Мужской монастырь в честь Преображения Господня в Раздольном

Преображенский мужской монастырь (Раздольное)

Мужской монастырь в честь Преображения Господня — православный мужской монастырь Джанкойской епархии Украинской Православной Церкви. Обитель открыта 1 апреля 2015 года на основе прихода Спасо-Преображенского кафедрального собора.

Содержание

На заседании Священного Синода Украинской Православной Церкви, состоявшемся 1 апреля 2015 года, был рассмотрен рапорт Преосвященного епископа Джанкойского и Раздольненского Алипия об образовании мужского монастыря в честь Преображения Господня в Джанкойской епархии (АР Крым).

Синод принял решение об открытии обители в с. Раздольное Раздольненского района АР Крым, на основе прихода Спасо-Преображенского кафедрального собора, сообщает сайт УПЦ.

«Все три епархии Крыма — Симферопольская, Феодосийская, Джанкойская — является частью УПЦ. В церковно-юридическом плане ничего не изменилось. Подтверждение тому — открытие нового монастыря Украинской Православной Церкви в Джанкойской епархии, согласно рапорту епископа Джанкойского и Раздольненского Украинской Православной Церкви Алипия», — прокомментировал решение Священного Синода управляющий делами УПЦ митрополит Антоний.

19 августа 2015 г. в день Преображения Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, молитвенно отметил первое престольное торжество Спасо-Преображенский мужской монастырь в п. Раздольное. Праздничную Божественную литургию в монастырском кафедральном соборе возглавил Преосвященнейший Епископ Джанкойский и Раздольненский Алипий. Преосвященному владыке сослужило духовенство Раздольненского округа. Накануне вечером Его Преосвященство, Владыка Алипий отслужил всенощное бдение в Покровском кафедральном соборе Джанкоя.

По завершении Божественной литургии, Преосвященнейший владыка поздравил братию и прихожан монастыря с первым престольным праздником обители и преподал всем своё архипастырское благословение.

Престольные праздники

Местонахождение

Адрес: Крым , пгт. Раздольное, ул. Южная, 15

Телефон: (365-53) 92-2-35

Где остановиться

В настоящее время информация отсутствует. Вы можете помочь в заполнении подраздела.

В Джанкойской епархии Крыма будет образован монастырь в честь Преображения Господня

1 апреля 2015 года на заседании Священного Синода Украинской Православной Церкви был рассмотрен рапорт епископа Джанкойского и Раздольненского Алипия об образовании мужского монастыря в честь Преображения Господня в Джанкойской епархии (АР Крым).

«Все три епархии Крыма – Симферопольская, Феодосийская, Джанкойская – являются частью Украинской Православной Церкви. В церковно-юридическом плане ничего не изменилось. Подтверждение тому – открытие нового монастыря Украинской Православной Церкви в Джанкойской епархии согласно рапорту епископа Джанкойского и Раздольненского Алипия», – прокомментировал решение Священного Синода управляющий делами Украинской Православной Церкви митрополит Антоний.

«Новая редакция уставов, утвержденная Священным Синодом Украинской Православной Церкви, не предусматривает никаких изменений в праве собственности на церковное имущество в Крыму. Более того, по законодательству Украины УПЦ не является юридическим лицом, поэтому она не владеет и не распоряжается имуществом. Владельцами церковного имущества в Крыму являются или епархиальные управления, или конкретные религиозные общины. Именно они как юридические лица и распоряжаются своим имуществом», – пояснил управляющий делами УПЦ.

«Крымские епархии остаются составной частью УПЦ, однако мы не имеем никаких юридических рычагов для защиты церковного имущества в Крыму», – отметил митрополит Антоний.

«Перед нами стоит более глобальный вопрос – о характере государственно-церковных отношений на Украине. К сожалению, надо признать, что сами принципы государственно-церковной взаимодействия на Украине остаются четко не установленными. В сфере взаимоотношений между Церковью и государством больше непрозрачного и непонятного, чем четко установленного и урегулированного», – констатировал митрополит Антоний.

Владыка Антоний напомнил, что более десяти лет назад Всеукраинский Совет Церквей и религиозных организаций создал проект Концепции церковно-государственных отношений на Украине.

«Однако до сих пор это так и остается проектом. Возможно, мы должны задуматься над тем, чтобы заключить между государством и религиозными конфессиями соглашения, которые бы четко устанавливали характер нашего взаимодействия», – подытожил управляющий делами Украинской Православной Церкви.

Мужской монастырь в честь Преображения Господня в Раздольном

БЕЛЁВСКИЙ В ЧЕСТЬ ПРЕОБРАЖЕНИЯ ГОСПОДНЯ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ основан около 1525 г. белёвскими князьями Солнцевыми-Засекиными на левом берегу реки Оки, отделённом от белёвской крепости оврагом реки Белёвки. Место, на котором построен белёвский монастырь, в актах монастырского архива XVI–XVII вв. именовалось «на посаде, на строгом городище». Ранее на месте монастыря стоял храм, где, по преданию, в 1438 г. скрывался изгнанный из улусов ордынских казанский хан Улу-Мухаммед, надеясь на покровительство великого князя Московского Василия II Васильевича Тёмного. Впервые в документах белёвский монастырь упоминается в связи с посещением обители в 1557 г. царём Иваном IV, который объезжал крепости на южной границе Руси. Царь пожаловал монастырю «на рыбу и масло сто рублев». В XVI в. белёвские князья приписали монастырю свои вотчины, утверждённые жалованной грамотой Ивана IV и подтверждённые грамотами царя Михаила Фёдоровича в 1614 и 1623 гг. Согласно грамотам, среди владений белёвского монастыря были «деревня Монаенки, деревня Велична, деревня Ушаковская, починок Анисимов, да три двора на посаде, а пашни с посадской пашней 301 четь с полуосминою в одном поле, а в двух по томуж». В писцовой выписи 1585 г. за монастырём числятся: «Сельцо да полпяты (41/2) деревни живущих, да две деревни сожжены, да две пустоши». В описи 1614 г. упомянуто пять деревянных храмов белёвского монастыря: шатровый Преображенский собор; тёплая церковь св. Иоанна Предтечи с трапезной; церковь святителя Московского Петра и великомученика Димитрия Солунского (упоминается как сгоревшая); надвратная Никольская церковь, упразднённая в 1614 г., вместо неё пристроен придел во имя святителя Николая к церкви св. Иоанна Предтечи; церковь святителя Алексия Московского, построенная в 1614 г. в монастырской слободке. В грамоте 1611 г. князя Дмитрия Тимофеевича Трубецкого сказано, что Алексиевская церковь строится по обету монастырской братии и горожан в память осады города Белёва литовцами в 1611 г. В XVI в. белёвский монастырь пострадал от набегов крымских татар, в начале XVII в. – от литовских и польских отрядов, в 1615 г. был сожжён отрядами гетмана Лисовского, в 1618 г. разорён литовскими отрядами воеводы Чаплинского, затем восстановлен. Согласно переписным книгам 1643 г., в монастыре подвизались игумен, «чёрный поп Авраамий да 25 старцев». Ко второй четверти XVII в. в монастыре осталось три церкви: Преображенский собор, Предтеченский храм с приделами святителя Николая и святителя Алексия Московского. С 1643 по 1683 г. Предтеченская церковь была вновь перестроена (во вкладной книге 1673 г. значится как «новая»), а храм святителя Петра и великомученика Димитрия восстановлен князем Солнцевым-Засекиным над гробами белёвских князей и освящён во имя Димитрия Солунского. После пожара в белёвском монастыре в 1681 г. собираются вклады «на церковное строение каменного дела».

Мужской монастырь в честь Преображения Господня в Раздольном

Моя подруга Александра из Австралии (может быть кто-то ее видел, она приезжала ко мне в гости в Пучково) пишет, что у них страшно тяжелая ситуация с пожарами. В районе, где находится православный монастырь, настоятелем которого является ее дядя Арх. Алексий, чрезвычайная обстановка, всех эвакуируют, прогноз очень плохой. Сейчас там сгорело около миллиона гектар в разных частях, и в субботу огонь должен подойти к монастырю. Отец Алексий и отец Макарий, с монахами и послушниками решили остаться и бороться с огнём своими силами. Они верят, что могут с Божьей помощью победить стихию, но им очень нужна наша молитвенная помощь. Я уже написала на Соловки и в Михново. Огромная просьба молиться! Ситуация по-настоящему страшная — все в красном зареве и дыму. Информацию знаю из первых рук. Моя подруга Александра — из потомков белых офицеров, ее бабушка лично знала св. Иоанна Шанхайского. Ее дядя архимандрит Алексий сам строил и расписывал этот монастырь. Для Австралии — это маленький островок духовной жизни, и они собираются за него бороться. Помолитесь, друзья, сейчас им очень тяжело, но они бодры духом и верят! Спаси Господь!

В этом сообщении речь идет о мужском монастыре Преображения Господня.

Монастырь в честь Преображения Господня в Бомбала (англ. Holy Transfiguration Orthodox Monastery, Bombala) — православный мужской монастырь близ города Бомбала в Австралии в юрисдикции Австралийско-Новозеландской епархии Русской православной церкви заграницей.

В 1982 году, по благословению архиепископа Павла (Павлова), иеромонах Алексий (Розентул) приобрёл 400 гектаров с домом земли на юго-востоке Снежных гор в Новом Южном Уэльсе вблизи года Бомбалы[1].

В 1983 году было закончено строительство главного здания, келий, трапезной,

иконописной мастерской, гостиницы и небольшой библиотеки[2].

В 1984 году основано братство Преображенского монастыря[2].

13 августа 1987 года было получено официальное разрешение Архиерейского Синода Зарубежной Церкви на основание монастыря.

К концу 1990-х годов братия монастыря насчитывала четыре монаха и двух послушников[2].

18 августа 2010 года архимандрит Алексий (Розентул) был уволен на покой и остался

в обители на правах духовника. Новым настоятелем назначен иеромонах Сергий (Шатров).[3]

В монастыре проживает настоятель и 9 монахов. Богослужение совершается на английском и церковнославянском языках.

Престольный праздник Преображенской обители всегда привлекает большое количество

богомольцев[2]. Для всех паломников после освящения плодов предлагается обильная

трапеза на монастырском дворе. Сюда приезжают не только русские, но и греки и сербы,

многие из которых участвовали в строительстве монастырской церкви, братского корпуса,

гостиницы для паломников и других зданий[4].

Настоятель монастыря, упоминаемый в сообщении отец. Архимандрит Алексей Розентул

Тел. — + 61 (0)2 6458 3009

Адрес — Richardsons Road Bombala, NSW 2632 Australia

По данным https://ru.wikipedia.org/wiki/Преображенский_монастырь_(Бомбала)

О природной катастрофе в Австралии молится весь мир.

В Австралии природная катастрофа, с сентября 2019-го из-за пожаров сгорели около пяти миллионов гектаров леса – это больше, за несколько месяцев пожары стали видны даже из космоса — спутники вместе с огнем различают и шлейф дыма, который добрался аж до новой зеландии.

Горят юго-восточные австралийские штаты Виктория и Новый Южный Уэльс, угрожая нескольким крупным городам. 31 декабря 2019-го общая протяженность пожаров была почти 500 километров. Вероятнее всего, пожары начались естественным путем, но эксперты связывают бедствие с изменением климата. Очаги возгорания сложно брать под контроль из-за погоды — температура держится на 40-градусной отметке, влажность воздуха не превышает 10%.

За одну ночь зона пожаров успевает продвинуться вперед примерно на 30 километров. Метеорологи говорят, что улучшения погодных условий пока ждать не стоит. Кроме того, в Канберре — столице Австралии — уровень загрязнения воздуха уже перешагнул отметку «опасно для жизни» в 26 раз. На фото в соцсетях видно, что горизонт даже не желтого, а красного цвета.

В Сиднее и штате Новый Южный Уэльс власти ввели режим бедствия. Сейчас пожары тушат даже военные из запаса. Местные СМИ пишут, что в истории Австралии подобное происходит впервые. В регионы высылают военные самолеты и корабли с водой и топливом, которые также помогают эвакуации. На юго-восточном побережье массовая эвакуация. Туристам приказывают покинуть штат Виктория. На днях с территорий, куда способен добраться огонь, вывезли десятки тысяч местных жителей – им пришлось бросить свои дома.

На юго-востоке страны пошли дожди, немного снижается температура воздуха. В Канберре температура упала до 25°С. Жители радостно снимают дождь — по мнению ученых, только осадки сузят площадь горящих мест.

Но осадки недостаточно мощные, так что ситуация остается критической: неуправляемых очагов еще не меньше двух сотен, а засушливые условия и жара с ветром вернутся в ближайшее время и продержатся все выходные. Метеорологи говорят, что из-за ветра огонь вспыхнет с новой силой. Тем временем, пожары в Австралии уже побили все возможные рекорды

Храм в честь Преображения Господня в Радонеже

Радонеж — одно из древнейших поселений Сергиево-Посадского района. В 1328 году сюда переселился обедневший ростовский боярин Кирилл — именно он стал отцом любимого на Руси святого, Сергия Радонежского, которого при рождении, в миру назвали Варфоломеем.

В 18 веке село приобрело новое название — Городок. И называлось так до 1989 года, пока по решению — как ни удивительно! — советских властей не стало Радонежем. В честь любимого святого назвали и придел в местной Преображенской церкви, которую построили на средства прихожан в 1836-1842 годах на месте бывшего деревянного храма.

В советское время храм в честь Преображения Господня в Радонеже закрыли. Снесли дом священника, на его месте построили свиноферму (теперь там автостоянка). Сама же церковь стала зернохранилищем. В 1941 году сюда въехал клуб.

А вот в 1960-х годах власти приняли решение сохранить радонежские памятники. Храм отреставрировали и разместили в нем экспозицию, посвященную истории Радонежа.

В 1990-е годы Преображенскую церковь вернули Церкви. Сейчас это подворье Троице-Сергиевой Лавры.

Адрес: Московская обл., Сергиево-Посадский р-н, с. Радонеж

Координаты: 56.208615, 38.039255

Режим работы: ежедневно, 8:00–20:00

Карта намоленных мест Подмосковья

Селение Радонеж основано примерно в 11 веке на левом берегу речки Пажи. По преданию, новгородец Радонег выстроил крепость и назвал ее «Радонеж» — как принадлежащую ему, Радонегу.

В 14 веке тут поселились родители Варфоломея — будущего преподобного Сергия Радонежского. К слову, его родители тоже ушли в монастырь. А сам он, как известно, основал несколько монастырей в стране и Троице-Сергиеву Лавру.

В 1988 году рядом с храмом в Радонеже поставили памятник Сергию по проекту скульптора Вячеслава Клыкова. На возвышенности застыла трехметровая фигура старца в монашеском одеянии с мальчиком Варфоломеем, держащим в руках резную икону Святой Троицы. Ведь именно так, по легенде, все и случилось: маленький Варфоломей, которому никак не давалась грамота, вдруг обрел дар к учебе после того, как встретил в лесу молящегося старца. Так начался путь мальчика к Богу.

Сам скульптор Клыков собирался (и общественность его поддерживала) установить памятник осенью 1987 года. Однако власти запретили это делать. Памятник Радонежскому «арестовали» прямо во время пути на свой постамент и отправили обратно под охраной милиции. Однако через несколько месяцев, 29 мая 1988 года, его все-таки открыли — в честь 1000-летия Крещения Руси. Это был первый памятник русскому святому, поставленный с 1917 года.

Интересные факты

С Радонежской землей связаны имена многих известных людей. Родом из этих мест, как полагают историки, гениальный иконописец Андрей Рублев.

Радонеж вдохновлял писателя Сергея Аксакова, знаменитых художников Михаила Нестерова и Виктора Васнецова.

Что посмотреть

Преображенский храм

Преображенский храм выполнен в стиле ампир.
Фото: globallookpress.com

Для начала обратите внимание на архитектуру Преображенского храма, который считается одним из наиболее выразительных представителей стиля ампир в храмовой архитектуре нашей страны.

Радонеж

Радонеж — одно из древнейших поселений Сергиево-Посадского района.
Фото: commons.wikimedia.org

Кроме храма и памятника преподобному Сергию, это десятка полтора дворов, древнее городище, относящееся примерно к 15 веку, и живописные просторы.

Троице-Сергиева Лавра

Сейчас Преображенский храм — подворье Троице-Сергиевой Лавры.
Фото: pixabay.com

До самой Лавры от Радонежа — примерно 15 километров. А это крупнейший мужской монастырь страны, к которому испокон веков сами цари не только ездили — пешком (!) ходили. Настолько святым местом считалась обитель, основанная в 14 веке Сергием Радонежским. К его мощам тут стоит неизменная очередь. Именно в этой обители Андрей Рублев писал свою знаменитую «Троицу» (сейчас икона хранится в московской Третьяковке и на праздник выставляется в храме рядом с галереей).

Расписание служб смотрите на сайте храма.

Какие святыни хранятся

  • Для современных паломников благоустроили тропу к святым источникам: там и спуск красиво сделан, и сами источники украшены подобием большого иконостаса.
  • Рядом находится часовня, куда заходят помолиться Святой Матроне Московской: именно тут находится крест с ее могилы.

Радонеж в культуре и искусстве

Русский художник Михаил Нестеров посвятил Сергию Радонежскому цикл картин. Первая, самая известная и, по мнению автора, самая удачная работа — полотно “Видение отроку Варфоломею”. На нем изображен юный Варфоломей, разговаривающий со старцем. Их окружают лес, холмы, узкая речушка, на заднем плане видна маленькая деревянная церковь. Похожий пейзаж изображен и на картине “Сергий Радонежский” (1899 г.). Исследователи узнают в работах Нестерова окрестности Радонежа.

Фрагмент картины М. Нестерова «Видение отроку Варфоломею» (1890)/Репродукция

Экспертное мнение

Татьяна Данилова, ведущий научный сотрудник Сергиево-Посадского музея-заповедника:

«Ландшафт в Радонеже сохранил свою первозданность с давних времен»

В 14 веке Радонеж входил в состав Московского княжества и упоминался в духовном завещании князя Ивана Калиты. В его правление сюда переселились ростовские бояре Кирилл и Мария с тремя сыновьями — так Радонеж стал второй родиной Сергия Радонежского.

В житие подвижника, составленное в 1418-1419 годах, говорится, что радонежский дом родителей святого стоял «около церкви Рождества Христова» (предположительно на месте современного каменного храма или возле него). Согласно письменным источникам, это первый известный нам храм Сергиево-Посадского района. Точное время его появления неизвестно, вероятно – вторая четверть 14 столетия.

После 1764 года Радонеж вошел в состав казенных земель. В 1800-м на средства прихожан возвели еще одну деревянную церковь, но вскоре ее сменил каменный храм, относящийся к лучшим образцам ампира. Со временем он был расписан и окружен оградой.

Художники нередко искали в этом уголке Подмосковья вдохновение. Так, радонежский пейзаж запечатлел на своей знаменитой картине «Видение отроку Варфоломею» Михаил Нестеров. На лучшем (по убеждению самого автора) из произведений художника узнаются и холмы, и дорога, и извилистое русло реки Пажи. Стоит отметить: ландшафт в Радонеже сохранил свою первозданность с давних времен. И другие достопримечательности привлекают внимание приезжих: крепостные валы, источник с оборудованной купелью и отдельной обливной купелью для инвалидов, пожилых людей и детей, памятник Сергию Радонежскому; часовня Матроны Московской, в которой хранится крест, некогда стоявший на могиле старицы и, конечно, Преображенский храм с приделом в честь преподобного Сергия. В 1974 году этот собор был включен в перечень памятников республиканского значения.

Мужской монастырь в честь Преображения Господня в Раздольном

1 апреля 2015 года кафедральный собор села Раздольного в Джанкойской епархии был превращен в мужскую обитель. Теперь он известен как Свято-Преображенский мужской монастырь в Крыму.

Историческая справка

Джанкойская епархия, которая подчиняется Московской патриархии, была образована в 2008 году, до этого она являлась частью Симферопольской епархии. В настоящее время она объединяет 130 приходов, расположенных в семи районах северной области полуострова Крым.

В этой епархии имеются два главных кафедральных собора. Один из них — Покровский, находится в самом городе Джанкое, другой — Преображенский, расположен в селе Раздольном.

Этот храм и был недавно преобразован в монастырь. Престольный праздник отмечается 19 августа — Преображение Господне. Настоятель монастыря — иеромонах Савва (Бахмут).

Преображенский мужской монастырь (пгт. Раздольное, Крым)

Само Раздольное — поселок городского типа и является районным центром.

Как добраться

Село Раздольное находится в 102 км от Симферополя, на автотрассе Красноперекопск-Черноморское.

Добраться до него можно на своей машине или на автобусе. Можно ехать от Севастополя по маршруту: автостанция «Северная» — автостанция «Раздольное». Также до этого поселка идут автобусы из Симферополя и Евпатории.

Свято-Преображенский монастырь расположен на улице Южной, 15. Телефон: (365-53) 92-2-35

Где остановиться

Раздольненский район считается курортным. Здесь есть немало баз отдыха и гостиниц. В самом поселке можно снимать комнаты в частных домах или мини-отелях.

Например, на той же улице, где находится Преображенский монастырь, есть маленькая гостиница «У Нины» (ул. Южная, 17 А). Недалеко от районного центра расположена база отдыха «Альбатрос» (пос. Стерегущее, Раздольненский район).

Епархиальный мужской монастырь в честь Преображения Господня, Крым

Спасо-Преображенский скит в Крыму

Расположение Спасо-Преображенского скита

В пяти километрах на юго-восток от с. Терновка в верховье лесистой Монастырской балки находится Спасо-Преображенский скит Инкерманского Свято-Климентовского монастыря.

В средневековье в этих местах находилось поселение Ай-Тодор, в переводе означающее «Святой Феодор». Напоминанием о тех временах сегодня служит название речушки Айтодорка и остатки часовни.

История Спасо-Преображенского скита

История скита берет свое начало в 1868 г., когда лесные угодья возле селения Ай-Тодор высочайшим указом императора Александра II были переданы Инкерманскому монастырю. Сначала здесь размещалась загородная резиденция наместника Свято-Климентовской обители, а в 1909 г. возводится молитвенный дом.

Установившаяся в Крыму советская власть в 1925 г. закрывает скит. Строения были разрушены и разобраны жителями близлежащих селений.

Спасо-Преображенский скит с егодня

В 1996 г. скит начал возрождаться. Немало усилий по восстановлению приложил архимандрит Августин (Половцев), который был наместником Инкерманского монастыря.

Сегодня на территории скита действуют два храма в честь Преображения Госопдня, воздвигнутый на фундаменте бывшего молитвенного дома, и во имя прп. Кассиана Угличского, выходца из правящей династии средневекового княжества Феодоро. При чудотворном источнике в честь Феодора Студита организована купель, в которой по установившимся скитским правилам могут окунаться только мужчины, а женщинам позволяется умыться и набрать воды.

Богослужения в скиту совершаются регулярно по воскресным и праздничным дням. Престольные праздники совершаются в день Преображения Господня 19 августа, а также 21 мая и 2 октября в день памяти прп. Кассиана Угличского.

Как добраться до Спасо-Преображенского скита

Добраться до Спасо-Преображенского скита можно пешком или автотранспортом, свернув с дороги Терновка-Куйбышево у поклонного креста, находящгося в 2-х километрах восточнее с. Терновка. Затем около 2-х километров проследовать по грунтовой дороге. Посетителей на территорию скита пропускают в установленное время — с 8.00 до 19.00, перерыв с 12.50 до 15.00.

Мужской монастырь в честь Преображения Господня в Раздольном

В 1786 г. из Успенского собора лавры в Вифанский монастырь торжественно перенесли гроб Сергия Радонежского, в котором до XVI в. хранились мощи святого. Гроб поместили в небольшой «пещерке» справа от алтаря Лазаревской церкви. Для гроба по распоряжению митрополита Платона был изготовлен медный футляр с посеребренной передней крышкой, на которой были чеканные изображения: явление Божьей Матери преподобному Сергию, Распятие с предстоящими ангелами и моление Сергия с учениками. Одновременно с Преображенским собором в Вифанском монастыре были построены ограда с башнями и двухъярусная колокольня (1786 г.) над главным входом, в южной части монастыря – двухэтажный деревянный дом для митрополита Платона, отличавшийся изысканным и дорогим внутренним убранством; часть мебели была подарена архиепископу Платону супругой наследника Павла Петровича великой княгиней Наталией Алексеевной и Григорием Александровичем Потёмкиным. В покоях действовала домовая церковь в честь Сошествия Святого Духа, стены которой были обложены мрамором, вместо иконостаса в храме стояла низкая резная с позолотой решётка и занавес голубого цвета, с вышитым на нём изображением Благовещения. По образцу Свято-Духовской церкви в архиерейских палатах Угрешского во имя Николая Чудотворца монастыря была устроена крестовая церковь Сергия Радонежского (1870 г.). В 1780 гг. в Вифанском монастыре были также построены два братских корпуса, небольшой казначейский корпус, богадельня на 12 человек; в юго-восточном углу устроен конный двор, в северо-восточном – небольшой пруд и кладбище для почивших насельников лавры и Вифанского монастыря. На монастырских воротах помещались изображения евангельских событий и четверостишие: «В Вифанию Христос пришёл и водворился тут: О если б Он и здесь покой нашёл! Не тщетны б были кошт и труд». В 1786 г. был надстроен третий ярус колокольни. На строительство обители митрополит Платон пожертвовал 10883 руб., а также внёс в государственный банк 20 тыс. руб., на проценты от которых содержался монастырь. В 1787–1797 гг. Вифанский монастырь именовался пустынью, из шести насельников лишь иеромонах Феодорит имел священный сан, митрополит Платон вспоминал, что он «сам клиросную должность правил». Митрополит неоднократно обращался к императрице Екатерине II с просьбой об увольнении его на покой с пребыванием в Вифанском монастыре, однако императрица отклоняла прошения. 24 апреля 1797 г. Вифанский монастырь неожиданно посетил недавно коронованный император Павел I с семьёй (Платон (Левшин) в 1763–1773 гг. преподавал великому князю Павлу, а также его невесте великой княгине Наталии Закон Божий). Обитель настолько понравилась государю, что 1 мая 1797 г. он издал указ о возведении пустыни во второклассный монастырь, приписной к Троице-Сергиевой лавре, и об учреждении при нём Вифанской духовной семинарии для сотни учащихся. Вифанский монастырь получил штат монашествующих и ежегодное жалованье в размере 2633 руб. 80 коп., на пищу и одежду насельникам отпускалось ещё 340 руб. в год. Император пожаловал Вифанскому монастырю 533 десятины и 236 кв. сажён близлежащих земель, а также часть земли, принадлежавшей Махрищскому монастырю, с 1801 г. Вифанский монастырь получал также доходы с трёх мельниц, которые обитель сдавала в аренду.

Спасо-Преображенский мужской монастырь

Образование женской общины и Преображенского монастыря

Спасо-Преображенский мужской монастырь в Каменске-Уральском начитает свою историю в середине XIX века с женской богадельни, основанной безвестной вдовой Ивановой где-то на окраине посёлка Каменского завода.

Через десять лет богадельня была преобразована в общину. Примерно в это же время или чуть позже местная жительница, дочь мастерового Авдотья Ивановна Воронина жертвует общине каменный дом и два деревянных строения. Высочайшим повелением от 9 июля 1860 года община была утверждена «с укреплением за нею дома и земли, жертвуемых в ея пользу дочерью мастерового Ворониною». Скорее всего к тому времени Воронина была уже руководителем общины.

Первая церковь была устроена в каменном доме и освящена 21 октября 1862 года в честь Казанской иконы Божией Матери.

Предположительно в 1872 году началось строительство храма, которое завершилось через шесть лет. Главный престол освящен в честь Преображения Господня (15 октября 1878 года), правый придел — в честь Благовещения Пресвятой Богородицы, левый придел — в честь Святителя Николая, архиепископа Мир Ликийских.

Территория Преображенского монастыря в Каменском заводе. Фрагмент фото 1909 г. Автор: Прокудин-Горский.

На территории общины также находилась каменная часовня, построенная еще в конце XVIII века.

Скорее всего часовня была построена на месте сторожевой башни, изображённой на рисунке Витсена в 1705 году.

В 1892 году весь комплекс общины был преобразован в женский монастырь, который получил название по названию храма — Преображенский.

На заднем плане фото — храм Преображения Господня Преображенского женского монастыря. На переднем плане — контора Каменского чугуно-литейного завода.

Закрытие Преображенского женского монастыря

К началу печальных событий 1917 года Преображенский женский монастырь был достаточно многолюден: здесь проживало 30 монахинь и 150 послушниц. В это время окормлял насельниц и исполнял обязанности приходского священника в обители иерей Николай (Бирюков) , впоследствии принявший мученическую смерть от рук красных карателей и в наши дни причисленный к Собору Екатеринбургских святых.

В 1920 году монастырь был закрыт. 27 октября 1921 года постановлением Каменского уездно-городского исполкома была закрыта и Преображенская церковь, в которой тогда еще совершались богослужения.

Храм был осквернен и разграблен. Здания бывшего монастыря были заняты Уездным военкоматом и Уездным земельным управлением. В церкви разместились сельскохозяйственные курсы.

В начале 30-х годов, по воспоминаниям старожил, здание храма использовалось в качестве пересыльного пункта для спецпереселенцев, а в конце 30-х монастырский комплекс был реконструирован под военный городок.

План военного городка, устроенного на территории монастыря безбожной властью в конце 30-х годов XX века.

Позже, в разное время, в молитвенных помещениях располагались детские воспитательные учреждения, клуб, хлебозавод и склады. Бывший сестринский корпус занимали отделы советских органов власти.

Все эти реорганизации и обустройства социалистических «хозяйственников» привели к тому, что некоторые здания монастырского комплекса были утрачены полностью, а те, что «выжили», выглядели вот так:

Но настали новые времена.

Возрождение обители

В 1998 году Святейшим патриархом Московским и Всея Руси Алексием II было решено основать в Каменске-Уральском Преображенский мужской монастырь на месте разрушенного женского.

Летом 2002 года распоряжением Правительства Свердловской области церковь Преображения Преображенского монастыря передана в собственность Екатеринбургской Епархии Русской Православной церкви.

После восьмидесяти лет запустения, обитель вновь начала возрождаться для иноческой и духовно-просветительской деятельности.

Весной 2001 года по благословению архиепископа Екатеринбургского и Верхотурского Викентия в г. Каменск-Уральский на постоянное место послушания прибыл иеромонах Нестор (Болков) — на фото.

К тому времени монастырь представлял самое печальное зрелище — наружные стены ни разу не подвергались капитальному ремонту. Устаревшая крыша храма прогнила и провалилась. Некогда высокая колокольня была разрушена. Алтарная апсида храма была полностью уничтожена. 6 июля 2001 года в помещении временного храма совершилась первая божественная литургия.

К зиме во всем здании удалось провести отопление и электричество. Плотниками монастыря были сделаны прочные и аккуратные скамеечки, для храма был изготовлен панихидный стол и столик литийный. Были сделаны два центральных аналоя для праздничных икон.

Периодически приобретались необходимые служебные книги, покупались первые софринские иконы.

В 2003 году на первом этаже двухэтажного пристроя к старому храму были отремонтированы и покрашены бухгалтерия, кабинет отца Нестора, большая братская трапезная, четырехместная келья для певчих. Кухня к тому времени была неплохо обеспечена посудой, газовой плитой, холодильником, буфетами.

11 февраля 2003 года начались работы по реконструкции и возведению новой крыши на старом храме, построенном еще в 19 веке. К 27 марта этого года крыша была сделана полностью.

Впереди предстояла огромная работа по реставрации внешних и внутренних пространств храма, арок, сводов, стен…

В 2004 году у восточной стены основного храма, на месте бывших пристроев был обнаружен старый фундамент алтарной апсиды, что и позволило спланировать первые этапы работ по возведению нового алтаря.

В трапезном помещении основного храма бригадой плотников был положен новый досчатый пол.

В 2005 году было почти полностью завершено возведение мощных и высоких стен алтарной апсиды. 5 сентября по завершении божественной литургии вновь был отслужен благодарственный молебен с освещением именных кирпичей (в монастыре был сбор пожертвований на приобретение строительного кирпича). Многие прихожане в течении лета следили за тем, как строится алтарная апсида, и многие из них знали, что какой-то кирпичик в ее стене — их именной кирпич.

Фильм о восстановлении Спасо-Преображенского монастыря

Контактная информация

  • Тип монастыря: мужской
  • Статус: действующий
  • Состояние: восстанавливаемый
  • Язык богослужений: церковнославянский
  • Расписание богослужений (общее кратко): Богослужения совершаются ежедневно. В будние дни утреннее богослужение в 6-00: Полунощница с утренними молитвами, Часы, Божественная литургия, молебен с чтением акафиста перед чудотворным образом Божией Матери Пряжевская и заказные молебены и панихиды. В воскресенье и праздничные дни начало богослужений в 8-00. Вечернее богослужение, в которое входит: вечерня и утреня с первым часом начинается в 17-00, вечернее монашеское правило – Малое повечерие с канонами – в 21-00.
  • Наместник: Настоятель — игумен Питирим (Плаксин)
  • Престольные праздники:
    • Николая Чудотворца — Май 22 [по н.с.] (перенесение мощей), Декабрь 19 [по н.с.]
  • Краткая историческая справка: Монастырь был основан в 1671 году иеромонахами разоренного татарами Острогожского Дивногорского (Воронежская область) монастыря. Сначала в монастыре были одни лишь кельи. Вскоре на монашеское прошение на строительство храма во имя свт. Николая, обитель, в качестве царских дарений, получила земли и мельницу на реке Псел под селом Великие Рыбицы, а также «в церковь Николая Чудотворца книги, ризы, сосуды и всякую церковную утварь».

    Из Острогожской обители монахи вынесли икону свт. Николая Чудотворца, в честь которой в 1688 году и была построена небольшая монастырская церковь. Она была деревянной, как и все монастырские строения того времени.

    Первым настоятелем обители стал иеромонах Феодосий. Пустынь жила продажей извести, вырабатываемой из мела монастырской горы. На эти средства была построена деревянная летняя церковь Преображения Господня, за свою величину называемая соборною. К 1733 году монастырь «пришел в ветхость»: колокольня упала, в Преображенском храме стало опасно служить. Деревянные строения разобрали и из их остатков построили часовню на монастырском кладбище. В часовне разместили и старые иконостасы.

    Тогда же, при игумене Наркиссе, в монастыре возвели каменный храм в честь Преображения Господня, колокольню и монастырскую стену.

    В 1770 году обители принадлежало 80 крестьянских дворов. Самый большой доход пустынь получала от известкового и кирпичного заводов, фруктовых садов, бахчи, меда и воска с монастырских пасек. Имелись рыбные ловы и скот, особенно много содержали рабочих волов.

    В Николин день в монастыре проходила ярмарка.

    В 1777 году освятили новую каменную церковь, в честь свт. Николая Чудотворца.

    В 1781-1784 годах (в игуменство Константина (Савурского)) на месте старой Николаевской церкви построили трапезную.

    В 1785 году монастырь имел благоустроенный вид: две монастырские церкви, братские и настоятельский корпуса и большую трапезную окружали деревянные стены с четырьмя башнями. Однако обитель только что отстроенная и обновленная, в этом же году по секуляризации была закрыта и превращена в приход.

    От монастыря остался лишь Преображенский собор, служивший приходским храмом вплоть до 1863 года.

    Но после закрытия обители в Преображенском храме стало совершаться чудесное самовозгорание свечей и лампад по утрам, повторяющееся до тех пор, пока не была обретена Пряжевская икона Пресвятой Богородицы (принесенная в 1671 году из Дивногорского монастыря, судя по размерам, она была вероятнее всего вынута вместе с иконой свт. Николая из иконостаса разоренной татарами обители). Открытие иконы произошло в 1792 году, и с той поры начали происходить чудеса и исцеления.

    В1858 году от Пряжевской иконы исцелился суджанский купец Косьма Купреев, решивший по обету в благодарность восстановить обитель на свои средства. В ответ на его прошение Высочайшим повелением от 24 августа 1863 года было разрешено восстановить монастырь под названием Белогорская Николаевская пустырь с учреждением архимандрии. Первыми ее насельниками стали Косьма Иванович с сыновьями Федором и Владимиром.

    В 1865 году был заложен небольшой каменный храм Николая Чудотворца, через четыре года была освящена церковь Покрова Пресвятой Богородицы. Третья монастырская церковь – соборная, в честь Преображения Господня – была заложена в 1888 году.

    В 1878 году в Мирополье проживал Ф. М. Достоевский, неоднократно посещавший Белогорскую пустынь. Впечатления о посещении обители отражены в его романе «Братья Карамазовы».

    Через тридцать лет с начала возобновления монастыря над равниной «на высоком белом пьедестале» вырос великолепный монастырский архитектурный ансамбль, прекрасно сочетающийся с местным ландшафтом. Купола Преображенского собора и Покровской церкви, построенных в русско-византийском стиле, были видны за десятки километров.

    Монастырь закрыли в 1922 году, его помещения заселила колония для малолетних преступников.

    После Великой Отечественной войны в нескольких уцелевших постройках разместили школу-интернат для детей офицеров погибших на войне. До нашего времени сохранился храм Покрова Пресвятой Богородицы, братский корпус, трапезная, гостиница, некоторые служебные и хозяйственные постройки, башня и разрушенная монастырская стена.

    Монастырь возвращен епархии в декабре 2001 года, возобновлен крестный ход с чудотворной иконой Божией Матери из города Суджы в монастырь через Мирополье (ныне село в Сумской области (Украина)). В единственном, сохранившемся от советской власти храме, произведен капитальный ремонт: перекрыта крыша, оштукатурены и расписаны стены внутри, изготовлен резной дубовый иконостас и написаны для него иконы. Капитально отремонтирован братский корпус, который находился в аварийном состоянии; восстановлены межэтажные перекрытия между цокольным и первым этажами, заново оштукатурены внутренние стены корпуса, заменены полы, окна и кровля, проведены инженерные сети. Возведена временная звонница, на которой установлены 11 колоколов, благоустраивается территория.

Юридическое наименование монастыря:

Религиозная организация « Курской Епархии Русской Православной Церкви (Московский Патриархат)»

т/факс. (47143) 317-77, 8-952-495-11-11

т/факс. (47143) 317-41 — бухгалтерия с 8-00 до 13-00

Проезд до монастыря:

Автобусом: из г. Курска до г. Суджа, затем с автовокзала г. Суджа до монастыря автобусом «Cуджа-Горналь», который совершает два рейса в день в 7-00 и 12-00 по понедельникам, средам, пятницам и воскресеньям

На автомобиле: вариант 1): из г. Курска ехать в сторону г. Курчатова до с. Дьяконово. В с. Дьяконово свернуть влево на г. Суджу, далее прямо до самого города; вариант 2)(более удобный и быстрый): выезд из г. Курска в сторону г. Белгорода, перед постом ДПС свернуть направо в сторону г. Льгов (объездная дорога), на кольце свернуть по указателю, налево в сторону г. Суджа. В г. Суджа проехать через центр города до дорожного указателя «Горнальский монастырь» и свернуть по указателю влево. Проехать по главной дороге села Гуево и далее по указателю «Горнальский монастырь» cвернуть влево.

Координаты для GPS: Lat=51.06663 Lon=35.23220

Реквизиты для пожертвования через банк:

Курское отделение №8596 СБ РФ г. Курск

ИНН 4623005131 КПП 462301001

Р/C 40703810333030100123 БИК 043807606

Кор/c 30101810300000000606 ГРН 1034690008363

Ссылка на основную публикацию