Кирилло-Белозерский мужской монастырь в Кириллове, Вологодская область

Кирилло-Белозерский монастырь

  • Кирилло-Белозерский монастырь – один из крупнейших монастырей России, в XV–XVII веках – центр духовной жизни Русского Севера. Территория монастыря сформирована из Успенского, Ивановского монастырей и крепости Новый город.

Монастырь основан на берегу Сиверского озера около 1397 года Кириллом Белозерским, монахом московского Симонова монастыря, учеником Сергия Радонежского.

  • Первое каменное сооружение монастыря – Успенский собор, возведенный в 1497 году. Сохранившийся иконостас собора (около 1497 г.) является уникальным памятником древнерусской иконописи и самым крупным комплексом одновременных икон, дошедших до нашего времени.

Неизменное благоволение со стороны московских государей, бояр и князей немало способствовало экономической стабильности монастыря. Уже хрестоматийными стали перечисления обильных вкладов царя Иоанна Грозного, щедрые пожертвования от князей и бояр Старицких, Шереметевых, Телятевских, Воротынских, Одоевских и других. Монастырское благосостояние приобретало зримые формы в сооружении храмов, келий, служебных построек и крепостных стен.

Особого размаха монастырское строительство достигло в XVI столетии, в течение которого было возведено семь храмов из одиннадцати, отстроенных за всю историю существования монастыря.

  • Если сооружение первых храмов – Успенского собора и церкви Введения с огромной Трапезной палатой – диктовалось внутренними монастырскими потребностями, то в последующее время строительство храмов монастыря нередко приурочивалось к свершившимся памятным событиям. В 1528 году таким событием стала поездка на богомолье в Кириллов монастырь великого князя Василия III с женой Еленой, во время которой великокняжеская чета молилась о даровании им наследника. После рождения сына, будущего царя Ивана Грозного, родители пожертвовали тысячу рублей на строительство двух храмов, которые возвели в 1531–1534 годах.

  • Одна из ярчайших страниц отечественной истории – шестилетняя осада и защита кирилловской крепости от польско-литовских интервентов в 1612-1618 годах.

    Стены и башни Нового города (XVII в.) – образец русской средневековой военной архитектуры. Длина стен новой крепости – 732 метра, высота – почти 11 метров, ширина – 7 метров. Стены Нового города образовали в плане три стороны огромного четырехугольника. По его углам располагаются четыре граненые башни: Вологодская, Московская, Белозерская и Кузнечная. Среди русских средневековых башен кирилловские были одними из самых мощных по устройству.

  • Библиотека Кирилло-Белозерского монастыря входила в число богатейших книгохранилищ Руси. В конце XV века здесь был составлен один из первых книжных каталогов, включавший 212 названий, среди которых знаменитые «Задонщина» и «Повесть об Александре Македонском». К середине XVII века количество книг в монастырской библиотеке уже приблизилось к двум тысячам.

  • Кирилло-Белозерский монастырь стал местом постижения заветов иноческого существования и пострижения многих основателей северных монастырей: Нила Сорского, Корнилия Комельского, Александра Ошевемского, Игнатия Ломского.

    С конца XV века монастырь становится и местом ссылки. Самый известный его узник — шестой русский патриарх Никон.

    В октябре 1924 года Кирилло-Белозерский монастырь был закрыт и на его территории создан музей.

    В 1958 году на территорию Кирилло-Белозерского монастыря были перевезены церковь Ризоположения из села Бородава (1485 г.) и ветряная мельница-столбовка XIX века из деревни Горка на реке Шексне: они оказались в зоне затопления при реконструкции Волго-Балтийского водного пути.

    Церковь Ризоположения – это один из древнейших сохранившихся и точно датированных образцов русского деревянного зодчества. Наиболее интересная часть иконостаса храма ‒ иконы XV‒XVI веков ‒ находятся в собрании Кирилло-Белозерского историко-архитектурного и художественного музея-заповедника.

    В 1997 году часть территории обители, Малый Ивановский монастырь, передана епархии для возобновления монашеской жизни.

    Схема Кирилло-Белозерского монастыря

    I. Большой Успенский монастырь

    II. Малый Ивановский монастырь

    1. Успенский собор (1497 г.) с северной папертью (конец XVI в.) и западной пристройкой (1791 г.)

    2. Церковь Владимира (придел Успенского собора, 1554 г.)

    3. Церковь Епифания Кипрского (придел Успенского собора, 1645 г.)

    4. Церковь Кирилла Белозерского (придел Успенского собора, 1781-1784 гг.)

    5. Церковь Архангела Гавриила (1531-1534 гг.)

    6. Колокольня (1757-1761 гг.)

    7. Трапезная палата с церковью Введения (1519 г.)

    8. Церковь Преображения над Водяными воротами (1595 г.)

    9. Церковь Евфимия Великого с папертью (1646 г.)

    10. Церковь Иоанна Лествичника (1569-1572 гг.) над Святыми вратами (1523 г.)

    11. Церковь Иоанна Предтечи (1531-1534 гг.)

    12. Церковь Сергия Радонежского (1560-1594 гг.)

    13. Церковь Ризоположения из села Бородава (1485 г.)

    14. Часовня Казанской иконы Божией Матери (I пол. XIX в.)

    Другие постройки монастыря

    15. Деревянная часовня Кирилла с каменной сенью (XVIII в.)

    16. Каменная сень над крестом, стоящим над первоначальной кельей Кирилла (XVII-XVIII вв.)

    17. Усыпальница купцов Симоновых (кон. XIX в.)

    18. Стены Успенского монастыря (около 1591 г.)

    19. Стены Ивановского монастыря (около 1599-1600 гг.)

    20. Свиточная башня (около 1591 г.)

    21. Хлебенная башня (1621-1668 гг.)

    22. Поваренная башня (1621-1668 гг., 1761 г.)

    23. Мереженная (Черная) башня (около 1591 г.)

    24. Грановитая башня (около 1591 г.)

    25. Глухая (Котельная) башня (1599-1600 гг.)

    26. Рыболовецкая палатка (около 1591 г.)

    27. Стены Нового города (1653-1669, 1675-1680 гг.)

    28. Белозерская башня (1667-1669 гг.)

    29. Косая башня (1662 г.)

    30. Московская (Ферапонтовская) башня (1660 г.)

    31. Казанская башня (1658-1659 гг.)

    32. Вологодская башня (1656 г.)

    33. Кузнечная башня (1675-1680 гг.)

    34. Троицкие ворота (1663-1667 гг.)

    35. Архимандричьи кельи (XVII-XIX вв.)

    36. Казённая палата, Сушило (XVI-XVII вв.)

    37. Братские кельи (XVII-XIX вв.)

    38. Священнические кельи (XVII в.)

    39. Монастырский архив (XVII в.)

    40. Большие больничные палаты (1643-1644 гг.)

    41. Духовное училище (XVII в.)

    42. Домик Келаря (последняя четверть XVII в.)

    43. Поваренные (Уксусные) кельи (1680-1685 гг.)

    44. Поварня (XVI-XVII вв.)

    45. Малая больничная палата (1732 г.)

    46. Ветряная мельница из деревни Горка (XIX в.)

    47. Фундамент Солодеженной палаты (1570-е гг.)

    48. Караульные палаты при Казанской башне (около 1658-1659 гг.)

    49. Караульные палаты при Косой башне (1662 г.)

    50. Жилые кельи с чуланами (тюрьма, 1663-1667 гг.)

    51. Каменная ограда вдоль главной аллеи (I пол. XIX в.)

    52. Фрагмент Кузнечной палатки (около 1591 г.)

    53. Святые врата Ивановского монастыря (заложены) (1599-1600 гг.)

    Кирилло-Белозерский Успенский монастырь был основан в 1397 году представителем знатного боярского рода Вельяминовых монахом московского Симонова монастыря Кириллом (в миру ‒ Козьма). Преподобный Кирилл Белозерский был учеником и последователем идей Сергия Радонежского и одним из наиболее выдающихся христианских подвижников средневековой Руси. Тридцать лет своей жизни Кирилл провел в Белозерье, заботясь об обители. Он установил в монастыре строгий общежительный устав, который сыграл важную роль в развитии монастыря и содействовал формированию внутреннего устройства монашеской жизни.

    Удалившись на север, Кирилл Белозерский стал оказывать бо́льшее влияние на решение политических вопросов, чем в период жизни в московском Симоновом монастыре. Именно в этот период он вёл переписку с князьями – сыновьями Дмитрия Донского. Многочисленные ученики и последователи преподобного не только основывали новые обители, но и, в свою очередь, оказывали влияние на политику. Высокий духовный авторитет Кирилла Белозерского стал основой для превращения далекого северного монастыря в крупный культурный и духовный центр, в место паломничества представителей многих русских аристократических фамилий. Среди богомольцев и вкладчиков Кирилло-Белозерского монастыря ‒ сыновья великого князя Дмитрия Донского, великие князья Василий II Тёмный и Василий III, цари Иван IV Грозный, Борис Годунов, Михаил Фёдорович и Алексей Михайлович Романовы, бояре Воротынские, Шереметевы, Палецкие, Голицыны, Воронцовы, Головины, Одоевские, Морозовы и многие другие.

    История Кирилло-Белозерской обители охватывает большой исторический период. С 1397 по 1924 год обитель возглавляли 78 настоятелей, многие из них были яркими и неординарными людьми. Некоторые кирилловские игумены и архимандриты становились впоследствии епископами, архиепископами, митрополитами. Нередко кирилловские настоятели принимали активное участие в самых значимых событиях своего времени. Игумен Трифон (1435‒1447) в период феодальной войны между князьями московской династии освободил сосланного в Вологду Василия Темного от клятвы не претендовать на великое княжение, данной им Дмитрию Шемяке, чётко определив позицию крупнейшей северной обители в междоусобице. Игумен Феодосий (1525‒1532) принимал в обители великого князя Василия III и великую княгиню Елену, которые приехали молиться о даровании наследника. Игумен Матфей (1606‒1615), возглавлявший обитель в Смутное время и руководивший обороной монастыря от польско-литовских отрядов, зарекомендовал себя как незаурядный организатор и мудрый распорядитель, в феврале 1613 года участвовал в Земском соборе, избравшем на царство Михаила Федоровича Романова.

    На протяжении двух с половиной веков во главе монастыря стояли игумены. В 1649 году статус обители изменился. 1 августа 1649 года благодаря покровительству знатного вельможи, ближайшего советника и воспитателя царя Бориса Ивановича Морозова, монастырю было пожаловано архимандритство, поднявшее обитель по лестнице церковной иерархии. Периоды настоятельства кирилловских архимандритов отмечены не менее яркими событиями. Архимандрит Никита (1661‒1664, 1667‒1681) был духовником патриарха Никона, в период его ссылки в Кирилло-Белозерский монастырь, затем участвовал в переводе патриарха в Новый Иерусалим, а после его смерти, случившейся в пути, сопровождал его тело до ярославского Толгского монастыря, и 16 августа 1681 года он, вместе с братией ярославского Спасского монастыря, отпевал Никона. Архимандрит Иринарх (1705‒1732) принимал деятельное участие в возрождении Валаамского Спасо-Преображенского монастыря на только что отвоеванной в ходе Северной войны территории, принимал в обители императора Петра I (февраль 1722 года) и его жену императрицу Екатерину I (март 1722 года). Отец Иринарх, вероятно, присутствовал и при похоронах Петра I (в ризнице долгое время хранилась золотая медаль с изображением императора, вручаемая после кончины Петра I), а позже, в 1730 году ‒ на коронации императрицы Анны Иоанновны.

    Во второй половине XIX века настоятелем Кирилло-Белозерского монастыря был Иаков Поспелов ‒ кандидат богословия, кавалер орденов Святой Анны, святого Владимира, почётный член Московской духовной академии, церковный писатель. Отец Иаков принял в управление обитель святого Кирилла, когда многие её здания и храмы пришли в ветхость, хозяйство и нравы монашеской жизни находились в значительном упадке. За 30 лет настоятелю удалось провести в обители грандиозные изменения. Под его руководством развернулись ремонтные работы, поновлялись интерьеры храмов, перестраивались иконостасы, велось благоустройство территории, но главной заботой настоятеля было восстановление в монастыре истинно монашеской жизни в духе Устава преподобного Кирилла Белозерского.

    Духовные подвиги основателя и настоятелей Кирилло-Белозерского монастыря стали весомым поводом для их почитания и возведения в сан святых. Русской православной церковью были канонизированы основатель обители преподобный Кирилл Белозерский, игумены Кассиан и Трифон, архимандрит Иаков (Поспелов) и епископ Варсонофий (Лебедев). Согласно известным данным, Кирилл Белозерский впервые назван преподобным в 1448 году в окружной грамоте митрополита Ионы и поставлен в один ряд с Сергием Радонежским. Канонизацией Кассиана следует считать включение его имени в Собор всех святых, в земле Российской просиявших, состав которого был определён в ходе подготовки к изданию богослужебных Миней в 1970‒1980-х годах. Трифон почитался как местночтимый святой Ростовской епархии. В книге «Русские святые: 1000 лет русской святости» отмечено, что память святителя Трифона празднуется 1 февраля в день тезоименитства со святым мучеником Трифоном и 23 мая вместе с Собором Ростово-Ярославских святых. Архимандрит Иаков (Поспелов) был канонизирован в 1987 году по благословению Святейшего Патриарха Пимена (Извекова), его имя было включено в Собор Тульских Святых. В 2009 году преподобный Иаков (Поспелов) включен в Собор Вологодских святых. Епископ Варсонофий, расстрелянный в 1918 году вместе с игуменьей Ферапонтовой обители Серафимой и четырьмя мирянами, был причислен к лику святых новомучеников и исповедников Российских для общецерковного почитания Юбилейным Архиерейским Собором РПЦ в 2000 году. Память их исполняется 2 (15) сентября.

    В 1924 году монастырь был закрыт. Возрождение монашеской жизни началось в 1997 году, когда часть территории обители, именуемая Малым Ивановским монастырём, была передана в бессрочное пользование Русской Православной Церкви.

    nord_ursus

    Записки северного медведя

    Cogito ergo sum

    Осмотрев в прошлой части сам город Кириллов, который являет собой небольшой райцентр в Вологодской области, теперь отправимся в породивший его Кирилло-Белозерский мужской монастырь. Существует он с 1397 года, и был когда-то одним из наиболее крупных и зажиточных монастырей на севере России, а также и крепостью. Но времена величия давно остались в прошлом. Зато у маленького города Кириллова есть свой почти что кремль. В наше время на большей части территории монастыря находится музей-заповедник, но в постсоветские годы маленькая часть обители всё-таки была возвращена церкви.

    2. В первой части мы подходили вплотную к монастырю по городским улицам, с которых мощные монастырские башни во многих местах хорошо просматриваются. Главным входом служит Казанская башня с воротами. Перед ней небольшая площадь и сувенирные лавки. В последние годы Кириллов стал довольно популярным туристическим местом. Я это заметил особенно хорошо, поскольку побывал здесь летом в выходные дни.

    3. Стенды для туристов. Также есть в городе типовые туристические указатели коричневого цвета.

    4. Часовенка рядом:

    5. И Казанская башня. Внутри неё находится касса музея (на территорию вход, конечно, бесплатный, но в нескольких зданиях музейные экспозиции, на которые сразу можно купить билеты).

    6. Самый красивый вид на обитель — с берега Сиверского озера. Правда, храмы отсюда видно плохо, и монастырь скорее выглядит как крепость (что, в общем-то, тоже правда).

    Свою историю монастырь ведёт с 1397 года, когда здесь поселился преподобный Кирилл Белозерский — монах из Москвы, ушедший нести духовный подвиг на Север вместе с монахом Ферапонтом, который поблизости основал Ферапонтов монастырь. Обоих святых при канонизации назвали Белозерскими, потому что в те времена городу Белоозеру (Белозерску) подчинялась эта территория, хотя сами они к нему не имели отношения. Достаточно быстро Кирилло-Белозерский монастырь стал одним из форпостов Русского государства на севере (всё-таки в те времена у монастырей было гораздо больше функций), в 1612-13 годах выдержав осаду польско-литовскими войсками. А при монастыре выросла слобода, которая и стала в конце XVIII века уездным городом (времена расцвета монастыря в ту эпоху уже закончились).

    7. Та часть монастырской-крепостной стены, которая у берега озера, построена была в конце XVI века.

    8. А при мне возле неё люди загорали и купались. К моменту моей поездки период жары уже закончился (поэтому хорошо, что я не поехал в июле, как сначала собирался), но было по-прежнему тепло — около 20 градусов.

    9. Теперь отправимся внутрь. В кадре видна Вологодская башня (1656 год). Эта часть стены была построена во второй половине XVII века, расширив территорию монастыря (так называемый Новый город).

    10. Какая-то туристическая штука. What is Monetodavilka? Kto-nibud’ znaet?

    11. А тут была граница обители до расширения. Перед нами Святые ворота и надвратная церковь Иоанна Лествичника (1572). Справа от них — Казённая палата, слева — келейный корпус. Построены также в XVI веке. Людей тут, как видим, много. Кроме туристов, тут, по-видимому, и местные любят гулять.

    12. На сводах ворот сохранились старинные фрески:

    13. Ну а это самое ядро монастыря. Справа налево: Трапезная палата, колокольня, Успенский собор, а левее его виднеется церковь Кирилла Белозерского. Перед храмами — почти что площадь. Здесь такой «город в городе».

    По количеству каменных построек 15-16 веков уже заметно, сколь зажиточным был монастырь в те времена. Он же был одним из крупнейших в стране церковных землевладельцев. И, видимо, многим из местных монахов это было не по душе, потому что именно здесь в 15 веке зародилось движение нестяжателей, которые противостояли иосифлянам.

    14. Успенский собор 1497 года — старейшее сохранившееся здание монастыря. Хотя здесь Русский Север, собор построен в раннемосковском стиле.

    15. На барабане купола — красивая и тонкая резьба по камню.

    16. Собор в наши дни является музеем. Внутри сохранились фрески (я, признаться, не купил отдельный билет на фотосъёмку, хотя, по-моему, это никто и не контролирует).

    17. Иконостас XVIII века:

    18. Сбоку к собору пристроено два более поздних придела — Князя Владимира и святого Епифания.

    19. С западной стороны — пристройка 18 века:

    20. А это дом архимандрита. Построен в 17 веке, затем перестраивался в начале 19-го.

    После революции монастырь был закрыт, а его настоятеля расстреляли. При этом, с точки зрения сохранения наследия, Кирилло-Белозерскому монастырю повезло — в нём не сделали военную часть, тюрьму или какие-нибудь склады, а создали уже в 1924 году музей-заповедник, который действует и сейчас.

    21. Церковь Евфимия Великого и Большая больничная палата (17 век). Несколько дальше находится действующая и ныне в качестве монастырской церковь Сергия Радонежского, до которой я так и не дошёл (впрочем, она всё равно в лесах была).

    22. Трапезная палата и колокольня. Тут прямо осязаемый дух старины — словно как и не изменилось ничего за четыре с половиной века.

    24. Нашёл интересную вывеску. Возникло подозрение, что это реквизит каких-то киносъёмок.

    25. «Соловецкий театр». Не иначе, как здесь снимают фильм, где Кирилло-Белозерский монастырь играет роль Соловецкого. Так и оказалось — уже после поездки я выяснил, что в августе тут снимали фильм «Обитель» по роману Захара Прилепина.

    26. Действие в нём происходит на Соловках в период нахождения там Соловецкого лагеря:

    27. Белозерская башня, одетая в леса. Уже не первый год в монастыре идёт кропотливая реставрация.

    28. А тут виден 270-летний дуб. Он рос тут тогда, когда города Кириллова ещё не существовало.

    29. Домик келаря (XVII век):

    30. А это Водяные врата с надвратной Спасо-Преображенской церковью (1595 год):

    31. Вода озера за проёмом в каменной стене смотрится очень интересно:

    32. А внутри этих врат есть советский артефакт:

    33. Колокольня (1757-61 годы). Теперь поднимемся на неё.

    34. По пути наверх — небольшая экспозиция с санями и колокольчиками:

    35. Колокола побольше — церковные.

    36. Колокольня не очень высокая, но виды с неё довольно интересные. Вот, теперь уже сверху, Святые ворота, а дальше — Ферапонтовская и Вологодская башни:

    37. Церковь Кирилла Белозерского (1780 год), пристроенная вплотную к Успенскому собору (кадра с земли почему-то не нашлось, хотя я и внутрь заходил). Эта церковь действует, и в ней хранятся мощи святого Кирилла.

    38. Белозерская башня:

    39. Преображенская церковь, а за ней — водная гладь Сиверского озера:

    40. Здесь чувствуется простор. С колокольни слышен шум моторных лодок.

    41. А за озером — леса:

    43. А вон вдалеке гора Маура, стоя на которой, согласно житию, Кирилл Белозерский и увидел место, где решил основать монастырь. Я был близко к ней, но на саму гору не поднимался.

    Вообще здесь довольно холмистая местность — поблизости проходит водораздел каспийского и беломорского бассейнов (а неподалёку и балтийского). Немного странно, находясь тут, представлять, что Сиверское озеро относится к бассейну Волги. В районе Кириллова проходит Северо-Двинская водная система (один из её каналов я видел из автобуса по пути в Вологду), построенная в XIX веке, а до неё здесь был волок, а значит мимо монастыря проходил и торговый путь.

    44. На этом я рассказ о монастыре подведу к концу. Напоследок — ещё два вечерних снимка. Я ночевал в Кириллове и, заселившись в гостиницу, после заката пошёл прогуляться и посидеть на камне у воды.

    А дальше отправимся в окрестности Кириллова, где тоже есть монастыри. Первым делом — в Горицы, где я побывал ещё в первый день, и дошёл туда из Кириллова пешком.

    Кирилло-Белозерский монастырь

    Кириллов: полезная информация

    • Информация о городе
    • Карта Кириллова
    • Куда сходить
      • Достопримечательности (3)
      • Храмы, соборы, мечети (1)
      • Национальные парки (1)
      • Фестивали, праздники, шоу (1)
      • Музеи (1)
    • Забронировать отель в Кириллове
    • Поиск и бронирование дешевых авиабилетов
    • Отзывы туристов
    • Фотографии Кириллова

    Автобус Рейсы Вологда – Кириллов

    Кирилло-Белозерский монастырь

    Месяц прошел, как мы вернулись из Карелии.
    Я задолжала этот пост трем своим друзьям — московской подруге Елене М., большому знатоку русских монастырей и кремлей, Татьяне taanyabars , попавшей под «притяжение русского Севера»
    и недавно обретенному другу Маргоше buroba — прочитала в ее воспоминаниях «по прекрасному Сиверскому озеру мы подплыли к Кирилло-Белозерскому монастырю. Дух, конечно, у нас захватило, и бросили мы весла и долго смотрели на это Чудо»
    и поняла, что отмолчаться не удастся!

    Дорога наша в Карелию идет через Вологодчину, и уже несколько раз мы хотели заехать в Кирилло-Белозерский монастырь, но то едем невовремя (ранним утром или глубокой ночью), то торопимся скорей на воду, то случайно проехали поворот на монастырь.

    Я взяла эту тему в свои хрупкие руки и запланировала на обратном пути заехать туда! Рассчитали время, поднялись в последнее походное утро в несусветную рань по будильнику,
    ехали-ехали и приехали в небольшой городок Кириллов (всего-то семь тысяч населения!), в 129 километрах от Вологды и в 835 от моей родной Вятки.

    А в центре города — Кирилло-Белозерский монастырь, основанный в 1397 году, крепость на северо-западных рубежах Русского государства. Крепостные стены, воздвигнутые в XVI—XVII веках, опоясывают площадь свыше десяти гектаров, на которой размещено одиннадцать больших и малых церквей. За всю свою историю кроме основного предназначения — монастыря, уединенного места для молитвы и убежища от мира — монастырь исполнял различные другие функции. От сторожевого форпоста до тюрьмы времен Ивана Грозного. Сейчас в монастыре расположен Кирилло-Белозерский историко-архитектурный художественный музей-заповедник. (из Википедии)

    А остальное — мои скромные наброски.
    Сфотографировали стенд со схемой монастыря, чтоб представлять, что где находится,

    2.Архимандричьи кельи, XVII XVII-XIX в.в.
    3.Трапезная палата с церковью Введения Марии во Храм Церковь Иоанна Предтечи. 1519 г.
    4.Подклет трапезной церкви, 1519
    5.Поварня. XVI- XVII в.в.
    6. Поваренные кельи, 1680-1685 гг
    7. Братские кельи, XVII-XIX в.в.
    8. Конференц-зал
    9. Казенная палата, XVI- XVII в.в.
    10. Колокольня, 1758-1761 г.г.
    11. Караульные кельи, XVII в
    12. Надвратная церковь Иоанна Лествичника, 1572г.
    13. Водяные врата с надвратной церковью Преображения Господня, 1595 г.
    14.Вологодская башня, галереи крепостных стен
    15. Деревянная церковь Ризоположения (1486 год) из села Бородавы
    16. Священнические кельи, XVII в.

    17. Территория Кирилло-Белозерского мужского епархиального монастыря
    18. Церковь Кирилла Белозерского(действующая), XVIII в.
    поняли, что времени у нас немного, поэтому билетов на экскурсии и на музейные экспозиции не купили,
    идем, глазеем!

    Дорога к храму (с) Тенистая, уютная.
    Вековые березы у стен, а сама дорожка выгнулась дугой.

    Надвратная церковь Иоанна Лествичника.

    Успенский собор — центральный храм архитектурного ансамбля Кирилло-Белозерского монастыря.
    Кубический, четырехстолпный, одноглавый — это один из трёх северорусских соборных храмов, построенных ростовской артелью на исходе XV века. Второй собор сохранился в Ферапонтовом монастыре, а третий, на Каменном острове, был взорван при Сталине. Все три памятника имеют между собой много общего, ибо продолжают традиции раннемосковского зодчества (средневекового зодчества Московского княжества). Изучение Успенского собора позволяет получить представление об архитектуре Северо-Восточной Руси до воздействия на неё итальянской школы. (из Вики)

    А мы устремляемся дальше, туда, откуда тянет свежестью и прохладой в этот жаркий день! — на берег Сиверского озера.

    И — представьте! — мы оказываемся на городском пляже.
    Здесь загорают, перекусывают, а я — я, разумеется, лезу в озеро плавать, такой кайф!

    Жаль только, что снять монастырь со стороны озера у меня не получится, для этого нужна лодка. Поэтому самые красивые фото я нашла в интернете)

    А теперь можно вернуться на территорию монастыря.

    Водяные врата с надвратной церковью Преображения Господня

    Больничная церковь Евфимия Великого, каменнная шатровя церковь.

    Церковь преподобного Кирилла Белозерского — это небольшая церковь-придел примыкающая с запада к Успенскому собору Кирилло-Белозерского монастыря. Ранняя церковь 1585 года была копией церкви равноапостольного великого князя Владимира. Однако в XVIII веке за ветхостью церковь была разобрана и на её месте построена новая в стиле барокко. Она, безусловно, является самым чужеродным элементом всего монастыря. Действующая церковь, открыта для посещения. (из Вики)

    Ну вот, обошли, посмотрели, дома будем изучать матчасть.

    Все кажется настоящим!))
    А между тем многие помещения требуют серьезного ремонта и реставрации, увы, увы.

    2010 — «Студенческий роман»

    . Мы покидаем Кириллов, надо ехать домой. Я оборачиваюсь назад, и вижу знак на въезде в город, стилизованная ладья, вместо паруса — герб Кириллова. Ладью оседлали вездесущие мальчишки. Жизнь в старинном Кириллове продолжается!

    Кирилло-Белозерский монастырь

    Кирилло-Белозерский монастырь — мужской православный монастырь на берегу Сиверского озера, в городе Кириллов Вологодской области. Монастырь был основан в 1397 году монахом Кириллом Белозерским. В XV—XVII веках — один из крупнейших и богатейших монастырей России, имевший государственное значение.


    Кирилло-Белозерский монастырь с Сиверского озера. 2010 г. Фото: Михаил Архипов

    В 1397 году монах Кирилл Белозерский вырыл на берегу Сиверского озера пещеру, с которой началась история будущей обители. В 1398 году спутник Кирилла Ферапонт Белозерский основал неподалёку Ферапонтов монастырь, а в 1544 году в 7 км от Кирилло-Белозерского монастыря возник Горицкий Воскресенский монастырь.

    Московские князья традиционно поддерживали тесные связи с белозерской обителью. В условиях конкуренции Москвы с независимым Новгородом Кириллов монастырь стал важнейшим опорным пунктом и крупным экономическим центром: через него пролегал торговый путь далее на север к Белому морю, здесь пересекались разнонаправленные торговые потоки. Первой каменной постройкой монастыря был возведённый в 1497 году артелью ростовских мастеров Успенский собор. В XVI веке рядом с ним появился малый Ивановский монастырь.


    Успенский собор. 2015 г. Фото: Михаил Архипов


    Церковь Иоанна Предтечи на территории Малого Ивановского монастыря (1397). 2007 г. Фото: Михаил Архипов

    Многие из сохранившихся храмов были отстроены в камне на исходе правления Василия III. В 1528 году этот правитель приехал в Кириллов монастырь с княгиней Еленой Глинской молиться о даровании наследника. Последовавшее за этим рождение сына — будущего царя Ивана Грозного — в глазах современников связывалось с заступничеством преподобного Кирилла Белозерского. Иван Васильевич на протяжении всей своей жизни питал к Кириллову монастырю особое пристрастие, считая себя обязанным ему своим рождением. Перед смертью, принимая схиму, первый русский царь, как и его отец, стал пострижником Кирилло-Белозерского монастыря.

    В 1600 году была построена первая крепостная каменная ограда с восемью башнями, благодаря чему в Смутное время монастырь выдержал в 1612—1613 годах осаду и отбил (до 1616) несколько нападений войск польских и литовских интервентов. В 1654—1680 годах были построены новые каменные стены монастыря, дошедшие до нашего времени, и монастырь стал одной из самых больших и могучих крепостей в России.


    Вид одного из внутренних участков крепостной стены. 2010 г. Фото: Михаил Архипов

    В XVII веке начался закат могущества монастыря: с появлением у России балтийских портов и упадком северной торговли через Архангельск экономическое значение монастыря стало падать. В 1764 году указом Екатерины II обитель была лишена крестьян и угодий. Через 12 лет из монастырской слободы был образован город Кириллов. В 1924 году монастырь был закрыт и на его территории был создан историко-архитектурный и художественный музей-заповедник.

    Более половины туристов, посещающих Кирилло-Белозерский монастырь, прибывают сюда на речных круизных судах, которые в навигацию — с мая по октябрь — делают остановку в селе Горицы и на стоянке Кузино. Посещение монастыря входит в турпрограмму всех круизных судов с иностранными туристами, курсирующими между Москвой и Санкт-Петербургом. Стандартная продолжительность экскурсии с посещением монастыря составляет 3 часа: из них около часа на переезды автобусами, 2 часа занимает экскурсионная программа в самом монастыре. В свободное после экскурсии время (15-20 минут) можно самостоятельно совершить прогулку по стене монастыря (платно) или посетить колокольню (платно), откуда открывается отличный вид на монастырь и Сиверское озеро. При посещении колокольни нужно учитывать крутой подъем по лестнице, поэтому посетить ее могут не все. На то или на другое мероприятие нужно закладывать до 10-15 минут.


    Вид на собор Успения Пресвятой Богородицы с колокольни. 2015 г. Фото: Михаил Архипов


    Храм Преображения Господня и озеро. 2010 г. Фото: Михаил Архипов


    Ворота с надвратным храмом Иоанна Лествичника (в центре). За ними слева — Ферапонтовская (Московская) башня. Белое здание слева — Архимандричьи кельи. 2010 г. Фото: Михаил Архипов

    Кирилло-Белозерский монастырь

    Жемчужина Вологодской области, Кирилло-Белозерский монастырь величаво и незыблемо высится на берегу красивейшего Сиверского озера: его белокаменные стены словно охватывают и защищают невероятную красоту Русского Севера, а многочисленные главки храмов и церквей буквально парят в пронзительно-синем холодном небе. Комплекс монастыря сочетает действующую обитель с мужской братией и одноименный музей-заповедник, так что здесь можно не только полюбоваться архитектурой и посетить богослужение, но и оценить великолепную коллекцию древностей — икон, церковной утвари, да и вполне мирских предметов быта и интерьера.

    Продолжить экскурсию непременно стоит в ближайшем Ферапонтовом монастыре с фресками Дионисия, а также заглянуть в возрождающийся Горицкий Воскресенский монастырь.

    Немного истории

    Кирилло-Белозерский монастырь был основан в 1397 г. преподобным Кириллом, последователем Сергия Радонежского, который вырыл на берегу Сиверского озера пещеру и стал жить в ней, посвящая дни молитвенному служению Богу. Постепенно строились помещения монастыря: часовня выросла в Успенский собор, появились 4 церкви, корпуса братии и хозяйственные помещения. В 15-16 столетиях обитель стала крупнейшим духовным центром северных рубежей Руси, одним из самых крупных, богатых и почитаемых монастырей страны. В 1917 г. обитель была закрыта, ее имущество разграблено, но благодаря своей исключительной исторической ценности комплекс не разрушили, создав в 1924 г. на базе монастыря музей-заповедник. Возвращение обители в лоно церкви произошло в конце девяностых, однако музей не прекратил свое существование.

    На территории монастыря расположено почти 40 архитектурных памятников плюс музейные собрания, посещению рекомендуется посвятить полный день.

    Что посмотреть

    Комплекс Кирилло-Белозерского монастыря поистине грандиозен: 11 храмов, 14 башен и участков стен, 13 жилых и хозяйственных строений. Начать знакомство с обителью стоит с главного Успенского собора 15 века — одной из первых каменных построек Русского Севера. В его облике соединились классические и византийские черты, а в интерьере сохранился уникальный иконостас 1497 г. В звоннице собора непременно стоит посетить выставку «Колокольный мир», а летом — еще и подняться на звонный ярус.

    Церковь в честь преподобного Кирилла Белозерского — единственный постоянно действующий храм монастыря, где захоронены мощи основателя обители. В его иконостасе размещены 29 икон-списков из Успенского собора. В церквях Сергия Радонежского и Усекновения главы Иоанна Предтечи богослужения проводят лишь в дни поминовения этих святых.

    В Архимандричьих кельях 17 века в стиле провинциального ампира размещены экспозиции музея-заповедника, включающие 4 обширных собрания: икон, масляной живописи, графики и народных тканей. Масштабная Трапезная палата с Введенской церковью даст представление о богатых монастырских застольях, а в Братском корпусе можно посетить восстановленную монашескую келью 17-18 столетий.

    Практическая информация

    Адрес: Вологодская обл., Кириллов, Кирилло-Белозерский музей-заповедник. Веб-сайт.

    Добраться до монастыря можно на междугороднем автобусе из Вологды (127 км) или Череповца (92 км).

    Время работы: с 9:00 до 18:00, выходной — понедельник. Единый билет на посещение всех сооружений монастыря и экспозиций музея заповедника — 650 RUB в период с мая по сентябрь, 550 RUB — в зимний период. Льготным категориям — 550 RUB и 450 RUB, соответственно. Церковь Иоанна Лествичника открыта для посещения только в теплые и сухие дни в летнее время года, вход — 80 RUB (60 RUB — льготным категориям). Цены на странице указаны на октябрь 2018 г.

    Белозерье/ Кирилло-Белозерский монастырь

    От Москвы до Сиверского озера километров 600 будет. На машине мы преодолели этот путь за день: утром выехали и к вечеру были уже на месте. Но в четырнадцатом веке, во времена, когда не было ни автомобилей, ни шоссейных дорог, пройти столь дальний путь будучи в весьма почтенном по тем временам возрасте (и Кириллу и Ферапонту было

    60 лет), — поступок достойный восхищения.

    Впервые Иван Грозный гостил в монастыре будучи молодым царём. Спустя много лет в Послании Кирилло-Белозёрской обители он вспоминал эту поездку и особо отмечал царившие тогда в монастыре строгие порядки: (в перекладе на современный руcский) «А когда мы в юности впервые были в Кирилловом монастыре, как-то опоздали однажды ужинать из-за того, что у вас в Кириллове в летнюю пору не отличить дня от ночи, а также по юношеским привычкам. А в то время помощником келаря был у вас тогда Исайя Немой. И вот кто-то из тех, кто был приставлен к нашему столу, попросил стерлядей, а Исайи в то время не было — был он у себя в келье, и они с трудом его привели, и тот, кто был приставлен к нашему столу, спросил его о стерлядях или иной рыбе. А он так ответил: «Об этом, о судари, мне не было приказа; что мне приказали, то я вам и приготовил, а сейчас ночь, взять негде. Государя боюсь, а Бога надо больше бояться».

    Вторая поездка в монастырь состоялась в 1553 году. В Никоновской летописи она названа Кирилловским ездом. Во время поездки в Кириллов царь лишился своего младенца-наследника Дмитрия. Случилось это в Горицах на реке Шексне. По распространенной версии Дмитрий вместе с нянькой и двумя боярами Романовыми упал со сходен при высадке со струга и утонул(струг — плоскодонное парусно-гребное судно). Младенца выловили, но вернуть к жизни не сумели. Свидетель и участник поездки князь А. Курбский пишет об этом так: «И не доезжаючи монастыря Кирилова, еще Шексною-рекою плывучи, сынъ ему, по пророчеству святаго, умре». Поэтому царь «приехалъ до оного Кирилова монастыря въ печали мнозе и въ тузе, и возвратился тощими руками во мнозей скорби до Москвы». «Святой», о котором упоминает Курбский, это старец Максим Грек. Накануне поездки он предсказал гибель царевича Димитрия и отговаривал царя ехать в Кириллов.

    Гибель сына не отвратила Ивана Грозного от Кирилловой обители. Известно, что и после этой трагедии в 1569 году он приезжал в Кириллов на богомолье.

    На картине изображено явление, которое наблюдали многочисленные очевидцы над Робоозером (Сиверским озером) 15 августа 1663года . О диве том была властям отписка из Кирилло-Белозерского монастыря. А как всё происходило поведал Ивашко Ржевский:

    «Государю архимандриту Никите, государю старцу Матфею, государю келарю старцу Павлу, и государем старцом соборным Кирилова монастыря, ваш, государи, работничек Ивашко Ржевской. челом бьет. деревни Мысу крестьянин Левка Федоров сказывал мне: в нынешнем де во 171 [Имеется в виду 7171 год «от сотворения мира», отвечающий 1663 году современного летосчисления] году Августа в 15 день, в субботу, Белозерского уезду, Робозерския волости, разных поместий и вотчин, стояли де они у обедни у приходцкие церкви. многой народ; . и в то время от небеси учинился шум велик, и многие люди из церкви на паперть вышли, а он-де, Левка, стоял тут же на паперти и видел Божие посещение: с зимнюю сторону, от светла небеси, не из облаку, вышел огнь велик на Робозеро и шел на полдень, вдоль озера над водою, во все стороны сажен по двадцати и боле, а по сторону того пламени дым синь, а впереди его сажен за двадцать шли два луча огненные ж; . и того де великого пламени и двух малых не стало; и минув де мал час. то ж де огненное пламя в другой ряд появилось над озером, от того места где сперва скрылось, с полудни на запад с полверсты, тем же образом, да и померкло; . в третье тот же огнь явился страшние первого широтою, и поник, сшед на запад; а стоял-де тот огнь над Робозером над водою часа с полтора, а того де озера вдоль две версты, а поперег с версту; . ехали в лодке крестьяне, и от того де огня пламенем опаляло, близ не подпустило; а в озереде и до дна свет был в болшей глубине, среди озера сажени четыре дно, и рыба от пламени как в берег бежит все они видели; и которым-де местом огнь шел, и то место воду палило, аки ржавец [Ржавец (от ржавчина) железистый ручеек из болота, краевая окисвая пленка на болоте. ] поверху воды, и ветром по озеру рознесло, стала де вода по-прежнему».

    Православные иконы и молитвы

    Информационный сайт про иконы, молитвы, православные традиции.

    Кирилло-Белозёрский монастырь

    «Спаси, Господи!». Спасибо, что посетили наш сайт, перед тем как начать изучать информацию, просим подписаться на наше православное сообщество в Инстаграм Господи, Спаси и Сохрани † — https://www.instagram.com/spasi.gospodi/ . В сообществе больше 58 000 подписчиков.

    Нас, единомышленников, много и мы быстро растем, выкладываем молитвы, высказывание святых, молитвенные просьбы, своевременно выкладывам полезную информацию о праздниках и православных событиях. Подписывайтесь. Ангела Хранителя Вам!

    Успенский собор Кирилло-Белозёрского монастыря располагается в самом областном центре, на берегу озера Сиверское и представляет собой одну из жемчужин севера России. С 1924 г. является историко-архитектурным и художественным музеем-заповедником.

    История Кирилло-Белозёрского монастыря

    Территория, на которой в 14 веке Прп. Кирилл возвел общину была особенной. В той местности проживало немалое количество людей, занимающихся торговлей, так как именно здесь пролегал один из наиболее выгодных торговых путей с северной части государства в Москву.

    В то время, когда появился преподобный, местное население проявляло обеспокоенность, думая, что он станет скупать их земли и тем самым лишит имеющегося заработка. В действительности монах имел такие намеренья и возможности для покупки территорий. Во владения общины постепенно стали переходить довольно большие земельные участки, а также преподобный нанимает бригаду рабочих для строительства собора, который в последствии стал Храмом Успения.

    Стоит отметить, что община возводилась по модели обители Симонова, в котором ему довелось провести не один год.

    История о возведенной обители с двух пришедших монахов, а под конец жизни Святого в нем пребывала не менее 50 иноков. Положение монаха Кирилла было довольно великим и ему удалось переубедить местное население в бескорыстности и благости его намерений.

    Постепенно преподобный становился более известным, и со временем в обитель стали съезжаться богомольцы с поднесением пожертвований, которые и преподнесли возможность для дальнейшего расширения владений общины.

    Священное место уже за несколько веков приобрело статут крупнейшего феодала в регионе, объединяя под своей властью огромные земельные территории и свыше 20000 православных крестьян. А так как количество богомольцев и монахов лишь росло, то храму требовалась постоянное расширение.

    Иконы священной обители

    На сегодняшний день имеющиеся фото Кирилло-Белозёрского монастыря просто поражают своей мощью и строгой красотой, предоставляя к исследованию помимо различных храмовых построек, так же и довольно большое собрание живописи, представленной местными художниками, а также коллекции этнографических материалов и народных материй.

    В самой общине постоянно организовывают разнообразные и что немаловажно интересные выставки, однако все же наибольшим достоянием все же считается иконы Кирилло-Белозёрского музея-заповедника, ведь здесь находится неплохое собрание иконописных образов, созданных еще во времена Древней Руси. Они являются единственным практически в полном объеме сохранившимся до нынешних времен живописным ансамблем (изначально в нем насчитывалось около 60 чудотворных изображений).

    Брать и сестры во Христе. Ведем свое сообщество во Вконтакте https://vk.com/molitvuikonu называется Молитвы на каждый день, где стараемся выкладывать праволсавные молитвы и новости. Если у вас есть своя страничка в вк, подписывайтесь на нас.

    Иконы Кирилло-Белозёрского монастыря по своим художественным приемам довольно существенно отличаются, то бишь некоторые из них изображены в светлых тонах, а вот в других чудотворных изображениях наоборот больше приобретает сумеречный колорит, другие же написаны с использованием контрастных сопоставлений пятен ярких цветов, а некоторые выполнены более гармонично и сдержанно.

    Вот неполный перечень представленных в иконостасе священных образов:

    • Благовещение;
    • Чудотворные лики Архангелов Гавриила и Михаила;
    • Образ Иоанна Предтечи;
    • Божественные лики Святителей Иоанна Златоуста и Василия Великого;
    • Святые образы апостолов Павла и Петра;
    • Лик «Преображение» и другие.

    Как добраться до Успенской обители

    Адрес где находится община: 161100, г. Кириллов (в Вологодской области, Российская Федерация).

    Самое большое количество туристов приезжает в обитель как раз-таки в период курсирования круизов по реке. Сами же теплоходы причаливают возле пристани «Горицы», затем маршрутный автобус перевозит приезжих туристов в Кирилловскую и/или же Ферапонтову общину. Обычно, общая продолжительность стоянки парохода составляет в пределах 4-5 часов, за счет чего осмотр храма выходит беглым. Однако, если имеется желание более подробно изучить эту живописную местность, то лучше всего подобрать другой вариант.

    Доехать до обители можно и на общественном транспорте: добраться до г. Вологды можно маршруткой, после чего от автовокзала направиться до Кириллова. Общее время пребывания в пути составляет чуть больше двух часов;

    К тому же можно добраться до областного центра Череповец и затем уже продолжить движение на маршрутке.

    Если Вас интересует как доехать на автомобиле, то сначала следует добраться до Вологды, а после ехать в направлении Архангельска и уже через 115 км повернуть налево и проехать до Кириллова еще 16 км.

    Пусть хранит Вас Господь!

    Вам будет интересно посмотреть еще и видео о святой обители:

    filaretuos

    Реалии нашей жизни

    Друзья и враги

    Город Кириллов и его монастыри

    22 июня, Православная Церковь празднует день памяти святого преподобного Кирилла Белозерского. Именно именем святого и назван город Кириллов, который находится в Вологодской области в 130 км. от Вологды или в 100 км. от ближайшей железнодорожной станции, города Череповец.

    Кириллов находится на восточном берегу Сиверского озера. Сначала на месте нынешнего города располагалась ремесленная слободка, возникшая почти одновременно с Кирилло-Белозерским монастырем, основанным в 1397 году. Лишь 24 августа 1776 года указом Екатерины II Кириллов был провозглашен городом. Через город проходит открытый в 1828 году Северо-Двинский канал (он же — канал герцога Вюртембергского), который дает возможность судам проходить из Волги через Шексну в Сухону и далее через Северную Двину в Архангельск.

    Конечно, самая большая достопримечательность города Кириллова, это Кириллово-Белозерский монастырь.

    Многие из сохранившихся храмов были отстроены в камне на исходе правления Василия III. В 1528 году этот правитель приехал в Кирилловский монастырь с княгиней Еленой Глинской молиться о даровании наследника. Последовавшее за этим рождение сына — будущего царя Ивана Грозного — в глазах современников связывалось с заступничеством преподобного Кирилла Белозерского. Иван Васильевич на протяжении всей своей жизни питал к Кириллову монастырю особое пристрастие, считая себя обязанным ему своим рождением. Перед смертью, принимая схиму, первый русский царь, как и его отец, стал пострижником Кирилло-Белозерского монастыря.

    Монастырь богател, разрастался и, несмотря на большой пожар в 1557 году, стал крупнейшим средоточием каменных построек на севере Русского государства и крупнейшим церковным землевладельцем после Троицкого монастыря. В монастырских владениях числилось 607 одних только деревень. Кирилловские настоятели занимали заметное место в церковной иерархии и, как правило, со временем переходили на значимые архиерейские кафедры.

    Как и другие северные монастыри, Кириллов служил местом заточения лиц из светской и церковно-феодальной знати. В разное время здесь пребывали опальные Вассиан Косой, бояре М. И. Воротынский, И. П. Шуйский, И. Ф. Мстиславский, Б. И. Морозов, великий князь Симеон Бекбулатович, московский митрополит Иоасаф (Скрипицын) , патриарх Никон и др.

    В Смутное время монастырь выдержал в 1612—13 гг. осаду и отбил (до 1616) несколько нападений войск польских и литовских интервентов. Во время штурма был убит командовавший осаждавшими польский полковник Песоцкий.

    После этих событий русское правительство осознало важное фортификационное значение обители. В 1654—80 были построены новые каменные стены монастыря, дошедшие до нашего времени, и монастырь стал одной из самых больших и могучих крепостей в России.

    В 1722 году в монастырь приезжал Пётр I . Обитель к тому времени была собственником 21 тысячи крестьян, проживавших на территории 16 уездов, однако с появлением у России балтийских портов и упадком северной торговли через Архангельск экономическое значение монастыря стало падать.

    Постепенный закат монастыря продолжался и при следующих правителях. В 1764 указом Екатерины II обитель была лишена крестьян и угодий . Через 12 лет из монастырской слободы был образован город Кириллов, а в крепостной стене помещена городская и уездная тюрьма.

    Церковь святого князя Владимира Усыпальница князей Вортынских. Последний князь Воротынский приходился царю Алексею Михайловичу двоюродным братом (их матери были сёстрами).

    В сентябре 1918 года большевиками был расстрелян настоятель монастыря Варсонофий (Лебедев), епископ Кирилловский.

    В 1924 году на базе разорённого экспроприациями монастыря был открыт Кирилло-Белозерский музей-заповедник, что позволило избежать обычных для 1930-х гг. разрушений и сноса исторических памятников.

    Церковь святого Епифания

    С 1997 года Кирилло-Белозерский музей-заповедник был включён в Государственный свод особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации.

    Церковь святого Кирилла Белозерского
    Эта эдинственная действующая церковь монастыря.
    Построена по требованию Ивана Грозного над мощами святого
    В ней находятся мощи святого Кирилла.

    Храмы Архангела Гавриила. и Иоанна Крестителя
    Построены на средства отца Ивана Грозного.

    Введенская Церковь монастыря

    Белозерская икона перед которой молился святой Кирилл.
    Обратите внимание, что Христос изображён не младенцем, а уже отроком.

    Отзывы посетивших это святое место:

    Впечатляющие размеры музея-заповедника! Мы были 2 мая, народу очень много, толпы туристических групп. За все везде надо платить. Единый льготный билет стоит 400 рублей, но туда не входит колокольня, стены, собор. Мы посетили выставку «История Кирилло-Белозерского монастыря» в Трапезной палате за 120 руб., подъем на колокольню — 70 руб., посещение стен монастыря — 60 руб. с носа. Вход в Успенский собор тоже стоит отдельных денег, но он был закрыт. Все красиво, но как же было холодно. Ветер ледяной, на колокольне просто сдувал с ног, так что одевайтесь теплее.

    Монастырь восхищает своей мощью. Огромные высокие стены и башни. Красивый вид с озера. Когда-то Кирилло-Белозерский монастырь имел статус лавры, и был второй по значимости после Троице-Сергиевой Лавры. Сохранились фрески в Святых Воротах с надвратной церковью Иоанна Лествичника (1572 г). Действующие храмы: В честь прп.Сергия Радонежского (службы только летом) и в честь прп.Кирилла Белозерского (службы круглый год, здесь же находятся мощи прп. Кирилла Белозерского).
    Монастырь требует реставрации.

    Первый раз был 22 июня несколько лет назад. В этот день в монастыре престольный праздник. Приезжает вологодский епископ, много гостей, вокруг монастыря идет крестный ход. Затем освящают Сиверское озеро, а потом все в нем купаются, даже богомольные старушки. Как правило, в этот день всегда солнечно и жарко. Атмосфера очень приподнятая и радостная. Вот только с гостиницами могут быть проблемы

    Приехали 2 мая. На территории было всего 6 человек, нас двое и еще 2 пары. Всё! Вход бесплатный, фотографировать никто не запрещал. Большинство, если не все, церкви были закрыты на огромные амбарные замки.

    Стены монастыря представляют собой настоящую крепость с огромным внутренним двором, в котором разместились два монастыря и так называемый новый город. Через Вологодскую башню можно подняться на второй и третий ярусы стены и прогуляться по галерее. Размеры стены впечатляют, в некоторых местах высота достигает 12, а толщина 7,5 метров. Интересно устроены наклонные бойницы в стене

    Экскурсоводы утверждают, что башни у них самые мощные и толстые в России. К сожалению, очень много туристов. По волго-балтийскому каналу ходит множество круизных теплоходов, и почти каждый из них останавливается в Кириллове. Один теплоход – пять-шесть экскурсионных групп по 20 чел. И таких теплоходов может быть несколько одновременно. Может быть, мы просто в неудачное время попали?.

    В 20 км. от Кириллово в селе Ферапонтово находится ещё один древний, Ферапонтов монастырь. Святой Ферапонт Белозерский был учеником Кирилла.

    Ферапо́нтов Белозерский Богородице-Рождественский монастырь — бывший православный монастырь в Кирилловском районе Вологодской области. В течение 400 лет обитель являлась одним из важнейших культурных и религиозных просветительных центров Белозерского края. Здесь сохранился уникальный по чистоте и сохранности ансамбль архитектуры и стенописи допетровского времени. Сессия ЮНЕСКО внесла в 2000 г. монастырь в список Всемирного наследия. В зданиях бывшего монастыря действует музей.

    В монастыре почивают под спудом мощи прпп. Мартиниана и Галактиона Белозерских.
    Большую часть времени после снятия с патриархов, здесь провёл патриарх Никон.

    С обретением мощей преп. Мартиниана и последующей его канонизацией возрастает внимание к монастырю, способствующее росту вкладов и доходов.

    Ферапонтов монастырь был богатейшим вотчинником Белозерья. Ему в начале XVII в. принадлежали несколько сёл, около 60 деревень, 100 пустошей, более 300 крестьян.

    С 1924 года монастырь закрыт и превращён в музей

    В 6 км от Кириллова в Горицах, есть ещё один, но уже женский монастырь, Горицкий Вознесенский. (Горицкий, ударение на второй слог)

    Монастырь прежде неоднократно использовался в качестве привилегированной женской тюрьмы.

    Красивое тихое место, монастырь живет, несмотря на свою ужасно удручающую бедность — стоит посетить. В Храме очень уютно, прихожан на службе очень мало, в основном монахини.

    Горицкий женский монастырь (N59.86427°, E38.25912°) — тот самый, куда самодержцы Всероссийские ссылали своих неугодных жен, опальных сестер и тётушек. Сегодня Горицы — действующая женская обитель, с крепким хозяйством (продукты все свои, огороды, теплицы, пасека, коровки-свинки-курочки, даже индюки и павлины ходят). Мёд свой, квас монастырский, свечи катают сами из пчелиного воска, оттого в храме нежно пахнет пасекой и цветами.
    Поклонились намоленным образам, умылись из святого источника, купили мёду, горшочек с надписью «мёд», сувениры, и поехали дальше .

    Сегодня в городе Кириллове живёт всего 7 с половиной тысяч человек. Но когда-то в 14 веке, здесь были глухие места и первым сюда пришёл жить свтой Кирилл Белозерский, который и создал эту духовную красоту.

Ссылка на основную публикацию