Как противостоять похоти очей?

Как противостоять похоти очей?

Каждый день наш взгляд сталкивается с огромным количеством картин в жизни, которые далеко не всегда пробуждают в душе благие порывы. Церковь называет это похотью очей, с которой нужно бороться во имя спасения собственной души.

Что это такое

Термин «похоть» означает противоестественное желание, перечащее Закону Божьему, влекущее ко злу и греху. К понятию похоть можно отнести не только блудные страсти, как в большинстве своем думают люди. Сюда причисляются все стремления человека услаждаться греховными вещами.

Все в мире материальном есть грех, потому святые подвижники всегда стремились удалиться от мирской суеты, чтобы не грешить. И поскольку большую часть информации об окружающем мире люди воспринимают через органы зрения, то похоть очей, возможно, является одной из самых опасных.

О Божьих заповедях:

Человек видит что-либо, и душа его заражается грехом. Сегодня на человечество сыпется со всех сторон масса информации самого греховного характера: порнография, насилие, брань, жестокость и т. д. Миллиарды глаз ежедневно устремляются в экраны домашних телевизоров и мониторов компьютеров, поглощая оттуда все, что может повлечь за собой очередное грехопадение.

И тут некоторые могут возразить — зачем же тогда Господь дал глаза, если посредством их в человеке пробуждается похоть? Сами по себе глаза — не греховны. С их помощью человек может созерцать красоту природы, работать и спасать от опасности себя и других. Но многие сознательно обращают свой взор на то, что не угодно Богу, что отделяет людей от Него. Дьявол предлагает людям массу развлечений, глядя на которые человек начинает с вожделением желать насладиться ими.

Похоть порождает грех, а грех приводит к смерти. Современный человек, устремляя свой взор на окружающий мир, берет для себя из него много примеров для подражания. И как правило, эти примеры далеки от праведности.

В Библии сказано:

«Не любите мира, ни того, что в мире: кто любит мир, в том нет любви Отчей. Ибо все, что в мире: похоть плоти, похоть очей и гордость житейская, не есть от Отца, но от мира сего. И мир проходит, и похоть его, а исполняющий волю Божию пребывает вовек».

Эти слова должен взять на вооружение каждый христианин, поскольку все в этом мире временно, после смерти — вечность. И какой она будет для каждого — люди решают сами, поддаваясь или противостоя своим внутренним страстям. Вовремя отвернувшись от греховных картин, мы спасаем свою душу и даем себе шанс на спасение.

Как бороться

Лучшим средством в борьбе с похотью любой природы всегда являлась молитва. Человек, живущий по воле Божьей, всегда сумеет найти в себе силы для борьбы с греховными желаниями.

Сознательное ограждение себя от потока лишней информации извне также будет полезно. Лучше почитать духовную литературу вечером, нежели провести время за просмотром очередного фильма сомнительного содержания. Лучше поиграть с ребенком в развивающие игры, чем усадить его за просмотр телевизора и уйти в виртуальную реальность собственного смартфона.

Совет! Начиная новый день, лучше всего первым делом помолиться и попросить напутствия у Всевышнего. Все возможно с помощью Божьей!

Толкование

Согласно толкованию святителя Луки Крымского, похоть очей — это соблазн наших глаз. Глаза наши соблазняют нас срамными видениями и видениями той блистательной жизни, которой живут люди, далекие от Христа.

В этом толковании очень емко и ясно дано определение такому понятию, как похоть очей. Ее предмет — вещественные блага и всяческие услаждения, которые на самом деле способны загубить душу.

Каждый верующий христианин в силах совладать с собственными желаниями, но только с помощью Отца Небесного. Поэтому ежедневная молитва должна стать неотъемлемой частью жизни, как и посещение храма.

Современные формы вековых недугов

Фото: Пелагия Замятина, «Вечерняя Москва»

В Православии грех понимается не просто как ошибка или злое действие, а как заболевание души человека. Причем в это понятие входит и определение «скверна», то есть зараза, нечистота.

В отличие от таких тяжелых физических заболеваний, как чума, сибирская язва или оспа, приводящих к смерти тела, «греховные эпидемии» влекут за собой не временную, а вечную погибель. И таких серьезных недугов достаточно много в современном мире.

Тревогу за состояние людей, зараженных грехом и принимающих его как норму, отчетливо передал в стихотворении «Наш век» Ф.И. Тютчев:

«Не плоть, а дух растлился в наши дни,
И человек отчаянно тоскует…
Он к свету рвется из ночной тени
И, свет обретши, ропщет и бунтует.
Безверием палим и иссушен,
Невыносимое он днесь выносит…».

Над заболеваниями души человеку дана власть — возможность контролировать собственное состояние. Ведь страсти — это лишь вожделения, которые он может принять или отвергнуть. Сам же грех представляет собой уже реализованное желание.

В этом и есть основное отличие праведников от людей, потакающих собственным прихотям. Подвижники сумели победить в себе движения души, влекущие ко греху, и не стали на них откликаться. Это, безусловно, требует от человека особых усилий воли, но именно такой путь предстоит преодолеть каждому христианину, который желает обрести вечную жизнь.

Чтобы начать борьбу с грехом, надо не бить наотмашь, а сопротивляться целенаправленно, необходимо знать «силы противника». Человек, встающий на путь исправления, должен определить причину греха и приложить усилия к ее устранению. Недостаточно сказать на исповеди: «Я совершил такой-то грех». Это все равно, что больной пришел к врачу и сказал, что у него насморк. Чтобы вылечиться, необходимо обследование, и чтобы врач установил причины болезни, обратившись к опыту, накопленному в медицине, и прописал лекарство, а не просто дал платок.

Опыт определения духовных заболеваний оставили нам святые отцы. Проблеме классификации страстей посвящены труды учителей Церкви Евагрия Понтийского, преподобного Марка Подвижника, преподобного Григория Синаита, святителя Григория Нисского, святителя Игнатия Брянчанинова и многих других.

Наиболее же распространенной является типология, которая выделяет три основные страсти, порождающие другие вожделения. Это чревоугодие, сребролюбие и тщеславие, а по выражению святого апостола Иоанна Богослова, это «похоть плоти, похоть очей и гордость житейская» (1 Ин. 2:16).

Именно ими диавол искушал в пустыне Иисуса Христа. Спасителю было предложено нарушить пост и из камней сотворить себе хлеб, то есть удовлетворить похоть плоти. Затем Господь был поставлен на крышу храма, и искуситель предложил Христу доказать, что Он является Сыном Божиим, сбросившись вниз, — проявить гордость житейскую. В третий раз перед Ним во всем великолепии предстали земные царства, но, как и в остальных случаях, Господь отверг похоть очей.

До сих пор сребролюбие, чревоугодие и тщеславие составляют основу всякой порочности вне зависимости от состояния человека, его социального положения, обстоятельств жизни и т. д. Этим же объясняются и усилия злых сил, направленные на развитие в человеческой душе этих трех смертоносных болезней. Со временем появились лишь новые, «усовершенствованные» механизмы популяризации греха.

Одним из средств возбуждения в человеке похоти очей стало современное телевидение. Диавол рисует перед мужчинами и женщинами живописные картины порока, заставляя подвергаться страстным мечтаниям, привыкать к беззаконию и желать его. Искусство заставляет человека сопереживать, но чему?

Зараженная болезнью греха, бедная душа человека не стремится сопротивляться страстям. Подобным образом действуют и компьютерные игры, отвлекающие человека от настоящей жизни и вводящие его в мир иллюзий и обмана — греховный мир.

В Православии грех понимается не просто как ошибка или злое действие, а как заболевание души человекаФото: Пелагия Замятина, «Вечерняя Москва»

По слову Господа, пренебрежение нечистыми мыслями и взглядами опасно, поскольку сами по себе они уже являются согрешением (см. Мф. 5:28; 6:23). «Если свет, который в тебе, тьма, то какова же тьма?», — эти слова Спасителя обращены к каждому человеку. Не компьютер греховен, а наше желание получить при помощи него греховное услаждение.

Воля людей, стремящихся к развлечению, настолько притупляется, что они напоминают бессловесных животных, «водимых природою» (2 Пет. 2:12). Апостол Петр словно описывает состояние таких людей: «Глаза у них исполнены любострастия и непрестанного греха. Это безводные источники, облака и мглы, гонимые бурею: им приготовлен мрак вечной тьмы» (2 Пет. 2:14).

Транслируемые по телевидению и через компьютерные игры образы влекут за собой похоть плоти. Приученный к вульгарным картинам, пошлым сценам, лицезрению ссор, насилию, «лёгким деньгам» человек невольно начинает подражать предлагаемой модели поведения. Он употребляет услышанные выражения любимых героев, считает нормальным выплеснуть гнев на окружающих, стремится жить «в свое удовольствие».

К еще более страшным последствиям приводит разжигаемая в человеке блудная страсть. Супружество воспринимается как средство удовлетворения своих плотских потребностей. Аборты стали воплощением человеческого чревоугодия и самолюбия, за которые приходится расплачиваться живым безгрешным душам. По решению родителей, или вообще одного человека, они обречены, не увидев этот свет, на смерть, а ведь Спаситель предупреждает: «Смотрите, не презирайте ни одного из малых сих; ибо говорю вам, что Ангелы их на небесах всегда видят лицо Отца Моего Небесного. (Мф. 18:10).

Господь дает людям ребенка, возлагая на них ответственность за чистую душу. Премудрый Творец уважает свободную волю человека, а люди, безумствуя, отнимают право выбора у еще не родившегося чада, уготовляя ему не радость жизни с Богом, а телесные страдания, которые дитя ощущает во чреве матери.

Другим проявлением житейской гордости стало массовое неверие современных людей. Атеизм — это религия себялюбия, убежденность человека в том, что бог — это он сам. Ему все дозволено, и он живет для себя. Страдающий этой духовной болезнью переносит смысл жизни с Господа на удовлетворение собственных греховных потребностей.

В результате человек ощущает разочарование, одиночество и отчужденность: люди кажутся ему «недостойной массой», а существование — мучением. Депрессия, алкоголизм, наркомания, суицид в большинстве случаев являются следствием неверия и жизни в свое удовольствие.

И все же, несмотря на широкое распространение «источников заразы», выбор — совершать грех или нет, всегда остается за человеком. Апостол Иоанн Богослов убеждает христиан не обращать внимания на соблазны, отказаться от привязанности к мирским удовольствиям, поскольку они лишают любви Божией. «Мир проходит, и похоть его, — говорит апостол, — а исполняющий волю Божию пребывает вовек» (1 Ин. 2:15,17).

Верующего должна волновать забота о вечности, а все потребное для земной кратковременной жизни Господь дарует человеку по мере необходимости.

Опытным путем эту истину постиг мудрый христианский правитель Владимир Мономах, который может служить достойным примером для современного человека. Являясь великим князем, он мог потакать собственным прихотям, но стал на путь борьбы с мирскими искушениями и собственной жизнью доказал истины, о которых говорили великие аскеты.

В своем «Поучении» Владимир Мономах говорил, что через Спасителя людям было открыто, как тремя добродетелями — покаянием, слезами и милостыней можно преодолеть грех и спастись.

Перечисленные добродетели как раз и противостоят трем главным страстям, и потому безгрешная жизнь обретается взращиванием их в своей душе. Слезный плач о своих согрешениях помогает обуздать похоть очей: человек обращает внутренний взор на собственные пороки, а на окружающее смотрит с чистым сердцем. Милосердием побеждается похоть плоти и стремление к приобретению мирских благ, а покаяние развивает смирение, с помощью которого побеждается гордость житейская.

Конечно, без помощи Божией не может быть ничего доброго, поэтому Спаситель и говорит, чтобы Его последователи ограждали себя от соблазнов молитвой, внимательным отношением к своим поступкам, мыслям и словам. Господь Сам претерпел искушения, и теперь Он помогает каждому, кто борется с греховными недугами ради любви к Нему.

Искренне желающему исполнить заповеди Христовы не могут помешать внешние условия. Напротив, они становятся средством проявления любви к Богу и ближнему. В заключение хочется привести слова поэта А.Н. Плещеева, в которых выражена надежда на то, что, очищая свою душу от греховных недугов, можно надеяться обрести Господа еще в этой жизни:

«О, дети слабые скептического века!
Иль вам не говорит могучий Образ тот
О назначении великом человека
И волю спящую на подвиг не зовет?
О, нет! Не верю я. Не вовсе заглушили
В нас голос истины корысть и суета;
Еще настанет день… Вдохнет и жизнь и силу
В наш обветшалый мир учение Христа».

Особенно актуальны эти стихи в дни Великого поста — прислушаемся же к ним!

Грешная троица, владеющая умами людей

Апостол Иоанн довольно четко написал в своем 1-ом послании — 1 Иоан.2:15-17

«Не любите мира, ни того, что в мире: кто любит мир, в том нет любви Отчей.Ибо все, что в мире: похоть плоти, похоть очей и гордость житейская, не есть от Отца, но от мира сего. И мир проходит, и похоть его, а исполняющий волю Божию пребывает вовек.»

Иоанн говорит здесь о могущественной нечистой троице в нашем мире. Есть Святая Троица — Отец, Сын и Дух Святой. В нашем мире есть Злая Троица: похоть плоти, похоть очей и гордость житейская

1.Похоть плоти

Это относится к внутренней порочности. Это внутренняя склонности ко греху, которая скрывается в засаде и всегда готова проявиться и воспламенить наши неправедные желания. По-гречески слово «похоть» состоит из двух слов — приставки или префикса — «эпи», которая переводится здесь как «перейти границы» и слова «тумия», т.е. желание. Т.е. Ап.Иоанн говорит не просто о желаниях, а о эпитумиях, т.е. таких которые чрезмерны, переходят границы, неуемны. Т.е. в Божьей мудрости, желание само по себе не плохое. Мы с Вами не буддисты, которые призывают отказаться от всяких желаний. Когда Бог сотворил весь мир, то Он сказал «Хорошо весьма», поэтому наши добрые чувства и желания также сотворены Им. Желать хороших вещей и желать правильных вещей — не греховно. Например, желать покушать, желать насладиться красотой мира, наши сексуальные желания, наше желание деятельности и т.д. — все это хорошо — не греховно. Но желание становятся греховным, когда хорошее желание, хорошая тумия, покидает границы, пределы и цели, которые Бог положил в Своей воле, когда это желание входит в зону чрезмерного или излишнего, тогда рождается эпитумия, неправедное желание, страстное желание, похоть — которое выходя за Божие границы, противостоит воле Божией и Его целям.

2.Похоть очей

Это похоть, которая рождается внутри нас, проходя через ворота наших чувств, входя вовнутрь и затрагивая наш внутренний мир, но обращается к нашей греховной природе, воспламеняет в нас желание, направляя нас на разрушительные пути.

3.Гордость житейская

И если первые два сфокусированы на нашем греховном желать того, чего у нас нет, и чего нам на самом деле порой просто и не нужно. Последнее обращено к нашему внутреннему удовлетворению, но в отрыве от Бога и Его воли. Т.е. я нахожу довольство в том, что у меня или что может быть, и что я считаю принесет мне счастье. Мы хотим быть независимыми и самодостаточными, хотим стать такими, без Божьего участия и не в Его воле. Более того, нам совсем не нужна какая-либо зависимость от Бога.

  • Похоть плоти — это желание что-то делать не считаясь с волей Божьей.
  • Похоть очей — это желание иметь что-то не считаясь с волей Божьей
  • Гордость житейская — желание быть кем-то не считаясь с волей Божьей.

Первое желание в основном связано с нашим телом, второе с нашей душой, третье — с нашим духом.

Возможно лучшее проявление похоти плоти в нашем обществе связано с сексуальной вседозволенностью. Это проявление гедонизма, где происходит идолопоклонство нашим удовольствиям и наслаждениям. Проявление похоти очей — это шоппинг, за которым скрывается материализм, поклонение материальным вещам, моим приобретениям, моему имуществу. Проявление гордости житейской — жажда контроля, это проявление эгоизма, когда власть становится моим идолом. Это желание обрести значимость в глазах это мира по его критериям, а не угождать Богу, живя по Его критериям и стандартам.

Современные формы вековых недугов

Фото: Пелагия Замятина, «Вечерняя Москва»

В Православии грех понимается не просто как ошибка или злое действие, а как заболевание души человека. Причем в это понятие входит и определение «скверна», то есть зараза, нечистота.

В отличие от таких тяжелых физических заболеваний, как чума, сибирская язва или оспа, приводящих к смерти тела, «греховные эпидемии» влекут за собой не временную, а вечную погибель. И таких серьезных недугов достаточно много в современном мире.

Тревогу за состояние людей, зараженных грехом и принимающих его как норму, отчетливо передал в стихотворении «Наш век» Ф.И. Тютчев:

«Не плоть, а дух растлился в наши дни,
И человек отчаянно тоскует…
Он к свету рвется из ночной тени
И, свет обретши, ропщет и бунтует.
Безверием палим и иссушен,
Невыносимое он днесь выносит…».

Над заболеваниями души человеку дана власть — возможность контролировать собственное состояние. Ведь страсти — это лишь вожделения, которые он может принять или отвергнуть. Сам же грех представляет собой уже реализованное желание.

В этом и есть основное отличие праведников от людей, потакающих собственным прихотям. Подвижники сумели победить в себе движения души, влекущие ко греху, и не стали на них откликаться. Это, безусловно, требует от человека особых усилий воли, но именно такой путь предстоит преодолеть каждому христианину, который желает обрести вечную жизнь.

Чтобы начать борьбу с грехом, надо не бить наотмашь, а сопротивляться целенаправленно, необходимо знать «силы противника». Человек, встающий на путь исправления, должен определить причину греха и приложить усилия к ее устранению. Недостаточно сказать на исповеди: «Я совершил такой-то грех». Это все равно, что больной пришел к врачу и сказал, что у него насморк. Чтобы вылечиться, необходимо обследование, и чтобы врач установил причины болезни, обратившись к опыту, накопленному в медицине, и прописал лекарство, а не просто дал платок.

Опыт определения духовных заболеваний оставили нам святые отцы. Проблеме классификации страстей посвящены труды учителей Церкви Евагрия Понтийского, преподобного Марка Подвижника, преподобного Григория Синаита, святителя Григория Нисского, святителя Игнатия Брянчанинова и многих других.

Наиболее же распространенной является типология, которая выделяет три основные страсти, порождающие другие вожделения. Это чревоугодие, сребролюбие и тщеславие, а по выражению святого апостола Иоанна Богослова, это «похоть плоти, похоть очей и гордость житейская» (1 Ин. 2:16).

Именно ими диавол искушал в пустыне Иисуса Христа. Спасителю было предложено нарушить пост и из камней сотворить себе хлеб, то есть удовлетворить похоть плоти. Затем Господь был поставлен на крышу храма, и искуситель предложил Христу доказать, что Он является Сыном Божиим, сбросившись вниз, — проявить гордость житейскую. В третий раз перед Ним во всем великолепии предстали земные царства, но, как и в остальных случаях, Господь отверг похоть очей.

До сих пор сребролюбие, чревоугодие и тщеславие составляют основу всякой порочности вне зависимости от состояния человека, его социального положения, обстоятельств жизни и т. д. Этим же объясняются и усилия злых сил, направленные на развитие в человеческой душе этих трех смертоносных болезней. Со временем появились лишь новые, «усовершенствованные» механизмы популяризации греха.

Одним из средств возбуждения в человеке похоти очей стало современное телевидение. Диавол рисует перед мужчинами и женщинами живописные картины порока, заставляя подвергаться страстным мечтаниям, привыкать к беззаконию и желать его. Искусство заставляет человека сопереживать, но чему?

Зараженная болезнью греха, бедная душа человека не стремится сопротивляться страстям. Подобным образом действуют и компьютерные игры, отвлекающие человека от настоящей жизни и вводящие его в мир иллюзий и обмана — греховный мир.

В Православии грех понимается не просто как ошибка или злое действие, а как заболевание души человекаФото: Пелагия Замятина, «Вечерняя Москва»

По слову Господа, пренебрежение нечистыми мыслями и взглядами опасно, поскольку сами по себе они уже являются согрешением (см. Мф. 5:28; 6:23). «Если свет, который в тебе, тьма, то какова же тьма?», — эти слова Спасителя обращены к каждому человеку. Не компьютер греховен, а наше желание получить при помощи него греховное услаждение.

Воля людей, стремящихся к развлечению, настолько притупляется, что они напоминают бессловесных животных, «водимых природою» (2 Пет. 2:12). Апостол Петр словно описывает состояние таких людей: «Глаза у них исполнены любострастия и непрестанного греха. Это безводные источники, облака и мглы, гонимые бурею: им приготовлен мрак вечной тьмы» (2 Пет. 2:14).

Транслируемые по телевидению и через компьютерные игры образы влекут за собой похоть плоти. Приученный к вульгарным картинам, пошлым сценам, лицезрению ссор, насилию, «лёгким деньгам» человек невольно начинает подражать предлагаемой модели поведения. Он употребляет услышанные выражения любимых героев, считает нормальным выплеснуть гнев на окружающих, стремится жить «в свое удовольствие».

К еще более страшным последствиям приводит разжигаемая в человеке блудная страсть. Супружество воспринимается как средство удовлетворения своих плотских потребностей. Аборты стали воплощением человеческого чревоугодия и самолюбия, за которые приходится расплачиваться живым безгрешным душам. По решению родителей, или вообще одного человека, они обречены, не увидев этот свет, на смерть, а ведь Спаситель предупреждает: «Смотрите, не презирайте ни одного из малых сих; ибо говорю вам, что Ангелы их на небесах всегда видят лицо Отца Моего Небесного. (Мф. 18:10).

Господь дает людям ребенка, возлагая на них ответственность за чистую душу. Премудрый Творец уважает свободную волю человека, а люди, безумствуя, отнимают право выбора у еще не родившегося чада, уготовляя ему не радость жизни с Богом, а телесные страдания, которые дитя ощущает во чреве матери.

Другим проявлением житейской гордости стало массовое неверие современных людей. Атеизм — это религия себялюбия, убежденность человека в том, что бог — это он сам. Ему все дозволено, и он живет для себя. Страдающий этой духовной болезнью переносит смысл жизни с Господа на удовлетворение собственных греховных потребностей.

В результате человек ощущает разочарование, одиночество и отчужденность: люди кажутся ему «недостойной массой», а существование — мучением. Депрессия, алкоголизм, наркомания, суицид в большинстве случаев являются следствием неверия и жизни в свое удовольствие.

И все же, несмотря на широкое распространение «источников заразы», выбор — совершать грех или нет, всегда остается за человеком. Апостол Иоанн Богослов убеждает христиан не обращать внимания на соблазны, отказаться от привязанности к мирским удовольствиям, поскольку они лишают любви Божией. «Мир проходит, и похоть его, — говорит апостол, — а исполняющий волю Божию пребывает вовек» (1 Ин. 2:15,17).

Верующего должна волновать забота о вечности, а все потребное для земной кратковременной жизни Господь дарует человеку по мере необходимости.

Опытным путем эту истину постиг мудрый христианский правитель Владимир Мономах, который может служить достойным примером для современного человека. Являясь великим князем, он мог потакать собственным прихотям, но стал на путь борьбы с мирскими искушениями и собственной жизнью доказал истины, о которых говорили великие аскеты.

В своем «Поучении» Владимир Мономах говорил, что через Спасителя людям было открыто, как тремя добродетелями — покаянием, слезами и милостыней можно преодолеть грех и спастись.

Перечисленные добродетели как раз и противостоят трем главным страстям, и потому безгрешная жизнь обретается взращиванием их в своей душе. Слезный плач о своих согрешениях помогает обуздать похоть очей: человек обращает внутренний взор на собственные пороки, а на окружающее смотрит с чистым сердцем. Милосердием побеждается похоть плоти и стремление к приобретению мирских благ, а покаяние развивает смирение, с помощью которого побеждается гордость житейская.

Конечно, без помощи Божией не может быть ничего доброго, поэтому Спаситель и говорит, чтобы Его последователи ограждали себя от соблазнов молитвой, внимательным отношением к своим поступкам, мыслям и словам. Господь Сам претерпел искушения, и теперь Он помогает каждому, кто борется с греховными недугами ради любви к Нему.

Искренне желающему исполнить заповеди Христовы не могут помешать внешние условия. Напротив, они становятся средством проявления любви к Богу и ближнему. В заключение хочется привести слова поэта А.Н. Плещеева, в которых выражена надежда на то, что, очищая свою душу от греховных недугов, можно надеяться обрести Господа еще в этой жизни:

«О, дети слабые скептического века!
Иль вам не говорит могучий Образ тот
О назначении великом человека
И волю спящую на подвиг не зовет?
О, нет! Не верю я. Не вовсе заглушили
В нас голос истины корысть и суета;
Еще настанет день… Вдохнет и жизнь и силу
В наш обветшалый мир учение Христа».

Особенно актуальны эти стихи в дни Великого поста — прислушаемся же к ним!

maks_korol

χάρις υμιν και ειρήνη

Блог выражает личное мнение автора, а не какую-либо официальную позицию.

Опасность похоти очей

Ибо все, что в мире: …похоть очей… (1Ин.2:16)

Глаз — это орган зрительной системы человека, обладающий способностью воспринимать 90 % информации из окружающего мира. Следовательно, своими глазами мы воспринимаешь практически всю информацию, которая есть в этом мире. Плодом похоти очей являются похотливые мысли, которые провоцируют нас на греховные поступки. Апостол Иоанн не зря предупреждает нас об опасности похоти очей, так как наши глаза способны воспринимать информацию и передавать, так называемую информационную картинку в наш мозг, который обладает способностью запоминать и в нужное время воспроизвести запоминаемое. Похоть очей относится к разряду греховной человеческой природы, которая делает то, что неугодно Богу. Конечно, первое, что приходит нам на ум, связанное с похотью очей – это отношение к полому влечению. В этом есть великая доля правды. Но хочу еще раз напомнить, что само понятие похоти говорит о том, что — это сильное желание, потребность, это стремление к поступку «по хотению», или «по желанию». Следовательно, похотью очей мы можем считать не только страсть к половому влечению, но и страсть к покупке различных вещей, которые на самом деле не так уж и сильно нужны человеку, например, новый телефон или новую одежду не по необходимости, но для того, чтобы не отставать от моды современного мира, и тому подобное. Когда у нас есть непрерывное желание купить вещь, без которой мы можем обойтись, но которая засела в нашем сердце и впоследствии у нас появляется такое ощущение, что если мы не купим это, то наша жизнь потеряет всякий смысл, давайте помнить о том, что от Божественной силы Его даровано нам все потребное для жизни и благочестия, через познание Призвавшего нас славою и благостью, 2Пет.1:3

Касательно полового влечения Иисус достаточно категорично вынес свое суждение относительно ситуации между мужчиной и женщиной:

А Я говорю вам, что всякий, кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с нею в сердце своем (Матф.5:28).

Иисус показывает нам, что для того, чтобы согрешить, достаточно просто посмотреть и пожелать женщину в своем сердце. Современные ресурсы позволяют человеку, не выходя из дома, смотреть на мониторе компьютера фильмы с «грязным» содержанием и посредством этого, легко соблазнятся женщиной или мужчиной, которых он там видит. Рекламы на улицах пестрят изображениями, которым могут смутить любого благочестивого христианина. И для такого христианина это является серьезным полем духовной битвы, которая происходит внутри него.

Бог в Священном Писании показал нам одну иллюстрацию, которая является хорошим уроком того, как не нужно поступать. Это всем известная ситуация Давида по отношению к Вирсавии: Однажды под вечер Давид, встав с постели, прогуливался на кровле царского дома и увидел с кровли купающуюся женщину; а та женщина была очень красива ( 2Цар.11:2).

Следующие действия Давида нам всем известны: он посылает слуг разведать, что это за женщина, приглашает ее к себе в дом, прелюбодействует с ней, потом узнает, что она зачала от него ребенка и, боясь позора, приказывает устроить смерть ее мужа Урии. Это является яркой картинно того, что последствия греха являются ужасающими. Но началом всех этих действий было то, что Давид посмотрел на купающуюся женщину, и похоть очей спровоцировала его на нечестивые поступки, за которые впоследствии Давид был наказан Богом смертью своего новорожденного ребенка.

Дорогие мои, Господь хочет, чтобы мы во всем контролировали свои глаза. Мы должны всегда помнить о том, что очи Его над путями человека, и Он видит все шаги его (Иов.34:21). Богу противно видеть, когда мы свои глаза используем на то, что для Него является мерзостью.

Для постоянной профилактики от похоти плоти и похоти очей нам нужно:

  • Уделять время изучению Писания.
  • Уделять время искренней молитве.
  • Упражняться в добрых делах .

Но если вы обнаружили, что похоть плоти или же похоть очей прочно укоренились в вашей жизни, и по этим причинам ваши отношения с Богом превращаются или уже превратились в прах, но вы жаждете восстановить общение с Иисусом Христом, то вам обязательно нужно обновить свое покаяние, помня о том, что если исповедуем грехи наши, то Он, будучи верен и праведен, простит нам грехи наши и очистит нас от всякой неправды и то, что Иисус есть умилостивление за грехи наши, и не только за наши, но и за [грехи] всего мира. (1Иоан.1:9; 2:2).

Да благословит нас Господь на праведные поступки ради имени Его!

Как справляться с блудными и плотскими похотями, если не замужем?

Как справляться с блудными и плотскими похотями, если не замужем?

Добрый день! По учению святых отцов, грех начинается с так называемого “прилога”. Прилог – это что-то, что дает повод ко греху (действию или греховной мысли). Поводов ко греху в мире масса, вопрос в том, ловитесь ли лично Вы на это или отражаете их от себя. Вернейшее средство отразить прилог – это молиться Богу о помощи, о том, чтобы Вас не зацепило и не повлекло к тем мыслям и поступкам, которые будут грехом или которые точно и явно ко греху приведут. И второе – не поддаваться мыслям и знать, как с них переключиться на что-то – другие мысли или активные действия (тут помогает физический труд).

Сама по себе такая жизнь тела не греховна, но, если она происходит в браке, когда муж и жена любят друг друга и соединяются в единое целое. Тогда это — источник радости и пространство для того, чтобы становиться ближе и в первую очередь ближе внутренне. Физическое во многом — это выражение внутреннего. И в браке, скажу я Вам, об этой стороне жизни не следует много думать — она не для мыслей, а чтобы ее проживать.

Когда человек не в браке, с такими мыслями справляться сложнее, потому что эти желания исходят и от собственного тела, они естественные. Что могу посоветовать?

Во-первых, твердо для самой себя понимать, что эти желания можно реализовать только в браке. Это убережет Вас от поступков, о которых придется после сожалеть. Далее — свести к минимуму все раздражители на эту тему — кино, картинки, разговоры, песни и так далее, чтобы Ваши мысли не вращались вокруг этой тему.

Когда приходит мысль — молитесь Богу, чтобы остановить ее до тех времен, когда вступите в брак. Прямо вот не давайте разыгрываться фантазии. Это может быть очень трудная борьба, но с божьей помощью возможная. А в отношениях — соблюдайте какую-то меру, дистанцию. И, если у Вас есть жених, с которым Вы идете ко браку, то предлагаю Вам с ним честно обсудить эту тему, (ведь он же будет мужем, самым близким Вашим человеком, так что с кем и говорить, как не с ним) и общаться так, чтобы не развивались эти желания – храните до брака дистанцию. Так вы и друг друга не будете мучить, и будет ясно, что дело не в холодности, а в разумном и христианском выборе. А если жениха пока нет — нужно жить, радоваться, заниматься спортом и иметь физическую активность, которая соответствует Вашему возрасту, и стараться, с помощью Божией, отложить эти стремления до времени, когда вступите в брак. А пока молиться Господу, Матери Божией и святым о том, чтобы брачный союз у Вас сложился самым лучшим образом и в самое благоприятное для этого время.

|Читайте также: Прилог: крючок дьявола

Остаются ли мужчина и женщина “одной плотью” после разрыва?

Архив всех вопросов можно найти здесь. Если вы не нашли интересующего вас вопроса, его всегда можно задать на нашем сайте.

Как избавиться от похоти, чтобы иметь мир в сердце и чистые мысли?

Скажите, пожалуйста, как избавиться от похоти? Я молюсь, чтобы Бог дал мне мир в сердце и чистые мысли?

Пойми, что плоть бессильна против греха

Апостол Павел прошел через это состояние и борьбу с похотью плоти, которую проходит и автор этого вопроса, и через которую проходят все люди. Вот как он описывает это:

Ибо знаю, что не живет во мне, то есть в плоти моей, доброе; потому что желание добра есть во мне, но чтобы сделать оное, того не нахожу. Доброго, которого хочу, не делаю, а злое, которого не хочу, делаю. Если же делаю то, чего не хочу, уже не я делаю то, но живущий во мне грех. Итак я нахожу закон, что, когда хочу делать доброе, прилежит мне злое. Ибо по внутреннему человеку нахожу удовольствие в законе Божием; но в членах моих вижу иной закон, противоборствующий закону ума моего и делающий меня пленником закона греховного, находящегося в членах моих. Бедный я человек! кто избавит меня от сего тела смерти? (Римлянам 7:18-24)

Мы, люди, не имеем сами в себе достаточной силы, чтобы бороться против греховных похотей плоти. Любая попытка самостоятельного решения этой проблемы приведет к провалу. Поэтому…

Избери быть во Христе Иисусе

Он, Спаситель мира, является решением и имеет силу освободить нас от силы нашей греховной плоти, как написал далее Апостол Павел:

Итак нет ныне никакого осуждения тем, которые во Христе Иисусе живут не по плоти, но по духу, потому что закон духа жизни во Христе Иисусе освободил меня от закона греха и смерти. Как закон, ослабленный плотию, был бессилен, то Бог послал Сына Своего в подобии плоти греховной в жертву за грех и осудил грех во плоти, чтобы оправдание закона исполнилось в нас, живущих не по плоти, но по духу. (Римлянам 8:1-4)

Когда мы принимаем Иисуса Христа в наше сердце, когда заключаем завет с Ним, тогда принимаем и Духа Святого, который дает нам силы жить святой жизнью, не быть рабами греха и не быть бессильными перед греховной плотью.

Но если кто-то пожалуется вам и скажет, что заключил завет с Господом Иисусом, получил Духа Святого и все же утверждает, что он побежден похотью плоти. Что делать с таким человеком?

Выбери жить по Духу

В момент рождения свыше, то есть заключения Нового Завета с Господом Иисусом Христом, люди получают Духа Святого, который поселяется в них. Таким образом, с того времени до сих пор каждый имеет в себе Духа Святого, но и греховную плоть, которая уже не имеет столько силы как раньше, потому что она уже под силой и контролем Духа Святого. Сейчас наш выбор в том, кого мы будем слушать – плоть или Дух. Это ежедневная борьба, которую должен вести христианин и о которой Священное Писание говорит следующее:

Ибо живущие по плоти о плотском помышляют, а живущие по духу — о духовном. Помышления плотские суть смерть, а помышления духовные — жизнь и мир, потому что плотские помышления суть вражда против Бога; ибо закону Божию не покоряются, да и не могут. Посему живущие по плоти Богу угодить не могут. Но вы не по плоти живете, а по духу, если только Дух Божий живет в вас. Если же кто Духа Христова не имеет, тот и не Его. А если Христос в вас, то тело мертво для греха, но дух жив для праведности. Если же Дух Того, Кто воскресил из мертвых Иисуса, живет в вас, то Воскресивший Христа из мертвых оживит и ваши смертные тела Духом Своим, живущим в вас. Итак, братия, мы не должники плоти, чтобы жить по плоти; ибо если живете по плоти, то умрете, а если духом умерщвляете дела плотские, то живы будете. (Римлянам 8:5-13)

Похоть плоти побуждает нас грешить, но Дух Святой, который в нас, побуждает нас жить святой жизнью. Давайте изберем жить и действовать всегда согласно тому, к чему побуждает нас Дух Святой.

В таком же порядке идей Апостол Иоанн написал:

Не любите мира, ни того, что в мире: кто любит мир, в том нет любви Отчей. Ибо все, что в мире: похоть плоти, похоть очей и гордость житейская, не есть от Отца, но от мира сего. И мир проходит, и похоть его, а исполняющий волю Божию пребывает вовек. (1 Иоанна 2:15-17)

А Апостол Павел в Послании к Галатам написал:

К свободе призваны вы, братия, только бы свобода ваша не была поводом к угождению плоти, но любовью служите друг другу. Ибо весь закон в одном слове заключается: люби ближнего твоего, как самого себя. Если же друг друга угрызаете и съедаете, берегитесь, чтобы вы не были истреблены друг другом. Я говорю: поступайте по духу, и вы не будете исполнять вожделений плоти, ибо плоть желает противного духу, а дух — противного плоти: они друг другу противятся, так что вы не то делаете, что хотели бы. Если же вы духом водитесь, то вы не под законом. Дела плоти известны; они суть: прелюбодеяние, блуд, нечистота, непотребство, идолослужение, волшебство, вражда, ссоры, зависть, гнев, распри, разногласия, соблазны, ереси, ненависть, убийства, пьянство, бесчинство и тому подобное. Предваряю вас, как и прежде предварял, что поступающие так Царствия Божия не наследуют. Плод же духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание. На таковых нет закона. Но те, которые Христовы, распяли плоть со страстями и похотями. Если мы живем духом, то по духу и поступать должны. (Галатам 5:13-25)

Неуместные или греховные мысли, которые приходят в сердце – это мысли плоти, которые провоцируют нас ко греху. Не размышляйте над этими мыслями и не питайте их, но наоборот, как дети Божьи, помышляйте о горнем, о святом, о том, к чему побуждает вас Дух Святой, хотя плоть будет пытаться убедить вас, что это очень сложно, очень скучно и т.п. Будьте послушны Духу Святому, который побуждает вас изучать Священное Писание, молиться, поститься, возвещать людям Евангелие, служить нуждающимся и вести себя во всем благоразумно. Да поможет нам всем в этом Бог!

Открытый христианский форум JesusChrist.ru

Добро пожаловать на Открытый христианский форум JesusChrist.ru. Для того чтобы писать в форуме, Вам необходимо зарегистрироваться и войти на форум через ссылку для входа.

Общие разделы
>> Общий раздел
Просмотров: 61505

Страниц в этой нити: 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | (показать все)

david74
библейско-харизматический христианин
# 243915
Похоть очей

Исправлено пользователем david74 21/05/05 06:32 PM.

Andrei
Верую в Люцию
# 243923
Re: Похоть очей [re: david74, #243915]

Длительный процесс освобождения от разного греха, который продолжается всю жизнь — сначала в огонь, потом в воду и так много-много раз.

Тот, кто надеется на Господа однажды будет благословен.
A тот кто надеется на человека — проклят.

Исаия, глава 28
27 Ибо не молотят чернухи катком зубчатым, и колес молотильныхне катают по тмину; но палкою выколачивают чернуху, и тмин гпалкою.
28 Зерновой хлеб вымолачивают, но не разбивают его; и водят понему молотильные колеса с конями их, но не растирают его.
29 И это происходит от Господа Саваофа: дивны судьбы Его, велика премудрость Его!

просточеловек
христианин
# 243934
Re: Похоть очей [re: david74, #243915]

Что вас ждёт если вы сможете

12 Блажен человек, который переносит искушение, потому что, быв испытан, он получит венец жизни, который обещал Господь любящим Его.

18 Ибо думаю, что нынешние временные страдания ничего не стоят в сравнении с тою славою, которая откроется в нас.
(Рим.8:18)

7 Итак покоритесь Богу; противостаньте диаволу, и убежит от вас.
(Иак.4:7)

14 Я написал вам, отцы, потому что вы познали Безначального. Я написал вам, юноши, потому что вы сильны, и слово Божие пребывает в вас, и вы победили лукавого.
(1Иоан.2:14)

4 Ибо всякий, рожденный от Бога, побеждает мир; и сия есть победа, победившая мир, вера наша.
5 Кто побеждает мир, как не тот, кто верует, что Иисус есть Сын Божий?
(1Иоан.5:4-6)

12 Итак, братия, мы не должники плоти, чтобы жить по плоти;
13 ибо если живете по плоти, то умрете, а если духом умерщвляете дела плотские, то живы будете.
14 Ибо все, водимые Духом Божиим, суть сыны Божии.
(Рим.8:12-14)

16 Я говорю: поступайте по духу, и вы не будете исполнять вожделений плоти,
17 ибо плоть желает противного духу, а дух — противного плоти: они друг другу противятся, так что вы не то делаете, что хотели бы.
18 Если же вы духом водитесь, то вы не под законом.
19 Дела плоти известны; они суть: прелюбодеяние, блуд, нечистота, непотребство,
(Гал.5:16-19)

Да и ещё много можно найти.
Мне кажется что пойдёт в ад тот кто идёт у этого на поводу и поощряет это.
Ведь пока мы находимся в нашей плоти, можем быть искушаемы.

В крайнем случае молитва сильно помогает.

С Божьими благословлениями

david74
библейско-харизматический христианин
# 243939
Re: Похоть очей [re: david74, #243915]
david74
библейско-харизматический христианин
# 243940
Re: Похоть очей [re: david74, #243915]
просточеловек
христианин
# 243942
Re: Похоть очей [re: david74, #243939]
Aleksanders
присутствует
# 243979
Re: Похоть очей [re: david74, #243939]
Доктор
грешник
# 243985
Re: Похоть очей [re: david74, #243915]
Trofim
харизмат
# 243987
Re: Похоть очей [re: david74, #243915]
violet
christian
# 244009
Re: Похоть очей [re: david74, #243940]

//Интересно, а есть ли такие проблемы у сестёр?//

Бывает. Главное, вовремя остановиться, когда кажется, что ЭТО начинается 🙂

Раздел 3.2: О роли зрения в развитии блудного помысла и похоти. Борьба с похотным взглядом О приражении

Раздел 3.2: О роли зрения в развитии блудного помысла и похоти. Борьба с похотным взглядом

Разбирая тему «внешнее наблюдение», мы говорили, что за то, на что человек обращает внимание, отвечает душа. Поэтому похоть очей можно назвать грехом неразумной части души, которая ищет вовне услаждения для тела, а значит и для себя. В данном случае она находит повод к услаждению через внешний вид другого человека. Также в темах об органах чувств и зрении был раскрыт вопрос о том, как передается сигнал в мозг и далее к соответственным внутренним органам.

Начнем с того, что подготавливает нас к разжжению или к блудным фантазиям. Во-первых, внешние или мирские вещи, которые мы наблюдаем повсюду. К этому относятся фото, сюжеты по ТВ, песни, одежда других людей, непристойные разговоры и т. п. Об этом мы уже немного говорили в теме «внешнее наблюдение» и отметим, что взгляд может быть случайным, а может быть целенаправленным. Поэтому каждый должен следить за тем, каков его настрой. Для того, кто не имеет изначально похотливого взгляда, необходимо следить за внешним наблюдением. Вкратце напомним, что не следует смотреть по сторонам или смотреть такие сцены по ТВ, тем более, если знаем, что там может находиться тот образ, который приведет в возбуждение нашу страсть.

Нил Синайский (О восьми лукавых помыслах, гл.4):«Кто охраняет себя от сих стрел, тот не ходит на многолюдные собрания, не блуждает рассеянно на празднествах, ибо лучше спокойно оставаться дома и пребывать в молитвах, нежели, думая почтить праздники, сделаться скорою добычею врагов».

Нравственное Богословие Е. Попова (Грехи против 7-ой заповеди, грех: похотный взгляд на другой пол и пристрастие к красивым лицам):«Кто препобедит из этих искушений первое, т. е. соблазнительный взгляд (как в свою очередь и блудную мысль): тот разом удаляет от себя все остальное. Против блудных помыслов должны вооружаться преимущественно люди одинокие, например, монашествующие, которые редко встречаются с лицами другого пола; а против взглядов должны беречь себя преимущественно те, которые постоянно обращаются среди мира».

Но, к сожалению, о себе грешных, живущих в миру, мы можем сказать, что наша блудная страсть настолько велика, что нам необходимо бороться не только с похотным взглядом, но и блудными мечтаниями, исходящими из сердца.

Для того же, кто изначально имеет похотливый взгляд, необходимо покаяние, усиленная молитва об избавлении и много усилий на борьбу с блудной страстью.

Как противостоять похоти очей?

В свете Писаний и похоть и прихоть не представляют из себя ничего хорошего.

«… Каждый искушается, увлекаясь и обольщаясь собственною похотью; похоть же, зачав, рождает грех, а сделанный грех рождает смерть» — Иак.1:14-15. « Не любите мира, ни того, что в мире: кто любит мир, в том нет любви Отчей. Ибо все, что в мире: похоть плоти, похоть очей и гордость житейская, не есть от Отца, но от мира сего. И мир проходит, и похоть его, а исполняющий волю Божию пребывает вовек» — 1Иоан.2:15-17. Из этих Писаний что мы видим? Существует собственная похоть, присущая всякому человеку, выражающая себя в желании глаз, желании тела и желании возвыситься над кем-то или над чем-то. Мир состоит из людей, похотливых людей, «между которыми и мы все жили некогда по нашим плотским похотям, исполняя желания плоти и помыслов, и были по природе чадами гнева, как и прочие» — Еф.2:3.

Похоть – это желание запретного Богом. Человек без Бога идёт на поводу у похоти, так, как будто его ведут, он слеп, у него нет откровения о грехе, нет силы противостоять похоти и удаляться от неё (1Пет.2:11), напротив, ему это нравится, конечно, речь не идёт о крайних проявлениях зла. Греховное желание в греховной утробе находит благоприятные условия для зачатия и рождения греха, и таким образом человек всё больше и больше порабощается. «Не предавайся греху, и не будь безумен: зачем тебе умирать не в свое время?» — Еккл.7:17.

Мирской, душевный, плотской не испытывает необходимости бороться с похотью и грехом. Духовный же постоянно познаёт истину: «ибо плоть желает противного духу, а дух — противного плоти: они друг другу противятся, так что вы не то делаете, что хотели бы» — Гал.5:17. Это самое тяжёлое занятие, и плоть невозможно научить, её нужно распинать каждый день. И совсем неплохо, если мы бываем очень разочарованы в себе. Павел говорит: я научился…, значит он чего-то не умел, но учился и научился, с Божьей помощью, конечно.

Теперь коснёмся прихоти. « Прихоти ищет своенравный, восстает против всего умного» — Пр.18:1. Всё умное (мудрое, высокое) исходит от Бога, а восставать против Него – это бунт. Своенравный, он же своевольный, не желает покоряться истине, но ищет удовлетворения для своего эгоистичного честолюбия. Сложно убедить (переубедить) человека с непогрешимою уверенностью в собственной правоте.

«… Будет время, когда здравого учения принимать не будут, но по своим прихотям будут избирать себе учителей, которые льстили бы слуху; и от истины отвратят слух и обратятся к басням» — 2Тим.4:3-4. Прихоти являются причиной того, что человек становится глухим к голосу истины, его интересует только лесть, только приятные послания, ласкающие слух. Покорный прихоти становится непокорным Богу.

В пустыне сынам Израилевым Бог даёт манну, Он не оставляет их голодными, но эта пища не удовлетворяет их: « кто накормит нас мясом? Мы помним рыбу, которую в Египте мы ели даром, огурцы и дыни, и лук, и репчатый лук и чеснок; а ныне душа наша изнывает; ничего нет, только манна в глазах наших» — Числ.11:4-6. В нашей жизни бывают обстоятельства не очень приятные, но это Его воля. Согласиться с этим, а значит смириться пред Ним, проходить эти неприятности твёрдо и мужественно, без ропота и сомнения — вот моя и твоя задача. Мы чего-то не понимаем в это время, да и не должны понимать, но поймём после. Важно не позволить прихотям господствовать над собою. А как иначе Богу научить народ свой приносить плод терпения?

Бог дал израильтянам желаемое мясо, но после поразил их весьма великою язвою и похоронили они народ прихотливый. Желать мяса или овощей, — разве это грех? Нет, конечно. Но если Господь решает кормить меня чем-то другим, то лучше мне согласиться, и это касается не только пищи… Его воля святая, а моя воля – это моя прихоть.

В Евангелии от Луки 14:16-24 Иисус говорит о человеке, который сделал большой ужин и звал многих. Интересен тот факт, что ужин надо было приготовить, и потом эти званые были оповещены вторично: мол, всё готово, приходите. Они знали, что ужин готовится, что приглашение вступит в силу чуть позже, и в это время занимались своими делами: кто землю купил, кто волов купил, кто женился. Пришло время идти на ужин, но званые вдруг отказываются, извиняясь (культурно, вежливо), но отказ вызывает гнев хозяина… Земля, волы, женитьба, — все эти приобретения не являются греховными, но порождают новые прихоти, делая человека своевольным, потому Иисус заявляет: «… никто из тех званых не вкусит моего ужина, ибо много званых, но мало избранных». Вот выбор, сделанный в пользу прихоти, и отвергнутые Богом судьбы, сделавшие этот выбор.

Ссылка на основную публикацию