Молитва “Величит душа моя Господа”

Молитва “Величит душа моя Господа”

Великое благословение, пребывая в храме во время богослужения, не просто исполнять христианский долг, а наполняться присутствием Господа и воздавать Ему хвалу.

Молитва «Величит душа моя Господа» — благодарственная песнь утреннего песнопения, состоящая из хвалебной песни Пречистой Девы и припева «Честнейшая», она взята из Святого Писания, содержит в себе пророчество Захарии.

История написания

Слова благодарственной молитвы «Величит душа моя Господа» взят из Евангелия от Луки, который описал встречу Девы Марии с праведной Елисаветой, имеющей в чреве своем будущего Иоанна Предтечу. (Луки 1:42-43). Мария была воспитана в монастыре и прекрасно знала о приходе обещанного Богом Миссии, это был завет Творца всему еврейскому народу.

Дева знала, что должен прийти Спаситель мира, трудно даже представить, какие чувства испытывала невинная девушка, мужа не знавшая, когда явился архангел Гавриил и сообщил о Ее беременности от Духа Святого.

Возможно, девушку терзали сомнения и страхи, но при встрече с праведной Елизаветой она услышала слова Бога. Она была названа благословеннейшей среди женщин после того, как с величайшим смирением приняла Благую весть.

Интересно! Апостол Лука мог записать священный текст со слов Пречистой Божьей Матери, встретившись с Ней после распятия и вознесения Иисуса Христа.

Евангелие Луки начинается молитвенным гимном, наполненным благодарственными словами и смирением Той, которая не только дала земную жизнь Спасителю мира, но и стала свидетельницей Иисусовой победы. После Вознесения Христа на земле осталась Его Церковь, которую не могут одолеть врата ада.

Еще о других молитвах:

Гордыня, зависть, внешнее торжество ослепило сердца Противников Сына Божьего, они через корысть, подкуп, измену, ложь пытались уничтожить Посланника, но при этом сами сошли в могилу бесславия, а верные Учителю рыбаки пошли по всему миру, неся благодарственную песнь.

Константинопольский литургист 14 века Никифор Каллиста утверждает, что припев «Чеснейшая» написан преподобным Косьмой Маюмским в восьмом столетии, однако величие Пречистой Марии встречается и в молитвенных воззваниях преподобного Ефрема Сирина, жившего в 4 веке.

Величит душа Моя Господа,
и возрадовася дух Мой о Бозе Спасе моeм.
Честнейшую Херувим и славнейшую
без сравнения Серафим, без истления
Бога Слова рождшую, сущую Богородицу, Тя величаем.

Яко призре на смирение рабы Своея,
се бо от ныне ублажат Мя вси роди.
Честнейшую Херувим и славнейшую
без сравнения Серафим, без истления
Бога Слова рождшую, сущую Богородицу, Тя величаем.

Яко сотвори Мне величие Сильный,
и свято имя Его, и милость Его
в роды родов боящимся Его.
Честнейшую Херувим и славнейшую
без сравнения Серафим, без истления
Бога Слова рождшую, сущую Богородицу, Тя величаем.

Сотвори державу мышцею Своею:
Расточи гордыя мыслию сердца их
Честнейшую Херувим и славнейшую
без сравнения Серафим, без истления
Бога Слова рождшую, сущую Богородицу, Тя величаем.

Низложи сильныя со престол
и вознесе смиренныя; алчущия исполни благ
и богатящияся отпусти тщи.
Честнейшую Херувим и славнейшую
без сравнения Серафим, без истления
Бога Слова рождшую, сущую Богородицу, Тя величаем.

Восприят Израиля отрока Своего,
помянути милости, якоже глагола ко отцем нашим,
Аврааму и семени его, даже до века.
Честнейшую Херувим и славнейшую
без сравнения Серафим, без истления
Бога Слова рождшую, сущую Богородицу, Тя величаем.

Боговоплощение Иисуса неотделимо от величия Пресвятой Богородицы, Которая намного выше ангелов и архангелов.

Евангельская песнь Богородицы «Величит душа моя Господа» — христианское сокровище, выражение благодарности Творцу за дарованные Ним чудеса, это победный гимн, торжество смирения, приносящего огромные плоды и дары в жизнь верующих людей.

Толкование священного текста

Читая «Благовестник» блаженнейшего Феофилакта, архиепископа Болгарского, мы получаем не только правильное понимание Священного Писания, но и получаем наставление точного его исполнения. В первых словах Своей песни Богородица умаляется и всю славу за чудо рождение Иисуса воздает Господу, утверждая, что Бог призрел на Нее и явил Свою милость, чтобы Божью мать ублажали все народы.

Есть в этом заслуга Пречистой Девы? Нет, народы будут ублажать за то, что Всевышний выбрал Деву, и акцент здесь делается на Господе, Он избрал и помазал, благословил и все предопределил. Далее Пресвятая Дева подчеркивает, что милость Господня распространяется не только на нее, а всех, кто боится Бога. Не бойтесь бояться Творца, и тогда милость Его пребудет на вас.

Как долго будет благодать, дарованная Марии, действовать, закончилась ли она после Воскресения Христа? И снова обнадеживающий ответ, что из рода в род, из поколения в поколение, вечно Творец дарует Свою благодать боящимся Его.

Дух человека наполняется радостью после того, как душа величит Господа. Воздай хвалу Богу всей своею душою, всем сердцем, всеми помыслами, и дух твой возрадуется, придет великая радость, наслаждение в жизнь.

В молитве «Величит душа Господа» преподобный Феофилакт трактует под мышцею Господнею Бога Сына. Только Христу под силу выгнать бесов из человеческих душ, низложить фарисеев с престолов. В современном мире не имеет значения, из какого ты народа, Господь смиренных превозносит и наполняет благами.

В размышлениях священномученика Григория (Лебедева), погибшего в 1937 году за православную веру, дано толкование завершающих аккордов этой песни, о том, что самонадеянные люди гоняются за призрачным счастьем в виде богатства, славы, власти, но Господь призрит только на тех, кто жаждет правды Божьей.

Важно! Блаженных и смиренных принимает Творец подобно отроку Своему, Израилю и покрывает их милостью, обещанной всем потомкам Авраама.

Когда не читается данная песня

Во время определенных праздничных дней чтение песни Богородицы отменяется, помимо всех двунадесятых Богородичных и Господних праздников, Недели Цветной Триоди, Страстной Седмицы, это:

В чем помогает благодарственная песня «Величит душа Господа»

Величественная песня приходит на помощь в минуту особой благодати, когда человеческих слов не хватает для выражения благодарности Богу за Его великие дела и чудесную помощь.

Если читать и внимательно вдумываться в каждое слово молитвы, можно найти покой в те моменты, когда неспокойно на душе, в момент разочарований и предательства. Милость Господня из рода в род не оставляет праведных и смиренных. Его покров над верными детьми Его.

Молитва «Величит душа моя Господа»

«Спаси, Господи!». Благодарим что посетили наш сайт и перед тем, как начать читать необходимую информацию просим Вас посмотреть нашу страничку в Инстаграм «Господи, Спаси и Сохрани †» — ссылка https://www.instagram.com/spasi.gospodi/ . Перейдите и посмотритее ее, пожалуйста. В сообществе уже больше 48 000 подписчиков, единомышленников. Если Вам понравится наша группа, пожалуйста подписывайтесь на нее. Мы выкладываем православные редкие молитвы из молитвослова, высказывание святых, своевременно выкладывам полезную информацию о праздниках и православных событиях. Ангела Хранителя Вам и хорошего, бгагодатного дня! (информация на правах рекламы)

Молитвы, псалтыри, песнопения, каноны, акафисты – это неотъемлемые составляющие каждого богослужения. Среди них можно выделить песнь Богородицы «Величит душа моя Господа». Она предшествует девятой песни канона на утреннем православном песнопении. Она является составной из нескольких частей:

  • хвалебная речь Девы Марии,
  • припев «Честнейшую херувим…»

Поэтому еще ее можно встретить под названием «Честнейшая». Есть сведения о том, что молитва-величание «Честнейшую херувим…» написал преподобный Косьма Маюмский. А сама песнь Богородицы с пророчеством Захарии вместе входят в девятую библейскую песнь.

История создания

Молитву Богородицы «Величит душа моя Господа» впервые произнесла Дева Мария при встрече со своей родственницей Елисаветой, матерью Иоанна Предтечи. Она длительное время не могла забеременеть и только в довольно преклонном возрасте на нее сошла Божья благодать. Как только Богородица получила такую радостную весть от архангела Гавриила, то тотчас отправилась в Назарет, чтобы обрадовать Елисавету.

Дом находился в гористой части Иудеи, которая принадлежала семейству Иуды. Как только на пороге появилась Божья Матерь, то младенец Иоанн еще в утробе почувствовал приближение Господа и начал биться. Такой знак сразу же передала Елисавета Деве Марии и оно было истолковано как предвестник появления Богомладенца. Именно ответ Богородицы на слова Елисаветы и стали текстом молитвы «Величит душа моя Господа».

Смысл текста и песнь в богослужении

Текст молитвы сохранился только на греческом языке, а также в переводах. Можно предположить, что первоначально данная молитва была на арамейском или еврейском языке.

Есть определенный установленный порядок использования данной молитвы. Зачастую ее исполняют между 8 и 9 канонами и после каждого стиха добавляется один и тот же припев. После 9 канона «Честнейшую херувим» можно петь и припев «Достойно есть». Во время пения молитвы служащий производит полное каждение храма. братия же в свою очередь творит поклоны.

Есть определенные дни, когда пение данной песни отменяется:

  • Светлая и Страстная седмицы,
  • двунадесятые Господские праздники,
  • двунадесятые Богородичные праздники,
  • Недели Цветной Триоди,
  • следующий день после Рождества Христова,
  • Богоявления,
  • Пятидесятницы,
  • Обрезание Господне и прочие.

В такие дни на 9-й песни канона могут петься другие особые припевы. Первый из них бывает оглашается диаконом.

Текст и слова «Величит душа моя Господа»

Данную молитву поют на два хора. Есть только единственное указание гласа пения данной молитвы на 1 сентября в Минее. Именно на данный праздник Новолетия принято петь ее громко и на 6-й глас. Но в современных богослужениях данное требование не придерживается. Зачастую ее поют напевом самогласным. Бывают также случаи, когда ее поют вместе с народом.

Зачастую данную молитву не требуют знать наизусть как некоторые обязательные молитвы. Ее не читают индивидуально, а только в составе хора или священнослужителями. Это молитвословие не особо легкое, поэтому запоминаются сложновато. Ее можно повторять во время общей молитвы, но не стоит делать это машинально. Вдумывайтесь в каждое слово и старайтесь вникнуть в суть сказанного. Многие говорят о том, что чтение именно церковных молитв, а не своими словами, помогает стать ближе к Господу.

Величит душа Моя Господа,
и возрадовася дух Мой о Бозе Спасе моeм.
Честнейшую Херувим и славнейшую
без сравнения Серафим, без истления
Бога Слова рождшую, сущую Богородицу, Тя величаем.

Яко призре на смирение рабы Своея,
се бо от ныне ублажат Мя вси роди.
Честнейшую Херувим и славнейшую
без сравнения Серафим, без истления
Бога Слова рождшую, сущую Богородицу, Тя величаем.

Яко сотвори Мне величие Сильный,
и свято имя Его, и милость Его
в роды родов боящимся Его.
Честнейшую Херувим и славнейшую
без сравнения Серафим, без истления
Бога Слова рождшую, сущую Богородицу, Тя величаем.

Сотвори державу мышцею Своею:
Расточи гордыя мыслию сердца их
Честнейшую Херувим и славнейшую
без сравнения Серафим, без истления
Бога Слова рождшую, сущую Богородицу, Тя величаем.

Низложи сильныя со престол
и вознесе смиренныя; алчущия исполни благ
и богатящияся отпусти тщи.
Честнейшую Херувим и славнейшую
без сравнения Серафим, без истления
Бога Слова рождшую, сущую Богородицу, Тя величаем.

Восприят Израиля отрока Своего,
помянути милости, якоже глагола ко отцем нашим,
Аврааму и семени его, даже до века.
Честнейшую Херувим и славнейшую
без сравнения Серафим, без истления
Бога Слова рождшую, сущую Богородицу, Тя величаем.

Не забывайте также о том, что после получения чего-либо от Господа, необходимо поблагодарить Его за это. В данном случае можно сказать своими словами, а можно использовать церковные тексты.

Смотрите так же видео с молитвой Богородицы:

Толкования Священного Писания

Содержание

Толкования на Лк. 1:46

Свт. Афанасий Великий

Величит душа моя Господа. Как словами: «славить Бога» не выражается, будто бы отвне придается Богу слава, и выражением: «святить Господа» не означается, будто бы прилагается Ему святость; так и словами: «величать Бога» не показывается присовокупление Ему величия. Напротив того, величающий Бога приемлет в себя причастие Его величия. Посему и сказано: величит душа моя Господа. И это не покажется странным тому, кто в точности дознал, что Бог не приемлет, но подает блага.

Свт. Игнатий (Брянчанинов)

Ст. 46-48 И сказала Мария: величит душа Моя Господа, и возрадовался дух Мой о Боге, Спасителе Моем, что призрел Он на смирение Рабы Своей, ибо отныне будут ублажать Меня все роды

Богоматерь исповедует пред всем человечеством в Евангелии, читаемом всеми человеками, что рожденный ею Бог есть вместе и ее Спаситель. Если же Бог есть ее Спаситель, то она зачата и рождена во грехе по общему закону падшего человечества. Бог — Творец и ангелов и человеков: но Он — Спаситель одних человеков; относительно ангелов, не подвергшихся падению, Он — Господь их, но не Искупитель и не Спаситель. Признание Бога разумною тварью Спасителем есть вместе признание этою тварью своей собственной погибели. Зачалась и родилась Дева Мария в погибели, в падении, в узах вечной смерти и греха, родилась в состоянии, общем всему человеческому роду. Рождение ею Бога, Спасителя ее и всех человеков, доставило ей величие, превысшее величия безгрешных ангелов, не вкусивших душевной смерти и не нуждавшихся в Спасителе.

Аскетическая проповедь.

Сщмч. Григорий (Лебедев)

И сказала Мария: величит душа Моя Господа, и возрадовался дух Мой о Боге, Спасителе Моем, что призрел Он на смирение рабы Своей… что сотворил Мне величие Сильный, и свято имя Его, и милость Его в роды родов к боящимся Его

Молитва благодарного хваления Господа душою обретшего Его. «Душа моя величает Господа! Дух мой возрадовался о Боге, Спасителе моем! Ведь милость Господа к боящимся и чтущим Его в роды родов. И на мне – милость Его. И когда я открыл путь Господу, устранив свою греховную самость, и смиренно подклонился Божией воле, Он призрел на смирение рабы Своей и пришел и возвел меня на высоту Своего сыновства. Сотворил мне величие, Сильный»… Восхвали же, душа моя, Господа, спасающего тебя! Да будет «свято имя Его»!

Дневник размышлений над Евангелием. Благовестие святого евангелиста Луки.

Прав. Иоанн Кронштадтский

Ст. 46-47 И сказала Мария: величит душа Моя Господа, и возрадовался дух Мой о Боге, Спасителе Моем

Смотри, как одинаково действует Дух Божий в душах человеческих. Божия Матерь, по сошествии на Нее Духа Животворящего и осенении Ее силою Вышнего, величает Бога и радуется о Нем. То же было и с апостолами по сошествии на них Святого Духа: они также величали Бога на разных языках и радовались о Дусе Святе; то же было и с домашними Корнилия сотника и с самим Корнилием: по сошествии на них Святого Духа они величали Бога и духовно радовались. Царствие Божие есть мир и радость во Святом Духе (Рим. 14,17).

Дневник. Том II. 1857-1858.

Блж. Феофилакт Болгарский

Ст. 46-50 И сказала Мария: величит душа Моя Господа, и возрадовался дух Мой о Боге, Спасителе Моем, что призрел Он на смирение Рабы Своей, ибо отныне будут ублажать Меня все роды; что сотворил Мне величие Сильный, и свято имя Его; и милость Его в роды родов к боящимся Его. Дева, будучи совершенно уверена в истине предсказанного Ей, славословит Бога, приписывая чудо не Себе, а Ему; ибо Он, — говорит, — призрел на Меня смиренную, а не Я воззрела на Него; Он явил Мне милость, а не Я Его взыскала. И «отныне будут ублажать Меня все роды», не одна Елисавета, но и роды верующих. За что же ублажать? Ужели за Мою добродетель? Нет! Но за то, что Бог явил надо Мною величие. — Наименовала Его «Сильным», чтобы всякий верил словам Ее, принимая во внимание, что Господь силен сделать это. «Имя Его» назвала «святым», чтобы показать, что Чистейший, зачинаясь в утробе жены, нисколько не оскверняется, но пребывает Свят. Не ко Мне одной «милость Его», но и ко всем боящимся Его; ибо не боящиеся Его, но совершенно недостойные не получают милостей. Сказав, что милость Божия «в роды родов», указала на то, что боящиеся Бога милость получают и в нынешнем роде, то есть в нынешнем веке, и в будущем роде, то есть в бесконечном веке; ибо и здесь получают во сто крат, а там еще более (Мф. 19, 29). Внимай: прежде душа величает Господа, потом дух радуется. Или что то же: величает Бога тот, кто ходит достойно Бога. Ты называешься христианином, — не умаляй же достоинства и имени Христова чрез недостойные дела, но величай оное чрез совершение великих и небесных деяний, Тогда и дух твой возрадуется, то есть духовное дарование, полученное тобой чрез великие дела, взыграет и благоуспеет, а не сократится и, так сказать, умертвится. Знай и то, что Писание, по-видимому, просто называет духом и душой одно и то же, но собственно оно различает. Ибо оно называет душевным человеком того, кто живет по естеству и руководится человеческими помыслами, например, в случае голода ест, врага ненавидит и вообще ни в чем не представляется возвышающимся над естеством; а духовным называет того, кто побеждает законы природы и не мудрствует ни о чем человеческом. Таково в Писании различие между душой и духом (1 Кор. 2, 14-15; Гал. 6, 8). Быть может, врачи различают их иначе, но нам нужно внимать Писанию, а врачи пусть заблуждают.

Лопухин А.П.

Ст. 46-48 И сказала Мария: величит душа Моя Господа, и возрадовался дух Мой о Боге, Спасителе Моем, что призрел Он на смирение Рабы Своей, ибо отныне будут ублажать Меня все роды

В этих стихах содержится первая строфа хвалебной песни Богоматери. Здесь, как равно и в следующих строфах, Пресвятая Дева выражает чувство Своего благоговения пред Богом словами ветхозаветных священных гимнов, и прежде всего словами песни Анны, матери Самуила (1Цар.2:1 и сл.).

«И сказала Мария». Это замечание указывает на то, что следующая песнь есть личное излияние чувств Пресвятой Девы, а не сказана по особому внушению Святого Духа.

«Величит», – т. е. возвышает, прославляет.

«Душа» – центр внутренней жизни человека. «Дух» – духовный, высший руководитель внутренней жизни человека. Впрочем, то и другое понятие – «душа» (ψυχή) и «дух» (πνεῦμα) – могут быть признаны просто синонимами.

«Возрадовался» – по-гречески аорист (ἠγαλλίασε). Это означает поворотный пункт в душевной жизни Богоматери, который представляет собой получение радостного приветствия от Ангела (стих 28). Возвращаясь к этому, уже прошедшему, событию Мария прославляет Бога.

«Спасителе Моем». По отношению к Марии Бог явился Спасителем (σωτήρ), т. е. освободителем от всякого зла или, так как Мария, собственно, не терпела доселе никакого несчастья, Ее Благодетелем. А в чем это благодеяние – Она говорит далее.

«Что призрел на смирение Рабы Своей». Мария называет Себя смиренной Рабой Бога, показывая этим, что Она занимала в израильском народе очень незаметное положение и была крайне бедна (смирение – не добродетель смирения, на какую Мария, конечно, не стала бы указывать как на причину милости к ней Бога, а именно низкое, бедное положение, ср. Ис.11:4 по славянскому тексту).

Молитва “Величит душа моя Господа”

Статья «ВЕЛИЧИТ ДУША МОЯ ГОСПОДА»

Смысл и значение церковных служб

Одной из причин, мешающей человеку из захожанина превратиться в настоящего прихожанина храма, часто называют язык Богослужения: мол, молитвы и сама служба непонятны, поскольку звучат не на современном русском, а на древнем церковнославянском. Призывы к упрощению, осовремениванию богослужебного языка раздаются порой даже из церковной среды. Защитники этой теории считают, что именно современного языка не хватает Православию для того, чтобы молодёжь потоком хлынула в храмы.

Но при таком переводе утрачивается неповторимая красота и поэтичность церковнославянского языка, а нередко теряется, и даже кощунственно искажается смысл богослужебных текстов. Попробуйте, например, сделать кальку с песнопения «Се, Жених грядет в полунощи…» — «Вот, жених идёт в полночь»? И какие при этих словах у нас возникают ассоциации? А ведь в славянском тексте речь идёт о Христе – Небесном Женихе, Который явится в Свою Церковь в неведомый («полунощный») час и совершит Свой праведный суд. А как должны звучать по-русски слова припева акафиста Божией Матери: «Радуйся, Невесто неневестная»? Не знаю, анекдот или быль, но говорят, что где-то на Украине это поют так: «Радуйся, дивка незасватанна». Смех сквозь слёзы!

Дело в том, что церковнославянский язык создавался братьями Кириллом и Мефодием именно как богослужебный. И он никогда не был разговорным! Точно так же богослужебными языками были и остаются древнегреческий, латынь, древнееврейский… И языки эти отстоят от современных намного дальше, чем церковнославянский от русского. Деревенская старушка с четырёхклассным образованием никогда не скажет, что ей непонятен церковный язык. Значит, дело не в языке. А в чём?

Да в том, что мы не знаем Священной и церковной истории и, как следствие, не понимаем не слова, а смысл Богослужения! А без этого понимания действия священнослужителей, молитвы, песнопения кажутся нам утомительными и долгими.

Что же такое – Православное Богослужение? В городских приходских храмах служба совершается, как правило, дважды в день, утром и вечером. В сельских, где служит один священник, — в воскресные и праздничные дни. А в некоторых больших монастырях Богослужение идёт круглосуточно – так исполняется завет апостола Павла: «Непрестанно молитесь» (1Фес.5,17). Существует понятие: суточный круг Богослужений. Это – в идеале. На практике же в храмах совершаются основные службы (в монастырях больше, чем в миру), оставшаяся же часть входит в келейное монашеское правило.

Церковный день начинается с вечера. В суточный круг Богослужения входят 9 служб (в подобие того, как 9 небесных ангельских чинов непрестанно славят Господа). Эти службы – девятый час, вечерня, повечерие, полунощница, утреня, первый час, третий час, шестой час и литургия. В приходских храмах Богослужение каждого дня разбивается на 2 части: вечером служится 9-й час, вечерня и, как правило, утреня, к которой присоединяется первый час. Если это воскресенье или праздник, то вечерня и утреня, дополняясь праздничными молитвами и песнопениями, составляют единую службу под названием всенощное бдение. С утра в храмах совершается третий, шестой часы и литургия. Тем, кто собирается причаститься за литургией, непременно нужно быть накануне на вечерней службе.

Часы – самая короткая часть служб – состоят из избранных псалмов Псалтири царя Давида, перемежающихся молитвами. Каждый час повествует о главных событиях земной жизни Иисуса Христа. Девятый час, открывающий вечернее Богослужение, напоминает о последнем земном дне нашего Спасителя, о том великом мгновенье, когда совершилось искупление человечества от рабства греху и смерти. Псалмы, читаемые в чине девятого часа, изображают блаженные селения Господа Сил и стремление благочестивой души вселиться в эти райские обители, а также напоминают обетование Бога об искуплении рода человеческого крестной смертью Иисуса Христа. В молитвах к Господу звучат прошения о спасении человечества: «Иже нас ради рождейся от Девы и распятие претерпев, Благи,… не презри, яже создал еси рукою Твоею… яви человеколюбие Твое, Милостивее… Не предаждь нас до конца, имени Твоего ради…не разори завета Твоего, и не отстави милости Твоея от нас».

Следующая часть вечернего Богослужения, которая так и называется – вечерня, начинается чтением или пением псалма Давида, в котором воспевается созданный Богом мир. «Вся премудростию сотворил еси! – восклицает Псалмопевец и из глубины души заключает: «Слава Ти, Господи, сотворившему вся!»

В следующем песнопении, составленном из трёх первых псалмов Псалтири, воспевается истинная вера и жизнь по правде Божией, которой противопоставляется «совет нечистивых». Невозможно описать и пересказать все песнопения вечерни, их нужно слушать, и тогда прекрасные слова молитв в соединении с дивной мелодией проведут в душе неизгладимый след. Кого оставят равнодушными и кто возьмётся перевести на современный язык такие строки: «Свете тихий святыя славы безсмертнаго Отца Небеснаго, святаго, блаженнаго, Иисусе Христе, пришедше на запад солнца, видевши свет вечерний, поем Отца, и Сына, и Святаго Духа-Бога…»

Кроме молитв-песнопений, на каждой службе вечерни, утрени и литургии священником или диаконом произносятся многочисленные ектении – прошения к Богу «о милости, мире, здравии, спасении, прощении и оставлении грехов», «о благостоянии святых Божиих Церквей», «о предстоящих и молящихся», о здравии живых и упокоении умерших…

В монастырях, а в некоторые установленные церковным уставом дни и в приходских храмах, после вечерни совершается повечерие: в дни великих праздников и в Великом посту – великое повечерие, в будни – малое. Оно состоит, в основном, из чтения псалмов и молитв, в которых испрашивается благословение Господне на грядущую ночь, звучат прошения об избавлении нас от лукавых духов тьмы. В праздничные дни к великому повечерию добавляются тропари и кондаки праздника – краткие песнопения, излагающие суть празднуемого события. Но малом повечерии обычно читаются каноны дня – особые обращения к Господу, Божией Матери, Ангелу-Хранителю, святым. Эти каноны обязательно должны быть прослушаны или прочитаны самостоятельно дома теми, кто готовится причащаться за литургией.

Заканчивается вечерний цикл Богослужений молитвами на сон грядущим, которые есть в любом молитвослове и читаются перед сном дома. В монастырях и это молитвенное правило обычно совершается в храме. А мы – давайте начнём наши шаги к храму с этих вот домашних вечерних молитв. Закончен трудный день, впереди – часы ночного отдыха, и эти последние минуты перед сном куда лучше провести не у телевизора, а – с молитвословом в руках. Для начала можно даже не молиться в прямом смысле слова (хотя, по выражению святых отцов, любая мысль о Боге уже есть молитва!), а сесть за стол и вчитаться в вечерние прошения христианина. И каждому из нас наверняка западёт в душу одна из молитв или даже отдельные её строки. Постараемся запомнить их и всегда носить в своём сердце. Для меня такими словами стала строка из молитвы святого Иоанна Дамаскина: «Господи, или хощу, или не хощу – спаси мя». Даже в минуты скорби, уныния, когда человеку не хочется ничего, даже и стремиться к своему спасению, – и тогда, хочу я того или нет, спаси меня, Господи, потому что этого хочешь Ты! В этих словах – и человеческая немощь, и всепрощающая Божия любовь, и обетование спасения. Нам остаётся – только покориться воле Господней.

Ссылка на основную публикацию