Ипатьевский Свято-Троицкий мужской монастырь в Костроме

Свято-Троицкий Ипатьевский мужской монастырь

Основатель: татарский мурза Чет
Время основания: около 1330 года (впервые упомянут в летописи в 1432 году)

— Основатель монастыря — родоначальник рода Годуновых и Сабуровых, бежавший из Золотой Орды к Ивану Калите;
— В годы Смуты за стенами монастыря скрывался от интервентов молодой боярин Михаил Романов вместе со своей матерью инокиней Марфой. 14 марта 1613 года в Троицком соборе Ипатьевского монастыря Михаила Федоровича призвали на царство;
— При Романовых монастырь имел привилегированное положение, члены императорской фамилии почитали его как свою семейную святыню;
— В XVII веке в монастыре хранился список Ипатьевской летописи — одного из древнейших русских летописных сводов и важнейших документальных источников по истории древней Руси, в 1809 году она была найдена в Библиотеке Академии Наук историком Николаем Карамзиным;
— В 1649 году произошел взрыв в пороховом погребе, Троицкий собор и его святыни были практически полностью уничтожены. На месте утраченного собора был возведен новый, уступавший размерами предыдущему;
— В 1685 году новый собор был расписан уникальными по сюжету и исполнению фресками артелью мастеров под руководством Гурия Никитина;
— В 1767 году к визиту Екатерины II в Кострому были устроены Екатерининские ворота, ставшие главным входом в монастырь;
— В 1839 году на монастырской площади была установлена колонна в память о событиях и людях, оставивших след в истории обители;
— Период 1837-1863 годов отмечен масштабной реконструкций монастыря под руководством архитектора К.А. Тона — был заново оформлен фасад монастыря, спроектирована шатровая церковь святых мучеников Хрисанфа и Дарьи над Святыми воротами (со стороны р. Костромы), был возведен храм Рождества Пресвятой Богородицы, соединенный с Троицкий собором, были реконструированы Палаты бояр Романовых и возведена «царская лестница»;
— Во время празднования 300-летия Дома Романовых в мае 1913 года в монастырь приезжал император Николай II, монарх жил за его стенами в специально построенном деревянном доме;
— В 1919 году монастырь был закрыт, а его имущество национализировано. В постройках монастыря были устроены общежития для рабочих-текстильщиков, детский приют и военные казармы. В 1934 году был уничтожен храм Рождества Пресвятой Богородицы;
— Общежития были расселены к середине 1950-х годов, проводились реставрационные работы;
— В 1958 году в монастыре был открыт Костромской государственный историко-архитектурный музей-заповедник;
— В 1989 году состоялось первое со времен закрытия монастыря богослужение, в 2005 году обитель была полностью возвращена Епархии.

Архитектурный ансамбль Ипатьевского монастыря:
— Троицкий собор (1650-1652 годы);
— Звонница (1603-1605 годы);
— Архиерейский корпус (XVIII век) со Святыми воротами и надвратной церковью великомучеников Хрисанфа и Дарии (середина XIX века);
— Палаты бояр Романовых (XVI век);
— Наместничий корпус (XVI век);
— Братский корпус (XVIII век);
— Кельи над погребами (XVI-XVIII века);
— Трапезный корпус (XVI-XVII века);
— Свечной корпус (XIX век);
— Стены и башни Старого города (Кузнечная, Пороховая, Водяная, Воскобойная, Квасная) (XVI-XVII века);
— Стены и башни Нового города (XVII век).

Святыни монастыря:
— Чудотворная Тихвинская икона Божией Матери;
— Частица Ризы Господней;
— Частица мощей священномученика Ипатия, епископа Гангрского (мощевик в иконе);
— Часть честной главы Христа ради юродивого Симона Юрьевецкого.
— Камень из расстрельной комнаты Ипатьевского дома.

При музее работает Церковный историко-археологический музей. Рядом с монастырем находится уникальный Музей деревянного зодчества.

Ипатьевский монастырь

В славном ряду духовных обителей Свято-Троицкий Ипатьевский монастырь занимает особое место. Основанный в начале XIV столетия в честь Пресвятой Троицы и во имя святителя Ипатия епископа Гангрского, монастырь по праву считается одним из древнейших в нашем Отечестве.

В XIV-XV веках, в период «собирания» Русской земли, обитель святого Ипатия являлась форпостом на северо-восточном рубеже Российского государства. История обители в это время связана с именами Великих князей Василия Ярославича, святого благоверного князя Дмитрия Донского, великого князя Московского и Владимирского Василия I Дмитриевича и великого князя Московского Василия II Темного, царей Иоанна IV Грозного, Федора Иоанновича, Бориса Годунова.

В XVII веке в Ипатьевском монастыре было положено начало прекращения Великой Смуты, грозившей уничтожением российской государственности. В 1613 году монастырь укрыл в своих стенах юного Михаила Романова. В святой обители начиналось славное трехсотлетнее царствование Дома Романовых. С этого момента за монастырем закрепилось название — «колыбель» Дома Романовых.

Расположен в одном из самых живописных уголков Костромы. Место, где река Кострома впадает в Волгу, костромичи издревле называли «стрелкой», а с появлением здесь монастыря оно получило название «Ипатьевский (Ипацкий) мыс».

В настоящее время, переданный в конце 2004-го года Русской Православной Церкви, обитель восстанавливается, возрождается духовная, молитвенная жизнь, без которой востребованные современной действительностью все другие виды монастырской деятельности не смогут принести настоящей пользы. И миссия и социальная работа здесь начинаются с молитвы.

Немногочисленная братия обители активно поддерживает молодежные проекты епархии, участвует в работе епархиальных СМИ.

Священноархимандритом Свято-Троицкого Ипатьевского мужского епархиального монастыря является Высокопреосвященнейший Ферапонт, митрополит Костромской и Нерехтский, а его Наместником — игумен Петр (Ерышалов).

Святыни монастыря

  • Чудотворная Тихвинская икона Божией Матери.
  • Частица Ризы Господней.
  • Частица мощей священномученика Ипатия, епископа Гангрского (мощевик в иконе).
  • Часть честной главы Христа ради юродивого Симона Юрьевецкого.
  • Камень из расстрельной комнаты Ипатьевского дома.

Тихвинская икона Божией Матери

Тихвинская икона Божией Матери, хранящаяся в Свято-Троицком соборе Ипатьевского монастыря града Костромы, относится к числу наиболее чтимых святынь костромской земли. Икона является точной копией чудотворной Тихвинской иконы Божией Матери и, по преданию, написана святителем Петром, митрополитом Московским. Впервые принесена в Кострому в 1613 году посольством Земского Собора, возвестившим юному боярину Михаилу Феодоровичу Романову о его избрании на всероссийский царский престол. В 1619 году была подарена царем Михаилом обители и на протяжении веков пребывала в иконостасе Троицкого собора. Вместе с чудотворной Феодоровской иконой Божией Матери Тихвинская икона принимала участие в ежегодных общегородских крестных ходах из Успенского кафедрального собора к храму Спаса Нерукотворного на Запрудне.

В 1919 году икона была изъята у Церкви и на долгие годы стала недоступна для поклонения верующих. 13 апреля 2004 года, в день памяти небесного покровителя обители – священномученика Ипатия Гангрского – святыня была возвращена Костромской епархии и вернулась на свое историческое место.

Свято-Троицкий Ипатьевский мужской монастырь Епархиальный мужской монастырь

По преданию, основателем Ипатьевского монастыря был татарский мурза (вельможа) Чет, первоначальник рода Годуновых. В 1330 году на пути в Москву – для поступления на службу к московскому князю Ивану Калите – Чет остановился на месте, где река Кострома впадает в Волгу; здесь в ночном видении ему явились Пресвятая Богородица с апостолом Филиппом и священномучеником Ипатием, епископом Гангрским. После этого Чет принял крещение с именем Захария и основал на месте видения иноческую обитель во имя священномученика Ипатия.

Современные ученые полагают, что Ипатьевский монастырь был основан раньше – в середине или конце XIII века – новгородцами, особенно почитавшими священномученика Ипатия (как покровителя посадников Великого Новгорода) и апостола Филиппа; известно, что именно новгородцы использовали в древности реку Кострому для выхода к Волге. Однако участие Захарии-Чета в судьбе Ипатьевской обители несомненно: оно подтверждается вниманием, которое оказывал этому монастырю род Годуновых.

Первой монастырской церковью стал деревянный храм во имя Живоначальной Троицы; не позднее 1558 года здесь был возведен каменный Троицкий собор с приделом во имя апостола Филиппа и священномученика Ипатия. Около 1564 года завершилось возведение второго каменного храма в честь Рождества Пресвятой Богородицы. В Ипатьевской обители были погребены многие представители семьи Годуновых, покровительствовавших монастырю. С середины XVI века на их средства здесь развернулось обширное каменное строительство; окруженный стенами и башнями, Ипатьевский монастырь превратился в настоящую крепость. В 1609 году в обители несколько месяцев укрывались воинские отряды Лжедмитрия II («тушинского вора»), разбитые ополчением северных городов.

14 марта 1613 года в Ипатьевском монастыре свершилось событие, знаменательное для всей русской истории: сюда – к пребывавшему в обители Михаилу Феодоровичу Романову и его матери инокине Марфе — прибыло посольство Земского собора, избравшего юного Михаила на российский престол. Вместе с послами в монастырь пришел и крестный ход из Костромы с чудотворной Феодоровской иконой Божией Матери. Перед ликом костромской святыни Михаил Феодорович принял соборное избрание; с того времени Кострома получила именование «колыбели дома Романовых», а Феодоровский образ Царицы Небесной стал семейной святыней российских самодержцев. В память об этом Церковь установила особое празднование Феодоровской иконе, совершаемое 14/27 марта.

В 1642-1645 годах по повелению царя Михаила Феодоровича с западной стороны к обители пристроили прямоугольник стен так называемого «нового города» с тремя башнями. В 1649 году Троицкий собор монастыря был разрушен взрывом пороха, хранившегося в его подклете. Новый Троицкий собор возвели к 1652 году, а в последней четверти XVII века с юго-запада к нему пристроили придел во имя преподобного Михаила Малеина – небесного покровителя царя Михаила. Собор был расписан костромскими изографами под руководством Гурия Никитина и Силы Савина. Под его сводами пребывала местночтимая чудотворная Тихвинская-Ипатьевская икона Божией Матери – вероятно, принесенная в монастырь царем Михаилом Феодоровичем в 1619 году при посещении им Костромы. До XVIII столетия в библиотеке обители хранилась уникальная летопись, названная впоследствии Ипатьевской – один из древнейших списков «Повести временных лет».

С 1744 года, когда была образована Костромская епархия, Ипатьевский монастырь стал резиденцией костромских архиереев, а его Троицкий собор – кафедральным храмом. В 1764 году здесь завершилось строительство нового собора в честь Рождества Пресвятой Богородицы, в 1768 году в подклете Троицкого собора был устроен храм во имя святого праведного Лазаря Четверодневного. В 1747-1754 годах в Ипатьевском монастыре размещалась Костромская духовная семинария.

После посещения Ипатьевской обители в 1834 году императором Николаем I началась новая эпоха монастырской истории. В 1835 году обитель получила статус первоклассного кафедрального монастыря (архиерейская же кафедра была перенесена в Успенский собор Костромы). Началась обширная перестройка зданий обители для возвращения ей, по словам царского распоряжения, «древнего вида»; руководителем работ стал архитектор К.А. Тон (создатель Храма Христа Спасителя в Москве). В архиерейском корпусе были устроены Святые ворота с надвратным храмом во имя святых мучеников Хрисанфа и Дарии; фактически заново воздвигли Богородице-Рождественский собор; перестроили корпуса обители, в том числе и келарский, где, по преданию, в 1613 году жил будущий царь Михаил Феодорович (теперь это здание именуется «палатами бояр Романовых»; в 1913-1918 годах здесь размещался епархиальный музей — древнехранилище).

В 1919 году Ипатьевский монастырь претерпел закрытие, его насельников изгнали из стен обители (хотя богослужения в монастырских соборах, получивших приходской статус, продолжались до 1922 года). Богородице-Рождественский собор, в 1927 году превращенный в антирелигиозный музей, в тридцатых годах ХХ века был полностью разрушен. В 1958 году бывший монастырь стал историко-архитектурным музеем-заповедником.

18 февраля 1992 года Свято-Троицкий Ипатьевский монастырь был возрожден определением Священного Синода Русской Православной Церкви. В мае 1993 года состоялось подписание соглашения о совместном использовании монастырского ансамбля Костромской епархией и музеем-заповедником, в 1994 году здесь появились первые насельники. Однако процесс восстановления исторической справедливости потребовал многолетних усилий: лишь в декабре 2004 года весь ансамбль Ипатьевского монастыря был передан Костромской епархии.

В настоящее время в обители действуют Троицкий собор, Лазаревский храм (в подклете собора) и храм во имя святых мучеников Хрисанфа и Дарии. Открыт и принимает многочисленных посетителей церковный историко-археологический музей, преемник прежнего епархиального древнехранилища.

Троицкий Ипатьевский мужской монастырь

Дата основания: 1330 год.

Троицкий Ипатьевский мужской монастырь основан в начале XIV века в честь священномученика Ипатия Гангрского. Несколько столетий находился на попечении русских царей. При советской власти разграблен и закрыт. Возрожден в 1993 г.

Содержание

Монастырь Костромы был заложен при впадении р. Костромы в Волгу, где в 1330 г., согласно преданию, по пути из Золотой Орды в Москву, остановился влиятельный монгольский чиновник Чет. В дубовой роще ему было видение Божией Матери с апостолом Филиппом и священномучеником Ипатием Гангрским, после которого монгол исцелился от мучившей его болезни. Чет крестился с именем Захарии и основал на месте видения монастырь в честь священномученика Ипатия Гангрского. Захария и его потомки – Сабуровы, Вельяминовы и особенно Годуновы – заботились о монастыре, делая вклады землей, деньгами и ценными вещами. Благодаря им ризница Ипатьевского монастыря заняла достойное место среди богатейших монастырских ризниц Руси. С возвышением Годуновых «Ипатий» начал обустраиваться в камень. В 1560 г. вместо деревянной церкви Животворящей Троицы был возведён каменный пятиглавый Троицкий собор. В последующие годы, до начала Смутного времени, монастырь обнесли мощной каменной стеной с привратными церквями во имя Феодора Стратилата и великомученицы Ирины.

С 1613 г. под опекой Романовых монастырь продолжал благоукрашаться. В 1652 г. на месте Троицкого собора, разрушенного взрывом пороха, хранившегося в подклете, был возведён новый, который мы видим сейчас.

В Троицком соборе, где был благословлён на царство Михаил Романов, сохранились росписи 1684 г., выполненные первоклассным царским изографом Гурием Никитиным, и иконостас сер. XVIII в. В храме хранится вклад Димитрия Годунова, дяди царя Бориса, изготовленные в Москве медные двери, на которых в редчайшей технике золотой наводки изображены античные поэты, философы – Гомер, Еврипид, Платон и даже языческий бог Аполлон. (Историки полагают, что Платон и Аполлон считались в древней Руси пророками, предсказавшими приход Христа.)

Святыней, издревле почитаемой в Ипатьевском монастыре Костромы как точный список с чудотворного образа Тихвинского монастыря, является икона Тихвинской Богоматери сер XVI в. Вероятно, икона была вложена в костромской монастырь царем Михаилом Федоровичем. Образ Божией Матери Тихвинской стоит в настоящее время в местном ряду Троицкого собора слева от Царских врат, что согласуется с монастырскими описями.

В 2005 г. Ипатьевской обители возвращена древняя святыня – часть Ризы Господней, присланная в 1626 году по повелению царя Михаила Федоровича и по благословению Патриарха Филарета. В течение трехсот лет она хранилась над Царскими вратами Троицкого собора Ипатьевского монастыря. В новом драгоценном ковчеге эта бесценная реликвия пребывает ныне в алтаре собора вместе со второй по важности святыней – иконой священномученика Ипатия, епископа Гангрского, в которую вмонтирован ковчег с частицей мощей святителя – покровителя монастыря.

Пётр I не пожалел и родовой святыни: часть колоколов была снята и переплавлена в пушки. Доходы монастыря были урезаны на общих основаниях, и уже к 1721 г. монастырь обветшал: «врата распалися и столпами деревянными подперты, всего же разорения обители вкратце и описать невозможно».

Новый период восстановления начался в 1744 г., когда была образована Костромская епархия и Ипатьевский монастырь стал резиденцией архиерея.

Российские императоры и императрицы считали своим долгом посетить свою фамильную святыню. При этом Екатерина II подарила Костроме герб с изображением ладьи «Тверь», на которой она прибыла в город, а Павел I одарил новым гербом, гораздо более сложным. Николай I повелел обновить все здания монастыря, и палаты Романовых реставрировал архитектор Тон. При Александре II палаты Романовых вновь отделали в стиле XVII в.

В 1913 г. все календари, посвященные 300-летию дома Романовых, вышли с видами Ипатьевского монастыря. 19 мая 1913 г. на литургии в Троицком соборе молился последний русский император.

В 1922 г. из Ипатьевского монастыря власть вывезла 14 кг золота и около 200 кг серебра в виде окладов с икон и церковной утвари. В церкви Рождества Богородицы сначала разместили антирелигиозный музей, потом и вовсе разрушили храм. Монастырь был превращён в рабочий посёлок «Текстильщица». В 1958 г. начали расселять посёлок и обустраивать в стенах обители Историко-архитектурный музей-заповедник.

В 1993 г. Ипатьевский монастырь Костромы был возрождён. В 2004 г. обитель была полностью передана Церкви. 23 марта 2005 г. Ипатьевскую обитель посетил Президент РФ В.В. Путин, оставивший памятную запись, наилучшим образом отражающую значимость монастыря: «Ипатьевский монастырь занимает особое место в истории Отечества и Православия, с его возрождением будет связано и возрождение России».

Современное состояние

Духовная жизнь в Ипатьевской обители возродилась, ежедневно совершаются богослужения, число братии около 25 человек. Монастырские службы идут в Троицком соборе в возрожденном храме святых мучеников Хрисанфа и Дарии (построен в 1841-1863 гг.). Крупные реставрационные работы возвратили монастырю его первоначальное великолепие.

На территории Ипатьевского монастыря создан Историко-археологический музей Костромской епархии Русской православной Церкви. Открыты новые выставки и экспозиции:

Троицкий собор Ипатьевского монастыря – главный храм является открытой экспозицией выдающихся произведений церковного искусства: иконописи, монументальной живописи, русского прикладного искусства.

«Вклады боярского и царского рода Годуновых в Ипатьевский монастырь», на которой представлено около 60 выдающихся произведений церковного искусства, издревле принадлежавших Костромскому Ипатьевскому монастырю и вложенных в обитель представителями боярского и царского рода Годуновых.;

«Церковные древности Костромской земли. Сокровища русского прикладного искусства XVII – XIX веков», включающая уникальные экспонаты, некогда имевшие употребление в литургической жизни храмов и монастырей Костромской земли. Многие из этих предметов имеют художественную и историческую ценность мирового значения.

  • «Ипатьевский монастырь – колыбель Дома Романовых» о связях обители с царствовавшей в России династией Романовых.

Ипатьевский монастырь в Костроме: часы работы, расписание богослужений, адрес и фото

Мужской монастырь в Костроме, известный во всех уголках России, именуют Свято-Троицким Ипатьевским. А все потому, что посвящена обитель монахов сразу и Троице, и почитаемому церковью епископу Гангрскому, Ипатию, погибшему за веру в IV в. Но имя – не все, чем богат монастырь: его стены помнят неповторимых зодчих, бояр Руси, царскую семью Романовых и не один политический переворот.

Где находится Ипатьевский монастырь и как добраться

Режим работы Ипатьевского монастыря (Кострома)

В монастырь можно попасть с понедельника по воскресенье, с 7 часов утра до 6 часов вечера. Но если конкретной целью является музей, он открыт с 9:00 до 18:00 (1 мая – 30 сентября) и с 10:00 до 17:00 (1 октября – 30 апреля). У монастырского музея один выходной – 1 января. Кстати, за вход в музей платят по 100 руб., а в монастырь можно зайти бесплатно.
Кроме режима работы, стоит учесть правила посещения этого религиозного заведения. Итак, запрещено:

  • заходить в монастырь женщинам без головных уборов, с незакрытыми плечами, руками, в короткой и вызывающей одежде;
  • заходить в монастырь мужчинам в майках и шортах, в вызывающей и грязной одежде;
  • заходить, будучи нетрезвым;
  • снимать на фотоаппарат и видеокамеру служителей церкви и вообще в храмах без разрешения наместника монастыря (в музее и на территории разрешат за деньги);
  • шуметь, мусорить, курить и выпивать.

Расписание богослужений в Ипатьевском монастыре Костромы

Службы отправляются каждый день, отличаются они только месяцесловом. Впрочем, вносят коррективы и православные праздники.

  • Утренняя молитва – 5:00.
  • Утренняя служба – 6:00, 8:00.
  • Вечерняя служба – 17:00.

Есть в Ипатьевском монастыре и «график» для исповедей:

  • в будние дни в 7:30,
  • по воскресеньям и праздникам в 7:20 и 16:45,
  • а по двунадесятым праздникам – в 7:20 и 16:15.

Где рядом можно остановиться

Чтобы посетить знаменитый монастырь, можно воспользоваться услугами множества мелких отелей и хостелов в Костроме или остановить выбор на паломнической гостинице местной епархии. Называется она «Воскресенская» и расположена на проспекте Вознесенском, 3Б (тел. 4942 466-394). Удобна гостиница тем, что до культовых зданий Костромы отсюда совсем близко, в частности до Ипатьевского монастыря на машине 10 минут езды, а на автобусе минут 35.
Для паломников цены в этом заведении ниже, чем для обычных туристов: одно койко-место в паломническом номере обойдется в 500 руб./сутки. В гостинице есть комната для молитв и предоставляют услуги православных гидов.

История Ипатьевского монастыря в Костроме

  1. Говорят, татарин Чет основал этот монастырь в 1330 г. Потом обитель получила именитых покровителей, меценатов в лице рода бояр Годуновых (род того самого царя Бориса), которых даже хоронили в монастыре. На их же деньги соорудили на территории монастыря постройки из камня (XVI в.), в частности, Троицкий собор, храм Рождества Богородицы, храм Феодора Стратилата и Ирины, а также стены с башнями.
  2. С 1613 г. Ипатьевский монастырь почти на 200 лет сменил покровителей: Михаилу Романову прямо в его стенах сообщили об избрании царем, так что до 1917 г. Романовы были его меценатами.
  3. Кроме царской семьи, монастырь облюбовали и православные архиереи, и дворянские фамилии: он служил и резиденцией для епископов с 1744 г., и кладбищем. Несколько лет в обители действовала семинария, а потом сюда снова зачастили императорские семьи (в один из таких приездов в 1913 г. и открыли музей Церковно-исторического общества).
  4. Советская власть устроила на территории монастыря сначала поселение для рабочих, потом стадион и антирелигиозный музей, разрушила постройки и кладбище. В 1989 г. здесь отслужили первую службу за многие годы, глава страны посетил Ипатьевский монастырь в 1998 г. (впервые с 1913 г.), но полностью во владение церкви эта территория отошла только в 2005 г.

Архитектурные и культурные достопримечательности

Среди уникальных древностей, на которые стоит обратить внимание, есть и старинные постройки, и плоды рук художников. На территории Ипатьевского монастыря разместились:

  • Троицкий собор, главное религиозное место всего комплекса. Его золоченые «луковицы» видимы за несколько километров, а внутри могут потрясти барочный иконостас и росписи на стенах, которым несколько сотен лет;
  • 8 башен (Кузнечная, Пороховая, Водяная, Квасная, Воскобойная, Зеленая, Юго-западная и Северо-западная);
  • корпуса архиерея, наместника, братьев и трапезный корпус;
  • колонна с памятными надписями обо всех, кто оставил след в истории монастыря, 1839 г.;
  • Церковь Рождества Богородицы, постройка XVI – XIX вв. в процессе восстановления;
  • склеп бояр рода Годуновых. Третий по счету на территории монастыря (два прежних расположены были под церковью Рождества Богородицы). В Ипатьевской обители Годуновых с блеском хоронили с XIII в.
  • палаты Романовых. Тут можно коснуться царской роскоши, созданной руками зодчего Ф.Ф. Рихтера, и увидеть разукрашенный в стиле шахматной доски фасад;
  • колокольня. Стоит с XVII в. по заказу Годуновых, и с 2006 г. с нее громко отзывается 500-пудовый колокол, носящий имя царя Михаила (подарок потомка императора Николая);
  • Екатерининские ворота, 1767 г. Созданы в стиле барокко специально к приезду великой императрицы с ее монограммой на карнизе.
  • Хранится в Ипатьевском монастыре в Костромеикона, которую, не сомневаясь, зовут чудотворной. Изображена на ней Божья Матерь, а попала Тихвинская икона в монастырь с новостью о возведении на престол Михаила Романова в 1613 г. Любоваться на икону можно было до 1919 г., пока власть советов ее не конфисковала. На родное место в иконостас Троицкого собора Тихвинская икона вернулась в 2004 г., где и находится в новом драгоценном облачении.
  • С 1626 г. Ипатьевский монастырь берег в небольшом золоченном ковчеге подарок царя Михаила Романова, полученный им от персидского шаха, – часть хитона Иисуса Христа. С 1990 по 2005 гг. святыня находилась на хранении вне стен монастыря, до возвращения его церкви.
  • Память о святом покровителе монастырь бережет в иконе мученика Ипатия, но не только в портрете – часть останков епископа заложена в икону.
  • Обломок дома (точнее камень из комнаты), где расстреляли семью Романовых.
  • Икона Романовых (император Николай с семьей) и крест хранятся в монастыре с 2002 г. (семья была канонизирована православной церковью в 2000 г.).
  • части гробов Николая Чудотворца и Матроны Московской – очень уважаемых в православии святых покровителей.

Ипатьевский монастырь на фото

Белоснежный Троицкий собор помнит визиты особ императорских кровей.

Иконостас в стилистике барокко выполняли местные костромские умельцы еще в XVIII в.

Лестница ведет в царские покои семейства Романовых.

Ипатьевский монастырь в Костроме — видео

Рассматриваешь фото Ипатьевского монастыря в Костроме, и просто холодок ходит по коже, ведь это – одно из самых посещаемых культовых сооружений России и заодно одно из самых древних. В его стенах писалась история Руси и Российской империи.

Ипатьевский монастырь

Возникновение монастыря. Годуновы в судьбе монастыря

Религиозный памятник. Точное время основания Ипатьевского монастыря неизвестно. Впервые он упоминается в 1435 году, традиционно считается, что его основал в 1330 году татарский мурза Чет. Академик С. Б. Весе­ловский полагал, что Ипатьевский монастырь возник, в конце 13 века. На протяжении ряда веков Ипатьевский монастырь покровительствовал род бояр Годуновых, по­читавших Чета своим предком. В стенах Ипатьевского монастыря похоронено несколько десятков представителей этого рода, включая отца, деда, пра­деда и т. д. царя Б.Ф. Годунова.

До середины 16 века все строения Ипатьевского монастыря были деревянными. Во второй половине 16 — начале 17 вв. в нем, в основном на средства Д.И. и Б.Ф. Годуновых, возвели большое количество ка­менных строений. Около 1559 года был построен каменный Троицкий собор с приделом апостола и священномученика Ипатия, а около 1564 года, — каменный шатровый храм Рождества Богородицы с приделом святого Иоанна Златоуста. В 1566-1590 гг. вокруг Ипатьевского монастыря выстроили каменные стены с пятью башнями, в 1595-1597 гг. над выходящими на устье реки Костромы Святыми воротами возвели двухшатровый храм святого Феодора Стратилата и Ирины.

Династия Романовых

В 1601-1604 гг. в центре Ипатьевского монастыря, была выстроена столпо­образная звонница. Значительную роль Ипатьевскому монастырю было суждено сыграть в эпоху Смутного времени. В 1609 году его захватил отряд сторонников Лжедмитрия II («тушинского вора»). Нарродное ополчение несколько месяцев вело его осаду, завершившуюся полной победой над тушинцами.

14 марта 1613 году в Ипатьевском монастыре прибыло из Москвы посольство Земского собора, сообщившее находившему в Ипатьевском монастыре М.Ф. Романову об избрании его царем. С этого времени и вплоть до 1917 года, Ипатьевский монастырь находился под покровительством династии Романовых.

В 1619 году, совершая паломничество на реку Унжу, М.Ф. Романов вновь посетил Ипатьевский монастырь. В 1649 году в резуль­тате взрыва пороха, хранившегося в подклете, был разрушен Троицкий собор, взамен которого к 1652 году возвели новый собор с приделом преподобного Михаила Малеинз (в 1685 году собор был расписан артелью костромских живописцев во главе с Г. Ни­китиным и С. Савиным). В 1642-4645 гг. к Ипатьевскому монастырю пристроили «Новый город» с двумя угловыми и одной воротной («Зеленой») башнями.

Новый этап в жизни Ипатьевского монастыря начался в 1744 году, когда при образовании Костромской епархии по указу императрицы Ели­заветы Петровны II, костромской монастырь стал официальной резиденцией кост­ромских архиереев. С 1744 по 1834-гг. Троицкий собор Ипатьевского монастыря являлся кафедральным собором епархии.

В 1768 году, в подклете Троицкого собора устроили Лазаревскую церковь, ставшую архи­ерейской усыпальницей (в ней было погребено три архиерея; епископ Дамаскин (Аскаронский, 1769 г.), епископ Виталий (Щепотов, 1846 г.), епископ Александр (Кульчинский, 1888 г.).

Осенью 1747 года в Ипатьевском монастыре Костромы была открыта Костромская духовная се­минария (находилась здесь до 1750 г.). Со второй половины 18 века пос­ле полуторавекового перерыва Ипатьевский монастырь вновь становится тради­ционным местом паломничества русских царей. В 1767 году его посе­тила императрица Екатерина II, в 1834 г. император, Николай I, последующие три императора посещали Ипатьевский монастырь по два раза (наслед­ником и царем): Александр II — в 1837 и 1858 гг., Александр III — в 1866 и 1881 гг., Николай II в 1881 и 1913 гг.

На начало 20 века в Ипатьевском монастыре находились: Троицкий собор (летний) и зимний собор Рождества Богородицы (храм 16 века разобран в 60-е гг, 18 века, и взамен него построен новый, освященный в 1764 году, в свою очередь, и этот храм разобрали, а в 1860-1864 гг.. построили новый, третий по счету каменный собор на этом месте). Над выходящим на устье р. Костромы зданием Архиерейского кор­пуса, где с 1745 году жили епархиальные архиереи (а с 1866 г. и викарные архиереи), высился шатер церкви святых Хрисанфа и Дарии, освященной в 1869 г. Вокруг соборов находилось старинное кладбище, на котором покоились представители многих костромских дворянских родов.

Трехсотлетие Дома Романовых

19 мая 1913 г. Ипатьевский монастырь, стал одним из центров торжеств в связи с 300-летием династии Романовых, его посетил император Николай II (к этому событию в Романовских палатах был открыт музей Церковно-исторического общества). В 1914 г. вскоре после начала 1-й мировой войны в Ипатьевском монастыре был открыт лазарет для раненых имени царевича Алексея.

Советская власть

Ипатьевский монастырь в Костроме был закрыт в 1919 году. В бывшем монастыре, устроили рабочий поселок, вскоре получивший название «Текстильщица». В 1924 году в Новом городе Ипатьевсокого монастыря открылся стадион ОДУС. В 1927 году в Рождественском соборе был размещен Антирелигиозный музей. В начале 1930-х гг. Рождественский собор был разрушен, со звон­ницы сброшены колокола, уничтожено монастырское кладби­ще. В 1946 г. в Костромской монастыре открылся филиал областного краеведческого музея. В 1958 г. постановлением, правительства РСФСР в Ипатьевском монастыре был создан историко-архитектурный музей-заповедник. В начале 1960-х гг, из монастыря были выселены проживающие в нем люди, проведены боль­шие реставрационные работы. В это же время природно-исторической среде, в которой находился Ипатьевской монастырь был нанесен огромный урон: в связи с подъемом уровня Волги из-за строительства Горьковс­кой ГЭС ушла под воду «стрелка» — красивейший мыс у впаде­ния в Волгу реки Костромы. Возле стен костромского монастыря прошла многокилометровая дамба, исказившая исторический облик его ближайших окрестностей.

Возрождение Ипатьевского монастыря

Возрождение Ипатьевского монастыря, как другой православной святы­ни началось 25 ноября 1989 года, когда в Троицком соборе еписко­пом Александром (Могилевым) была проведена первая за многие десятилетий служба. В октябре 1991 года была воссоздана монашес­кая община монастыря. 8 мая 1993 года Ипатьевский монастырь посетил Патриарх Московский и Всея Руси Алексий II, подписав здесь соглашение о совмест­ном с музеем использовании монастыря. В 1994 году распоряжением правительства России Костромской епархии передана часть Ипатьевского монастыря. 25 июля 1994 года, в связи с празднованием 250-летия Кост­ромской епархии патриарх Алексий II вновь посетил костромской монастырь. 19 июня 1998 года монастырь в Костроме посетил президент России Б.Н. Ельцин — это было первое после 1913 г, посещение Ипатьевского монастыря главой российского государства.

В 2004 году в стенах Ипатьевского монастыря был возрожден Церковный историко-археологический музей Костромской епархии. В 2005 году Костромская епархия вступила законным пользователем ансамбля Ипатьевского монастыря города Костромы. 23 марта 2005 года Президент России Владимир Владимирович Путин, в ходе своего рабочего визита в Кострому, посетив Свято-Троицкий Ипатьевский мужской монастырь.

Святыни Ипатьевского монастыря

  • Чудотворная Тихвинская икона Божией Матери.
  • Частица Ризы Господней.
  • Частица мощей священномученика Ипатия, епископа Гангрского (мощевик в иконе).
  • Часть честной главы Христа ради юродивого Симона Юрьевецкого.
  • Камень из расстрельной комнаты Ипатьевского дома.

Экскурсия по Ипатьевскому монастырю

1.Троицкий собор
2.Звонница. Колокольня
3.Палаты бояр Романовых
4.Архиерейский корпус
5.Святые ворота с надвратной церковью Хрисанфа и Дарии
6.Наместничий корпус
7.Братский корпус
8.Кельи над погребами
9.Свечной корпус
10.Северные (Екатерининские ворота)
11.Кузнечная башня
12.Пороховая башня
13.Водяная башня
14.Воскобойная башня
15.Квасная башня
16.Вотчинная контора
17.Зеленая башня
18.Юго-западная башня
19.Северо-западная башня
20.Западные ворота
21.Мемориальная колонна
22. Обруб
23.Церковь Рождества Пресвятой Богородицы
24.Усыпальница бояр Годуновых
25.Засенье

Месторасположение:

Адрес: г. Кострома, ул. Просвещения, 1.
Телефон приёмной: (4942) 37-22-41
Паломнический отдел (экскурсии): (4942) 31-25-89
Режим работы: с 10.00 до 17.00
Стоимость посещения: 100 руб./чел – взрослый, 70 руб./чел – детский, 100 руб. – фотосъёмка

Как доехать: автобус № 14, маршрутное такси № 4, № 8, № 11, № 14, № 38 до остановки «Ипатьевская слобода».

Ипатьевский монастырь

Душа и сердце Костромы, хрестоматийная колыбель дома Романовых, белокаменный Ипатьевский монастырь — объект культурного наследия России — возвышается на пологом берегу реки Костромы, отражая свои древние стены, приземистые башни и золотые главки собора в тихом течении ее вод. Судьба Ипатьевского монастыря неразрывно связана с судьбой России: в 1613 г. здесь был избран на царство Михаил Романов — основатель будущей 300-летней династии русских государей. Обитель неоднократно переживала годы расцвета и упадка, ее церкви были разрушены и вновь восстановлены. Сегодня это ключевая достопримечательность не только Костромы, но и всей Верхней Волги, посетить которую просто обязан каждый турист.

Кроме исключительно позитивных событий для царской фамилии, вроде тех, когда Михаил Фёдорович сначала успешно укрылся там от польских интервентов, накануне дня народного единства, который в современной России отмечается как официальный праздник, Ипатьевский монастырь имел в своей истории и более трагические страницы. Так, к примеру, старая церковь на территории обители была разрушена практически до основания, когда в 1649 году взорвалась бочка с порохом. Именно по этой причине последующим поколениям также уже никогда не удастся даже примерно представить себе, какой изначальный экстерьер был свойственен Ипатьевскому монастырю.

В 18 веке здания монастыря окончательно приняли современный облик и внешне уже не сильно менялись после екатерининской эпохи. Однако внутреннее содержание помещений пережило несколько поворотов судьбы.

Что посмотреть

На территории Ипатьевского монастыря более десяти исторических построек, каждая из которых заслуживает отдельного внимания: Троицкий собор со звонницей — главный храм обители, палаты бояр Романовых, Архиерейский корпус, святые ворота с надвратной церковью Хрисанфа и Дарии, Наместнический и Братский корпуса, жилые кельи над погребами, Свечной и Трапезный корпуса, Екатерининские ворота, а также стены и башни Старого и Нового городов.

Великолепный Троицкий собор 17 века — визитная карточка Ипатьевского монастыря. Его пять золоченых чешуйчатых главок и изумрудный ажурный шатер колокольни видны за несколько километров со старого русла реки Кострома. Его северную сторону украшает замечательной красоты парадное крыльцо с восьмигранным шатром и обилием архитектурных украшений. Внутри стоит увидеть богатый иконостас середины 18 века в стиле барокко и стенную роспись 17 века, уникальную богатством мотивов и разнообразием цветовой гаммы.

Звонница собора была заказана боярином Годуновым в 17 веке. Сооружение интересно поясами каменных резных элементов и изящных зеленым шатром. В 2006 г. сюда был доставлен юбилейный колокол «Царь Михаил».

Главные святыни обители — часть Ризы Господней, чудотворная икона Тихвинской Богоматери, частица мощей священномученика Ипатия, частицы гробов Николая Чудотворца и Матроны Московской.

Палаты бояр Романовых, или Царские чертоги, самое знаменитое здание монастыря. Именно здесь проживал Михаил Романов со своей матерью во время призвания на престол. В 19 веке палаты были отреставрированы, и сегодня радуют глаз ярким «шахматным» фасадом в стиле древнерусского терема, изумительной царской лестницей на второй этаж и прекрасными изразцовыми печами внутри.

Непременно стоит увидеть и нежно-бирюзовые Екатерининские ворота в стиле барокко, возведенные в 1767 г. к приезду в Кострому императрицы Екатерины II, посетить Архимандритский корпус — крупнейшее жилое здание обители и побыть на службе в красивейшей церкви Хрисанфа и Дарии, чьи интерьеры расписаны артелью палехских художников.

На территории Ипатьевского монастыря работает Церковный историко-археологический музей. В его просторных залах выставлены многочисленные религиозные древности: старопечатные и рукописные церковно-богослужебные книги, фотографии не сохранившихся церквей и соборов, священные сосуды, Евангелия, кресты, иконы, облачения и старинная церковная утварь. Отдельная часть экспозиции посвящена династии Романовых.

Практическая информация

Адрес: Кострома, ул. Просвещения, 1. Телефон: (4942) 312—589.

Время работы: монастырь — ежедневно с 7:00 до 18:00. Музей — с 1 мая по 30 сентября — с 9:00 до 18:00 часов, с 1 октября по 30 апреля — с 10:00 до 17:00.

Вход в монастырь бесплатный. Вход в музей — 100 RUB.

vladimirdar

Блог о моих ощущениях этого Мира

Размышления о себе, других и Мире.


Всего 14 фото

Ипатьевский монастырь в Костроме занимает особое место в истории нашей страны. Даже само упоминание «Ипатьевский монастырь» вызывает бессознательное волнение и трепет… Ипатьевский монастырь относится к числу наиболее известных и значимых монастырей России. Он не отделим от целого ряда важнейших событий русской истории, неразрывно связан с царскими династиями Годуновых и Романовы и издавна является одним из главных символов Костромы. Достаточно также сказать, что именно здесь была найдена знаменитая Ипатьевская летопись… В ней сохранилась самая древняя история Руси, там в том числе говорится и о том, «откуда есть пошла Русская земля».

Здесь мы с Вами и побываем. В первой части моего рассказа мы уделим некторое внимание истории монастыря, а во второй — внимательно осмотримся и попытаемся «припасть к истокам» русской истории впитывая восхитительные образы православной архитектуры Ипатьевского монастыря. Если захочется пропустить исторический экскурс и прогуляться «в натуре» по этому святому месту — переходите сразу ко второй части этого поста.

Свято-Троицкий Ипатьевский монастырь впервые упоминается в летописи в 1432 году и по одной из версий историков был основан в 1330 г. татарским мурзой – ордынским военачальником по имени Чет. По этой основной общепринятой версии он и стал родоначальником рода Годуновых и Сабуровых. Чет бежал из Золотой Орды к Ивану Калите и принял в Москве крещение под именем Захария. В Костроме ему было видение Божьей Матери с предстоящими апостолом Филиппом и священномучеником Ипатием Гангрским, результатом которого стало исцеление Чета от болезни. В благодарность за исцеление на этом месте им и был основан Ипатьевский монастырь. По некоторым косвенным сведениям можно предположить, что «Ипатьевская летопись» была привезена из Киева в эти места как раз Четом, как основателем монастыря. Есть, однако, предположение, что обитель возникла еще раньше, в XIII веке.
02.

Палехская иконописная мастерская «Лик». 2008 год.

Апостол Филипп, один из двенадцати учеников Христа проповедовал в Скифии и Фригии и был казнен (распят головой вниз) в 80 году (во время правления римского императора Домициана) в городе Иераполе Фригийском, в Малой Азии.
05.

Любопытно, что исвятой Ипатий и апостол Филипп — являются одними из самых малоизвестных святых на Руси и мы почти нигде в России не найдём посвящённых им храмов или монастырей. Не найдем нигде, за исключением одного города – Великого Новгорода. Только в этом важнейшем центре древней Руси священномученик Ипатий пользовался особым почитанием как покровитель новгородских посадников – выборных руководителей Новгородской республики. Как известно, посадниками в XII — XV веках избирались исключительно представители новгородского боярства. В XII — XV веках в Новгороде существовало, по крайней мере, два храма, посвящённых священномученику Ипатию и один апостолу Филиппу. Эти святые были в древней Руси по преимуществу «новгородскими».

Установленный факт даёт возможность предположить, что Ипатьевский монастырь в устье реки Костромы был основан именно новгородцами. Судя по всему, монастырь был стратегически расположен в зоне расселения новгородских переселенцев или в середине, или, вероятнее, – в 1-й половине XIII века, ещё до монголо-татарского нашествия. Продвигаясь по реке Костроме в Волгу, новгородцы могли закрепить за собою этот важный участок устья реки основанием здесь небольшого мужского монастыря, посвящённого популярным в Новгороде святым.
06.

Согласно менее известной версии, нежели версия об основании монастыря татарским мурзой, монастырь основал в 1275 году князь Василий Ярославич, брат Александра Невского, ставший уже великим князем владимирским, но предпочитавший жить в Костроме. После смерти князя Василия и упразднения Костромского княжества монастырь попал под покровительство рода Годуновых, возвысившегося в государстве в середине XVI века. Годуновы, как и некоторые другие знатные боярские роды (Захарьины, Вельяминовы, Сабуровы, Шеины), считали вышеупомянутого Захарию (Чета) своим родоначальником и похоже «продвинули» для истории версию Захарии в качестве своего предка и основателя Ипатьевской обители. Годуновы в конце XVI века и становятся основными ктиторами (по современному – спонсорами) Ипатьевского монастыря. На его территории расположена усыпальница этого древнего и знаменитого боярского рода, в том числе могилы отца и матери Бориса Годунова.

На средства Дмитрия Ивановича Годунова, дяди будущего царя Бориса Годунова вокруг монастыря были возведены каменные стены с шестью башнями и заложен Троицкий собор с приделами во имя апостола Филиппа и священномученика Ипатия Гангрского.
08.

09.

В 1564 году завершилось строительство зимней церкви Рождества Пресвятой Богородицы с приделом святителя Иоанна Златоуста.
10.

Фото Прокурдина-Горского. 1910 год. Специальная съемка в цвете.

Над Святыми вратами в 1595-1597 годах возводится храм, посвященный священномученикам Феодору Стратилату и Ирине — небесным покровителям царя Фёдора Иоанновича и его супруги царицы Ирины Фёдоровны, родной сестры Бориса Годунова. Возводятся каменные звонница, кельи настоятеля и монастырского эконома. Кроме этого, Годуновыми были сделаны многочисленные пожертвования церковных книг и утвари. В монастыре были созданы мастерская живописи и большая библиотека книг и рукописей.


Призвание на царство Михаила Фёдоровича. Книга венчания на царство Михаила Фёдоровича Романова. 1672 год. Неизвестный автор. Источник

14 марта 1613 года в Троицком соборе Ипатьевского монастыря был совершён торжественный обряд призвания на царство Михаила Романова, положивший конец Смутному времени.
13.

14.

По крайне странному стечению обстоятельств Царская династия Романовых началась обрядом призвания на царство в Ипатьевском монастыре и закончилась расстрелом царской семьи в Ипатьевском же доме (в Екатеринбурге), конфискованном в 1917 году у военного инженера-строителя И.И. Ипатьева.

После Октябрьской революции, в 1919 году, монастырь был упразднён, а его материальные ценности национализированы. Большая часть монастырской ризницы комиссиями Гохрана была вывезена в Москву, остатки поступили на хранение в Костромской краеведческий музей. Во время массового уничтожения костромских храмов в 1934 году в монастыре был разрушен храм Рождества Пресвятой Богородицы. В середине 1950-х годов общежития в монастырских корпусах расселили, а в 1958 году в Ипатьевском монастыре создан Костромской государственный историко-архитектурный музей-заповедник.

Это первая часть моего рассказа об Ипатьевском монастыре. Во второй части будет больше реальных фото строений монастыря и рассказ о его исторических архитектурных жемчужинах.

Википедия
Николай Зонтиков (Кострома). Статья Когда и кем был основан Ипатьевский монастырь? Краеведческий альманах «КОСТРОМСКАЯ ЗЕМЛЯ» (Выпуск 6).

Ипатьевский монастырь

Свято-Троицкий Ипатьевский монастырь в Костроме

Древний Ипатьевский монастырь — пожалуй, самая известная достопримечательность Костромы, монастырь называют «колыбелью династии Романовых». Именно с него обычно начинают знакомство с городом. Монастырь находится не в центре Костромы: он стоит на стрелке рек, на месте впадения реки Костромы в Волгу. От центра города и Сусанинской площади лучше доехать, идти пешком будет слишком утомительно.

Монастырь основан в XIV веке, предположительно в 1330 году, первое упоминание в летописях — 1432 год. Ипатьевский монастырь — это не место духовного паломничества, а скорее политически знаковое место для Руси. Здесь был призван на царство Михаил Фёдорович — первый представитель династии Романовых.

В начале XVII века в Ипатьевском монастыре во времена польско-литовской интервенции скрывался Михаил Романов, и в 1613 году к нему пришли московские посланники с предложением стать царём. После того, как согласие Михаила было получено, в Троицком соборе отслужили торжественный благодарственный молебен за спасение России от Смуты и за процветание нового царствующего дома. Из Ипатьевского монастыря будущий царь отправляется в Москву на царство.

С 1919 по 2004 год на базе Ипатьевского монастыря существовал историко-архитектурный заповедник, в 2004 году его полностью передали Русской православной церкви, и сейчас здесь действующий мужской монастырь. Поэтому приготовьтесь облачиться в соответствующие одеяния. Женщинам у входа предложат обязательные юбки и платки (кстати, юбки чистые, аккуратные, судя по всему, специально сшитые, и одеть их не противно). В майках и шортах на территорию просто не пустят.
Вход в монастырь — через Северные (Екатерининские) ворота, прорубленные в 1767 г. специально к приезду императрицы Екатерины II. До этого главные ворота были со стороны реки.

Территория монастыря, куда можно пройти туристу, довольно мала. Обитель делится на две части: Старый город, возведённый в 1586-1590 годах, и Новый город, пристроенный через полвека. На территорию Нового города проход закрыт.

Доминанта Ипатьевского монастыря, его главный храм — пятиглавый Троицкий собор , построенный в 1586-1590 на месте старинного деревянного храма. Обратите внимание на крыльцо.

За собором на фото выше вы видите жилой Наместничий корпус (XVI — XIX вв.) и Святые ворота с надвратной церковью Хрисанфа и Дарии.

Троицкий собор знаменит своими фресками: в конце XVII века его расписывали мастера артели знаменитого русского иконописца Гурия Никитина. Фресковый ансамбль собора считается вершиной русской монументальной духовной живописи XVII века. Б о льшая часть фресок была обновлена в начале XX века.

Впечатляет огромный пятиярусный позолоченный иконостас, выполненный костромскими резчиками в XVIII веке.

В подклете Троицкого собора находится фамильная усыпальница бояр Годуновых, которые оказывали покровительство Ипатьевскому монастырю, здесь похоронены родители царя Бориса. На средства Годуновых был построен Троицкий храм, возведены каменные стены, собрана богатейшая библиотека, где, кстати, и была обнаружена летопись, названная по имени монастыря Ипатьевской, — едва ли не основной источник по истории Древней Руси.

Правее Троицкого собора, если смотреть от ворот, в которые вы вошли, стоит звонница (1601-1604 гг.). В 1645-1646 годах к ней была пристроена высокая колокольня. Здесь устроен небольшой буфет, где можно выпить чаю.

Палаты бояр Романовых («Царские чертоги») XVII — XIX в. Именно здесь жил Михаил Романов с матерью, инокиней Марфой. Сейчас здесь музейная экспозиция, посвящённая истории рода Романовых, которую вы можете посетить без дополнительной оплаты. В общем, достаточно интересная.

На территории Ипатьевского монастыря есть ещё одна экспозиция, посещение которой входит в стоимость билета. Выставочные залы разместились в бывшем Свечном корпусе: здесь представлены иконы XV-XX веков. Икон много.

За Троицким собором недавно была восстановлена ещё одна церковь, но пока внутренние работы там не закончены, и она по-прежнему закрыта для посещения — это храм Рождества Богородицы . Первоначальный храм был взорван в 1930 годы. Восстановление церкви приурочено к 400-летию династии Романовых. В июле 2015 года восстановленный храм был освящён Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Кириллом.

Местные называют монастырь просто «Ипатий». Любя)

Не забудьте, что совсем рядом с Ипатьевским монастырём находится костромской Музей деревянного зодчества.

Читайте также о других русских православных монастырях:

Православные иконы и молитвы

Информационный сайт про иконы, молитвы, православные традиции.

Ипатьевский монастырь Кострома

«Спаси, Господи!». Спасибо, что посетили наш сайт, перед тем как начать изучать информацию, просим подписаться на наше православное сообщество в Инстаграм Господи, Спаси и Сохрани † — https://www.instagram.com/spasi.gospodi/ . В сообществе больше 58 000 подписчиков.

Нас, единомышленников, много и мы быстро растем, выкладываем молитвы, высказывание святых, молитвенные просьбы, своевременно выкладывам полезную информацию о праздниках и православных событиях. Подписывайтесь. Ангела Хранителя Вам!

Эта обитель Божия считается одной из наиболее старых. Дата основания доходит еще до начала XIV столетия. Именно благодаря своему размещению, в 14-15 веке мастырь стал основным защитным сооружением на северо-восточной границе.

Чем известен Ипатьевский монастырь

Его знают и под другим названием как «колыбель» Дома Романовых. В 17 веке наступил период, который мог привести к уничтожению российской государственности. И стены этой обители укрыли Михаила Романова. С того момента и начался период трехсотлетнего правления Романовых.

На территории этой обители есть около десяти различных построек, и каждая из них требует тщательного рассмотрения. Так например:

  • «Романовские» палаты,
  • Братский и Наместнический корпуса,
  • Трапезный и Свечной корпуса,
  • Звонница и Троицкий собор,
  • над надвратной церковью Хрисанфа и Дарии Святые ворота,
  • Екатерининские ворота,
  • над погребами жилые кельи,
  • башни Нового и Старого городов.

Также на территории общины находится историко-археологический музей. Желающие могут увидеть там большое количество разнообразных религиозных древностей.Также отдельная выставка представляет эпоху правления Романовых.

Свято-Троицкий Ипатьевский монастырь находится в живописных местах Костромы. У костромичей есть такое название как «стрелка». Это место соединения двух рек: Костромы и Волги. После того, как там был основан монастырь, его начали называть Ипатьевским мысом.

История обители

Свято-Троицкий Ипатьевский монастырь в Костроме принимал активное участие в некоторых государственных делах. Кроме того он постоянно призывал людей к народному единству. Но были и довольно таки печальные вехи в истории этой обители. Так в 1649 году старая церковь была практически полностью уничтожена из-за взрыва бочки с порохом. Этот печальный факт уже никогда не позволит нам представить как на самом деле выглядел экстерьер.

С 18 века здания уже приобрели свое постоянное облачение и мало что в нем менялось, чего не скажешь о внутреннем виде зданий.

Троицкий собор и другие пямятки архитектуры

Троицкий собор Ипатьевского монастыря в Костроме — главный храм обители. Он является визиткой данного святого места. Его видно за несколько километров от обители благодаря пяти золоченным главкам, а также изумрудному ажурному шатру колокольни.

Правая сторона украшена удивительной красоты парадным крыльцом и восьмигранным шатром с обилием разнообразных украшений. Зайдя в собор Ваше внимание обязательно привлечет к себе стенная роспись 17 века и богатый иконостас. Стиль в котором он выполнен – барокко 18 века. Мастер пытался передать через них уникальное богатство мотивов и буйство красок.

Брать и сестры во Христе. Ведем свое сообщество во Вконтакте https://vk.com/molitvuikonu называется Молитвы на каждый день, где стараемся выкладывать праволсавные молитвы и новости. Если у вас есть своя страничка в вк, подписывайтесь на нас.

К наибольшим сокровищам обители относят:

  • богатую библиотеку, где также находится и Ипатьевская летопись;
  • пятиярусный золоченный иконостас в Троицком соборе;
  • шикарная стенопись, которую выполнил Гурий Никитин.

Еще одной архитектурной памяткой считают звонницу, которая была заказана в 17 веке боярином Годуновым. Его отличает резной зеленый шатер и пояса каменных резных элементов. В 2006 году звонницу увенчал специальный колокол «Царь Михаил».

Есть еще несколько основных сятынь в обители:

  • частицы гробов Матроны Московской и Николая Чудотворца;
  • часть Ризы Господней;
  • частицы мощей священномученика Ипатия;
  • чудотворнаю икона Тихвинской Богоматери.

Как добраться

Точный адрес монастыря: г. Кострома, ул. Просвещения, 1. Телефон: (4942) 312—589.

Доехать по городу можно автобусом № 14, или маршрутным такси № 4, № 8, № 11, № 14, № 38 до остановки «Ипатьевская слобода».

  • обитель – каждый день с 7:00 до 18:00.
  • музей — с начала мая до конца сентября — с 9:00 до 18:00 часов, с начала октября до конца апреля — с 10:00 до 17:00.

Расписание богослужений и более детальную информацию можно узнать на официальном сайте монастыря.

Пусть хранит Вас Господь!

Вам будет интересно посмотреть еще и видео о Ипатьевской обители:

Ссылка на основную публикацию