Марфо-Мариинская обитель в Москве

Марфо-Мариинская обитель

Марфо-Мариинская обитель милосердия

Марфо-Мариинская обитель – женский православный монастырь, основанный в начале прошлого века в Москве. Его сестры занимаются помощью больным и неимущим, а также проводят большую благотворительную работу с детьми-сиротами и инвалидами. Традиции Марфо-Мариинской обители милосердия были заложены ее основательницей – великой княгиней Елизаветой Федоровной и сохранились до наших дней. Выбирая название для своего монастыря, Елизавета Федоровна посвятила его сестрам Лазаря, святым Марфе и Марии, которые стали символом двух путей христианского служения – созерцательной молитвы и деятельной любви.

Сэкономь на путешествии!

Основные моменты

Сегодня в России и странах СНГ отрыто около двух десятков отделений, которые работают по уставу Марфо-Мариинской обители, оказывая помощь всем нуждающимся. Сестры, которые там трудятся, проходят стажировку в Москве.

С 2014 года обитель является ставропигиальным женским монастырем, то есть ее деятельность подчинена непосредственно патриарху. В церковных кругах такой статус считается самым высоким. В стенах монастыря живет 30 монахинь и настоятельница. Сестрам разрешено сохранять особый уклад жизни, которого придерживались монахини еще в начале прошлого века, при Елизавете Федоровне.

Верующие в монастыре Во время церковного праздника

С 2008 года в Марфо-Мариинской обители создан музей, рассказывающий о ее основательнице. Побывать в нем могут все желающие. Ежедневно в 11.00 и 15.00 по монастырю проводят экскурсии, которые начинаются в Покровском соборе. Посетители могут увидеть две отреставрированные комнаты, в которых в 1911 году жила Елизавета Федоровна. Здесь хранятся ее вышивка, принадлежавшие великой княгине иконы, рояль, сервиз с фамильным гербом, редкие фотографии и документы.

В музее монастыря

История Марфо-Мариинской обители

В 1905 году от бомбы революционера и террориста Ивана Каляева погиб великий князь и родной брат российского императора Сергей Александрович. Его вдова Елизавета Федоровна вскоре после смерти мужа продала принадлежавшие ей драгоценности и купила в центре Москвы большую усадьбу с четырьмя домами и просторным садом. С 1909 года здесь была создана Марфо-Мариинская обитель. Она не являлась обычным женским монастырем, так как жившие в обители сестры активно занимались благотворительностью и работали в госпиталях.

Памятная доска об основании обители

Елизавета Федоровна ратовала за то, чтобы в работе монастыря использовался не только отечественный, но и европейский опыт, и хотела возродить в стране чин диаконисс. Так называли женщин-священнослужительниц, которые при зарождении христианства имели право вести богослужения, крестить других женщин, давали начальное религиозное образование и помогали больным. Добиваясь возрождения института диаконисс, Елизавета Федоровна сумела заручиться поддержкой членов Священного синода. Однако, окончательное решение так и не было принято, так как против него возражал император Николай II.

Для обучения сестер Марфо-Мариинской обители были приглашены лучшие московские врачи, и их наставляли опытные священники. В отличие от обычных монастырей, после определенного срока сестры могли снять с себя монашеские обеты и вернуться к мирской жизни.

При монастыре работали больница, приют для детей, аптека и столовая, где бесплатно кормили неимущих. В обители проводили свои заседания члены Географического и Императорского Палестинского обществ, и сюда приходили, чтобы послушать духовные чтения.

Марфо-Мариинская обитель в начале XX века

Елизавета Федоровна жила при Марфо-Мариинской обители и являлась настоящей христианской подвижницей. Она молилась, работала сестрой милосердия, а в годы Первой мировой войны помогала раненым и собирала пожертвования. Из обители на фронт уходили поезда с продовольствием, лекарствами и подарками для солдат. В 1916 году при личном участии основательницы начали строить первый в стране протезный завод. Любопытно, что это предприятие по сей день занимается выпуском комплектующих частей для медицинских протезов.

В 1918 году большевики арестовали Елизавету Федоровну, выслали ее на Урал и убили, сбросив в выработанную шахту. Обитель продолжала работать до 1926 года, и в ней проживало 115 сестер. После закрытия монастыря еще два года больных принимала поликлиника, руководила которой княжна Голицына. Когда и ее арестовали, некоторых из сестер насильно выслали в Туркестан, а другие переехали в Тверскую область, где стали заниматься огородничеством.

Великая княгиня Елизавета Федоровна

После того, как Марфо-Мариинскую обитель ликвидировали, в храме Покрова Богородицы оборудовали кинотеатр, а позже организовали дом санитарного просвещения. В послевоенные годы в соборе размещались мастерские реставраторов, а в здании Марфо-Мариинской церкви была открыта амбулатория.

В 1992 году монастырская территория перешла в собственность церкви, а собор возвратили верующим в 2006 году, когда его освободили реставраторы.

Марфо-Мариинская обитель в наши дни

Сегодня в монастыре открыт детский дом и гимназия для девочек, столовая для неимущих и медицинский центр, где получают помощь дети, имеющие диагноз ДЦП. При Марфо-Мариинской обители работает патронажная служба, помогающая в военных госпиталях, на станции скорой помощи и в детском хосписе, где находятся неизлечимо больные дети.

При монастыре также открыты курсы для беременных «Я не одна», группа для детей-инвалидов с дневным пребыванием, Школа милосердия и Школа приемных родителей. Сестры и приглашенные лекторы проводят занятия по церковной истории. Гости обители, при желании, могут побывать в мемориальном музее великой княгини Елизаветы Федоровны.

Такой большой объем работы не под силу только 30 монахиням, поэтому для каждого из благотворительных проектов Марфо-Мариинская обитель привлекает добровольцев. Всего в монастыре трудится около 250 человек.

Архитектурный комплекс монастыря

На территории Марфо-Мариинской обители можно увидеть два храма. Оба они действующие, и каждый день, утром и вечером, здесь проходят церковные службы.

Главный монастырский храм – Покровский собор. Он был выстроен в неорусском стиле по проекту архитектора Алексея Щусева с 1908 по 1912 годы. Талантливый архитектор возвел собор в традициях древних зодчих Новгорода и Пскова, наделив его популярными в начале прошлого века элементами модерна. По желанию Елизаветы Федоровны расписали храм известные российские художники – Михаил Нестеров и его ученик Павел Корин.

Покровский собор Лик Христа на храме Монастырский сад Крест Голгофы на восточном фасаде Каменная резьба на входе в храм Памятник основательнице монастыря

На соборной звоннице установлено 12 колоколов, подобранных так, чтобы звучание напоминало знаменитые ростовские звоны. Покровский собор не очень большой и способен вместить одновременно до тысячи верующих.

Рядом стоит другая церковь, освященная в честь святых Марии и Марфы. Она была построена в 1909 году в качестве домового храма при больнице. Церковь устроена так, чтобы тяжелобольные могли слышать и видеть церковные службы, не вставая с кровати.

На территории Марфо-Мариинской обители находятся также небольшой одноэтажный домик садовника, сторожка с часовней Серафима Саровского и крохотная часовня Елизаветы Федоровны. С 1990 года в монастыре стоит памятник его основательнице.

Как добраться

Марфо-Мариинская обитель расположена в центре столицы, на ул. Большая Ордынка, 34. До нее нетрудно дойти пешком от станций метро «Полянка», «Третьяковская» или «Новокузнецкая». Если подъезжать на наземном транспорте, то стоит добираться на автобусе № М5 (остановка «Иверский переулок), автобусе № М6 и троллейбусе № 8 (остановка «Метро «Полянка»»).

Марфо-Мариинская обитель

Большой белоснежный собор виден через широкую арку с деревянными воротами в такой же белоснежной стене и напоминает средневековую крепость. Мы как будто переносимся на север, в Псков и Новгород. На самом деле возраст храма отнюдь не так велик, как кажется, зато над его созданием работали лучшие мастера своей эпохи. Его самого не существовало бы без воли родной сестры последней русской императрицы.

После убийства в 1905 году генерал-губернатора Москвы великого князя Сергея Александровича его вдова, великая княгиня Елизавета Федоровна, продала часть своих драгоценностей. На полученные средства она приобрела обширную купеческую усадьбу на Большой Ордынке с четырьмя домами и большим садом. На этой основе великая княгиня начала создавать Марфо-Мариинскую обитель милосердия. Она выбрала форму служения, близкую к монастырской жизни, но во многом от нее отличавшуюся. Так, сестры обители принимали на себя ряд обетов, однако не постригались в монашество, они могли со временем выйти из обители и обзавестись семьей. В первую очередь члены общины должны были вести благотворительную деятельность, причем не только в стенах обители, но и за её пределами. Сестер можно было видеть в самых криминальных уголках Москвы, в том числе на знаменитой Хитровке – везде они оказывали медицинскую и духовную помощь, обходили ночлежки, порою сопровождали беспризорных детей в приюты. На официальном открытии обители в 1909 году сестер было всего шесть, но со временем их количество возросло до тридцати.

В большом двухэтажном доме, выходящем на улицу, была устроена больница с палатами и операционной, в мезонине располагались комнаты сестер. Просторное помещение с большими окнами, которое до этого было зимним садом, преобразовали по проекту архитектора Л.В. Стеженского в больничный храм, освященный во имя Марфы и Марии – именно они стали небесными покровительницами новой обители.

Расположение церкви было выбрано таким образом, чтобы больные из своих палат могли видеть и слышать богослужение. В здании слева от больницы был устроен дом настоятельницы с моленной, а справа расположились амбулатория и аптека, в которой лекарства неимущим отпускались бесплатно. Наконец, в четвертом доме, находящемся во дворе, была отведена квартира для священника, исполнявшего обязанности духовника обители, а под нею, в нижних этажах, помещались школа и библиотека для воспитанниц приюта при обители. Со временем здесь же появилась воскресная школа для девушек и женщин, работающих на фабриках, безграмотных и полуграмотных. В 1911 году, когда число сестер увеличилось, архитектор Д.М. Челищев выстроил в стиле неоклассицизма трехэтажное здание для общежития, где также разместилась рукодельная.

Центром Марфо-Мариинской обители стал Покровский собор, строившийся в 1908-1912 годах по проекту знаменитого архитектора А.В. Щусева. Это уникальный образец неорусского стиля в храмовом зодчестве или «русского церковного модерна». Собор ориентируется на новгородские и псковские церкви XII-XIV веков, его стены совершенно белые, длинные и узкие окна закрыты решетками с растительными мотивами. На массивной алтарной апсиде сохранилась закладная доска, сообщающая когда и в чьем присутствии был заложен собор. Фасады украшены только рельефными клеймами, выполненными по проекту С.Т. Конёнкова: они изображают Распятие и Небесный Иерусалим. К основной части собора примыкает обширная трапезная, использовавшаяся не только для богослужений, но и для духовно-просветительских бесед. С запада находятся две звонницы с широкими арочными проемами, каждая из которых увенчана вытянутой главой. Также на западном фасаде расположена мозаичная икона Спаса Нерукотворного, выполненная М.В. Нестеровым. Он же расписал основную часть храма изнутри, создав несколько композиций, самая значительная из которых – «Путь ко Христу». Наконец, еще одним знаменитым создателем собора был П.Д. Корин, кисти которого принадлежат росписи в подземной церкви во имя Бесплотных сил и Всех Святых – предполагалось, что здесь будет усыпальница для сестер обители и для самой основательницы.

После революции и убийства в 1918 году великой княгини Елизаветы Федоровны в Алапаевске Марфо-Мариинская обитель просуществовала недолго. В 1920-х годах в Покровском соборе расположился дом санитарного просвещения, на смену которому пришли реставрационные мастерские. В больничном корпусе с церковью святых Марфы и Марии находилась амбулатория имени профессора Ф.А. Рейна.

Возрождение обители началось в 1990 году с открытия памятника великой княгине Елизавете Федоровне работы В.М. Клыкова во дворе обители. Полная передача всего комплекса новой общине происходила достаточно долго, богослужения были возобновлены не сразу (в храме святых Марфы и Марии в 1992 году, а в Покровском соборе – в 2008 году). Однако сегодня обитель живет новой жизнью и следует тому курсу, который был задан еще в дореволюционную эпоху.

Марфо-Мариинская Обитель милосердия

Марфо-Мариинская Обитель милосердия и любви.

Адрес Марфо-Мариинской Обители: 109017, г. Москва, ул. Б. Ордынка, 34 (м. «Третьяковская»).
Телефон Марфо-Мариинской Обители: (903) 625-70-47, (499) 704-21-73.
Сайт Марфо-Мариинской Обители: http://www.mmom.ru/

Марфо-Мариинская Обитель милосердия и любви основана Великой княгиней Елизаветой Феодоровной в 1907 году. После трагической гибели мужа, Великого князя Сергея Александровича Елизавета Феодоровна удалилась от светской жизни. Все дни проводила она в молитве. «…Отец милосердия и Бог всякого утешения, утешающий нас во всякой скорби нашей, чтобы и мы могли утешать находящегося во всякой скорби тем утешением, которым Бог утешает нас самих!» — эти слова святого апостола Павла (2 Кор. 1.3—5) укрепили ее в решении всецело посвятить себя Богу и ближним.

Два года ушло на создание Обители. На деньги от продажи личного имущества и драгоценностей Елизавета Феодоровна приобрела усадьбу на Большой Ордынке с садом. Строения были переоборудованы под соответствующие нужды. В двухэтажном доме с выходом на улицу обустроили больницу с палатами, операционной, перевязочной и ванной.

Здесь же освятили домовую церковь — во имя святых праведных Марфы и Марии. Этот первый храм еще называли больничным. Второй появится позже — строительство собора во имя Покрова Пресвятой Богородицы закончилось в 1912 г. Храм украсит не только Обитель — на многие годы он останется достопримечательностью Москвы.

Дом настоятельницы примыкал к больничному корпусу. С другой стороны к больнице пристроили аптеку и амбулаторию. Над ними, как и в мезонине, находились комнаты сестер.

Здание во дворе отвели Воскресной школе. Здесь учились и девочки, и взрослые женщины. Классы школы занимали весь первый этаж, на втором поселили священника. До своего ареста (в 1924 г.) бессменным духовником обители был протоиерей отец Митрофан Сребрянский (в 2000 г. канонизирован в лике святых новомучеников и исповедников Российских).

10 февраля 1909 г. — дата официального открытия Марфо-Мариинской Обители милосердия. К этому моменту здесь жили шесть насельниц, к исходу года их стало тридцать, и число продолжало увеличиваться. Елизавета Феодоровна прикупила еще участок по соседству, на котором был построен еще один корпус в три этажа.

Первым действующим храмом в Марфо-Мариинской Обители стал домовый храм во имя святых праведных Марфы и Марии. Он изначально расположился в больничном корпусе, и оттого его называли еще больничным храмом. Здесь совершались все богослужения, пока строился главный — соборный храм.

Соборный храм был заложен в мае 1908 года. В числе его создателей были А. Щусев, М. Нестеров и его талантливый ученик П. Корин, знаменитый скульптор С. Коненков. 8 апреля 1912 г. митрополит Московский Владимир освятил Храм во имя Покрова Пресвятой Богородицы.

Вопрос о возведении большого собора встал сразу, как только Елизавета Феодоровна приобрела усадьбу на Ордынке. С просьбой порекомендовать талантливого архитектора она обратилась к художнику Михаилу Нестерову — этого живописца, расписывающего храмы, очень ценил Сергей Александрович. В 1898 г. Великий князь приобрел у Нестерова посмертный портрет жены художника — картину «Христова невеста». Елизавете Феодоровне эта картина тоже нравилась. Поэтому, когда Нестеров назвал 35-летнего Алексея Щусева в качестве возможного автора проекта, Августейшая учредительница Обители сразу же согласилась. И обратилась к Нестерову с просьбой самому расписывать будущую церковь. Предложение было с радостью принято.

Храм во имя Покрова Пресвятой Богородицы сам по себе является ценным достоянием культуры. Но главное — это благоговейные богослужения, совершаемые духовенством обители, а нередко — и иерархами Церкви при дивном пении сестер, и просветительские лекции и беседы, которые велись каждое воскресение в трапезной этого храма духовником обители о. Митрофаном и приглашенными им лучшими проповедниками того времени. Москвичи активно посещали эти занятия. В трапезной храма проходили также заседания Палестинского общества, Географического общества, духовные чтения и другие мероприятия.

В престолы обоих храмов вложены частицы мощей святителя Алексия Московского, праведной Елисаветы, матери Иоанна Крестителя, и преподобного Иоанна Лествичника. Под Покровским собором располагается третий храм во имя Сил Небесных и Всех Святых. Лестничный спуск, ведущий в подземную усыпальницу, расписывал Павел Корин, который назвал свое творение «Путь праведников ко Господу». Работы в подземной церкви завершились только в 1914 г. Храм освятили 26 августа 1917 года.

Большое место в деятельности Обители уделялось организации квалифицированной медицинской помощи. Здесь вели прием известнейшие в Москве врачи. Под их руководством все без исключения сестры проходили специальное обучение: одни получали основательные профессиональные знания, другие — только навыки оказания первой помощи. Сама настоятельница умело ассистировала на операциях и делала перевязки.

Больница в Марфо-Мариинской Обители считалась лучшей в Москве. К Великой Матушке направляли самых безнадежных больных и самых тяжело раненных в годы войны. Еще до официального открытия Обители, в октябре 1907 года, Елизавета Феодоровна организовала на Ордынке работу лазарета для инвалидов-участников Русско-японской войны.

А с началом Первой мировой здесь обустроили еще 65 дополнительных мест для фронтовиков. И сестры, и сама Великая Матушка выезжали в полевые госпитали. Как истинные христианки они оказывали помощь всем солдатам — и русским, и немцам, и австрийцам.

Авторитет Марфо-Мариинской Обители милосердия был столь непререкаемым, что события 1917 года поначалу никак не повлияли на ее деятельность, революционные власти даже помогали с продовольствием и медикаментами. Однако новые порядки ужесточались: сначала прислали опросные листы для проживающих и излечивающихся, потом арестовали несколько человек из больницы, сирот распределили по детским домам. Во избежание провокаций сестры и настоятельница старались не покидать пределов Обители.

В апреле 1918 г., в Светлый Вторник, в Обитель за Матушкой прибыл отряд латышских стрелков. На сборы ей выделили полчаса. Настоятельница простилась с сестрами. Ошеломленные, они рванулись за отъезжающим грузовиком. Женщины, девицы, старухи с криком и рыданиями бежали по Ордынке. Их было тогда 105 послушниц — ученицы, испытуемые, крестовые сестры. Они любили друг друга и обожали Великую Матушку. Воспитанные в духе ее самоотверженного служения людям, они оставались верными христианскому долгу и после закрытия Обители.

18 июля Великая княгиня Елизавета Феодоровна и ее келейница инокиня Варвара (Яковлева) вместе с другими мучениками царского дома были сброшены в шахту под городом Алапаевском.

Икона святой преподобномученицы Елисаветы.

Марфо-Мариинская Обитель просуществовала до 1926 г. Все это время продолжались аресты, расстрелы и гонения. Часть сестер была выслана в Туркестан, другие небольшой общиной съехали в Тверскую область, где создали маленькое огородное хозяйство, чтобы выжить.

В 1928 г. прекратились службы в Покровском храме — в нем открыли городской кинотеатр, далее — дом санитарного просвещения. В алтаре собора установили статую Иосифа Сталина. После Отечественной войны в соборе разместились Государственные художественные реставрационные мастерские. В больничном храме св. Марфы и Марии находился кабинет лечебной физкультуры.

Остальные помещения и корпуса Обители были заняты поликлиникой и лабораториями Всесоюзного института минерального сырья.

Возрождение Обители началось в 1992 г., когда территория была передана Московской патриархии. В 2000 г. комплекс получил статус Патриаршего подворья, а в 2006 г. Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II возглавил Попечительский совет, силами которого была разработана и осуществлена программа восстановления Марфо-Мариинской Обители милосердия к ее 100-летнему юбилею. В феврале 2006 года Указом Алексия II на должность начальницы Обители была назначена Наталья Анатольевна Молибога.

Сегодня Марфо-Мариинская Обитель живет по Уставу, утвержденному Великой Матушкой Елизаветой Феодоровной. Сестры проходят обучение в медицинском колледже Свято-Димитриевского училища, трудятся в лечебных учреждениях, несут другие послушания. Как и при Великой княгине, в Обители действуют приют для девочек-сирот, благотворительная столовая, патронажная служба, гимназия и культурно-просветительный центр.

Марфо-Мариинская обитель

Марфо-Мариинская обитель – женский ставропигиальный (подчиняющийся непосредственно Патриарху Московском и Всея Руси) монастырь, один из самых посещаемых в Москве. Сюда идут не только помолиться, но и искать помощи: сестры обители активно занимаются благотворительностью и патронажем, стремясь продолжить дело мученицы Елисаветы, основавшей Марфо-Мариинскую обитель. Этот монастырь, расположенный в одном из самых туристических районов Москвы – Замоскворечье, — исключительно красив и обладает уникальным обликом. Это редчайший пример церковного архитектурного модерна.

Истоки создания обители

История обители удивительна. Она оказалась теснейшим образом связанной с историей своего века, со всеми ее перипетиями. Основана Марфо-Мариинская обитель была в 1909 году великой княгиней Елизаветой Федоровной. Сестра императрицы Александры Федоровны, принцесса Гессен-Дармштадская, внучка английской королевы Виктории, она вышла замуж за великого князя Сергея Александровича, выучила русский язык и осознанно приняла православие. Княгиня активно занималась благотворительностью: открывала госпитали, приюты, занималась сбором средств.

После того, как ее супруг был в 1905 году убит террористом-революционером, она продала личные драгоценности и на вырученные средства начала строительство обители на улице Большой Ордынке. Сестры обители не были монахинями: они принимали на себя монашеские обеты и устав, однако в любое время могли при желании оставить вернуться в мирскую жизнь. Основным их занятием стала благотворительность: была создана больница, аптека, приют для детей, столовая. В Марфо-Мариинской обители с нуждающихся денег за еду и лекарства. При этом Елизавета Федоровна настаивала на том, что людям следует помогать не столько материально, сколько духовно: поддерживать в вере, приучать к труду, помогать найти работу. Особое внимание уделялось вопросу воспитания детей: великая княгиня сама ходила по городским трущобам, искала брошенных сирот и приводила их в приют. Заботились и о просвещении женщин: в воскресной школе учили неграмотных работниц.

10 февраля 1909 года великая княгиня, собрав сестер обители, сняла траурное платье, облачилась в монашеское одеяние и сказала: «Я оставлю блестящий мир, где я занимала блестящее положение, но вместе со всеми вами я восхожу в более великий мир — в мир бедных и страдающих».

Драматическая судьба обители и св.великомученицы Елизаветы

Со временем обитель расширялась, благоустраивалась. По проекту архитектора Алексея Щусева в 1912 году был построен главный Покровский собор. Такова ирония ХХ века: один из лучших храмовых проектов своего времени выполнил тот же человек, который через некоторое время построит мавзолей-усыпальницу В.И. Ленина ‒ идеологического противника православия, много сделавшего для борьбы с церковью и истребления царской семьи Романовых. Простые, лаконичные формы собора, построенного в «неорусском» стиле, стали возвратом к древнерусскому храмовому зодчеству XII ‒ XV вв., к церквям Новгорода и Пскова с их простой, строгой и выразительной архитектурой. Интерьер собора был украшен живописью М. Нестерова, а его подземная часть – П. Кориным. Скульптор С. Коненков работал над рельефами фасада. Все эти мастера были ведущими художниками своей эпохи.

Елизавета Федоровна отказалась покинуть Россию после социалистической революции 1917 года, несмотря на уговоры родственников. И в 1918 году она была арестована большевиками. После содержания под стражей великую княгиню заживо сбросили в заброшенную шахту неподалеку от города Алапаевска, где она и погибла. Мощи святой великомученицы Елисаветы в 1921 году были вывезены участниками белого движения и покоятся в Иерусалиме. Частицы этих мощей были уже в наше время переданы Марфо-Мариинской обители и сейчас являются ее главной православной святыней.

Обитель же была закрыта большевиками и использовалась для гражданских целей. Там располагалось и овощное хозяйство, и кинотеатр, и амбулатория, а позже реставрационные мастерские. Только в 1992 году монастырь был возвращен Русской Православной Церкви. Архиерейский Собор Русской Православной Церкви в этом же 1992 году причислил к лику святых новомучеников России преподобномученицу великую княгиню Елисавету и погибшую с ней преданную инокиню Варвару,

Прошлое и настоящее

Сегодня в монастыре вновь живут сестры. Действует центр реабилитации детей с ДЦП «Милосердие», приют для сирот, служба патронажа, благотворительная столовая. Дело Елизаветы Федоровны продолжается. В доме, где жила великая княгиня, располагается музей. Здесь можно увидеть ее личные вещи, вышитую собственноручно икону, ее фотографии и портреты. Сотрудники во время экскурсии рассказывают об истории обители и ее основательнице.

В Марфо-Мариинской обители нет средневековых святынь и икон. Однако эта обитель – одна из самых почитаемых в Москве. Здесь в самого создания жертвенно исполняется главная заповедь Иисуса Христа: «Возлюби ближнего своего как самого себя». Сестры обители учили и продолжают учить этому своими делами – бескорыстной помощью нуждающимся.

МАРФО-МАРИИНСКАЯ ОБИТЕЛЬ МИЛОСЕРДИЯ

МАРФО-МАРИИНСКАЯ ОБИТЕЛЬ МИЛОСЕРДИЯ — пра­во­слав­ная жен­ская об­щи­на в Мо­ск­ве, соз­дан­ная для цер­ков­но­го со­ци­аль­но­го слу­же­ния.

История.

Ос­но­ва­на великой княгиней Ели­за­ве­той Фё­до­ров­ной на улице Боль­шая Ор­дын­ка в усадь­бе, ку­п­лен­ной ею в 1907 году. На­ча­ла дей­ст­во­вать 10(23).02.1909 года. Соз­да­ние Марфо-Мариинская обитель бы­ло свя­за­но с ак­тив­но об­су­ж­дае­мой в русском об­ще­ст­ве в XIX — начале XX веков иде­ей воз­ро­ж­де­ния древ­не­го цер­ков­но­го ин­сти­ту­та диа­ко­нис. На­зва­ние оби­те­ли свя­за­но с тем, что, по за­мыс­лу Ели­за­ве­ты Фё­до­ров­ны, ра­бо­та сес­тёр ми­ло­сер­дия в Марфо-Мариинской обители долж­на бы­ла со­че­тать слу­же­ние двух еван­гель­ских пер­со­на­жей — сес­тёр Мар­фы (слу­же­ние ближ­не­му) и Ма­рии (ду­хов­ная жизнь) (Лк. 10:38-42).

Со­глас­но Ус­та­ву (ут­вер­ждён в 1908 году, 2-я ре­дак­ция — 1914 год), Марфо-Мариинская обитель бы­ла при­зва­на тру­дом сво­их сес­тёр и др. воз­мож­ны­ми спо­со­ба­ми «по­мо­гать в ду­хе чис­то­го хри­сти­ан­ст­ва боль­ным и бед­ным и ока­зы­вать по­мощь и уте­ше­ние стра­ж­ду­щим и на­хо­дя­щим­ся в го­ре и скор­би». 9(22).04.1910 года епископом Дмит­ров­ским Три­фо­ном (Тур­ке­ста­но­вым) в сё­ст­ры оби­те­ли бы­ли по­свя­ще­ны 17 жен­щин (вме­сте с Ели­за­ве­той Фё­до­ров­ной), дав­ших обет по­слу­ша­ния, не­стя­жа­ния, це­ло­муд­рия, при­зре­ния бед­ных и боль­ных, тво­ре­ния до­б­рых дел в ду­хе хри­сти­ан­ской люб­ви. При этом сё­ст­ры мог­ли по­ки­нуть оби­тель и вый­ти за­муж, так­же мог­ли по­стричь­ся в мо­на­ше­ст­во. Великая княгиня Ели­за­ве­та Фё­до­ров­на бы­ла воз­ве­де­на в сан на­стоя­тель­ни­цы. Рас­смот­ре­ние по­дан­но­го в 1911 году Ели­за­ве­той Фё­до­ров­ной хо­да­тай­ст­ва в Си­нод о при­свое­нии стар­шим сёст­рам Марфо-Мариинской обители зва­ния диа­ко­нис Си­нод от­ло­жил до По­ме­ст­но­го со­бо­ра, од­на­ко По­ме­ст­ный со­бор 1917-1918 годов из-за ре­во­люционных со­бы­тий в стра­не этот во­прос рас­смот­реть не ус­пел.

В Марфо-Мариинской обители дей­ст­во­ва­ли бес­плат­ные боль­ни­ца (в го­ды Первой ми­ро­вой вой­ны — ла­за­рет для тя­же­ло­ра­не­ных), ап­те­ка, ам­бу­ла­то­рия, сто­ло­вая, жен­ская вос­крес­ная шко­ла, при­ют для де­во­чек-си­рот, биб­лио­те­ка. Еже­днев­но несколько сес­тёр ра­бо­та­ли в го­ро­де, в т. ч. (с осе­ни 1913 года) в са­мом ни­щем рай­оне — на Хит­ров­ке, ока­зы­вая пер­вую медицинскую по­мощь и оп­ре­де­ляя без­дом­ных де­тей в при­юты. Сё­ст­ры по­лу­ча­ли медицинскую под­го­тов­ку под ру­ко­во­дством из­вест­ных московских вра­чей.

Великая княгиня Ели­за­ве­та Фё­до­ров­на бы­ла аре­сто­ва­на 07.05.1918 года и вме­сте с сё­ст­ра­ми оби­те­ли Вар­ва­рой Яков­ле­вой и Ека­те­ри­ной Яны­ше­вой вы­сла­на в Ека­те­рин­бург. Оби­тель про­дол­жа­ла су­ще­ст­во­вать (с 1922 года как Мар­фо-Ма­ри­ин­ская тру­до­вая об­щи­на) до 1926 года. На мо­мент за­кры­тия в ней бы­ло 111 сес­тёр.

В 1992 году по бла­го­сло­ве­нию пат­ри­ар­ха Мо­с­ков­ско­го и всея Ру­си Алек­сия II на­ча­лось воз­ро­ж­де­ние Марфо-Мариинской обители, во­зоб­нов­ле­но слу­же­ние сес­тёр ми­ло­сер­дия. В 2008 году за­вер­ше­ны ре­монт­но-рес­тав­рационные ра­бо­ты, при оби­те­ли от­кры­ты об­ще­об­ра­зо­ва­тель­ная Ели­за­ве­тин­ская гим­на­зия (в бывшем жи­лом до­ме 1861 года), ме­мо­ри­аль­ный му­зей великой княгини Ели­за­ве­ты Фё­до­ров­ны. Марфо-Мариинская обитель име­ет (2009 год) около 20 са­мо­стоя­тель­но дей­ст­вую­щих по её ус­та­ву от­де­ле­ний в Рос­сии, на Ук­раи­не, в Бе­ло­рус­сии.

Архитектурный ансамбль.

Пер­во­на­чаль­но для нужд Марфо-Мариинской обители бы­ли при­спо­соб­ле­ны по­строй­ки середины XIX века преж­ней усадь­бы. В од­ном из до­мов (1853 год, архитектор С. П. Ни­коль­ский) бы­ла уст­рое­на до­мо­вая церковь Свя­тых Мар­фы и Ма­рии (ос­вя­ще­на в 1909 году; вновь ос­вя­ще­на в 1993 году). В южной час­ти Марфо-Мариинской обители архитектор А. В. Щу­сев соз­дал но­вый ан­самбль в не­орус­ском сти­ле, со­че­тав­ший мо­ти­вы нов­го­род­ско-псков­ской шко­лы зод­че­ст­ва и ху­дожественные приё­мы мо­дер­на.

В цен­тре ком­плек­са — 2-столп­ный с мас­сив­ной лу­ко­вич­ной гла­вой и при­мы­каю­щей тра­пез­ной с 2 звон­ни­ца­ми По­кров­ский со­бор (1908-1912 годы; в крип­те-усы­паль­ни­це — храм Ар­хан­ге­ла Ми­хаи­ла, всех Не­бес­ных Сил бес­плот­ных и всех свя­тых, 1914 год, ос­вя­щён в 1917 году) со скульп­тур­ным уб­ран­ст­вом ра­бо­ты Н. Я. Та­монь­ки­на (1908 год; кти­тор­ские порт­ре­ты на северном при­тво­ре) и мо­заи­ка­ми по эс­ки­зам М. В. Не­сте­ро­ва. В ин­терь­е­ре — рос­пи­си Не­сте­ро­ва (1910-1912 годы; на восточной сте­не тра­пез­ной — ком­по­зи­ция «Путь к Хри­сту»; в ос­нов­ном объ­ё­ме — «Хри­стос у Мар­фы и Ма­рии», «Ут­ро Вос­кре­се­ния», под­ку­поль­ное изо­бра­жение Бо­га Са­вао­фа) и П. Д. Ко­ри­на («Путь пра­вед­ни­ков ко Гос­по­ду» в крип­те, 1914 год); ико­но­стас с цар­ски­ми вра­та­ми по эс­ки­зу Не­сте­ро­ва. В ан­самбль так­же вхо­дят ог­ра­да со Свя­ты­ми вра­та­ми по улице Боль­шая Ор­дын­ка и ог­ра­да вдоль южной гра­ни­цы оби­те­ли с при­стро­ен­ны­ми сто­рож­кой и ча­сов­ней.

При строи­тель­ст­ве церк­ви Щу­сев за­но­во рас­пла­ни­ро­вал рас­по­ло­жен­ный на тер­ри­то­рии хра­мо­во­го ком­плек­са парк с до­мом са­дов­ни­ка (ре­кон­ст­руи­ро­ван в 2007-2008 годах), 2 фон­та­на­ми (скульп­тор Та­монь­кин). В 1911 году за­вер­ши­лось фор­ми­ро­ва­ние за­строй­ки основной час­ти вла­де­ния оби­те­ли. Вдоль его северной гра­ни­цы по про­ек­ту Д. М. Че­ли­ще­ва воз­ве­де­но 3-этаж­ное зда­ние об­ще­жи­тия сес­тёр (в 1926-1994 годах — по­ли­кли­ни­ка), со­еди­нён­ное пе­ре­хо­дом с ап­те­кой и ам­бу­ла­то­ри­ей. То­гда же до­строе­на северная часть ка­мен­но­го фли­ге­ля (клас­сы для обу­че­ния де­во­чек при­юта, вос­крес­ная шко­ла, квар­ти­ра свя­щен­ни­ка). В 1990 году в пар­ке ус­танов­ле­на мра­мор­ная скульп­ту­ра великой княгини Ели­за­ве­ты Фё­до­ров­ны ра­бо­ты В. М. Клы­ко­ва.

В 1920-е годы бы­ла ут­ра­че­на лич­ная библиотека Ели­за­ве­ты Фё­до­ров­ны. Со­хра­ни­лись вы­ши­тые ею ико­ны «Спас Не­ру­ко­твор­ный» и «Свя­тые Мар­фа и Ма­рия» (с 2008 года — в ме­мо­ри­аль­ном му­зее оби­те­ли). Сре­ди ре­ли­к­вий оби­те­ли — ман­тия преподобного Се­ра­фи­ма Са­ров­ско­го (с 2008 года — в По­кров­ском со­бо­ре).

Ставропигиальный женский монастырь — Марфо-Мариинская обитель милосердия в Москве

О сновательницей и первой настоятельницей московской Марфо-Мариинской обители была великая княгиня св. Елисавета Феодоровна. В 1894 г. состоялась свадьба ее младшей сестры Алисы Гессенской и Николая II. Великая княгиня стала заниматься благотворительностью и помогать беспризорным, больным и беднякам. Когда в 1904 г. началась Русско-японская война, она отправляла на фронт санитарные поезда, продовольствие, обмундирование, лекарства, подарки и даже походные церкви с иконами и утварью, а в Москве открыла госпиталь для раненых и комитеты по призрению вдов и сирот военнослужащих. Именно в то время великокняжеская чета начала покровительствовать Иверской общине в Замоскворечье, где готовили сестер милосердия. После смерти мужа Елисавета Феодоровна, полностью удалившись от светской и дворцовой жизни, разделила драгоценности на три части: первая была возвращена казне, вторая отдана ближайшим родственникам, третья пошла на благотворительность, и главным образом, на создание Марфо-Мариинской обители. Большой участок с роскошным садом княгиня приобрела на деньги от фамильных драгоценностей и от проданного особняка на Фонтанке в северной столице. «Обитель труда и милосердия» стала беспримерным явлением в истории православной Москвы. По замыслу основательницы, ее сестры совмещали молитву и рукоделие с помощью мирянам, а неимущие люди могли найти себе здесь и утешение, и реальную помощь, прежде всего, квалифицированную лечебную — хорошие московские врачи работали в местной бесплатной больнице и на специальных курсах при обители обучали сестер основам медицины.

Особо они готовились ухаживать за смертельно больными, не утешая их надеждой на мнимое выздоровление, а помогая приготовить душу к переходу в Вечность. Кроме того, сестры милосердия служили в больнице при обители, в детских приютах, лазаретах, помогали нуждающимся и бедным многодетным семьям — на это настоятельница собирала благотворительные пожертвования со всей России и никогда не отказывалась от помощи мирян. В обитель же принимались православные девушки и женщины от 21 до 45 лет. Сестры не давали монашеских обетов, не облачались в черное, могли выходить в мир, спокойно покинуть обители и выйти замуж (Павел Корин, трудившийся над росписью соборного храма обители, сам был женат на ее бывшей воспитаннице), а могли и постричься в монашество. Иногда считают, что св. Елисавета изначально хотела возродить древний институт диаконисс.

В обители на Ордынке были устроены две церкви, часовня, бесплатные больница, аптека, амбулатория, столовая, воскресная школа, приют для девочек-сирот и библиотека. На наружной стене обители висел ящик, куда бросали записки с просьбами о помощи, и этих просьб поступало до 12 тысяч в год. Настоятельница собиралась открыть отделения обители по всем губерниям России, устроить загородный скит для ушедших на покой сестер, а в самой Москве организовать во всех частях детские приюты, богадельню и построить дом с дешевыми квартирами для рабочих. 22 мая 1908 г., в праздник Вознесения Господня, на Большой Ордынке состоялась закладка соборного храма во имя Покрова, который строился до 1912 г. архитектором А. Щусевым в стиле модерн с элементами древнего новгородско-псковского зодчества. Расписывать храм Елисавета Феодоровна пригласила выдающихся художников: Михаила Нестерова, его ученика Павла Корина и известного скульптора С. Коненкова. Нестеров создал здесь свои известные композиции: «Путь к Христу», изображавшую 25 фигур, «Христос у Марфы и Марии», «Утро Воскресения», а также подкупольное изображение Бога Сафаофа и лик Спаса над порталом. В Покровском храме была устроена потайная лестница, ведущая в подземную усыпальницу — ее расписывал Корин на сюжет «Путь праведников ко Господу».

Там настоятельница завещала себя похоронить: после того, как сердцем избрала Россию своей второй родиной, она решила изменить свою волю и пожелала обрести покой не в палестинской церкви св. Марии Магдалины, а в Москве, в стенах своей обители. В память же о благодатном посещении в молодости Святой Земли, на фасаде Покровской церкви был изображен вид Иерусалима, с ротондой Гроба Господня и куполом церкви Марии Магдалины. 12 колоколов храмовой звонницы были намеренно подобраны под «Ростовский звон», то есть звучали наподобие знаменитых колоколов Ростова Великого. Один дореволюционный краевед отмечал приземистый облик соборной церкви, «к земле привязывающей», «земной, трудовой характер храма», словно воплощающий замысел всей обители. Внешне очень маленький, почти миниатюрный храм был рассчитан на тысячу человек и предполагался одновременно лекционным залом. Слева от ворот под сосенками поставили синеглавую часовню, где сестры читали псалтырь по умершим сестрам и благотворителям обители, и где ночами часто молилась сама настоятельница.

Осенью 1909 г. был освящен второй, больничный храм обители во имя свв. Марфы и Марии — по замыслу настоятельницы он был устроен так, чтобы тяжелобольные, не вставая с кровати, прямо из палат сквозь открытые двери могли видеть богослужение. А на следующий год, когда обитель открылась, св. Елисавета приняла в его стенах монашеский постриг — посвящал ее в монашество митрополит Владимир (Богоявленский), будущий новомученик, убитый в Киеве в январе 1918 г. В апреле 1910 г. на всенощном бдении по особому составленному Святейшим Синодом чину совершилось посвящение 17 насельниц вместе со святой Елисаветой в звание крестовых сестер, а наутро за Литургией св. Елисавета была возведена в сан настоятельницы обители. Епископ Трифон, обращаясь ко св. Елисавете, сказал: «Эта одежда скроет Вас от мира, и мир будет скрыт от Вас, но она в то же время будет свидетельницей Вашей благотворной деятельности, которая воссияет пред Господом во славу Его».

Настоятельница вела жизнь подвижницы, проводя время в молитвах и в уходе за тяжелобольными, иногда даже ассистируя врачам на операции и собственноручно делала перевязки. По свидетельствам пациентов, от самой «великой матушки» исходила какая-то целительная сила, которая благотворно влияла на них и помогала выздороветь — здесь исцелялись многие из тех, кому уже отказывали в помощи врачи, и обитель оставалась их последней надеждой. Настоятельница с сестрами активно выходили в мир и лечили проказы общества: помогали сиротам, неизлечимым больным, беднякам, обитателям Хитровки, которых княгиня уговаривала отдать детей ей на воспитание. Она организовала общежитие для мальчиков, которые потом составили артель посыльных, а для девушек — дом работниц с дешевой или бесплатной квартирой, где они уберегались от голода и влияния улицы. Устраивала рождественские елки для бедных детей с подарками и теплой одеждой, изготовленной руками сестер.

Открыла приют для неизлечимо больных туберкулезом. Чахоточные женщины обнимали княгиню, не сознавая опасности для нее этих объятий, а она никогда не уклонялась от них. Помогала настоятельница и духовенству, особенно сельскому, где не было средств построить или обновить храм, священникам-миссионерам на Крайнем Севере и на других окраинах России, русским паломникам, отправлявшихся посетить Святую Землю. На ее средства был построен русский православный храм в итальянском городе Бари, где находится гробница св. Николая Чудотворца. После революции обитель не трогали и даже помогали с продовольствием и медикаментами. Чтобы не давать повода провокациям, настоятельница и сестры почти не выходили из стен; каждый день служилась Литургия. Постепенно власти подбирались к этому христианскому островку: сначала прислали опросные листы для проживающих и излечивающихся, потом арестовали несколько человек из больницы, потом объявили о решении перевести сирот в детский дом. А в апреле 1918 г., в Светлый Вторник после Пасхи, в обители служил Литургию и молебен св. Патриарх Тихон, давший св. Елисавете последнее благословение.

Сразу после его отъезда настоятельница была арестована — ей даже не дали просимых двух часов на сборы, выделив только «полчаса». Простившись с сестрами, под вооруженной охраной латышских стрелков, она уехала в машине в сопровождении двух сестер — любимой келейницы Варвары Яковлевой и Екатерины Янышевой. Ее московская обитель просуществовала до 1926 г., а потом еще два года там действовала поликлиника, где работали бывшие сестры под руководством княжны Голицыной. После ее ареста одни насельницы были высланы в Туркестан, а другие создали маленькое огородное хозяйство в Тверской области и выживали там под руководством о. Митрофана Серебрянского. После закрытия в соборном храме обители открылся городской кинотеатр, потом дом санитарного просвещения, а в Марфо-Мариинской церкви — амбулатория им. профессора Ф. Рейна. Ее храмовую икону святых Жен-Мироносиц передали в соседнюю замосквореченскую церковь Николы в Кузнецах, а на территории бывшей обители установили статую Сталина.

После войны в бывшем Покровском храме разместились Государственные реставрационные мастерские, переведенные сюда из Никольского храма на Берсеневке. Вплоть до недавнего времени эта организация под именем Художественно-реставрационный центр им. И.Э. Грабаря занимала помещения замосквореченской обители. А в Марфо-Мариинском храме еще в 1980-х гг. работала лаборатория Всесоюзного института минерального сырья и кабинет лечебной физкультуры с оборудованным в помещении бывшего храма спортивным залом. Возрождение Марфо-Мариинской обители милосердия началось в 1992 г., когда постановлением столичного правительства архитектурный комплекс Марфо-Мариинской обители был передан Московской Патриархии. Ключи от главного собора обители — Покрова Пресвятой Богородицы — были возвращены Церкви центром им. И.Э. Грабаря лишь в конце 2006 г. Имеются святыни: частицы свв. мощей прмц. Елисаветы и инокини Варвары. В 2006 г. по благословению Святейшего Патриарха Алексия II при обители была создана социальная служба.

Марфо-Мариинская Обитель Милосердия

Фото Марфо-Мариинской Обители Милосердия

Марфо-Мариинская Обитель Милосердия — Москва, Большая Ордынка, д. 34

Основательницей Марфо-Мариинской Обители Милосердия и ее первой настоятельницей стала княгиня Елизавета Федоровна. Общая площадь Обители Милосердия не слишком велика, но пространство так удачно организовано, что можно совершенно свободно, не мешая остальным, подышать свежим воздухом на лавочке или в беседке, заняться рисованием пейзажей или погулять с малышом на детской площадке.

В Марфо-Мариинской Обители есть множество дорожек, которые сходятся и расходятся, а сама система напоминает английские сады. Из-за деревьев открывается чудесный вид на Покровский собор. Во время православных праздников в обители всегда немало людей, но нет ощущения толпы, все прогуливаются в саду, почти не пересекаясь друг с другом. Ухоженные газоны, цветы согласно сезону, свежие зеленые газоны – все смотрится очень красиво и свежо, ведь сестры, живущие в обители, очень внимательно ухаживают за садом.

Собор на территории Марфо-Мариинской Обители Милосердия был построен не так давно – в начале XX века архитектором Щусевым. За образец были взяты старинные псковские соборы, а колокола подобраны под ростовские звоны. Очень впечатляет на стенах собора резьба по камню, здесь есть и сцены из Библии, и мифологические животные севера. Покровский собор отличается от прочих аналогичных строений тем, что при входе есть большой зал, в котором для сестер проводились лекции по медицине и духовные беседы. На таком лекционном зале настояла сама княгиня Елизавета.

Роспись храма делал Нестеров М., недавно они были отреставрированы и сейчас в полной своей красе и радуют глаз. Особым интересом посетителей пользуется работа «Христос у Марии и Марфы», на которой обе сестры изображены красавицами (у других иконописцев Марфа изображается с угрюмым лицом). Все работы в обители принимала лично княгиня Елизавета, все проекты были одобрены после детального изучения, и сегодня мы можем сполна оценить ее тонкий художественный вкус.

В Марфо-Мариинской Обители Милосердия царит очень доброжелательная и легкая атмосфера. Этот храм очень интересен для любителей истории как памятник архитектуры и музей. Ценителям прекрасного, покоя и умиротворения понравятся прогулки и ухоженный сад. А родителям с детишками здесь понравится потому, что это один из самых тихих и замечательных уголков в самом центре шумной столицы.

Марфо-Мариинская обитель

Приют для страждущих

Эта обитель брала на воспитание детей с Хитровки, помогала инвалидам и неизлечимо больным. Но советские власти решили положить этому конец. И все — из-за настоятельницы.

Марфо-Мариинскую обитель построили по проекту А.В. Щусева, Б.В. Фрейденберга и Л.В. Стеженского в 1909 году.

После гибели мужа, великого князя Сергея Александровича, Елизавета Федоровна (Элла Гессен-Дармштадтская) разделила свои украшения и владения на 3 части. Одну вернула в казну, вторую — разделила между родственниками, а третью продала.

На вырученные средства она купила на Большой Ордынке усадьбу с четырьмя домами и большим садом. Там разместилась Марфо-Мариинская Обитель Милосердия — монастырь и благотворительная медицинская организация.

Сестры, жившие в обители, приносили обеты целомудрия, нестяжания и послушания, но не принимали монашеского пострига. Они в любое время могли уйти из монастыря, чтобы создать семью.

Нуждающимся давали еду и одежду, помогали в трудоустройстве, устраивали в больницы. Нередко сестры Марфо-Мариинской обители уговаривали семьи, которые не могли дать детям нормальное воспитание (например, профессиональные нищие или пьяницы), отдать их в приют. Там детям давали образование, хороший уход и обучали профессии. Девушкам выдавали дешевые, а иногда и бесплатные квартиры.

В обители работали больница, амбулатория, аптека с бесплатными лекарствами, приют, бесплатная столовая и еще множество учреждений. А в Покровском соборе (его завершили в 1912 году) проходили просветительские лекции и беседы, заседания Императорского Православного Палестинского общества, Географического общества, духовные чтения и другие мероприятия.

Великая княгиня планировала создать отделения обители по всей России, но в апреле 1918 года Елизавету Федоровну обвинили в хранении оружия и укрывательстве германских шпионов. Хотя подтверждения этому не нашлось, ее арестовали.

17 июля в Екатеринбурге расстреляли царскую семью, а 18 июля сосланную в Алапаевск Елизавету Федоровну и других оставшихся в живых Романовых отвезли к заброшенной шахте и сбросили вниз на 70 метров. Шахту подожгли и забросали гранатами. Но очевидцы уверяли, что еще долго оттуда слышалась молитва княгини. После этого двое из убийц-красноармейцев сошли с ума. А в 1920 году Елизавету Федоровну канонизировали, и ее мощи перевезли в Иерусалим.

Сама Марфо-Мариинская обитель действовала до 1926 года. Потом на ее территории еще 2 года была поликлиника, где под руководством княжны Голицыной работали Марфо-Мариинские послушницы. Но после ареста Голицыной некоторых сестер выслали в Туркестан, а остальные уехали в Тверскую область, где создали огородное хозяйство.

После закрытия Марфо-Мариинского монастыря в Покровском соборе устроили сначала кинотеатр, а потом дом санитарного просвещения со статуей Иосифа Сталина в алтаре. В Марфо-Мариинской церкви разместилась амбулатория профессора Ф. Рейна.

После Великой Отечественной войны здание Покровского храма передали под Государственные реставрационные мастерские, затем — Художественно-реставрационный центр им.И.Э. Грабаря.

В 1992 году комплекс Марфо-Мариинской обители вернули Московской Патриархии. Но главный Покровский храм отдали Церкви лишь в конце 2006.

Сейчас в Марфо-Мариинской обители работает приют для девочек-сирот, благотворительная столовая и патронажная служба. Сестры работают в военных госпиталях и НИИ «Скорой помощи» имени Н.В. Склифосовского.

А в 1990 году на территории монастыря установили памятник первой настоятельнице обители, великой княгине Елизавете Федоровне, работы Вячеслава Клыкова. В доме, где она жила, открыт мемориальный музей.

МА́РФО-МАРИИ́НСКАЯ ОБИ́ТЕЛЬ

  • В книжной версии

    Том 19. Москва, 2011, стр. 241-242

    Скопировать библиографическую ссылку:

    МА́РФО-МАРИИ́НСКАЯ ОБИ́ТЕЛЬ ми­ло­сер­дия, пра­во­слав­ная жен­ская об­щи­на в Мо­ск­ве, соз­дан­ная для цер­ков­но­го со­ци­аль­но­го слу­же­ния. Ос­но­ва­на вел. кн. Ели­за­ве­той Фё­до­ров­ной на ул. Боль­шая Ор­дын­ка в усадь­бе, ку­п­лен­ной ею в 1907. На­ча­ла дей­ст­во­вать 10(23).2.1909. Соз­да­ние М.-М. о. бы­ло свя­за­но с ак­тив­но об­су­ж­дае­мой в рус. об­ще­ст­ве в 19 – нач. 20 вв. иде­ей воз­ро­ж­де­ния древ­не­го цер­ков­но­го ин­сти­ту­та диа­ко­нис. На­зва­ние оби­те­ли свя­за­но с тем, что, по за­мыс­лу Ели­за­ве­ты Фё­до­ров­ны, ра­бо­та сес­тёр ми­ло­сер­дия в М.-М. о. долж­на бы­ла со­че­тать слу­же­ние двух еван­гель­ских пер­со­на­жей – сес­тёр Мар­фы (слу­же­ние ближ­не­му) и Ма­рии (ду­хов­ная жизнь) (Лк. 10:38–42). Со­глас­но Ус­та­ву (ут­вер­ждён в 1908, 2-я ре­дак­ция – 1914), М.-М. о. бы­ла при­зва­на тру­дом сво­их сес­тёр и др. воз­мож­ны­ми спо­со­ба­ми «по­мо­гать в ду­хе чис­то­го хри­сти­ан­ст­ва боль­ным и бед­ным и ока­зы­вать по­мощь и уте­ше­ние стра­ж­ду­щим и на­хо­дя­щим­ся в го­ре и скор­би». 9(22).4.1910 еп. Дмит­ров­ским Три­фо­ном (Тур­ке­ста­но­вым) в сё­ст­ры оби­те­ли бы­ли по­свя­ще­ны 17 жен­щин (вме­сте с Ели­за­ве­той Фё­до­ров­ной), дав­ших обет по­слу­ша­ния, не­стя­жа­ния, це­ло­муд­рия, при­зре­ния бед­ных и боль­ных, тво­ре­ния до­б­рых дел в ду­хе хри­сти­ан­ской люб­ви. При этом сё­ст­ры мог­ли по­ки­нуть оби­тель и вый­ти за­муж, так­же мог­ли по­стричь­ся в мо­на­ше­ст­во. Вел. кн. Ели­за­ве­та Фё­до­ров­на бы­ла воз­ве­де­на в сан на­стоя­тель­ни­цы. Рас­смот­ре­ние по­дан­но­го в 1911 Ели­за­ве­той Фё­до­ров­ной хо­да­тай­ст­ва в Си­нод о при­свое­нии стар­шим сёст­рам М.-М. о. зва­ния диа­ко­нис Си­нод от­ло­жил до По­ме­ст­но­го со­бо­ра, од­на­ко По­ме­ст­ный со­бор 1917–18 из-за ре­во­люц. со­бы­тий в стра­не этот во­прос рас­смот­реть не ус­пел.

    Марфо-Мариинская обитель

    В Москве и её окрестностях есть множество памятников архитектуры, истории, культуры. Ярким примером тому служит Марфо-Мариинская обитель, представляющая собой женский монастырь. Построен он был по указанию Великой княгини Елизаветы Фёдоровны в 1909 г., и действует по сей день. Сегодня это не только православная святыня, но и служба социальной помощи, предоставляющая помощь детям, женщинам, инвалидам, малообеспеченным, а также один из известных центров волонтёрского движения.

    Для времени своего основания обитель стала весьма прогрессивной с точки зрения и православия, и обычаев, подобным которым в России было тогда очень мало. Прежде всего, необычным стал выбор места для её основания. Это не был храм, как это чаще всего было в других местах, а самая обычная по тому времени усадьба из четырёх жилых домов с большим садом. Княгиня Елизавета Фёдоровна после смерти мужа выкупила имение и отдала его для основания обители милосердия. Сегодня это место — один из центральных районов столицы.

    Сёстры обители вовсе не уходили от мира, напротив, занимались благотворительностью. Они оказывали нуждающимся духовную поддержку, а при необходимости и медицинскую помощь. Каждая из монахинь, поступавших в обитель, после могла свободно уйти из неё, чтобы создать свою собственную семью. Здесь давали бедным одежду, еду, оказывали содействие в трудоустройстве, брали детей из неблагополучных семей для обучения. При обители работали аптека, больница, столовая для бедных.

    Работу свою обитель продолжала до 1928 г., после чего была закрыта. К моменту закрытия здесь проживали 115 сестёр. Здания обители в советские годы использовалось для самых разных целей: поликлиника, кинотеатр, амбулатория.

    С распадом СССР в 1992 г. правительство Москвы передало комплекс Марфо-Мариинской обители под управление Московской патриархии. При этом до 2006 г. Покровский храм при обители находился в ведении научно-реставрационного Центра им. И.Э. Грабаря.

    Великая княгиня Елизавета Фёдоровна приняла решение посвятить будущую обитель святым Марии и Марфе, которые были сестрами Лазаря Четверодневного. В Евангелии имеется описание того, как Мария и Марфа в доме Лазаря слушали учение Иисуса и заботились о нём. Княгиня Елизавета считала, что нельзя служить людям без того, чтобы служить Господу, молиться ему. Поэтому сестры обители должны были не только молиться, но и нести служение милосердия.

    Расписание богослужений в Марфо-Мариинской обители

    Ежедневно начало Божественной литургии в 8:00, по воскресным дням — в 9:00. В 18:00 — начало вечернего богослужения.

    Сегодня здесь работает православный приют для девочек-сирот, столовая для малоимущих, патронажная служба. Сиротский приют принимает девочек разного возраста. Постоянно в приюте проживают сегодня 17 сирот. Однако на этом деятельность приюта не исчерпана, так как часто сюда поступают дети из неблагополучных семей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации. Судьба каждого ребёнка решается в индивидуальном порядке. При приюте работает аккредитованная государством школа приёмных родителей, помогающая сиротам обрести новый дом в приёмной семье.

    Сёстры обители оказывают помощь в военных госпиталях, а также в НИИ скорой помощи им. Склифосовского. С 2010 г. работает медцентр «Милосердие», оказывающий помощь детям с диагнозом ДЦП. С 2011 г. работает паллиативная служба, сотрудники которой оказывают выездную помощь родителям в обучении по уходу за неизлечимо больными детьми.

    Современная Марфо-Мариинская обитель — это не только корпус зданий в Москве, но и 12 самостоятельных подразделений в регионах не только в России, но и на Украине и в Белоруссии. С 2014 г. обитель официально получила статус ставропигиального женского монастыря, переданного в подчинение Патриарху Московскому и всея Руси.

    Если сегодня женщина пожелает стать сестрой Марфо-Мариинской обители, она должна пройти собеседование, по итогам которого принимается решение о её принятии. После этого в течение определённого времени соискательница живёт на территории комплекса, изучает его быт, порядки, но только днём, на ночь возвращаясь к себе домой. Если желание остаётся твёрдым, тогда даётся разрешение поселиться на испытательный срок. После успешного его прохождения подаётся прошение для утверждения Патриарху Московскому и всея Руси.

    Два красивых православных храма были построены ещё при Елизавете Фёдоровне, основательнице обители. Первый из них — больничный, посвящённый святым Марии и Марфе, был освящён 09.09.1909 г. Тремя годами позже освятили второй храм — Покровский собор, архитектурный проект которого был создан Щусевым. Сегодня — это центральное сооружение монастыря, из которого начинаются все экскурсии.

    Покровский храм красив и снаружи, и внутри. Над его росписью трудились Михаил Нестеров и его ученик — Павел Корин. Здесь же находятся работы скульптора Коненкова. Под храмом находится усыпальница, в которую ведёт потайная лестница. Основательница завещала похоронить себя в ней. Но её волю исполнить не удалось. Белогвардейцы перевезли мощи княгини и похоронили вместе с мужем в основанном ими же храме святой равноапостольной Марии Магдалины в Гефсимании на Святой Земле.

    Официальный сайт Марфо-Мариинской обители

    Полная реконструкция обители завершилась в 2008 г., затронув не только внутренне и внешнее убранство храмов, но и здания общежитий сестёр, воскресной школы, хозяйственных построек и объектов благоустройства. Покои основательницы были отреставрированы и в них было решено открыть музей. Посетители могут и сегодня увидеть здесь уникальные фотографии, сделанные при жизни Елизаветы Фёдоровны, её личные вещи, рисунки, переписку. Экскурсовод расскажет об истории основания монастыря, его деятельности в дореволюционное время и в наши дни.

    Для посещения музея отведены воскресные дни после завершения Литургии. Для посетителей в составе групп в будние дни экскурсии проводятся по предварительной записи. Для индивидуального посещения предусмотрена обзорная экскурсия в 11 и в 15 часов, она проводится ежедневно. Телефоны, адрес электронной почты и реквизиты для перечисления пожертвований можно увидеть на сайте обители. Там же можно найти много информации о том, какую помощь оказывает обитель, какие специалисты ей требуются, какую помощь вы можете оказать.

    Гостиницы при комплексе нет, поэтому иногородним остановиться на территории монастыря нельзя. Однако, внутри имеется кафе, где посетители могут перекусить.

    Ссылка на основную публикацию