Мужской монастырь Николо-Берлюковская пустынь в поселке Авдотьино, Ногинский район

Мужской монастырь Николо-Берлюковская пустынь в поселке Авдотьино, Ногинский район

Первый камень этого православного монастыря заложили в начале XIII столетия. В 1919 г. пустынь официально закрывали, и только в 2015 г. по настоянию игумена Евмения церковный комплекс окончательно перевели под контроль РПЦ. Сегодня здесь проходят ежедневные богослужения по уставу Церкви, прихожане имеют возможность принять деятельное участие в молебнах, поклонится святым реликвиям и познакомится с историей и наследием обители.

История обители

Подвижники выбирали местность с особенной тщательностью, преодолевая леса и болота, пока не нашли тот участок, где душа успокаивалась. И сегодня прихожане ощущают благодать и умиротворение, навсегда сохраненные за этой территорией. На берегу реки Вори в конце XI столетия проживали славянские племена, а на здешнем холме стоял языческий центр. Живописность этого края привлекала миссионерских подвижников и монахов-скитников.

  • Берлюковская обитель возникла в начале XIII в., она строилась на основании пещер и занимала большую площадь леса. Изначально здесь располагалось два собора: один — пещерный во славу Иоанна Предтечи, другой — построенный на месте брошенного капища храм Николая Чудотворца. Рядом со строениями находилось поселение, которое называлось Берлино, — отсюда и пошло наименование пустыни.
  • В 1606 г. на берег реки Вори, где стояла обитель, прибыл отец Варлаам. Он построил здесь деревянную часовню, в которой разместили святое изображения святителя Николая Угодника. Когда польские захватчики покинули отечество, в родной монастырь возвратилась благодарная братия, имевшая великое намерение отстроить обитель заново. В это же время появилась и деревня Авдотьино.
  • После 1613 г. иеромонах Варлаам испросил благословения у Господа на постройку новой церкви. Каменный храм, освященный в честь преподобного Чудотворца, воздвигли трудолюбивые монахи и местные благочестивые жители. Через некоторое время душа святителя Варлаама смиренно отошла к Всевышнему Творцу.

Пустынь в XVII — XVIII вв.

В 1700 г. церковные земли стали частью Чудовой обители в Москве. В пустыни проживало несколько монахов и настоятель отец Пахомий. Вскоре добродетельный помещик В. Мартынов выделил деньги на обновление храма Чудотворца. Работы были благословлены архимандритом Антонием и столичной Духовной Дикастерией. В 1719 г. появилась резолюция, где предлагалось перестроить деревянную часовню в церковь Иоанна Богослова. В этом же году Берлюковская пустынь отчислилась от Чудова монастыря и официально перешла во владение к Успенской обители.

Другие православные монастыри:

В 1731 г. иеромонах Иосия, — благочестивый священник и ярый защитник христианской религии — принялся возводить на территории монастыря новые постройки. Святитель совершенно не признавал нововведений, приходящих из-за границы. В пример он ставил непоколебимую веру киево-печерских святых. За год до прибытия в Николо-Берлюковский церковный комплекс Иосия поселился неподалеку и образовал здесь небольшой скит.

Когда святитель получил должность настоятеля, вместе с ним в Николо-Берлюковскую прибыли преданные ему монахи Саровской обители. Иеромонах Иосия стал духовным отцом известных людей эпохи, он не боялся говорить правды в защиту православия, вел верующих на пути к спасению. За критическое мировоззрение против стремления императрицы Анны ко всему иностранному святителя отстранили от должности настоятеля и отправили на Камчатку. Николо-Берлюковская обитель закрыли указом властей, упразднив её до приходской церкви. Однако никто из монахов не сомневался, что возрождение не за горами.

Интересно! Берлюковский некрополь был создан задолго до нашествия польских захватчиков. На этом кладбище с благословения святых отцов хоронили монахов и жителей близлежащих окрестностей.

Сначала могилы устраивали вокруг Троицкого храма, но со временем некрополь разросся до собора Спасителя. На территории Николо-Берлюковского монастыря нашли покой не только благочестивые священнослужители, но и знатные люди, прославившие Отечество. В годы антирелигиозных репрессий некрополь полностью разрушили.

Возрождение

Восстановлением пустыни занялся ревностный христианин митрополит Платон. Святитель интересовался историей этого места и удивился его красоте, вскоре он открыл храм Николая Чудотворца и благословил проведение здесь церковных служений. Предание гласит, что после освящения собора, болеющий Платон почувствовал облегчение.

    Весной 1779 г. Духовная Консистория утвердила монастырь в качестве заштатного. Главным строителем назначили иеромонаха Иоасафа, отличавшегося аскетизмом и подвижничеством. Платон утвердил в своём постановлении, чтобы церковные здания создавались на основе камня. Святитель просил приложить максимальное количество сил в деле восстановления живописной и умиротворенной обители.

События XIX столетия

При настоятеле Николае II жизнь в монастыре становится чрезвычайно строгой. Время XIX века именуется «золотым» для истории Николо-Берлюковского церковного комплекса. С этого периода на территории пустыни начинается этап копания пещер. Основателем пещерокопания (истинного подражания христианского аскетизма) стал иеромонах Максим, родившийся в Твери.

    В конце весны 1829 г. Берлюковская пустынь обрела священную и прославленную реликвию, которая называется «Лобзание Спасителя Иудою». Первое чудо, произведенное иконой, исцелило слепую женщину. Летом этого же года святое изображение торжественно перенесли в Троицкий собор.

Главный храм Христа Спасителя построили в 1847 г. на основе камня. Он имел пять глав, аккуратную внутреннюю отделку, пол был выстлан тонкой плиткой, а ступени — белым камнем. Снаружи церковь покрыли железом и покрасили медянкой. Алтарь, купола и своды мастерски расписывали библейскими сюжетами, иконостасы покрывали позолотой и вырезали на них изображения Распятия.

История до наших дней

В 1902 г. церковный комплекс обрел нового настоятеля, им стал игумен Тимолай, чрезвычайно потрудившийся для облагораживания Берлюковского монастыря. В 1909 г. управление принял иеромонах по имени Петр, обладавший сильным нравом и колоссальной волей. В обитель приходило множество писем с просьбами о спасении во время Первой мировой войны. Братия стремилась всеми силами поддержать солдат, сражавшихся за свободу отечества, а также их семьи.

  • Все религиозные постройки Берлюковской пустыни, кроме собора Всех Святых, передали Дому инвалидов в 1920 г. Через год прекратилась традиция крестного хода с главной святыней монастыря. Вскоре обитель стали разворовывать: выносили драгоценности, кресты, церковные книги и т.д.
  • В 1923 г. в пустынь пришел последний её настоятель Ксенофонт, бывший боевой офицер. В этот период жизнь в обители проходила под строгим присмотром властей. В 1930 г. на территории Николо-Берлюковской пустыни прошла последняя Литургия на 200 паломников. Вскоре настоятеля Ксенофонта и его помощников арестовали и отправили за решетку, монастырь окончательно прекратил свою работу.
  • В 1992 г. при соборе Спасителя зарегистрировалась христианская община, её настоятелем назначили иеромонаха Евмения. Первая, после долгого простоя, Литургия была проведена в храме зимой 2004 г. Послушники сегодня прилагают все силы, чтобы восстановить хотя бы малую частицу былого величия церковного комплекса на реке Воря.

Интересно! Всякий монастырь — это место, где традиционно сосредотачиваются сельскохозяйственные и культурные деятельности. Николо-Берлюковская пустынь до начала революционных гонений имела большое природное богатство.

Территория церковного комплекса распространялась на 600 га, братия работала на скотном дворе и конюшнях, имелись кузницы. Во время Первой мировой войны богатая обитель отправляла на фронт непомерное количество молока и солений.

Сегодня братия Николо-Берлюковского монастыря стремится возродить былое величие, которое утратилось при СССР.

Как добраться

Тот, кто желает добраться из Москвы до Берлюковской пустыни на собственном транспорте, должен двигаться по Щёлковскому шоссе, миновав Ярославскую железную дорогу. Далее, необходимо проехать через город Чкаловский, после реки Клязьма предстает село Анискино. Миновав поселки «Юность» и «Райки», паломники с моста через реку Воря вскоре увидят знаменитую колокольню Николо-Берлюковской обители.

До места назначения из Москвы (метро «Щелковская») доставляет автобус № 321.

Николо-Берлюковская пустынь имеет богатую историю, отражающую и радостные и трагичные события Отечества. Сегодня руководители монастыря стремятся восстановить религиозную деятельность, чтобы давать прихожанам шанс на общение со Всевышним Отцом. Братия обители творит множество дел милосердия, помогая нуждающимся и больным, а также сиротам.

Монахи делают все, что в их силах, чтобы современники научились воспринимать христианскую религию так, как делали это наши предки.

Мужской монастырь Николо-Берлюковская пустынь в поселке Авдотьино, Ногинский район: разъясняем досконально

Николо-Берлюковский монастырь — монастырь на окраине деревни Авдотьино, на реке Воре, в 42 километрах к северо-востоку от Москвы, на территории Ногинского района Московской области.

История до наших дней

В 1902 г. церковный комплекс обрел нового настоятеля, им стал игумен Тимолай, чрезвычайно потрудившийся для облагораживания Берлюковского монастыря. В 1909 г. управление принял иеромонах по имени Петр, обладавший сильным нравом и колоссальной волей. В обитель приходило множество писем с просьбами о спасении во время Первой мировой войны. Братия стремилась всеми силами поддержать солдат, сражавшихся за свободу отечества, а также их семьи.

Иконостас нижнего храма собора Христа Спасителя в Николо-Берлюковской пустыни

  • Все религиозные постройки Берлюковской пустыни, кроме собора Всех Святых, передали Дому инвалидов в 1920 г. Через год прекратилась традиция крестного хода с главной святыней монастыря. Вскоре обитель стали разворовывать: выносили драгоценности, кресты, церковные книги и т.д.
  • В 1923 г. в пустынь пришел последний её настоятель Ксенофонт, бывший боевой офицер. В этот период жизнь в обители проходила под строгим присмотром властей. В 1930 г. на территории Николо-Берлюковской пустыни прошла последняя Литургия на 200 паломников. Вскоре настоятеля Ксенофонта и его помощников арестовали и отправили за решетку, монастырь окончательно прекратил свою работу.
  • В 1992 г. при соборе Спасителя зарегистрировалась христианская община, её настоятелем назначили иеромонаха Евмения. Первая, после долгого простоя, Литургия была проведена в храме зимой 2004 г. Послушники сегодня прилагают все силы, чтобы восстановить хотя бы малую частицу былого величия церковного комплекса на реке Воря.

Интересно! Всякий монастырь — это место, где традиционно сосредотачиваются сельскохозяйственные и культурные деятельности. Николо-Берлюковская пустынь до начала революционных гонений имела большое природное богатство.

Территория церковного комплекса распространялась на 600 га, братия работала на скотном дворе и конюшнях, имелись кузницы. Во время Первой мировой войны богатая обитель отправляла на фронт непомерное количество молока и солений.

Сегодня братия Николо-Берлюковского монастыря стремится возродить былое величие, которое утратилось при СССР.

Фотографии

Храм Христа Спасителя

Храм Троицы Живоначальной

Иконостас в подвале Храма Христа Спасителя

Интересные факты

  • В 1829 году слепой крестьянке Татьяне Кузнецовой явился во сне Ангел, показал икону и велел идти в Берлюковский монастырь. Следовало найти такой образ и молиться перед ним. Когда прихожанка спросила у монахов обители про икону, оказалось, что такой в монастыре нет. Но вдруг здешний пекарь вспомнил, что квашню с тестом он накрывает кругом, на котором видны полустертые лики. Круг протерли и обнаружили, что это та самая редкость, написанная на старинный сюжет «Лобзание Иисуса Христа Иудою». Весть о чуде обретения иконы и исцелении слепой привела в монастырь тысячи паломников, желающих освободиться от болезней.
  • Николо-Берлюковская пустынь в Авдотьино гордится 88-метровой колокольней (одной из самых высоких в Подмосковье). Ее построили за четыре года. Колокольню венчает огромный крест из красной меди весом 622 килограмма. Деньги на строительство дали московские купцы Самойлов и братья Ляпины, которые поддерживали церковь.

Колокольню венчает огромный крест из красной меди весом 622 килограмма.
Фото: Владимир ВЕЛЕНГУРИН

  • В год 25-летия победы над Наполеоном в монастыре построили Храм Христа Спасителя — раньше, чем в Москве. Освятил его митрополит Филарет, который через 30 лет освятил и Храм Христа Спасителя в столице. Соборы очень похожи между собой.
  • В 1834 году, после сильных пожаров в городе Богородске, прихожане попросили принести чудотворную икону Спасителя из Берлюковской пустыни. Святейший Синод разрешил, и икона участвовала в большом Крестном ходе в день Покрова Богородицы. Так было положено начало берлюковским крестным ходам, которые проводятся ежегодно.

Прочие сведения

В начале мая 1895 года Николо-Берлюковскую пустынь посетил композитор Сергей Танеев. «Удивительно приятно. Покой. Сочинял с большой лёгкостью», — гласит одна из записей, появившихся в этот период в его дневнике.

Что посмотреть на территории монастыря

Романовская Аллея Славы

Автор всех памятников на «Романовской Аллее Славы» — скульптор, заслуженный художник России Александр Аполлонов.
Фото: Владимир ВЕЛЕНГУРИН

года на территории монастыря был торжественно открыт и освящен первый памятник Романовской Аллеи Славы — Государю Императору Святому Страстотерпцу Николаю II. Позже здесь появились памятники князю Михаилу Николаевичу и трем императорам: Александру I, Александру II, Александру III.

Колокольня

Колокольня Николо-Берлюковской пустыни — самая высокая в Подмосковье.
Фото: Владимир ВЕЛЕНГУРИН

Ее высота 88 метров, и сфотографировать ее полностью можно с трудом. Это одна из самых высоких колоколен в России и самая высокая в Московской области: даже выше той, что стоит в Троице-Сергиевой лавре.

Святой источник

В десяти минутах ходьбы от монастыря бьет святой ключ. Там можно выпить воды и набрать в бутылку с собой.

Интересные экскурсии в монастыре проводит матушка Херувима. В трапезной продают свежую выпечку, молочные продукты из монастырского хозяйства и целебные сборы трав, приготовленные монахами.

Какие святыни хранятся

Икона была обретена в 1829 году.
Фото: Владимир ВЕЛЕНГУРИН

Чудотворная икона «Лобзание Иисуса Христа Иудою». К ней едут, чтобы избавиться от болезней, особенно связанных с глазами.

Нажмите, чтобы посмотреть панораму Николо-Берлюковской пустыпи

Николо-Берлюковская пустынь в Авдотьино

Редкий найдется монастырь в России с легкой судьбой. Вот и Николо-Берлюковская пустынь в Авдотьино, прежде чем стать местом паломничества десятков тысяч прихожан, за свою историю пережила многое и разное. Основан храм силами трех пустыножителей. Существовал на пожертвование прихожан, а в советские годы его превратили в дом инвалидов, потом в тубдиспансер и психбольницу.

Однако, несмотря на все усилия советской власти стереть память о святой обители, здесь продолжали лечить детей-сирот, а люди, вопреки всем запретам, тянулись сюда за исцелением, просили научить молитве, заботе о душе.

Сейчас монастырь расширяется и активно реставрируется. К нему планируют проложить новую дорогу — а это ли не свидетельство того, что как бы тяжело ни было в начале, по делам вашим будет дано вам.

Адрес: Ногинский р-н, д. Авдотьино, 12

Координаты: 55.929355, 38.230985

Режим работы: ежедневно, 5:30-19:00

Официальный сайт: berluki.ru

Видеоэкскурсия по Николо-Берлюковской пустыни

Видео: Владимир ВЕЛЕНГУРИН
Монтаж: Рушан КАЮМОВ

Казалось бы, Смутное время — не лучший период для основания обители, однако, именно в 1606 году впервые появляется упоминание Николаевской Берлюковской пустыни в источниках. Все благодаря иеромонаху Варлааму, бежавшему из Стромынского монастыря, разоренного поляками.

Он выбрал место для обители в восьми километрах выше реки Вори, где она впадает в судоходную в те времена Клязьму и в трех километрах от старого Стромынского тракта — дороги на Москву. Узнав о старце, к нему пришли со спасенной древней иконой Святителя Николая две монахини из разоренной Успенской обители — Авдотья и Ульяна. Их имена дошли до нас в названиях деревни, на окраине которой находится монастырь, — Авдотьино и холма по соседству — Ульянина гора. Вместе они построили деревянную церквушку, а позже с помощью местных жителей — каменный храм во имя Святителя Николая Чудотворца.

Слух о пустынножителе Варлааме и его отшельничестве распространился по округе, к его обители начали стекаться богомольцы. После кончины Варлаама поблизости от его Никольского храма поселились бродяги с предводителем по прозвищу Берлюк, что означает «волк». Такое прозвище он получил за звериную злобу, хитрость и за то, что носил тулуп мехом наружу. Вскоре в этих местах ограбили и убили купца. Берлюка отправили на суд в Москву. Но имя разбойника отчего-то прижилось и сохранилось в названии монастыря.

Сегодня Николо-Берлюковская пустынь реставрируется — как фасады, так и внутренние помещения.
Фото: Владимир ВЕЛЕНГУРИН

В 1719 году церковь святителя Николая Чудотворца стала главным храмом новой обители — Николо-Берлюковской пустыни, первым ее настоятелем стал иеромонах Диодор.

С октября 1731 года до апреля 1734-го тут служил иеромонах Иосия Самгин. У него нашли запрещенные рукописи, лишили сана, избили кнутом и выслали на Камчатку, а монахов распределили по другим монастырям. Однако позже они вернулись, и обитель стала крепчать.

В годы советской власти Николо-Берлюковская пустынь в Авдотьино была закрыта. После 2002 года часть территории вернули Церкви. Сейчас здесь постепенно возрождается прошлый облик ансамбля Берлюковской пустыни.

Интересные факты

  • В 1829 году слепой крестьянке Татьяне Кузнецовой явился во сне Ангел, показал икону и велел идти в Берлюковский монастырь. Следовало найти такой образ и молиться перед ним. Когда прихожанка спросила у монахов обители про икону, оказалось, что такой в монастыре нет. Но вдруг здешний пекарь вспомнил, что квашню с тестом он накрывает кругом, на котором видны полустертые лики. Круг протерли и обнаружили, что это та самая редкость, написанная на старинный сюжет «Лобзание Иисуса Христа Иудою». Весть о чуде обретения иконы и исцелении слепой привела в монастырь тысячи паломников, желающих освободиться от болезней.
  • Николо-Берлюковская пустынь в Авдотьино гордится 88-метровой колокольней (одной из самых высоких в Подмосковье). Ее построили за четыре года. Колокольню венчает огромный крест из красной меди весом 622 килограмма. Деньги на строительство дали московские купцы Самойлов и братья Ляпины, которые поддерживали церковь.

Колокольню венчает огромный крест из красной меди весом 622 килограмма.
Фото: Владимир ВЕЛЕНГУРИН

  • В год 25-летия победы над Наполеоном в монастыре построили Храм Христа Спасителя — раньше, чем в Москве. Освятил его митрополит Филарет, который через 30 лет освятил и Храм Христа Спасителя в столице. Соборы очень похожи между собой.
  • В 1834 году, после сильных пожаров в городе Богородске, прихожане попросили принести чудотворную икону Спасителя из Берлюковской пустыни. Святейший Синод разрешил, и икона участвовала в большом Крестном ходе в день Покрова Богородицы. Так было положено начало берлюковским крестным ходам, которые проводятся ежегодно.

Что посмотреть на территории монастыря

Романовская Аллея Славы

Автор всех памятников на «Романовской Аллее Славы» — скульптор, заслуженный художник России Александр Аполлонов.
Фото: Владимир ВЕЛЕНГУРИН

24 июля 2014 года на территории монастыря был торжественно открыт и освящен первый памятник Романовской Аллеи Славы — Государю Императору Святому Страстотерпцу Николаю II. Позже здесь появились памятники князю Михаилу Николаевичу и трем императорам: Александру I, Александру II, Александру III.

Колокольня

Колокольня Николо-Берлюковской пустыни — самая высокая в Подмосковье.
Фото: Владимир ВЕЛЕНГУРИН

Ее высота 88 метров, и сфотографировать ее полностью можно с трудом. Это одна из самых высоких колоколен в России и самая высокая в Московской области: даже выше той, что стоит в Троице-Сергиевой лавре.

Святой источник

В десяти минутах ходьбы от монастыря бьет святой ключ. Там можно выпить воды и набрать в бутылку с собой.

Интересные экскурсии в монастыре проводит матушка Херувима. В трапезной продают свежую выпечку, молочные продукты из монастырского хозяйства и целебные сборы трав, приготовленные монахами.

Какие святыни хранятся

Чудотворная икона «Лобзание Иисуса Христа Иудою». К ней едут, чтобы избавиться от болезней, особенно связанных с глазами.

Николо-Берлюковская пустынь в селе Авдотьино

В Московской области, на границе Щелковского и Ногинского районов, на берегу речки Воря находится село Авдотьино. Около 1606 года именно здесь появился Берлюковский Монастырь (Николо-Берлюковская пустынь).

В те далекие годы одинокий скиталец инок иеромонах Варлаам по преданиям и был основателем монастыря. Соорудил часовню и поставил в ней икону Николая Чудотворца. позже к нему присоединились две старицы — Авдотья (от ее имени и названо село) и Ульяна (Ульянина гора близ села).

Фото 1.

. после окончания смутного времени Варлаам отстраивает уже каменный храм во имя Николы Чудотворца. Здесь же и почил Варлаам.
В 1700 годах монастырь приписывают к угодьям Московского Чудова монастыря и присылают несколько семей монастырских крестьян для жития и бытия.

Фото 2.

Именно они выстраивают на территории конный и скотный дворы. На их же средства выстраивается новая церковь.

Свое наименование — Берлюковский — монастырь получил от свирепствовавшего в данной окрестности пустынника, прозванного Берлюком (Бирюком) за звероподобный вид. Именно он, после смерти Варлаама, имел власть над жителями монастыря. Долго «бандитствовал» Берлюк, да только однажды убил он «не того» купца, за что бы быстро пойман и.

Фото 3.

. история Берлюка до подлинно не известна. Известно только, что помогли ему бежать из тюрьмы, в коей он томился в ожидании казни, за рассказ и указ на тайник с награбленными сокровищами.

Фото 4.

Долго ли, коротко ли но так и существовала «ни шатко ни валко» пустынь, пока в 1779 году не возглавил пустынь архиепископ Платон. Он пригласил в качестве игумена старца Луку, который по приходу и увидев окружающую действительность так расстроился, что не стал жить в келье, а поселился в соседней монастырю деревне — Авдотьино.

Фото 5.

На его место быстренько назначили иеромонаха Иосафа. Он оказался деятельным товарищем и понеслась! Цветущий сад, терхпрестольный собор, настоятельские и братские кельи, помещения для паломников, множество хозяйских построек. Стройка развернулась во всю!

Фото 6.

Иоасаф так и умер при монастыре. Был погребен в ограду монастыря. Его дело стойко подхватил брат — Николай. Достроил каменную ограду, возвел трапезную.

Фото 7.

После кончины Платона монастырь возглавил митрополит Филарет. При нем была построена каменная пятиглавая церковь во имя Христа Спасителя. Возведена одноглавая с шатровым куполом церковь во имя Всех Святых. позже выстроена церковь во имя Св. Василия Великого над Святыми воротами.

Фото 8.

После 1917 года в Николо-Берлюковском монастыре разместилась психиатрическая лечебница, которая находится в нем и по сей день. В 1993 году власти отказались вернуть хорошо сохранившийся монастырский ансамбль Церкви. В этом же году с монастырской колокольни бурей сорвало крест, который не был снят даже при Советской власти.

Фото 9.

Кстати, великий русский писатель — М. Ю. Лермонтов частенько гостил у своей возлюбленной в усадьбе Никольско-Тимонино. С ней как-то посетив Берлюковскую пустынь написал стихотворение «В Воскресенске», имея ввиду село Воскресенское недалеко от монастыря (кстати, про него я вам расскажу в следующем отчете в ЖЖ). Примечанием к этому стихотворению Михаил Юрьевич сделал следующее примечание: «Написано на стенах жилища Никона».

Фото 10.

Спасибо за внимание, а также познавательному чтиву на ресурах:
— http://www.zagorod.cc
— http://sobory.ru

А также моим любимым спутникам в поездке — жене Аннушке и сыну Егорушке!

Николо-Берлюковская пустынь: чудеса «от Иуды» и самая высокая колокольня

Николо-Берлюковская пустынь — мужской монастырь в Ногинском районе Подмосковья, зародился в пещерах. В давние времена здесь жили племена вятичей. Язычников пришел просвещать известный миссионер Кукша из Киево-Печерской Лавры, где монахи жили в пещерах. Первые монахи поселились в Берлюках в XIV веке. Расцвет монастыря наступил, когда 24 мая 1829 года была обретена чудотворная икона «Лобзание Иисуса Христа Иудою», исчезнувшая в годы советской власти. Возрождение монастыря началось совсем недавно, только в 2000-х годов.

Чудесное Исцеление

«Как только я переступила порог монастыря, ощутила сильнейшую благодать», — поделилась одна паломница. Монахи говорят, что по-другому и быть не может, ведь здешние места с давних времен овеяны молитвою».

Церковное предание рассказывает, что в селе Кудиново, которое находится недалеко от села Авдотьино, жила крестьянка Татьяна Кузнецова. У нее была страшная болезнь глаз. Она постоянно просила: «Господи, исцели!» И вот однажды во сне приходит к ней благообразный старец, показывает икону и говорит: «Помолись перед этим образом, Господь тебя исцелит». Утром больная рассказала родственникам, какой образ видела: «Иуда окаянный хочет Господа поцеловать. Сзади с веревками воины стоят, чтобы пречистые ручки связать». В ближайшем Николо-Берлюковском монастыре такой иконы не оказалось. Поехали по другим храмам, но ничего не нашли. Снова во сне приходит к женщине старец и спрашивает: «Что же ты молебен не служишь?». — «Так, отче, не нашли икону». Тогда старец подсказал, что искать образ надо в пекарне Николо-Берлюковского монастыря. Именно там и обнаружили потемневшую от времени икону. Изображения на ней не было видно. Решили отслужить водосвятный молебен. Дали больной попить святой воды после молебна — все струпья с ее глаз исчезли. Окропили святой водой икону, она засияла красками. И собравшиеся увидели, что икона точно такая, как рассказывала крестьянка.

Летописец описывает, как Татьяна Ивановна падала то в ноги монахам, то лобзала икону и все показывала на глаза: «Вижу, вижу… Глаза у меня открылись». Слух об этом чудесном исцелении прошел по окрестным деревням. В монастырь хлынули паломники.

Чудотворную икону поместили в храме Пресвятой Троицы. Через несколько лет он уже не мог вместить всех паломников. И тогда специально для этой иконы был построен большой храм Христа Спасителя (строительство шло с 1835 по 1842 годы). От иконы «Лобзание Иисуса Христа Иудой» было много исцелений.

Тем не менее, нередко верующие говорили с сожалением: «Вот прославилась такая икона. К ней прикладываешься, а там Иуда окаянный стоит».

Монахи объясняли, что этот чудотворный образ — напоминание людям о том, что жить надо по Христовым заповедям, не предавать Господа даже в мелочах.

После революции 1917 года наступили большие испытания для Русской Православной Церкви. Некоторые священнослужители считают, что явленная икона предзнаменовала эти страшные события. Как Иуда предал Христа, так и народ православный предал свою веру, царя и Отечество.

После революции Николо-Берлюковский монастырь был закрыт, монахов сослали в лагеря. А чудотворная икона исчезла. О ее судьбе до сих пор ничего не известно. До нас дошли только списки.

До революции в монастыре была иконная мастерская. Там было сделано множество копий с чудотворной иконы. Паломники покупали в церковной лавке этот образ и увозили с собой. Когда несколько лет назад обитель начала возрождаться, паломники привезли несколько таких списков в монастырь. Одна из этих икон находится в алтаре берлюковского Храма Христа Спасителя, который сейчас восстанавливается.

По старым фотографиям и оттискам уже в наше время написана новая икона на этот библейский сюжет «Лобзание Иуды предателя».

Самая высокая колокольня Подмосковья

В 2003 году, с приходом настоятеля отца Евмения (Лагутина) началось возрождение монастырского комплекса. Совсем недавно здесь размещалась психбольница. Теперь территорию древней обители разделяет длинный забор. Одна часть принадлежит Церкви, другая — больнице.

Сейчас на территории монастыря восстанавливается колокольня, которая была возвращена Церкви в аварийном состоянии. Это одна из самых высоких колоколен в России и самая высокая в Московской области — она достигает 90 метров, то есть даже выше колокольни Троице-Сергиевой лавры.

Аллея Романовых

Кроме того, в обители собрано огромное количество материала о царской семье. Здесь издаются книги о Романовых, собраны 3 тысячи фотографий.

А 1 марта 2013 года на единственной «Романовской Аллее Славы», заложенной на территории Николо-Берлюковского монастыря, состоялось торжественное открытие и освящение памятника Государю императору Всероссийскому Александру II Освободителю. Также на Аллее установлены памятники царям Александру I, Александру III и Николаю II.

Московская область, Ногинский район, дер. Авдотьино. Телефон монастыря: 8(496)51–2-75-03

— на автобусе №321 от автовокзала у станции метро «Щелковская» до деревни Авдотьино;

— на электричке от Ярославского вокзала до станции Чкаловская, далее автобусом №321.

Увидели ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите «Ctrl+Enter»

Николо-Берлюковская мужская пустынь в Ногинском районе Московской области

В 1719 года церковь святителя Николая Чудотворца становится главным храмом новой обители — Николо-Берлюковской пустыни, которая спустя некоторое время была изъята из ведения Чудова монастыря и приписана к Стромынскому Успенскому монастырю. Первым настоятелем пустыни назначен иеромонах Диодор. С октября 1731 до апреля 1734 настоятелем обители был иеромонах Иосия, поручителями которого были царевны Мария и Феодосия, сёстры Петра Великого.

В апреле 1734 года иеромонах Иосия был выслан на Камчатку, а обитатели монастыря распределены по другим монастырям. В 1770 году Николо-Берлюковская пустынь была упразднена, а Николаевский храм объявлен приходской церковью. 15 марта 1779 года обитель была восстановлена как заштатная пустынь по указу Московской Духовной Консистории. Настоятелем возрождённого монастыря назначен иеромонах Иоасаф. В декабре 1779 году, согласно указу Синода, Берлюковская пустынь вошла в число восьми заштатных монастырей Московской епархии. В 1786 году на месте старого Троицкого храма заложен новый; план утверждал лично митрополит Платон, он же освящал новый храм и прислал для него из Москвы книги и утварь. В 1794 году умер настоятель Иоасаф. Его дело продолжил родной брат — иеромонах Николай. В дальнейшем монастырём управляли иеромонахи из Николо-Пешношского монастыря: Пахомий (с 1806 года), Иоанникий (с 1811), Николай (с 1827). В конце XIX века в монастыре сооружено наиболее примечательное здание — колокольня высотой 88 метров, выстроенная за четыре года (22 июня 1895 — 30 июля 1899).

Колокольню проектировал московский архитектор Александр Степанович Каминский (верхний ярус колокольни проектировал Василий Михеевич Борин); её венчал огромный крест из красной меди весом тридцать восемь пудов, изготовленный 14 сентября 1899 года мастером Иваном Фёдоровичем Шуваловым. Она была выстроена на средства московских купцов Самойлова и братьев Ляпиных. Освящение колокольни состоялось 11 июня 1900 года. Монастырь был упразднён 29 июня 1920 года. Большинство строений бывшей обители были переданы Дому инвалидов; братии некоторое время принадлежали лишь Всехсвятский храм с кельями. Храм Христа Спасителя был превращён в приходской. В феврале 1921 года запрещены крестные ходы с чудотворной иконой «Лобзание Иисуса Христа Иудой». 5 апреля 1922 года в пустыни началось изъятие ценностей; из монастыря экспроприированы все серебряные оклады, серебряные напрестольные кресты, оклады богослужебных книг. В 1923 году пустынь возглавил её последний настоятель — игумен Ксенофон. 2 февраля 1930 года в стенах монастыря состоялась последняя Божественная Литургия. Осенью 2002 года при монастырском храме Христа Спасителя была зарегистрирована община. Указом митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия её настоятелем был назначен иеромонах Евмений (Лагутин). 19 декабря 2004 года в подклети храма Христа Спасителя была отслужена первая Божественная Литургия. В том же году общине были переданы храм Христа Спасителя, колокольня и территория монастырского сада. Силами общины ведутся реставрационные работы на территории обители.

НИКОЛО-БЕРЛЮКОВСКАЯ пустынь в Авдотьино с квадрокоптера, Московская область, Ногинский район


Дата фотографий:
2016 год, 1 мая и 2008 год, 24 сентября.

Еще записи по тегу «монастыри»

Храм свт. Тихона Задонского в Сокольниках — островок покоя и красоты в центре Москвы

Изнуряющий ритм жизни все чаще заставляет нас искать тихий причал для взора и души. Жители столицы обычно находят его в живописных парках и скверах.…

Николо-Угрешский монастырь с квадрокоптера, Московская область, Люберецкий район

Николо-Угрешский монастырь основал сам великий князь Дмитрий Донской. Получив на месте обители светлый знак свыше, князь помолвил: «Сия вся…

Усадьба ТРОЕКУРОВО, Липецкая область, Лебедянский район

Сегодня я хочу рассказать вам про замечательное село Троекурово, которое расположено в Липецкой области, всего в нескольких километрах от…

В преддверии Рождества: зимние виды на СПАСО-ЯКОВЛЕВСКИЙ монастырь и белоснежный Ростов

«. Ко всенощной. Валенки наденешь, тулупчик из барана, шапку, башлычок, – мороз и не щиплет. Выйдешь – певучий звон. И звезды.…

СПАСО-ЯКОВЛЕВСКИЙ МОНАСТЫРЬ, г. Ростов, Ярославская область

Спасо-Яковлевский монастырь расположен на живописном берегу озера Неро, что омывает своими водами древний город Ростов. Эта удивительная по своей…

Прогулка по Марфо-Мариинской обители и 10 фактов об Елизавете Федоровне Романовой

«Однажды во время визита в детский приют произошел такой случай: еще задолго до прихода матушки Елизаветы девочек учили: «Войдет…

Фрески Дионисия в Ферапонтовом монастыре, Вологодская область

Это место прекрасно знают все искусствоведы, историки и специалисты. Фрески, которые вы видите, называют шедевром и одним из главных сокровищ…

Свято-Троицкий монастырь с квадрокоптера: обитель святых Петра и Февронии Муромских, г. Муром

Сегодня, 8 июля, во всех городах России пройдут празднования Дня семьи, любви и верности. Это событие, впервые объединившее нас в 2008 году, принесло…

Саввино-Сторожевский монастырь на снимках Ивана Барщевского, фотосравнение

Саввино-Сторожевский монастырь был основан в 1398 году на горе Сторожи у места впадения реки Сторожки в Москву-реку. Соборный каменный храм 1405-1407…

Страничка Доброго Дяди

Персональная страничка с фотками о житие-бытие и путешествиях

Николо-Берлюковская пустынь

Поехали в выходные к дядьке на дачу, ну и пока суть да дело- собирались и всякое такое, они там, уже будучи на даче, решили сгонять в близлежащую от них Николо-Берлюковскую пустынь. Мы выслушав координаты и как добраться- продолжили наш путь. Дорога идет по щелчку, доезжаем до железнодорожного переезда и после него, где то в районе 42 километра, после моста через речку Воря, будет правый поворот с указанием Николо-Берлюковский монастырь. Дальше метров пятьсот дорога бежит через сосновый бор, чьи стволы раскачиваются на ветру и внезапно дорого выскакивает на огромную, возвышающуюся над окрестностями колокольню. Прямо около колокольни находится автобусная остановка, куда приходит автобус 321, идущий от станции метро Щелковская, а справа от неё психиатрическая клиника, находящаяся на территории монастыря. Очень странно что представители ЗАО РПЦ еще не выперли клинику со своей территории, но может статься что вдалеке от Мск аппетиты попов не такие лендлордовские, так что оставим этот вопрос не проясненным.

Где то с начала XIII века на этом месте, в пещерах, обитали монашествующие старцы, и через какое то время здесь появился пещерный храм во имя Святого Иоанна Предтечи и Святителя Николая Чудотворца, и поскольку рядом располагалось село Берлино, то место получило название Свято-Николаевская Берлинская пустынь (скит). Датой основания самого монастыря считается 1606 год, когда с разоренных поляками земель сюда стал стекаться простой люд, стараясь переждать ненастные годы в этом затерянном месте, и в этот же год здесь появился иеросхимонах Варлаам, пришедший из разоренного Стромынского Троицкого монастыря. Под его руководством была возведена деревянная часовенька, куда был водружен образ Святителя Николая Чудотворца. После того как поляки были изгнаны с территории Руси (где то ориентировочно в 1613 году), на этом месте стал возводится храм во имя Святителя Николая Чудотворца. При этом поселенцы стали селиться за территорией монастыря, образовав деревню Авдотьино. Далее на протяжении почти что трехсот лет монастырь расширялся, перестраивался, разбирались и возводились храмы, пока в конце XIX века не была возведено одно из самых примечательных строений монастыря- огромная колокольня, высотой 90 метров, так что по своей высоте она является одной из самых высоких колоколен России. Для справки: самая высокая колокольня (Колокольня Воскресенского собора) на территории России находится в городе Шуя, Ивановской области и её высота составляет 106 метров. Также в этом списке находится колокольня Петропавловской крепости в Санкт-Петербурге, чья высота со шпилем составляет 122 метра; заброшенная колокольня в селе Поречье находящееся недалеко от Ростова Великого- её высота составляет 93 метра; Колокольня Троице-Сергиевой Лавры чья высота составляет 88,5 метра. Тогда как колокольня Ивана Великого, находящаяся в московском кремле идет после них всех, со своими 81 метром, но она долгое время время, вплоть до XIX века, оставалась самой высокой колокольней России.

В годы Советской власти монастырь был упразднен и на его территории появились психиатрическая клиника и туберкулезный диспансер, и только в 2004 году на территории обители была возобновлена служба. В 2006 году обитель была официально преобразована в мужской Николо-Берлюковский монастырь. На территории монастыря расположены два храма: реставрирующийся храм Христа Спасителя и храм Троицы Живоначальной.

Подъехав к монастырю, мы завернули по дороге налево и остановились там, на обочине, на которой вдоль монастырской стены стояли машины. Вошли через центральный вход, хотя там и висел запрет на шорты и майку, тем не менее мне никто не сказал дурного слова за мой вид. Внутри монастыря разбит чудесный сад, в котором работаю монахи и примонастырский люд, не знаю уж как официально именуются тетки, что окучивали эти цветы. Если пройти от ворот прямо, то попадаешь в храму Христа Спасителя, стоящему в лесах. В его дворе выставлены колокола на подставках, и нам повезло оказаться там в полдень, так что молодая девушка и монах как раз устраивали звонницу.

Сначала девушка исполняла соло на небольших колоколах установленных на деревянном помосте, а после этого пошла к огромным гигантам, подвешенным на металлических станинах и стала звонить там, используя доску в виде ножного рычага, а монах забрался на помост и отзванивал там, правда в какой то момент он это дело забросил и стал науськивать девчонку на предмет того, что она сбивается с ритма, так что она получив взбучку начала пытаться отзванивать в такт. По территории туда-сюда носился, по видимому, настоятель монастыря, облаченный в белые одеяния, причем за ним толпой неслись, ибо он мчался как паровоз, прихожане. Послушав колокольный звон, мы пошли обратно- и пока народ пошел в сторону служебных помещений, где кстати продавали квас, я пробежался вокруг монастыря, осмотрев колокольню и, выискав в кустах озеро, в которое видимо впадает река Воря. Колокола, кстати, были вроде как от частных дарителей, судя по надписям, но среди них должен был находится колокол отлитый еще в XVIII веке и уцелевший до нашего времени.

После этого мы двинули дальше, заехав по пути в еще один храм. На самом деле в Ногинской области какое то нереальное количество церквей на квадратный километр, причем все они ухоженные и выглядят как новенькие. Видимо обилие вокруг откинувшихся бандитос, воздает благостью для святого дела.

Остановились у одной совершенно чудесной церкви- на её территории был как каменный храм, так и деревянная церковь, вокруг которой располагалось церковное кладбище. Перед каменным храмом стояла каменная звонница, в которой висело три колокола. Сама звонница была сооружена в этаких грузинских мотивах,с водруженным наверху крестом. За ней находился чудесный пруд с синей водой, отражавшей в себе церковь. А в воде, между цветущих белым и розовым цветом лилий, плавали водоплавающие черепахи. Вокруг прудика зверски фотографировалась невеста с женихом, видимо прибывшие на венчание. Пофотографировавшись, мы двинули дальше в сторону дачи, где и провели замечательные выходные, благодаря чудесной погоде, которой нас баловало уходящее лето.

Места в Подмосковье конечно замечательные и отлично подходят для отдыха с друзьями. А храмы, пусть даже и полуразрушенные, навевают такое умиротворение, что только ради этого стоит потратить выходные на поездки.

Николо-Берлюковская пустынь

Престольный праздник: свт. Николая Мирликийского (22 мая, 11 августа, 19 декабря)

Настоятель: игумен Евмений (Лагутин) , 1967
Священнослужители

  • игумен Пантелеимон (Лапшин), 1970
  • игумен Нифонт (Семыкин), 1960
  • иеромонах Тимофей (Дьяконов), 1984

Насельники

  • монах Никанор (Козловцев), 1955

Монастырские храмы

  • храм Архангела Михаила
  • храм Всемилостивого Спаса
  • храм Всех святых
  • храм свт. Василия Великого
  • храм Святой Троицы
  • часовня-столп прп. Марфы Каппадокийской

Адрес: Ногинский район, с. Авдотьино
Телефон: 8 (968) 374-11-07
Официальный сайт: berluki.ru

В 1898 г. в пустыни были следующие храмы: зимний соборный во имя Живоначальной Троицы, летний соборный во имя Христа Спасителя, во имя Василия Великого над Святыми вратами, во имя Всех святых, в честь Собора святого Иоанна Предтечи, кладбищенский в честь Казанской иконы Божией Матери, а также небольшая каменная колокольня и новая строящаяся колокольня (построена и освящена в 1900 году, высота 91 метр).

В числе монашествующих было немало подвижников, среди которых выделялся схимонах Макарий, подвизавшийся в пещерах (скончался в 1841 году). В обители также почитались архимандрит Венедикт (Протопопов), похороненный в соборном храме Христа Спасителя, и сменивший его афонский постриженник иеросхимонах (скончался в 1878 году в сане схиигумена) Парфений (Агеев). При отце Парфении (1856 — 1860 годы настоятельства) в монастыре подвизались афонские постриженика: Порфирий и Сосипатр, основатели пещерного скита во имя Собора Иоанна Предтечи. Монастырь посещали , .

В пустыни имелись святыни: древний образ святителя Николая с житием и чудесами, Казанская икона Божией Матери, чтимая икона святого мученика Мины, и явленная в 1829 году чудотворная икона «Лобзание Иисуса Христа Иудою», а также крест серебряный с частицами мощей святых и часть ризы Господней в панагии.

Монастырь был окончательно закрыт в 1930 году, когда 18 февраля 1930 года была арестована последняя братия во главе с игуменом Ксенофонтом (Косенковым). Позже в монастыре находились различные лечебные учреждения. В 1992 г. при монастырском храме Христа Спасителя зарегистрирована православная община. Сейчас ведется работа по возрождению монастыря.

Летом 2006 года обитель праздновала свое . Возрождение монашеской жизни в пустыни было благословлено решением Святейшего Патриарха и Священного Синода Русской Православной Церкви 26 декабря 2006 года: «Благословить преобразование прихода Спасской церкви села Авдотьино Ногинского района Московской области в мужской монастырь. Настоятелем монастыря назначить иеромонаха Евмения (Лагутина) с возведением его в сан игумена».

Мужской монастырь Николо-Берлюковская пустынь в поселке Авдотьино, Ногинский район

В 1606 году на месте будущей Николо-Берлюковской пустыни поселился иеромонах Варлаам, пришедший сюда из разорённого поляками соседнего Стромынского Успенского монастыря. Название будущей пустыни — Берлюковская — народное предание связывает с именем разбойника Берлюка (это прозвище переводится как «волк», «зверь» или «человек с суровым характером»).

Согласно преданию, из Успенского Предтеченского монастыря к Варлааму пришли две старицы — игумения Евдокия и казначея Иулиания; они принесли с собой древнюю икону Николая Чудотворца, которую Варлаам поставил в специально срубленной деревянной часовне Николая Чудотворца. Через некоторое время их стараниями и благодаря помощи окрестных жителей на месте этой часовни был воздвигнут каменный храм во имя Святителя Николая Чудотворца.

В начале 1701 года храм становится подворьем московского Чудова монастыря. Сразу после этого сюда прибыло несколько человек братии во главе с настоятелем Пахомием. В этом же году на пожертвования московского купца Викулы Мартынова выстроен новый каменный храм во имя Николая Чудотворца.

Основание обители и её история с 1719 года до Октябрьской революции

В 1719 года церковь святителя Николая Чудотворца становится главным храмом новой обители — Николо-Берлюковской пустыни, которая спустя некоторое время была изъята из ведения Чудова монастыря и приписана к Стромынскому Успенскому монастырю. Первым настоятелем пустыни назначен иеромонах Диодор.

С октября 1731 до апреля 1734 настоятелем обители был иеромонах Иосия, поручителями которого были царевны Мария и Феодосия, сёстры Петра Великого. В апреле 1734 года иеромонах Иосия был выслан на Камчатку, а обитатели монастыря распределены по другим монастырям.

В 1770 году Николо-Берлюковская пустынь была упразднена, а Николаевский храм объявлен приходской церковью. 15 марта 1779 года обитель была восстановлена как заштатная пустынь по указу Московской Духовной Консистории. Настоятелем возрождённого монастыря назначен иеромонах Иоасаф. В декабре 1779 году, согласно указу Синода, Берлюковская пустынь вошла в число восьми заштатных монастырей Московской епархии. В 1786 году на месте старого Троицкого храма заложен новый; план утверждал лично митрополит Платон, он же освящал новый храм и прислал для него из Москвы книги и утварь.

В 1794 году умер настоятель Иоасаф. Его дело продолжил родной брат — иеромонах Николай. В дальнейшем монастырём управляли иеромонахи из Николо-Пешношского монастыря: Пахомий (с 1806 года), Иоанникий (с 1811), Николай (с 1827).

В 1828 году настоятелем пустыни стал постриженник Соловецкого монастыря иеромонах Антоний. 24 мая 1829 года в монастыре появилась чудотворная икона «Лобзание Христа Спасителя Иудою». Несколько месяцев 1829 года монастырём временно заведовал иеромонах Геннадий. Иеромонах Антоний скончался в конце июня 1829 год. С благословения Филарета, митрополита Московского, новым настоятелем стал иеромонах Венедикт. В 1840 году была построена и освящена надвратная каменная одноглавая церковь во имя святителя Василия Великого. В 1851 году воздвигнута новая каменная двухъярусная колокольня, на которую был водружён большой колокол обители — весом более тысячи пудов. В 1853 году митрополит Филарет освятил каменную одноглавую Всехсвятскую церковь, выстроенную на деньги купца Фёдора Фёдоровича Набилкина из города Фридрихсгам (ныне — Хамина в Финляндии. В 1856 году настоятелем обители стал иеромонах Парфений, после него — иеромонах Иосиф, постриженик Троице-Сергиевой лавры. В ноябре 1865 года игуменом монастыря стал постриженник Соловецкой обители Иона. С 1870 года настоятелем монастыря был иеромонах Нил Сафонов, бывший насельник Николо-Угрешского монастыря. В 1878 году разобран старый Троицкий храм и заложен новый по проекту архитектора Н. В. Никитина.

В конце XIX века в монастыре сооружено наиболее примечательное здание — колокольня высотой 88 метров, выстроенная за четыре года (22 июня 1895 — 30 июля 1899). Колокольню проектировал московский архитектор Александр Степанович Каминский (верхний ярус колокольни проектировал Василий Михеевич Борин); её венчал огромный крест из красной меди весом тридцать восемь пудов, изготовленный 14 сентября 1899 года мастером Иваном Фёдоровичем Шуваловым. Она была выстроена на средства московских купцов Самойлова и братьев Ляпиных. Освящение колокольни состоялось 11 июня 1900 года.

В 1902 году пустынь возглавил игумен Тимолай, с 1909 года настоятелем был иеромонах Пётр.

Упразднение и возрождение обители

Монастырь был упразднён 29 июня 1920 года. Большинство строений бывшей обители были переданы Дому инвалидов; братии некоторое время принадлежали лишь Всехсвятский храм с кельями. Храм Христа Спасителя был превращён в приходской. В феврале 1921 года запрещены крестные ходы с чудотворной иконой «Лобзание Иисуса Христа Иудой». 5 апреля 1922 года в пустыни началось изъятие ценностей; из монастыря экпроприированы все серебряные оклады, серебряные напрестольные кресты, оклады богослужебных книг. В 1923 году пустынь возглавил её последний настоятель — игумен Ксенофон. 2 февраля 1930 года в стенах монастыря состоялась последняя Божественная Литургия.

Большая часть монастырских строений в настоящее время принадлежит психиатрической больнице департамента здравоохранения города Москвы: в братских корпусах — туберкулёзный диспансер, в Троицком храме — пищеблок, в храме Василия Великого — больничная администрация. Казанская церковь и монастырское кладбище полностью уничтожены. В 1993 году во время бури с монастырской колокольни ветром сорвало старинный крест.

Осенью 2002 года при монастырском храме Христа Спасителя была зарегистрирована община. Указом митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия её настоятелем был назначен иеромонах Евмений (Лагутин). 19 декабря 2004 года в подклети храма Христа Спасителя была отслужена первая Божественная Литургия. В том же году общине были переданы храм Христа Спасителя, колокольня и территория монастырского сада. Силами общины ведутся реставрационные работы на территории обители.

Зимой 2006 года на заседании Священного Синода под председательством Патриарха Алексия Второго приход храма Христа Спасителя официально преобразован в мужской Николо-Берлюковский монастырь. В августе 2006 года на колокольне монастыря была установлена пятнадцатиметровая позолоченная главка с крестом.

Ссылка на основную публикацию