Князь-Владимирский собор в Санкт-Петербурге

Князь-Владимирский собор: режим работы 2020, как добраться и официальный сайт

Князь-Владимирский собор в Санкт-Петербурге – один из любимых петербуржцами храмов. Назван в честь равноапостольного князя Владимира, имя которого связано с крещением Руси. Внутреннее убранство делает храм уютным и располагает душу к молитве. Является действующим православным храмом, памятником архитектуры 18 века.

Адрес Князь-Владимирского собора

Улица Блохина 26.

Как добраться до Князь-Владимирского собора в Санкт-Петербурге, ближайшее метро

Станция метро «Спортивная». Купола храма видны при выходе из метро.

Режим работы Князь-Владимирского собора в 2020 г.

  • Ежедневно с 9:45 до 20:00 (окончания Вечерней службы)
  • По воскресеньям и церковным праздникам с 6:45 до 20:00 (окончания Вечерней службы)
  • Расписание богослужений можно уточнить на сайте

Стоимость билетов в Князь-Владимирский собор в 2020 г.

Вход свободный. Собор является действующим храмом.

Телефон Князь-Владимирского собора

История создания Князь-Владимирского собора в Санкт-Петербурге

С основанием Санкт-Петербурга на берегу Малой Невы строится и жилой квартал. Этот район часто затоплялся во время наводнений и местность была болотистой. В народе ее называли «Мокрушей». В 1708 году здесь, на болотистом месте, была построена небольшая деревянная церковь, названная именем Святого Николая. В 1713 году на том же месте построен мазанковый храм. Его главный престол был освящён в 1719 году в присутствии Петра Первого в честь Успения Богоматери. В народе эту церковь стали называть «Успение на Мокрушах». По своим размерам и числу престолов этот храм превосходил другие (Троицкий, Петропавловский, Исаакиевский). Поэтому временно получает статус соборного храма.

К 30-м годам 18 века церковь обветшала. По распоряжению императрицы Анны Иоанновны в 1740 году началось строительство нового каменного храма (архитектор М. Земцов). Из-за смерти императрицы строительство было приостановлено и было продолжено только в 1766 году. Завершить сооружение храма было поручено архитектору А. Ринальди. Проект был изменен. Церковь решили сделать пятиглавой, как принято по древнему российскому обычаю, а не одноглавой как планировалось раньше.

Здание было почти построено, но пожар 1772 года уничтожил старую мазанковую церковь и повредил новое здание. Завершение строительства было поручено И.Е. Старову. Храм был достроен только к 800-летней годовщине принятия на Руси христианства. 1 октября 1789 года был освящен главный алтарь храма уже не в честь Успения Богоматери, а в честь святого князя Владимира, крестителя Киевской Руси. Два придела — Успенский и Никольский напоминают о старых названиях.

22 сентября 1782 года императрица Екатерина II учредила орден святого Владимира «в поощрение службы военной и гражданской», который подразделялся на четыре степени и имел девиз: «Польза, честь и слава». Лента ордена состояла из трех полос: двух черных и красной. Награждение орденом четвертой степени давало право на потомственное дворянство. Орден Св. Владимира I степени следовал непосредственно за орденом Св. Андрея Первозванного — высшей наградой России. В 1845 году император Николай I приказал определить Князь-Владимирский собор как храм Кавалеров Ордена Святого Князя Владимира всех степеней с девизом «Польза, честь и слава». Знак Ордена находится над главным входом в храм. В 1875–1917 годах здесь находилось благотворительное общество и приют для сирот.

В храме проводились службы во время Второй мировой войны и блокады. Многие жители города приходили сюда в самые страшные для Петербурга дни. Здесь хранились ценные иконы из закрывающихся храмов. В 1935 году из закрытого подворья Лавры сюда была передана копия главной святыни Киево-Печерской лавры — иконы Успения Божьей Матери. Одна из ценностей храма — Берлинское напрестольное Евангелие 1689 года в драгоценном окладе, переданное императрицей Елизаветой Петровной.

В 1946 году восстановили колокольный звон храма. Большой колокол был отлит в Финляндии.

Наружное убранство Князь-Владимирского собора в Санкт-Петербурге

Храм во имя князя Владимира является одним из шедевров храмовой архитектуры екатерининской эпохи. Пятикупольное здание с 57-метровой колокольней восхищает красотой и изяществом.

Храм оформлен в переходных от барокко к классицизму формах. Облик здания выглядит строгим и сдержанным. Но в некоторых деталях прослеживаются мотивы барокко: лучковые фронтоны, овальные окна.

Внутреннее убранство Князь-Владимирского собора в Санкт-Петербурге

Внутренняя отделка строга и проста. Внутри храма нет росписей, кроме изображения четырех Евангелистов. По предположениям автором является К. Брюллов. На западной стороне храма мы видим копии картин «Оплакивание Христа» Паоло Веронезе и «Преображение» Рафаэля. Стены храма украшены пилястрами дорического ордера.

С сентября 1940 года в храме находилась Казанская икона Божьей Матери. 3 июля 2001 года она была возвращена на свое историческое место — в Казанский кафедральный собор. В храме на ее месте теперь находится копия. Справа расположен храмовый образ святого князя Владимира. Иконостас храма является шедевром художественной резьбы по дереву. Выполнен в стиле ампир по проекту И.Е. Старова. В алтаре находится копия росписи Киевского Владимирского собора композиция «Святая Евхаристия» (работа В. Васнецова).

КНЯЗЬ-ВЛАДИМИРСКИЙ СОБОР

В главном – единство,
во второстепенном – терпение,
во всем – любовь.

Дорогие братия и сестры! Сердечно приветствуем Вас! Добро пожаловать на наш сайт!

ЗАВЕТЫ КНЯЗЯ ВЛАДИМИРА

Мы рады вступить с Вами в диалог, придерживаясь
апостольского принципа:

“Господа Бога святите в сердцах ваших: будьте готовы всякому
требующему у вас отчета в вашем уповании, дать ответ
с кротостью и благоговением ” (1 Петр. III,15)

Все мы, крещенные во имя Святой Троицы, составляем Единую,
Святую, Соборную и Апостольскую Церковь.

Давайте вместе являть и утверждать Единство, Святость,
Соборность и Апостольство Русской Православной Церкви.

Настоятель — протоиерей Владимир Сорокин
вместе с клиром и прихожанами Князь-Владимирского собора.

1789 КАЛЕНДАРЬ 2020

ПОМЯНИ, ГОСПОДИ

17/29 января 1843 года скончался митрополит Серафим (Глаголевский Стефан Васильевич; 1757 — 17 (29).01.1843). Митрополит Новгородский, Санкт-Петербургский, Эстляндский и Финляндский (26.03.1821 – 17.01.1843). Первенствующий член Святейшего правительствующего синода.

17 января 1934 года был арестован протоиерей Сергий Владимирович Румянцев (30.06.1903-18.07.1977). Уклонился в обновленчество. С 1925 — священник в храмах Ленинграда. Арестован в 1934, освобожден 26.03.1934. Вновь арестован 23.04.1934, приговорен к 3 годам ИТЛ. Освобожден 3.05.1936. С января по февраль 1943 – староста Князь-Владимирского собора. С апреля 1943 — обновлен­ческий протопресвитер. 24.07.1944 принес покаяние и принят мирянином. 30.09.1944 рукоположен во священника. 7 апреля 1953-11 июня 1964 — секретарь Ленинградского митрополита.

17 января 1934 года был арестован Варсонофьев Владимир Клементьевич, 1910–(?).Прислуживал в алтаре Князь-Владимирского собора. Глава братства юных ревнителей православия. Арестован в 1934 по делу «евлогиевцев». Приговорен 25.02.1934 к 3 годам концлагерей.

17 января 1938 года был приговорен к расстрелу Бенешевич Владимир Николаевич (9.08.1874 –27.01.1938), византинист. Окончил юридический факультет СПб университета (1897). В 1900–1905 изучал славянские и византийские письменные источники в библиотеках Европы и Ближнего Востока. С 1907 доцент, с 18.10.1907 сверхштатный экстраординарный профессор Санкт-Петербургской ДА. С 1 июля 1909 читал лекции в СПб университете, с 31 января 1911 экстраординарный профессор церковного права, с 1914 – доктор .Член Поместного Собора 1917–1918. В 1922 был арестован по “делу митрополита Вениамина”, оправдан судом. С 6.12.1924 член-корреспондент АН СССР. В ноябре 1928 арестован, сослан на Соловки на 3 года. В 1930 возвращен в Ленинград и привлечен к “Академическому делу”, осужден к 5 годам ИТЛ. В 1933 досрочно освобожден. 27 ноября 1938 вновь арестован, обвинен в шпионаже и приговорен к ВМН. Расстрелян.

17 января 1944 года в Князь-Владимирский собор был назначен протоиерей Симеон Федорович Рождественский (14.12.1884- 13.09.1965,). Окон­чил Александро-Невское ДУ в Петербурге (1899). 04.12.1941 рукоположен во священника. 17.01.1944 — 1946 служил в Князь-Владимирском соборе. Скончался в Ленинграде.

17 января 1964 года в Князь-Владимирский собор был назначен священник Ивановский Иоанн Николаевич (24.12.1906-1994). Служил в Князь-Владимирском соборе до 25.02.1972. Впоследствии переведен в Свято-Троицкий собор Александро-Невской лавры.

ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ

17 января 1922 г. священнослужители Князь-Владимирского собора были вынуждены написать расписку с обязательством совершать богослужения только с разрешения заведующего районным церковным столом.

ВСЕРОССИЙСКИЙ ПОМЯННИК

В целях сохранения исторической памяти и молитвенного поминовения, желая сделать более доступными сведения о наших соотечественниках, способствовавших умножению славы и поддержанию чести России, в Князь-Владимирском соборе в 2008 году создан Всероссийский Помянник.

На данный момент внесены сведения: Блокадники Ленинграда — более 600 000 человек (электронные каталоги книги памяти “Блокада” 1941 -1944. Ленинград и книги памяти “Ленинград 1941 -1945 предоставлены нам на основании письма Председателю комитета по труду и социальной защите населения Ржаненкову Александру Николаевичу № 020/080-908)); погибшие в годы Великой Отечественной войны — 11, 5 млн. чел., (сведения переданы Управлением по увековечиванию памяти погибших при защите Отечества Министерства Обороны РФ); Ленинградский мартиролог — около 50 000 чел.; жертвы репрессий (“Мемориал”) — 2,5 млн. (база данных предоставлена обществом “Мемориал”); погибшие в годы Великой отечественной войны — около 1,4 млн. чел. (база данных предоставлена организацией “объединенное Отечество” республики Татарстан); Героев Советского Союза — 10 000 чел.; кавалеры орденов России и Советского Союза и т.д.,

А также списки героев-подводников, участников Сталинградской битвы, жертв Чернобыльской катастрофы, имена наших воинов, погибших в Афганестане…

Сбор сведений продолжается. Приглашаем принять участие тех, кто желает сохранить память о своих родных и близких.

Обращаемся ко всем, кто желает помочь на благотворительной основе:

1. Пополнить базу данных о погибших за Отечество;

2. Блокадниках Ленинграда;

3. Жертвах репрессий;

4. Отмеченных орденами, медалями, почетными званиями России и Советского Союза…

Зарание благодарим тех, кто стремится сохранить историческую память о наших соотечественниках.

Сведения просим направлять по адресу: 197198, г. Санкт-Петербург,
ул. Блохина, д.26, Князь-Владимирский собор.
Т/ф. (812) 498-03-04, e-mail: kvsk@mail.ru.

Настоятель Князь-Владимирского собора протоиерей Владимир Сорокин совершил литию и молебен по случаю 308-й годовщины со дня основания Академии им. А. Ф. Можайского

Настоятель Князь-Владимирского собора протоиерей Владимир Сорокин провел встречу со школьниками из Красного Села и показал ребятам Всероссийский Помянник

Настоятель Князь-Владимирского собора протоиерей Владимир Сорокин принял участие в детском празднике Князь-Владимирского собора

Расписание богослужений в Князь-Владимирском соборе на 13 — 19 января

Настоятель Князь-Владимирского собора протоиерей Владимир Сорокин принял участие в церемонии награждения победителей конкурса «Дары волхвов», проходившего в рамках фестиваля «Чудо Рождества»

Адрес: 197198, г. Санкт-Петербург, ул. Блохина, д. 26. Тел.(812) 498-03-04

Гид по Петербургу

Что посмотреть и куда сходить в Культурной Столице

Князь-Владимирский собор в Санкт-Петербурге

Соборы и Храмы

Краткое описание

Князь-Владимирский собор — капитульный храм ордена Святого Владимира. Он принадлежит Санкт-Петербургской епархии Русской православной церкви и находится в Петроградском районе.

При соборе работает огромное количество объединений самого разного рода: от религиозных до спортивных

Одними из первых жилых районов Санкт-Петербурга были кварталы, расположенные западнее Петропавловской крепости. Именно там были заложены сначала маленькая церквушка, а потом трехпрестольный храм-мазанка, которые предшествовали Князь-Владимирскому собору.

Современный собор был заложен в 1740 году – спустя почти сорок лет после основания города. Но и тогда не все пошло гладко: спустя год после начала строительства произошел дворцовый переворот, власть сменилась, и возведение храма прекратилось еще на два с лишним десятка лет.

Богослужения

В Князь-Владимирском храме проводятся как ветхозаветные, так и новозаветные богослужения. Попасть на них может любой желающий, а точное расписание можно узнать на официальном сайте:

Также в храме можно провести таинства:

  • крещения
  • венчания
  • елеосвящения
  • отпевания усопших

Князь-Владимирский собор

Собор является одним из шедевров архитектуры екатерининской эпохи, восхищает красотой и изяществом (проект А. Ринальди).

Князь-Владимирский собор на Петроградской стороне занимает особое место среди православных святынь Санкт-Петербурга. В нем нашло отражение множество исторических событий от Петровских времен до наших дней.

Первый храм святителя Николая существовал здесь уже с 1708 г., затем была построена церковь Успения Божией Матери. Каменное здание существующего пятиглавого собора строилось по проекту Антонио Ринальди. Он разработал и запоминающийся рисунок крестов собора. Завершалось строительство под руководством архитектора И.Е. Старова.

Собор был освящен в 1789 году в память 800-летия Крещения Руси в честь святого равноапостольного князя Владимира. Своими мудрыми шагами князь достойно ввел Киевскую Русь в круг государств христианского мира, принес славянам просвещение и культуру.

Собор является одним из шедевров храмовой архитектуры екатерининской эпохи. Пятикупольное здание с 57-метровой колокольней восхищает красотой и изяществом. Храм оформлен в переходных от барокко к классицизму формах. Облик здания выглядит строгим и сдержанным.

Внутренняя отделка строга и проста. Внутри храма нет росписей, кроме изображения четырех Евангелистов. Иконостас храма является шедевром художественной резьбы по дереву, выполнен в стиле ампир. Внутреннее убранство делает храм уютным и располагает душу к молитве.

Собор никогда не закрывался, а в годы Великой Отечественной войны был важнейшим духовным оплотом осажденного города. Горячая молитва перед чудотворными иконами Божией Матери «Казанской» и «Скоропослушницей», святителя Николая стала одной из примет тех 900 блокадных дней. И сегодня приходящие в Князь-Владимирский собор могут поклониться старинным чудотворным иконам.

С 1845 года Собор является кавалерским для ордена святого князя Владимира, который был вторым по значимости в Империи. Девиз ордена: «Польза, честь и слава». Архиерейский Собор Русской Православной Церкви 2013 г. подтвердил орденский статус храма. В Соборе установлено орденское знамя, ведутся списки кавалеров ордена. Продолжая традицию, в 2008 году в соборе был создан Всероссийский Помянник с целью молитвенного поминовения наших соотечественников, умноживших славу и честь России (более 16 млн. человек).

Особый интерес у туристов и паломников вызывают экспозиции, которые устанавливаются рядом с входом в храм – Рождественский вертеп, Пасхальная экспозиция, экспозиция «Просветители», посвященная св. князю Владимиру и просветителям Руси. Длина экспозиций 6 м, все фигуры выполнены в натуральную величину, звучат праздничные песнопения.

В 2015 году, в рамках празднования 1000-летнего юбилея святого князя Владимира, проведена масштабная реставрация Собора — первая за 225 летнюю историю. Посетители и паломники могут увидеть Собор в его первозданной красоте.

Князь-Владимирский собор в Питере

Одним из наиболее почитаемым святым местом для петербуржцев и гостей города является Князь-Владимирский собор. Его название связано с князем Владимиром, который крестил Русь и принял христианскую веру.

Внешне здание впечатляет своей изысканностью и величием, а внутреннее убранство храма располагает к молитве и поднесению к высокому.

Князь-Владимирский собор в Санкт-Петербурге – это гармоничное соединение классицизма и барокко, это место одно из наиболее светлых, торжественных и нарядных среди святынь в северной столице.

История собора

История собора Князь-Владимирского берет свои истоки с 1713 году, когда была возведена маленькая деревянная церковь. Двумя годами позже церковь перестроили и назвали «Успением на Мокрушах».

Название связано с месторасположением святыни – район постоянно был затоплен водами Невы и отличался болотистой поверхностью, потому в народе он стал называться «Мокрушей».

Дерево не проявило себя как прочный материал, и в 1740 году было приняло решение заменить старую церквушку на каменную, чьим проектом занялся архитектор Земцов. Через два года на престол взошла Елизавета Петровна, и смена власти приостановила строительство.

Старые планы продолжили воплощать только в 1765 году, убранством и архитектурой здания занимался Ринальди. В 1772 году пятиглавый собор с трехъярусной колокольней был охвачен пожаром и сильно повредился.

Окончить строительство удалось только через 17 лет, к 800-летию принятия христианской веры на Руси. Освятили храм в 1789 в честь равноапостольного князя Владимира.

Собор относился к числу святынь, которым было разрешено продолжать службу во время советской власти. Самые ценные артефакты из закрытых церквей были размещены в Князь-Владимирском соборе. Он продолжал свою работу даже в тяжелейший период блокады Ленинграда.

Существует легенда, согласно которой во времена Великой Отечественной войны Казанскую икону Божьей Матери, находившуюся в этом храме, было приказано отвезти на фронт и дать возможность увидеть ее каждой воинской части вопреки распространенным принципам атеизма. Верующие считают, что именно эта икона придавала сил советским войскам в 1944 году.

Архитектура здания

Спустя несколько сотен лет после постройки, архитектурное решение впечатляет и в современности. Внешне этот храм похож на Троицкий собор Александро-Невской Лавры.

Колокольня высотой в 57 метров привлекает изяществом форм, которые органично сочетаются со строгостью линий. На звоннице расположено семь колоколов, самый крупный из них был вылит в 1779 году, весит он пять тонн. Мотивы барокко прослеживаются в овальных окнах и лучковых фронтонах.

Князь-Владимирский собор является одним из величайших шедевров храмовой архитектуры екатерининской эпохи.

Внутреннее убранство Князь-Владимирского собора

Внутри храма нет лишних изысков – здесь все просто и строго, одновременно уютно и торжественно. Каждый, кто попадает в середину признается, что убранство располагает к размышлениям и молитвам.

Внутри храма отсутствуют привычные росписи, но здесь есть изображения четырех Евангелистов, выполненные художником Карлом Брюлловым. На западной стене располагается копия картины Паоло Веронезе «Оплакивание Христа» и Рафаэля «Преображения.

Стены собора по периметру украшают пилястры дорического ордена. Кроме того, здесь находится храмовый образ равноапостольного князя Владимира.

Кроме того, в храме можно увидеть другие почитаемые иконы:

  • Икону Богоматери «Скоропослушница», которую привезли с Афона;
  • Чудотворный образ святителя Николая;
  • Список Спаса Нерукотворного с иконы из Домика Петра I;
  • Икону-мощевик, в которой заключены частицы мощей 49-ти святых.

Как добраться до храма?

Князь-Владимирский собор находится на улице Блохина 26. Добраться до него можно на метро, выйдя на станции «Спортивная». Из выхода со станции сразу можно увидеть купола храма.

Часы и правила посещения

Вход в храм абсолютно бесплатный, так как он на сегодняшний день является действующим. Посетить святыню можно в любой день с 9:45 до 20:00, а в церковные праздники и по воскресеньям с 6:45 до 20:00. Богослужения во время Великого Поста начинаются с девяти утра.

Любой желающий может не только посетить Князь-Владимирский собор, чтобы ознакомиться с его убранством, но и присоединиться к любому из богослужений.

Князь-Владимирский собор отличается своей архитектурой и проектом, ведь он построен по принципу корабля, в котором Христос выступает кормчим.

Радует глаз насыщенный синий и белый цвет, отсутствие фресок и нагромождений убранства, строгость классицизма и оригинальные мотивы барокко, богатая история храма, редкие святые иконы внутри – все это привлекает в собор не только жителей Петербурга, но и его многочисленных гостей.

Князь-Владимирский собор в Санкт-Петербурге

Князь-Влади́мирский собо́р (официальное название — собор Святого равноапостольного князя Владимира) в Санкт-Петербурге — православный храм, находящийся в квартале, ограниченном проспектом Добролюбова, Храмовым переулком, улицей Блохина и переулком Талалихина (напротив станции метро «Спортивная»)

Храм принадлежит Санкт-Петербургской епархии Русской православной церкви, является центром Петроградского благочиннического округа. Настоятель — протоиерей Владимир Сорокин.

Первые храмы

Первая деревянная церковь Святого Николая на этом месте была построена в 1708 году. Затем в 1713—1719 годах здесь строилась мазанковая Успенская церковь. Эта церковь имела три придела: центральный Успенский и боковые Никольский и Предтеченский. Службы в Никольском и Предтеченском приделах начались в 1717 году. Успенский придел был освящён 5 апреля 1719 года. По царскому повелению церковь получила статус собора.

В 1740 году рядом с Успенским собором по указу императрицы Анны Иоанновны был заложен одноглавый каменный храм (архитекторы М. Г. Земцов и П. А. Трезини). Здание вывели под своды, но при восшествии на престол Елизаветы Петровны в 1742 году строительство было заморожено.

Строительство каменного собора

В 1765 году архитектором А. Ринальди был разработан новый проект уже пятиглавого собора с трёхъярусной колокольней. Перестройка храма велась в 1766—1773 годах.

В 1772 году разразился пожар, уничтоживший деревянный Успенский собор и повредивший ещё не достроенный каменный.

8 сентября 1772 года освятили Успенский придел. На этом в строительстве собора опять наступил перерыв, и только в 1783 году оно вновь возобновилось под руководством архитектора И. Е. Старова, который внёс изменения в оформление фасадов. 1 октября 1789 года новый собор освятили в честь святого князя Владимира.

Храм — памятник архитектуры в стиле, переходном от барокко к классицизму. Главный объём собора увенчан мощным пятиглавием, интерьер разделен пилонами на три нефа, стены расчленены пилястрами дорического ордера.

1790—1917 годы

В 1823 году устроены хоры и переделан в ампирном стиле иконостас.

С 1845 году собор стал капитульным храмом ордена Святого Владимира.

В 1859—1866 годах боковые Успенский и Никольский приделы перенесены в боковые нефы. Успенский занял место справа, а Никольский — слева от главного алтаря.

В 1872—1873 годах архитектором Н. Ф. Брюлловым построена ограда с двумя часовнями.

В 1882—1886 годах на пожертвования прихожан была по проекту архитектора Н. Н. Ковригина построена часовня святого Александра Невского на углу Большого проспекта Петроградской стороны. Часовня была освящена 2 июня 1886 года.

После 1917 года

С июля 1922 по август 1923 года собор был обновленческим, затем до 14 июня 1927 года принадлежал группе «Живая церковь», будучи возглавляемым протопресвитером Владимиром Красницким.

С 8 ноября 1926 года по 21 ноября 1927 года собор был временно закрыт; затем передан в пользование общине Патриаршей Церкви.

С 1938 по 1941 год — кафедральный собор, резиденция митрополита Ленинградского Алексия (Симанского).

В 1940—2001 годах здесь находилась икона Казанской Божией Матери (ныне возвращена в Казанский собор).

В 1989 году была выбита юбилейная медаль в честь 200-летия собора.

Князь-Владимирский собор

Архитекторы, годы постройки:

С самого основания Санкт-Петербурга вдоль берега Малой Невы начал формироваться жилой квартал. Эта местность стала называться «Мокруша», так как во время наводнений её часто заливало и она была достаточно болотистой. В 1708 году здесь построили первую деревянную церковь названную именем Святого Николая. В 1713 году здесь же построили мазанковый храм во имя Успения Богоматери. Боковые приделы были освящены в 1717 году во имя Николы Чудотворца и во имя Иоанна Предтечи. Спустя ещё два года освятили главный придел, при чём присутствовал сам Пётр I. Временно собор получил статус соборного, так как тогда он превосходил по своим размерам и числу престолов другие существующие храмы (Троицкий, Петропавловский, Исаакиевский). Храм в народе стали называть «Успение на Мокруше».

В 1740 году по указу Анны Иоанновны в честь рождения наследника престола Иоанна Антоновича рядом со старой деревянной церковью начали строить новый каменный храм. Автором проекта стал архитектор М. Г. Земцов. После смерти Земцова строительство поручили Пьетро Антонио Трезини. Храм планировалось построить по образу Петропавловского — однокупольным. Собирались назвать его именем святого Иоанна Предтечи, в память отца Анны Иоанновны и будущего императора Иоанна. Однако смерть императрицы приостановила строительство, Иоанн Антонович оказался узником Шлиссельбургской крепости. Кроме того, выяснилось, что алтарная часть храма ориентирована на юг, а не на восток, как принято по православным традициям. К 1742 году собор подвели под своды, но в дальнейшем средства на строительство предоставлять перестали. Сам же приход не мог изыскать необходимые средства на строительство храма вместимостью 3 000 человек и продолжал довольствоваться старым зданием.

В 1747 году Елизавета Петровна повелела достроить собор, причём достраивать его она решила пятиглавым. Так как собор не мог носить имя свергнутого императора, его стали называть Успенским. Пьетро Трезини составил новый проект, который не понравился Елизавете и был отвергнут. Императрицей проектирование собора было предложено всем петербургским архитекторам.

Пока не был освящён каменный храм, продолжал работать мазанковый. Местные священники докладывали в 1750 году архиепископу Санктпетербургскому С. Кулябке:

Новый проект разработан был только при Екатерине II. Конкурс на строительство в 1765 году выиграл Антонио Ринальди. С 1766 года им было начато строительство храма, за основу которого был взят московский Успенский собор. Здание было построено практически полностью, когда в 1772 году произошёл пожар. Он уничтожил старую мазанковую церковь и повредил новое здание. Тем не менее, здесь освятили Успенский придел.

К этому времени Россия вышла на берега Чёрного моря. В 1778 году в устье Днепра был заложен город Херсон, название своё он получил в честь Херсонеса. Именно там великий князь Владимир принял крещение. 31 мая 1783 года Екатерина II, «желая, чтоб начатая давно уже на Петербургской стороне церковь Успения Пресвятой Богородицы приведена была к окончанию» передала дела о строительстве в управление Александро-Невской лавры. Завершением строительства собора занялся И. Е. Старов.

В 1789 году освятили храм уже не в честь Успения Богоматери, а в честь князя Владимира. По всей видимости, это связано с тем, что окончание возведение храма совпало с присоединением к России Крыма, герб которого был украшен византийским орлом с восьмиконечным крестом на груди, напоминавшем о принятии князем Владимиром христианства в Константинополе. Собор, освящённый во имя Святого Равноапостольного князя Владимира, должен был напоминать об обретении Россией «купели своего крещения». В напоминание о прежних названиях здесь были освящены два придела — Успенский и Никольский. Первоначально они располагались в отдельных небольших помещениях, а в 1866-1867 годах были перенесены в боковые нефы храма. Тогда же Князь-Владимирский собор стал тёплым.

С 1806 года при соборе действовало духовное училище. В 1845 году Князь-Владимирский собор стал орденским. С этого времени здесь сформировалась традиция отмечать орденский праздник 22 сентября. В 1875-1917 годах здесь находилось благотворительное общество и приют для сирот.

Территорию вокруг собора озеленили и оградили в 1871-1872 годах. Сделали это после того как в 1870 году император Александр II указал, что площадь при соборе «по своему виду не соответствует наружному благоустройству столицы». Проект ограды и двух часовен составил архитектор Брюлло. Эти часовни до наших дней не сохранились.

В 1882-1886 годах на средства прихожан ближе к Тучкову мосту в память о императоре Александре II была построена ещё одна часовня. Её проект составил Н. Н. Ковригин, сделал архитектор это безвозмездно, в дар Князь-Владимирскому собору. Освятили часовню 2 июня 1886 года. В 1896 году между часовней и собором был разбит сквер.

В советское время Князь-Владимирский собор оставался действующим. Закрывался он только с 1926 по 1927 год. На территории Петроградского острова к 1934 году он стал единственным открытым храмом для прихожан. В 1933 году его колокола сняли и отправили на переплавку. С 1938 по 1941 год Князь-Владимирский собор носил статус кафедрального собора Ленинградской митрополии. В 1940 году сюда из Казанского собора перенесли Казанскую икону Божией Матери. В начале 1941 года соборным храмом стал уже Николо-Богоявленский собор. В 1946 году восстановили колокольный звон Князь-Владимирского собора, причём большой колокол отлили в Финляндии.

В 2001 году Казанскую икону вернули в Казанский собор, на её месте оставили копию.

Князь-Владимирский собор в Санкт-Петербурге

Первая деревянная церковь Святого Николая на этом месте была построена в 1708 году. Затем в 1713—1719 годах здесь строилась мазанковая Успенская церковь. Эта церковь имела три придела: центральный Успенский и боковые Никольский и Предтеченский. Службы в Никольском и Предтеченском приделах начались в 1717 году. Успенский придел был освящён 5 апреля 1719 года. По царскому повелению церковь получила статус собора.

В 1740 году рядом с Успенским собором по указу императрицы Анны Иоанновны был заложен одноглавый каменный храм (архитекторы М. Г. Земцов и П. А. Трезини). Здание вывели под своды, но при восшествии на престол Елизаветы Петровны в 1742 году строительство было заморожено.

Строительство каменного собора

В 1765 году архитектором А. Ринальди был разработан новый проект уже пятиглавого собора с трёхъярусной колокольней. Перестройка храма велась в 1766—1773 годах.

В 1772 году разразился пожар, уничтоживший деревянный Успенский собор и повредивший ещё не достроенный каменный.

8 сентября 1772 года освятили Успенский придел. На этом в строительстве собора опять наступил перерыв, и только в 1783 году оно вновь возобновилось по руководством архитектора И. Е. Старова, который внёс изменения в оформление фасадов. 1 октября 1789 года новый собор освятили в честь святого князя Владимира.

Храм — памятник архитектуры в стиле, переходном от барокко к классицизму. Главный объём собора увенчан мощным пятиглавием, интерьер разделен пилонами на три нефа, стены расчленены пилястрами дорического ордера.

1790—1917 годы

В 1823 году устроены хоры и переделан в ампирном стиле иконостас.

В 1859—1866 годах боковые Успенский и Никольский приделы перенесены в боковые нефы. Успенский занял место справа, а Никольский — слева от главного алтаря.

В 1872—1873 годах архитектором Н. Ф. Брюлловым построена ограда с двумя часовнями.

В 1882—1886 годах на пожертвования прихожан была по проекту архитектора Н. Н. Ковригина построена часовня святого Александра Невского на углу Большого проспекта Петроградской стороны. Часовня была освящена 2 июня 1886 года.

После 1917 года

С июля 1922 по август 1923 года собор был обновленческим, затем, до 14 июня 1927 года примыкал к группе «Живая церковь», будучи возглавляемым протопресвитером Владимиром Красницким. Затем собор был передан в пользование общине Патриаршей Церкви

С 8 ноября 1926 года по 21 ноября 1927 года собор был временно закрыт.

С 1938 по 1941 год — кафедральный собор, резиденция митрополита Ленинградского Алексия (Симанского).

В 1989 году была выбита юбилейная медаль в честь 200-летия собора.

Настоятели

Настоятели [2]
Даты Настоятель
… — …
1912—1919 протоиерей Леонид Константинович Богоявленский
август 1919 — май 1922 протоиерей Михаил Фёдорович Союзов
1922 — 1926 протопресвитер Владимир Дмитриевич Красницкий (обновленец)
ноябрь 1927 — 18 февраля 1929 протоиерей Павел Иоаннович Виноградов (1874 — после 1935)
1930 — 17 февраля 1932 протоиерей Александр Васильевич Медведский
1 марта 1932 — 14 ноября 1936 протоиерей Лев Александрович Муллер (1887—1952)
ноябрь 1936 — 4 марта 1937 архиепископ Николай (Ярушевич)
март — ноябрь 1937 епископ Тихон (Рождественский)
ноябрь 1937 — 4 марта 1938 протоиерей Лев Александрович Муллер (1887—1952)
март 1938 — 19 мая 1939 протоиерей Павел Петрович Тарасов (1899—1971)
май 1939 — 17 февраля 1941 протоиерей Владимир Александрович Румянцев (1877—1947)
февраль 1941 — 3 февраля 1942 протоиерей Михаил Владимирович Славнитский
февраль — 1 июля 1942 протоиерей Николай Иоаннович Ломакин
июль 1942 — 12 января 1944 протоиерей Павел Петрович Тарасов (1899—1971)
январь 1944—1945 протоиерей Филофей Петрович Поляков
1945 — …
август 1967 — 26 ноября 1969 протоиерей Евгений Владимирович Амбарцумов (1917—1969)
… — …
16 сентября 1997 [3] — настоящее время протоиерей Владимир Устинович Сорокин (род. 1939)

Фотографии в тёмное время суток

Вид со стороны проспекта Добролюбова

Примечания

  1. Первая церковь
  2. Черепенина Н. Ю., Шкаровский М. В. Справочник по истории православных монастырей и соборов г. Санкт-Петербура 1917—1945 гг. (по документам ЦГА СПб.). — СПб. : ДЕАН+АДИА-М, 1996. — С. 54—55. — ISBN 5-88976-009-2
  3. Сорокин Владимир, протоиерей, профессор. Сайт Санкт-Петербургской Православной Духовной Академии. Архивировано из первоисточника 16 февраля 2012.Проверено 25 сентября 2010.

Литература

  • Галкин А., Берташ А., Шкаровский М. Князь-Владимирский собор. Краткий исторический очерк. — СПб. , 2005.

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое «Князь-Владимирский собор (Санкт-Петербург)» в других словарях:

Князь-Владимирский собор — Князь Владимирский собор. Князь Владимирский собор. Санкт Петербург. Князь Владимирский собор (проспект Добролюбова, улица Блохина, 26), памятник архитектуры в переходных от барокко к классицизму формах. Построен в 1741—42 (по проекту… … Энциклопедический справочник «Санкт-Петербург»

Князь-Владимирский собор — (проспект Добролюбова, улица Блохина, 26), памятник архитектуры в переходных от барокко к классицизму формах. Построен в 1741 42 (по проекту М. Г. Земцова, под руководитель П. Трезини), достраивался в 1766 72 (архитектор А. Ринальди,… … Санкт-Петербург (энциклопедия)

Казанский собор (Санкт-Петербург) — Запрос «Казанский собор» перенаправляется сюда; см. также другие значения. Православный собор Собор Казанской иконы Божией Матери … Википедия

Владимирский собор — Владимирский собор православный храм, освящённый во имя равноапостольного великого князя Владимира. Храмы Владимирский собор (Санкт Петербург) (Владимирская церковь до мая 2000 года) Владимирский собор (Киев) Владимирский собор… … Википедия

Санкт-Петербург — Город федерального значения, центр Ленинградской области, город герой. Важнейший после Москвы экономический, научный и культурный центр; морской порт. Герб Санкт Петербурга. В красном поле два серебряных якоря, положенные крестом, и на… … Города России

Санкт-Петербург — Санкт Петербург. Невский проспект. Снимок начала XX вв. Санкт Петербург, центр Ленинградской области, город федерального значения, субъект Российской Федерации. Город герой. Важнейший после Москвы экономический, научный и культурный центр,… … Словарь «География России»

Санкт-Петербург столица России* — (Петербург, Петроград, Питер [В настоящей статье вместо слов С. Петербург допущены сокращения: СПб. и Пб.] столица России и резиденция Российского Императорского Дома. Судьбы местности нынешнего СПб. до 1703 г. В 1300 г. шведы поставили город над … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

Санкт-Петербург, город — I (Петербург, Петроград, Питер [В настоящей статье вместо слов С. Петербург допущены сокращения: СПб. и Пб.] столица России и резиденция Российского Императорского Дома. Судьбы местности нынешнего СПб. до 1703 г. В 1300 г. шведы поставили город… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

Памятник Екатерине II (Санкт-Петербург) — Памятник Екатерине II Памят … Википедия

Улица Блохина (Санкт-Петербург) — У этого термина существуют и другие значения, см. улица Блохина. Улица Блохина Санкт Петербург Общая информация Район города Петроградский Исторический район Петроградская сторона Прежние названия Малая Никольская улица Никольская набережная… … Википедия

Князь-Владимирский собор

Фотографии

Пять куполов и 57-метровая башня колокольни собора Святого равноапостольного князя Владимира хорошо видны от выхода станции метро “Спортивная” на Петроградской (бывшей Петербуржской) стороне по улице Блохина.

Княже Владимира собор, или как любовно называют его питерцы Князь-Владимира, был освящён в 1789 году в память о равноапостольном князе Владимире — крестителе Руси.

В разные периоды истории разработкой проектов этого здания занимались известные российские архитекторы Доменико Трезини, Земцов, Антонио Ринальди. Завершил создание комплекса собора архитектор Иван Егорович Старов, которого называли архитектором золотого екатерининского века. По его же эскизам был создан великолепный резной деревянный иконостас в стиле ампир — шедевр главного алтаря, искусно выполненный русскими мастерами.

Сегодня, в 21 веке, храм остаётся действующим и одним из самых посещаемых петербуржцами. Его история — неотъемлемая часть истории создания и развития самой Северной столицы.

История возникновения

Места эти начали застраиваться в новом городе одними из первых. Здесь, вдоль берега Малой Невы, на запад от Петропавловской крепости располагался Городской остров со слободой первостроителей и небольшой деревянной церквушкой святого Николы «на Мокрушах», поставленной в 1708 году.

Интересный факт. Название «Мокруши» — мокрая, болотистая местность — очень точно говорит об условиях, в которых жили и возводили «град Петров» его первые граждане. Вначале все сооружения ставились деревянными, кое-где — глинобитными или «мазаными» — бревенчатый каркас обмазывался раствором глины вперемешку с соломой. Естественно, в болотистой местности дельты Невы такие строения быстро разрушались.

Случилось так и с церковью святого Николы, которую уже через пару лет из сгнившей деревянной начали перестраивать в мазанковый храм, главный престол которого – Успенский – в 1719 году был освящён в присутствии самого Пётра I. Новой, уже Успенской церкви, превосходившей размерами и числом пределов (всего – 3) другие тогдашние храмы города —Троице-Петровский, Исаакиевский, Петропавловский — был присвоен статус собора.

Но и этот собор не простоял долго. В 1740 году правящая на тот момент Анна Иоановна повелела перестроить разрушающийся мазаный храм на каменный. Работы поручили архитектору Земцову, а после его смерти – Пьетро Трезини.

Интересный факт. В ходе строительства каменного храма оказалось, что алтарь в нем ориентирован на юг, а не восток, как принято у православных. Скорее всего, досадную ошибку сделал архитектор, но работы приостановили ввиду несоответствия церковным канонам.

Возвдение Княже-Владимирского собора

В 1742 году на престол взошла Елизавета Петровна – дочь Петра I. На продолжение строительства величественной каменной церкви денег не было. И лишь через 23 года — в 1765-м по велению следующей императрицы Екатерины ІІ — вновь стали отстраивать будущую Успенскую церковь по примеру 5-тиглавой церкви Успения Пресвятой Богородицы московского Кремля.

Разработал проект и руководил возведением нового храма Антонио Ринальди, который выиграл конкурс на строительство среди лучших архитекторов того времени.

Интересный факт. Особенно оригинальным детищем Ринальди стали кресты на маковках собора. Они несколько не вписываются в традиционное изображение русского православного креста, но являются не только интересным художественным решением, но и ориентиром для кораблей, входящих из Финского залива в Малую Неву.

Здание самого храма создавалось в стиле раннего классицизма, однако содержит элементы барокко в виде овальних окон и лучкових фронтонов в экстерьере. В интерьере стены украшают пилястры дорического ордера. А пилоны – характерные для классицизма элементы – делят храм на 3 нёфа.

В 1772 году, кода собор был почти готов, он сгорел во время случившегося пожара. Но главный Успенский придел освятили и стали вести богослужения в недостроенной церкви. Завершить строительство императрица Екатерина поручила своему любимому архитектору из Александро-Невского монастыря Ивану Егоровичу Старову.

В момент освящения отстроенного храма в 1789 году его посвятили не Успению Богоматери, как велось ранее, а Святому Равноапостольному князю Володимиру.

Интересный факт. Объяснение заключается в том, что в 1782 году Екатериной был учреждён орден святого Владимира, 8-миконечный крест которого в щите как раз напоминали контуры наверших крестов на куполах нового храма, созданного Ринальди. Кроме того, освещение новой городской церкви последовало за присоединением к России крымского Ханства, которое стало Таврической губернией и получило герб в виде византийского орла опять же с 8-миконечным Владимирским крестом. Так уже теперь Князь-Владимирский собор ознаменовал собой обретение Россией купели православного крещения.

В 1845 году Николай I своим указом определил Князь-Владимирский собор храмом Кавалеров Ордена Князя Владимира. В связи с этим над главным входом собора появился знак Ордена, который поддерживают два ангела.

Жизнь духовная и общественная

Собор равноапостольного князя Владимира во все времена являл собой не только религиозный, но и общественный центр Петербурга. В конце 18 – начале 19-го века при храме действовало приходское общество благотворительности, заботами которого был создан сиротский приют. С началом Первой мировой войны благотворительное общество организовало церковный лазарет для раненых на 16 коек.

С приходом советской власти храм оставался единственным действующим культовым очагом на Петроградской стороне. В горе и радости шли сюда прихожане, чтобы не только обратиться к Богу, но и поддержать друг друга.

Интересный факт. В 1922 году большевики развернули компанию по изъятию церковных ценностей. Прихожане собора выступили на защиту храмовых святынь. Отстоять удалось далеко не всё. Через 11 лет – в 33-ем году – храм лишили колокольных звонов. Колокола убрали и сдали в переплавку. Но собору повезло: в 1935 году ему была передана бесценная икона Успения Божией Матери – список с древнего образа Василеостровского Киево- Печерского подворья. В клеймах оклада изображён и святой князь Владимир. Осенью 1940-го года собору передают и чудотворную храмовую икону Казанской Божией Матери. В годы Отечественной войны и блокадные дни чудотворный лик Казанской Божией матери был главным оберегом Ленинграда и духовной твердыней его защитников.

В годы военного лихолетья церковный совет при Князь-Владимирском соборе принимал самое активное участие в патриотической работе. От прихожан и духовенства собирались пожертвования на военные нужды и в пользу Красного Креста. В послевоенный период Князь-Владимирский собор – активный участник миротворческой миссии и межцерковных связей РПЦ.

Сохраняя преемственность поколений и отдавая дань значимости собора в духовной и общественной жизни страны, в 1989 году в честь 200-летнего юбилея освящения храма была выпущена памятная медаль об этом событии.

Владимира равноапостольного князя собор .
Князь-Владимирский собор

Архитекторы: Земцов М. Г.
Ринальди А.
Старов И. Е.
Год постройки: 1789
Стиль: Барокко

Собор св. равноапостольного князя Владимира . Князь-Владимирский собор

стиль — переходный от барокко к классицизму

пр. Добролюбова, 29х — ул.Блохина, 26

Пам. арх. (федеральн.)

1741 — Земцов Михаил Григорьевич

1742 — Трезини Пьетро

1747 — Ринальди Антонио

1783 — Старов Иван Егорович

Первая деревянная церковь Святого Николая здесь была построена в 1708 г. Затем в 1713-1719 гг. построена мазанковая Успенская церковь. Позже церковь получила статус собора.

В 1741 г. рядом началось строительство одноглавого каменного храма по проекту М. Г. Земцова, работами же с 1742 г. руководил Пьетро Трезини.

В 1747 г. последовало распоряжение о достройке здания «о пяти главах по древнему российскому обычаю». Утвержден был проект А. Ринальди.

Работы с 1766 по 1772 гг. возглавил инж. А. А. Дьяков. В 1772 г. возник пожар, причинивший зданию значительный ущерб, и лишь с 1783 г. работы возобновились под наблюдением И. Е. Старова. В 1789 г. собор был открыт.

А.Г. Виккерс. 1833 г.
(добавил pasha_su)

Фото начала 1900-х гг.

Фото нач. ХХ в. Вид с ВО.
(сайт pstvu.com, добав. Ладада)

1920-е гг. [*]
(добавил Мышь)

Фото — Альбом «Санкт-Петербург
с птичьего полета» —
СПб.:Изд.»Новатор», 2012. С.113
(добавил nikspb)

[*] — Шелаева Е.П.Православный Петербург и окрестности в фотографиях конца XIX — начала ХХ века. СПб. Лики России. 2011.

Во внешнем облике Князь-Владимирского собора общая архитектурная строгость и сдержанность оформления фасадов не нарушается применением барочных архитектурных форм — лучковых фронтонов и сандриков, овальных, горизонтально-вытянутых окон-люкарн и т. п. Внутренняя отделка отличается простотой. Стены членятся пилястрами дорического ордера. Центральный барабан обработан парными пилястрами. Облик здания говорит о новых временах в архитектуре — о переходе к классицизму.

Собор — один из первых примеров пятиглавия в Петербурге, говоривший об интересе зодчих к традициям национальной русской архитектуры. Основной массив здания, слившийся с колокольней, воспринимается удивительно цельно.

(по материалам — Д. А. Кючарианц. Антонио Ринальди. Л., Лениздат, 1976)

Ссылка на основную публикацию