Мужской монастырь святых Косьмы и Дамиана или Козьмодамиановский монастырь в Алуште

Мужской монастырь святых Косьмы и Дамиана или Козьмодамиановский монастырь в Алуште

В Крыму, среди живописных скал и густого леса, возвышаясь над морем, расположилась скромная, но красивая обитель. Космо-Дамиановский монастырь в Крыму находится на территории природного заповедника, в котором приятно и спокойно прогуливаться, созерцая природу, которую мог создать только Бог. На территории обители имеется святой источник Савлух-Су, вода из которого считается целебной. Попасть в это место довольно непросто.

История становления общины

История данной обители не похожа на другие, путь становления сложен и очень интересен. Родник с исцеляющей водой в данном месте, рядом с хребтом Конек, существовал с древних времен.

Легенды до татарских времен гласили о том, что целебный источник, название которого в переводе означает «здоровая вода», имеет связь со святыми целителями Космой и Дамианом. День почитания тех Святых — 14 июля, в этот день во все времена к источнику стекались толпы верующих людей.

Середина XIX века — время застройки обители. По приказу архиепископа Иннокентия, возле известного источника, стали обустраивать место под монастырь. К сожалению, Крымская война помешала планам архиепископа. По завершении боев, застройка возобновилась.

О других крымских храмах и святых местах:

Первым настоятелем стал игумен Макарий, который прослужил на своем посту много лет. Территория обители получилась небольшой, было построено два храма, хозяйственные здания, часовня, гостиный притвор.

Интересно! Настоятель и братия носили на своих плечах стройматериалы из самого Симферополя пешком. Все, что было на территории монастыря построено — было сделано ими самостоятельно, ни о каких работниках тогда и речи не шло. К тому же, братия потом построила дорогу в 8 км от обители.

Денег на строительство общины государство не выделяло, все было возведено на деньги, собранные у православных людей. Жить в таком месте было тяжело, земли было мало, всю местной занимали горы и лес.

Настоятель Макарий держал всю обитель в своих руках, крепился сам и подбадривал немногочисленную братию. Но после его смерти по болезни, община начала чахнуть, пока совсем не опустела. В 1900 году власти расселили мужскую братию. Мужская обитель просуществовала в этих местах ровно 43 года.

Дальнейшая судьба обители

После роспуска монахов местные власти начали обустраивать на этой территории женскую обитель. Туда высылались малолетние преступницы на перевоспитание к монахиням.

В начале XX века, несмотря на бедность, община начала расцветать вновь. Первой настоятельницей стала монахиня Варсонофия, приехавшая из Троице-Параскевиевского монастыря с 25 сестрами. На богослужение даже заезжал царь Николай со своей семьей, с больным сыном, которого привезли к водам источника. В 1911 году вокруг обители появилась заповедная зона для царской охоты.

В те времена стены скита хранили две святыни:

  • икону Божией Матери Иерусалимской — она была привезена с Афона с монахом, который там жил и был переселен в Крымскую обитель, писался образ специально для монастыря;
  • икону Святых Космы и Дамиана с частицами мощей.

Жестокие времена советской власти не обошли женскую обитель, спрятанную в лесу. Община была закрыта, монахинь выгнали на улицу, а Великая Отечественная война нанесла огромный урон территории. Фашисты стерли с земли все здания, которые были в обители, уцелела только часовня возле источника.

Восстанавливать монастырь начали в 1990-е годы. Восстановить обитель было очень сложно, так как земли давно были отданы Крымскому заповеднику, а местные бизнесмены не хотели делиться с монахами своей выгодой. В итоге, обитель удалось построить в поселке Партенит.

Современное состояние обители

Космо -Дамиановский монастырь в поселке Партенит до сих пор полностью не обустроен. На территории построено два храма:

У обители есть второе подворье в селе Запрудное, храм в честь священномученика Порфирия на территории только строится.

Из общественной жизни в общине проводятся паломнические поездки. В программу входят: утреннее богослужение, совершение молебна, экскурсия по обители. Желающие могут окунуться в святой источник или набрать из него воды. По окончании дня паломники трапезничают, братия угощает гостей чаем из собранных Крымских трав.

Для сведения! Узнать подробнее о паломнических поездках можно на официальном сайте монастыря.

Вода от источника считается целебной для почек и печени, это свойство доказано учеными экспериментально. Наука также подтверждает, что вода имеет особую структуру и состав. Это место пропитано Божией благодатью и почувствовать ее можно только оказавшись там.

Святыни

После разрушения монастыря, никто и не надеялся на возвращения утерянных святынь к православным верующим. Но в 1996 году, чудесным образом икона Богородицы «Иерусалимская» нашлась. Образ вернул в общину протоиерей собора г. Симферополя. Как попала святыня туда, никто не знает.

О других христианских святынях:

Престольные праздники

  • 14 июля — день памяти священномучеников Косьмы и Дамиана, этот праздник отмечается в обители широко, богослужение совершается большим количеством священников во главе с митрополитом;
  • 19 августа — Господнее Преображение, в этот праздник совершается особенное богослужение под открытым небом;
  • 25 октября — день почитания иконы Божией Матери «Иерусалимской».

На все праздники двери киновии открыты для всех верующих православных христиан.

Местонахождение контакты

Монастырь в честь Святых Косьмы и Дамиана находится по адресу: РФ, Крым, г. Алушта, территория Крымского природного заповедника, поселок Партенит, Фрунзенское шоссе, д.1А.

Важная информация! Посетить общину самостоятельно, вне состава паломнических групп можно только по особому разрешению, которое можно получить в подворье.

Контактный телефон — 8 (36560) 504 — 40.

Официальный сайт — http://monastyr-kid.ru. Расписание богослужений на сайте не выкладывается, но есть много новостей, сайт живой и постоянно пополняемый.

Как добраться и где остановиться паломнику

Доехать до подворья в поселке Партенит, можно на общественном транспорте:

  • из города Алушта — автобус № 109, затем пересадка на троллейбус № 55 до нужного поселка, оттуда на маршрутке № 1;
  • из города Симферополь — троллейбус № 55 до поселка Партенит, далее на маршрутке № 1 до остановки » парк Айвазовского».

Также доехать до монастыря можно из города Ялта.

На территории монастыря есть обустроенная круглосуточная гостиница для паломников, контактный телефон — 8 (978) 049 — 82 — 91.

Космо-Дамиановский монастырь в Алуште

В 25 км от Алушты, в лесах и скалах находится уникальное место Крымского полуострова. Сюда нелегко добраться, приходится подниматься на высоту 1000 метров над уровнем моря. Но поборов все препятствия, перед путешественником открывается одно из частичек сердец Крыма – Космо-Дамиановский монастырь.

Фото монастыря:

Бесценная святыня христиан – что нужно знать

Космо-Дамиановский монастырь в Алуште – одно из самых почитаемых и посещаемых паломниками мест. Во время крупных православных праздников сюда приезжают более 5 тысяч верующих и путешественников. Но и простым туристам стоит здесь побывать. Обитель находится на территории Крымского природного заповедника, так что маршрут к ней один – пеший. По дороге путнику будут встречаться два озера, река, перевал, захватывающая дух живописная природа здешних мест – незабываемые ощущения и красивые фотографии обеспечены.

Блок полезной информации:

  • Год основания: 1857;
  • Есть источник с пресной водой, которая считается целебной;
  • В монастыре хранится икона святых Космы и Дамиана, а также частицы их мощей;
  • Чтобы попасть на территорию, необходимо получить разрешение управлении Крымского заповедника;
  • Адрес: г. Алушта, ул. Партизанская, д.42 Телефон: (06560) 5-50-77.

Есть одна дата, когда вход открыт для всех желающих – это 14 июля. Заповедник открывает свои двери, и можно запастись святой водой и осмотреть окрестности без предварительного разрешения. Однако в этот день здесь всегда много туристов.

К окрестностям монастыря лучше всего ехать со стороны Алушты, хотя существуют и другие пути. Однако, через город некоторое количество пути можно преодолеть на машине.

Что гласит предание

Говорят, что целебный родник существовал здесь еще в византийские времена. Легенда также гласит, что на территории жили чудотворцы Косьма и Дамиан, в честь которых и назван монастырь. Они по доброте душевной лечили страждущих от всех болезней. И именно после их кончины в горах забил источник, который по сей день считают целеным. Сюда стали приезжать паломники, и в 19 веке для них было построено убежище.

А в 1895 году на этом месте был открыт мужской монастырь. В 1899 он становится женским, и эти годы можно считать его расцветом.

В 90-е годы Космо-Дамиановский монастырь окончательно приобрел статус мужского.

Сегодня это тихое, благоустроенное место, где можно набраться сил и отдохнуть душой.

Маршрут следования

В Космо-Дамиановский монастырь можно попасть со стороны поселка Массандра, но лучше всего добираться через Алушту. Путь лежит через село Изобильное, меньше через километр вы увидите закоулок. Подниметесь по ступенькам и попадете на территорию заповедника. Получив разрешение, продолжайте путешествие.

Доехать до заповедника можно с экскурсией или на своей машине.

Монастырь на карте Крыма

GPS Координаты: 44°44’33″N 34°21’44″E Широта/Долгота

Космо-Дамиановский монастырь — самое религиозное место в окрестностях Алушты

Высоко в горах Крыма, в лесной теснине, находится весьма примечательное место – Космо-Дамиановский мужской монастырь. Попасть сюда непросто – хотя бы потому, что обитель расположена на территории Крымского природного заповедника, да и нет здесь традиционных храмов или других крупных церковных сооружений. Но в один из летних дней небольшая лужайка перед комплексом наполняется сотнями людей и машин. Почему так происходит? Какова история этого святого места?

СОДЕРЖАНИЕ

Где находится мужская обитель в Крыму?

Космо-Дамиановский монастырь в Крыму территориально относится к Алуштинскому городскому совету. Дорога к нему весьма непростая, но очень живописная. Озера Бам и Краснорайское, река Улу-Узень, Изобильненское водохранилище, перевал Кебит-Богаз – это и многое другое можно увидеть по пути следования.

Обитель на карте Крыма

Монастырь у источника: сложная история становления

«Биография» мужского монастыря интересна и сложна. Здесь, в малодоступном месте возле хребта Конек, что примыкает к величественному массиву Чатыр-Даг, с незапамятных времен существовал мощный родник с целебной водой, известный среди местного населения как Савлух-Су (здоровая вода). Еще с дотатарских, византийских дней народные предания связывали его со святыми Космой и Дамианом, жившими в Риме в III веке и сосланными в далекую Тавриду. Якобы последние годы жизни святители, прославившиеся врачеванием, доживали именно здесь, в ските под Чатыр-Дагом.

Имеются также сведения, не подтвержденные научными доказательствами, что в Средние века у источника уже был небольшой храм, но он исчез, как и многие другие, когда христианское население «выдавливалось» с полуострова. Не исчез только источник! Слава о его целебных свойствах не умирала в народе и всегда 14 июля, в день святых Космы и Дамиана, сюда стекались люди с окрестных районов, причем и христиане, и татары.

В середине XIX века архиепископ Иннокентий дал указание обустроить возле Савлух-Су небольшую обитель, но помешала начавшаяся Крымская война. И только по ее окончании, в 1857 г., монастырь начал строиться. Его первым настоятелем на долгие годы стал игумен Макарий. При нем обитель отстроилась, появилось два храма, часовня, притвор для гостей, хозяйственные здания.

Но жить здесь было очень непросто. Вокруг – крутые склоны и густой лес, свободной земли практически не было. Каждое маленькое достижение давалось с большим трудом. Все держалось на воле Макария, а после его ухода из жизни (могила настоятеля находится на территории обители) здесь начался упадок. В последний год XIX столетия церковные власти распустили мужскую братию и открыли тут женскую обитель. Долгое время она славилась тем, что здесь находились на перевоспитании малолетние преступницы.

Дальнейшая судьба Космо-Дамиановского монастыря

Начало XX века ознаменовалось его расцветом, но теперь уже женского. В 1911 г. здесь побывал царь Николай со своей семьей. Надо сказать, что члены царской семьи оказывались тут и раньше, еще при Александре. По велению самодержца, монастырскому комплексу выделили большие средства, а главное – провели сюда шоссе, названное Романовским. Оно шло мимо обители – из Алушты в Ялту. Николай надеялся, что воды источника излечат от болезни его сына. Тогда же приняли решение создать в окрестностях заповедные места для царской охоты, ставшие основой нынешнего Крымского горнолесного заповедника.

На территории этой монастырской достопримечательности Алушты пребывали в те времена две выдающиеся для верующих людей иконы — Божией Матери Иерусалимской и Святых Космы и Дамиана. Во вторую были вмонтированы части мощей святителей. В годы советской власти Космо-Дамиановский монастырь в Алуште закрыли, монашек постепенно изгнали. Огромный урон обители принесла война с фашистами. Немцы, опасаясь действия партизан, уничтожили и взорвали все без исключения здания, находящиеся на ее территории. Осталась только каменная часовня возле самого источника, сейчас это единственное сооружение, уцелевшее здесь с XIX века.

Чем привлекает обитель туристов и верующих?

Возрождение Космо-Дамиановского монастыря в Крыму началось только в 90-е гг. XX века. Дело усложнялось тем, что бывшие его земли стали частью заповедника, а воду из источника бизнесмены продавали на пляжах крымских курортов. Хозяйственные споры завершились тем, что подворье обители постановили соорудить в поселке Партенит.

Комплекс из двух храмов и хозяйственных построек до сих пор находится в стадии строительства. А вот чудом нашедшаяся икона с мощами святых пребывает сейчас в горной части обители – в часовне возле источника. За ней ухаживают несколько монахов, постоянно здесь живущих.

Как добраться (доехать) из Алушты и Ялты?

Добраться до Космо-Дамиановского монастыря из Алушты можно по трассе «P34», двигаясь на запад:

Чтобы доехать до обители из Ялты, двигаться нужно по той же дороге, только на северо-восток:

Туристу на заметку

  • Адрес: Крымский природный заповедник, Алушта, Крым, Россия.
  • Координаты:44°39′53″N (44.664706), 34°16′10″E (34.269502).
  • Телефон: +7 (36560) 50-440.
  • Официальный сайт: http://www.kdm-ark.net

В Космо-Дамиановский монастырь в Алуште, к Савлух-Су, даже сейчас непросто попасть, ведь вокруг заповедные земли. Исключением является 14 июля – когда кордоны на дороге открыты всем желающим. В этот день, как и много лет назад, полянка возле родника заполнена людьми, все прилегающие участки заняты палатками и автомобилями. Несмотря на все перипетии жизни, родник по-прежнему привлекает к себе паломников, возле него церковные чины служат торжественную Литургию!

Космо-Дамиановский монастырь

Высоко в труднодоступных крымских горах, в самом сердце заповедных земель недалеко от Алушты, у целебного источника Савлух-Су, от любопытных глаз сокрыт православный Космо-Дамиановский мужской монастырь.

Для чего посещать это место

Добираться в эти места нелегко, здесь не увидеть традиционных церквей и больших храмов, однако, эти святые земли продолжают привлекать многочисленных паломников.

История обители удивительная и не простая. Неиссякающий святой источник бил здесь с самых древних времен. По преданию святые целители Косма и Дамиан, были сосланы из Рима в дальнюю Тавриду. Свои последние дни они провели именно здесь у целебных вод Савлух-Су.

В народе жила молва о волшебной силе источника и 14 июля окрестные жители стекались к этим местам, чтобы почтить святых чудотворцев. В середине XIX века готовилось строительство небольшого скита, но случилась Крымская война. К счастью, монастырь все же начали строить после ее завершения в 1857 году. Первым настоятелем был игумен Макарий. Обитель расширялась, возводились храмы, жилые и хозяйственные постройки. Но жизнь в этих диких местах была сложной. Вокруг были скалы и леса, свободные участки земли встречались редко. Все стало приходить в упадок после кончины настоятеля. В самом конце XIX века монахи были распущены и создан женский монастырь.

Его расцветом стало начало XX столетия. Сюда приезжал сам Николай II со своей семьей. Он верил, что целебные воды исцелят его сына. Из царской казны на нужды монастыря были выделены большие средства. Недалеко от обители также проложили шоссе, получившее название Романовское.

В советское время монастырь был закрыт, а братия постепенно изгнана. В Великую Отечественную войну все постройки обители были уничтожены. Сохранилась только Царская часовня 1913 года, в которой часто молился сам царь Николай.

Возрождение монастыря пришлось на годы прошлого века. Сейчас главное монастырское подворье расположено в Партените, а у источника живут немногочисленные монахи. Тут хранятся уникальные реликвии — икона святых Космы и Дамиана с частицами их мощей, икона Божьей Матери Иерусалимской.

Целебный источник продолжает привлекать многочисленных верующих. По традиции больше всего паломников стекается в эти места 14 июля на торжественные богослужения в честь святых Космы и Дамиана.

Полезная информация

Посещая монастырь, нужно уважать чувства верующих, следует позаботиться о скромной одежде, женщины должны быть в юбках или платьях, с покрытой головой.

Из источника разрешено набирать святую воду.

Купание в источнике и пикники запрещены.

Территория открыта круглый год, но попасть на нее можно только через Крымский природный заповедник и в часы, предусмотренные режимом его работы.

Стоимость лучше уточнять на месте.

Как добраться до Космо-Дамиановского монастыря

Дорога к монастырю не простая, но очень красивая.

Из Алушты нужно ехать на запад по трассе «P34», а из Ялты по этой же трассе, но в направлении северо-востока.

Адрес: Крым, г. Алушта, 20 км со стороны Алушты по горной трассе Алушта-Ялта.

Географические координаты на карте Крыма 44°39’52.5″N 34°16’09.4″E.

для издания religion-crimea.kudalibo.ru

Алушта Хочу сюда

Фотографии:

В Крым на отдых 2017

Армянский монастырь Сурб-Хач

Инкерманский Свято-Климентовский пещерный монастырь

Косьмо-Дамиановский монастырь

Косьмо-Дамиановский монастырь — действующий мужской монастырь на территории Крымского природного заповедника высоко в горах, над Алуштой в честь святых бессребреников Косьмы и Дамиана римских, которые бескорыстно исцеляли людей. Был основан в 1857 году, при источнике Савлух-Су, названный впоследствии Косьмо-Дамиановским источником, у подножия Чатырдага, окруженного горами Черной, Большой и Малой Чучелью, и хребтом Конек.

Здесь из скалы бьет святой источник Косьмы и Дамиана с целебной водой. В большие православные праздники в монастырь, где постоянно живет всего 5 монахов, приезжают до 6 тысяч паломников, знающие об исцеляющих свойствах святого источника.

Монашескую обитель здесь решили построить 1859 году, но помешала Крымская война. Открытие состоялось спустя 6 лет. В то время в Косьмо-Дамиановском монастыре была часовня и купальня. Они стояли прямо над источником. Затем построили два храма и несколько гостиниц для паломников. Неподалеку располагался царский домик. Император Николай II приказал проложить сюда дорогу из Ливадии, чтобы возить болезненного царевича на лечение.

Этот источник был известен в Крыму с незапамятных времен. Его прохладная вкусная вода с древних времен считалась целебной и способной излечивать разные заболевания. Уже в наше время исследования, проводимые Одесским НИИ курортологии, показали, что в воде источника, помимо калия, магния, марганца, содержится литий и редко встречающееся в естественных источниках серебро. Ионы серебра положительно влияют на желудочно-кишечный тракт и внутренние органы, помогают излечить кожные заболевания. Сюда приходили больные и страждущие, чтобы омыться в воде и получить исцеление. Предание связывает это место со святыми бессребрениками братьями Косьмой и Дамианом.

Документальных подтверждений о пребывании святых Косьмы и Дамиана в Тавриде нет, но, согласно преданиям, считается, что в последние годы жизни чудотворцы жили у подножия Чатырдага, у источника, до сих пор носящего их имена. Рассказывают, что спустя много времени после их смерти местный татарин, ненавидевший свою жену, увел ее в горы, выколол глаза и оставил одну, вдали от жилья. К несчастной женщине, умиравшей от голода, явились два незнакомых ей человека, сказав, что они братья-врачи, Косьма и Дамиан, подвели ее к источнику и велели умыться в нем. После этого к женщине вернулось зрение, и она, возвратись в свою деревню, рассказала о случившемся.

Среди крымских татар существовало верование, что святые были убиты и похоронены немного выше целебного источника, возле двух одинаковых буковых деревьев, похожих друг на друга как братья-близнецы. После омовения в источнике крымские татары всегда поднимались на гору к этим деревьям, служившим, по их мнению, надгробным памятником святым.

А еще в монастыре произошло настоящее чудо. Икона с мощами святых Косьмы и Дамиана, которая, казалось, погибла при ликвидации монастыря, нашлась. Она долгие годы хранилась у одной женщины, которая передала ее клирику кафедрального Свято-Троицкого собора отцу Алексию Сахненко. 14 июля 1996 года икона вновь оказалась в монастыре.

В весеннее время в окрестностях Косьмо-Дамиановской обители можно насладиться красотами Монастырского водопада. Находится он на речке Бабуганке (правый приток Альмы, длиной 2 км ), берущей начало в предгорьях Бабуган-яйлы. Феерия разнообразных водных каскадов в окружении ярко-зеленой растительности никого не оставит равнодушным.

До 1899 года монастырь был мужским, затем преобразован в женский. Решение о закрытии обители было принято в 1923 году, а окончательно ликвидирована была в 1928 году. Во время Великой Отечественной войны почти все монастырские постройки были уничтожены. Уцелела лишь каменная часовня у Святого источника. В 1994 году началось возрождение.

Как добраться?

Косьмо-Дамиановский монастырь находится на территории Крымского государственного заповедника, доступ на машине в который ограничен. Доехать к нему можно на экскурсионном или личном транспорте, предварительно получив пропуск в администрации заповедника в Алуште. Из Алушты по дороге на с. Изобильное метров через 50 после поворота будет карман. Немного подъема по ступенькам и перед вами главный офис Алуштинского заповедника (трехэтажное здание, с дороги плохо просматривается).

Единственным днём в году, когда разрешен доступ всем желающим на территорию Косьмо-Дамиановского монастыря является 14 июля — день святых бессребреников.

Дорога, которая ведет к монастырю из Алушты с другой стороны выходит возле Ялты в пос. Массандра (кордон Грушевая поляна). Это старая Романовская дорога. Общая протяженность — 62 км. Пропуск на сквозной проезд дают, только если в нагрузку берете их проводника.

заповедник, организованный много позднее монастыря, оказывается важнее самого монастыря. . ну извините.

Косьмо-Дамиановский монастырь

Косьмо-Дамиановский монастырь

Косьмо-Дамиановский монастырь находится в труднодоступном горном ущелье, расположенном в двадцати километрах от Алушты. Телефон для справок монастыря +7 (978) 815-87-96

Географические координаты Косьмо-Дамиановского монастыря на карте Крыма GPS N 44.6654 E 34.2693

В III веке в Риме жили два брата – Косьмо и Дамиан. Они были очень увлечены врачебным делом, которому и посвятили всю свою жизнь. У Косьмо и Дамиана был учитель, который как мог передавал им свои знания и опыт. Да и сами братья не упускали возможность узнать что-то новое о врачевании. Тысячи больных и уже отчаявшихся людей обращались к ним за помощью, причём Косьмо и Дамиан никогда и никому в ней не отказывали. Их даже стали называть бессеребрениками за то, что они не брали платы за свою работу. Более того, получив наследство от родителей, Косьмо и Дамиан всё раздали нуждающимся.

Методы лечения братьев были основаны на вере в Иисуса Христа, поэтому Косьмо и Дамиан были неугодны Карину – императору языческих взглядов. Легенда гласит, что однажды Карин послал за братьями, чтобы потом их казнить. Но Косьмо и Дамиан не только нашли слова, чтобы уговорить императора поверить в Господа и силы Христа, но и излечили его недуг.

Существует мнение, что последние годы своей жизни Косьмо и Дамиан провели в Тавриде, в районе горного массива Чатыр-Даг. Братья были убиты своим же учителем, который позавидовал их славе, и здесь же похоронены. Говорят, что на их могиле выросли два дуба, очень похожих друг на друга, и возник источник с целебной водой Савлух-Су.

В 20-х годах ⅩⅠⅩ века здесь был построен дом для паломников, деньги на строительство которого дала Софья Потоцкая. А уже в середине того же столетия было принято решение построить на этом месте мужской монастырь под названием Косьмо-Дамиановский.

Сорок три года Косьмо-Дамиановский монастырь оставался мужским, а в 1899 году он стал женским. Монахи разошлись по разным крымским монастырям, а первой настоятельницей Косьмо-Дамиановского монастыря стала Варсонофия, переведённая сюда из Топловского. При ней здесь были отреставрированы церковь, часовня и другие здания. Были построены гостиница, амбар, новые кельи и хлебопекарня.

Во времена Великой Отечественной Войны Косьмо-Дамиановский монастырь был сильно повреждён. Его территория была передана государственному заповеднику, а монастырь перестал быть действующим. Только в 1992 году деятельность Косьмо-Дамиановского монастыря возобновилась, причём он снова стал мужским.
Надо отметить, что источник Савлух-Су действительно является лечебным. Ещё в 90-е годы ⅩⅩ века вода из него была взята для проведения исследований. Было обнаружено, что кроме основных микроэлементов она содержит ионы серебра. Поэтому вода из Савлух-Су внесена в Справочник минеральных лечебно-столовых вод.

Косьмо-Дамиановский монастырь на карте Крыма

Мужской монастырь святых Косьмы и Дамиана или Козьмодамиановский монастырь в Алуште

В сердце крымских гор, в глубоком лесном ущелье между великанами Бабуганом и Синабдагом укрылся от мира маленький монастырь. Между другими иноческими обителями Горного Крыма Косьмо-Дамиановская киновия особенно замечательна — не только поразительной уединенностью и первозданной дикостью места, но более всего своим чудесным источником.

Монастырёк лепится по горной крутизне вокруг источника святых Косьмы и Дамиана; его всегда холодная и прозрачная, как хрусталь, вода прославилась целительной силой с давних времен — со времен первых христиан.

Из жизнеописания святых бессребреников Косьмы и Дамиана, во имя которых устроен этот небольшой монастырь, видно, что эти два брата-врачи, сделавшись христианами и посвятив себя на безвозмездное врачевание и помощь страждущему человечеству, жили в Риме, там умерщвлены своим завистником-учителем и погребены «при потоке вод». Но у жителей Крыма, с самых давних времен, существует предание, что Косьма и Дамиан, изгнанные из Рима, умерщвлены в Крыму и погребены именно у того самого источника, при котором существует теперь основанный во имя их монастырь. И потому легенда о жизни этих святых рассказывается здесь иначе, а именно таким образом:

Два брата, Косьма и Дамиан, будучи искусными врачами и сделавшись из язычников христианами и сосланы были за свою веру в Крым, при римском императоре Диоклетиане. Здесь они были убиты в горах одним из врагов своих, который завидовал их добродетели и тому искусству, с каким они умели врачевать всех больных наложением рук. Убийца похоронил их при источнике вод, в горах.

Прошло много времени после их смерти, когда случилось, что какой-то из городских жителей страны возненавидел свою жену, увел ее в горы, выколол ей там глаза и пустил ее бродить среди неизвестных ей мест, далеко от всякого жилья. Несчастная уже умирала от голода, как к ней явились два неизвестных ей человека; сказали, что они два брата-врачи, Косьма и Дамиан; подвели ее к источнику и велели ей умыться в его водах. Когда она это исполнила, то ей внезапно возвратилось зрение.

Вернувшись после того в свою деревню, она рассказала там о случившемся. Потом другой какой-то житель страны, желая испытать целебность воды в источнике, бросил в нее мертвого барана. Баран сейчас же ожил. С тех пор все жители окрестных деревень уверовали в целебность воды, и вера эта от христиан перешла позднее и к татарам, которые и назвали источник Косьмы и Дамиана — Савлах-Су, что значит «живая», «исцеляющая» вода.

Монастырь расположен у подножия Чатыр-дага, между склонами гор Чучель и Черная. Источник святых Косьмы и Дамиана издавна считался целебным. В конце XIX века здесь был построен монастырь на пожертвования богомольцев. С 1856 по 1899 гг. монастырь был мужским, а затем был преобразован в женский. Сейчас он снова стал мужским.

В 1911 году монастырь посетил Николай II, молился у источника и пил святую воду. В 1923 году обитель закрыли и разместили здесь биологическую станцию и музей природы, а в часовне над святым источником находился инкубатории для вывода мальков форели.

Во время войны были уничтожены все постройки, лишь чудом уцелела часовня над источником. В настоящее время Косьмо-Дамиановский мужской монастырь возобновил свою деятельность. Источник, вода которого содержит высокий процент серебра, является целебным и помогает при заболеваниях печени, почек, желудка. Добраться до источника и монастыря можно из Алушты пешком (ок. 25 км) или на автомобиле. Для проезда/прохода к нему необходимо получить пропуск в администрации Крымского заповедника (Алушта, ул. Партизанская, 44). Стоимость пропуска лучше об этом узнать самостоятельно на сайте заповедника.

РУСЛАН СТОЙЧЕВ

+79788543956 +79781002819
используйте значки мессенджеров для бесплатной связи

Для паломников и всех желающих посетить мужской монастырь святых бессребреников Косьмы и Дамиана открыт свободный ( бесплатный) въезд в заповедник. Для этого паломникам необходимо на подворье монастыря, которое находится по адресу Алушта. пгт. Партенит,Фрунзенское шоссе 1-а, площадь Иоанна Готфского (контактный телефон: (06560)22450 или +79788158796) и взять у наместника монастыря архимандрита Маркелла письмо для свободного проезда в монастырь. По дороге в монастырь необходимо в Алуштинском управлении заповедником (г. Алушта, ул. Партизанская, 42. (06560)50440 — приемная заповедника) после предъявления письма от о. Маркелла получить пропуск для свободного въезlа на территорию заповедника.

Косьмо-Дамиановский монастырь

Расположение Косьмо-Дамиановского монастыря

В 20-ти километрах от Алушты, в тихой и живописной котловине, образованной склонами горного массива Бабуган, горы Черной и хребта Конек, на высоте около 800 метров располагается Косьмо-Дамиановский мужской монастырь . На территории монастыря бьет целебный источник, освященный в честь святых бессребреников и чудотворцев Косьмы и Дамиана принявших мученическую кончину за Христа в Риме.

История Косьмо-Дамиановского монастыря

Согласно Предания этот источник забил по молитвам святых Косьмы и Дамиана, когда они пребывали в этих местах, сосланные римскими властями в III веке. Известно много старинных свидетельств о чудесных явлениях святых братьев и исцелениях страждущих в водах святого источника.

Предполагается, что еще во времена средневековья у источника существовал храм, в котором хранилась чудным образом обретенная икона святых бессребреников и чудотворцев Косьмы и Дамиана. При переселении крымских христиан в Приазовье в 1778 – 1780 гг. икона была вывезена, и находилась в одной из церквей Мариуполя, а храм у источника, как и многие православные культовые сооружения того времени, пришел в запустение и разрушился [1] .

Однако к источнику продолжали приходить люди, ищущие исцеления от своих недугов. Причем в большом количестве и с благоговением к святому источнику прибывали и люди иного вероисповедания, в частности много желающих окунуться в целебных водах было из числа крымских татар. В первой половине XIX века количество паломников начинает увеличиваться и уже в 20-х годах этого столетия у источника возводят небольшое временное пристанище для них. Особо многолюдно у источника было 1-го июля по старому стилю, в день памяти святых бессребреников и чудотворцев. С 40-х годов XIX века в день памяти святых братьев на молитвенное поклонение начинают прибывать священники из многих городов и селений Крыма. Они начали совершать молебны и освящения воды, в которых принимали участие богомольцы, которые к этому времени многочисленным лагерем располагались вблизи источника.

Трудами и заботами свт. Иннокентия Херсонского и Таврического с 1851 г. началась организация киновии при святом источнике. На время Крымской войны 1853 – 1856 гг. дела по организации монастыря приостановились, и лишь в 1856 г. сюда был откомандирован из Бахчисарайского монастыря первый строитель иеромонах Макарий, который в последствии стал первым настоятелем обители. В 1857 была построена и освящена деревянная церковь при источнике во имя свв. Косьмы и Дамиана.

В 1870 г. в честь святых братьев освящается только что построенная большая и просторная деревянная церковь. А в 1878 г. возводится новый теплый храм в честь Преображения Господня. Благодаря финансовой помощи многих добродетелей и подвижническим трудам монастырской братии обитель расстраивается и хорошеет [2] .

В 1899 г. Косьмо-Дамиановский монастырь преобразовывается в женский. Братия монастыря расселяется по выбранным монастырям, а на их место поселяются сестры из Топловской Параскевиевской обители, которая к тому времени была очень перенаселена [3] .

Сестры во главе с игуменьей Варсонофией продолжали труды по устройству и облагораживанию монастыря. Кроме 120 насельниц, проживавших в обители к 1915 г., здесь ежедневно находили приют до 100 человек, среди которых были паломники и бездомные люди. Кроме того, в монастырь направлялись на перевоспитание малолетние преступницы, а также жили девочки-сироты. В 1907 г. открывается подворье монастыря в Симферополе.

В 20-х годах XX в. большевистская власть закрывает монастырь, насельниц выселяет, а помещения обители отдает в распоряжение управления недавно созданного Крымского государственного заповедника. Во время Великой отечественной войны все постройки, кроме каменной часовни, были разрушены германо-румынскими оккупантами. После войны на территории монастыря устраиваются несколько построек для лесника [4] .

Косьмо-Дамиановский монастырь сегодня

С 1994 г. начинается возрождение обители, как мужского Косьмо-Дамиановского монастыря. Приведена в порядок каменная часовня над источником, возводится небольшая церковь в честь свв. Косьмы и Дамиана, недавно построен братский корпус, хозяйственные помещения.

Святой источник Косьмы и Дамиана и сегодня пользуется большой популярностью. Температура воды всегда постоянная 6 — 8 градусов и необычайно вкусная. Исследования проведенные Одесским НИИ курортологии показали, что вода источника содержит высокий процент серебра, поэтому признана целебной и рекомендуется при заболеваниях желудочно-кишечного тракта.

Несколько тысяч паломников ежегодно прибывают в монастырь в день памяти святых бессребреников и чудотворцев Косьмы и Дамиана 14 июля. В остальное время здесь не многолюдно, так как проезд и проход в заповедник, на территории которого находится монастырь, строго ограничен.

Иконы святых Косьмы и Дамиана с частицами мощей и Божией Матери Иерусалимская, каждая из которых имеет чудную историю, являются почитаемыми святынями горной обители. В с. Изобильное и в пос. Партенит находятся подворья монастыря.

Как добраться до Косьмо-Дамиановского монастыря

Добраться в монастырь можно по так называемой «Романовской дороге» от села Изобильного 20 км пешком или на собственном автотранспорте. Свободный проход через пропускной пункт заповедника осуществляется 13 и 14 июля, в день празднования памяти свв. Косьмы и Дамиана. В остальное время необходимо обращаться за пропуском в управление Крымского природного заповедника в г. Алушта, ул. Партизанская, 42, тел. (06560)50-440. Услуга платная.

[1] Тринитко С. Косьмо-Дамиановский монастырь в Крыму: исторический очерк. – Киев, Факт, 2003 г., с. 4 – 5.

[4] Там же, с. 73 – 75.

Из посёлка Кореиз (Мисхор), расположенного у самого подножия, видна гора Ай-Петри и её знаменитые гребни, а также самая длинная в Европе канатная дорога

Мужской монастырь святых Косьмы и Дамиана или Козьмодамиановский монастырь в Алуште

Лет. (просто не помню) была в этом святом месте именно в праздник 14 июля.

А второй раз уже лет восемь назад на «экскурсию» ездили осенью и заезжали в монастырь.

Раньше монастырь открывали для паломников один раз в году 14 июля.

Монастырь находится на территории Крымского заповедника.

Дорога к монастырю — с одной стороны обрыв, с другой скала. Чтобы пропустить встречную машину, приходилось «прижиматься» к скале. Но, удивительно, страшно не было.

Высоко в горах. Заповедник. Воздух необыкновенный. До сих пор помню.

Космо-Дамиановский мужской монастырь

История становления общины

История данной обители не похожа на другие, путь становления сложен и очень интересен. Родник с исцеляющей водой в данном месте, рядом с хребтом Конек, существовал с древних времен.

Легенды до татарских времен гласили о том, что целебный источник, название которого в переводе означает «здоровая вода», имеет связь со святыми целителями Космой и Дамианом. День почитания тех Святых — 14 июля, в этот день во все времена к источнику стекались толпы верующих людей.

Середина XIX века — время застройки обители. По приказу архиепископа Иннокентия, возле известного источника, стали обустраивать место под монастырь. К сожалению, Крымская война помешала планам архиепископа. По завершении боев, застройка возобновилась.

Первым настоятелем стал игумен Макарий, который прослужил на своем посту много лет. Территория обители получилась небольшой, было построено два храма, хозяйственные здания, часовня, гостиный притвор.

Настоятель и братия носили на своих плечах стройматериалы из самого Симферополя пешком.

Все, что было на территории монастыря построено — было сделано ими самостоятельно,

ни о каких работниках тогда и речи не шло.

К тому же, братия потом построила дорогу в 8 км от обители.

Денег на строительство общины государство не выделяло, все было возведено на деньги, собранные у православных людей. Жить в таком месте было тяжело, земли было мало, всю местной занимали горы и лес.

Настоятель Макарий держал всю обитель в своих руках, крепился сам и подбадривал немногочисленную братию. Но после его смерти по болезни, община начала чахнуть, пока совсем не опустела. В 1900 году власти расселили мужскую братию. Мужская обитель просуществовала в этих местах ровно 43 года.

Целебный источник Косьмы и Дамиана

Дальнейшая судьба обители

После роспуска монахов местные власти начали обустраивать на этой территории женскую обитель. Туда высылались малолетние преступницы на перевоспитание к монахиням.

В начале XX века, несмотря на бедность, община начала расцветать вновь. Первой настоятельницей стала монахиня Варсонофия, приехавшая из Троице-Параскевиевского монастыря с 25 сестрами. На богослужение даже заезжал царь Николай со своей семьей, с больным сыном, которого привезли к водам источника. В 1911 году вокруг обители появилась заповедная зона для царской охоты.

В те времена стены скита хранили две святыни:

икону Божией Матери Иерусалимской — она была привезена с Афона с монахом, который там жил и был переселен в Крымскую обитель, писался образ специально для монастыря;

икону Святых Космы и Дамиана с частицами мощей.

Жестокие времена советской власти не обошли женскую обитель, спрятанную в лесу. Община была закрыта, монахинь выгнали на улицу, а Великая Отечественная война нанесла огромный урон территории. Фашисты стерли с земли все здания, которые были в обители, уцелела только часовня возле источника.

Восстанавливать монастырь начали в 1990-е годы. Восстановить обитель было очень сложно, так как земли давно были отданы Крымскому заповеднику, а местные бизнесмены не хотели делиться с монахами своей выгодой. В итоге, обитель удалось построить в поселке Партенит.

Современное состояние обители

Космо -Дамиановский монастырь в поселке Партенит до сих пор полностью не обустроен. На территории построено два храма:

в честь Иоанна Готского;

имени Пресвятой Богородицы «Всецарицы».

У обители есть второе подворье в селе Запрудное, храм в честь священномученика Порфирия на территории только строится.

Храм при монастыре Косьмы и Дамиана, Крым

Из общественной жизни в общине проводятся паломнические поездки. В программу входят: утреннее богослужение, совершение молебна, экскурсия по обители. Желающие могут окунуться в святой источник или набрать из него воды. По окончании дня паломники трапезничают, братия угощает гостей чаем из собранных Крымских трав.

Вода от источника считается целебной для почек и печени, это свойство доказано учеными экспериментально. Наука также подтверждает, что вода имеет особую структуру и состав. Это место пропитано Божией благодатью и почувствовать ее можно только оказавшись там.

Святыни

После разрушения монастыря, никто и не надеялся на возвращения утерянных святынь к православным верующим. Но в 1996 году, чудесным образом икона Богородицы «Иерусалимская» нашлась. Образ вернул в общину протоиерей собора г. Симферополя. Как попала святыня туда, никто не знает.

Икона Богородицы «Иерусалимская»

Престольные праздники

14 июля — день памяти священномучеников Косьмы и Дамиана, этот праздник отмечается в обители широко, богослужение совершается большим количеством священников во главе с митрополитом;

19 августа — Господнее Преображение, в этот праздник совершается особенное богослужение под открытым небом;

25 октября — день почитания иконы Божией Матери «Иерусалимской».

На все праздники двери киновии открыты для всех верующих православных христиан.

Мужской монастырь святых Косьмы и Дамиана или Козьмодамиановский монастырь в Алуште

Поездка в Космо-Дамиановский монастырь

Память святых Космы и Дамиана Римских приходит на середину лета. 14 июля в Космо-Дамиановском монастыре, который спрятался среди густых лесов Крымского природного заповедника, престольный праздник. В этот день верующие могут посетить это место абсолютно бесплатно и без каких-либо препятствий со стороны лесников, стерегущих заповедник. Открыта, правда, только дорога к монастырю со стороны Алушты. Все остальные подходы сюда, в том числе и тропы, перекрыты. В этот день к источнику Савлух-Су, над которым более ста лет назад была воздвигнута часовня, приезжает большое количество паломников, причем не только из Крыма. Теоретически удобнее всего добираться в монастырь на собственной машине. Однако уже с самого утра здесь выстраивается огромная колонна из автомобилей, так что пару километров приходится идти пешком. Нам повезло больше. Мы приехали накануне к вечерней службе и остались на ночлег в самом монастыре. Но пробиться к источнику так и не смогли из-за огромного количества желающих набрать воды в этот день. Зато с утра, когда не совсем жарко, мы побродили по лесам в окрестности обители, там, где разрешалось ходить. В этом месте я и моя семья были первый раз в жизни. Очень понравилось здесь быть, хотя и добираться сюда очень тяжело.

За Алуштой мы свернули на Изобильное. За этим селом раскинулось Изобильненское водохранилище. Оно хорошо видно с вершин Чатыр-Дага.

Останавливаемся на несколько минут чтобы сделать несколько фотографий этого места.

Вдалеке виднеются восточные склоны Бабугана

Дикая груша возле водохранилища. А ещё здесь стоит не передаваемый сладковатый запах леса, заповедного леса.

Мы приехали, когда вечерняя служба учже началась.

Перед самым нашим приездом здесь прошёл хороший дождь.

Пару часов мы простояли на службе.

Подходы к источнику до предела забиты прихожанами.

Я с Мишей прогуливался возле часовни. Фото на память.

Служба завершилась.Наместник монастыря делает объявление о завтрашнем дне.

После службы нас покормили пшеничной кашей с салатиком. А ещё мы погуляли по территории монастыря. За оградой — монастырский сад.

В горах темнеет быстро. Несколько фотографий вечернего монастыря, его верхней поляны.

А это уже утренняя служба. Народ постепенно собирается сюда.

А мы пока гуляемя вдоль небольшой реки, даже можно сказать ручья. Здесь, в окрестностях Космо-Дамиановского монастыря находятся верховья реки Альмы. Это — один из ее многочисленных притоков.

Солнечные лучи пробиваются сквозь густые кроны буков и других деревьев.

А вот так выглядит монастырский сад в ранние часы.

Скворечник интересной конструкции.

Прогуливаюсь по саду. Вообще по задумке создателей он должен напоминать верующим о Гефсиманском саде. Заодно любуюсь окрестными пейзажами.

Хребет Синап-Даг. Заканчивается он на горах Большая и Малая Чучели. А здесь видно его начало.

Пока мы гуляли, началась служба. Мы пробыли здесь еще несколько часов.

А потом небо стало затягивать темными тучами. Служба уже закончилась. Поэтому мы решили отправиться домой. По дороге делаю еще несколько фотографий. Очень мало получилось. Только удалось снять перевал Кебит-Богаз.

Ссылка на основную публикацию