Николаевский Малицкий мужской монастырь в деревне Николо-Малица, Тверская область

Николаевский Малицкий мужской монастырь в деревне Николо-Малица, Тверская область

Николаевский Малицкий мужской монастырь расположился в уютном и живописном местечке в семи километрах от Твери.

История данной обители берет свое начало в древности, многие события были пережиты монастырем.

История постройки

1584-1595 — эти годы принято считать началом основания Николаевского Малицкого монастыря в Тверской губернии. Название берет свое начало с название реки, которая протекает рядом с землями обители — Малица. Возводились стены монастыря прямо посреди глухого и густого леса, который оберегал обитель от внешнего мира со всех сторон, частично зеленая роща сохранилась и в современное время.

В древности монастырь был беден и строился долго силами братии. Польские войска не обошли сторон обитель, и она была разорена, после такого смутного времени братия заново начала обустраивать монастырь, постепенно приводя его в порядок.

В это время рядом постепенно возникала слобода, и люди потянулись в монастырь, обитель стала принимать пожертвования, за счет которых и стала расширяться.

Возрождение храма после пожара

На смутном времени беды обители не закончились, в 1675 году в сильнейшем пожаре, все постройки сгорели дотла. Но благодаря этому событию, миру было подарено еще одно божественное чудо: в пепелище была найдена икона Николая Чудотворца, которая уцелела среди такого бедствия.

Другие православные храмы в Твери:

Через год после пожара, местный дворянин Овцын Григорий Дмитриевич пожертвовал большую сумму на восстановление Николо — Малицкого монастыря, вместо деревянного храма была возведена каменная церковь в честь Всемилостивого Спаса.

Здание было построено добротное, с пятью главами и двумя приделами:

На эти же средства были вновь возведены стены братских келий. Обитель вдохнула новую жизнь и возобновила богослужения. С 1751 по 1829 год монастырь был обновлен, перестроен корпус для братии и поставлены многие новые постройки.

Годы революции и войн

Безбожные году революции сказались на монастыре самым негативным образом, все выстроенное за многие годы великолепие и величие было уничтожено. В 1920-е годы обитель была закрыта и разграблена, судьба насельников тех времен не известна. Спустя 20 лет, в военные годы стены и постройки монастыря были уничтожены в боях.

В послевоенные годы народ начал возвращаться к Господу, мирная жизнь начала налаживаться. Для построек жилых домов в Тверской области стал использоваться кирпич от стен и построек, который остался от разрушения монастыря.

На заметку! Былой монастырь был полностью разрушен, все его захоронения были стерты с лица земли и не имеют ни одной записи в документации для истории.

Современное состояние монастыря

В 2005 году о монастыре вспомнили и начали восстанавливать обитель снова по благословению Архиепископа Тверского. Восстановительные работы ведутся до сих пор. Полностью смогли восстановить корпус для братии, два здания храмов, колокольня, трапезная и другие бытовые постройки.

Богослужения совершаются ежедневно и обитель открыта для приема паломников. Монашеская жизнь была начата лишь с 2008 года. Сегодня реконструкция монастыря находится на заключительном этапе, все постройки на территории обители выполнены в греческом стиле, территория облагорожена и всегда выглядит ухожено.

К сожалению, на сегодняшний момент на территории Николо-Малицкого монастыря нет гостиницы для остановки паломников, но в планах обители этот пункт стоит на первом месте на будущее.

Покровский храм всегда открыт для желающих помолиться на ежедневных богослужениях. Братия монастыря живет по строгим Афонским традициям, и единственным послаблением в режиме, является разрешение посещать обитель женщинам.

Интересно! Богослужения проводятся на греческом языке, что интересно отличается от служб, где поет традиционный русский хор.

На территории монастыря открыты:

  • библиотека;
  • воскресная школа для детей — занятия начинаются после утренней литургии по воскресеньям, в течение всего учебного года с сентября по май;
  • курсы для взрослых — с 2015 года все желающие взрослые могут записаться в Катехизической группу для верообучения, курсы проводятся как для воцерковленных людей, так и для тех, кто только готовится к крещению в Православие;
  • лавка с церковной утварью и трапезная.

В воскресной школе существует три возрастные группы: дошкольная, группа с детьми возраста младшей школы и старшая группа для школьников среднего возраста. Дети обучаются Закону Божьему, изучают Новый Завет, песнопения, церковнославянский язык, посещают кружки по творчеству и рукоделию. Все желающие могут в начале года записать сюда своих детей.

Монастырский хор, поющий на Греческом языке в византийском стиле, является главной достопримечательностью данной обители. Многие прихожане очарованы такими песнопениями и приходят на богослужения, чтобы послушать такое божественное пение.

Святыни

За стенами молодого монастыря хранятся две важные святыни:

  • выжившая в огне, чудотворная икона Николая Чудотворца;
  • рака с мощами Святого Арсения Тверского — Святитель Арсений, является покровителем города Тверь и монашеским заступником.

Храмы

На территории современного монастыря построено 3 храма:

  • в честь Святителя Николая;
  • собор Всемилостивого Спаса с приделом в честь Святого Николая Чудотворца;
  • Покровский Храм (зимний) с двумя престолами: в честь Покрова Богородицы и в честь Архистратига Михаила.

Расписание Богослужений и престольные праздники

Богослужения в монастыре можно посетить ежедневно:

  • понедельник, среда, пятница — 6:00 Утреня, 8:00 Литургия, 17:00 Вечерняя молитва;
  • четверг — 6:00 Утреня, 8:00 Литургия, 14:00 Акафист Николаю Чудотворцу, 17:00 Вечерняя молитва;
  • суббота — 6:30 — Утреня, 9:00 Литургия, 16:00 Всенощное бдение;
  • воскресенье — 9:00 Утреня, 11:30 Акафист иконе «Неупиваемая чаша», 17:00 Вечерняя молитва.

Важно! Ознакомиться с более подробным расписанием и изменениями на время поста и праздников можно на официальном сайте монастыря.

Местонахождение и контакты

Никольский Малицкий монастырь находится по адресу: Россия, Тверская область, Калининский район, деревня Николо-Малица, ул. Школьная, д.17.

До города Тверь из Москвы можно добраться на автобусе или автомобиле, монастырь находится рядом с городом, на расстоянии 9 км.

Николо-Малицкий мужской монастырь

Николаевский Малицкий мужской монастырь (разг. Николо-Малицкий монастырь, Николо-Малица) — православный монастырь в Тверской области.

Содержание

  • 1751-1760: Плюсков П. Я. — строительство по собственному проекту
  • 1829: Львов И. Ф. (монастырские корпуса)
  • 1839: Львов И. Ф. (монастырские корпуса)

Монастырь основан между 1584-1598 гг. на пустоши Шевякова. Названа обитель по имени речки Малицы. Сначала обитель была очень бедная. После Смутного времени молитвами и трудами немногочисленной братии жизнь на Малице стала постепенно устраиваться. Сюда потянулись люди, рядом возникла слобода.

В 1675 г., от сильного пожара вся обитель сгорела. Среди пепла и песка была обнаружена икона святителя Николая Чудотворца, чудесным образом уцелевшая в столь сильном пожаре. В 1676 г. на пожертвования тверского дворянина, стольника Григория Дмитриевича Овцына вместо сгоревшей деревянной церкви был построен пятиглавый каменный храм во имя Всемилостивого Спаса с двумя теплыми приделами: святителя Николая и иконы Пресвятой Богородицы Одигитрия. Восстановлены братские келии и службы в монастыре. Во второй половине XVIII в. в монастыре началось капитальное каменное строительство.

В 1751-1760 на средства графини М. Г. Шуваловой монастырь почти полностью отстроен заново, руководил строительными работами арх. П. Я. Плюсков.

В 1829 по проекту И. Ф. Львова был перестроен братский корпус.

Все это благолепие после революционных бурь ХХ в. оказалось утрачено. В 1920-е гг. новые власти поставили вопрос о закрытии монастыря, началось его расхищение и медленное уничтожение. Судьба большинства братии сегодня неизвестна.

В боях октября-декабря 1941 г. монастырь был почти полностью разрушен. После войны стала налаживаться мирная жизнь, вот только места для монашеской молитвы в ней уже не нашлось. При начавшемся восстановлении жилья стали использовать кирпичи монастырских строений: так погиб монастырь. Стерты с лица земли и все монастырские захоронения.

В 2005 году по благословению Архиепископа Тверского и Кашинского Виктора начались восстановительные работы. К настоящему времени восстановлен братский корпус, домовой храм, благоустроена территория, построен Покровский храм, колокольня, подсобные помещения, трапезная и др. Регулярно совершаются богослужения по монастырскому чину.

С 2008 г. возобновлена монашеская жизнь.

Современное состояние

Решением Священного Синода от 23 июня 2008 года монастырь в д. Николо-Малица Калининского района был воссоздан, наместником монастыря назначен иеромонах Борис (Тулупов).

В настоящее время монастырский комплекс находится в стадии завершения строительства. Его архитектура решена в греческом стиле, который просматривается в узорах, созданных сочетанием кирпичей светло-желтого и коричневого цветов в облицовке стен строений, в их конфигурации. В планах монастыря – строительство гостиницы для паломников.

Службы проводятся в Покровском храме. Монастырь живет по строгому афонскому уставу, в отличие от монастырей, действующих в согласии с русской традицией, с единственным отступлением – сюда разрешено приходить женщинам. Службы здесь проводятся по святогорскому чину, берущему истоки в древних византийских церковных традициях. Для них характерны мелодичные греческие распевы, сильно отличающиеся от русских яркими интонационными красками. Молитвенное предстояние монахов обычно начинается в пять часов утра. В монастыре действует лекторий, работают христианские воскресные школы для детей и взрослых.

  • Соборная Всемилостивого Спаса. По правую сторону устроен придел Святителя Николая, а по левую ризница. (Разрушена)
  • Покровская теплая церковь, престола два: правый Архистратига Михаила, левый — Покрова Пресвятой Богородицы. (Вновь отстроена)
  • Церковь преподобного Петра Афонского. (Разрушена)
  • Церковь Святителя Николая.

— Покровский Отмицкий монастырь;

— Димитрия Солунского Черкасский монастырь;

— Вознесенский Тутанский монастырь;

— Введенская Нектарьева пустынь;

— Тверской Успенский Желтиков монастырь.

Святынями монастыря являются икона Николая Угодника, уцелевшая в пожаре 1675 (найдена среди пепла частично обожжённой, с сохранившимся ликом), почитаемая чудотворной, а также частица мощей святого Арсения Тверского. Мощи святителя очень значимы для братии и прихожан Малицкого монастыря, поскольку cвятой Арсений не только является покровителем города Твери, но и особым заступником всех монашествующих на Тверской земле. Святой основал множество монастырей вокруг Твери. Кроме того святитель основал на реке Тьмаке близ Твери Желтиков монастырь.

Престольные праздники

Покровская церковь (14 октября).

Церковь Святителя Николая (22 мая).

Ктиторская икона Свт. Николая

Перед пасхальной службой



Как добраться

Адрес: Тверская обл., Калининский р., д. Николо-Малица, ул. Школьная, д. 17.

Добраться до Твери можно на самолете, поезде или автобусе.

Николо-Малицкий монастырь находится в 9 км. от г. Тверь.

До монастыря ходят маршрутки № 4 ( остановка — Спортивная база «Динамо» ) и № 23 (конечная остановка в д. Николо-Малица).

Николаевский Малицкий мужской монастырь приглашает православных паломников принять участие в монастырских богослужениях, поклониться святыням, познакомиться с древней историей монастыря и его духовным наследием.

Монастырь может принять организованные паломнические группы, накормить паломников, провести экскурсию по территории и храмам обители. Для паломничества многочисленных групп (25-60 чел. и более) требуется обязательная договорённость по телефону. Руководителям паломнических групп необходимо заблаговременно позвонить в монастырь по телефону, для получения благословения на посещение обители.

К сожалению, в монастыре нет гостиницы.

Телефон: 8-915-728-95-31 (эконом)

Телефон: 8-980-635-07-58 (с 10.30 до 12.30)

Николаевский Малицкий мужской монастырь

Религиозная организация Николаевский Малицкий мужской монастырь д. Николо-Малица Калининский р-н Тверской и Кашинской Епархии Русской Православной Церкви (Московский Патриархат)

История и описание:

Николаевский Малицкий монастырь был основан между 1584-1595 гг. в царствование царя Федора Ивановича на пустоши Шевякова. Названа обитель по имени речки Малицы, огибавшей монастырь с севера и запада и впадавшей в реку Межурку – приток Волги. Название «Малицкий» должно было так же отличать этот монастырь от другого близлежащего Никольского монастыря, который находился до литовского разорения начала XVII в. на Мытицком ручье и называвшийся поэтому – «на Мытище». Сначала обитель была очень бедная. После Смутного времени молитвами и трудами немногочисленной братии жизнь на Малице стала постепенно устраиваться. Сюда потянулись люди, рядом возникла слобода. Безмятежная, хотя и убогая, жизнь монастыря продолжалась до 1675 г., когда от сильного пожара вся обитель сгорела. Но Господь, по молитвам преподобных отцов, не оставил иноков в такой скорби без утешения: среди пепла и песка была обнаружена икона святителя Николая Чудотворца, чудесным образом уцелевшая в столь сильном пожаре. В 1676 г. на пожертвования тверского дворянина, стольника Григория Дмитриевича Овцына вместо сгоревшей деревянной церкви был построен пятиглавый каменный храм во имя Всемилостивого Спаса с двумя теплыми приделами: святителя Николая и иконы Пресвятой Богородицы Одигитрия. Восстановлены братские келии и службы в монастыре. Во второй половине XVIII в. в монастыре началось капитальное каменное строительство. Начало этому положило так же чудо от образа Святителя.

В дни коронационных торжеств 1742 г. графиня Мавра Георгиевна Шувалова, состоявшая в свите императрицы Елизаветы Петровны, по дороге из Петербурга в Москву серьезно заболела и вынуждена была остановиться в подмонастырской Малицкой слободе. Графиня ждала ребенка, и доктора, не находя действенных средств лечения, опасались за жизнь обоих. Узнав о Чудотворном образе Святителя, графиня попросила принести его к своей постели и отслужить молебен, прося о помощи и обещая перестроить монастырь. Вскоре после молебна она выздоровела, доехала до Москвы и родила сына, который в честь Угодника Христова был назван Николаем. Во исполнение данного графиней Шуваловой обета с 1751 г. начались работы по каменной отстройке монастыря в стиле барокко. По плану реконструкции территория монастыря стала иметь вид четырехугольника длиной 138,5 м., шириной 85 м., обнесенного каменной стеной с четырьмя башнями по углам. В ее центре располагался перестроенный Спасский собор в виде усложненного греческого креста с приделом святителя Николая и ризницей. К востоку от соборного храма вырос братский корпус. В южной части монастыря находились настоятельские покои. Над Святыми вратами возвели двухъярусную колокольню, а по сторонам – церкви Покрова и Петра Афонского. В одной из них была мозаичная икона работы М.В. Ломоносова. К началу ХХ в. обитель имела статус заштатного не общежительного монастыря с числом братии 8-10 человек и располагала обширной хозяйственной инфраструктурой.

С 1862 г. в память избавления Твери от холерной эпидемии (1860/61 гг.) чудотворная икона святителя Николая ежегодно 9 мая по ст.ст. крестным ходом переносилась из монастыря сначала в Знаменскую церковь г. Твери (на месте областной библиотеки им. Горького), а с 1901 г. – в Никольскую церковь в Капустниках (на современной пл. Революции) и оставалась там до 1 июня, когда икону святого торжественной процессией с сотнями хоругвей доставляли обратно в монастырь.

Все это благолепие после революционных бурь ХХ в. оказалось утрачено. В 1920-е гг. новые власти поставили вопрос о закрытии монастыря, началось его расхищение и медленное уничтожение. Активное участие в этом проявляли сами местные жители. Судьба большинства братии сегодня неизвестна. Но ясно, что обитель дала свой священный плод в сонм новомучеников и исповедников Российских. В деле Иосифа Ивановича Ярового-Яропольского, арестованного в Калинине 16 октября 1937 г., читаем: «Место рождения – село Славинка Харьковской области. Профессия – служитель культа. Место служения – Николо-Малицкий монастырь». 23 февраля 1938 г. отец Иосиф был приговорен к трем годам ссылки по статье 58-10 УК РСФСР и отправлен по этапу в Северный край, в возрасте 77 лет.

В боях октября-декабря 1941 г. монастырь был почти полностью разрушен. После войны стала налаживаться мирная жизнь, вот только места для монашеской молитвы в ней уже не нашлось. Некоторые члены колхоза «Нива» заняли келии уцелевшего братского корпуса. В чудом сохранившихся соборных стенах хранили рожь. При начавшемся восстановлении жилья стали использовать кирпичи монастырских строений: так погиб монастырь. Стерты с лица земли и все монастырские захоронения. Только на старом кладбище можно еще найти могилу последнего иеромонаха обители отца Серафима.

В 2005 году по благословению Архиепископа Тверского и Кашинского Виктора начались восстановительные работы. К настоящему времени восстановлен братский корпус, домовой храм, благоустроена территория, построен Покровский храм, колокольня, подсобные помещения, трапезная и др. Регулярно совершаются богослужения по монастырскому чину.

  1. Соборная, среди монастыря, каменная, Всемилостивого Спаса, по правую сторону устроен придел Святителя Николая, а по левую ризница. (Разрушена)
  2. Покровская теплая церковь, каменная, престола два: правый Святителя Архистратига Михаила, левый Покрова Пресвятой Богородицы. (Вновь отстроена)
  3. Церковь преподобного Петра Афонского. (Разрушена)
  4. Церковь святителя Николая

Николаевский Малицкий мужской монастырь в деревне Николо-Малица, Тверская область

Святые ворота, церковь Покрова Пресвятой Богородицы и колокольня.

Малицкий Николаевский монастырь, заштатный, при ручье Малице, в 6 верстах от Твери, приписанный к архиерейскому дому. Основан в 1584 — 1595 годах. В монастыре находится образ святого Николая чудотворца, найденный после пожара в 1675 году среди пепла неповрежденным.
(Из книги С.В. Булгакова «Русские монастыри в 1913 году»)

От мысли восстановить монастырь и его главный собор в том виде, в каком он находился до разрушения, пришлось отказаться сразу. По мнению историков-искусствоведов, архитектурный ансамбль Николо-Малицкого монастыря ко времени его разрушения состоял из разностильных построек, сооруженных с конца 17 века и вплоть до начала ХХ века. Полного описания и тем более результатов точного обмера большинства исчезнувших храмов и сооружений не сохранилось. Создание «новодела» вовсе не означало подлинного возвращения прежнего монастыря, который за свою достаточно долгую историю не раз менял свой внешний облик. В ту пору настоятелю монастыря отцу Борису довелось побывать на Афоне и ощутить духовное притяжение и красоту афонских монастырей. С той поры желание перенести хотя бы частичку Святого благочестия на тверскую землю не оставляло его. Поездки на Афон продолжались, и продолжался поиск образца для первого монастырского храма, который и внешним видом и внутренним устройством должен был соответствовать будущему храму. За основу после долгих размышлений был взят храм Святого Пояса Богородицы Ватопедского монастыря. Его размеры примерно совпадали с размерами разрушенной Покровской церкви Николо-Малицкого монастыря. Оставалось найти проектировщика. Им случайно оказался один из прихожан Малицкой обители, директор проектной организации — Михаил Будкин. Узнав о затевающемся строительстве собора, он предложил сделать проект будущего храма, сказав: «Бог мне дал и семью, и ребенка, и достаток. Настало время и мне что-то для него сделать».

К середине 2008 года Михаил Будкин разработал проект будущего храма, используя план церкви афонского монастыря Ватопед. Когда началась работа по восстановлению обители, от братии было написано множество писем в разные организации с просьбой оказать посильную помощь в этом благом деле. И вдруг неожиданно пришел единственный ответ от директора КСМ-1 Николая Николаевича Митрофаненко. Вскоре в монастырь приехали грузовики, разгрузившие 6000 кирпичей.

В 2009 году началось строительство храма и колокольни. 1 июня 2009 года был завершен нулевой цикл и положен первый кирпич, а в ноябре того же года над куполом Покровского храма был установлен крест. 15 мая 2010 года было завершено строительство колокольни. Через год с восточной стороны церкви выстроили одноэтажную трапезную. Так же быстро была поставлена каменная ограда с четырьмя башнями. Все постройки монастыря выполнены в т.н. «Византийской кладке кирпича». Основным благодетелем монастыря был все тот же Николай Митрофаненко. Заботами других благоустроителей и на их средства появились в обители 15 колоколов, отлитых в городе Бежецке. Внутреннее убранство и планировку монастырской церкви решили сделать так же, как на Святой горе Афон. Вся церковная утварь заказана и исполнена в России по эскизам, которые делали монахи и послушники с афонских оригиналов. Вдоль стен храма расположились стасидии — деревянные кресла с высокими подлокотниками. В 2012 году храм был полностью обустроен. Оставалось только росписать стены. Было решено применить технологию, которая использовалась при росписи Дворца дожей в Венеции. То есть вести роспись не по штукатурке, а в мастерской на льняных холстах, и потом приклеивать их на специальный клей, замешанный на твороге. Такой клей хорошо скрепляет холст со стеной, но при этом стена «дышит», пропуская воздух, словно живая фреска. Применение этой технологии значительно сократило сроки росписи: ведь художественные и отделочные работы велись параллельно. Для росписи храма был приглашен известный иконописец из Румынии Руслан Гебя.

1 июня 2012 года в День Пресвятой Троицы в полностью построенном Покровском храме впервые была отслужена Божественная Литургия. Еще раньше, в 2010 году, по благословению владыки Виктора, главная святыня — чудотворная икона Святителя Николая — была возвращена в родной для нее Николо-Малицкий монастырь из собора Белая Троица.

По книге: Полтавцева А. «Николевский Малицкий мужской монастырь. Возрождение». Тверь, 2016 г.

Ворота и западная башня ограды.

Очередной купол готов к установке.

Галерея трапезного корпуса.

Колокольня и церковь Покрова Пресвятой Богородицы.

Ворота и западная башня ограды.

Угол братского корпуса, церковь Покрова Пресвятой Богородицы с колокольней, галерея трапезного корпуса.

Братский корпус с церковью Николая Чудотворца.

Гордость монастыря — уникальный моноголосный византийский хор.

Николаевский Малицкий мужской монастырь Епархиальный мужской монастырь

В 1676 г. на пожертвования тверского дворянина, стольника Григория Дмитриевича Овцына вместо сгоревшей деревянной церкви был построен пятиглавый каменный храм во имя Всемилостивого Спаса с двумя теплыми приделами: святителя Николая и иконы Пресвятой Богородицы Одигитрия. Восстановлены братские келии и службы в монастыре. Во второй половине XVIII в. в монастыре началось капитальное каменное строительство. Начало этому положило так же чудо от образа Святителя.

В дни коронационных торжеств 1742 г. графиня Мавра Георгиевна Шувалова, состоявшая в свите императрицы Елизаветы Петровны, по дороге из Петербурга в Москву серьезно заболела и вынуждена была остановиться в подмонастырской Малицкой слободе. Графиня ждала ребенка, и доктора, не находя действенных средств лечения, опасались за жизнь обоих. Узнав о Чудотворном образе Святителя, графиня попросила принести его к своей постели и отслужить молебен, прося о помощи и обещая перестроить монастырь. Вскоре после молебна она выздоровела, доехала до Москвы и родила сына, который в честь Угодника Христова был назван Николаем. Во исполнение данного графиней Шуваловой обета с 1751 г. начались работы по каменной отстройке монастыря в стиле барокко. По плану реконструкции территория монастыря стала иметь вид четырехугольника длиной 138,5 м., шириной 85 м., обнесенного каменной стеной с четырьмя башнями по углам. В ее центре располагался перестроенный Спасский собор в виде усложненного греческого креста с приделом святителя Николая и ризницей. К востоку от соборного храма вырос братский корпус. В южной части монастыря находились настоятельские покои. Над Святыми вратами возвели двухъярусную колокольню, а по сторонам – церкви Покрова и Петра Афонского. В одной из них была мозаичная икона работы М.В. Ломоносова. К началу ХХ в. обитель имела статус заштатного не общежительного монастыря с числом братии 8-10 человек и располагала обширной хозяйственной инфраструктурой.

С 1862 г. в память избавления Твери от холерной эпидемии (1860/61 гг.) чудотворная икона святителя Николая ежегодно 9 мая по ст.ст. крестным ходом переносилась из монастыря сначала в Знаменскую церковь г. Твери (на месте областной библиотеки им. Горького), а с 1901 г. – в Никольскую церковь в Капустниках (на современной пл. Революции) и оставалась там до 1 июня, когда икону святого торжественной процессией с сотнями хоругвей доставляли обратно в монастырь.

Все это благолепие после революционных бурь ХХ в. оказалось утрачено. В 1920-е гг. новые власти поставили вопрос о закрытии монастыря, началось его расхищение и медленное уничтожение. Активное участие в этом проявляли сами местные жители. Судьба большинства братии сегодня неизвестна. Но ясно, что обитель дала свой священный плод в сонм новомучеников и исповедников Российских. В деле Иосифа Ивановича Ярового-Яропольского, арестованного в Калинине 16 октября 1937 г., читаем: «Место рождения – село Славинка Харьковской области. Профессия – служитель культа. Место служения – Николо-Малицкий монастырь». 23 февраля 1938 г. отец Иосиф был приговорен к трем годам ссылки по статье 58-10 УК РСФСР и отправлен по этапу в Северный край, в возрасте 77 лет.

Николо-Малицкий монастырь

Прежде всего дар Шуваловых Чудотворцу составлял золотой оклад его иконы. Ими же были созданы церкви — соборная, перестроенная — Всемилостивого Спаса, Покровская и два каменных копруса предполагавшихся церквей святого Петра и мучеников Тимофея и Мавры, за смерью супругов Шуваловых оставшихся неоконченными; также каменная двухъярусная колокольня, каменный братский корпус и пр. Они же обнесли весь монастырь кругом высокой каменной оградой с башнями по углам. Говорят, что графине Шуваловой хотелось завести в монастыре многочисленную братию, чтобы можно было в ней непрерывно совершать богослужение. Для этого она хотела построить не менее шести церквей, но постигшая ее в 1759 году смерть помешала исполнению ее намерений. Не забывая обители и в своем завещании, она отказала ей всю домашнюю святыню и пожелала быть в ней похороненной, что и было исполнено. С того времени обитель сделалась усыпальницей рода Шуваловых. Таково было промышление Чудотворца о своей обители.

Кроме того, в этом монастыре хранились:

  • Крест серебряный, чеканный, вызолоченный, принесенный в дар обители в 1673 году, — с частицами мощей (38), в том числе и чудотворца Николая.
  • Ковчег серебрянный, позлащенный, принесенный в дар обители графом П.И.Шуваловым и женой его Маврой Егоровной, заключающий в себе сотню частиц мощей, в том числе и святителя чудотворца Николая.
  • Серебряный, чеканный, позлащенный крест, пожертвованный обители девицей Н.А.Бородиной, с семидесятью двумя частицами мощей, и также с частицей святителя Николая Чудотворца.
  • Ковчег серебряный, позлащенный внутри, также с частицей мощей Николая Чудотворца среди 18 других частиц.
  • Игумен Митрофан (1689г.)
  • Игумен Мелентий (1722г.)
  • Строитель Сергий (1803г.)
  • Иеромонах Иосиф (1859г.)
  • Иеромонах Серафим (1865г.)
  • Игуменом Серафимом (11 февраля 1872г., 1873г.)
  • Иеромонах Нафанил (1875г., 1876г.)
  • Иеромонах Даниил (1880г.)
  • Архимандрит Даниил (1893г.)
  • Игумен Павел ( 20 ноября 1906 г.)
  • Игумен Иосиф (2 января 1909г., 1917г.)
  • Игумен Павел (без даты)
  • с конца 1920-х по 2008 гг. — монастырь бы закрыт советскими властями
  • с 2008 г. — игумен Борис (Тулупов)

Монастырский некрополь:

  • Шувалова Мавра Егоровна, графиня, статс-дама

Николаевский Малицкий монастырь

Монастырь
Николаевский Малицкий монастырь
56°52′26,25″ с. ш. 35°47′57,89″ в. д. H G Я O
Страна Россия Россия
Конфессия Православие
Епархия Тверская
Тип мужской
Первое упоминание 1584-1595 гг.
Реликвии и святыни Образ Николая Чудотворца XVII века , мощи святого Арсения Тверского
Настоятель Борис (Тулупов)
Статус ОКН № 6902358000 № 6902358000
Состояние действующий

Николаевский Малицкий мужской монастырь (разг. Николо-Малицкий монастырь, Николо-Малица) — православный монастырь в Тверской области.

Краткая история

Располагался в 6 км (по дореволюционным данным — 7 верстах) от города Твери, в полуверсте к югу от шоссе на Санкт-Петербург. Основан между 1584—1595 годами на пустоши Шевякова, назван по имени речки Малицы, огибавшей монастырь с севера и запада и впадавшей в реку Межурку — приток Волги. Около 1675 года монастырь полностью сгорел. По преданию, после пожара в пепле нашли только образ Святителя Николая с обожженной задней стороной, но с неповрежденным ликом. Эта икона размером 5,5 вершков х 4,5 вершка была широко известна и популярна среди жителей г. Твери в XIX — начале XX вв. как чудотворная. в 1742 году перед образом Николая Чудотворца исцелилась графиня Мавра Шувалова, и в благодарность она дала обет выстроить в монастыре шесть церквей. Прекрасный собор, несколько храмов и корпуса, окруженные каменными стенами свидетельствовали о признательности графини. В 1863 году по случаю избавления Твери от холеры был учреждён ежегодный крестный ход с иконой святителя Николая из монастыря в Тверь. В 20 век монастырь вошёл во всём своём великолепии, но в советским годы он был разрушен. Окончательно службы прекратились в 1939 году.

Монастырь сейчас

Решением Священного Синода от 23 июня 2008 года монастырь в д. Николо-Малица Калининского района был воссоздан, наместником монастыря назначен иеромонах Борис (Тулупов). В монастыре был принят афонский устав и богослужения стали совершатся по святогорскому чину. Монастырь построен в византийском стиле. Главным украшением монастырских служб в Николо-Малице является византийское пение, которому придается особое значение. При монастыре есть воскресная школа и иконописная мастерская.

Николаевский Малицкий монастырь

Монастырь
Николаевский Малицкий монастырь
Страна Россия
Конфессия Православие
Епархия Тверская
Тип мужской
Первое упоминание 1584-1595 гг.
Реликвии и святыни Образ Николая Чудотворца XVII века , мощи святого Арсения Тверского
Настоятель Борис (Тулупов)
Статус ОКН № 6931209000 № 6931209000
Состояние действующий

Николаевский Малицкий мужской монастырь (разг. Николо-Малицкий монастырь, Николо-Малица) — православный монастырь в Тверской области.

Содержание

Краткая история [ | ]

Располагался в 6 км (по дореволюционным данным — 7 верстах) от города Твери, в полуверсте к югу от шоссе на Санкт-Петербург. Основан между 1584—1595 годами на пустоши Шевякова, назван по имени речки Малицы, огибавшей монастырь с севера и запада и впадавшей в реку Межурку — приток Волги. Около 1675 года монастырь полностью сгорел. По преданию, после пожара в пепле нашли только образ Святителя Николая с обожженной задней стороной, но с неповрежденным ликом. Эта икона размером 5,5 вершков х 4,5 вершка была широко известна и популярна среди жителей г. Твери в XIX — начале XX вв. как чудотворная. в 1742 году перед образом Николая Чудотворца исцелилась графиня Мавра Шувалова, и в благодарность она дала обет выстроить в монастыре шесть церквей. Прекрасный собор, несколько храмов и корпуса, окруженные каменными стенами свидетельствовали о признательности графини. В 1863 году по случаю избавления Твери от холеры был учреждён ежегодный крестный ход с иконой святителя Николая из монастыря в Тверь. В 20 век монастырь вошёл во всём своём великолепии, но в советским годы он был разрушен. Окончательно службы прекратились в 1939 году.

Монастырь сейчас [ | ]

Решением Священного Синода от 23 июня 2008 года монастырь в д. Николо-Малица Калининского района был воссоздан, наместником монастыря назначен иеромонах Борис (Тулупов). В монастыре был принят афонский устав и богослужения стали совершаться по святогорскому чину. Монастырь построен в византийском стиле. Главным украшением монастырских служб в Николо-Малице является византийское пение, которому придается особое значение. При монастыре есть воскресная школа и иконописная мастерская.

Чудотворная икона Святителя Николая Мир Ликийских Чудотворца [ | ]

Небесный покровитель монастыря не раз спасал свою обитель от полного разорения, через явленный святой образ. Чудеса от него были столь многочисленны, что на протяжении пяти веков сюда стекалось великое множество народа для поклонения. Образ сей написан в начале XVII века по наклеенному на доске холсту в 5,5 вершков длиной и в 4,5 шириной (24,5х20 см). По сторонам от поясного образа Святителя Николая на полях изображены двое святых небольшого роста – страстотерпцы Борис и Глеб.

Сейчас в святых стенах восстановленной обители чудеса исцеления человеческих болезней перед иконой Святителя Николая продолжаются. Получают облегчение верующие с тяжёлыми, незаживающими ожогами, травмами, стремительно теряющие зрение, мужественно борющиеся с онкологическими заболеваниями, серьёзной патологией беременности и бесплодием.

Святые мощи Святителя Арсения Тверского [ | ]

Мощи святителя очень значимы для братии и прихожан Малицкого монастыря, поскольку cвятой Арсений не только является покровителем города Твери, но и особым заступником всех монашествующих на Тверской земле. Святой основал множество монастырей вокруг Твери. Кроме того святитель основал на реке Тьмаке близ Твери Желтиков монастырь.

Заглавная страница

Американская экспедиция на К2

Американская экспедиция на К2 1953 года (англ. 1953 American Karakoram expedition ) — американская экспедиция на вершину Чогори под руководством доктора Чарльза Хьюстона, состоявшаяся летом 1953 года и ставившая своей целью первое восхождение на второй по высоте восьмитысячник планеты. Это была пятая по счёту попытка восхождения на К2 и третья со стороны американских альпинистов.

Экспедиция вылетела из Нью-Йорка в Карачи 25 мая 1953 года и после почти месячного перехода к Базовому лагерю у подножия К2 начала свою работу на горе. За чуть менее чем полтора месяца осады ребра Абруццкого (Абруцци) были организованы восемь промежуточных лагерей. В последнем из них (на высоте 7770 м) 2 августа собрались все участники экспедиции, готовясь к финальному рывку. Однако в ночь на 3 августа на гору обрушился шторм, который не утихал последующие две недели. На пятые сутки пережидания непогоды неожиданно тяжело заболел один из сильнейших участников экспедиции Арт Гилки, которому требовалась немедленная эвакуация вниз, но альпинисты смогли её начать лишь 10 августа. Вечером того же дня Арт Гилки погиб в результате схода снежной лавины, но, даже не имея «на руках» больного, все альпинисты смогли спуститься в Базовый лагерь только 15 августа, претерпев все возможные испытания.

Хотя экспедиция не достигла своей главной цели, в альпинистских кругах на десятилетия вперёд она стала эталоном альпинистской взаимовыручки и, по словам Райнхольда Месснера, «самой потрясающей неудачей, которую только можно себе представить».

Соловецкий камень

Солове́цкий ка́мень в Санкт-Петербурге — памятник жертвам политических репрессий в СССР и борцам за свободу. Он находится на Петроградской стороне в историческом центре города, на его старейшей площади — Троицкой. Этот сквер расположен рядом с местами, непосредственно связанными с политическими репрессиями в СССР — Домом политкаторжан, тюрьмой и некрополем Петропавловской крепости, Большим домом.

Памятник представляет собой гранитную глыбу, привезённую с территории бывшего Соловецкого лагеря, считающегося символом ГУЛАГа и советского государственного террора в целом. Он был установлен по инициативе и силами бывших политических заключённых и Санкт-Петербургской организации «Мемориал». Авторами памятника выступили художники Юлий Рыбаков и Евгений Ухналёв, которые в советское время сами пережили политическое заключение. Мемориал призван увековечить память не только о жертвах репрессивной системы и о борцах с ней, но в широком смысле он символизирует ценность свободы, прав человека и человеческого достоинства. Соловецкий камень является центральным местом мероприятий, посвящённых памяти жертв государственного террора в СССР, а также других правозащитных акций.

Николо-Малицкий монастырь в Твери: адрес с фото, расписание богослужений

Николо-Малицкий монастырь имеет богатую историю и поистине уникален не только для Тверской земли, но и для всей России. Он имеет большое значение в возрождении духовной жизни монахов через осмысление древних традиций, связь с которыми была оборвана в период советской власти.

История основания

История Николо-Малицкого монастыря началась в период 1584–1595 гг. Основан он был на Шевяковой пустоши во времена правления царя Федора Ивановича. Свое название обитель получила по имени реки Малицы, протекавшей в окрестностях.

Поначалу это был бедный скит, окруженный сосновым лесом. Постепенно усилиями немногочисленной братии монастырь развивался и обрастал земельными владениями. Вскоре возле обители образовалась и Малицкая слобода.

Близость скита к Московско-Новгородской дороге привлекала к нему проезжавших мимо купцов. Они заезжали сюда, чтобы помолиться покровительствующему в торговых делах Николаю Чудотворцу и нередко, совершали ценные вклады.

Безмятежная, хоть и бедная жизнь монастыря закончилась в 1675 году. В обители случился большой пожар, не оставивший ни одной уцелевшей постройки. При разборе пепелища монахи обнаружили целым лишь один образ покровителя обители Николая Угодника.

Столь необычное событие было воспринято жителями Твери как чудо. Было решено восстанавливать Николо-Малицкий монастырь общими силами, на собственные средства. Уже через год на пожертвования царского стольника Г. Овцына на месте сгоревшей церкви был возведен пятиглавый каменный храм во имя Всемилостивейшего Спаса.

Остальные постройки, в том числе и ограда, были сооружены из дерева. Постепенно были восстановлены кельи, хозяйственные помещения и возобновлены богослужения.

В 1751 году, благодаря вкладу графини М. Шуваловой, обитель была полностью перестроена из деревянной в каменную. Началу этого послужило чудесное исцеление графини, которая, будучи больной, останавливалась в Малицкой слободе.

Обновленная обитель

После обновления территория Николо-Малецкого монастыря (Тверь) приобрела форму четырехугольника, обнесенного каменной стеной и башней на каждом углу. Изначально башни венчались высокими деревянными куполами, но к концу XIX века все постройки обители были покрыты железом.

В центре располагался Спасский храм, перестроенный в форме греческого креста. К востоку от него находился корпус для братии. В южной части был размещены покои для настоятеля. Над Святыми вратами возвышалась двухъярусная колокольная, а по сторонам — Покровская и Афонская церкви.

К середине XVIII века обитель приняла облик единого архитектурного ансамбля, выполненного в стиле барокко. Выгодное географическое расположение, множество почитаемых святынь и соблюдение древних традиций, служило причиной того, что сюда стекались верующие не только с соседних деревень, но и самой Твери.

В начале XX столетия Николо-Малицкий мужской монастырь развивался и благоденствовал. Постройки, принадлежавшие обители, находились даже за приделами ее территории. С севера от монастыря стояла каменная часовня, с иконостасом из древних икон. Другая часовня была возведена у дороги на Санкт-Петербург.

При обители находилась церковно-приходская школа и училище. В 1880 году братией монастыря были построены дачные дома, которые сдавались внаем жителям Твери. Также община активно занималась хозяйственной деятельностью. Ей принадлежала собственная мельница и пятьсот с лишним десятин лесных и пахотных угодий.

Советские годы

После Октябрьской революции все благолепие монастыря было разрушено и навсегда утрачено. Соборный храм и другие постройки были отобраны. Точная дата закрытия обители неизвестна. В архивных источниках есть сведения о том, что Покровская церковь продолжала работать с перерывами до 1929-1933 гг.

В годы Великой Отечественной войны тут проходила линия фронта и шли непрерывные бои. Основная часть архитектурного ансамбля обители была уничтожена вражескими бомбардировками.

После победы над фашистскими захватчиками советские власти не имели возможности выделять средства для восстановления монастыря. Жители окрестных деревень стали использовать для благоустройства своих домов все, что можно было выломать, из сохранившихся построек обители — доски, оконные рамы, двери.

Вместе с монастырем было уничтожено и церковное кладбище. Сохранились лишь несколько могил на старых захоронениях. От былой величественной обители остался лишь братский корпус. Какое-то время оно служило общежитием для колхозников, но в 1980 году было заброшено и разграблено.

Возрождение

Первые попытки возрождения обители были предприняты в мае 1994 года, когда у стен разрушенного монастырского комплекса был установлен поклонный крест и отслужен молебен.

Капитальное восстановление Николо-Малицкого монастыря началось в 2005 году. К сожалению, реконструировать обитель в ее первоначальном виде не представлялось возможным. Архитектурный ансамбль обители, ко времени его ликвидации, состоял из различных элементов, складывавшихся на протяжении двух столетий. К тому же достоверного описания и замера, разрушенных зданий, не сохранилось.

Поэтому образцами для монастырских храмов послужили церкви, расположенные в обителях на Святой Афонской горе. Так, Покровский собор Николо-Малицкой обители был выполнен по подобию Ватопедского храма Частного Пояса.

Сегодня обитель живет своей полноценной жизнью. Восстановление архитектурного комплекса находится в завершающей стадии. Продолжительность и суровость монастырских служб, не только не отпугивает верующих, а наоборот, привлекают сюда, как в былые времена, все новых и новых прихожан.

Особой гордостью монастыря является церковный хор. Все песнопения ведутся на греческом языке по старинным невмам. От партесного пения византийские распевы отличаются аскетизмом и требуют длительной подготовки.

Адрес и расписание Николо-Малицкого монастыря

Возродившаяся обитель становится настоящим духовным центром Тверской епархии. Избранный братией распорядок максимально, насколько это возможно в России, приближен к уставу афонских монастырей.

Расписание богослужений Николо-Малицкого монастыря включает в себя полный суточный круг, всех положенных служб, по утвержденному Церковью чину: с 6 часов утра последовательно совершается полунощница, утреня и литургия, а с 17 часов – вечерня и повечерие. Перед праздниками проводятся ночные бдения, которые проходят с 22 часов до 4 часов утра.

Основная часть богослужений проходит в большом Покровском храме. При этом не используется электрическое освещение — все службы совершаются при свечах. Согласно монастырскому уставу, численность зажженных свечей соответствует виду службы. Чем торжественнее праздник, тем больше свечей зажигается на паникадилах.

В службе Николо-Малицкого монастыря так много всего заимствовано греческого, что для русского православного она иногда кажется странной и не совсем понятной. Но достаточно постоять небольшое время, погрузившись в молитву, как все вокруг становится естественным и родным.

Адрес Николо-Малицкого монастыря в Твери: село Никола-Малица, ул. Школьная, д. 17.

Ссылка на основную публикацию