Митрополит Варсонофий

Митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий: «Церковь протягивает руку помощи каждому»

Митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий

— Владыка, с Вашего назначения в Петербург в качестве главы Санкт-Петербургской митрополии прошло уже более года. В чем особенность служения именно на этой земле?

— Прежде всего, я бы хотел сказать, что прихожане встретили меня с открытой душой. Мои впечатления от этого места, от людей очень хорошие. Петербуржцы — люди отзывчивые, доброжелательные, активные и хорошо образованные.

Проповедуя здесь, я стараюсь говорить о вещах, понятных и близких каждому сердцу: как очистить свою душу, как принять Божью благодать. Кажется, что это сложный труд, но если с радостью выполнять свою постоянную, даже домашнюю работу, то сердце будет чистым. Проснувшись, надо помолиться, поблагодарить Господа за новый день, попросить его благословения на новые дела. Поступки человека должны быть спокойны, в душе должен царить мир, тогда он перейдет и в семью, и в отношения с другими людьми, и в работу.

Я всегда призываю прихожан чаще приходить в храм и всегда помнить о Боге, перечитывать Евангелие. Храм воспитывает в нас человека и учит, как правильно поступать и жить в мире.

— Как Вы считаете, достаточно ли в Петербурге храмов?

— Это очень актуальный вопрос для нашего города. Епархия ставит перед собой задачу строить храмы в новых районах, в «спальных» районах. Только представьте: сегодня в некоторых районах Петербурга на 400 тысяч жителей действуют всего пара-тройка храмов! На мой взгляд, в городе должно быть где-то 15 храмов на 150 тысяч человек. Мы регулярно возвращаемся к диалогу с властями города, поднимаем вопрос о выделении участков земли для строительства церквей. Ищем благотворителей, потому что без их помощи с такой богоугодной задачей все-таки не справиться. Мир не без добрых людей, и часто на наши просьбы и молитвы отзываются те, кто хочет помочь и поучаствовать в этом благочестивом деле.

Меня всегда расстраивает, когда встречаются противники новых храмов, а иногда такие печальные случаи происходят. Я верю, что люди выступают не против храма или против молитвы, а просто не всегда располагают достоверными сведениями. Например, их могут убедить, что храм займет много места и не останется скверов или парков. А ведь в основном происходит наоборот: там, где появляется храм, район преображается, наполняется спокойствием и миром. Храмы — это украшение нашего города, они служат и культурным, и просветительским целям. С помощью храма наши сердца обращаются к Богу.

Многие знают, что в Москве создана серьезная программа по строительству храмов — так называемых храмов шаговой доступности. К сожалению, в Петербурге такой программы нет. Храмы строятся на средства прихожан, а это значит, что финансирование всегда поступает неравномерно. Работы по строительству новых храмов часто затормаживаются. Но мы продолжаем двигаться вперед.

К примеру, три года назад был заложен храм святого Дмитрия Донского при Университете МВД, и вот буквально на днях мы его освятили. Проектируется несколько новых храмов во Фрунзенском и других районах города.

— В чем Вы видите сегодня основную задачу Церкви?

— Я сошлюсь на слова Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, который отметил, что Церковь сегодня занимает значимое место в жизни общества, хотя по своему внутреннему устройству и предназначению она всегда вне политики. Церковь — это все верующие люди, исповедующие Православие. Церковь всегда связана с жизнью каждого человека.

Задача Церкви — стать местом духовного спасения человека, направлять его на этом пути, давать людям нравственные ориентиры. Пастырь никогда не станет отделять свои проблемы от проблем и забот своей паствы, потому что пастырь должен уметь утешить и ободрить народ. Самое главное в человеке — это его душа, и Церковь должна заботиться о душе, трудиться над спасением душ.

Не стоит забывать и о том, что одно их важнейших направлений деятельности Церкви — помощь нуждающимся. В нашей епархии существует отдел по церковной благотворительности и социальному служению. Мы стараемся помогать инвалидам, сиротам, бездомным людям, зависимым людям. Наши священники ходят в детские дома и стараются наполнить детские сердца теплом и любовью. Церковь протягивает руку помощи каждому.

Под эгидой нашей епархии в Петербурге работают и некоммерческие объединения, общественные движения — их работу стоит отметить особым образом. Они имеют накопленный опыт сотрудничества не только с Церковью, но и с государственными органами и светскими структурами. Некоторые общественные движения стараются помочь детям, которые по раннему неразумию вступили в конфликт с законом, другие посещают детские дома, приюты и больницы.

— Какую позицию занимает епархия в вопросе восстановления церкви Спаса на Сенной?

— Епархия всеми силами поддерживает восстановление святынь, храмов в Петербурге и в других городах нашей родины. Разрушение храмов, которое господствовало в советские годы, — это большая ошибка, об этом сегодня даже больно думать. Поэтому возрождение церквей вызывает в сердце огромную радость, ведь мы видим, что справедливость побеждает.

Недавно был освящен закладной камень на месте, где когда-то был престол храма Успения Пресвятой Богородицы, Спаса на Сенной. Мы верим, что строительство храма начнется уже ближайшей осенью. Эта церковь в свое время была одной из самых богато украшенных в Петербурге, в ней хранилось немало святынь и драгоценных предметов.

Этот храм необходим городу, потому что с каждым годом в Петербурге все больше жителей, а значит, все больше верующих, прихожан, которым мы рады, но которых должны где-то принять. Мы рассчитываем увидеть готовый проект восстановления Спаса на Сенной уже к концу этого года.

— Владыка, все знают, что в России сегодня ежегодно совершается огромное количество абортов. Сейчас в обществе активно обсуждают тему выведения абортов из ОМС. Как Церковь относится к этому и как можно повлиять на изменение ситуации в лучшую сторону?

— Ни одна мировая религия не поддерживает аборты — это детоубийство. Русская Православная Церковь всегда выступала и будет выступать против абортов. В начале этого года Святейший Патриарх Кирилл, выступая в Государственной Думе, внес предложение о выведении процедуры аборта из системы обязательного медицинского страхования, оно до сих пор обсуждается и в обществе, и на законодательном уровне. Миссия Церкви — свидетельствовать о том, что покушение на жизнь нерожденных младенцев лишает как мать, так и отца счастья, радости и семейного благополучия. Верующие люди, да и общество в целом, не может финансово соучаствовать в совершении аборта, и это должно найти адекватное отражение в государственных законах. Даже если одна жизнь будет спасена, считаю наши усилия по противодействию массовым абортам без медицинских показаний оправданными. Полноценная семья, рожденные дети — будущее России.

— Недавно Вы провели встречу с главами ведущих СМИ Санкт-Петербурга и Северо-Запада. Какими, на Ваш взгляд, должны быть взаимоотношения Церкви и медийного сообщества?

— Я считаю, что в основе, безусловно, должен лежать диалог. У Санкт-Петербургской епархии сложились давние хорошие контакты со многими городскими и федеральными СМИ. Мы намерены их поддерживать и развивать, уделять внимание молодежной аудитории через отражение жизни епархии, в том числе в социальных сетях. Хотелось бы, чтобы светские СМИ больше внимания уделяли не сомнительной информации и скандалам, а большому количеству позитивных моментов в деятельности Церкви, которые зачастую проходят незамеченными.

Кроме того, в этом году помимо 70-летия Великой Победы, отмечаются два важных юбилея: 1000-летие преставления святого равноапостольного великого князя Владимира и 25-летие канонизации святого праведного Иоанна Кронштадтского. Большие международные торжества, посвященные Великому пастырю, совсем скоро начнутся в северной столице.

И Варсонофий не без «Ролекса»

Пресс-служба петербургской митрополии случайно обнаружила любовь своего главы Варсонофия к хорошим часам, в которых иерарх был во время паломничества на Афон.

фото с сайта mitropolia.spb.ru

27 октября Санкт-Петербургская епархия Русской православной церкви была лаконична: митрополит Петербургский и Ладожский Варсонофий совершил паломничество на Святую гору Афон. За пять дней своего пребывания на территории монашеского государства он посетил несколько скитов, провел литургию в русском Свято-Пантелеимоновом монастыре. О земном ему напоминали часы, похожие на Rolex Daytona за 2,5 млн рублей.

На следующий день после прибытия на Афон, 23 октября, митрополит Варсонофий сразу же встретился с новым игуменом Свято-Пантелеимонова монастыря – иеромонахом Евлогием (Ивановым). Этот монастырь находится под юрисдикций Русской православной церкви, а к 1000-летию русского монашества на Афоне здесь прошла масштабная реконструкция, в том числе – на деньги петербургских коммунальных предприятий.

«Владыка поздравил [игумена Евлогия] с избранием на эту ответственную должность и подарил ему священнический крест», – говорится в сообщении митрополии.

24 октября руководитель петербургской епархии посетил скит Старый Русик, где монашеская жизнь была возобновлена в июне 2016 года. Кроме того, Варсонофий заехал в столицу Афона – городок Карею, а также в Иверский монастырь, который подчиняется греческой православной церкви. А на следующий день, 25 октября, владыка совершил литургию в Свято-Пантелеимоновом монастыре.

Скупое сообщение пресс-службы митрополии дополняют фотографии. На одной из них Варсонофий запечатлен на борту катера, который, скорее всего, доставил его с материка на полуостров Афон. На руке, рядом с четками, можно увидеть и часы. «Фонтанка», заинтересовавшись предпочтениями митрополита, обнаружила сходство этих часов с моделью Rolex Daytona 116509.

Как указано на сайте компании Rolex, хронограф Daytona был впервые представлен в 1963 году. Модель была подготовлена специально для профессиональных автогонщиков.

«Благодаря безелю с тахиметрической шкалой этот надежный хронограф идеально подходит для измерения скорости в пределах до 400 единиц в час, будь то километры, мили или иные меры длины. Название и функции этих легендарных часов однозначно указывают на их принадлежность к миру автомотоспорта», – говорится в официальном описании.

Часы на руке Варсонофия похожи на Rolex Daytona из 18-каратного белого золота с красной секундной стрелкой и черным циферблатом, на котором расположены три мелких счетчика.

«В то время как плавная центральная секундная стрелка отмеряет время с точностью 1/8 секунды, счетчики отображают часы и минуты истекшего времени. Благодаря этому автогонщики могут точно контролировать прохождение каждого отрезка трассы», – сообщает Rolex.

В официальном дилерском магазине Rolex, расположенном в ДЛТ, «Фонтанке» сообщили, что в Петербурге искомой модели сейчас нет в наличии. Но добавили, что в московском магазине есть сразу три штуки. Вместе с доставкой в Петербург покупка обойдется в 2 млн 554 тысячи рублей, или в 36 тысяч евро по нынешнему курсу. Впрочем, через Интернет покупка обойдется дешевле: без таможенных и логистических надбавок такой хронограф можно купить в западных интернет-магазинах и за 20 тысяч долларов. Хотя не обязательно доверять почте доставку столь дорогого товара. По словам петербургского часовщика, на черном рынке Петербурга Rolex Daytona можно приобрести за 25 тысяч евро.

Однако подчеркнем: речь идет всего лишь о внешнем сходстве. На любом курорте можно обнаружить лоток с россыпью кварцевых «брендов». Стоимость такой модели обычно не превышает 25 долларов. Издалека подделка будет напоминать оригинал. В пресс-службе митрополии сообщили, что Варсонофий все еще находится на Афоне. Поэтому на вопросы «Фонтанки» о том, какие часы носит иерарх, там готовы ответить позднее.

«Если у тебя есть Rolex, то он должен быть Daytona. Не обсуждается. Если ты просто богатый человек, но у тебя нет вкуса, то ты купишь Daytona в золотом корпусе. Если ты богатый, и у тебя есть вкус, то ты берешь Daytona в белом золоте. Хотя самая крутая, на самом деле, – это Daytona в стальном корпусе. Она стоит в два раза дешевле, но просто так не лежит на витринах», – рассказывает петербургский коллекционер брендовых часов.

Если же на руке Варсонофия действительно настоящий Rolex, то это не первый случай, когда пресс-служба РПЦ случайно раскрывает прихожанам предпочтения в аксессуарах своих иерархов. В 2012 году блогеры обратили внимание на снимок, опубликованный на сайте патриархии по итогам встречи с министром юстиции Александром Коноваловым. Внимание сетевой общественности привлекли часы Breguet за 30 тысяч долларов. Впоследствии в пресс-службе снимок заменили: часов на руке уже не было, но отражение на лакированной столешнице осталось. После разгоревшегося скандала патриарх заявил, что изначальная фотография была «фотомонтажом», но подтвердил, что ему действительно когда-то дарили Breguet.

Андрей Захаров,
«Фонтанка.ру»

Митрополит Варсонофий (Анатолий Судаков) был пострижен в монахи в 1978 году (в Троице-Сергиевой лавре). В 1986 году окончил Московскую духовную академию, защитив диссертацию на тему «Афон – великая сокровищница Православия». В 1991 году стал епископом Саранской и Мордовской епархии, которая спустя 20 лет была преобразована в митрополию. С 2009 года также возглавляет управделами всей московской патриархии. В 2014 году стал митрополитом Петербургским и Ладожским, сохранив при этом пост главы управделами РПЦ. Известен как сторонник возврата храмов, которые еще остались в руках у государства. В частности, как считается, именно он был инициатором кампании за передачу церкви Исаакиевского собора.

Митрополит Варсонофий

Большинство сегодняшних руководителей Русской Православной Церкви — это люди, который смогли поверить во Христа и сохранить свою веру на протяжении десятков лет советского атеизма с его репрессиями и притеснениями. Чаще всего перед тем, как стать священнослужителями братья проходили через обычное светское образование, армию и в череде всего этого Бог касался их сердец и зажигал Свой огонь.

Одним из таких братьев является митрополит Ладожский и Санкт-Петербургский Варсонофий (Анатолий Владимирович Судаков), который занял эту должность весной 2014 года. Сегодня Варсонофий является архиереем РПЦ и членом Священного Синода, но пришел он к Господу будучи взрослым человеком, начав служить простым алтарником в храме.

Детство и юность

Летом 1955 года в крестьянской семье Судаковых в Саратовской области, селе Малиновка родился очередной мальчик, которого назвали звучным именем Анатолий. Семья была очень набожная, особенно тщательно воспитывала своих детей в православной вере мать, Антонина Леонтьевна, регулярно водившая их в храм и давшая детям начальное церковной образование.

Воспитывали в семье Судаковых просто, приучая к труду с малых лет, поэтому сразу после окончания средней общеобразовательной школы в 1972 году Анатолий работал в селе почтальоном, параллельно подрабатывая на кирпичном заводе.

Юность будущего митрополита пришлась на пору новых репрессий в СССР относительно Православной Церкви — пришедший к власти Никита Хрущев запустил новую волну притеснений и арестов священников, надеясь полностью уничтожить христианство на территории страны.

Тем не менее, Анатолий рос верующим юношей, хотя и отправился отбывать воинскую повинность — в 1973-1975 гг. он служил в Германской Демократической Республике водителем и механиком танка.

Духовный путь

Имея начальное церковное образование, сразу после возвращения из армии в ноябре 1975 года Анатолий Судаков переезжает в город Сердобск (Пензенская область), где устраивается алтарником в поместном храме. Его усилия и старания замечает настоятель Модест и рекомендует ему продолжать получать образование. Анатолий прислушивается к совету старшего служителя и отправляется учится в Московскую духовную семинарию.

Интересно! На протяжении первых двух лет своей службы и учебы все чаще Анатолий задумывается о монашеском постриге и в 1977 году принимает окончательное решение — отправляется в Троице-Сергиевскую лавру как послушник.

Монашество

Служа обычным монахом, Анатолий постигает всю мудрость жизни иноков, параллельно обучаясь в Духовной академии в Москве, он понимает, что это его призвание и судьба. В марте 1978 года послушник Анатолий принимает постриг и новое имя — Варсонофий, в честь епископа Твери.

Все это происходит под руководством и с благословения наместника лавры архимандритом Иеронимом (Зиновьевым). Именно он отмечает старательность инока и через месяц возводит его в новый сан — Варсонофий принимает чин иеродиакона, а уже осенью этого же года и чин иеромонаха.

Будучи служителем в Троице-Сергиевской лавре, Варсонофий параллельно продолжает обучение в академии, откуда выпускается в 1979 году, сдав экзамены экстерном и проучившись в общей сложности 3 года вместо необходимых 4-ех.

При этом он остается служить в лавре до 1982 года и выполняет обязанности помощника ризничего и благочинного. Со временем Варсонофий решает продолжать обучение и вновь в 1982 году подает документы в Московскую духовную академию, но уже для получения высшего богословского образования.

Одновременно с этим в Троице-Сергиевской лавре его возводят в чин игумена. Продолжая обучение в академии до 1986 года Варсонофий защищает диссертацию на тему «Афон — великая сокровищница православия».

Во время своих каникулярных отпусков в академии игумен Варсонофий отправляется служить под началом митрополита Алексия и игуменьи Варвары в Пюхтицкий женский монастырь, который находится в Эстонии. Митрополит Алексий впоследствии станет Святейшим Патриархом Всея Руси. После выпуск из академии Варсонофий продолжает служить в Лоне Церкви:

  • игуменом в Казанской церкви Кузнецка (Пензенская область);
  • главой Успенского собора Пензы;
  • участвовал в Поместных Соборах.

Кроме этого, в 1987 году Варсонофий был возведен в сан архимандрита, а по рекомендации архиепископа Серафима во время отделения Саранской епархии ее возглавил.

Архиерейство

Варсонофий был назначен архимандритом Саранской и Мордовской епархии не только из-за своего положения и образования, но и потому что прекрасно знал дела храмов этой области и был ознакомлен с их проблемами и успехами. Он был во главе епархии 23 года и дослужился за это время до чина епископа (2001 год) и архиепископа (2010 год).

Под его началом было открыто около 200 новых приходов, среди них 14 монастырей. Он основал Саранское духовное училище и епархиальную печать. Помимо работы в епархии, Варсонофий занимался прочими работами и служениями. Среди них можно выделить особо:

  • летом 2005 года работал в синодальной рабочей группе по созданию документа, который обозначал бы позицию РПЦ в сфере межрелигиозных отношений;
  • весной 2009 года занимал должность и.о. управляющего Московской патриархии;
  • участвовал до 2010 года в высшей административной работе РПЦ.

Именно Варсонофий был инициатором создания Мордовской митрополии и разделения ее на три епархии: Саранской, Ардатовской и Краснослободской. Осенью 2011 года он был назначен митрополитом Мордовской митрополии.

Службы митрополита

Варсонофий управлял Мордовской митрополией с 2011 года по 2014 год, за это время он активно развивал приходы и епархии, духовные заведения на этой территории и производство. Число прихожан за это время увеличилось по всей митрополии в несколько раз и работа Варсонофия была признана высшим руководством РПЦ крайне эффективной.

Интересно! Весной 2011 года священнослужителя пригласили войти в состав Высшего Церковного Совета РПЦ, а осенью 2012 года он был утвержден как священноархимандрит Иоанно-Богословского монастыря в Саранске.

В 2014 году Синод принял решение о переводе служителя на новую должность — 19 марта он был назначен главой Санкт-Петербургской митрополии. При этом Варсонофий также занимал должность управляющего делами Московской патриархии, однако, в 2019 году по собственному желанию был освобожден от этой должности по состоянию здоровья.

Сегодня митрополит Ладожский и Санкт-Петербуржский занимается развитием приходов в его подчинении и делает это весьма успешно.

ВАРСОНОФИЙ (СУДАКОВ)

Митрополит Варсонофий (Судаков)

Варсонофий (Судаков) (род. 1955), митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский, глава Санкт-Петербургской митрополии, постоянный член Священного Синода Русской Православной Церкви, член президиума Межсоборного присутствия РПЦ, председатель Комиссии по вопросам церковного управления и механизмов осуществления соборности в Церкви Межсоборного присутствия, член Комиссии по вопросам организации жизни монастырей и монашества Межсоборного присутствия, член Высшего Церковного Совета РПЦ

В миру Судаков Анатолий Владимирович, родился 3 июня 1955 года в селе Малиновке Аркадакского района Саратовской области в многодетной крестьянской семье. Начальное религиозное образование получил от своей матери Антонины Леонтьевны Судаковой-Позоровой, отличающейся особой набожностью.

В 1972 году окончил Малиновскую среднюю школу и в течение года работал в своём селе почтальоном и на кирпичном заводе.

Осенью 1973 года был призван в армию и направлен в состав группы советских войск в Германии, где служил механиком-водителем средних танков в воинских подразделениях Бранденбурга и Потсдама.

В ноябре 1975 года, после демобилизации из армии, устроился алтарником в Михаило-Архангельский собор города Сердобска Пензенской области, где настоятелем был один из самых заметных клириков Пензенской и Саранской епархии архимандрит Модест, в схиме Михаил. Отец Модест своим жизненным примером, своей судьбой и своим наставническим словом определил дальнейший выбор Анатолия в церковном служении — монашеский.

В 1976 году подал прошение в Московскую духовную семинарию и успешно закончил её за три года (вместо четырёх) в 1979 году. Уже в семинарии окончательно решил связать свою судьбу с иночеством: в октябре 1977 года был принят послушником в братство Троице-Сергиевой Лавры.

30 марта 1978 года был пострижен в монашество наместником Лавры архимандритом Иеронимом (Зиновьевым) с наречением имени в честь святителя Варсонофия, епископа Тверского. 27 апреля того же года архиепископом Дмитровским Владимиром был рукоположен в сан иеродиакона, 26 ноября 1978 года им же — в сан иеромонаха, а в 1982 году возведён в сан игумена.

Находясь на послушании в Троице-Сергиевой Лавре, имел тесную дружбу с духовниками обители архимандритами Кириллом (Павловым) и Наумом (Байбородиным). Его непосредственными духовными начальниками были ризничий архимандрит Аристарх (Станкевич); благочинный, а затем наместник архимандрит Евсевий (Саввин); благочинный архимандрит Марк (Петровцы). Они в значительной степени определяли и влияли на его жизненный путь.

В Лавре нёс послушание с 1978 по 1982 год в должности помощника ризничего, а с 1982 по 1986 год — в должности помощника благочинного.

С 1982 по 1986 год учился в Московской духовной академии, защитил диссертацию на соискание степени кандидат богословия. Руководителем научной работы был архимандрит Иннокентий (Просвирнин). Темой научного исследования стал Афон.

После окончания академии по просьбе епископа Пензенского и Саранского Серафима был направлен на пастырское служение в Пензенскую епархию.

С 15 сентября 1986 по 15 июня 1988 года — настоятель Казанской церкви города Кузнецка Пензенской области.

В 1987 году возведён в сан архимандрита.

С 15 июня 1988 по 7 февраля 1991 года — настоятель Успенского собора города Пензы, секретарь Пензенского епархиального управления. Его духовным наставником и учителем жизни в эти годы был архиепископ Пензенский и Саранский Серафим (Тихонов).

В 1988 и 1990 году был участником Поместных соборов Русской Православной Церкви.

29-31 января 1991 года, постановлением Священного Синода, по рекомендации архиепископа Пензенского и Саранского Серафима, определено быть епископом новообразованной Саранской епархии.

8 февраля того же года хиротонисан во епископа Саранского и Мордовского. Хиротонию в Московском Богоявленском кафедральном соборе возглавил патриарх Московский и всея Руси Алексием II.

15 февраля того же года прибыл в Саранск.

С 3 июля по 28 декабря 2000 года временно управлял Пензенской епархией [1].

Архиепископ Варсонофий (Судаков)

22 февраля 2001 года возведён в сан архиепископа.

31 марта 2009 года назначен исполняющим обязанности управляющего делами Московской Патриархии, постоянным членом Священного Синода по должности. 25 декабря того же года утверждён в должности управляющего делами Московской Патриархии.

27 июля 2009 года вошёл в состав членов и президиума Межсоборного присутствия Русской Православной Церкви. С 29 января 2010 года — председатель Комиссии по вопросам церковного управления и механизмов осуществления соборности в Церкви, член Комиссии по вопросам организации жизни монастырей и монашества Межсоборного присутствия [2].

1 февраля 2010 года возведён в сан митрополита.

22 марта 2011 года вошёл в состав вновь образованного Высшего Церковного Совета Русской Православной Церкви [3] по должности.

6 октября 2011 года назначен главой Мордовской митрополии.

19 марта 2014 года переведён на Санкт-Петербургскую и Ладожскую кафедру и назначен главой Санкт-Петербургской митрополии, постоянным членом Священного Синода с временным сохранением за ним должности управляющего делами Московской Патриархии [5]. Оставался управляющим делами Патриархии до 26 февраля 2019 года, когда был освобождён с выражением сердечной благодарности за понесенные труды [6].

  • Варсонофий, епископ Саранский и Мордовский. Сочинения. — В 5 т.
    • т.1. Возвращение из забытия. Доклады, статьи, речи, обращения, интервью. — Саранск, 1995, 248 с.;
    • т.2. Увещание к духовному исправлению. Послания, проповеди, поучения. — Саранск, 1995, 228 с.;
    • т.3. Афон в жизни Русской Православной церкви в XIX — начале ХХ вв. — Саранск, 1995, 176 с.;
    • т.4. Убеждение в истине. Проповеди. — Саранск, 1995, 200 с.;
    • т.5. Уроки благодатной жизни. Проповеди. — Саранск, 1996, 216 с.
  • Варсонофий, епископ Саранский и Мордовский. Размышления о вере и жизни по Божественным заповедям. Сочинения. — Саранск, 1998, 240 с.
  • Варсонофий, епископ Саранский и Мордовский. Спасительный путь возрождения Саранской епархии в конце ХХ века (послания, письма, доклады). — Саранск, 1999, 374 с.
  • Варсонофий, архиепископ Саранский и Мордовский. Проповеди в четырех томах. — Саранск, 2004 – 2005 гг., 324 с.
  • Варсонофий, архиепископ Саранский и Мордовский. Беседы на Ветхий и Новый Завет в 4-х томах. — Саранск, 2005-2006 гг., 324 с.
  • Модест (Кожевников), архимандрит. Митрополит Арсений (Стадницкий) и его проповедническое наследие. Крупицы от бесконечного. /Составл. и предисл. епископа Саранского и Мордовского Варсонофия. — Саранск, 1998, 308 с.

Также является автором многочисленных статей и посланий.

  • памятная патриаршая панагия (2000, от Патриарха Алексия II)
  • памятная патриаршая панагия (24 апреля 2013, от Патриарха Кирилла в честь дня тезоименитства и 35-летия служения в священном сане) [7]
  • патриаршая грамота
  • медаль прп. Сергия Радонежского 1-й, 2-й и 3-й степени
  • орден равноап. кн. Владимира III степени
  • орден блгв.кн. Даниила Московского II степени (2008)
  • орден прп. Сергия Радонежского I степени (2012) [8]

Светские:

  • почётная грамота Республики Мордовия
  • Российский государственный орден Дружбы (2002)
  • медаль «300 лет Российскому Флоту»
  • медаль «За заслуги в проведении всесоюзной переписи населения»
  • орден «За заслуги» 3-й степени (2013, Украина, в честь 1025-летия Крещения Руси) [9]

Использованные материалы

[1] «Пензу посетил митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий, управляющий делами Московской Патриархии», 4 августа 2014, http://penzaeparhia.ru/news/1086

[2] «Состав комиссий Межсоборного присутствия Русской Православной Церкви (от 29 января 2010 г.)», официальный сайт Московского Патриархата, 29 января 2010, — http://www.patriarchia.ru/db/text/1052102.html

[3] ЖУРНАЛЫ заседания Священного Синода от 22 марта 2011 года — http://www.patriarchia.ru/db/text/1434630.html

[4] Журнал № 103, журналы заседания Священного Синода от 4 октября 2012 года: http://www.patriarchia.ru/db/text/2507811.html

[5] «Журнал № 8», Журналы заседания Священного Синода от 19 марта 2014 года: http://www.patriarchia.ru/db/text/3609112.html

[6] «Управляющим делами Московской Патриархии назначен митрополит Тверской и Кашинский Савва», официальный сайт Русской Православной Церкви, 26 февраля 2019, http://www.patriarchia.ru/db/text/5379431.html

[7] Патриаршее поздравление митрополиту Саранскому Варсонофию с 35-летием служения в священном сане: http://www.patriarchia.ru/db/text/2927589.html

[8] На официальном сайте Саранской епархии указан орден 3-й степени.

ВАРСОНОФИЙ

(Чертков Василий Григорьевич; † 18.05.1688, Крутицкое подворье в Москве), митр. Сарский и Подонский (Крутицкий). 9 апр. 1671 г. В. был хиротонисан во архиепископа Смоленского из архимандритов московского Нового Симонова мон-ря. В 1672 г. возил из Смоленска в Москву 2 чудотворные иконы Богоматери «Одигитрия» (из Успенского собора и Надвратного храма) для поновления, был представлен царю Алексею Михайловичу. В марте 1676 г. поставлен в сане митрополита на Сарскую и Подонскую (Крутицкую) кафедру. С 6 сент. по дек. 1681 г. являлся Тверским митрополитом. Это назначение было частью задуманной царем Феодором Алексеевичем в 1681 г. обширной реформы епархиальной структуры Русской Церкви; одной из мер реформы, по сообщению Сильвестра (Медведева), должно было стать упразднение Крутицкой кафедры, для чего В. был переведен в Тверь. Однако бо́льшая часть преобразований не была проведена в жизнь, в частности, в отношении Крутицкой кафедры, и в дек. 1681 г. В. вновь стал Крутицким митрополитом.

В. присутствовал на церковных Соборах (в т. ч. на Большом Московском Соборе 1666-1667 г., будучи еще архимандритом Симонова монастыря), в сане митрополита Сарского и Подонского принимал участие в торжественных богослужениях в присутствии Патриархов и царей, в венчаниях на царство Феодора Алексеевича, Петра и Иоанна Алексеевичей, погребении Патриарха Иоасафа, епископских хиротониях и др. В 1682 г. В. присутствовал на Земском соборе, отменившем местничество. 5 июля того же года вместе с др. архиереями во главе с Патриархом Иоакимом участвовал в прениях со старообрядцами (см. Старообрядчество) в Грановитой палате Кремля. В 1682 г. на Крутицком подворье по инициативе В. началось строительство Успенского собора (на месте старого). Нижний храм нового собора (во имя апостолов Петра и Павла) стал усыпальницей Крутицких владык, первым здесь был погребен В. (в юж. стене храма справа от арки сохр. надгробная плита).

В. упоминается в родословных росписях дворян Чертковых. В семейном архиве Чертковых хранилось недатированное письмо В. брату Ивану Григорьевичу, оно было опубликовано в сер. XIX в. известным представителем этого рода А. Д. Чертковым, книжное собрание к-рого (т. н. Чертковская б-ка) входит в фонды основанной в 1938 г. ГПИБ.

Митрополит Варсонофий
Судаков Анатолий Владимирович

Анатолий Судаков родился 3 июня 1955 года в селе Малиновка, Саратовская область. Происходит из многодетной крестьянской семьи. В 1972 году, юноша окончил Малиновскую среднюю школу. В период с 1973 по 1975 год, молодой человек проходил срочную службу в рядах Советской армии.

В ноябре 1975 года, после увольнения из вооруженных сил в запас, Анатолий устроился алтарником в Михаило-Архангельский собор города Сердобск, Пензенской области, где настоятелем служил один из самых заметных клириков Пензенской и Саранской епархии архимандрит Модест. В октябре 1977 года, принят послушником в братство Троице-Сергиевой лавры. Далее, 30 марта 1978 года, наместником лавры архимандритом Иеронимом пострижен в монашество с наречением имени Варсонофий в честь святителя Варсонофия, епископа Тверского, а 27 апреля того же года, архиепископом Дмитровским Владимиром рукоположен в сан иеродиакона. Вскоре, 26 ноября 1978 года, служителю церкви присвоен очередной сан – иеромонах. В 1979 году, священнослужитель окончил Московскую Духовную Семинариию.

Позже, в 1982 году, священник возведен в сан игумена. В лавре нес послушание помощника ризничего и помощника благочинного. В период с 1982 по 1986 год, Варсонофий обучался в Московской духовной академии, где защитил кандидатскую диссертацию по истории Афона. Во время обучения в Московских духовных школах каникулярное время ежегодно проводил в Пюхтицком монастыре в Эстонии, где не раз сослужил митрополиту Таллиннскому и Эстонскому Алексию, будущему Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси. Впоследствии, после окончания МДА по просьбе епископа Пензенского и Саранского Серафима направлен на пастырское служение в Пензенскую епархию. С 15 сентября 1986 года, являлся настоятелем Казанской церкви города Кузнецка Пензенской области. В 1987 году, возведен в сан архимандрита. С15 июня 1988 по 7 февраля 1991 года, занимал должность настоятеля Успенского собора города Пенза. Являлся секретарем Пензенского епархиального управления.

Рукоположен в архиерейский сан 8 февраля 1991 года семнадцатью епископами в городе Москва. В феврале 2001 года, возведен в сан архиепископа. Определением Священного Синода от 31 марта 2009 года, Варсонофий назначен исполняющим обязанности управляющего делами Московской Патриархии. В период с 2009 по 2013 год являлся председателем Наградной комиссии при Патриархе Московском и всея Руси. Позднее, решением Священного Синода от 25 декабря 2009 года, священнослужитель утвержден в должности управляющего делами Московской Патриархии. Во внимание к усердному служению Церкви Божией и в связи с назначением управляющим делами Московской Патриархии — постоянным членом Священного Синода — возведен 1 февраля 2010 года в сан митрополита. Входит в состав Высшего Церковного Совета Русской Православной Церкви с 22 марта 2011 года. Решением Священного Синода от 5-6 октября 2011 года, назначен главой новообразованной Мордовской митрополии.

Так же, решением Священного Синода от 4 октября 2012 года, священник утвержден в должности настоятеля — священноархимандрита Иоанно-Богословского мужского монастыря села Макаровка, Республики Мордовия, а 19 марта 2014 года, религиозный деятель назначен Преосвященным Санкт-Петербургским и Ладожским, главой Санкт-Петербургской митрополии. Является постоянным членом Священного Синода с временным сохранением должности управляющего делами Московской Патриархии.

Митрополит Варсонофий
Судаков Анатолий Владимирович

12.09.2018 День перенесения мощей Александра Невского отметили в Санкт-Петербурге

В городе Санкт-Петербург состоялось празднование 294-й годовщины перенесения мощей святого благоверного князя Александра Невского. День небесного покровителя Северной столицы горожане отметили 12 сентября 2018 года большим крестным ходом. В этом году молитвенное шествие по Невскому проспекту состоялось уже в шестой раз и, по данным полиции, собрало порядка пяти тысяч человек.
Читать дальше

Анатолий Судаков родился 3 июня 1955 года в селе Малиновка, Саратовская область. Происходит из многодетной крестьянской семьи. В 1972 году, юноша окончил Малиновскую среднюю школу. В период с 1973 по 1975 год, молодой человек проходил срочную службу в рядах Советской армии.

В ноябре 1975 года, после увольнения из вооруженных сил в запас, Анатолий устроился алтарником в Михаило-Архангельский собор города Сердобск, Пензенской области, где настоятелем служил один из самых заметных клириков Пензенской и Саранской епархии архимандрит Модест. В октябре 1977 года, принят послушником в братство Троице-Сергиевой лавры. Далее, 30 марта 1978 года, наместником лавры архимандритом Иеронимом пострижен в монашество с наречением имени Варсонофий в честь святителя Варсонофия, епископа Тверского, а 27 апреля того же года, архиепископом Дмитровским Владимиром рукоположен в сан иеродиакона. Вскоре, 26 ноября 1978 года, служителю церкви присвоен очередной сан – иеромонах. В 1979 году, священнослужитель окончил Московскую Духовную Семинариию.

Позже, в 1982 году, священник возведен в сан игумена. В лавре нес послушание помощника ризничего и помощника благочинного. В период с 1982 по 1986 год, Варсонофий обучался в Московской духовной академии, где защитил кандидатскую диссертацию по истории Афона. Во время обучения в Московских духовных школах каникулярное время ежегодно проводил в Пюхтицком монастыре в Эстонии, где не раз сослужил митрополиту Таллиннскому и Эстонскому Алексию, будущему Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси. Впоследствии, после окончания МДА по просьбе епископа Пензенского и Саранского Серафима направлен на пастырское служение в Пензенскую епархию. С 15 сентября 1986 года, являлся настоятелем Казанской церкви города Кузнецка Пензенской области. В 1987 году, возведен в сан архимандрита. С15 июня 1988 по 7 февраля 1991 года, занимал должность настоятеля Успенского собора города Пенза. Являлся секретарем Пензенского епархиального управления.

Рукоположен в архиерейский сан 8 февраля 1991 года семнадцатью епископами в городе Москва. В феврале 2001 года, возведен в сан архиепископа. Определением Священного Синода от 31 марта 2009 года, Варсонофий назначен исполняющим обязанности управляющего делами Московской Патриархии. В период с 2009 по 2013 год являлся председателем Наградной комиссии при Патриархе Московском и всея Руси. Позднее, решением Священного Синода от 25 декабря 2009 года, священнослужитель утвержден в должности управляющего делами Московской Патриархии. Во внимание к усердному служению Церкви Божией и в связи с назначением управляющим делами Московской Патриархии — постоянным членом Священного Синода — возведен 1 февраля 2010 года в сан митрополита. Входит в состав Высшего Церковного Совета Русской Православной Церкви с 22 марта 2011 года. Решением Священного Синода от 5-6 октября 2011 года, назначен главой новообразованной Мордовской митрополии.

Так же, решением Священного Синода от 4 октября 2012 года, священник утвержден в должности настоятеля — священноархимандрита Иоанно-Богословского мужского монастыря села Макаровка, Республики Мордовия, а 19 марта 2014 года, религиозный деятель назначен Преосвященным Санкт-Петербургским и Ладожским, главой Санкт-Петербургской митрополии. Является постоянным членом Священного Синода с временным сохранением должности управляющего делами Московской Патриархии.

митрополит Саранский и Мордовский Варсонофий

Митрополит Саранский и Мордовский Варсонофий (в миру Анатолий Владимирович Судаков) родился 3 июня 1955 г. в с. Малиновка Аркадакского р-на Саратовской обл. Происходит из многодетной крестьянской семьи. Начальное религиозное образование получил от своей матери Антонины Леонтьевны Судаковой-Позоровой.

В 1972 г. окончил Малиновскую среднюю школу и в течение года работал в родном селе почтальоном и на кирпичном заводе. Осенью 1973 г. был призван в армию и направлен в состав группы советских войск в Германии, где служил механиком-водителем средних танков в воинских подразделениях Бранденбурга и Потсдама.

В ноябре 1975 г., после демобилизации из армии, будущий владыка устроился алтарником в Михаило-Архангельский собор г. Сердобска Пензенской области, где настоятелем был один из самых заметных клириков Пензенской и Саранской епархии архимандрит Модест (Кожевников, в схиме Михаил). Отец Модест своим жизненным примером, своей судьбой и своим наставническим словом определил дальнейший выбор владыки в церковном служении — монашеский.

Благодаря наставнику владыка поставил перед собой цель получить духовное образование; в 1976 г. он подал прошение в Московскую духовную семинарию, и успешно закончил ее за три года (вместо четырех) в 1979 году. Уже в семинарии владыка окончательно решил связать свою судьбу с иночеством: в октябре 1977 г. он был принят послушником в братство Троице-Сергиевой лавры.

30 марта 1978 г. наместником лавры архимандритом Иеронимом (Зиновьевым) пострижен в монашество с наречением имени Варсонофий в честь святителя Варсонофия, епископа Тверского. 27 апреля того же года архиепископом Дмитровским Владимиром (Сабоданом), ныне Блаженнейшим митрополитом Киевским и всея Украины, рукоположен в сан иеродиакона, 26 ноября 1978 г. им же — в сан иеромонаха, а в 1982 г. возведен в сан игумена.

Находясь на послушании в Троице-Сергиевой лавре, игумен Варсонофий имел тесную дружбу с духовниками обители архимандритами Кириллом и Наумом. Его непосредственными духовными начальниками были ризничий архимандрит Аристарх (ныне архиепископ Гомельский); благочинный, а затем наместник архимандрит Евсевий, ныне митрополит Псковский; благочинный архимандрит Марк, ныне архиепископ Хустский и Виноградовский. Они в значительной степени определяли и влияли на жизненный путь молодого монаха и студента академии отца Варсонофия. В лавре владыка нес послушание с 1978 по 1982 гг. в должности помощника ризничего, а с 1982 по 1986 гг. — в должности помощника благочинного.

Образование продолжил в Московской духовной академии, куда поступил в 1982 г. и которую окончил в 1986 г. с защитой диссертации на соискание степени кандидат богословия. Руководителем научной работы был архимандрит Иннокентий (Просвирнин), серьезный церковный историк, археограф, филолог, редактор и педагог. Отец Иннокентий любил монашество, особенно афонское, поэтому он порекомендовал студенту игумену Варсонофию выбрать темой для написания диссертации одну из областей агиоритики. Темой научного исследования стал Афон — великая сокровищница Православия.

Во время обучения в Московских духовных школах игумен Варсонофий каникулярное время ежегодно проводил в Пюхтицком женском монастыре в Эстонии. Здесь ему приходилось не раз сослужить митрополиту Таллинскому и Эстонскому Алексию, будущему Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси, и получать духовное назидание от игумении Варвары, многолетней настоятельницы монастыря, и от сестер этой обители.

После окончания МДА по просьбе епископа Пензенского и Саранского Серафима (Тихонова) направлен на пастырское служение в Пензенскую епархию.

С 15 сентября 1986 г. по 15 июня 1988 г. был настоятелем Казанской церкви г. Кузнецка Пензенской обл., а с 15 июня 1988 г. по 7 февраля 1991 г. — настоятелем Успенского собора г. Пензы, секретарем Пензенского епархиального управления. Духовным наставником и учителем жизни владыки в эти годы был архиепископ Серафим, видный деятель Русской Православной Церкви, мудрый человек, обладавший авторитетом не только среди клира и паствы, но и у властей Пензенской обл. и Мордовии. Школа святителя Серафима, ныне почившего в Бозе, позднее много помогла владыке в устроении новообразованной Саранской епархии. Неся послушание у епископа, позднее архиепископа Серафима, владыка Варсонофий много получил от него назидательных уроков и в совершении богослужения, и в канцелярской работе, и в административной деятельности.

В 1987 г. возведен в сан архимандрита. В 1988 и 1990 гг. был участником Поместных Соборов Русской Православной Церкви. Это было время начала возрождения церковной жизни после семи десятилетий гонений. Храмы стали возвращаться Церкви, повсеместно прошли торжества по случаю юбилея 1000-летия Крещения Руси. После этого юбилея количество приходов и число верующих стало возрастать. Встал вопрос о выделении приходов Мордовии из состава Пензенской епархии и образовании самостоятельной Саранской и Мордовской кафедры, а также о кандидатуре архиерея на эту кафедру. Выбор Святейшего Патриарха Алексия II и Священного Синода по рекомендации архиепископа Серафима пал на архимандрита Варсонофия.

8 февраля 1991 г. рукоположен в архиерейский сан семнадцатью епископами в г. Москве и 15 февраля прибыл в Саранск. Владыка Варсонофий хорошо знал дела в Мордовии, т.к. по должности секретаря Пензенского епархиального управления часто бывал в Саранске и храмах республики, имел конкретное представление об экономическом, политическом и культурном состоянии приходов, видел, что развитие православия в республике сдерживается не народным равнодушием к вере, а искусственными бюрократическими преградами.

Возглавив новую епархию, владыка Варсонофий, опирающийся в своей деятельности на волю православного народа и помощь доброжелателей Церкви, открыл более 200 новых приходов и 14 монастырей, духовное учебное заведение, основал епархиальную печать и мн. др. В феврале 2001 г. возведен в сан архиепископа.

Возглавляя различные паломнические группы, более десяти раз побывал в Святой земле, семь раз на Святой горе Афон, четыре раза в Египте, два раза в Италии, один раз на Кипре и т.д. Совершал многократно Божественные литургии на Голгофе и у Гроба Господня, в храме Рождества Христова в Вифлееме (Палестинская Автономия), в храме Преображения Господня на Святой горе Синай, в монастыре святой великомученицы Екатерины, в монастырях Афона — Пантелеимоновском, Зографском, Хилендарском и в лавре преподобного Афанасия, в древнем Киккском монастыре на Кипре, молился у мощей святителя Николая, Мир Ликийских Чудотворца, в г. Бари.

Определением Священного Синода от 31 марта 2009 г. назначен исполняющим обязанности управляющего делами Московской Патриархии. Решением Священного Синода от 27 мая 2009 г. назначен председателем Наградной комиссии при Патриархе Московском и всея Руси (журнал № 43). Решением Священного Синода от 25 декабря 2009 г. утвержден в должности управляющего делами Московской Патриархии (журнал № 142).

Во внимание к усердному служению Церкви Божией и в связи с назначением управляющим делами Московской Патриархии — постоянным членом Священного Синода возведен 1 февраля 2010 г. в сан митрополита. С 22 марта 2011 г. — член Высшего Церковного Совета Русской Православной Церкви.

Решением Священного Синода от 30 мая 2011 г. (журнал № 41) назначен временным управляющим новообразованной Ардатовской епархией.

Митрополит Варсонофий

Божественная литургия в праздник Смоленской иконы Божией Матери

В праздник Смоленской иконы Божией Матери, 10 августа 2018г., митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий возглавил Божественную литургию в храме, посвященном этому образу, на Смоленском кладбище. Его Высокопреосвященству сослужили епископ Выборгский и Приозерский Игнатий, а также секретарь епархиального управления протоиерей Сергий … Далее

Торжественные богослужения в праздник 30-летия канонизации святой блаженной Ксении Петербургской

6 июня 2018г. В день 30-летия Канонизации блаженной Ксении Петербургской в храме Смоленской иконы Божией Матери была совершена Божественная Литургия. 6 июня 1988 года – Поместный собор причислил Ксению Григорьевну Петрову к лику святых. Божественную Литургию возглавил Епископ Царскосельский Маркелл, … Далее

Митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий совершил Божественную литургию в Троицкую родительскую субботу в храме Смоленской иконы Божией Матери

26 мая 2018г., в Троицкую родительскую субботу, митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий совершил Божественную литургию в храме Смоленской иконы Божией Матери на Васильевском острове. Его Высокопреосвященству сослужили секретарь епархиального управления протоиерей Сергий Куксевич, настоятель, благочинный Василеостровского округа протоиерей Виктор Московский … Далее

Митрополит Варсонофий провел заседание епархиального совета с участием благочинных

Заседание епархиального совета с участием благочинных под председательством митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Варсонофия прошло 8 февраля в Портретном зале епархиального управления. Правящий архиерей объявил повестку дня: обзор планов работы в каждом благочинии и знакомство с новыми циркулярами Московской Патриархии. Владыка … Далее

Ежегодное собрание духовенства в Епархиальном управлении

Ежегодное собрание духовенства состоялось 12 декабря в Синем зале Епархиального управления. Собрание открыл митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий. В докладе владыки особое внимание было уделено общецерковным и епархиальным событиям, планам на будущее. Правящий архиерей привел статистические данные по епархии, осветил … Далее

Заседание епархиального совета с участием благочинных под председательством митрополита Варсонофия

Заседание епархиального совета с участием благочинных состоялось 26 октября в Портретном зале епархиального управления под председательством митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Варсонофия. Перед заседанием владыка поздравил секретаря епархиального управления протоиерея Сергия Куксевича с 60-летием. Во вступительном слове правящий архиерей напомнил о … Далее

Митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий возглавил Божественную литургию в праздник Смоленский иконы Божией Матери

В праздник Смоленской иконы Божией Матери, 10 августа 2017г., митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий возглавил Божественную литургию в храме Смоленский иконы Божией Матери на Васильевском острове. Его Высокопреосвященству сослужили епископ Бузулукский и Сорочинский Алексий, а также секретарь епархиального управления протоиерей Сергий … Далее

ПРЕСТОЛЬНЫЙ ПРАЗДНИК ХРАМА СМОЛЕНСКОЙ ИКОНЫ БОЖИЕЙ МАТЕРИ

10 АВГУСТА 2017г. ПРЕСТОЛЬНЫЙ ПРАЗДНИК СМОЛЕНСКОГО ХРАМА БОГОСЛУЖЕНИЕ ВОЗГЛАВИТ МИТРОПОЛИТ САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ И ЛАДОЖСКИЙ ВАРСОНОФИЙ 9 августа: Акафист Смоленской иконе Божией Матери – 16.30 Всенощное бдение – 18.00 10 августа: Ранняя Божественная Литургия, Освящение воды – 7.00 Божественная Литургия – 10.00 … Далее

Пасхальное послание Высокопреосвященнейшего митрополита Варсонофия

ПАСХАЛЬНОЕ ПОСЛАНИЕ Высокопреосвященнейшего ВАРСОНОФИЯ, митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского, управляющего делами Московской Патриархии, духовенству, монашествующим и всем верным чадам Церкви Христовой в Санкт-Петербургской митрополии “Пасха священная нам днесь показася. Пасха нова, святая, Пасха таинственная, Пасха всечестная, Пасха Христос избавитель”. (Стихиры Пасхи) … Далее

Митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий совершил Божественную литургию в храме Смоленской иконы Божией Матери

В Великую субботу, 15 апреля, митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий совершил Божественную литургию в храме Смоленской иконы Божией Матери. Его Высокопреосвященству сослужили настоятель храма протоиерей Виктор Московский с клиром, секретарь епархиального управления протоиерей Сергий Куксевич и другие священнослужители. На малом … Далее

Приход храма Смоленской иконы Божией Матери Василеостровского благочиния
Санкт-Петербургской епархии

Россия, г. Санкт-Петербург,
Васильевский остров,
ул. Камская, д. 24
Попечительство святой Ксении Блаженной
305-01-26
Задать вопрос в группе ВКонтакте

Митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий

1 февраля 2010 года возведен в сан митрополита.

Постоянный член Священного Синода Русской Православной Церкви.

Решением Священного Синода от 19 марта 2014 года назначен Преосвященным Санкт-Петербургским и Ладожским, главой Санкт-Петербургской митрополии, постоянным членом Священного Синода с временным сохранением должности управляющего делами Московской Патриархии.

Решением Священного Синода от 26 февраля 2019 года освобожден от должности управляющего делами Московской Патриархии.

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

«Православная газета»

Мы в контакте

Последние телепередачи

  • 18 января 2020 г. «Читаем Апостол» (Санкт-Петербург)

Читаем Апостол. 18 января

17 января 2020 г. Прогноз погоды

Прогноз погоды. 18 января

17 января 2020 г. «Читаем Евангелие вместе с Церковью»

17 января. Как написано у пророков: вот, Я посылаю Ангела Моего пред лицем Твоим, который приготовит путь Твой пред Тобою

17 января 2020 г. «Церковный календарь» (Санкт-Петербург)

17 января. Собор 70-ти апостолов

17 января 2020 г. «Этот день в истории» (Екатеринбург)

Этот день в истории. 17 января

Вопросы и ответы

Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?

— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, .

Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?

— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало .

Какой была подготовка к причастию у первых христиан?

— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, .

Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?

— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые .

© 1999-2020 Екатеринбургский епархиальный Информационно-издательский центр

Все материалы интернет-портала Екатеринбургской епархии (тексты, фотографии, аудио, видео)
могут свободно распространяться любыми способами без каких-либо ограничений по объёму и срокам
при условии ссылки на источник («Православная газета», «Радио «Воскресение», «Телеканал «Союз»).
Никакого дополнительного согласования на перепечатку или иное воспроизведение не требуется.

Храм Тихвинской Иконы Божией Матери на ул. Софьи Ковалевской

22 декабря, приход Тихвинской иконы Божией Матери на улице Софьи Ковалевской под колокольный звон встретил Митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Варсонофия. Воспитанники Воскресной школы гостеприимно встретили его караваем и стихами.

Архиерей возглавил Божественную литургию в нашем храме. Сослужили владыке секретарь епархиального управления протоиерей Сергий Куксевич, благочинный Калининского округа протоиерей Николай Брындин, настоятель протоиерей Евгений Палюлин с клиром и другие священнослужители.

15 октября прошла конференция «Митрополит Никодим (Ротов) и его наследие»

14 и 15 октября в Синем зале епархиального управления прошли конференция и торжественный вечер «Митрополит Никодим (Ротов) и его наследие», посвященные 90-летию со дня рождения Владыки.

Визит митрополита Варсонофия

10 сентября, в канун праздника усекновения главы святого пророка Предтечи и Крестителя Иоанна, наш приход встречал Высокопреосвященнейшего митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Варсонофия, который возглавил всенощное бдение. Перед богослужением, вместе в главой Калининского района Евгением Александровичем Моториным, владыка посетил строящийся каменный храм. Богослужение прошло торжественно и на «едином дыхании». Большая благодарность всечестным отцам, хору, и всем-всем труженикам нашего прихода за организацию торжественной атмосферы приема владыки! Прихожанам — за теплую молитву!

С любовью, настоятель храма

Знакомимся с новым архипастырем!

Варсонофий, митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский (Судаков Анатолий Владимирович)

Родился 3 июня 1955 г. в с. Малиновка Аркадакского р-на Саратовской обл. Происходит из многодетной крестьянской семьи.

В 1972 г. окончил Малиновскую среднюю школу, в 1973-1975 гг. проходил службу в рядах Советской армии.

В ноябре 1975 г. после демобилизации из армии устроился алтарником в Михаило-Архангельский собор г. Сердобска Пензенской области, где настоятелем был один из самых заметных клириков Пензенской и Саранской епархии архимандрит Модест (Кожевников, в схиме Михаил).

В 1976-1979 гг. обучался в Московской духовной семинарии.

В октябре 1977 г. принят послушником в братство Троице-Сергиевой лавры. 30 марта 1978 г. наместником лавры архимандритом Иеронимом (Зиновьевым) пострижен в монашество с наречением имени Варсонофий в честь святителя Варсонофия, епископа Тверского. 27 апреля того же года архиепископом Дмитровским Владимиром (Сабоданом) рукоположен в сан иеродиакона, 26 ноября 1978 г. им же — в сан иеромонаха, а в 1982 г. возведен в сан игумена. В лавре нес послушание помощника ризничего и помощника благочинного.

В 1982-1986 гг. обучался в Московской духовной академии, защитил кандидатскую диссертацию по истории Афона.

Во время обучения в Московских духовных школах каникулярное время ежегодно проводил в Пюхтицком монастыре в Эстонии, где не раз сослужил митрополиту Таллинскому и Эстонскому Алексию, будущему Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси.

После окончания МДА по просьбе епископа Пензенского и Саранского Серафима (Тихонова) направлен на пастырское служение в Пензенскую епархию.

С 15 сентября 1986 г. по 15 июня 1988 г. был настоятелем Казанской церкви г. Кузнецка Пензенской обл., а с 15 июня 1988 г. по 7 февраля 1991 г. — настоятелем Успенского собора г. Пензы, секретарем Пензенского епархиального управления.

В 1987 г. возведен в сан архимандрита.

В 1988 и 1990 гг. был участником Поместных Соборов Русской Православной Церкви.

Это было время начала возрождения церковной жизни после семи десятилетий гонений. Храмы стали возвращаться Церкви, повсеместно прошли торжества по случаю юбилея 1000-летия Крещения Руси. После этого юбилея количество приходов и число верующих стало возрастать. Встал вопрос о выделении приходов Мордовии из состава Пензенской епархии и образовании самостоятельной Саранской и Мордовской кафедры, а также о кандидатуре архиерея на эту кафедру. Выбор Святейшего Патриарха Алексия II и Священного Синода по рекомендации архиепископа Серафима пал на архимандрита Варсонофия.

8 февраля 1991 г. рукоположен в архиерейский сан семнадцатью епископами в г. Москве и 15 февраля прибыл в Саранск.

В феврале 2001 г. возведен в сан архиепископа.

Определением Священного Синода от 31 марта 2009 г. назначен исполняющим обязанности управляющего делами Московской Патриархии.

В 2009-2013 гг. — председатель Наградной комиссии при Патриархе Московском и всея Руси.

Решением Священного Синода от 25 декабря 2009 г. (журнал № 142) утвержден в должности управляющего делами Московской Патриархии.

Во внимание к усердному служению Церкви Божией и в связи с назначением управляющим делами Московской Патриархии — постоянным членом Священного Синода — возведен 1 февраля 2010 г. в сан митрополита.

С 22 марта 2011 г. — член Высшего Церковного Совета Русской Православной Церкви.

С 30 мая по 5 октября 2011 г. временно управлял новообразованной Ардатовской епархией.

Решением Священного Синода от 5-6 октября 2011 г. (журнал № 132) назначен главой новообразованной Мордовской митрополии.

Решением Священного Синода от 4 октября 2012 г. (журнал № 103) утвержден в должности настоятеля (священноархимандрита) Иоанно-Богословского мужского монастыря с. Макаровка Октябрьского р-на г. Саранска Республики Мордовия.

Решением Священного Синода от 19 марта 2014 г. назначен главой Санкт-Петербургской и Ладожской митрополии.

ПРИВЕТСТВИЕ НАСТОЯТЕЛЯ

Уважаемый посетитель нашего сайта, мы рады Вам! Быть может, Вы уже прихожанин нашего храма, и наш дружный приход стал и Вашей семьей. Полностью.

Ссылка на основную публикацию