Николо-Шартомский монастырь в Ивановской области

Метка: Николо-Шартомский монастырь

Выставка работ народного художника-резчика Л.М. Лебедева

4 октября 2019 г. в шуйском музее К. Бальмонта состоялась презентация персональной выставки народного умельца, резчика по дереву Льва Михайловича Лебедева. Выставка приурочена к 70-летию мастера.

Архиерейское богослужение в Николо-Шартомском монастыре

Вечером 1 августа, в канун дня памяти святого пророка Божия Илии, епископ Шуйский и Тейковский Матфей совершил Всенощное бдение в Николо-Шартомском монастыре.

Престольный праздник в Николо-Шартомском монастыре

Вечером 20 июля, накануне дня памяти Казанской иконы Божией Матери, епископ Шуйский и Тейковский Матфей совершил Всенощное бдение в Казанском храме Николо-Шартомского монастыря. 21 июля епископ Матфей возглавил в храме Божественную литургию, по окончании которой по территории обители прошел крестный ход.

Архиерейское богослужение в Николо-Шартомском монастыре

Вечером 9 июня, в канун Недели 2-й по Пятидесятнице, Всех святых, в земле Российской просиявших, епископ Шуйский и Тейковский Матфей и епископ Воркутинский и Усинский Марк возглавили служение Всенощного бдения в Николо-Шартомском монастыре.

Престольный праздник в Николо-Шартомском монастыре

22 мая, день празднования перенесения мощей святителя и чудотворца Николая, Божественную литургию в Николо-Шартомском монастыре возглавили епископ Шуйский и Тейковский Матфей и епископ Кинешемский и Палехский Иларион.

Архиерейское богослужение в Николо-Шартомском монастыре

Вечером 12 мая, в канун Недели 6-й по Пасхе, о слепом, день памяти апостола Иакова Зеведеева, епископ Шуйский и Тейковский Матфей совершил Всенощное бдение в Николо-Шартомском монастыре.

«Инок-иконописец Иоаким Шартомский» – новое издание

По благословению Епископа Шуйского и Тейковского Матфея вышла новая книга: «Инок-иконописец Иоаким Шартомский: Сборник из источников, научных исследований». Сборник посвящен личности инока-иконописца Иоакима Шартомского, жившего в конце XVI – первой трети XVII в. Инок Иоаким подвизался в ростовских и суздальских землях, вел строгую жизнь затворника, он называется в числе учеников (подражателей подвига) преподобного Иринарха Ростовского. Старец Иоаким, как его называли, был известен также как знаменитый […]

Архиерейское богослужение в Николо-Шартомском монастыре

9 апреля, в понедельник Светлой седмицы, епископ Шуйский и Тейковский Матфей совершил Божественную Литургию и пасхальный крестный ход в Николо-Шартомском монастыре.

Архиерейское богослужение в Николо-Шартомском монастыре

Вечером 24 марта, в канун Недели 5-й Великого поста, прп. Марии Египетской, епископ Шуйский и Тейковский Матфей совершил Всенощное бдение в Николо-Шартомском монастыре.

Архиерейское богослужение в Николо-Шартомском монастыре

23 марта, в пятницу 5-ой седмицы Великого поста, епископ Шуйский и Тейковский Матфей совершил Литургию Преждеосвященных Даров в Николо-Шартомском монастыре.

Архиерейское богослужение в Николо-Шартомском монастыре

Вечером 17 марта, в канун Недели 4-й Великого поста, прп. Иоанна Лествичника, епископ Шуйский и Тейковский Матфей совершил Всенощное бдение в Николо-Шартомском монастыре.

Чин Пассии в Николо-Шартомском монастыре

Вечером 4 марта епископ Шуйский и Тейковский Матфей совершил вечерню с чином Пассии – чтением акафиста Страстям (страданиям) Христовым — в Казанском храме Николо-Шартомского монастыря.

Архиерейское богослужение в Николо-Шартомском монастыре

Вечером 3 марта, в канун Недели 2-й Великого поста, свт. Григория Паламы, епископ Шуйский и Тейковский Матфей совершил Всенощное бдение в Николо-Шартомском монастыре.

Архиерейское богослужение в Николо-Шартомском монастыре

21 февраля, в среду первой седмицы Великого поста, епископ Шуйский и Тейковский Матфей молился за уставным богослужением в Николо-Шартомском монастыре и совершил Божественную литургию Преждеосвященных Даров.

Архиерейское богослужение в Николо-Шартомском монастыре

Вечером 17 февраля, в канун Недели сыропустной, воспоминания Адамова изгнания, Прощеного воскресенья, епископ Шуйский и Тейковский Матфей совершил Всенощное бдение в Николо-Шартомском монастыре.

Николо-Шартомский мужской монастырь Епархиальный мужской монастырь

Монастырь пользовался расположением великого князя Василия III, царей Иоанна IV, Феодора Иоанновича, которые пожаловали Шартомскому монастырю ряд привилегий. Древний Синодик сохранил имена вкладчиков обители, среди которых целые династии князей Пожарских, Хованских, Горбатовых-Шуйских. В 1619 году обитель сильно пострадала от набега польско-литовского иноземного войска. После Смутного времени в обители подвизался преподобный Иоаким Шартомский, затворник, ныне чтимый как небесный покровитель монастыря. Кроме строгой подвижнической жизни он занимался иконописанием. Писанные им образы он даровал бедным церквам; многие из его икон впоследствии были прославлены обильными чудотворениями. Ныне сохранилось два чудотворных образа, принадлежащих его кисти, — в суздальском Спасо-Евфимиевом монастыре и в Вязниках. Известно, что к XVI в. под началом Шартомского монастыря находилось 9 небольших обителей Владимирской епархии. Его процветанию способствовала ежегодная ярмарка, проходившая у монастырских стен. В 1649 году, при архимандрите Иоасафе весь монастырь, как повествует летопись, — «изволением Божиим от молнии до основания выгорел». После этого пожара прежде деревянная обитель возводится в камне и на новом месте, ближе к устью Молохты. В 1651 году был воздвигнут величественный пятиглавый Никольский собор, построенный в лучших традициях византийско-русской архитектуры. Чуть позднее по благословению Патриарха Иоакима был освящен теплый храм Казанской Божией Матери. Преображенская церковь над Святыми воротами возводилась длительное время и окончательный облик приняла после перестройки в 1813 году. Строгий архитектурный силуэт монастыря завершила пятиярусная колокольня в форме свечи, создавая вместе с тремя храмами образ креста. Церковная реформа 1764 г., проведенная Екатериной II, нанесла сильный удар по благосостоянию многих российских монастырей. У Николо-Шартомского монастыря были отобраны значительные владения, а небольшие, подчиненные монастырю обители были обращены в приходские храмы. Сама обитель превращается в третьеклассный монастырь со штатом в 12 монахов, управляемый уже игуменами. В XIX в. в связи с проведением железной дороги утратили свое значение Никольские ярмарки, что также ослабило материальное положение обители. В XIX в. на частные пожертвования возобновлялось строительство, известен, в частности, личный вклад императрицы Марии Александровны. Братию монастыря в большинстве своем составляли бывшие крестьяне из окрестных селений, которые занимались хлебопашеством и разведением крупного рогатого скота. Монашескую жизнь Шартомской обители прервала революция. В начале 1920-х годов монастырь был закрыт, ценная церковная утварь реквизирована, библиотека и часть оставшихся икон сожжены. В последующие годы монастырские здания использовались под зернохранилища, склады, частично под жилье, со временем все строения обветшали и начали разрушаться.

С восстановлением и благоустроением монастыря устанавливалось размеренное течение иноческой жизни. Главные ее черты — стяжание молитвы и послушание.

Принцип братского общежития рождает особенную организацию всего хозяйства, когда в основу отношений закладывается терпение и взаимопомощь. Большая часть нужд обители удовлетворяется собственным трудом насельников. Смотря по способностям, братия проходят различные послушания: клиросное, пономарское, трапезное, в просфорне, в пекарне, в столярном цехе, в кузнице. Монастырь содержит свой коровник, птичник, разводит лошадей. Ведется и традиционно монастырское хозяйство — пасека.

Особое внимание — земледелию. Огород, тепличное хозяйство дают пропитание братии на весь год.

Просветительская деятельность и христианское благовестие были издревле призванием русского монашества. Иноки, отрекаясь от мира для созидания души, в трудные времена могли послужить миру, о чем в нашей истории немало свидетельств.

Возобновление этой традиции просветительского служения и воцерковления потерявших духовную опору людей стало одним из главных направлений деятельности Николо-Шартомского монастыря. С середины 90-х годов в разных районах Ивановской области при восстанавливающихся храмах начали основываться монастырские подворья; число насельников монастыря постепенно увеличивалось. Почти все восстанавливаемые храмы находились в полуразрушенном состоянии — шуйские храмы св. Алексия — человека Божия, Покровский, св. Александра Невского, храм Святой Троицы в селе Чернцы. Возводились и новые церкви — Успенская в Шуе, храм Всех Святых в Иванове. Помощь в строительстве оказывают местная администрация и жертвователи. Всего по области действует около 10 подворий с числом братии около 100 человек.

Развивающееся монастырское хозяйство стало включать и другие, специализированные виды деятельности. Так, братия некоторых подворий несут особенные послушания: рыболовство, резьба по дереву, реставрационные работы. Была открыта мастерская по литью колоколов. Особая забота уделяется созданному в д. Клещевка детскому приюту для мальчиков, живущему одной православной семьей. Общеобразовательная программа обучения дополняется христианским воспитанием, вся жизнь детского коллектива во многом связывается с жизнью монастыря. Увеличение числа подворий позволило заметно расширить духовно-просветительную деятельность монастыря. Стало возможным открытие воскресных школ, православных гимназий, библиотек. Тесное сотрудничество сложилось с самыми разными людьми ивановской земли, главным образом, в сфере образования.

Николо-Шартомский мужской монастырь

Официальный приходской сайт

Николо-Шартомский мужской монастырь

Богослужение совершается ежедневно:
Вечерняя служба — в 16.45, Литургия — в 6.45,
В праздничные дни:
Всенощное Бдение — 17.00,
Божественная Литургия — 8.00.

Храмы и часовни монастыря:
Никольский храм с колокольней
Надвратный Преображенский храм
Казанский храм с приделом свт. Григория Акрагантийского и трапезной
Часовня в честь святого благоверного великого князя Александра Невского на монастырском кладбище

Подворья:

Храм Покрова Божией Матери (г. Шуя, пл. Союзная, 1)
Храм прп. Алексия человека Божия (г. Шуя, ул. Маяковского, 1 в)
Храм Успения Божией Матери (г. Шуя, Осиновая гора)

Храм Вознесения Господня (г. Шуя, ул. Завокзальная, д. 1)
Храм Введения во храм Пресвятой Богородицы (Шуйский р-н, с. Введенье), не действующий.
Храм Владимирской иконы Божией Матери (Шуйский р-н, с. Введенье)
Храм Вознесения Господня с приделом мученицы Параскевы Пятницы (Шуйский р-н, с. Введенье), не действующий

Храм апостола и евангелиста Иоанн Богослова (Шуйский р-н, с. Введенье), не действующий

Храм великомученицы Варвары (Приволжский р-н, г. Плес, ул. Варваринская, 19А)

Храм святого великомученика Георгия (Шуйский р-н, с. Зеленый Бор)

Храм пророка Божия Илии (г. Гаврилов Посад, ул. Пионерская, д. 14)

Храм в честь Ватопедской иконы Божией Матери «Отрада» или «Утешение» (Шуйский р-н, близ деревни Большие Дворишки)

Троицкий храм (с. Чернцы, Лежневского р-на)

Храм Преображения Господня (Тейковский р-н, с. Обезово), не действующий

Храм Введения во храм Пресвятой Богородицы (Тейковский р-н, с. Обезово), не действующий

Успенский храм (Шуйский р-н, д. Клещевка, школа-интернат при Николо-Шартомском монастыре)

История:
Николо-Шартомский монастырь — один из древнейших в России, некоторые источники относят его возникновение к XIII веку. По сохранившемуся преданию, у реки Шартомы, впадающей в Молохту, одной благочестивой крестьянкой была обретена небольшая икона святителя Николая Чудотворца. Недалеко от этого места и была заложена обитель святителя Николая. Первое документальное упоминание о ней находится в духовной грамоте 1425 года, данной нижегородской удельной княгиней Марией (в монашестве Мариной) суздальскому Спасо-Евфимиеву монастырю на владение некоторыми ее землями. На грамоте стоит подпись архимандрита Шартомского монастыря Конона, что свидетельствует о тогдашнем значении обители, поскольку сан архимандрита имели только настоятели крупнейших монастырей. Монастырь пользовался расположением великого князя Василия III, царей Иоанна IV, Феодора Иоанновича, которые пожаловали Шартомскому монастырю ряд привилегий. Древний Синодик сохранил имена вкладчиков обители, среди которых целые династии князей Пожарских, Хованских, Горбатовых-Шуйских. В 1619 году обитель сильно пострадала от набега польско-литовского иноземного войска. После Смутного времени в обители подвизался преподобный Иоаким Шартомский, затворник, ныне чтимый как небесный покровитель монастыря. Кроме строгой подвижнической жизни он занимался иконописанием. Писанные им образы он даровал бедным церквам; многие из его икон впоследствии были прославлены обильными чудотворениями. Ныне сохранилось два чудотворных образа, принадлежащих его кисти, — в суздальском Спасо-Евфимиевом монастыре и в Вязниках. Известно, что к XVI в. под началом Шартомского монастыря находилось 9 небольших обителей Владимирской епархии. Его процветанию способствовала ежегодная ярмарка, проходившая у монастырских стен. В 1649 году, при архимандрите Иоасафе весь монастырь, как повествует летопись, — «изволением Божиим от молнии до основания выгорел». После этого пожара прежде деревянная обитель возводится в камне и на новом месте, ближе к устью Молохты. В 1651 году был воздвигнут величественный пятиглавый Никольский собор, построенный в лучших традициях византийско-русской архитектуры. Чуть позднее по благословению Патриарха Иоакима был освящен теплый храм Казанской Божией Матери. Преображенская церковь над Святыми воротами возводилась длительное время и окончательный облик приняла после перестройки в 1813 году. Строгий архитектурный силуэт монастыря завершила пятиярусная колокольня в форме свечи, создавая вместе с тремя храмами образ креста. Церковная реформа 1764 г., проведенная Екатериной II, нанесла сильный удар по благосостоянию многих российских монастырей. У Николо-Шартомского монастыря были отобраны значительные владения, а небольшие, подчиненные монастырю обители были обращены в приходские храмы. Сама обитель превращается в третьеклассный монастырь со штатом в 12 монахов, управляемый уже игуменами. В XIX в. в связи с проведением железной дороги утратили свое значение Никольские ярмарки, что также ослабило материальное положение обители. В XIX в. на частные пожертвования возобновлялось строительство, известен, в частности, личный вклад императрицы Марии Александровны. Братию монастыря в большинстве своем составляли бывшие крестьяне из окрестных селений, которые занимались хлебопашеством и разведением крупного рогатого скота. Монашескую жизнь Шартомской обители прервала революция. В начале 1920-х годов монастырь был закрыт, ценная церковная утварь реквизирована, библиотека и часть оставшихся икон сожжены. В последующие годы монастырские здания использовались под зернохранилища, склады, частично под жилье, со временем все строения обветшали и начали разрушаться.

С восстановлением и благоустроением монастыря устанавливалось размеренное течение иноческой жизни. Главные ее черты — стяжание молитвы и послушание.
Принцип братского общежития рождает особенную организацию всего хозяйства, когда в основу отношений закладывается терпение и взаимопомощь. Большая часть нужд обители удовлетворяется собственным трудом насельников. Смотря по способностям, братия проходят различные послушания: клиросное, пономарское, трапезное, в просфорне, в пекарне, в столярном цехе, в кузнице. Монастырь содержит свой коровник, птичник, разводит лошадей. Ведется и традиционно монастырское хозяйство — пасека.
Особое внимание — земледелию. Огород, тепличное хозяйство дают пропитание братии на весь год. Примечательность яблоневого сада с подобранными с помощью И.С. Исаевой сортами яблонь — плодоносящий виноградник. На прилегающих полях засеваются кормовые травы и злаки. Наряду с обычными методами земледелия применяются и нетрадиционные, как, например, безотвальная обработка земли. Сам уклад крестьянского (христианского) хозяйства — братский труд, близость к земле, молитвенное прошение об урожае — во многом близок устоям монашеской жизни; в нем особенно ощущается Божий Промысел о человеке.
Просветительская деятельность и христианское благовестие были издревле призванием русского монашества. Иноки, отрекаясь от мира для созидания души, в трудные времена могли послужить миру, о чем в нашей истории немало свидетельств.
Возобновление этой традиции просветительского служения и воцерковления потерявших духовную опору людей стало одним из главных направлений деятельности Николо-Шартомского монастыря. С середины 90-х годов в разных районах Ивановской области при восстанавливающихся храмах начали основываться монастырские подворья; число насельников монастыря постепенно увеличивалось. Почти все восстанавливаемые храмы находились в полуразрушенном состоянии — шуйские храмы св. Алексия — человека Божия, Покровский, св. Александра Невского, храм Святой Троицы в селе Чернцы. Возводились и новые церкви — Успенская в Шуе, храм Всех Святых в Иванове. Помощь в строительстве оказывают местная администрация и жертвователи. Всего по области действует около 10 подворий с числом братии около 100 человек.
Развивающееся монастырское хозяйство стало включать и другие, специализированные виды деятельности. Так, братия некоторых подворий несут особенные послушания: рыболовство, резьба по дереву, реставрационные работы. Была открыта мастерская по литью колоколов. Особая забота уделяется созданному в д. Клещевка детскому приюту для мальчиков, живущему одной православной семьей. Общеобразовательная программа обучения дополняется христианским воспитанием, вся жизнь детского коллектива во многом связывается с жизнью монастыря.
Увеличение числа подворий позволило заметно расширить духовно-просветительную деятельность монастыря. Стало возможным открытие воскресных школ, православных гимназий, библиотек. Тесное сотрудничество сложилось с самыми разными людьми ивановской земли, главным образом, в сфере образования.

Официальный туристический портал Ивановской области

  • Главная
  • Шуйский район
  • Достопримечательности
  • Храмы, церкви
  • Свято-Николо-Шартомский мужской монастырь

Свято-Николо-Шартомский мужской монастырь

Монастырь известен с 1425 года. Обитель находится в 15 километрах от г. Шуи и расположена при впадении реки Молохты в реку Теру. Придание говорит, что монастырь Шартомский возник здесь по случаю явления в этом месте иконы Святителя Николая Чудотворца в царствование Василия Темного. В ознаменование образа Чудотворца был основан монастырь.
Главными святынями Николо-Шартомского монастыря считаются: явленный образ Святителя Николая Мирликийского Чудотворца, а также находящаяся в этой обители икона Казанской Божией Матери, написанная в ХVII веке жившим в обители затворником преподобным Иакимом, гроб которого находится под фундаментом Казанской церкви.
В 1506 году Великим князем Василием Иоанновичем монастырю была дана так называемая «несудимая грамота», по которой судить архимандрита и братию могут только сам Великий князь или его бояре. В 1619 году монастырь был разорен польско-литовскими отрядами, а в 1649 году «изволением Божиим от молнии до основания выгорел». В 1651 году прежде деревянный монастырь был возведен в камне.

В современном виде начал отстраиваться в начале 20 столетия. Многие века являлся крупнейшим и наиболее богатым монастырем Шуйского региона.
В начале 20-х годов XX века Николо-Шартомский монастырь был закрыт. Ценная утварь и иконы реквизированы, библиотека и оставшаяся часть икон сожжены. Строения монастыря стали использоваться под хозяйственные нужды.
Осенью 1990 года древний Свято-Николо-Шартомский монастырь был возвращен Церкви.
Сохранившиеся до настоящего времени постройки занимают юго-западную часть обширной территории монастыря, обнесенной оградой. В настоящее время монастырь переживает период своего второго расцвета и является крупнейшим архитектурным комплексом южной (так называемой, владимирской) части ивановской области, включающей ценнейшие постройки середины 17 – первой половины 19 вв.:
— Никольский собор
— церкви Казанская и Григория Аграгантийского
— церковь Преображения
— колокольня
— кельи братские;
— настоятельский корпус;
— ограда.

Свято-Николо-Шартомский монастырь

Адрес: 155601, Россия, Ивановская область, Шуйский район, с. Введенье, ул. Штатная, 19

Дата образования 1425 г.

Настоятель Архимандрит Никон (Фомин).

Контактная информация (для поломников) 8(49351) 36-125

Святыни (иконы, мощи)

Святые монастыря

  • Святитель Николай,Мирликийский Чудотворец,
  • Прп. Иоаким Шартомский.

Престольные праздники

  • Святителя Николая — Чудотворца,
  • Преображения Господня,
  • Казанской иконы Божией Матери.
  • Эта обитель находится в 15 верстах от г. Шуи. Местность, занимаемая монастырем, очень живописная. Монастырь расположен при впадении реки Молохты в реку Теру. Придание говорит, что монастырь Шартомский возник здесь по случаю явления в этом месте иконы Святителя Николая Чудотворца. Случилось это событие в царствование Василия Темного. В ознаменование чудесного образа угодника Божия тогда же, на месте явления иконы, основан был монастырь, и в ХIV веке обитель Николо-Шартомская становится известною. В это время получил большую известность игумен Никон, который много потрудился над благоустройством обители. Храмов в обители было четыре. Главный из них – древний соборный, во имя Свт. Николая Чудотворца, построенный в половине 17 века.

    Главными святынями Николо-Шартомского монастыря считаются: явленный образ Святителя Николая Мирликийского Чудотворца, а также находящаяся в этой обители икона Казанской Божией Матери. Образ этот написан в ХVII веке жившим в обители затворником преподобным Иакимом, гроб которого находится под фундаментом Казанской церкви. В 1897 году эти две иконы по благочестивому обычаю стали носить по домам жителей Иваново-Вознесенска.

    В обители, кроме упомянутого образа Святителя Николая, писанного на каменной доске и почитающегося древнейшим, пользуется известностью и другая икона этого святителя, писанная на дереве. В 1506 году Великим князем Василием Иоанновичем монастырю была дана так называемая «несудимая грамота», по которой судить архимандрита и братию могут только сам Великий князь или его бояре. Подобная грамота была дана Иоанном Грозным в 1533 году. Защитительную грамоту прислал настоятелю и царь Федор Иоаннович (сын Грозного). Ею Шартомским архимандритам была предоставлена честь являться в Москву к Государеву двору после летнего Николина дня для поднесения просфор и святой воды.

    Не обошли монастырь и беды. В 1619 году он был разорен польско-литовскими отрядами, а в 1649 году «изволением Божиим от молнии до основания выгорел». В 1651 году прежде деревянный монастырь возводится в камне. Революция прервала жизнь древней обители. В начале 20-х годов Николо-Шартомский монастырь был закрыт. Ценная утварь и иконы реквизированы, библиотека и оставшая часть икон сожжены. Строения монастыря стали использоваться под хозяйственные нужды.

    Однако Святитель Николай не оставил своими молитвами это место. Осенью 1990 года древний Свято-Николо-Шартомский монастырь был возвращен Церкви. Сейчас монастырь преображается молитвами и трудами насельников и, конечно, помощью благотворителей.

    Настоятелем – священно архимандритом этой мужской обители является Архиепископ Ивановский и Кинешемский Амвросий, который постоянно вникает во все нужды обители. В руководстве обителью Владыке помогает назначенный им наместник монастыря архимандрит Никон (Фомин).

    Николо-Шартомский монастырь

    Николо-Шартомский монастырь — мужской монастырь Шуйской епархии Русской православной церкви, расположен в селе Введенье, Ивановской области. Николо-Шартомский монастырь является одним из древнейших монастырей России. Точная дата основания монастыря не известна, но по разным источникам, он основан в период от XIII до XIV века.

    Первое документальное упоминание о монастыре находится в духовной грамоте 1425 года, подписанной архимандритом Шартомского монастыря Кононом, в которой удельная княгиня Мария передаёт во владение некоторые свои земли суздальскому Спасо-Евфимиеву монастырю. В грамоте княгиня отдаёт также некоторые из своих земель во владение Шартомскому монастырю.

    Ансамбль Шартомского монастыря сформировался в целом во второй половине XVII — первой половине XIX века. Никольский собор является самым древним строением монастыря и центром его архитектурного ансамбля. В начале 1920-х монастырь был закрыт, возвращен Церкви в середине 1990-х годов.

    Паломников встречает Преображенская надвратная церковь, увенчанная 8-гранным одноглавым барабаном. Фасад украшают колонны дорического ордера. Стоящий напротив нее Никольский собор построен в 1650 году — это 5-главый двухстолпный храм с крестовыми перекрытиями. Стены украшены достаточно скромно. Снаружи собор побелен по кирпичу, внутри оштукатурен. Здесь еще продолжаются реставрационные работы.

    Казанская церковь справа от входа возведена в 1678 году. Сбоку пристроен еще один храм — Григория Акрагантийского с отдельной главкой. Слева высится колокольня Никольской церкви. В восстановленных приделах идут службы, на звонницу вернули колокола. Святыни монастыря — явленный образ святителя Николая Мир Ликийского и икона Казанской Божией Матери, написанная в 17 веке затворником Иоакимом, похороненным под фундаментом Казанской церкви.

    Восстановление обители осуществляется на добровольные пожертвования и усилиями монахов. Их около сотни, главное занятие — строительные и сельскохозяйственные работы. С 2012 года в обители находится управление Шуйской епархии. На попечении монастыря — приют для мальчиков в Иванове. Действует православная гимназия, воскресная школа и библиотека.

    Николо-Шартомский монастырь

    На берегу тихой российской речки Молохта, у ее слияния с Тезой, притоком Клязьмы, стоит село Введенье. С 17 столетия оно принадлежало Николо-Шартомскому монастырю, одному из самых древних в России. По легенде, еще в конце 12 века беглый холоп Никола Шартом и два его спутника прятались в зарослях у берега безымянной реки, где однажды нашли икону Николая Чудотворца. Шартом и стал игуменом основанного им на этом месте монастыря. В официальном документе он впервые упоминается в 1425 г. Обители принадлежали многие окрестные села и соляные варницы, она пользовалась огромными привилегиями и богатела на глазах.

    Но в конце 19 века обитель захирела, а в 1920 г. и вовсе была закрыта. В монастырских помещениях поселили погорельцев, храмы традиционно стали складами. Постепенно строения разрушались и только в 1990 г. их остатки вернули церкви. И случилось чудо — на глазах руины «ожили».

    Что посмотреть

    Паломников встречает Преображенская надвратная церковь, увенчанная 8-гранным одноглавым барабаном. Фасад украшают колонны дорического ордера. Стоящий напротив нее Никольский собор построен в 1650 г. — это 5-главый двухстолпный храм с крестовыми перекрытиями. Стены украшены достаточно скромно. Снаружи собор побелен по кирпичу, внутри оштукатурен. Здесь еще продолжаются реставрационные работы.

    Казанская церковь справа от входа возведена в 1678 г. Сбоку пристроен еще один храм — Григория Акрагантийского с отдельной главкой. Слева высится колокольня Никольской церкви. В восстановленных приделах идут службы, на звонницу вернули колокола.

    Главные святыни Николо-Шартомского монастыря — явленный образ святителя Николая Мир Ликийского и икона Казанской Божией Матери, написанная в 17 веке затворником Иоакимом, похороненным под фундаментом Казанской церкви.

    Восстановление обители осуществляется, в основном, на добровольные пожертвования усилиями самих монахов. Их около сотни, главное занятие — строительные и сельскохозяйственные работы. На попечении монастыря — приют для мальчиков в Иванове. В 2012 г. в обители находится управление Шуйской епархии.

    Практическая информация

    Адрес: Ивановская обл., Шуйский р-н, с. Введенье, ул. Штатная, 19. Координаты GPS: 19. 56.965975, 41.337728.

    Как добраться: из Иваново по дороге Р80 в сторону Северного тракта, свернуть направо в Горицы, проехать их и далее по указателям следовать до Введенья. Время в пути — 50 минут.

    Николо-Шартомский монастырь в Ивановской области

    Николо-Шартомский монастырь

    ПОСЕТИТЬ МОНАСТЫРЬ

    В наше время, когда с духовностью в обществе определенно существуют большие проблемы, посетить святую обитель — дело полезное, важное и богоугодное. Особенно в праздник Покрова. Понятно, что вокруг чуть ли не тотальный атеизм, и рассуждать о спасении душ, как минимум — нелепо. Однако, красоту архитектурную, прошедшую сквозь века, отрицать бессмысленно. А где красота — там и истина.

    Итак, третьего дня утром мы были далеко от Москвы. В Ивановской области. Вновь и вновь убеждаясь, что таких красот, как у нас, на родных просторах — не найти нигде.

    Поля обработанный монахами, того самого монастыря, куда мы держали свой путь.

    А вот и он — Свято-Николо-Шартомский монастырь, расположенный в селе Введенье, которое в свою очередь располагается недалеко от Шуи.

    Когда именно возник монастырь теперь уже никто не помнит, однако по некоторым сведениям — он был основан в триннадцатом веке.

    Пл преданию, у реки Шартомы одной крестьянкой была обретена икона святителя Николая Чудотворца. Неподалеку от того места была заложена обитель святителя Николая. Перовое документальное упоминание о ней в духовной грамоте 1425 года. А это — Надвратный храм Преображения Господня.

    Мы приехали — шел снег. Оно и хорошо — на Покров должен идти снег. Считается, что именно в это время осень сменяется зимою. Собор святителя Николая Чудотворца.

    Внутри монастырь — очень ухожен и чист. Видно, что заботливыми руками здесь отреставрирован каждый сантиметр.

    Храм Казанской иконы Божьей Матери. Когда в 1990 году монастырь был возвращен церкви — состояние церкви было жутким: без купола, с обваленными потолками.

    Но братья-монахи, во главе с чрезвычайно деятельным и бесконечно талантливым в плане хозяйственного управления, архимандритом Никоном, буквально по кирпичикам, воссоздали прежний вид монастыря.

    Вместе с храмом был восстановлен примыкающий к нему братский корпус.

    А в нижнем этаже была обустроена трапезная палата.

    Монахи живут натуральным хозяйством. Все у них свое. Все продукты. Своя ферма, свои угодья.

    Учитывая трудолюбие монахов и душу вложенную в приготовление — пища получается необыкновенно вкусной.

    Вообще — монахи народ умелый. Во многом. Если не во всем.

    И собеседники очень и очень образованные. Без их согласия не буду пока выкладывать их портретов (которые, надо заметить, получились)

    И все у них, как у людей. Как писал святитель Феофан Затворник: «Во всяком монастыре текут две жизни. Одна — обычная житейская, — ходят, говорят, едят, спят и проч.; а другая — собственно монашеская, в молитве, в посте, богомыслии и борьбе со страстями проходящая. На виду только первая, а вторая не видна и намеренно скрывается, даже от своих, а не только от пришлых. »

    Все в монастыре настраивает на какой-то особенный лад.

    В монастыре — все очень серьезно. Даже план эвакуации при пожаре. Сделан не просто толково. С любовью.

    Кельи монахов двадцать первого века не слишком отличаются от тех, что были в веке тринадцатом. Пожалуй только появились: мобильная связь, и, конечно — интернет.

    Лет семь назад, был у меня серьезный порыв оказаться в монастыре. Но судьба дала еще шанс для реализации в миру.

    Хорошая система хороша во всем. Даже, казалось бы, в мелочах — во всем читается порядок.

    В августе 1993 года монастырь посещал Патриарх Московский и всея Руси Алексий II. Благословил всех насельников.

    После революции монастырь был закрыт, ценности реквизированны, а библиотека и иконы сожжены.

    В советское время монастырские здания использовались под зернохранилища и склады.

    Пятиглавый Никольский собор был воздвигнут в 1651 году. В лучших традициях московской архитектуры.

    Пятиярусная колокольня в форме горящей свечи, завершила строгий архитектурный силуэт монастыря.

    Преображенская церковь над святыми воротами приняла свой окончательный облик после перестройки в 1831 году.

    В монастырь часто наведываются паломники, поэтому для них существует гостиница.

    Это вход в гостиницу.

    А это лестница внутри.

    Вообще до революции — это был очень богатый монастырь. На его развитие деньги давала сама императрица Мария Александровна.

    Да и сейчас монастырь тоже не бедствует.

    Синяя птица — птица счастья

    Нет, метро монахи не прокладывали.

    Покой

    Но в этом покое, у каждого — свое дело. Неприкаянных нет.

    В монастыре думается и спится особенно хорошо.

    Двери монастырей открыты для тех, кому не все равно.

    Ведь именно благодаря монастырям, наша страна сохраняет духовность. Ну в том состоянии, в котором она у нас есть. Так что надежда имеется.

    Снимать эти несколько зданий — огромное удовольствие.

    Никогда не думал, что буду говорить такое. Всю жизнь считал себя грешником. Да и грешил изрядно.

    Монахи уважают мускульную тягу.

    Монахов уважают все.

    И есть за что их уважать.

    Их слова полны смысла. Смысл осознан.

    любит сюда приезжать и известный режиссер Михалков.

    Все-таки очень красиво!

    Монастырь содержит свой коровник, птичник (!), разводит лошадей

    Ну и пасека, разумеется, имеется. Мед — объедение! И квас тоже.

    Монастырские коты чувствуют себя здесь превосходно

    Словом — лучшее средство справиться с депрессией найдено.

    И это даже не столько Вера (в том самом понимании слова), как вера в людей.

    Потому что в монастыре люди точно есть.

    Во всяком случае нам люди встретились.

    Свято-Николо-Шартомский монастырь

    в честь святителя Николая, архиепископа Мир Ликийских.

    В 2000 году в монастыре — 100 человек братии.

    Адрес: 155601, Ивановская область, Шуйский район, с. Введенье.

    Основан ранее 1425 года (есть письменное свидетельство, относящееся к этому году) в с. Введенье в 12 километрах от Шуи при впадении р. Молохты в р. Теру. По преданию, монастырь основан в связи с явлением на этом месте иконы святителя Николая Чудотворца в годы правления великого князя Василия Тёмного. В 1619 году монастырь был разорен польско-литовскими войсками, в 1624 году вновь подвергся нападению; в 1649 году сгорел. В 1650—1651 годах прежде деревянный монастырь возводится в камне. В 1650 году построен соборный храм святителя Николая Чудотворца, в 1678 году — храм Казанской иконы Божией Матери, в 1696 году заложен (освящен в 1813 г.) надвратный Преображенский храм. Храм Святителя Григория Акрагантийского был известен старинными резными царскими вратами. Под началом монастыря было девять небольших обителей Владимирской епархии. В 1764 году в результате церковной реформы был обращен в третьеклассный монастырь, подчиненные ему храмы обращены в приходские.

    В монастыре хранились Островская библия (издания 1580 г.), рукописное Евангелие Ивана Грозного, другие ценные рукописи и книги.

    В начале 1920-х годов закрыт, ценности реквизированы. В последующие годы строения монастыря использовались под хозяйственные нужды.

    Возрожден 20 июля 1990 года. Монастырь ведёт духовно-просветительскую деятельность, монашествующие посещают школы, училища, организации. Занимается строительно-ремонтными и сельско-хозяйственными работами. Строит в г. Иванове храм Всех скорбящих Радость (на месте взорванного в 1976 году одноименного храма). Монастырь имеет подворья в г. Иванове (храм преподобного Сергия Радонежского), в Г. Шуе (Воскресенский собор и храм преподобного Алексия, человека Божия) и в Палехе (Крестовоздвиженский храм).

    Порекомендуйте эту страницу своим знакомым. Просто нажмите на кнопку «g+1».

    Свято-Николо-Шартомский монастырь

    Свято-Николо-Шартомский монастырь, расположенный в селе Введенье, в пятнадцати километрах от города Шуя Ивановской области, является культовым памятником архитектуры восемнадцатого века. Впервые в летописных документах монастырь упоминается в 1425 году. История его связана с именами русских правителей от великого князя Московского Василия Ивановича до царей Иоанна Грозного и Федора Ивановича, жаловавших обители грамоты о привилегиях. Правда, чуть позже, когда была построена железная дорога Шуя-Иваново-Вознесенск, былая слава и мощь монастыря поиссякли в связи с тем, что путники ушли от него в сторону, но он благополучно дожил до революции и даже прожил после нее несколько лет.

    В двадцатых годах прошлого века, как водится, монастырь закрыли, помещении его приспособили под склады, благо что были они уже не деревянные, сгоревшие от удара молнии в 1649 году, а кирпичные, возведенные на века. Только в 1991 году, когда разрушения лавры приобрели угрожающий характер, она была передана Русской православной церкви, и здесь началось возрождение прежнего духа времени и архитектурного стиля. Сейчас Николо-Шартомский монастырь является памятником федерального значения. Сегодня монастырь имеет практически тот же облик, в котором окончательно оформился в архитектурном смысле во второй четверти XIX века. Территория его представляет почти правильный прямоугольник, вытянутый вдоль реки Тазы. Центральный вход – Святые ворота под Преображенской церковью. Рядом Никольский собор – главное здание ансамбля.

    Справа и слева от надвратной стены – Казанский храм с трапезной и церковью Григория Акрагантийского. Слева от собора – высокая четырехъярусная колокольня. Монастырская стена украшена восьмигранными башенками. Композиция архитектурного ансамбля отличается элементами регулярности, хотя в целом он построен по законам живописного равновесия, свойственным для ассиметричных храмов Древней Руси. Многочисленные туристы, приезжающие сюда и помолиться и полюбоваться красотами, восхищены сказочной картинкой из стоящих в один ряд церквей и культовых построек монастыря. Внимание их привлекает самая чтимая монастырская икона Шуйской Смоленской Божьей матери. Это список со Смоленской иконы Божьей матери с поднятой ножкой младенца Иисуса. Говорят, что она была написана в годы страшного мора в Шуе. И вроде, как только на икону был нанесен последний штрих, мор начал прекращаться и вовсе иссяк.

    Сегодня Свято-Николо-Шартомский монастырь – добротное и огромное хозяйство, имеющее, кстати, большое количество подворий. Братья-насельники имеют свой коровник, птичник, разводят рыбу, водят лошадей, занимаются земледелием и, конечно, излюбленным монастырским промыслом – пчеловодством. Главное направление деятельности монастыря – просветительская работа и христианское благовестие, укрепление традиций миссионерского служения и воцерковления потерявших духовную опору людей. В этом плане большое значение имеет здешний приют для мальчиков, где отроки получают не только общее образование, но и монастырское воспитание, основанное на духе братства и взаимопомощи.

    Любопытно, что не только культовые особенности и лишения жизни братьев привлекают сюда экскурсантов, которым, будь они верующие, или нет, всегда интересно узнать о монашеских тайнах. Иные приезжают в Николо-Шартомский монастырь поглазеть на страусов, которых разводят в обители. Братья с ними строги. Несколько лет назад, когда два американских страуса здесь так разодрались, что было страшно, одного драчуна монастырь подарил Ивановскому зоопарку. Обитатели лавры трудятся не только на территории своей обители, но и участвуют в строительстве Ивановского храма «Всех скорбящех радосте». Ради исторической и Божественной справедливости. В 1976 он был взорван, а теперь на этом месте должен быть возрожден. Это не только образ жизни монастырских обитателей, но и образ их мыслей.

    Автор: Татьяна Прохорова

    Николо-Шартомский монастырь (фото)

    Свято-Николо-Шартомский монастырь – на карте Яндекса

    Ссылка на основную публикацию