Киево-Печерская Лавра в честь Успения Пресвятой Богородицы

Русская Православная Церковь

Официальный сайт Московского Патриархата

Главные новости

Святейший Патриарх Кирилл призвал объединить усилия в поддержку идеалов семейной жизни

Святейший Патриарх Кирилл присутствовал на выступлении Президента России В.В. Путина, обратившегося с Посланием к Федеральному Собранию

В праздник Собора Пресвятой Богородицы Святейший Патриарх Кирилл совершил Литургию в Успенском соборе Московского Кремля

В праздник Рождества Христова Предстоятель Русской Церкви совершил великую вечерню в Храме Христа Спасителя

В праздник Рождества Христова состоялся телемост Святейшего Патриарха Кирилла с членами экипажа Международной космической станции

Успенская Киево-Печерская лавра

История

Киево-Печерская лавра ― один из первых по времени основания и самых значительных монастырей Киевской Руси.

Главной достопримечательностью обители являются пещеры, первое упоминание о которых относится к началу XII в. В «Повести временных лет» преподобного Нестора Летописца говорится, что первым насельником пещер на месте будущей обители был священник Иларион, духовник Ярослава Мудрого, выдающийся подвижник и богослов, служивший в храме Двенадцати апостолов в киевском предместье Берестове. В 1051 г. священник Иларион становится Киевским митрополитом, а в пещере поселяется вернувшийся с Афонской Горы преподобный Антоний Печерский, положивший начало монашеской обители.

Ученики преподобного Антония, поселившись возле него в пещере, ископали для себя новые келии, соединив их коридорами. В пещерах были устроены первые храмы. 10 лет спустя преподобный Антоний удалился на другой холм, где выкопал для себя новую пещеру, положив таким образом основание комплексу пещер, названных впоследствии Ближними (или Антониевыми). Первоначальные пещеры получили название Дальних (или Феодосиевых).

В числе учеников преподобного Антонияв был преподобный Феодосий, ставший впоследствии настоятелем обители и первоначальником общежительного монашества на Руси.

По мере увеличения числа иноков были построены наземная церковь в честь Успения Пресвятой Богородицы и келии; преподобный Антоний испросил у великого князя Изяслава Ярославича всю гору над пещерой. Возникший монастырь получил название Печерского.

После погребения в пещерах преподобного Антония (†1073 г.) здесь стали хоронить и братию. Мощи преподобного Феодосия в 1091 г. были торжественно перенесены в построенную в 1089 г. Великую Успенскую церковь, мощи других подвижников до XVII в. оставались в пещерных криптах. Мощи преподобного Феодосия находились в Успенском соборе до 1240 г. При нашествии орд Батыя, ввиду опасности поругания, они были спрятаны, и место их захоронения неизвестно.

В 1108 г. был канонизирован преподобный Феодосий Печерский, в 1133 г. ― преподобный Антоний. В 1643 г. святитель Петр (Могила), митрополит Киевский, канонизировал 69 Печерских подвижников.

С 1592 г. по 1688 г. монастырь являлся ставропигией Константинопольского Патриархата; с 1688 г. монастырь получил статус лавры и перешел в подчинение Патриарха Московского; в 1786 г. Лавра была подчинена Киевскому митрополиту, который стал ее священноархимандритом.

В 1930 г. Киево-Печерская лавра была закрыта. Монастырь возобновил свою деятельность в 1941 г., после оккупации немцами Киева. Вторично был закрыт в 1961 г.

В 1988 г. обитель была открыта для верующих в качестве действующего монастыря Украинской Православной Церкви, Церкви были переданы Дальние пещеры и наземные сооружения, была возоблена работа Киевской духовной семинарии.

В 1990 г. обители были переданы Ближние пещеры. В том же году решением XIV сессии ЮНЕСКО Киево-Печерская лавра была внесена в Список памятников Всемирного наследия.

Храмы

  • Надвратный (над святыми вратами Лавры) храм в честь Живоначальной Троицы (древнейший из сохранившихся);
  • собор Успения Пресвятой Богородицы;
  • Аннозачатиевская церковь;
  • Большая Лаврская колокольня;
  • колокольня на Ближних пещерах;
  • колокольня на Дальних пещерах;
  • Крестовоздвиженская церковь;
  • Трапезная церковь преподобных Антония и Феодосия;
  • церковь «Всех преподобных Отцов Печерских»;
  • церковь в честь иконы Божией Матери «Живоносный Источник»;
  • церковь Всех святых;
  • церковь и бывшие больничные покои Никольского монастыря;
  • церковь Рождества Пресвятой Богородицы;
  • церковь Спаса на Берестове;
  • церковь Христова Воскресения;
  • Благовещенская церковь.

Святыни

Иконы Пресвятой Богородицы «Похвала Печерская», «Всецарица», чтимая икона Воздвижения Честного Креста Господня; мощи 73 святых (Ближние пещеры), мощи 49 святых (Дальние пещеры).

Богослужение

Утреннее богослужение ежедневно, начиная с 5.30 по будням, в воскресные и праздничные дни — с 6.00. Вечернее богослужение накануне в 16.30.

Киево-Печерская Лавра в честь Успения Пресвятой Богородицы: рассмотрим подробно

Киево-Печерская лавра является одним из самых ранних церковных памятников Руси. Этот монастырь чрезвычайно почитаем в православной традиции, и символично считается третьим уделом Пречистой Девы, родившей Спасителя.

Успенский собор Киево-Печерской лавры, дореволюционное фото

Справа от иконостаса, у южной стены главного придела Великой церкви, хранился серебряный ковчег с главой святого равноапостольного князя Владимира, а слева, в небольшой нише — мощи первого митрополита Киевского Михаила.

У южной стены главного придела Великой церкви помещался гроб прп. Феодосия, игумена Печерского, а напротив него, в северо-западном углу, в киоте — частицы мощей всех Печерских святых. Недалеко от этого места на выступе стены находилась икона прп. Антония, пред которой, по преданию, стоял на молитве во время служб свт. Димитрий Ростовский. В память об этом позже здесь была установлена икона свт. Димитрия Ростовского.

В приделе св. первомученика архидиакона Стефана около иконостаса в серебряной раке хранилась часть его мощей — указательный палец. Эта святыня была принесена из молдавского Нямецкого монастыря Романским архиепископом Пахомием, жившим в Лавре на покое в начале XVIII в. В настоящее время эта святыня находится в Крестовоздвиженском храме в резной деревянной раке.

В том же Стефановском приделе, у алтаря Предтеченской церкви, находился спуск в подземелье, где были похоронены выдающиеся деятели Церкви и государства. Здесь почивали нетленные мощи свт. Павла (Конюскевича), митрополита Тобольского и Сибирского.

Под полом Великой церкви были погребены останки многих русских князей, гетманов, киевских воевод, митрополитов, епископов и архимандритов. Древний притвор, в котором находилась гробница Константина Острожского, также служил местом погребения. Здесь после прп. Феодосия в древности хоронили князей, затем — представителей литовских фамилий и многих мужей, прославившихся духовными и государственными подвигами, таких как свт. Петр (Могила), архимандриты Иннокентий (Гизель), Елисей (Плетенецкий), Памва Берында и др. В старину их гробницы, имевшие сверху надгробия с эпитафиями, были накрыты покровами с вышитыми на них портретами.

В Иоанно-Богословском приделе у северной стены возле иконостаса находилась чудотворная икона Божией Матери, называемая Игоревской.

В этом же приделе, на южных дверях иконостаса, находилась чтимая икона свт. Николая Чудотворца с частицей мощей. У южной стены Богословского придела, в нише, у иконостаса, в особой раке хранились частицы мощей св. Иоанна Предтечи, свв. пророков, апостолов, святителей, мучеников и других святых — греческих, сербских, молдавских и русских, а также около 80 других святынь.

Архитектура

Великая лаврская церковь была одним из самых крупных по размерам памятников древнерусской архитектуры. Это был шестистолпный крестовокупольный одноверхий храм с тремя нефами, которые с востока завершались апсидами. Столпы имели в разрезе форму креста. Подкупольное пространство очень широкое — больше, чем в Софийском соборе. Пропорции ширины к длине храма (2:3) стали каноническими для других храмов древней Руси. Фасады были украшены плоскими пилястрами с полукруглыми окнами между ними. Во внешнем декоре — орнаменты из кирпича (меандровые фризы). В древности к северу храма примыкала квадратная в плане крестильня.

Внутренняя центральная часть была украшена мозаиками (в том числе — Оранта), на остальных стенах была фресочная роспись. По Киево-Печерскому патерику, одним из авторов мозаик мог быть монах Алипий Печерский. После многочисленных перестроек эти творения искусства не сохранились.

Современная жизнь обители

В 1988 г. во владения Киево-Печерской лавры передали Дальние пещеры. Это произошло в честь празднования тысячелетия крещения Руси. Через два года лавру внесли в список ЮНЕСКО.

Поземные храмы Киево-Печерской лавры

Первым настоятелем отреставрированной обители стал Филарет, а его наместником Ионафан. В период с 1992 по 2014 г. управляющим являлся отец Владимир, который жил на территории самого монастыря. В лавре поместили кафедральный собор, духовную семинарию, а также издательский отдел. В 2000 г. велись работы по восстановлению Успенского собора, взорванного немецкими войсками.

Сегодня в состав монастырского комплекса входят множественные строения различного толка (соборы, колокольни, церкви и бытовые здания).

На заметку! Киево-Печерская лавра поражает нетрадиционной для религиозных мест атмосферой. Приезжие ощущают некую раскованность, которую не найти в обычных храмах. Здесь в глаза бросаются зеленые просторы, щедро политые ярким светом, у подножья монастыря течет сверкающая речка, а купола буквально ослепляют тех, кто взирает на них.

Монастырь привлекает людей, ценящих природные красоты, раскрашенные религиозностью.

Сегодня туристы могут обратить пристальное внимание на самые значимые сооружения церковного комплекса.

  • Успенский собор — главное строение, основанное Феодосием. Это здание возвели за 24 месяца, а через несколько лет сюда приезжали мастера из Константинополя, чтобы украсить стены мозаиками. Сооружение является уникальным произведением церковного искусства и не имеет аналогов. В праздники здесь совершают литургию и проводят основные таинства.
  • Туристам стоит обратить внимание на Трапезную церковь, на месте которой раньше стояла столовая. После многих разрушений строение находится в постоянной реставрации.
  • В середине XVIII столетия построили большую колокольню, высота которой достигает 96 м. Толщина стен нижнего яруса составляет 8 м, а на покрытие купола потребовалось 3 кг золота. Сегодня сооружение открыто для посещения, но находится на стадии восстановления.
  • Самым привлекательным местом для туристов и паломников являются Пещеры, которые обрели мистическую славу. Внутри интересующиеся люди найдут мощи святых, исцеляющие от различных болезней.

Для справки! Карта пещер находится на официальном сайте лавры.

На территории раскинулся парк, прославившийся своими розами, его аллеи ведут к святым источникам. Здесь работают два кафе, где предлагают обширный ассортимент традиционных блюд. Лавра славится гористой местностью, поэтому необходима удобная обувь, одеяние также должно быть соответствующим.

Обитель работает с 6 утра и до окончания литургии (20:00). Вход на территорию церковного комплекса стоит 20 гривен.

Киево-Печерская лавра — великий памятник православного зодчества и молитвенного прошения. Его история начиналась со строительства небольшой пещеры, а развилась в грандиозный комплекс, который поражает умы туристов и привлекает воодушевленных религиозных паломников.

Лавра предлагает большое количество достопримечательностей и дарит атмосферу божественного уюта, произведенного многочисленными благодеяниями здешних святых.

Киево-Печерская Лавра в честь Успения Пресвятой Богородицы

Главный соборный храм Киево-Печерской Лавры, «богосозданный» прообраз всех монастырских храмов Древней Руси, усыпальница киевских князей.

Заложен в 1073 году по инициативе преподобного Феодосия Печерского и построен за три года на деньги князя Святослава Ярославовича. Его возведение было овеяно легендами. Постройку и украшение церкви Киево-Печерский патерик связывает с греческими мастерами, пришедшими в Киев из Константинополя по указанию явившейся им во сне с образом храма Богородицы: «Меру же Я послала — пояс Сына Моего». Активнейшим участником строительства в патерике назван племянник Якуна Слепого, знатный варяг Шимон Африканович, от которого позднее выводили своё происхождение многие русские роды — Вельяминовы, Воронцовы, Аксаковы.

Д. С. Лихачёв связывал с возведением Успенского храма начало распространения на Руси почитания Богородицы:

Образ Успенского храма дважды является в воздухе. Один раз над полем битвы, другой — в бурю; оба раза он служит спасению — по воздуху переносится Шимон, и ветром прибивает к берегу корабль Шимона. «Свыше» даются, кроме зрительного образа, и пропорции, и точные размеры храма. Как и во влахернском чуде, «забота» Богоматери ведет к обращению язычников в православие.

П. А. Раппопорт отмечает, что образ Печерской церкви воспринимался на Руси как своего рода канон храмоздательства: «Освященный традицией и легендой о чудесном построении Успенский собор Печерского монастыря стал как бы эталоном храма, и церковные власти несомненно требовали, чтобы общий типологический принцип построения этого собора неуко­снительно сохранялся».

Храм сильно пострадал от землетрясения в 1230 году, а в 1240 его разграбили монголы хана Батыя. Собор был отремонтирован в 1470 году, однако уже в 1482 вновь разграблен крымскими татарами хана Менгли-Гирея во время набега на Киев. Впоследствии восстановлен, служил усыпальницей литовской и русской шляхты и дворянства. Разрушен при сильном пожаре в 1718 году. Восстановлен в 1729 году, расширен и украшен в стиле украинского барокко. В таком виде собор сохранился до середины XX века.

После революции 1917 года года началось планомерное разграбление и уничтожение православных святынь. На территории Лавры против воли прихожан и духовенства закрывались храмы. С 20- х годов Успенский собор был уже единственным действующим храмом Верхней Лавры, но руки безбожников не дрогнули покуситься на главную святыню народа Божия. 3 ноября 1941 года в сердце Верхней Лавры грянул взрыв. Великая церковь обратилась в руины.

21 ноября 1998 г., в день памяти Архистратига Божия Михаила, Предстоятель Украинской Православной Церкви Митрополит Киевский и всея Украины Владимир положил первый кирпич в основание возрождаемой Великой церкви.

Спустя два года, 24 августа 2000 г. Блаженнейший Владимир освятил величественный храм, восстановленный из руин под руководством народного архитектора Украины Граужиса Олега Александровича (1944-2018 гг.) в том виде, в котором он существовал с XVIII по XX в.

Восстановление Успенского собора не только как архитектурного сооружения, но и как действующего храма, несомненно, имеет величайшее значение и глубокий духовный смысл для всего православного мира.

Киево-Печерская Лавра в честь Успения Пресвятой Богородицы

Изменилась и техника строительства: вместо кладки со скрытым рядом стали использовать равнослойную с выходом всех рядов плинфы на наружную поверхность стены. Именно эта постройка стала образцом для домонгольского храмового зодчества, оказав огромное влияние на принципы и приемы каменного строительства Древней Руси.

С храмом связано множество монастырских преданий о чудесах, которыми было освящено ее создание. Повесть о строительстве церкви была составлена в 1220-х годов монахом монастыря, впоследствии епископом владимирским и суздальским Симоном. Его сочинение послужило основой знаменитого «Киево-Печерского патерика». Согласно сведениям Симона, монастырский собор в честь Успения Богородицы был заложена в 6581 (1073) году, в княжение Святослава, сына Ярослава Мудрого, который дал на строительство тысячу золотых гривен и сам начал копать ров для фундамента церкви. В основание были положены святые мощи, принесенные мастерами-греками.

В «Киево-Печерском патерике» рассказывается, как четырем царьградским «мастерам церковным» в Константинополе, во Влахернском соборе, явилась Богоматерь и повелела им отправиться в далекий Киев к Антонию и Феодосию для строительства храма в честь нее. «Приду же и сама видети церкве и в ней хощу жити». И дала им Царица Небесная многие мощи святых мучеников, чтобы положить их в основание новой церкви, а также святую икону, которая должна была стать «наместной». При выходе из собора каменных дел мастерам была явлена на небе церковь, которую им предстояло строить. А варяг Шимон, по велению Божией Матери, принес в Печерский монастырь венец и золотой пояс Иисуса Христа, ставший мерой «широты и долготы и высоты тоя пречистыа церкви».

Чудесные знамения сопровождали и закладку храма. Когда константинопольские зодчие прибыли в монастырь, они попросили Антония указать место, где нужно возводить собор. Он ответил: «Три дня будем молиться, и Господь обозначит нам». В первую же ночь Он явился Антонию, который попросил у Него: «Господи, если я обрел благодать перед тобой, пусть будет по всей земле роса, а место, которое тебе угодно осветить, пусть будет сухо». На утро по этому указанию свыше и нашли место для закладки. На другую ночь Антоний с молитвой попросил у Господа, чтобы по всей земле было сухо, а на святом месте выпала роса. И это чудо свершилось. На третий день разметили золотым поясом Христовым основание будущего монастырского собора. «И въздвигъ руце на небо Антоний, рече великым гласомь: „Послушай мене, Господи, днесь, послушай мене огнемъ, да разумеють вси, яко ты еси хотяй сему“. И абие спаде огонь съ небесе и пожьже вся древа и терние, и росу полиза, долину створи, яко же ръвомъ подобно. Сущии же съ святыми от страха падоша яко мертвии. И оттуду начатокъ тоя божественыа церкве» (Киево-Печерский патерик / Подг. текста, пер. и ком. Л.Д. Дмитриева // ПЛДР. XII век. — М., 1980. С. 422.). По «Повести временных лет» мы знаем, что церковь действительно была заложена в 1073 году, но не при преподобном Антонии, который почил 7 мая 1073 года, а при Феодосии: «В се же лето основа бысть церквы Печерьская игуменом Феодосьем Святославу Кыеве седящю» (Повесть временных лет / Подготовка текста, перевод, статьи и комментарии Д.С. Лихачева. Под ред. В.П. Адриановой-Перетц. Изд. Второе. — СПб.: Наука, 1996. С. 422.).Строительство продолжалось долгие 16 лет: церковь «Печерская святыя Богородица манастыря Феодосьева» была освящена в лето 6597 (1089).

По письменным источникам можно сделать заключение об одной исключительной особенности Успенского собора: общие размеры храма были заданы заранее и строители были вынуждены выполнить сложную работу по расчету размеров купола. Его диаметр пришлось увеличить для сохранения пропорций всего сооружения. Во время строительства собора большое внимание уделялось тому, что храм должен был служить потребностям монастыря. Внутреннее пространство храма специально приспособлено для монастырского чина литургии. С 1082 до 1089 года греческие мастера расписывали храм фресками и украшали мозаиками. Вместе с ними, по церковной легенде, работали древнерусские иконники — знаменитые Алипий и Григорий, о которых сохранились рассказы в «Киево-Печерском патерике», но упоминания об их участии в оформлении Успенского собора Патерик не содержит.

Главный храм Печерского монастыря — первый в Киевской Руси каменный собор во имя Успения Богородицы. Монастырь и его церковь со временем приобретают огромный авторитет и становятся излюбленным местом паломничества. Не случайно еще у современников строительства храм получил именование «Великой Успенской церкви».

Возможно, именно в Печерской обители сформировалось представление об Успенском храме как святом месте, оберегаемом небесными силами, в первую очередь самой Богоматерью. Со временем идея Божественного заступничества и покровительства монастырю или граду, где стоит Успенский собор, становится крайне распространенной. В древнерусский период кафедральные храмы почти всех новообразованных епархий посвящались Успению Пречистой Девы. Примером тому Успенские соборы во Владимире Волынском, Владимире-на-Клязме, Ростове, Москве, Смоленске и другие.

Печерский собор служил усыпальницей киевских князей, литовской и украинской шляхты, а также церковных деятелей. Существовало широко распространенное поверие, что это место освобождает умерших от мирских грехов и предоставляет душам покой. Здесь похоронены сестра Владимира Мономаха Евпраксия Всеволодовна, митрополит Петр Могила и многие другие.

В 1240 году храм был поврежден монголо-татарскими ордами, в 1482 году — крымскими татарами, а в 1718 году здание сильно пострадало при огромнейшем монастырском пожаре. После восстановления собор значительно увеличился в размерах и потерял первоначальные формы. Его внутреннее и внешнее декоративное оформление было выполнено в стиле украинского барокко. Работы проводили известные украинские строители и живописцы: Степан Ковнир, Иосиф Белинский, Алимпий Галик.

В 1941 году Успенский собор был взорван занимавшими Киев немецкими войсками. К 2000 году здание отстроили заново в барочных формах XVIII столетия.

Успенский собор в Киево-Печерской Лавре

Великая Печерская Церковь, церковь, «небеси подобная» — так называют жемчужину Киево-Печерской Лавры – Успенский собор. Его история окутана легендами и историями о чудесах, он много раз разрушался, но все равно возрождался сквозь столетия, чтобы дойти до нас и покорить своей величественностью.

Успенский Собор в Киево-Печерской Лавре был построен в 1073 году одним из основателей Лавры, Антонием Печерским. Строили храм три года на деньги Святослава Ярославовича. В результате, Успенский собор стал идеалом, образцом, каноном для храмоиздательства. По его подобию создавались дома Божие в различных городах и даже странах, так как он пленял своей красотой, изысканностью, четкостью форм и линий.

Разрушения и возрождения

Как и сама Лавра, собор пережил несколько разрушений за историю своего существования. Так, в 1096 году он пострадал от навалы хана Боняка.

Позже, в 1230 году собор Успения Пресвятой Богородицы пережил землетрясение, через десять лет, в 1240 году – на город напало монголо-татарское иго. В 1470-м ремонтом храма занялся князь Семен Олелькович.

Крымские татары под началом Менгли-Гирея наведались в Киев и ограбили Успенский собор в 1482 году.

В 1718 году случился пожар. В 1729 году Успенский собор в Киеве восстанавливают и украшают заново в стиле украинского барокко. 5 августа этого года обновленный храм торжественно открывают для мирян.

Во время Великой Отечественной Войны Успенский собор был полностью разрушен. Его заминировали и взорвали, как тогда считалось, немецкие оккупанты по приказам Эрика Коха. Перед этим из собора вынесли все ценные вещи, которые нашли. А это – около двух тысяч драгоценностей: иконы и ризы, гробницы и Евангелия в драгоценных окладах, парча и ткани, царские врата и даже литой серебристый престол из алтаря.

Позже у историков будут возникать сомнения, действительно ли Успенский собор взорвали немцы. Еще одной версией станет вероятность участия здесь советских партизан. Однако точного ответа на вопрос, кто разрушил Успенский собор, нет. Остается лишь факт – «небеси подобная церковь» превратилась в руины.

Древние фрески и мозаики, автором которых мог быть мастер XI века Алипий Печерский, кирпичные орнаменты и Оранта – все это не сохранилось.

Только в 1995 году Указом президента Леонида Кучмы Успенский собор взялись отстраивать и возрождать. Спешили, чтобы успеть ко Дню Независимости Украины, 24 августа 2000 года. Приурочили открытие к 950-летию Киево-Печерской Лавры. Собор открыли, освятили и отрыли для посещения.

Чудеса Успенского собора

Это место издавна привлекало как простых мирян, так и князей и царей разных эпох. Собор славился не только своими пышными формами, переливающимися на солнце золотыми куполами и просторностью, но и историями о чудесах, с ним связанных.

Как гласит одна из легенд, строили и расписывали собор греки – мастера из Константинополя. Пришли они в Киев потому, что им приснилась Богородица. Явившись им, сообщила, что хочет возвести себе храм в Киеве, велит взять золота и идти в этот город, начинать работу. Греки так и сделали.

Сам Успенский собор также неоднократно являлся простым смертным в воздухе. Каждый раз – в точных пропорциях и размерах. Так мастера смогли увидеть, что именно им предстоит построить. В других же случаях явление Успенского собора знаменовало спасение.

Еще одно чудо связано с иконой Успения Божьей Матери. Во время пожара в 1718 году в соборе огонь уничтожил все, кроме этой святыни. После этого случая икону обносили вокруг церкви, когда надвигалась опасность. Выносили ее и на большие церковные праздники – чтобы защититься от зла и невзгод.

В Успенском соборе за всю его историю было похоронено около трехсот человек украинского, русского, белорусского родов. Это жена киевского воеводы Яна Вышаты Мария, сестра князя Владимира Мономаха Евпракия, князь Глеб Всеславич и его жена Анастасия, Симеон Олелькович, Петр Могила, Памва Беринда, а также такие княжеские роды, как Сангушки, Ольшанские, Корецкие, Вишневецкие, Полубенские.

Автор: Александра Горчинская
Фото: Виталий Стельмах

Лавра в честь Успения Пресвятой Богородицы Киево-Печерская. Мужской монастырь

Лавра в честь Успения Пресвятой Богородицы Киево-Печерская. Мужской монастырь

Украина, г. Киев, ул. Ивана Мазепы, д. 25.

На месте, где сегодня красуется Успенская Киево-Печерская Лавра, находились дремучие леса. Неподалеку отсюда располагалось село Берестово, летнее местопребывание киевских князей. В сельской церкви во имя апостолов Петра и Павла служил старец Иларион. Склонный к уединенной молитве, на одном из холмов на берегу Днепра старец выкопал пещеру, но по воле Ярослава Мудрого был вынужден оставить место своих подвигов и занял кафедру митрополита. Выбранное старцем место понравилось прибывшему сюда с Афона иноку Антонию. К святому отшельнику отовсюду стали стекаться люди. Так в подземных пещерах в 1051 году образовался монастырь. Сам преподобный Антоний удалился на соседний холм, где теперь находятся ближние пещеры, а над братией поставил игуменом Варлаама. Варлаам устроил под пещерами церковь в честь Успения Божией Матери, но вскоре и церковь и пещеры стали очень тесны. Строительство новой, более обширной, каменной обители, осуществил преподобный Феодосий, поставленный игуменом после Варлаама, на средства, дарованные монастырю Симоном, прибывшим в Киев из Германии в 1027 году. Исполняя обет, данный в час битвы с половцами, Симон подарил обители богатое имение, пожертвовал золотой пояс и венец, снятые им с изображения Распятого Иисуса, некогда сооруженного его отцом и чтимого на его далекой родине. Другим событием стало прибытие из Царьграда четырех искусных греческих зодчих, видевших изображение самой церкви на облаке и, кроме того, получивших от Божией Матери храмовую икону Успения Пресвятой Богородицы и святые мощи семи мучеников.

Храм заложен в 1073 году епископом юрьевским Михаилом при участии великого князя Святослава Ярославовича. Строительство храма закончено в 1089 году. Тогда же церковь освящена митрополитом Иоанном. В 1078 году еще не окрепшая обитель перенесла нападение половцев. Православные святыни были разграблены и поруганы. Но уже в 1108 году при игумене Феоктисте монастырь был восстановлен, и, более того, в нем появились новые постройки: каменная трапеза вместе с церковью по повелению и на средства князя Глеба Всеславича. В 1151 году монастырь был разграблен торками, а в 1169 году, при взятии Киева войском великого князя Андрея Боголюбского, он был вопреки приказанию самого князя зажжен его союзниками, берендеями. В 1205 году при новом опустошении Киева Рюриком Ростиславичем и половцами Киево-Печерская обитель была вновь разграблена. Но самое ужасное разорение лавры произошло в 1240 году, когда полчища Батыя взяли Киев и овладели всей южнорусской землей. Монастырь обезлюдел окончательно. Большая часть иноков была избита, часть уведена в плен, а оставшиеся в живых разбежались по лесам, и только изредка, тайком, могли пробираться в полуразрушенный храм и справлять Божественную Литургию на останках престола Великой церкви. Хотя бедствия от нашествия татар повторялись в Киеве не раз еще и в последующие три века, как, например, в 1300 году, в 1399 году, в 1482 году, обитель вновь возрождалась и продолжала дело своего благоустройства.

Попытка униатов овладеть монастырем кончилась безуспешно в 1598 году. Более счастливые времена для обители начались с присоединением Малороссии к России, но пожар 1718 года опять разорил ее, уничтожив древние грамоты, сокровища и библиотеку. Благодаря Петру Великому, монастырь вскоре был восстановлен, а в 1786 году утвержден в степени лавры.

Уже при преподобном Феодосии в обители возник кружок любителей просвещения, во главе которого стоял сам преподобный. Они собирали книги, читали их, переписывали и переплетали. Летописец Нестор свидетельствует, что сам Феодосий нередко прял нитки для переплета книг. О другом иноке Григории известно, что он ничего не имел у себя, кроме книг, и ворвавшиеся однажды в его келью воры ничего не нашли и вынуждены были уйти ни с чем. Среди духовных писателей домонгольского периода прежде всего известны проповедники преподобный Феодосий и Кирилл Туровский. Известны и представители исторической письменности. Первое место среди них по праву занимает Нестор, составитель жития Феодосия, жития Бориса и Глеба и известной летописи «Повесть временных лет», в которой повествует об истоках возникновения Руси, Киева, о том, как крестился святой Владимир с подданными и о других событиях до 1111 года, рассматривая все события с религиозной точки зрения. Другие памятники исторической литературы принадлежат Иакову Черноризцу, описавшему мученическую кончину Бориса и Глеба, и Поликарпу и Симону, епископу владимирскому, написавшим жития многих печерских угодников.

В обитель ведут двое ворот: святые и экономические. Перед святыми воротами расположена Великая церковь, освященная в честь Успения Богоматери. Она построена в XI в. и возобновлена в XVIII в. У южной стены главного иконостаса покоились в кованой серебряной гробнице глава святого равноапостольного князя Владимира и под спудом мощи преподобного Феодосия Печерского, а у северной стены иконостаса мощи святого Михаила, киевского митрополита. Над царскими вратами главного алтаря Великой церкви находилась древняя чудотворная икона Успения Богоматери – главная святыня лавры. В приделе во имя святого Иоанна Богослова у северной стены помещалась Игоревская местночтимая икона Божией Матери.

На хорах Великой церкви хранилась библиотека, высочайшие грамоты, рескрипты и разные старинные документы, священные предметы: Евангелия, напрестольные и ручные кресты, потиры, дарохранительницы, панагии, наперсные кресты, митры, палицы и облачения.

У входа в братскую трапезу погребены Василий Кочубей и Иван Искра, казненные гетманом Мазепой за их донос на него Петру Великому.

Над лаврой возвышается каменная четырехэтажная колокольня, построенная в 1745 году и обновленная в 1825 году.

Киево-Печерская лавра имела свою типографию, основанную около 1616 года печерским архимандритом Елисеем Плетенецким, иконописную мастерскую, книжный магазин для продажи лаврских изданий, гостиницу для богомольцев, лечебницу на 80 кроватей с храмом в честь иконы Богоматери «Всех скорбящих Радость», свой свечной завод и трапезную для бедных стариков, основанную графиней Анной Алексеевной Орловой-Чесменской.

К 1930 году монастырь был полностью ликвидирован. Лавра стала музеем-заповедником. Огромный ущерб монастырю нанесла Великая Отечественная война. В 1942 году фашисты разрешили возобновить деятельность монастыря на нижней территории Киево-Печерского заповедника. Заигрывая с церковью, оккупанты, однако, не упускали из виду одну из главных своих целей: разграбить и уничтожить культурное, в том числе духовное наследие народа. Фашисты днем и ночью вывозили на машинах ценности уникального музея. Они даже украли документы из архивов Киевских митрополитов. 3 ноября 1941 года в два часа дня фашисты взорвали жемчужину зодчества Украины – Успенский собор.

В 1961 году действующий монастырь, возобновленный на территории Нижней лавры в годы Великой Отечественной войны, был упразднен, а его насельники изгнаны. В 1960–1970 годах проводились восстановительные и ремонтно-реставрационные работы. В 1970 году реставраторы завершили работы в церкви Рождества Богородицы, в 1972 году отремонтировали предпещерную галерею, а в 1975 году – галерею от Ближних к Дальним пещерам. В 1980 году была завершена реставрация фасадов Большой Лаврской колокольни и колокольни на Ближних пещерах, церкви Спаса на Берестове, а в течение последующих двух лет – Ковнировской колокольни, Никольской церкви, живописи Троицкой надвратной церкви, фасадов Трапезной церкви и палаты и др.

В июне 1988 года в связи с празднованием 1000-летия крещения Руси новосозданной Печерской общине передана территория Ближних пещер.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Свято-Успенская Киево-Печерская Лавра

Монастыри Киева

Адрес: г. Киев, 01015 ул. Январского Восстания, 25.

Проезд: от станции метро «Арсенальная» — троллейбус 20 до остановки «Музей Великой Отечественной войны», «Киево-Печерский заповедник»; станции метро «Днепр».

Престольные праздники: Успение Божией Матери (праздненство 15 / 28 августа), прп. Антония Печерского (память 10 / 23 июля), прп. Феодосия Печерского (память 3/16 мая и 14/27 августа); Собор прпп. Ближних Пещер (память 28 сентября /11 октября), Собор прпп. Дальних Пещер (память 28 августа/ 10 сентября), Собор всех прпп. отцев Киево-Печерских (память в Неделю 2-ю Великого поста).

Особо чтимые праздники — дни памяти каждого из прпп. Киево-Печерских, а также сщмч. Владимира, Митр. Киевского (25 января / 7 февраля и 14/27 июня).

Лаврские храмы: Успенский собор.

Кафедральный собор (в бывшем трапезном храме прпп. Антония и Феодосия Печерских).

Крестовоздвиженский храм (на Ближних Пещерах).

Храм Рождества Богородицы и храм Зачатия прав. Анны (на Дальних Пещерах).

3 пещерных храма Дальних Пещер: Рождества Христова, Благовещения Пресвятой Богородицы и прп. Феодосия Печерского.

«Теплый» храм во имя всех прпп. отцев Киево-Печерских.

Свято-Троицкий храм (над Святыми вратами; богослужения проходят 1 раз в году — в день престольного праздника).

Храм Всех Святых (над Экономическими вратами; богослужения проходят 1 раз в году — в день престольного праздника).

История. Свято-Успенская Киево-Печерская Лавра занимает первое место среди всех обителей нашей Родины: отсюда истинное благочестие распространилось по всей Святой Руси.

Лавра возникла как удаленный от города пещерный монастырь. Первую пещеру ископал себе священник великокняжеского села Берестово Иларион.

После избрания его митрополитом Киевским (1051 г.) в этой пещере поселился отец русского иночества прп. Антоний Печерский.

Вскоре рядом с ним стали селиться искатели иноческого жития, ископавшие подземные храм и келлии (современное название этих пещер — Феодосиевы, или Дальние Пещеры).

Утвердив первым игуменом обители прп. Варлаама (ум. 1065; память 19 ноября / 2 декабря), прп. Антоний удалился в другую пещеру, ископанную им собственноручно (теперь это — Антониевы, или Ближние Пещеры). Около 1055 — 1056 гг. был принят в братство прп. Феодосии Печерский.

Когда Великий Князь Изяслав Ярославич (во Св. Крещении — Димитрий) основал Михайловский Златоверхий монастырь и взял туда настоятелем прп. Варлаама, пещерная братия по благословению прп. Антония избрала своим игуменом прп. Феодосия.

При нем число иноков возросло до 100, над Дальними Пещерами выстроили деревянный наземный монастырь. В 1073 г. на соседнем холме началось возведение обширного наземного монастыря (ныне — т.н. Верхняя Лавра.)

Строительство началось с закладки каменного Успенского собора — Великой Лаврской церкви. Вскоре почили прп. Антоний (ум. 1073; память 10 / 23 июля; мощи почивают под спудом в Ближних Пещерах) и прп. Феодосии (ум. 1074; память 3/16 мая; 14 / 27 августа воспоминается обретение и перенесение его мощей (1091 г.) в Великую церковь).

Строился и расписывался собор со многими чудесными знамениями при игуменах прп. Стефане (ум. 1094; память 27 апреля / 10 мая) и прп. Никоне (ум. 1088; память 23 марта / 5 апреля) греческими мастерами; среди их учеников — прп. Алипий иконописец (ум. ок. 1114; память 17/30 августа). 14 августа 1089 г. Успенский собор был освящен.

Обитель продолжала развиваться и укрепляться. После 1106 г. лаврский постриженник прп. Никола Святоша (в миру — Святослав Давидович, сын черниговского князя; (ум. 1143; память 14 / 27 октября) на свои средства построил Свято-Троицкий храм над Святыми вратами Лавры и устроил при нем больничный монастырь.

Благодаря своему исключительному положению среди русских обителей, Киево-Печерский монастырь уже в это время стал независимым от Митрополита Киевского и стал ставропигией Патриарха Константинопольского (т.е. в его непосредственном ведении). Настоятели получили звание архимандритов, а обитель стала называться Лаврой (греческое слово «лавра» означает застроенный квартал или церковный приход; на Востоке, а затем и на Руси, лаврами называли известнейшие и крупнейшие обители).

Лавру неоднократно разоряли при неприятельских нашествиях. В 1096 г. обитель пострадала от половцев, в 1240 г. — от Батыя, в 1482 г. — от татарского хана Менгли-Гирея. Пережила обитель несколько опустошительных пожаров.

В 1718 г. огонь повредил все храмы и здания (кроме надвратного Свято-Троицкого), библиотеку и архив. Невзирая на различные исторические потрясения, Лавра оставалась общерусской святыней. После того, как Южная Русь (Украина) была подчинена Польше, Лавра стала оплотом Православия в борьбе с католицизмом и унией. После воссоединения Руси Южной и Северной (Россия), Лавра становится ставропигией Московского Патриарха (1688 г.).

В 1786 г. Лавра перешла в непосредственное управление Митрополита Киевского и переведена на положение первоклассного монастыря. Большая часть лаврских имений была отобрана в казну. Но при благочестивом усердии Государей и народа к ее святыням, обитель имела возможность поддерживать свое прежнее благолепие.

Главный престол Великой Лаврской церкви — в честь Успения Божией Матери. Пять приделов — в честьПреображения Господня, во имя Апостола Андрея Первозванного, Апостола Стефана, Апостола Иоанна Богослова и Иоанна Предтечи.

Величайшая святыня Лавры — чудотворная икона Успения Божией Матери, находившаяся над Царскими вратами. Эта икона была вручена Самой Пресвятой Богородицей в 1073 г. во Влахернском храме Константинополя греческим мастерам-зодчим лаврского Успенского собора (в иконе первоначально находились мощи 7 мучеников, положенные затем храмоздателями в основание Великой Лаврской церкви). Ныне местопребывание иконы неизвестно.

25 января 1918 г. в Лавре принял мученическую кончину от рук безбожников первый российский новомученик — Митрополит Киевский сщмч. Владимир (Богоявленский; память 25 января / 7 февраля). В 1920-е гг. монастырь упразднили.

С 1942 г. обитель действовала, но в 1961 г. снова была закрыта.

В 1988 г. монастырю были возвращены Дальние Пещеры, а в 1989 г. — и Ближние Пещеры (территория Верхней Лавры остается в ведении музея-заповедника).

В 1989 г. в Лавре открылась Духовная Семинария (ныне — Киевская Духовная Академия и Семинария).

С 1992 г. в Лавре располагаются кафедральный собор (в бывшем трапезном храме прпп. Антония и Феодосия Печерских) и резиденция Предстоятеля Украинской Православной Церкви — Митрополита Киевского и всея Украины. 8/21 ноября 1998 г. началось восстановление Успенского собора (взорван 3 ноября 1941 г.). 11 / 24 августа 2000 г. собор был освящен архиерейским чином.

Мощи прпп. отцев Киево-Печерских.

Мощи сщмч. Владимира, Митр. Киевского, свт. Павла, Митр. Тобольского, свт. Филарета (Амфитеатрова), Митр. Киевского (в схиме — Феодосия).

Частица мощей Апостола Стефана.

Частицы мощей многих святых.

Священноархимандрит — Митрополит Киевский и всея Украины Владимир (Сабодан).

Наместник — Епископ Вышгородский Павел (Лебедь).

Вечернее — 16.30 (Крестовоздвиженский храм), в субботу — 16.30 (Крестовоздвиженский храм) и 17.00 (Трапезный храм).

На вечернем богослужении — Акафист Божией Матери «Радуйся, Невесто Неневестная» (по пятницам).

Понедельник, четверг и пятница: Полунощница — 6.00 (Крестовоздвиженский храм), по окончании — ранняя Литургия (по седмицам попеременно в пещерных храмах Ближних и Дальних Пещер). Поздняя Литургия — 9.00 (Крестовоздвиженский храм).

Среда: 7.00 — Полунощница, служба с Акафистом Успению Божией Матери и Литургия (Крестовоздвиженский храм; зимой — Трапезный храм).

Суббота: 6.00 — Полунощница и ранняя Литургия (Аннозачатьевский храм).

Воскресенье: Полунощница и ранняя Литургия — 6.00 (Крестовоздвиженский храм); вторая Литургия — 8.00 (храм иконы Божией Матери «Живоносный Источник»); поздняя Литургия — 9.00 (Трапезный храм).

Молебны ежедневные: 8.30 (с одеванием «шапочки» прп. Марка Гробокопателя — в Аннозачатьевском храме; кроме воскресных и праздничных дней) и 13.00 (в Дальних Пещерах).

Успенский собор Киево-Печерской лавры

Собор Успения Пресвятой Богородицы (в обиходе «Великая церковь») — главный соборный храм Киево-Печерской лавры, «богосозданный» прообраз всех монастырских храмов Древней Руси, усыпальница киевских князей.

История создания

Заложен в 1073 году по инициативе Феодосия Печерского и построен за три года на деньги князя Святослава Ярославовича. Его возведение было овеяно легендами. Постройку и украшение церкви Киево-Печерский патерик связывает с греческими мастерами, пришедшими в Киев из Константинополя по указанию явившейся им во сне с образом храма Богородицы: «Меру же Я послала — пояс Сына Моего». Активнейшим участником строительства в патерике назван племянник Якуна Слепого, знатный варяг Шимон Африканович, от которого позднее выводили своё происхождение многие русские роды — Вельяминовы, Воронцовы, Аксаковы.

Д. С. Лихачёв связывал с возведением Успенского храма начало распространения на Руси почитания Богородицы:

Образ Успенского храма дважды является в воздухе. Один раз над полем битвы, другой — в бурю; оба раза он служит спасению — по воздуху переносится Шимон, и ветром прибивает к берегу корабль Шимона. «Свыше» даются, кроме зрительного образа, и пропорции, и точные размеры храма. Как и во влахернском чуде, «забота» Богоматери ведет к обращению язычников в православие.

П. А. Раппопорт отмечает, что образ Печерской церкви воспринимался на Руси как своего рода канон храмоздательства: «Освященный традицией и легендой о чудесном построении Успенский собор Печерского монастыря стал как бы эталоном храма, и церковные власти несомненно требовали, чтобы общий типологический принцип построения этого собора неуко­снительно сохранялся».

Храм сильно пострадал от землетрясения в 1230 году, а в 1240 его разграбили монголы хана Батыя. Собор был отремонтирован в 1470 году, однако уже в 1482 вновь разграблен крымскими татарами хана Менгли-Гирея во время набега на Киев. Впоследствии восстановлен, служил усыпальницей литовской и русской шляхты. Разрушен при сильном пожаре в 1718 году. Восстановлен в 1729 году, расширен и украшен в стиле украинского барокко.

Разрушение

Во время Великой Отечественной войны собор был разрушен взрывом 3 ноября 1941 года. Согласно материалам Нюрнбергского процесса, взрыв совершили немецкие оккупационные войска. Перед разрушением храма под руководством рейхскомиссара Эриха Коха был осуществлён массовый вывоз ценностей храма, среди них литой серебряный престол из алтаря, серебряные царские врата, серебряные ризы, снятые с икон, серебряные гробницы, Евангелия в драгоценных окладах, собрание тканей и парчи, а также около 2 тысяч драгоценных предметов. В те же дни теряется след древней иконы Печерской Богоматери, давшей название всей Киево-Печерской лавре. Согласно данной версии, подрыв Успенского собора был произведён в целях сокрытия следов его разграбления.

Существует версия об авторстве советских диверсантов, основанная на аргументе, что для немцев, стремившихся привлечь на свою сторону украинское население, уничтожение храма не имело смысла, так как они, наоборот, санкционировали возрождение монашенской жизни в обители[нет в источнике]. В настоящее время туристов заверяют, что храм взорвали проникшие в город советские партизаны. Вероятной целью взрыва называется покушение на посещавшего Лавру с визитом словацкого президента Тисо, который покинул храм на два часа раньше, чем рассчитывали диверсанты[неавторитетный источник?].

Правдоподобность этой версии в значительной степени страдает от того факта, что взрыв собора был зафиксирован немцами на киноплёнку и попал в официальную кинохронику. В середине 1990-х её кадры были найдены в частном собрании в Оберхаузене и присланы в Киев при содействии доктора Вольфганга Айхведе (Еісhwedе), директора Fоrsсhungеsstеllе Osteuroра Бременского университета, занимавшегося проблемами реституции. Таким образом, немецкие власти заранее знали о времени взрыва и дали возможность своему оператору выбрать безопасную точку для эффектной съёмки. В пользу немецкой подрывой акции говорят не только технические ограничения советских радиомин, но и секретный приказ Гитлера командованию полиции и СС от 9 октября:

Никакие священники, монахи или другие местные люди, которые обычно работают там, не имеют права входить в монастырь, который содержится в цитадели Киева. Монастырь ни в коем случае не должен быть местом труда или религиозной деятельности. Должен быть передан полиции и СС, а затем уничтожен или оставлен на их усмотрение.

Известно также про высказывания высокопоставленных нацистских чинов о том, что отсутствие данной святыни ослабит национальное сознание украинцев, а также о целесообразности воспрепятствования тому, «…чтобы древние места религиозного культа становились местами паломничества и, следовательно, центрами движения за автономию». Согласно открывшимся в последнее время архивным документам и мемуарам, сами немцы признавали свою причастность к уничтожению Успенского собора. Об этом свидетельствуют воспоминания и признания ряда нацистских руководителей и военных: министра вооружений Альберта Шпеера, начальника группы религиозной политики министерства оккупированных восточных территорий Карла Розенфельдера, офицера вермахта Фридриха Хейера, имевшего сан евангелического священника, обергруппенфюрера СС Фридриха Еккельна, непосредственно руководившего подрывом храма.

Восстановление

После освобождения Киева храм был оставлен в руинах как свидетельство преступлений нацистов. Не были осуществлены планы воссоздать его в первоначальных средневековых формах к празднованию 1000-летия крещения Руси. Только 9 декабря 1995 года Президентом Украины Л. Кучмой издан Указ о восстановлении Успенского собора. Храм был воссоздан в большой спешке, практически за два года, без серьёзной научной подготовки, с использованием современных материалов. Перед строителями стояла задача успеть к 950-летию лавры. Освятили его 24 августа 2000 года. Изначально собор не был расписан, работы по росписи храма начались в 2013 году и на данный момент еще не завершены.

Архитектура

Великая лаврская церковь была одним из самых крупных по размерам памятников древнерусской архитектуры. Это был шестистолпный крестовокупольный одноверхий храм с тремя нефами, которые с востока завершались апсидами. Столпы имели в разрезе форму креста. Подкупольное пространство очень широкое — больше, чем в Софийском соборе. Пропорции ширины к длине храма (2:3) стали каноническими для других храмов древней Руси. Фасады были украшены плоскими пилястрами с полукруглыми окнами между ними. Во внешнем декоре — орнаменты из кирпича (меандровые фризы). В древности к северу храма примыкала квадратная в плане крещальня.

Внутренняя центральная часть была украшена мозаиками (в том числе — Оранта), на остальных стенах была фресочная роспись. По Киево-Печерскому патерику, одним из авторов мозаик мог быть монах Алипий Печерский. После многочисленных перестроек эти творения искусства не сохранились.

Описание иконы Печерской Божией Матери и храм в ее честь

Чудодейственная икона Божией Матери Печерская известна во всем мире. Она знаменита благодаря многочисленным историям, повествующим об удивительных фактах, когда люди были успешно исцелены. Описанию этой иконы и храма, воздвигнутого в ее честь, посвящается данная статья.

Икона Божией Матери Печерская – это святой образ, к которому обращаются православные христиане в надежде получить поддержку в жизненных ситуациях. Божья Матерь заступится перед нами, обратившись к Господу. Искренность святой молитвы будет услышана, так как ее произносит Дева Мария.

Как создавался образ?

Лик Божией Матери (Печерской) на Свенской иконе считается одной из древнейших икон, которая дошла до нашего поколения. Она была создана в стенах Лавры силами преподобного Алипия — иеромонаха, который жил в обители Печерской Лавры. Лучшие мастера из Византии, которые расписывали Великую Успенскую церковь, обучали его искусству иконописи. Так зародилась русская школа написания икон.

На сегодняшний день местонахождением мощей преподобного Алипия и художников–иконописцев из Греции, которые стали его учителями, являются Ближние пещеры Лавры.

Описание полотна

На Печерской иконе Божией Матери запечатлена Богородица, которая восседает на троне и держит младенца Иисуса. Мария осеняет благословением находящихся у трона преподобных отцов — Антония и Феодосия. На Антонии схимнический куколь с острым верхом.

У преподобных отцов в руках находятся свертки с духовными поучениями У Антония написаны следующие слова:

Молю вас, чада: держимся воздержания и не ленимся, ибо имеем о сем Господа помощником.

Прочитать текст надписи, которая находится на свитке Феодосия, трудно, так как буквы практически невозможно различить. Свиток раскрыт и свисает вниз, прикрывая трон. Считается, что имел место факт изменения текста на этом свитке.

По типу изображения исследователи-иконографы считают икону Божией Матери Печерскую Панахрантой (Всемилостивой). Торжественность и строгость данного типа иконографии характерна для таких видов монументалистики, как мозаика и фреска.

Для создания иконы использована цельная доска из липовой древесной породы. Размеры полотна — 42 х 67 см. По мнению исследователей, предпосылкой к написанию иконы стали события, которые произошли во Влахернском храме. Тогда зодчие получили благословение Богородицы, которая вручила им икону Божией Матери «Успение» Псково–Печерскую и благословила в поход на Киев.

Судьба иконы

В период, когда местонахождением иконы была Киево-Печерская лавра, зафиксировано много случаев чудодейственного проявления ее силы. В конце XIII века Черниговскому князю Роману Михайловичу захотелось перевезти священное полотно в здание Брянского Успенского мужского монастыря. Там она находилась до конца ХХ века. Так как близ монастыря протекает река Свена, то и священное здание стали называть Свенским. И икону также принято стало именовать Свенской.

Чудесные проявления светлой силы

В истории известен факт, когда святой образ помог исцелить слепоту князя Романа Михайловича. Ему сообщили, что в стенах Лавры находится икона Богородицы, и князь приказал доставить ему это полотно. Гонцы и монахи, сопровождавшие икону к князю, заметили ее исчезновение. Поиски святого лика привели людей на берег реки Свены, где икона расположилась меж ветвей дубового дерева. Узнав о чуде, князь прибыл на это место и пообещал Богородице соорудить здесь храм, если она возвратит Роману зрение.

«О, Пречудная, Пресвятая Владычице Богородице, Мати Христа Бога нашего! Услыши глас молитвы моей и дай мне, Госпоже, прозреть очами и увидеть свет и Твой чудотворный образ. Все, что я увижу с места сего во все четыре стороны, я отдам дому Твоему. Я созижду храм и обитель на этом месте, которое Ты возлюбила».

После прозрения князь выполнил данное Богородице обещание и на указанном ею месте соорудил храм в честь иконы, а позднее и стены мужского монастыря.

Существует как подлинник иконы, так и ее рукописная копия. Она была сделана в то время, когда святой лик явился перед князем Романом. Копия имела такой текст надписи:

Окладывана в лето 6796 (1288) благоверным князем великим Романом Михайловичем и благоверною княгинею Анастасией, месяца септембрия в 26 день, на память Иоанна Богослова

Вторая копия иконы находится в Успенском соборе Киево-Печерской лавры у алтаря. Так как святой лик высоко почитается православными христианами, он имеет множество копий.

Местом хранения чудотворного образа сегодня является Третьяковская галерея в Москве. Расположением самой древней иконы до закрытия стали Дальние пещеры Лавры. После восстановления Лавры икона заняла место у алтаря, где находятся все преподобные Печерские святые. Здесь ее можно увидеть и в наши дни.

Днем празднования иконы считается 16 мая.

Акафист Печерской иконе Божией Матери

Избранней от всех родов Пресвятей Деве Марии Богородице, яко воистину плотию рождшей Иисуса Христа, Спаса и Бога нашего, Владычице всея Вселенныя, избравшей вторым земным жребием страну нашу Российскую и обители иноческие чудотворными иконами прославившей, похвальное приносим пение; Ты же, о Всечестная наша Мати и Заступница, храни обитель Твою и спаси всех нас от враг видимых и невидимых да зовем Ти:Радуйся, Пресвятая Богородице Дево, Свенская Похвало и наше присное утешение.

Ангел Хранитель внуши князю Роману, егда той бысть во граде Брянске, вспомянути о чудесех от иконы Твоея, Владычице, во обители Печерстей бывших, да испросит иноков Печерских отпустити икону чудотворную, писанную преподобным Алипием, исцеления ради слепоты своея и возопи Ти тако:Радуйся, Всечестная наша Мати;Радуйся, дивная наша Заступнице;Радуйся, Надеждо нашего спасения;Радуйся, града Брянска Хранительнице;Радуйся, живущих в нем христиан Покровительнице;Радуйся, надеющихся на Тя, Руководительнице;Радуйся, Пресвятая Богородице Дево, Свенская Похвало и наше присное утешение.

Первым храмом Печерской иконы Божией Матери считается церковь, которую построил князь Роман Михайлович в благодарность за свое прозрение. Современная постройка в виде часовни украшает и Киевский вокзал в столице России. Храм называют Печерской церковью.

Датой основания священного здания считается 2002 год. Это действующий православный храм РПЦ, куда христиане приходят за молитвой и утешением.

Подведем итоги

Священное полотно иконы Божией Матери Печерской — одна из самых древних памяток, которые дошли до нашего времени. Над его созданием трудился иеромонах Алипий. Существуют версии и нерукотворного происхождения первого варианта этого священного образа. Считается, что он появился на пещерных стенах без помощи людей, и это явление стало поводом для написания иконы.

История о прозрении князя Романа стала предпосылкой для создания храма и мужского монастыря в честь Пресвятой Богородицы. Копии полотна широко распространены сегодня, так как икона имеет большую силу помощи и исцеления. Первые рукописные копии полотна появились практически сразу после ее создания. Через иконы святые помогают христианам определиться на сложном жизненном пути и не свернуть в сторону искушений.

Киево-Печерская Лавра — центр христианства на Украине

Адрес: Украина, г. Киев
Дата основания: 1051 год
Основные достопримечательности: Успенский собор, Церковь Рождества Пресвятой Богородицы, Храм иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость», Церковь Всех Святых, Крестовоздвиженский храм, Теплый храм в честь всех преподобных отцов Печерских, Храм в честь иконы Божией Матери «Живоносный источник», Трапезная церковь, Ближние пещеры, Дальние пещеры
Координаты: 50°26’06.3″N 30°33’24.0″E

Киево-Печерская Лавра является центром христианства и святыней для верующего народа. Это место обладает многовековой историей, славится своими храмами, красивейшими местами.

Сегодня ансамбль Киево-Печерской Лавры составляют более ста каменных сооружений, около двадцати церквей и более 40 архитектурных памятников.

Вид на верхнюю Лавру

История Киево-Печерской Лавры

На правом берегу Днепра красуется издалека непревзойдённая Киево-Печерская Лавра, в Печерском районе города Киева, который является древнейшим районом столицы. Название района связано с тем, что здесь когда-то проживали в пещерах (укр. — «печера») первые монахи. Основан монастырь, согласно историческим данным, в XI веке. А вот название «лавра» Печерский монастырь получил в XII веке.

Монастырь, примерно ко второй половине XI века становится самым большим архитектурным центром в Киевской Руси. Здесь располагались плиточные, мозаичные мастерские. Спустя 100 лет, а именно в конце XII века вокруг Киево-Печерской Лавры были возведены оборонительные валы и фортификационные валы с башнями и бойницами.

Общий вид на Лавру

В этот же период, на территории монастыря строится Троицкая надвратная церковь, являющаяся одним из 6 памятников княжеских времен, сохранившаяся до наших дней. Киево-Печерская Лавра пережила татаро-монгольские нашествия, годы Второй Мировой войны, а так же сложнейшие периоды литовского и польского правления. Однако, несмотря на разрушения и повреждения, монастырь выдержал и сегодня представляет собой историко-культурный заповедник площадью 28 гектаров, где хранятся мощи более чем 400 святых. Среди святых много знаменитых зодчих, врачей, писателей, художников Киевской Руси. Так, например, здесь хранятся мощи Нестора-летописца – историографа, автора «Повести прошлых лет». Это единственное место в мире, где хранится так много святынь.

Собор Успения Пресвятой Богородицы

Церкви и храмы Киево-Печерской Лавры

Огромное историческое значение имеет Национальный заповедник Киево-Печерской Лавры, где расположено около двадцати церквей, разного размера и возраста, отличающихся интерьерами и стилями. Самыми знаменитыми являются Троицкая церковь, Успенский собор, который украшает Соборную площадь, Трапезная церковь. Также вызывает интерес главная Лаврская колокольня, откуда, как на ладони, виден весь Киев. Троицкая надбрамная церковь располагается над входом в святую Лавру. Существует поверье, что для очищения от грехов, необходимо два раза пройти через врата церкви. Построена церковь была в начале двенадцатого века. Несмотря на то, что церковь небольшого размера, на ее стенах находятся 120 сюжетных библейских композиций.

Трапезная церковь преподобных Антония и Феодосия

Архитектура церкви представлена многопрофильными карнизами, и пилястрами, керамическими розетками. И, конечно, восхищает красивый синий купол церкви с золотыми звездами. На главной соборной площади Киево-Печерской Лавры возвышается Успенский собор, строительство которого датируется XI веком. Конечно, в тот период выглядел он совсем не так, как сегодня. Тогда это было прямоугольное одноэтажное здание с одним куполом. Московский архитектор Васильев, после пожара в 18 веке, объединил под одной крышей все постройки собора. Храм становится квадратным, двухэтажным зданием с семью позолоченными куполами. В Успенском соборе находятся до трёхсот захоронений церковных и известных исторических деятелей.

Троицкая надвратная церковь

Успенский собор являлся центром всей великой архитектурной композиции Лавры, однако, в начале ноября 1941 года при посещении Лавры германскими генералами и президентом Словакии Йозефом Тисо, храм был взорван и собор был разрушен. В ноябре 1998 года на основании имеющихся архивных данных началась его реконструкция, на средства собранные жителями города Киев, завершившаяся в 2000 году. Таким образом, сегодня Успенский собор повторяет точную копию собора XI века.

Этот собор славится алтарём, с совершенно чудесным иконостасом, длиной в 25 метров и высотой в 22,5 метра. Здесь находятся несколько всемирно известных храмовых икон, а именно – иконы Богородицы, Иисуса Христа, Успение Пресвятой Богородицы. Всего около 69 икон.

Большая Лаврская колокольня

На Соборной площади находятся также и другие очень интересные постройки. Здесь расположена резиденция митрополитов, которые жили тут до 1918 года и Благовещенская церковь. Сейчас в здании резиденции расположен музей, посвящённый украинскому декоративно-прикладному искусству.

Рядом с покоями митрополитов находится небольшой корпус, состоящий из 2-х этажей. Раньше на этом месте была трапезная, построенная в конце 19 века в стиле эклиптика. Неподалёку от трапезной была построена Трапезная церковь, которая сегодня является не только музеем, но и действующей церковью. Эта церковь считается одной из самых поздних построек и представляет собой большое помещение в форме восьмигранника. В храме находится очень красивый иконостас из мрамора и икона Антония Феодосия Печерского.

Церковь Всех Святых

Другим уникальным местом национального заповедника считается главная Лаврская колокольня, строительство которой длилось с 1731 до 1745 годы. Высота колокольни около 96 метров, глубина гранитного фундамента – приблизительно восемь метров, толщина стен — семь метров, а диаметр около 29 метров. Колокольня состоит из четырёх ярусов, оформленных по-своему. Огромный купол колокольни имеет площадь более пятисот квадратных метров, и завершает постройку крест, высота которого четыре с половиной метра. На четвёртом ярусе колокольни в декабре 1903 года были установлены часы-куранты, вес которых составляет 4,5 тонны. Во втором ярусе находилась публичная библиотека. Колокольня в своё время была самой высокой постройкой города Киева. Отсюда действительно можно наслаждаться видом части города город, расположенного на левом берегу и, конечно, всю Лавру.

Церковь Спаса на Берестове

Пещеры Киево-Печерской Лавры

Уникальным явлением заповедника считаются, созданные человеком пещеры: Ближние и Дальние. Это главная достопримечательность, где покоятся мощи лаврских святых. Перед входом в пещеры находится Крестовоздвиженская церковь, которая до наших дней сохранила свой первоначальный облик. В пещерах Киево-Печерской Лавры сохранились шесть маленьких подземных церквей. Общая длина пещер, подземных лабиринтов больше 500 м, высота – два метра, ширина более одного метра, а глубина, на которой они находятся от пяти до двадцати метров. В восемнадцатом веке пещеры были укреплены от обвалов и были расписаны. Здесь стоят иконостасы, сделанные из позолоченной меди, в гробницах хранятся святые мощи.

В Ближних пещерах в 1073 году был погребён преподобный Антоний, а в Дальних пещерах в 1074 году – преподобный Феодосий. Это было первое погребение, поэтому ближние пещеры всем известны под названием Антониевые, а Дальние – Феодосиевые.

В 1990 году в список Всемирного наследия ЮНЕСКО была внесена Киево-Печерская Лавра. Чтобы ознакомиться со всеми достопримечательностями Лавры, нужно не спеша шаг за шагом изучать все , ведь каждое её здание – это уникальное строение. Киево-Печерская Лавра выдержала и противостояла всем натискам врагов, и в любые времена эта святыня поддерживала и помогала простым и сильно верующим людям. Паломники сюда приходят из разных стран. За время существования этого монастыря на его территории побывало более сорока миллионов туристов со всех концов света.

Ссылка на основную публикацию