Митрополит Тихон Шевкунов

Русская Православная Церковь

Официальный сайт Московского Патриархата

Главные новости

Святейший Патриарх Кирилл призвал объединить усилия в поддержку идеалов семейной жизни

Святейший Патриарх Кирилл присутствовал на выступлении Президента России В.В. Путина, обратившегося с Посланием к Федеральному Собранию

В праздник Собора Пресвятой Богородицы Святейший Патриарх Кирилл совершил Литургию в Успенском соборе Московского Кремля

В праздник Рождества Христова Предстоятель Русской Церкви совершил великую вечерню в Храме Христа Спасителя

В праздник Рождества Христова состоялся телемост Святейшего Патриарха Кирилла с членами экипажа Международной космической станции

Тихон, митрополит Псковский и Порховский (Шевкунов Георгий Александрович)

Дата рождения: 2 июля 1958 г. Дата хиротонии: 24 октября 2015 г. Дата пострига: 1991 г. День ангела: 7 апреля

Страна: Россия Биография:

Родился 2 июля 1958 г. в Москве в семье служащих.

В 1982 г. окончил сценарный факультет Всесоюзного государственного института кинематографии по специальности «Литературная работа». В том же году поступил в Псково-Печерский монастырь трудником, затем послушником.

В августе 1986 г. митрополитом Волоколамским и Юрьевским Питиримом переведен в Издательский отдел Московского Патриархата, для работы по подготовке празднования тысячелетия Крещения Руси.

В июле 1991 г. в Донском ставропигиальном монастыре г. Москвы пострижен в монашество с именем Тихон в честь святителя Тихона, Патриарха Московского. В том же году Святейшим Патриархом Алексием II рукоположен во иеродиакона и во иеромонаха.

В 1993 г. назначен настоятелем московского подворья Псково-Печерского монастыря, которое расположилось в стенах бывшего Сретенского монастыря.

В 1995 г. возведен в сан игумена и назначен наместником Сретенского ставропигиального мужского монастыря.

В 1998 г. возведен в сан архимандрита.

В 1999 г. назначен ректором Сретенского высшего православного монастырского училища, преобразованного в дальнейшем в Сретенскую духовную семинарию.

С марта 2001 г. ― председатель монастырского хозяйства ― сельскохозяйственного производственного кооператива «Воскресение» в Михайловском р-не Рязанской обл.

В 2004 г. экстерном закончил Сретенскую духовную семинарию.

Решением Священного Синода от 31 марта 2009 г. (журнал № 29) назначен сопредседателем Церковно-общественного совета по защите от алкогольной угрозы.

Решением Священного Синода от 5 марта 2010 г. (журнал № 7) назначен ответственным секретарем Патриаршего совета по культуре.

Распоряжением Президента РФ Д.А. Медведева от 16 марта 2010 г. включен в состав Совета при Президенте Российской Федерации по культуре и искусству.

29 февраля 2012 г. Святейший Патриарх Кирилл совершил чин поставления архимандрита Тихона во игумена Сретенского монастыря и вручил ему игуменский посох.

Решением Священного Синода от 22 октября 2015 г. (журнал № 63) избран викарием Московской епархии с титулом «Егорьевский».

Наречен во епископа 23 октября 2015 г. в соборе Введения во храм Пресвятой Богородицы Оптиной пустыни. Хиротонисан 24 октября за Божественной литургией в Казанской Амвросиевской ставропигиальной женской пустыни в Шамордино. Богослужения возглавил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл.

С октября 2015 г. по июль 2018 г. — управляющий Западным викариатством г. Москвы.

Решением Священного Синода от 15 июля 2016 г. (журнал № 57) назначен председателем Патриаршего совета по культуре.

Решением Священного Синода от 14 мая 2018 г. (журнал № 20) назначен Преосвященным Псковским и Порховским, главой Псковской митрополии, с сохранением должности председателя Патриаршего совета по культуре.

17 мая 2018 г. за Литургией в Храме Христа Спасителя в Москве Святейшим Патриархом Кириллом возведен в сан митрополита.

19 мая 2018 г. распоряжением Святейшего Патриарха Кирилла освобожден от обязанностей наместника Сретенского монастыря и ректора Сретенской духовной семинарии.

Решением Священного Синода от 14 июля 2018 г. (журнал № 64) назначен священноархимандритом и игуменом Успенского Псково-Печерского монастыря г. Печоры и священноархимандритом Благовещенского Никандровского монастыря с. Любовец Дубровенской волости Порховского района Псковской области.

Член Совета при Президенте РФ по культуре и искусству. Председатель Общественного совета при Федеральной службе по регулированию алкогольного рынка. Член Общественного совета при Министерстве культуры РФ (с июля 2012 г.).

Научные труды, публикации:

Слово архимандрита Тихона (Шевкунова) при наречении во епископа Егорьевского.

  • «Псково-Печерская обитель», получившего в ноябре 2007 г. на XII Международном фестивале православного кино и телепрограмм «Радонеж» (Ярославль) гран-при;
  • «Гибель империи. Византийский урок», получившего премию Российской киноакадемии «Золотой орел» за 2009 г.

Награды:

  • 2008 г. ― орден прп. Сергия Радонежского II ст.;
  • 2008 г. — орден св. равноап. кн. Владимира III ст. «во внимание к трудам в деле восстановления единства с Русской Зарубежной Церковью»;
  • 2010 г. — орден прп. Нестора Летописца (УПЦ);
  • 2017 г. ― орден св. блгв. кн. Даниила Московского I ст.;
  • 2019 г. — орден прп. Сергия Радонежского III ст.

Митрополит Тихон Шевкунов

13 декабря многие СМИ сообщили, что рядом с могилой Александра Пушкина, что в Псковсковской области, незаконно вырубили деревья. Об этом журналистам рассказал митрополит Псковский и Порховский Тихон Шевкунов. Пострадали лесные насаждения, расположенные на территогрии Святогорского Свято-Успенского монастыря. Он находится на холме, где также расположена и могила поэта.

В войсках орловского управления Росгвардии произошла смена кадров.

Гайд-парк на бумажном носителе, обосновавшийся на страницах «МК» под рубрикой «Свободная тема», не так давно дал трибуну профессору философии Игорю Чубайсу для научной оценки позиции Президента России по либерализму. Хотелось бы подискутировать с ним по этому вопросу.

В Псковской епархии объяснили, почему митрополит Псковский и Порховский Тихон (Шевкунов) в сведениях ЕГРЮЛ числится ректором Сретенской духовной семинарии и наместником Сретенского монастыря, несмотря на распоряжение патриарха Московского и всея Руси Кирилла о назначении иеромонаха Иоанна (Лудищева) исполняющим обязанности наместника монастыря, а иеромонаха Силуана (Никитина) — исполняющим обязанности ректора семинарии

Давид Боровский (1934–2006), сценограф, главный художник Театра на Таганке

Вчера вечером жительница города Печоры Марина Мариненко, которая возглавляет группу неравнодушных к Домику стрельца граждан, написала про него на «Прямую линию» с Путиным.

Арт-директор Псковского театра Андрей Пронин вызвался объяснить, почему роль второго плана в Александринке лучше, чем в пивбаре, и зачем они с Дмитрием Месхиевым придумали объединить Псковский академический театр драмы имени А. С. Пушкина с Российским государственным академическим театром драмы имени А. С Пушкина.

Приход храма Петра и Павла в деревне Ветвенник Гдовского района Псковской области попросил безвозмездно передать ему в собственность здание храма, сообщает «Псковская губерния».

Популярно в соцсетях

© ЗАО «Редакция газеты «Московский Комсомолец» Электронное периодическое издание «MK.ru»

Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство Эл № ФС77-45245 Редакция — ЗАО «Редакция газеты «Московский Комсомолец». Адрес редакции: 125993, г. Москва, ул. 1905 года, д. 7, стр. 1. Телефон: +7(495)609-44-44, +7(495)609-44-33 , e-mail info@mk.ru. Главный редактор и учредитель — П.Н. Гусев. Реклама третьих сторон

Все права на материалы, опубликованные на сайте www.mk.ru, принадлежат редакции и охраняются в соответствии с законодательством РФ.
Использование материалов, опубликованных на сайте www.mk.ru допускается только с письменного разрешения правообладателя и с обязательной прямой гиперссылкой на страницу, с которой материал заимствован. Гиперссылка должна размещаться непосредственно в тексте, воспроизводящем оригинальный материал mk.ru, до или после цитируемого блока.

Для читателей: в России признаны экстремистскими и запрещены организации «Национал-большевистская партия», «Свидетели Иеговы», «Армия воли народа», «Русский общенациональный союз», «Движение против нелегальной иммиграции», «Правый сектор», УНА-УНСО, УПА, «Тризуб им. Степана Бандеры», «Мизантропик дивижн», «Меджлис крымскотатарского народа», движение «Артподготовка», общероссийская политическая партия «Воля».
Признаны террористическими и запрещены: «Движение Талибан», «Имарат Кавказ», «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ), Джебхад-ан-Нусра, «АУМ Синрике», «Братья-мусульмане», «Аль-Каида в странах исламского Магриба».

ТИХОН (ШЕВКУНОВ)

Митрополит Тихон (Шевкунов)

Тихон (Шевкунов) (род. 1958), митрополит Псковский и Порховский, глава Псковской митрополии, ответственный секретарь Патриаршего совета по культуре Русской Православной Церкви, член Высшего Церковного Совета РПЦ, член президиума Межсоборного присутствия РПЦ

В миру Шевкунов Георгий Александрович, родился 2 июля 1958 года в городе Москве в семье медиков.

В 1982 году окончил сценарный факультет Всесоюзного государственного института кинематографии по специальности «литературная работа».

После окончания института в 1982 принял св. крещение и сразу после этого приехал в Псково-Печерский монастырь, монахи которого, и в первую очередь духовник монастыря архим. Иоанн (Крестьянкин), оказали на его жизнь решающее влияние. Послушник.

С августа 1986 года внештатно (в статусе послушника Псково-Печерского монастыря) работал в Издательском отделе Московской Патриархии, возглавляемом митрополитом Волоколамским и Юрьевским Питиримом.

2 июля 1991 года пострижен в монашество в Донском монастыре с именем Тихон в честь святителя Тихона, патриарха Московского и всея России. В июле того же года рукоположен в иеродиакона, в августе — во иеромонаха; служил в Донском монастыре города Москвы.

В 1993 году назначен настоятелем Московского подворья Псково-Печерского монастыря, в которое был преобразован приход Владмирского собора бывшего Сретенского монастыря. Первая служба была совершена им в соборе в праздник Сретения Господня 1994 года — совместно с самочинно продолжавшим занимать собор братством «Сретение».

Архим. Тихон (Шевкунов). Фото М. Родионова

8 сентября 1998 года возведён в сан архимандрита патриархом Московским и всея Руси Алексием II в московском Сретенском монастыре.

С 1999 — академик РАЕН.

С марта 2001 года — председатель сельскохозяйственного производственного кооператива «Воскресение» в Михайловском районе Рязанской области (бывший разоренный колхоз, восстанавливаемый силами монастыря).

17 июля 2001 года назначен ректором Сретенского высшего православного монастырского училища, преобразованного 26 декабря 2002 года в Сретенскую духовную семинарию.

Автор фильма «Псково-Печерская обитель», получившего в ноябре 2007 года гран-при на XII Международном фестивале православного кино и телепрограмм «Радонеж» (Ярославль). Автор показанного 30 января 2008 года на канале «Россия» фильма «Гибель империи. Византийский урок».

С 29 января 2010 года — член комиссии Межсоборного присутствия по вопросам богослужения и церковного искусства, член комиссии Межсоборного присутствия по вопросам организации церковной миссии (до 23 октября 2014 года [1]), член комиссии Межсоборного присутствия по вопросам организации жизни монастырей и монашества, член комиссии по вопросам организации церковной социальной деятельности и благотворительности (до 16 декабря 2010 года [2]), член комиссии Межсоборного присутствия по вопросам информационной деятельности церкви и отношений со СМИ (до 16 декабря 2010 года) [3].

5 марта 2010 года назначен ответственным секретарём новообразованного Патриаршего совета по культуре [4]. В том же году назначен руководителем Комиссии по взаимодействию Русской Православной Церкви с музейным сообществом.

С 16 декабря 2010 по 24 декабря 2015 года [5] — секретарь комиссии Межсоборного присутствия по вопросам церковного права [2].

Еп. Тихон (Шевкунов) в день хиротонии, 24 октября 2015 года

29 февраля 2012 года поставлен во игумена Сретенского монастыря с вручением игуменского посоха в соборном храме Сретенского ставропигиального мужского монастыря города Москвы патриархом Московским и всея Руси Кириллом [7].

В 2012 году назначен председателем приходского совета храмов Живоначальной Троицы и Введения во храм Пресвятой Богородицы у Салтыкова моста города Москвы [8].

Епископ Тихон (Шевкунов)

22 октября 2015 года избран [9], 23 октября — наречён [10], а 24 октября того же года — хиротонисан во епископа Егорьевского, викария Московской епархии. Хиротонию в соборе в честь Казанской иконы Божией Матери Казанской Амвросиевской пустыни в Шамордине возглавил патриарх Московский и всея Руси Кирилл. Ему сослужили: митрополиты Волоколамский Иларион (Алфеев), Калужский и Боровский Климент (Капалин), Саратовский и Вольский Лонгин (Корчагин); архиепископы Песоченский и Юхновский Максимилиан (Лазаренко), Сергиево-Посадский Феогност (Гузиков); епископы Солнечногорский Сергий (Чашин), Козельский и Людиновский Никита (Ананьев) [11].

29 октября 2015 года был назначен управляющим Западным викариатством города Москвы.

14 апреля 2016 года был назначен настоятелем храма Живоначальной Троицы у Салтыкова моста города Москвы с поручением подготовить храм к великому освящению в 2019 году в связи с 200-летним юбилеем [12].

14 мая 2018 года был назначен правящим архиереем Псковской епархии и главой Псковской митрополии с сохранением за ним должности председателя Патриаршего совета по культуре [13].

17 мая того же года был возведён в сан митрополита патриархом Московским и всея Руси Кириллом [14].

19 мая 2018 года освобожден от должности наместника Сретенского монастыря города Москвы и должности ректора Сретенской духовной семинарии [15].

Член Общественного совета при Министерстве культуры РФ (с июля 2012 г.). Автор многих публикаций в церковной и светской печати.

Митрополит Тихон Шевкунов

Православная Церковь держится на людях, которые всем сердцем стремятся служить Богу и ближнему. Такие подвижники есть и среди обычных мирян, и среди монахов, и среди священноначалия. Сегодня познакомимся с одним из выдающихся архимандритов современной Русской Православной Церкви — митрополитом Тихоном Шевкуновым. Кроме своей пастырской деятельности он широко известен как автор православного бестселлера «Несвятые святые».

Родился будущий монах в семье советской интеллигенции, в 1958 году. Его мать была медиком, уважаемым советскими гражданином и семья не была верующей и воцерковленной. Рос Георгий Шевкунов (так в миру звали будущего монаха) вполне обычным советским ребенком, не выказывая в детстве каких-либо особых духовных дарований или стремлений.

Когда пришло время выбора профессии, творческий юноша поступает в знаменитый ВГИК, на факультет сценографии. Именно студенческий возраст стал переломным для духовного состояния молодого человека. Он стал бунтовать против серых советских устоев, искать нечто большее, задумываться о смысле и цели человеческой жизни.

Окончание ВУЗа ознаменовалось еще одним важнейшим событием в жизни Георгия — он принимает Святое Крещение. Сразу после этого молодой человек уезжает послушником в Псково-Печерский мужской монастырь, где ему Промыслом Божиим посчастливилось стать духовным чадом известного старца Иоанна Крестьянкина.

Конечно же, знакомство и духовное окормление у отца Иоанна сыграло важнейшую роль в становлении веры Георгия Шевкунова. Человеку, который вырос среди советской интеллигенции, получил престижное мирское образование, да еще и в сфере культуры, нужно было очень многое преодолеть в себе, чтобы встать на путь следования за Господом.

Интересно! Имея необходимые навыки литературной работы, послушника берут трудится в издательский совет Московского патриархата. Тут очень пригодилось его умение писать тексты и работать со словом.

Тут же будущий монах знакомится с митрополитом Питиримом (Нечаевым), который поразил молодого человека своей самоотверженной работой на благо Церкви. И вот, пройдя некоторый путь простого послушничества и потрудившись для Церкви, в 1991 году Георгий Шевкунов сподобился пострижения в монахи.

Это знаменательное событие произошло в Донском монастыре города Москвы, который только-только был восстановлен. Георгий Шевкунов был пострижен под именем Тихон, в честь святого патриарха Тихона. В скором времени правящим патриархом был рукоположен в более высшие монашеские чины — иеродиакона, а затем и иеромонаха. Остался служить в том же монастыре.

Известность в православных кругах приобрел в 1993 году, когда в Донском монастыре были обретены святые нетленные мощи патриарха Тихона. Через 2 года после этого события он был назначен главой подворья Псково-Печерского монастыря в Москве.

Поскольку в первые годы после развала Союза активно восстанавливались храмы и монастыри, внутри Церкви остро стоял вопрос кадровой иерархии. И отца Тихона в 1995 году назначают наместником Сретенского монастыря, где вскоре патриархом Алексием II он будет возведен в сан архимандрита.

На базе монастыря появляется Сретенское духовное училище, которое уже в 2002 году получает статус духовной академии. Отец Тихон трудится тут на должности ректора. Будучи уже известной персоной, отец Тихон знакомится и с главой государства Владимиром Владимировичем Путиным.

Архимандрит сопровождает президента в его поездке в Псково-Печерский монастырь, а позже — и во время визита в США. Недоброжелатели окутали эти поездку большим количеством сплетен и слухов, отца Тихона стали называть агентом президента. Тем не менее, архимандрит продолжал свои труды на благо Церкви.

В 2004 году будущий епископ оканчивает Сретенскую духовную семинарию экстерном, официально получив документ о духовном образовании.

Активно участвует в движении по воссоединению единства Русской Православной Церкви Московского патриархата и Православной Церкви Запада. Именно его трудами мы сегодня имеем единство со многими нашими братьями по вере, живущими за рубежом.

Важно! В 2012 году в главном храме Сретенского монастыря, на величественной архиерейской службе, патриарх Кирилл торжественно возглашает отца Тихона игуменом монастыря и вручает ему специальный игуменский посох.

Отец Тихон активно занимается многими вопросами внутренней церковной жизни. Так, он становится секретарем совета по культуре при Патриархе, а также входит в состав высшего церковного совета РПЦ.

Становление епископства

Продолжая служение на благо Русской Православной Церкви, отец Тихон в 2015 году в монастыре Оптина Пустынь нарекается епископом Егорьевским. В сан возводит его патриарх Кирилл. Соединяет эту должность отец Тихон со званием патриаршего викария.

Спустя год владыка Тихон назначается настоятелем храма Живоначальной Троицы в городе Москве, у Салтыкова моста.

Стремительная карьера в церковной иерархии владыки Тихона дала повод к распространению слухов, что он является наставником и преемником ныне действующего патриарха Кирилла. Эта тема неоднократно обсуждалась в СМИ, и, в частности, на радиостанции «Эхо Москвы».

Сам отец Тихон никак не подтверждал подобные слухи, ссылаясь на то, что патриархом может быть выбран только тот епископ, который много лет (не менее 5) самостоятельно управлять целой епархией. Отец же Тихон является патриаршим викарием, поэтому полностью управлением вверенной ему епархии не занимался.

С 2018 года владыка Тихон является правящим архиереем в Псковской епархии. В этом же году он был снят с должности ректора и игумена Сретенского монастыря, где его заменили клирики из самой обители. На прощание отец Тихон отслужил последнюю торжественную Литургию, где простился со своей московской паствой, после чего уехал в Псков.

С лета 2018 года занимает должность игумена Псково-Печерского монастыря.

О книгах и культурном наследии отца Тихона Шевкунова

Наиболее известен в православных кругах отец Тихон Шевкунов, как автор книги «Несвятые святые». Это сборник небольших рассказов о монастырской жизни, о пути к Богу, об обретении веры. Герои в рассказах — реальные люди, с которыми когда-либо был знаком сам автор.

Книга написана очень живым, понятным языком, легко читается буквально на одном дыхании. Отец Тихон сам не ожидал такой популярности его творения — книга стала настоящим бестселлером, а через 5 лет после ее первого издания общий тираж всех отпечатанных экземпляров превысил 2 млн штук.

Помимо литературной деятельности, отец Тихон снял несколько фильмов на православную тематику. Тут ему очень пригодилось свое образование во ВГИКе. Первый его фильм называется «Сказы матушки Фроси о монастыре Дивеевском», в котором повествуется о непростой судьбе Дивеевского монастыря в годы советских гонений на Русскую Церковь.

Второй фильм под названием «Псково-Печерская обитель» получил гран-при на престижном кинофестивале православного кино в Ярославле («Радонеж»). Это художественно-документальная лента, повествующая о жизни монастыря, его братии, святынях, быте.

Отец Тихон Шевкунов — пример того, как много может сделать человек, если старается для благого дела. Сильная и творческая личность, которая обрела веру в Бога, действительно может стать примером возвеличивания Духа в человеке.

митрополит Псковский и Порховский Тихон

митрополит Тихон за Божественной Литургией в Свято-Троицком кафедральном соборе

Митрополит Псковский и Порховский Тихон (в миру Георгий Александрович Шевкунов) родился 2 июля 1958 г. в Москве в семье служащих.

В 1982 г. окончил сценарный факультет Всесоюзного государственного института кинематографии по специальности «Литературная работа». В том же году поступил в Псково-Печерский монастырь трудником, затем послушником.

В августе 1986 г. митрополитом Волоколамским и Юрьевским Питиримом переведен в Издательский отдел Московского Патриархата, для работы по подготовке празднования тысячелетия Крещения Руси.

В июле 1991 г. в Донском ставропигиальном монастыре г. Москвы пострижен в монашество с именем Тихон в честь святителя Тихона, Патриарха Московского. В том же году Святейшим Патриархом Алексием II рукоположен во иеродиакона и во иеромонаха.

В 1993 г. назначен настоятелем московского подворья Псково-Печерского монастыря, которое расположилось в стенах бывшего Сретенского монастыря.

В 1995 г. возведен в сан игумена и назначен наместником Сретенского ставропигиального мужского монастыря.

В 1998 г. возведен в сан архимандрита.

В 1999 г. назначен ректором Сретенского высшего православного монастырского училища, преобразованного в дальнейшем в Сретенскую духовную семинарию.

С марта 2001 г. ― председатель монастырского хозяйства ― сельскохозяйственного производственного кооператива «Воскресение» в Михайловском р-не Рязанской обл.

В 2004 г. экстерном закончил Сретенскую духовную семинарию.

Решением Священного Синода от 31 марта 2009 г. (журнал № 29) назначен сопредседателем Церковно-общественного совета по защите от алкогольной угрозы.

Решением Священного Синода от 5 марта 2010 г. (журнал № 7) назначен ответственным секретарем Патриаршего совета по культуре.

Распоряжением Президента РФ Д.А. Медведева от 16 марта 2010 г. включен в состав Совета при Президенте Российской Федерации по культуре и искусству.

29 февраля 2012 г. Святейший Патриарх Кирилл совершил чин поставления архимандрита Тихона во игумена Сретенского монастыря и вручил ему игуменский посох.

Решением Священного Синода от 22 октября 2015 г. (журнал № 63) избран викарием Московской епархии с титулом «Егорьевский».

Наречен во епископа 23 октября 2015 г. в соборе Введения во храм Пресвятой Богородицы Оптиной пустыни. Хиротонисан24 октября за Божественной литургией в Казанской Амвросиевской ставропигиальной женской пустыни в Шамордино. Богослужения возглавил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл.

Распоряжением Святейшего Патриарха Кирилла от 29 октября 2015 г. назначен управляющим Западным викариатством г. Москвы.

Решением Священного Синода от 15 июля 2016 г. (журнал № 57) назначен председателем Патриаршего совета по культуре.

В Свято-Успенском Псково-Печерском монастыре

Решением Священного Синода от 14 мая 2018 г. (журнал № 20) назначен Преосвященным Псковским и Порховским, главой Псковской митрополии, с сохранением должности председателя Патриаршего совета по культуре.

17 мая 2018 г. за Литургией в Храме Христа Спасителя в Москве Святейшим Патриархом Кириллом возведен в сан митрополита.

19 мая 2018 г. распоряжением Святейшего Патриарха Кирилла освобожден от обязанностей наместника Сретенского монастыря и ректора Сретенской духовной семинарии.

Решением Священного Синода от 14 июля 2018 г. (журнал № 64) назначен священноархимандритом и игуменом Успенского Псково-Печерского монастыря г. Печоры и священноархимандритом Благовещенского Никандровского монастыря с. Любовец Дубровенской волости Порховского района Псковской области.

Сказ о том, как поссорились митрополит Тихон с патриархом Кириллом

КУКОЛЬный театр

Белый куколь – повседневный головной убор патриарха. Есть ещё митра – эдакая золотистая шапка, но её надевают по праздникам. А в будни – куколь. У него ещё складной крестик сверху, чтобы не мешал при посадке в авто. Так вот, поговаривают, что кое-кто начал присматриваться к куколю патриарха Кирилла. Но ведь патриарха, кажется, избирают пожизненно? Неужели врут – но зачем? Надо бы разобраться.

В окружении святейшего Кирилла шепчутся, что на патриаршей службе в Торжке 21 июля между митрополитом Тихоном (Шевкунов) и главой РПЦ произошла неприятная пикировка. И патриарх якобы пообещал Тихону: ты поднял шум вокруг Сретенской семинарии, и я тебе этого не забуду. Чтобы вы понимали, Сретенская семинария, оперируя мирскими определениями, – это как бы осаждённая крепость. Командует ею митрополит Тихон. Отношения у него с патриархом, может, и не «натянутые», как уверяют злопыхатели. Однако ревность в них определённо присутствует. Ведь кое-кто прочит Тихона в сменщики Кириллу, а это, согласитесь, малоприятно. А тут осаждённая крепость подверглась атаке – ей уготовили «оптимизацию». А эта оптимизация, как разъясняет бывший профессор Московской духовной академии Андрей Кураев, «отсечёт от Сретенской семинарии многих спонсоров, адресно помогающих только митрополиту Тихону».

У митрополита «оптимизируют» золотоносную кафедру

А история этого конфликта такая. Где-то с месяц назад прошло заседание Священного синода РПЦ, на котором назначили нового врио ректора Сретенской духовной семинарии, архиепископа Амвросия. А семинария – эдакий московский плацдарм псковского митрополита. Амвросий-то тоже столичный, руководил Московской духовной семинарией, но с Тихоном при этом никак не связан. Ну и как быть с плацдармом? А с финансовой адресной помощью как быть? Но условный чужак во главе осаждённой крепости – это ладно. Синод поставил перед новым ректором задачу «оптимизировать» Сретенскую и Московскую семинарии. Другими словами, речь зашла либо об их слиянии, либо о ликвидации одного заведения в пользу второго. Окончательное решение касательно дальнейшей судьбы «сретенского бастиона» должно было быть принято до 1 августа. Интрига же в том, что Шевкунова заранее не предупредили, и он узнал об «оптимизации» в день заседания Синода. По слухам, от этой новости у него случился гипертонический криз.

Оклемавшись, митрополит решил действовать. Первое, о чём подумалось, – собрать в Псковских Печорах выпускников Сретенской семинарии на совместное богослужение. Узрит такую силищу патриарх, да и сделает выводы. Но выпускники разъяснили Шевкунову, что в Чистом переулке молебен могут воспринять как объявление войны осаждённой крепостью. А в православной церкви так не принято. У нас хоть и не Византия, но принципы – те же. Значит, только переговоры. Кулуарные, какие же ещё?! Значит, следует подключить все возможные связи и задействовать всех, на кого комендант осаждённой крепости в перспективе мог бы рассчитывать.

В своё время Шевкунова называли духовником президента. Но где-то в канун встречи патриарха всея Руси с папой римским в Гаване прошелестел неприятный такой слушок. Мол, отношения первого лица с духовником дали трещину. То ли тому виной украинские события, то ли попытка сближения с Римом, предпринятая правой рукой патриарха Иларионом – в общем, Шевкунова списали в опалу. Тогда же президент стал посещать старообрядческую общину и даже публично встретился с её главой Корнилием. А в мае прошлого года епископа Тихона назначили в Псковскую митрополию. «В ссылку отправили!» – заключили недоброжелатели. Но были и те, кто предрёк, что назначение Тихона – ступень на пути к патриаршеству. Впрочем, и те и другие сходились во мнении, что назначение в Псков – способ уменьшить влияние Шевкунова в Москве.

Бывший президент уверен, что Зеленскому следует сказать, что украинцы – «великий народ», и что участники саммита должны говорить о том, что напрямую отвечает интересам Украины.

А далее возник вышеописанный конфликт на почве дальнейшей судьбы Сретенской семинарии. И Шевкунов, по всей видимости, решил сходить ва-банк. Обратился по старой памяти к первому лицу. И тот отрядил для разговора с патриархом преподавателя Сретенской семинарии религиоведа Ольгу Васильеву. Министра образования по совместительству. Про Васильеву говорят, что она-де помогала патриархии в лоббировании неких инициатив. Так или иначе, но гейм остался за Шевкуновым. Семинарию сохранили, никакой «оптимизации» пока не предвидится. Будет «взаимодействие» – так декларировано на сайте Патриархии. Не ясно, впрочем, останется ли Амвросий её ректором. Похоже, что нет. Но и вернуться на покинутую столичную кафедру тоже будет проблематично. Туда уже спроваживают митрополита Илариона (Алфеев) – на это указывает историк церкви Сергей Бычков, и для него это ссылка. И за папу римского, и за профуканную Украину. И в особенности – за неудачный разрыв с константинопольским патриархатом.

Теперь у Пскова есть шанс стать «альтернативным» центром церковной жизни. Спонсорский денежный поток течёт настолько обильно, что митрополит анонсирует «реставрацию ключевых монастырей и кафедрального собора епархии», мелкий ремонт всех 26 местных храмов, а уже в октябре распахнёт двери семинария при Псково-Печерском монастыре, аналог Сретенской.

Клерикализация страны? Забудьте!

Чему нас учит весь этот сюжет? Во-первых, списывать со счетов Шевкунова рановато. Как только над ним по-настоящему закапало, Кремль тут же раскрыл над ним зонтик, невзирая на слухи и сплетни. Так что, случись вдруг новые выборы главы РПЦ – и как знать, не сработает ли какой механизм. Лифт там какой социальный или иной подъёмник. Во-вторых, возвращать Шевкунова в столицу, как об этом судачит его окружение, тоже не станут – разрастание их с Кириллом амбиций может одинаково навредить и церкви, и власти. А в-третьих, ситуация убедительно доказала, от кого у нас на самом деле зависит всё, даже в таком вопросе, как будущее отдельно взятого православного учебного заведения. Может, кому и не по вкусу окажется, зато ни о какой «клерикализации» общества и речи не возникает. Ибо церковь сама по себе совершенно ничего у нас не решает. Как ей скажут, так и будет.

Тем временем слухи об укреп­лении фигуры Шевкунова породили другие слухи – о возможной скорой смене главы РПЦ. Шансы митрополита Тихона в свете вышеизложенного мнятся довольно высокими, но, как выясняется, на высокий престол есть и другие претенденты. В первую очередь это двое попавших в опалу митрополита – Мефодий Пермский и Феофан Казанский. Оба уже в возрасте, но отличаются завидным здоровьем и жизнелюбием (за глаза их называют «клонами Денисенко», намекая на престарелого самозваного украинского «патриарха» Филарета). Мефодий, к слову, 10 лет назад считался чуть ли не основным конкурентом Кирилла, при этом возглавь он московский престол, у него могло возникнуть к Кириллу множество неприятных вопросов (касаемо «Софрино» и других). В свете претензий к действующему патриарху и описанного выше сюжета, в котором дела духовные вполне успешно решают земные власти, как знать, не случится ли «рокировка» в ближайшее время.

Прошлой осенью президент неожиданно нагрянул в Свято-Успенский Псково-Печерский монастырь. Хотя визит был, как подчёркивала сообщившая о нём пресса, «тайным», раззвонили о нём по горячим следам. Да так громко, что в Чистом, говорят, закачались стены. Президент долго гулял с Шевкуновым, участвовал в храмовых службах. Их прогулки фотографировали и документировали. «Засветили» и повестку встречи: мол, а что бы вы сказали, когда бы РПЦ возглавила некая компромиссная в постсоветском формате фигура, скажем, глава УПЦ (МП) Онуфрий? Кто у кого это спрашивал, не суть важно – важно, что об этом написали сразу несколько изданий. Что это, как не сигнал? «Вытеснение России с Украины президент воспринимает достаточно тяжело, – разъяснял политолог Павел Салин. – Как своё личное поражение. А история с автокефалией – подрыв российского влияния на Украине через так называемые инструменты «мягкой силы». Объективные причины для недовольства у Путина есть». А кто допустил?! В том-то и дело, что все это знают.

Ритуальный след в церковной карьере Тихона Шевкунова

Обсуждение внезапного назначения епископа Егорьевского Тихона Шевкунова митрополитом Псковским лишний раз диагностировало уровень церковно-правового сознания большинства из тех, кому не чужда религиозная тематика. Предметом обсуждения сразу стало назначение на новую должность (с внеочередным повышением церковного звания) и спекуляции на тему «опала-повышение», «преемник патриарха-конкурент Илариона Алфеева», но никто при этом не вспомнил о том, что еще на Поместном соборе 1917-1918 года было принято положение, согласно которому епископ (как и приходской священник) – это выборные должности. На них не назначают, а выбирают. Выбирать, естественно, должен народ, который потом берет на свое содержание выбранных пастырей. Символично, что в год столетия того реформаторского во всех смыслах Поместного собора об этом положении предпочитают не говорить ни сами иерархи РПЦ образца 1943 года, ни общественные деятели и журналисты. Сам Поместный собор в 1918 году никаких новых норм не изобретал, а лишь реанимировал те каноны, которые бытовали еще на Святой Руси. Раньше епископ выбирался народом. Можно вспомнить карательный поход Ивана III на Новгород в 1471 году, причиной которого как раз послужило обращение новгородцев в Киевскую митрополию с просьбой поставить им епископа.

Впрочем, архиерей на Псковской кафедре давно нуждался в замене. Во Пскове, который сам по себе является музеем-заповедником под открытым небом, с 1993 года действовал церковный террорист-палач. Свои подвиги на псковской земле Евсевий Псковский и Великолукский начал с вандализма. Он уничтожал иконы и фресковые росписи известного иконописца архимандрита Зинона (Теодора), травил о.Павла Адельгейма, собирался закрасить известью вновь явленные миру многострадальным реставраторским трудом фрески собора Рождества Богородицы (1311 год) в Снетогорском монастыре. Под конец своего правления ему было свойственно разъезжать по городу в машине, на которой вместо номерных знаков красовалась табличка «Владыка». Не епископ, а ковровая бомбардировка культурного наследия. Когда у пожилого человека совсем обострились деменциальные проявления, и он стал запрещать священнослужителям носить наперсные кресты только за то, что они не являлись к нему на ритуальные приседания в положенные календарные сроки, то и это не стало поводом к его отставке, что лишний раз свидетельствует о том, что порядочных архиереев и кандидатов на их должность у нынешнего православного понтификата попросту нет. Подтверждение тому – прошлогодний скандал, инициированный Тихоном Шевкуновым, с требованием провести расследование расстрела царской семьи на предмет наличия в нем признаков ритуального убийства.

Вполне возможно, что как раз этот скандал мог стать поводом к отъезду бывшего епископа Егорьевского во Псков. В депрессивном дотационном регионе, где в отдаленных храмах совершается всего 15 крещений за 8 лет, он сможет увидеть современную Россию и ее историю во всех подробностях социально-экономического кошмара.

При даровании Тихону Шевкунову митрополичьего сана бросается в глаза явное нарушение ритуала, присущего подобным мероприятиям. Ни Евсевия, ни Тихона не пригласили на заседание Синода, проходившего в Петербурге. Об изменении траектории своих церковных карьер они в буквальном смысле узнали от журналистов, да еще к тому же светских. Самого Евсевия пинком начальственного сапога отправили на покой прямо накануне его дня рождения. Даже по светским меркам, поступать так с 79-летним пожилым человеком невежливо. Во всех этих нарушениях протокола можно увидеть ритуальный след: 14 мая епископ Тихон назначается митрополитом, а 19 мая та половина страны, которая не празднует день Пионерии, отмечает 150-летие со дня рождения Николая II. Псков, как известно, для последнего российского императора стал началом конца. «Кругом предательство, трусость и обман» начались именно отсюда. Если следовать логике ритуального следа, то дальнейшая логистика митрополита Тихона вполне может выглядеть как историческая реконструкция: митрополит Царскосельский, Тобольский… А дальше – как повезет.

Как сообщает сайт Патриархии, патриарх Кирилл, напутствуя новоизбранного митрополита: «На Вас возлагается огромная ответственность — поднять Псковскую епархию, укрепить ее духовную жизнь, увеличить количество приходов, чтобы появилось новое духовенство, чтобы развивалась жизнь в Псково-Печерском монастыре». Укрепление духовной жизни, как следует ожидать, будет происходить по отработанной схеме: «Если в вашем городе еще нет исторического парка «Моя история», тогда мы идем к вам!» Это только певец и композитор Сергей Шнуров, движимый состраданием, покупает из личных средств одиноким старушкам квартиры. По-настоящему духовные люди заняты серьезным делом: строительством красочных агит-ларьков, да еще на бюджетные деньги.

Митрополит Тихон (Шевкунов) простился с братией и прихожанами Сретенского монастыря

20 мая 2018 года, в Неделю 7-ю по Пасхе, митрополит Псковский и Порховский Тихон в преддверии своего отъезда в Псковскую митрополию совершил Божественную литургию в храме Воскресения Христова и Новомучеников и исповедников Церкви Русской Сретенского монастыря.

Его Преосвященству сослужили: епископ Гдовский Фома, викарий Псковской епархии; иеромонах Иоанн (Лудищев), и.о. наместника Сретенского монастыря; иеромонах Силуан (Никитин), и.о. ректора Сретенской духовной семинарии; протоиереи Георгий Студенов, благочинный Михайловского округа; протоиерей Серафим Недосекин, благочинный Георгиевского округа; братия обители, выпускники Сретенской семинарии в священном сане, духовенство Западного викариатства.

Богослужебные песнопения исполнили хоры Сретенского монастыря и Сретенской духовной семинарии.

По окончании Литургии митрополит Тихон поблагодарил духовенство и мирян за молитвы и труды, которые они вместе понесли, возрождая Сретенский монастырь, а затем обратился к верующим с архипастырским словом:

«Сегодня в апостольском чтении говорится о прощании апостола Павла со своими учениками в Асии. А в Евангелии от Иоанна, читаемом сегодня за Литургией, рассказывается о прощании самого Господа нашего Иисуса Христа со своими учениками и друзьями. Как и все в Священном Писании, это примеры для нас. Примеры несравненно, бесконечно высокие!

В сегодняшнем литургическом чтении мы слышим слова апостола Павла: «Итак внимайте себе и всему стаду, в котором Дух Святый поставил вас блюстителями, пасти Церковь Господа и Бога, которую Он приобрел Себе Кровию Своею. Ибо я знаю, что, по отшествии моем, войдут к вам лютые волки, не щадящие стада; и из вас самих восстанут люди, которые будут говорить превратно, дабы увлечь учеников за собою. Посему бодрствуйте, памятуя, что я три года день и ночь непрестанно со слезами учил каждого из вас. И ныне предаю вас, братия, Богу и слову благодати Его, могущему назидать вас более и дать вам наследие со всеми освященными. Ни серебра, ни золота, ни одежды я ни от кого не пожелал: сами знаете, что нуждам моим и нуждам бывших при мне послужили руки мои сии. Во всем показал я вам, что, так трудясь, надобно поддерживать слабых и памятовать слова Господа Иисуса, ибо Он Сам сказал: «блаженнее давать, нежели принимать» (Деян. 20:28-35)».

В этих напутствиях, прозвучавших почти две тысячи лет назад, и великая любовь, и забота, и тревога. Дай Бог, чтобы здесь, в Сретенском монастыре, среди братии, студентов, сотрудников, прихожан царила бы заповеданная Христом любовь, горячая вера, искренняя и охотная забота друг о друге. Чтобы никогда не было того, о чем тревожился апостол Павел, оставляя учеников в Асии. Чтобы всегда царили мир и радость о Христе. А для этого нужно лишь одно: чтобы Господь Иисус Христос, верность Ему, исполнение Его заповедей — были бы главной целью жизни и братии, и прихожан. Тогда все наносное, все завистливое, злое и искусительное, встающее на пути человеческой жизни, отойдет в сторону, не будет иметь никакого существенного значения, превратится в ничто — в пар, в туман рядом с Иисусом Христом, Господом и Богом нашим.

Об этом же говорит нам сегодня в Евангелии от Иоанна Сам Господь Иисус Христос, прощаясь с учениками: «Сия есть жизнь вечная, да знают Тебя, единого истинного Бога, и посланного Тобою Иисуса Христа» (Ин. 17:3). Знать одного лишь Бога, Господа Иисуса Христа, стремиться лишь к Нему. И только тогда все без исключения проблемы, беды, сложности, все испытания будут легко преодолимы. Тогда мы жизнью своей поймем удивительные слова Господа: «Возмите иго Мое на себе и научитеся от Мене, яко кроток есмь и смирен сердцем: и обрящете покой душам вашим: иго бо Мое благо, и бремя Мое легко есть» (Мф. 11:29-30).

Еще и еще раз благодарю вас всех за те совсем без малого двадцать пять лет, которые мы провели здесь вместе. Мы вместе трудились над становлением этой обители, над становлением братства и прихода, над созданием Сретенской духовной школы и воспитанием наших студентов. Ведь будущих пастырей воспитываем не только мы, священники и преподаватели, но и вы, братия и прихожане монастыря. Глядя на вас, на ваше благочестие, на вашу любовь к Богу и верность Ему, на любовь к ближним своим, они учатся тем урокам, которые не преподашь словами. Учатся примерами вашей жизни, испытаний и даже самой смерти. А это и есть самые великие и прекрасные уроки.

В сердце своем, в своей душе я забираю всех в Печоры. Буду молиться о вас по мере своих сил. Жду в паломничество и в Псково-Печерский монастырь, и в древний Псков, и в другие обители и храмы Псковской епархии. От вас же ожидаю главного — молитвенной помощи, ваших молитв, духовной службы нам, уезжающим отсюда, из Сретенского, в Псковскую епархию.

Так получилось, что именно сегодня праздник Псково-Печерской иконы Божией Матери. Этой иконой меня благословил на служение в Сретенском монастыре мой духовник архимандрит Иоанн (Крестьянкин). Вот, эта икона рядом, мы ее принесли из нашего Сретенского храма. Это была келейная икона отца Иоанна. Завтра, когда я со своими спутниками прибуду во Псков уже по долгу управления Псковской митрополией, — тоже знаменательный для меня день: память апостола Иоанна Богослова, небесного покровителя старца архимандрита Иоанна (Крестьянкина).

Напоследок прошу у всех прощения. Если вдруг — а это «вдруг» было наверняка часто — я кого-то огорчил, кого-то, может быть, обидел, к кому-то был невнимателен — от всего сердца прошу меня простить!

Горе́ имеем сердца! Каждый устремимся в тот путь, которым нас ведет Господь! Благодать Господа нашего Иисуса Христа и любовь Бога и Отца и причастие Святаго Духа буди со всеми вами. Аминь».

Сретенский монастырь основан в 1397 г. на месте встречи чудотворной Владимирской иконы Божией Матери в память об избавлении Москвы от нашествия Тамерлана. Главный храм построен заново в 1677 г. и освящен в честь Сретения Владимирской иконы Божией Матери.

Сретенский монастырь сыграл активную роль в избрании на царство Михаила Федоровича ― первого царя Династии Романовых. Почти каждое богомолье царей, патриархов, митрополитов и князей всегда начиналось с молитв в Сретенской обители.

В 1926 г. монастырь закрыли. Затем в монастыре располагалось общежитие офицеров НКВД. До 1990-х годов в Сретенском соборе находился Всесоюзный художественный научно-реставрационный центр имени Грабаря.

В 1991 г. здание собора было передано в пользование Русской Православной Церкви и в монастыре открылось подворье Псковско-Печерского монастыря. В 1996 г. подворье было преобразовано в Сретенский ставропигиальный мужской монастырь, наместником которого был назначен игумен (ныне митрополит Псковский и Порховский) Тихон (Шевкунов).

В 1999 г. начались занятия в Сретенском высшем православном монастырском училище, которое в 2001 г стало духовной семинарией. В монастыре находится одно из крупнейших издательств Русской Православной Церкви. В 2000 г. в Сретенском монастыре создан интернет-портал Православие.ru.

3 марта 2011 года на первом заседании Попечительского совета Сретенского монастыря было принято решение о строительстве нового храма на территории обители. Строительство собора Воскресения Христова и Новомучеников и исповедников Церкви Русской было завершено в 2017 году. 25 мая 2017 года, в праздник Вознесения Господня, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил чин великого освящения собора. Храмовый комплекс имеет несколько этажей. Верхний храм ― в честь Воскресения Христова и Новомучеников и исповедников Церкви Русской. Нижний храм собора посвящен святому Иоанну Предтече и двенадцати апостолам.

Тихон Шевкунов: путь в епископы и. патриархи?

Сейчас, после наречения архимандрита Тихона в епископы Егорьевские, одни принялись его демонизировать, другие возносит. Чтож, фигура и впрямь интересная . Поскольку я с ним знаком давно, раньше общался не редко , но и сейчас имею немало общих знакомых , то попытаюсь написать немного о нём без оценок и эмоций, просто по достоверно известным мне фактам.

Познакомились мы с ним году в 82-83м. Два молодых неофита из неверующих московских семей. Он только закончил ВГИК . В компании могли выпить, но Гоша не пил вовсе тогда, выпивать не заводясь он не умел, умным или особо талантливым он не слыл , но был деятелен и неравнодушен… Оба мы ходили к о. Онуфрию, наиболее популярному и впрямь вполне трезвому лаврскому духовнику тех времён. Тому самому Онуфрию, что теперь митрополит в Киеве. Гоша сагитировал поехать в Печёры-Псковские. Через несколько лет , он ушёл туда послушником. Работал на коровнике, реально навоз таскал и подрясник его имел характерный запах. Позже его приблизил наместник Гавриил. Рейды от посошника наместника в коровник и обратно продолжались, Гавриил любил смирять, о чём с таким наслаждением и пафосом вспоминает о. Тихон в своей известной книге.

Позже Гошу заметил митр. Питирим и забрал к себе в издательский отдел, ему нужен был кино-специалист . Гоша и впрямь очень не хотел, мучился и всячески рвался в Печёры обратно. Через какое-то время он становится иероманахом в Донском. Отношения с наместником у него там плохие, одновременно он начинает развивать издательскую деятельность. В те годы он больше напоминал полугонимого, хотя связи и знакомства у него уже появлялись.

Его назначение в Сретенский ( поначалу Печёское подворье) связано с решением патриарха Алексия прижать о. Кочеткова, бывшего в Сретенском храме до того. Обычная патриархийная практика: если место проблемное, то надо ставить кого-то несистемного, относительно приличного , пользующегося популярностью. Иеромонах Тихон идеально подошёл для этой роли. Но, опять же по системной логике, скорее всего по первоначальному плану его ставили ненадолго, для зачистки Кочеткова. И Тихон вполне искренне считал «кочетковство» страшным вредом для церкви и ересью , а самого о. Георгия чуть не ( а может на самом деле) циничным атеистом.

Делал он для патриархии тогда очень много, за что сыскал таки благосклонность патриарха . Тогда же он начал активно сотрудничать с Крутовым в патриотическом теле проекте. Периодически у о. Тихона случались нервные срывы . Патриарх лично распоряжался отправить его на лечение в Карловы Вары. Ездил он тогда сам за рулём сначала «Нивы» , потом «Кольта», причём ездил очень лихо. Особенно если выпьет. Был доступен и реально помогал многим. Но, если в его алтаре известный своей распущенностью гомосексуалист в епископском сане приставал к молодым алтарникам, он возмущался очень тихо, чтоб владыка не услышал. Кочетков – еретик, и у него у алтаря туалет был, а начальство – оно начальство, святость сана, да…. Кочетков – еретик, и у него у алтаря туалет был, а начальство – оно начальство, да….

В начале-середине 90-х он частенько привозил архиеп. Василия Родзянко в Россию. Был, кстати, забавный случай, когда выпивший Тихон вёз его из гостей и за ним погналась милиция, Тихон ушёл таки московскими проулками от погони, а на утро извиняясь спросил архиепископа всё ли нормально, тот корректно ответил, что да, но, «Кажется, у нас были вчера проблемы с полицией». Понятно, что потомок последнего председателя дореволюционной Государственной Думы совсем уж не был сталинист, в своё время он даже в Югославии в титовском лагере.

В 90-е отношение церковного руководства к наместнику Сретенского монастыря было снисходительным. Для монстров системы , многолетних сотрудников органов, имеющих часто не одну семью или представителей гомосексуального лобби он был смешным монахом , романтиком любившим иногда шумно выпить. Для наместника сгодиться, но не более. Через Крутова он познакомился в те же годы он подружился с генералом Леоновым , ветераном спецслужб. Дальше мы знаем , куда привело это знакомство. Кстати, был забавнейший эфир радио «Радонеж», где явно не слишком трезвый о. Тихон агитирует за кандидата в депутаты Леонова. Где-то у меня был рассказ об этом.

В 2000-м Тихон открыто по телевизору агитирует за Путина. Рассказывает историю с его крестиком, предавая ей мистический оттенок с намёком на особое избранничество Владимира Владимировича. В 00е он становится другом многих видных политиков и приближённых особ. Бывает, выпив любит пострелять по воронам , подражая императору Николаю 2-му. Киношное из натуры никуда не денешь. И , пожалуй, это одна из основных черт его натуры. Он не зол, реально готов и помогает многим и бывшим друзьям, попавшим в беду, и доселе, держится монашеских обетов и лично себе много не берёт. Т.е и впрямь очень сильно отличается от епископской МП тусовки, в которой и близким друзьям своего уровня сошедшим с дистанции протягивать руку – западло.

Во времена патриаршества Кирилла за Тихоном начинается тянуться шлейф оппозиционера патриаршей политике, безусловно не открыто, но он явно представитель московских, лаврских, печерских, в противовес никодимовцам. Безусловно, что его возведение в епископское достоинство есть прямое указание того, что Кирилл ослаб как никогда и реально с его мнением считаются уже очень мало.

Если Тихон станет патриархом, конечно, управлять МП он не сможет, своей команды у него как таковой нет, а среди епископов он не столь влиятелен и авторитетен. Но, возможно, именно это и нужно. МП , как я по-прежнему думаю, доживает последние дни , минимум, в её прежнем виде. Один из возможных вариантов — внешнее управление, МП становится полностью подконтрольно госчиновникам во всех вопросах, разве что имея кадровые назначения среднего и низшего звена останутся в под контролем церковного руководства . При такой системе патриарх Тихон, и впрямь пользующийся определённым уважением и в Кремле, и среди народа, может оказаться вполне подходящей фигурой.

Это ссылка. Зачем Кирилл отправил Тихона Шевкунова в Псков

Назначение епископа Тихона (Шевкунова), имеющего славу «духовника Путина», главой Псковской митрополии взволновало и озадачило церковно-политический мир. Одни решили, что это – шаг к патриаршеству, другие – что наоборот: ссылка. Ответ стал понятен сейчас.

Епископа Егорьевского Тихона назначили в Псковскую митрополию со всем возможным пафосом – на заседании синода в имперском здании Святейшего Правительствующего Синода на Сенатской площади. Через три дня, 17 мая, патриарх Кирилл возвел его в сан митрополита.

Статус «духовника Путина», от которого владыка Тихон никогда не отказывался, но никогда его и не подтверждал, является спорным. Со второй половины 90-х он был игуменом Сретенского монастыря в Москве недалеко от Лубянки и, как считается, там свел дружбу со многими деятелями этого ведомства, в том числе Владимиром Путиным. Даже если владыка Тихон не является его духовным отцом – они хорошо знакомы, епископ часто сопровождает президента в поездках и т.д.

В какой степени внешние друзья помогают епископу Тихону двигатьcя по карьерной лестнице в церкви, а в какой – это следствие его собственных талантов, не так важно. Важно, что до недавнего момента он был наместником Сретенского монастыря (формально его главой является сам патриарх), ректором Сретенской же духовной семинарии и главой Патриаршего совета по культуре. А также викарием (то есть епископом без подведомственной территории) Московской епархии.

В околоцерковных кругах епископ Тихон традиционно рассматривается как главный конкурент патриарха Кирилла. Набожные чекисты с горячим сердцем и чистыми руками, говорят, любят его гораздо больше, чем сребролюбивого и амбициозного Кирилла. К тому же Кирилл – экуменист, целовался с папой римским, западник и модернист. Хуже того – есть подозрение, что в глубине души он считает «священство выше царства». Тихон гораздо больший традиционалист, никакими скандалами не запятнан, учился во ВГИКе и, говорят, очень располагает к себе в общении.

Поэтому рукоположение Тихона в епископы в 2015 году многие восприняли как шаг к патриаршему престолу. 2,5 года он был викарием и теперь, наконец, возглавил Псковскую митрополию. Это – второй шаг, так как патриархом может быть избран только епископ, имеющий опыт руководства территорией. Плюс небольшое повышение статуса – с рядового епископа до митрополита.

Первое время было непонятно, что такое есть назначение владыки Тихона в Псков. Действительно подготовка в патриархи или ссылка из Москвы, которая должна уменьшить его влияние.

Однако события последних дней расставили точки над i. Митрополит Тихон снят с поста наместника Сретенского монастыря и ректора духовной семинарии. Знакомые с каноническим правом источники подтвердили «Городу 812», что юридически Тихон мог, будучи правящим архиереем Псковской митрополии, руководить и монастырем в Москве. То есть его смещение носит, скорее всего, политический характер. Видимо, патриарх Кирилл старается лишить конкурента связей с Москвой, формальных поводов появляться в столице и ходить вокруг Кремля. Теперь для него другой кремль – псковский. Правда, за Тихоном остается должность главы совета по культуре, но это совсем не то, что монастырь у Лубянки. Да и надолго ли? Кроме того, Сретенский монастырь был для митрополита Тихона важным источником доходов, которого он лишился и который вряд ли сумеет компенсировать епархиальный налог с древней, но бедной Псковской митрополии.

В этом смысле примечательна биография митрополита Пермского и Кунгурского Мефодия. Он окончил Ленинградскую духовную академию, работал в Отделе внешних церковных связей, был одним из близких к патриарху Алексию II человеком – в общем, готовый кандидат в его преемники. Существует версия, что именно следствием конкуренции между ним и тогдашним главой Отдела внешних церковных связей митрополитом Смоленским Кириллом (Гундяевым) стали события, вошедшие в историю как «Табачный скандал». В 1997 году «Московский комсомолец» опубликовал серию статей, в которых рассказывал, как РПЦ зарабатывала на беспошлинном ввозе в страну табака и алкоголя. Газета называла Кирилла, который, по ее версии, стоял за этими событиями, «табачным митрополитом».

В 2003 году, когда состояние здоровья Алексия ухудшилось и подготовка к битве за патриаршество вступила в решительную фазу, Мефодий был снят со всех своих постов и отправлен окормлять православных Казахстана. Патриаршее кресло, впрочем, освободилось только в 2009 году, и лишь через год после этого Мефодию удалось вернуться на родину, в Пермскую епархию, где он и пребывает по сию пору.

Однако источник силы Тихона – во внешнем мире, и аппаратное поражение внутри РПЦ не может существенно его ослабить. И помешать ему появляться в столице патриарх не сможет (это только рядовому священнику епископ может запретить отлучаться с территории епархии). Поэтому, возможно, ссылая Тихона в Псков, патриарх Кирилл поступает и по-христиански, но явно не в соответствии с правилами борьбы за власть. Которые гласят, что лучше вообще не нападать на врага, чем оставлять его недобитым.

Впрочем, сам митрополит Тихон сразу же приступил к работе на новом месте, то есть отнесся к своему назначению не как к досадной формальности, отвлекающей его от важных дел в Москве, а как к серьезному занятию на продолжительное время. Он уже снял настоятеля главного храма Пскова – кафедрального Свято-Троицкого собора, стоящего в центре Псковского кремля. А наместник исторического Псково-Печорского сам написал заявление по состоянию здоровья.

Ссылка на основную публикацию