Аэропорты (4)
    • Клубы, концертные площадки (234)
    • Площади (3)
    • Театры (95)
    • Галереи (6)
    • Фуникулеры, канатные дороги (1)
    • Смотровые площадки (4)
    • Кинотеатры (132)
    • Небоскрёбы (1)
    • Горнолыжные курорты (5)
    • Озера (4)
    • Национальные парки (1)
    • Мосты (3)
    • Бани, сауны (3)
    • Речные вокзалы (1)
    • Пляжи (21)
    • Замки, дворцы (4)
    • Рестораны и кафе (35)
    • Центры активного отдыха (12)
    • Спортивные сооружения (2)
    • Фонтаны (4)
    • Учебные заведения (1)
  • Забронировать отель в Москве
  • Поиск и бронирование дешевых авиабилетов
  • Отзывы туристов
  • Фотографии Москвы
  • Советы о Москве
  • Вопрос-ответ
  • Экскурсии в Москве

Иоанно-Предтеченский монастырь один из древнейших на территории Москвы. И конечно имея почти шестивековвую историю монастырь видывал виды. Тем более, если учесть его особенный статус — царского монастыря. Царские особы регулярно и посещали монастырь, и совершали торжественные выходы в него. Да и содержался он исключительно на государево денежное и хлебное довольствие, так как не имел своих вотчин и поместий, как это было обычаем для монастырей в ту пору.

История монастыря рассказывает о подвижницах обители: св. блж. схимонахине Марфе, Христа ради юродивой, и затворнице монахине Досифее (княжне Таракановой). Духовная старица схимонахиня Марфа почила 1/14 марта 1638 г. и была погребена в древнем соборе монастыря. Монахиня Досифея подвизалась 25 лет в строжайшем затворе, почила 4/17 февраля 1810 г. В Отечественную войну 1812 г. монастырь был разорен и упразднен. Восстановлена обитель по благословению свт. Филарета (Дроздова). В 1918 г. монастырь превращен в концлагерь, в 1927 г. окончательно закрыт.

В 1992 г. монастырь передан Церкви и приписан к храму св. равноап. кн. Владимира в Старых Садех. 11 августа 2000 г. обитель вновь открыта, в 2002 г. монастырь возглавила игумения Афанасия (Грошева) из Пюхтицкой обители.

В настоящее время часть зданий и территории монастыря занимает Московский университет МВД РФ.

Ивановский монастырь

Тюрьма для душегубиц и претенденток на трон

В конце Старосадского переулка располагается Иоанно-Предтеченский монастырь. История не сохранила даты основания обители, поэтому принято считать, что Ивановский монастырь заложил Василий III в честь рождения в 1533 году сына Ивана.

Монастырь получил имя по названию главного собора. А в народе обитель назвали Иваном Постным, так как по церковному календарю день Усекновения главы Иоанна Предтечи — день строжайшего поста.

Также нередко уточняли, что монастырь «на Ивановской горке», «на Кулишках» или «в Старых Садах», так как здесь издавна были сады.

С 1654 года в день Усекновения главы Иоанна Предтечи у стен обители проводили «бабьи шерстяные и нитяные ярмарки». Причем свои работы выставляли на продажу и монахини.

Но Ивановский монастырь сильно страдал от вражеских набегов и пожаров. Из-за этого он в 1748 году исчез. В 1761 императрица Елизавета велела восстановить обитель и использовала ее в качестве тюрьмы для подследственных Тайной Канцелярии (неподалеку, на Мясницкой, находилась пыточная). Поэтому посетителей внутрь не пускали.

Иоанно-Предтеченский монастырь имел печальную репутацию. Здесь часто насильно постригали в монахини знатных женщин, семьи которых давали внушительные средства на содержание своих родственниц.

Именно сюда под видом сумасшедших привозили из Сыскного приказа женщин, замешанных в уголовных и политических делах. А из Раскольничьей конторы в Ивановский монастырь доставляли истерзанных пытками узниц, которых затем держали в «каменных мешках» под надзором монахинь.

В стенах обители на Ивановской горке отбывала наказание за убийство 138 крепостных столбовая дворянка Дарья Салтыкова. Первые 11 лет ее держали в темном склепе под соборной церковью, а свечу вносили только на время еды. При этом москвичи могли смотреть на узницу через небольшое окошко.

По слухам, в заключении Дарья Салтыкова умудрилась «прижить» ребенка от охранявшего ее солдата. Возможно, поэтому еще 22 года Дарья провела в специально пристроенной к собору клетке — на виду у прихожан.

А в 1785 году в Ивановский монастырь тайно доставили молодую женщину и поселили в специально построенном домике. Вскоре она приняла постриг под именем Досифеи. Инокиню содержали в строжайшей изоляции: ей прислуживала только одна монахиня, а монастырский священник проводил для нее церковные службы при закрытых дверях. Но те, кто видел Досифею, могли заметить сходство с императрицей Елизаветой. При этом заточение загадочной инокини было в меру строгим и даже комфортным. Кроме суммы, назначенной казначейством, на ее содержание поступали большие суммы от анонимных дарителей. Лишь во время царствования Павла I монахиню Досифею разрешили посещать.

В феврале 1810 года она скончалась. Загадочной инокине устроили торжественные похороны в Новоспасском монастыре, где находилась усыпальница рода Романовых, а на отпевании присутствовала московская знать и представители царской фамилии.

Узниками Ивановского монастыря иногда становились и царственные особы. Например, сюда перевели из Владимира насильно постриженную в монахини Пелагею Михайловну — вторую жену старшего сына Ивана IV. В 1610 году здесь же постригли в монахини Марию Шуйскую.

В XIX веке тюрьму разобрали, и на территории Ивановского монастыря разместились ясли для девочек-сирот, училище, иконописная мастерская, духовная библиотека и другие ведомства.

В 1859 году началось восстановление Ивановского монастыря по проекту архитектора М.Д. Быковского на средства, завещанные подполковницей Е.А. Макаровой-Зубачевой. Ее душеприказчица выгнала священнослужителей и сломала все прежние здания. Заложили фундамент, поставили каменную ограду вокруг монастыря, а дальше дело застопорилось. Макарова-Зубачева упорно отказывалась достраивать обитель, так как верила, что в новой церкви первым покойником становится храмоздатель. А умирать ей не хотелось. Лишь через 20 лет строительство завершилось.

В 1918 году Ивановский монастырь закрыли одним из первых в Москве, а его помещение передали МВД. И до сих пор, несмотря на то что обидеть возвращена церкви, часть ее остается в ведении органов внутренних дел.

В монастырь вернулась его главная святыня — икона пророка Иоанна Предтечи с медным обручем, прикрепленным к киоту (ранее он был прикреплен к иконе Усекновения главы Иоанна Предтечи). Верующие надевают обруч во время молитвы, так как это помогает справиться с головными болезнями.

Но не удалось Иоанно-Предтеченскому монастырю сохранить другую святыню — мощи блаженной Марфы. Она была схимонахиней обители во время правления Михаила Федоровича Романова и считалась покровительницей беременных. Но сохранилось только надгробие могилы блаженной Марфы.

Иоанно-Предтеченский женский монастырь

По преданию, в начале XVI века великая княгиня Елена Глинская основала вблизи от кремля на высоком холме девичью обитель в честь рождения сына — будущего царя Ивана Грозного. Он родился в августе 1530 года накануне усекновения головы Иоанна Предтечи. Монастырь долгое время так и называли — Ивановским, лишь потом он стал называться Иоанно-Предтеченским женским монастырём. Содержался он на средства государевой казны.

По заказу царя Иоанна Васильевича в середине XVI века были написаны иконы для нового иконостаса и храмовый образ святого Иоанна Предтечи. Сегодня эта древняя икона, перед которой молились многие русские цари, находится в отреставрированном казанском пределе монастырского собора.

В 1737 и 1748 годах во время опустошающих московских пожаров горел и Иоанно-Предтеченский женский монастырь, но каждый раз восстанавливался. Как и в другие обители, сюда отправляли по императорскому указу особ, нарушавших нравственные законы общества. В 1768 году после суда в кандалах была прислана в монастырь на покаяние известная своей жестокостью помещица Салтычиха. Она содержалась как преступница в подземелье.

Ежедневно в Соборе Усекновения главы святого Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна или домовом храме преподобной Елизаветы Чудотворицы. Будни — 7:30 — литургия, 17:00 — вечернее богослужение (9-й час в 16:45). Воскресные и праздничные дни — 17:00 — всенощное бдение, 8:30 — литургия (7:30 — исповедь). Понедельник — 17:00 — молебен святому Иоанну Предтече с акафистом и водосвятием (при совпадении с полиелейной службой молебен переносится на следующий день). Четверг — 16:00 — заказной молебен в часовне св. Иоанна Предтечи. Часовня Иоанна Предтечи, в которой находится его чудотворный образ с обручем, открыта ежедневно с 8:30 до 20:00.

Официальный сайт Иоанно-Предтеченского монастыря

Москва, Малый Ивановский пер., 2а, стр. 1
+7 (495) 624-01-50; 624-54-91

В конце XVIII столетия в обитель поступила насельница, личность которой долгое время оставалась тайной — это была инокиня Досифея, в миру — княжна Августа Тараканова, родная дочь императрицы Елизаветы Петровны и графа Алексея Разумовского. В монастырь отправляли не только преступников, но и опальных лиц из царской семьи.

К началу XIX века в монастыре оставалось только 17 постриженниц. После вторжения в Москву французов в 1812 году монастырь стона горел и снова был разграблен, а через год упразднён, и только в 1859 году, почти через полвека началось возрождение обители. Император Александр II лично утвердил архитектурный проект восстановления монастыря, автором которого стал известный московский зодчий академик Михаил Быковский.

При личном участии святителя Филарета был заложен новый монастырский собор, через 20 лет — в 1879 году Иоанно-Предтеченский монастырь заново открыт и освящён. В обитель находилась больница для монахинь и действовала иконописная мастерская. С началом Первой мировой войны все монахини стали шить бельё для русской армии.

После революции насельницы были изгнаны, имущество конфисковано и разграблено, мраморная гробница святой блаженной Марфы вскрыта и место перезахоронения мощей покровительницы монастыря до сих пор неизвестно. Постепенно ухоженный женский монастырь превращался в руины. В 1992 году монастырь был возвращён церкви.

Ссылка на основную публикацию