Николо-Перервинский мужской монастырь в Москве

Николо-Перервинский монастырь – тайный подземный ход под Москвой-рекой

Адрес: Россия, Москва, улица Шоссейная
Первое упоминание: 1623 год
Основные достопримечательности: Собор Иверской иконы Божией Матери, Собор Николая Чудотворца, Надвратная церковь Толгской иконы Божией Матери
Координаты: 55°40’09.6″N 37°43’09.2″E

Живописная обитель, расположенная в 11 км с юго-востока от Московского Кремля, заметно выделяется на фоне типовой застройки. Монастырь, построенный в неовизантийском и псевдорусском стиле, считают настоящим украшением московского района Печатники.

Общий вид на монастырь

История обители

По легенде православный монастырь был основан во время Куликовской битвы. Он находился в нескольких верстах от города и славился тишиной и уединением. Свысокого левого берега Москвы-реки открывался отличный обзор на стоящие вдалеке купола московских храмов.

Первые свидетельства об Перервинской обители относят к 1623 году. Записи о маленьком деревянном храме Святителя Николая и живущих при нем игумене и двух старцах сохранились в старинном дворцовом документе.

К 50-60-м годам XVII века Русь оправилась от тяжелых последствий Смутного времени, поэтому в Николо-Перервинской обители, как и в других монастырях Москвы, начали возводить каменные храмы. Наибольшего расцвета обитель достигла в конце XVII столетия, когда патриарх Адриан решил использовать ее в качестве летней резиденцией.

В 1770-е годы здесь открыли семинарию, а спустя некоторое время для семинаристов возвели первый двухэтажный корпус. Еще одна примечательная страница истории монастыря связана с Екатериной II. Отправляясь в знаменитое путешествие в Крым, императрица сделала остановку в этой обители.

Николо-Перервинский монастырь на фоне Москвы-реки

Влияние монастыря на духовную жизнь Москвы росло год от года. Здесь обучали будущих священников, а в XVIII и XIX веках к обители приписали несколько московских часовен. В начале прошлого века Николо-Перервинская обитель имела каменные храмы и добротные жилые постройки. С трех сторон ее окружал зеленый палисадник. С юга располагался яблоневый сад, а к северу — большой скотный двор, за которым стояли аптека, больница и монастырская гостиница.

С приходом советской власти обитель ликвидировали не сразу. В 1928 году братию распустили, но церковные службы в Никольском и Иверском соборах проходили до 1940 года. Сначала бывшую монастырскую территорию использовали под склады. Но 1948 году в храме Святителя Николая организовали металлоштамповочный завод, а затем — фабрику по производству детских игрушек.

За тот период, пока культовые постройки служили цехами, были утрачены иконостасы и богослужебная утварь, закрашены фрески и разрушены полы. Из-за работы гальванического цеха сильно пострадали кирпичная кладка и своды соборов, а их облик исказили различные хозяйственные пристройки.

Долгое время в монастырских здания не делали ремонта, поэтому крыши, оконные проемы и перекрытия оказались полуразрушенными. В лучшем положении была только нижняя часть монастырской колокольни, да и то лишь потому, что в ней размещались кабинеты начальства.

Вид на монастырь с Москвы-реки

Богослужения в монастыре возобновили в 1991 году. На это момент всеми постройками владело предприятие «Станкоконструкция». Через два года территорию полностью передали церкви. Старинные здания выглядели ужасно, поэтому прихожане и волонтеры начали собирать средства и занялись восстановлением полуразрушенной святыни.

Легенда о подземном ходе

Предания о существовании подземелий, связывающих два берега Москвы-реки, существовали давно. Согласно им, тайный ход вел от церкви Казанской Божьей Матери в Коломенском к Николо-Перервинскому монастырю. Его прорыли для того, чтобы царь и члены царской семьи в случае бунта или смуты могли спрятаться на другом берегу, в обители.

О подземелье хорошо знали местные жители. Они и показали проход известному археологу и историку Игнатию Яковлевичу Стеллецкому, который много лет занимался изучением старой Москвы и искал подземные тайники.

В конце 1920-х годов Стелеццкий обнаружил два коридора, ведущих из алтаря Казанского храма в подвал. Но в 1930-м году исследовательские работы пришлось приостановить, так как по мнению архитектора музея-заповедника «Коломенское» раскопки под храмом грозили обрушением здания. На сегодняшний день тайна подземелья Николо-Перервинской обители так и остается нераскрытой.

Вид на монастырь с юга

Храмы, здания и монастырские достопримечательности

Центральное место в комплексе монастыря занимает величественный Никольский храм, который часто называют «Старым Николою». Одноглавый собор был возведен в 1696-1700 годах на месте трех небольших церквей. В память об этих старинных храмах верхнюю часть собора посвятили Святителю Николаю, а престол в колокольне — Успению Богоматери.Теплая нижняя часть Никольского собора освящена в честь Сергия Радонежского. Она состоит из самого храма, алтаря и просторной трапезной, центр которой поддерживает массивный столп.

Стройная колокольня примыкает к храму с юго-востока. Высокое здание сложено четырехъярусным четвериком и восьмериком, где находятся звоны. А венчает колокольню аккуратная позолоченная главка с крестом.

С востока от старого собора стоит огромный Иверский храм или новый собор. Он был выстроен в 1905-1908 годах архитектором Петром Алексеевичем Виноградовым для размещения знаменитого образа Иверской Божией Матери. Во вместительном храме одновременно может находится до 3000 верующих. Шестнадцать куполов окрашены в небесный синий цвет и хорошо видны с окрестных улиц, а также от станции «Перерва».

Собор Иверской иконы Божией Матери

Над воротами, ведущими в монастырь, возвышается надвратный храм, посвященный Толгской иконе Божией Матери. Он появился в 1733 году, когда монастырской братией руководил игумен Варлаам. Первоначально под храмом существовало двое ворот. Однако, до наших дней сохранились только одни — «водяные», получившие такое название потому, что через них монахи ходили за водой к реке.

С 1924 года в надвратной церкви находились клуб и столовая железнодорожного детского дома. Потом фрески на стенах забелили, а храмовое помещение переделали под жилье. В 1950-е годы со стороны алтаря пристроили корпус для завода. Из-за всех этих изменений восстановление надвратной церкви заняло долгое время.

Еще один небольшой храм появился в монастыре совсем недавно — в 2014 году. Деревянную церковь Иоанна Богослова построили между огородом обители и берегом Москвы-реки. В ней изредка проходят венчания, и раз в месяц совершают церковные службы.

С востока обитель окружает ограда. С севера, запада и юга монастырская территория ограничена каменными постройками XVIII-XIX веков — патриаршими кельями, старым и новым семинарскими корпусами, архиерейским и настоятельским корпусами.

Собор Николая Чудотворца

В монастыре установлен памятник митрополиту Платону (Левшину), который основал монастырскую семинарию и написал первую научную работу, посвященную истории Русской церкви. На монументе, изготовленном скульптором Анатолием Андреевичем Бичуковым, митрополит изображен стоящим в полный рост.

Обитель в наши дни

Вот уже более 20 лет монастырь имеет статус патриаршего подворья. Церковные службы в его церквях проходят каждый день: по будням — в 7.30 и 17.00, а в воскресные дни и по праздникам — в 8.00 и 16.00. Территория обители ухожена и содержится в чистоте. Верующих и туристов пускают сюда в любой день с утра до вечера.

Обитель занимается большой просветительской деятельностью. При ней существует воскресная школа, гимназия, носящая имя митрополита Платона (Левшина), православный театр и курсы для взрослых. Кроме того, на базе монастыря работает духовная семинария, где в течение пяти лет будущие священники и катехизаторы получают бесплатное высшее образование.

Верующие приходят в монастырские храмы, чтобы помолиться возле старинных икон. Особым почитанием пользуется несколько образов Богоматери — «Иверская», «Боголюбская» и «Державная».

Надвратная церковь Толгской иконы Божией Матери

Как добраться до монастыря

Монастырская территория расположена на улице Шоссейной, 82. За четверть часа до монастыря нетрудно дойти от платформы «Депо» Курской железной дороги. Кроме того, неподалеку от входа в монастырь делают остановку автобусы № 30, 161, 292, 438, 524, 703 и 736, которые курсируют от станций метро «Текстильщики» и «Печатники».

Николо-перервинский монастырь

Где Москва-река прервала свой бег

Николо-Перервинский монастырь появился во времена Куликовской битвы, но первые документальные сведения о нем появились в 1570-х годах.

Сначала монастырь назывался «Николою Старым». По легенде, «перервинский» добавили, когда протекавшая близ его стен Москва-река внезапно прервала течение и повернула к Коломенскому.

В Смутное время Николо-Перервинский монастырь пострадал и оправился только благодаря тому, что царь Алексей Михайлович приписал к нему Иверскую часовню у Воскресенских ворот. Она приносила обители хороший доход. Также монастырь сдавал внаем подворье на углу Маросейки у Лубянки.

Расцвет Николо-Перервинской обители начался в середине XVII века, когда патриарх Адриан сделал ее своей летней резиденцией. Тогда же началось каменное строительство в монастыре. В 1650 году появилась пятиярусная Успенская церковь-колокольня. Ее украсили росписи, цветные изразцы с изображением херувимов и золоченая лепнина (возможно, ее автором был Бартоломео Растрелли). В первом ярусе находился вход в церковь, во втором была монастырская ризница, в третьем — церковка в честь Успения Божией Матери, в четвертом — часы с боем, а в пятом — звонница с колоколами.

В 1696-1700 годах построили Никольский собор, соединенный галереей-папертью с колокольней.

Ранее здесь находились три каменных церкви — Успенская, Николаевская и Сергиевская. Новый собор объединил их: в верхнем этаже разместился храм Николая Чудотворца, в нижнем — трапезный храм Преподобного Сергия, а в колокольне — церковь Успения Божией Матери.

В 1733-1735 годах над Водяными воротами монастырской ограды поставили церковь Толгской Богоматери в стиле барокко. Через эти ворота можно было выйти к реке. Но были и еще одни, заложенные так, что получилась комнатка, в которую в XIX веке клали покойников. Также появились настоятельский корпус, архиерейский дом и патриаршие кельи.

Николо-Перервинский монастырь был учительским — со времен митрополита Платона там размещали учебные заведения.

А в 1775 году в монастыре открылась Перервинская семинария. Спустя почти 30 лет для нее построили учительский корпус. В 1805 появился семинарский корпус.

В 1812 году монастырь заняли французы. Но он практически не пострадал, так как драгоценные предметы заранее вывезли и спрятали.

В 1830-1836 годах по проекту М.И. Бове перестроили жилые и хозяйственные корпуса и учительский корпус с 4 классными комнатами. А в 1867 году в Николо-Перервинском монастыре открылось Духовное училище.

Самое видное в монастыре здание — Собор Иверской Богоматери на 3 000 богомольцев — возвели уже в XX веке, в 1904-1908 годах по проекту П.А. Виноградова. В 1910 его расписали под руководством Василия Гурьянова. Образцом для него стало творчество В.М. Васнецова. Красивый резной вызолоченный иконостас создал И.А. Соколов, а драгоценные облачения — братья Заглотины.

В 1928 году Николо-Перервинский монастырь закрыли, а его помещения использовали под жилье и нужды завода металлической и пластмассовой игрушки и завода Станкоконструкций. В 1991 обитель вернули Церкви, а в 1995 она получила статус Патриаршего подворья.

Николо-Перервинский монастырь (Москва)

Тел. +7 (495) 354-49-65

Документально обитель известна с 1623 года (достоверных сведений о существовании монастыря до XVII века нет). С середины XVII века началось каменное строительство. Расцвет монастыря наступил в конце XVII века, когда патриарх Адриан сделал монастырь своей летней резиденцией. В 1696—1700 годах построен Никольский собор (с нижней церковью Сергия Радонежского), соединённый галереей-папертью с ярусной Успенской церковью-колокольней (расположена к северо-востоку от собора). Ярус звона Успенской церкви украшен цветными изразцами с изображением херувимов.

В 1750–1760-х годах в Успенской церкви выполнены барочные росписи и золочёная лепнина (есть предположение, что лепнина выполнена Бартоломео Растрелли). В 1733–1735 гг. над Водяными воротами монастырской ограды выстроена церковь Толгской Божией Матери в стиле барокко.

В 1775 году в монастыре была открыта Перервинская семинария. Екатерина II останавливалась здесь по дороге в Крым.
В XVIII–XIX веках к монастырю приписаны часовни в Москве — в Сухаревой башне, у Калужских и Серпуховских ворот Земляного города, Иверская у Воскресенских ворот Китай-города.

В 1834–1836 гг. годах были построены (или перестроены из старых) жилые и хозяйственные корпуса (архитектор М. И. Бове).
В 1904–1908 гг. построен монументальный Собор Иверской Богоматери в византийском стиле (архитектор П. А. Виноградов).

Монастырь закрыт в 1920-х годах. В годы СССР в монастыре располагался завод «Станкоконструкция». Здание же Никольского собора с момента закрытия монастыря до 1948 года использовалось под мелкие хозяйственные нужды. Затем в нём располагались производственные цеха Металлоштамповочного завода. Помещался здесь и Завод детской пластмассовой игрушки (до 1969 г.). В период с 1948 по 1969 годы собор очень сильно пострадал. В нижней церкви был гальванический цех, отчего кладка стен и сводов подверглась эрозии. До 1960 года в храме были утрачены иконостас и убранство интерьеров, забелена живопись, разрушены полы, лестницы, растёсаны некоторые проёмы, сделаны пристройки. Здание собора не ремонтировалось, поэтому главы и кровля пришли в аварийное состояние.

В 1969 году здание было передано заводу ЭНИМС и постепенно освобождалось для реставрации. Реставрация собора началась с 1954 года, но фактически производственные работы стали осуществляться в 1972 году.
В 1991 году возобновлены богослужения в Никольском соборе. Сейчас на территории монастыря расположено Патриаршее подворье.

НИКОЛО-ПЕРЕРВИНСКИЙ МОНАСТЫРЬ

НИКОЛО-ПЕРЕРВИНСКИЙ МОНАСТЫРЬ — муж­ской в честь свя­ти­те­ля Ни­ко­лая Чу­до­твор­ца, бывший монастырь в Мо­ск­ве.

Рас­по­ло­жен на ле­вом бе­ре­гу р. Мо­ск­ва, в юго-восточной час­ти го­ро­да. Ос­но­ван, ве­ро­ят­но, как фор­пост на южных ру­бе­жах Мо­ск­вы вско­ре по­сле Ку­ли­ков­ской бит­вы 1380 года; име­но­вал­ся Ни­ко­ла Ста­рый монастырь.

В 1591 году вбли­зи мо­на­сты­ря стоя­ли вой­ска крым­ско­го ха­на Га­зи-Ги­рея II во вре­мя его на­бе­га на Мо­ск­ву. Впер­вые упо­ми­на­ет­ся как Ни­ко­ло-Пе­ре­рвин­ский в пис­цо­вой кни­ге 1623 года: в это вре­мя в нём жи­ли игу­мен и два стар­ца, име­лась де­ревянная церковь Свт. Ни­ко­лая Чу­до­твор­ца. Бла­го­да­ря по­кро­ви­тель­ст­ву ца­ря Алек­сея Ми­хай­ло­ви­ча Николо-Перервинский монастырь зна­чительно рас­ши­рил­ся: по­строе­ны ка­мен­ные хра­мы (ра­зо­бра­ны в 1690-х годах по бла­го­сло­ве­нию пат­ри­ар­ха Ад­риа­на) — Ус­пе­ния Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы (1649-1650 годы), Св. Ни­ко­лая Чу­до­твор­ца (1649-1654 годы), Прп. Сер­гия Ра­до­неж­ско­го (1674 год).

В середине 1660-х годов к Николо-Перервинскому монатсырю при­пи­са­на ча­сов­ня Ивер­ской ико­ны Бо­жи­ей Ма­те­ри на Крас­ной площади в Мо­ск­ве (спи­сок ико­ны ус­та­нов­лен в 1669 году), при ко­то­рой су­ще­ст­во­ва­ло мо­на­стыр­ское по­дво­рье. Мо­на­стыр­ские ча­сов­ни стоя­ли так­же у Су­ха­ре­вой баш­ни (1693 год; пе­ре­строе­на в кам­не в 1775 году), у Ка­луж­ской и Сер­пу­хов­ской за­став (с 1775 года, во второй половины XIX века пе­ре­да­ны Мо­жай­ско­му Лу­жец­ко­му мон.), при церкви Св. Ге­ор­гия на Вар­варке (с 1775 года под­во­рье), в деревне Вы­хи­но (все — не сохр.).

В конце XVII века лю­би­мое ме­сто пре­бы­ва­ния пат­ри­ар­ха Ад­риа­на (скон­чал­ся в по­стро­ен­ных им кель­ях в 1700 году), ко­то­рый со­дей­ст­во­вал раз­ви­тию оби­те­ли. В 1764 году мо­на­стырь ос­тав­лен за шта­том. О его про­цве­та­нии и раз­ви­тии ак­тив­но за­бо­ти­лись ми­тро­по­ли­ты Мо­с­ков­ские Пла­тон (Лев­шин) и Фи­ла­рет (Дроз­дов). В 1775 году в Николо-Перервинском монастыре уч­ре­ж­де­на Пла­то­нов­ская се­ми­на­рия (в 1814-1823 годы моск. Пе­ре­рвин­ская се­ми­на­рия, в 1823-1867 годы Ни­ко­ло-Пе­ре­рвин­ские при­ход­ское и уезд­ное училища, в 1867-1917 годы Пе­ре­рвин­ское ду­хов­ное училище).

Во вре­мя Отечесвтенной вой­ны 1812 года мо­на­стырь в сен­тяб­ре — ок­тяб­ре за­нят французскими вой­ска­ми. В 1835 году пе­ре­строе­ны западный учи­лищ­ный и южный мо­на­стыр­ский кор­пу­са, ар­хие­рей­ский дом и на­стоя­тель­ские по­кои. В 1870 году по во­ле жив­ше­го здесь на по­кое еп. Ени­сей­ско­го Ни­ко­ди­ма (Ка­зан­це­ва) по­строе­на церковь Св. Ни­ко­ди­ма (не сохр.). В 1877 году уст­ро­ен гос­пи­таль для ра­не­ных сол­дат.

К началу XX века в Николо-Перервинском монастыре дей­ст­во­ва­ли 5 хра­мов, се­ми­на­рия, учи­ли­ще для глу­хо­не­мых маль­чи­ков (от­кры­то в 1906 году). Мо­на­стырь за­крыт в начале 1920-х годов, к 1923 году хра­мы дей­ст­во­ва­ли как при­ход­ские (за­кры­ты в 1940 году), в 1928 году ещё про­жи­ва­ли мо­на­хи. В Ни­коль­ском со­бо­ре в 1948-1969 годы раз­ме­щал­ся цех за­во­да ме­тал­лической и пла­ст­мас­со­вой иг­руш­ки № 2; в со­бо­ре Ивер­ской ико­ны Бо­жи­ей Ма­те­ри с 1960-х годов — цех за­во­да «Стан­ко­кон­струк­ция». Ос­таль­ные зда­ния мо­на­сты­ря бы­ли пе­ре­да­ны вплоть до 1960-1970-х годов под жи­льё и Экс­пе­рим. НИИ ме­тал­ло­ре­жу­щих стан­ков. Богослужения в соборе Свт. Николая возобновлены в 1991 году, вся тер­ри­то­рия бывшей обители пе­ре­да­на РПЦ в 1993 году. С 1995 года име­ет ста­тус пат­ри­ар­ше­го под­во­рья. В 1996 году воз­ро­ж­де­но Пе­ре­рвин­ское ду­хов­ное училище (с 2001 года Пе­ре­рвин­ская се­ми­на­рия).

В цен­тре мо­на­стыр­ско­го ан­самб­ля — 2-этаж­ный со­бор Свт. Ни­ко­лая ти­па «вось­ме­рик на чет­ве­ри­ке» (1696-1700 годы, пе­ре­строй­ки — 1720-х годов; рос­пи­си — 1773 год; ниж­няя церковь Прп. Сер­гия Ра­до­неж­ско­го; вос­ста­нов­лен в 1972-1994 годы, ар­хи­тек­то­ры Г.А. Ма­ка­ров, Е.Г. Оди­нец), с се­ве­ро-вос­то­ка к ко­то­ро­му при­мы­ка­ет ук­ра­шен­ная 4 ря­да­ми из­раз­цов ко­ло­коль­ня (пред­по­ло­жи­тель­но начало XVIII века; верх­ний ярус вос­ста­нов­лен в 1990-е годы) с Ус­пен­ской церковью во 2-м яру­се (1750-1760-е годы или 1736 год) и т. н. Зо­ло­той ком­на­той под яру­сом зво­на (фраг­мен­ты ба­роч­ной от­дел­ки середины XVIII века) с ча­са­ми на восточной сте­не (1864 год).

К вос­то­ку от ста­ро­го со­бо­ра воз­вы­ша­ет­ся ог­ром­ный 5-гла­вый со­бор Ивер­ской ико­ны Бо­жи­ей Ма­те­ри в рус­ском сти­ле, вме­щаю­щий до 3 тыс. человек (1904-1908 годы, арх. П.А. Ви­но­гра­дов; северный при­дел Ро­ж­де­ст­ва Ио­ан­на Пред­те­чи, южный при­дел Св. кн. Вла­ди­ми­ра; рос­пи­си В.П. Гурь­я­но­ва). Над Во­дя­ны­ми во­ро­та­ми — ба­роч­ная церковь Толг­ской ико­ны Бо­жи­ей Ма­те­ри (1733-1735 годы; вос­ста­нов­ле­на в 1995-2006 годы).

Со­хра­ни­лись другие мо­на­стыр­ские по­строй­ки, в т. ч. ста­рые пат­ри­ар­шие па­ла­ты (конец XVII века), На­стоя­тель­ский кор­пус (конец XVII века, пе­ре­стро­ен в 1750-х годов), Ар­хие­рей­ский дом (1778 год; пе­ре­стро­ен в 1835 году, арх. М.И. Бо­ве), 2-этаж­ный Се­ми­нар­ский фли­гель (вторая половина 1770-х годов), фли­гель для учи­те­лей (1784 год), Но­вый Ар­хие­рей­ский дом (1804-1806 годы), Но­вый Се­ми­нар­ский (Учи­лищ­ный) кор­пус (1806-1807 годы, пе­ре­стро­ен в 1834 году, арх. Бо­ве), Учи­лищ­ный (Клас­си­че­ский) кор­пус (1830-1832 годы, арх. Бо­ве), фраг­мен­ты ог­ра­ды с баш­нями (XVIII-XIX века), 3-этаж­ный дом бывшего Училища для глу­хо­не­мых (1904 год).

Николо-Перервинский монастырь в Москве

Николо-Перервинский монастырь в Москве, который сегодня стоит в Печатниках, по преданию был основан примерно во времена исторической Куликовской битвы, правда, документальные свидетельства относят нас к 1623 году.

Именно тогда в одном из указов самодержца Михаила Федоровича была упомянута деревянная церквушка во имя Николая Чудотворца и перечислена малочисленная братия обители, включающая в себя игумена да двух древних старцев. Правда, в летописи 1570-х годов можно прочитать, что местный монастырь стоит почему-то «в пусте».

История Николо-Перервинского монастыря в Печатниках

Первое известное название монастыря – «Никола Старый», а вот наименование «перервинский» было дано по названию местности, где он стоял.

Топоним «Перерва» или, по-иному, «Прерва», согласно легенде, образовался после того, как протекавшая неподалеку от стен монастыря Москва-река однажды пошла далее не по своему естественному руслу, а прервалась и, сделав весьма крутой поворот, потекла к селу Коломенскому.

В годы Смуты Николо-Перервинская обитель была разграблена и изрядно разрушена. Ее восстановление началось лишь тогда, когда взошедший на трон Алексей Михайлович приписал к монастырю Иверскую часовню, расположенную у Воскресенских ворот.

Находясь на бойкой в то время Красной площади, она давала весьма ощутимый доход. Еще одним источником на восстановления служило монастырское подворье между нынешними улицами — Маросейки и Лубянки, которое сдавалось внаем.

Архитектурный ансамбль монастыря

Все это, а также назначение ее летней резиденцией патриарха Адриана, привело к тому, что уже начиная с 50-х годов XVII столетия Николо-Перервинский монастырь переживает свой бурный расцвет.

В 1650 году была выстроена пятиярусная каменная Успенская церковь-колокольня, декорированная барочной росписью, золоченой лепниной и бесподобными цветными изразцами с образами херувимчиков.

В ее первом уровне был устроен главный вход, а на втором разместили монастырскую ризницу. Сама церковь во имя Успения Богоматери находилась на третьем уровне, а четвертый и пятый были заняты часами с боем и колокольной звонницей, соответственно.

Никольский собор с внутренней церковью во имя Сергия Радонежского возвели в период с 1696 по 1700 годы. Между храмом и колокольней соорудили галерею-паперть.

В период с 1733 по 1735 годы шло строительство барочной церкви во имя Толгской Божией Матери. Местом ее установки стали стены монастырской ограды над выходящими прямо к реке Водяными воротами.

Со временем на территории монастыря появились патриаршие кельи, настоятельный корпус, а также архиерейский домик, прекрасно вписавшиеся в архитектурный ансамбль всей обители.

Самая значительная на сегодня постройка на территории Николо-Перервинского монастыря – Собор во имя Иверской Божией Матери. Возвели ее в период с 1904 по 1908 годы в русско-византийском стиле. Автор проекта – архитектор Петр Алексеевич Виноградов. В день освящения храма из Иверской часовни была доставлена чудотворная икона, которая являлась вторым списком с афонской Иверской иконы Богоматери и был привезена на русскую землю еще в 1699 году.

К росписи внутренних стен приступили лишь в 1910 году. Руководил работами Василий Павлович Гурьянов – придворный иконописец, который использовал в сюжетах темы, сообразные творчеству Виктора Михайловича Васнецова. Резной иконостас выполнил И.А. Соколов, а золотое облачение к нему изготовили братья Заглотины.

Образовательная деятельность Николо-Перервинской обители

Немаловажную роль сыграла Николо-Перервинская обитель в образовательной сфере и подготовке российского духовенства.

Так, в 1775 году здесь открыла свои двери Перервинская семинария. Специальное здание – учительский корпус – возвели для нее по-прошествии 30 лет. Семинарский корпус был построен в 1805.

Во время войны с Наполеоном монастырь был занят французскими солдатами, но разрушению был подвержен незначительному. Не были разграблены и монастырские реликвии, вовремя вывезенные и частью сокрытые.

В период с 1830 по 1836 годы была проведена реконструкция учительского и хозяйственного корпусов с одновременным новым строительством части строений в стиле ампир. Проект составил архитектор Осип Иванович Бове. В 1867 году здесь открылось Духовное училище.

В годы Советской власти, в 1928 году, Николо-Перервинский монастырь в Печатниках закрыли. Вернули его РПЦ лишь в 1991 и уже в 1995 году перевели в ранг Патриаршего подворья.

Находится обитель по адресу: Москва, Шоссейная улица, 82.

Николо-Перервинская обитель

Николо-Перервинский монастырь. Москва

Николо-Перервинская обитель, по преданию, была основана во времена Куликовской битвы. Расположенная на берегу Москва-реки, на возвышении, откуда открывались широкие дали, в глубине которых виднелись сорок сороков московских церквей, — она была поистине «обителью», — тихим островком среди житейского моря. За эту красоту окружавшей ее природы, столь близкой каждому русскому сердцу, за эту удаленность от мирской суеты ее любили, посещали и благоукрашали такие замечательные иерархи Русской Церкви, как Патриарх Адриан, митрополиты Московские Платон (Левшин) и Филарет (Дроздов), священномученик Владимир (Богоявленский) и многие другие.

История Николо-Перервинского монастыря неразрывно связана с историей нашего Отечества и подчеркивает ее основные вехи. Примечательно само название монастыря, полученное им от близлежащей местности, — «Перерва». Оно объясняется тем, что Москва-река изменила здесь направление своего русла, как бы «прерывая» его, и повернула вправо к селу Коломенскому, расположенному как раз напротив обители на другом берегу. Впрочем, первоначально монастырь именовался «Никола Старый», и неизвестно, когда это название изменилось на нынешнее. Но именно оно послужило основанием для тех пророческих слов, которые в свое время произнес митрополит Московский Платон: « Перерва! Не страшись своего наименования, ибо Бог не допустит тебе прерваться! Воздай хвалу Провидению, которое печется о тебе, и никогда не преставай совершенствоваться, идти вперед по тому пути, на который ты так успешно ступила ».

Первые документальные сведения о монастыре относятся к 1623 году, когда в «Указе Царя Михаила Феодоровича из Приказа Большого дворца» упоминается о деревянной церкви Николая Чудотворца, а также о том, что в обители имеется игумен и два старца. Кстати, здесь монастырь назван уже не Николою Старым, а Перервинским. Можно предполагать, что в Смутное время монастырь был разорен поляками, подобно другим русским монастырям, а при Царе Феодоре Михайловиче отстроен заново. В царствование Алексея Михайловича, положение обители значительно улучшается. Благодаря богатым царским вкладам, а также пожертвованиям м i рских и духовных лиц, в 1649 году тут строятся каменные церкви: Успения Божией Матери (освящена в 1650 г.), и Николая Чудотворца с колокольней, освященная в 1654 году. В 1674 году возводится еще один каменный храм — в честь Преподобного Сергия Радонежского. В это же время во владение монастыря передана часовня в Москве между Неглинскими воротами (с 1680 года переименованными в Воскресенские), известная впоследствии как Иверская. Здесь в 1669 году был поставлен привезенный с Афона второй список Иверской иконы Божией Матери, сделавшийся вскоре одной из самых почитаемых русских святынь.

Новейшая история Николо-Перервинской обители начинается со времени пребывания в ней десятого и последнего перед Синодальным периодом Патриарха Московского и всея Руси Адриана (годы Патриаршества 1690-1700). В трудное время Петровских преобразований он был противником западных обычаев, чтил русскую старину и стоял за чистоту Православной веры. Не желая вступать в борьбу с Помазанником Божиим, он отошел от дел и уединился в любимом им Николо-Перервинском монастыре. В конце 1690-х годов на юго-западной стороне были им устроены Патриаршие келлии, или палаты, — приют для уединенного молитвенного жития.

В 1775 году Митрополит Московский Платон (Левшин) основывает здесь семинарию, которая по праву стала именоваться Платоновской. Митрополит Платон любил устроенный им на Перерве сад духовного просвещения и до конца дней своих о нем заботился. Часто посещая Перервинскую обитель, он лично вникал во все стороны жизни семинарии. Заботясь о семинарском хозяйстве, трапезе, одежде для семинаристов, он обращал свое особое внимание на ход и характер преподавания.

Весьма много Перервинская обитель обязана святителю Филарету (Дроздов, 1821-1867) своим внешним благоустройством. При нем неоднократно возобновлялись внутренно и наружно стенным иконописанием и позолотой храмы Николаевский, Сергиевский, Успенский и Толгский; был надстроен вторым этажом училищный корпус и сделаны многие другие хозяйственные исправления и постройки. Иверская часовня, издавна приписанная к монастырю, ходатайством Царицы Небесной продолжала приумножаться в его правление денежными вкладами, которые по распоряжению святителя Филарета направлялись на нужды духовно-учебных заведений: академий, семинарий и училищ, — и на общественно-отечественные.

Николо-Перервинский монастырь. Москва

В том же любвеобильном отеческом духе действовали по отношению к Николо-Перервинской обители и прочие владыки Московские: архиепископ Камчатский Иннокентий (Вениаминов) (1868-1879 гг.), митрополиты Макарий (1879-1882), Иоанникий (с 1882 г.) и Леонтий (с 1891 г.). Они посещали ее, особенно в храмовой праздник св. Николая, и священнодействовали в ней.

Платоновская семинария просуществовала без малого 40 лет, — с 1775 по 1814 годы. Ее сменила Московская Перервинская семинария (1814-1823 гг.), — и мало кому известен тот факт, что Московская духовная семинария, находящаяся ныне в Троице-Сергиевой Лавре, свои истоки имеет именно в Николо-Перервинской обители. На место ее пришли Николо-Перервинские приходское и уездное училища (1823-1867) и, наконец, — Перервинское духовное училище (с 1867 по 1917 гг.). У этих различных духовных школ на Перерве имеется много общего и прежде всего то, что на протяжении всех лет своего существования они питались и духовно и материально от Николо-Перервинского монастыря, находились под покровительством обители и ее небесных заступников, — Матери Божией, — Иверской и Толгской Ея икон, — святителя Николая и Преподобного Сергия Радонежского, — в честь которых освящены главные престолы перервинских храмов.

Те немногочисленные сведения, которые в настоящее время известны о Николо-Перервинском монастыре после 1917 года, свидетельствуют о том, что судьба обители слилась с трагической судьбой всей России.

В 1924 году в монастыре была закрыта Трапезная (видимо, Толгская) церковь. Помещение ее было передано под клуб и столовую Детскому дому Управления Московской Курской железной дороги, который к этому времени уже использовал его под склад. В 1924 году в монастыре еще проживали монахи, но часть помещений была закреплена за тем же Детским домом. По сведениям на 16 июня 1928 года Николо-Перервинский монастырь имел лишь два здания и трех насельников, — ими были два архимандрита и регент-иеромонах, а братии уже не было, т.е. монастырь был фактически закрыт. Впрочем, по рассказам старых прихожан и окрестных жителей известно, что до конца 20-х годов в монастыре еще были иноки.

13 сентября 1940 года Исполнительным комитетом Московского областного совета депутатов было принято решение закрыть две перервинские церкви, а здания переоборудовать под клуб и дом пионеров. Вероятно, под двумя церквами разумелись Иверский и Никольский соборы или два храма Никольского собора. Решение было принято, но церкви были закрыты не сразу. Из рассказов старожилов известно, что в 1941 году перед Пасхой еще освящали куличи, но, когда верующие пришли на Пасхальную Заутреню, храм был уже опечатан, а настоятель храма протоиерей Александр арестован. Дальнейшая судьба его неизвестна, — скорее всего он мученически погиб в застенках НКВД, пополнив сонм святых Новомучеников и Исповедников Российских.

После закрытия Иверского собора помещение его использовалось под склады и цех мелких предприятий. Примерно в это же время здание его было передано заводу Станкоконструкций. После 1952 года собор утратил главы, кресты, иконостас и все убранство интерьера. 8 января 1991 года Никольский соборный храм бывшего Николо-Перервинского монастыря был передан общине Русской Православной Церкви в бессрочное безвозмездное пользование. Сразу же после этого пришли сюда верующие во главе с протоиереем Владимиром Чувикиным, настоятелем храма. Это были певчие и прихожане церкви Тихвинской иконы Божией Матери, что в селе Алексеевском (ныне близ метро ВДНХ). Молились, читали акафисты, трудились. Первая служба — мефимоны — была совершена во вторник первой седмицы Великого поста 6/19 февраля 1991 года. 29 марта 1991 года, в пятницу, накануне Лазаревой Субботы, настоятель храма протоиерей Владимир совершил освящение малым чином храма святителя Николая. Богослужение было начато вечером того же дня, т.е. в канун Лазаревой Субботы, как бы в знак воскрешения обители, — и с тех пор, не прерываясь, совершается ежедневно и по сей день.

Иверская. Николо-Перервинский монастырь. Москва

Современное состояние

В 1991 году возобновлены богослужения в Никольском соборе.

Настоятель: Протоиерей Владимир Георгиевич Чувикин

При храме действуют:

  • воскресная школа
  • православная духовная семинария
  • катехизаторские беседы для взрослых
  • православный театр «Лампада»
  • молодежное движение «Держава»

Николо-Перервинский монастырь в Москве: часы работы, расписание богослужений, адрес и фото

Николо-Перервинский монастырь – это не самая большая и известная обитель Москвы, но от этого он не становится менее интересным. Считается, что построили его во времена Куликовской битвы, и изначально он находился за пределами столицы. Из-за такого расположения монастырь не раз подвергался нападениям, его разрушали, и назвать обитель процветающей было сложно. Изменилось все в период царствования Алексея Михайловича, который приписал к ней Иверскую часовню. Именно в этой обители жил патриарх Адриан, которого избрали вопреки желанию Петра Первого.

  • Особенностью монастыря является то, что очень долго значительная часть построек оставалась деревянной, а вместо колоколов использовались била – специальные доски из железа.
  • Позже ансамбль перестроили, сделав каменным. По некоторым сведениям именно здесь трудился знаменитый Растрелли в самом начале своей архитектурной деятельности.
  • Главная святыня монастыря – Иверская икона Божьей матери – была утеряна (есть версии, что она находится в Третьяковской галерее или Новодевичьем монастыре), однако с Афона сюда доставили новую икону.

Где находится обитель

Расположен Николо-Перервинский монастырь по адресу:

  • город Москва, улица Шоссейная, строение 82.
  • Телефон обители: 35-44-965.

Как добраться до Николо-Перервинского монастыря

Попасть в эту обитель можно как собственным автотранспортом, так и общественным транспортом. В последнем случае есть три варианта:

  • доехать до метро Текстильщики, а потом пересесть на автобус №703 или 161;
  • сесть на маршрутное такси № 38М;
  • добраться до метро Печатники, а потом ехать автобусами №161, 292, 703.

Выходить из автобусов и маршрутных такси следует на остановке «Николо-Перервинский монастырь».

Посещение обители

Поскольку на сегодняшний день монастырь не действует, его территория открыта ежедневно. Обратите внимание, что на текущий момент у обители статус подворья Патриарха.
Посетителям-паломникам отправиться сюда лучше во время, когда идут богослужения в храмах. Тем, кто интересуется архитектурой, можно прогуляться по монастырскому подворью и в другое время. Вы сможете полюбоваться оригинальным архитектурным ансамблем, который постепенно восстанавливают и реставрируют. Благодаря этому монастырский двор не выглядит опустевшим и заброшенным.

  • Всем посетителям обители стоит помнить, что фотографировать или снимать видео на территории монастыря категорически запрещено. В отдельных случаях можно испросить благословения у настоятеля для проведения съемок.
  • Также в обители нельзя появляться в неподобающем внешнем виде: женщинам – в брюках, шортах, открытых платьях, без головного убора; мужчинам – в пляжной или спортивной одежде, в головном уборе.
  • Помните, что на монастырской территории запрещено курить и распивать спиртные напитки, а также появляться здесь в нетрезвом состоянии.
  • Нельзя сквернословить, обсуждать, громко говорить, смеяться, включать музыку.
  • Посещая службы, необходимо соблюдать благоговейное молчание, не болтать со стоящими рядом людьми.

На территории Николо-Перервинского монастыря действует духовная семинария, а также две школы для молодежи: для девушек и для юношей.

Расписание богослужений в Николо-Перервинском монастыре

День недели Богослужение Время начала
Понедельник-суббота Литургия
Акафист
Вечерня, утреня
7.30
16.00
17.00
Воскресенье Литургия
Литургия для детей
Акафист
Вечерня, утреня
6.30, 9.00
8.00
16.00
17.00

Учтите, что в праздничные дни, а также во время поста в Николо-Перервинском монастыре в Печатниках возможны изменения в расписании служб.
При обители действует воскресная школа; в храмах можно заказать требы, таинство крещения или венчания.

Фото монастыря

  • Обитель видна и с другого берега Москвы-реки.
  • После возобновления служб в Никольском соборе обитель постепенно отстраивается.
  • Особенно величественно выглядит архитектурный ансамбль в ночное время.
  • Днем ворота монастыря открыты для всех верующих.
  • Иверский собор, где находилась Иверская икона Богоматери, восхищает размерами и красотой.
  • Именно в Никольском храме впервые после закрытия обители в советские годы зазвучала молитва.

Николо-Перервинский монастырь в Москве — видео обзор

Хотя монастырь и не является действующей обителью, жизнь на его подворье кипит. Многие стремятся побывать здесь – помолиться в тишине, полюбоваться архитектурой. Еще больше информации о монастыре узнаете из видео. Приятного просмотра.

[blockquote_gray»]Представляю вашему вниманию еще один монастырь, который находиться в Москве — Свято-Успенский Святогорский мужской монастырь, о котором можно узнать по ссылке ниже:
//www.lifejourney.club/evropa/russia/religion/monastir/moskva/svyatogorskij-v-pushkinskix-gorax.html
А также хочу познакомить вас с Покровским монастырем, где находяться мощи Святой Матроны.
[/blockquote_gray]

НИКО́ЛО-ПЕРЕ́РВИНСКИЙ МОНАСТЫ́РЬ

  • В книжной версии

    Том 23. Москва, 2013, стр. 14-15

    Скопировать библиографическую ссылку:

    НИКО́ЛО-ПЕРЕ́РВИНСКИЙ МОНАС­Т Ы́РЬ, муж­ской в честь свя­ти­те­ля Ни­ко­лая Чу­до­твор­ца, бывший монастырь в Мо­ск­ве. Рас­по­ло­жен на ле­вом бе­ре­гу р. Мо­ск­ва, в юго-вост. час­ти го­ро­да. Ос­но­ван, ве­ро­ят­но, как фор­пост на юж. ру­бе­жах Мо­ск­вы вско­ре по­сле Ку­ли­ков­ской бит­вы 1380 ; име­но­вал­ся Ни­ко­ла Ста­рый мон. В 1591 вбли­зи мо­на­сты­ря стоя­ли вой­ска крым­ско­го ха­на Га­зи-Ги­рея II во вре­мя его на­бе­га на Мо­ск­ву. Впер­вые упо­ми­на­ет­ся как Ни­ко­ло-Пе­ре­рвин­ский в пис­цо­вой кни­ге 1623: в это вре­мя в нём жи­ли игу­мен и два стар­ца, име­лась де­рев. ц. Свт. Ни­ко­лая Чу­до­твор­ца. Бла­го­да­ря по­кро­ви­тель­ст­ву ца­ря Алек­сея Ми­хай­ло­ви­ча Н.-П. м. зна­чит. рас­ши­рил­ся: по­строе­ны ка­мен­ные хра­мы (ра­зо­бра­ны в 1690-х гг. по бла­го­сло­ве­нию пат­ри­ар­ха Ад­риа­на ) – Ус­пе­ния Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы (1649–50), Св. Ни­ко­лая Чу­до­твор­ца (1649–54), Прп. Сер­гия Ра­до­неж­ско­го (1674). В сер. 1660-х гг. к Н.-П. м. при­пи­са­на ча­сов­ня Ивер­ской ико­ны Бо­жи­ей Ма­те­ри на Крас­ной пл. в Мо­ск­ве (спи­сок ико­ны ус­та­нов­лен в 1669), при ко­то­рой су­ще­ст­во­ва­ло мо­на­стыр­ское по­дво­рье. Мо­на­стыр­ские ча­сов­ни стоя­ли так­же у Су­ха­ре­вой баш­ни (1693; пе­ре­строе­на в кам­не в 1775), у Ка­луж­ской и Сер­пу­хов­ской за­став (с 1775, во 2-й пол. 19 в. пе­ре­да­ны Мо­жай­ско­му Лу­жец­ко­му мон.), при ц. Св. Ге­ор­гия на Вар­варке (с 1775 под­во­рье), в дер. Вы­хи­но (все – не сохр.). В кон. 17 в. лю­би­мое ме­сто пре­бы­ва­ния пат­ри­ар­ха Ад­риа­на (скон­чал­ся в по­стро­ен­ных им кель­ях в 1700), ко­то­рый со­дей­ст­во­вал раз­ви­тию оби­те­ли. В 1764 мо­на­стырь ос­тав­лен за шта­том. О его про­цве­та­нии и раз­ви­тии ак­тив­но за­бо­ти­лись ми­тро­по­ли­ты Мо­с­ков­ские Пла­тон (Лев­шин) и Фи­ла­рет (Дроз­дов). В 1775 в Н.-П. м. уч­ре­ж­де­на Пла­то­нов­ская се­ми­на­рия (в 1814–23 моск. Пе­ре­рвин­ская се­ми­на­рия, в 1823–67 Ни­ко­ло-Пе­ре­рвин­ские при­ход­ское и уезд­ное уч-ща, в 1867–1917 Пе­ре­рвин­ское ду­хов­ное уч-ще). Во вре­мя Отеч. вой­ны 1812 мо­на­стырь в сен­тяб­ре – ок­тяб­ре за­нят франц. вой­ска­ми. В 1835 пе­ре­строе­ны зап. учи­лищ­ный и юж. мо­на­стыр­ский кор­пу­са, ар­хие­рей­ский дом и на­стоя­тель­ские по­кои. В 1870 по во­ле жив­ше­го здесь на по­кое еп. Ени­сей­ско­го Ни­ко­ди­ма (Ка­зан­це­ва) по­строе­на ц. Св. Ни­ко­ди­ма (не сохр.). В 1877 уст­ро­ен гос­пи­таль для ра­не­ных сол­дат. К нач. 20 в. в Н.-П. м. дей­ст­во­ва­ли 5 хра­мов, се­ми­на­рия, учи­ли­ще для глу­хо­не­мых маль­чи­ков (от­кры­то в 1906). Мо­на­стырь за­крыт в нач. 1920-х гг., к 1923 хра­мы дей­ст­во­ва­ли как при­ход­ские (за­кры­ты в 1940), в 1928 ещё про­жи­ва­ли мо­на­хи. В Ни­коль­ском со­бо­ре в 1948–69 раз­ме­щал­ся цех за­во­да ме­тал­лич. и пла­ст­мас­со­вой иг­руш­ки № 2; в со­бо­ре Ивер­ской ико­ны Бо­жи­ей Ма­те­ри с 1960-х гг. – цех за­во­да «Стан­ко­кон­струк­ция». Ос­таль­ные зда­ния мо­на­сты­ря бы­ли пе­ре­да­ны вплоть до 1960–70-х гг. под жи­льё и Экс­пе­рим. НИИ ме­тал­ло­ре­жу­щих стан­ков. Богослужения в соборе Свт. Николая возобновлены в 1991, вся тер­ри­то­рия быв. обители пе­ре­да­на РПЦ в 1993. С 1995 име­ет ста­тус пат­ри­ар­ше­го под­во­рья. В 1996 воз­ро­ж­де­но Пе­ре­рвин­ское ду­хов­ное уч-ще (с 2001 Пе­ре­рвин­ская се­ми­на­рия).

    Перервинский монастырь

    Страна Россия Город Москва Координаты Ошибка скрипта

    Конфессия Православие Епархия Московская Тип Бывший мужской Первое упоминание 1623 год Дата основания XV век (?) Статус Патриаршее подворье [1]

    Николо-Перервинский монастырь — бывший мужской монастырь в Москве (Шоссейная улица, 82); с 1995 года имеет статус Патриаршего подворья.

    Документально обитель известна с 1623 года (достоверных сведений о существовании монастыря до XVII века нет). С середины XVII века началось каменное строительство. Расцвет монастыря наступил в конце XVII века, когда патриарх Адриан сделал монастырь своей летней резиденцией. В 1696—1700 годах построен Никольский собор (с нижней церковью Сергия Радонежского), соединённый галереей-папертью с ярусной Успенской церковью-колокольней (расположена к северо-востоку от собора). Ярус звона Успенской церкви украшен цветными изразцами с изображением херувимов.

    В 1750—1760-х годах в Успенской церкви выполнены барочные росписи и золочёная лепнина (есть предположение, что лепнина выполнена Бартоломео Растрелли). В 1733—1735 над Водяными воротами монастырской ограды выстроена Церковь Толгской Богоматери в стиле барокко.

    В 1775 году в монастыре была открыта Перервинская семинария [2] . Екатерина II останавливалась здесь по дороге в Крым. В XVIII—XIX веках к монастырю приписаны часовни в Москве — в Сухаревой башне, у Калужских и Серпуховских ворот Земляного города, Иверская у Воскресенских ворот Китай-города.

    В 1834—1836 годах были построены (или перестроены из старых) жилые и хозяйственные корпуса (архитектор М. И. Бове). В 1904—1908 построен монументальный Собор Иверской Богоматери в византийском стиле (архитектор П. А. Виноградов).

    Монастырь закрыт в 1920-х годах.

    В 1991 году возобновлены богослужения в Никольском соборе.

    Оптина Пустынь

    Толкования
    Священного
    Писания

    Новая книга

    В издательстве нашего монастыря опубликована новая книга — «Житие священномученика Вениамина (Казанского), митрополита Петроградского и Гдовского, и иже с ним пострадавших преподобномученика Сергия (Шеина), мучеников Юрия Новицкого и Иоанна Ковшарова».

    В новой книге известного русского агиографа архимандрита Дамаскина (Орловского) читателю предлагается житие митропо­лита Петроградского Вениамина (Казанского) — одного из первых святителей-священномучеников, не погрешивших своей душой, ни совестью во время начавшихся гонений и отдавших свою жизнь за Христа и Его Церковь.

    Свя­той апос­тол го­во­рил: Чад­ца, лю­би­те друг дру­га (ср.: 1 Ин. 3, 18-19), сми­ряй­тесь, сми­ряй­тесь. По­то­му что ес­ли ко­го лю­бишь (а лю­бить на­до каж­до­го, по­то­му что каж­дый че­ло­век есть об­раз Бо­жий, да­же ес­ли он, т.е. об­раз Бо­жий, в че­ло­ве­ке за­г­ряз­нен, он мо­жет от­мыть­ся и быть опять чис­тым), то и сми­ря­ешь­ся пе­ред ним. Где лю­бовь, там и сми­ре­ние, а где зло­ба – там гор­ды­ня. Про­шу и же­лаю, что­бы меж­ду ва­ми бы­ла лю­бовь.

    оптинские
    книги

    Расписание Богослужений

    пн вт ср чт пт сб вс
    1 2 3 4 5
    6 7 8 9 10 11 12
    13 14 15 16 17 18 19
    20 21 22 23 24 25 26
    27 28 29 30 31

    Последний фотоальбом

    Духовные беседы с паломниками

    Епископ Леонид возглавил Литургию в Николо-Перервинском монастыре
    и представил доклад, посвященный истории Оптиной пустыни, на XVI Платоновских чтениях в Перервинской семинарии

    1 декабря 2019 г., в день памяти св. мч. Платона Анкирского – день тезоименитства митрополита Московского и Коломенского Платона (Левшина), в созданной им в 1775 г. Перервинской духовной семинарии прошла XVI церковно-историческая конференция «Платоновские чтения».

    Работу конференции предварила Божественная литургия в Никольском храме Перервинского монастыря, которую возглавил епископ Можайский Леонид, викарий Патриарха Московского и всея Руси, наместник Введенского ставропигиального мужского монастыря Оптина пустынь, выпускник Перервинской семинарии.

    По заамвонной молитве была совершена лития по митрополиту Платону. Затем состоялось традиционное возложение цветов к его памятнику и общее фото, после чего участники конференции направились в актовый зал.

    Ректор Перервинской духовной семинарии протоиерей Владимир Чувикин рассказал об истории Платоновских чтений и передал слово епископу Леониду.

    В своем слове владыка поприветствовал участников конференции и призвал воспитанников Перервинской семинарии обратить внимание на имена замечательных педагогов и учащихся Перервинской духовной школы, оставивших в память о себе добрый пример для подражания, выразив надежду на то, что неустанные труды последних смогут вдохновить современное поколение учащихся на поиск и глубокое осмысление истории духовной школы, и вообще, духовного образования в России, пример служения Церкви; вдохновить на осознанную работу с неисчерпаемым кладезем фактов и событий прошлого, разнообразных живых и ярких сведений о людях былых времен – архивными документами.

    Владыка также подчеркнул, что «пример педагогов и учащихся, в свою очередь, также служит отголоском влияния личности и результата деятельности самого приснопамятного владыки Платона, потому что он объединял всех их в общем деле и воодушевлял на духовные, творческие и интеллектуальные поиски».

    Затем были представлены доклады:
    1. Епископ Можайский Леонид «Оптина пустынь при епархиальном управлении митрополита Платона (Левшина)».
    2. Диакон Олег Куковский, клирик Санкт-Петербургской епархии, выпускник СПбГУ и ПДС «Псковский период служения архиепископа Евгения (Казанцева) (1822‑1825 гг.)»
    3. Белохвостиков Евгений Петрович, председатель издательского отдела Пензенской епархии, ответственный редактор Полного собрания творений свт. Иннокентия Пензенского «Святитель Иннокентий Пензенский – воспитанник Перервинской духовной семинарии и ученик митрополита Платона (Левшина)».
    4. Ныркова Вероника Олеговна, студентка первого курса МГОУ, факультет истории, политологии и права, зам. Председателя православного общества МГОУ «Аскетизм в трудах епископа Варнавы (Беляева)».
    5. Цыганов Владислав Александрович, студент третьего курса МГОУ, факультет истории, политологии и права, зам. Председателя православного общества МГОУ «Борьба с раскольничеством в Российской Империи: на основе анализа законодательных актов».
    6. Протоиерей Николай Скурат, клирик храма Ильи пророка, что в Обыденском переулке г. Москвы, секретарь Ученого совета Сретенской семинарии, и.о. заведущего кафедрой Богословских дисциплин СДС «Протоиерей Московской епархии Сергий Модестов (1832‑1914), его труды и воспоминания».

    Ссылка на основную публикацию