Иркутская епархия

Русская Православная Церковь

Официальный сайт Московского Патриархата

Главные новости

Святейший Патриарх Кирилл призвал объединить усилия в поддержку идеалов семейной жизни

Святейший Патриарх Кирилл присутствовал на выступлении Президента России В.В. Путина, обратившегося с Посланием к Федеральному Собранию

В праздник Собора Пресвятой Богородицы Святейший Патриарх Кирилл совершил Литургию в Успенском соборе Московского Кремля

В праздник Рождества Христова Предстоятель Русской Церкви совершил великую вечерню в Храме Христа Спасителя

В праздник Рождества Христова состоялся телемост Святейшего Патриарха Кирилла с членами экипажа Международной космической станции

Иркутская епархия

В 1707 г. было учреждено Иркутское викариатство Тобольской епархии. Самостоятельная епархия была открыта в 1727 г. Решением Священного Синода от 5-6 октября 2011 г. (журнал № 106) из Иркутской епархии выделены Братская и Саянская епархии; Иркутская епархия включена (журнал № 132) в состав Иркутской митрополии.

Епархия сегодня
(по состоянию на август 2011 года)

Благочиния и благочинные

  • I Иркутский — протоиерей Виктор Хаустов
  • II Иркутский — игумен Максимилиан (Клюев)
  • Верхоленский — протоиерей Вячеслав Пушкарев
  • Ангарский — протоиерей Владимир Килин
  • Саянский — протоиерей Игорь Бартенев
  • Нижнеудинский — протоиерей Александр Ульянов
  • Нижнеилимский — протоиерей Игорь Янавичюс
  • Усть-Кутский — протоиерей Павел Гирев
  • Братский — протоиерей Павел Глазунов
  • Тайшетский — игумен Николай (Микушин)
  • Усть-Илимский — протоиерей Александр Белый-Кругляков

Количество храмов ― 118.

Штатных клириков ― 172, в том числе:

Действуют богословско-катехизаторские курсы, 3 православные гимназии, 41 воскресная школа и 11 православных библиотек.

Средства массовой информации

Иркутская епархия Русской Православной Церкви

В наше время Иркутская и Ангарская епархия русской Православной церкви включает монастыри и приходы на территории Иркутской области. Вместе с Братской и Саянской епархиями, тоже находящимися на территории этого округа, она является частью Иркутской метрополии.

Проникновение православия в Сибирь

История создания этой епархии очень интересна – как ни одно другое подразделение РПЦ, меняла она свои границы. Первой в Сибири, после присоединения ее к России, образовалась Тобольская епархия. Было это в 1620 году. Иркутский край входил в нее, но ввиду своей обширности в 1706 году он выделяется в условную церковно-административную единицу епархии под названием «викариатство», а уже в 1721 году появляется самостоятельная Иркутская епархия. И это было положительным явлением, как для края, так и для России в целом.

В насаждении религии в новых местах всегда очень большую роль играли миссионеры. Первым святителем стал Иннокентий Кульчицкий, который был настоящим подвижником – он привез с собой первую частную библиотеку, активно вел просветительскую работу. Кроме того, он упорядочил церковно-административную структуру. Его начинания достойно продолжил святитель Сафроний, который тоже вел активную миссионерскую деятельность. Кроме того, епархия была богата представителями духовенства, которые вели научную деятельность и занимались переводами, а также исследованиями в области этнографии, лингвистики.

Формирование епархии

Сибирь огромна, Иркутская епархия постоянно прирастала территориями, в которое необходимо было нести «слово божье». Так, в 1731 году она включает в себя Якутию, а скоро всю территорию Сибири и огромные просторы Дальнего Востока, принадлежащие России.

Дальше – больше. Аляска и Алеутские острова в 1796 году входят в состав Иркутской епархии. Естественно, что удержать эти бесконечные территории под одним началом трудно, ведь в эти времена площадь епархии равнялась половине всей необъятной России.

В 1840 году начался обратный процесс. Первыми выделились в самостоятельные Курильская, Камчатская и Алеутская епархии. К последней в 1856 году отошла Якутия. Затем в 1894 году образовывается Читинское викариатство, которое в этом же году становится самостоятельной церковно-административной территориальной единицей. Таким образом, Иркутская епархия к началу XX века имела границы, схожие с нынешними.

Годы безверия

Но вот началась эра атеизма, громадные административные единицы православной церкви стали просто упраздняться, а храмы и монастыри — подвергаться разграблению и уничтожению. На сибирской земле и пространстве Дальнего Востока не осталось ни одного духовного заведения. С 1917 года по 1930 Иркутская епархия, которую не закрыли, поглощает земли упраздненных структур, и ее размеры опять достигают дальневосточных берегов. Однако под нажимом богоборческих настроений власти закрывают и эту епархию, правда, не надолго – уже в 1943 году она восстанавливается. До последних лет советской власти Иркутская православная епархия простиралась до берегов Тихого океана.

Новые времена

Наступает Перестройка, православная церковь начинает свое эпохальное возрождение. Идет процесс воскрешения всего упраздненного и уничтоженного. В 1988 году восстанавливается и обосабливается Хабаровская кафедра, в 1993 становится самостоятельной Якутская епархия, в 1994 – Читинская. Опять наступил момент, когда совпали границы Иркутской области и, собственно, епархии. Впрочем, уже 05.10.2011 выходят из ее состава и обретают самостоятельность епархии Саянская и Братская. А 6 октября в границах Иркутской области образовывается метрополия, главой которой становится иркутский архиерей.

Славные имена

За время своей истории Иркутская епархия Русской православной церкви дала трех архиереев, которые прославились праведной жизнью и пастырской деятельность, то есть святителей. Ими были:

  • первый епископ Иннокентий Кульчицкий (1727-1731);
  • Сафроний Кристаллевский (1754-1771);
  • митрополит Московский и Коломенский Иннокентий Вениаминов (1868-1879).

До 1917 года число архиереев, управляющих Иркутской епархией, составило 17. Их подвижническая деятельность преобразила край. Стараниями церкви была организована и включена в активный образовательный процесс сеть учреждений образовательного характера. К середине XIX века в епархии насчитывалось более 35 школ церковно-приходского типа и пять училищ духовного образования, непосредственно в Иркутской губернии – 14.

Миссионерская деятельность

К началу XX века здесь действовали 2 семинарии и женское училище, а количество школ достигло 229. Требования, предъявляемые к священникам, все время повышались, уровень их подготовки рос, и уже к началу XX века многие из них имели высшее образование. Конечно, для христианизации коренного населения применялись и пряник и кнут, но и миссионерская деятельность давала положительные результаты. Первая книга вышла под названием «Сокращенный катехизис», ее основным ключевым моментом было издание на якутском языке (1819), чуть позднее для населения русской Аляски и «новокрещенных бурятов» были выпущены на их языках основные богослужебные тексты.

Даже после значительного сокращения территорий епархии Иркутск оставался крупнейшим религиозным центром. В епархии было много храмов и монастырей. В этой связи нельзя не упомянуть одну из старейших обителей Сибири, основанную в конце 17 века на правой стороне Ангары. Ею стал монастырь, посвященный Знамению Матери Божьей, тем более что сейчас на его территории расположено управление епархии Иркутской митрополии.

Знаменская обитель

Черты современности

Церковь не застыла в своем развитии и даже использует все достижения науки и техники. Свои сайты имеют все церковно-административные территориальные единицы, в том числе и Иркутская епархия. Региональный православный портал, вмещающий в себя множество единонапрвленных целевых сайтов, объединенных общей великой духовной мыслью, словом и доменным именем, несет в себе исчерпывающую информацию об Иркутскрй епархии, ее истории и сегодняшнем дне. Абсолютно все новости находятся в широком доступе.

Иркутская епархия

ИРКУТСКАЯ И АНГАРСКАЯ ЕПАРХИЯ • Православная Энциклопедия под .

001 002 003 004 005 006 007 008 009 010 011 012 013 014 015 016 017 018 019 020
В начало текста В конец текста

Екатериной I Алексеевной, с названием Иркутская и Нерчинская 15 янв. 1727 г. преобразованием Иркутского и Нерчинского вик-ства Тобольской и Сибирской епархии. В 1816-1852 гг. имела название Иркутская, Нерчинская и Якутская, в 1852-1894 гг. — Иркутская и Нерчинская, в 1894-1937 гг. — Иркутская и Верхоленская. В 1938-1947 гг. кафедра не замещалась, в 1948 г. восстановлена с названием Иркутская и Читинская. 21 апр. 1994 г. в связи с образованием Читинской и Забайкальской епархии кафедра получила название Иркутская и Ангарская, территория епархии включала Иркутскую обл. и Усть-Ордынский Бурятский автономный окр., в 2008 г. ставший частью Иркутской обл. Кафедральный город — Иркутск, кафедральный собор — в честь Богоявления ( 1727-1894, с 1999 ) . Правящий архиерей — Вадим (Лазебный; с 4 февр. 1990; с 25 февр. 2000 архиепископ) . Епархия разделена на 11 благочиннических округов: 1-й и 2-й Иркутские, Ангарский, Братский, Верхоленский, Нижнеилимский, Нижнеудинский, Саянский, Тайшетский, Усть-Илимский, Усть-Кутский. В 2010 г. в епархии насчитывалось 232 прихода, 123 храма, 43 молитвенных дома, 35 часовен, мон-рь (см.)

В соответствии с указом 1727 г. территория новообразованной Иркутской епархии была значительно меньше территории соответствующей провинции. 8 сент. 1727 г. находившийся в Иркутске надзиратель Тобольского архиерейского приказа Н. Словцов по поручению Тобольского митр.

Иннокентия (Кульчицкого) 43 храма и 3 мон-ря: в Иркутске 7 храмов и 2 мон-ря (иркутский в честь Вознесения Господня муж. мон-рь и жен. Знаменский) , в Иркутском дистрикте 15 храмов, за Байкалом Посольский в честь Преображения Господня муж. мон-рь (в совр. Бурятии) и 21 церковь на территории от Удинска ( позднее Верхнеудинск, ныне г. Улан-Удэ ) до Нерчинска (ныне в Забайкальском крае) . Спасо-Преображенский мон-рь в Якутске и Усть-Киренский во имя Св. Троицы муж. мон-рь, а также храмы городов Илимска (совр. Иркутская обл., затоплен при строительстве Усть-Илимского водохранилища) , Киренска (совр. Иркутская обл.) и Якутска, приносившие значительный доход, Тобольский митрополит оставил в своей юрисдикции. Забайкальский Селенгинский во имя Св. Троицы муж. мон-рь (на территории совр. Бурятии) , расположенный в центре вновь образованной Иркутской епархии, также остался под управлением Тобольского митрополита. Особый статус имел основанный в 1706 г. на территории Иркутского и Нерчинского вик-ства нерчинский в честь Успения Пресв. Богородицы муж. мон-рь. По указу Петра I Алексеевича от 17 апр. 1706 г. первенствующая роль в управлении монастырем принадлежала вкладчикам; «архимандритам и игуменам того монастыря» предписывалось «крестьян не ведать, а ведать им токмо церковь Божию, монастыря братию… и служебное правило». Несмотря на то что мон-рь не был назван в указах, утверждавших юрисдикцию Иркутского архиерея, в апр. 1728 г. свт. Иннокентий назначил туда игуменом своего духовника Нафанаила. Указ Петра I о Нерчинском мон-ре стал причиной борьбы вкладчиков и настоятелей за власть, что привело к закрытию обители в 1773 г.

Свт. Иннокентий (Кульчицкий) обратился в Святейший Синод с ходатайством о «приписке к Иркутской епархии дистриктов Ильминск и Якутск» (Иркутские ЕВ. 1896. № 15. С. 353) . 16 нояб. 1731 г. из С. -Петербурга в Иркутск были отправлены указы об упорядочении границ Тобольской и Иркутской епархий, в результате чего к Иркутской епархии были причислены мон-ри селенгинский Троицкий, киренский Троицкий, якутский Спасский и пустыни Братская (приписная к иркутскому Вознесенскому монастырю) , Покровская и Успенская ( приписные к якут. Спасскому мон-рю ) , а также храмы Балаганска (совр. Иркутская обл.) , Илимска, Киренска и Якутска. В 1733 г. Синод присоединил к Иркутской епархии Охотск и Камчатку. В 1796 г. на севере Америки было учреждено Кадьякское вик-ство Иркутской епархии для окормления новоприсоединенных к Российской империи Алеутских о-вов и Аляски. 10 апр. 1799 г. во епископа Кадьякского был хиротонисан Иоасаф (Болотов) , погибший в пути к месту служения. Новый архиерей на Кадьякскую кафедру не был назначен, и она осталась под управлением Иркутских епископов. В это же время к Иркутской епархии были присоединены расположенный к западу от Иркутска г. Нижнеудинск (совр. Иркутская обл.) и его округа. В 1822 г. в состав Иркутской епархии вошла Енисейская губ. Т. о., территория Иркутской епархии в 1-й четв. XIX в. включала Енисейский край, Прибайкалье, Забайкалье, Якутию, Камчатку, Дальн. Восток и территорию Русской Америки, что делало расположенную на 2 континентах епархию самой большой церковной областью Российской империи с территорией ок. 10 млн кв. км.

Церковь Богоявления в Верхоленске. 1718 г. (не сохр.) . Фотография. Нач. ХХ в. (ИркОХМ) В 1832 г. начался процесс уменьшения размеров епархии, части ее территории отходили новоучреждавшимся кафедрам. В 1834 г. была образована Томская и Енисейская епархия (см.)

Архиепископ Юстиниан поздравил детей — гостей Рождественского представления «Сказки Рождества»

11 января 2020 года в здании спорткомплекса «Ойрат-Арена» состоялось традиционное Рождественское представление «Сказки Рождества». Мероприятие подготовила Воскресная школа Казанского кафедрального собора города Элисты при поддержке отдела религиозного образования и отдела социального служения Элистинской и Калмыцкой епархии.

В качестве гостей Рождественское представление посетили более тысячи юных элистинцев и гостей города.
Перед началом представление к присутствующим обратился архиепископ Элистинский и Калмыцкий Юстиниан.
Владыка Юстиниан напомнил собравшимся о событии Рождества Христова и поздравил с праздником: «К Богомладенцу Иисусу легче прийти в детском возрасте, ведь юное создание больше тянется к Богу и чувствует Его близость, теплоту. Поэтому я с трепетным чувством приветствую вас — юные жители Элисты и гости столицы республики. Поздравляю вас с Новым годом от Рождества Христова!».

От имени Главы Республики Калмыкия с проведением благотворительного детского праздника собравшихся поздравил заместитель председателя правительства Республики Калмыкия Наран Кюкеев.

На Рождественском представлении воспитанники воскресной школы Казанского кафедрального собора города Элисты показали зрителям музыкальный спектакль по мотивам русской народной сказки «По щучьему веленью».
Режиссер-постановщик: заслуженный артист России, народный артист Калмыкии Александр Щеглов. Музыкальный режиссёр: директор воскресной школы Марина Грищенко. Хореография: Альбина Семиглазова и Гульнара Булдынова.
После спектакля для детей прошло анимированное представление с участием сказочных персонажей. Юные зрители приняли участие в традиционном хороводе с песнями, танцами и конкурсами.
По завершении всем гостям праздника вручили традиционные рождественские подарки.
Напомним, Рождественское представление — некоммерческое мероприятие, билеты распространялись бесплатно. Часть билетов была передана социальным учреждениям и центрам, отвечающих за работу с детьми с ограниченными возможностями.
Помощь в рассадке зрителей в зале, в гардеробе, в раздаче подарков оказывали волонтерские группы епархиальных отделов религиозного образования и социального служения, а также Калмыцкого филиала Московского государственного гуманитарно-экономического университета.
Отдел религиозного образования Элистинской епархии выразил благодарность за поддержку в проведении мероприятия министерству образования и министерству спорта Республики Калмыкия, а также администрации спорткомплекса «Ойрат-Арена».

Иркутская епархия

Иркутская епархия
Русская Православная Церковь

Знаменский собор
Общие сведения
Страна Россия
Архиепископский округ Иркутская митрополия
Епархиальный центр Иркутск
Основана 1721
Управление
Правящий архиерей Митрополит Иркутский и Ангарский Вадим (Лазебный) (с 4 февраля 1990 года)
Кафедральный храм Знаменский собор
Второй кафедральный храм Свято-Троицкий кафедральный собор
Сайт Официальный сайт
Иркутская епархия на Викискладе

Ирку́тская епа́рхия — епархия Русской Православной Церкви. Объединяет приходы и монастыри на территории Иркутской области (кроме территорий, отошедших к Братской и Саянской епархиям). Входит в состав Иркутской митрополии.

Правящий архиерей — митрополит Вадим (Лазебный). На кафедре с 4 февраля 1990 года.

Содержание

  • Иркутская и Нерчинская (декабрь 1706 — ?)
  • Иркутская, Нерчинская и Якутская (31 мая 1816 — 26 июня 1852)
  • Иркутская и Нерчинская (26 июня 1852 — 12 марта 1894)
  • Иркутская и Верхоленская (с 12 марта 1894)
  • Иркутская и Читинская (1943 — 21 апреля 1994)
  • Иркутская и Ангарская (21 апреля 1994 — 04 октября 2011)
  • Иркутская (с 05 октября 2011)

Учреждена в декабре 1706 года как викариатство Тобольской митрополии с титулованием викарного епископа Иркутским и Нерчинским. С 1721 года становится самостоятельной.

Обширная епархия, с 1731 года включавшая и Якутию, простиралась изначально на всю Сибирь и Дальний Восток России, а с присоединением Аляски — и на Американский континент. В декабре 1840 года из неё была выделена Камчатская, Курильская и Алеутская епархия, которой 26 июня 1852 года была переподчинена Якутия.

28 января 1894 года было создано Читинское викариатство и 12 марта того же года выделено в самостоятельную епархию. Так, к началу XX века Иркутская епархия входит в границы схожие с современными. B 1912 году в Иркутской епархии было 326 церквей, 205 часовен и молитвенных домов, 4 монастыря, 283 священника и 77 диаконов [1] .

После революции 1917 года, под нажимом богоборческой власти, духовные заведения Сибири и Дальнего Востока уничтожаются и закрываются. Местные епархии также упраздняются, их территория вновь входит в Иркутскую, по большей части в 1930-х годах. Саму Иркутскую епархию постигает та же участь, но ненадолго — в 1943 году она была восстановлена.

Между 1945 и 1949 годами независимое существование имела Хабаровская епархия для Дальнего Востока, но после этого иркутские владыки приняли управление над вдовствующей Дальневосточной кафедрой.

До конца советского периода Иркутская епархия простиралась до самых восточных пределов России, и только в 1988 году Хабаровская кафедра на территории Дальнего Востока вновь обособилась. Это не означает, что восстановленная епархия в 1950-е — 1980-е годы имела много приходов. В 1958 году в Иркутской епархии было 20 православных приходов, в том числе 14 храмов в Иркутской области, по 2 церкви в Бурятской АССР, Якутской АССР и Читинской области [2] . Численность духовенства на территории Иркутской области по годам была следующей [2] :

  • 1954 год — 29 чел.;
  • 1958 год — 31 чел.;
  • 1969 год — 22 чел.;
  • 1985 год — 23 чел.

В 1993 году из ведения Иркутской кафедры была также выделена самостоятельная Якутская епархия, в 1994 году — Читинская епархия.

5 октября 2011 года из состава Иркутской епархии выделены Братская и Саянская епархии. 6 октября Братская, Иркутская и Саянская епархии включены в состав новообразованной Иркутской митрополии [3] .

Иркутское и Нерчинское викариатство Тобольской митрополии

Архиерейское богослужение в Успенском храме села Жилино

12 января, в день второй годовщины со дня кончины протоиерея Владимира Ганина, митрополит Ювеналий совершил Божественную литургию в Успенском храме села Жилино.

Перед началом богослужения Его Высокопреосвященство возложил цветы к могиле приснопамятного отца Владимира, погребенного у алтаря храма.

За Божественной литургией Владыке митрополиту сослужили благочинный церквей Люберецкого округа священник Вячеслав Новак, настоятель Успенского храма протоиерей Сергий Ганин, помощник Управляющего Московской епархией по церковно-общественным вопросам протоиерей Петр Иванов, духовенство Московской епархии.

За богослужением молились глава Люберецкого района В.П. Ружицкий, начальник МУ МВД России «Люберецкое», полковник полиции Е.А. Романцев, родные и близкие отца Владимира, его духовные чада, жители района.

За богослужением Владыка рукоположил диакона Иоанна Читьяна во пресвитера.

По окончании Божественной литургии Его Высокопреосвященство обратился к собравшимся с архипастырским словом:

Уважаемый Владимир Петрович, дорогая матушка отца Владимира Нина Флоровна, всечестные отцы, дорогие братья и сестры! Я очень рад, что сегодня, когда мы продолжаем отмечать великий праздник Рождества Христова, я смог к вам прибыть, чтобы поздравить с этим великим торжеством и в то же время, поскольку сегодня вторая годовщина со дня кончины отца Владимира, — у его могилы помолиться о упокоении его души. Слава Богу, что Господь дает нам радость отмечать в свободе и благолепии Рождество Христово, которое напоминает, что Господь пришел на землю ради нас и ради нашего спасения. Мы не можем не поминать наставников своих, как заповедано нам Господом, особенно потому, что отец Владимир был духовником Московской епархии, исповедовал наших священнослужителей, был и моим духовным отцом. Эта должность духовника имеет огромное значение в деле спасения каждого из нас, потому что, когда мы предстанем пред Господом, Праведным Судией, и наши грехи будут обличать нас в несовершенстве нашем, тогда предстанет скромный духовник и скажет: «Да, он грешил, но я свидетель, что он каялся, просил прощение у Господа», — и мы верим, что по Божиему милосердию мы тогда сподобимся Царствия Небесного. А мы должны постоянно поминать в молитвах своих духовных отцов, в том числе и отца Владимира, который был добрым пастырем и примерным священником. Я очень рад, что через два года я вижу, что паства его осталась в храме, что она увеличивается, и поэтому хочу поблагодарить настоятеля, отца Сергия, сына покойного, за то, что он усердно продолжает труды своего блаженно почившего отца. Я всем вам, возлюбленные, желаю здравия, спасения и во всем благого поспешения. Пусть Господь хранит вас всех на многая лета!

У могилы протоиерея Владимира Ганина митрополит Ювеналий совершил заупокойную литию.

Епископ Мефодий принял участие в Божественной литургии в Троицком соборе Серафимо-Дивеевского монастыря

15 января 2020 года, в день преставления и второго обретения мощей преподобного Серафима Саровского в Троицком соборе Серафимо-Дивеевского монастыря была совершена Божественная литургия. Ее возглавил митрополит Минский и Заславский Павел, Патриарший экзарх всея Беларуси, предстоятель Белорусской Православной Церкви.

Ему сослужили митрополит Нижегородский и Арзамасский Георгий, митрополит Чебоксарский и Чувашский Варнава, митрополит Йошкар-Олинский и Марийский Иоанн, митрополит Иваново-Вознесенский и Вичугский Иосиф, митрополит Саранский и Мордовский Зиновий, архиепископ Роменский и Бурынский Иосиф, епископ Краснослободский и Темниковский Климент, епископ Балахнинский Илия, епископ Ардатовский и Атяшевский Вениамин, епископ Канашский и Янтиковский Стефан, викарий Нижегородской епархии епископ Дальнеконстантиновский Филарет, епископ Выксунский и Павловский Варнава, епископ Альметьевский и Бугульминский Мефодий, епископ Лысковский и Лукояновский Силуан, старший священник Серафимо-Дивеевского монастыря иерей Владимир Каргин, настоятели мужских монастырей и другие клирики.

За богослужением молились настоятельницы монастырей и архиерейских подворий Нижегородской митрополии, духовенство, многочисленные верующие.

Праздничные песнопения исполнил хор Серафимо-Дивеевского монастыря под управлением монахини Елены (Цараховой).

По окончании богослужения игумения Сергия поблагодарила архипастырей за совершенное богослужение. «Пусть Господь молитвами Царицы Небесной и преподобного Серафима укрепляет вас в несении трудов на благо Церкви Христовой и нашего Отечества», – сказала матушка Сергия.

Митрополит Нижегородский и Арзамасский Георгий обратился к собравшимся с архипастырским словом, в котором отметил: «Мы имеем на небесах великого молитвенника и ходатая перед Господом. Преподобный Серафим нас наставляет, благословляет и утешает, укрепляет наши силы, помогает жить по заповедям Божиим и хранить любовь и мир между собой. Духовный подвиг старца Серафима показал, как важно стяжать в душе мир Божий. Это та живительная сила, которая избавляет от греха и скверны, взращивает в человеке благодатные дары добродетелей».

Преподобный Серафим Саровский приходящих к нему встречал словами «Христос Воскресе, радость моя»! Батюшка всех согревал своей любовью, никто не уходил от него неутешенным и печальным. И в наши дни каждый праздник преподобного наполнен пасхальной радостью, которая объединяет всех собравшихся. Зимней Пасхой можно назвать 15 января, когда Церковь празднует преставление и второе обретение мощей преподобного.

Автор и фото: Серафимо-Дивеевский женский монастырь/Пресс-служба Альметьевской епархии

Праздничное богослужение в Покровском монастыре

14 января Святая Церковь празднует Обрезание Господне и чтит память святителя Василия Великого. В этот день правящий архиерей Южно-Сахалинский и Курильской епархий возглавил Божественную литургию в мужском монастыре в честь Покрова Пресвятой Богородицы. Владыке сослужили настоятель монастыря игумен Серафим (Скипин) и иеромонах Никон (Марков).

По окончании торжественного богослужения владыка Аксий обратился к братьям и прихожанам с проповедью: «Обрезание Господне является великим праздником и особо почитаемым. Богомладенец Христос был принесен храм по уставу Ветхого Завета, и был совершен над Ним обряд обрезания. Когда Господь вышел на общественное служение, Он неоднократно обращался к людям, которые Его окружали, говоря: Не думайте, что Я пришел нарушить закон или пророков: не нарушить пришел Я, но исполнить (Мф 5. 17). И это событие является лучшим доказательством будущих Его слов. Господь на протяжении всей земной жизни проявляет смирение, начиная от рождения по плоти и заканчивая смертью на Кресте. Бог Отец тоже проявляет смирение пред волей человечества, которое распяло Его Сына, которое не оценило той величайшей жертвы, принесенной Христом Сыном Божиим, второй ипостасью, Богом Словом, на Кресте. Равно как и не оценивает в нынешнее время, когда мы слышим, как бывают гонимы христиане, и учение Христово не все принимают. Если человек принимает Евангельское слово всей душей и сердцем, то Бог является для него Спасителем. Но, если человек отвергает и не желает слышать голос своей совести, то это смерть духовная. Человек может жить своей жизнью, но если он мертв духовно, то вряд ли эта внешняя земная жизнь принесет ему то понимание счастья, которое христианин вкладывает в это слово.

Пусть Бог просвещает наши сердца светом Святого Евангелия, чтобы мы не находились во тьме неверия и сомнении о существования Бога и Его промысла над нами. Пусть Божия благодать пребывает со всеми нами во все дни, которые Сам Господь судит нам прожить на этой земле. Аминь».

Контакты епархиального управления

Адрес: 693000, г. Южно‐Сахалинск , ул. Ленина, 158

По традиции на кафедральной площади г.Ардатова прошли народные Святочные гуляния

12 января 2020 года после Божественной литургии на кафедральной площади для прихожан собора и всех жителей г.Ардатова Правящий Архиерей организовал праздничное Святочное представление — «Народные Святочные гуляния». Музыкальное представление прошло при участии артистов Ардатовского ДК и Тургеневского ДК. Также с рождественскими колядками выступили воспитанники Ардатовской воскресной школы. Живое пение, веселые танцы и множество святочных конкурсов стало поистине народным гулянием. По доброй традиции на кафедральной площади была развернута полевая кухня с горячей едой и «глинтвейном». Духовенство Ардатовской епархии приняло в празднике активное участие. Широкое народное гуляние явилось большим подарком для жителей Ардатова. В заключительной части праздника Владыка Вениамин всем артистам и маленьким жителям Ардатова вручил сладкие подарки.


Поделиться в соц. сетях

В святочные дни праздника Рождества Христова в Храме Живоначальной Троицы с.Сабанчеево 2-го церковного.

12 января 2020 года Преосвященнейший Вениамин, епископ Ардатовский и Атяшевский совершил Вечерню с чтением.

Иркутская епархия

Иркутская епархия

Иркутская епархия была учреждена в 1727 г. Ее возглавил первый епископ Иннокентий Кульчицкий, причисленный впоследствии к лику святых. В истории Иркутска многое связано с именем святителя Иннокентия. Он положил начало просвещению, в годы его правления заработала первая (русско-мунгальская) школа при Иркутском Вознесенском монастыре, развил целенаправленную миссионерскую деятельность, упорядочил церковно-административное устройство. Святитель Иннокентий привез в Иркутск первую частную библиотеку, отдельные книги и рукописи из которой хранятся сегодня в фондах Зональной научной библиотеки ИГУ, а также стал первым духовным писателем края, оставив рукописное собрание проповедей, подготовленных им для иркутской паствы. В конце XIX в. “Поучения” святителя Иннокентия были изданы архим. Модестом, ректором Иркутской духовной семинарии. Святитель скончался в 1731 г., а через 70 лет его мощи были обретены нетленными. В 1804 году он был канонизирован.

История православия в Сибири знает имена и других подвижников. Софроний Кристалевский — третий епископ Иркутский, правил епархией в 1754-1771 гг. В эти годы велось строительство каменных церквей: были построены собор в Вознесенском монастыре и при нем Благовещенская и Тихвинская церкви, в 1762 году была построена церковь в Знаменском женском монастыре. Заботясь об образовании духовенства, святитель Софроний перенес из Вознесенского монастыря в архиерейский дом школу, в которой сам учил. Одним из главных дел святителя в Иркутске было распространение православия среди коренных жителей. Для утверждения их в вере и благочестии он лично объезжал свою обширную епархию и часто оказывал помощь как русским людям, так и инородцам, снабжая их хлебом, чаем, картофелем, заступаясь за обиженных и защищая их от несправедливых начальников. Святитель скончался 30 марта 1771 года, тело его оставалось нетленным в течение многих лет, с его именем и мощами были связаны чудеса, описанные в специальных изданиях. Поэтому в начале XX в. иркутское духовенство готовило материалы для его канонизации. Но 18 апреля 1917 года мощи святителя сгорели. Тем не менее иркутяне продолжали верить в его святость и канонизации святителя.

Всемирную известность приобрел уроженец села Анга воспитанник Иркутской духовной семинарии Иоанн (Иннокентий) Вениаминов. Он прославился апостольскими трудами среди коренных жителей Аляски и Алеутских островов. По его инициативе и при его участии для населения этих отдаленных территорий были построены церкви и школы при них, составлена «Грамматика алеутско-лисьевского языка» — научное исследование, основанные на многолетнем опыте общения с этим народом. Он знакомил алеутов не только с нормами христианской жизни, но и обучал необходимым ремеслам: выделке кирпича и кладке стен, плотничьему делу. Кроме того, в годы своего миссионерского служения в Америке он занимался научными исследованиями — изучал климат, состав и занятия населения, растительный и животный мир. Результаты этих исследований опубликованы в книгах «Записки об островах Уналашкинского отдела», «Характеристические черты алеутов, обитающих на Лисьих островах» и других трудах. В 1868 году он был избран Митрополитом Московским и Коломенским. На этом высоком посту он пробыл до своей кончины в 1879 году. В 1988 году Русская православная церковь причистила его к лику святых.

Представители духовенства Иркутской епархии активно занимались научной работой, этнографическими и лингвистическими исследованиями, переводами. Важное место в их деятельности занимала просветительская работа. В 1898-1899 гг. по воскресениям в семинарии проходили религиозно-нравственные чтения. В 1912 г. было организовано “Церковно-историческое и археологическое общество” в Иркутске, в задачи которого входило обследование и изучение старинных церквей, обеспечение их сохранности. В епархии существовала разветвленная сеть церковных учебных заведений: Духовная семинария, Училище для девиц духовного звания, более двухсот церковно-приходских школ.

К началу XX в. в Иркутске было 2 монастыря: мужской Вознесенский и женский Знаменский, 2 собора: Казанский и Богоявленский, 38 приходских церквей и несколько часовен. За годы Советской власти большая часть приходов была уничтожена, церковные здания использовались для других целей. В настоящее время положение постепенно меняется: интенсивно ведутся восстановительные и реставрационные работы, открываются новые приходы. Сейчас в Иркутске действуют десять церквей: Знаменская, Крестовоздвиженская, Михайло-Архангельская, начались богослужения в отреставрированном соборе Богоявления, Троицкой и Князе-Владимирской церквях. Действуют и церкви, здания которых пока не восстановлены: во временно приспособленных помещениях проводятся службы при Николо-Иннокентьевской и Успенской церквях.

Публичное воспроизведение материалов данного сайта либо отдельных его элементов,
включая электронную форму, допускается только с согласия НБ ИГУ.

Ссылка на основную публикацию