Можно ли православным женщинам ходить в церковь в брюках

Допустимо ли православным женщинам заходить в храм в брюках

Наверное, нет другой такой детали гардероба, вокруг которой было бы сломано столько копий, как обычная юбка, в которой по традиции должна посещать храм верующая женщина.

Все священники и верующая общественность делятся по вопросу юбок на две группы: одни считают, что в храм Божий женщина может приходить и в брюках, лишь бы это были женские брюки, вторые доказывают, что это противно воле Господа и готовы закутать слабую половину человечества в покрывало с головы до ног, подобно апостолу Павлу.

Женская одежда

Действительно, во Второзаконии, где Моисей дает израильтянам законы, по которым им следует жить дальше, написано: «На женщине не дoлжнo быть мужскoй oдежды, и мужчина не дoлжен oдеваться в женскoе платье, ибo мерзoк пред Гoспoдoм Бoгoм твoим всякий делающий сие» (Втoр. 22:5).

Известный толкователь ветхозаветных текстов, богослов и писатель Александр Лопухин указывает: целью Моисея и Бога, который глаголет его устами, является сохранение иудейского народа от противоестественного растления, то есть от гомосексуализма, который был в ходу у многих языческих народов мира. Библия указывает на недопустимость этого: «Не ложись с мужчиною, как с женщиною: это мерзость» (Левит. 18:22). Есть версия, что переодевание было связано и с различными языческими обрядами, когда при восхвалении демонов жрецы переодевались в одежду другого пола.

С другой стороны, ни во времена Ветхого Завета, ни во времена Нового Завета о брюках, а тем более, о женских брюках не знали: оба пола носили хламиды различной длины. Женские хламиды, скорее всего, были более длинными и делались из мягких и тонких материй.

С Ветхим Заветом вполне согласно решение Шестого Вселенского Собора, который созывали в Царьграде (Константинополе) в VII веке. На нём экзархи церкви определили, что: «никакoму мужу не oдеватися в женскую oдежду, ни жене в oдежду, мужу свoйственную… …ни нoсити личин кoмических… . не вoзглашати гнуснoгo имени Диoниса…». Tут тoже речь идет, прежде всего, об однополых отношениях и обрядах поклонения языческим богам.

Про брюки ни слова

Вообще, штаны, как элемент мужской одежды, стали известны на Ближнем Востоке только во времена Крестовых походов, когда местные народы увидели средневековых рыцарей, а в самой Европе штаны стали в ходу после нашествий на Рим германских варварских племен.

Поэтому никаких особых высказываний по поводу брюк мы не найдем ни у ранних христианских святых, ни у христианских святых отцов средних веков, которые считали указания Ветхого Завета и Собора достаточными для женщин.

Настоятель Успенского храма города Красногорска протоиерей Константин Островский, говорит, что ошибаются те, кто хочет нарядить всех женщин в длинные юбки, считая, что это — главное, но ошибаются и те, кто считает длинные юбки чем-то недостойным, некрасивым и смотрят на «юбочниц» с презрением, «Ибо Царствие Божие не пища и питие, но праведность и мир, и радость во Святом Духе» (Рим. 14: 17).

Протоиерей Игорь Фомин считает, что лучше зайти в храм в джинсах и с непокрытой головой, чем пройти мимо, но подчеркивает, что гораздо более естественно и красиво, когда девушка, женщина приходят в храм в традиционной одежде.

Недавно канонизированный святой Грузинской Православной Церкви, наш современник архимандрит Гавриил (Ургебадзе) указывал, что одежда человека «изобличает состояние его души». Получается, что джинсы на девушке в храме в этом контексте выступают символом бунтарства, феминизма, не угодного Богу, в то время, как традиционная одежда становится признаком смирения души, покорности её воле Божьей и устремления к совершенству.

Удивительно, но за две тысячи лет, в христианстве не сложилось общей традиции: как именно должна одеваться женщина, идущая в храм. В одних церквях голову покрывают даже младенцам-девочкам (РПЦ), в других — платок носят только замужние, на Востоке христианки остаются простоволосыми, чтобы отличаться так от мусульманок, а в Греции спокойно ходят в храмы и без платков и в брюках.

Традиция РПЦ зиждется на том, что любой верующий должен выглядеть скромно, не привлекать взглядов прихожан, не нарушать чужой молитвы и не возбуждать похоть. Поэтому в храм лучше ходить в женской одежде ниже колен, с платком или палантином на голове.

Удивительно, но многие вчерашние любительницы джинсов или брюк уверяют, что частое посещение храма меняет предпочтения женщин – они становятся более консервативными. Один из игуменов города Казани сказал очень верные слова: «Женщина сама должна испытать потребность ходить в юбке, а заставлять её делать это нет никакой необходимости».

Почему женщине нельзя носить брюки?

С пор о брюках, платочках, помаде, прическах и других, ничего не значащих вещах, более всего может навредить человеку, который пришел в Церковь, чтобы не выглядеть верующим, а быть им.

Задайте этот вопрос православным и вы получите быстрый и четкий ответ: Не положено, традиция такая. Более искушенные в Писании могут добавить: апостол Павел сказал, что женщине нельзя ходить в мужской одежде.

На самом деле, этот запрет содержится в Ветхом Завете. «На женщине не должно быть мужской одежды, и мужчина не должен одеваться в женское платье, ибо мерзок пред Господом Богом твоим всякий делающий сие» (Втор. 22:5). А апостол Павел, если и имеет в виду нечто подобное, то говорит не об одежде, а о прическе и головном уборе (1 Кор. 11:4–15).

Какой мужской одежды не должно быть на женщине? Поинтересовавшись, как выглядела мужская и женская одежда в те времена, мы будем удивлены. Речь не только не идет о брюках, их не было ни во времена Ветхого Завета, ни во времена Нового, ни, даже, в Средние Века. Брюки, как мужская одежда появляются только в XIX веке. А в женской и мужской одежде древнего времени мы не увидим особой разницы: нижняя рубаха до колен и верхний плащ, такой была одежда и мужчин и женщин. Об отличиях в Библейском словаре Брокгауза сказано: «Женская одежда была похожа на мужскую, но все же имела некоторые отличия. одеяния женщин были длиннее и шире мужских, и, вероятно, изготавливались из более тонких тканей. » Как видим, разница не принципиальная. Это заставляет думать, что речь идет не столько о внешнем, сколько о внутреннем отличии мужчин и женщин, о котором, по заповеди, не стоит забывать ни тем не другим.

Может быть, основание для неприятия брюк можно найти в канонах Православной Церкви? В 62 правиле Шестого Вселенского собора действительно сказано: «. определяем: никакому мужу не одеватися в женскую одежду, ни жене, в одежду, мужу свойственную. », и тут же продолжение: «. ни носити личин комических. при давлении винограда в точилах не возглашати гнусного имени Диониса. » и т. д. и т. д. Оказывается речь идет о так называемых ряженых, а не об обычных одеждах. Все это правило посвящено разным языческим обычаям, проникающим в христианскую среду. Есть еще одно каноническое правило, на этот раз, ближе к нашей теме. 13 правило Гангрского поместного собора гласит: «Аще некая жена, ради мнимого подвижничества, пременит одеяние, и вместо обыкновенныя женския одежды, облечется в мужскую, да будет под клятвою». Это правило, как мы видим, обличает не одежду а мнимое подвижничество, увлекаясь которым, женщина перестает быть такой, какой ее создал Бог.

Типичная фарисейская черта — буквальное понимание слов, сказанных в духовном смысле. Так, в свое время, заповедь: «Не вари козленка в молоке матери его» (Исх. 23:19), в фарисейском истолковании, превратилась в гастрономическую заповедь о не вкушении молока и мяса одновременно. Но, даже если понять запрет на мужскую одежду для женщины буквально, причем здесь женские брюки? Ведь они спроектированы, скроены и пошиты специально для женщин. Что это за мужская одежда, которую ни один мужчина под страхом пыток не оденет? Брюки появляются на женщинах уже с начала XX века, а в шестидесятых годах, благодаря Иву Сен-Лорану, окончательно становятся женской одеждой. Теперь к ним просто не подходит определение мужская одежда.

Таким образом, мы ясно видим, что о брюках, как модели одежды, ничего не сказано ни в Ветхом, ни в Новом Заветах. О брюках, и вообще об одежде ничего не говорят канонические правила Православной Церкви. Наконец, сам мир воспринимает женские брюки, как женскую одежду. Более того, в Церкви были случаи, когда женщины одевали действительно мужскую одежду, самую настоящую. Например, св. блж. Ксения Петербуржская, или старец Досифей Киевской Китаевской пустыни, оказавшийся, как говорят, переодетой женщиной, искавшей иноческого подвига и, таким образом, скрывшейся от родных. Осуждала ли их Церковь? Ведь, в обоих случаях, можно вспомнить правило Гангрского поместного собора, о котором мы упоминали. Но Церковь, вместо осуждения, наоборот, признала их святыми, потому что никогда не принимала ни ветхозаветного, ни канонического правил об одежде во внешнем смысле, как требование моды и стиля, но придавала ему духовный смысл.

В Церковной традиции, как мы видим, оснований для запрета на женские брюки нет. Откуда же такой запрет взялся? Каковы причины его происхождения?

Первая причина имеет духовный характер. Фарисейская приверженность к внешнему исполнению заповедей часто играет с людьми злую шутку. Присмотритесь к женщинам, особенно ревностно соблюдающим запрет на брюки. Насколько они женственны? Внимательно выслеживая всякий факт ношения брюк в Церкви, и обличая его, такая женщина, как правило, в духовном смысле давно натянула на себя штаны своего мужа, взяв бразды правления в семье в свои руки, не признавая ничьего мнения кроме своего даже в Церкви. А ведь апостол Павел, кроме внешнего вида говорит еще кое о чем: «Жены ваши в церквах да молчат, ибо не позволено им говорить, а быть в подчинении, как и закон говорит. Если же они хотят чему научиться, пусть спрашивают дома у мужей своих; ибо неприлично жене говорить в церкви» (1 Кор. 14:34–35). И еще: «. а учить жене не позволяю, ни властвовать над мужем. » (1 Тим. 2:12). «Брючное» искушение — хороший пример того, как внешнее смирение становится поводом для дерзости. Примеров на памяти, к сожалению, немало. Пришлось однажды видеть, как в фойе Православного Университета, молодая смиренная студентка обмолвилась об относительности «юбочного» обычая в Церкви (сама она была одета в юбку). Стоявшая рядом женщина неопределенного возраста буквально пришла в бешенство, выкрикивая проклятие брюкам, чем ввела в смущение не только бедную девушку, но и всех присутствующих, включая священников. Другой пример произошел в детском психоневрологическом санатории. На работу устроилась женщина, которую по виду можно было принять за мусульманку. Она всегда носила платок и длинную юбку потому, что была православной. Постепенно она стала требовать себе льгот, объясняя это тем, что вокруг больные дети, и они могут на нее напасть, и, наконец, уволилась, не отказавшись от своих претензий. У кого повернется язык назвать безбожниками подвижников, с любовью работающих с болящими детьми, от которых часто брезгливо отворачиваются люди на улице, а иногда бросают даже собственные родители. И как назвать христианкой ту, которая, в юбке и платке, подала на них в суд.

Как тут не вспомнишь: «Фарисей слепой! очисти прежде внутренность чаши и блюда, чтобы чиста была и внешность их» (Мф. 23:26)

Вторая причина более обыденна. Связанна она с неприятием пожилыми людьми, не имеющими должного такта и уважения к другому человеку, мирской моды, появившейся в 60-е — 70-е годы. Реакция эта объясняется типичной советской серостью и задавленностью, нетерпящей яркости и необычности ни в суждениях, ни в цветах и фасонах одежды. Исчерпывающее доказательство тому, тот факт, что «церковная традиция» неприятия женских брюк и обязательного ношения платочка существует только в церквях на территории бывшего Советского Союза. В Православной Церкви других стран о ней ничего не знают. Одна православная христианка переехала жить в Великобританию и при входе в Православный храм, по своей традиции, одевала платочек. Очень быстро она заметила, что выглядит экстравагантно и невольно приковывает к себе внимание на службе. Чтобы не смущать верующих, она решила платочек больше не одевать.

Характерны слова одной современной «святой», имени которой не буду называть, чтобы не травмировать ее почитателей. «Со скорбью говорила матушка о женщинах и девушках, которые ходят в брюках: Нельзя женщинам надевать мужскую одежду, . За это отвечать придется перед Господом . И знайте, женщины, носящие брюки, во время грядущей войны будут призваны в армию — и немногие живыми вернутся . И ты на огороде ходишь в штанах, не делай этого, особо ответишь!» устами этой матушки говорит не святая, а запуганная советская старушка, даже не понимающая, как абсурдно звучат ее слова.

Конечно, дело не в брюках и платочках. Само желание выглядеть верующим, носить какую-то особенную форму, таит в себе большую опасность. Ведь верующим надо быть «. не пред людьми, но пред Отцом твоим, Который втайне» (Мф. 6:18). Иначе мы соберем сокровище от людей, как дальше говорится в этом евангельском отрывке, но пригодится ли оно нам? Недаром многие святые избегали благочестивого вида, стараясь выглядеть обычными, а то и совсем никчемными и даже безумными. Стремиться к тому, чтобы выглядеть верующим — это и есть фарисейство, от закваски которого предостерегает Христос (Мф. 16:6). И спор о брюках, платочках, помаде, прическах и других, ничего не значащих вещах, более всего может навредить человеку, который пришел в Церковь, чтобы не выглядеть верующим, а быть им.

Можно ли в церковь в брюках женщине

Большинство людей, верующих в Бога, задаются вопросом, в чем идти в церковь женщине. В некоторых случаях незнание необходимой для церкви одежды приводит к нежеланию приходить в здание храма.

Существует множество взглядов по поводу стиля одежды, выбираемого при посещении церкви.

Почему в церковь нельзя ходить в брюках

Изучая подробно Ветхий Завет, можно найти ответ следующего содержания: женщине не следует использовать мужскую одежду, а мужчине нельзя переодеваться в женскую.

Но в данном ответе присутствует невыясненный момент: одежда во времена написания Священной Книги значительно отличалась от современного одеяния. Во времена средних веков брюк в понимании сегодняшнего дня не существовало.

Данный предмет гардероба берет истоки приблизительно в 19 веке. В Библии же отмечено, что одеяние для противоположного пола представляет собой комический образ. Использование не своей одежды было атрибутом людей другой веры для проведения обрядов, связанных с магией. А магические действия не принимались церковью издревле. Поэтому нельзя однозначно утверждать, что строки Библии – основополагающий документ, утверждающий запрет на брюки для женщин при походе в церковь.

Не следует забывать, что исследуемый вопрос также относится и к эстетическим. У православных людей красота – особое понятие, требующее трепетного отношения. Поэтому верующие люди стремятся отражать красоту и в духовном плане, и своим внешним образом.

Одежду нельзя делать слишком важной частью жизни, но и не следить за собой не приветствуется. Исходя из такого рассуждения, женщине нельзя посещать в брюках храм, ведь данная вещь гардероба не олицетворяет женственность и нежность.

Каким образом правильно одеваться в церковь женщине

Первостепенное условие, предъявляемое к женской одежде, – скромность и чистота. Шорты, майки, открывающие плечи и руки женщины, не пользуются уважением у священников.

Рекомендации при выборе одежды для женщин выглядят следующим образом:

  • голову следует покрывать платком, в случае отсутствия платка можно использовать капюшон или другие имеющиеся в наличии вещи;
  • отдавать предпочтение юбкам, платьям, длина которых ниже уровня колен;
  • модели одежды должны иметь длинные рукава, а также закрытый воротник, обязательно важно не демонстрировать плечи и грудь;
  • следует отказаться от высоких каблуков, использовать плоскую подошву.
  • расцветка одежды не должна привлекать внимания;
  • лучше отказаться от яркой косметики и вызывающей парфюмерии.

Женщины своим внешним обликом не должны привлекать мужское внимание и отвлекать от общения с Богом. Даже закрытая одежда бывает стильной. Украшать свое тело не является запретом, главное избегать вульгарность. Важно помнить, что люди приходят в церковь к Богу, к покою, отвлекать внимание верующих – недостойное занятие.

Вопрос: «Обязательно ли девушке в церковь одевать юбку?» однозначного разъяснения не имеет. Но важно применять правильный фасон, выбирая данный вид гардероба. Юбка должна быть либо ниже колена, либо максимальной длины. Не следует использовать облегающую ткань, рекомендуется фасон неброского покроя.

Короткая юбка может вызвать недоумение как у служителей Богу, так и прихожан. Цель визита в храм может быть любой, но к выбору одежды всегда следует относиться с большой серьезностью.

Мнение священников

Категоричного запрета на ношение брюк женщинами при походе в церковь не существует, но большинство священников склоняются к мнению, что женщинам не следует одевать данный вид гардероба при общении с Всевышним.

Это находит следующее объяснение: одежда в религии связана с нормами поведения. Сидеть в неприличной позе женщине в брюках удобно. Поэтому использование брюк может повлечь за собой изменение женского поведения.

Конечно, в некоторых церквях к девушкам в брюках относятся с пониманием, но все равно не стоит провоцировать конфликт. Прихожане могут расценить подобную форму одежды как неуважение к церкви, и окружающим. А женщине, одетой по принятым в обществе правилам, легко сразу же наладить взаимоотношения со священнослужителями.

В любых правилах существуют исключения. Если человек не ходит постоянно в церковь, но внезапно решил войти и помолиться, то никто не будет его выгонять. Священники, будучи тактичными и терпеливыми людьми, не укажут на ошибку прилюдно.

Если наедине на исповеди батюшке задать вопрос: «Можно ли носить джинсы или брюки?», то ответ будет носить рекомендательный характер. Священнослужитель посоветует следовать общепринятым нормам поведения.

Бывает ситуация, когда в сильный мороз у женщины просто нет теплой юбки, а церковь отдалена от дома на значительное расстояние. В таком случае не стоит отказываться от похода в церковь. Можно воспользоваться курткой максимальной длины или шубой, чтобы скрыть брюки. Главное, чтобы внешний облик оставался скромным.

Устои по поводу одеяния женского пола в храме на протяжении веков сложились неоднозначные, но величайшим остается искреннее желание общаться с Богом, прикасаться к высокому, прекрасному.

Можно ли женщине в брюках идти в церковь

Многие православные люди уверены, что девушкам и женщинам запрещено появляться в церкви в брюках. Это продиктовано христианскими канонами, традицией, культурой и общественным мнением. Ношение предметов, отличных от длинной юбки, часто порицается и запрещается. В этой статье разбирается, насколько этот запрет обоснован.

Вопросы эстетики

Для православных людей красота имеет очень большое значение. Священные писания призывают ухаживать за собой, чтобы отразить внутреннюю красоту во внешней. По христианским законам нельзя уделять внешнему виду слишком большое внимание, но не следить за собой нельзя. Представительницы слабого пола должны проявлять в одежде свои основные качества: женственность и нежность. Поэтому с эстетической точки зрение появление в брюках будет неправильным. К тому же, во всех христианских храмах люди носят стандартизированную одежду, и штаны на девушке будут выбиваться из общей картины.

Что говорится в Библии

В Ветхом завете достаточно чётко обозначена позиция относительно одежды. Новый завет подтверждает все положения. Но большинство людей трактует слова из книги неверно и слишком буквально. В Библии сказано, что женщинам запрещено носить мужскую одежду, а мужчинам – женскую. В данном случае под этим прилагательным понимается «принадлежащую мужчине», его собственную. Речь идёт о так называемых «ряженых», а также о различных языческих обрядах, которые были строго запрещены. Частью этих обрядов было переодевание. Любые проявления магии и язычества не принимаются христианским учением, поэтому в Библии присутствует эта фраза, не имеющая отношения к функциям нынешнему гардеробу. К тому же, во времена написания книги существовало другое понимания брюк, отличное от сегодняшнего. В настоящее время брюки стали полноправным элементом женского гардероба, их модели не носятся мужчинами: они просто им не подойдут, такая одежда считается непосредственно женской. Поэтому библейский принцип к ней не относится.

Мнение священников

Священнослужители не сходятся во мнениях.

Некоторые понимают, что одежда – элемент культуры, который не имеет отношения к вере. Учение было написано давно, поэтому его необходимо адаптировать под современность, чтобы строгие правила не отталкивали людей. Они призывают не осуждать молодых девушек, которые приходят в храм за помощью, а получают претензии по поводу внешнего вида и джинсов. Другие призывают строго следовать дресс-коду. ВАЖНО знать, что сейчас нет строго запрета на брюки: все зависит от церкви, священнослужителя и прихожан.

Основные требования, предъявляемые к вещам для похода в храм: скромность, минималистичность, сдержанность, простота, отсутствие броских элементов.

  1. Голову нельзя оставлять «непокрытой». Обязательно использовать платок или косынку. При их отсутствии воспользуйтесь капюшоном или другими подручными средствами.
  2. Предпочтение отдаётся юбкам и платьям.
  3. Длинные рукава: открытые плечи и спина читаются неприличным жестом. Тело человека должно быть закрыто одеждой.
  4. Не привлекающие внимания цвета, украшения, неяркая косметика.
  5. Требования к юбке: длинная или средней длины (ниже колена), свободного кроя.

Все правила не считаются обязательными и подлежащими чёткому исполнению. Их соблюдение можно назвать желательным. Так выражается уважение к другим прихожанам. Некоторые мужчины отмечают, что девушки в коротких юбках или платьях отвлекают их от молитвы. Поэтому выбор дресс-кода полностью зависит от индивидуальных предпочтений и желаний. Чётких предписаний не существует.

ВАЖНО: строгость следования правилам индивидуальна: в некоторых храмах могут возникнуть открытые конфликты из-за внешнего вида. Негативную реакцию проявят прихожане или священнослужитель. Это не касается монастырей, там использование юбки обязательно, правила там гораздо строже.

РПЦ меняет моду: ходить в храмы можно в брюках

Церковь перестает встречать прихожан по одежке

Глава Отдела внешних церковных связей Московского патриархата архиепископ Волоколамский Иларион призвал служителей терпимо относиться к одежде прихожан.

Владыка с сожалением указал на случаи, когда молодые люди в неформальной одежде и девушки в брюках, приходящие в храм для того, чтобы «встретить понимание и сочувствие, вместо этого встречают окрики и ругань». Он назвал такое отношение «болезнью, с которой надо бороться». Об этом сообщает сайт Отдела внешних церковных связей РПЦ.

— Наши приходы и епархии в Западной Европе вообще не знают таких запретов в отношении женской одежды, — сказал Иларион. — Уже более 80-ти лет и в России, и на Западе производятся женские брючные костюмы, поэтому называть брюки чисто мужской одеждой уже никак нельзя… Господь смотрит на сердце человека, а не на его платье, — выразил уверенность архипастырь.

После этого заявления почему-то вспоминается конец 80-х, когда перестройка распахнула границы полчищам западных проповедников всех мастей. На их фоне православные батюшки выглядели, прямо скажем, бледновато, поскольку руководство РПЦ тогда строго придерживалась своих канонов. Не поощрялось церковным начальством и даже каралось участие служителей культа даже в спортивных мероприятиях, не говоря уже о светских вечеринках

Но, похоже, ситуация изменилась. Батюшки теперь вовсю проповедуют в рок-клубах, гоняют с байкерами на мотоциклах, прыгают с парашютом и обучают детишек в спортзалах основам каратэ…

Корреспондент «СП» попытался выяснить, какой отклик нашел призыв архиепископа Волоколамского Илариона у служителей православной Церкви

Роман Силантьев, директор Правозащитного центра Всемирного русского народного Собора.

«СП»: — Помимо платка и брюк, какие еще церковные каноны можно не соблюдать?

— Например, устарел, на мой взгляд, запрет на употребление лекарств, изготовленных иудеями. Фармацевтика Израиля сегодня — одна из передовых в мире. Или вот — запрет делить трапезу с инаковерующими. В этом случае, вообще можно умереть с голоду и забыть о посещении столовых, кафе и ресторанов. Кроме того, есть канон, согласно которому, человек, пропустивший три церковные службы без уважительной причины, отлучается от церкви. Он явно устарел.

«СП»: — То есть любые «железные» правила могут рано или поздно меняться, но не вредит ли это вере?

— Жизнь не стоит на месте, и любые каноны в зависимости от времени и обстоятельств могут меняться. Например, в Иерусалиме верующие несут в церковь пальмовые ветви, а у нас — ветви вербы. Это пример адаптации канонов без изменения сути веры. Решает такие вопросы в первую очередь сама Церковь. И вообще за две тысячи лет с рождества Христова в Церкви произошло очень много изменений — и в культовой практике, и в облачениях, и во многом другом. Например, нет ничего общего в облачении архиерея пятого века и 21-го… Но при этом Церковь, стараясь приблизить каноны к современной жизни, не отменяет никаких вероучительных правил.

о.Сергий (Рыбко), священник:

— В писании сказано, женщина да не приемлет на себя образа мужеского, а мужчина — женского. Здесь, однако, речь идет далеко не о брюках или иных вещах гардероба. Все гораздо глубже. В прежние времена на Востоке все ходили в туниках, а на Руси все это истолковали так, что нельзя в Храм заходить в брюках. Глупость, конечно. К тому же, существует деление — женские брюки, мужские. А, например, за Полярным кругом без брюк вообще не походишь.

«СП»: — Илларион, как можно понять, призывает служителей Церкви терпимо относиться к одежде прихожан. Но чаще приходится сталкиваться с тем, что замечание молодым девушкам, приходящим в церковь в брюках и без платков, делают сами прихожане?

— Подобные конфликты из-за платков и платьев случались и у нас в храме. Особенно отличались две бабушки. Пришлось их предупредить, и даже погрозить удалить из храма. Они, в конце концов, успокоились. Но надо заметить, что бабушки — это все же особая категория.

«СП»: — В каком смысле?

— Несмотря на свою седину и старость, многие из них сами не так давно пришли в Церковь, и у них еще не сформировалось понимание того, как надо себя вести в храме. К тому же многие из них воспитаны были все же еще комсомолом, который заставлял всех ходить строем. Отсюда и попытки построить других людей. Думаю, в этом основная причина такого поведения. Согласен, они хотят, как лучше, но получается — как всегда.

«СП»: — После такого заявления Илариона остается в силе пословица: со своим уставом в чужой монастырь не ходи?

— Один покойный батюшка так рассказывал мне о своей прихожанке. Вначале она заявила, что на службу будет приходить, но вот целовать руку священнику отказалась. «Ну, хорошо, не целуй», — ответил он ей. «И на колени вставать не буду». «Не вставай». Но прошло короткое время, и прихожанка и на колени стала вставать, и руку целовать… Просто человек не сразу все понимает и осознает. В священном писании сказано, что некоторых надо вначале молочком кормить, а когда окрепнут — давать твердую пищу. Но повторяю, не самое главное — в брюках ты пришла или без платка. Есть вещи более важные.

«СП»: — В каких приходах нарушения канонов распространены чаще — в городских или сельских?

— Мне кажется, больше проблем возникает в деревнях, где храм посещают в основном старушки. А когда заходит туда помолиться какая-нибудь дачница, ее начинают учить уму разуму. В Москве же к одежде уже давно относятся спокойнее. Хотя, конечно, есть и священники, которые думают так же, как старушки. Вообще Церковь должна всегда искать индивидуальный подход к каждому человеку и обстоятельствам его жизни. Например, во время поста необходимо снисхождение к путникам и болящим, а если сейчас начать соблюдать пост по уставу, то для многих он окажется, вообще неисполним. В то же время, у греков вообще нет такого, чтобы целый день не есть, и это — только русский «прибамбас». Но есть вещи, к которым не может быть никакого снисхождения.

— Измены Церковь не приемлет.

Василий Великий в 91-м правиле своего творения о Св. Духе, говорит:

«Из соблюдаемых в Церкви догматов и наставлений мы имеем некоторые в письменном виде, а некоторые приняли от апостольского предания — по преемству в тайне. Те и другие имеют одну и ту же силу для благочестия, и этому никто, даже малосведущий в церковных установлениях, не станет перечить. Ибо, если отважимся отвергать неписанные обычаи, как маловажные, то непременно повредим Евангелию в самом главном, и от апостольской проповеди оставим пустое имя без содержания…»

Я за легализацию женских брюк в храмах!

Опубликовал Максим СПб в блоге «Максим СПб». Просмотры: 42189

Вспоминается история из моего детства. Мне тогда было восемь лет, и мы отдыхали с родителями на Кавказе. В муслиманской семье, у которой мы снимали жилье, жила старенькая, незамужняя тётя. Она всегда быстро-быстро прошмыгивала через двор, прикрывая лицо. Чтоб на нее, девушку, мужчины не глядели.
И вот, захожу как-то я зачем-то в комнату хозяев, а там эта старушка-тётя сидит. И она сразу подол себе на голову, чтобы я, восьмилетний мужик, ее девическое лицо не увидел.
Я привел этот случай как характерный пример подмены смысла — формальностью. Надо закрыть лицо — и все. А то, что от этого стало как раз совсем не пристойнее, а наоборот.
Так и с одеждой в храмах: первоначальный смысл, заключавшийся в том, чтобы все выглядело благочестиво, — забыт. Осталась бессмысленная формальность.
Летом женщины приходят в церкви в таком виде, что их бы и в приличную дискотеку не пустили, решили бы, что «работать» пришла. Но никого это не беспокоит — они же не в штанах! А на женщину в приличных и однозначно женских брюках тут же набросятся с этим затасканным передником — оденьте, так принято! Одну мою иногороднюю френдессу не допустили до Причастия с ребенком на руках (!), из-за того, что она пришла в храм холодной зимой в теплых брюках.
Время идет, нравы меняются. Лет сто назад женщина в брюках являла собой вызов обществу. Сейчас это не так.
Лет семьдесят назад, до президента Кеннеди, который ввел моду ходить без шляпы, мужчина без головного убора на улице тоже выглядел одиозно. Сейчас это тоже забыто.
Если обратиться к более старым временам, то в римско-эллинистическом мире, который, безусловно, является колыбелью Христианства, манера одеваться была вообще принципиально иная. В частности, мужчины брюк не носили, они считались элементом варварского костюма.
В допетровской Руси западная модель одежды считалась нечестивой и вызывала отторжение. Сейчас же западная манера одеваться является общепринятой.
До 90-х годов джинсы являлись принадлежностью одежды «мажора» и общественно осуждались. Я еще застал распространенный тогда образ церковного мужчины в поношенном сером костюме и стоптанных ботинках. Модно одетый человек, а тем более в «мажорском» стиле, вызывал в храмах недоверие. А сейчас мужчина, пришедший на Литургию в джинсах, не вызывает у верующих никакого внутреннего протеста.
Надо всеми силами не допускать в наши храмы настоящий модернизм — например, лояльное отношение к ужаснейшим страстям и порокам, некую гуманистическую терпимость отнюдь не ко грешникам, а к самому греху. Что касается внешнего вида прихожан, то он должен быть не формально-соответствующим, а нравственно выверенным, свидетельствующим об уважении к святому месту, Таинствам, в нем совершающимся, и собратьям по вере, которых он не должен соблазнять на греховные помыслы.
Я думаю, что легализация женских брюк в наших храмах — это только вопрос времени. И здесь важно не спутать мнимый модернизм с модернизмом подлинным. И, допустив в церкви женщин в брюках (что, я думаю, неизбежно произойдет), не махнуть на все рукой, широко открыв двери всем новым веяниям, включая сюда лояльное отношения к детоубийствам (абортам), одобрение «гражданских браков» (а потом и однополых), религиозный синкретизм и так далее. Смена стилей одежды — это нормально. А попрание самого духа Христовой веры — это вероотступничество.
Нравы меняются, но главное, чтобы они не противоречили христианской нравственности. В пристойных женских брюках, даже в храме, я такого противоречия не вижу.

Можно ли ходить в церковь в брюках женщинам

В современном мире большинство верующих столкнулись с вопросом: можно ли в церковь ходить в брюках женщине. Этот вопрос появился в христианстве с появлением женских брюк, как сейчас церковь реагирует на этот элемент одежды — нам нужно в этом разобраться.

Брюки и женщины в истории Церкви

Европейские брюки, скорее всего, были изобретены как одежда для верховой езды. Но это была одежда, в которой ходили только мужчины, а у женщин было платье для верховой езды. Считается, что первой женщиной, дерзнувшей ходить в брюках, была Жанна д’Арк. Кстати, в Средневековье могли сжечь за то, что девушка была бы одета в мужскую одежду.

Данный вид гардероба в России, как и в Европе, был чисто мужским вплоть до появления суфражисток и… велосипедов. В 19 ом –веке, одеваясь в мужскую одежду, женщина хотела выразить протест главенству мужчин. Это было время начала активной борьбы женщины за свои права.

Общество реагировала на эти изменения крайне неохотно, запрет на брюки в некоторых странах существовал вплоть до середины прошлого столетия. Для того чтобы девушка могла ходить в брюках, она должна была брать соответствующее разрешение в полиции, иначе она преследовалась по закону.

Даже Советский Союз, поощрявший всякие бунты, в том числе и борьбу женщин за свои права, разрешал дамам ходить в штанах – на заводе, фабрике, однако в обществе, на светские мероприятия женщина не могла позволить себе надеть брюки.

Первая и Вторая мировые войны привели к тому, что женщины были вынуждены взвалить на себя мужскую работу, и мужская одежда на какое-то время опротивела дамам, однако, нехватка тканей послужила поводом для развития брючной моды.

Отношение христианской церкви к брюкам

Очевидно, что если общество крайне негативно реагировала на изменения в женском гардеробе, то ходить в храм в брюках долгое время не решался никто. Заходить в церковь в брюках стали наиболее активно в последнее десятилетие – это время, когда общество уже давно признало брюки женской одеждой.

Есть два взгляда на одежду, которые присутствуют в церковной среде:

  1. Одежда не главное, главное – сердце. Приверженцы этого мнения, говорят о том, что если я хожу постоянно в брюках, почему нельзя ходить в церковь в них, ведь, надев юбку, я не стану другой личностью, а останусь сама собой.
  2. Существуют обязательные традиции относительно одежды, которых должны придерживаться в обществе. Например, на похороны мы не можем надеть яркий праздничный костюм – этим мы оскорбим чувства присутствующих, так и в православный храм девушка должна ходить и одеваться соответствующим образом.

Эти две позиции не лишены смысла, ведь в любом обществе одежда всегда символизировала определенный вещи-статус, положение, половой признак. Современный мир, несмотря на универсальность вещей, все равно не может полностью обойти этот фактор.

С другой стороны, длинная юбка и правильный внешний вид девушки в церкви еще ничего не означает – это может быть чистым лицемерием и ханжеством. Для христиан самым важным узнать, мнение Библии на этот счет.

Ветхий завет

В Ветхом Завете одеяниям придавали глубокий смысл. Например, в книге Исход был описаны строгие правила одеяний для священников, у них должна быть полностью скрыта телесная нагота.

У евреев нагота была позором, Адам и Ева после своего согрешения сразу осознали свою наготу и от этого почувствовали себя уязвимыми, Бог прикрыл их позор, сшив им первую одежду.

По этой причине в те времена платье всех людей были очень закрытыми, в буквальном смысле до пят. Платья мужчин и женщин различались, и существовал четкий запрет на то, чтобы мужчина надевал то, во что одевается женщина, и наоборот.

Эти стихи являются основной причиной негативного отношения к женским брюкам в церкви. Но многие комментаторы Библии говорят о том, что это место Библии означает то, что человек, надевая «чужеродное» платье хотел сменить пол и для Бога такая трансформация личности-мерзость.

Новый завет

В Новом Завете мы встречаем несколько четких комментариев Апостолов относительно того, как правильно одеваться женскому полу. Апостол Павел в 1-ом послании к Тимофею 2:9 говорит о том, что одеяние должно быть приличным, скромным. Апостол Петр 1 Петра 3:1-6 также призывает женщин уделять внимание своему характеру и душе больше, чем своему одеянию.

Дух первых христиан был исполнен любви к Христу, поэтому одеяния многих святых были максимально простыми и скромными. В Евангелиях Христос не регламентирует и не устанавливает каноны для христианской одежды. Чем ближе человек к Богу, чем он глубже будет осознавать, что нравится Ему или нет – и выбор ходить в брюках или юбке должен оставаться на совести женщины.

Как правильно одеваться в церковь?

Мнение священников насчет брюк расходится, некоторые позволяют приходить в церковь женщине в брюках, некоторые считают это недопустимым. Однако, считается обязательным для православной верующей на Причастие приходить в платке и в юбке.

Кроме этого женщине рекомендуется при посещении храма узнать мнение своего батюшки, священнослужителя, духовника на счет, того можно ли ходить в церковь в брюках женщинам.

В отношении одежды в церкви существуют следующие правила:

  1. Внимание прихожан не должно быть отвлечено от молитвы чьим-то нарядом.
  2. Женщины должны выглядеть скромно, чтобы не ввести кого-либо в соблазн.
  3. Глубокие декольте, обтягивающие брюки, короткие юбки, шорты, открытые майки неприемлемы для церкви.

Подводя итог наших размышлений можно сказать, что в христианстве вопрос выбора одежды должен оставаться на совести человека. В отношениях одежды вы можете задавать вопросы священнику, но в любом случае выбор: в чем ходить в церковь — за вами. На мой субъективный взгляд, лучше ходить в церковь в брюках, чем вообще не ходить.

Перед тем, как что-то одеть в церковь, задайте себе несколько вопросов:

  • Соответствует ли моя одежда церковному стилю?
  • Не вызовет ли мое одеяние худых мыслей у противоположного пола?
  • Для чего я иду в церковь в такой одежде?

Статья выражает субъективное мнение автора и не представляет какую-либо официальную позицию.

Можно ли православным женщинам ходить в церковь в брюках

Многих верующих интересует вопрос: можно ли православной женщине носить брюки в светской жизни, и стоит ли в них приходить на богослужение? Люди знают запрет церкви на ношение штанов девушками, но многие не обладают знаниями о том, насколько категорично данное правило в современных рамках.

Посещение церкви в брючной одежде

Устоявшиеся взгляды на внешний вид прихожан в храме, диктуют женщинам традиционный вид одеяния. Отказ от брюк и переодевание в юбку отталкивает некоторых девушек от посещения церкви.

Запрет на женские штаны уже не так однозначен как раньше. Некоторые храмы оставляют этот вопрос на совести прихожанок:

  • одни из них ревностно соблюдают негласное правило и в светской жизни;
  • другие склоняются к мнению, что брюки лучше обтягивающих или коротких юбок.

Важно! В доме Господнем никто не вправе судить прихожан за их внешний вид, здесь намного важнее чистота души.

Мнение священнослужителей

Среди священников не существует единого мнения о внешнем виде девушки в храме. Многие из них считают, что если женщина в брюках хочет зайти в храм помолиться и поставить свечку, то ничто ей не может препятствовать. Никто не может точно сказать, но все-таки большинство из них склонны соблюдать строгий запрет на женские брюки.

Особенно это касается монастырей, где свято чтят традиции. Служители церкви объясняют данное правило тем, что форма одежды способна влиять на поведение. К примеру, женщины в брюках часто ведут себя вальяжно, выбирая расслабленные позы и движения, что несет за собой появление новых неподобающих христианской прихожанке черт характера. К тому же, необычный вид девушки в храме может склонить других прихожан к греху осуждения.

Другая часть священнослужителей говорит о том, что нельзя запрещать женщине посещать церковь только из-за того, что она одета в предмет мужской одежды. Подобные правила могут оттолкнуть многие души от Бога.

Совет! Строгого запрета на женские брюки в церкви сейчас нет. Соблюдение данного правила может зависеть от отношения к нему священника и прихожан прихода.

В любом случае лучше уважать традиции и негласные уставы церкви, и по возможности одеваться на богослужение правильно, но никто не вправе осудить женщину, пришедшую в церковь в брюках.

Брюки как предмет мужской одежды

На входе во многие храмы и монастыри можно встретить таблички, которые гласят о том, что женщине в брюках вход воспрещен или что не подобает православной прихожанке носить мужскую одежду.

Данные запреты обуславливаются цитатами из Библии. Но ссылки на мнения о том, что данный предмет гардероба является истинно мужским облачением — устарели, так как этот предмет одежды женщины носят с 1930-х годов. К тому же, женщина в джинсах и брючных костюмах в повседневной жизни не выглядит странно, как выглядел бы мужчина в юбке или платье.

Во времена язычества, переодевание было культом магических обрядов. И так как во все времена магия запрещалась христианством, то и облачение в мужские одежды противоположным полом строго осуждались, особенно в стенах храма. Эти времена давно себя изжили и можно сделать вывод, что штаны уже не являются строго мужским одеянием. Есть модели брюк, которые не подойдут молодым людям, в такой одежде никто не укажет на то, что девушка выглядит как мужчина.

Следовательно, не стоит слепо соблюдать данные запреты. Вход в храм для всех женщин открыт, если они не выглядят пошло и невежественно.

Как одеваться женщине в церковь

Если женщина собралась в храм в первый раз, то лучше не использовать в своем внешнем виде мужской одежды. Существуют некоторые негласные законы о том, как должна одеваться девушка на богослужение:

  • считается обязательным наличие платка или косынки для покрытия головы, в современных реалиях для этого можно использовать капюшон или берет;
  • плечи, руки, шея и зона декольте обязательно должны быть закрытыми во избежание мужского внимания;
  • юбку или платье лучше подобрать длиной ниже колена, не из облегающей ткани, скромного покроя;
  • обувь желательно носить закрытую, без вызывающих каблуков.

Главное правило — не привлекать к себе внимание, во всем нужно держаться золотой середины, так как слишком закрытые одежды, смотрятся показательно скромно. От парфюма и декоративной косметики нужно отказаться по тем же причинам.

Важно! Внешний вид девушки не должен притягивать мужские взгляды своим силуэтом, так как это может отвлекать от молитвы и навевать другие мысли.

Закрытая одежда может быть модной, церковь не запрещает девушкам украшать себя, главное, чтобы в этом украшательстве не прослеживалось пошлости и вульгарности.

Православная Жизнь

«Верное Богу сердце всегда подскажет и форму одежды, и ее длину», — уверен иерей Валентин Макаров.

Фото Сергея Рыжкова

У нас в церковной практике часто можно встретить исполнение второстепенных положений Моисеева закона. Наиболее распространена практика запрета на касание освященных предметов: икон, распятий, принятия просфор, святой воды женщинами в период их физиологической слабости. Некоторые даже не позволяют себе зайти в храм. Также в ветхом законе есть запрет на ношение одежды противоположного пола, так как подобный поступок считался извращением: «На женщине не должно быть мужской одежды, и мужчина не должен одеваться в женское платье, ибо мерзок пред Господом Богом твоим всякий делающий сие» (Втор.22:1-30). Акцент стоит на ношении одежды противоположного пола, а не конкретно — брюк или штанов. Во времена Моисея, впрочем как и во времена Христа, одежда была примерно похожей. Это халаты для мужчин, о чем косвенно говорит строгий запрет на поднятия края одежды отца своего, и такие же подобные халату, только более перемотанные покрывала для женщин. Подобия этих одежд остались и до сего дня в Индии и странах Ближнего Востока.

В современной практике больше нужно руководствоваться Евангельскими нормами благочестия. Женщина должна помнить, что ее внешний вид может стать соблазном и поводом для прелюбодейства в сердце, согласно словам Нагорной проповеди. Если она совершает первые шаги в храм, или случилось что-то тревожное, не терпящее отлагательств, то грубейшей ошибкой будет ей со старта говорить, мол: иди, переоденься и приходи. Она ко Христу пришла, а Он не возбранял касаться себя ни блудницам, ни кровоточивым. Нужно потерпеть немного, и она сама переоденется, т.к. внутренне преображение неизбежно отразится снаружи. Главное, чтобы эта женщина вернулась в храм.

В связи с этим интересно отметить такое наблюдение. Если женщина дома или работая по-хозяйству во дворе наденет рубашку или штаны своего мужа, то это внешне нисколько не умаляет ее достоинства. Но если муж возьмет одежду своей жены – это лишит его всякого вида. Видимо, это непрямое доказательство того, что именно «от мужа взята быть жена» (Быт.2:23), и сама одежда показывает, кому эта жена принадлежит.

Молодые девчонки, находящиеся в «активном поиске», копирующие модели поведения мирских сверстниц, часто совершают ошибку, пытаясь одеждой подчеркнуть или выделить все мыслимое и немыслимое. И часто в этом переходят приемлемые границы или просто вульгарно выглядят. Для них аллегорическим языком можно дать такой совет: пусть учатся готовить и подавать суп для своего будущего мужа — не слишком горячий и не остывший, не пересоленный и недосоленный.

Подводя итог, скажем: юбка — хорошо, это чисто женская одежда, но юбка юбке — рознь. Наиболее красивыми были и остаются народные сарафаны или подобные им юбки. Они придают женщине достоинство. Они красиво скрывают фигуру во время счастливых месяцев непраздности. Также есть деловая мода или бизнес дресс-код. И там тоже можно найти приемлемый компромисс. Верное Богу сердце всегда подскажет и форму одежды, и ее длину.

Почему церковь признала брюки женской одеждой

Сколько лет женщины в России носят брюки, столько же существует стереотип — «в храм Божий в брюках нельзя». Для кого-то из дам это становится предлогом не заходить в церковь вообще, или, по крайней мере, долгие годы, для других — перед входом в храм повязывать вокруг джинсов шаль, для третьих — ходить в юбке всегда: хоть в поле копать картошку, хоть в лес по грибы, а на «грешниц в брюках» поглядывать свысока.

Как же относится православие к женским брюкам на самом деле? Этим вопросом прихожанки до такой степени замучили своих пастырей, что даже одному из высших иерархов Русской церкви, главе Отдела внешних церковных связей митрополиту Илариону, пришлось отвлечься от вопросов богословия и церковной политики, чтобы разобраться в особенностях современной моды и дать ответы в нескольких радио- и телепередачах. «Если женщина пришла в церковь без платка или в брюках, то никто не вправе ни из прихожан, ни из клира грубо указывать на это», — заявил он полтора года назад в эфире «Русской службы новостей». Владыка Иларион также отметил, что традиция надевать на богослужение юбку и платок — «не универсальная» для всех поместных церквей и, например, в Западной Европе «не только не соблюдается, но было бы даже немыслимо заставить, например, во Франции надеть женщину юбку — это значит, что она должна выглядеть как мусульманка».

Тем не менее, при входе во многие храмы и монастыри Московского Патриархата можно увидеть объявления типа «Женщинам в брюках вход воспрещен» или «Не подобает христианке носить брюки». Часто они сопровождаются цитатой из Ветхого Завета: «На женщине не должно быть мужской одежды, и мужчина не должен одеваться в женское платье, ибо мерзок пред Господом Богом твоим всякий делающий сие» (Второзаконие, глава 22, стих 5). Противники брюк как предмета женской одежды также любят ссылаться на постановления Шестого Вселенского и Гангрского соборов, которые также запрещают женщинам носить мужскую одежду.

А теперь подумаем логически: являются ли брюки исключительно мужской одеждой в наши дни, когда выпуск этого предмета одежды специально для женщин происходит уже более 80 лет, а юбку или платье в уличной толпе можно увидеть от силы на одной женщине из десяти? И что за явление, собственно, было осуждено законом Моисея и соборными правилами?

В 62-м правиле Шестого Вселенского собора, которое любят упоминать в объявлениях из серии «посторонним вход воспрещен», сказано: «. в честь богов, ложно так Еллинами именуемых, мужеским или женским полом производимыя плясания и обряды, по некоему старинному и чуждому Христианскаго жития обычаю совершаемые, отвергаем, и определяем: никакому мужу не одеваться в женскую одежду, ни жене в одежду мужа свойственную; не носить личин комических, или сатирических, или трагических». Речь здесь идет о языческих ритуалах, в ходе которых люди придавали себе вид, свойственный противоположному полу, мужчины играли роли женщин, а женщины — мужчин. Сегодня это назвали бы парадом трансвеститов. Но сегодня вы ведь не принимаете женщину в брюках за мужчину, не обращаетесь к ней «молодой человек»?

А вот 13-е правило Гангрского Собора, якобы тоже запрещающее женские брюки — это совсем другая тема. Оно гласит: «Аще некая жена, ради мнимаго подвижничества, пременит одеяние, и, вместо обыкновенныя женския одежды, облечется в мужскую: да будет под клятвою». На том же соборе были осуждены ереси Евстафия и его последователей, которые практиковали ложный аскетизм. Они верили, что те, кто живет в браке, не спасется, бросали своих жен и мужей, постились в воскресные дни, а употребление в пищу мяса отвергали в принципе. Женщины-евстафианки коротко стригли волосы и носили мужскую одежду, и это правило было написано конкретно против них. Сегодня их аналогом могла бы послужить секта каких-нибудь убежденно одиноких и агрессивно настроенных дам, которые бреются наголо, носят камуфляж, спят в палатках, питаются исключительно гречневой кашей из котелка и осуждают всех, кто совершил предательство и надел обручальное кольцо на палец.

Что же касается объявлений, запрещающих вход в храм для кого-либо, дело тут вообще не в брюках. В переводе на русский язык их следует понимать так: «У нас и так прихожан уже достаточно, извините, нам не нужны новые люди. Здесь уже собралась теплая компания, все свои, нам в своем кругу комфортно и, простите, некогда отвечать на ваши дурацкие вопросы и уделять вам внимание».

Причина этого явления следующая: существует особая околоцерковная субкультура, которая даже не возникла как ответная реакция простого народа на насильственную маргинализацию верующих в годы коммунистических гонений. Она сформировалась тремя веками раньше, во времена Петровских реформ, как ответ на секуляризацию государства, отделение церковного от светского. Именно тогда возникла особая субкультура «церковных людей» с такими отличительными чертами, как ношение подчеркнуто ветхой одежды темных тонов, напоминающей не то нищенскую, не то монашескую, почитание авторитета «старцев» выше епископата, осуждение власти как «беззаконной», «антихристовой», неприятие «мирской», особенно европейской, культуры. Наверное, это древнейшая из существующих сегодня в России протестных субкультур. Новообращенные православные христиане конца прошлого века подарили церковной субкультуре второе дыхание: придя в храмы и не имея перед глазами иных образцов православной культуры, внешности и поведения, они приняли эту наиболее экзотичную среду за самую ревнительскую, подвижническую. Действительно, принадлежность к данной субкультуре кажется самым простым способом достижения «высокой духовности»: стоит отказаться от косметики и маникюра, а лучше совсем перестать следить за собой, облачиться в мятую черную юбку и серую бесформенную кофту, покрыть голову платком «внахмурку», намотать на запястье четки, желательно поизношеннее, «намоленные», научиться в знак благодарности отвечать «спаси, Господи», а при зевании крестить рот, и «церковная среда» с радостью признает вас своей, «знающей», вы получите в ней психологическую поддержку и одобрение, уверенность в правильности выбранного пути.

Проблема в том, что когда человек надевает в церковь нечто странное, неуместное в обычной жизни, а на работу или для отдыха одевается совсем иначе, и сама вера начинает восприниматься как ролевая игра. А когда приходят настоящие, «взрослые» искушения, человек оказывается не в силах с ними справиться, и это оборачивается для него серьезным мировоззренческим кризисом.

Означает ли это, что в церковь одеваться можно как угодно: хоть в мини, хоть в бикини? Конечно, нет. Авторитетные для каждого православного человека святые отцы писали об одежде совсем немного, но их советы актуальны по сей день. У святителя Иоанна Златоуста, святителя Кирилла Александрийского, преподобного Макария Египетского, преподобного Ефрема Сирина мы видим следующие рекомендации: не носить одежду подчеркнуто богатую, признаком которой в древности служила «пестрота и многоцветие», особенно в том случае, если к этому тебя не обязывает социальный статус. Также святые отцы призывают христиан не допускать во внешнем виде чего-либо, что способно возбуждать в лицах противоположного пола похоть, причем речь здесь идет гораздо в большей степени о манерах поведения и косметике, нежели об одежде. Неоднократно повторяется совет верующим не выделяться своей одеждой из народа, среди которого они живут, не носить чего-либо странного.

Если перенести святоотеческие советы из мира сандалий и хитонов в нашу реальность, то картина получается примерно следующая. Во-первых, одежда однозначно не должна быть сексуальной. Во-вторых, она не должна служить средством демонстрации материального успеха, особенно в том случае, если его у вас на самом деле нет. И, в-третьих, вы не должны выглядеть чудно, «не как все». Из этих соображений и следует выбирать одежду, если вы собираетесь в церковь целенаправленно. А уж что именно надеть, подскажет здравый смысл. В русской традиции — женщинам покрывать голову, но к этому следует относиться как к национальному обычаю, а не как к догмату. В Греции, напротив, голову покрывать не принято, зато даже в сорокаградусную жару не приветствуется одежда без рукавов, молящийся человек в майке может услышать в свой адрес замечания.

Но в любом случае, если желание зайти в церковь возникнет у вас внезапно, всегда лучше зайти, чем не зайти. Если вы одеты совсем уж «не по форме», например, в мини-юбку и топ на бретельках, попросите у свечницы или сторожа халат, обычно они в этом не отказывают. Кстати, главное, что мы можем найти об одежде христианина в Евангелии — это призыв Господа Иисуса Христа не заботиться о ней: «Посему говорю вам: не заботьтесь для души вашей, что вам есть и что пить, ни для тела вашего, во что одеться. Душа не больше ли пищи, и тело одежды?» (Евангелие от Матфея, глава 6, стих 25).

Ссылка на основную публикацию