Мужской монастырь в честь святого апостола Луки в селе Лаки

Монастырь апостола Луки в селе Лаки

Расположение

В 8-ми километрах к югу от с. Машино, расположенного у дороги Бахчисарай – Синапное, в живописной долине стоит одинокий полуразрушенный храм. Надпись над входом в храм извещает путешественников, что этот храм в честь апостола и евангелиста Луки был построен в 1904 г. Пожалуй, это единственный более-менее уцелевший храм в Крыму, переживший лихолетья XX в.

На уцелевших стенах внутри храма можно различить лики евангелистов, остальные фрески, которые пережили войну и советский безбожный период, испорчены вандалами, посещавшими это место.

Археологические исследования

Археологические находки, найденные поблизости, свидетельствуют, что в этой местности уже в раннем средневековье существовало поселение. Скорее всего, оно входило в состав средневекового православного княжества Феодоро. Остатки нескольких небольших храмов обнаружены в округе, а уцелевший возведен на месте более древнего.

История

До 1948 г., село, находившееся вокруг храма евангелиста Луки, называлось Лаки. Основное население составляли греки – потомки тех, кого вывез в Крым Алексей Орлов после Первой Архипелагской экспедиции 1769 – 1774 гг.[1] 23 марта 1942 г. за поддержку партизан почти все жители были казнены, а постройки сожжены и разрушены. В 1944 г., после освобождения Крыма, оставшихся в живых и вернувшихся в родные места греков депортировали в Сибирь и Среднюю Азию. После войны село, получившее новое название – Горянка, начало возрождаться, но в 1960 г. было признано не перспективным и расселено.

Сегодня

Сегодня о трагических событиях, произошедших в с. Лаки, свидетельствует мемориальный памятник, установленный на средства родственников бывших жителей села. В 2005 г. на территории бывшего села образовалась монашеская обитель в честь апостола и евангелиста Луки. Появились небольшие монастырские строения, ведутся сбор средств и подготовительные работы для восстановления ветхого храма.

Братия монастыря насчитывает 6 человек, а также несколько послушников. Регулярно совершаются богослужения по воскресным и праздничным дням. Силами насельников приводятся в порядок и по мере возможности восстанавливаются древние святыни, расположенные поблизости, в том числе и на горе св. Ильи, которая возвышается над долиной.

Как добраться

Добраться к монастырю можно пешком или, в сухую погоду, автомобилем по грунтовой дороге свернув с трассы Бахчисарай – Синапное между деревнями Баштановка и Машино. Или таким же способом с другой стороны от с. Высокое.

[1] — Лашков Ф. Ф. Исторический очерк Крымско-татарскаго землевладения // Известия Таврической Ученой Архивной Комиссии. т. 26. 1897 г., с. 27.

Мужской монастырь святого апостола Луки (с. Лаки)

Святого апостола и евангелиста Луки мужской монастырь — православный мужской монастырь Симферопольской епархии Украинской Православной Церкви. Монастырь основан при древнем храме святого апостола Луки, который является памятником архитектуры местного значения.

Содержание

В 1904 г. на месте нынешней обители была построена новая приходская сельская церковь св. ап. и евангелиста Луки. В советское время с. Лаки опустело, церковь значительно пострадала.

В 2009 г. при храме был открыт монастырь.

На 2011 г. в обители шло строительство храма св. вмц. Варвары, был обустроен братский корпус.

  • Источник Рождества Пресвятой Богородицы

Престольные праздники

Память св. ап. и евангелиста Луки — 22 апреля (5 мая), 18 (31) октября

Местонахождение

Монастырь расположен в 5 км к юго-востоку от с. Баштановка Бахчисарайского района Крымской Автономии, на территории бывшего с. Лаки (Горянка), в усадьбе старинного приходского храма св. ап. и евангелиста Луки.

Адрес: АР Крым, Бахчисарайский район, округа с. Баштановка, монастырь св. ап. Луки

Телефоны: (0652) 25-45-11, 50-56-03, 27-00-59 (Епархиальное управление Симферопольской епархии)

Где остановиться

Информация о гостинице при монастыре отсутствует. Вы можете помочь в заполнении подраздела.

Источник Рождества Пресвятой Богородицы

Мужской монастырь Святого Апостола и Евангелиста Луки, Крым

Между реками Бельбек и Кача, далеко в горах Крыма на склоне холмов находится мужской монастырь Святого Апостола и Евангелиста Луки. На праздник Апостола Луки сюда съезжаются монахи, настоятели храмов и прихожане со всего Крыма. Отмечают его в последний день октября. В древности на этом месте была деревянная постройка, а в 1904 вместо него возвели каменный храм, который во время Великой Отечественной войны был подорван немцами. Все что от него уцелело, это небольшая часть стен и купол. На сегодняшнее время храм активно восстанавливают.

Монастырь Святого Апостола и Евангелиста Луки Сегодня

Рядом с монастырем живут 20 монахов, которые помогают в возрождении монастыря Святого Апостола и Евангелиста Луки. Судя по посещениям этого места, монастырь пользуется огромной популярностью у прихожан Крыма. Гости полуострова и его жители поддерживают восстановление храма, внося свои пожертвования.

Где находится мужской монастырь Святого Апостола и Евангелиста Луки

У дороги Бахчисарай-Синапное и в 8-ми километрах от села Машино находится живописная долина, именно там находится полуразрушенный храм. Это единственная постройка в Крыму, которая смогла пережить все трудности XX века. Внутри храма на его уцелевших стенах можно увидеть старинные фрески и лики евангелистов, которые пережили войну, времена перестройки и набеги безбожных вандалов.

Монастырь после войны

Исторические факты

В ХVI веке, а именно в 1904 году был возведен храм Святого Апостола Луки. Несмотря на то, что от него оставались одни руины, в храме много лет проходят восстановительные работы, а с 2009 года здесь открыт мужской монастырь. Именно в этом месте было древнее греческое село Лаки.

Самые первые поселения появились здесь в VI-VII веках, однако со временем от местных церквей остались только руины. Во времена Крымского ханства не известно была ли деревня Лаки, так как документов с того времени не сохранилось. Единственное упоминание о ней – это обозначение на карте за 1777 год. Многие историки сходятся во мнении, что деревня долгое время пустовала, поэтому не упоминалась в древних летописях. Из последних упоминаний о ней указывается на карте за 1842, когда там было меньше 5 дворов.

Известно, что в 1926 году в Лаки проживало 240 греков, здесь действовала школа пятилетка, а в 30-е годы здесь был колхоз «Нео Зои», на современном языке – «Новая жизнь». Во время Великой Отечественной войны село было уничтожено фашистами вместе с людьми, так как они поддержали партизан. Произошло это страшное событие 23 марта 1942 года. В этот день немцы расстреляли 16 мирных жителей села, включая ребенка 8 месяцев. Остальных жителей они отправили в район Биюк-Онлара. По другим историческим документам, жители деревни были сожжены.

В апреле 1944 года село Лаки освободила Красная Армия, после чего в него начали возвращаться местные. По приказу Сталина 27 июня 1944 года все крымские греки были депортированы с полуострова на Урал и в Среднюю Азию. В этом же году в Крым переселили колхозников из Брянской и Орловской областей. Под заселение попало и разрушенное село Лаки. А в 1948 его переименовали в Горянку. К концу 60-х годов правительство СССР признало деревню неперспективной и расселило местных жителей в близлежащие села.

Монастырь в наши дни

Сведения о трагических событиях в селе Лаки на сегодня забыты. Единственное напоминание об этом – это мемориальный памятник, который установили родственники местных жителей. В 2005 году на месте деревни разбили монашескую обитель и дали название в честь Апостола и Евангелиста Луки. Чуть позже здесь появились маленькие монастырские постройки. До сих пор ведутся восстановительные работы, на которые открыты денежные сборы.

В монастыре трудятся монахи и послушники, а по воскресным дням и по праздникам проходят богослужения. Благодаря трудам насельников восстанавливаются древние святыни, которые находятся поблизости. Например, памятник на горе св. Ильи, который видно с долины.

Информация для посетителей

Официальный адрес монастыря Святого Апостола и Евангелиста Луки: село Горянка, Бахчисарайский район, Крым.

Самый бюджетный вариант для поездки в монастырь – из Бахчисарая, так как отсюда можно добраться на общественном транспорте. Для этого нужно в Бахчисарае взять билет на автобус, который идет до села Синапное. Но, не доезжая до села Машино на повороте нужно встать, там будет знак «Лаки 8 км». Теперь остается добираться пешком, следуя указателю.

Идти здесь трудно, так как дорога все время ведет в гору. Самое главное идти по правильному пути. Вначале будет асфальтированная дорога, далее мост, после него нужно повернуть влево. Если вы пройдете поворот и пойдете дальше по асфальтированной дороге, то упретесь в воинскую часть, после чего вам придется возвращаться. За мостом, то есть на повороте пойдет грунтовая дорога, следуя по ней, попадете на перевал, именно там располагается село Лаки. С левой стороны есть гора св. Ильи, там на ее вершине находятся руины от часовни святой Троицы. С правой стороны раскинулась гора Тарар-Ялта, а за перевалом много озер, где летом можно искупаться.

Лаки, крымская хатынь, монастырь святого Луки.

Десятилетия не смогли стереть из памяти людей страшные подробности уничтожения целой деревни, на месте которой ныне вспаханное поле. Не осталось даже фундаментов, зарыты колодцы, только храм святого Луки и скромный памятник на холме напоминают о том, что здесь, в деревне Лаки, издревле жили греки. Трудились, влюблялись, растили детей пока в их дома не пришла беда.
Трагедия, подобная беларусской Хатыни, случилась и в Крыму. Произошла она ровно за год до сожжения Хатыни — день в день — 23 марта 1942 года.

Фото при клике увеличиваются.

История этой долины известна археологам с первых веков нашей эры. В ранний византийский период эта местность входила в страну Дори, а в более поздние период эти земли находились в границах княжества Феодоро. В 15 км от поселения Лаки находилась столица княжества Мангуп-Феодоро. В окрестностях деревни сохранились остатки церкви св. Троицы, возведенной еще в начале 15 века. А недалеко от нее — развалины еще более древнего храма с остатками кладбища. На одном из надгробных камней надпись, датируемая 1362 годом.
Представьте себе, как выглядела эта местность веков 6-7 назад. На вершинах гор, у подножий холмов, возле родников видны купола храмов. Это потрясающий факт: на пространстве не более четырех километров было 14 православных храмов. Известны названия одиннадцати из них: св. Троицы, Успения Богородицы, святых Козьмы и Дамиана, Федора Стратилата, Ефимия, Иоанна Предтечи, Максима, Ильи, Луки, две во имя Федора Тирона. Какой же мощный колокольный звон разносился по окрестностям во время великих праздников! Наиболее почитаемой была церковь святых Козьмы и Дамиана, из-под алтаря которой бил чудотворный источник. Источник этот местное население считает священным и сейчас. Называют его Ай-Кузьма и говорят, что там самая лучшая вода в округе.

Почему это место удостоилось такой концентрации православных церквей? Ведь ничего подобного больше нигде в Крыму не известно. Что это – центр средневекового православия юго-западного Крыма? Может сюда, подальше от глаз крымских ханов, в дни великих праздников стекался весь окрестный православный люд? Или же это было подобие крымского Афона созданное повелением Мангупского князя? Похоже, эти вопросы так и останутся без ответа. И ни древние греческие могилы, ни развалины некогда сияющих храмов, ни вода святого источника не раскроют своей тайны.
Лаки(Лака) – в переводе с греческого — это долина, окруженная со всех сторон горами. На старых картах 19 века это село называется Лака. Люди растили отменный табак, виноград, разводили скот, строили храмы. Всю деревню составляло несколько династий, живших тут с незапамятных времен. Мелодичные греческие фамилии Спаи, Лели, Арваниди происходят из этих мест. Перед войной в деревне проживали 240 греков, 17 русских, 2 армянина и 1 украинец. Лаки — греческая деревня удивительной и героической истории.

23 марта в течении получаса село было уничтожено. Каждый сгоревший дом стал семейной могилой. Священника расстреляли прямо в церкви. Нельзя писать, нельзя говорить об этой деревне без глубокой душевной боли.
23 марта 1942 года деревню окружили немцы и добровольцы — крымские татары из карательного батальона, — рассказывает Юрий Михайлович Спаи. — Всех жителей собрали перед Сельсоветом, обыскали. Видимо, немцам поступил донос, так как, несмотря на то что ничего подозрительного они не нашли, в сторону сразу же отогнали более тридцати мужчин. Деревню подожгли, громко залаяли собаки, людей охватила паника. Тетю Юрия Михайловича привязали к кровати, а ее восьмимесячного ребенка, как тряпку, кинули в огонь. Женщина кричала до тех пор, пока на нее не обрушилась горящая кровля. Огонь уничтожил все 87 дворов. Немецко-фашистские мерзавцы и их подлые наймиты сожгли дотла всю деревню, разрушили клуб, школу, здание сельсовета, магазин, жилые постройки колхозников и даже церковь.
«Так умирала Лаки, деревня-партизанка, крымская Хатынь» (Б. Серман. «Горянка». Газета «Крымская правда», 26.09.1963).

Почему сожгли именно эту деревню? Почему именно к ее жителям фашисты были столь беспощадны? Историк Пантелеймон Кесмеджи в книге «Греки Крыма» приводит слова командира Бахчисарайского партизанского отряда того же Михаила Андреевича Македонского. Он рассказывает, что его отряд своим существованием был обязан жителям Лаки, которые оказывали партизанам помощь едой, одеждой, а в морозы устраивали на постой. Вокруг было много других сел, но в каждом из них жили hхотя бы несколько предателей, а в Лаках предателей не было. Жители Лак с первого дня оккупации Крыма активно помогали партизанам. За эту непокорность греки и были преданы огню…

Фашисты старались полностью стереть с лица земли эту деревню, но каратели так и не смогли разрушить до основания церковь. Греческий народ чтит память погибших. Ежегодно, 23 марта, в это место съезжаются греки , отдают дань памяти погибшим, возлагают цветы.
В мае 2004 года на средства греческой общины в Лакской долине был установлен обелиск невинно убиенным. На гранитной плите много свободного места – сюда будут вписывать фамилии по мере того, как их установят.
В последние годы ведутся работы по восстановлению храма св. Евангелиста Луки. Лука — апостол от семидесяти, сподвижник апостола Павла, христианский святой, почитаемый как автор одного из четырёх Евангелий и Деяний святых апостолов. Евангелист Лука в православии также считается первым иконописцем и святым-покровителем врачей и живописцев. Нигде в Крыму нет храма подобного этому. Он индивидуален не только своей архитектурой. Он индивидуален своим духом.
Восстановление православного монастыря на этом месте это вечная память всем тем кто жил и погиб, защищая родину Живет монастырь, живет молитвенная память о погибших а значит будут жить Лаки в наших сердцах.

Как найти, добраться. Недалеко от Бахчисарая, в Качинской долине, между селами Баштановка и Машино поворот по указателю — «Лаки 8 км». Через примерно 500 м по асфальтированной дороге свернуть влево на грунтовую дорогу (указатель есть) и 8 км вверх. Дорога с глубокой колеей, местами заболочена, поэтому в влажное время года труднопроходима. Чем выше поднимаетесь, тем живописнее виды.

На общественном транспорте проехать до указателя можно из Бахчисарая на автобусе идущему по маршруту Бахчисарай — Предущельное — Баштановка — Машино. до села Синапное. За селом Баштановка будет поворот с главной дороги направо. Далее пешком.
И вот за очередным поворотом — в лакской долине виднеется силуэт белоснежного храма святого Луки в византийском стиле. Слева гора святого Ильи, на вершине которой расположены остатки часовни святой Троицы, справа – гора Татар-Ялта.

Мужской монастырь в честь святого апостола Луки в селе Лаки

Бывают такие храмы, которые не только являются святыней и ценным памятником архитектуры, но еще и служат напоминанием о самых важных и порой трагичных исторических событиях. Среди них можно назвать монастырь святого Луки в Крыму.

Он расположен в зеленой долине в окружении гор, недалеко от Бахчисарая. Рядом с ним еще не так давно было довольно крупное поселение под названием Лаки, но теперь он стоит одиноко, и на несколько километров вокруг видно только пустые поля.

История села Лаки

Это поселение возникло еще в раннем средневековье. Как показали археологические раскопки, первые жители появились здесь еще в VII-VIII веках. Письменных источников о древней истории села не сохранилось, разве только надписи двух надгробий на местном кладбище, которые датируются XIV веком.

Также в Лакинской долине есть множество развалин старинных храмов. Всего их когда-то здесь было четырнадцать (на площади, занимающей 4 км). Один из них, храм Пресвятой Троицы XV века, отчасти сохранился.

Первое письменный источник, в котором упоминается это село, датируется 1774 годом. Это «Ведомость о выведенных из Крыма в Приазовье христианах», составленная А. Суворовым. Из Лак было выведено 412 православных греков, среди них было 6 священников.

Можно ли считать, что после этого село полностью опустело, точно не известно, но скорее всего, нет. Потому что через 20 лет, в 1794 году, здесь был построен новый храм святого апостола Луки. О его строительстве сохранилось документальное свидетельство. Отсюда и начинается история этого монастыря.

В 1796 эти году земли были отданы грекам, которых вывез князь Орлов после Первой Архипелагской экспедиции.

К началу ХХ века храм святого Луки сильно обветшал. Потребовалось заменить его новым. Спонсором стал благочестивый купец по имени Дмитрий Пачаджа. Это здание и сохранилось до наших дней.
После революции село Лаки числилось в округе Ялты, а затем, с 1923 года, в Бахчисарайском районе. В это время здесь проживало 260 человек, большинство из которых были греками.

Еще о монашеских обителях Крыма:

  • Катерлезский Свято-Георгиевский монастырь
  • Мужской монастырь святого Лазаря в
  • Севастопольский Паисевский мужский монастырь

История села Лаки закончилась 23 марта 1942 года. Шла война и в этих местах действовал антифашистский партизанский отряд, под предводительством Михаила Македонского. Главную поддержку партизаны получали от жителей Лаки. Здесь им давали еду и укрытие. За это село было уничтожено немцами.

Когда немцев прогнала Красная армия, лакинцы попытались вернуться в родные земли, но прожить там им позволили всего несколько месяцев. В том же 1944 году все коренные жители села были сосланы в Сибирь и среднюю Азию. Вместо них сюда свезли колхозников из центральной России. Лаки было переименовано в Горянку.

Однако новое село просуществовало недолго, в 1960 году его сочли бесперспективными и ликвидировали. Долина снова обезлюдела.

Свидетелем всех этих событий был храм святого Луки. Он единственный почти уцелел во время фашистского погрома, а после долгие годы стоял заброшенным, постепенно разрушаясь. Наконец, в 2016 году, по инициативе потомков жителей Лаки, храм был полностью восстановлен. Теперь на этом месте существует маленькая мужская обитель.

Читайте еще об одном Луке, Крымском святителе:

Местные святыни и праздники

Этот храм более всего почитается как памятник трагических событий Второй мировой войны. Поэтому самым важным днем в обители считается 23 марта, когда проводится поминальная служба об упокоении селян, убитых фашистами. На эту службу в монастырь приезжают потомки тех людей, которые когда-то здесь жили.

Также в монастыре особо отмечают 9 мая. В этот день служат заупокойную службу обо всех погибших в борьбе с фашизмом.

Важно! Престольный праздник обители — 31 октября, когда отмечается память святого апостола и евангелиста Луки. Из местных святынь можно назвать источник иконы Божией Матери Целительница.

Богослужения совершаются в воскресные и праздничные дни.

Как добраться до монастыря

В Бахчисарае можно сесть на автобус, идущий в село Синапное. Выйти из него нужно между с. Машиным и с. Баштановкой, там есть поворот к монастырю с указателем. Далее идти пешком около 8 км. Сначала нужно идти прямо, затем, перейдя мост, повернуть налево, и дальше дорога приведет прямо к обители.

Можно доехать и на своей машине, но дорога там плохая и во влажную погоду автомобиль может завязнуть. Для паломничества лучше выбирать сухую погоду.

БРАТЬЯ И СЕСТРЫ!

Вы можете присылать в пресс-службу свои видео, репортажи, фотографии, статьи и заметки, связанные с жизнью Симферопольской и Крымской епархии. Мы надеемся, что с Божьей помощью и Вашим участием у нас получится сделать наш сайт и газету «Таврида православная» более содержательными и интересными.

ortho-press-seu@mail.ru — редакция газеты « Таврида Православная». Ответственный редактор — Людмила Александровна Ясельская.

pressa122012@mail.ru — редакция епархиального сайта. Ответственный редактор — Людмила Михайловна Тихомирова

Искренне надеемся на Ваше участие!

Да благословит Вас Господь!

ПРЕСТОЛЬНЫЙ ПРАЗДНИК В МОНАСТЫРЕ СВЯТОГО АПОСТОЛА ЛУКИ В СЕЛЕ ЛАКИ

«Во вторник, 31 октября, отмечается праздник святого апостола и евангелиста Луки, являющегося Небесным покровителем монастыря в старинном селении Лаки, что находится в живописном месте на высоте более 500 метров над уровнем моря в 25-ти километрах от Бахчисарая. В этот день состоялось праздничное богослужение, которое возглавил наместник обители, благочинный по делам монастырей Крымской епархии, архимандрит Каллиник (Чернышёв), избранный во епископа Бахчисарайского, викария Симферопольской епархии.

В сослужении сонма духовенства, прибывшего на торжество со всех уголков Крыма, была отслужена Божественная литургия, украшенная прекрасным пением архиерейского хора под управлением протодиакона Антония Марущака.

Не смотря на штормовую погоду, снег и шквалистый ветер, на праздник по традиции прибыло большое количество паломников и гостей.

По окончании литургии состоялся торжественный молебен с возглашением многолетий правящему архиерею, отцу наместнику, много потрудившемуся на восстановлении святыни, а так же братии и многочисленным паломникам монастыря апостола Луки.

После службы была поставлена традиционная праздничная братская трапеза, на которой прозвучало много тёплых слов и здравиц дорогому отцу Каллинику, благодетелям, гостям, а также всем труждающимся в этом святом месте.»

мон. Игнатий (Алексеев)

Храм святого Луки, мужской монастырь Святого апостола и евангелиста Луки в исчезнувшем селе Лаки

Дорога плавно поднимается к перевалу Лаки. Рядом развалины церкви. К сожалению, это все, что осталось от древней греческой деревни Лаки — деревни удивительной и героической истории.
Руины, стоящие у дороги, принадлежат церкви св. Луки, возведенной в 1904 году жителями села на месте старой деревянной церкви 16 века. Над входом в храм начертана дата строительства церкви и слова Христа на новогреческом языке «Придите все труждающиеся и обремененные и я упокою». А на нижней арке надпись: «Храм святого евангелиста Луки».
Церковь Св. Луки — типичное крестовокупольное однонефное строение, ориентированное абсидой на восток. Купол сооружен на световом барабане, который посредством парусов и подпружных арок опирается на четыре встроенных в стены пилона, образующих подкупольный квадрат в средокрестье. Орнаментальная роспись пилонов утрачена. Главный западный вход в храм оформлен порталом.
Полностью разрушен алтарь, но зато сохранились фрески. Кое-где отчетливо просматриваются хмурые лики святых, ангелов, льва, орла и вола. Ангелом изображен евангелист Матвей, львом символизируется евангелист Марк, евангелисты Лука и Иоанн изображением орла и тельца.
Храм стоит на пригорке, окруженный плотной стеной сорной травы — крапивы, щавеля. Перед входом на земле каменные блоки от разрушенного купола колокольни.
Нигде в Крыму нет храма подобного этому. Он индивидуален не только своей архитектурой. Он индивидуален своим духом. Здесь явно чувствуется пребывание десятков людских неупокоенных душ.

23 марта 1942 года в Крыму случилась трагедия, подобная беларусской Хатыни. Немецко-фашистские мерзавцы и их подлые наймиты сожгли дотла всю деревню Лаки, разрушили клуб, школу, здание сельсовета, магазин, жилые постройки колхозников и даже церковь, а 16 женщин, стариков и детей, в том числе Елену Гавалло с ее 8 месячным ребенком, расстреляли. Трупы расстрелянных бросили в один из погребов, облили бензином и сожгли. Фашисты старались полностью стереть с лица земли эту деревню, но каратели так и не смогли разрушить до основания церковь.

В мае 2004 года на средства греческой общины в Лакской долине был установлен обелиск невинно убиенным. На гранитной плите много свободного места – сюда будут вписывать фамилии по мере того, как их установят поисковики.
В 2005 году открыт мужской православный монастырь.

Небесный храм в Лаки

Во время Великой Отечественной войны деревню Лаки сожгли, но храм уцелел. Он выстоял, сохранив память о тех кровавых событиях. «Если храм выстоял – его нужно восстановить. Это знак Божий» – решили люди. И восстановили. Превратив развалины в прекрасный белоснежный храм.

В 25-ти километрах от Бахчисарая, в долине реки Бельбек, среди отвесных скал и горных полей, утопая в зелени, возвышается белоснежный греческий храм. Девять лет назад мы писали статью об этом храме для первого выпуска «Полуострова сокровищ». Тогда он выглядел совсем по-другому: полуразрушенное здание, которое вот-вот окончательно развалится.

«Ни кровли, ни окон, ни дверей, свод в трещинах. В храме вьют гнезда птицы, в оконных проемах растет трава. Когда стоишь у алтаря под отрытым небом, создается необыкновенное ощущение – будто храм находится не на земле, а в воздухе…» – таким предстал перед нами Храм Святого евангелиста Луки в 2010 году.

Итак, статья о храме из нашего первого выпуска

Когда-то здесь была греческая деревушка Лаки – примерно в восемьдесят дворов. Несколько династий жили здесь с незапамятных времен – греки обосновались в Лаки еще во времена раннего средневековья. Люди выращивали табак и виноград, разводили скот. Каменный храм Святого евангелиста Луки построили в 1904 году на месте старого деревянного. Финансировал строительство купец из Бахчисарая Дмитрий Патиджи. Храм собран мастерами вручную из тесаного белого известняка. Правильно подобраны пропорции, объем и свет. На восходе солнца его лучи через колокольню освещали крест. Храм очень удачно расположен, считают священнослужители, абсидой на восток.

Сейчас (в 2010 году – ред.) греческий храм находится на территории мужского монастыря святого апостола и евангелиста Луки , который появился здесь шесть лет назад. Его настоятелем был назначен иеромонах отец Калинник из Евпатории – священнослужитель с греческими корнями. По словам настоятеля, скоро здесь начнется строительство храмо-монашеского комплекса. А пока тут постоянно живут шесть монахов. В монастырь приходят и несколько послушников. Здесь проходят службы, каждый вечер совершается крестный ход. Мечта отца Калинника – создать на территории апостольского монастыря приют для бездомных детей. А самая главная цель, говорит иеромонах, – восстановить чудом сохранившийся великолепный храм.

Деревня Лаки – не ищите на карте

У греческой деревни Лаки трагичная история. Большинство ее жителей погибли мученической смертью. Во время Великой Отечественной войны местные жители помогали партизанам, снабжали их едой и одеждой, а в морозы устраивали на постой. В 1942 году в Лаки пришли немцы – часть людей расстреляли, часть сожгли в местном магазине. В живых оставили стариков и женщин с детьми. Их под конвоем пешком отправили в село Октябрьское Красногвардейского района. Деревню сожгли, уцелел лишь храм. Он выстоял, став свидетелем кровавых событий. Немцы храм не тронули, его в советские времена разрушили вандалы. Жители соседних сел растащили кровлю и часть стен, а в храме устроили кошару.

18 мая 1948 года село Лаки было переименовано в Горянку. В начале 1960-х годов село признали неперспективным, его жителей расселили.

Фото: Лилия Грант

На месте магазина, в котором сжигали жителей деревни, стоит белый крест. Неподалеку от храма на пригорке – памятник с фамилиями погибших

Фото: Лилия Грант

Красивый, крестово-купольный, выполненный в византийском стиле храм сегодня находится в ветхом состоянии. Перед церковью лежат каменные блоки от разрушенного купола колокольни. Серьезно поврежден алтарь, но сохранились остатки фресковой росписи – на сводах видны изображения четырех евангелистов, просматриваются лики святых, ангелов, льва, орла и тельца. Церковные росписи наносили на мокрую известь, краска глубоко впиталась в стены, благодаря чему изображения сохранились до наших дней. По мнению священнослужителей, если после разрушения в храмах остаются росписи – это Божье чудо.

«Пока есть время, творите добро», – гласит надпись над воротами монастыря Святого апостола и евангелиста Луки.

Храм Святого евангелиста Луки – памятник архитектуры местного значения. С тех пор как здесь появился монастырь, отец Калинник все свои силы отдает восстановлению храма. Уже готов генплан, завершается работа над проектом. Инициаторами возрождения святилища стали потомки жителей греческой деревушки. По словам отца Калинника, храм Святого евангелиста Луки воссоздадут в первозданном виде. Росписи на церковные стены нанесут по старинной технологии, камни обработают вручную. Вот только купол над алтарем будет стеклянным, чтобы сохранить ощущение света и пространства.

Возрождение молитвой

Реконструировать здание можно быстро, говорит иеромонах, главная задача – одновременно восстановить храм духовный. Потому здесь живет монашеская братия, трудится и ежедневно молится. Молитва – самое главное для таких мест. Великолепный храм Святого Луки индивидуален не только своей архитектурой, здесь царит особенная атмосфера. Когда находишься в этом удивительном месте, душа наполняется спокойствием, хочется молчать и блаженствовать. Несмотря на то, что храм в полуразрушенном состоянии, летом здесь проходят службы под открытым небом. Каждый, кто оказался в этом удивительном месте, ощущает необыкновенный духовный подъем.

Мужской монастырь в честь святого апостола Луки в селе Лаки

Одной из интересных автобусно-пешеходных экскурсий по Крыму является следование по маршруту Симферополь (или Севастополь) – Мангуп – село Высокоречье – село Лаки. Расстояние между последними составляет 5 км и преодолевается пешком. Туристы попадут в древнюю Элладу между горами Ай-Илья и Татар-Ялта. Здесь, под защитой св.Ильи с давних времен жили греки. Они были потомками феодоритов, которых считают коренным крымским народом. Греки строили храмы. Около села Лаки обнаружены два небольшие поселения, относящиеся к VI-VII векам.

Как Лаки превратилось в пепелище

Не пыль изверженных вулканов, не советские бульдозеры уничтожили в XX веке все 87 дворов. Дома и люди были сожжены фашистами в 1942г, а село впоследствии переименовано в Горянку, став бесперспективным и безлюдным.

Чудо, что жернова истории не смели с лица земли сельский храм. Носящий имя Святого Евангелиста Луки, дом Бога был построен местными жителями в 1904г. Место было выбрано не случайно. Именно здесь раньше находилась деревянная церковь XVI века.

По мнению знатоков, храм создан в византийском стиле. Над его входом – дата постройки, название храма и новогреческая надпись – слова, принадлежащие Христу. Колокольня, купол и алтарь, к сожалению, повреждены. Но фрески сохранились и их можно рассмотреть. Радует, что храму не помешали выжить ни безбожники, ни фашисты, ни большевики.

Храм является свидетелем трагического прошлого села. Такие памятники не дают забыть, как были уничтожены более 20 сел Бахчисарайского района. Все они были греческими. В память о трагедии православными священниками ежегодно (23 марта) совершается служба. В 2004 году греческая община Лакской долины выделила средства на обелиск. В 2005г основан православный мужской монастырь.

В районе работают поисковики. Все желающие могут присоединиться к благородному делу следопытов. По мере обнаружения останков, на обелиске будут дописывать новые имена.

Что хранит церковь в селе Лаки

Несмотря на то, что церковь полуразрушена, она хранит христианские достопримечательности. Ряд помещений сохранен и предоставляет к осмотру старинную штукатурку с рисунками, фрагменты росписи, изображения ангела и льва. На пилонах просматривается орел и телец, имеющие особый смысл.

Чудесные памятники православия – алтарь с фрагментами облицовки, штукатурка с узорами и нарисованные старцы Евангелисты. Так Матвей представлен ангелом, что есть символ послания в мир Божьего сына. Евангелист Марк изображен львом, символизируя могущество и царское достоинство Христа. Иоанн – орел, означающий высокое божье ученье, а Лука – телец, что говорит об искупительном и жертвенном служении Спасителя.

Подлежащее восстановлению село Лаки расположено в Бахчисарайском районе, между двумя селами Высокое и Верхоречье. Если приехать в Лаки на выходные, то можно попасть на православную службу. Недалеко от деревушки сохранились элементы церкви св.Троицы XV века, вблизи неё еще более древние развалины.

Лакская долина отличается тишиной. Храм Святого Луки стоит на пригорке. Вокруг – степная трава, пахнет полынью. Разрушенные каменные блоки купола лежат тут же. Современные вандалы не постыдились оставить свои автографы. Раньше позади храма располагалось старинное церковное кладбище.

Село Высокое – центр Крымского средневекового православия

Пустынная дорога и затяжной подъем – так выглядит туристический маршрут в сторону села Высокое. Знойным летом солнце слепит глаза, асфальт дышит жаром. Но неожиданно подъем завершается, дорога стремится вниз, где разместилось горное поселение.

Раньше с.Высокое носило имя Керменчик и вторило названию крепости Кермен-Кале, остатки стен которой просматриваются на ближайшем холме. Здесь жили православные греки. В центре села возвышалась церковь Федора Тирона, а вокруг, в радиусе 4 км было 14! православных храмов. Только представьте, как мощен был колокольный звон. Самым почитаемым был храм св.Козьмы и Дамиана. Чудотворный источник бил прямо из-под алтаря.

Этот источник считается священным и сегодня. Он носит имя Ай-Кузьма и дарит прохладу и исцеление уставшим путникам.

Михайло-Архангельский храм села Б. Лука

Храм во имя Архистратига Михаила находится в селе Большая Лука Вадинского района (ранее Керенского уезда) Пензенской области. Построен по проекту Александра Гавриловича Старжинского (1850-1906), занимавшего должность губернского инженера и начальника строительного отделения Пензенского губернского правления в 1884-1904 гг. Его зодчеству принадлежат различные здания города Пензы и храмы Пензенской области, такие как: Троицкий собор в Пензенском женском монастыре, храмы в Маркино и Алексеевке Керенского уезда, колокольня в Куриловском монастыре, церковь в Краснослободском Успенском монастыре (ныне Мордовия) и, очень схожий с архитектурой большелукинского храма, Успенский Собор города Пензы, построенный в 1895-1905 гг.

Из архивных данных известно, что храм был построен в 1915 году тщанием прихожан. Но главными благотворителями и строителями храма были местные фабриканты братья Казеевы – Николай Степанович (1849-1908) и Александр Степанович (1853-1924). Храм начали строить в 1904 году рядом со старой деревянной церковью, построенной в 1858 году во имя Архистратига Михаила и приделом во имя мучеников Кирика и Иулитты (ГАПО ф.-182, оп.1, д. 2698, л.187 и об, 188).

Построенный храм был с основным приделом также в честь Архистратига Михаила, освященным архиереем 18 октября 1915 года. В храме имеется также два боковых придела. Судя по сохранившимся росписям стен, южный был в честь мучеников Кирика и Иулитты, а северный в честь святителя Николая архиепископа Мир Ликийских чудотворца, но до закрытия храма эти приделы освящены не были.

Храм каменный, пятикупольный, возведен в «русско-византийском» стиле. В декоративном оформлении широко использованы элементы древне-русской архитектуры. Он был одним из самых красивых в Керенском уезде. Отдельного внимания заслуживают росписи храма, выполненные в редком для Пензенской губернии стиле модерн, который в начале ХХ века начал проникать и в церковное искусство. Имя автора – неизвестно, но схожесть работ с известными мастерами того времени – Нестерова, Васнецова, Врубеля поражает. Похожие изображения можно увидеть во Владимирском соборе города Киева, Марфо-Мариинской обители и Иверском соборе Николо-Перервинского монастыря в городе Москве.

Также из архивных данных мы знаем, что на 1915 год в собственности храма было около 75 га земли – из них усадебной (вместе с погостом) – 4 десят.; пахотной – 64 десят.; сенокосной – ½ десят. Еще в собственности прихода был дом священника, построенный в 1895 году Николаем Казеевым, а также: церковная сторожка, усыпальница и известковый сарай (ГАПО ф.-182, оп.1, д. 2698, л.187 и об, 188).

В то время в приходе имеются две церковно-приходские школы: двухклассная, открытая в 1898 году, и одноклассная, открытая в 1899 году. Всего в обеих школах обучалось 277 учеников, из них мальчиков – 177, а девочек – 100. «В церковной библиотеке находится книг для чтения религиозно-нравственного содержания 490 томов». (ГАПО ф.-182, оп.1, д. 2698, л.187 и об, 188).

Информации о священнослужителях храма нет, но в епархиальных ведомостях 1915 года упоминается имя «умершаго священника с. Луки Павла Кевдина». (ГАПО ф.-182, оп.1, д. 2698, л.187 и об, 188).

В 1917 году храм закрыли, имущество храма было разграблено или уничтожено. Чудом сохранились всего две иконы, которые находились в этом храме, скорее всего в иконостасе: одна — «Воскресение Христово», ее сохранили и передали в храм после открытия прихожане села Татарская Лака Вадинского района, а вторую — «Апостол Лука» — принесла в храм жительница Большой Луки Галина Фоломошкина. Она рассказала, что в 50-х годах эту икону спас от сожжения в печке ее отец Китаев Фёдор Спиридонович, который работал конюхом в местном колхозе «Путь к коммунизму».

В колхозные времена храм приспособили под зерновой склад, а потом в склад ядохимикатов. В середине 1970-х зданием храма пользоваться перестали, и он стал постепенно ветшать. Внутри поселились голуби, а на наружных стенах начали появляться различные надписи, так как дети из близстоящей школы и пришкольного интерната считали за честь оставить свой автограф, да и как можно выше. Позже, в начале двухтысячных годов, при проведении весеннего субботника, искра из костра попала в последний сохранившийся центральный купол, он загорелся и рухнул, добавив храму совсем печальный вид, в котором он и пробыл до наших дней.

Новая история храма началась уже в 2015 году. Уроженец близлежащей деревни Семивражки (которой, к сожалению, уже нет на карте) Александр Черницов был инициатором и главным спонсором его восстановления. Своё подвижничество он объяснил так: «Приезжая в родительский дом, я всегда с болью и грустью смотрел на разрушающийся храм, но решиться на его восстановление было очень непросто. Большая Лука – село фабричное, пролетарское, и особо верующими его жители никогда не считались. Да и жителей в селе осталось немного. Поэтому действительно ли им нужен храм, тем более такой огромный, конечно же, вопрос был непраздный.» Но первый же субботник, прошедший 7 ноября 2015 года, показал, что жители Большой Луки с энтузиазмом отнеслись к делу восстановления храма. Более 70 человек собралось в тот день, чтобы очистить церковь от многолетнего мусора, хлама и голубиного помета, который в некоторых местах был слоем около метра. Именно это событие и утвердило в мыслях Александра Ивановича начать восстановление.

Сначала предполагалось просто привести храм в более-менее божеский вид и законсервировать, чтобы предотвратить дальнейшее разрушение. Но начав работы, решили не останавливаться. Ведь Сам Господь помогал в этом благом деле созидания! А по-другому и не объяснить то, что храм был отремонтирован в кратчайшие сроки.

Уже 1 сентября 2016 года епископом Сердобским и Спасским Митрофаном были освящены кресты на новые купола храма. А 25 сентября 2017 года архиерей совершил уже чин Великого освящения главного придела в честь Архистратига Михаила. В этот день в храме было более 500 прихожан. Были также почетные гости и даже сам губернатор Пензенской области – Иван Белозерцев. За понесенные труды, Александр Черницов был удостоен от Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ордена III степени преподобного Серафима Саровского. При освящении в Престол и Антиминс были заложены мощи святого Владимира (Богоявленского) митрополита Киевского.

Через год, 18 октября 2018 года, в 103 годовщину самого первого освящения храма, епископ Митрофан освятил южный придел в честь святых Кирика и Иулитты, и одновременно благоверного великого князя Александра Невского, в честь небесного покровителя главного благотворителя храма Александра Черницова. При освящении в Престол и Антиминс были заложены мощи священномученика пресвитера Константина (Голубева) Богородского.

Священник Константин Проскуряков.

Ссылка на основную публикацию