Как правильно поститься в среду и пятницу

Как правильно поститься в среду и пятницу

Любой пост является своеобразным комплексом для духовного приближения человека к божественной сущности. Аскетическая практика Православной Церкви создала универсальную структуру пищевого потребления для того, чтобы сознание могло легче достигнуть Высшей обители.

Пост в среду и пятницу — средство истончения грубой телесной оболочки благодаря воздержанию в еде и сексуальных связях. Такое духовное изменение позволяет переходить на высшие ступени общения со Святым Духом через покаяния, милосердие и чтение молитв.

Значение постных дней

Еще до появления христианства люди соблюдали двухдневное пищевое воздержание. Просветители ясно понимали, что истребить привычку из умов только что принявших новую веру невозможно. Поэтому Церковь согласилась модифицировать старые традиции и внедрить их в православную веру.

Эта древняя практика упоминается уже в Новом Завете и в раннехристианской рукописи «Дидахи».

  • Эти постные дни недели в православии приурочили к трагическим моментам истории христианства. Верующие, воздерживающиеся от еды и половых отношений, отдают дань памяти эпизоду, когда Божий Сын был предан учеником Иудой, приговорен к мученической смерти и распят на кресте.
  • Траурное значение не единично. Постные дни вобрали в себя принципы круглогодичной охраны сознания человека, погруженного в православную веру. Именно так христианин показывает Богу, что он не потерял внимательности, строго соблюдает принципы Церкви и всегда готов вступить в борьбу против нечистых созданий.
  • Постоянная практика поста укрепляет физическую оболочку, повышает тонус и отгоняет слабые, безосновательные мысли от ума. Такое воздержание часто сравнивают с тренировкой организма, вследствие чего он становится крепче, сильнее и выносливее.

Важно! Всякий пост в среду и пятницу станет пустым и бесполезным, если православный не взращивает в себе через воздержание основные добродетели. Главное назначение практики — стремление любить Отца Небесного и всех его детей.

Практика сухоядения

Православный верующий обязан соблюдать постную практику в каждые третий и пятый день недели, отказываясь от яиц, мясных продуктов, рыбы и молока. Такое воздержание, продолжающееся 24 часа, предполагает сухоядение — пищу (орехи, различные фрукты), приготовленную холодным методом.

Степень строгости определяется духовным настоятелем или лично человеком. Однако при составлении постного рациона необходимо учитывать образ жизни и общее состояние здоровья верующего.

Единого мнения на этот счет у священников нет. Духовенство придерживается одной из двух позиций:

  • Для строгого поста характерно употребление хлеба, сушеных, сырых овощей без использования растительного масла. Для питья подходят только ягодные соки и вода, вино категорически запрещается.
  • Менее строгий вариант позволяет кушать печеную еду. Здесь верующие могут пить растворимые чаи и кофе.

На заметку! В летописи «Дидахи» нет акцентированного указания на то, являются ли постные дни в православии обязательными или они есть личный выбор каждого. Фарисеи и римляне в далекие времена соблюдали пищевое воздержание по своему усмотрению.

Послабления в пост

Некоторым людям, в силу привходящих обстоятельств и условий жизни, строгое следование пищевому воздержанию не рекомендуется, а иногда и вовсе запрещается.

  • Кормящие матери и беременные женщины должны получать большое количество белков и минералов, для формирования здорового плода и кормления новорожденного. Соблюдение ими поста в среду и пятницу может приносить большой вред.
  • Готовящиеся к соревнованиям спортсмены, которые могут не выдержать нагрузок без соответствующей пищи.
  • Соблюдать строгий пост не рекомендуется работникам тяжелого труда и вредных предприятий. Для них существуют поблажки в виде рыбы и молочной продукции.
  • Дети до 7 лет не должны нагружать себя подобным воздержанием.

В году существуют недели, которые не предполагают посты по средам и пятницам. К ним относят Святки, Недели после Великой Троицы, Пасхи и во время Масленицы.

На заметку! В постную среду и пятницу рыба разрешена для тех, кто по причинам здоровья не может выносить строгого поста без употребления животных белков.

Православная Церковь определила еженедельные постные дни для улучшения физического и духовного состояния мирян. С помощью практики воздержания человек становится чище и приближается к осознанию могущества Творца. Соблюдение поста в миру — добровольное дело каждого, и не несет в себе обязательных принципов.

Хочу поститься по средам и пятницам. Я человек работающий,можно ли в эти дни есть каши и творог.

Добрый день. Мера православного поста — это очень важный вопрос духовной жизни каждого христианина. С одной стороны, посты чрезвычайно важны для борьбы со страстями, для общего духовного настроя человека. С другой — сегодняшний ритм жизни никак не способствует соблюдению поста по Уставу. Часто бывает, что чрезмерно ревностные христиане пытаются до последней буквы следовать пощению по Уставу, исключают растительное масло из рациона, устраивают дни сухо- или сыроядения. Все это заканчивается упадком сил, ухудшением здоровья, и человек решает, что пост ему не подходит. Это очень неверный подход.

Православный пост — это, прежде всего, навык самоограничения. Конечно, работающему мужчине совершенно не подходит питание одной сырой морковкой, он просто не сможет тогда работать. Поэтому мера поста должна быть строго индивидуальной, с учетом образа жизни каждого постящего человека. Понятно, что для женщины средних лет, сидящей дома с внуками, и молодого мужчины, занятого физическим трудом, мера поста будет принципиально отличаться.

Лучше всего с этим вопросом подойти к духовнику или опытному священнику, который поможет правильно выстроить рацион, исходя не из формальных правил, а из потребностей человека. К тому же, на послабление поста всегда желательно взять благословение. Но, если такой возможности у вас нет, не будет грехом и самолично определить свою меру.

Так, каши, о которых вы спрашиваете, сами по себе являются постной пищей, разрешенной в пост. Обычно в посты, а также дни среды и пятницы из рациона убираются все продукты животного происхождения — мясо, яйца, молочная продукция, иногда рыба. Если у вас повышена потребность в питательных веществах, то священник, вероятнее всего, может благословить вам и творог, и яйца, и рыбу в постный день. Решить этот вопрос можно только индивидуально с благословения священника.

Интересный ответ на подобный вопрос дал один священник молодой женщине ожидающей ребенка. Беременным крайне трудно соблюдать пищевой пост, поскольку питание должно быть разнообразным и полноценным. Батюшка ответил этой женщине так: «Вы можете кушать абсолютно все, что нужно для здоровья вас и вашего малыша. Только пусть ваша еда будет максимально простой — если это творог, то ешьте его чистым, а не делайте из него вкусную выпечку. Если это мясо — просто отварите кусочек в воде, а не готовьте изысканное блюдо. Ну и так дальше. Такой пост снабдит ваш организм всеми питательными веществами и, в то же время, вы будете ограничивать себя и не баловать кулинарными изысками».

Такой ответ можно взять за основу для понимания того, какие послабления поста выбрать для любого человека исходя из его потребностей.

Могу ли я принимать участие в Святом причастии, если уже более 10 лет назад был ходил в протестантскую церковь ? Я исповедовался об этом в православной церкви и мне временно было отказано в причастии.

Добрый день. Этот вопрос нужно решать лично со священником того храма, куда вы собираетесь ходить. Тут необходимо учитывать множество нюансов — были ли вы крещены в православии, а потом ушли к протестантам? Или же вы вообще не приняли Таинства Крещения? По какой именно причине вам было отказано в причащении? По вашему короткому вопросу этого понять нельзя. Если на вас была наложена епитимия, то решать вопрос о возможности причастия желательно со священником, который ее наложил. Если это невозможно — ищите другого батюшку, который вникнет во все ваши обстоятельства, в т.ч. и запрет на причастие, и примет решение о том, как вам дальше поступать.

В любом случае, православная церковь всегда с радостью принимает в свои ряды членов других христианских конфессий. Те разногласия, которые могут возникать в индивидуальных случаях, всегда решаемы при участии грамотного и опытного духовника. Помогай вам Господь!

Пост в среду и пятницу — смысл, правила, особенности

Что такое пост

Любой пост, включая пост в среду и пятницу, – это отказ от пищи животного происхождения (мяса, молока, яиц и продуктов, содержащих эти ингредиенты). А также воздержание от излишнего потребления пищи и лакомств, от увеселительных мероприятий и развлечений.

Духовный смысл поста заключается в подчинении тела душе, в подвиге воздержания.Человек это личность. И задача личности — овладеть своей природой. Если человек научится усмирять свое тело от объедения, закалит волю, то сможет и душу уберечь от греха. Первым упоминанием поста в Библии, по мнению Святых Отцов, является запрет Богом Адаму вкушать плоды с дерева познания добра и зла. И нарушение поста привело к искажению грехом природы человека.

Почему православные постятся в среду и пятницу

Помимо четырех многодневных постов (Рождественского, Великого, Апостольского и Успенского) существует христианская традиция еженедельного воздержания. Это и есть пост по средам и пятницам. Пост в среду установлен в память о предательстве Иудой Иисуса Христа. В пятницу – в воспоминание о страданиях на кресте и смерти Спасителя.

В 69-ом Апостольском правиле есть указание, что если церковнослужитель нарушал еженедельный пост (кроме случаев телесной немощи), лишался сана. Миряне же отлучались от Церкви.

Пост в среду и пятницу

В дальнейшем был принят устав Церкви о посте, где постные дни недели среда и пятница приравниваются к Великому посту. Следовательно, рацион включает один прием пищи без масла в холодном виде – сухоядение.

Но важно учитывать, что данное правило распространялось на мужские монастыри. Ведь между мужчиной-монахом и мирским человеком, живущим семейной жизнью, существует значительная разница.

Как поститься в среду и пятницу мирянам

В каждом конкретном случае этот вопрос лучше всего уточнять у духовника или священника, у которого вы исповедуетесь. Для некоторых категорий людей пост ослабляется или исключается вообще. К ним относятся те, для кого особенно важен полноценный рацион питания, включающий продукты животного происхождения. Это больные люди, беременные и кормящие женщины, дети, путешествующие, военнослужащие, те, кто занимается тяжелой физической работой.

Существуют общие рекомендации, как поститься в среду и пятницу. Многие священники сходятся во мнении, что входить в еженедельный пост следует постепенно, соизмеряя свои силы, здоровье и возможности. Начать лучше с отказа от мяса в постные дни. Через какое-то время рекомендуется исключить яйца. Еще через определенный промежуток времени (может быть даже через несколько месяцев, это у всех индивидуально) отказаться от молочных продуктов и рыбы.

Важно рассчитывать свои телесные силы. Пост способствует очищению души и тела и не должен подрывать здоровье. Главное в посте это не просто отказ от скоромной пищи, но и духовные делания. Такие, как молитва, изучение Священного Писания, благотворительность, анализ своих страстей и борьба с ними.

Как сказал преподобный Иоанн Дамаскин: «Если бы в посте всё дело было бы в еде, то святыми были бы коровы.»

Распространенные заблуждения о соблюдении поста

Не стоит тратить часы над изучением состава продуктов или на приготовление изысканных постных блюд. Лучше посвятить это время молитве или помочь ближним. Постная пища должна быть максимально простой, способной удовлетворить потребность человека в еде, а не в удовольствии.

Также распространенным заблуждением является приравнивание поста к диете. Многие женщины постятся, чтобы сбросить лишние килограммы. Важно не допускать такого отношения к посту.

Пост является не столько ограничением в еде, в первую очередь это время духовного воздержания. То есть усиленной молитвы, частого посещения богослужений, отказа от развлечений, ограничения просмотра телевизора и Интернета. Кулинарная составляющая в посте, которой зачастую уделяют слишком много времени, вторична.

Многие новоначальные (начинающие) христиане начинают строго поститься, придерживаясь монастырского устава. Но при этом начинают испытывать злобу и раздражение на близких и родных людей. Следует тщательно отслеживать такие проявления и на корню их уничтожать. Важнее душевное состояние православного христианина, а не строгость поста.

Святитель Иоанн Златоуст о посте:“…Самое воздержание от пищи Он заповедует для того, чтобы мы, обуздывая вожделения плоти, делали ее послушною в исполнении заповедей. А если мы решимся не принимать помощи от поста ради слабости телесной и будем предаваться большей беспечности, то сами, не ведая того, причиним себе величайший вред.”

Пост в среду и пятницу — как правильно соблюдать пост мирянам

Многих православных терзают сомнения по поводу того, нужно ли соблюдать пост в среду и пятницу.

Данная статья расскажет о том, для чего это следует делать, и как поститься, не нарушая церковных традиций.

Почему среда и пятница считаются постными днями

Люди, которые только недавно пришли к осознанному выбору духовной жизни, не всегда знают для чего именно соблюдаются посты.

Но особенно, их мучают терзания по поводу обязательного поста в третий и пятый день недели, которые считаются постными днями независимо от того идет сейчас пост или же нет.

В среду, постящиеся люди, своим отказом от скоромной пищи вспоминают день предательства Иуды Христа. Пятница – день, когда Христа распяли, приговоренного к смерти на кресте.

Таким образом соблюдается траур по трагичным событиям, произошедшим при земной жизни Иисуса.

Но, кроме этого, эти дни имеют свойство спасать души людей, неустанно показывая дьяволу крепость и нерушимость веры. Пост укрепляет дух православного человека, очищает его, способствует развитию духовности. Это подобие регулярных тренировок для спортсмена.

Постные дни позволяют держаться в форме, только духовной, и тем самым оказывают благотворное влияние на физическую форму. Отказ от определенной пищи в эти дни недели позволяют задуматься о бренности своего существования и еще раз обратиться к молитве.

Как правильно поститься в среду и пятницу

При соблюдении постных дней нужно знать правила, чтобы нечаянно, по неведению не оскорбить память столь важных дней в христианстве.

День по церковному времени начинается не в обычное время. Отсчет новых церковных суток идет с момента начала вечернего богослужения в храме.

В каждом храме подобная служба может начинаться в разное время, но приход должен знать расписание богослужений и, таким образом, знать во сколько наступает новый день.

Обычно вечерня служится в отрезке от 4 до 8 часов вечера. Поэтому и отсчет начала постного дня происходит в это же время. Христианин перед вечерней молитвой может принимать обычную пищу, а после нее уже только постную. Таким же образом постный день и завершается, то есть по окончанию богослужения вечером.

Исходя из этих правил следует, что, например, пятничный пост берет свое начало с вечерней службы четверга и заканчивается богослужением вечером в пятницу, независимо от того, во сколько она прошла.

Что касается строгости постных дней, то тут все индивидуально. Ее поможет обозначить священник при храме. Если возникают подобные вопросы следует прежде всего обратиться к настоятелю за разъяснением. В некоторых случаях держать строгий пост не рекомендуется, так как это может отрицательно сказаться на физическом здоровье православного человека, а пост ни в коем случае не допускает нанесение вреда верующему.

Так, есть послабления у женщин, которые ждут ребенка или кормят грудью. Люди ведущие трудовую жизнь в тяжелых физических условиях и дети до 7 лет пользуются более легким вариантом поста, о котором будет рассказано ниже. Это касается и спортсменов, которые усиленно тренируются.

Но, человек, не вправе определить степень строгости постного дня самостоятельно, он обязательно должен спросить на это благословления священного лица.

Также пост не соблюдаются в Святки, первую седмицу после Пасхи, в первую седмицу после Троицы и в дни празднования Масленицы.

Можно ли рыбу в среду и пятницу

Посты в среду и пятницу по церковным правилам должны проходить с такой же строгостью, как и каждый пост.

В эти дни нужно исключить из своего рациона такие продукты как: яйца, мясо, молочные изделия. Из рациона исключается и рыба.

В сохоядение или сыроедение можно употреблять в пищу овощи, фрукты, ягоды, орехи, мед.

Все эти правила не касаются тех, кто получил от священника благословение на послабление постных дней. Категорий таких людей отмечались выше.

Помимо этих правил существует и такие особые дни, когда в среду и пятницу разрешается есть рыбу.

Это то время, когда постные дни выпадают на зимние и весенние мясоеды. К периоду зимнего мясоеда относится промежуток времени между Рождественским и Великим постами, а к весеннему мясоеду относится промежуток между Великим праздником Пасхи и днем празднования Святой Троицы.

Рабы можно употреблять в пищу во время больших церковных праздников. Многие церковные праздники имеют свойство переходить с одной даты на другую. И в каждый год празднуются в разное число. Поэтому лучше всего сверится с православным календарем или же узнать у настоятеля храма о приближающихся праздниках. В эти почитаемые христианами дни в храмах идут службы и пост не соблюдается.

Постные дни обязательно сопровождаются усиленной молитвой, благочестивыми делами, раздачей милостыни, покаянием. Это крайне важно для православного человека. Не только отстранится от употребления скоромной пищи, но и работать над своим духовным пробуждением.

Как поститься по средам и пятницам?

Человек – духовно-телесное существо двойной природы. Святые отцы говорили, что тело облегает душу, как перчатка руку. Потому любой пост – […]

Человек – духовно-телесное существо двойной природы. Святые отцы говорили, что тело облегает душу, как перчатка руку.

Потому любой пост – однодневный или многодневный – является комплексом средств для того, чтобы приблизить человека и духовно, и телесно к Богу – во всей полноте человеческой природы.

Образно говоря, человека можно сравнить со всадником на лошади. Душа – это всадник, а тело – лошадь. Допустим, лошадь готовят к скачкам на ипподроме. Ей дают определенную пищу, тренируют и т. д. Потому что конечная цель жокея и его коня – прийти к финишу первыми. Примерно то же можно сказать о душе и теле. Аскетический опыт Православной Церкви с Божьей помощью создал универсальный инструментарий духовных, физических и пищевых средств для того, чтобы всадник-душа и конь-тело смогли прийти к финишу – к Царствию Небесному.

С одной стороны, мы не должны пренебрегать пищевым постом. Вспомним, почему святые праотцы Адам и Ева совершили грехопадение… Приведем довольно грубую и примитивную, далеко не полную трактовку: потому, что нарушили пищевой пост воздержания – Божью заповедь не вкушать плода с дерева познания добра и зла. Это, мне кажется, всем нам урок.

С другой стороны, пищевой пост не должен восприниматься как самоцель. Это всего лишь средство для того, чтобы истончить нашу грубую вещественную плотяность путем определенных воздержаний в пище, в употреблении алкоголя, в супружеских отношениях для того, чтобы тело стало легким, очищенным и послужило верным соратником душе для стяжания главных духовных добродетелей: молитвы, покаяния, терпения, смирения, милосердия, участия в Таинствах церковных, любви к Богу и ближнему и т. д. То есть пищевой пост – это первая ступенечка восхождения к Господу. Без качественного духовного изменения-преображения своей души он превращается в диету, бесплодную для человеческого духа.

Когда-то Блаженнейший Митрополит Киевский и всея Украины Владимир сказал замечательную фразу, вместившую в себя суть любого поста: «Главное в пост – не есть друг друга». То есть это высказывание можно трактовать следующим образом: «Если ты, воздерживаясь от определенных действий и еды, не культивируешь в себе с Божьей помощью добродетели, и главную из них – любовь, то твой пост бесплоден и бесполезен».

Касательно вопроса, выведенного в название статьи. На мой взгляд, начало дня с вечера – это касается богослужебного дня, т. е. суточного круга богослужений: часов, вечерни, утрени, Литургии, которые, в сущности, являются одной службой, разделенной для удобства верующих на части. Кстати говоря, во времена первых христиан они и были одной службой. Но пищевой пост должен соответствовать календарному дню – то есть с утра и до утра (богослужебный же день – с вечера и до вечера).

Во-первых, это подтверждает литургическая практика. Мы ведь не начинаем вкушать мясо, молоко, сыр и яйца вечером в Великую Субботу (если следовать логике разрешения поста вечером). Или в Рождественский и Крещенский сочельник мы не кушаем те же продукты вечером, накануне Рождества Христова и Святого Богоявления (Крещения Господня). Нет. Потому что пост разрешается на следующий день после завершения Божественной литургии.

Если рассматривать норму Типикона о среде и пятке, то она, ссылаясь на 69-е Правило Святых апостолов, пост в среду и пятницу приравнивала к дням Великого поста и разрешала вкушение пищи в виде сухоядения один раз в день после 15.00. Но сухоядение, а не полное разрешение от поста.
Конечно, в современных реалиях практика однодневного (среда и пятница) поста смягчена для мирян. Если это не период одного из четырех годовых постов, то можно вкушать рыбу и растительную пищу с елеем; если же среда и пятница припадают на период поста, то тогда рыба не естся в этот день.

Но главное, дорогие братья и сестры, нам помнить, что душевно и сердечно мы должны в среду и пятницу углубляться в памяти дня. Среда – предательство человеком своего Бога-Спасителя; пятница – день смерти Господа нашего Иисуса Христа. И если мы по совету святых отцов посреди буйной жизненной суеты сделаем в среду и пятницу молитвенную остановку на пять, на десять минут, на час, кто сколько сможет, и подумаем: «Стоп, сегодня же Христос пострадал и умер за меня», то само воспоминание это, соединенное с благоразумным постом, благотворно и спасительно повлияет на душу каждого из нас.

Будем также помнить великие и утешительные слова Спасителя, касающиеся борьбы человеческой души и осаждающих ее бесов: «Сей же род изгоняется только молитвою и постом» (Мф. 17:21). Молитва и пост – вот два наших спасительных крыла, вырывающих с Божьей помощью человека из грязи страстей и возводящие его к Богу – путем любви к Всевышнему и к ближнему своему.

Постные дни среда и пятница

Часто можно слышать вопросы: постные дни среда и пятница — что можно есть, можно ли рыбу, как готовить еду на поминки и чего нельзя делать. Обратимся к уважаемым православным источникам, и попытаемся раскрыть эти секреты, плюс узнаем хорошие постные рецепты на целый день — завтрак, обед, постный ужин, сытно и вкусно.

Давайте сначала разберемся — почему среда и пятница в православии считаются постными днями?

Среда — это в память о том дне, когда Иуда предал Иисуса Христа, мы скорбим вместе с ним.

Пятница — в этот день распяли Христа, потому мы постимся в воспоминание об этом дне. Святые отцы говорят: «когда вы едите скоромное в эти дни, вы распинаете Господа», и еще: «кто в среду и пятницу не постятся, много грешат пред Господом». И еще говорят, что ангелы ведут счет постным средам и пятницам в нашей книге жизни…

Что касается поминок или каких праздничных дней, выпадающих на среду с пятницей, нужно придерживаться тех же правил. В эти дни, как в обычный пост, недозволительно развлекаться, веселится, сидеть перед телевизором, это дни для дел милосердия, размышлений о Боге, о грехах своих, чтение духовной литературы и так далее.

Еще часто спрашивают, можно ли рыбу по средам и пятницам, нам батюшки отвечают: когда обычные дни — то можно, если это время какого-то поста и среда с пятницей попадают в дни строго поста, то нельзя. Вот пример: сейчас начнется Рождественский пост, и в дни его среда и пятница будут строгими, рыбу вкушать нельзя.

Вообще, что касается Рождественского поста, то по Типикону, рыбу тоже не все дни можно есть. К примеру, до 19 декабря рыбка запрещена понедельник, среда, пятница, после 19-го — до 2 января — рыбу лишь в выходные можно, а со 2-го по 6 января вообще нельзя рыбку вкушать.

Еще вопрос иногда встает — когда начинается постный день, ведь многие путаются от того, что сам день начинается в церкви с вечера, так вот — пост начинается также, как обычный день, с 24.00.
Сегодня хотим предложить вам три блюда для постной среди (пятницы) – завтрак, обед, ужин — вкусно, сытно, просто и питательно.

Коврижка постная, монастырская

  • стакан сахара
  • стакан воды (если не пост, то можно кефир или молоко взять)
  • стакан варенья
  • 1 ч.л. соды в укусе погасить
  • муки 2-2,5 стакана

Все смешать, смазать форму, выложить и выпекать. Можно сверху пудрой сахарной присыпать, глазурь какую-то сделать, разнообразит тем самым коврижку.

Еще можно добавить меда вместо варенья и какао, изюма немного, крем сварить с воды, олейны, какао и сахара — вкусно!

Селедка по-корейски

  • 1 кг свежезамороженной сельди
  • стакан томатного сока
  • 80 мл (можно меньше) 9% уксуса
  • 120г масла подсолнечного без аромата
  • ложка соли столовая
  • ложечка сахара чайная, столько же молотого перчика
  • 3-4 луковицы

Селедку на филе аккуратно разобрать, порезать кусочками. масло с томатом закипятить, снять с огня, всыпать специи, охладить и залить соусом селедку. Оставить так на сутки. Отвариваем картошку, делаем салат или достаем из банки огурчики маринованные, и постный обед готов!

Постный салат

Можно варьировать с количеством продуктов, кто как любит. Свеклу отварить, на терочке измельчить, курагу с черносливом для размягчения кипятком залить. потом избавить от жидкости и соломкой нарезать. Орешки подробить, все полить майонезом и смешать. Постный салатик готов!

Еще очень вкусно получается даже на праздничный стол в пост замечательный постный салат от матушки Елены — необыкновенный просто!

И вообще супер мы постимся вообще. Пироги с вареньем печем)))

А по вашему, в дни поста нужно голодом себя морить? Что плохого в пирогах с вареньем?

Ну да ладно. Если без сахара два дня в неделю обойтись это даже полезно мне кажется. Вообще сладкое вредно каждый день

Не поняла, что за рецепт вообще. Селедка что уже рыбой не считается? Рыбу нельзя в постные дни ведь.

В обычные дни в среду и пятницу рыбу есть можно, в дни длительных постов — нельзя.

Православная Жизнь

Человек – духовно-телесное существо двойной природы. Святые отцы говорили, что тело облегает душу, как перчатка руку.

Потому любой пост – однодневный или многодневный – является комплексом средств для того, чтобы приблизить человека и духовно, и телесно к Богу – во всей полноте человеческой природы. Образно говоря, человека можно сравнить со всадником на лошади. Душа – это всадник, а тело – лошадь. Допустим, лошадь готовят к скачкам на ипподроме. Ей дают определенную пищу, тренируют и т. д. Потому что конечная цель жокея и его коня – прийти к финишу первыми. Примерно то же можно сказать о душе и теле. Аскетический опыт Православной Церкви с Божьей помощью создал универсальный инструментарий духовных, физических и пищевых средств для того, чтобы всадник-душа и конь-тело смогли прийти к финишу – к Царствию Небесному.

С одной стороны, мы не должны пренебрегать пищевым постом. Вспомним, почему святые праотцы Адам и Ева совершили грехопадение… Приведем довольно грубую и примитивную, далеко не полную трактовку: потому, что нарушили пищевой пост воздержания – Божью заповедь не вкушать плода с дерева познания добра и зла. Это, мне кажется, всем нам урок.

С другой стороны, пищевой пост не должен восприниматься как самоцель. Это всего лишь средство для того, чтобы истончить нашу грубую вещественную плотяность путем определенных воздержаний в пище, в употреблении алкоголя, в супружеских отношениях для того, чтобы тело стало легким, очищенным и послужило верным соратником душе для стяжания главных духовных добродетелей: молитвы, покаяния, терпения, смирения, милосердия, участия в Таинствах церковных, любви к Богу и ближнему и т. д. То есть пищевой пост – это первая ступенечка восхождения к Господу. Без качественного духовного изменения-преображения своей души он превращается в диету, бесплодную для человеческого духа.

Когда-то Блаженнейший Митрополит Киевский и всея Украины Владимир сказал замечательную фразу, вместившую в себя суть любого поста: «Головне в піст – не їсти один одного». То есть это высказывание можно трактовать следующим образом: «Если ты, воздерживаясь от определенных действий и еды, не культивируешь в себе с Божьей помощью добродетели, и главную из них – любовь, то твой пост бесплоден и бесполезен».

Касательно вопроса, выведенного в название статьи. На мой взгляд, начало дня с вечера – это касается богослужебного дня, т. е. суточного круга богослужений: часов, вечерни, утрени, Литургии, которые, в сущности, являются одной службой, разделенной для удобства верующих на части. Кстати говоря, во времена первых христиан они и были одной службой. Но пищевой пост должен соответствовать календарному дню – то есть с утра и до утра (богослужебный же день – с вечера и до вечера).

Во-первых, это подтверждает литургическая практика. Мы ведь не начинаем вкушать мясо, молоко, сыр и яйца вечером в Великую Субботу (если следовать логике разрешения поста вечером). Или в Рождественский и Крещенский сочельник мы не кушаем те же продукты вечером, накануне Рождества Христова и Святого Богоявления (Крещения Господня). Нет. Потому что пост разрешается на следующий день после завершения Божественной литургии.

Если рассматривать норму Типикона о среде и пятке, то она, ссылаясь на 69-е Правило Святых апостолов, пост в среду и пятницу приравнивала к дням Великого поста и разрешала вкушение пищи в виде сухоядения один раз в день после 15.00. Но сухоядение, а не полное разрешение от поста.

Конечно, в современных реалиях практика однодневного (среда и пятница) поста смягчена для мирян. Если это не период одного из четырех годовых постов, то можно вкушать рыбу и растительную пищу с елеем; если же среда и пятница припадают на период поста, то тогда рыба не естся в этот день.

Но главное, дорогие братья и сестры, нам помнить, что душевно и сердечно мы должны в среду и пятницу углубляться в памяти дня. Среда – предательство человеком своего Бога-Спасителя; пятница – день смерти Господа нашего Иисуса Христа. И если мы по совету святых отцов посреди буйной жизненной суеты сделаем в среду и пятницу молитвенную остановку на пять, на десять минут, на час, кто сколько сможет, и подумаем: «Стоп, сегодня же Христос пострадал и умер за меня», то само воспоминание это, соединенное с благоразумным постом, благотворно и спасительно повлияет на душу каждого из нас.

Будем также помнить великие и утешительные слова Спасителя, касающиеся борьбы человеческой души и осаждающих ее бесов: «Сей же род изгоняется только молитвою и постом» (Мф. 17:21). Молитва и пост – вот два наших спасительных крыла, вырывающих с Божьей помощью человека из грязи страстей и возводящие его к Богу – путем любви к Всевышнему и к ближнему своему.

LiveInternetLiveInternet

Метки

Приложения

  • СРОЧНО.ДЕНЬГИК сожалению, всякое бывает… И чаще, почему-то, это всегда случается неожиданно… Уникальная единая форма для подачи заявки на кредит во все банки сразу поможет сэкономить нервы, время и деньги!
  • Дешевые авиабилетыВыгодные цены, удобный поиск, без комиссии, 24 часа. Бронируй сейчас – плати потом!
  • Толкование сновУзнайте в чем тайна вашего сна — стоит готовиться к чему-то плохому или, наоборот, надо чтобы сон обязательно сбылся. Вы непременно найдете толкование вашего сна, ведь в базе уже сейчас содержится 47
  • 5 друзейСписок друзей с описанием. Данное приложение позволяет разместить в Вашем блоге или профиле блок, содержащий записи о 5 Ваших друзьях. Содержание подписи может быть любым — от признания в любви, до

Цитатник

Пяточисленные молитвы «Очень ценно молиться в 3 часа ночи.Обычно многие просыпаются в это .

Новости

Ссылки

5 друзей

неизвестно

Поиск по дневнику

Подписка по e-mail

Статистика

Постное меню в постные дни недели в среду и пятницу

Суббота, 27 Ноября 2010 г. 13:27 + в цитатник

Постное меню в постные дни недели в среду и пятницу: Зачем соблюдать православный пост в постные дни каждой недели?

Христианская православная вера предусматривает ряд постных дней и недель в году, когда благодаря воздержанию в пище во время поста простой христианин приближается к Богу, очищаясь не только физически, но и духовно. В православных правилах святых апостолов сказано, что «Если православный христианин не постится в Великий пост или по средам и пятницам в течение всего года, за исключением праздничных дней, то миряне по 69-му правилу святых апостолов отлучаются от причащения Святых Тайн, а священники извергаются. Послабление в посте допускаются для немощных , больных, престарелых. »

Т.е., если православный христианин не соблюдает все многодневные и однодневные посты в течение всего года, он не допускается к причащению, а священники вообще лишаются своего сана. При этом беременные женщины, дети до 14 лет, больные люди и старики могут не соблюдать пост или соблюдать его не в полной мере, о чем лучше все же проконсультироваться у священника в местной православной церкви.

Хороший христианин должен соблюдать православный Великий пост перед Пасхой — Праздником Праздников Воскресения Христова, в пост святых апостолов Петра и Павла — Петров пост, в пост Пресвятой Богородицы — Успенский пост с 14 по 27 августа, Рождественский пост — Филиппов пост перед Рождеством Христовым с 28 ноября по 6 января.

А также православный человек должен соблюдать пост в Крещенский сочельник 18 января, в день Усекновения главы Иоанна Предтечи — 11 сентября, в день Воздвижения Креста Господня — 27 сентября, а также в течение всего года посты по средам и пятницам, кроме недель сплошных православных седмиц и Святок с 7 по 18 января.

Значение многодневных постов и постных дней по средам и пятницам заключается в том, что путем воздержания от еды, ограничивая собственные желания и аппетиты в прямом и переносном смысле этого слова, православных христианин уподобляется Иисусу Христу (вспомните его сорокадневное отшельничество в пустыне, где Он боролся с сатаной и искушениями) и отдает дань уважения его страданиям, которые Сын Божий претерпел ради нас, простых смертных людей, чтобы одарить нас бессмертием — вечной жизнью в Раю на Небесах как награду за праведный образ жизни.

В современном мире православный пост соблюдается не столь строго, как это было до революции в России, когда позиции православной церкви и православные каноны были сильны и уважаемы. Сегодня православная церковь не настаивает на абсолютном, дотошном соблюдении всех ограничений касательно постного меню как в многодневные, так и в однодневные посты.

При этом сами посты никто не отменял для верующего человека. Но. Если у, допустим, работающего человека просто нет физических и материальных возможностей соблюдать все каноны православного поста, то он может сам, а лучше — с благословения и разрешения священника, делать себе послабления по постному меню в дни и недели поста.

Ведь главная цель любого православного поста — это не изнурение организма, не доведение его до истощения и анорексии — нет! Главная цель и задача православного поста — укрепление человека в Вере через отречение, временный отказ от некоторых физических и пищевых радостей, удовольствий жизни.

Как человек может доказать Господу Богу свою любовь и веру? Просто и очень сложно одновременно: путем не нарушения 10 заповедей Божьих, с помощью ежедневной православной молитвы, путем периодического посещения храма Божьего — православной церкви и путем соблюдения православных постов и отдельных постных дней в почти каждую неделю.

Рецепты и меню для православного поста и постных дней для каждого человека должны быть индивидуальны — они должны учитывать состояние его здоровья, образ жизни, а также — не будем лицемерами — степень веры человека в Бога.

Постное меню в постные дни недели в среду и пятницу: Зачем соблюдать православный пост в постные дни каждой недели и как это делать?

Постные дни недели — по средам и пятницы установлены в честь памяти о страданиях Иисуса Христа перед распятием на Кресте: в среду Иуда предал Иисуса Христа за тридцать серебренников, а в пятницу Сына Божьего казнили — распяли на Кресте, где он в этот же день и умер.

Но вернемся непосредственно к теме нашей статьи «Постное меню в постные дни недели в среду и пятницу: Зачем соблюдать православный пост в постные дни каждой недели и как это делать?» и выясним, каким же должно быть наше постное меню в постные дни недели — по средам и пятницам?

Итак, в постные дни недели по средам и пятницам православный христианин должен по мере возможности избегать употреблять в пищу СКОРОМНУЮ пищу.

Что такое скоромная пища? СКОРОМНАЯ ПИЩА — это любая пища животного происхождения, содержащая в себе белки и жиры животного происхождения, а также любые продукты и блюда, содержащие в себя хотя бы немного продуктов животного происхождения. Если конкретно, то скоромной пищей является мясо свинины и говядины, масло, яйца, сметана, молоко, творог, сыр, пельмени, яичные макароны, жир, непостное печенье (приготовленное на яйцах, сметане, молоке, жире), торты, пирожные, сливки, мороженое, колбасы, сосиски, сало.

Все эти и многие другие блюда, содержащие в себе белки и жиры животного происхождения, являются скоромными блюдами по определению и их нельзя кушать по постным дням почти каждой недели — по средам и пятницам.

Единственное, что можно кушать в постные дни по средам и пятницам, так это растительное масло, рыбу, овощи, фрукты, мед, варенье, крупы, картофель, капусту, зелень. Так что можно с полной ответственностью утверждать, что соблюдение православного поста в постные дни выгодно самому христианину, т.к. растительная пища — это здоровая пища, которая очищает не только тело, но и душу избавляет от греха.

И еще: если в Великий православный пост перед праздником Пасхи христианину запрещается вступать в близкие отношения с супругом по браку, то на дневные посты по средам и пятницам данное ограничение не распространяется.

Таким образом, соблюдать или не соблюдать постные дни по неделям в среду и пятницу каждый православный верующий человек решает сам для себя.

Процитировано 1 раз
Понравилось: 1 пользователю

Как поститься в среду и пятницу?

Фото сайта pravmir.ru

Пост, хранимый Православной Церковью в среду, установлен в воспоминание предания Господа нашего Иисуса Христа на страдание и смерть, а в пятницу — в воспоминание самих страданий и смерти Его.

Святой Афанасий Великий говорил: «Разрешая есть скоромное в среду и пяток, сей человек распинает Господа». «Много грешат те, кто не постится в среду и пятницу, — говорил преподобный Серафим Саровский. Пост в среду и пятницу столь же важен в Православной Церкви, как и другие посты. Она строго предписывает нам соблюдать эти постные дни и осуждает произвольно нарушающих его. По 69-му Апостольскому правилу: «Аще кто епископ, или пресвитер, или диакон, или чтец, или певец, не постится в святую Черыредесятницу пред Пасхою, или в среду, или в пяток, кроме препятствия от немощи телесныя, да будет извержен. Аще же мирянин: да будет отлучен».

Но хотя пост среды и пятницы и сравнивается с постом Четыредесятницы, он менее строг Великого поста. В среду и пятницу разрешается сваренная пища с елеем.

В летний и осенний мясоеды (периоды между Петровым и Успенским постами и между постами Успенским и Рождественским) среда и пятница – дни строгого поста. В зимний и весенний мясоеды (от Рождества до Великого поста и от Пасхи до Троицы) Устав разрешает в среду и пятницу рыбу. Рыба в среду и пятницу разрешается, когда на эти дни выпадают праздники Сретения Господня, Преображения Господня, Рождества Богородицы, Введения Богородицы во храм, Успения Пресвятой Богородицы, Рождества Иоанна Предтечи, апостолов Петра и Павла, апостола Иоанна Богослова. Если праздники Рождества Христова и Крещения Господня выпадают на среду и пятницу, то пост в эти дни отменяется. В навечерие (канун, сочельник) Рождества Христова (обычно день строгого поста), случившееся в субботу или воскресенье, разрешается пища с растительным маслом.

НАЧИНАТЬ соблюдение поста в постные дни следует с того момента, как проснетесь и до самого вечера.

Сплошные седмицы (седмицей называется неделя — дни с понедельника по воскресенье) означают отсутствие поста в среду и пятницу.

Церковью установлены как послабление перед многодневным постом или как отдых после него следующие сплошные седмицы:

Святки — с 7 до 18 января (11 дней), с Рождества до Крещения Господня.

Мытаря и фарисея — за две недели до Великого поста.

Сырная (Масленица) — неделя перед Великим постом (разрешаются всю седмицу яйца, рыбное и молочное, но уже без мяса).

Пасхальная (Светлая) — неделя после Пасхи.

Троицкая — неделя после Троицы (неделя перед Петровым постом).

Как поститься детям, больным, престарелым людям

Пожилые, больные люди, дети (до 14 лет), а также беременные женщины освобождаются от строгого поста. Однако о мерах послабления следует посоветоваться со священником.

Правила пощения с древних времен имеют обязательную силу преимущественно на здоровых членов Церкви. Дети, больные и престарелые, которые не могут хранить совершенного поста по Уставу, не лишаются матернего благосердия Церкви, действующей в любвеобильном духе своего Владыки и Господа. Так, Устав Церкви о хранении поста в первую седмицу Четыредесятницы говорит: «В понедельник отнюдь не ясти, такоже и во вторник. Могущие же да пребудут постящееся до пятка. Немогущие же сохранити двух первых дней Четыредесятницы, да ядят хлеб и квас по вечерни во сторник. Подобни же и стари творят».

В 69-м правиле святых апостолов о хранении вообще Четыредесятницы постановлено: «Кто не постится в четыредесять дней, да извержется, разве только по болезни: немощному бо прощено есть по силе вкушати масла и вина».

Как поститься в среду и пятницу

Пост, хранимый Православной Церковью в среду, установлен в воспоминание предания Господа нашего Иисуса Христа Иудой на страдание и смерть, а в пятницу — в воспоминание самих страданий и смерти Его.

Святой Афанасий Великий говорил: «Разрешая есть скоромное в среду и пяток, сей человек распинает Господа». Пост среды и пятницы столь же важен, как и другие посты. Много грешат те, кто не постится в среду и пятницу, говорил преподобный Серафим Саровский. Пост в среду и пятницу столь же важен в Православной Церкви, как и другие посты. Она строго предписывает нам соблюдать эти постные дни и осуждает произвольно нарушающих его. По 69-му Апостольскому правилу: «Аще кто епископ, или пресвитер, или диакон, или иподиакон, или чтец, или певец, не постится в святую Четыредесятницу пред Пасхою, или в среду, или пяток, кроме препятствия от немощи телесныя: да будет извержен. Аще же мирянин: да будет отлучен».

Но хотя пост среды и пятницы и сравнивается с постом Четыредесятницы, он менее строг Великого поста. В среду и пятницу разрешается сваренная пища с елеем.

В летний и осенний мясоеды (периоды между Петровым и Успенским постами и между постами Успенским и Рождественским) среда и пятница — дни строгого поста. В зимний и весенний мясоеды (от Рождества до Великого поста и от Пасхи до Троицы) Устав разрешает в среду и пятницу рыбу. Рыба в среду и пятницу разрешается и когда на эти дни выпадают праздники Сретения Господня, Преображения Господня, Рождества Богородицы, Введения Богородицы во храм, Успения Пресвятой Богородицы, Рождества Иоанна Предтечи, апостолов Петра и Павла, апостола Иоанна Богослова. Если праздники Рождества Христова и Крещения Господня попадают на среду и пятницу, то пост в эти дни отменяется. В навечерие (канун, сочельник) Рождества Христова (обычно день строгого поста), случившееся в субботу или воскресенье, разрешается пища с растительным маслом.

Сплошные седмицы (седмицей называется неделя — дни с понедельника по воскресенье) означают отсутствие поста в среду и пятницу.

Церковью установлены как послабление перед многодневным постом или как отдых после него следующие сплошные седмицы:

1. Святки — с 7 до 18 января (11 дней), с Рождества до Крещения.

2. Мытаря и фарисея — за две недели до Великого поста.

3. Сырная (масленица) — неделя перед Великим постом (разрешается всю седмицу яйца, рыбное и молочное, но уже без мяса).

4. Пасхальная (Светлая) — неделя после Пасхи.

5. Троицкая — неделя после Троицы (неделя перед Петровым постом).

Великий пост 2020: календарь питания по дням

Великий пост – самый строгий! В 2020 году он начинается в понедельник, 2 марта и заканчивается в субботу 18 апреля. Семь недель, до самой Пасхи верующим рекомендовано воздерживаться от пищи, содержащей мясо, рыбу, молоко и яйца. Исключение составляют – маленькие дети, беременные женщины, странствующие путники и больные.

Великий пост начинается за семь недель до Пасхи. Состоит из Четыредесятницы — 40 дней — и Страстной седмицы — недели перед самой Пасхой. Четыредесятница установлена в честь сорокадневного поста Спасителя, а Страстная седмица — в память последних дней земной жизни, страданий, смерти и погребения Христа. Общее продолжение Великого поста вместе со Страстной седмицей — 48 дней.

Церковный устав предписывает следующие правила:

  • в первую и последнюю (Страстную седмицу) недели — особо строгий пост;

  • полностью запрещается скоромное — продукты животного происхождения;

  • в будние дни едят один раз в день, вечером; по субботам и воскресеньям два раза — в обед и вечером;

  • в понедельники, среды и пятницы — холодная пища без масла;

  • во вторники и четверги — горячая пища без масла;

  • по субботам и воскресеньям можно употреблять растительное масло и по желанию немного виноградного вина (кроме субботы Страстной седмицы);

  • в великую субботу многие верующие также не едят до наступления Пасхи.

Обращаем ваше внимание, что строго следовать церковному уставу обязаны лишь священнослужители, монахи и послушники.

Если вы обычный человек, который пять дней в неделю ходит на работу, стоит у станка, работает учителем и прочее, то вам не обязательно в особо строгие дни сидеть на хлебе и воде. Вам достаточно придерживаться постного меню. И не грешить!

Ведь главное в посте – не мясо не кушать, а друг-друга не съесть!

Постные блюда для Великого поста

Готовим:
1. Первым делом ставим поджариваться тосты. А пока они доходят до кондиции, занимаемся авокадо.

2. Авокадо сначала разрезаем пополам и удаляем косточку. Снимаем кожу, а мякоть перекладываем в блендер.

3. Туда же, к мякоти, добавляем мелко нарезанную луковицу, кинзу, лимонный сок, перец и соль. Взбиваем все в пюре.

4. Теперь просто наносим поверх теплого тоста питательную пасту из авокадо и, похрустывая, утоляем зверский голод.

Рыба и яблоки — поначалу неискушенных это может шокировать. Но только поначалу. Потому что потом они будут заняты другим вопросом: кому же идти за добавкой…

Кстати, среди всевозможных полезных свойств карпа медики называют и еще одно: в его мясе содержатся вещества, понижающие риск инфаркта.

Готовим:

1. Потрошеную рыбку солим и минут на 20 оставляем в покое.

2. Пока рыба просаливается, занимаемся начинкой: яблоки, лимон и лук очищаем. Затем все нарезаем одинаковыми небольшими кубиками. Тархун измельчаем.

3. Брюшко карпа изнутри натираем перцем и начиняем смесью лимона, яблок, лука и тархуна. Для верности брюшко можно сколоть зубочисткой в нескольких местах.

4. Подготовленного карпика перекладываем в рукав для запекания и готовим в разогретой до 180 °С духовке с расчетом: 50 минут готовки на каждый килограмм рыбы.

Готовим:

1. Этот салат начинаем готовить с сельдерея: черешки промываем, высушиваем и нарезаем тонкими колечками. Затем перекладываем в отдельную посуду, чуть-чуть присаливаем и разминаем руками, чтобы кусочки сельдерея дали сок и стали мягче. Вот в таком «придавленном» состоянии мы их и оставим на пару минут, пока занимаемся другими ингредиентами.

2. Следующий шаг — заправка. Ей перед употреблением не мешает постоять. Так что соединяем: натертый на мелкой терке чеснок, натертый свежий имбирь, лимонный сок, оливковое масло и черный перец. Все это взбалтываем на совесть и даем настояться в холодильнике около 10 — 15 минут.

3. Свеклу и морковку очищаем и натираем. Все, что осталось, — соединить их с сельдереем и заправить чесночно-имбирным соусом.

2 кальмара, 0,3 стакана риса, 1 средняя морковь, 0,5 луковицы, соль, черный молотый перец.

Для соуса: 3 свежих помидора, 1 зубчик чеснока, 2 — 3 ст. ложки растительного масла, соль, сахар, черный и красный молотый перец по вкусу, свежая зелень, 1 стакан воды или овощного бульона.

Готовим:

1. Тушки кальмаров сначала промываем в холодной воде и удаляем внутренности. Затем на 1 — 2 минуты опускаем в кипящую воду и сразу же достаем. Снова ополаскиваем в холодной воде, смываем верхнюю темную пленку.

2. Морковь натираем на крупной терке. Лук мелко нарезаем. Тушим морковь вместе с луком на растительном масле до мягкости.

3. Рис отвариваем до готовности и соединяем с тушеной морковью. Солим и перчим по вкусу. Этим фаршем начиняем тушки кальмаров.

4. ТОМАТНЫЙ СОУС (1. Помидоры на полминуты опускаем в кипяток, затем сразу же перекладываем в холодную воду. Снимаем кожицу. Мякоть мелко нарезаем. 2. В разогретую сковороду с растительным маслом опускаем разрезанный на половинки чеснок. Поджариваем его до румяного цвета и удаляем. 3. В получившееся чесночное масло перекладываем помидоры и тушим на маленьком огне, пока овощи не превратятся в пюре).

4. Томатное пюре разводим кипяченой водой (овощным бульоном) и продолжаем готовить еще 10 минут. Солим, перчим.

5. Фаршированные кальмары перекладываем в сотейник с томатным соусом и тушим еще не более 2 — 3 минут, посыпаем рубленой зеленью.

Ссылка на основную публикацию