Кафедральный соборный Храм Христа Спасителя в Москве

Храм Христа Спасителя в Москве

Огромный храм на берегу Москва-реки был построен по проекту архитектора Константина Тона в ознаменование победы в войне 1812 года. Возводили собор 44 года и закончили к 1883-му. Через полвека его разрушили…

В 1990-х Храм Христа Спасителя в Москве воссоздали в том же русско-византийском стиле, но уже по проекту Алексея Денисова, Зураба Церетели и Михаила Посохина.

Храм Христа Спасителя — самое большое культовое сооружение в России. Он вмещает до 10 000 человек. Высота одного только купола с крестом 35 метров, а всего храма — 103 метра, что на полтора метра больше, чем Исаакиевский собор в Санкт-Петербурге.

В храме три престола: главный, в честь Рождества Христова, и два боковых — во имя Николая Чудотворца и Святого Князя Александра Невского. Настоятелем Храма Христа Спасителя — Кафедрального собора Русской Православной Церкви является Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл.

Собор привлекает и паломников, и обычных туристов. Расписание богослужений на конкретные дни можно узнать на официальном сайте.

Адрес: Москва, ул. Волхонка, 15

Координаты: 55.744622, 37.605580

Режим работы: 10:00-17:00 (вт.-вскр.), 13:00-17:00 (пн.)

Официальный сайт: new.xxc.ru

Первоначально Храм Христа Спасителя планировали возвести на Воробьевых горах. Автор этого проекта Константин Витберг выиграл конкурс почти у сорока именитых претендентов, среди которых были Джакомо Кваренги и Василий Стасов. Ради создания храма Витберг даже принял православие.

Строительство на Воробьевых горах шло с 1817 по 1825 год. Почему прекратили? Официально — из-за неподходящих ненадежных почв, а также из-за обнаружившихся финансовых и организационных проблем. Если бы эта идея осуществилась, облик столицы сейчас был совсем другим.

Однако в 1839 году, при императоре Николае I, был заложен Храм Христа Спасителя на Волхонке. Архитектором император назначил Константина Тона. Росписи храма выполняли известнейшие художники: Суриков, Крамской, Верещагин.

Разрушили храм в 1939 году ради того, чтобы построить на его месте Дворец Советов. Планам помешала война. А потом от идеи и вовсе отказались. В 1960 году на месте собора появился открытый бассейн “Москва”. Многие жители и те, кто бывал в Москве до начала 1990-х, хорошо его помнят.

Воссозданный Храм Христа Спасителя освятили 19 августа 2000 года.

Сейчас он похож на первоначальный, но не является его точной копией. Собор построен из железобетона и кирпича, отделан мрамором, цоколь и лестницы выполнены из красного гранита. В оригинале отделка была из мрамора, лабрадора и кварцита, храм украшали мозаичные работы.

Что посмотреть

Главные святыни храма: Частица Ризы Иисуса Христа, мощи основателя храма, митрополита Московского Филарета (Дроздова), частицы мощей апостола Андрея Первозванного, святителя Иоанна Златоуста, святого Петра, митрополита Московского, святого Ионы, митрополита Московского, святого благоверного князя Александра Невского, чудотворный образ Владимирской Божией Матери и чудотворный образ Смоленской-Устюженской Божией Матери. Размахом и блеском поражают росписи, они занимают площадь 22 тысячи квадратных метров. Почти половина из них — сусальное золото. Также в храме находятся шесть подлинников художника Верещагина.

Туристов привлекают четыре смотровые площадки на высоте около 40 метров. Они расположены между колокольнями и соединены между собой. Отсюда видна вся столичная красота: Кремль, Поклонная гора, парк имени Горького, мосты через Москва-реку, памятник Петру Первому… Попасть на площадки можно только в составе группы и в сопровождении гида. Экскурсия по Храму Христа Спасителя длится два часа, полчаса из которых отдается под смотровые площадки.

В храме есть музей, рассказывающий об истории его строительства и воссоздания. Он расположен в галерее Преображенской церкви. Там же — Патриарший музей церковного искусства и постоянная выставка, посвященная наградной системе Русской православной церкви.

В храме предлагают тематические экскурсии: «История иконописи», «История Вселенской и Русской Церкви», «История Храма Христа Спасителя», «Притчи и Чудеса Господни”, «Отечественная война 1812 года», «Колокола и Звоны».

Храм Христа Спасителя в разное время года

Для посещения храма время года значения не имеет. Верующие обратят внимание на религиозные праздники: Рождество, Крещение, Пасху.

Русская Православная Церковь

Официальный сайт Московского Патриархата

Главные новости

Святейший Патриарх Кирилл: В Антарктиде мы видим некий отблеск Божиего Царства

В одиннадцатую годовщину интронизации Святейшего Патриарха Кирилла в Храме Христа Спасителя состоялся торжественный прием

Святейший Патриарх Кирилл предложил добавить в Конституцию РФ упоминание о Боге

Председатель Государственной Думы России В.В. Володин поздравил Святейшего Патриарха Кирилла с годовщиной интронизации

Заместитель председателя Совета Безопасности РФ Д.А. Медведев поздравил Святейшего Патриарха Кирилла с годовщиной интронизации

Кафедральный соборный Храм Христа Спасителя (Москва)

Центральное благочиние Московской городской епархии

История

Решение о создании первого храма в честь победы в Отечественной войне 1812 года было принято императором Александром I сразу по ее окончании. Первоначальный проект, предусматривающий возведение храма на Воробьевых горах (заложен в 1817 г., архитектор А.Л. Витберг), не был осуществлен. Новый проект в русско-византийском стиле (архитектор К.А. Тон) был утвержден в 1832 г. императором Николаем I. Храм был вновь заложен в 1839 г. на Пречистенской набережной, в древнем урочище Чертолье на месте Алексеевского женского монастыря (сооружения обители были разобраны, сестры переведены в Красное село).

Строительство осуществлялось на средства казны с привлечением народных пожертвований. Храм, бывший на тот момент самым высоким зданием Москвы и самым большим храмом России (высота 103,5 м, вместимость 10000 человек), был освящен 26 мая 1883 г. митрополитом Московским и Коломенским Иоанникием в присутствии императора Александра III.

Росписи были выполнены знаменитыми русскими художниками В.П. Верещагиным, Г.И. Семирадским, В.И. Суриковым, В.Б. Маковским, Ф.А. Бруни, И.Н. Крамским и др. Автор идеи скульптурного убранства фасадов — святитель Филарет, митрополит Московский; мраморные барельефы и скульптурный декор созданы А.В. Логановским, Н.А. Рамазановым, П.К. Клодтом и др., бронзовые украшения, подсвечники и паникадила работы архитектора Л.В. Даля.

Храм является коллективным кенотафом воинов Русской императорской армии, погибших в войне с Наполеоном: в галерее, окружавшей здание, были помещены 177 мраморных досок с именами офицеров, павших в войне и Заграничных походах 1797-1806 и 1813-1814 гг.

15 августа 1917 г. в храме начал работу Поместный Собор, восстановивший Патриаршество после почти двухсотлетнего синодального периода. 5 ноября в Храме Христа Спасителя состоялось избрание Патриарха Всероссийского. Им стал митрополит Московский Тихон (Белавин), в 1989 г. причисленный к лику святых.

В феврале 1918 г. создано братство Храма Христа Спасителя. В 1922-1923 гг. храм захватили обновленцы, в 1931 г. он был закрыт. По распоряжению И.В. Сталина 5 декабря 1931 г. храм взорвали, на его месте планировалось строительство Дворца Советов, однако проект не был осуществлен, и в 1960 г. здесь был построен открытый бассейн «Москва».

В феврале 1990 г. Священный Синод Русской Православной Церкви принял решение о возрождении Храма Христа Спасителя и обратился в Правительство России с просьбой разрешить восстановить его на прежнем месте. В 1991 г. на месте алтаря была построена временная часовня Державной иконы Божией Матери, разобранная впоследствии.

7 января 1995 г., на праздник Рождества Христова, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II в присутствии председателя Правительства Р.Ф. В.С. Черномырдина и мэра Москвы Ю.М. Лужкова совершил чин закладки храма.

14 апреля 1996 г. была совершена Пасхальная вечерня — первое богослужение под сводами восстановленного храма, 19 августа Святейшим Патриархом Алексием II был освящен главный престол нижнего храма — Спасо-Преображенского, после чего в храме были возобновлены регулярные богослужения.

К декабрю 1999 г. были полностью завершены росписи храма, 31 декабря Святейший Патриарх Алексий II совершил малое освящение главного престола верхнего храма.

19 августа 2000 г. Святейший Патриарх Алексий в сослужении сонма архиереев совершил чин великого освящения Храма Христа Спасителя.

В стилобатной части размещаются музей храма, Зал церковных соборов, зал Высшего Церковного Совета, трапезные палаты, а также технические и служебные помещения. На уровне звонниц храма устроена смотровая площадка.

Престолы

Верхний храм: главный престол освящен в честь Рождества Христова, престол южного придела — в честь свт. Николая МИрликийского, северного — св. блгв. кн. Александра Невского.

Нижний храм: центральный придел освящен в честь праздника Преображения Господня, южный — прп. Алексия, человека Божия, северный — Тихвинской иконы Божией Матери.

В комплекс храма также входит церковь Державной иконы Божией Матери.

Святыни

Частица Ризы Господней, гвоздь Креста Господня, частица Ризы Богородицы; частицы мощей апостола Андрея Первозванного, свт. Василия Великого, свт. Григория Богословаравноап. кн. Владимира, глава и частица мощей свт. Иоанна Златоуста, мощи свт. Филарета, митрополита Московского, частицы мощей святителей Петра и Ионы, митрополитов Московских, святых благоверных князей Александра Невского и Михаила Тверского, прп. Марии Египетской, прп. Михаила Малеина, вмч. Феодора Стратилата, вмц. Евфимии Всехвальной, прп. Евфросинии Московской; один из чудотворных списков Владимирской иконы Божией Матери, чудотворный список Смоленской-Устюженской иконы Божией Матери и др.

Богослужение

Ежедневно в будние дни Литургия в 9.00, вечернее богослужение в 17.00. По воскресным дням Литургия в 10.00. Исповедь начинается за час до начала Литургии.

Настоятель — Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл.

ХРАМ ХРИСТА СПАСИТЕЛЯ В МОСКВЕ

Кафедральный Соборный храм Христа Спасителя.

Кафедральный собор Русской Православной Церкви. Расположен недалеко от Кремля на левом берегу Москвы-реки, на месте, именовавшемся ранее Чертольем. Существующее сооружение — осуществлённое в 1990-х годы внешнее воссоздание одноимённого храма, созданного в XIX в. Оригинал Храма Христа Спасителя в Москве был воздвигнут в благодарность Богу за спасение России от наполеоновского нашествия. Построен по проекту архитектора Константина Тона. Строительство продолжалось почти 44 года: храм был заложен 23 сентября 1839 года, освящён — 26 мая 1883 года. 5 декабря 1931 года. здание храма было разрушено. Заново отстроено на прежнем месте к 1999 году.

Крупнейший в Русской Церкви. Рассчитан на 10 тысяч человек. Возведён в традициях русско-византийского стиля, пользовавшегося широкой государственной поддержкой в момент начала строительства.

В состав современного комплекса храма Христа Спасителя входят:
— верхний храм — собственно Храм Христа Спасителя. Имеет 3 престола – главный в честь Рождества Христова и 2 боковых на хорах — во имя Николая Чудотворца (южный) и святого князя Александра Невского (северный). Освящён 19 августа 2000 года.
— нижний храм — Преображенская церковь, сооруженная в память о находившемся на этом месте женском Алексеевском монастыре. Имеет три алтаря: главный — в честь Преображения Господня и два малых придела — в честь Алексия человека Божия и Тихвинской иконы Божией Матери. Церковь освящена 19 августа 1996 года.

25 декабря 1812 года, когда последние наполеоновские солдаты покинули пределы России, император Александр I в честь победы подписал Высочайший Манифест о построении в Москве церкви во имя Христа Спасителя и издал Высочайший указ Святейшему Синоду об установлении празднества 25 декабря. В древней разрушенной столице должен был появиться храм-памятник. Сама идея строительства такой церкви принадлежала генералу армии М.А. Кикину. Этот замысел горячо поддержали все слои русского общества. После победы над Наполеоном в 1814 году проект был уточнён: решено было соорудить кафедральный собор во имя Христа Спасителя.

В том же 1814 году был проведён конкурс. В нем участвовали архитекторы А.Н. Воронихин, Д. Кваренги, В.П. Стасов и др. Из 20 вариантов проекта строительства был утвержден проект художника К. М. Витберга.

12 октября 1817 года, в 5-летнюю годовщину ухода французов из Москвы, состоялась торжественная закладка храма на Воробьевых горах. Но строительство его шло медленно, обнаруживались значительные хищения.

В 1826 году новым императором Николаем I возведение собора было остановлено. Витберг и руководители строительства были обвинены в растратах и отданы под суд. 10 апреля 1832 года царь утвердил новый проект строительства, составленный архитектором Константином Тоном, «русско-византийский» стиль которого был ему близок. Новое место на Чертолье (Волхонка) было также избрано самим Николаем I. Был снесён располагавшийся там Алексеевский женский монастырь, памятник XVII века (переведён в Красное село).

Торжественная закладка собора произошла в день 25-летия Бородинского сражения — в августе 1837 года. Но строительство началось только 10 сентября 1839-го и продолжалось почти 44 года. Свод большого купола закончен в 1849 году, в 1860 году были разобраны наружные леса. Ещё 20 лет продолжались работы по внутреннему убранству: над росписью работали В. И. Суриков, И. Н. Крамской, В. П. Верещагин, Г.И. Семиградский и другие известные художники.

13 декабря 1880 года новому храму было присвоено наименование кафедрального, утвержден штат духовенства и причта. 26 мая (7 июня) 1883 года, в день Вознесения Господня, состоялось его торжественное освящение, совершенное в присутствии императора Александра III.

В 1901 году был учрежден собственный хор храма, считавшимся одним из лучших в Москве. В нем участвовали знаменитые композиторы А.А. Архангельский и П.Г. Чесноков. Здесь пели Ф.И. Шаляпин и К.В. Розов. В 1912 году в сквере возле храма был установлен памятник Александру III (архитектор А.Н. Померанцев, скульптор А.М. Опекушин).

В храме Христа Спасителя торжественно отмечались коронации, всенародные праздники и юбилеи: 500-летие со дня смерти Сергия Радонежского, 100-летие Отечественной войны 1812 года, 300-летие Дома Романовых, открытие памятников Александру III и Н. В. Гоголю. В храме была создана богатая библиотека, в которой было множество ценных изданий, и постоянно проводились экскурсии.

В августе 1917 года в храме Христа Спасителя был открыт Всероссийский Поместный собор РПЦ (1917-1918), на котором вновь, по прошествии множества лет, был избран патриарх (им стал архиепископ Московский Тихон).

В 1918 году после издания декрета Советской власти «Об отделении церкви от государства и школы от церкви» храм лишился государственного финансирования. Тогда же было создано Братство Храма Христа Спасителя, призванного поддерживать жизнь храма. С 1922 года он оказался в ведении обновленческого Высшего Церковного Управления митрополита Антонина, а впоследствии обновленческого Священного Синода — вплоть до закрытия в 1931 году. Настоятелем храма Христа Спасителя в Москве в те годы был один из лидеров обновленчества митрополит Александр Введенский.

2 июня 1931 года было отдано распоряжение снести храм Христа Спасителя для строительства на его месте Дворца Советов. 5 декабря того же года храм был взорван. Строительство Дворца Советов началось в 1937 году, но ему не суждено было завершиться — началась Великая Отечественная война. Многие годы после взрыва на месте храма Христа Спасителя была яма. В 1958 году на месте собора появился плавательный бассейн «Москва», просуществовавший до 1990-х годов.

В конце 1980-х возникло общественное движение за воссоздание храма Христа Спасителя. 5 декабря 1990 года на месте будущего строительства был установлен гранитный «Закладной» камень, в 1992 году был основан фонд на сооружение храма и с 1994 года начато его строительство.

Проект восстановления храма подготовили реставраторы А.М. Денисов и М.М. Посохин. Вскоре авторы проекта уступили место Зурабу Церетели, который завершал строительство, отступив от первоначального проекта Денисова. 19 августа 1996 года, в день Преображения Господня, Патриарх Алексий II освятил нижний Спас-Преображенский храм.

К 1999 году новый храм Христа Спасителя был сооружён как условная внешняя копия своего предшественника. 31 декабря 1999 года верхний храм был открыт для публики; в ночь с 6 на 7 января 2000 года была отслужена первая рождественская литургия. 19 августа того же года состоялось великое освящение храма, а 20 августа здесь состоялась канонизация Царской семьи и Собора новомучеников и исповедников Российских. В храме также начал свою работу музей, принадлежащий Московскому городскому музею истории города Москвы.

14 марта 2004 года на заседании общественного наблюдательного Совета по восстановлению храма Христа Спасителя было объявлено о передаче храма в бессрочное безвозмездное пользование РПЦ; был создан Совет попечителей. Настоятелем Кафедрального Соборного Храма Христа Спасителя является Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл.

Храм Христа Спасителя

Храм Христа Спасителя — это самый большой собор Русской Православной Церкви. Он может вместить до 10 тысяч прихожан. В горизонтальном сечении храм похож на крест, ширина которого составляет более 85 метров. Общая высота храма — 103 метра.

Храм Христа Спасителя: трагическая история

История Храма Христа Спасителя связана с нелегким временем в истории России. Он был построен в знак мужества русского народа в борьбе с нашествием Наполеона. Его архитектором стал Константин Тон. Истории о доблестных героях через которых Господь явил милость русскому народу расположены на мраморных досках в нижней галерее храма.

В богоборческие времена храм был взорван и в 1931 году превратился в руины. От решения возродить собор до воплощения его в жизнь прошло более пяти лет. Собор был полностью На рубеже двух веков, в декабре 1999 года двери Храма Христа Спасителя вновь стали открыты для прихожан.

Сегодня в храме проводятся Таинства Крещения, Венчания, люди приходят на исповедь и для того, чтобы проводить почившего в последний путь. Храм стал символом духовного возрождения России и излюбленным местом для туристов и паломников.

Архитектурные особенности

Первоначальным архитектором собора стал Константин Андреевич Тон, придерживающийся «русско-византийского стиля» храмового зодчества. Николай I благоволил известному архитектору и, кроме Храма Христа Спасителя, одним из его знаменитых творений стал Большой Кремлевский дворец. Именно поэтому при воссоздании храма было принято решение в точности воспроизвести труд Константина Тона. В воссоздании живописи храма приняли участие более 400 величайших художников современности. Общая площадь росписей составила более 22 тысяч квадратных метров.

Трапезные Храма Христа Спасителя устроены таким образом, что могут использоваться, как по отдельности, так и вместе, соединяясь в одну большую трапезную в особые дни.

Зал Церковных соборов Храма Христа Спасителя изначально был предназначен для поместных и архиерейских Соборов, здесь проводятся и значимые светские мероприятия.

Интересные факты о Храме Христа Спасителя

  • В храме есть мраморные таблички с именами тех, кто вложил силы в возрождение Храма Христа Спасителя;
  • В храме расположен уникальный музей церковного искусства, где хранятся произведения, написанные, начиная с XV в. до наших дней. Именно там хранится известный триптих В. Васнецова;
  • Основание храма заложено на существовавшем в прошлом веке холме;
  • Росписи всех залов церковных палат выполнены в древнерусском стиле с использованием лепных и резных элементов.
  • Зрительный зал в зале Церковных Соборов рассчитан на 1300 мест.
  • В Храме Христа Спасителя хранится множество святынь Русской Православной Церкви: Частица Ризы Господа и Спаса нашего Иисуса Христа, гвоздь Креста Господня, Риза Пресвятой Богородицы, Мощи Блгв. вел. кн. Александра Невского, Св. мощи митрополита Московского Филарета (Дроздова) и многие другие.
  • В храме действуют воскресные школы для детей и взрослых, отдел социального служения и клуб православной молодежи.

Информация о работе храма

Храм Христа Спасителя открыт с 10.00 до 17.00 (в понедельник с 13.00),
Преображен­ская церковь — с 8.00 до примерно 19.30 (­когда Богослужения совершаются в Храме Христа Спасителя, Преображенская церковь закрыта).

На весь летний период рядовые богослужения совершаются в храме-часовне «Державной» иконы Божией Матери.

Полиелейные богослужения совершаются в Преображенской церкви Храма Христа Спасителя.

В воскресные дни и Великие праздники Божественные литургии совершаются в Храме Христа Спасителя.

Всенощные бдения под воскресенье совершаются в Храме Христа Спасителя.

В будние дни богослужения совершаются в Преображенской церкви.

По благословению Святейшего Патриарха Кирилла, вынос Ризы Господней для поклонения совершается за Богослужением в последние субботу и воскресенье каждого месяца.

Читайте также:

Москва. Кафедральный собор Рождества Христова.

Соборный Храм Христа Спасителя

Находится на месте разрушенного Храма Христа Спасителя.

Самый большой собор Русской Православной Церкви, вмещающий до 10 тысяч человек. В плане собор представлял собой равноконечный крест шириной свыше 85 м. Высота нижнего блока — около 37 м, высота барабана – 28 м, высота купола с крестом – 35 м. Общая высота сооружения – 103 м, внутреннего пространства — 79 м. Толщина стен — до 3,2 м. Внешняя часть была оформлена двойным рядом мраморных горельефов работы скульпторов Клодта, Логиновского и Рамазанова. Все входные двери — всего двенадцать — были выполнены из бронзы, а украшающие их изображения святых отлиты по эскизам известного скульптора графа Ф.П. Толстого.

Здание было восстановлено максимально близко к оригиналу. При строительстве использовались эскизы и чертежи прошлого века. Однако имеются и отличия. На месте холма-основания построена стилобатная часть высотой 17 м, где расположена церковь Преображения Господня, трапезные палаты и вспомогательные службы. Здесь также находятся залы Церковных Соборов и совещаний Священного Синода. Для въезда построен пандус. В колоннах и в стилобатной части установлены лифты. Для отделки использовался мрамор из Челябинской области и красный гранит, привезенный из Финляндии.

Колокола Храма Христа Спасителя

В 1926 г. в России был отлит последний церковный колокол, и надолго погасли литейные колокольные печи. Минуло почти 70 лет. В 1995 г. Комиссия по художественному убранству Храма Христа Спасителя объявила конкурс на право изготовления колоколов для Храма, победителем в котором стал первый литейный цех ЗИЛа. Всего зиловцы отлили для Храма 4 тяжелых колокола: Большой Торжественный массой 29,8 т, который звучит только 4 раза в год по самым великим православным праздникам, Праздничный, чей голос можно услышать в дни двунадесятых праздников, Полиелейный весом в 9,2 т и 5-тонный Будничный. Первый колокол залит 31 мая 1996 г., последний — 2 августа 1997 г.

По условиям конкурса каждый участник должен был отлить на свои средства и представить не менее 10 колоколов весом от 8 кг до 3,5 т. За два месяца до начала конкурса были получены технические условия и задания. Тернистый путь к победе прошли автозаводцы вместе со специалистами «Общества древнерусской музыкальной культуры». Из 13 соискателей в финал вышли только двое: частное предприятие «ЛИТ-ЭКС» и ЗИЛ. 29 декабря — последний день конкурса. На площадке Храма Христа Спасителя сооружены временные звонницы, где и висели представленные на конкурс колокола. Их осматривали, слушали патриарх Алексий II, Юрий Михайлович Лужков. Сделать выбор было трудно. И Святейший принял решение продлить конкурс ещё на месяц с тем, чтобы привлечь как можно больше специалистов — акустиков и историков. После проведения всевозможных экспертиз и испытаний мнение членов комиссии было единодушным — зиловские колокола лучшие. Патриарх торжественно освятил их.

Из колоколов прежнего храма лишь один сохранился и находится теперь в Троице-Сергиевой Лавре. От остальных остались только старые нечеткие фотографии да описания в книгах Н. Оловянишникова «История колоколов и колокололитейное искусство», вышедшей в 1912 г., и М. Мостовского «Историческое описание Храма во имя Христа Спасителя в Москве» 1883 г. Ни чертежей, ни тем более моделей не было. Все нужно было создавать заново — рассчитать профили колоколов, выполнить чертежи, изготовить модельную оснастку, разработать эскизы декора, построить печь для выплавки металла и, наконец, отлить колокола.

Теоретическую часть взяли на себя специалисты «Общества древнерусской музыкальной культуры». Научные разработки и расчеты выполнила лаборатория колокольной акустики под руководством проф. Б. Нюнина совместно с заводскими акустиками во главе с выпускником физфака МГУ С. Юдиным. После отливки пробного колокола, который висит теперь в музее ЗИЛа, была определена погрешность и подкорректирован внутренний профиль колокола.

Но задача неимоверной сложности, самая, пожалуй, тяжелая, хотя и самая почетная ноша легла на плечи Начальника 1-й литейного цеха ЗИЛа. М.А. Машина — координирование всех работ, поиск партнеров, заключение договоров, создание в цехе нового участка, опробование. И все это не вместо текущей производственной программы цеха как одного из участков завода, а вместе с ней. Выполняя этот заказ, люди работали сверхурочно по 2 смены подряд, спали прямо в цехе, не уходя домой. Для сравнения: итальянская фирма бралась изготовить тяжелые колокола за три года, голландцы готовы были уложиться в 1,5 года. ЗИЛу же определили срок в 10 месяцев.

Храм Христа Спасителя

Храм Христа Спасителя в Москве

Храм Христа Спасителя — кафедральный храм Русской Православной Церкви, главный храм России. Он занесен в Книгу рекордов Гиннесса как самый большой в мире православный собор. Храм рассчитан на 10 тыс. человек. Его ширина -85 м, высота — 105 м. Роспись внутри храма занимает около 22 тыс. м², из которых около 9 тыс. м² позолочены. На позолоту куполов ушло более 400 кг золота — неправдоподобное количество. Существующее сооружение — осуществленное в 1990-х годах внешнее воссоздание одноименного храма в русско-византийском стиле, созданного в XIX веке.

Сэкономь на путешествии!

Основные моменты

Александр I решил построить это культовое сооружение в честь победы в войне 1812 года. Сначала храм был заложен на Воробьевых горах, но он начал оседать. Выбрали новую площадку строительства — на месте Алексеевского женского монастыря.

По легенде, игуменья того монастыря приковала себя цепями к дереву в знак протеста. Но по специальному распоряжению императора Николая I дерево выкопали вместе с ней и перенесли. Тогда игуменья прокляла эту стройку и предсказала, что «ни одно сооружение не простоит на этом месте более 50 лет» и что «здесь будет огромная грязная лужа».

На строительство и внутреннюю отделку храма Христа Спасителя ушло почти 40 лет. 26 мая 1883 года храм был торжественно освящен в присутствии Александра III и императорской семьи.

Первый храм Христа Спасителя просуществовал 48 лет, в связи с чем многие вспоминали легенду про игуменью. Величественный храм не вписывался в новую советскую идеологию и повсеместное насаждение атеизма. По распоряжению Сталина храм Христа Спасителя был взорван 5 декабря 1931 года. Причем разрушить его удалось только после третьего взрыва. Двоим инженерам предложили его взорвать, но они отказались, хотя знали, что их расстреляют. По преданию, человек, который все-таки нажал на кнопку и запустил взрыв храма Христа Спасителя, произнес в тот момент: «Задерем подол матушки Руси».

На месте храма предполагалось построить Дворец Советов — гигантскую башню, увенчанную статуей Ленина. Это должно было быть самое высокое строение на земле -одна только ладонь коммунистического вождя могла стать площадкой сразу для нескольких вертолетов. Любопытно, что на момент написания этого путеводителя карты Google при наведении курсора на здание Волхонка, 15 сообщают, что здесь расположен Дворец Советов.

Однако он никогда не существовал. Планы по возведению здания были нарушены Второй мировой войной. Затем началась борьба с культом личности, и котлован, вырытый под фундамент Дворца, был использован для строительства открытого плавательного бассейна «Москва». Многие вспомнили тогда о «грязной луже», про которую говорила игуменья.

Бассейн просуществовал 30 лет. К 2000 году храм Христа Спасителя полностью воссоздали и освятили. Говорят, при освящении храма над куполом вдруг стал двигаться большой крест, созданный из облаков.

Пара рекомендаций. Экскурсионное бюро можно найти у входа в Спасо-Преображенскую церковь храма Христа Спасителя со стороны Соймоновского проезда. Для осмотра окрестностей удобно воспользоваться бесплатной смотровой площадкой, опоясывающей подножие храма, а также Патриаршим мостом.

Настоящая драма разгорелась 21 февраля 2012 года, когда группа Pussy Riot совершила оппозиционную акцию протеста и исполнила в храме Христа Спасителя панк-молебен против Владимира Путина перед самыми выборами. За оскорбление чувств верующих девушек посадили на полтора года, но в преддверии Олимпиады в Сочи 2014 года они были отпущены. Споры и обсуждения в прессе сделали участниц группы всемирными знаменитостями.

Храм Христа Спасителя

Я уже давно снимаю Москву, а в главном православном храме страны все так и не фотографировал. В мечети «Сердце Чечни» снимал, в мечети «Хазрет Султан» в Астане снимал. Даже в Караганде, и то я снимал в мечети. А в самом большом соборе Русской Православной Церкви — нет. Решено было исправить эту оплошность, и благодаря содействию Фонда Храма Христа Спасителя, я получил доступ в такие точки, куда ни один фотограф еще не забирался.

1. История Кафедрального соборного Храма Христа Спасителя необыкновенная — трагическая и торжественная. Первый Храм Христа Спасителя был построен на берегу Москва-реки в конце 19 века в память о победе русской армии в войне 1812 года по проекту архитектора Тона. Строительство продолжалось почти 44 года: храм был заложен 10 сентября 1839, освящён — 26 мая 1883 года. Однако, после освящения, храм простоял недолго. 5 декабря 1931 он был взорван по указу советского правительства, чтобы на его месте возвести Вавилонскую башню – Дворец Советов. Храм, который мы можем видеть сегодня, был восстановлен в 1990-е годы.

2. По замыслу Тона, Храм Христа Спасителя должен был стать сооружением, соединяющим в себе как архитектурные традиции Византии, так и черты русского зодчества.

3. Высота храма с куполом и крестом составляет 103 метра, что на 150 сантиметров выше, чем Исаакиевский собор. Храм возведён в традициях русско-византийского стиля, пользовавшегося широкой государственной поддержкой в момент начала строительства.

4. С четырех смотровых площадок, находящихся между колокольнями Храма Христа Спасителя, на высоте 40 метров, открывается замечательная панорама Москвы, вид на старый центр города, Кремль, Москва-реку и «Золотую милю». Кстати, попасть сюда относительно несложно. На смотровые можно подняться с экскурсионной группой. Позволю себе выложить несколько видовых фотографий, прежде, чем отправиться на экскурсию по храму.

5. Во время посещения смотровых площадок можно рассмотреть вблизи купол Храма Христа Спасителя, кресты на звонницах и колокола. Вес самого большого колокола составляет 30 тонн.

6. Площадь Пречистенские Ворота.

7. Патриарший мост и Золотой остров. Тут солнышко светит.

Москва. Кафедральный собор Рождества Христова.

Соборный Храм Христа Спасителя

Находится на месте разрушенного Храма Христа Спасителя.

Самый большой собор Русской Православной Церкви, вмещающий до 10 тысяч человек. В плане собор представлял собой равноконечный крест шириной свыше 85 м. Высота нижнего блока — около 37 м, высота барабана – 28 м, высота купола с крестом – 35 м. Общая высота сооружения – 103 м, внутреннего пространства — 79 м. Толщина стен — до 3,2 м. Внешняя часть была оформлена двойным рядом мраморных горельефов работы скульпторов Клодта, Логиновского и Рамазанова. Все входные двери — всего двенадцать — были выполнены из бронзы, а украшающие их изображения святых отлиты по эскизам известного скульптора графа Ф.П. Толстого.

Здание было восстановлено максимально близко к оригиналу. При строительстве использовались эскизы и чертежи прошлого века. Однако имеются и отличия. На месте холма-основания построена стилобатная часть высотой 17 м, где расположена церковь Преображения Господня, трапезные палаты и вспомогательные службы. Здесь также находятся залы Церковных Соборов и совещаний Священного Синода. Для въезда построен пандус. В колоннах и в стилобатной части установлены лифты. Для отделки использовался мрамор из Челябинской области и красный гранит, привезенный из Финляндии.

Колокола Храма Христа Спасителя

В 1926 г. в России был отлит последний церковный колокол, и надолго погасли литейные колокольные печи. Минуло почти 70 лет. В 1995 г. Комиссия по художественному убранству Храма Христа Спасителя объявила конкурс на право изготовления колоколов для Храма, победителем в котором стал первый литейный цех ЗИЛа. Всего зиловцы отлили для Храма 4 тяжелых колокола: Большой Торжественный массой 29,8 т, который звучит только 4 раза в год по самым великим православным праздникам, Праздничный, чей голос можно услышать в дни двунадесятых праздников, Полиелейный весом в 9,2 т и 5-тонный Будничный. Первый колокол залит 31 мая 1996 г., последний — 2 августа 1997 г.

По условиям конкурса каждый участник должен был отлить на свои средства и представить не менее 10 колоколов весом от 8 кг до 3,5 т. За два месяца до начала конкурса были получены технические условия и задания. Тернистый путь к победе прошли автозаводцы вместе со специалистами «Общества древнерусской музыкальной культуры». Из 13 соискателей в финал вышли только двое: частное предприятие «ЛИТ-ЭКС» и ЗИЛ. 29 декабря — последний день конкурса. На площадке Храма Христа Спасителя сооружены временные звонницы, где и висели представленные на конкурс колокола. Их осматривали, слушали патриарх Алексий II, Юрий Михайлович Лужков. Сделать выбор было трудно. И Святейший принял решение продлить конкурс ещё на месяц с тем, чтобы привлечь как можно больше специалистов — акустиков и историков. После проведения всевозможных экспертиз и испытаний мнение членов комиссии было единодушным — зиловские колокола лучшие. Патриарх торжественно освятил их.

Из колоколов прежнего храма лишь один сохранился и находится теперь в Троице-Сергиевой Лавре. От остальных остались только старые нечеткие фотографии да описания в книгах Н. Оловянишникова «История колоколов и колокололитейное искусство», вышедшей в 1912 г., и М. Мостовского «Историческое описание Храма во имя Христа Спасителя в Москве» 1883 г. Ни чертежей, ни тем более моделей не было. Все нужно было создавать заново — рассчитать профили колоколов, выполнить чертежи, изготовить модельную оснастку, разработать эскизы декора, построить печь для выплавки металла и, наконец, отлить колокола.

Теоретическую часть взяли на себя специалисты «Общества древнерусской музыкальной культуры». Научные разработки и расчеты выполнила лаборатория колокольной акустики под руководством проф. Б. Нюнина совместно с заводскими акустиками во главе с выпускником физфака МГУ С. Юдиным. После отливки пробного колокола, который висит теперь в музее ЗИЛа, была определена погрешность и подкорректирован внутренний профиль колокола.

Но задача неимоверной сложности, самая, пожалуй, тяжелая, хотя и самая почетная ноша легла на плечи Начальника 1-й литейного цеха ЗИЛа. М.А. Машина — координирование всех работ, поиск партнеров, заключение договоров, создание в цехе нового участка, опробование. И все это не вместо текущей производственной программы цеха как одного из участков завода, а вместе с ней. Выполняя этот заказ, люди работали сверхурочно по 2 смены подряд, спали прямо в цехе, не уходя домой. Для сравнения: итальянская фирма бралась изготовить тяжелые колокола за три года, голландцы готовы были уложиться в 1,5 года. ЗИЛу же определили срок в 10 месяцев.

Храм Христа Спасителя

Храм Христа Спасителя сегодня — это Кафедральный собор и по сути главный храм России. Здесь совершает богослужения Патриарх Московский и всея Руси, заседают Архиерейские соборы и другие церковные форумы. Драматическая судьба храма сделала его не только памятником павшим в 1812 году (как задумывалось изначально), но и свидетельством сложных перипетий в истории России XX века. Храм Христа Спасителя находится на балансе мэрии Москвы, которая передала храм РПЦ в бессрочное пользование.

Храм Христа Спасителя — храм-памятник, его возвели в честь победы и в память о павших в войне 1812 года. По традиции такие обетные храмы строились в честь церковных праздников или в честь святого. Но этот храм воздвигли во имя самого Спасителя. По задумке Александра Витберга, первого архитектора собора, храм должен был быть величественным и колоссальным, и слава его должна была превзойти славу Собора Петра в Риме. Первоначально храм планировали возводить на Воробьевых горах, заложили фундамент, но архитектор был обвинен в завышении сметных расходов и сослан в Вятку. Специальная комиссия запретила строительство на Воробьевых горах из-за непрочной почвы, которая бы не выдержала такое тяжелое сооружение. Новое место было выбрано недалеко от Кремля.

Строительство по проекту Константина Тона началось в 1839 году и завершилось лишь в 1881-ом. В годы сталинского режима храм был взорван, и на его месте должен был появиться Дворец Советов — огромное здание, увенчанное скульптурой Ленина. Реализации грандиозной задумки помешала война, а после ее окончания средств на Дворец уже не нашлось, да и с политической точки зрения сооружение потеряло свою актуальность. В 1960 году на месте собора появился открытый плавательный бассейн «Москва», просуществовавший до 1994 года. В связи с этим бассейном, вода в котором не отличалась особой чистотой, вспоминают легенду о монахине, которая, воспротивившись строительству храма на месте Алексеевского монастыря, прокляла стройку и предрекла, что на месте храма будет находиться огромная грязная лужа.

В начале 90-х, уже в новой России, храм решили построить заново. Реставратором Алексеем Денисовым была проведена кропотливая работа по восстановлению исторического облика собора по сохранившимся рисункам, чертежам и обмерам, но из-за возникших разногласий по поводу внешнего вида собора его отстранили от работы. Завершением храма руководил Зураб Церетели, решивший выполнить наружную отделку стен в бронзе, хотя в истории русского церковного зодчества не найти ни одного примера, когда в этом случае использовался бы металл. Храм был достроен, но это уже не тот храм, что стоял здесь сто лет назад, несмотря на внешнее сходство. Убранство храма задумывалось Тоном как летопись Отечественной войны 1812 года в сюжетах Евангелия, но теперь эту своеобразную каменную книгу невозможно читать без обращения к архивным источникам.

Информация

Адрес: ул. Волхонка, 15-17, недалеко от Кремля; м. «Кропоткинская»; веб-сайт

Есть возможность подняться на смотровую площадку, работает музей, проводятся экскурсии.

Храм Христа Спасителя – мемориал мужества и героизма воинов России

Адрес: Россия, Москва, ул. Волхонка, 15
Начало строительства: 1839 год
Окончание строительства: 1881 год
Архитектор: А.К. Тон
Разрушен: 1931 году
Построен вновь: 1994 — 1997 годах
Высота: 103 метра
Святыни: частица Ризы Господа и Спаса нашего Иисуса Христа, святые мощи митрополита Московского Филарета, ковчег с частицами святых мощей, риза Пресвятой Богородицы, глава святителя Иоанна Златоуста, мощи благоверного великого князя Александра Невского, мощи Святителя Ионы митраполита Московского, мощи Равноапостольного великого князя Владимира, мощи Иоанна Крестителя, гвоздь Креста Господня
Координаты: 55°44’40.9″N 37°36’19.1″E
Объект культурного наследия Российской Федерации

Краткая история

Появление храма было связано с желанием россиян увековечить победу над противником в войне 1812 года. А с инициативой его создания выступил армейский генерал Петр Андреевич Кикин. Предложение было рассмотрено государем Александром I, и он издал манифест о строительстве. Храм намеревались построить к годовщине победы российской державы над войсками Наполеона. Разработкой первого проекта святыни занимался художник и архитектор Александр Лаврентьевич Витберг, и уже в середине осени 1817 года на возвышенном месте Воробьевых гор состоялась закладка фундамента.

Вид на храм с Большого Каменного моста

В соответствии с архитекторским проектом церковное здание строили трехсоставным. Предполагалось, что каждая часть будет иметь собственное название: Воплощение, Преображение и Воскресение. В нижней церкви планировали проводить захоронения останков воинов, погибших в сражениях прошедшей войны. Однако почва на территории Воробьевых гор не выдержала тяжести огромного здания и стала оседать. Проект Витберга был признан неудачным, и возведение церкви доверили другому зодчему – Константину Андреевичу Тону.

Строительство перенесли на новое место — участок возле Московского Кремля, на котором ранее располагалась Алексеевская женская обитель. По легенде, одна из здешних монахинь предрекала, что новый храм на месте снесенной обители не простоит и полувека. Как бы там ни было, но закладка церкви в этом месте все равно состоялась. И произошло в начале осени 1839 года. Спустя 21 год, строительство храма подошло к концу. Немного позднее были закончены внутренняя роспись церковных помещений и обустройство прилегающей набережной.

Вид храма с Москвы реки

В 1880 году храм стал кафедральным, а в через три года, 26 мая, в праздник Вознесения Господня его освятили. В этот же день прошла коронация императора России Александра III. Летом освятили церковные приделы. В приделе Николая Святителя церемония прошла 12 июля, а в приделе Александра Невского — 8 июля. После этого богослужения здесь проводились каждый день.

С 1918 года храм лишили финансовой помощи со стороны государства, а в начале зимы 1931 года по приказу Сталина его публично уничтожили. Руины, оставшиеся от грандиозного памятника русского искусства, стали подтверждением слов монахини, ведь храм действительно просуществовал не более 50 лет. Место разрушенной святыни должен был занять Дворец съездов, но в связи с Великой Отечественной войной проект его строительства так и остался нереализованным. За годы войны из-за взрывов эта местность превратилась в огромную яму, и ее использовали для сооружения бассейна.

Вид храма с Патриаршего моста

В конце 80-х годов прошлого века в стране было создано общественное движение, активисты которого стали бороться за возрождение старинного храма. Летом 1992 года появился Фонд возрождения памятников Москвы, и в перечне архитектурных объектов, нуждающихся в восстановлении, в числе первых оказался Храм Христа Спасителя. Так началась его полная реконструкция. Первое богослужение во вновь отстроенном храме прошло на Рождество 2000 года, а освящение церкви — в августе этого же года.

Архитектурные особенности и внешнее оформление храма

Храм Христа Спасителя считается самым большим церковных зданием в России, потому он может вместить около 10 тысяч верующих. Здание храма похоже на равноконечный крест. Его ширина превышает 85 м. Сооружение имеет высоту 103 м, при этом барабан поднимается на 28 м, а купол вместе с крестом уходит ввысь на 35 м. Стены здания достигают толщины в 3,2 м.

Декор фасадов состоит из двух рядов горельефов, сделанных из мрамора. Входные бронзовые двери украшают лики святых. В целом здание удалось восстановить максимально приближенным к старинному оригиналу. И это не удивительно, ведь его строительство велось по чертежам и рисункам, созданным в XIX и XX веках.

Тем не менее, некоторые отличия между постройками всё же имеются. Так, новое здание получило 17-метровую стилобатную часть (цоколь), где нашлось место трапезным, помещениям для технических служб, церкви Преображения, музею и двум залам, в которых проходят Церковные Соборы и совещания Священного Синода. При отделочных работах строители применили панели из мрамора и красного гранита.

Входные порталы храма

Интерьеры самого большого храма России

Общая площадь росписи стен храма превышает 22 тысяч кв. м, причем 9 тыс. кв. м из них – это золоченые поверхности. По периметру стен создана галерея, на стенах которой висят памятные доски с описанием сражений, проведенных русской армией. Здесь можно увидеть имена прославленных полководцев, а также отличившихся в боях солдат.

Внутри собора находятся украшения из декоративных камней, живописные работы и скульптуры. Высокие стены расписаны образами христианских святых и князей, которые не пожалели своей жизни ради Родины. В нижней галерее, на досках написаны имена героев Отечественной войны. Живописное оформление храма было создано целой группой мастеров, руководил которой академик и заслуженный художник страны Н.А. Мухин.

Скульптурная компазиция на стенах храма

Экскурсии по храму

Для туристов в храме организованы два экскурсионных маршрута. Они могут побывать на смотровой площадке, посетить музей и Зал Церковных Сборов, знаменитый своими новогодними ёлками. Экскурсии проводятся и для детей. Во всех экспозициях музея рассказывается об этапах создания храма.

Желающие осмотреть четыре смотровые площадки должны собраться в группы, так как подобные экскурсии не проводятся в индивидуальном порядке. Поскольку все смотровые площадки расположены на 4 этаже, для быстрого перемещения к ним предусмотрены лифты. С площадок кварталы столицы и Кремль видны как на ладони.

Скульптуры на входных дверях

Сегодняшний Храм Христа Спасителя напоминает солидный музей. Благодаря его оформлению современники могут ознакомиться с частью истории страны и убедиться в мужестве ее народа.

Ссылка на основную публикацию