Николо-Сольбинский женский монастырь в поселке Сольба, Ярославская область

Николо-Сольбинский женский монастырь

Николо-Сольбинский монастырь — женский (до 1904 года — мужской) монастырь Ярославской епархии Русской православной церкви. Расположен на реке Сольба в местечке Сольба Нагорьевского сельского поселения Переславского района Ярославской области в 95 км от Сергиева Посада. При монастыре действует гостиница.

Содержание

Николо-Сольбинский женский монастырь расположен на берегу извилистой тихой реки Сольбы, на шоссе, соединяющем Троице-Сергиеву Лавру, Переславль-Залесский и Углич.

Время основания первоначальной мужской Николаевской пустыни восходит к XV веку. Свое название она получила от главной святыни монастыря — чудотворной иконы святителя Николая, чудесно явившейся на этом месте и бережно хранимой вплоть до XX века, а также от пустынного месторасположения.

Известно из старинных писцовых книг, что уже к середине XVI века пустынь располагала большими земельными угодиями, а в самой обители действовала деревянная церковь в честь свт. Николая с приделом вмч. Варвары. Мирное существование немногочисленной братии, однако, способной обеспечить себя во всех необходимых потребностях, продолжалось до начала 17 века, до смутных времен. В период междуцарствия монастырь подвергся полному разорению от поляков и разбойников. Около 100 лет Сольбинская обитель находилась в запустении, а все земли ее были отданы в оброк.

В 1711 году по ходатайству архимандрита Даниловского монастыря Варлаама, с разрешения Петра I монастырь стал восстанавливаться. Стараниями архим. Варлаама была отстроена новая, теперь уже каменная церковь в честь Успения Божией Матери с теплыми приделами Усекновения главы Иоанна Предтечи и Покрова Пресвятой Богородицы. Но только к середине 17 века по просьбе братии указом Святейшего Синода пустынь, отданная ранее в оброк монастырю, приобрела самостоятельность.

В 1840 году обитель обнесли каменной оградой с 8-ю башнями.

На территории монастыря находился святой колодец в честь свт. Николая большой целительной силы, так что братии разрешалось брать его святую воду только по двунадесятым праздникам.

В монастыре поддерживался строгий устав. Несмотря на малочисленность насельников, ежедневно служилось две литургии, велись вручную сельскохозяйственные работы на полях, скотном дворе, 2-х мельницах.

История не сохранила причин упадка обители. К началу XX столетия монастырь остался без настоятеля долгое время. Летопись говорит, что малочисленное братство не в состоянии было вести хозяйство и содержать обитель, поэтому в 1903 году была принята Святейшим Синодом радикальная мера переименовать Николо-Сольбинскую пустынь из мужской в женскую.

В этом же году в обитель прибыли несколько сестер с вновь назначенной игуменией Макарией из Переславского Никольского монастыря. Умелое ведение хозяйства, усердный труд сестер привели к подлинному расцвету обители. Об этом говорит и стремительный рост числа насельниц: к 1914 году — 115 сестер.

В первую очередь, был обновлен храм внутри и снаружи (теплые приделы освятили в честь Покрова Божией Матери и св. Предтечи и Крестителя Господня Иоанна), отстроены новые жилые корпуса, конюшня и все необходимые хозяйственные помещения.

Сестры трудились не только на земле, но и занимались рукоделием — шитьем, вышиванием, чтением духовных книг (монастырь располагал небольшой библиотекой).

По-прежнему свято чтилась икона свт. Николая. С нее были сняты 3 копии, которыми обносили окрестные селения и поля. Перед подлинником служились частые молебны — по просьбе благочестивых местных жителей.

Обитель за короткий срок настолько окрепла, что смогла оказывать посильную благотворительную помощь: в годы первой мировой войны сестры шили белье, полушубки солдат русской армии.

История женского Николо-Сольбинского монастыря была прервана в ноябре 1918 года после его упразднения и образования на его месте сельскохозяйственной комунны «Новая жизнь». Некоторое время монастырь просуществовал недолго. Игумения Макария и некоторые сестры были обнаружены и арестованы. Дальнейшая судьба, их остается неизвестной.

Тем временем монастырь был обращен в приход, а потом и вовсе закрыт. По государственному плану борьбы с пережитками прошлого — религией в 1937 году были арестованы и расстреляны иеромонах Паисий и священник Леонид Гиляревский, служившие в монастыре. Члены комунны за три года пустили по ветру все богатство монастыря, разобрали многие постройки.

Во время Великой Отечественной войны здесь разместился детский дом, а позже — лечебница душевнобольных. Успенский храм использовали как помещение для столовой и клуба. В левом приделе устроили кочегарку. Внутреннее пространство храма было совершенно искажено перегородками. Все окна храма и корпуса заставили решетками. В 60-х годах на строительство дорог разобрали уникальные стены с башнями.

Когда в 1994 году древняя поруганная святыня возвратилась в лоно Церкви, возрождение ее казалось невозможным. Все здания, коммуникация нуждались в капитальной реконструкции.

Только в январе 1999 года по благословению Его Высокопреосвященства Владыки Михея на новое место прибыли три насельницы с Настоятельницей монахиней Еротиидой. С Божией помощью, под покровительством свт. Николая, с теплым участием добрых людей началось возрождение обители.

В настоящее время отреставрирован внутри и снаружи Успенский храм с приделами в честь свт. Николая (когда главного храма обители в честь свт. Николая не стало, Предтеченский придел Успенского храма был переименован в Никольский) и Покрова Божией Матери, который был освящен епископом Угличским Иосифом викарием Ярославской Епархии в день Покрова Пресвятой Богородицы в 2001 году. Одновременно был сделан капитальный ремонт сестринского корпуса.

Современное состояние

Основное направление в послушании сестер — рукоделие, а также поддержание порядка в хозяйстве — на кухне, в огороде, в коровнике. В настоящее время в монастыре подвизаются 15 насельниц.

Несмотря на то, что монастырь находится среди леса, на большие праздники собирается много гостей и прихожан из близлежащих деревень, которых негде разместить во время трапезы. Остро встал вопрос о строительстве нового помещения. И он был неожиданно решен. С Божией помощью и при содействии благодетелей — сооружением надстройки над сестринским корпусом — трапезного храма в честь блаженной Ксении Петербургской.

Восстановительные работы в монастыре только начались. Все остальные необходимые постройки ждут своего часа и своих благодетелей. По генеральному плану в будущем планируется строительство архиерейских покоев, медицинского центра с храмом в честь вмч. Варвары, так как в округе нет возможности оказать медицинскую помощь местному населению, паломникам и сестрам, поэтому обитель с радостью примет в качестве насельниц специалистов с медицинским образованием. Также все, кто хотел бы служить Богу через свою профессию — педагоги, музыканты, художники, иконописцы, резчики, смогут найти в нашем монастыре свое место, реализуя Богом данные способности и профессиональные навыки.

При монастыре действует приют для девочек.

Храм в честь святого Николая Чудотворца, вид на вход в монастырь

Николо-Сольбинский монастырь

В Ярославской области, в село Сольба находится Николо-Сольбинский женский монастырь духовная обитель православных людей.

Святыня существует несколько веков, первые упоминания о ней датируются 15-м веком. За это время она пережила не одну войну и смену власти.

Согласно сведениям основал монастырь ученик Сергия Радонежского во второй половине 15-го века. Изначальное расположение святыни находилось в четырех километрах от сегодняшнего месторасположения. Но после многочисленных польских набегов, монастырь опустел и был восстановлен лишь через сто лет уже на новом месте.

Свое название пустынь получила от иконы Николая Чудотворца. Закладывалась она в качестве мужской обители, но с начала прошлого века считается женским монастырем.

До конца Российской империи святыня переживала настоящий расцвет. В монастыре числилось более ста сестер, было построено много храмов.

С приходом советской власти в монастырь опять пришел упадок. На его территории расстреливали священников и настоятельниц. Не одно десятилетие духовная обитель оставалась больницей для душевнобольных.

В середине 90-х годов прошлого века монастырь начали восстанавливать. Понадобилось несколько лет для того чтобы женщины, не страшась, смогли снова здесь жить.

На территории пустыни расположено три старинных храма:

  • Храм Петра и Павла;
  • Храм Сергия Радонежского и преподобных Феодосия и Антония;
  • Успенский храм;
  • Храм Св. Блаженной Ксении Петербургской.

Все они действующие и очень старые. Успенскому храму около трехсот лет.

Также на территории монастыря строятся пять новых церквей:

  • Храм Св. Спиридона Тримифунтского;
  • Храм Великомученицы Варвары;
  • Храм Святой Троицы;
  • Никольский храм;
  • Царский храм.

Их возводят согласно истории. К примеру, первый Храм Святой Варвары был построен еще вначале существования монастыря. Эта святая считается покровительницей Николо-Сольбинской обители, наряду с Николаем Чудотворцем.

Храм Святого Спиридона Тримифунтского будет надвратной церковью, расположенной в Монастырской стене. Последняя тоже переживает реконструкцию и имеет историческую ценность. В России больше нет храмов, посвященных этому святому.

Достопримечательности Николо-Сольбинского монастыря

Пустынь расположена в красивом, живописном месте. В непосредственной близости находится лес и протекает река Сольба. Считается, что ее воды имеют целительную силу, так как она наполняется множеством подземных ключей. От этого вода в реке всегда чистая и холодная. На одном из ее берегов стоит часовня и организована купальня. В праздник Крещения сюда съезжаются сотни людей, чтобы окунуться в целительные воды.

Возраст здания Административного корпуса больше полутора века. В середине него находится храм Святой Варвары.

В новом келейном корпусе есть смотровая башня, поднявшись на которую, можно увидеть панораму здешних красот.

Рядом с башенной стеной монастыря находится чудодейственный источник, к которому приезжают люди со всей России. До советских времен вода в нем была минеральной, и брать ее разрешалось лишь священнику только по большим праздникам. Потом источник осквернили, подведя к нему канализацию. Очистить его удалось лишь к началу 21-го века. Теперь это место целительной силы.

Николо-Сольбинский женский монастырь поражает своей красотой и величием. Он хранит древнюю историю и наполнен святостью многих веков.

Сольба. Николо-Сольбинский женский монастырь.


Храмы и часовни монастыря:

Другие постройки монастыря:

13. Купальня
14. Башни ограды
15. Корпуса в линии ограды
16. Пруд
17. Бассейн с фонтаном

Свою историю Николо-Сольбинский монастырь ведет со второй половины 15 века, и предполагается, что основан одним из учеников преподобного Сергия Радонежского. Первоначально монастырь был мужским и построен на Быльцином поле, что в 6 км от нынешнего местонахождения монастыря. Древнейший храм обители, «что в Быльцине» – деревянная Никольская церковь с приделом великомученицы Варвары. Вокруг нее и собрались первые иноки.

Обитель много претерпела на своем веку. Во времена междуцарствия, в начале 17 века, монастырь подвергся разорению от поляков и разбойников. Почти сто лет обитель находилась в запустении, но в 1711 году она возродилась, только на новом месте уже близ реки Сольбы. В том же году была начата постройка новой деревянной церкви, в память прежней с приделом великомученицы Варвары. Первым строителем монастыря, который официально именовался теперь Солбинской Пустынью, стал иеромонах Серапион.

В 1731 году началось строительство каменного соборного храма в честь Успения Божией Матери. К 1804 г. церковь святителя Николая довольно быстро обветшала, и было принято решение устроить в Успенском соборе придел Николая Чудотворца, а вскоре и придел Покрова Пресвятой Богородицы. В 1840 году обитель была обнесена каменной стеной (около 570 метров) с шестью башнями и святыми вратами, над которыми поместили иконы святителя Николая и преподобного Сергия.

Из описей известно, что монастырю до революции принадлежало множество пахотных, покосных и лесных угодий, содержавшихся в образцовом состоянии. Принадлежала монастырю и речка Сольба, протекавшая по его землям, дававшая чистую воду, рыбу и моловшая своей силой зерно на двух водяных мельницах. На заливных полях за рекой пустынножители разводили огород и косили сено.

Своего расцвета монастырь достиг в период 1904-1917 годов, когда пустынь была преобразована из мужской в женскую. Так во все время с начала 16 века по 1903 год, число насельников в обители единовременно не превышало 30 человек. На 1914 год монастыре числилось уже 115 сестер. Подвижнические труды игуменьи Макарии, умелое ведение хозяйства, молитвы сестер привели к подлинному расцвету обители.

В ноябре 1918 года монастырь был закрыт одним из первых в стране. Судьба игумении Макарии с сестрами до сих пор не известна. Из архивных документов тех лет выяснилось только, что несколько сестер были сосланы в лагеря, где, очевидно, и скончались, а священнослужители – расстреляны. Таким образом, перед нами не просто древняя пустынь со своей историей, перед нами — монастырь-мученик, и восстановление его в былом величии — дело не только внешнего строительства, но внутреннего созидания душ. Во время Великой Отечественной войны здесь разместился детский дом, а позже – лечебница для душевнобольных.

Успенский храм был осквернен и обезображен, внутреннее убранство полностью утрачено. В 60-х годах для строительства дорог были разобраны монастырские стены и башни. И, когда в 1994 году истерзанная и поруганная святыня была возвращена Церкви, возрождение ее казалось невозможным. После многолетнего перерыва, в 1999 году сюда прибыли три насельницы с настоятельницей монахиней Еротиидой. С Божией помощью началось возрождение обители. Впервые разлился по всей окрестности ликующий колокольный звон, созывая верующих в храм Божий и возвещающий людям, долгое время Бога не ведающим, что есть Господь, молитва, подвиг и Божии заповеди. Многие самые разные люди откликнулись на просьбы о помощи в возрождении монастыря, многие захотели внести свою лепту, побывав впервые в обители. Всего в обители построено и строится девять храмов, каждый из которых имеет свою оригинальную архитектуру.

Николо-Сольбинский женский монастырь.


Николо-Сольбинский монастырь.

Николо-Сольбинский женский монастырь затерялся среди ярославских лесов и болот, рядом нет поселений, и только маленькая извилистая речушка Сольба протекает у подножия монастыря.
В монастырь мы попали, случайно увидев на трассе М-8 указатель, решили повернуть. Первый встречный сказал, что до монастыря не менее 20 км, оказалось 50 км, по настоящим русским дорогам.


Николо-Сольбинский монастырь.

И вот впереди показались величественные каменные стены и белоснежные входные ворота с надвратной церковью.


Николо-Сольбинский монастырь.

На встречу нам вышла приветливая монахиня – сестра Екатерина. Именно так я представляла себе акунинскую Пелагею, только в руках у нее вместо спиц была рация — в монастыре идет бурное строительство и надо быть в курсе дел, оставаться на связи с другими сестрами.
Сестра Екатерина провела для нас экскурсию по монастырю.
По легенде Николо-Сольбинский монастырь был основан одним из учеников Сергея Радонежского в XV веке. Но не на месте, где находится современный монастырь, а на поляне в лесной глуши. Уже позже чудесным образом на дереве была обнаружена чудотворная икона Святого Николая и на ее месте (там где сейчас и находится монастырь) был построен храм.
В то время монастырь был мужским.
Известно, что уже к середине XVI века обитель располагала большими земельными угодьями и небольшая братия полностью обеспечивала свои потребности.
Однако в смутное время монастырь был полностью разорен поляками и разбойниками. Около 100 лет Сольбинская обитель находилась в запустении, а все ее земли были отданы в оброк.
В 1711 году с разрешения Петра I монастырь стал восстанавливаться. Выстроили новые церкви. А в 1840 году монастырь был обнесен каменной стеной с восемью башнями.
Но со временем обитель пришла в упадок и к началу XX века оставалась долгое время без настоятеля. Малочисленная братия была не в состоянии вести хозяйство и содержать обитель.
И в 1903 году была принята радикальная мера – преобразовать монастырь из мужского в женский. В это время начался рассвет обители. В монастыре жили более 100 сестер. Был обновлен храм, отстроены новые жилые корпуса, конюшня, хозяйственные помещения. Велось обширное хозяйство, например, матрасы, которые делали в монастыре, славились на всю округу, здесь выращивали овощи, фрукты, пекли хлеб, делали сыр и творог, сестры занимались рукоделием.
Икона святого Николая чтилась по-прежнему.
Так как сестры помогали белогвардейскому движению (шили белье), то с наступлением советской власти, Николо-Сольбинский монастырь закрыли одним из первых в 1918 году. Иеромонах Паисий и священник Леонид Гиляревский были расстреляны, а судьба почти всех сестер не известна (было найдено только две могилы).
На территории монастыря разместили сельскохозяйственную артель. Налаженное хозяйство и огороды давали урожай в течение 2-3 лет, а потом всё пришло в упадок, работники артели растащили оставшееся монастырское имущество и разбежались.
Во время Великой Отечественной войны в монастыре находился детский дом.
После войны здесь разместили психиатрическую больницу. Условия содержания больных были ужасными и пациенты часто сбегали, пугая жителей ближайших деревень. Так за монастырем укрепилась дурная слава. Впоследствии больницу всё-таки закрыли и монастырь облюбовали бомжы.
В 1994 году Николо-Сольбинский монастырь был передан Никитинскому мужскому монастырю как скит.
А в 1999 году решением Священного Синода был открыт как женский епархиальный.
Первая настоятельница монахиня Еротиида с тремя насельницами приехала в Николо-Сольбинский монастырь в январе. Она даже не представляла на сколько это заброшенное и глухое место, отправила телеграмму: «Приезжаю тогда-то, встречайте». Надо отдать должное, бомжы встретили матушку и даже первое время помогали. Но потом их пути разошлись.
Пять лет назад началось бурное строительство монастыря.
Самый древний храм монастыря – Церковь Успения Богородицы, построенная в 1731 году.


Церковь Успения Богородицы. Николо-Сольбинский монастырь.

Храм Преподобного Сергия Радонежского был построен в 2007 году подобно храму с картины Нестерова «Явление отроку Варфоломею».


Храм Преподобного Сергия Радонежского. Николо-Сольбинский монастырь.

Сравните:

Подножия храма выложено древними камнями, которые служили для укрепления монастырских стен.
При строительстве храма произошла интересная история. На территории обители был источник с водой не пригодной для питья: в ней содержалось слишком много фтора. И, когда рыли фундамент храма, к радости монахинь и горести строителей, забил источник, с кристально чистой водой! Сейчас источник вывели за монастырские стены и построили над ним часовню.


Часовня над источником. Николо-Сольбинский монастырь.

Над входными воротами был возведен Никольский храм.


Никольский храм. Николо-Сольбинский монастырь.

Другие храмы строятся. Сейчас в монастыре около 30 сестер.
Открыт приют, общеобразовательная и музыкальная школы для девочек. Есть пекарня, маслодельня.


Николо-Сольбинский монастырь.

После экскурсии сестра Екатерина пригласила нас пообедать в столовой для паломников. И мы ели вкусный монастырский сыр, творог со сметаной и хлеб, приготовленные с любовью. В качестве оплаты можно оставить пожертвования.

Николо-Сольбинский женский монастырь

Свою историю Николо-Сольбинский монастырь ведет со второй половины 15 века.
Точно неизвестно, кем и когда был основан монастырь, но существует он уже более пяти веков и первоначально был мужским.

Название обитель получила от главной святыни монастыря — чудотворной иконы святителя Николая, чудесно явившейся на этом месте и бережно хранимой вплоть до 20 века. Народное предание повествует, что чудотворный образ святителя Николая явился на древе. В память этого события была построена первая деревянная церковь обители. Вокруг нее и собрались первые иноки.
В 1544 году монастырь имел несколько земельных угодий и, согласно актам того времени, считался давно существующим.
Обитель много претерпела на своем веку. В начале 17 века монастырь подвергся разорению от поляков и разбойников. Обитель находилась в запустении 97 лет, и только указом Императора Петра I в 1711 году Николо-Сольбинская пустынь была возрождена, как приписная к Переславскому Борисоглебскому монастырю. В том же году была начата постройка новой деревянной церкви в честь святителя Николая и великомученицы Варвары, а в 1731 году каменной церкви в память Успения Божьей Матери.
В 1742 году по просьбе насельников обители Сольбинская пустынь получила самостоятельность.
В начале XIX века деревянная Никольская церковь пришла в упадок, и в каменном Успенском храме был освящен придел в память святителя Николая, а вскоре и придел в честь Покрова Пресвятой Богородицы. В 1840 году обитель была обнесена каменной стеной (около 570 метров) с шестью башнями и святыми вратами, над которыми поместили копию чудотворной иконы Святителя Николая и образ Преподобного Сергия.
Из описей известно, что монастырю до самой революции принадлежало множество пахотных, покосных и лесных угодий, содержавшихся в образцовом состоянии. Принадлежала монастырю и речка Сольба, протекавшая по его землям.
Своего расцвета монастырь достиг в период 1904—1917 годов, когда пустынь была преобразована из мужской в женскую. С начала XVI века по 1903 год число насельников в обители единовременно не превышало 30 человек. На 1914 год в монастыре числилось уже 115 сестер. К этому времени усилиями настоятельницы Макарии (Скудиной) Сольбинская пустынь была капитально обновлена.
После Октябрьского переворота уже в ноябре 1918 года усилиями местных коммунистов монастырь был разграблен и «ликвидирован», а некоторые из сестер, возможно, расстреляны. В монастырских строениях была организована сельхоз-коммуна, но церковь осталась действующей до 1937 года. Коммуна развалилась в 1922 году.
В 1937 году был расстрелян последний перед закрытием монастыря священник обители Леонид Гиляревский, имевший 12 детей. В том же году, по сфабрикованному обвинению в «контрреволюционной деятельности», расстреляли и последних настоятелей оставшегося Никольского храма: игумена Игнатия (Савочкина) и иеромонаха Паисия (Елисеева). Отец Паисий успел провести на Сольбе только две службы.
Монахини, оставшиеся после закрытия монастыря в близлежащих деревнях и продолжавших в миру нести монашеские обеты были приговорены к различным срокам тюремного заключения.
На территории монастыря была устроена лечебница для душевнобольных. Успенский храм был осквернен и обезображен, внутреннее убранство его полностью утрачено. В 1960-х годах были разобраны монастырские стены. От злого обращения душевнобольные часто убегали из лечебницы и представляли опасность для местного населения. К концу Советской власти некогда святое место люди стали обходить за версту.
После закрытия больницы все здания находились в аварийном состоянии, территория завалена больничным и строительным хламом, в развалинах ютились бомжи, алкоголики, наркоманы.
Поначалу монастырь числился приписным к мужскому Борисоглебскому монастырю Ярославской епархии. Присутствие насельников было непостоянным, службы совершались нерегулярно, восстановить разруху не удавалось.
Вскоре монастырь получил статус женского и в 1999 году обрел четырех постоянных насельниц. Настоятельницей была назначена монахиня Еротиида (Гажу), имевшая степень инвалидности и подвизавшаяся в Толгском монастыре Ярославской епархии.
Жизнь Николо-Сольбинской обители, особенно зимой, практически в глухом лесу, без телефонной связи, транспорта, при дефиците дров и продовольствия требовала от насельниц немалого личного мужества, каждодневного труда, напряжения всех духовных и физических сил. Тогда, с начала возрождения обители настоятельницей была поставлена цель — совершать полный ежедневный богослужебный круг чтений. И совершилось чудо. Настоятельница получила исцеление, Божьим Промыслом, молитвами и трудами сестер у монастыря стали появляться помощники и благотворители.
История обители с официального сайта: http://www.solba.ru/

В 1999 году от монастыря оставалось лишь два здания.
Это Успенский храм…

… и храм блаженной Ксении Петербуржской

Чуть позже появился надвратный храм святого Николая Чудотворца

А этот храм вам ничего не напоминает? Он построен по образу и подобию храма с картины Михаила Нестерова «Видение отроку Варфоломею». Соответственно, и храм в честь Сергия Радонежского (верхний) и свв. Антония и Феодосия Киевопечерских (нижний)

На стадии строительства находится храм великомученицы Варвары…

…и уникальный храм святителя Спиридона Тримифунтского, форму кирпичей для которого из обычных выпиливают вручную.

А вот храм свв. апостолов Петра и Павла у меня почему-то оказался на единственной фотографии и совсем вдали. Рядом располагается гостиница для паломников, которую временно занимает приют для девочек.

По всей территории монастыря идёт стройка

У внешних стен находится святой источник…

…и симпатичная река Сольба

В этом монастыре рады всем и вас обязательно накормят в одной из трапезных

(в ожидании вкусных щей)

А десерт пришлось собирать самостоятельно. Благо, он произрастает тут же в изобилии розово-красным ковром прямо у монастырских стен

Сольбинскому монастырю очень нужна всякая помощь: и рабочие руки, и материальная. Доехать к ним сложно — общественный транспорт не ходит в эту ярославскую глушь, но если вы захотите им помочь, то вас обязательно встретит монастырская машина в посёлке Нагорье. На монастырском сайте есть вся нужная информация.

Николо-Сольбинский женский монастырь в поселке Сольба, Ярославская область

Свою историю Николо-Сольбинский монастырь ведет со второй половины 15 века.

Точно неизвестно, кем и когда был основан монастырь, но существует он уже более пяти веков и первоначально был мужским.

Название обитель получила от главной святыни монастыря — чудотворной иконы святителя Николая, чудесно явившейся на этом месте и бережно хранимой вплоть до 20 века. Народное предание повествует, что чудотворный образ святителя Николая явился на древе. В память этого события была построена первая деревянная церковь обители. Вокруг нее и собрались первые иноки.

В 1544 году монастырь имел несколько земельных угодий и, согласно актам того времени, считался давно существующим.

Обитель много претерпела на своем веку. Во времена междуцарствия, в начале 17 века, монастырь подвергся разорению от поляков и разбойников. Согласно монастырскому Синодику, обитель находилась в запустении 97 лет, и только указом Императора Петра I в 1711 году Николо-Сольбинская пустынь была возрождена, как приписная к Переславскому Борисоглебскому монастырю. В том же году была начата постройка новой деревянной церкви в честь святителя Николая и великомученицы Варвары, а в 1731 году каменной церкви в память Успения Божьей Матери.

В 1742 году по просьбе насельников обители Сольбинская пустынь получила самостоятельность, на условиях отсутствия пособия от казны и обязанности братии «довольствоваться своими трудами». К моменту секуляризации церковных земель, последовавших в царствование Императрицы Екатерины II, монастырь вновь имел большие земельные угодья и развитое хозяйство.

В начале XIX века деревянная Никольская церковь пришла в упадок, и в каменном Успенском храме был освящен придел в память святителя Николая, а вскоре и придел в честь Покрова Пресвятой Богородицы. В 1840 году обитель была обнесена каменной стеной (около 570 метров) с шестью башнями и святыми вратами, над которыми поместили копию чудотворной иконы Святителя Николая и образ Преподобного Сергия.

Из описей известно, что монастырю до самой революции принадлежало множество пахотных, покосных и лесных угодий, содержавшихся в образцовом состоянии. Принадлежала монастырю и речка Сольба, протекавшая по его землям, дававшая чистую воду, рыбу и моловшая своей силой зерно на двух водяных мельницах. На заливных полях за рекой пустынножители разводили огород и косили сено.

Своего расцвета монастырь достиг в период 1904-1917 годов, когда пустынь была преобразована из мужской в женскую. Так, во все время с начала XVI века по 1903 год, число насельников в обители единовременно не превышало 30 человек. На 1914 год в монастыре числилось уже 115 сестер. К этому времени усилиями настоятельницы Макарии (Скудиной) Сольбинская пустынь была капитально обновлена.

После Октябрьского переворота уже в ноябре 1918 года усилиями местных коммунистов монастырь был разграблен и «ликвидирован», а некоторые из сестер, возможно, расстреляны. В монастырских строениях была организована сельхоз «коммуна», но церковь, как не удивительно, осталась действующей до 1937 года. «Коммуна» развалилась в 1922 году.

В 1937 году был расстрелян последний перед закрытием монастыря священник обители Леонид Гиляревский, имевший 12 детей. В том же году, по сфабрикованному обвинению в «контрреволюционной деятельности», расстреляли и последних настоятелей оставшегося Никольского храма: игумена Игнатия (Савочкина) и иеромонаха Паисия (Елисеева). Отец Паисий успел провести на Сольбе только две службы.

Монахини, оставшиеся после закрытия монастыря в близлежащих деревнях и продолжавших в миру нести монашеские обеты были приговорены к различным срокам тюремного заключения.

На территории монастыря была устроена лечебница для душевнобольных. Успенский храм был осквернен и обезображен, внутреннее убранство его полностью утрачено. В 1960-х годах были разобраны монастырские стены. От злого обращения душевнобольные часто убегали из лечебницы и представляли опасность для местного населения. К концу Советской власти некогда святое место люди стали обходить за версту.

После закрытия больницы все здания находились в аварийном состоянии, территория завалена больничным и строительным хламом, в развалинах ютились бомжи, алкоголики, наркоманы.

Поначалу монастырь числился приписным к мужскому Борисоглебскому монастырю Ярославской епархии. Присутствие насельников было непостоянным, службы совершались нерегулярно, восстановить разруху не удавалось.

Вскоре монастырь получил статус женского и в 1999 году обрел четырех постоянных насельниц. Настоятельницей была назначена монахиня Еротиида (Гажу), имевшая степень инвалидности и подвизавшаяся в Толгском монастыре Ярославской епархии.

Жизнь Николо-Сольбинской обители, особенно зимой, практически в глухом лесу, без телефонной связи, транспорта, при дефиците дров и продовольствия требовала от насельниц немалого личного мужества, каждодневного труда, напряжения всех духовных и физических сил. Тогда, с начала возрождения обители настоятельницей была поставлена цель — совершать полный ежедневный богослужебный круг чтений. И совершилось чудо. Настоятельница получила исцеление, Божьим Промыслом, молитвами и трудами сестер у монастыря стали появляться помощники и благотворители.

Великие русские святые: преп. Серафим Саровский, преп. Амвросий Оптинский, св. прав. Иоанн Кронштадтский, явившиеся основателями многих женских монастырей, убеждали благодетелей и своих почитателей уделять свои посильные лепты на устроение и содержание женских обителей, говоря: «. пока будет стоять православие на Руси, до тех пор память их не будет забвенна в обители, не замолкнет в ней священное славословие Богу Вышнему, пройдут годы, пройдут столетия, а поминовение благодетелей будет совершаться пред Престолом Божиим».

Личным или общественным транспортом. Николо-Сольбинский женский монастырь расположен в 95 км от Сергиева Посада. Из Москвы по Ярославскому шоссе до г. Сергиев-Посад, далее в сторону г. Углича по главной дороге до с. Нагорье, через 7-8 км. от с. Нагорье на развилке направо (имеется указатель монастыря).

Заправки: Иудино; Селково; Нагорье (не круглосуточная: по будням до 19 ч., в выходные до 17 часов).

Из Москвы можно также добраться через г. Переславль-Залесский. По Ярославской трассе до г. Переславль-Залесский, при въезде в город поворот налево под указатель «Ботик Петра», далее, не сворачивая, до с. Нагорье, от Нагорья по указателю до монастыря. Заправки в г. Переславле и в с. Нагорье (см. выше).

Из г. Ярославля по Московской трассе до Танка (7 км. не доезжая до г. Переславля), направо (имеется указатель), далее 50 км. по главной дороге. От танка до монастыря (50 км.) заправок нет.

В настоящее время монастырь не может предоставлять ночлег для паломников, т.к в страноприимном доме размещается детский приют

Адрес: Россия, Ярославская область, Переславский р-н, с/п Нагорье, местечко Сольба.

Телефон: +7 (48535) 4-83-48, 4-83-84

ТУРИСТИЧЕСКИЙ ПЕРЕСЛАВЛЬ

Действующий женский монастырь. Основан во 2-ой половине XIV в.

Адрес: Переславский район, ОПС Нагорье, местечко Сольба
(65 км от г. Переславля-Залесского, поворот в городе на музей-усадьбу «Ботик Петра I»)

Расстояние до ближайших городов:

Москва – 180 км, Ярославль – 180 км, Ростов Великий – 100 км,

Сергиев-Посад – 95 км, Углич – 70 км, Мышкин — 130 км.

Телефон для справок:+7 (915) 970-43-28 (гостиница) +7 (915) 970-24-74

Официальный сайт гостиницы монастыря: http://hotel.solba.ru/

Режим посещения монастыря: пн-вск 07:00 — 21:00

Расписание богослужений:
утренняя служба: пн-пт – 07:00, сб, вс, в праздничные дни – 08:30

вечерняя служба: ежедневно с 16:00

Ежедневно (кроме воскресенья) после окончания литургии служатся Панихида и Молебен

По субботам и воскресеньям служится молебен с акафистом святителю Спиридону Тримифунскому.

Состояние: Николо-Сольбинский женский монастырь — гостеприимное сердце Золотого кольца России. Он расположен среди нетронутых лесов на берегу живописной речки Сольбы в часе езды от Переславля-Залесского и недалеко от Троице-Сергиевой Лавры. Это островок покоя и тишины — идеальное место для тех, кто хочет отдохнуть от суеты, погрузиться в духовную, благодатную атмосферу. Побывав здесь нельзя уехать прежним.

Особо чтимые святыни: Чудотворная икона святителя Николая с частицей мощей, башмачок и частица мощей святителя Спиридона Тримифунтского, чудотворный образ Божией Матери Почаевской с частицами мощей прп. Иова и прп. Амфилохия Почаевских, частица мощей Иоанна Предтечи, ковчег с частицами мощей преподобных Глинских старцев, чтимая и необычная икона святой блаженной Ксении Петербургской, ковчеги с частицами мощей более 50 святых угодников Божиих. Каждое воскресенье под звон колоколов проходит торжественный крестный ход с иконами и хоругвями вокруг монастыря. Икону святителя Николая, как и в старые времена, обносят вокруг обители.

Храмовые и престольные праздники:

  • 6 февраля – св. блж. Ксении Петербургской
  • 15 мая/19 декабря – свт. Николая Чудотворца
  • 16 мая/23 июля/15 сенября — прп. Антония и Федосия Киево-Печерских
  • 12 июля – ап. Петра и Павла
  • 17 июля — св. Царственных Страстотерпцев
  • 18 июля/8 октября – прп. Сергия Радонежского
  • Пресвятой Троицы — отмечается на пятидесятый день после Пасхи
  • 28 августа – Успение Божией Матери
  • 11 сентября – Усекновение главы Иоанна Предтечи (левый придел в Успенском храме)
  • 14 октября – Покрова Божией Матери (правый придел в Успенском храме)
  • 25 декабря – свт. Спиридона Тримифунтского
  • 17 декабря – вмч. Варвары

Святые источники: св. источник прп. Сергия Радонежского и прпп. Антония и Феодосия Киево-Печерских, который забил из земли во время строительства пещерного храма во имя преподобных Антония и Феодосия Киево-Печерских. Рядом с источником находится купальня.

Монастырь на Сольбе был основан в XVI веке одним из учеников и последователей преподобного Сергия Радонежского. Первоначально был мужским, а в начале XX века преобразован в женский. В этот период монастырь достиг своего расцвета. В 1918 г. обитель закрыли. Многие из сестер были сосланы в лагеря, где и скончались. На месте монастыря была образована коммуна «Новая жизнь», затем психиатрическая больница. Успенский храм был осквернен и обезображен, внутреннее убранство полностью утрачено. В 60-х годах для строительства дорог были разобраны монастырские стены и башни. И, когда в 1994 году истерзанная и поруганная святыня была возвращена Церкви, возрождение ее казалось невозможным. Жертвенными трудами и заботами игумении Еротииды в 1999 г. началось восстановление монастыря.

Знавшие это место до начала строительства, со слезами умиления смотрят на монастырь сегодня и осознают, что не человеческие силы создали всю эту красоту. Здесь дело благодати Божией! Многие, впервые побывав в монастыре, не могут поверить, что все вокруг строения – новые, возникшие за 10-12 лет. Тем более трудно поверить, что все созданное было возведено и продолжает возводиться за счет пожертвований, собранных с большим трудом с миру по нитке.

В 2019 год – юбилейный для монастыря: 500 лет со дня основания обители и 20 лет от начала возрождения монашеской жизни в монастыре.

Правила посещения монастыря: вход на территорию монастыря свободный, при посещении монастыря предусмотреть соответствующую одежду, на территории монастыря разрешена бесплатная любительская фото- и видеосъемка, кроме съемок насельников/насельниц монастыря и службы в храме.

При использовании материалов интернет-портала «Туристический Переславль»
обязательно указание источника со ссылкой на портал.

Поиск работы в монастырях. Монастыри России.

Николо-Сольбинский женский монастырь

В Ярославской епархии, недалеко от Троице-Сергиевой Лавры в живописном лесном месте, изобилующем грибами, ягодами и целебными травами, на берегу тихой извилистой речки Сольбы возвышаются белоснежные храмы старинной Николо-Сольбинской обители. В древности эти места населяли угро-финские племена, и «солба» на их языке означало «живая вода».
Местоположение обители глухое и затерянное. Поэтому оно представляется крайне удобным для всех ищущих уединения и истинного удаления от мира. Немного найдется в России таких мест, что уже само по себе является достопримечательностью.

Для желающих потрудиться в обители

  • Паломники, приезжающие в монастырь специально потрудиться принимаются на три дня. По истечении трех дней, по желанию человека и с благословения начальства монастыря, можно остаться дольше. Обязательное требование – добросовестный усердный труд.
  • Холостые мужчины до 40 лет принимаются только в составе паломнических групп.
  • ЛИЦА БЕЗ ПАСПОРТА И ПРОПИСКИ ИЛИ ВРЕМЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ НЕ ПРИНИМАЮТСЯ ДАЖЕ НА ОДНУ НОЧЬ!
  • Рекомендуем взять с собой. Кроме одежды для посещения храма необходимо взять с собой рабочую одежду, например, для уборки или для работы на огороде. Если Вы едете в монастырь весной, осенью или дождливым летом, то нужно взять резиновые сапоги или другую непромокаемую обувь. В любое время года берите с собой теплую одежду, у нас обычно немного холоднее, чем, например, в Москве. Летом Вам пригодятся средства от комаров и насекомых.
  • Обязательно возьмите с собой лекарства, которые Вам могут понадобиться, так как наш монастырь находится в лесу и поблизости нет ни аптек, ни пунктов оказания медицинской помощи.
  • Чистое постельное белье имеется в гостинице – брать с собой не надо.
  • В монастыре есть святой источник с купальней, поэтому можно взять с собой бутылки, чтобы набрать воду и рубашки для купания. Также это можно приобрести в монастырской лавке.
  • Деньги на обратную дорогу паломникам не выдаются.

Подробнее о размещении в монастыре Вы можете узнать на сайте гостиницы монастыря: www.hotel.solba.ru

Дорогие паломники! Мы рады принять всех людей, которые к нам приезжают, но, к сожалению, у нас очень маленькая гостиница, которая уже давно не может вместить всех желающих. Поэтому мы обращаемся к Вам, если у Вас есть любовь и желание, помогите в строительстве гостиницы. Место у нас глухое и никто, кроме монастыря, не может дать жилье. У нас много проблем и задач в связи с восстановлением и содержанием монастыря, детского приюта и школы, поэтому мы просим Вашей помощи и снисхождения за некоторые неудобства.

Контакты:

Секретарь монастыря (общие вопросы):

Николо-Сольбинский монастырь

Переславль-Залесский: полезная информация

  • Информация о городе
  • Карта Переславля-Залесского
  • Куда сходить
    • Достопримечательности (50)
    • Музеи (15)
    • Храмы, соборы, мечети (18)
    • Национальные парки (1)
    • Парки развлечений (1)
    • СПА, источники (3)
    • Фестивали, праздники, шоу (3)
    • Парки (1)
    • Автовокзалы (1)
    • Пляжи (1)
  • Забронировать отель в Переславле-Залесском
  • Поиск и бронирование дешевых авиабилетов
  • Отзывы туристов
  • Фотографии Переславля-Залесского

Автобус От г. Сергиева Посада до села Нагорье автобусом № 116 с автовокзала (находится рядом с ж/д вокзалом). Автобус идет 1,5 часа. Нагорье – конечная остановка
Автобус От г. Ярославля до г. Переславля-Залесского автобусом, затем до местечка Сольба автобусом № 106 в 04:50, 12:30, 18:20, по пятницам в 18:00
Поезд От г. Москвы до г. Сергиева Посада: электричкой с Ярославского вокзала (метро Комсомольская) или автобусом № 388 от ВВЦ (метро ВДНХ)

Николо-Сольбинский монастырь

Храм Св. Ксении Петербуржской Николо-Сольбинского монастыря Страна Россия Село Сольба [источник не указан 3854 дня] Координаты Ошибка скрипта

Конфессия Православие Епархия Ярославская Тип Женский (бывш. мужской) Первое упоминание XVI век Последний настоятель игуменья Еротеида (2010 г.) [1] Статус Действующий монастырь Сайт Официальный сайт Николо-Сольбинский на Викискладе

Досоветский период Править

Время основания неизвестно, существовал уже в XVI веке. Название берёт от главной святыни монастыря — чудотворной иконы святителя Николая.

В начале XVII века разорён поляками. Возобновлён в 1711 году. В том же году построен сохранившийся до нашего времени Никольский храм.

В начале XX век здесь были игумен, 9 монахов и 10 послушников.

Монастырь во время Гражданской войны Править

В годы Гражданской войны богатые продовольствием регионы были отрезаны от Центральной России, народ и армия голодали. В этих крайних условиях монастырь скрывал продовольственные запасы до весны 1919 года. Наконец отряд милиции, возглавляемый И. И. Степановым, конфисковал из подвалов Сольбинского монастыря 3,3 тонны зерна, а из других тайников — 60 мешков ржи и 60 мешков овса. [2]

Участник этой процедуры пишет: «Вскрыли две кладовые: монастырскую и игуменскую, и какая разница: в первой мука ржаная, овсяная, житная, масло постное, грибы, соль; во второй: яйца, масло скоромное, яблоки, ландрин (да сахарный), кофе и прочее, чем скуки ради баловались игумения со своими близкими сподвижниками». [3]

Во время контрреволюционного мятежа эсеров игуменья Сольбинского монастыря составила заговор против Советской власти. Бумаги по этому заговору были найдены и отправлены в уездную Чрезвычайную комиссию, туда же под арестом выехали игуменья и казначея. [4]

Коммуна Править

В 1919 году превращён в коммуну. Имущество монастыря поступило в совместное владение монахинь и крестьян. После того, как руководство этой артели было переведено в другие города, коммуна закрылась.

Позднее тут работало медицинское учреждение — больница для душевнобольных. После начала «перестройки» больница была разрушена.

Возобновление Править

Возвращён церкви в 1996 году, возобновлён как женский. Постоянные насельницы появились в 1999 году.

В монастыре 5 действующих храмов, среди них: деревянный, в стиле северного зодчества, храм преподобного Сергия Радонежского и «пещерный» храм преподобных Антония и Феодосия Киево-печерских. Ведётся строительство 4-х храмов, в том числе: верхнего — в честь преподобного Сергия Радонежского и нижнего — в честь преподобных Антония и Феодосия Киево-печерских.

В настоящее время (2010 год) — 30 послушниц. [1]

При монастыре действует приют для девочек из неблагополучных семей. [1]

Ссылка на основную публикацию