Молченский монастырь в честь Рождества Пресвятой Богородицы

Молченский монастырь в честь Рождества Пресвятой Богородицы

Молченский Путивльский женский монастырь — жемчужина православия, расположенная на берегу реки Сейм, что на Сумщине. Уникальна история появления Молченской святыни, это единственный в своем роде монастырь, основанный на землях военных укреплений.

Удивительной красоты храм Рождества Богородицы особенно выделяется среди построек обители, окруженной архитектурными памятками с многовековой историей.

История Молченского монастыря

1405 год ознаменовался в истории православия, как год появления иконы Пречистой Богоматери над болотом Молча. Там же был построен небольшой Молченский мужской монастырь.

Другие монастыри в честь Рождества Богородицы:

В 1593 году монахи, жившие в Молченской пустыне, переселились в крепость Путивль, после сожжения их обители татарами.

Точное время строительства Путивльской крепости неизвестно, но в конце XVI столетия это было каменное, а не деревянное сооружение, с крепкими стенами, в проемах которых были выложены разнообразные бойницы как для оружия, так и для пушек.

В истории России эта обитель известна с конца XVI века, как резиденция Лжедмитрия, который выступил против Бориса Годунова.

Революции и войны XX века пронеслись разрушительным вихрем по старинным постройкам, и только 1990 год стал началом возвращения былой славы, прежнего вида и пышного убранства Путивльского Молченского монастыря.

Святыни и престольные праздники Молченской обители

На сегодняшний день Молченская обитель известна, как место мирового паломничества. Этот уникальный памятник православия и мировой культуры, в котором в настоящее время разместился женский монастырь, продолжается реставрироваться.

Важно! Список Жировицкой иконы Богоматери, переданный в музей Путивля, как и Смоленский образ Божьей Матери, находятся пока в неизвестном месте, их следы утеряны, однако Божья благодать никогда не покидала это намоленное место.

Архитектурную и историческую ценность представляют:

  • колокольня, памятник XVI-XVII столетия;
  • трапезный корпус, строительство которого относится XVI-XIX векам:
  • теплый храм и дом митрополита.

Во второй половине XIX столетия был возведен теплый храм Рождества Иоанна Предтечи.

Святыней обители, привлекающей паломников своими чудотворными качествами, является Молченская икона Пресвятой Божьей Матери, оберегающая этот края с 1405 года.

Ежегодно тысячи прихожан собираются 7 мая на празднование престольного праздника в честь перенесения этого чудотворного лика и 1 октября, дня явления иконы в Молченской пустыне.

7 июля в обители проводится торжественная литургия в честь Рождества Иоанна Предтечи.

Время проведения богослужений можно уточнить на главном сайте монастыря http://molchensky-monastyr.org.ua/

Особые заметки для паломников

Обитель открыта для посещения ежедневно с 7 часов утра до 7 часов вечера, ее могут посещать паломники обоих полов, женщины в юбках и платках, мужчины — в длинных штанах.

Желающие провести несколько дней в монастыре, а это могут быть только женщины, должны заранее предупредить о своем приезде. При этом необходимо иметь соответствующую одежду как для богослужений, так и для работы. При желании остаться даже на одну ночь необходимо предъявить паспорт.

Желая послужить Пресвятой Богородице, следует быть готовыми выполнять строгий Устав жизни в обители без ропота и своеволия.

Молченский монастырь расположен по адресу ул. Сеймская 1/1, Путивль, Сумская область, Украина.

ПУТИВЛЬСКИЙ МОЛЧЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ

Путивльский Молченский монастырь. Фотография 2009 года с сайта sobory.ru

Молченский монастырь в честь Рождества Пресвятой Богородицы г. Путивля, женский монастырь Конотопской епархии

  • Адрес: Украина, 41500, Сумская обл., г. Путивль, ул. Сеймская 1/1
  • Тел.: 8 (05442) 9–17–99
  • Официальный сайт: http://molchensky-monastyr.org.ua/
  • На карте: Яндекс.Карта, Google-карта

    Мужской монастырь-крепость

    По преданию, название монастыря произошло от иконы, которая явилась на болоте Молче. Сам же Путивльский монастырь возник как подворье Софрониево-Молченской мужской обители. Есть сведения, что уже в 1519 году в черте Путивльской крепости находился двухэтажный храм, принадлежавший древней Софрониево-Молченской пустыни и был ее подворьем.

    B конце XVI века в Путивле на месте древнерусского деревянного острога была построена каменная цитадель. Называлась она Кремлем и была шестиугольной в плане, с круглыми угловыми башнями и квадратной надвратной. Относительно невысокие стены имели три яруса бойниц. Французский путешественник Жак Маржерет, побыв в Путивле, писал: “В России замки и крепости деревянные, исключая Москвы, Смоленска, Иван-Города, Тулы, Казани, Астрахани и Путивля…”

    В 1591-1593 г.г. монастырское подворье в Путивле обращается в самостоятельный мужской монастырь, став оборонным и религиозным центром города Путивля.

    Благодаря мощным укреплениям Путивльской крепости монастырь не подвергался разорению во время опустошительного набега крымских татар на северные земли в 1592 году.

    Грамота, находившаяся в монастырском архиве, свидетельствует что в 1597 году Путивльский Молченский монастырь имел в разных местах вотчины, угодья, приписной храм во имя святых Флора и Лавра.

    Осенью 1604 года Путивль сдался Лжедмитрию I, который вошел в город после поражения от войск Бориса Годунова в битве под Добрыничами.

    Резиденцией Лжедмитрия в Путивле стала каменная крепость, а точнее — собор Рождества Пресвятой Богородицы Молченского монастыря. Комната самозванца, “потаенная восьмигранная палата”, располагалась в верхнем ярусе главной башни собора.

    Четыре месяца, находясь в Молченском монастыре, он рассылал прелестные письма”, в которых извещал народ о своем “чудесном спасении” и призывал на борьбу с Борисом Годуновым. Собрав в Путивле и его окрестностях новое войско (40 тысяч человек), самозванец в 1605 году двинулся на Москву.

    Когда Софрониева пустынь была разграблена польской шляхтой во главе с самозванцем, тогда игумен Пафнутий с оставшейся малочисленной братией переходит в Путивльский монастырь, как в место совершенно безопасное от разных неприятельских разорений. Вся оставшаяся святыня как – то: иконы, церковная утварь, и прочее были перенесены в Путивльский монастырь. Само место на котором стояла раньше Пустынь и все угодья, которыми она владела, приписаны были теперь к Путивльскому монастырю. Но самое дорогое сокровище из принесенных игуменом Пафнутием была Молченская икона Божией Матери. С тех пор Путивльский монастырь стал называться Большим Молченским и слил еще монастырем «Белой Богородицы» от каменной церкви, выбеленной и построенной по преданию «растрыгой, который назвался царевичем Димитрием». Другие утверждают, что церковь эту построил некий грек Илья.

    В “смутное время”, между 1606 и 1612 годами, Молченский монастырь неоднократно горел, отстраивался и был заново освящен в 1630 году. На рубеже XVII-XVIII веков его сильно реконструировали. Сооружение приобрело черты украинского барокко.

    В конце XVII века, потеряв значение порубежной крепости, Путивль пришел в упадок, город-крепость превращался в захолустный, провинциальный уездный городок. Вместе с городом приходил в упадок и Молченский монастырь. В период царствования Екатерины II, он лишился своих вотчин, земель и крестьян. И был переведен в статус “монастыря 3-го класса”. Это давало право содержать в монастыре лишь небольшой штат: игумен и 12 монашествующих.

    Со временем в монастыре появляется новые сооружения. Была возведена двухярусная колокольня, дополнившая архитектурный комплекс высотных силуэтов.

    В 1720–е годы были построены настоятельские покои и братский корпус. В конце XVIII-начале XIX века в обители действовало духовное училище. В 1860–е годы началось строительство теплой церкви, трапезной, корпуса келий.

    Один из последних настоятелей монастыря Сосфен писал:

    В начале 1920-х годов монастырь был разорен и разграблен, в огне пожара погибла обширная библиотека и иконостас. Монастырь был упразднен. Братские корпуса, храмы, хозяйственные здания использовались под ремеслянное училище, детский дом, склады, затем был завод радиодеталей военно-промышленного комплекса.

    Возрождение монастыря

    В 1987 году Молченский монастырь (вернее его останки) стал одним из ключевых объектов Путивльского историко-культурного заповедника.

    В 1992 году монастырь был возвращён Церкви. Здесь, как и многие века назад, разместился мужской общежительный монастырь.

    28 октября 1997 года по решению Синода Украинской Православной церкви был изменён статус монастыря, он стал женским [2].

    Ведутся восстановительные работы сестрического корпуса, храма, подсобных помещений. В храме монастыря ведутся ежедневные богослужения.

    Православная Жизнь

    Название города Путивль происходит от слова путь, а сам город находился на распутье великих дорог, которые издавна вели на северо-восток во Владимиро-Суздальскую землю, на востоке в половецкие земли, а на юго-востоке – в Тьмутаракань и Кавказ.

    В XVII веке Путивль был одним из крупнейших городов, по размерам территории и численности населения он превосходил такие крупные города того времени, как Псков, Смоленск и Чернигов. В Путивле на то время было 24 церкви и 4 монастыря на углах его. Один из них был монастырь в честь Рождества Пресвятой Богородицы, называемый также Молченским, сохранился он и доныне.

    В 1654 г. монастырь посетил на пути в Москву Патриарх Антиохийский Макарий с сыном, архидиаконом Павлом Алеппским, упомянувшим обитель в своем знаменитом труде «Путешествие Патриарха Макария». Интересно, что в г. Путивль они попали ровно через два года, как вышли из родного сирийского города. Повествователь также пишет о том, что это была граница земли казаков и земли московской, через Путивль шла дорога в землю московскую из всех стран, и другого пути не было. Западнее Путивля были земли Речи Посполитой, южнее его казацкие земли, а сам город был южным форпостом русского государства с очень строгими порядками.

    История основания Молченского монастыря тесно связана с близлежащей Софрониевской пустынью, о которой недавно рассказывал наш портал. В 1405 году в 20 верстах к востоку от Путивля, вблизи нынешнего села Новая Слобода над болотом Молча, на месте, где появилась чудотворная икона Пресвятой Богородицы, возник небольшой монастырь, который назывался Молченской Рождества Богородицы пустынью. В 1653 году разрушенный монастырь был восстановлен, и, чтобы избежать путаницы, монастырь в Путивле стал именоваться Большим Молченским, а восстановленный над болотом Молча – Малой Молченской пустынью (позже Софрониевской).

    Стоит заметить, что монастырь в Путивле изначально использовался как цитадель и, в отличие от многих других городов, она была каменная. Построена в конце XVI века на месте древнерусского деревянного острога, она называлась Кремлем и была шестиугольной в плане, с круглыми угловыми башнями и бойницами. Об уровне этой крепости можно судить из исторического события, когда 40000 поляков 14 месяцев безуспешно ее осаждали. Французский путешественник Жак Маржерет, побывавший в Путивле, писал: «В России замки и крепости деревянные, исключая Москвы, Смоленска, Иван-Города, Тулы, Казани, Астрахани и Путивля. » Зная о надежности путивльской крепости, здесь в 1592 году обосновались монахи загородной Молченской пустыни (ныне Софрониевский монастырь) после того, как она была сожжена татарами. Братия возвела посреди крепостного двора каменный храм Рождества Пресвятой Богородицы, затем превратили крепость в монастырь. По правилам того времени в случае нападения неприятеля монахи были обязаны защищать монастырь-крепость. История Молченского монастыря тесно связана с таким известным периодом в отечественной истории, как «смутное время». Некий Григорий Отрепьев, беглый монах Чудова монастыря, известный в истории как Лжедмитрий I, использовал Молченский монастырь как свою резиденцию во время восстания против московского царя Бориса Годунова. Путивль и многие города Северской земли перешли на сторону самозванца, а польские феодалы использовали бунтовщика в своих целях, снарядили большое войско для похода на Москву, надеясь присоединить к своим владениям русские и козацкие земли. Однако кампания потерпела неудачу, пробыл он здесь недолго, и дело его быстро закончилось.

    В период царствования Екатерины II Молченский монастырь лишился своих вотчин, земель и крестьян. Был переведен в статус «монастыря 3-го класса» и по регламенту имел право содержать лишь небольшой штат: игумена и 12 монашествующих. Соответственно, обитель перестала играть значительную роль в истории и стала терять былую славу. Вместе с монастырем приходил в упадок и город Путивль.

    Из старой литературы и архивных источников известно, что монастырскую гору пронизывают пещеры и подземные ходы, некоторые из них прорыты одновременно с построением оборонного монастыря, их своды выложены из кирпича. В XIX веке в этих пещерах находили польские монеты начала XVII века с именем короля Сигизмунда. В советский период эти подземные пустоты не исследовали, и, наверное, они прячут еще немало тайн. О том, что там могут быть подземные ходы и пещеры, может говорить и тот факт, что таковые есть и в соседней Софрониевской пустыни, и в монастыре Новгород-Северского.

    Монастырь-крепость расположен на окраине города и находится на высоком холме, возвышающемся над окружающими землями, а перед ним внизу течет река Сейм. По старым фотографиям можно судить о благолепии обители, но и сейчас монастырь выглядит сказочным. В старину он слыл еще монастырем «Белой Богородицы» от каменной побеленной церкви, которую, по преданию, построил некий грек Илья. Собор Рождества Пресвятой Богородицы возведён в 1602–1604 годах как подворье загородной Софрониевской пустыни, и, кроме церковной функции, он выполнял ещё и оборонительную функцию. Именно здесь служил Литургию вышеупомянутый Антиохийский Патриарх Макарий. Этот собор – явление в украинской архитектуре совершенно уникальное, ни на что не похожее. Старые интерьеры собора не сохранились, после революции был сожжен великолепный резной позолоченный иконостас. Архитектурную и историческую ценность представляют также: колокольня, памятник XVI–XVII столетия; трапезный корпус, строительство которого относится к XVI–XIX векам, теплый храм и дом митрополита. Во второй половине XIX столетия был возведен теплый храм Рождества Иоанна Предтечи, который сейчас восстанавливается.

    Размеренная богоугодная жизнь монастыря была прервана «новой смутой», которая обрушилась на всех в 1917 году. Так называемый октябрьский переворот перевернул все, разрушил прежние устои. В послереволюционный период обитель закрыли, а монахов разогнали. В начале 20-х годов XX века, в результате варварской антирелигиозной кампании, монастырь был разорен и разграблен. Далее был умышленный поджог, после чего он был упразднен и повергнут в забвение на долгие годы. В 1930-е годы территорию и сооружения монастыря занимали детский дом, профтехучилище, военный завод, в связи с этим великолепный храм Иоанна Предтечи подвергся разрушению. Киевский краевой инспектор охраны памятников Федор Эрнст сделал отчаянную попытку спасти художественные памятники монастыря. Он предлагал передать монастырские сооружения религиозной общине, и, на удивление, это предложение было одобрено – монастырь на несколько лет получил заботливого хозяина, но для самого Эрнста это не прошло безнаказанно: в 1934 году его репрессировали, вспомнив и дело о Молченском монастыре. После войны в монастыре разместился завод радиодеталей военно-промышленного комплекса, и в бывших храмах заработали мощные пресса, разрушая древние стены. Все вокруг было залито ртутью. Менялись люди и названия, но намоленные стены продолжали жить своей жизнью. Об этом говорили кресты на соборном храме, которые так и не осмелились снять. Деятельность этих заведений довела замечательную достопримечательность архитектуры до катастрофического состояния. Еще в начале 90-х годов прошлого века здесь были практически руины, а сейчас усилиями сестер, благодетелей и государства многие строения реконструированы, а некоторые возведены заново. Сейчас это женский монастырь Сумской области и относится к Конотопской епархии Украинской Православной Церкви.

    В дни поста, в период особого воздержания и усердной молитвы, православные совершают паломничества к святым местам. Украина богата не только тремя известными Успенскими лаврами (Почаевская, Киево-Печерская, Святогорская), куда приезжают верующие тысячами, но и многими другими старинными монастырями, чья история составляет многие века. Немногие знают о наличии таких прекрасных мест, как Молченский монастырь в Путивле, именно в такие места нужно приезжать за умиротворением, сосредоточением в молитве и погружением в историю.

    Андрей Герман
    Фото автора

    Сайднайский женский монастырь в честь Рождества Пресвятой Богородицы

    —>Сайднайский женский монастырь находится в горах недалеко от Дамаска, на месте, где располагался древний Антиохийский Патриархат. Деревня Сайднайя очень многим связана со Священным Писанием. Ее жители могут показать вам то самое место, на котором Каин убил своего брата Авеля. Эта территория также известна своей верностью и преданностью Православной вере. В прежние времена, когда многие сирийские города и деревни отступились от христианства, Сайднайа всегда оставалась рьяным защитником Православной веры.

    Монастырь поднимается над городом как неприступная крепость. Внутри все монастырские стены покрыты молитвенными призывами, просьбами и благодарностями Пречистой Деве Марии, а войти в маленькую часовню можно только после того, как снимешь перед дверью свою обувь. Икона Пресвятой Богородицы, по преданию, является одной из тех четырех, написанных св. апостолом Евангелистом Лукой. На сирийском языке эта икона называются «Chahoura» или «Chagoura», что означает «Прославленная, Празднуемый или Известная». Помимо этой чудотворной иконы, в монастыре мы сможем увидеть много других старинных икон с образом Пресвятой Богородицы и святых, датируемых пятым, шестым и седьмым столетиями.

    —>Сейчас в монастыре около пятнадцати монахинь, возглавляемых настоятельницей.
    Тысячи паломников со всего света посещают это святое место на протяжение всего года, но особенно много их приезжает восьмого сентября в день праздника Рождества Пресвятой Богородицы. В библиотеке монастыря, в которой находятся сотни старинных книг, есть рукопись, свидетельствующая о том, что этот женский монастырь основан ок. 547 года.

    Там говорится, что Византийский император Юстиниан I, во время своего похода против Персов, шел через Сирию. Он остановился в этом пустынном месте, чтобы его, изнывающая от жажды армия могла немного отдохнуть. Ни одного источника вокруг не было, и император понимал, что если они не найдут воду, ни о каком успехе в сражении можно и не думать. И в этот самый момент он увидел вдалеке красивую газель. Юстиниан подумал, что если начать преследовать это животное, то оно, в конце концов, устанет и приведет его к источнику с водой. Так он и сделал. Сам лично он начал загонять газель, пока та не полностью не выбилась из и не привела его на скалистый холмик, у подножья которого был родник. Внезапно животное превратилось в яркий и светящийся образ Пресвятой Богородицы. Протянув к нему руку Она сказал: «Не стреляй в Меня, Юстиниан, но построй для меня церковь здесь на этом холме». Сказав это, Она исчезла.

    После своего возвращения, Юстиниан рассказал обо всем, что он видел и приказал своим подчиненным немедленно разработать план строительства церкви. Прошло некоторое время, но архитекторы так и не выполнили приказ императора. Пресвятая Богородица вновь явилась Юстиниану во сне и показала ему план женского монастыря, и сказала, что этот монастырь будет находиться под Ее защитой и покровительством. Проснувшись, Юстиниан помнил, что приступить к постройке основных зданий нужно было в то же утро. На этот раз наказ Пресвятой Богородицы был исполнен, и монастырь вскоре получил такую популярность, что он стал вторым после Иерусалима местом паломничества, куда стремились попасть монахини из Сирии, Египта и других стран.

    Святая икона «El Chagoura» появилась в монастыре не сразу. В конце восьмого столетия настоятельницей монастыря была почтенная Марина, которая была уважаема всеми за свою благочестивую и святую жизнь. Как-то один греческий монах-отшельник Феодор совершал паломничество из Египта в Святую Землю и остановился в монастыре для небольшого отдыха. Когда он уходил, настоятельница Марина попросила его купить в Иерусалиме драгоценную и прекрасную икону Пресвятой Богородицы. Но как только Феодор пришел в Иерусалим, он забыл эту просьбу. Во время его обратного пути его вдруг остановил незнакомый голос, который сказал: «Не забыл ли ты что в Иерусалиме? Что поручила тебе сделать настоятельница Марина?» Монах Феодор сразу же повернул обратно в Иерусалим и нашел там икону Пресвятой Богородицы. В течение его обратной дороги в монастырь он был изумлен чудесами, происходящими от Святого образа. На него лично и на караван, с которым он шел нападали разбойники и дикие звери. Но во время всех этих опасностей отшельник призывал на помощь Пресвятую Богородицу, держа в руках Ее изображение, и чудесным образом все опасности миновали их.

    Когда Феодор уже подходил к монастырю, он впал в соблазн и решил сохранить такую ценную икону для себя. Не заходя в Сайднайский монастырь он сразу пошел обратно к себе в Египет. Однако, как только он сел на корабль, поднялся такой сильный ветер и шторм, что невозможно было даже поставить парус и казалось, что судно вот-вот пойдет ко дну.

    В этот момент монах понял, что он является причиной такого бедствия, и быстро оставив корабль, он отправился в Сайднайю. Через четыре дня в монастыре он был вновь искушен непреодолимым желанием оставить у себя икону Божией Матери. При встрече с настоятельницей он сказал ей, что не смог купить требуемую икону, а сам, тем временем, решил втайне покинуть монастырь. На следующее утро, он уже подходил к монастырским воротам, как вдруг почувствовал, что не может дальше сделать и шага. Феодор был поражен, – словно какая-то невидимая стена стояла между ним и монастырскими. Попытавшись покинуть монастырь еще несколько раз и убедившись в тщетности свих попыток, монах был вынужден вручить икону настоятельнице, признавшись и раскаявшись в своих намерениях. Со слезами благодарности Марина прославила Бога и его Пречистую Матерь за совершенные чудеса, и с этого дня чудотворная икона осталась в монастыре и стала особо почитаемой святыней.

    В Сайднайе на пожертвования православных правителей, богатых людей и простых верующих было построено довольно много других церквей, но время большую их часть не пощадило.

    С Сайднайским женским монастырем связано много чудесных историй о спасении от эпидемий страшных болезней, о спасении во время нападения врагов и от других всевозможных опасностей, которых было достаточно в те далекие времена у христиан Византийской Империи.

    Икона Божией Матери Молченская

    О времени явления этой иконы сохранилось древнее предание. После одного из опустошающих набегов татарских орд, из Киевских пределов пришли в Путивльские края два инока и поселились в пещере на горе Чудной. Отшельники принесли с собой образ Пресвятой Богородицы, пред которым и совершали свои молитвы. После смерти иноков их предали погребению в устроенной ими пещере. Это место скоро забылось и очень долго оставалось никому не известным. Но в княжение Василия Дмитриевича (1389-1425), при Святителе Московском Киприане, Божией Матери было угодно прославить это пустынное место явлением Своего чудотворного образа. Осенью 1405 года, 18 сентября, один бортник ходил по лесу близ болота Молче и искал улей с пчелами. Когда он приблизился к тому месту, где скончались и были погребены иноки, его вдруг поразило необычайное сияние, исходившее от одной липы. Всмотревшись внимательнее, он увидел в ветвях дерева икону Пресвятой Богородицы с Предвечным Младенцем на правой руке.

    В ужасе пал он пред иконою на землю и услышал голос: «Да построится на сем месте церковь Пресвятей Богородице». Помолившись пред иконою, он отправился в Путивль и возвестил гражданам города о случившемся,после чего духовенство, власти и множество народа отправились на место явления и, увидев икону, с радостными слезами покланились ей и пели молебные пения. Множество чудес было совершено в это время благодатию Божиею через эту Святую икону приходившим к ней с верою. Вскоре здесь была построена временная малая часовня, в которой и поставили чудотворную икону, сняв с дерева. Затем, когда пришло разрешение Великого князя и благословение Митрополита, соорудили на этом месте храм в честь Рождества Пресвятой Богородицы и общежительный монастырь, позднее названный Софрониевым в честь одного из настоятелей.

    В Смутное время (1605-1613 годы), после разорения Молченской обители, игумен Пафнутий с братией вынуждены были перейти в город Путивль, в новопостроенный там монастырь, который получил название Большого Молченского,куда они перенесли чудотворную Молченскую икону Божией Матери. Когда и этот монастырь пострадал от пожара, Святая икона была помещена в Путивльский Спасо-Духовский женский монастырь, а отсюда, по внушению Самой Царицы Небесной, была перенесена тремя инокинями в Севск. Это событие так описывалось в древней рукописи, хранившейся в обители: «В 1612 году, когда грозные полчища поляков стали надвигаться на город Путивль, тогда Царица Небесная явилась в сонном видении трем инокиням Путивльского монастыря, повелела им взять чудотворную Ее икону и бежать в город Севск. Сошедшись на утрени в церкви, каждая из них усердно молилась пред чудотворной иконой, размышляя о таинственном видении. Наконец, они объяснились между собою и поняли, что всем им было благодатное повеление от Самой Царицы Небесной, которое они решили единодушно исполнить».

    Между тем в городе Севске совершилось подобное чудо. На пустынном кладбище, на месте именуемом Татарское побоище, при большой дороге, был сооружен небольшой храм в честь Пресвятой Богородицы,вблизи были устроены две полуземляные келлии, где подвизались отшельницы пустынножительницы в посте и непрестанной молитве. В одну ночь старшая из них слышала голос: «Ныне приидет к вам Царица, будьте готовы идти навстречу к Ней. Идите по вечерней молитве на путь, ведущий к Киеву». Удивленная старица, проснувшись, не могла забыть слышанное и весь тот день размышляла, что означало это возвещение. После вечерней молитвы, как было ей сказано, она смиренно предложила другим старицам выйти на дорогу по данному ей повелению. Тогда другие две старицы сказали ей, что и они слышали во сне подобное возвещение о приходе Царицы Небесной. Все вместе отшельницы пошли по Киевской дороге, где вскоре встретили трех неизвестных странниц, которые уже приближались к городу. Юнейшая из них шла впереди других и на руках несла створчатый киот со Святой иконой. Подойдя к старицам, она спросила, далеко ли еще до города Севска и кто есть в городе такой Боголюбивый, который бы приютил их.

    Тогда Севские старицы исполнились великой радости и объяснили странницам, что они посланы от Самой Царицы Небесной навстречу им и усердно просят их посетить храм и остаться на жительство вместе с ними. Так в 24 день апреля месяца совершилось принесение чудотворной Молченской иконы Божией Матери, которая была поставлена в деревянном храме Пресвятой Богородицы.

    В настоящее время известны еще несколько списков Молченской иконы Пресвятой Богородицы: список 1740 г., который находится в Путивльском женском монастыре в честь Рождества Пресвятой Богородицы в Сумской, списки в селе Бусиново Московской области и в городе Ярославле.
    Молитва ко Пресвятой Богородице пред Ее иконою «Молченская»

    О, Всемилостивая, человеколюбивая Владычице наша Богородице! Услыши сие немощное моление с любовию и трепетом припадающих к честней и славней Молченской иконе Твоей. Смиренно просим Тя: буди Стена нерушимая стране нашей Российстей, святую Церковь Православную защити от неверия, ересей и расколов. Ты бо еси всесильная христиан Заступница. Всякую душу, к Тебе прибегающую, огради от злаго обстояния, скорби и болезни, удержи от падений греховных, падших возстави к покаянию, страждущих душевными недугами и одержимых злыми духами исцели, подаждь уходящим в жизнь вечную утешение и надежду спасения, и вся потребная к благочестивой жизни даруй. Да славим в Троице Единаго Бога, Отца и Сына, и Святаго Духа, и Твое милостивное предстательство, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

    Днесь светло красуется славный град Москва и в Путивле ликование велие, яко чествуют, Богомати, дивную икону Твою, медом благодати всех напояющую.

    Притецем людие, к Владычице нашей Деве Богородице, икону бо Свою Молченскую нам даровала, токи исцелений источающую, всякую помощь в душевных и телесных недугах подающую и к жизни вечной приводящую.

    Величаем Тя, Пресвятая Дево, и чтим образ Твой святый, имже болезни наша врачуеши и души к Богу возводиши.

    Молченский монастырь в честь Рождества Пресвятой Богородицы

    В первой половине XVI века на месте явления в Глинском бортном ухожье иконы Рождества Пресвятой Богородицы была построена часовня. В конце XVI века иноками Путивльского монастыря на этом месте основана Глинская Рождество-Богородичная мужская пустынь явления чудотворной иконы. После 1648 г. поступила в зависимость Путивльского Молченского монастыря. Петр I подарил ее в составе Крупецкой волости гетману Ивану Мазепе, который в 1706 г. передав пустынь в ведение Киевской митрополии. В 1731 г. вновь подчинена Путивльскому Молченскому монастырю. С 1764 г. стала самостоятельной.

    Особенно прославило обитель процветавшее в ней старчество. Устав пустыни полностью или частично заимствовали не менее 14 русских монастырей. Своей жизнью глинские старцы оказывали огромное влияние на все общество. Многочисленные паломники со всех концов Российской Империи устремлялись к ним.

    Велико было духовное единение Глинской пустыни с Оптиной. Старцы обеих обителей вступали в духовно-молитвенное общение, посещали друг друга, вели переписку, имели общих духовных чад.

    Начало особого подъема и расцвета духовной жизни в пустыни связано с настоятельством игумена Филарета (1841 г.), введшего строгий общежительный устав по чиноположению Афона. Также он прославился в С.-Петербурге в 1821 г. как поборник Православия в деле библейского общества.

    Храмов было 4 каменных: соборный — в честь Рождества Пресвятой Богородицы с 2 приделами: правым — во имя святителей Митрофана и Тихона Воронежских, и левым — во имя святителя Алексия, митрополита Московского, и cвятой царицы Александры (1770 г.), над святыми вратами — в честь Иверской иконы Божией Матери (1831 г.), в честь Успения Божией Матери 2 приделами: правым — во имя святителя Николая Чудотворца и левым — во имя великомученицы Варвары (1843 г. и расширен в 1889 г.): больничный Крестовоздвиженский (освящен в 1897 г), Все, кроме последнего, были уничтожены в 1922-1927 гг.
    В 1942 г. обитель возродилась, ее духовные традиции были восстановлены. Ядро братии составляли жившие здесь до 1922 г. иноки. Посредством старческого окормления они воспитали новое поколение подвижников. В 1961 г. пустынь была повторно закрыта.
    В 1994 г. монастырь возродился. Обители ввиду ее особого исторического значения дана ставропигия.

    Местночтимые праздники — Май

    24 апреля / 7 мая. Икона Божией Матери Молченская

    О времени явления этой иконы сохранилось древнее предание. После одного из опустошающих набегов татарских орд, из Киевских пределов пришли в Путивльские края два инока и поселились в пещере на горе Чудной. Отшельники принесли с собой образ Пресвятой Богородицы, пред которым и совершали свои молитвы. После смерти иноков их предали погребению в устроенной ими пещере. Это место скоро забылось и очень долго оставалось никому не известным. Но в княжение Василия Дмитриевича (1389-1425), при Святителе Московском Киприане, Божией Матери было угодно прославить это пустынное место явлением Своего чудотворного образа. Осенью 1405 года, 18 сентября, один бортник ходил по лесу близ болота Молче и искал улей с пчелами. Когда он приблизился к тому месту, где скончались и были погребены иноки, его вдруг поразило необычайное сияние, исходившее от одной липы. Всмотревшись внимательнее, он увидел в ветвях дерева икону Пресвятой Богородицы с Предвечным Младенцем на правой руке. В ужасе пал он пред иконою на землю и услышал голос: «Да построится на сем месте церковь Пресвятей Богородице». Помолившись пред иконою, он отправился в Путивль и возвестил гражданам города о случившемся,после чего духовенство, власти и множество народа отправились на место явления и, увидев икону, с радостными слезами покланились ей и пели молебные пения. Множество чудес было совершено в это время благодатию Божиею через эту Святую икону приходившим к ней с верою. Вскоре здесь была построена временная малая часовня, в которой и поставили чудотворную икону, сняв с дерева. Затем, когда пришло разрешение Великого князя и благословение Митрополита, соорудили на этом месте храм в честь Рождества Пресвятой Богородицы и общежительный монастырь, позднее названный Софрониевым в честь одного из настоятелей.

    В Смутное время (1605-1613 годы), после разорения Молченской обители, игумен Пафнутий с братией вынуждены были перейти в город Путивль, в новопостроенный там монастырь, который получил название Большого Молченского,куда они перенесли чудотворную Молченскую икону Божией Матери. Когда и этот монастырь пострадал от пожара, Святая икона была помещена в Путивльский Спасо-Духовский женский монастырь, а отсюда, по внушению Самой Царицы Небесной, была перенесена тремя инокинями в Севск. Это событие так описывалось в древней рукописи, хранившейся в обители: «В 1612 году, когда грозные полчища поляков стали надвигаться на город Путивль, тогда Царица Небесная явилась в сонном видении трем инокиням Путивльского монастыря, повелела им взять чудотворную Ее икону и бежать в город Севск. Сошедшись на утрени в церкви, каждая из них усердно молилась пред чудотворной иконой, размышляя о таинственном видении. Наконец, они объяснились между собою и поняли, что всем им было благодатное повеление от Самой Царицы Небесной, которое они решили единодушно исполнить».

    Между тем в городе Севске совершилось подобное чудо. На пустынном кладбище, на месте именуемом Татарское побоище, при большой дороге, был сооружен небольшой храм в честь Пресвятой Богородицы,вблизи были устроены две полуземляные келлии, где подвизались отшельницы пустынножительницы в посте и непрестанной молитве. В одну ночь старшая из них слышала голос: «Ныне приидет к вам Царица, будьте готовы идти навстречу к Ней. Идите по вечерней молитве на путь, ведущий к Киеву». Удивленная старица, проснувшись, не могла забыть слышанное и весь тот день размышляла, что означало это возвещение. После вечерней молитвы, как было ей сказано, она смиренно предложила другим старицам выйти на дорогу по данному ей повелению. Тогда другие две старицы сказали ей, что и они слышали во сне подобное возвещение о приходе Царицы Небесной. Все вместе отшельницы пошли по Киевской дороге, где вскоре встретили трех неизвестных странниц, которые уже приближались к городу. Юнейшая из них шла впереди других и на руках несла створчатый киот со Святой иконой. Подойдя к старицам, она спросила, далеко ли еще до города Севска и кто есть в городе такой Боголюбивый, который бы приютил их.

    Тогда Севские старицы исполнились великой радости и объяснили странницам, что они посланы от Самой Царицы Небесной навстречу им и усердно просят их посетить храм и остаться на жительство вместе с ними. Так в 24 день апреля месяца совершилось принесение чудотворной Молченской иконы Божией Матери, которая была поставлена в деревянном храме Пресвятой Богородицы.

    В настоящее время известны еще несколько списков Молченской иконы Пресвятой Богородицы: список 1740 г., который находится в Путивльском женском монастыре в честь Рождества Пресвятой Богородицы в Сумской области, списки в селе Бусиново Московской области и в городе Ярославле.
    (1405, празднование 24 апреля /7 мая и 18 сентября /1 октября).

    В храме в честь Покрова Пресвятой Богородицы села Сачковичи Климовского района Брянской Епархии, празднование в честь этой иконы совершается 24 апреля /7 мая.

    сайта: www.bryansk-eparhia.ru .;
    Брянский Православный календарь на 2011 год.

    Празднование в неделю 7-ю по Пасхе, в 2012 году 14/27 мая. Икона Божией Матери Челнская

    О Челнской иконе Пресвятой Богородицы (XVI в.) сохранилось следующее древнее предание. Некогда Святая икона плыла против течения реки Десны в челне около деревни Кветунь Трубчевского района. Это чудесное обстоятельство обратило внимание пастуха из близлежащей деревни. Он подошел к берегу и удивился, что лодка плывет, никем не управляемая. Лодка сама собой пристала к берегу, и изумленный пастух увидел в ней икону Божией Матери. Никому не сказав о чуде, он пришел сюда второй раз вечером, благоговейно взял из челна Святую икону, принес домой и поставил к домашним образам. Но утром явленного образа в доме не оказалось. Пастух пошел на место его явления и нашел Святой образ уже на пне одного дерева. Теперь он не дерзнул брать икону домой, а пошел в приходской храм и разсказал обо всем священнику. Тогда совершили Крестный ход и с подобающей честью перенесли явленную икону в приходской храм. Но на следующее утро образ опять явился на прежнем месте. Тем временем весть о чуде дошла до жившего в Трубчевске князя Трубецкого, который в то время был сильно болен. Князь велел доставить себя к месту явления иконы и здесь, по молитвам перед образом, вскоре получил совершенное исцеление. Тогда по благочестивому желанию князя около пня, на котором находилась икона, была построена часовня, впоследствии сгоревшая. Челн, в котором явилась Святая икона, хранился в деревянном храме, и сгорел вместе с ним во время пожара. В XVI веке на месте явления иконы одним из князей Трубецких был построен Челнский Спасо- Преображенский монастырь. Челнская икона Пресвятой Богородицы постоянно пребывала в этой обители.
    После большевистского переворота монастырь был закрыт. Во время совершения Крестного хода с чудотворным образом житель села Усох по фамилии Раков стрелял в Святыню, за что был убит жителями деревни Темное (ныне деревня Красное). Следы от пуль доныне остались на иконе. После закрытия обители Святая икона была перенесена в храм в честь Сретения Господня города Трубчевск, где и находится в настоящее время.
    В храме в честь Покрова Пресвятой Богородицы села Сачковичи Климовского района Брянской Епархии, празднование в честь этой иконы совершается в неделю 7-ю по Пасхе,

    hram.sachkovichi@yandex.ru

    8-929-021-40-02

    История происхождения Молченской иконы Пресвятой Богородицы

    Молченская икона Пресвятой Богородицы имеет интересную историю, она знакома большинству верующих. Икону прятали на протяжении нескольких лет, по повериям она способна творить чудеса — избавлять от тяжелых болезней. Миллионы людей верят в то, что образ Богородицы обладает невероятной силой.

    История происхождения и обретения

    Когда Киев разорили татары, икону привезли в пустынь Курской губернии монахи, спасавшие образ от недоброжелателей. Когда монахи умерли, их тела были погребены в пещере у Чудной горы, которая находилась вблизи Молчанского болота. После эти места заросли травой и кустарником.

    Молченская икона Пресвятой Богородицы

    18 сентября 1405 года один бортник, который занимался поиском ульев диких пчел, обнаружил на дереве чудотворный лик Богородицы. По легенде образ источал невероятный свет, также бортник услышал слова: «Да созиждется на сем месте церковь Пресвятой Богородицы». Услышав это, он поспешил в Путивль и рассказал о том, что увидел в лесу. Вслед за бортником к месту явления поспешили представители духовенства и простые обыватели.

    Прибыв на место, люди увидели Молченскую икону Богородицы, которая источала свет, и многие из прибывших испытали облегчение и излечились от болезней.

    Впоследствии на этом месте было принято решение построить мужской монастырь. Обитель получила название Печерской по причине того, что была окружена большим количеством пещер. После монастырь не раз подвергался нападениям со стороны татар, его разоряли в Смутное время.

    Многочисленные набеги татар и разорения привели к тому, что в Смутное время игумен монастыря с братией покинул разоренную обитель и перебрался в Путивль, где был построен большой Молченский Печерский монастырь. Но во время одного из пожаров икона Божьей матери исчезла.

    Ситуация изменилась в 1653 году: сильно запущенный и разоренный монастырь, который покинул игумен, был восстановлен стараниями одного строителя по имени Сафиной. В результате этого название обители изменилось.

    Иконе удалось пережить тяжелые времена Советской власти, образ хранили местные жители, которые молчали о своей тайне долгие годы. После восстановления икону вернули в монастырь, но произошло это не сразу. В годы Советской власти монастырь был разрушен, а икону считали утраченной.

    После развала Союза было принято решение восстановить обитель, произошло это лишь в 1997 году, тогда и вернулась икона, ее принесли местные жители, которые хранили образ долгие годы, оберегая его от недоброжелателей. Приблизительно в это время обитель получила статус женского монастыря. Теперь образ хранится в монастыре. Несмотря на все трудности, которые пришлось пережить, сегодня верующие могут поклониться чудотворному образу Богородицы.

    Говорят, что образ помогает и тем, кто вот-вот отправится в иной мир, к таким людям по поверью Богоматерь особенно благосклонна. А также она благосклонна к тем больным, которые имеют нервные или психические расстройства.

    Люди верят в то, что образ способен исцелить от большого количества недугов. Икона считается одной из самых сильных, она благоволит женщинам и младенца. Силой обладают не только изображения, но и слепки с образа. На протяжении многих веков люди идут в монастырь для того, чтобы поклониться иконе и попросить у нее исцеления.

    Существует три основные версии обретения иконы, они различны, но тем не менее достойны внимания.

    В 1960-х настоятелем Спасо-Преображенского собора стал отец Георгий, его интересовал вопрос розыска святыни, которая пропала. Но помочь отцу Георгию не могли ни служители церкви, ни жители, которые ничего не знали об образе.

    Настоятель часто обращался с молитвами к Богоматери и просил ее об одном: явить ему свой чудотворный лик.

    Молитвы отца Георгия были услышаны, и в 1965 году к нему обратилась женщина, которая недавно стала вдовой. Она рассказала настоятелю о том, что ее муж перед смертью составил завещание на имя отца Георгия. Завещал умерший икону, при внимательном рассмотрении настоятель понял, что к нему в руки попал не один образ, а два.

    Так была обретена не только Владимирская Божья Матерь, но и Молченская икона.

    По другой версии архимандрит Герман, который являлся настоятелем Софрониево-Молченской пустыни, так усердно молился и просил явить ему лик, что в ответ на молитвы получил откровение. В результате икону нашли в семье татар, которые ничего не знали об образе и не верили в Бога, они использовали изображение Богоматери для того, чтобы измельчать мел.

    Александр Артынов, историк и краевед, сообщает, что, собирая информацию для написания книги, граф Михаил Толстой путешествовал по России. Он изучил одну из икон, которая находилась в Ростове и по характеру письма и другим особенностям определил, что это та самая утерянная икона из Путивля. А это значит, что исчезнувший образ хранился все это время в Богоявленском храме.

    Все три версии обретения могут считаться правдоподобными, поскольку, что точно случилось с иконой и где она была, наверняка сказать никто не может.

    Молченская икона Божией Матери, которую хранят в женском монастыре, является точной копией с первого образа, явившегося бортнику, собиравшему мед пчел в лесу. История обретения полна чудес и невероятных фактов. Но внимание стоит уделить не только фактам, но и описанию.

    При внимательном изучении образа можно заметить несоответствия между иконой и ее описанием.

    Что сказано в описании:

    1. Богородица держит новорожденного на правой руке.
    2. Лестница находится в левой руке.
    3. Перед Богородицей стоит человек и молится.

    Изображение на полотне:

    • новорожденного Богородица держит левой рукой;
    • лестница находится в правой руке;
    • человек, который молится, помещен сбоку или его изображение отсутствует вовсе.

    В результате Молченская Богородица мало чем отличается от Путивльской, поскольку изображения имеют определенное сходство между собой. Славят Богородицу 7 мая (24 апреля), а также 1 октября (18 сентября).

    Стоя у иконы, страждущие молятся о следующем:

    1. Защите от врагов.
    2. Душевном спокойствии.
    3. Исцелении от душевных и нервных болезней.
    4. Защите от пожаров и воровства.

    А также стоит отметить существование чудотворного списка Божьей Матери, который явился в селе Бусиново под Москвой. Список теперь можно увидеть в храме преподобного Сергия Радонежского.

    Молченский монастырь

    Монастырь
    Молченский монастырь
    Мовчанський монастир
    51°19′32″ с. ш. 33°52′30″ в. д. H G Я O
    Страна Украина Украина
    Епархия Конотопская
    Дата основания 1593 год
    Молченский монастырь на Викискладе

    Молченский Рождество-Богородицкий монастырь — женский монастырь Конотопской епархии Украинской православной церкви (Московского Патриархата), расположенный в Путивле, построенный в XVII—XIX веках. Главной святыней монастыря является Молченская икона Божьей Матери.

    Содержание

    История основания Молченского монастыря тесно связана с Софрониевской пустынью. В 1405 году в 20 верстах к востоку от Путивля, вблизи нынешнего села Новая Слобода над болотом Молча, на месте, где появилась чудотворная икона Пресвятой Богородицы возник небольшой монастырь, который назывался Молченской (Молчанской) Рождества Богородицы пустынью.

    В 1592 году Молченская пустынь была сожжена татарами, а в 1593 году все монахи переселились в Путивль, где было несколько «осадочных дворов» и превратили монастырский двор на новый Молченский монастырь. В течение 1602—1604 годов было построено каменные укрепления и обитель стала настоящим оборонительным форпостом. Монастырь служил мощной крепостью, в которой неоднократно находили себе прикрытие монахи монастыря и местные жители.

    В 1603 году русский царь Борис Годунов предоставил монастырю новые владения и подарил драгоценную панагию.

    С 18 ноября 1604 по 26 мая 1605 года Лжедмитрий I использовал монастырь как свою резиденцию. Именно в это время было построено собор Рождества Богородицы и другие сооружения.

    В 1605 году Молченская пустынь была приписана к Путивльскому Молченскому монастырю, а на её территории устроена монастырская пасека.

    Во время гражданской войны Смутного времени в монастыре возник пожар, в результате которого здание сильно пострадало.

    В 1653 году разрушенный монастырь был восстановлен. Чтобы избежать путаницы, Монастырь в Путивле стал именоваться Большим Молченским, а восстановленный над болотом Молча, — Малой Молченской пустынью. Последний с конца XVII века стали называть Софрониева пустынь, или Софронтьевский монастырь.

    С конца XVII века монастырь, как и сам город Путивль начал постепенно приходить в упадок.

    В течение нескольких веков в монастыре находился состав с порохом и арсенал. Только с XIX века монастырь начал выполнять только церковную функцию.

    Во второй половине XIX века на основе разрушенных крепостных стен и башен строят церковь Иоанна Предтечи в русско-византийском стиле. Впоследствии церковь надстроили, в результате этого был потерян первоначальный вид собора.

    В послереволюционный период обитель закрыли, а монахов разогнали. С 1930-х годы территорию и сооружения монастыря занимали детский дом, профтехучилище, военный завод. Деятельность этих заведений довела замечательную достопримечательность архитектуры до катастрофического состояния.

    С 1960 года в монастыре ведутся реставрационные работы, а уже через 17 лет здесь был создан Государственный историко-культурный заповедник. Хотя в советское время на реставрацию было потрачено ? миллиона рублей бюджетных средств, но ни одна из достопримечательностей не была выведена из аварийного состояния.

    В 1991 году монастырь был передан Украинской Православной Церкви. Сначала здесь действовал мужской монастырь, ныне — женский.

    Видео по теме

    Сооружения

    Собор Рождества Пресвятой Богородицы

    Собор возведён в 1602—1604 годах как подворье загородной Софрониевской пустыни. Кроме церковной функции он выполнял ещё и оборонительную функцию. Поскольку собор возводился посреди тесного крепостного двора, застроенного со всех сторон, пришлось объединить в его здании амбар — в подвале и в подклете, трапезную и кухню — в подклете, собор и тёплую церковь — на втором ярусе, боевую камеру с бойницами — на третьем ярусе, над алтарём.

    В архитектурном плане здания есть три неординарные особенности: алтарь в виде квадратной башни, а не полукруглой апсиды; камера оборонного назначения на третьем ярусе алтаря увенчана шатром; перекрытия подклетка нефа системой крестовых сводов со столбом посередине. Эта композиция является редкой для украинской архитектуры. Собор принадлежит к типу многофункциональных культовых сооружений, приспособленных к обороне, которые называют «церквями-крепостями».

    В 1612 году собор пострадал от пожара и был полностью восстановлен в 1630—1636 годах. Следующие перестройки произошли в 1666—1669, 1778, 1860-х годах, когда в собор был построен одноэтажный корпус библиотеки.

    Здание имеет черты характерны для московской архитектуры XVI—XVIII веков с проявлениями украинского архитектурного типа, тяготел к высотным башнеподобных композиций.

    Был закрыт в середине 20-х годов вместе с монастырем. В 1921 году здесь произошел пожар, после которого пришлось разобрать соборную галерею и библиотеку. Во второй половине 40-х — начале 50-х годов XX века, в пределе собора в честь святих Зосимы и Савватия Соловецких чудотворцев, было разрешено отправлять богослужения.

    К особо почитаемых святынь этого храма относятся чудотворная икона Мовчанской Божьей Матери (1724) возвращена монастырю в 1995 году; небольшая рака с мощами Святых угодников, икона Пресвятой Богородицы «Утоли мои печали» (XVIII век), икона «Троица» (XIX век), образ «Вознесение» (XIX век) и другие.

    Надвратная колокольня

    Первоначально была крепостной надвратной башней и возводилась примерно в один период с стенами и угловыми башнями где в 1602—1604 годах. В 1700 году башня перестроена. Сейчас уже ничто не напоминает о оборонительном характере этого здания.

    Оборонительные стены с угловой башней

    Эти стены являются остатками каменной фортификации Путивля. Собственно стеныеа — внутренняя, непосредственно окружала монастырскую территорию и внешняя, вдоль дороги к Сейму.

    Трапезная — четырехугольный одноэтажный корпус надстроен в первой половине XIX века над казематами, прилегающими к древней крепостной стене с угловой круглой башней.

    Теплая церковь святого Иоанна Предтечи

    Построена в 1866—1869 годах архитектором Д. И. Гримом в русско-византийском стиле на месте полуразрушенного одноименного храма 1602—1604 годов. В основе сооружения монастырская стена с казематами, что хорошо видно в подвале здания. Церковь была закрыта в середине 20-х годов XX века вместе с монастырем. В 30-х годах храм претерпел значительные перестройки и стал похож на здание гражданского назначения.

    Настоятельский корпус

    Возведен в 1720—1730-х годах, с перестройками XIX-XX веков. В основе сооружения крепостную стену и постройки начала XVII века. Сначала здесь содержались кельи монахов на первом этаже и настоятельские покои на втором. Впоследствии корпус заняла Путивльская духовная консистория.

    Западнее надвратной колокольни, ближе к городу расположены сооружения хозяйственного двора и два каменных гостиничных корпуса, перестроены в послевоенные годы. В течение 90-х годов XX века им частично возвращено первоначальные формы.

    Монастырскую гору пронизывают пещеры и подземные ходы. Некоторые из них прорыты одновременно с построением оборонного монастыря. В XIX веке в этих пещерах находили польские монеты начала XVII века.

    Молченский монастырь

    Монастырь
    Молченский монастырь
    Мовчанський монастир
    51°19′32,30″ с. ш. 33°52′30,30″ в. д. H G Я O
    Страна Украина Украина
    Епархия Конотопская
    Дата основания 1593 год
    Молченский монастырь на Викискладе

    Молченский Рождество-Богородицкий монастырь — женский монастырь Конотопской епархии Украинской православной церкви (Московского Патриархата), расположенный в Путивле, построенный в XVII—XIX веках. Главной святыней монастыря является Молченская икона Божьей Матери.

    Содержание

    История основания Молченского монастыря тесно связана с Софрониевской пустынью. В 1405 году в 20 верстах к востоку от Путивля, вблизи нынешнего села Новая Слобода над болотом Молча, на месте, где появилась чудотворная икона Пресвятой Богородицы возник небольшой монастырь, который назывался Молченской (Молчанской) Рождества Богородицы пустынью.

    В 1592 году Молченская пустынь была сожжена татарами, а в 1593 году все монахи переселились в Путивль, где было несколько «осадочных дворов» и превратили монастырский двор на новый Молченский монастырь. В течение 1602—1604 годов было построено каменные укрепления и обитель стала настоящим оборонительным форпостом. Монастырь служил мощной крепостью, в которой неоднократно находили себе прикрытие монахи монастыря и местные жители.

    В 1603 году русский царь Борис Годунов предоставил монастырю новые владения и подарил драгоценную панагию.

    С 18 ноября 1604 по 26 мая 1605 года Лжедмитрий I использовал монастырь как свою резиденцию. Именно в это время было построено собор Рождества Богородицы и другие сооружения.

    В 1605 году Молченская пустынь была приписана к Путивльскому Молченскому монастырю, а на её территории устроена монастырская пасека.

    Во время гражданской войны Смутного времени в монастыре возник пожар, в результате которого здание сильно пострадало.

    В 1653 году разрушенный монастырь был восстановлен. Чтобы избежать путаницы, Монастырь в Путивле стал именоваться Большим Молченским, а восстановленный над болотом Молча, — Малой Молченской пустынью. Последний с конца XVII века стали называть Софрониева пустынь, или Софронтьевский монастырь.

    С конца XVII века монастырь, как и сам город Путивль начал постепенно приходить в упадок.

    В течение нескольких веков в монастыре находился состав с порохом и арсенал. Только с XIX века монастырь начал выполнять только церковную функцию.

    Во второй половине XIX века на основе разрушенных крепостных стен и башен строят церковь Иоанна Предтечи в русско-византийском стиле. Впоследствии церковь надстроили, в результате этого был потерян первоначальный вид собора.

    В послереволюционный период обитель закрыли, а монахов разогнали. С 1930-х годы территорию и сооружения монастыря занимали детский дом, профтехучилище, военный завод. Деятельность этих заведений довела замечательную достопримечательность архитектуры до катастрофического состояния.

    С 1960 года в монастыре ведутся реставрационные работы, а уже через 17 лет здесь был создан Государственный историко-культурный заповедник. Хотя в советское время на реставрацию было потрачено ? миллиона рублей бюджетных средств, но ни одна из достопримечательностей не была выведена из аварийного состояния.

    В 1991 году монастырь был передан Украинской Православной Церкви. Сначала здесь действовал мужской монастырь, ныне — женский.

    Сооружения

    Собор Рождества Пресвятой Богородицы

    Собор возведён в 1602—1604 годах как подворье загородной Софрониевской пустыни. Кроме церковной функции он выполнял ещё и оборонительную функцию. Поскольку собор возводился посреди тесного крепостного двора, застроенного со всех сторон, пришлось объединить в его здании амбар — в подвале и в подклете, трапезную и кухню — в подклете, собор и тёплую церковь — на втором ярусе, боевую камеру с бойницами — на третьем ярусе, над алтарём.

    В архитектурном плане здания есть три неординарные особенности: алтарь в виде квадратной башни, а не полукруглой апсиды; камера оборонного назначения на третьем ярусе алтаря увенчана шатром; перекрытия подклетка нефа системой крестовых сводов со столбом посередине. Эта композиция является редкой для украинской архитектуры. Собор принадлежит к типу многофункциональных культовых сооружений, приспособленных к обороне, которые называют «церквями-крепостями».

    В 1612 году собор пострадал от пожара и был полностью восстановлен в 1630—1636 годах. Следующие перестройки произошли в 1666—1669, 1778, 1860-х годах, когда в собор был построен одноэтажный корпус библиотеки.

    Здание имеет черты характерны для московской архитектуры XVI—XVIII веков с проявлениями украинского архитектурного типа, тяготел к высотным башнеподобных композиций.

    Был закрыт в середине 20-х годов вместе с монастырем. В 1921 году здесь произошел пожар, после которого пришлось разобрать соборную галерею и библиотеку. Во второй половине 40-х — начале 50-х годов XX века, в пределе собора в честь святих Зосимы и Савватия Соловецких чудотворцев, было разрешено отправлять богослужения.

    К особо почитаемых святынь этого храма относятся чудотворная икона Мовчанской Божьей Матери (1724) возвращена монастырю в 1995 году; небольшая рака с мощами Святых угодников, икона Пресвятой Богородицы «Утоли мои печали» (XVIII век), икона «Троица» (XIX век), образ «Вознесение» (XIX век) и другие.

    Надвратная колокольня

    Первоначально была крепостной надвратной башней и возводилась примерно в один период с стенами и угловыми башнями где в 1602—1604 годах. В 1700 году башня перестроена. Сейчас уже ничто не напоминает о оборонительном характере этого здания.

    Оборонительные стены с угловой башней

    Эти стены являются остатками каменной фортификации Путивля. Собственно стеныеа — внутренняя, непосредственно окружала монастырскую территорию и внешняя, вдоль дороги к Сейму.

    Трапезная — четырехугольный одноэтажный корпус надстроен в первой половине XIX века над казематами, прилегающими к древней крепостной стене с угловой круглой башней.

    Теплая церковь святого Иоанна Предтечи

    Построена в 1866—1869 годах архитектором Д. И. Гримом в русско-византийском стиле на месте полуразрушенного одноименного храма 1602—1604 годов. В основе сооружения монастырская стена с казематами, что хорошо видно в подвале здания. Церковь была закрыта в середине 20-х годов XX века вместе с монастырем. В 30-х годах храм претерпел значительные перестройки и стал похож на здание гражданского назначения.

    Настоятельский корпус

    Возведен в 1720—1730-х годах, с перестройками XIX-XX веков. В основе сооружения крепостную стену и постройки начала XVII века. Сначала здесь содержались кельи монахов на первом этаже и настоятельские покои на втором. Впоследствии корпус заняла Путивльская духовная консистория.

    Западнее надвратной колокольни, ближе к городу расположены сооружения хозяйственного двора и два каменных гостиничных корпуса, перестроены в послевоенные годы. В течение 90-х годов XX века им частично возвращено первоначальные формы.

    Монастырскую гору пронизывают пещеры и подземные ходы. Некоторые из них прорыты одновременно с построением оборонного монастыря. В XIX веке в этих пещерах находили польские монеты начала XVII века.

Ссылка на основную публикацию