Как воспитать и привить ребенку любовь к религии и Богу

Как воспитать и привить ребенку любовь к религии и Богу

Воспитание ребенка — это сложный и требующий полной отдачи процесс. Особенно трудно это сделать православным родителям, ведь надо научить ребенка, кроме основных положений, и воздерживаться от греха. Но гораздо более важный вопрос — это как воспитать ребенку любовь к Богу? Ведь именно любовь к Богу является основанием для праведной и благословенной жизни.

Важность правильного воспитания

Как привить ребенку веру и любовь к Богу, чтобы он всю свою жизнь не отклонялся от правильного пути? Это все вопросы православного воспитания.

Сегодня многие родители сталкиваются с такой проблемой: ребенок вырос, поступает неправильно, разрушает свою жизнь греховными связями, алкоголем и прочими непотребными вещами, не внимает советам и наставлениям. И становиться ясно, что родители где-то упустили какой-то важный момент в процессе воспитания.

О воспитании детей в вере:

В притчах пишется: «Наставь юношу при начале пути: он не уклонится, когда и состариться». Толкуя это место, многие богословы и священники объясняют, что воспитание ребенка начинается с самого первого дня жизни и продолжается лет до 6-8. После этого возраста кардинально изменить вложенное в малыша практически невозможно, но те дети, которым были вложены христианские истины и нормы до похода в школу обычно всю жизнь находятся при церкви.

Важно! Мамы и папы должны понять, что воспитание ребенка — это основа его жизни, что они вложат в детстве, будет управлять всей жизнью.

Конечно, есть исключения из правил — некоторые дети из истинно православных семей вырастают и категорически отказываются от Церкви. Тут следует неустанно молиться Богу за их спасение. Есть и другие примеры, когда малыш из неблагополучной семьи прилепляется к церкви в уже осознанном возрасте и живет жизнью, которая противоположна жизни отца и матери. Но это исключения из правил.

Таким образом, то, что родители вложат в сына или дочь в детстве, определит их поведение и жизненные выборы в будущем. Уже на этапе беременности маме и папе стоит молиться и просить у Господа мудрости для воспитания ребенка.

Как привить ребенку любовь к Богу

Сегодня мир полон соблазна и греха. Везде рекламируют распутный образ жизни, и большинство людей покупаются на эту рекламу и их жизнь наполняет грех.

Верующим зачастую очень сложно пребывать в среде неверующих, ведь оградить себя от тлетворного влияния мира сложно. Но гораздо сложнее уберечь души подрастающего поколения. Это влияние проявляется в первую очередь в психологических расстройствах и болезнях: неврозы, нервные срывы, страхи, нарушение поведения.

Все это появляется из-за трех причин:

  • плохая наследственность;
  • неправильное воспитание;
  • среда пребывания.

Если малыш растет в негативной обстановке, на него постоянно кричат или бьют, родители ведут развращенный образ жизни, он постоянно пребывает в окружении жестоких фильмов, игр или подвергается регулярному насилию в школе — все это становится причиной нарушения в его психологическом (иногда и физическом) здоровье и различными нарушениями в поведении.

Это проявляется так:

  • страхи и панические атаки;
  • гиперактивность;
  • рассеянность;
  • капризность;
  • раздражительность;
  • садизм.

Особенно важно это замечать в подростковом возрасте. Преп. Иоанн Златоуст говорил, что это время сложнейшее, и никто не может предсказать, каким ребенок вырастет после всех проблем пубертатного периода. Поэтому важно еще до него наладить прочную эмоциональную связь с малышом так, чтобы он знал, родители — друзья и к ним всегда можно обратиться за помощью и довериться.

Важно до подросткового периода привить привычку посещать богослужения, молиться самостоятельно и читать Библию. Все это поможет малышу доверять Богу во все время и позволит Богу работать с маленьким сердцем.

Чтобы привить любовь к Господу следует помнить, что малыши копируют поведение отца и матери, поэтому если взрослые не строят свою жизнь по Слову Божьему, то с чего ребенок будет так поступать?

Чтобы воспитать чадо в православной вере необходимо:

  • регулярно посещать богослужения вместе;
  • читать вместе Писание, начать можно с детской Библии;
  • разговаривать и объяснять малышу все особенности православной веры;
  • молиться вместе;
  • приучать к труду;
  • любить;
  • молиться за чадо.

Эти не сложные, но регулярные действия позволят малышу привить любовь к Господу и к церкви.

Но следует избегать в воспитании:

  • крайностей — не заставляйте ребенка идти в храм, когда он болен или читать Библию, когда он этого не хочет;
  • чрезмерной опеки;
  • насилия над желаниями;
  • потакать всем желаниям;
  • кричать;
  • не позволять мыслить самостоятельно;
  • запрещать, не объясняя истинную причину этого.

Следует помнить три истины:

  1. Дети повторяют все за своими родителями, поэтому им необходимо самим вести правильный христианский образ жизни.
  2. Любить детей, потому что только в любви можно правильно воспитать.
  3. Мир в семье — это залог правильного воспитания.

О православном образовании:

Советы священника

Если родители не могут самостоятельно понять, как им правильно общаться и воспитывать своего малыша, всегда можно обратиться за помощью в храм. Священники охотно дают советы в этой области.

  • Игумен Нектарий говорит о том, что ребенок всегда естественным образом повторяет поступки своих родителей. Если родители сами горячо любят Господу, стремятся к Нему, то их отношения с Творцом обязательно перейдет ребенку по наследству. Чадо должно видеть пример перед своими глазами истинной христианской веры, чтобы впитать ее. Немаловажно, чтобы любовь к Творцу сочеталась у отца и матери с любовью к людям. Это поможет малышу вырасти милосердным, сострадающим и открытым к людям.
  • А вот протоиерей Сергий Правдолюбов не понимает такого выражения, как «привить любовь к Богу». Он утверждает, что малыш понимает и принимает намного больше, нежели взрослый. И роль отца с матерью — не мешать познавать Господа, не закрывать Творца и не чинить препятствий. А помочь малышу найти Господа можно только собственными поступками и делами.
  • Если мама и папа сами отвергают Бога, не позволяют менять их сердца, как малыш будет позволять? Только вера и молитва родителей поможет малышу впитать эту атмосферу веры. Старшие в семье должны жить христианской жизнью, быть привязаны к храму. Бесполезно приводить дочь или сына на воскресную школу, а самим идти пить пиво в бар — повзрослевшие дети пойдут в бар скорее, чем в церковь.
  • Протоиерей Максим Козлов также говорит, что самое важное в правильном воспитании — это правильный отцовский пример. Говоря одно, а поступая по-другому, мы взращиваем если не атеиста, то агностика, который будет требовать доказательств. Ведь он уже с детства увидит расхождение слов и поступков и перестанет доверять кому-либо, в том числе и Господу.
  • Если сын будет видеть, что в жизни отца первая заповедь реально существует, и он живет соответственно ей, что она не абстрактна, а реальна, то и в жизни малыша будет то же самое.
  • Протоиерей Олег Стеняев утверждает, что в Библии, понятие «любовь» в первую очередь подразумевает исполнение Божьего Закона, это не абстракция. Любые отношения между людьми должны соответствовать установленным правилам Божьего Слова. Божий Закон регулирует взаимоотношения человека и Бога, человека и человека.

Лучший способ привить ребенку любовь — это научить Заповедям Божиим. Второзаконие 6:5 говорит: «и люби Господа, Бога, всем сердцем, и всею душею и всеми силами». И именно эту заповедь должны показать мать и отец в действии, чтобы ребенок усвоил и жил соответственно ей.

  • Протоиереи Александр Кузин и Павел Гумеров пришли к единому мнению: привить чаду любовь к Творцу можно только личным примером. Дети всегда подражают старшим, поэтому будет прекрасно, если они начнут вначале подражать в регулярном чтении Писания или хождению в воскресную школу, ведь это подражание со временем перерастет в горячую веру. Никакие курсы Закона Божия не сделают этого. Любовь к Богу придет тогда, когда чадо станет самостоятельно искать Бога, как и родители.

Важно! Все священство уверенно и единогласно приходят к тому, что любовь к Богу, уважение к Церкви и основы христианской веры можно заложить в растущее поколение только собственным примером.

Если отец понимает, что в поведение сына что-то не так, он не слушается, отказывается идти в храм и всячески бойкотирует старших, необходимо задуматься, правильно ли отец сам поступает, что в отцовской жизни вызвало в сыне такие перемены?

Любовь к Творцу и любовь к своему ребенку — вот залог правильного воспитания.

Как привить детям любовь к Исламу?

Жинан Рубченкова

Воспитание детей — огромная ответственность перед Всевышним Аллахом. Для некоторых — это отрада глаз, а для других — тяжкое испытание, как сказано в Священном Коране:

«Знайте, что ваше имущество и ваши дети — испытание для вас, и что у Аллаха уготовано [верующим] великое вознаграждение» (Коран, 8:28)

Как привить детям любовь к Аллаху и Его религии, помочь следовать божественным законам?

Давайте подумаем вместе: можете ли вы научить ребенка молиться, если сами не умеете? Можете ли вы дать ему Священный Коран, если у вас самих его нет? Можете ли вы рассказать о Посланнике Аллаха (мир ему и благословение), если сами о нем ничего не знаете?

Иными словами, вы сможете привить любовь к Аллаху и Его религии лишь в том случае, если сами обладаете ею. И чем больше она будет, тем больше вы сможете передать вашему чаду. Ребенок учиться, глядя на вас, и берет пример.

Однако каким бы золотым он не был, все равно ему будут присущи такие поступки, которые мы зачастую относим к плохому поведению.

Постарайтесь не гневаться на ребенка, когда он ведет себя неподобающим образом. Вспомните хадис, когда однажды некий человек подошел к Пророку (мир ему и благословение) и сказал: «Дай мне совет-наставление!», на что Пророк (мир ему и благословение) ответил: «Не гневайся!» Спрашивающий несколько раз повторил свою просьбу, на что Пророк (мир ему и благословени) ответил то же самое.

Томас Гордон, автор книги «Обучение родителей эффективным методам воспитания» долго отстаивал преимущество местоимения «я» вместо «ты» при разговоре с детьми. Так например, если ребенок не желает совершать молитву, то не стоит начинать обращение к нему с местоимения «ты»: «Ты не молишься, значит накажу тебя?!»

Такая постановка предложения вызовет в нем агрессию и оттолкнет от соблюдения ислама. А вот если вы начнете с местоимения «я»: «Я расстраиваюсь, когда ты не совершаешь свою молитву вовремя», — это научит его отвечать за свое поведение.

Конечно же, самым идеальным воспитателем был наш славный Пророк Мухаммад (мир ему и благословение). И мы, в свою очередь, берем пример с него.

Приведу одну интересную историю, которая заставила меня хорошенько призадуматься и, надеюсь, она поможет вам найти правильный подход к своим детям.

После открытия Мекки многие курайшиты приняли Ислам лишь из-за боязни, но внутри оставались неверными. Среди них был шестнадцатилетний юноша по имени Саляма Ибн Муаммим. Этот мальчик обладал прекраснейшим голосом. Биляль (первый муадзин) поднялся на Каабу, дабы прочесть призыв к молитве, а группа курайшитов сидела внизу и среди них был тот юноша.

Этот мальчик начал передразнивать азан самого Биляля, чтобы показать превосходство своего голоса. Он громко смеялся и рассмешил людей рядом с ним так, что звук смеха услышал Посланник Аллаха (мир ему и благословение).

Как бы поступили вы, если бы ваш ребенок передразнивал муадзина в мечети? Скорее всего, отшлепали хорошенько прямо на людях, а дома устроили бы очную ставку. В лучшем случае, прочли бы лекцию на тему богобоязненности и о том, что его поведение непристойно.

Когда Мухаммад (мир ему и благословение) узнал о проделке этого юноши, то сказал: «Приведите его ко мне». Мальчик испугался.

А теперь посмотрите, как поступил Посланник Аллаха, когда юноша явился к нему. Он обратился к нему и сказал: «До меня дошли вести, что у тебя красивый голос. Хочешь я обучу тебя азану?»

Мальчик от изумления согласился, и Пророк стал обучать его азану на глазах у всех. В душе у юноши все перевернулось. Каждый раз, когда он повторял за Мухаммадом (мир ему и благословение), тот улыбался, клал руку на его сердце и гладил.

Позже мальчик рассказывал: «Клянусь Аллахом, и после того, как я научился, я сказал: Это Пророк Аллаха!» Потом он (мир ему и благословение) посмотрел на мальчика и сказал: «Хочешь ли ты стать муэдзином для жителей Мекки?» Он ответил: «Да». И Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал: «Ты – муэдзин Мекки!»

Этот мальчик рассказал эту историю после смерти Пророка (мир ему и благословение), и говорил: «До сих пор я — муэдзин Мекки, а если бы он не поступил так со мной, то я умер бы в неверии».

Именно такими, наполненными мудростью, методами Посланник Аллаха (мир ему и благословение) прививал детям любовь к Аллаху и Его религии. Любовь прививается только любовью. Нам есть, чему поучиться.

Воспитание детей в православных традициях

Большинство современных родителей считают, что православное воспитание детей не влияет на развитие сильных качеств. Однако, глядя на нынешнее поколение можно понять, что границы “хорошего” и “плохого” начинают стираться. Почему же важно воспитывать детей по православным законам? С какого возраста знакомить малыша с религией?

Воспитание в православии

Важно понимать, что православное воспитание это не только вера в Бога и полное погружение в веру. Православное воспитание включает в себя знание и следования традициям, почитание родителей и безграничная любовь.

Современные мамы задумываются о нравственном состоянии своих детей, когда видят “падение нравов” нынешней молодежи. В надежде обойти стороной хамство, лицемерие, агрессию родители знакомят малышей с верой. Православное воспитание детей дошкольного возраста должно быть не навязчивым, малышу достаточно видеть родительский пример. Посещение воскресных школ при церкви дают немало знаний, однако поступки мамы и папы играют огромную роль в правильном восприятии православия.

Христианская семья

В православной христианской семье первое место в жизни занимает, собственно, семья. Православие дает понять, что семья будет всегда рядом и в счастье и в горе. Никакие друзья и работа не заменят близких людей, детей и родителей. Главное отличие православной семьи от других является любовь к людям и вера в добро. Православные родители учат детей не обижаться на окружающих, а принимать ситуацию как испытание и преодолевать ее.

Отношения между верующими родителями уважительные, выяснение отношений происходит без детских ушей и глаз. Проявление неуважения отца к матери подрывает авторитет у подрастающего поколения.

Воспитание детей в православной семье подразумевает послушание детей, соблюдение традиций. Однако, исключается ведение поста детьми любого возраста. Возможно воздержание от сладкого, только малыш это должен делать осознанно, а не по решению родителей.

Православие детям

Для малышей, воспитываемых в христианской семье, православие является частью жизни. Восприятие детьми вечерних и утренних молитв должно быть как обычный разговор с Богом, оценка своих поступков. Воспитывая детей в православии родители с малых лет знакомят с христианскими обычаями, законами, нормами поведения. Не стоит забывать, что главный учитель — правильный пример родителей.

Малышей от года до трех лет стоит приводить в церковь и рассказывать о происходящем там (соответственно тихим тоном), покажите своему чаду иконы, дайте все рассмотреть ему. Объясните, что шуметь в церкви нельзя, а если малыш устал и не может устоять спокойно, просто выйдите на улицу. Православные христиане никогда не будут “шикать” на крох в церкви, только могут помочь отвлечь его или проигнорируют.

Детсадовские дети готовы принять информацию о христианстве. В некоторых садах проходят беседы на тему религии и веры. В крупных городах России стали открывать православные сады, в которых с самых малых лет знакомят деток с православием.

Проблемы православия

Самой главной проблемой в вопросе религии, является вера. Точнее ее отсутствие, имеется ввиду не только вера в Бога, а вообще вера людям, правительству, близким. Современное поколение скептически относится к нравственности, обманутые не раз люди перестали доверять.

Еще одной проблемой являются, так называемые, “трудные подростки”. Каждому родителю хотелось бы видеть свое чадо искренне верующего в Бога, почитаемого традиции, нравственного. Однако, в подростковом возрасте, когда гормоны берут верх над разумом, некоторые дети выбирают ложный путь. Задача родителей разобраться в причине изменений в поведении, стать еще ближе и заслужить доверие. Посещение службы в церкви, а также причастие пойдет только на пользу Вашему подростку. Не оставляйте без внимания любые увлечения, старайтесь быть в курсе ближайших планов, познакомьтесь с друзьями.

Помните, что мама и папа — это крепость, за которой малыш должен чувствовать себя защищенным.

Традиции православного воспитания детей в семье

Конечно, главным источником информации является семья. Сын или дочь не будет следовать традициям, если дома никто их не соблюдает.

В каждой семье должны быть свои традиции, помимо общественных. Если в семье малыш воспитывается в духовно-нравственной обстановке, то повзрослев он сможет отличить добро от зла, и выбрав добро сможет устоять от соблазнов. Чтобы прививать детям добро, необходимо брать их на службы, вместе помогать больным.

Можно выделить главные традиции, которые можно укоренить в каждой семье:

  • крещение;
  • посещение храмов;
  • оказание почтения церковным праздникам;
  • совместная трапеза;
  • почитание взрослых;
  • уход за маленькими и больными;
  • обсуждение семейных вопросов, совместное решение проблем.

Раньше, православие начиналось с крещения, которое считалось чуть ли не обязательным. Посещение церкви, участие в семейных молитвах, исповедь, причастие тоже считалось неотъемлемой частью жизни каждого мальчика и девочки. Все это было частью духовно — нравственного воспитания детей.

Современному человеку необходимо возрождать забытые традиции и знакомить с православными традициями, культурами, обычаями с самого раннего возраста. Ведь одной из главных причин утраты знаний, является несоблюдение связи между поколениями.

Ядро духовного воспитания закладывается в семье, поэтому духовно — нравственное воспитание детей возможно при условии правильного духовного и нравственного состояния семьи в целом.

Семейное воспитание — тяжелый труд для родителей и детей. Дети должны восприниматься как семя, которое необходимо вырастить в хорошей, спокойной, счастливой среде. Дети не бывают виноваты в чем-то, всему виной неправильное воспитание или его отсутствие.

Любите своих детей такими какие они есть и старайтесь давать правильные знания, вводите свои традиции и следуйте церковным ежегодным праздникам.

Нужно ли прививать ребенку веру в Бога?

Изображение из «Фотобанк Лори»

[dropcap]В[/dropcap] наш век высоких технологий и информации все меньше людей обращают внимание на такие понятия, как Вера, Религия, Бог. Нет, конечно, мы знаем, что есть множество религий, что есть глубоко верующие люди, что мусульмане до сих пор в большинстве своем подчиняются законам Корана, что каждый год строится какое-то количество храмов и церквей. Но имеем ли мы к этому отношение? Да, мы носим крестик на груди, у нас есть иконка в кошельке или в автомобиле, бываем в церкви в среднем пару раз в году – на Пасху и на чье-то венчание, крещение или же отпевание, в самые трудные моменты мы обращаемся к Богу со словами: “Боже, помоги мне”. Но, несмотря на свою отдаленность от Бога, мы хотим, чтобы наши дети знали о нем или даже были более верующими, чем мы сами. Когда и как познакомить ребенка с Богом? Пригодится ли ему в жизни вера в Бога или лучше с детства быть честными с детьми и объяснить, что Бога, возможно, и нету? Давайте разбираться.

Начнем с того, что мир наш имеет огромное наследие, десятки поколений наших предков по-прежнему живут в нашей памяти, в книгах, в живописи, в памятниках, архитектуре и прочем. И поколения эти были тесно связанны с религией, верой, Богом.

Не объяснив ребенку с детства, что такое Бог, вы лишаете его той самой связи с предками, лишаете объективного понимания многих вещей, событий в истории, символов.

В итоге вырастет эстетически глухой человек, воспринимающий мир не совсем адекватно. Поэтому, даже если вы атеист или поклонник Сатаны, ребенку нужно дать ту ниточку, которая свяжет его с предками, рассказать о Боге как можно больше.

Обряд Крещения

Первое свое решение приобщить ребенка к религии мы принимаем, когда несем кроху в церковь и проводим там обряд крещения. Для многих родителей на этом и заканчивается “знакомство” ребенка с Богом. Повесили крестик на шею, вздохнули с облегчением: “Ну теперь наше чадо будет под защитой!” Или и вовсе проделали весь ритуал только потому, что бабушки и дедушки настояли на этом. Дальше ребенок будет расти и воспринимать крестик как украшение. В лучшем случае, повзрослев, человек сам узнает все о Боге и решит, нужна ли ему эта Вера. В худшем – ребенок узнает от “друзей” о Сатане, Дьяволе или прочей нечисти раньше, чем поймет, что же такое Бог. Хотите ли вы, чтобы ваш сын стал “сатанистом”? Простой пример.

Молодая семья так называемых “сатанистов” родила ребенка и через пару месяцев провели обряд крещения в православной церкви. На удивленные вопросы знакомых отвечали просто: “Да, у нас на полке лежат наши книги о Дьяволе, но ребенка мы направим на правильный путь”.

То есть у человека в подсознании заложено, что у каждого должна быть Вера, и родители чаще всего желают своему ребенку обрести “правильную” веру. В этом нужно помогать детям, иначе кто-то поможет им узнать другую сторону медали.

Итак, окрестили маленького человечка и какое-то время можно не думать о привлечении его к религии, ведь кроха пока ничего не понимает. Но! Ребенок начинает узнавать мир, будучи еще в пеленках. Он внимательно следит за тем, как живут его родители. Если вы не ходили в церковь, не молились перед сном, не почитали законы, прописанные в Библии, даже не имеете этой книги дома, и в один прекрасный момент скажете сыну или дочери: “Ты знаешь, есть Бог, и он хороший, и нужно жить по его законам,” – ребенок воспримет это, как сказку, очередную забавную историю, которую можно послушать и забыть. Родители должны все показывать на собственном примере! Вы не имеете права требовать от ребенка быть воспитанным, если сами сквернословите при нем или плохо отзываетесь о других людях, обсуждаете кого-то. Вы не сможете приучить ребенка правильно питаться, если сами кушаете только пиццу с газировкой и каждый день хрустите чипсами. И вам, увы, не удастся воспитать верующего христианина, если вы сами не являетесь таковым. В таком случае идеальным будет знакомиться с Богом вместе с ребенком, вместе читать Библию, вместе учиться молиться и приучать себя ходить в церковь. Если же вы не желаете сами вступать в ряды глубоко верующих людей, то хотя бы дайте ребенку с детства правильное представление о Боге.

Кто такой Бог?

Не стоит ждать, когда ребенок, вернувшись с садика или даже школы, спросит у вас, кто такой Бог. У вас может не найтись сразу подходящего ответа и ребенок решит, что это не существенно в его жизни. Ошибочно считать, что маленькие дети, задающие миллион вопросов в сутки, забудут все ответы, и поэтому можно на половину из них не отвечать, отмахнувшись: “Подрастешь – узнаешь”. Трехлетнему малышу, показывая красивый храм, сказали простую фразу: “Там живет Бог”, – и на тот момент ребенку хватило этого ответа, вопросов больше не последовало, а родители не стали утруждать себя объяснениями.

Через два года мальчик уже не верил ни в Бога, ни в деда Мороза, ни во что, чего он не мог увидеть (но при этом верил в “бабая”).

Правильно ли это, лишать ребенка веры во что-то высшее, духовное, не видимое глазу? Или все же ему будет легче жить, зная, что даже в самый тяжелый момент есть какая-то надежда на помощь сверхъестественных сил, Бога или ангела-хранителя? Ведущие психоаналитики считают, что дети особенно остро чувствуют собственную беззащитность перед будущим, перед огромным миром, Вселенной. Поэтому им просто необходим тот мистический образ, персонаж, который будет защищать от всего злого, потому что он сильнее мамы и папы (ведь дети в определенном возрасте понимают, что родители не всесильны). Если не дать ребенку образ Бога как защитника, то на это место придет вымышленный герой или персонаж мультфильма. А в худшем случае ребенок будет расти неуверенным в себе и трусливым, при любом препятствии зная, что “никто мне в этом не поможет, а сам я не справлюсь”.

Навязывание веры

Другой пример. Верующая многодетная семья воспитывала детей, как им казалось, по законам Библии, ходили в церковь, молились всей семьей, читали библейские истории. Но взрослые навязывали детям образ Бога надзирателя, такой себе строгий учитель, который наказывает всех грешников адскими муками. “Если ты будешь и дальше так делать – Бог накажет тебя!” – говорили родители каждый раз, когда дети в чем-то провинились. Привычка ходить в церковь и читать молитвы осталась у всех детей этой семьи, но выросли они угрюмыми и замкнутыми личностями, “смиренными”, как учили родители, а на самом деле смирившимися с тем, что Бог наблюдает за ними каждую секунду и за каждую “неправильную” мысль последует наказание. Такое ли понимание Бога нужно воспитывать в детях?

Говоря ребенку о Боге (а такие разговоры лучше начинать в раннем возрасте, лет с 3-4), нужно всегда делать акцент на том, что Бог – это Любовь.

Даже если вы сами не следуете христианским традициям и живете не совсем по Законам Божьим, ребенок должен с детства почувствовать, что Бог – это что-то хорошее. Читая ребенку библейские истории, нужно обращать больше внимания на то, что Бог помогает, защищает, прощает и любит, а наказание это вынужденная реакция Бога, которая неприятна ему. Не нужно повторять при каждом проступке: “Бог все видит!” – лучше говорить эти слова, когда малыш совершил что-то хорошее. Таким образом, ребенок будет расти уверенным в себе, чувствуя, что с любой сложностью он справится, а если не будет получаться – то Бог ему обязательно поможет.

Но не стоит навязывать ребенку веру, особенно если вы сами не верите в Бога или ваша вера не достаточно крепкая, дитя заметит ваши сомнения, почувствует их. В итоге вы будете выглядеть обманщиком в глазах своего ребенка, человеком, который говорит не то, что думает. При собственных сомнениях или недостаточной осведомленности в таких вопросах лучше признаться ребенку, рассказать свою точку зрения или поискать ответы на вопросы вместе. “Я не знаю, но я обязательно поищу для тебя ответ или же мы вместе спросим у того, кто может это знать”, – таким должен быть ваш ответ на сложный для вас вопрос. Только познавая Бога вместе с ребенком, вы можете привить ему веру и любовь. Рассуждая вместе на тему религии, давая ребенку основные понятия, но при этом побуждая его задавать больше вопросов, на которые вы будете искать ответы вместе, именно таким образом вы станете ближе к своему сыну или дочери и образ Бога будет наиболее доступным и понятным, не искаженным, не навязанным и не упомянутым вскользь.

Епископ Пантелеимон:
«Когда дети вырастают они перестают нас слушать»

Воспитание детей в вере

Как воспитать ребенка в вере?

Конечно, никак. Если мы ставим задачу «вырастить человека, который верит в Бога» — нас постигнет неудача. Причина очевидна: ребенок – это образ Божий, человек со свободной волей и своим жизненным путем. У него будет своя и только своя вера, свои ошибки и свое покаяние.

Конечно, родители оказывают на детей очень сильное влияние: они могут навязать профессию, образ жизни, привычки, увлечения («я петь не умею, но моя дочь будет учиться в музыкальной школе!»). И, пожалуй, единственное, в чем мы абсолютно и окончательно бессильны – это вера: верить в Бога человек независимо от возраста может только самостоятельно. Мы, родители и педагоги, никак не можем на это повлиять.

Означает ли это, что воспитание не должно касаться религиозных вопросов? Конечно, нет. Слово «воспитание» потому и имеет общий корень с «питанием», что означает удовлетворение потребностей ребенка – в том числе и потребности в духовном. Так какую же задачу себе поставить в религиозном воспитании ребенка? Мой ответ таков: задача родителя – сформировать у ребенка представление о Боге как о чем-то радостном, глубоком и важном. Решить эту задачу можно несколькими способами:

1. Личный пример. Каково мое собственное отношение к молитве, богослужению, Таинствам? Если во время чтения молитвы перед едой я одной рукой помешиваю кашу, а второй вытираю кому-то сопли – вряд ли ребенок будет воспринимать молитву как разговор с Богом.

2. Ответы на вопросы ребенка. Если ребенок видит меня молящимся – он спросит о смысле, и я должен быть готов «дать отчет о моем уповании». Слыша слова Писания, он будет задавать вопросы («Папа, а почему Иисус хотел скорее умереть – Он хотел к своему папе?» — так спросила меня 5-летняя дочь) – я должен отвечать развернуто и честно.

3. Эмоции, связанные с верой. Если для ребенка все, что связано с храмом, с самого детства тяжело и неприятно, то странно ожидать, что во взрослом возрасте он полюбит православие всей душой. Если молитва родителей – это только время, когда нельзя кричать и больше ничего, то как ему радоваться молитве?

Получится ли у меня сформировать у ребенка представление о Боге как о мудром и любящем Отце? Не знаю, гарантий нет. Вспомним, что сын святой Игнолии – блаженный Августин – долгое время не проявлял особого интереса к христианству, а сын преподобного Серафима Вырицкого, святого ХХ века, был безбожником до конца своих дней.

Но попытаться, бесспорно, стоит.

Как воспитывать детей?

Архимандрит Виктор (Мамонтов)

Общая семейная молитва — является хорошей школой для всех — и для малых, и для больших, потому что очень органично вводит в молитву церковную. Ребенок, научившийся молиться дома, с радостью идет в храм и узнает те молитвы, которые творились дома, а теперь воспеваются в храме. И ему хочется вместе со всеми служить в храме так же, как он участвует и в домашней молитве.

И в семейной молитве, и в храмовой рождается и укрепляется чувство предстояния пред Богом не одного, а всех вместе. Это — ценный опыт соборности, которая есть природа церкви. Если мы этот опыт не накапливаем, то церковь разрушаем. Общая молитва восстанавливает эту природу, которую, к сожалению, церковь сейчас во многом утратила, но должна ее вновь обрести, ибо без сослужения всех нет Церкви. Когда за нас служат, а мы стоим как потребители — дети или взрослые — то мы лишь слушатели, а не участники молитвы.

Юлия Борисовна Гиппенрейтер

Среди подростков провели опрос: помогают ли они дома по хозяйству? Большинство учеников 4-6-х классов ответили отрицательно. При этом ребята высказали недовольство тем, что родители не допускают их до многих домашних дел: не дают готовить, стирать и гладить, ходить в магазин. Среди учащихся 7-8-х классов оказалось столько же ребят, не занятых в домашнем хозяйстве, однако число недовольных было в несколько раз меньше! Этот результат показывает, как угасает желание детей быть активными, брать на себя различные дела, если взрослые не способствуют этому. Последующие упреки в адрес детей, что они «ленивы», «несознательны», «эгоистичны», столь же запоздалы, сколь и бессмысленны. Эти «лень», «несознательность», «эгоизм» мы, родители, не замечая того, порой сотворяем сами.

3 важные особенности воспитания детей в Исламе

Мусульмане, наверняка, как и усердные верующие других религий, стараются воспитать своих детей в духе своего вероисповедания. Мусульманские родители для воспитания религиозности у своих детей уделяют особое внимание религиозным беседам, покупают литературу для детей, отдают их в кружки по обучению Корану и изучению арабского языка. Часто дети с ранних лет обучаются не только молитве (намазу), но и ношению соответствующей одежды. Благодаря такой внимательности родителей дети с ранних лет вникают в особенности своей религии.

Возможно, это становится своеобразным «предохранителем» для подрастающего поколения, чтобы они не узнавали Ислам из уст третьих «недоброжелательных» лиц. Но наверняка продуктивность и польза в таком подходе может быть достигнута при соблюдении некоторых условий. Некоторые исследования показывают, что недостаточное внимание к некоторым моментам религиозного воспитания может привести ровно к противоположному результату.

Какие это моменты?

Объясняйте, но не принуждайте

Самое главное, что нужно учитывать при религиозном воспитании, — это следование принципу не принуждения. Наверно можно принудить ребёнка совершать молитву под страхом наказания или божьей кары. Наверно его можно заставить выучить наизусть аяты или совершать поминание. Но власть родителя не бесконечна. Когда-нибудь он ослабеет, потеряет контроль и просто не сможет заставить взрослого человека делать то, чего он не хочет. И тогда ребёнок, воспитанный в религии, под страхом, почувствовав себя более уверенно, может просто «скинуть» бремя навязанных ему обязательств.

Всевышний мудро сказал в Коране, что

«Нет принуждения в религии» (Сура «аль-Бакара», аят 256).

Если это справедливо для взрослого сознательного человека, то тем более справедливо и для менее понимающего ребёнка. Религиозность может быть искренней, когда человек следует ей сознательно, из чувства любви и понимания, а не страха. В ином случае по ходу взросления и по мере ослабления давления он может отказаться от неё в силу своего глубокого неверия и непонимания. Чтобы не вызвать обратной реакции, важно в первую очередь объяснять ребёнку «теорию», а не принуждать к практике, которую он не понимает, с которой он не согласен.

Если вам не удаётся убедительно донести «послание Бога» до ребёнка без насилия и принуждения, то важно подумать, что вы на самом деле знаете о своей религии, почему вы не убедительны, верите ли вы сами в глубине в то, к чему призываете? В любом случае у ребёнка должно быть пространство для выбора, иначе, когда оно у него появится, а это неизбежно, он сделает выбор сам и возможно противоположный навязанному.

Воспитание человечности не менее важно, чем обучение религиозной практике К сожалению, некоторые родители понимают под религией большей частью именно ее практическую ритуальную сторону: хиджаб, Коран, молитва, арабский язык и т.д. Но Ислам на этом не заканчивается.

Благодаря такому однобокому подходу родители формируют у ребенка представление, что достаточно соблюдать ритуалы, чтобы быть хорошим мусульманином и попасть в Рай. Но быть мусульманином это не в меньшей степени значит и быть Человеком. Пример Пророка (мир ему) и множество аятов Корана свидетельствуют о важности воспитания красивого нрава: качеств ответственности, доброты, милосердия, сознательности, гуманности, терпимости и т.д.

Помогать расширению кругозора и сердца ребёнка не менее важно, чем прививать ему религиозную практику.

Ребенок не может представлять Бога с такими качествами, которых он не знает. Так, абстрактное представление о Всевышнем у него формируется с 7 лет. До этого возраста он может думать о Боге как о человеке. Обычно как о самом близком человеке — родителе, и формировать образ Творца на основе того, что он знает и видит от родителей.

Важно так же перечислять в описании не только то, что Бог может наказывать, но и то, что Он прощает, проявляет милосердие, заботится и вознаграждает лучшим. Говорить о таких «успокаивающих и вдохновляющих» божественных атрибутах важнее, чем грозить Его карой и жестоким воздаянием. Не только потому что это отражает великие качества Творца, но ещё и потому что ребёнок ведёт себя с другими так, как считает правильным, то есть присущим Богу.

Избегать двойных стандартов

Мусульманин должен быть искренним и справедливым человеком. Это значит, что ему следует избегать разделения людей на мусульман и немусульман в вопросе совершения добра, соблюдения прав, отстаивания справедливости и следования договорам. Нельзя учить ребёнка, что он может быть добрым к людям одной веры, и совершать зло или предавать людей другой веры. Нельзя обучать его двойным стандартам, где один подход применяется к мусульманам, а другой к немусульманам. Иначе это порождает в ребёнке враждебность на религиозной почве, лицемерие и двуличие. Мусульманин, как «человек мира» не может жить по таким порочным принципам разделения и несправедливости.

Проведённые несколько лет назад в 6 странах (Канада, Китай, Иордания, ЮАР, Турция и США) исследования с детьми из религиозных семей показали, что дети таких семей, вопреки ожиданиям родителей и представлениям о набожных людях, ведут себя более скупо в отношении других и выбирают более жестокие наказания для «провинившихся».

Основными мотивами поступков является убеждение, что, будучи религиозными, эти дети считают, что имеют право судить других и поступать жестоко. 1200 детей, среди которых 43 % составляли дети мусульман, 24 — христиан и 27 — дети из нерелигиозных семей. Последние показали высокие относительно других показатели по проявлению милосердия, прощения, щедрости.

Это, конечно, не значит, что религиозное воспитание негативно сказывается на характере ребёнка само по себе. Наверно, это в большей степени про то, что неграмотное религиозное воспитание может давать совершенно обратный эффект — формировать из детей критиков и преследователей, а не созидателей и благодетелей.

Возможно, если принять во внимание некоторые важные особенности воспитания, как, к примеру, те, что перечислены выше, то можно избежать подобных неприятных «открытий» и воспитывать детей не только соблюдающими, но и полезными, открытыми, щедрыми, сильными, умными и отзывчивыми на беды и не считающими, что, будучи религиозными, они могут судить других. Это, конечно, не значит, что все дети из религиозных семей такие, но на это стоит обратить внимание и вдуматься в то, чему мы учим детей, подразумевая религию — добру, любви, милосердию или критике, внешней набожности и черствости.

Также по этой теме читайте:

Как привить ребенку любовь к Исламу?

8 советов для тех, кто хочет воспитать верующих детей

7 качеств, которые мусульманин должен воспитать в своих детях

Влияние родительского воспитания на тип религиозной ориентации

Как отношение родителей влияет на мнение ребенка о Всевышнем?

Нужно ли детям с детства прививать веру в Бога?

Привить слепую веру не возможно. Сначала нужно дать знания, четкое понимание, и только тогда появится вера.

Давать детям знания о Боге нужно обязательно! Знания эти записаны в Библии. На родителях лежит обязанность обучать своих детей! В несознательном возрасте, давать детям свободу мышления и свободу самому выбирать что он хочет глупо. Ребенок должен четко знать что правильно, а что не правильно. И только на основании полученных знаний появляется вера. Если в сознательном возрасте, в совершеннолетие, он решит что ему это не нужно, это уже его выбор.

Вы бы поверили в электричество на слово, если бы изначально не увидели результат его действия,и не узнали о нем?

Нужно рассказывать о Боге, но не заставлять ребенка верить в него. Вера такая спорная вещь, в ней не может быть какого-то единого мнения, у каждого своя вера, «свой» Бог и свой взгляд на само понятие «веры». Рассказывать, посещать вместе церковь, демонстрировать все на своем примере-это правильно, но настаивать -неверно. В любом случае, по мере взросления ребенка он сам решает верить ему в Бога или нет. Он либо находит его в своей душе сам, либо решает во всем полагаться лишь на себя- и то и другое его право, и то и другое верно, каждый выбирает по себе.

Нет, не нужно. Дайте ребёнку повзрослеть, разобраться и самому принять решение, что ему нужно, а не принимайте решение за него. Ребёнок не игрушка, а такой же взрослый, только в маленьком теле. и уважительное отношение к нему должно быть в любом возрасте. Если уж вообще и прививать что то религиозное, то не веру в Бога, а веру Богу..

Ни в коем случае. Вы хотите насильно заставить ребёнка верить в то что вы сами даже объяснить не в состоянии.религии это не вера в кого то или чего то во что они сейчас превратились. Религии и все религиозные трактаты описывают меру поведения человека которой он должен придерживаться находясь на этой земле а не мерой поклонения кому то или чему то. Человек живущий по религиозным заповедям но не верящий в бога более свят чем верующий в бога и каждый день приходящий в церковь снимать свои ежедневно сделанные грехи. Человек живущий по религиозным законам будет любить свою родину, не будет стремиться к совершению экономических, моральных преступлений против государства в котором живёт и против людей живущих на этой планете.

Лучше прививайте ребенку патриотизм, так как сейчас многие люди любят критиковать свою страну забывая, что её восстанавливают из полной разрухи.

Религия это конечно хорошо, но родина вот то что действительно важно. Территория за которую умирали деды, прадеды, отцы и просто чужие люди.

Если человек верит в бога и не думает о родине он может пропустить события в стране, которые приведут к Украине-2 (революции уже в нашей стране). А если каждый будет любить родину, то уже его не как не подкупишь и не изменишь. Да даже если кто-то другой её оскорбит уже будешь к нему относиться с не приязнью.

Или лучше сразу и то и другое, так как религия и наша родина связно идут по истории.

Так же не стоит забывать и о человеческих качествах, так как у многих современных детей они отсутствуют. Как пример часто смеются над скромными, тихими, больными людьми в разных заведениях или иногда даже избивают. Не надо далеко ходить не давно выгнали девушку из кафе за то, что она типа распугивала посетителей. Больную девушку за что? За то что ей не повезло и она заболела?

Так что не забывайте что помимо религии, родины ребенку надо дать и другие важные качества и навыки.

В любом случае я считаю, что любовь к Родине важней, а Вы считаете может быть по другому и это вить Ваш ребенок поступайте как считаете нужным. Главное чтобы от этого был полезный эффект.

Надеюсь мой ответ был для Вас полезен. Если Вы что-то не поняли пишите в комментариях или личку всегда рад ответить.

Нужно ли приучать ребенка к религии?

Когда и как следует приучать ребенка к религии и вере? И нужно ли это делать вообще? Эти вопросы встают у многих семей, в которых подрастают дети. Ведь всем известно, что в наш современный век соблазнов очень трудно устоять от многих искушений, которые в религиях многих народов считаются грехом. Когда мы видим вокруг нас, сколько насилия совершается несовершеннолетними, как дети гибнут от наркотиков, как крадут у родителей последние деньги, чтобы поиграть в автоматах, мы со скрытым ужасом думаем, что с нашими детьми такого не случится. Но ведь случается это с теми, которые тоже так думали!

В семьях верующих с детства существуют свои внутри семейные законы и запреты

Их дети вырастают, может быть, не совсем в такой среде, как другие (среди неумеренного и бесконтрольного потребления телевизионных программ и Интернета), но за них родители всегда спокойны. Они уверены, что никто из их детей не станет воровать и убивать, никто из дочерей не станет проституткой, никто не будет пробовать наркотики, потому что понятия «добра» и «зла» ими были впитаны с детства, с младых ногтей им внушают, что такое «грех».

На вопрос — Приучать ли детей к религии? — нет однозначного ответа.

Ребенок, прежде всего, учится на примере собственных родителей. Если он воспитывается в семье верующих, то он видит с рождения вокруг себя иконы или другие религиозные атрибуты, относящиеся, к примеру, к мусульманству или иудаизму. Ребенок с самого младшего возраста видит, как его родные совершают молитву, другие ритуалы, связанные с религией его семьи, и понимает это, как само собой разумеющееся, он с детства впитывает традиции своей семьи и его уже не надо приучать этому специально, через силу и сопротивление. Как только он научится читать, он сам попросит дать ему священную книгу вашей семьи. Совсем по-другому складывается, когда родители принадлежат к той прослойке общества, которые рассуждают так:

«Я в Бога верю, но в церковь не хожу. Я верю в душе, но молитв не знаю, молюсь Богу, как умею».

Такие рассуждения можно отнести к очень гибкой позиции типа «и вашим, и нашим». На самом деле, такими людьми и не отрицается существование Бога, но они и не хотят выглядеть так, чтобы выделяться из толпы. Удобная позиция, но в ней слаба сама вера. Такие родители, конечно, понимают, что вера ничему плохому не учит, а как раз наоборот, учит добру. Они смотрят на своего 3-х или 4-летнего кроху и думают:

Может, пора почитать ему Библию, хотя бы детскую?

Или так: «Может быть, завести с ним разговор о Боге? Или, может, рано? А когда пора?». Если родители никогда не молились и не упоминали в своем доме о Боге, то все эти разговоры уйдут впустую. Малыш просто не поймет. При таком подходе Библия станет ему, в лучшем случае, очередной занимательной сказкой, которую он быстро забудет. И чем ребенок будет становиться старше, тем труднее с ним будет завести этот разговор. Воспитание детей в религиозных семьях происходит легче, менее болезненно проходят дети кризис переходного возраста. Дети верующих никогда не становятся ни готами, ни эмо, ни скинхедами, ни сатанистами. Их жизнь и без того полна и насыщенна духовно.

Чаще других эти семьи многодетны, но у родителей на всех хватает и сил, и времени. Старшие дети всегда заботятся о младших, каждый из них с детства приучается к взаимопомощи и любви к ближнему. В то время как, казалось бы, во вполне благополучной семье, где папа и мама работают, а единственный ребенок, придя из школы, не знает чем себя занять, находит себе компанию, в которой не всегда его научат хорошему. Именно от одиночества и пустоты в душе ему хочется чем-то выделиться, чтоб его заметили. В нашей стране существует свобода вероисповедания.

Каждый человек вправе сам решать, быть ли ему верующим.

Но ребенка этому научить нельзя. Если родители верующие, он будет с детства верить сам. Если родители – атеисты или сомневающиеся, то и ребенок, подрастая в такой семье, не будет иметь в душе веры. Скорее всего, по убеждениям он таким и останется, как его родители. Но бывают случаи, когда, уже, будучи взрослым, человек сам начинает понимать эту сложную философию жизни, делая выводы из собственного опыта, особенно, когда его постигает какая-то беда. Он начинает думать:

Что такое я страшное в жизни совершил, что меня так наказывает Бог?

И тогда начинается переосмысление жизни, и человек начинает вспоминать все свои проступки и всех, кого обидел в жизни. Итак, нужно ли приучать ребенка к религии? Наверно, нет. Неверующему человеку это не под силу. А у верующего такого вопроса не возникнет.

Воспитание детей в православной семье.
статья

Сущность православного воспитания. Крещение ребёнка. Религиозное и трудовое воспитание.

Вложение Размер
vospitanie_detey_v_pravoslavnoy_seme.docx 22.86 КБ

Предварительный просмотр:

ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ В ПРАВОСЛАВНОЙ СЕМЬЕ

С рождением ребенка в семье к его воспитанию подключался сложный механизм рода. Общение в семье, а также с близкими родственниками всегда несло духовно-психологическую нагрузку. Любые нюансы в отношениях родителей друг с другом, с родственниками чутко улавливаются детьми и на сознательном, и на бессознательном уровнях. Открытость или замкнутость, искренность или притворство, сочувствие или равнодушие, щедрость или скупость, доброжелательность или холодность — всё попадает на весы детского восприятия, откладывается в памяти различными эмоциональными оттенками, влияя на формирование личности ребёнка. У каждого человека благодарная память хранит детские впечатления от общения с бабушками и дедушками. Мир ребёнка немыслим без колыбельных песенок, сказок, поучительных историй. Бабушки и дедушки рассказывали внукам о своих молодых годах, играх, о службе или работе, встречах и общении с интересными людьми, делились жизненным опытом, при этом они вспоминали своих родителей, бабушек, дедушек. Это почитание светлой памяти предков сохраняло ощущение их присутствия в семье. Да и сам дом, мебель, вещи, купленные ими или сделанные их руками, поддерживали эту атмосферу, создавали своеобразную нравственную подпитку. В живом общении, таким образом, участвовали три, иногда четыре поколения, которые были связаны живой памятью ещё с двумя поколениями, ушедшими из этого мира. Все эти семь поколений составляли своеобразный корень, уходящий в глубину рода.

Пространственное положение корней рода в лице более или менее близких родственников (дядей, тетей, племянников, двоюродных, троюродных братьев и сестёр, сватьев, свояков и т.п.) придавало устойчивость роду, охватывая как обширную географию проживания, так и различные ступени социальной лестницы.

Путь каждого христианина к Царству Божию начинается с Таинства Крещения. Для принятия Крещения необходимы вера и покаяние. Православная Церковь учит, что вера в таинство и связанное с этим искреннее желание его принятия являются необходимыми условиями для того, чтобы действие таинства было спасительным: «Кто будет веровать и креститься, спасён будет; а кто не будет веровать, осужден будет» (Мк. 16: 16).

Защитить своего ребёнка от проблем и невзгод — самое важное для родителей. Младенца, по традиции Церкви, следует крестить на восьмой или сороковой день жизни. Понятно, что в таком возрасте требовать от него веры и покаяния – двух главных условий соединения с Богом, нельзя. Поэтому с древних времён появились крёстные – люди, по вере которых крестят младенцев. Задача крёстных, как её видит Церковь, помочь родителям в православном воспитании крестников. Быть крёстным – и почётно, и ответственно.

«Крёстные должны быть крещёными, воцерковлёнными православными христианами, должны знать молитвы, читать Евангелие. Главное, чтобы критерием выбора крёстного или крестной было то, сможет ли он впоследствии помогать семье в христианском воспитании ребёнка. И, конечно, важным критерием должна быть степень знакомства и просто приязненность отношений». (2, с. 3).

Крёстные мать и отец, участвуя в Таинстве, принимают на себя ответственность за ребёнка, поэтому они обязательно должны быть православными людьми. Крёстным, конечно, следует становиться человеку, который к тому же обладает некоторым опытом церковной жизни и поможет родителям вырастить младенца в вере, благочестии и чистоте. Крёстные обязаны молиться за своих крестников, что бы Господь удержал их на пути благочестия. Главное, в чем может и должен помочь крёстный, и в чём он берёт на себя обязательство, – это не в том только, чтобы присутствовать на Крещении, но и потом помочь крестнику расти, укрепляться в церковной жизни, и ни в коем случае не ограничить своё христианство только Крещением. По учению Церкви, за то, как крёстные родители позаботились об исполнении этих обязанностей, с них так же спросится в день последнего суда, как и за воспитание собственных детей. В семьях русского Севера крестную мать называли «божатка» (мать, данная от Бога при крещении).

Итак, крёстные родители принимали на себя ответственность за нравственное становление крёстных детей, помогая им в трудных жизненных ситуациях. В крёстные чаще выбирали родственников, тем самым ещё более укрепляя родовые связи. Но крестными становились и ближайшие друзья, уважаемые соседи, тем самым расширяя границы рода.

Таким образом, вся система родственных отношений убедительно свидетельствует, что сущность продления рода эволюционно направлена на создание условий для раскрытия тех лучших качеств и свойств человека, которые от рождения заложены в его природу, на развитие творчества ума и души.

Религиозное и трудовое воспитание

Основой воспитания крепких в вере христианских детей является напряженная духовная внутренняя жизнь родителей, в которой они участвуют в соответствии со своим возрастом и особенностями своего характера. «Дух веры и благочестия родителей должен почитаться могущественным средством к сохранению и воспитанию и укреплению благодатной жизни в детях» — писал святитель Феофан Затворник.

Такая сопричастность к духовной жизни необходима для развития христианских знаний и навыков у детей и является залогом превращения со временем отношений родители – дети, старшие — младшие в отношения духовных друзей. Тогда родители будут делиться духовным опытом, при этом возрастая, заимствуя духовный опыт и знания у своих детей.

Задача воспитания – вложить в сердца начатки веры, раскрыть её и подготовить детей к жизни. По слову Христа, «Царствие Божие внутри вас есть» (Лк. 17, 21). Оно не дается воспитанием, Оно – дар Бога, но воспитание способно расчистить пути к его принятию. Начальные стадии воспитания ложатся на плечи матери. Она учит ребёнка крестному знамению и молитве, затем начинает возрастать роль отца.

«В ребёнке должно возрастать сознание бытия Божия, Его могущества и любви, и не только понимание необходимости молитвы, но и живая потребность в ней. Для этого и нужно воспитание, пример родителей, их молитвы за ребёнка». (2, с. 4).

Религиозно-нравственное воспитание значительно облегчается наличием у детей постоянного духовника, причём в детях воспитывается должное к нему отношение, соответствующее его сану и положению.

Ещё до школы родителям следует рассказать детям об основных вехах Священной истории, раскрывая при этом достоверность Библии в свете научных данных: дети должны уметь преодолевать влияние антихристианской пропаганды.

Со школьниками следует проводить систематические занятия по изучению Евангелия и Символа Веры и ознакомлению их, хотя бы в самом общем виде, со смыслом и содержанием церковного богослужения. Многие отдают детей в воскресные школы с этой целью. Эти школы должны прежде всего воспитывать религиозное чувство нравственности и благоговения. Но само религиозное воспитание закладывается прежде всего в семье, а дополнительное обучение может лишь помочь ему.

В переходном возрасте у подростков происходит критическое переосмысление мира, появляется стремление утвердить свою самостоятельность и независимость личности. Основным противоречием подросткового периода является самоутверждение и критицизм, а также мучительное желание быть понятым другими людьми и повышенный интерес к их взглядам.

Таким образом, семья является своеобразной школой религиозного воспитания. Её задача привить веру ребёнку с самого детства и помочь детям на прохождении жизненного пути.

Трудовое воспитание – это формирование в человеке созидательного начала. Оно может проявляться в творчестве, в садоводстве, в уборке, в научной деятельности, в воспитании в себе личности и т.п., — во всех этих действиях проявляется подобие Богу — Творцу. Религия облагораживает всякое дело, если оно делается во имя Бога и любви.

Православие относится к труду и как к послушанию, и как к творчеству. Послушание необходимо для борьбы с греховностью, а творчество – это дар, за который нужно благодарить Господа и чувствовать ответственность за обладание им. Развивая свои таланты, мы преумножаем их, а не используя их в труде, утрачиваем. Итак, детей нужно приучать к полезному труду. Благодаря этому, они не станут эгоистами, будут нуждаться в деятельности и стремиться помогать другим.

Как привить ребенку христианские ценности?

Большинство из нас хорошо знают главный принцип воспитания — личный пример. Но что делать, если ты сам, мягко говоря, далек от христианского идеала? Как в этом случае привить правильные ценности своим детям? И если в теории мы, в общем-то, знаем, к чему должно стремиться, то на практике частенько теряемся. Например, когда и каким образом начинать объяснять ребенку догматы православной веры: о Троице, о Причастии и так далее? Как объяснить маленькому человеку, зачем нужна исповедь? С какого возраста необходимо поститься перед Причастием.

Все эти насущные вопросы мы задали протоиерею Артемию Владимирову, чей богатый педагогический и священнический опыт позволяет давать ответы, наполненные тонким юмором и неиссякаемой любовью к детям.

Современная церковная молодежь — люди в возрасте от 25 до 35 лет, — как правило, не воспитана в православной традиции. Придя в храм уже в осознанном возрасте и всё еще находясь в стадии «изменения ума», мы, соответственно, привносим в семью свой багаж привычек, реакций, наклонностей. Невозможно измениться сразу и целиком, чтобы служить примером христианина для своих детей: мы ленимся молиться, раздражаемся, проецируем семейную модель поведения, где женщина пытается руководить мужем, отстаивать свое мнение. Как же при всем этом привить ребенку христианские ценности?

Безусловно, Вы правы. И чем больше человек просвещен Духом Святым, чем больше он воцерковлен по сердцу, тем несовершеннее себя видит — сотканным из одних недостатков. Но Божественная благодать, действуя в нас, восполняет недостающее и врачует то, что болит.

Есть такие безусловные дары, как материнство, когда совершенно меняется психология личности. Вчерашняя девушка-подросток становится мамой, и ее естество (не только физика, но и психика, не только тело, но и душа) меняется значительно. Так бутон розы раскрывает свои лепестки навстречу солнцу. Посмотрите, какими глазами вчерашняя девчонка, гордячка-болячка, смотрит на новорожденное дитя… Считает у него пальчики на ручках, на ножках, смотрит на носик, радужную оболочку глаз: в одном уголке глаза видит папу, в другом себя, дедушку — в ресничках, бабушку — в переносице. И это называется чудо жизни..

В деле воспитания есть какие-то базовые вещи, которых мы призваны придерживаться независимо от нашего несовершенства. Например, и ежику понятно, что в присутствии зайчика-сыночка или лапочки-дочки нельзя «воспитывать» мужа, повышать тон голоса, пускать в ход раздражительную интонацию. Всегда всем советским людям, которые «не успели произойти от обезьяны», было понятно, что матерная брань исключена, если рядом находятся подростки-пионеры. И совесть — детектор истины — властно нам внушает, что хорошо, а что нехорошо в делах воспитания. Поэтому давайте вести речь не о христианском совершенстве, а о правилах хорошего тона, элементарной воспитанности, о чем можно почитать в соответствующих светских изданиях или, например, чудесных книжках психологов Ирины Медведевой и Татьяны Шишовой.

Всё дело в том, как изначально поставить вопрос о воспитании. Если мы договорились с юным папашей: только позитив и только улыбки должен видеть наш солнечный зайчик, он должен слышать, как мы разговариваем по-человечьи, а не на языке орангутангов — вот этого и нужно держаться. В моем детстве родители (а нас воспитывал отчим, который был нам дороже отца) только один раз чуть-чуть поспорили между собой: на лыжной прогулке решали, какой проложить маршрут. Больше случаев не помню…

Вопрос у Вас, конечно, глубокий, потому что родители мечтают о том, чтобы привить детям сознательное благочестие, то есть научить их жить по вере. Хотя, на мой взгляд, всё начинается с искусства не ставить локти и не чавкать за столом, не разводить лужи во время чаепития, делиться «вкусненьким» с родственниками, быть честным, чистым, не врать.

Когда речь идет о благочестии, то, конечно, чем глубже мы осмысляем нашу веру, тем полнее осознаем задачу вступить в молитвенное общение с Богом, в тайное собеседование с Небесным Отцом. Это всякому по силам, нужно только захотеть. А дети по закону сообщающихся сосудов будут перенимать, воспринимать эти дары родительского благочестия, и то не сразу.

А если не получается придерживаться даже этих элементарных правил: не кричать в присутствии ребенка, не раздражаться на папу. Как быть, если ты отчетливо осознаешь, каким плохим примером являешься, не отказываться же от материнства?

Сила есть, ума не надо, чтобы понять о себе, что ты грымза. Поэтом можешь ты не быть, а христианином быть обязан. Помни, что ты не грымза и не брынза, и не дракула, а мамочка! Мама — это святое, мама — это солнышко. О тебе, а не о Надежде Крупской будет петь ребенок: «Пусть всегда будет мама, пусть всегда будет солнце (близкие понятия), пусть всегда буду я». Быть мамой — высокое служение. Поэтому нужна школа самовоспитания.

Где черпать силы? Хвойная ванна — это прекрасно, но недостаточно. Божия благодать не оскудела в церковных пороховницах: исповедь, причащение Святых Христовых Таин и, безусловно, работа над самим собой. Все люди, чего-нибудь достигшие в своей жизни, поднявшиеся на высоту призвания, занимались самообразованием, самовоспитанием. Петр Ильич Чайковский что говорил? Пять процентов таланта и одаренности, 95 — целеустремленных трудов. Поэтому «мама может, мама может всё, что угодно, только папой, только папой не может быть». Гордые жители Запада утверждают, что она теперь и папой может быть, но нам таких чудищ рогатых не надо.

Ссылка на основную публикацию