Митрополит Иларион Алфеев

митрополит Иларион (Алфеев)

Священное Писание Нового Завета

митрополит Иларион (Алфеев) (24.07.1966)

Молодые годы

Митрополит Волоколамский Иларион (мирское имя: Григорий Валерьевич Алфеев) родился в Москве, 24 июля 1966 года.

В период с 1973 по 1984 года проходил обучение в Московской музыкальной школе имени Гнесиных.

В возрасте 15 лет исполнял обязанности чтеца в Московской церкви Воскресения Словущего на Успенском вражке.

С 1983 года служил иподиаконом под началом владыки Питирима (Нечаева), митрополита Волоколамского и Юрьевского; трудился при Издательском отделе Московского Патриархата в статусе внештатного сотрудника.

Закончив школу в 1984 году, поступил в Московскую государственную консерваторию, на композиторский факультет.

В период с 1984 по 1986 год проходил срочную службу в рядах ВС СССР.

В начале 1987 года, оставив (по собственному желанию) учёбу в консерватории, поступил в Виленскую Свято-Духову обитель.

19 июня 1987 года принял монашеский постриг с наречением имени Иларион.

Священническое служение

21 июня 1987 года возведён в сан иеродиакона, а два месяца спустя, 19 августа, — в сан иеромонаха.

В период с 1988 по 1989 год служил настоятелем нескольких храмов Виленской епархии (в городе Тельшяй, селах Колайняй и Титувенай).

В 1989 году заочно закончил курс обучения в Московской Духовной семинарии.

В 1990 году принимал участие в деятельности Поместного Собора РПЦ, представляя Виленскую и Литовскую епархию.

В 1991 году окончил Московскую Духовную академию, трудился преподавателем в МДАиС (читал лекции по дисциплинам: Священное Писание Нового Завета, Гомилетика, Греческий язык, Православное Догматическое Богословие).

С 1992 по 1993 год преподавал в Православном Свято-Тихоновском богословским институте и Российском православном университете св. апостола Иоанна Богослова Новый Завет и Патрологию соответственно.

В 1993 году окончил аспирантуру при МДА.

В том же году, по решению руководства, направлен в Оксфордский университет для прохождения стажировки. Занимаясь учёбой за рубежом, совмещал её с пастырской деятельностью при Сурожской епархии.

Оксфордский университет окончил в 1995 году, со степенью доктора философии.

С 1995 года трудился в ОВЦС Московского Патриархата.

С 1997-го и вплоть до 2002 года руководил секретариатом по межхристианским связям.

В период с 1995 по 1997 год работал в Смоленской и Калужской Духовных семинариях преподавателем Патрологии.

Вместе с тем, в 1996 году преподавал в Свято-Германовской семинарии, на Аляске, Догматическое Богословие.

С 1996 года входил в состав клира московской церкви святой великомученицы Екатерины на Всполье.

С 1996 по 2004 год состоял в членстве Синодальной богословской комиссии РПЦ.

В 1997-1999 годах вёл курс по Догматическому Богословию для студентов Нью-Йоркской Свято-Владимирской духовной семинарии; преподавал в Кембриджском университете, на богословском факультете, Мистическое Богословие Восточной Церкви.

В 1999 году удостоен степени доктора богословия Свято-Сергиевским православным богословским институтом в Париже.

В 2000 году возведён в звание игумена.

7 января 2002 года посвящён в сан архимандрита.

Епископское служение

14 января 2002 года отец Иларион был рукоположен во епископа.

С 17 июля 2002 года — епископ Подольский, глава представительства РПЦ при международных европейских организациях.

С 7 мая 2003 года — епископ Венский и Австрийский.

1 февраля 2005 года удостоен звания приват-доцента богословского факультета при Фрибурском университете.

С 31 марта 2009 года — председатель ОВЦС Московского Патриархата; постоянный член Священного Синода, викарий Патриарха Московского и Всея Руси, епископ Волоколамский.

20 апреля 2009 года посвящён в архиепископа.

1 февраля 2010 года возведён в сан митрополита.

26 июля 2010 года введён в состав Патриаршего совета по культуре, а 22 марта 2011 года — в состав Высшего Церковного Совета.

5 октября 2011 года назначен на должность председателя Синодальной библейско-богословской комиссии.

Является автором множества богословских произведений разной направленности, участником религиозных телепрограмм.

Познер. Митрополит Иларион (06.04.2015)

Митрополит Иларион Алфеев

Вклад, который внес этот человек в христианскую культуру, поистине поражает своими масштабами. И на сегодняшний день Митрополит Иларион Алфеев не перестает вдохновлять людей своей жизнью.

Биография

Митрополит Иларион родился в СССР, в городе Москве, 24 июля 1966 года. Настоящее мирское имя — Григорий Валериевич Алфеев, является одним из самых образованных епископов на сегодняшний день. В этом человеке совмещены: мудрость, талант и невероятная преданность своему служению.

Образование и начало службы в церкви

Воспитанием и развитием ребенка занималась одинокая мать — Валерия Алфеева. По профессии была писательницей. Отец — Валерий Григорьевич Дашевский имел докторскую степень в математических и физических науках. Однако по злосчастному стечению обстоятельств достаточно рано покинул семью и погиб. Дедушка Илариона — Григорий Маркович Дашевский был создателем нескольких книг, повествующих о гражданской войне в Испании, скончался во время Великой Отечественной войны в боевых действиях задолго до рождения внука.

О других известных церковных деятелях:

Музыкальное образование получил в Гнесинской музыкальной школе, где учился играть на скрипке и писать различные композиции. Духовное же образование и развитие началось в 11 лет, когда Иларион впервые принял крещение. После чего в 15 лет стал лектором в Московском храме на Успенской Вражке.

А уже в 17 лет занял пост иподиакона, где был под покровительством митрополита Волоколамского и Питирима Юрьевского. Благодаря грамотности и причастию к церковному служению подрабатывал в издательстве Московского патриархата.

Окончив музыкальную школу в 1984 году, будущий митрополит поступил в Московскую консерваторию, где учился на факультете композиторского искусства. Его преподавателем был Алексей Николаев — народный артист РСФСР.

Попав в армию в 1984 году, он 2 года служил в войсках пограничной службы, музыкантом в оркестре духовых инструментов.

Через год после демобилизации в январе 1987 года, покинул консерваторию для того, чтобы поступить в Виленский монастырь. На протяжении полугода был послушником, после чего 19 июня того же года, был пострижен и посвящен в монашество и спустя 2 дня был удостоен чести рукоположения в иеродиакона. Посвящали же его Виленский архиепископ и Литовский Викторин. В августе получил должность иеромонаха, рукоположил его епископ Уфимский и Стерлитамакский Анатолий.

С 1988 по 1990 год служил настоятелем в Смоленской церкви в селе Колайняй и Титувенай. 1990 год оказался очень насыщенным событиями временем. Именно в этом году Иларион был назначен настоятелем в другой собор, который находился в Благовещенске. И в этом же году принял участие в работе Поместного храма, избрал его на этот пост митрополит Ленинградского Алексия. Был также удостоен высказать речь о взаимоотношениях Русской православной церкви за границей.

Годом ранее в 1989 году стал выпускником Московской духовной семинарии, после чего пошел учиться дальше и спустя 2 года окончил уже академию, где получил степень кандидата богословия. И в 1993 году завершил обучение в аспирантуре в Московской духовной академии.

Учась в семинарии, он параллельно был преподавателем гомилетики, греческого языка, богословия и Нового Завета, в духовной академии.

Благодаря хорошему образованию и стремлению к знаниям, получил возможность отправиться на стажировку в Оксфордский университет. Руководителем его докторской диссертации в учебном заведении стал митрополит Диоклийский Каллиста, темой для работы была: «преподобный Симеон Новый Богослов и Православное Предание». Помимо этого, по выходным служил на приходах Сурожской епархии.

Диссертацию он все-таки защитил и в 1995 году получил докторскую степень в области философии. И в этом же году начал работу в Московском Патриархате. После чего до 2000 года писал книги, читал лекции в университетах США и в Великобритании и получил еще одну докторскую степень в Париже.

Епископство

В 2001 году,27 декабря Священный синод игумен назначили его Керченским епископом по строению в сан архимандрита. 7 января следующего года дело было закончено.

И 14 января был совершен, хиротонисан в епископа. Совершали митрополиты, архиепископы и епископы из них: Сергиевский Василий, Германский Феофан, Дмитровский Александр и другие.

Во время приезда в Сурожскую епархию был начат конфликт по поводу нового викария, коим был назначен епископ Иларион. Волну негодования представил старший викарий-епископ Василий. Недовольства заходили дальше и в мае 2002 года, архиерей — митрополит Антоний Сурожский вышел с речью, порицая действия Илариона. Однако, стоит отметить, что в речи звучали и положительные отзывы, Антоний упоминал дарования нового епископа, его образование. И в то же время дал ему 3 месяца на то, чтобы укрепить доверие к своей личности и продолжать служить по тем законам, которые были написаны полвека назад.

Иларион не согласился с протестными обвинениями и выступил с соответствующей речью. Где в какой-то степени упрекалась литургия в лондонском Соборе. Летом 2002 года, по вердикту Синода, Иларион лишился места в епархии. Его место занял архиепископ Анатолий. Покинув епархию, Алфеев написал очерк, где отметил, что дни, проведенные в Сурожской епархии, были для него невероятно тяжелыми. Очерк называется: «Сурожская смута».

На заметку! В 2003 году в мае, Священный синод удостоили Илариона Австрийским и Венским епископством. Где были переданы полномочия управления епархиями в Венгрии и Будапеште. Однако новая должность сохранила за ним звание председателя РПЦ .

В октябре 2008 года Иларион был рассмотрен как епископ Православной церкви в Америке. Предложили подобный выбор митрополит Герман и священнослужители. Основанием выбора Алфеева стала выдержка из статьи Фомы Хопко — декан Свято-Владимирской семинарии. Он описывал Илариона, как личность образованную, надежную. Он молод и имеет большой опыт в качестве лектора в различных сферах, как образовательных, так и духовных.

Православная церковь в Америке достаточно двояко высказалось об Иларионе. Такое отношение у служителей вызвал спор в Сурожской епархии. Однако, получив такое предложение, Алфеев отказался встать на пост. В ответном письме он ответил, что должность должен занять американец. Высказывание Илариона поддержал Московский патриархат.

Благодаря усердному служению, на сегодняшний день он занимает должности:

  • в совете по культуре;
  • в организации: «Русский мир»;
  • является одним из представителей Высшего церковного совета;
  • представитель РПЦ .

И это далеко не все предприятия, где он принимает активное участие.

Общественно-политическая деятельность

Согласно словам Алфеева, нести евангелие и возвещать христианство с каждым днем становится сложнее. Говорить о христианской системе ценностей почти невозможно. Ненависть между традиционалистами и либералами возрастает. По мнению епископа, решить проблему поможет объединение церквей. Союз православных, протестантских, католических и других церквей — откроет новые границы для защиты традиционных ценностей.

В октябре 2007 года Иларион оставил свой пост на заседании Смешанной комиссии по православно-католическому диалогу в Равенне. Данный жест был сделан в знак возражения против вердикта Константинопольского Патриархата присоединить к православному посольству представителя из Эстонии. Однако возражение епископа не повлияло на выбор Патриархата.

Музыкальная деятельность

Свои композиторские способности Иларион смог проявить в написании христианских гимнов и псалмов. «Страсти по Матфею» — один из шедевров, созданных епископом, обрел популярность не только в России, но и за ее пределами. Данная композиция была исполнена более 50 раз в 15 городах Российской Федерации, в регионах Украины, а также в США, Греции, Италии, Сербии, Турции и др. После исполнения в зале слышались овации, аудитория была очарована.

Еще одним громким произведением стала «Рождественская Оратория». Премьера композиции прошла в Вашингтоне, публика приняла ее не менее восторженно. Помимо США, музыка прозвучала и в городах России. СМИ не обошли стороной творчество Алфеева и отметили его в различных источниках.

Интересно! Известный исполнитель Евгений Нестеренко отметил, что Иларион стал композитором-новатором, ведь он единственный, кому удалось наполнить ораторию Баха православным духом. Очень много известных музыкантов лестно отзывалось о творениях епископа, некоторые высказывали мнение о том, что вскоре это станет новым жанром и займет свое место в мировой музыкальной культуре.

Заметим, что и были негативные высказывания в адрес творчества Алфеева. Петр Поспелов приравнял его музыку к деревенской, которая лишь переписана на более цивилизованный лад. Другой критик Борис Филановский признавал его творчество, как фальшь и плохая попытка стилизации великих произведений. Однако критика никогда не останавливала столь одаренного человека. Негодования и неодобрительные высказывания всегда шли в ногу с Иларионом. Но он и по сей день является одним из самых выдающихся личностей.

Митрополит Иларион (Алфеев Григорий Валериевич) родился 24 июля 1966 года в Москве.

С 1973 по 1984 годы обучался в Московской средней специальной музыкальной школе им. Гнесиных по классу скрипки и композиции.

В 15-летнем возрасте поступил чтецом в храм Воскресения Словущего на Успенском вражке (г. Москва).

С 1983 года иподиаконствовал у митрополита Волоколамского и Юрьевского Питирима (Нечаева) и работал внештатным сотрудником Издательского отдела Московского Патриархата.

В 1984 году, по окончании школы, поступил на композиторский факультет Московской государственной консерватории.

В 1984-86 годах служил в армии.

В январе 1987 года по собственному желанию оставил обучение в Московской консерватории и поступил послушником в Виленский Свято-Духов монастырь.

19 июня 1987 года в соборе Виленского Свято-Духова монастыря пострижен в монашество, а 21 июня в том же соборе рукоположен во иеродиакона архиепископом Виленским и Литовским Викторином.

19 августа 1987 года в Пречистенском кафедральном соборе г. Вильнюс рукоположен во иеромонаха архиепископ Уфимским и Стерлитамакским Анатолием (ныне архиепископ Керченский) по благословению архиепископа Виленского и Литовского Викторина.

В 1988-1990 гг. служил настоятелем храмов в г. Тельшяй, с. Колайняй и с. Титувенай Виленской и Литовской епархии.

В 1990 г. назначен настоятелем Благовещенского кафедрального собора г. Каунас.

В 1990 г. в качестве избранного делегата от духовенства Виленской и Литовской епархии участвовал в Поместном Соборе Русской Православной Церкви, избравшем Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II.

В 1989 г. заочно окончил Московскую Духовную Семинарию, а в 1991 г. Московскую Духовную Академию со степенью кандидата богословия.

В 1993 г. окончил аспирантуру МДА. В 1991-1993 гг. преподавал гомилетику, Священное Писание Нового Завета, догматическое богословие и греческий язык в МДАиС.

В 1992-1993 гг. преподавал Новый Завет в Православном Свято-Тихоновском богословском институте и патрологию в Российском православном университете святого апостола Иоанна Богослова.

В 1993 г. был направлен на стажировку в Оксфордский университет, где под руководством епископа Диоклийского Каллиста работал над докторской диссертацией на тему «Преподобный Симеон Новый Богослов и Православное Предание», совмещая учебу со служением на приходах Сурожской епархии.

В 1995 г. окончил Оксфордский университет со степенью доктора философии.

С 1995 г. работал в Отделе внешних церковных связей Московского Патриархата, с августа 1997 г. в должности секретаря по межхристианским связям.

В 1995-1997 гг. преподавал патрологию в Смоленской и Калужской Духовных Семинариях. В 1996 г. читал курс лекций по догматическому богословию в Свято-Германовской православной духовной семинарии на Аляске (США).

С января 1996 г. состоял в клире храма св. вмц. Екатерины на Всполье в г. Москве (Подворье Православной Церкви в Америке).

С 1996 по 2004 был членом Синодальной богословской комиссии Русской Православной Церкви.

В 1997-1999 гг. читал курсы лекций по догматическому богословию в Свято-Владимирской духовной семинарии в Нью-Йорке (США) и по мистическому богословию Восточной Церкви на богословском факультете Кембриджского Университета (Великобритания).

В 1999 г. Свято-Сергиевским православным богословским институтом в Париже удостоен степени доктора богословия.

На Пасху 2000 г. в Свято-Троицком храме в Хорошево (г. Москва) митрополитом Смоленским и Калининградским Кириллом возведен в сан игумена.

Решением Священного Синода от 27 декабря 2001 игумену Илариону (Алфееву) по возведении в сан архимандрита определено быть епископом Керченским, викарием Сурожской епархии.

На Рождество 2002 г. в Смоленском кафедральном соборе митрополитом Смоленским и Калининградским Кириллом возведен в сан архимандрита.

14 января 2002 г. в Москве, в Храме Христа Спасителя, рукоположен во епископа. Хиротонию совершил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий в сослужении десяти архипастырей.

Определением Священного Синода от 17 июля 2002 г. назначен епископом Подольским, викарием Московской епархии, главой Представительства Русской Православной Церкви при европейских международных организациях.

Определением Священного Синода от 7 мая 2003 г. назначен епископом Венским и Австрийским с поручением временного управления Будапештской и Венгерской епархии и с сохранением должности Представителя Русской Православной Церкви при европейских международных организациях в Брюсселе.

31 марта 2009 г. Святейший Патриарх и Священный Синод, освободив епископа Илариона от управления Венско-Австрийской и Венгерской епархиями, назначил его Председателем Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата, постоянным членом Священного Синода с титулом епископ Волоколамский, викарий Патриарха Московского и всея Руси.

20 апреля 2009 года в Успенском Собре Московского Кремля за малым входом на Божественной Литургии Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Кириллом возведен в сан архиепископа.

1 февраля 2010 года за малым входом Божественной литургии, совершаемой в первую годовщину интронизации Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя, Предстоятель Русской Православной Церкви «во внимание к усердному служению Церкви Божией и в связи с назначением председателем Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата — постоянным членом Священного Синода» возвел архиепископа Илариона в сан митрополита.

Ректор Общецерковной аспирантуры и докторантуры имени святых Кирилла и Мефодия, созданной в марте 2009 года с целью повышения образовательного уровня и уровня специальной подготовки управленческих и церковно-дипломатических кадров Московского Патриархата. Настоятель храма иконы Божией Матери «Всех Скорбящих Радость» на ул. Большая Ордынка в Москве.

1 февраля 2005 года избран приват-доцентом богословского факультета Фрибургского университета (Швейцария) по кафедре догматического богословия.

24 августа 2005 года удостоен Макриевской премии за труд «Священная тайна Церкви. Введение в историю и проблематику имяславских споров».

По благословению Святейшего Патриарха и Священного Синода митрополит Иларион несет многочисленные общецерковные послушания, представляя Русскую Православную церковь на различных международных и межхристианских форумах: является членом Исполнительного и Центрального комитетов Всемирного Совета Церквей, Президиума богословской комиссии ВСЦ «Вера и церковное устройство», Постоянной комиссии по взаимоотношениям между Православными Церквами и ВСЦ, Постоянной комиссии по диалогу между Православными Церквами и Римско-Католической Церковью, Постоянной комиссии по диалогу между Православными Церквами и Всемирным Альянсом Реформатских Церквей, Постоянной комиссии по диалогу между Русской Православной Церковью и Евангелическо-Лютеранской Церковью Финляндии, Постоянной комиссии по диалогу между Русской Православной Церковью и Евангелическо-Лютеранской Церковью Германии. Член редакционной коллегии журналов «Богословские труды» (Москва), «Церковь и время» (Москва), «Вестник Русского христианского движения» (Париж-Москва), «Studia Monastica» (Барселона), научно-исторической серии «Византийская библиотека» (Санкт-Петербург). Награжден грамотами Святейшего Патриарха Московского и всея Руси (1996 и 1999), медалью «За мужество и самопожертвование» Литовской Республики (1992), медалью блгв. кн. Константина Острожского Польской Православной Церкви (2003), серебряным орденом свт. Иннокентия Православной Церкви в Америке (2009). Автор более 500 публикаций, в том числе монографий по патристике, догматическому богословию и церковной истории, а также переводов творений Отцов Церкви с греческого и сирийского языков. Автор ряда музыкальных произведений, в том числе «Божественной литургии» и «Всенощного бдения» для хора без сопровождения, «Страстей по Матфею» для солистов, хора и оркестра.

Лучшие книги Митрополита Илариона

ISBN: 5-86407-002-5
Год издания: 1996
Издательство: Издательство Братства Святителя Тихона
Язык: Русский

В книге современного православного богослова иеромонаха Илариона (Алфеева) излагаются основы вероучения и церковной жизни Православной Церкви. В центре внимания автора — Священное Предание Церкви, выраженное в творениях и молитвенном опыте ее святых подвижников и учителей. Сочетание строгого богословского подхода с вдохновенной проповедью делает книгу увлекательной и духовно убедительной.
Для желающих глубже и полнее узнать истоки Православной веры.

В книге современного православного богослова иеромонаха Илариона (Алфеева) излагаются основы вероучения и церковной жизни Православной Церкви. В центре внимания автора — Священное…

ISBN: 978-5-7533-1211-2, 978-5-7533-1210-5
Год издания: 2016
Издательство: ЦЕНТР УЧЕБНОЙ И НАУЧНО-ПРОСВЕТИТЕЛЬСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ – ПОЗНАНИЕ
Серия: Иисус Христос. Жизнь и учение
Язык: Русский

Будучи первой в шеститомной серии «Иисус Христос. Жизнь и учение», эта книга покрывает материал, содержащийся в начальных главах четырех Евангелий: в книге рассматриваются повествования о рождении Иисуса и связанных с ним событиях; о крещении Иисуса и Его взаимоотношениях с Иоанном Крестителем; об искушении от диавола в пустыне. Отдельные главы посвящены пророческому служению Иисуса, взаимоотношениям между Ним и Его учениками, началу конфликта между Ним и Его противниками. В завершение книги сделана попытка дать портрет Иисуса Христа, как он вырисовывается из Евангелий, рассмотреть Его образ жизни и основные черты характера.

Будучи первой в шеститомной серии «Иисус Христос. Жизнь и учение», эта книга покрывает материал, содержащийся в начальных главах четырех Евангелий: в книге рассматриваются…

ISBN: 978-5-699-96444-4
Год издания: 2017
Издательство: Эксмо
Серия: Религия. Книги митрополита Илариона.
Язык: Русский

Книга представляет собой краткий путеводитель по православной вере, написанный живо и доступно. Первый раздел посвящен основным вероучительным истинам Православной Церкви: речь в нем идет о вере, о Боге, об Иисусе Христе, о Святом Духе, о Церкви, о крещении и о воскресении мертвых. Во втором разделе, посвященном нравственным темам, говорится о десяти заповедях Ветхого Завета, о заповедях Блаженства, о любви к Богу и любви к ближнему, о грехе и покаянии, о вопросах семейной этики, о воспитании детей, о месте женщины в Церкви. В третьем разделе речь идет о молитве и богослужении, храме и иконах, церковном календаре и церковных праздниках, о таинствах и обрядах. Книга может использоваться как для предкрещальной, так и для посткрещальной катехизации. Она будет интересна всем, кто хочет систематизировать свои знания о Православной Церкви. Одобрено Отделом религиозного образования и катехизации Московского Патриархата.

Книга представляет собой краткий путеводитель по православной вере, написанный живо и доступно. Она будет интересна всем, кто хочет систематизировать свои знания о Православной Церкви. Одобрено Отделом религиозного образования и катехизации Московского Патриархата.

Книга представляет собой краткий путеводитель по православной вере, написанный живо и доступно. Первый раздел посвящен основным вероучительным истинам Православной Церкви: речь в…

Ссылка на основную публикацию