Как церковь относится к суррогатному материнству?

Суррогатное материнство и православие

Благодаря развитию современных технологий в области медицины, разработке множества методик по борьбе с бесплодием среди наших и заграничных специалистов, все больше людей в нашем мире сталкиваются с таким процессом как суррогатное материнство. И сталкиваются непосредственно не только в битве информационной или политической, но и сами иногда оказываются в центре событий, став непосредственным участником одной из сторон данной репродуктивной программы.

Исходя из этого, можно сказать, что тема суррогатного материнства и православия – одна из нашумевших тем среди нашего общества. Испокон веков православными церквями были установлены определенные границы норм и морали, которые одобряются или же наоборот жестко критикуются и не приветствуются в социуме. Далее мы рассмотрим одни из наиболее ярких примеров и нюансов суррогатного материнства, а именно позиция православной церкви по отношению к данному методу по борьбе с бесплодием.

Отсюда можно сделать вывод, что служители церкви не зря уделяют свое внимание, программе суррогатного материнства, указывая об «использовании в мире богатыми – бедных». И сурмаетринство яркий тому пример.

Суррогатное материнство с точки зрения православия

Второй ключевой момент, касательно коммерческой стороны суррогатного материнства можно отнести к факту, так называемой «покупки ребенка» опять же, состоятельными или просто влиятельными людьми. Дело в том, что иногда для бурного осуждения или обсуждения обществом, благодаря тайным источникам на поверхность всплывают некоторые ситуации, связанные с суррогатным материнством, которые выставляют, казалось бы, безобидную, выручающую многих семей процедуру – в не лучшем свете. Определенный процент людей, состоящих в высших кругах общества, не имея четких медицинских показаний к использованию вспомогательных репродуктивных технологий, просто в целях «сохранения молодости и красоты» прибегают к услугам суррогатных матерей. Молодые девушки и женщины, с нормально функционирующей репродуктивной системой, переживают за некоторые последствия после беременности – испорченная талия, нервная система и т.д. В мире деловых женщин вопрос может стоять несколько иначе – такие представительницы прекрасного пола просто не хотят «выбиваться из графика» и терять ценной время на беременность, а в силу обстоятельств необходимость завести ребенка с каждым годом только возрастает.

Именно эта «темная сторона» суррогатного материнства и оскверняет основную задачу данной программы. Представители православной церкви категорически не приемлют подобного рода манипуляции с людьми, якобы во благо себя, но в действительности – просто покупая ни в чем не виновного, и заранее обреченного новорожденного ребенка. В дальнейшем к таким детям будет относиться множество церковных и духовных запретов, что однозначно помешает расти ему полноценно. Особенно в случае, когда ребенок, находясь в сознательном возрасте, захочет обратиться в православие, и вынужден будет столкнуться с массами запретов.

Суррогатное материнство отношение православной церкви

Давайте взглянем на сложившуюся ситуацию на сегодня – глазами многих православных деятелей и настоятелей. Ведь если в нашем мире такой процент успешных, состоятельных семей, которые могут позволять себе различные блага, почему бы не использовать эти ресурсы для достижения идентичной цели, однако в несколько другом направлении? Существует масса вариантов и предписаний в православных церквях, и благодаря их помощи любая супружеская пара может обрести желанного ребенка, но тем самым не подвергая его такому значительному риску как при суррогатном материнстве.

Если супругам был выставлен диагноз – бесплодие, батюшки рекомендуют обратиться к Богу, и на протяжении длительного времени посещать церковь и службы, соблюдать определенные правила, каяться в своих греховных свершениях и т.д. На все воля Божья, и если будет тому решение, а молитвы услышаны, то в скором времени супругам удастся благополучно зачать малыша. Если же все-таки попытки забеременеть остаются безрезультатными , не стоит отчаиваться. Необходимо продолжать верить в лучшее и молиться, и тогда Бог пошлет семье в любом случае благодатную весть или поворотный момент в их судьбе.

Не стоит забывать так же, о том, какое огромное количество детей в нашем мире живут без родителей, в прямом смысле слова – воспитанники детских домов и интернатов. Прежде чем, прибегнуть такому способу получить ребеночка, как суррогатное материнство, стоит попытаться обратить свою любовь и ласку, уже живому и возможно ожидающему Вас ребенку.

Одобряет ли церковь суррогатное материнство

Возвращаясь к теме суррогатного материнства, есть еще один не маловажный момент, можно сказать основная причина, противоречащая всем законам природы – процесс экстракорпорального оплодотворения и вспомогательные процедуры, такие как криозаморозка. Для некоторых эти слова впервые услышаны, и на первый взгляд обозначающие сложные, не всем понятные манипуляции. Однако суть экстракорпорального (ЭКО) оплодотворения заключается в самом оплодотворении яйцеклетки матери, сперматозоидами отца – то есть генетическими родителями, однако не естественным путем, а в условиях клинических лабораторий или специализированных центров, предоставляющих подобного рода услуги.

В дальнейшем, если оплодотворение прошло благополучно, за развивающимся эмбрионом наблюдают специалисты, приблизительно на протяжении нескольких недель, дабы удостоверится в отсутствии каких либо патологий со стороны развития эмбриона и т.д.

Если супружеская пара, которая столкнулась с проблемным зачатием, и обратилась за помощью к специалистам в области экстракорпорального оплодотворения, то зачастую, при благополучном оплодотворении яйцеклеток, представители таких учреждений предлагают супругам сохранить готовые эмбрионы для дальнейшего использования через несколько лет. Такая процедура называется – криозамораживание, и широко используется во многих странах нашего мира. Процедура конечно платная, и помимо однократной выплаты, супругам приходиться выплачивать некоторый процент от суммы, для сохранения генетического материала в клинике, столько времени, сколько им необходимо.

Отдельная тема, касательно суррогатных матерей или добровольных женщин, которые делятся своими яйцеклетками и называются – донорами. Безусловно, если бы не эти люди, то проблема бесплодия значительно меньше была бы решена, чем на сегодняшний день. Однако, как считает православная церковь, эти женщины, исполняя чужую волю, вмешивая в законы Божьи, обрекают себя тем самым на грех, а не на доброе деяние. Даже в случае доноров яйцеклеток, казалось бы, женщина напрямую не контактирует и не взаимодействует с супружеской парой. Но православная церковь даже не рассматривает, какие либо исключения из правил.

Если учесть во внимание мнение православных настоятелей, можно сделать вывод, что на их счет криозамораживание готовых эмбрионов – это замораживание живых душ, что зародив новое существо нельзя поступать, таким образом, не говоря об использовании вспомогательных методов репродуктивных технологий.

Как церковь относится к суррогатному материнству

Таинство крещения в православии ценится с давних времен. И почти все население нашей страны предано этому обряду. Однако что же связывает крещение новорожденных и суррогатное материнство? На сегодняшний день очень много суждений и споров существует у православных служителей на этот счет.

Многие православные церкви помимо того что не приветствуют само явление суррогатного материнства, но и выдвигают массу ограничений и запретов для самого ребенка рожденного в таком затруднительном положении. Начиная с крещения, ребенок оказывается не допустим, к таинству этой процессии, так как служителями церкви отрицается факт его естественного, обдуманного, запланированного появления на этот свет. Греховное деяние не только переносится на родителей такого ребенка, но и на выбранных крестных отца и матери рожденного от суррогатной матери ребенка. Такие люди больше не будут приветствоваться в церкви, или будут ограждены от возможности исповедаться в дальнейшем.

Только спустя долгие годы, когда ребенок вырастет и станет сознательным человеком, путем долгих молитв и покаяний в православной церкви может все-таки самостоятельно пройти обряд крещения и после этого обратиться в веру Богу. В таких ситуациях воля ребенка будет только приветствоваться служителями церкви.

Как церковь относится к суррогатному материнству?

В начале XXI столетия инновационные разработки в области медицины продвинулись далеко вперед. С их помощью стало возможным решение одной из самых страшных бед многих семейных пар — бесплодия. Суррогатное материнство — одна из самых неоднозначных вспомогательных репродуктивных технологий, против которой выступает Православная церковь.

Аргументы священнослужителей

Суррогатное материнство — технология деторождения, при которой эмбрион, появившийся в результате искусственного соединения родительских клеток, вводят в тело посторонней женщины. Она обязуется выносить и родить ребенка, после чего передать его родителям. Чаще всего суррогатная мать получает финансовое вознаграждение за участие в процессе.

Русская православная церковь сформулировала свою позицию по поводу этого процесса на церковном соборе в 2000 г. Она имеет под собой богословское, морально-нравственное и социальное обоснование.

Богословские доводы

В основе неприятия церковью суррогатного материнства лежит христианское понимание деторождения, как Господнего дара. При этом оно не является основной целью союза любящих мужчины и женщины. При этом бесплодие является не только карой за прошлые грехи, но и испытанием веры человека в Божий Промысел. С этой точки зрения, искусственное оплодотворение, лежащее в основе суррогатного материнства, становится вызовом Господу. Участие в процессе деторождения третьего человека нарушает интимность и уникальность брачных отношений и взаимосвязи, возникающей между ребёнком и матерью во время беременности.

Православие и деторождение:

Защитники суррогатного материнства утверждают, что всё в этом мире происходит по Воле Создателя. Но в христианстве есть понятие «попустительство злу», которое подразумевает непротивления Господа греховных действий, совершаемых по свободной воле человека.

Морально-нравственные аспекты

Противники суррогатного материнства указывают, что этот процесс фактически является торговлей телом женщины, которая уподобляется бездушному приспособлению для вынашивания детей. Ребенок, которого вынашивает нанятая для этого женщина, является в этом случае товаром, объектом договора, а не ниспосланным даром. Но сможет ли биологическая мать забыть об эмоциях и чувствах, возникающих во время вынашивания, и спокойно отдать малыша? Как это отразиться на её психологическом состоянии?

В силу недоступности информации о росте и развитии детей, появившихся подобным образом, трудно судить о его влиянии на дальнейшую жизнь ребёнка. Но известные случаи говорят о значительных отклонениях в их моральных и нравственных установках. Особенно это касается случаев, когда суррогатная мать вынашивает ребёнка для однополых родителей и одиноких мужчин. Такие дети, воспитанные в противоестественных извращенных условиях, переносят родительскую модель поведения на свои отношения с окружающими.

Распространение суррогатного материнства обесценивает институт супружества, как союза любящих мужчины и женщины. Всё чаще он вытесняется эгоистической жизнью, стремящейся удовлетворять только собственные интересы, и противоестественными однополыми связями, разрушающими нравственные устои общества и традиционные семейные ценности.

Социальные последствия

Суррогатное материнство, по мнению не только представителей церкви, но и многих общественных деятелей, ведёт к углублению социального неравенства. Мировая практика показывает, что суррогатными матерями становятся женщины с низким социальным статусом, надеющиеся таким образом решить свои материальные проблемы.

Искусственное оплодотворение и финансовые затраты на оплату услуг нанятой женщины — неподъемное бремя для большинства бесплодных пар. Основными потребителями этой услуги являются богатые люди, желающие удовлетворить собственные эгоистичные прихоти и считающих детей атрибутом своего статуса.

Заслуженность бесплодия

Невозможность иметь детей — актуальная проблема многих российских супругов. При этом священники отмечают, что бесплодие чаще всего следствие безнравственного и безответственного поведения женщин. В подавляющем большинстве случаев бесплодная супруга делала хотя бы один аборт. Опасность этой процедуры признаётся всем медицинским сообществом.

Важно! Развитие индустрии суррогатного материнства нивелирует потенциальные отрицательные последствия неразумного поступка.

Вопрос крещения

Одной из главных тем большинства высказываний, направленных против суррогатного материнства, является спорный вопрос о возможности крещения младенцев, рождённых суррогатной матерью.

Мнения священнослужителей в этом вопросе неоднозначны. Высказываются следующие мнения:

  1. Младенец имеет право быть крещеным независимо от обстоятельств появления на свет. Ребёнок не должен нести ответственность за применение родителями репродуктивных процедур, которые осуждает Церковь.
  2. Крещение — начало длинного пути, который проходит христианин на пути к единению с Богом в Его Царстве. В младенческом возрасте человеку помогают идти по нему родители и восприемники. Но если они не принимают позицию Церкви и не раскаиваются в своём противоестественном поступке, то и ребёнку они привить христианское смирение и покорность Воле Господа не смогут. Таким образом, крещение младенца возможно только после покаяния родителей, пошедших против Замысла Всевышнего.
  3. Человек, рожденный суррогатной матерью, может пройти Таинство Крещения в осознанном возрасте, осознанно решившись на этот шаг. Факт его противоестественного рождения не может стать в этом случае препятствием.

Важно! Все представители православной церкви считают, что легализация суррогатного материнства — недопустимое явление в государстве, в котором существует социальное общество. Оно является вызовом установленному Богом порядку и не может считаться допустимым верующим человеком.

Мнение священников

В 2013 г. дискуссия о суррогатном материнстве разгорелась с новой силой в связи с рождением у известной супружеской пары детей, вынесенных нанятой для этого женщиной. Своё мнение относительно этого вопроса в различных средствах массовой информации высказали некоторые представители Православной Церкви.

  1. Представитель Московской патриархии протоиерей Дмитрий Смирнов, отмечает что эта методика приводит к разрушению эмоциональных связей между матерью и младенцем. Она оказывает травмирующее воздействие на психику женщины, оказывающую услугу по вынашиванию ребёнка, который в будущем может испытывать проблемы с самоопределением.
  2. Священник Сергий Рыбаков, окаймляющий один из приходов Рязанской митрополии, считает суррогатное материнство вызовом Божественному Замыслу. Богатые люди, имея большие финансовые возможности, удовлетворяют свои прихоти вместо того чтобы прислушаться к Голосу Господа и принять в свою семью ребёнка-сироту, нуждающегося в заботе и любви. Протоиерей выражает согласие с мнением ряда общественных деятелей, считающих что вынашивание ребёнка по контракту — узаконенная торговля детьми.
  3. Иерей Алексий Мороз утверждает, что увеличение случаев использования найма женщин для рождения детей — показатель духовно-нравственного состояния российского общества. Люди, забывая об истинном своём предназначении, заключающемся в стремлении к единению с Господом, пытаются любыми путями к удовлетворению горделивых желаний. В этом стремлении они не задумываются о дальнейшей судьбе детей, рождённых по этой методике. Священнослужитель отмечает, что вопрос о воцерковлении детей, рождённых от суррогатной матери, требует богословского обсуждения.
  4. Протоиерей Олег Стеняев, руководящий центром для реабилитации людей пострадавших от нетрадиционных религий, отмечает, что участие в процессе рождения ребёнка третьего лица — это не только нарушение установленного Господом порядка, но вмешательство в биологическую природу человека. Биологические родители, мечтая о ребёнке, похожем на них, не учитывают, что на стадии внутриутробного развития младенец будет находиться в теле третьего лица. А так как протекание этого периода во многом влияет на будущую жизнь человека, то предсказать особенности его характера и поведения практически невозможно.
  5. Представитель благотворительного фонда Святителя Василия Великого Алексей Комов, отмечает, что суррогатное материнство превращает женщину в инкубатор. За ней не признаётся право на материнские инстинкты и чувства по отношению к ребёнку, которого она вынашивает. Легализация этой методики привела к разрушению традиционных семейных ценностей, крушению морально-этических общественных норм и распространению гомосексуальных союзов. Большой процент потребителей этой услуги в России составляют иностранцы, поэтому суррогатное материнство — доходный бизнес-проект, а не средство решение проблемы бесплодия российских супружеских пар.

Альтернативой этого процесса является усыновление ребёнка, оставшегося без попечения родителей. Это позволит истинному христианину и удовлетворить своё желание иметь детей, и совершить богоугодное деяние.

Суррогатное материнство и церковь

Содержание:

В мире насчитывается множество вероисповеданий и их отдельных течений, и каждая религиозная община имеет свой взгляд на вопрос бесплодия и применяемых методов борьбы с этой проблемой. Некоторые убеждены, что суррогатное материнство – это преступление против божественного замысла. Другие относятся к нему нейтрально или даже положительно, принимая достижения современной науки и медицины. Далее рассмотрим позиции основных мировых религий.

Католицизм и православие

РПЦ заявила об отношении церкви к суррогатному материнству еще в 2013 году в ходе заседания Священного Синода. Главной повесткой собрания был вопрос крещения младенцев, родившихся с помощью ЭКО и вынашивания суррогатной матерью. Однако там были высказаны и общие суждения касательно данной репродуктивной технологии. В целом, мнение духовников сошлось с позицией католической церкви, которая не единожды осуждала разделение понятий супружества и родительства из-за вмешательства в таинство рождения третьего человека (имеются в виду доноры спермы, яйцеклеток и суррогатные матери).

Такие методы трактуются католицизмом как глубоко бесчестные. Забор биологического материала от донора нарушает право ребенка появиться на свет от родителей, связанных священными узами брака. Кроме того, церковь видит в репродуктивных методах нарушение права людей стать матерью и отцом друг через друга. Таким образом, можно утверждать, что суррогатное материнство и католицизм являются плоскостями глубоко несовместимыми и даже противоборствующими.

Православная церковь провозгласила несколько догм, во многом повторяющих позицию католиков. Основные тезисы, высказанные на упомянутом выше заседании:

  • Родители ребенка, который появляется после вынашивания оплодотворенной яйцеклетки другой женщиной, рассматриваются как «заказчики».
  • Суррогатное материнство – противоестественное и аморальное, даже если женщина не получает материального вознаграждения после рождения ребенка.
  • Данная репродуктивная технология рассматривается как унижение достоинства женщины, ведь ее тело используется как своеобразный инкубатор.
  • Суррогатное материнство в философии православия противоречит возможности формирования полноценной связи между матерью и дитям, что впоследствии приводит к сложным последствиям для каждой из вовлеченных сторон.
  • Сведения о суррогатной матери обязательно указываются в документе о крещении младенца.

Таким образом, две главных ветки христианства (православие и католицизм) имеют практически идентичные взгляды на данный вопрос. Так как церковь относится к суррогатному материнству с большим осуждением, немногие верующие решаются прибегнуть к помощи врачей-репродуктологов. Однако следует заметить, что вышеприведенные догматы рассматривались представителями РПЦ не в разрезе биоэтики, а непосредственно относились к таинству крещения. Если вчитываться в документ, составленный в ходе заседания Священного Синода, становится ясно, что церковь не отказывается от политики открытости для каждого человека, который стремится к спасению души.

Крещение рассматривается как полное принятие религиозного учения и согласие в дальнейшем стать на путь духовного просвещения. Хотя суррогатное материнство – это грех в православной философии, дети, рожденные не биологической матерью, не считаются грешниками. С другой стороны, не может идти и речи о достойном христианском воспитании ребенка, если его родители не являются ревностными прихожанами и не раскаиваются в содеянном поступке. Крещение возможно только после покаяния, принесенного суррогатной матерью или биологическими родителями. Это необходимо независимо от того, осознано или неосознанно они пришли к нарушению этой догмы.

Единственным отличием от позиции католической церкви может считаться заявление РПЦ о допустимости использования метода ЭКО, если:

  • используется генетический материал супругов;
  • оплодотворенную яйцеклетку вынашивает сама жена;
  • не нарушается целостность брачного союза, а медицинские технологии просто помогают превозмочь трудности, мешающие естественному оплодотворению;
  • готовые оплодотворенные яйцеклетки не уничтожаются.

Католики являются более принципиальными в данном вопросе. Так же, как и мнение церкви о суррогатном материнстве, искусственное оплодотворение «внутри супружеской пары» остается для католицизма неприемлемым с моральной точки зрения (хотя и менее предосудительным), ведь идет разделение полового и воспроизводящего акта. Муж и жена должны не просто дарить себя друг другу, но и прославлять торжество жизни, создавая индивидуальность зародыша с самых первых этапов его существования. Если же в репродуктивный акт вмешивается медицина и врачи, происходит превосходство техники над природой и предназначением человека, что ведет за собой разрушение божественного замысла.

От иудеев вряд ли можно услышать, что суррогатное материнство – это плохо, ведь их религиозные каноны полностью поддерживают желание любой женщины стать матерью. Конечно же, существуют некоторые нюансы в зависимости от конкретной концессии. Например, реформистский иудаизм разделяет детей по происхождению и воспитаю. Ортодоксальные евреи убеждены, что ребенок причисляется только к той религии, что и родившая его женщина. То есть выбор суррогатной матери может осуществляться только среди евреек. Такого же взгляда придерживается и консервативное течение иудаизма, ведь по убеждению его сторонников зарождение души происходит именно в материнском чреве.

Суррогатное материнство и Мусульманство

Учитывая суровые традиции данного религиозного течения, сразу возникает вопрос: разрешено ли суррогатное материнство в исламе? Мусульманские духовники делают акцент на том, что при использовании данной репродуктивной методики материнские функции оказываются разделенными между двумя женщинами: той, что предоставила биологический материал, и той, которая вынашивала плод, особенно если последняя после рождения кормит ребенка своим грудным молоком. Таким образом, отношение к суррогатному материнству неоднозначно, ведь оно порождает проблему идентификации настоящей матери, а также ряд этических, правовых и духовно-религиозных вопросов.

В частности, факихи выступают против широкого распространения данного метода. По их мнению, медицинское вмешательство может иметь негативные последствия, ведь обеспеченным семьям просто не придется переживать обо всех нюансах, возникающих во время беременности и после родов. Женщины смогут иметь до 12 детей в год от разных суррогатных матерей (в здоровом организме каждый месяц вырабатывается яйцеклетка, готовая к зачатию). Однако суррогатная мать в исламе не считается грешницей, как и биологические родители, особенно если это их единственная возможность продолжить род и ощутить радость родительства.

Единственное, следует соблюсти ряд требований и условий:

  • суррогатная мать должна состоять в браке;
  • обязательно наличие разрешения от мужа женщины, которая соглашается выносить ребенка другой пары;
  • перед вживлением эмбриона женщина не должна иметь сексуальных отношений с супругом на протяжении трех менструальных циклов (примерно 3 месяца) для исключения вероятности внутрисемейной беременности;
  • материальные расходы полностью ложатся на отца вынашиваемого ребенка (на протяжении всей беременности и в течение примерно 40 дней после родов);
  • появившийся на свет ребенок и суррогатная мать подпадают под ту же категорию канонических запретов, что и в случае естественного зачатия и рождения (запрет на половые отношения, родственные браки и пр.);
  • суррогатная мать имеет право настаивать на грудном вскармливании, дабы не подвергать себя физическим страданиям и обеспечить младенца оптимальным набором полезных веществ, которых нет в искусственном молоке.

Другие религии

В других вероисповеданиях также существуют неоднозначные мнения о суррогатном материнстве. Искусственное оплодотворение разрешено у мусульман-суннитов, если для этого имеются медицинские показания. Мусульмане-шииты негативно настроены против современных репродуктивных технологий, считая, что подобные вмешательства лишают новорожденного права как на духовное, так и на материальное наследство.

В буддизме искусственные методики нежелательны, однако духовниками никогда не накладывалось однозначных запретов на их использование.

Проблема бесплодия очень актуальна среди женщин индуистского вероисповедания. Данная религия категорически выступает против мужского донорства. Обязательно нужно использовать биологический материал супруга. Многие индуисты до сих пор придерживаются традиционных взглядов на семью, считая, что появление сына в доме гарантирует поддержку, а рождение дочери может принести только огорчение и обузу. Поэтому большинство пар целенаправленно решается на искусственное оплодотворение, чтобы в семье рождались только сыновья.

Сегодня сфера генетики и репродуктологии стремительно развивается, помогая тысячам пар обрести радость быть родителями. Поэтому бесплодие не является приговором. Стоит только разобраться в собственных приоритетах и решить, как обрести желанное счастье и сохранить духовное равновесие, если вы столкнулись с запретами своего вероисповедания.

О крещении младенцев, родившихся при помощи «суррогатной матери»

Москва, 26 декабря 2013 г.

Документ принят на заседании Священного Синода Русской Православной Церкви 25-26 декабря 2013 года (журнал № 158).

В настоящее время все более широкое распространение получает репродуктивная биомедицинская технология, получившая название «суррогатного материнства». Хотя эта практика в нескольких странах разрешена законодательством, она продолжает вызывать в обществе острые дискуссии. В «Основах социальной концепции Русской Православной Церкви», принятых Юбилейным Архиерейским Собором в 2000 году, дана оценка этому явлению. Однако целый ряд вопросов, касающихся пастырского отношения к последствиям «суррогатного материнства», продолжает оставаться дискуссионным. Настоящим документом Русская Православная Церковь дает церковно-практические указания, касающиеся крещения детей, родившихся при помощи «суррогатной матери».

Если родители не приносят явного покаяния в содеянном, а восприемники фактически выражают согласие с совершившимся греховным деянием, то о христианском воспитании речь идти не может. Отказ в крещении младенцев в подобном случае будет соответствовать православной традиции

Церковь понимает брак как изначальное установление Божие, укорененное в богозданном человеческом естестве. В христианском понимании брак является духовно-телесным союзом мужчины и женщины, который позволяет им в полноте реализовать свою человеческую природу.

Церковь освящает брак, уподобляя его духовному союзу Христа и Его Церкви (Еф 5:22-33). Плодом супружеской любви становятся дети, «рождение и воспитание которых, по православному учению, является одной из важнейших целей брака» (ОСК Х.4).

Рождение ребенка — это не только естественное следствие брачных отношений, но и великое событие пришествия в мир нового человека, несущего в себе образ и подобие Бога Творца. Давая жизнь детям, муж и жена принимают на себя сугубую ответственность, поскольку они призваны проявлять максимальную заботу одновременно об их физическом и духовном здоровье — от периода внутриутробного развития и первых дней жизни до наступления совершеннолетия.

Особая роль в рождении и воспитании детей принадлежит матери, которая тесно связана со своим ребенком телесными, душевными и духовными узами. Великий пример материнства Церковь видит в Пресвятой Богородице, чей образ раскрывает высочайшее достоинство женщины, уникальность ее материнского призвания.

Серьезной проблемой, с которой нередко сталкиваются семьи, является бесплодие одного или обоих супругов. Церковь сочувствует бездетным супругам, благословляя им молиться о даровании потомства, обращаться к врачам для лечения бесплодия, а также усыновлять (удочерять) детей.

Допустимым средством медицинской помощи бездетным супругам Церковь считает искусственное оплодотворение половыми клетками мужа, если это не сопровождается уничтожением оплодотворенных яйцеклеток, «поскольку оно не нарушает целостности брачного союза, не отличается принципиальным образом от естественного зачатия и происходит в контексте супружеских отношений» (ОСК XII.4).

Что же касается практики так называемого «суррогатного материнства», то она однозначно осуждается Церковью: «»Суррогатное материнство», то есть вынашивание оплодотворенной яйцеклетки женщиной, которая после родов возвращает ребенка «заказчикам», противоестественно и морально недопустимо даже в тех случаях, когда осуществляется на некоммерческой основе» (ОСК XII.4).

Сам термин «суррогатное материнство» указывает на искажение высокого понимания материнского долга и призвания. Соответствующая практика является унижением человеческого достоинства женщины, тело которой в данном случае рассматривается как своего рода инкубатор.

Кроме того, практика «суррогатного материнства» разрушает полноценные естественные отношения между матерью и ребенком и имеет отрицательные последствия для всех вовлеченных в эту практику сторон: для «биологической матери», предоставившей свои половые клетки, но лишенной подлинного материнства, связанного с вынашиванием и рождением этого ребенка; для «суррогатной матери», выносившей и родившей ребенка, но вынужденной с ним расстаться, как только он отделился от материнской утробы; для самого ребенка, который вместо полноценной матери либо имеет двух неполноценных матерей, либо не имеет ни одной (как в случае с одиноким мужчиной, пожелавшим иметь «биологическое потомство»); наконец, для общества, в котором утрачивается понимание семьи, предполагающее особые отношения между родителями и детьми, а также не менее важные отношения через поколение — между дедушками/бабушками и внуками.

Общественная опасность практики «суррогатного материнства» связана с радикальным изменением самого представления о природе человека. В данном случае понимание человека как уникальной личности подменяется образом человека как биологической особи, которую можно произвольно конструировать, манипулируя элементами «генетического материала». «В мире постепенно вырабатывается отношение к человеческой жизни как к продукту, который можно выбирать согласно собственным склонностям и которым можно распоряжаться наравне с материальными ценностями» (ОСК XII.4).

Использование репродуктивных технологий с целью «обеспечения детьми» бесплодных пар, одиноких мужчин или женщин постепенно превращается в доходный бизнес, предоставляющий способ заработка для доноров половых клеток и «суррогатных матерей». В результате таинство рождения человека становится предметом торгово-денежных отношений. На смену богозаповеданному супружеству, основанному на любви и верности, приходит «рынок репродуктивных услуг», готовый удовлетворить любой запрос потребителя на искусственное рождение ребенка в соответствии с заданными параметрами.

Церковь открыта для всех людей, стремящихся к спасению. Крещение является таинством вступления в Церковь и предполагает согласие принявших Крещение с ее верой и учением, а также их дальнейшее участие в церковной жизни.

Таинство Крещения совершается в Православной Церкви как над взрослыми, так и над младенцами. Взрослые допускаются к Таинству после соответствующей подготовки, то есть оглашения — наставления в христианском вероучении и христианской нравственности. В таких случаях решение о времени принятия Крещения принимается приходским священником, проводящим оглашение.

В случае крещения младенца согласие за него дают взрослые — родители и восприемники. Условием крещения младенца при этом ставится его воспитание в христианской вере и согласно нормам христианской нравственности, что предполагает регулярное участие и родителей, и ребенка, и восприемников в церковных богослужениях и Таинствах.

Что же касается вопроса о возможности крещения младенцев, рожденных «суррогатной матерью», то при ответе на него необходимо учитывать следующие факторы.

С одной стороны, любой рожденный младенец может быть крещен — по вере тех, кто намеревается его крестить. Ребенок не может отвечать за поступки своих родителей и не виноват в том, что его появление на свет связано с репродуктивной технологией, осуждаемой Церковью.

С другой стороны, ответственность за христианское воспитание младенца несут на себе родители и восприемники. Если родители не приносят явного покаяния в содеянном, а восприемники фактически выражают согласие с совершившимся греховным деянием, то о христианском воспитании речь идти не может. Отказ в крещении младенцев в подобном случае будет соответствовать православной традиции, предполагающей согласие крещаемого, а в случае крещения младенца — его родителей и восприемников с учением Церкви. Такой отказ будет иметь также и пастырское значение, так как тем самым общество получит от Церкви ясный сигнал о том, что практика «суррогатного материнства» является с христианской точки зрения неприемлемой.

Ребенок, рожденный при помощи «суррогатного материнства», может быть крещен по желанию воспитывающих его лиц, если таковыми являются либо его «биологические родители», либо «суррогатная мать», только после того, как они осознают, что с христианской точки зрения подобная репродуктивная технология является нравственно предосудительной, и принесут церковное покаяние — вне зависимости от того, осознанно или неосознанно они проигнорировали позицию Церкви. Только в этом случае Церковь сможет ожидать, что крещеный ребенок будет воспитываться в православной вере и ему будут прививать христианские нравственные представления. Если же такого осознания не происходит, то решение вопроса о крещении откладывается до времени сознательного личного выбора ребенка. В последнем случае факт «суррогатного рождения» сам по себе не является препятствием для крещения человека, ибо он не несет ответственность за поведение своих родителей.

В случае, когда в Церковь приносят младенца, рожденного «суррогатной матерью», вопрос о его крещении может быть решен в соответствии с указанием епархиального архиерея, который обязан руководствоваться в каждом конкретном случае нормами, содержащимися в настоящем документе. Совершение священником Таинства Крещения в подобном случае без благословения архиерея служит основанием для применения к этому священнику канонических прещений.

В смертельной опасности благословляется крещение младенцев вне зависимости от обстоятельств их рождения.

Изложенная позиция основана на учении Церкви о недопустимости крещения младенцев в семьях, члены которых явно и сознательно пренебрегают церковной традицией и не разделяют христианское учение о браке и семье, что практически исключает возможность христианского воспитания ребенка. Это касается не только вопроса о «суррогатном материнстве», но любого сознательно выраженного нежелания жить по-христиански.

Почему Церковь против суррогатного материнства?

25.10.11, 14:02

21 октября Съезд православных врачей призвал руководство страны запретить суррогатное материнство. Дискуссия вокруг него возникала и раньше, в связи с новым законом «Об основах охраны здоровья граждан РФ», который должен был регулировать и этот вопрос. Почему Православная Церковь выступает против суррогатного материнства? За комментарием «Нескучный сад» обратился к председателю Синодального отдела по благотворительности епископу Смоленскому и Вяземскому ПАНТЕЛЕИМОНУ.

Рисунок Петра ЗАХАРОВА

Путь разрушения

— Владыка, известно, что Церковь отрицательно относится к суррогатному материнству. Почему? Уже слышны обвинения, что Церковь, «как обычно», против достижений науки…
— Есть много новых технологий, которые Церковь поддерживает. Церковь не против, скажем, трансплантации парных органов, не против донорства крови. Церковные люди призывают к тому, чтобы переливать кровь, чтобы быть донорами, хотя этого не было раньше. Но суррогатное материнство — это совсем другое. Оно нарушает нормальные отношения между людьми.

— То есть здесь дело в том, что непонятно, чей это ребенок?
— Здесь дело в том, что люди хотят иметь ребенка, но не могут его зачать и выносить, и они хотят сделать это каким-то иным путем. Но этот путь нарушает естественный ход рождения человека, который установлен Богом. Этот путь может разрушить семью. Суррогатное материнство лишает женщину, которая вынашивает ребенка, материнских чувств. Ведь это особое время в ее жизни — в ней живет другой человек, она с этим человеком делается одним существом: одна кровь течет по их телу, она чувствует сердцебиение ребенка, ребенок воспринимает все то, чем живет мать. Не зря беременным женщинам советуют слушать музыку, смотреть на что-то красивое, не делать каких-то тяжелых грехов, потому что ребенок все это чувствует. Мы знаем замечательное место из Евангелия, когда Иоанн Предтеча, который находился во чреве святой праведной Елизаветы, взыграл, когда к нему приблизилась Дева Мария, во чреве которой был Господь. Мы знаем рассказ о преподобном Сергии Радонежском, который даже вскричал во чреве своей матери. Ребенок в чреве, несомненно, чувствует, несомненно, реагирует на какие-то внешние раздражители. А в случае суррогатного материнства все это он переживает не внутри матери, которая потом будет его воспитывать, а внутри какой-то другой женщины, которая, являясь ему матерью, впоследствии от него откажется. Вот это и бесчеловечно, аморально.

Такие технологии появляются тогда, когда люди не смиряются с Промыслом Божиим. Когда люди чувствуют себя хозяевами жизни, когда они готовы весь этот мир изменить, перекроить, переделать на свой вкус, сделать его удобным для себя — попираются очень важные законы. Мы сейчас говорим о необходимости развития экологии как науки — потому что современная цивилизация разрушает землю. Суррогатное материнство разрушает не внешний мир, оно разрушает внутренний мир женщины, разрушает установившиеся в человечестве связи между отцом и матерью, между матерью и ребенком. Оно лишает эти отношения того, что должно в них быть.

Конечно, когда человек не знает Бога, не верит в то, что мир этот создан Творцом, что есть некий благой Промысел о нем, тогда он готов идти на все. Как, знаете, говорил один трансплантолог священнику: «Когда речь идет о жизни человека, как можно говорить о нравственности?» То есть, если у женщины умирает ребенок или если она не может иметь ребенка, она готова пойти на все, чтобы это изменить. Как некоторые женщины готовы пойти на блуд, зачать ребенка с каким-то чужим мужчиной, желая иметь ребенка у себя дома как некую игрушку. Ей скучно без ребенка, и она не думает о том, что у этого ребенка не будет потом отца. Так и с суррогатным материнством — основные законы бытия попираются людьми, которые не могут смириться с Промыслом Божиим.

— Но ведь лечиться Церковь не запрещает? Почему бы тогда и с болезнью не смириться, зачем нужны врачи?

— Не всякое лечение благословляется Богом. Нельзя лечиться при помощи заговоров, нельзя лечиться у экстрасенсов, нельзя применять лекарства, сделанные из абортивного материала.

Нельзя лечиться от бесплодия, понуждая другую женщину выносить вашего ребенка и отказаться от него, повредив тем самым своей душе, разорвав естественную связь, сложившуюся в течение девяти месяцев беременности. Можно лечиться от бесплодия, усыновив ребенка чужой женщины, которая отказалась от него.

Ребенок не виноват

— Но бездетные родители говорят, что у них отбирают таким образом последнюю надежду. Может быть, усыновление для таких родителей более правильный шаг?

— Я думаю, что правильный шаг для человека на земле — искать Волю Божию о себе, а не утверждать и не устанавливать свою волю как краеугольный закон для себя и других людей, которые его окружают.

Никто не даст нам избавленья,

Ни Бог, ни царь и ни герой,

Добьемся мы освобожденья

Своею собственной рукой, —

пели люди, которые разрушили российскую государственность, люди, которые покусились уничтожить Церковь в России; и мы до сих пор пожинаем плоды этих безумных действий. И если будет развиваться эта технология суррогатного материнства, то плоды будут еще более страшными.

— А что делать, если уже родились дети в результате суррогатного материнства? Как Церковь относится к таким детям?
— Ну, бывает, что дети рождаются в результате каких-то страшных грехов, например изнасилования. Ребенок ведь в этом не виноват. Конечно же, этих детей нужно воспитывать, Церковь готова этих детей брать на воспитание, готова помогать расти таким детям.

Меньшее из зол

— Законопроект «Об основах охраны здоровья граждан» содержит много положений, с которыми Церковь не может согласиться. Одновременно Церковь подписывает соглашение о сотрудничестве с Минздравсоцразвития, которое является разработчиком законодательства.

— Сотрудничество Церкви с государственными структурами всегда было сложным, всегда было неоднозначным, всегда оценивалось разными церковными деятелями по-разному, всегда это вызывало какие-то споры. До каких пор Церковь может идти на соглашение с государством, которое не принимает тех правил, которые Церковь считает вечными, незыблемыми, установленными Богом? Где та грань, за которой всякие отношения нужно прекращать? Есть ли эта грань? Мы собирались вместе с замечательными священниками, богословами и обсуждали новый закон «Об основах охраны здоровья граждан». И мы пришли к мнению, что нынешний закон, который мы не можем принять во всех его аспектах, все-таки лучше того закона, который был прежде. С одной стороны, Церковь обвиняют в том, что она не принимает современные технологии — но это неправда, в Церкви есть люди, которые как раз новейшие технологии внедряют в жизнь. Например, в социальной работе, в науке. Очень много ученых, замечательных, умных людей, которые как раз двигают вперед науку — и во все времена так было. С другой стороны, Церковь обвиняют в том, что она идет на соглашательство с государством там, где это нельзя делать. Церковь идет на подписание этого закона, потому что это меньшее зло, чем тот закон, который был. Если бы был закон, по которому из десяти человек пять нужно убивать, и после этого принимается закон, по которому убивать будут только одного, то Церковь, я думаю, будет говорить, что надо проголосовать за него. Мы свидетельствуем, что аборт — это абсолютное зло в любом случае, но мы поддерживаем снижение показаний к аборту, поддерживаем введение ограничения абортов, поддерживаем работу с женщинами для того, чтобы они не делали аборт: это и работа психологов, визуализация плода, прослушивание сердцебиения ребенка, неделя тишины — когда аборт можно сделать не раньше чем через семь дней после обращения и у женщины есть время передумать.

Церковь готова разъяснять свою позицию по этим острым вопросам, она готова беседовать с людьми, которые думают и чувствуют, — потому что, если человек только думает, но не имеет сердца, с ним говорить бесполезно. С людьми, у которых есть сердце, которые понимают, что есть добро и зло, мы готовы вести диалог.

Юлия ДАНИЛОВА

Из Основ социальной концепции Русской Православной Церкви:
«Суррогатное материнство», то есть вынашивание оплодотворенной яйцеклетки женщиной, которая после родов возвращает ребенка «заказчикам», противоестественно и морально недопустимо даже в тех случаях, когда осуществляется на некоммерческой основе. Эта методика предполагает разрушение глубокой эмоционально-духовной близости, устанавливающейся между матерью и младенцем уже во время беременности. «Суррогатное материнство» травмирует как вынашивающую женщину, материнские чувства которой попираются, так и дитя, которое впоследствии может испытывать кризис самосознания.

Код для размещения ссылки на данный материал:

Как будет выглядеть ссылка:

21 октября Съезд православных врачей призвал руководство страны запретить суррогатное материнство. Дискуссия вокруг него возникала и раньше, в связи с новым законом «Об основах охраны здоровья граждан РФ», который должен был регулировать и этот вопрос. Почему Православная Церковь выступает против суррогатного материнства? За комментарием «Нескучный сад» обратился к председателю Синодального отдела по благотворительности епископу Смоленскому и Вяземскому ПАНТЕЛЕИМОНУ.

Что Церковь говорит о суррогатном материнстве, ЭКО и контрацептивах?

Православие и планирование семьи

Чайлдфри, суррогатное материнство и средства контрацепции — кажется, что эти понятия далеки от обсуждения Церковью. Но все совсем наоборот — у нее есть вполне конкретное мнение по этим и другим вопросам, которые касаются деторождения и планирования семьи. Подробнее об этом можно прочитать в документе «Основы социальной концепции Русской Православной Церкви». А мы коротко разбираем в «Слайдах».

Что такое планирование семьи?

Иными словами — это контроль рождаемости со стороны семьи из мужчины и женщины, которые хотят (или наоборот, пока не хотят) иметь детей. При этом полный отказ от рождения детей из эгоистических побуждений (так называемые чайлдфри) с точки зрения Церкви — грех, который обесценивает брак.

Смысл семьи в детях?

Это один из важнейших смыслов, но не единственный. Во время таинства Венчания вместе с «плодом чрева на пользу» священник и супруги просят о дарах взаимной любви, целомудрия, «единомыслия душ и телес». Важно понимать, что супруги несут ответственность перед Богом за полноценное воспитание детей, которое сопряжено с психологической и материальной стороной процесса.

Аборт недопустим ни при каких обстоятельствах?

Церковь считает аборт тяжким грехом и недопустимым поведением для человека. Ответственность за грех убийства нерожденного ребенка вместе с матерью несет и отец, если он был согласен с таким решением. Но в случаях, когда есть прямая угроза жизни матери при продолжении беременности, особенно при наличии у нее других детей, Церковь говорит о необходимости снисхождения: решение может быть принято в пользу жизни матери.

Контрацептивы — грех?

Смотря какие. Церковь допускает использование неабортивных противозачаточных средств. Использование контрацептивов, которые на разных стадиях прерывают жизнь эмбриона, Церковь приравнивает к аборту.

Так можно же просто воздерживаться?

Кому-то просто, кому-то нет. Действительно, Церковь считает воздержание идеальным способом регулирования рождаемости, но не единственным. Апостол Павел говорит по этому поводу так: Не уклоняйтесь друг от друга, разве по согласию, на время, для упражнения в посте и молитве, а потом опять будьте вместе, чтобы не искушал вас сатана невоздержанием вашим (1 Кор 7:5). Важно: на время и по согласию.

Как быть тем, у кого не получается родить детей?

Попытаться понять вместе с врачами, в чем причина и можно ли исправить ситуацию с помощью медицины. «Если муж или жена неспособны к зачатию ребенка, а терапевтические и хирургические методы лечения бесплодия не помогают супругам, им следует со смирением принять свое бесчадие как особое жизненное призвание», — из «Основ социальной концепции Русской Православной Церкви».

Без вариантов?

Можно усыновить ребенка по обоюдному согласию супругов. Еще вариант — искусственное оплодотворение (ЭКО). Но только при соблюдении трех условий.

Первое: оплодотворение должно быть совершено только половыми клетками мужа (а не донора), так как «оно не нарушает целостности брачного союза, не отличается принципиальным образом от естественного зачатия и происходит в контексте супружеских отношений». Второе: эмбрион должен быть один или столько, сколько мать может выносить. Недопустимы все разновидности ЭКО, «предполагающие заготовление, консервацию и намеренное разрушение “избыточных” эмбрионов». И третье: категорически неприемлемо суррогатное материнство, даже в тех случаях, когда оно осуществляется на некоммерческой основе.

Почему Церковь против суррогатного материнства?

Потому что Церковь призывает думать о том, какие последствия это будет иметь для ребенка и суррогатной матери. Природой заложено возникновение материнских чувств у женщины, которая вынашивает ребенка. В данном случае они попираются. Кроме того – и сам ребенок впоследствии может испытывать кризис самосознания. В «Основах социальной концепции Русской Православной Церкви» говорится: “Эта методика предполагает разрушение глубокой эмоциональной и духовной близости, устанавливающейся между матерью и младенцем уже во время беременности”.

“Старый” и “малый”

О чем думает домашний тиран?

“Бабушка, а почему?”

Человек, приходящий в мир

Комментарии

Вот про чайлдфри непонятно, я была другого мнения о данном термине. Свободными от детей можно быть не из эгоизма, а из понимания, что от тебя детям только вред. Я вот родила двоих детей и плохо всем: мне, мужу, детям тоже прилетает. И морально, и физически плохо. Честно, лучше б я была чайлдфри, чем они так мучаются. Посещают такие меня мысли в последнее время, поэтому немного обидно за слово «эгоистичный». Мне стыдно за себя, что я не справляюсь с детьми – где тут эгоизм избегать зла?

Ольга, есть случаи, когда вариантов нет и прерывание беременности необходимо. Например, внематочная и замершая беременность.

Аборт допустим, когда есть “прямая угроза жизни матери”? Вы в самом деле так считаете? Если есть угроза жизни матери – давайте убьем ребенка? Только сумасшедший может так думать или законченный эгоист.
Вот где лазейка для людей, не желающих детей! Вам в женской консультации таких страхов нарассказывают врачи, что можно можно принять ложь за истину: “прямая угроза жизни матери”!
Ребенок в утробе матери – уже человек, живой, с Богом данной душой. И давайте его убьем по каким-то там показаниям?
Давайте представим, что человек родился. Вот он уже перед вами, с ручками и ножками. И вдруг говорят: “прямая угроза жизни матери”! Но, если убить вот этого маленького человека, то, говорят, что “прямая угроза жизни матери” минует. Ну вот такой пример. Какая мать согласится убить этого живого ребенка, чтобы избежать “прямой угрозы своей жизни”? Никакая! Так почему же родившегося ребенка убивать нельзя, а еще не родившегося можно? Ни почему! Аборт – убийство в любом случае. Оставаться жить за счет жизни другого – преступление.

Владимир, я прикасаясь к огромному пласту христианского учения сделал единственный вывод: самый страшный враг христианства это МНЕНИЯ. И ещё более страшно, когда мнение выдается за постулат.
Задавая разные вопросы верующим я увидел сотню разных христианств и православий в их лице.
А между тем, христианство это не набор бабушкиных суеверий. Оно основано на документах. Это Писания, различные своды и каноны принятые на Соборах.
Все противоречия от недочитанности от лености заглянуть в первоисточники.
К сожалению “грешат” этим и “авторитетные священники” – что ж, все мы люди- человеки… Можем что то Мнить…
А между тем, Новозаветный Бог самый открытый для человека, самый близкий к нему и любящий. “…ибо не желает Он, чтобы кто погиб…”
Досадно, когда тебя поучают формалисты и набравшиеся вершков. Такие только отпугивают.
Пытаясь понять заповеди я увидел в них большую логику: Божий замысел. Это не “самодурство бати вреднюки- делай так а то накажу”.
Они наполнены любовью, говорят о любви и построены очень бережно и мудро, ведя нас к познанию Его. И говорят прежде о внутренней работе души, чем о внешней.
Всё что по любви Божией имеет смысл, всё что убивает душу творящего- не по любви Божией, грех.
Как тут сказать, что конкретно можно, а что нельзя?
-самоубийство- грех, а если кто положит душу за други своя- это уже подвиг.
Кто хочет познать сакральный смысл- все дороги открыты.
В Новом завете Иисус просто издевается над фарисеями: исцеляет по Субботам направо и налево, позволяет проституткам (простите, блудницам) мыть свои ноги, щупает прокаженных, творит недопустимое с точки зрения религоведов; делает всё, чтобы мы поняли, что Бог есть Любовь. Апостолы так и пишут- “…буква убивает а Дух животворит”.
С уважением.

Лучше спросите у автора слайдов – на каком основании он не оворит от имени Церкви. То, что он написал клевета и соблазн. Церковь не допускает использование контрацептивов

Анастасия, в данном материале мы просто пересказали кратко официальный церковный документ – “Основы социальной концепции Русской Православной Церкви”. В этом документе зафиксирована официальная церковная позиция по самым разным вопросам, и в том числе по вопросу контрацепции.

В Православной Церкви часто встречаются мнения, что любая контрацепция – грех, что это грех Онана, наконец что деторождение – единственная цель супружеской близости. Зачем авторитетные священники и богословы так говорят и пишут?

А как Церковь относиться к суррогатному материнству? Спаси Господи

При ответе на вопрос о искуственном оплодотворении уже приводилась цитата из Основ социальной концепции Русской Православной Церкви. Приведу отрывок, где говориться и о суррогатном материнстве:

Глава XII пункт 4. » Применение новых биомедицинских методов во многих случаях позволяет преодолеть недуг бесплодия. В то же время расширяющееся технологическое вмешательство в процесс зарождения человеческой жизни представляет угрозу для духовной целостности и физического здоровья личности. Под угрозой оказываются и отношения между людьми, издревле лежащие в основании общества. С развитием упомянутых технологий связано также распространение идеологии так называемых репродуктивных прав, пропагандируемой ныне на национальном и международном уровнях. Данная система взглядов предполагает приоритет половой и социальной реализации личности над заботой о будущем ребенка, о духовном и физическом здоровье общества, о его нравственной устойчивости. В мире постепенно вырабатывается отношение к человеческой жизни как к продукту, который можно выбирать согласно собственным склонностям и которым можно распоряжаться наравне с материальными ценностями.

В молитвах чина венчания Православная Церковь выражает веру в то, что чадородие есть желанный плод законного супружества, но вместе с тем не единственная его цель. Наряду с «плодом чрева на пользу» супругам испрашиваются дары непреходящей взаимной любви, целомудрия, «единомыслия душ и телес». Поэтому пути к деторождению, не согласные с замыслом Творца жизни, Церковь не может считать нравственно оправданными. Если муж или жена неспособны к зачатию ребенка, а терапевтические и хирургические методы лечения бесплодия не помогают супругам, им следует со смирением принять свое бесчадие как особое жизненное призвание. Пастырские рекомендации в подобных случаях должны учитывать возможность усыновления ребенка по обоюдному согласию супругов. К допустимым средствам медицинской помощи может быть отнесено искусственное оплодотворение половыми клетками мужа, поскольку оно не нарушает целостности брачного союза, не отличается принципиальным образом от естественного зачатия и происходит в контексте супружеских отношений.

Манипуляции же, связанные с донорством половых клеток, нарушают целостность личности и исключительность брачных отношений, допуская вторжение в них третьей стороны. Кроме того, такая практика поощряет безответственное отцовство или материнство, заведомо освобожденное от всяких обязательств по отношению к тем, кто является «плотью от плоти» анонимных доноров. Использование донорского материала подрывает основы семейных взаимосвязей, поскольку предполагает наличие у ребенка, помимо «социальных», еще и так называемых биологических родителей. « Суррогатное материнство », то есть вынашивание оплодотворенной яйцеклетки женщиной, которая после родов возвращает ребенка «заказчикам», противоестественно и морально недопустимо даже в тех случаях, когда осуществляется на некоммерческой основе. Эта методика предполагает разрушение глубокой эмоциональной и духовной близости, устанавливающейсяся между матерью и младенцем уже во время беременности.

« Суррогатное материнство » травмирует как вынашивающую женщину, материнские чувства которой попираются, так и дитя, которое впоследствии может испытывать кризис самосознания. Нравственно недопустимыми с православной точки зрения являются также все разновидности экстракорпорального (внетелесного) оплодотворения, предполагающие заготовление, консервацию и намеренное разрушение «избыточных» эмбрионов. Именно на признании человеческого достоинства даже за эмбрионом основана моральная оценка аборта, осуждаемого Церковью (см. ХII.2).

Суррогатное материнство и религия

Суррогатное материнство представляет собой технологию, при которой заказчики (биологические родители) предоставляют генетический материал(эмбрион) для экстракорпорального оплодотворения, а суррогатная мать вынашивает и рожает ребенка за определенное вознаграждение согласно договору. Также, суррогатная мать может быть донором женских клеток. Суррогатное материнство дает бесплодным парам шанс обрести ребенка. Уже во многих странах это довольно популярная технология.

Клиники по суррогатному материнству тщательно обследует претендентов, желающих стать суррогатной матерью и дает будущим родителям свои рекомендации по выбранной ими суррогатной маме.

Но к сожалению церковь этого не одобряет. Верующие люди очень часто сталкиваются с такой проблемой. Церковь считает, если супружеская пара не может преодолеть недуг с помощью хирургических вмешательств, то они должны принять отсутствие детей как свое призвание. С момента появления первого ребенка с помощью суррогатного материнства в 1989 году, споры вокруг данной процедуры не утихают. Тема «Суррогатное материнство и религия» становится центром обсуждения многих дискуссий. Доминирующими религиями в мире являются буддизм, христианство и ислам. Рассмотрим отношение этих религий к данному вопросу по отдельности.

Самой непротиворечивой религией по отношению к суррогатному материнству является буддизм. Приветствуется рождение ребенка как естественным, так и искусственным путем. То есть, не столь важны средства достижения, как сам результат. Частично, связано положительное отношение к ЭКО с тем, что данная религия легко принимает в себя все новое и современное. Ее приверженцы легко ассимилируются к современным условиям и технологиям. Также согласно буддизму, человеческий род необходимо продолжать любыми путями. По законам буддизма для рождения человека необходимы три основные составляющие: сперма, яйцеклетка и карма.

Таким образом, буддизм положительно относится к суррогатному материнству. Более того, приветствуется обращение женщины к суррогатному материнству, когда естественный способ зачатия невозможен.

Христианство

Православная церковь крайне негативно относится к суррогатному материнству. Это тот случай, когда суррогатное материнство и религия стоят по разные стороны. Более того церковь признает этот процесс греховным. Основные аргументы церкви в данном случае это:

  • Союз супругов может быть разрушен. В данном случае имеется ввиду психологическая составляющая. Несмотря на науку, большинство людей матерью считают не биологического родителя, а ту, которая выносила и родила ребенка;
  • ставится под сомнение святость самого материнства;
  • торговля детьми. У людей формируется такое представление, что человеческая жизнь – это нечто, что можно купить за деньги;
  • может быть нарушена духовная целостность личности как участников договора, так и ребенка. То есть непонятно, как в дальнейшем он отреагирует на свое происхождение;
  • торговля телом женщины. Женщина отдает свое тело в аренду на определенное время, что является грехом;
  • ущемляются права ребенка на традиционную или полноценную семью, когда к услугам суррогатного материнства прибегает человек с нетрадиционной ориентацией или одинокая женщина;
  • процесс не является естественным. Суррогатное материнство — изобретение человека, которое не предусмотрено природой;
  • невозможно предугадать отношение биологических родителей и суррогатной матери к ребенку.

Таким образом, в христианстве суррогатное материнство — это грех, за который необходимо покаяться.

Если буддизм относится положительно к суррогатному материнству, а христианство отрицательно, то в исламе все не так однозначно. Мнения исламских ученых расходятся на этот счет. И нельзя дать однозначного ответа. Большинство ученых говорят о том, что ЭКО разрешено при строгом соблюдении следующих условий:

  • Разрешено, когда к его услугам прибегают муж и жена. При этом, может использоваться генетический материал только жены и мужа. Оба участника процесса должны состоять в официальном браке. Не разрешается ЭКО для женщины без мужа, которая не состоит в браке.
  • Разрешено, когда полученный в лаборатории зародыш яйцеклетки жены и сперма мужа или оплодотворенная яйцеклетка от жены и мужа помещается в матку жены.
  • Запрещено, когда возникают малейшие сомнения в том, что генетический материал мужа и жены перепутан или подменен.

Однако, категорически запрещается:

  • Перемещение в матку посторонней женщины эмбриона, полученного в результате скрещивания яйцеклетки жены и спермы мужа, для дальнейшего его вынашивания;
  • Использование для оплодотворения жены донорской спермы.

Как мы видим отношение религии к суррогатному материнству весьма неоднозначное.

Как церковь относится к возможности ЭКО и суррогатного материнства?

Как церковь относится к возможности ЭКО и суррогатного материнства?

Добрый день, дорогие наши посетители!

Отсутствие возможности женщине, по тем или иным причинам, самой родить ребенка, заставляет женщин, уже отчаявшихся когда-то родить самим, решиться на такой рискованный шаг, как ЭКО. Так что же такое — ЭКО? И что такое — «суррогатное материнство»? Как Церковь относиться к этим двум явлениям и насколько они опасны? Стоит ли женщине, которой поставлен страшный диагноз «бесплодия» все же молиться и надеяться на чудо рождения долгожданного ребенка? И если стоит молиться, то каким святым?

Отвечает священник Роман Уточкин:

«Отчаяние это грех! Прежде всего, любой священник скажет – не отчаивайтесь! И правда, нет оснований считать — даже если поставлен окончательный диагноз специалиста — что дело зачатия младенца совершенно безнадежно. История жизни знает множество обратных примеров, которые в церковной среде трактуются как обыкновенное чудо, а в среде светской — как плод неустанных усилий. Поэтому первым советом здесь будет, безусловно, лечиться, ну а вторым, традиционно, молиться.

Помимо обычных медикаментозных и физиотерапевтических методов лечения бесплодия, современная медицина предлагает ряд достаточно сложных способов семейной паре обрести долгожданное потомство. Однако надо знать, что церковное сознание, выраженное в Социальной концепции Русской Православной Церкви, не все из них одобряет. Что же касается такого метода, который основан на донорстве половых клеток, то он считается категорически недопустимым, так как вносит в союз двух некое анонимное третье действующее лицо. С этой точки зрения само оплодотворение и зачатие вполне может рассматриваться как результат супружеской измены.

Экстракорпоральное оплодотворение, которое становится особенно модным, напрямую связано с таким жутким следствием этого метода, как уничтожение излишних эмбрионов. Поскольку религиозное сознание признает ценность фактической жизни именно с момента появления эмбриона из оплодотворенной яйцеклетки, то этот метод должен трактоваться как массовый аборт, или, попросту говоря, убийство тех самых детей, которые столь желанны супругам, и которые в массовом порядке летят в сливное ведро. Ответственность за этот тяжкий нравственный проступок лежит не только на медиках, чьи руки и совершают убийство, но и на родителях, идущих на подобную селекцию.

Суррогатное материнство также признается аморальным и недопустимым в практике нормальной семейной жизни. «Суррогатное материнство», то есть вынашивание оплодотворенной яйцеклетки женщиной, которая после родов возвращает ребенка «заказчикам», противоестественно и морально недопустимо даже в тех случаях, когда осуществляется на некоммерческой основе. Эта методика предполагает разрушение глубокой эмоциональной и духовной близости, устанавливающейся между матерью и младенцем уже во время беременности.

«Суррогатное материнство» травмирует как вынашивающую женщину, материнские чувства которой попираются, так и дитя, которое впоследствии может испытывать кризис самосознания. Иногда возникает вопрос: если суррогатное материнство – это плохо, то почему усыновление брошенных детей это хорошо? Ведь там вообще чужой ребенок берется в семью, к рождению которого ни будущий папа ни мама не имеют отношения.

На самом деле все проще: усыновление — это благодеяние, или доброе дело, которое совершают люди из любви, и, прежде всего к уже рожденному, но несчастному младенцу или великовозрастному ребеночку. Никто и не претендует на генетическое родство, оно здесь заменяется родством духовным, семейным, которое, при настоящей любви, полностью компенсирует разность крови.

Прежде чем рассказать, как и кому молиться при бесплодии, стоит пояснить, зачем это делать. Конечно, речь идет о людях верующих. Такое семейное испытание, как бесплодие, не всегда приводит к разрушению брака, но чаще всего ведет к его консолидации, особенно если супруги действительно любят друг друга.

Стоит задуматься о самом главном – кто является источником жизни? Для верующего человека ответ очевиден – это Бог! Следовательно, при невозможности родителями зачать новую жизнь младенца и стоит обратиться к непосредственному Подателю жизни. Но особенно полезно супругам поразмышлять о том, зачем дается им подобное испытание, и какие изменения к лучшему они могут внести в свою жизнь, чтобы его успешно преодолеть. А для этого рекомендуется, как можно чаще прибегать к Таинству Исповеди. Еще лучше, если муж и жена будут как можно чаще причащаться, поскольку Причастие — это не только награда за труды и подвиги, но и лекарство, как для души, так и для тела. Кровь Христа соединяется с кровью христиан, помогая преодолевать самые различные недуги. Очень хорошо, если супруги пособоруются, так как это Таинство напрямую связано с помощью при нездоровье. И конечно замечательно, если невенчанный брак получит церковное благословение в Таинстве Венчания.

Когда речь заходит именно о помощи Божией, от человека требуется лишь одно – неустанно ее искать. А подаваться она может самым различным способом. Детей вымаливают не для себя, а для Господа. Вспомните историю родителей Богоматери (Иоакима и Анны). Дети рождаются для продолжения самой жизни, по Воле и Любви Господа нашего».

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Как церковь относиться к суррогатному материнству?

Я хочу заработать денег, и хотела узнать будет ли это грехом заработать таким способом. Заранее благодарю.

В связи с тем, что суррогатное материнство относительно новое направление медицины, не удивительно, что оно сопряжено с множеством разных спорных и сложных моментов.

Данный вопрос достаточно спорный и среди верующих. В христианских кругах существует несколько разных мнений. Наиболее болезненным является этический вопрос.

Этическая проблема в первую очередь встает не перед родителями, а перед суррогатной матерью, потому что именно она должна стать с одной стороны матерью, а с другой стороны – просто «инкубатором» для будущего ребенка, лишающим себя всяких прав на него.

По моему мнению, зачатие ребенка – это не просто технология, это – таинство. И даже если медики научились соединять мужской сперматозоид с женской яйцеклеткой и помещать их в чужую утробу, все же формирование из них маленького живого и мыслящего существа является загадкой. Человек – это больше чем кусок мяса, это творение Божье созданное по образу и подобию Его.

Таким образом, способность выносить ребенка у себя под сердцем – это дар Божий. Некоторые женщины, к сожалению не имеют его. Делать же из этого бизнес, мне кажется, не следует.

Кроме того, когда женщина вынашивает ребенка, то возникает сильная эмоциональная связь между ней и ребенком. Если это так, то Вы окажетесь после с серьезной внутренней проблемой (особенно, если у Вас нет своих детей). Если же Вы убеждены, что далеки от этого, тогда это серьезная проблема для ребенка, лишенного любви в первые девять месяцев своего внутриутробного существования<кстати, насколько я знаю, суррогатными матерями допускают быть женщин, которые уже родили хотя бы одного здорового ребенка>.

В связи с тем, что проблема суррогатного материнства – явление современности, Писание ничего однозначно не говорит об этом и поэтому мнение церкви также не сформировано. Но многие служители склонны к тому, чтобы не приветствовать это. Я отношусь к их числу, особенно считая, что христианки не должны таким образом зарабатывать деньги. Неужели Господь не дал Вам никаких других дарований, как только вынашивать детей для других?

Давайте лучше согласимся верить, что Господь даст Вам другие источники заработка, и Вы сможете заработать. А утроба Ваша пусть послужит к тому, чтобы Вы обрели своего ребенка.

Ссылка на основную публикацию